Лекция 3. Повесть В. Кондратьева «Сашка» — Мегаобучалка

Вариант 1.

Вячеслав Кондратьев предваряет свой рассказ так: «Всем павшим подо Ржевом — живым и мертвым посвящена эта повесть». Насколько она автобиографична? Наверное, это неважно. Судьба автора во мно­гом сходна с судьбой его героя, с судьбой его боевых товарищей. Нас­колько важна правда факта, документальность в произведении? Главное, как писал Виктор Некрасов, даже не «так было», а «не могло быть не так».

Автор сразу вводит читателя в повествование, без всяких предвари­тельных слов: «К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время засту­пать Сашке на ночной пост». Он не называет бойца по фамилии, не называет его звания, герой просто Сашка. Повествование ведется, ка­жется, от лица автора, но в то же время создается впечатление, что рассказывает сам герой. Этому способствует и стиль рассказа про­стой, разговорный, и инверсии, характерные для разговорной речи: «У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик для отдыха, а рядом нало­жено лапнику густо…», и просторечия: «середка», «побоязничали», «прогляд», «подремливали», «никудышный», «свербит» и т. д.

В первом эпизоде мы видим Сашку, когда он задумывает достать ва­ленки с мертвого немца для своего ротного. Речь идет не о боеприпасах, не о боевой задаче — о валенках, это жизненно важно. Вообще «жизнь та­кая откладывать ничего нельзя».

Вот как изображается война.

«А ночь плыла над передовой, как обычно… Вплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже по­гасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные оче­реди или отдаленная артиллерийская канонада… Как обычно…» Дважды повторяется «как обычно», хотя речь идет о страшных вещах. «Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке…» Война оставляет следы разру­шения и смерти: «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые… Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снаря­дов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки…» Странное сочетание — «живые танки».



Автор показывает военный быт: «Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках (это зимой!). Только у ротного был жиденький блиндажик. И со жратвой туго, и с боеприпасами… нету силенок ребят хоронить, нету… Ведь себе, жи­вым, окопчика вырыть не в силах». Жалкие слова — «шалашик», «окопчик», «блиндажик» подчеркивают шаткость, ненадежность положения.

Мы узнаем о численности личного состава Сашкиной роты:

«— Сколько у вас в роте было человек? — спросил Сашку капитан.

—Сто пятьдесят…

—Сколько осталось?

—Шестнадцать…»

Выходит, меньше чем за два месяца из каждых десяти человек де­вять погибли!

А вот события фронтовой Сашкиной жизни.

Сашка добывает валенки для ротного; раненый Сашка возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; Сашка ведет санита­ров к раненому; Сашка берет в плен немца и отказывается его расстре­лять; встреча с Зиной; Сашка выручает лейтенанта Володю. Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы прохо­дит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.

Сашкина рота напоролась на немецкую разведку и стала поспешно отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку: полетели мины. «Но все это было привычное, испытываемое ими каждодневно и потому особого страха не вызывало». Сашка оторвался от своих, рва­нул через огонь и тут увидел немца. Сашка проявляет отчаянную храб­рость — берет немца голыми руками, патронов у него не было, свой диск он отдал ротному. При этом вовсе не считает себя героем — на вопрос ротного, как это вышло, отвечает: «А шут его знает. Дуриком».

На допросе немец молчит, и ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка думает, что немец не трус, раз не поддакивает на его «Гитлер капут», говорит, немцу, что у нас пленных не расстрели­вают, обещает ему жизнь. Комбат в штабе, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился.

Сашке нетрудно было бы убить немца в бою. Этот же немец был пленным, расстрелять его, после того как обещал сохранить жизнь, Сашка не может. Между двумя солдатами — русским и немецким — за­вязываются человеческие отношения: оба умываются и чистят одежду перед тем, как прийти в штаб; немец угощает Сашку сигаретами; Саш­ка обращается к пленному уже не так, как сначала, — «фашист», а «фриц», более нейтрально, ведь Фриц — немецкое имя; Сашке уже хо­чется поговорить с немцем, жаль, немецкого не знает. И главное вдруг понял Сашка — «какая у него сейчас страшная власть над немцем. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. И стало Сашке не по себе от свалившейся на него почти неограниченной влас­ти над другим человеком». Сашка увидел в пленном не просто врага, а другого человека: «когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным чело­веком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым… Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе».

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огром­ное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отве­чать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыка­лись на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то виновен.

Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить дан­ное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его созна­нии». И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растяги­вает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чу­вствуя свою правоту. «И отвернул глаза капитан», отменил свое прика­зание. Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит будто впервые и «церкву разрушенную», и «синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо» и думает: «коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным…»

В повести есть эпизодический герой, связной комбат Толик.

Девиз Толика «наше дело телячье», он уже примеривается к часи­кам еще не расстрелянного немца, готов торговаться с Сашкой, чтобы «трофей» не упустить. Нет у него в душе «заслона, преграды», как у Саш­ки. И Сашка понимает, что «Толик похвалиться любит, а сам слабак». Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безотве­тственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.

Кондратьев в эпизоде возвращения раненого Сашки в роту подчеркивает важное качество героя.

Сашка очень совестливый человек, с высоким чувством ответствен­ности, ему, раненому, «неловко как-то и совестно вот он уходит, а ре­бята и небритый осунувшийся ротный должны остаться здесь, в этой погани и мокряди, и никто не знает, суждено ли кому из них уйти отсюда живым, как уходит сейчас он, Сашка». «Сашка все эти страшные два ме­сяца только и делал, чего неохота. И в наступлении, и в разведке — все это ведь через силу, превозмогая себя, заколачивая страх и жажду жить на самое донышко души, чтоб не мешали они делать ему то, что положено, что надо».

Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить.

Сашка спас Зине жизнь. Это его первая любовь. По дороге в госпи­таль, когда страшное напряжение передовой постепенно отпускает и радость, что он все же живой, нахлынула в душу, Сашка разрешает себе подумать о Зине, сестренке из санроты, которую прикрыл своим телом от обстрела. Ожидание встречи с Зиной постоянно прерывается трево­гой о родной роте: ей опять дрожать в шалашиках, а «кого-то беспремен­но сегодня шлепнет». Предстоящая вечеринка, о которой он узнает от Зины, вызывает у него гнев: «Какие танцы! Врешь, Зина! Быть этого не может!», и «шатнуло его даже». Он говорит строго: «Понимаешь, нельзя это… Веселиться нельзя, когда все поля в наших! Понимаешь?»

Думается Сашке, что любовь их с Зиной будет такой же короткой, как вспышка ракеты. «Погорит немного, согреть как следует не успеет и… погаснет разведет их война в разные стороны».

А потом Сашка узнает, что Зина все-таки пошла на вечер, танцует с лейтенантом, и «нарастало комом в груди что-то холодное, тяжелое, подступало к горлу, давило…» «Будторазорвалось что-то в Сашкиной го­лове», когда он увидел в окне Зину, услышал ее разговор с лейтенантом и понял, «что любовь у них…»

Но, несмотря на потрясение, боль и обиду, припомнив их с Зиной разго­воры и «представив ее жизнь тут за эти месяцы, пришел он к тому неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на нее…» А раз любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он по-другому не может, справедливость и доброта опять берут верх.

Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей проявляет себя сильным человеком.

В эпизоде в эвакогоспитале румяный, сытый майор успокаивает воз­мущенных раненых — дали всего две ложки каши. В сердцах лейтенант запустил в майора тарелкой, и Сашка выгораживает друга, которого подведут под трибунал, а ему, рядовому, ничего не будет дальше пере­довой не пошлют. Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не герой­ский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке».

Характер Сашки — открытие Кондратьева. Пытливый ум и просто­душие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство; собственного достоинства — все это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сфор­мированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого вре­мени. «История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности — солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек», — писал К. Симонов.

Вариант 2.

megaobuchalka.ru

анализ повести. Характеристика главного героя

В число произведений, правдиво повествующих о страшных фронтовых буднях ВОВ, входит повесть писателя-фронтовика В. Кондратьева «Сашка». Здесь нет красивых слов, восхваляющих подвиг солдата, пожертвовавшего жизнью в страшном бою. Автор не показывает доблестных побед советских войск. Повседневная жизнь простого воина, «оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте», — это главная тема произведения «Сашка» Кондратьева. Анализ поступков героя помогает понять, что беспокоило и томило человека, вырванного из мирной жизни и брошенного в самое жерло войны.

Из истории создания повести

Кондратьев ушел на фронт в декабре 1941 года. В составе стрелковой бригады он принимал участие в развернувшихся в 42-м ожесточенных боях за Ржев, был ранен, награжден медалью. Впечатления от тех страшных лет остались на всю жизнь, о чем свидетельствует анализ повести «Сашка». Кондратьева, взявшегося за перо в довольно зрелом возрасте (повесть «Сашка» была опубликована в 1979 году, а в 80-м ее автору исполнилось 60 лет), каждую ночь беспокоили сны, в которых он видел боевых товарищей из-под Ржева. Он даже пытался разыскать однополчан, но так никого и не нашел, отчего возникла жуткая мысль: «А может, я один выжил?»

Писатель признавался, что перечитал много произведений о войне, но не находил в них того, что так и не отпускало его душу. И тогда он решил рассказать о «своей» войне, иначе какая-то ее страничка так и «останется нераскрытой». С этого момента начал свою литературную деятельность Вячеслав Кондратьев.

«Сашка»: краткое содержание повести

Действие разворачивается ранней весной. Главный герой, рядовой Сашка, второй месяц воюет на передовой близ Ржева, но для него все здесь уже «как обычно». Немцы все бьют и бьют, а у них и с едой плохо (из-за распутицы даже хлеба не хватает), и со снарядами, и просушить одежду да обувь негде. Военный быт с мельчайшими подробностями вырисовывает в повести «Сашка» Вячеслав Кондратьев. Анализ этих сцен подводит к мысли, как трудно было человеку в таких условиях остаться «Человеком» и не переступить через законы совести.

Раскрывая характер героя, автор обращает внимание читателя на несколько эпизодов из жизни Сашки. Совершенно буднично он совершает свои поступки:

  • добывает валенки для ротного (не для себя!), у которого пимы так прохудились, что уже и не высушишь;
  • берет в плен немца, которого застрелить так и не поднялась рука;
  • принимает на себя чужую вину и избавляет от трибунала молоденького лейтенанта;
  • встречается с медсестрой Зиной и уходит с ее дороги, узнав, что у нее любовь с другим.

Таков сюжет повести «Сашка» Кондратьева. Анализ этих сцен помогает понять, как сумел пройти через уготованные испытания и не уронить достоинства герой.

Пленение немца

Эта сцена одна из ключевых в произведении. Сашка берет языка «голыми руками», так как был безоружен. И вдруг в этот момент он, побывавший в самых опасных и безнадежных атаках, увидел в облике пленного не врага, а обманутого кем-то человека. Он пообещал ему жизнь, так как на листовке, подобранной по пути в штаб, было написано, что русские солдаты над пленными не издевались. По дороге Сашка постоянно ощущал чувство стыда и за то, что оборона у них была никудышная, и за то, что мертвые товарищи лежали непохороненные. Но больше всего он испытывал неловкость от того, что ощутил вдруг безграничную власть над этим человеком. Таков он, Сашка Кондратьева. Анализ его душевного состояния показывает, почему он так и не смог застрелить пленного и в результате нарушил приказ комбата. Чувствуя свою правоту, он сумел прямо взглянуть ему в глаза, отчего командир вынужден был отменить свое первоначальное решение о расстреле «языка». Позже Сашка подумал, что коль останется жив, это воспоминание о плененном им немце будет для него самым памятным событием войны.

Вот оно – одно из главных качеств русского воина: всегда сохранять в себе гуманизм, помнить, что ты человек. Это особо подчеркивает в повести Кондратьев. Сашка – анализ произведения тому доказательство – смог в один из самых тяжелых периодов жизни противопоставить добро злу.

Защита лейтенанта

Еще один важный эпизод – случай в госпитале, когда Сашка вступился за своего нового знакомого (молоденького лейтенанта) перед особистом. Они и знакомы-то были всего ничего, однако Сашка прекрасно осознавал, чем может грозить лейтенанту, имевшему звание, затеянная Владимиром ссора. А ему, рядовому, ничего не будет: дальше передовой все равно не пошлют. В результате лейтенант остался в госпитале, а Сашка вынужден был отправиться дальше в Москву сам. Отчаянный и горячий лейтенант на деле оказался слабее превосходящего его по силе духа и смелости рядового – к этому подводит анализ повести «Сашка» Кондратьева.

Испытание любовью

На войне Сашка встретился с Зиной. Знакомство с ней грело его душу, так как никого роднее ее для героя уже не было. Через традиционное в литературе испытание любовью проводит своего героя Вячеслав Кондратьев. Сашка (краткое содержание взаимоотношений которого с любимой девушкой умещается в несколько сцен) и здесь ведет себя с достоинством: способность понять другого человека и душевная доброта оказываются сильнее.

Сначала он с нетерпением ожидает встречи с девушкой, а когда она состоялась, узнает, что появилась у Зины новая любовь. Глубокие разочарования переживает в этот момент Сашка. Это и непонимание того, как можно устраивать вечеринку, когда там, на передовой, все поля в «наших». Это и боль от того, что она предпочла Сашке другого. Но он просто уходит, ни в чем не упрекая Зину и не требуя от нее никаких объяснений.

Так какой же он, Сашка Кондратьева?

Анализ повести и поступков главного героя помогает понять самое главное, что хотел донести до читателя автор: возможно пройти через страшные испытания войной и сохранить в себе Человека. Он подчеркивает это фразой, принадлежащей Сашке: «Люди же мы, а не фашисты». И таких солдат было большинство. Многие фронтовики видели своих боевых товарищей в образе героя. А это значит, что победу добыли как раз такие воины, в число которых входят сам В. Кондратьев, Сашка.

Анализ произведения помогает воссоздать образ русского солдата: мужественного, выносливого, сумевшего сохранить гуманизм, веру в победу.

fb.ru

Краткое содержание произведения Сашка Кондратьев

«Сашка влетел в рощу, крича „немцы! немцы!“, чтоб упредить своих». Ротный велел отойти за овраг, там залечь и ни шагу назад. Немцы к тому времени неожиданно замолкли. И рота, занявшая оборону, тоже притихла в ожидании, что вот-вот пойдёт настоящий бой. Вместо этого молодой и какой-то торжествующий голос стал их морочить: «Товарищи! В районах, освобождённых немецкими войсками, начинается посевная. Вас ждёт свобода и работа. Бросайте оружие, закурим сигареты…»

Ротный через несколько минут разгадал их игру: это была разведка. И тут же дал приказ «вперёд!».

Сашка хоть и впервые за два месяца, что воевал, столкнулся так близко с немцем, но страха почему-то не ощущал, а только злость и какой-то охотничий раж.

И такое везение: в первом же бою, дуриком, взял «языка». Немец был молодой и курносый. Ротный побалакал с ним по-немецки и велел Сашке вести его в штаб. Оказывается, фриц ничего важного ротному не сказал. А главное, перехитрили нас немцы: пока наши бойцы слушали немецкую болтовню, немцы уходили, взяв у нас пленного.

Немец шёл, часто оглядываясь на Сашку, видно, боялся, что может выстрелить ему в спину. Здесь, в роще, по которой они шли, много советских листовок валялось. Сашка одну поднял, расправил и дал немцу — пускай поймёт, паразит, что русские над пленными не издеваются. Немец прочёл и буркнул: «Пропаганден». Жалко, не знал Сашка немецкого, поговорил бы…

В штабе батальона никого из командиров не было — всех вызвали в штаб бригады. А к комбату идти Сашке не посоветовали, сказав: «Убило вчера Катеньку нашу. Когда хоронили, страшно на комбата глядеть было — почернел весь…»

Решил Сашка все же идти к комбату. Тот Сашке с ординарцем велел выйти. Слышался из блиндажа только комбатов голос, а немца словно и не было. Молчит, зараза! А потом комбат вызвал к себе и приказал: немца — в расход. У Сашки потемнело в глазах. Ведь он же листовку показывал, где написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину после войны! И ещё — не представлял, как будет убивать кого-то.

Сашкины возражения ещё больше вывели из себя комбата. Разговаривая с Сашкой, он уж руку недвусмысленно на ручку ТТ положил. Приказ велел выполнить, о выполнении доложить. А ординарец Толик должен был за исполнением проследить. Но Сашка не мог убить безоружного. Не мог, и все!

В общем, договорились с Толиком, что отдаст он ему часы с немца, но сейчас чтоб ушёл. А Сашка решил все же немца вести в штаб бригады. Далеко это и опасно — могут и дезертиром посчитать. Но пошли…

И тут, в поле, догнал Сашку с фрицем комбат. Остановился, закурил… Только минуты перед атакой были для Сашки такими же страшными. Взгляд капитана встретил прямо — ну, стреляй, а прав все равно я… А тот глядел сурово, но без злобы. Докурил и, уже уходя, бросил: «Немца отвести в штаб бригады. Я отменяю свой приказ».

Сашка и ещё двое раненых из ходячих не получили на дорогу продуктов. Только продаттестаты, отоварить которые можно будет лишь в Бабине, в двадцати верстах отсюда. Ближе к вечеру Сашка и его попутчик Жора поняли: до Бабина сегодня не добраться.

Хозяйка, к которой постучались, ночевать пустила, но покормить, сказала, нечем. Да и сами, пока шли, видели: деревни в запустении. Ни скота не видно, ни лошадей, а о технике и говорить нечего. Туго будет колхозникам весновать.

Утром, проснувшись рано, задерживаться не стали. А в Бабине узнали у лейтенанта, тоже раненного в руку, что продпункт здесь был зимой. А сейчас — перевели неизвестно куда. А они сутки нежрамши! Лейтенант Володя тоже с ними пошёл.

В ближайшей деревне кинулись просить еды. Дед ни дать, ни продать продукты не согласился, но посоветовал: на поле накопать картохи, что с осени осталась, и нажарить лепёх. Сковороду и соль дед выделил. И то, что казалось несъедобной гнилью, шло сейчас в горло за милую душу.

Когда мимо картофельных полей проходили, видели, как копошатся там другие калечные, дымят кострами. Не одни они, значит, так кормятся.

Сашка с Володей присели перекурить, а Жора вперёд ушёл. И вскоре грохнул впереди взрыв. Откуда? До фронта далеко… Бросились бегом по дороге. Жора лежал шагах в десяти, уже мёртвый: видно, за подснежником свернул с дороги…

К середине дня доплелись до эвакогоспиталя. Зарегистрировали их, в баню направили. Там бы и остаться, но Володька рвался в Москву — с матерью повидаться. Решил и Сашка смотаться домой, от Москвы недалеко.

По пути в селе накормили: не было оно под немцем. Но шли все равно тяжело: ведь сто вёрст оттопали, да раненые, да на таком харче.

Ужинали уже в следующем госпитале. Когда ужин принесли — матерок пошёл по нарам. Две ложки каши! За эту надоевшую пшёнку крупно повздорил Володька с начальством, да так, что жалоба на него попала к особисту. Только Сашка взял вину на себя. Что солдату? Дальше передовой не пошлют, а туда возвращаться все равно. Только посоветовал особист Сашке сматываться побыстрее. А Володьку врачи не отпустили.

Пошёл Сашка опять на поле, лепёх картофельных на дорогу сотворить. Раненых там копошилось порядочно: не хватало ребятам жратвы. И махнул до Москвы. Постоял там на перроне, огляделся. Наяву ли? Люди в гражданском, девушки стучат каблучками… будто из другого мира.

Но чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было на передовой, тем яснее виделось ему его дело там…

Немцы! немцы! – кричит Сашка. Надо упредить своих. Отойти за овраг – командует ротный, залечь. Немцы смолкли. Рота, заняв оборону, притихла в ожидании боя. Но тут голос стал говорить, что в местах, освобождённых немцами, уже начинается посевная. Всех ждёт свобода, мирная работа. Надо только бросить оружие. Ротный разгадал: это разведка. И дал приказ идти вперёд.

Сашка впервые столкнулся так близко с немцами, а тут еще везение: взял «языка». Это был молодой и курносый немец. Ротный велел отвести его в штаб. Пленный шёл, оглядываясь на Сашку, словно боялся выстрела в спину. В штабе никого из батальонных командиров не было. К комбату идти не советовали, потому что погибла Катенька, и на комбата глядеть страшно, аж почернел весь. Но Сашка все же к комбату пошел. Из блиндажа слышался один комбатов голос, словно немца и нет. Комбат вызвал и приказал: в расход. Потемнело в глазах у бойца. Вот ведь листовка: написано, что жизнь пленным обеспечена, возвращение на родину после войны! Он и не думал, что будет убивать пленного.

Возражения Сашки вывели из себя комбата. Приказ велел выполнить и доложить. Одинарец Толик за исполнением должен проследить. Сашка не мог убить безоружного. Просто не мог! Договорился с Толиком, отдав ему часы с немца, чтоб ушёл. А сам решил вести немца в штаб бригады. Далеко, опасно, дезертиром могут посчитать. Но повел. В поле догнал их комбат. Взгляд его Сашка встретил прямо, мол, стреляй, а я прав. Комбат смотрел сурово, однако без злобы. Докурил и сказал, чтоб немца в штаб бригады вели. Отменил, значит, прежний приказ. Сашка и с ним двое ходячих раненых продуктов в дорогу не получили. Есть продаттестаты, но отоварить можно только в Бабине, а это 20 верст. Бойцы поняли: сегодня до Бабина не добраться. Переночевали в избе, но еды у хозяйки не было совсем.

Дошли голодные в Бабино и узнали от раненного в руку лейтенанта, что был продпункт здесь зимой. Перевели, а куда неизвестно. Сутки голодные, пошли дальше. В деревне дед советует: на поле можно накопать картошки, нажарить лепёх. Сковороду, соль дед дал. Несъедобная гниль пошла за милую душу.

Сашка с Володей сели перекурить, а Жора вперёд пошёл. И тут грохнуло. Подбежали — мёртвый он: видать, за подснежником с дороги свернул. Доплелись до госпиталя. Зарегистрировались, в баню сходили. Можно остаться, но Володька в Москву рвался мать увидеть. Решил и Сашка домой смотаться — от Москвы недалеко.

Сто вёрст протопали раненые. Ужин в другом госпитале. Каши 2 ложки! Повздорил Володька с начальством за такой рацион из пшенки — жалоба и пошла к особисту. Сашка вину взял на себя. Что бойцу? Дальше передовой не пошлют. Но особист велел Сашке сматываться. Сашка и махнул до Москвы. Стоит на перроне: явь ли это? Народ в гражданском, девушки каблучками стучат. Будто из другого мира.

Но чем спокойнее казалась Москва, тем яснее Сашке, что его дело там, на передовой.

www.allsoch.ru

Содержание повести Кондратьева “Сашка” — Кондратьев В. Л

Сашка влетел в рощу, крича: “Немцы! Немцы!” – чтоб упредить своих. Ротный велел отойти за овраг, там залечь и ни шагу назад. Немцы к тому времени неожиданно замолкли. И рота, занявшая оборону, тоже притихла в ожидании, что вот-вот пойдет настоящий бой. Вместо этого молодой и какой-то торжествующий голос стал их морочить: “Товарищи! В районах, освобожденных немецкими войсками, начинается посевная. Вас ждет свобода и работа. Бросайте оружие, закурим сигареты.”
Ротный через несколько минут разгадал их игру: это была разведка. И тут же

дал приказ “вперед!”.
Сашка хоть и впервые за два месяца, что воевал, столкнулся так близко с немцем, но страха почему-то не ощущал, а только злость и какой-то охотничий раж.
И такое везение: в первом же бою, дуриком, взял “языка”. Немец был молодой и курносый. Ротный побалакал с ним по-немецки и велел Сашке вести его в штаб. Оказывается, фриц ничего важного ротному не сказал. А главное, перехитрили нас немцы: пока наши бойцы слушали немецкую болтовню, немцы уходили, взяв у нас пленного.
Немец шел, часто оглядываясь на Сашку, видно, боялся, что может стрельнуть ему в спину. Здесь, в роще, по которой они шли, много советских листовок валялось. Сашка одну поднял, расправил и дал немцу – пускай поймет, паразит, что русские над пленными не издеваются. Немец прочел и буркнул: “Пропаганден”.
Жалко, не знал Сашка немецкого, поговорил бы.
В штабе батальона никого из командиров не было – всех вызвали в штаб бригады. А к комбату идти Сашке не посоветовали, сказав: “Убило вчера Катеньку нашу. Когда хоронили, страшно на комбата глядеть было – почернел весь.”
Решил Сашка все же идти к комбату. Тот Сашке с ординарцем велел выйти. Слышался из блиндажа только комбатов голос, а немца словно и не было. Молчит, зараза! А потом комбат вызвал к себе и приказал: немца – в расход. У Сашки потемнело в глазах. Ведь он же листовку показывал, где написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину после войны! И еще – не представлял, как будет убивать кого-то.
Сашкины возражения еще больше вывели из себя комбата. Разговаривая с Сашкой, он уж руку недвусмысленно на ручку ТТ положил. Приказ велел выполнить, о выполнении доложить. А ординарец Толик должен был за исполнением проследить. Но Сашка не мог убить безоружного. Не мог, и все!
В общем, договорились с Толиком, что отдаст он ему часы с немца, но сейчас чтоб ушел. А Сашка решил все же немца вести в штаб бригады. Далеко это и опасно – могут и дезертиром посчитать. Но пошли.
И тут, в поле, догнал Сашку с фрицем комбат. Остановился, закурил. Только минуты перед атакой были для Сашки такими же страшными. Взгляд капитана встретил прямо – ну, стреляй, а прав все равно я. А тот глядел сурово, но без злобы. Докурил и, уже уходя, бросил: “Немца отвести в штаб бригады. Я отменяю свой приказ”.
Сашка и еще двое раненых из ходячих не получили на дорогу продуктов. Только продаттестаты, отоварить которые можно будет лишь в Бабине, в двадцати верстах отсюда. Ближе к вечеру Сашка и его попутчик Жора поняли: до Бабина сегодня не добраться.

Хозяйка, к которой постучались, ночевать пустила, но покормить, сказала, нечем. Да и сами, пока шли, видели: деревни в запустении. Ни скота не видно, ни лошадей, а о технике и говорить нечего. Туго будет колхозникам весновать.
Утром, проснувшись рано, задерживаться не стали. А в Бабине узнали у лейтенанта, тоже раненного в руку, что продпункт здесь был зимой. А сейчас – перевели неизвестно куда. А они сутки нежрамши! Лейтенант Володя тоже с ними пошел.
В ближайшей деревне кинулись просить еды. Дед ни дать, ни продать продукты не согласился, но посоветовал: на поле накопать картохи, что с осени осталась, и нажарить лепех. Сковороду и соль дед выделил. И то, что казалось несъедобной гнилью, шло сейчас в горло за милую душу.
Когда мимо картофельных полей проходили, видели, как копошатся там другие калечные, дымят кострами. Не одни они, значит, так кормятся.
Сашка с Володей присели перекурить, а Жора вперед ушел. И вскоре грохнул впереди взрыв. Откуда? До фронта далеко. Бросились бегом по дороге. Жора лежал шагах в десяти, уже мертвый: видно, за подснежником свернул с дороги.
К середине дня доплелись до эвакогоспиталя. Зарегистрировали их, в баню направили. Там бы и остаться, но Володька рвался в Москву – с матерью повидаться. Решил и Сашка смотаться домой, от Москвы недалеко.
По пути в селе накормили: не было оно под немцем. Но шли все равно тяжело: ведь сто верст оттопали, да раненые, да на таком харче.
Ужинали уже в следующем госпитале. Когда ужин принесли – матерок пошел по нарам. Две ложки каши! За эту надоевшую пшенку крупно повздорил Володька с начальством, да так, что жалоба на него попала к особисту. Только Сашка взял вину на себя. Что солдату? Дальше передовой не пошлют, а туда возвращаться все равно. Только посоветовал особист Сашке сматываться побыстрее. А Володьку врачи не отпустили.
Пошел Сашка опять на поле, лепех картофельных на дорогу сотворить. Раненых там копошилось порядочно: не хватало ребятам жратвы.
И махнул до Москвы. Постоял там на перроне, огляделся. Наяву ли? Люди в гражданском, девушки стучат каблучками. будто из другого мира.
Но чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было на передовой, тем яснее виделось ему его дело там.

.

studentguide.ru

Война в повести Кондратьева «Сашка»

    Глубинным импульсом, послужившим написанию Вячеславом Кондратьевым рассказов и повестей о тяжелых военных буднях, стала его вера в то, что он обязан рассказать о войне, о своих товарищах, которые сложили голову в стоивших нашей стране больших жертв боях подо Ржевом. Писатель считал своим долгом донести горькую военную правду до читателей. 
    Повесть В. Кондратьева “Сашка” была сразу же замечена и литературной критикой, и читателями. Она заняла достойное место в ряду лучших литературных произведений о военном времени. 
    Какой мы видим войну в повести Вячеслава Кондратьева? Это редеющий в атаках и от постоянных немецких обстрелов батальон; разные его роты, в каждой из которых осталось по полтора десятка из первоначальных ста пятидесяти бойцов… Это три захваченные фашистами деревни — Панове, Усово, Овсянниково. Это овраг, маленькие рощицы и поле, за которым вражеская оборона, простреливаемая пулеметным и минометным огнем… 
    В центре повествования Кондратьева именно это овсянниковское поле, в воронках от мин, снарядов и бомб, с неубранными трупами, с валяющимися простреленными касками, с подбитым в одном из первых боев танком. Казалось бы, овсянниковское поле ничем не примечательно — обычное поле боя. Но для героев повести Кондратьева все главное в их жизни совершается именно здесь. И многие из них останутся здесь навсегда… 
    В. Кондратьев во всех деталях воспроизводит военный быт, что придает его повествованию особую реалистичность, делает читателя соучастником военных событий. Для людей, воюющих здесь, даже самая незначительная деталь навсегда врежется в память. Для бойцов овсянниковского поля содержанием жизни стали и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкой пшенной каши в день на двоих. И пока солдат жив и цел, ему снова ходить в атаку, есть что придется, спать где придется… Из этого и складывалась жизнь солдата. Даже смерть была здесь привычной, и мало у кого оставалась надежда выбраться отсюда живым и неискалеченным. 
    Кому-то может показаться, что повествование Вячеслава Кондратьева содержит и несущественные подробности: дата, которой помечена пачка концентрата, лепешки из гнилой, раскисшей картошки. Но это все правда, та правда, которая помогает понять по-настоящему, чего стоила русскому народу Великая Отечественная война. Картина военного быта дополняется постоянным обращением В. Кондратьева к тылу. Война в тылу легла на плечи людей непосильной работой, слезами матерей, у которых сыновья на фронте, вдовьей долей солдаток. 
    В кровавом бою местного значения и в описании жизни тыла Вячеслав Кондратьев изобразил картину большой войны. Люди, показанные в повести, — самые обыкновенные. Но в их судьбах отражается судьба миллионов россиян во время тяжелейшей войны. 
    Кондратьев с большим мастерством передает напряженную жизнь военного времени. В любой момент приказ или пуля могли разлучить людей надолго, часто навсегда. Но за немногие дни и часы, а иногда в одном лишь поступке полностью проявлялся характер человека. Когда Сашка, сам раненый, перевязал тяжело раненного солдата из “папаш”, и добравшись до санвзвода, привел санитаров, он совершил этот поступок, ни минуты не раздумывая. Таков был зов его совести. Он сделал то, что считал само собой разумеющимся, не придавая этому большого значения. 
    Но тот раненый солдат, которому Сашка спас жизнь, наверняка никогда его не забудет. И пусть он не знает даже имени своего спасителя — он знает гораздо большее: это благородный человек, сострадающий такому же, как он сам, бойцу. 
    Против нас была очень сильная армия — хорошо вооруженная, уверенная в своей непобедимости. Армия, отличавшаяся необычайной жестокостью и бесчеловечностью, у которой не было никаких нравственных преград в обращении с противником. А как же обращалась с противником наша армия? Сашка, что бы там ни было, не сможет расправиться с безоружным. Для него это означает утрату чувства собственного достоинства, нравственного превосходства над фашистами. Когда у Сашки спрашивают, как он решился не выполнить приказ — не стал расстреливать пленного, разве не понимал, чем ему это грозило, он отвечает просто: “Люди же мы, а не фашисты”. И простые его слова наполнены глубоким смыслом. 
    Несмотря на то, что война изображена Вячеславом Кондратьевым в жутких подробностях — грязь, кровь, трупы, повесть “Сашка” проникнута верой в торжество человечности.

reshebnik5-11.ru

В. КОНДРАТЬЕВ. ПОВЕСТЬ «САШКА» — Военная проза — ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ — Каталог статей

Вячеслав Леонидович Кондратьев родился 30 октября 1920 года в Полтаве. В 1939 году с первого курса института был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года по собственной просьбе был отправлен в действующую армию, на фронт. В 1942 году воевал под Ржевом в составе стрелковой бригады. Был ранен, награжден медалью «За отвагу». После отпуска по ранению служил в железнодорожных войсках, был снова тяжело ранен, пробыл полгода в госпитале, стал инвалидом. Закончив в 1958 году Московский заочный полиграфический институт, много лет работал художником-оформителем.
Первая повесть «Сашка» была опубликована в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». Повесть была сразу же замечена и поддержана критикой. В течение следующего, 1980 года в журнале «Знамя» были напечатаны рассказ «День победы в Чернове», повести «Борькины пути-дороги» и «Отпуск по ранению». Кондратьев стал постоянным автором «Знамени» и «Дружбы народов». В 1980 году был принят в члены Союза писателей СССР, стал лауреатом премии Московского комсомола.
В одном из писем к своим читателям Кондратьев объяснял: «Стал писателем для того, чтобы сказать то, что должен был сказать, без чего моя жизнь просто не имела бы смысла». Поэтому все его произведения в той или иной степени автобиографичны. Особенно личный опыт автора лег в основу повестей «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке» и романа «Красные ворота», объединенных общим героем – лейтенантом Володькой.
В 1981 году вышел однотомник повестей и рассказов В. Кондратьева, куда вошли, кроме «Сашки», повести «На сто пятом километре», «Привет с фронта» и др. Почти во всех произведениях сборника речь идет о весне 1942 года, поэтому они как бы создают единое целое, дополняя и уточняя друг друга. Не случайно Виктор Астафьев назвал произведения Кондратьева «единым ржевским романом». Предельная правдивость автора сближала его повести с суровой, «неуступчивой» прозой В. Быкова, Ю.Бондарева, Г. Бакланова, В.Некрасова.
Во второй половине 70-х годов произведения о войне главным образом повествовали о жизни рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. Исключением не стала и повесть «Сашка» В.Кондратьева. К.Симонов в предисловии к этому произведению писал: «Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской». Война в повести предстает не чередой боев, побед, поражений, а военным бытом с его повседневными заботами. Поэтому тяжесть войны заключалась не только в постоянной смертельной опасности, но и в нехватке продовольствия, боеприпасов, в отсутствии должного порядка. Вот от этого у героя повести на душе камень, а чтобы давил меньше, он старался убедить себя в том, что «по-другому, видно, нельзя было дело повернуть, какую-то важную задачу они выполняли и, возможно, выполнили».
Действие повести «Сашка» происходит ранней весной 1942 года подо Ржевом, где идут непрекращающиеся ожесточенные бои. Героем стал простой советский солдат, образ которого воплотил лучшие человеческие качества. Вместе с тем он лишен характерного для военной прозы патетического надрыва. Ум, смекалка, нравственная определенность проявляются в нем так непосредственно и открыто, что сразу вызывают доверие, сочувствие и понимание читателя. Сашка умен, сообразителен, ловок. Он постоянно в действии, в движении, многое видит вокруг себя, думает и понимает, что «не научились еще воевать, как следует что командиры, что рядовые. И что учеба эта на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. Понимал и ворчал иногда, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых геройств вроде бы не совершал».
Одним из главных эпизодов повести, раскрывающих личность героя – отказ расстреливать пленного немца. Сашка готов умереть, чем поступить против своей воли и совести. Не выполнение приказа он объяснил так: «Люди же мы, а не фашисты».
Обстановка окопа, фронта, постоянной опасности рождает у героев Кондратьева чувство жизни, а значит, фронтовой дружбы, братства, человечности, доброты. Так, Сашка ночью поползет на гиблую нейтральную полосу добывать своему ротному командиру валенки с убитого немца, утешит тяжело раненного солдата и приведет к нему санитаров, спасет от трибунала горячего лейтенанта Володьку. Во время ранения Сашка сразу отправляется не в медсанбат, а в роту, к боевым товарищам, так как чувствует неловкость перед ними. Ведь он хоть и раненый, но живым выбирается, а кто знает, что ждет остальных.
В повести «Сашка» Кондратьев постарался показать события не с авторской точки зрения, а с точки зрения героя, человека другого опыта и духовного склада. Это нашло отражение и в языке повести. Речь повествователя часто приближается к интонации героя, хотя и не сливается с ней. В косвенных внутренних монологах Сашки, составляющих большую часть повести, автор щедро наделяет текст неожиданными, колоритными оборотами. Например, «Чуток попротивившись сну, он все же не выдержал, прикрыл глаза и провалился, ушел от тягомотины этого утра». Безусловно, такими фразами насыщена и прямая речь героя. Так, в госпитале, уговаривая любимую девушку, медсестру Зину, не ходить на официальную первомайскую вечеринку, Сашка говорит: «Да, не ходи, Зина. <…>Понимаешь, нельзя это… Веселиться нельзя, когда все поля в наших! Понимаешь?».

literra.ucoz.ru

Рецензия на повесть В. Л. Кондратьева “Сашка”

Автор этой повести – бывший фронтовик. Он открывает нам правду о войне, пропахшей потом и кровью.
Действие повести разворачивается подо Ржевом в 1941 году. Мы первый раз застаем Сашку, когда ночью он задумал достать валенки для ротного.
Война есть война, и несет она только смерть. И такая война с первых страниц повести: “Деревни, которые они брали, стояли, будто мертвые. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов. Из живого видели они лишь танки…” Читаешь и видишь танки – махины, которые прут на маленьких

людей, а им негде спрятаться на белом от снега поле. О многом говорит заведенный на передовой порядок: “Ранило: отдай автомат оставшемуся, а сам бери трехлинейку”. И это не ирония автора. Из воспоминаний маршала Жукова мы узнаем, что в период наступления подо Ржевом устанавливалась норма расхода боеприпасов – Один-два выстрела в сутки на орудие в связи с тем, что были огромные потери и войска переутомлены и ослаблены.
Сашка жалел, что не знал немецкого. Он спросил бы у пленного, как у них с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет. Про свое житье-бытье Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться нечем. И с едой было туго, и с боеприпасами. Не было сил хоронить ребят. Даже себе, живым, не было сил вырыть окоп. Ни окопов, ни землянок не было у первой роты, они ютились в шалашах. Только у ротного был маленький блиндажик. Не было сил, не было надежды, что завтра сюда не придет враг. Все подчеркивало ненадежность положения. За два месяца из каждых десяти солдат погибли девять.
Сашка вызывает симпатию, уважение к себе своей добротой, участливостью, гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения.
Писатель показывает, что душа мирного человека, став душой солдата, не потеряла ничего от коренных устоев человеческой нравственности. И не случайно высшей точкой, кульминацией повести, стала сцена, когда даже под угрозой угодить под трибунал Сашка не хочет выполнить приказ комбата – расстрелять пленного немца. Пожалуй, само это столкновение Сашки с комбатом продиктовано в значительной мере не реальностью боев подо Ржевом, а нашими сегодняшними переживаниями. Но тем-то и оказалась интересной повесть, что она обостренно представила то духовное здоровье, которое не позволяет убить безоружного или нарушить слово, данное в листовке от имени народа.
Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. В Сашке есть огромное чувство ответственности за все. Даже за то, за что отвечать он не мог. Ему стыдно перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили. Он старался вести пленного так, чтобы тот не видел наших убитых и не захороненных еще бойцов, а когда все-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то виноват.
Встретил Сашка на фронте и свою первую любовь – Зину. Но, увидев ее с другим, уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он бы по-другому не мог.
История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской.
Книга В. Кондратьева “Сашка” – правдивая, душевная, психологически точная. Она помогает читателю заглянуть в себя. Читая “Сашку”, по-другому представляешь себе войну. Правда о ней не забывается.

home-task.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *