О новых подлодках и их базах

До 2020 года военно-морской флот России получит 24 новые подводные лодки. Не менее восьми из них (согласно некоторым данным, десять) принадлежат к классу подводных крейсеров стратегического назначения. Остальные – многоцелевые атомные и дизель-электрические с торпедным и торпедно-ракетным вооружением. Несмотря на то, что к настоящему времени построена лишь небольшая доля планируемых субмарин, уже сейчас командование ВМФ рассматривает различные вопросы, связанные с их будущей службой.

К примеру, остается открытым вопрос распределения подлодок по флотам. Финансовые и политические катаклизмы восьмидесятых и девяностых годов серьезно ударили по планам флота, в результате чего сейчас нужда в новой технике выше, чем могла быть при постоянном и планомерном обновлении материальной части.

В отношении стратегических подлодок с межконтинентальными баллистическими ракетами проблему базирования можно считать решенной. В силу географических, тактических, правовых и т.п. причин подобные субмарины всегда служили только на Северном и Тихоокеанском флотах. Балтийский и Черноморский, при всей своей исторической значимости для российского флота, всегда получали только дизель-электрические подлодки, вооруженные торпедами и/или противокорабельными ракетами. Этот факт позволяет предполагать, что и в течение следующих лет многоцелевые АПЛ или лодки со стратегическими ракетами по-прежнему будут служить в составе Северного и Тихоокеанского флота.

В случае со стратегическими ракетоносцами главное преимущество такой дислокации заключается в том, что субмарина может быстрее отдалиться от берега, погрузиться под воду и уйти в нужном направлении. Для патрулирования или выполнения боевой задачи отсутствие такой возможности может быть критичным.

Специфика задач, а именно атака подводных и надводных кораблей противника, не требует от многоцелевых лодок подобного подхода к базированию. Поэтому их можно размещать на базах, близких к районам патрулирования, где имеется наибольшая угроза.

Отличным примером такого базирования является Черноморский флот. Корабли этого оперативно-стратегического объединения имеют прямой доступ в средиземноморский регион, а оттуда и в Атлантический океан. Стоит напомнить, что акватория Средиземного моря – один из важнейших районов. Есть несколько причин такой важности. Во-первых, как уже говорилось, возможность выхода в Атлантику. Во-вторых, корабли и подводные лодки вероятного противника, находясь в Средиземноморье, могут атаковать объекты на российской территории. В-третьих, не нужно забывать о торговых морских путях и строящемся газопроводе «Южный поток». Все эти коммуникации также находятся в зоне ответственности Черноморского флота.

Не менее важен для страны Балтийский флот. Как и в случае с Черноморским, в непосредственной близости от его баз пролегают морские пути и газопровод «Северный поток». Кроме того, именно корабли Балтийского моря имеют наиболее удобный и короткий выход в северные районы Атлантического океана и моря, расположенные севернее Европы. Также нельзя забывать о возможном ракетном ударе противника из этих районов. Таким образом, Балтийский флот также может и должен выполнять поиск и, если понадобится, уничтожение кораблей и подлодок противника.

Подлодка Б-380 «Святой князь Георгий» в плавдоке ПД-16. Севастополь. Южная бухта, 2008 год.

Зона ответственности атомных и дизель-электрических подлодок Северного флота с торпедно-ракетным вооружением – почти весь Северный Ледовитый океан. Уже несколько десятилетий этот регион представляет большой интерес в военном плане, поскольку фактически является очень удобным местом для запуска с подводных лодок баллистических ракет. Поэтому в обозримой перспективе подлодки Северного флота не останутся без работы и по-прежнему будут следить за появлением кораблей и субмарин в регионе.

Наконец, Тихоокеанский флот. Тихий океан, равно как и Северный Ледовитый, является одним из основных районов патрулирования стратегических подлодок различных стран. Сейчас в походы отправляются российские, американские и китайские АПЛ с баллистическими ракетами на борту. Кроме того, в регионе присутствуют надводные флоты, принадлежащие нескольким государствам. Таким образом, прикрытие восточного побережье России и защита ее от ракетно-ядерного удара с этого направления целиком и полностью ложится на Тихоокеанский флот.

Как видим, все оперативно-стратегические объединения военно-морского флота России, за исключением Каспийской флотилии, имеют ряд задач, для которых необходимы подлодки, вооруженные торпедами и крылатыми ракетами. Таким образом, подводные корабли подобных типов необходимо вводить в строй всех флотов. При этом есть ряд факторов, которые при всем желании не позволят сделать это быстро и с максимальным эффектом. К примеру, сейчас, ввиду отсутствия соответствующей инфраструктуры, планируется оснащать Черноморский и Балтийский флоты только дизель-электрическими субмаринами. Атомные подлодки, в свою очередь, по-прежнему останутся прерогативой Северного и Тихоокеанского.

Объявленные планы относительно введения в строй до 2020 года 24 подводных лодок подразумевают строительство 8 стратегических субмарин проектов 955 и 955А «Борей», не менее 7-8 многоцелевых лодок проектов 885 и 885М «Ясень», а также не менее 6 дизель-электрических подводных кораблей проекта 636 «Варшавянка». Также планируется довести проект 677 «Лада» и начать серийное строительство таких лодок. Состояние последнего проекта пока вызывает некоторые вопросы, но к 2020 году или даже значительно раньше ситуация должна проясниться.

Б-871 «Алроса» в Севастополе

Рассмотрим состояние «парка» нестратегических подлодок в российском ВМФ. В составе Черноморского флота в настоящее время имеется лишь две ДЭПЛ проектов 641Б (Б-380 «Святой князь Георгий») и 877В (Б-871 «Алроса»). Стоит отметить, субмарина Б-380 уже несколько лет находится на ремонте, ее дальнейшие перспективы порой становятся предметом споров. Подлодка Б-871 «Алроса» служит с 1990 года, а в начале двухтысячных прошла ремонт. Таким образом, фактически Черноморский флот располагает лишь одной подводной лодкой, способной нести службу и выполнять поставленные задачи.

На Балтийском флоте ситуация немного лучше. В составе этого объединения есть две ДЭПЛ проектов 877 (Б-227 «Выборг») и 877ЭКМ (Б-806 «Дмитров»). Обе эти подлодки начали службу еще в восьмидесятых годах прошлого века, а во второй половине девяностых и начале двухтысячных прошли средний ремонт.

Также на Балтике должна была служить новая подлодка Б-585 «Санкт-Петербург», построенная по проекту 677. Однако из-за многочисленных проблем с энергетической установкой она до сих пор находится в опытной эксплуатации и не будет принята в боевой состав флота. Неудачи именно этой субмарины привели к текущей ситуации с проектом 677 «Лада».

Самая лучшая ситуация с подлодками, вооруженными торпедами и крылатыми ракетами, наблюдается на Северном флоте. В его составе имеется 17 атомных субмарин такого класса пяти проектов и 7 дизель-электрических двух проектов. Самые старые подлодки Северного флота (Б-239 «Карп» проекта 945, а также Б-401 «Новосибирск» и Б-402 «Вологда» проекта 877) начали свою службу в 1984 году, а самая новая (К-335 «Гепард») служит с 2001 года. Около трети всех многоцелевых и дизель-электрических подлодок Северного флота в настоящее время находятся на ремонте или проходят модернизацию.

Подлодка Б-806 «Дмитров»

На Тихом океане служат 11 многоцелевых атомных подлодок проектов 971 и 949А, а также семь дизель-электрических субмарин 877. К сожалению, большая часть этих подводных кораблей в силу различных причин не может нести службу и патрулировать заданные районы. При этом в отношении возраста техники Тихоокеанский флот почти не уступает Северному.

Как видим, больше всех в новых подлодках с ракетным и торпедным вооружением нуждаются Черноморский и Балтийский флоты. Из официальных источников известно, что в ближайшие годы Черноморский флот получит шесть новых ДЭПЛ проекта 636.3. В дальнейшем не исключается строительство подобных подлодок для Балтийского флота. Кроме того, для оснащения этих двух оперативно-стратегических объединений в будущем планируется строить неатомные подлодки доработанного проекта 677, однако состояние последнего пока вызывает массу вопросов. Поэтому в ближайшее время моряки-балтийцы, к большому сожалению, не получат новые неатомные субмарины.

Ранее сообщалось, что несколько подлодок проекта 677 будут построены для Северного флота. Тем не менее, пока основные надежды на обновление этого объединения связаны с атомными лодками проектов 885 и 885М «Ясень». Уже известно, что головная лодка этого проекта К-560 «Северодвинск» до конца текущего 2013 года войдет в состав Северного флота. О второй субмарине серии, получившей имя «Казань», пока подобных сведений нет, равно как и о следующих 5-6 подводных кораблях.

Скорее всего, «Ясени» будут распределяться между Северным и Тихоокеанским флотом. Что касается службы этих субмарин на Балтийском или Черном морях, то такой вариант развития событий маловероятен. Как уже упоминалось, Черноморский и Балтийский флот пока не имеют соответствующей инфраструктуры, что не позволяет им эксплуатировать корабли с ядерными энергетическими установками.

Атомная подлодка проектов 885 и 885М «Ясень»

Наконец, стоит затронуть тему вооружения новых нестратегических лодок. Во всех трех проектах предусмотрено использование одних и тех же систем. Это унифицированные 533-мм торпедные аппараты с возможностью стрельбы торпедами и ракетами комплекса «Калибр». Также все лодки могут применять мины, боекомплект которых, однако, сокращает запас торпед или ракет. От прочих новых лодок в оружейном аспекте значительно отличается проект «Ясень». Эти многоцелевые АПЛ помимо торпедных аппаратов оснащаются восемью шахтами с четырьмя пусковыми установками для крылатых ракет П-800 «Оникс». Торпедное и минное вооружение соответствует проектам 636 и 677.

При использовании ракет семейства «Калибр» (линейка 3М-54) подлодки способны атаковать корабли противника с дистанции в 220-300 км, в зависимости от конкретного типа применяемой ракеты. В случае применения противолодочных ракет «Калибр» радиус действия сокращается до 40-50 км. Ракеты «Оникс» подлодок проектов 885 и 885М имеют примерно такие же характеристики, как и «Калибр» и способны поражать надводные цели на расстоянии до 300 км.

На основании информации о дальности полета ракет можно сделать соответствующие выводы о потенциале подлодок, в частности об их возможной боевой работе в том или ином районе. К примеру, в теории несколько подлодок Черноморского флота могут перекрыть значительную часть Средиземного моря и близлежащей суши, тем самым значительно затруднив передвижение кораблей противника, а также взяв на прицел некоторые сухопутные объекты. То же самое можно сказать и о новых подлодках Балтийского флота, которые способны провести аналогичную операцию в своей зоне ответственности.

Конечно, не стоит забывать про обнаружение целей, необходимость скрытого передвижения и противолодочные средства вероятного противника. Тем не менее, теоретическая возможность перекрыть крупный район несколькими лодками имеется.

Как видим, все основные объединения военно-морского флота России нуждаются в новых подводных лодках, способных бороться с кораблями и субмаринами противника. Прошлые годы серьезно подкосили боевой потенциал имеющейся техники и поэтому требуется срочное ее обновление. Однако экономические и производственные возможности страны пока не позволяют за считанные годы полностью восстановить производство с темпами шестидесятых или семидесятых годов прошлого века.

Тем не менее, строительство новых подводных лодок продолжается и постепенно набирает обороты. Поэтому от беспокойства относительно дальнейшей судьбы подводного флота можно перейти к не менее важным и полезным делам, например, к подготовке инфраструктуры для новейших субмарин.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Новая подводная лодка России до боли знакома | Военное дело | ИноСМИ

В конструкции новейших российских АПЛ использованы технологические элементы западных подводных лодок, повышающих как эффективность субмарин так и их способность оставаться незамеченными. В результате в военное время подводная лодка может более надежно защитить свой смертоносный груз из 16 ядерных ракет от американских и натовских охотников за российскими субмаринами.


Подводные лодки класса «Борей» просто огромны. Каждая — 160 метров в длину и 14 метров в ширину, их водоизмещение составляет 21 тысячу тонн. Ядерная силовая установка ОК-650Б мощностью 190 мегаватт позволяет кораблю двигаться со скоростью 15 узлов в надводном положении и 29 узлов — в подводном. У лодки — неограниченный запас дальности хода. Ограничения связаны только с запасами продовольствия.


Daily Mail
«Бореи» — одни из самых смертоносных АПЛ из когда-либо построенных. Каждая из них несет на борту шестнадцать баллистических ракет РСМ-56 «Булава», что позволяет ей наносить ядерные удары по любой точке Земного шара. Это делает подводные лодки незаменимой частью российской ядерной триады и обеспечивает мощный потенциал для ответного удара по любой стране, которая первой применит ядерное оружие против Москвы.


Первая российская подводная лодка этого класса «Юрий Долгорукий» была заложена в 1996 году. Из-за проблем с финансированием она была введена в строй лишь в 2014 году. По словам Саттона (H.I. Sutton), автора книги «Подводные лодки мира: Секретные берега. Руководство по идентификации» (World Submarines: Covert Shores Recognition Guide), недавно спущенная на воду четвертая лодка класса «Борей» «Князь Владимир» заимствовала некоторые конструктивные особенности субмарин производства США и других стран НАТО.


По словам Саттона, «хвостовая часть с поворачивающимися рулями и торцевыми пластинами на горизонтальных стабилизаторах такие же, как на АПЛ класса „Огайо» ВМС США». Подводные лодки также оснащены водометной движительной установкой вместо типичного гребного винта. Водометный насосный движитель впервые был использован Королевским военно-морским флотом Великобритании, но также такая система была установлена на подводных лодках ВМС США с класса Seawolf в 1990-х годах. «Бореи» — первые российские АПЛ, оснащенные такими двигателями.


Гладкая обтекаемая форма рубки — еще одно западное влияние. Это делает лодку похожей на американские субмарины, хотя она намного длиннее. У базовой модели «Борея» — необычная наклонная форма рубки.


Все вышесказанное не означает, что новая версия «Борея» — копия западных АПЛ. Саттон отмечает, что «Князь Владимир» имеет «традиционную для российских АПЛ двухкорпусную конструкцию. Западные лодки однокорпусные, и это означает, что экипаж отделяет от океана только один слой стали».


Еще один необычный аспект «Бореев»: большое количество торпед и торпедных отсеков. АПЛ действуют из обороны, постоянно скрываясь в морских глубинах. Обычно у них всего четыре торпедных отсека. Но, по словам Саттона, у «Бореев» их восемь, также как и у недостроенных ударных подводных лодок класса «Акула». Такое количество торпед — необычное усиление для подводной лодки, вооруженной баллистическими ракетами.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Новости дня: Новое оружие России: неатомная подлодка для ближней зоны — Свободная Пресса

России притупила к созданию принципиально новой неатомной подводной лодки с двигателем замкнутого контура для действий в ближней морской зоне, сообщил высокопоставленный представитель Главного штаба Военно-Морского флота РФ. По словам адмирала, «идет разработка принципиально новой подводной лодки для действий в прибрежных районах с энергетической установкой замкнутого цикла. Такие подлодки смогут в автономной режиме без всплытия находиться под водой по несколько недель». Некоторые средства массовой информации даже поспешили назвать будущий корабль «суперподлодкой». В чем ее уникальность? И о чем вообще речь? Попробуем разобраться.

Каждая вторая дизельная подлодка в мире сделана в СССР

Прежде всего, очевидно, что речь идет о дальнейшем развитии дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ). Отменим, что еще два десятилетия назад в мире было два бесспорных лидера в строительстве таких кораблей — СССР и Германия. Что и неудивительно — опыт строительства подводных кораблей в этих странах насчитывает век с лишним. За это время, например, советские и российские конструкторы создали и поставили на конвейер более 300 проектов ДЭПЛ. В результате к 90-м годам каждая вторая такая лодка в мире была родом с советских верфей. Наиболее удачным отечественным образцом стала ДЭПЛ 3-го поколения проекта 877/636 «Варшавянка» и ее экспортные варианты.

Чуть позже к названной паре подтянулась и Швеция. Американцы в технологической гонке на этом направлении не участвовали по той причине, что океанские операции собираются вести вдали от своих берегов. Для подобных операций нужна дальность плавания и скрытность, которая для ДЭПЛ недостижима. Поэтому в составе ВМС США подводные лодки исключительно с атомными двигателями.

Правда, в последнее время взгляды американцев здесь изменились. Прогресс в создании неатомных подводных лодок привел к тому, что самые современные из них сегодня по некоторым тактико-техническим данным не уступают атомоходам, а кое в чем даже превосходят их. В 2003 году шведская подводная лодка 4-го поколения Halland в дуэльной ситуации одержала верх над французской атомной лодкой. Она же в Средиземном море в учебном бою «торпедировала» американскую атомную подводную лодки Huston. При этом учтем, что в среднем ДЭПЛ в 4,5 раза дешевле каждого из своих собратьев с ядерными реакторами. Что делает их еще привлекательнее. Поэтому ничего удивительного, что недавно ВМС США взяли в лизинг шведскую подлодку 4-го поколения.

Что прежде сдерживало развитие неатомных подводных лодок? Их, казалось бы, неустранимый родовой порок: необходимость периодически всплывать для подзарядки аккумуляторных батарей, на которых только и возможно было передвигаться под водой. Не выныривать на поверхность можно было максимум 3−4 суток. Да и то лишь в случае, если боевое патрулирование велось на скоростях не выше 2−4 узлов. Дальше перехватывало дыхание не только у двигателей. Содержание кислорода в отсеках падало ниже всяких пределов, и экипаж тоже оказывался на грани обмороков. Приходилось подниматься на перископную глубину и вытаскивать на свет божий устройство для засасывания воздуха с поверхности. Его изобретатели, немцы, в годы второй мировой войны назвали эту штуку шнорхелем. У нас оно именовалось проще и бесхитростней — РДП (работа дизеля под водой).

В часы зарядки аккумуляторных батарей подлодка становилась легкой добычей противника. Главным своим преимуществом — возможностью скрыться в глубине — воспользоваться она не могла. Когда атомных реакторов еще не было и в помине, конструкторы многих стран уже начали работы над устранением этого рокового тактического недостатка.

Подводные «зажигалки»

В Советском Союзе работы начались в 1935 году под руководством С. Базилевского. Для обеспечения работы двигателя под водой он предложил использовать жидкий кислород, хранившийся в отсеке при температуре минус 180 градусов. Переоборудовали подводную лодку С-92 (после 1940 года называлась Р-1). В 1939 году дизель этого корабля без атмосферного воздуха смог проработать 5,5 часов. Но, как оказалось, жидкий кислород на подлодках привел в конструкторский тупик.

Германия в годы второй мировой войны создала подводную лодку XXVI серии, двигатели которой работали на перекиси водорода. Она была способна в течение шести часов развивать подводную скорость до 25 узлов. Правда, дальше перекись водорода заканчивалась, и приходилось снова поднимать шнорхель.

Поучаствовать в войне германские подлодки XXVI серии не успели, но оказались ценным трофеем для победителей-союзников. На их основе тут же развернулась послевоенная модернизация подводных флотов. То, что получилось в итоге, назвали анаэробными энергетическими установками для подводных лодок.

В 1955—1958 гг. в Советском Союзе было построено 29 первых серийных ДЭПЛ проекта А615 с анаэробными энергетическими установками. Корабли оказались очень неудачными и горели столь часто, что моряки их прозвали «зажигалками».

Параллельно в Ленинградском ЦКБ-18 шло, по сути, копирование трофейной германской лодки XXVI серии. То, что получилось в итоге, назвали проектом 617. Первый корабль заложили в феврале 1951 года и назвали С-99. Он оказался в силах под водой удерживать скорость до 20 узлов в течение 6 часов. 17 мая 1959 года в турбинном отсеке этой подлодки на глубине 80 метров прогремел взрыв. Все же она своим ходом пришла на базу. Было установлено, что авария произошла вследствие разложения перекиси при контакте с попавшей в клапан грязью.

Однако к тому времени в СССР уже вовсю кипели работы над атомными подводными лодками. Казалось, наступает конец эпохи ДЭПЛ. И об анаэробных энергетических установках в нашей стране надолго забыли. Напрасно. Хотя бы потому, что использование атомоходов в Черном и Балтийском морях исключено международными соглашениями.

Вернулись к этой теме лишь в 70-х годах прошлого века. Экспериментальную энергетическую установку с электрохимическим генератором поставили на хорошо отработанную и наиболее массовую советскую ДЭПЛ проекта 613. Назвали ее «Катран». В 1988 году она прошла государственные испытания. Но дальше рухнул Советский Союз. И дело в нашей стране окончательно встало.

Немцы завели Россию в тупик

Тем временем конкуренты ушли далеко вперед. Лучшей нашей ДЭПЛ является уже упомянутая «Варшавянка», созданная в 70-е годы. В боевом составе российского ВМФ РФ таких кораблей сегодня осталось всего 15. Но они относится к так называемому 3-му поколению ДЭПЛ. Главным принципиальным отличием неатомных подводных лодок 4-го поколения является наличие анаэробных энергетических установок, повышающих длительность непрерывного подводного плавания (автономности) до 700−1000 часов. И именно в направлении создания подобных кораблей развернулась в мире технологическая гонка.

Первыми преуспели немцы. Германские компании Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH (HDW) и Thyssen Nordseewerke GmbH (TNSW) спроектировали и построили четыре подлодки 4-го поколения типа 212 (экспортный вариант — проект 214). Первые четыре таких корабля переданы флоту ФРГ в 2005−07 годах. В сентябре 2006 году бундесмарине заказали еще две подлодки типа 212 со сроком их сдачи флоту в 2012—2013 годах. Их анаэробные установки, как и в конце второй мировой войны, работают на основе водорода.

Совсем другим путем двинулись шведы. Они отказались от водорода и оснастили свои новейшие подлодки типа Gotland так называемыми двигателями Стирлинга. Основной принцип работы этих машин основан на постоянно чередуемых нагревании и охлаждении рабочего тела в закрытом цилиндре. Обычно в роли рабочего тела выступает воздух, но также используются водород и гелий. Именно шведские ДЭПЛ сегодня считаются лучшими в мире.

Первой попыткой создания корабля 4-го поколения в России стала подводная лодка проекта 677 «Лада». Ее разработка в ЦКБ «Рубин» началась в 1989 году. Лишь через 8 лет, 26 декабря 1997 года, первая российская неатомная подлодка 4-го поколения, названная «Санкт-Петербург», была заложена на закрытом стапеле ОАО «Адмиралтейские верфи» в Питере.

По сравнению с двухкорпусной «Варшавянкой» надводное водоизмещение «Лады» снижено с 2 300 до 1 765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 19 до 21 узла. Состав экипажа уменьшен с 52 до 36 подводников, автономность увеличена до 45 суток. Лодки типа «Лада», по утверждению создателей, отличаются очень низким уровнем шумности, высоким уровнем автоматизации и относительно небольшой ценой. Но самое главное — при закладке подлодки «Санкт-Петербург» подразумевалось, что в процессе постройки она будет снабжена отечественной анаэробной установкой на основе все того же водорода, что и у германских лодок проекта 212.

Детали неизвестны, что ясно, что с головным кораблем 4-го поколения что-то не заладилось. Спущенный на воду в 2006 году, он до сих пор не сдан флоту. Более того. На ходовые испытания в 2007 году «Санкт-Петербург» вышел вообще без анаэробной установки.

Сумеем ли впрыгнуть в последний вагон?

Обобщим сказанное. Специалисты считают, что недавнее широковещательное заявление Главного штаба ВМФ России о разработке принципиально новой неатомной подлодки, это, по большому счету, — блеф. Ничего особого нового создавать не придется. Будем просто догонять ушедших вперед конкурентов. К счастью, судя по всему, возможности для этого есть. О них обозреватель «Свободной прессы» поговорил с директором Инновационно-консультативного центра стрирлингмашиностроения, заслуженным изобретателем РФ, доктором технических наук Николаем Кирилловым.

«СП»: — Прежде всего, скажите: велико ли наше технологическое отставание в строительстве неатомных подводных лодок?

-В целом мы не отстаем. В акустике, в вооружении. Провал только в создании анаэробных двигателей для подводных кораблей. Но он очень опасен. С имеющимися двигателями наши лодки вынуждены всплывать для подзарядки через каждые 3−4 дня. Сами понимаете, как это влияет на скрытность, главное достоинство любой ПЛ. Именно поэтому современные российские неатомные лодки относятся к кораблям 3-го поколения. А Пакистан, Австрия, Чили, Индия уже строят лодки 4-го поколения. Они без подзарядки могут находиться в океанских глубинах до 20 дней. Это же небо и земля.

«СП»:-Почему мы отстали в двигателях?

-Потому что копировали немцев. В Германии в последние десятилетия были созданы дизельные подводные лодки проектов 212 и 214. Они тоже могут очень долго не всплывать на поверхность. Но в их двигателях замкнутого цикла использован водород. Оказалось, что плавать на водороде очень дорого. В результате их самый последний — 214-й проект брать никто не хочет. Теперь немцы сами признали, что зашли в тупик. А следом за ними и мы.

«СП»:-Выход есть, или мы отстали навсегда?

-Нас спасает то, что в России существуют серьезные заделы по двигателям Стирлинга. Есть даже опытные образцы.

«СП»:-Но под них надо создавать корабли принципиально других проектов?

-Абсолютно необязательно. Двигателями Стирлинга можно оснастить подводные лодки типа «Лада». Тогда они будут не хуже, чем у шведов, которые на сегодня лидируют в строительстве неатомных субмарин. Это сразу позволит и российскому ВМФ сделать огромный рывок, и много добиться в экспорте такого рода вооружений.

«СП»:-Если наши будущие ПЛ окажутся всего лишь не хуже того, чем уже располагают шведы, в чем же наши преимущества?

-«Лада» по акустике и сегодня превосходит все существующие в мире лодки. Ее слабое место только энергетика. С двигателями Стирлинга «Лады» окажутся далеко впереди всех.

«СП»:-Сколько времени потребует подобная модернизация?

-Если будет стабильное финансирование — года за 3−4 сделаем.

«СП»:-В Министерстве обороны это сознают? И еще важнее — делают ли практические шаги в этом направлении, или пока одни разговоры?

-Это деликатная тема. Поэтому давайте пока ее не затрагивать. Но абсолютно точно, что сегодня надо говорить уже о неатомных подводных лодках следующего, 5-го поколения.

«СП»:-Какими они будут?

-Основное достоинство — единый двигатель и для подводного, и для надводного хода. Таких нет пока ни у кого. Но шведы и японцы уже работают в этом направлении. Лет через 10, думаю, сделают. У нас пока остается возможность впрыгнуть в последний вагон

svpressa.ru

Новая русская лодка, которая кардинально изменит этот мир к лучшему

В ближайшие годы в состав ВМФ войдут новейшие неатомные подводные лодки с фантастическими характеристиками

Недавно представитель Министерства обороны поведал журналистам: в ближайшие годы в состав Военно-Морского Флота России войдут несколько типов новейших неатомных подводных лодок с фантастическими характеристиками. Они уже внесены в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы, которая вот-вот должна быть утверждена президентом Путиным. С одной стороны эти чудо-лодки будут способны, как и атомоходы, нести стратегическое оружие – например, крылатые ракеты большой дальности семейства «Калибр», оснащенные ядерной «головой», а с другой – будут обладать сверхмалым водоизмещением и практически нулевым акустическим полем.

Что же это за чудо такое — сверхмалые неатомные подлодки нового поколения? Попробуем приоткрыть завесу тайны, которая их окружает…

Все они являются наследницами легендарной «Пираньи» — подводной лодки 865-го проекта. К 1990 году в СССР были построеныдве такие малютки. Предполагалось, что их будет больше, но развал Советского Союза прервал программу строительства. Да и прослужили они после этого всего восемь лет, до 1999 года.

«Пираньи» имели водоизмещение всего 220 тонн. При этом они могли погружаться на глубину до 200 м, несли экипаж, состоящий из трех человек, и были способны брать на борт разведывательно-диверсионную группу из шести боевых пловцов. Автономность составляла 10 суток, а вооружение – два контейнера с 400 миллиметровыми торпедными аппаратами, которые находились в забортном пространстве подводной лодки справа и слева от ограждения рубки, между прочным и лёгким корпусами.

Таким образом, боевые возможности у этих подводных лодок были довольно широкими, они могли бы еще служить и служить, но «лихие 90-е» пережить не сумели. Впрочем, нет худа без добра: поскольку они готовились к выводу из боевого состава флота, во второй половине 90-х их разрешили снять в кино, и широкие народные массы познакомились со сверхсекретной некогда «Пираньей» в кадрах знаменитой комедии «Особенности национальной рыбалки». Новые подводные лодки, которые готовятся поступить на вооружение нашего флота, являются «внучками» тех «Пираний».

Это, в первую очередь, подводная лодка проекта П-650 «Супер-пиранья». Знакомьтесь: 720 тонн водоизмещения, экипаж — девять человек и шесть боевых пловцов, оружие – четыре торпеды. Предельная глубина погружения — 300 м. Все её характеристики гораздо более серьезные, чем у предшественницы. В частности, дальность хода – 2000 миль, и из этих двух тысяч большую часть – 1200 миль – она может пройти под водой, не всплывая. В движение ее приводят либо два дизель-генератора, вырабатывающие электроэнергию для сверхтихого гребного электродвигателя, либо т.н. анаэробная, т.е. воздухонезависимая энергетическая установка.

Очень маленькая и очень опасная

Помимо П-650, у нас есть ещё один проект сверхмалой неатомной лодки – П-750 «Супер-пиранья 2». Её водоизмещение чуть больше, 950 тонн. Дальность хода – более 3700 км, причем, как и П-650, большую часть этой дистанции она может пройти в подводном положении. Вооружена эта подлодка более, чем серьёзно: четыре ракеты в универсальных вертикальных пусковых остановках, четыре торпеды калибра 533 миллиметра или восемь торпед калибра 400 миллиметров. В торпедных аппаратах, как и в вертикальных ПУ, возможно размещение крылатых ракет семейства «Калибр» или «Оникс» класса «подводная лодка – корабль» и «подводная лодка – земля». Ну, а кроме всего прочего, в специальных, расположенных между прочным и легким корпусами лодки контейнерах можно разместить ещё и 12 мин.

Шумность этой сверхмалой подводной лодки не превышает фоновых значений биологических шумов океана, то есть обнаружить ее практически невозможно. А значит, в Арктике и на Дальнем Востоке такие подводные лодки смогут идеально обеспечить защиту маршрутов развертывания наших атомных подводных ракетоносцев от американских многоцелевых субмарин или вражеских корабельных поисково-ударных противолодочных групп.

В результате бригада из, например, шести таких малышей будетспособна поставить под контроль огромную акваторию. Ну, скажем, всю акваторию Черного, или Балтийского, или Каспийского моря. А их маневренностьтакова, что они могут буквально вертеться на месте: поворотные винты и забортные рулевые колонки предоставляют им такую возможность.

Кроме того, возможность размещения на таких маленьких подводных лодках крылатых «Калибров», которые способны наносить ядерные удары по объектам, расположенным в глубине территории противника, на расстояниеболее 2500 километров, делает «Супер-пираньи» способными решать даже стратегические задачи. Раньше, скажем, 20 лет назад, о таких возможностях даже мечтать было невозможно…

Подведём итог. «Супер-пираньи» готовы решать невероятно широкий спектр боевых задач. Они могут высаживать боевых пловцов, то есть совершать тайные спецоперации. Могут заниматься противолодочной обороной. Могут противодействовать авианосным ударным группировкам, потому что четыре противокорабельных «Калибра», даже в неядерном, обычном оснащении, способны нанести любому авианосцу тяжелейшие повреждения или гарантированно отправить на днолюбой эсминец из состава авианосной ударной группы.

Какая именно из двух этих подводных лодок – то ли П-650, то ли П-750 – уже включена в государственную программу вооружения на 2018–2025 годы, неизвестно. Но в любом случае, обе эти подлодки – уже не просто «хотелки» адмиралов, не просто разработки каких-то продвинутых образцов для выставки, а вполне реальные, готовые к серийному производству образцы.

Хозяйки прибрежных морей

Особо стоит отметить, что все российские неатомные подводные лодки нового поколения будут оснащаться анаэробными, т.е. воздухонезависимыми химическими генераторами, которые существенно увеличат дальность их подводного хода.

Об этом стоит сказать подробней. Именно для «Пираний» еще в конце 80-х годов прошлого века питерским специальным конструкторских бюро была создана первая отечественная воздухонезависимая энергоустановка «Кристалл-20» мощностью 130 киловатт. (Кстати, коэффициент полезного действия такого электрохимического генератора достигает 75%.)В 1991 году, после прохождения всесторонних испытаний, установка «Кристалл-20» уже была принята на вооружение министерством обороны Советского Союза. Но вскоре последовал распад СССР и пришедшие к власти демократы все это, ясное дело, похоронили.

Зато сегодня такие технологии восстановлены на новом уровне. Для того, чтобы оценить их значение, важно понять: если неатомная подводная лодка обретает возможность находиться под водой не 3-4 дня, как сейчас, а, предположим, три недели, то в закрытых акваториях, в прибрежных морях такие подводные лодки станут на порядок эффективнее, чем огромные и дорогостоящие атомоходы, потому что они практически не шумят. Атомная подводная лодка шумит гораздо громче: механизмы, которые преобразуют энергию атомногореактора в энергию движения, связаны с вибрациями, вращениями и разного рода механическими взаимодействиями разных деталей, которые неизбежно создают мощное акустическое поле, и как ты ни пытайся его сократить, оно все равно остается весьма существенным. А новые лодки-малютки оказываются, по сравнению с атомоходами, практически бесшумными. Когда они плывут под водой, они практически никак не выделяются на фоне естественных биологических шумов океанских глубин. Это в буквальном смысле «черные дыры» в океане.

Малошумность здесь – ключевой момент. Любые другие подводные лодки будут услышаны нашими малышками гораздо раньше, чем смогут понять, что рядом с ними находится русская «Супер-пиранья». Значит, П-650 и П-750смогут сближаться, например, с американскими атомоходами на дистанции, позволяющие применять против них даже малогабаритные противолодочные торпеды! Это создает совершенно новую ситуацию во всех прибрежных морях России: и в Арктике, и на Дальнем Востоке, и в Черном море, и на Каспии, и на Балтике — короче говоря, везде.

Таким образом, появление воздухонезависимых энергоустановок на этих маленьких бесшумных подлодках создастважнейшую предпосылкудля настоящей революции в тактике и стратегии подводной войны! Второй предпосылкой такой революции станет появление на сверхмалых ПЛ дальнобойных ракет семейства «Калибр».Будучи размещенными на бесшумных, необнаруживаемых подводных лодках, они могут стать страшным оружием как против надводных кораблей противника, так и против стратегических объектов в глубине вражеской территории.

Дёшево и сердито

Еще один приятный плюс сверхмалых ПЛ — стоимость. Неатомные мини-лодки обойдутся нашей казне в десятки раз дешевле, чем атомоходы.

Кстати, догнать нас в этой области вооружений американцы не смогут ни за 10, ни за 20 лет. Дело в том, что после Второй мировой войны они вообще отказались от строительства дизельных лодок и строили только атомные. И это понятно: американские подводные лодки, чтобы попасть в районы своего боевого патрулирования, должны пересечь океаны. Они же не свои берега охраняют, они решают задачи наступательные, агрессивные. Это мы обороняемся в своих прибрежных морях, а американцы должны строитьтакие подводные лодки, которые способны решать боевые задачи за тысячи и тысячи миль от своих баз, от родного побережья. Поэтому Вашингтон просто обречён на то, чтобы делать ставку исключительно на атомные подлодки. Но когда эти дорогостоящие гиганты пересекут океаны и приплывут к нам, наши прибрежные акватории будут защищать сверхмалые НАПЛ, чья боевая эффективность будет существенно выше, чем у атомоходов, а стоимость – на порядок меньше.

Такое сочетание стоимости и эффективности позволит «Супер-пираньям» самым радикальным образом поменять не только правила ведения морской войны, но и оказать серьезнейшее влияние на стратегический баланс сил на сухопутных ТВД Европы и Дальнего Востока.

Константин Душенов

 

allpravda.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *