12 самых знаменитых мечей, о которых слагали легенды | Fresher

Клинки и магия Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя «знать» — знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. В таких россказнях есть доля истины — артефактный меч одним своим видом мог воодушевить соратников его владельца. Представляем вам 12 самых известных смертоносных реликвий в истории.

1. Меч в камне

Многие помнят легенду о короле Артуре, повествующую о том, как он вонзил свой меч в камень, чтобы доказать своё право на трон. Несмотря на совершенную фантастичность этой истории, она, возможно, основана на реальных событиях, только произошедших гораздо позже предположительного времени правления легендарного короля бриттов. В итальянской часовне Монте-Сьепи хранится глыба с крепко засевшим в ней клинком, который, по некоторым данным, принадлежал тосканскому рыцарю Гальяно Гвидотти, жившему в XII-м веке. Согласно легенде, Гвидотти отличался скверным нравом и вёл довольно распущенный образ жизни, поэтому однажды к нему явился архангел Михаил и призвал его встать на путь служения Господу, то есть податься в монахи. Рассмеявшись, рыцарь заявил, что уйти в монастырь ему будет так же трудно, как разрубить камень, и в подтверждение своих слов он с силой ударил клинком лежавший неподалёку валун. Архангел явил упрямцу чудо — лезвие легко вошло в камень, и поражённый Гальяно там его и оставил, после чего встал на путь исправления и позже был канонизирован, а слава о его мече, пронзившем камень, разнеслась по всей Европе. Подвергнув глыбу и меч радиоуглеродному анализу, сотрудник Университета Павии Луиджи Гарласкелли обнаружил, что какая-то часть этой истории вполне может быть правдой: возраст камня и меча насчитывает около восьми веков, то есть совпадает со временем жизни сеньора Гвидотти.

2. Кусанаги-но цуруги

Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. — «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги — «меч, собирающий облака рая». Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца. Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз — даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет. Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.

3. Дюрандаль

На протяжении веков прихожане часовни Нот-Дам, расположенной в городе Рокамадур могли видеть застрявший в стене меч, который, по преданию, принадлежал самому Роланду — герою средневековых эпосов и легенд, существовавшему в действительности. Согласно легенде, он швырнул свой волшебный клинок, защищая часовню от неприятеля, и меч так и остался в стене. Привлечённые этими байками монахов, в Рокамадур потянулись многочисленные паломники, которые пересказывали историю о мече Роланда друг другу, и таким образом легенда распространилась по всей Европе. Однако, по мнению учёных, меч в часовне находится вовсе не легендарный Дюрандаль, которым Роланд наводил ужас на своих врагов. Знаменитый рыцарь Карла Великого погиб 15 августа 778-го года в битве с басками в Ронсевальском ущелье, расположенном в сотнях километров от Рокамадура, а слухи о «Дюрандале», засевшем в стене, начали появляться только в середине XII-го века, практически одновременно с написанием «Песни о Роланде». Монахи просто связали имя Роланда с мечом, чтобы обеспечить себе стабильный поток прихожан. Но отвергая версию о Роланде как владельце клинка, специалисты не могут ничего предложить взамен — кому он принадлежал, вероятно, так и останется тайной. Кстати, сейчас меча в часовне нет — в 2011-м году его извлекли из стены и отправили в парижский музей Средневековья. Интересно также, что в французском языке слово «Durandal» женского рода, так что Роланд, вероятно, питал к своему мечу не дружескую привязанность, а настоящую страсть и вряд ли мог швырнуть свою возлюбленную об стену.

4. Кровожадные клинки Мурамасы

Мурамаса — знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого. Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена. Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса — это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы, чаще других одерживали победы.

5. Хондзё Масамунэ

В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию. Конечно, это чистейшей воды вымысел — Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса. Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования. Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ, был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.

6. Жуайёз

Клинок Жуайёз (в пер. с фр. «joyeuse» — «радостная»), по легенде, принадлежал основателю Священной римской империи Карлу Великому, и долгие годы служил ему верой и правдой. По преданию, он мог до 30-ти раз в день менять цвет лезвия и яркостью своей затмевал Солнце. В настоящее время существует два клинка, которыми мог владеть знаменитый монарх. Один из них, долгие годы использовавшийся в качестве коронационного меча французских королей, хранится в Лувре, и вот уже сотни лет не утихают споры относительно того, действительно ли рука Карла Великого сжимала его рукоять. Радиоуглеродный анализ доказывает, что это не может быть правдой: сохранившаяся старая часть выставленного в Лувре меча (за прошедшие сотни лет его не раз переделывали и реставрировали) создана между X-м и XI-м веками, уже после смерти Карла Великого (император скончался в 814-м году). Некоторые полагают, что меч был изготовлен после разрушения настоящего Жуайёза и является его точной копией, либо в нём присутствует часть «Радостной». Вторым претендентом на принадлежность легендарному королю считается так называемая сабля Карла Великого, находящаяся сейчас в одном из музеев Вены. Относительно времени её изготовления мнения специалистов расходятся, но многие признают, что она всё-таки могла принадлежать Карлу: вероятно, он захватил оружие в качестве трофея во время одного из своих походов в Восточную Европу. Конечно, это не знаменитый Жуайёз, но, тем не менее, сабля не имеет цены как исторический артефакт.

7. Меч Святого Петра

Существует легенда, что клинок, являющийся частью экспозиции музея польского города Познань — не что иное, как меч, которым апостол Пётр отрубил ухо рабу первосвященника во время ареста Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Этот меч в 968-м году привёз в Польшу епископ Иордан, который всех уверял, что клинок принадлежал Петру. Приверженцы этого мифа полагают, что меч выкован в начале I-го века где-то на восточных окраинах Римской империи Большинство исследователей, однако, уверены, что оружие изготовлено гораздо позднее описываемых в Библии событий, это подтверждает анализ металла, из которого выплавлен меч и лезвие типа «фальшион» — во времена апостолов таких мечей просто не делали, они появились лишь в XI-м веке.

8. Меч Уоллеса

Согласно преданию, сэр Уильям Уоллес, военачальник и предводитель шотландцев в борьбе за независимость от Англии, после победы в битве при Стерлингском мосту обтянул рукоять своего меча кожей казначея Хью де Крэссингема, занимавшегося сбором налогов для англичан. Надо думать, несчастному казначею пришлось перед смертью пережить немало ужасных минут, потому что кроме рукояти Уоллес сделал из того же материала ножны и портупею. По другой версии легенды, Уоллес изготовил из кожи только портупею, но сказать что-либо наверняка сейчас невероятно сложно, потому что по требованию короля Якова IV Шотландского меч подвергся переделке — старая изношенная отделка меча была заменена на более подобающую этому великому артефакту. Вероятно, сэр Уильям действительно мог украсить своё оружие кожей казначея: как патриот своей страны, он ненавидел предателей, сотрудничающих с оккупантами. Однако есть и другое мнение — многие считают, что история придумана англичанами, чтобы создать борцу за независимость Шотландии имидж кровожадного монстра. Истины мы, скорее всего, так и не узнаем.

9. Меч Гоуцзяня

В 1965-м году в одной из древних китайских гробниц археологи нашли меч, на котором, несмотря на сырость, окружавшую его долгие годы, не было ни единого пятнышка ржавчины — оружие было в прекрасном состоянии, один из учёных даже порезал палец, когда проверял остроту лезвия. Тщательно изучив находку, специалисты с удивлением констатировали, что ей не менее 2,5 тысяч лет. Согласно наиболее распространённой версии, меч принадлежал Гоуцзяню — одному из ванов (правителей) царства Юэ в период Вёсен и Осеней. Исследователи полагают, что именно этот клинок упоминался в утерянном труде по истории царства. По одной из легенд, Гоуцзянь считал этот меч единственным стоящим оружием в своей коллекции, а в другом предании говорится, что меч настолько прекрасен, что мог быть создан только совместными усилиями Земли и Небес. Меч отлично сохранился исключительно благодаря искусству древних китайских оружейников: лезвие изготовлено с применением изобретённого ими нержавеющего сплава, а ножны этого оружия столь плотно прилегали к клинку, что доступ воздуха к нему был практически перекрыт.

10. Семизубый меч

Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу (японский город Тэнри). Меч разительно отличается от привычного для нас холодного оружия из Сраны Восходящего Солнца, прежде всего, сложной формой лезвия — на нём есть шесть причудливых ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка — поэтому найденное оружие получило имя Нанацусая-но-тати (в пер. с яп. — «Семизубый меч»). Меч хранился в ужасных условиях (что очень нехарактерно для японцев), так что его состояние оставляет желать лучшего. На лезвии имеется надпись, согласно которой правитель Кореи подарил это оружие одному из китайских императоров. Описание точно такого же клинка встречается в Нихон сёки, древнейшем труде по истории Японии: согласно легенде, семизубый меч был преподнесён в дар полумифической императрице Дзингу. Тщательно изучив меч, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего, это тот самый легендарный артефакт, поскольку предположительное время его создания совпадает с событиями, описываемыми в Нихон сёки, кроме того там упоминается и о святилище Исоноками-дзингу, так что реликвия просто лежала там больше 1,5 тысяч лет, пока её не нашли.

11. Тисона

Оружие, принадлежавшее легендарному испанскому герою Родриго Диасу де Вивару, более известному как Эль Сид Кампеадор, в наши дни находится в соборе города Бургоса и считается национальным достоянием Испании. После смерти Сида оружие попало к предкам испанского короля Фердинанда II Арагонского, а унаследовавший его король подарил реликвию маркизу де Фальсесу. Потомки маркиза сотни лет бережно хранили артефакт, а в 1944-м году с их разрешения меч стал частью экспозиции Королевского военного музея в Мадриде. В 2007-м году владелец меча продал его властям региона Кастилия и Леон за $2 млн, а те передали его в собор, где похоронен Эль Сид. Сотрудников Министерства культуры обидела продажа меча, и они стали распространять информацию о том, что это более поздняя подделка, не имеющая отношения к де Вивару. Однако тщательный анализ подтвердил, что хотя изношенный «родной» эфес оружия в XVI-м веке заменили на другой, его лезвие изготовлено в XI-м веке, то есть меч наверняка принадлежал герою.

12. Ульфберт

В наше время о таких мечах практически забыли, но в Средние века при слове «ульфберт» враги викингов испытывали неподдельный ужас. Честь обладать подобным оружием принадлежала исключительно элите скандинавских вооружённых сил, потому что ульфберты были намного прочнее других мечей того времени. Большая часть средневекового холодного оружия отливалась из хрупкой низкоуглеродистой стали с примесью шлаков, а викинги для своих мечей закупали в Иране и Афганистане тигельную сталь, которая намного прочнее. Сейчас неизвестно, кем был этот Ульфберт, и он ли первым догадался создавать такие мечи, но именно его клеймо стояло на всех мечах, изготовленных в Европе из иранского и афганского металла. Ульфберты — пожалуй, самое совершенное холодное оружие раннего Средневековья, намного опередившее своё время. Сравнимые по прочности клинки стали массово производить в Европе только во второй половине XVIII-го века с началом глобальной промышленной революции.

www.fresher.ru

Готовый перевод Бессмертный молодой рыцарь / Rycerz Zakonu Księga 1: Глава 15: Шеркон

Глава 15: Шеркон — супер меч

– Садись, Никита. Отдохни.

Упрашивать отдохнуть меня было не надо, и я немедленно растянулся на песке.

– Я не собираюсь загонять тебя до смерти.

Как это успокаивает.

– У нас не очень много времени на подготовку. Всего полгода.

Кто торопит? То хотят ждать пятьдесят лет, то всего полгода.

– И за это время я должен научить тебя защищать свою жизнь. Ты думаешь, мне все происходящее доставляет удовольствие? Но самый быстрый способ чему-то научиться – это постоянно ставить для себя определенную планку и постоянно преодолевать ее.

Конечно, но ведь не сразу прыгать как мастер спорта!

– Ты вбил себе в голову, что не сможешь пробежать больше определенного количества кругов, и не смог. Самое главное здесь: вера в себя и свои силы. А кнут – это своеобразный символ веры, как крест у христиан. У нас нет времени ждать, когда ты сам поймешь это. Я тебя предупреждал, что будет тяжело.

– Но не настолько!

– Не переживай. Дальше будет легче.

– Правда? – спросил я с надеждой.

– Конечно. Я уже не буду так резко увеличивать нагрузку. И ты вскоре привыкнешь. Все. Спор окончен. Сегодня я объяснялся с тобой в первый и последний раз. Больше этого не будет. Я учитель, ты ученик. Я говорю, ты делаешь. Теперь давай определим, владеть каким оружием ты будешь учиться.

– Разве не мечом?

– Разумеется, мечом. Не мешай, – сердито оборвал меня Деррон. – Так. Эспадрон не годится – слишком тяжел. Ты его и не поднимешь. Подошла бы шпага, но для серьезного боя она не годится. По крайне мере, не для тебя.

Ага, это мне не годится, то не годится и, вообще, будешь палкой махать.

– Ну-ка встань, – неожиданно обратился ко мне рыцарь.

Я с неохотой подчинился.

– Теперь вытяни вперед правую руку. Теперь левую. Обе вместе. Подними их. Разведи в стороны. Хорошо.

Утренняя зарядка для идиотов окончена.

Деррон подошел ко мне и замерил веревочкой длину руки, рост и ширину плеч. Завязал узелки.

– Все. Садись. Думаю, шеркон тебе подойдет идеально. Тяжелые мечи тебе не нужны. Твое главное оружие ловкость, а не сила. Да, шеркон то, что нужно.

– Что такое шеркон? – спросил я озадаченно.

– Меч. Прямой, узкий, обоюдоострый. Предназначен как для рубящих, так и для колющих ударов. Распространен не слишком сильно. Все солдаты считают его детской игрушкой, так что никто не удивится, увидев его у тебя.

– Прекрасно. От детской игрушки будет зависеть моя жизнь.

– Я сказал: считают детской игрушкой, но шеркон ею не является. Он действительно выглядит не очень грозно, но в руках умелого воина это смертельно опасное оружие. И лично я больше опасался бы соперника именно с шерконом в руке, а не с каким-нибудь другим оружием. И если шеркон распространен не очень сильно, то только потому, что на свете не так уж и много настоящих бойцов. И еще – изготовлять его гораздо сложнее, чем обычный меч. Во-первых, он очень узкий, всего в два пальца ширины, а значит, необходима особо прочная и гибкая сталь; во-вторых, закаляют его по-особому, основное у шеркона – это его заточенный кончик и лезвие, примерно на ширину ладони от него. На них приходится основная работа. Поэтому, если весь клинок гибок, как у шпаги, то рабочая часть тверда. Ну, и еще много других секретов. Настоящие мастера на изготовление шеркона тратили иногда год, а то и более.

– Ничего себе!

– Теперь ты понимаешь, почему он не получил широкого распространения?

– Понятно. А можно хо

tl.rulate.ru

Перевод Бессмертный молодой рыцарь / Rycerz Zakonu Księga 1: Глава 15: Шеркон

Сожалеем, но текст оригинала доступен только зарегистрированным пользователям.

Глава 15: Шеркон — супер меч
– Садись, Никита. Отдохни.
Упрашивать отдохнуть меня было не надо, и я немедленно растянулся на песке.
– Я не собираюсь загонять тебя до смерти.
Как это успокаивает.
– У нас не очень много времени на подготовку. Всего полгода.
Кто торопит? То хотят ждать пятьдесят лет, то всего полгода.
– И за это время я должен научить тебя защищать свою жизнь. Ты думаешь, мне все происходящее доставляет удовольствие? Но самый быстрый способ чему-то научиться – это постоянно ставить для себя определенную планку и постоянно преодолевать ее.
Конечно, но ведь не сразу прыгать как мастер спорта!
– Ты вбил себе в голову, что не сможешь пробежать больше определенного количества кругов, и не смог. Самое главное здесь: вера в себя и свои силы. А кнут – это своеобразный символ веры, как крест у христиан. У нас нет времени ждать, когда ты сам поймешь это. Я тебя предупреждал, что будет тяжело.
– Но не настолько!
– Не переживай. Дальше будет легче.
– Правда? – спросил я с надеждой.
– Конечно. Я уже не буду так резко увеличивать нагрузку. И ты вскоре привыкнешь. Все. Спор окончен. Сегодня я объяснялся с тобой в первый и последний раз. Больше этого не будет. Я учитель, ты ученик. Я говорю, ты делаешь. Теперь давай определим, владеть каким оружием ты будешь учиться.
– Разве не мечом?
– Разумеется, мечом. Не мешай, – сердито оборвал меня Деррон. – Так. Эспадрон не годится – слишком тяжел. Ты его и не поднимешь. Подошла бы шпага, но для серьезного боя она не годится. По крайне мере, не для тебя.
Ага, это мне не годится, то не годится и, вообще, будешь палкой махать.
– Ну-ка встань, – неожиданно обратился ко мне рыцарь.
Я с неохотой подчинился.
– Теперь вытяни вперед правую руку. Теперь левую. Обе вместе. Подними их. Разведи в стороны. Хорошо.
Утр

tl.rulate.ru

Типология европейских мечей по Э. Окшотту » SwordMaster

загрузка…

Вы просматриваете новую версию статьи, старя версия тут  

Одним из величайших и самых устойчивых достижений в работе Эварта Окшотта является его классификация различных элементов мечей Средневековья и Эпохи Возрождения.  Он был ни первым ни последним из тех кто классифицировал мечи, но его работы являются  пожалуй, наиболее полной системной типологией  средневекового меча. Д-р Ян Петерсен в начале двадцатого века разработал типологию мечей эпохи викингов. Менее чем через десять лет, д-р R.E.M. Вилер упростил типологию Петерсена  из 26 категорий до 7 типов (нумерация римскими цифрами, как I-VII). Окшотт доработал эту систему, добавив два переходных типов, VIII и IX.

 Окшотт после этого составил типологию, которая должна была связать его работу с ранее проделанной другими исследователями, по вопросам развития и эпохи «Меча викингов». Основное различие между типологией Окшотта заключается в том, что она не ограничивает свое внимание лишь на рукоять или клинке, а рассматривает весь меч.

 Мечи эпохи викингов,  в форме клинка отличаются очень мало, ученые Петерсен и Вилер использовали стиль рукоятки, как определяющие характеристики для их классификации. Однако мечи развитого Средневековья,  показывают большое разнообразие в форме клинков.  Использовав IX тип мечей эпохи Викингов по Вилеру  в качестве отправной точки, Окшотт начал средневековую типологию  типом X (10), в котором четко обозначает его клинок с момента перехода  из раннего средневековья в эпоху викингов. Остальные типы пронумерованы от XI (одинадцать) до XXII (двадцать два).  Буква после римской цифры обозначает  подтип, если таковой существует. (Например, Тип XVIIIa).

 

 

Эти 13 типов и подтипов, которые подразделяются по Окшоттом в две большие группы.  Первая группа, а именно типы X-XIV, состоит из мечей предназначенных в первую очередь против кольчуги. Они, как правило имеют широкий линзовидный в сечении клинок, приспособленный  для режуще-рубящих ударов. Вторая группа, типы XV-XXII, состоит из мечей, направленных на поражение пластинчатой брони. У мечей этой группы  ромбический в сечении клинок параллельно сужается к ярко выраженному острию, они хорошо приспособлены для колющего удара.  Хотя большинство мечей, включенных в группу II вполне способны и на рубящие удары.

Исследования клинка, яблока, крестовины, и прочих элементов рукояти позволяет категоризировать мечи  по четырем признакам для описания и сравнения. Затем возможно группировать эти мечи внутри каждого типа.

Построенная таким образом система классификации очень упрощает проблему датировки меча, в том числе и в связи с развитием защитного доспеха «его» эпохи. Типология, конечно не до конца полна или совершенна, на что в первую очередь указывает сам автор, но она, несомненно, является одним из наиболее эффективных путей для понимания картины развития средневекового меча. Хочется напомнить читателю, что приведенные ниже схематичные изображения мечей являются только единичными образчиками данного типа, внутри каждого из которых, несомненно, существует множество вариаций.

Oakeshott использовал все академические и артистичные инструменты, доступные к нему, чтобы правильно сделать связи и разместить в правильно контексте доспех и оружие, которые он изучал. Меч, он говорил:  «Меч — экспонат, исторический документ, символ власти и доблести, и конечно романтика.» Рассматривая это все, он использовал археологию, антропологию, исторические документы, литературу, и искусство, чтобы сделать сравнения и определить экспонаты истории, которую он изучал. Никогда, забывая их «жестокую цель», он чувствовал, что эти изделия нужно изучать как часть целого истории и не просто как объекты искусства.

Типология по формам клинков

Клинки по типологии Окшотта, как и его типологии наверший и крестовин, предназначены для начала изучения мечей. Как хорошо известно, многие мечи не вписываются ни в один тип.  Окшотт иногда реклассифицировал некоторые мечи, когда они публиковались в новых работах. В одном случае он обсуждает меч, ранее классифицированы как тип XVIIId, но отмечает, что в другой своей книге, он «имело смысл меч не классифицировать». Некоторые видов, такие как тип XIIa, как оказывается, нет в  ранних работах  Окшотта. Они были добавлены позже после дальнейших исследований.

Ниже приводится информация, относящаяся к периоду общего пользования, длина клинка и заточенная область, форма клинка, сечение клинка, тип яблока, и крестовина, стиль для каждого типа и подтипа. Это в значительной степени основано на трудах Окшотта и предназначены только для отображения информации, для «типичного» меча этого типа.  Например,  период времени, указанный  в общем использовании означает период, в котором Окшотт определяет  его самое широкое применение, несмотря на то, что четко датированные примеры могут существовать вне указанного срока службы. Кроме того, среди четко типизированных примеров мечей могут быть экземпляры своими параметрами выходящие  за область типичных примеров.

 Типология, не предназначена для складывания меча в отдельную группу, а, скорее,  обеспечивает основу для обобщения групп мечей.

Следует отметить, что, хотя на ниже приведенные иллюстрирациях мечи были классифицированы Окшоттом на принадлежность к определенному типу, они не обязательно должны быть приняты в качестве эталона для данного типа.

 

Тип X | Тип XI | Тип XII | Тип XIII | Тип XIV | Тип XV | Тип XVI | Тип XVII | Тип XVIII | Тип XIX | Тип XX | Тип XXI | Тип XXII

 

Тип X

Хотя это один из архетипических мечей викингов, тип X можно также рассматривать в качестве переходного типа, находящиеся между мечами эпохи викингов (Типы I-IX по Вилеру) и мечами средневековья.  Он сохраняет многие черты его предшественников, такие как линзовидные сечение и профиль клинка, но он также показывает развитие в направлении новых типов крестовин и наверший, которые будут представлены в остальной части средневекового периода. Клинки, как правило, широкие и плоские и уменьшается плавно к  почти округлому острию.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
??? — 1200 78-84 см
(31-33 дюйма)
Почти по всей длине Плоский и широкий, сужающийся к навершию Линзовидное A, B, G, H, I, J, K, M 1, 2, 3
Тип Xa

Тип Xa почти идентичен Типу X во всех отношениях.  Реально отличается более узким долом клинка. Клинок обычно широкий и плоский, сужается равномерно к почти  округлому острию.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
??? — 1200 78-84 см
(31-33 дюйма)
Почти по всей длине клинка Плоский и широкий, сужающийся к навершию Линзовидное A, B, G, H, I, J, K, M 1, 2, 3

 

Тип XI

Тип XI во многих отношениях может рассматриваться диаметральной противоположностью Типа X. Он длинный там, где Тип X  короток. Он узок там, где Тип X широк. У него узкий неглубокий дол, и по сравнению с  типичным представителем типа X, клинок толще. Даже его манера использования отлична, он был предназначен в основном использования с коня и входил в комплект конного воина. Лезвия обычно идут параллельным почти по всей длине клинка, не сужаясь к острию. Острие обычно заострено, а не закруглено.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1100-1175 92-94 см (36-37 дюймов) Большая часть длины клинка Широкий, но не настолько плоский как Тип X Линзовидное A, B, G, H, I, J, K 1, 2, 3
Тип XIa

Почти во всех отношениях Тип XIa совпадает с Тип XI. Единственное отличие в том, что клинок шире, чем у нормального меча типа XI.  Клинок может быть такой же длины, или может быть короче. Долы по-прежнему неглубокие и узкие.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1100-1175 84-94 см (33-37 дюймов) Большая часть длины клинка Широкий, но не настолько плоский как Тип X Линзовидное A, B, G, H, I, J, K 1, 2, 3

 

Тип XII

Тип XII является истинно рыцарским одноручным мечом. Это хорошо сбалансированное оружие, которое можно использовать со щитом или без него, верхом или пешком. Это, вероятно, наиболее популярный меч в течение высокого средневековья.  Эти мечи почти всегда демонстрируют широкие долы и сужающийся к острию клинок.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1170-1350 81-86 см (32-34 дюйма) 2/3 длины широкий плоский, с почти параллельными сторонами Линзовидное Любой, но I наиболее распространено Любое, но 3 наиболее распространено
Тип XIIa

Если Тип XII —  рыцарский одноручный меч, Тип XIIa, возможно, рассматривать как типичный рыцарский полутораручный меч. Наряду с Типом XIIIa, они могут рассматриваться как «Большие мечи» (great swords) популярной исторической литературы. На этих мечах дол и острие тех же пропорций что и у меньшего по размерам Типа XII.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1250-1400 91-102 см (36-40 дюйма) 2/3 длины широкий плоский, с почти параллельными сторонами Линзовидное Любой, но J наиболее распространено Любое, но 1,2,3 наиболее распространены

 

Тип XIII

Похоже, что тип XIII не был широко распространен, имеется очень мало сохранившихся примеров. Эти мечи характеризуются широким долом (или двумя долами)  довольно тонким и плоским клинком, лезвия идут почти параллельно (едва сужаясь) к хорошо выраженному острию. Меч Тип XIII интересен тем, что при довольно коротком клинке имеет полутораручную рукоять.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1240-1350 77-80 см (30-31 дюйма) 5/8 длины клинка тонкий прямоугольный в сечении Линзовидное Любое, но D, E, I наиболее распространены 1, 2, 3, 5, 6, 7
Тип XIIIa

Клинки мечей Типа XIIIa похожи на Тип XIII, но они гораздо больше.  Считается что они были более распространены, чем мечи Типа  XIII.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1240-1350 87-102 см (37-40 дюйма) 5/8 длины клинка тонкий прямоугольный в сечении Линзовидное Любое, но D, E, I наиболее распространены 1, 2, 3, 5, 6, 7
Тип XIIIb

Этот вид практически идентичен Тип XIII, разница только в длине черенка.  У меча Типа XIIIb  длина рукояти около 4,5 дюйма, а не около 6 дюймов, как у мечей Типа XIII.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1240-1350 77-80 см (30-31 дюйма) 5/8 длины клинка толстый почти квадратный в сечении Линзовидное Любое, но D, E, I наиболее распространены 1, 2, 3, 5, 6, 7

 

Тип XIV

Мечи этого типа, как правило, короче своих современников, с широким и острым клинком.  Этот тип  мечей, возможно, последний из направленных против кольчуги.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1275-1340 66-84 см (26-33 дюйма) Половина длины Толстый,  прямоугольный, округлый в сечении Линзовидное Все, но тип K наиболее распространен 6, 7

 

Тип XV

Этот тип мечей характеризуется очень высокой прочностью, несмотря на схожесть с мечами кельтских времен. Данный образец был разработан непосредственно в связи с появлением новых форм доспеха. Форма клинка и крестовины делают этот меч более удобным для колющих ударов, но им все еще можно рубить.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение клинка Типы наверший Крестовина
1290-1415 74-84 см (29-33 дюйма) нет дола, ребро по всей длине Узкий, как правило с прямоугольным сечением Ромбическое ровное, иногда с выпуклым ребром Любое, наиболее популярны G, H, I, J, K Любое, но тип 8 наиболее популярен

 

Тип XVa

Мечи этого типа также были очень популярны. Они также представители истинных «незаконнорожденых» («bastard») полутораручных мечей,  пригодных для использования или одной, или двумя руками. Черенки их рукоятей могли быть  длиной  до десяти дюймов. По остальным параметрам они подобны обычным представителям XV Типа. Они характеризуются тем же равномерно сужающимся к острию клинком, похожим крестовинам, клинок иногда немного длиннее чем в Типе XV.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение клинка Типы наверший Крестовина
1350-1420 74-94 см ( 29-37 дюймов) нет дола, ребро по всей длине Узкий, как правило с прямоугольным сечением Ромбическое ровное, иногда с выпуклым ребром Любое, наиболее популярны G, H, I, J, K Любое, но тип 8 наиболее популярен

 

Тип XVI

Данный тип меча показывает, что непрерывная эволюция клинков двигалась и против брони смешанного типа. Так как пластинчатая броня стала более распространенной, ромбическое сечение клинков было необходимо, но из-за того, что кольчуги были еще в моде — способность мощно рубить была все еще полезна. Тип XVI — компромиссный меч, способный равно рубить и колоть.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1300-1350 71-81 см (28-32 дюйма) немногим более половины длины клинка Широкий и плоский, как правило, с прямоугольным сечением Уплощенное ромбическое G, H, I, J, K, T, T1, T2 Любой стиль
Тип XVIa

Данный тип мечей отличается от стандартного типа XVI поперечным сечением клинка (уплощенная, а не ромбическая) и черенок длиннее, что позволяет и его использовать двумя руками.  Он возник в ответ на рост спроса на мечи с хорошими колющими и возможностями работы двумя руками, чтобы дать достаточно энергии для поражения  противника в совершенствующейся со временем брони.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1330-1380 81-89 см (32-35 дюймов) 1/3 длины клинка Широкий, как правило, с прямоугольным сечением Уплощенная Любой тип, но  K или H1 популярнее Любой стиль

 

Тип XVII

Тип XVII спроектирован для поражения все более развивающийся пластинчатой брони. Во многих отношениях, Тип XVII более подходил для прокалывания брони и нанесения глубокой колотой раны и мало возможности для нанесения рубящего и режущего удара.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение клинка Типы наверший Крестовина
1335-1425 86-97 см (34-38 дюймов) 1/4 длины клинка. Или без него Толстый, квадратный в сечении Уплощенная Тип H1 или варианты типа T Любая, но 1 и 6 тип наиболее распространены

 

Тип XVIII

С появлением мечей Типа XVIII мы видим возврат к рубяще-колющему мечу. Широкое применение стрелкового оружия постепенно убирали доспех с полей сражений в конце периода. С появлением более легкой упрощенной брони, более универсальный меч получил применение. Тип XVIII и его подтипы соответствовал времени превосходно. Клинок Типа XVIII постепенно сужается к ярко выраженному острию.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1410 — 1510 68-91 см (27-36 дюймов) нет дола, ребро жесткости Прямоугольный Ромбическое Типы I, J, T, и  варианты T Популярные в те времена типы, но тип 11 преобладает

 

Тип XVIIIa

Тип  XVIIIa в основном схож с Типом XVIII. Его выделяет  более узкий клинок, короткий дол, и часто черенок рукояти предоставляет возможность использования двумя руками.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1410 — 1510 68-91 см (27-36 дюймов) 1/3 длины клинка Прямоугольный Ромбическое Любой тип Любой тип
Тип XVIIIb

Тип XVIIIb является ярчайшим представителем полутораручных и двуручных мечей. Этот тип мечей был особенно популярен в Германии.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1410 — 1510 81-107 см (32-42 дюйма) нет дола, ребро жесткости Прямоугольный Ромбическое Применяются  G, H, I, J, или K, а также варианты T Любой тип, но 1,2 и 10 преобладают
Тип XVIIIc

Тип XVIIIc — обычно более массивное оружие, чем его более длинный XVIIIb собрат по типу, но сохраняет основные характеристики восемнадцатого Типа.

Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1410 — 1510 81-87 см (32-34 дюйма) нет дола, ребро жесткости Прямоугольный Ромбическое Наиболее популярен  G, но H, I, J, K также применяются 12 тип
Тип XVIIId

Это довольно-таки плохо определяемый подтип, но он  характеризуются чрезвычайно стройным профилем всего меча в целом и одноручным хватом черенка рукояти, иногда с кольцевыми  упорами для пальцев.

Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1410 — 1510 68-91,5 см (27-36 дюйма) нет дола, ребро жесткости Прямоугольный Ромбическое Наиболее популярен  G, но H, I, J, K также применяются 12 тип. Или очень сложные формы, характерные для шпаг.
Тип XVIIIe

Этот вид является одним из немногих, которые можно привязать к конкретному региону.  Мечи XVIIIe Типа  были обнаружены почти исключительно в Дании, хотя некоторые из лучших примеров могут фактически быть немецкого или итальянского происхождения. Уникальный и определяющей характеристикой мечей данного типа —  необычное как для меча суженное рикассо.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение клинка Типы наверший Крестовина
1410 — 1510 81-107 см (32-42 дюйма) нет дола, ребро жесткости Прямоугольный Ромбическое Наиболее популярен  G, но H, I, J, K также применяются 12 тип. Или очень сложные формы, характерные для шпаг.

 

Тип XIX

Этому  типу мечей повезло относительно долго быть в употреблении — от высоких средних веков до почти конца ренессанса. Определяющая характеристика мечей этого типа — короткий рикассо и уплощенный клинок. Надрезанные желобки на рикассо — определяющая особенность.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение клинка Типы наверший Крестовина
1350 — 1600 82-86 см (32-34 дюйма) от 1/3 до 1/4 длины клинка Прямоугольный в сечении Уплощенное G, H, I, J, и K разные варианты типа T Популярно 5 и 6

 

Тип XX

Тип XX можно рассматривать как последний из истинных Боевых мечей («War sword») вроде XIIa или XIIIa. Этот тип был в употреблении в середине пятнадцатого века.  Определяющей характеристикой мечей  XX Типа, кроме его большого размера — являются особенности клинка. Часто на клинке меча идет два параллельных дола, или два коротких параллельных дола  с длинным центральным долом.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение клинка Типы наверший Крестовина
1350 — 1450 86,5-106,7 (34-42 дюйма) Короткие 1/4 , длинный 1/2 длины лезвия Прямоугольный в сечении Уплощенное G, H, I, J, и K разные варианты типа T Популярны были 7 и 9
Тип XXa

Мечи этого типа — вариант Типа XX с более острым профилем клинка. Долы представлены в той же конфигурации, но часто упрощенной форме.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1350 — 1450 56-86 см (22-34 дюймов) Короткие 1/4 , длинный 1/2 длины лезвия Прямоугольный в сечении Уплощенное G, H, I, J, и K Популярны были 7 и 9

 

Тип XXI

Этот тип берет свое стилистическое влияние знаменитого короткого меча Чикведеа (cinquedea) (предположительно, означает «пять пальцев» и назван по ширине лезвия у основания).  Это переходный тип с конца высокого средневековья до начала эпохи Возрождения.  В нем мы видим первые гражданские мечи и новые украшения Возрождения, которые во многом характерны для того периода. Эти мечи были нередко богато украшены сложным травлением, резьбой, и ин.  Некоторые примеры даже имеют орнамент из эмали или позолоты.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1450 — 1560 71-86 см (28-34 дюймов) 1/4 до 1/2 длины, как правило, несколько долов Прямоугольный в сечении Уплощенное G, H, R, или характерный для Чикведеа тип Популярны стили 9 или 11

 

Тип XXII

Мечи этого типа является еще одним из образцов мечей переходного периода от средневековья к эпохе Возрождения. Эти мечи имеют много общих характеристик с мечами Типа XVIII, поскольку клинок снабжен короткими долами, но зачастую довольно широкий,  во многих случаях сохранившиеся образцы являются парадными.


Период применения Длина клинка Длина дола Хвостовик Поперечное сечение Типы наверший Крестовина
1440 — 1570 66-102 см (26-40 дюймов) Обычно располагаются парами, 1/3 от длины лезвия Прямоугольный в сечении Уплощенное F G, H, или характерный для Чикведеа тип Популярны стили 9 или 11

 

взято отсюда:  My_armory

перевод мой

загрузка…

swordmaster.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *