Сарматы — древний народ

Продолжая подборку материалов про древние народы, сегодня расскажем про сарматов. С древних времен сарматы были окутаны ореолом таинственности. Их тяжеловооруженные всадники стали прообразом средневековых рыцарей.

Сарматов связывают с разными историями:

  • Например, если версия, что часть сарматов, нанятых на службу римской империи, была направлена в Британию, положив начало легенде о короле Артуре и его рыцарях круглого стола.
  • В старину польская шляхта вела свою родословную от сарматов.
  • Современные казаки тоже числят среди своих предков сарматов.
  • В настоящее время бесспорно потомками сарматов (алан) считаются осетины.

В период, когда сарматы впервые появились на исторической сцене, они населяли земли, прилегающие к восточным границам Скифии. Геродот (IV, 21), у которого впервые встречается упоминание об этом народе, отмечает, что «за рекой Танаис (Дон) кончается Скифия и начинаются земли сарматов, простирающиеся на север на пятнадцать дней пути, на которых не растет никаких деревьев, ни диких, ни насаженных». Другой греческий автор, Гиппократ (460–377 гг. до н. э.), также помещает сарматов в земли, примыкающие к Азовскому морю; согласно Страбону (XI, 22), то, что находится за рекой Танаис, известно очень мало, «поскольку эта местность холодна и пустынна».

Кто такие сарматы

Слово “сармат” состоит из двух лексем “сар”+“мат”. Слово “сар” означает царь, а “мат” — мать этого народа, то всё слово означает “царская мать”. У них сохранялся матриархат. Об этом писали многие античные авторы: “Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагом, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трёх неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычное жертвоприношение. Та, которая выйдет замуж, перестаёт ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступить в поход”.

Историк II в. н.э. Полиен в своей книге “Военные хи­трости” рассказывает о царице Амаге, жене Медосакка, царя сарматов, живших на Понтийском побережье. Видя, что супруг пьянствует, она взяла власть в свои руки и стала во главе войска, сражавшегося со скифами. Она потребовала от скифов прекратить набеги на союзный Херсонес. Скифский царь отверг предложение о мире.

Тогда Амага сама отобрала 120 человек “сильнейших ду­шой и телом”, дала каждому по три лошади и, проскакав с ними за сутки 1200 стадий (более 200 км), внезапно по­явилась в ставке скифов, перебила всех охранявших его стражников. Амага стремительно ворвалась во дворец, убила царя вместе со всеми родственниками и друзьями за исключением одного сына, которого заставила подпи­сать договор о “вечном мире” с эллинами и сарматами.

Недавние археологические исследования показали, что территории, которые сарматы занимали в ранний период своей истории, включали Южный Урал и степные области к востоку от реки Урал. Но археологические находки из областей, расположенных далее к востоку, – из степных районов Казахстана до Алтайских гор и Центральной Азии, – имеют определенное сходство с предметами савроматской культуры, обнаруженными на Южном Урале или в низовьях Волги. Это наводит на мысль о том, что все эти области были населены народами, тесно связанными с сарматами. В большинстве случаев они были прямыми предками сарматских племен, которые позднее переселились в Северное Причерноморье, откуда античные историки и узнали о этих племенах и о том, как они называются.

Сарматские племена

Сарматы принадлежат к северной ветви ираноязычной группы индоевропейских народов, которую также называют скифской ветвью и в которую еще входили саки, жившие в советской части Центральной Азии. Они были ближайшими родственниками древних мидийцев, парфян и персов. Их язык родствен древнему языку Авесты (по крайней мере, язык описанных Геродотом савроматов) и считался диалектом скифского языка, причем более архаичным, чем сам язык.

Сарматы никогда не были единым народом и состояли из нескольких племен, в той или иной степени отличавшихся друг от друга и чьи названия мы находим у историков древности. Сарматию в основном населяли два племени — анты и роксоланы.

Сарматы были жителями степей; большинство из них вело кочевой образ жизни, а их экономика основывалась на разведении скота. По образу жизни и экономике сарматы очень походили на скифов. Согласно как Геродоту, так и Гиппократу, у них не было домов, и они жили в повозках.

Одежда женщин украшалась бляш­ками из золота и пронизывалась золотыми нитями, они но­сили серьги с камнями и много других ювелирных изделий. Были распространены золотые (серебряные) флакончики для духов, герметично закрывающиеся и подвешенные на золотых цепочках. Были найдено образцы таких флаконов, случилось это на территории бывшего города Танаиса, большого города роксоланов. Его в 250 г. до н.э. разрушили готы, но дальше продвинуться не смогли и вынуждены были заключить мир.

Сарматы создали очень хорошую армию: тяже­ловооружённую конницу; себя и коней они облекали в чешуйчатые панцири, сделанные из распиленных на пластины лошадиных копыт; такой панцирь выдержи­вал удары мечом и копьём даже в ближнем бою. Воин был вооружён длинным мечом и копьём длиной 4,5 м. Широким ремнём пика прикреплялась к шее лошади, нижний ее конец при помощи петли держался на крупе коня. Всадники держали его двумя руками и направляли в нужную сторону. На скаку такая конструкция приобре­тала невероятную пробивную силу, пробивая сразу двух человек со щитами и в латах. Такой всадник назывался катафрактарий. Построенная в тесном строю, эта конни­ца прорывала любые построения и при массированном кавалерийском ударе не знала себе равных.

Ниже хороший фильм, полный и информативный

источник

Похожие публикации

xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai

Сармат — это… Что такое Сармат?

  • Сармат — многозначный термин: Сарматы  родственное скифам кочевое племя. Сармат  судно типа «Вандал» судостроительного завода Красное Сормово. Сармат  микрорайон в Новочеркасске. Сармат  российский сериал 2004 года. Сармат … …   Википедия

  • САРМАТ — Имеющий постоянное продолжение, вечный; бессмертный; бесконечный, безграничный. Синонимы: Мангу, Самат. Диалектальный вариант: Сирмат. От этого имени образована фамилия Сирматов. Антрополексема. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена.… …   Словарь личных имен

  • сармат — сармат, сарматы, сармата, сарматов, сармат, сармату, сарматам, сармата, сарматов, сармат, сарматом, сарматами, сармате, сарматах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • сармат — див. сармати …   Український тлумачний словник

  • сармат — (по племето Сармати) геол. еден од називите за горниот миоцен …   Macedonian dictionary

  • сармат — см. сарматы; а; м …   Словарь многих выражений

  • сармат — іменник чоловічого роду, істота …   Орфографічний словник української мови

  • Сармат (имя) — Сармат  мужское имя, ник нейм про геймера в CS Значение, происхождение. Сармат  сын скифа (греч.). Именины, святые покровители. 12 сентября (30 августа)  память преподобного Сармата. Содержание 1 Святые 2 Имя в истории и литературе …   Википедия

  • Сармат (пивоваренный завод)

    — Пиво «Добрый шубин» У этого термина существуют и другие значения, см. Сармат. ЗАО «Сармат» (до 27 октября 2001 года ЗАО СП «Донецкий пивоваренный завод»)  украинская …   Википедия

  • Пивзавод «Сармат» — Пиво «Добрый шубин» ЗАО «Сармат» (до 27 октября 2001 года ЗАО СП «Донецкий пивоваренный завод»)  украинская пивоваренная компания. Находится в Донецке. Выпускает пиво под брендами Drive Мax, «Дніпро», «Добрый Шубин». Ведущим является бренд… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Сарматы Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сармат.

    Сарма́ты (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) — древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных[1][2][3][4] племён, с IV века до н. э. по первые века н. э. населявших степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря (территория современных Украины, России и Казахстана).

    По мнению исследователей[5] сарматы, под именем «савроматы», впервые упоминаются Геродотом (V век до н. э.), который сообщал: «Если перейти реку Танаис (совр. Дон), то там уже не скифская земля, но область савроматов»[6]. По мнению Н. Лысенко, со времени составления карты мира Марка Випсания Агриппы (I в. до н. э.) этнонимы «савроматы» и «сарматы» употреблялись как синонимы[7].

    Античными авторами к сарматам причислялись[8]: аорсы, языги, сираки, аланы, роксоланы, саки[9].

    История[ | ]

    Ранняя история[ | ]

    Диодор Сицилийский сообщает о переселении скифами савроматов из Мидии к реке Танаис.[10]Плиний также сообщал, что сарматы родственны мидийцам.[11]

    Геродот сообщал, что сарматы происходят от амазонок, которые выходили замуж за

    ru-wiki.ru

    Сармат (сериал) — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Сюжет фильма 

                        Сармат                      

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Продолжительность:

    Год:

    Жанр:

    Страна:

    Режиссер:

    Сценарий:

    Оператор: 

    Художник:

    Композитор: 

    Премьера : 

    Бюджет:

    Возраст:

    Продюсеры:

    44 мин

    2004

    Боевик

    Россия

    Игорь Талпа

    Игорь Талпа

    Сергей Акопов

     Владислав Травинский

     

    11 октября 2004

     

    16+ для более зрелых

    Владилен Арсеньев

    Главный герой сериала – профессиональный военный по фамилии Сарматов, возглавляющий отряд особого назначения. За годы службы он побывал во многих горячих точках, и прошел несколько войн, в которых принимали участи советские войска. Однажды опытному офицеру вместе с подчинёнными поручают очень важное задание, в ходе которого им предстоит похитить американского агента Мэтлоу, находящегося в сопредельном восточном государстве. Ситуацию еще больше усложняет тот факт, что мишень постоянно находится в поле зрения множества высокопрофессиональных охранников, а в распоряжении Сармата есть всего лишь несколько бойцов. Но несмотря на это задание все же удается выполнить, вот только цена оказывается слишком высока. Весь отряд героя погибает, а он сам вместе с Мэтлоу оказывается в руках боевиков. Как вскоре выясняется, майор вместе с боевыми товарищами стали жертвами предательства. Сармата объявляют погибшим, а человек, который это все сделал, по большому счету присваивает себе его жизнь…

    wikipedia-org.xyz

    Что значит сармат — Значения слов

    Примеры употребления слова сармат в литературе.

    Нравами венеды показались Тациту похожи на сарматов, но когда он вгляделся внимательнее в их быт, то нашелся принужденным сказать, что скорее их следует отнести к племенам европейским: они, говорит Тацит, строят дома, носят щиты и сражаются пеши, — все это совершенно отлично от сарматов, живущих в кибитке и на лошади.

    Митридат, геты, сарматы, алане, готфы, венеды, гунны, анты, угры и болгары.

    Один закоснелый сармат, старик, уланский офицер при Понятовском, делавший часть наполеоновских походов, получил в 1837 году дозволение возвратиться в свои литовские поместья.

    Только что пережитое нашествие сарматов оказалось всего лишь набегом, однако Виктор знал от своих людей, уходивших за Карпаты, о положении дел в варварских областях, где все как будто говорило за то, что следовало покинуть Карнунт, однако свойственная всякому торговцу жадность удерживала его от принятия окончательных решений.

    Сармат охал, всплескивая руками, и качал головой, слушая рассказ Ксении о мытарствах, которые они с Митей претерпели, удивлялся тому, что в Саратове они почти год и о нем ничего не слышали.

    Сидение Ксении и Виктора на полузатопленном островке привело Сармата в бешенство.

    На ликующий рев Сармата сбежались дружинники, а соратницы Ксении как-то незаметно вдруг оказались рядом.

    Стало ясно, что Сармат прикипел душой к Ксении, а разговоры о том, что пора, мол, Правителю обзавестись Правительницей, Сармату известны, и разговоры эти он не пресекает, а может, даже и поощряет.

    Глаза налились кровью, он шевелил губами, пытаясь сказать что-то, но Сармат уже поднялся с места и, подойдя к Ксении, ласково предложил ей сесть, а потом, обращаясь

    xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

    Сарматы — Википедия

    Все сарматы и татары, покорённые и от других народов издавна в Русь пришедшие, язык и веру переменив, по языку, ныне употребляемому, славянами или русскими с древности себя полагают.[42]</td>
      </td>
     </tr>
    </table>
    
    

    Данные ДНК-археологии[править]

    У найденных на Северном Кавказе двух образцов II-III века, принадлежащих сарматской культуре, была определена Y-гаплогруппа J1 (M267+) и митохондриальные гаплогруппы h2c21 и K1a3. Анализ антропологического материала, связываемого с сармато-аланскими этническими подразделениями II-IX веков, установил наличие Y-хромсомных гаплогрупп: G2a (P15+), R1a1a1b2a (Z94+, Z95+), J1 (M267+) и J2a (M410+). Женскую линию характеризуют митохондриальные гаплогруппы: I4a, D4m2, h2c21, K1a3, W1c и X2i. В свою очередь, исследование аутосомных маркёров показало, что, несмотря на наличие примесей разных направлений, в целом можно говорить о том, что в данных результатах обнаружены типичные европейские генотипы[43].

    С середины XVI века польские гуманисты начинают высказывать мысль о том, что польская шляхта происходит от сарматов, древнего степного народа, известного из греческой и римской этнографии. В XVII веке этот тезис стал основой идеологии польской знати — сарматизма (своего рода социальный расизм: аристократия считалась потомками сарматов, а простонародье — славян и литовцев). В искусствоведении есть специальный термин «сарматский портрет»: на протяжении XVII и XVIII веков польские аристократы желали, чтобы художники изображали их «сарматами».

    Одежда[править]

    Основной одеждой сарматов были длинные просторные штаны, кожаные куртки, сапоги из мягкой кожи и островерхие войлочные шапки (башлык).

    По свидетельствам древних историков, сарматы «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами» (Римский географ I века новой эры Помпоний Мела).

    Жилища[править]

    Сарматы, по сообщениям древних авторов, были кочевниками. Жилищем им служили шатры и кибитки. «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие, или преследующие враги» (Помпоний Мела).

    Во время перекочёвок сарматы перевозили своих детей, стариков, женщин и имущество в кибитках. Как сообщает греческий географ конца I века до н. э. — начала I века н. э. Страбон: «Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут, вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются».

    Положение женщин[править]

    Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками — легендарным племенем женщин-воительниц. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Учёные полагают, что савроматский род был материнским, и счёт родства на этапе разложения родового строя велся ещё по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, признаки «матриархата» исчезли. Сарматское общество стало «патриархальным».[44]

    Знатные женщины нередко выполняли почётные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.

    О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьёт врага». Псевдо-Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.

    Культура и религия[править]

    По-видимому, форма правления у сармат представляла собой военную демократию, однако прямых свидетельств о структуре верховной власти в сарматских племенах начала эры нет. При характеристике верховной власти чаще всего употребляют термин «скептух»[45], значение которого не вполне ясно, так как он прилагался и к племенным вождям, царям, военачальникам, и к придворным сановникам (в частности, при ахеменидском дворе)[46].

    Образ животных, особенно барана, занимал видное место в религиозно-культовых представлениях сарматов. Часто барана изображали на ручках сосудов, мечей. Баран являлся символом «небесной благодати» (фарна) у древних народов. Также у сарматов был распространен культ предков.

    Греко-иранский религиозный синкретизм сказался в культе греко-сарматской богини Афродиты-Апутары (обманщицы). Было ли её святилище в Пантикапее — неизвестно, но на Тамани оно было в местечке Апутары. В культе Афродиты-Апутары много родственного с азиатским культом Астарты.

    Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5—7 метров в высоту. Савроматские и сарматские курганы чаще всего располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов, откуда открывается широкая панорама необъятных степей. Их трудно не заметить. Поэтому ещё в древности эти курганы стали привлекать внимание грабителей, кладоискателей.

    Сарматы не прошли бесследно для юга Украины и России. От них сохранились остатки живого языка, и, по словам академика Соболевского, они даже передали названия больших рек нашим предкам славянам, а именно: Днестр, раньше Дънестр — сарматское Danastr или Danaistr; Днепр — Дънепр — Danaper; Дон (вода/река) от сарматского «dānu», осетинского дон (вода/река). Названия многих других речек являются переводом с сарматского. В Башкортостане есть река Ашкадар.

    Некоторые историки предполагали, что сарматы являются основными предками восточных и южных славян, но эта теория отвергнута большинством учёных, которые указывали на явные отличия культуры сармат от культуры древних славян. Предположительно, сарматы были зороастрийцами (вера иранских племен), и их поклонение огню — солнцу передалось восточно-славянским народам (перунизм).

    Археология[править]

    С сарматами связывают Сарматскую археологическую культуру, преимущественно представленную погребальными курганами. В её рамках выделяют три отдельных (хронологически последовательных) культуры: раннесарматскую («Прохоровскую»), среднесарматскую («Сусловскую»), позднесарматскую[47].

    Раннесарматская («Прохоровская») в череде сарматских культур датируется IV—II вв. до н. э. Свое название она получила в связи с курганами расположенными у с. Прохоровка (Шарлыкского р-на в Оренбургской обл.), раскопанными крестьянами в 1911 году. Указанные курганы были доследованны С. И. Руденко в 1916 году. М. И. Ростовцев, опубликовавший материал раскопок у с. Прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с историческими сарматами, датировав их III—II вв. до н. э. Классическое понятие «Прохоровская культура» было введено Б. Н. Граковым для аналогичных памятников на территории Поволжья и Приуралья. В настоящее время наиболее поздние памятники, относимые к «Прохоровской культуре», датируются рубежом эр.

    Среднесарматская («Сусловская») культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году. В его периодизации подобные памятники составили ступень A («Stuffe A») и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники (большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника, расположенного в Советском р-не, Саратовской обл.) концом II — концом I в. до н. э. В периодизации Б. Н. Гракова аналогичные комплексы получили название сарматской или «Сусловской» культуры. И далее, в работах К. Ф. Смирнова, за ними утвердилось современное название «среднесарматская культура».

    Захоронения[править]

    Курганы кладбища — курганы, в которых несколько погребений расположены по определённому правилу: либо по кольцу, либо в ряд[48]. Погребённые лежат в прямоугольных ямах, вытянуто на спине, головой к югу. Из вещественных находок обычно встречаются мечи и кинжалы с серповидным навершием, бронзовые и железные наконечники стрел, ворворки и пряжки от портупейного набора, лепная керамика, бронзовые зеркала, костяные проколки, пряслица, костяные ложечки.

    Антропология[править]

    Антропологически сарматы относились к брахикранным европеоидам (широкая и круглая голова), за исключением племени алан, которые относились к долихокранным европеоидам (узкий череп). Поздним сарматам была присуща примесь монголоидности.[49][50]

    Сарматы считались прекрасными воинами, широко распространено мнение, что именно они создали тяжёлую конницу, их оружием были мечи и копья. Появившись сначала в Нижнем Поволжье, сарматский меч, длиной от 70 до 110 см, вскоре распространился по всем степям. Он оказался незаменимым в конном бою.

    Сарматы были серьёзными противниками для своих соседей. «…у сарматов имеет значение не один голос вождя: они все подстрекают друг друга не допускать в битве метания стрел, а предупредить врага смелым натиском и вступить в рукопашную» (Корнелий Тацит). Однако сарматы редко появлялись перед врагами пешими. Они всегда были на конях. «Замечательно, что вся доблесть сарматов лежит как бы вне их самих. Они крайне трусливы в пешем бою; но, когда появляются конными отрядами, вряд ли какой строй может им противиться».

    Сарматы были очень ловкими воинами. Сарматы-воины были вооружены длинными пиками, носили панцири из нарезанных и выглаженных кусочков рога, нашитых наподобие перьев на льняные одежды. Они проезжали огромные пространства, когда преследовали неприятеля или когда отступали сами, сидя на быстрых и послушных конях, и каждый вел с собой ещё одну лошадь, или две. Они пересаживались с лошади на лошадь для того, чтобы давать им отдых.

    Военное дело сарматов в работах античных авторов[править]

    Сарматское военное искусство для своего времени находилось на высоком уровне развития. Сарматскую стратегию и тактику, новейшие образцы вооружения перенимают скифы, боспорцы, и даже римляне. В процессе восточной экспансии с кочевыми племенами столкнулись сначала греческие, а затем и римские колонисты. Греческие авторы уделяли больше внимания обычаям и истории варваров. Военное дело их интересовало в меньшей степени, так как их отношения с местным населением носил, скорее всего, мирный характер.

    Искусство войны сарматов по большей части осветили римские историки. В описаниях Сарматии прослеживается много традиционных и легендарных моментов. Так, например, большинство авторов I—II вв. н. э. по традиции именует сарматов скифами или савроматами. До I в. до н. э. нет прямых сведений о военном деле сарматов, но так как время первого активного выступления кочевников на исторической арене выпадает на IV—III вв. до н. э., то следует рассмотреть документы, косвенно повествующие о различных сферах военного дела сорматов.

    Краткие сообщения[править]

    Военные эпитеты и краткие упоминания о сарматах как о свирепых воинах появляются с I в. н. э. в сочинениях поэтов и философов. Римский поэт Овидий, отправленный в 8 г н. э. в ссылку на черноморское побережье в город Томы, одним из первых упоминал о сарматах как о свирепых воинах и сравнивал их с Марсом (Скорбные элегии, V, 7).

    Некоторые обычаи «скифов и подобных им племен» описал Луций Аней Корнут, философ стоической школы, живший во времена Нерона. Автор уделял внимание неукротимой справедливости и военным упражнениям кочевых племен. Писатель также упоминал почитание бога войны Ареса.

    О родстве номадов с богом войны упоминал и Дионисий Периэгет. Его работы относятся к I—II вв. н. э. Латинский автор описывает кочевников живущих в близи Меотиды, и в их числе «племена савроматов, славный род воинственного Ареса» (Описание населенной земли, 652—710).

    Поэт Гай Валерий Флакк Сетин Бальб оставил сведения, касающиеся «свирепой сарматской молодежи» и их «животного рева» (VI, 231—233).

    Руфий Фест Авиен, писал о «свирепом сармате» обитавшим вокруг Тавра (Описание круга земного, 852—891). Клавдий Клавдиан упомянул сарматские конные отряды (Пангерик на третье консульство, VV, 145—150).

    Евтропий, упоминал об истребленном в Сарматии легионе. Вдобавок к этому он писал о войнах Диоклетиана с сарматами (VII, 23; IX, 25).

    Описания кочевой конницы и сарматских набегов[править]

    Аристотель оставил одно из наиболее ранних сведений, относящихся к «благородству и благонравности» кочевой конницы: «Говорят, что у скифского царя была однажды благородная кобылица, от которой все жеребята были очень хороши. Желая, чтобы она родила от самого лучшего из них, царь подвёл его к матери для случки, жеребец не хотел, но когда кобылицу закрыли, то, не заметив, вскочил на неё. Когда же после случки открыли голову кобылице, то жеребец, увидев её, убежал и бросился с утесов» (Истории о животных, IX, 47).

    В III в. до н. э. Антигон Каристский, также упомянул историю скифской кобылице (Свод невероятных рассказов, LIV, 59). Следующим кто дал небольшую характеристику коннице воинственных сарматов был Овидий. Он описывает диких коней и «сарматов, опасных конём» (Скорбные элегии, III, 10).

    Гай Плиний Секунд Старший пишет: «Сарматы, собираясь в долгий путь, накануне не кормят лошадей, а дают им лишь немного попить, и таким образом они, сидя верхом, продвигаются непрерывно на расстояние 150 миль…» (4, 162). Он упоминает рассказ Аристотеля о «скифской кобылице», а также пишет о том, что скифы отдают предпочтение использованию на войне кобылиц (4, 156, 165).

    Полиен, описывая военную операцию сарматской царицы Амага (сарматская царица), отмечает, что воины её отряда имели при себе двух сменных лошадей и таким образом смогли преодолеть расстояние в 1200 стадий (VIII, 56).

    Одним из последних авторов писавших о кочевой коннице был Клавдий Элиан. Им очередной раз повторяется аристотелевский «рассказ о скифской кобылице» (О животных, IV, 7).

    Античные авторы, описывая сарматскую конницу, большое внимание уделяли таким качествам как выносливость и благородство. По сведениям писателей сарматские кони могли проходить за день до 150 миль, что приравнивается 220 км. Некоторые авторы упоминают сменных лошадей. Всё это позволяло кочевникам преодолевать значительные расстояния.
    Овидий сообщает о том, что «враги налетают хищною стаей» (Скорбные элегии, V, 10), Иосиф Флавий описывает «стремительные набеги» сарматов на Мезию и на Мидию (О войне иудейской, VII, 4, 3; 7, 4).

    Описания вооружения сарматов[править]

    Античные авторы большое внимание уделяли стрелам кочевников. Аристотель писал о рецепте скифского яда для стрел приготовленного из ехидны и человеческой крови (О чудесных случаях, 141). Почти дословно этот рассказ повторяет повествование Аристотеля, в его рассказе вместо компонента ехидны скифы используют змей (Рассказы о диковинах, 845а, 141).

    Теофраст пишет о «смертоносных растениях, которыми смазывают стрелы». Как повествует античный ботаник, одни яды сразу убивают, от действия других человек умирает от истощения. (Теофраст, О растениях, XV, 2).

    Огромное значение стрелам придает Овидий. Поэт неоднократно упоминает ядовитые крючковатые стрелы номадов (Скорбные элегии, III, 10; V, 7, 10; Письма с Понта, IV, 7, 10). Один колчан он даже отсылает в подарок своему другу Фабию Максиму с письмом (Письма с Понта, III, 8).

    Павсаний повествует о сарматских костяных наконечниках стрел (Описание Эллады, I, 21, 5). Плиний Старший также пишет о том, что скифы смачивают ядом свои стрелы (Естественная история, 2, XI, 279). Об этом же пишет и Клавдий Элиан (О животных, IX, 15).

    Описание традиционного оружия ближнего боя — меча и копья также представлено в работах античных авторов. Овидий пишет о сарматах вооружённых ножами (Скорбные элегии, V, 7). Иосиф Флавий упоминает сарматский меч (О войне иудейской, VII, 7, 4), Валерий Флакк описывает «управляющего огромной пикой сармата» (Аргонавтика, VI, 20), Павсаний пишет о костяных копьях (Описание Эллады, I, 21, 5). Клавдий Клавдиан также пишет о сарматских копьях (О консульстве Стилихона, I, 122).

    Довольно часто античные авторы упоминают в своих работах об использовании сарматами аркана. Его использовали либо для захвата пленных, либо для сбрасывания всадника с коня. Иосиф Флавий пишет о попытке пленения арканом армянского царя Тринидада (О войне иудейской, VII, 7, 4). Павсаний отмечает то, что «на врагов сарматы накидывают арканы и затем, повернув лошадей вспять, опрокидывают попавших в арканы» (Описание Эллады, I, 21, 5).
    Наиболее позднее упоминание об использовании кочевниками арканов встречается у епископа Македонского Амвросия, жившего в V веке н. э. Епископ пишет о том что «аланы искусны в обычае накинуть петлю на шею врага» (О разрушении Иерусалима, V).

    Первое упоминание, относящееся к защитному вооружению кочевников, принадлежит Теофрасту Эресскому. В трактате «О водах» он пишет: «Таранд водится в Скифии или Сарматии, мордою похож на оленя… Кость его обтянута кожей, откуда и растёт шерсть. Кожа толщиной в палец и очень крепка, потому её высушивают и делают панцири» (О водах, 172).

    Интересное описание доспеха оставил Павсаний: «Панцири делают они следующим образом: каждый из них держит много лошадей…. Лошадей они употребляют не только для войны, но и приносят в жертву туземным богам и употребляют в пищу. Их копыта они собирают, очищают, разрезают и делают из них нечто вроде змеиной чешуи. Кому не случалось видеть змеи тот, наверное, видел ещё зелёные сосновые шишки, итак с бороздками, виднеющимися на сосновых шишках можно, пожалуй, безошибочно сравнить то, что делают из копыт. Эти пластинки они просверливают, сшивают лошадиными и бычьими жилами и употребляют в качестве панцирей, которые ни красотой, ни крепостью не уступают эллинским, они выдерживают даже удары и раны, наносимые в рукопашной» (Описание Эллады, I, 21, 5).

    Клавдий Элиан аналогично Теофрасту описывал животное Таранд, но в его рассказе кочевники обтягивали шкурой щиты, а не делали из неё панцири (О животных, II, 16).

    Полномасштабные описания военного дела и военных обычаев сарматов[править]

    Страбон описывает разгром 50 тысячного войска «воинственных» роксоланов, а также отмечает и то, что кочевники «носят шлемы и панцири из сырой воловьей кожи и сплетённые из прутьев щиты, а наступательным оружием им служат копья, лук и меч» (VIII, 3, 17). Географ приводит численность войск сираков и аорсов, пишет о господстве последних над большей частью каспийского побережья (V, 8).

    Публий Корнелий Тацит повествует о неудачном сарматском набеге на Мезию в 69 году н. э. (История, I, 79). Упоминая, что мало кто может противостоять конным сарматским ордам, Тацит описал разгром девятитысячного войска кочевников вспомогательными силами третьего легиона. В описании вооружения сарматов Тацит упоминает пики и длинные мечи, которые сарматы держат обеими руками, а также тяжёлые панцири вождей и знати, состоящие из пригнанных друг к другу пластин или из самой твёрдой кожи. При этом он уточняет, что кочевники совсем не пользуются щитами.

    Большое значение имеют труды римского историка и выдающегося государственного деятеля Флавия Арриана, управлявшего в 131—137 годах Каппадокией. В 135 году Арриан «отражает» аланский набег. Следует отметить, что битва римских легионов с сарматами не состоялась — армия Каппадокии выступила к восточной границе, а кочевники решили не рисковать и отступили. В результате «столкновения с аланами» у Арриана родился интерес к своим противникам и он посвятил событиям 135 года «Диспозицию против Аланов». Описывая сценарий несостоявшейся битвы, Арриан характеризует сарматское вооружение и тактику (Диспозиция против аланов, 17, 28, 30, 31). Сарматы у Арриана пользуются щитами и пиками, облачены в доспехи, используют различные тактические приёмы во время боя — ложное отступление, захват в кольцо.

    Ещё одно произведение Арриана также повествует о военном деле сарматов (Тактика, 47, 16,6, 35,3). В «Тактике», историк упоминает всадников, вооружённых дротиками и атакующих на аланский манер, клинообразные построения кочевой конницы, а также воинские значки в виде драконов. Знамёна «не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой».

    Аммиан Марцеллин описывал некоторые военные обычаи сарматов. С самого рождения кочевники учатся верховой езде, постоянно тренируются, поклоняются мечу. У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении. Также Марцеллин даёт описание обычая скальпирования врагов и украшения этими скальпами сарматских лошадей.

    1. Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982. — С. 109.
    2. ↑ Геродот. «История», 4. 21.
    3. Н. Лысенко. Языги на дунайском Лимесе Рима в I—II вв. н. э. — С. 3—4.
    4. ↑ Sarmatian. // Britannica.
    5. ↑ Асайи (ασάιοι) — сарматское племя, обитавшее в Причерноморье незадолго до нашествия кельтского племени галатов. Из сайев наиболее известен царь Сайтафарн.
    6. 6,06,1 Геродот. «История». 4, 110—117.
    7. Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982. — С. 143—147.
    8. ↑ Геродот. «История», 4. 11.
    9. ↑ По другой версии, изложенной в главе 4, 13 «Истории», Геродот, ссылаясь на Аристея из Проконнеса, говорит, что скифов вытеснили исседоны (а не массагеты).
    10. Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982. — С. 103.
    11. А. А. Немировский. Массагеты Геродота и саки тиграхауда. // Эдубба вечна и постоянна. — СПб., 2005. — С. 217—224.
    12. Геродот. «История». 1, 201.
    13. Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982. — С. 85.
    14. ↑ Геродот. «История», 4. 119-120.
    15. J. Marquart. Eransahr…, P. 155.; Он же. Wehrot und Arang. — P. 136.
    16. ↑ Лукиан из Самосаты. Токсарид, или дружба, 39.
    17. Тадеуш Сулимирский. Сарматы. Древний народ юга России. Языги в Венгрии: ранний период. М., 2008.
    18. ↑ Аммиан Марцеллин. «Римская история» (XXXI, 2.1). Перевод Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни.
    19. 19,019,119,2 Аммиан Марцеллин. «Римская история» (XXXI, 2.12—13). Перевод Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни.
    20. ↑ Флавий Юлий Констант (ок. 320—350 гг.), младший сын Константина I. Цезарем был провозглашён в 333 г. н. э.
    21. Аврелий Виктор. «О Цезарях» (XLI).
    22. Сократ Схоластик. Церковная история (IV. 31).
    23. Roberts W. E. Valentinian I. // An Online Encyclopedia of Roman Emperors.
    24. Иордан. «Гетика» (129—130). Перевод Е. Ч. Скржинской.
    25. Иордан. «Гетика» (121—127). Перевод Е. Ч. Скржинской.
    26. Перевалов С. М. Аланы // Российская историческая энциклопедия. Под ред. акад. А. О. Чубарьяна. Т. 1: Аалто — Аристократия. М.: ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2011. С. 220—221.
    27. Птолемей. «География»
    28. Клавдий Птолемей. Географическое руководство // ВДИ. 1948. — № 2.
    29. ↑ Примечание: Европейскую Сарматию Птолемей описывает в части (III, 5) «Географии».
    30. ↑ Примечание: Азиатскую Сарматию Птолемей описывает в части (III, 8) «Географии».
    31. 31,031,131,2 М. М. Блиев, Р. С. Бзаров. История Осетии
    32. ↑ Конный дворик. Энциклопедия конника. Сарматы
    33. Птолемей. География (III, 10. 37—40). Перевод К. С. Апта. Примечание: В «Географии» (III, 10. 37—40) Птолемей описывает восьмую карту Европы (см. рис.).
    34. ↑ Georges Dumézil, А. З. Алмазова, Boris Aleksandrovich Kaloev. «Скифы и нарты»
    35. Птолемей. География (III, 18. 41—43). Перевод К. С. Апта. Примечание: В «Географии» (III, 18. 41—43) Птолемей описывает вторую карту Азии (см. рис.)
    36. ↑ Аланы // БРЭ. Т. 1. М., 2005.
    37. ↑ Аланы
    38. ↑ Н. В. Анфимов. Меоты-предки адыгов. Майкоп 1989
    39. ↑ Аммиан Марцеллиан. История. XVII.
    40. ↑ Encyclopædia Iranica | Articles
    41. ↑ Прикладное искусство сарматов
    42. ↑ История Российская (Татищев) Ч.1., гл.33:7
    43. ↑ Афанасьев Г.Е., Ван Л., Вень Ш., Вэй Л., Добровольская М.В., Коробов Д.С., Решетова И.К., Ли Х., Тун С. Хазарские конфедераты в бассейне Дона // Тезисы докладов на Всероссийской научной конференции «Естественнонаучные методы исследования и парадигма современной археологии». М.: ИА РАН. 2015, С.9.
    44. ↑ Сарсматское завоевание. Осетия и Осетины, Алания, Аланы
    45. М. А. Балабанова. Хозяйственно-культурный уклад и образа жизни сарматских племен по данным античных письменных источников. // Отечественная история, 2011.
    46. Д. П. Каллистова, А. И. Павловский, В. В. Струве. Всемирная история. — М., 1956. — Т. 2, с. 150.
    47. А. Х. Пшеничнюк. Культура ранних кочевников Южного Урала. — М., 1983.
    48. ↑ Байте // БРЭ. Т. 2. М., 2005.
    49. ↑ Антропология. Материалы к краниологии сарматов. А. Н. Багашев. [www.ipdn.ru/rics/va/_private/a1/2-bag.pdf]
    50. ↑ Об антропологическом составе сарматов Терновки Балабанова М.А
    • Тадеуш Сулимирский. Сарматы. Древний народ юга России. — М., 2008.
    • Вельтман А. Ф. Аттила и Русь IV и V века. — М., 1858.
    • М. А. Балабанова. Хозяйственно-культурный уклад и образа жизни сарматских племен по данным античных письменных источников. // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4, История 2011. No 1.
    • А. А. Немировский. Массагеты Геродота и саки тиграхауда. // Эдубба вечна и постоянна. — СПб., 2005. — С. 217—224.
    • Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982.
    • Н. Лысенко. Языги на дунайском Лимесе Рима в I—II вв. н. э.
    • Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Мысль, 1983.
    • Зобов Ю. С. Древние обитатели приуральских степей: сарматы
    • Иловайский Д. И. Начало Руси. — М.: Астрель; АСТ, 2006. — 629 c. — (Историческая библиотека). ISBN 5-17-012509-7 ; ISBN 5-271-05355-5
    • Карышковский П. О. Материалы к собранию древних надписей Сарматии и Тавриды // Вестник древней истории. 1966. № 2.
    • Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. СПб., 1993.
    • Хазанов А. М. Материнский род у сарматов.
    • R. Brzezinski и др. The Sarmatians 600 BC — AD 450 (in series Men-At-Arms 373). ISBN 1-84176-485-X
    • Sarmatia. Fenner Sc., Paternoster Row (London, Joseph Thomas, 1835)
    • Н. Ф. Шевченко. Сарматы в восточном Приазовье (I в. до н. э. — II в. н. э.) // Кочевники степей а античный мир (проблемы контактов). Материалы 2-го археологического семинара. — Новочеркасск, 1989.

    www.wikiznanie.ru

    РС-28 Сармат — Вікіпедія

    Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

    МБР «Сармат» (РС-28, за класифікацією НАТО Satan-2[1]) — перспективний російський стратегічний ракетний комплекс п’ятого покоління шахтного базування, з важкою багатоступінчастою рідинною міжконтинентальною балістичною ракетою (МБР).

    Є продовженням розвитку комплексу четвертого покоління Р-36М «Воєвода» і відрізняється від нього масованими засобами захисту від ПРО за рахунок КАЗ шахти, суборбітальної траєкторії, більшим ніж на звичайних МБР завантаженням помилкових цілей, а також високоточними гіперзвуковими маневруючими бойовими блоками.

    Високоточні гіперзвукові боєголовки Ю-71 також дозволяють, вперше, застосовувати російські та радянські МБР в локальних війнах по стратегії «глобального удару», з ураженням стратегічних об’єктів кінетичною енергією боєголовки без використання ядерного вибуху. Гіперзвукові маневруючі боєголовки за рахунок маневрування можуть вражати рухомі цілі і на думку експертів ВМФ США при розвитку в протикорабельні озброєння представляють головну перспективну загрозу великим кораблям США, тому що можуть їх вражати незважаючи на найдосконаліші системи ПРО. Один з проектів такого класу, китайська балістична ракета DF-21D для знищення авіаносців США, маневрує боєголовкою, що наводиться розвідувальними супутниками Яоагань, вже реалізований практично.

    Закладена в ракеті технологія «орбітального бомбардування» з нанесенням удару по території США по суборбітальній траєкторії через Південний Полюс в обхід розгорнутих засобів ПРО також дозволяє досить просто за допомогою Сармата здійснювати запуски цивільних космічних апаратів і ймовірно так буде утилізуватися ракета в кінці служби повертаючи істотну частину вкладених інвестицій.

    Ключові технології ракети вже успішно пройшли випробування. Ракета використовує модернізовану версію вже перевіреного на практиці для Р-36М російського двигуна РД-264 і тому випробування рухової установки були порівняно швидко і успішно завершені. 25 жовтня 2016 року жителі селищ близько полігону Кура змогли стати свідками успішного випробування гіперзвукової маневруючої боєголовки Ю-71 і навіть зняти плазмовий слід за Ю-71, яка виконувала маневрування в атмосфері.

    Реакція світової преси на інформацію про те, що МБР Сармат близький до взяття на озброєння, швидше зводилося не до технічного аналізу протистояння ПРО, а скоріше до емоційного сприйняття факту, що штатне завантаження однієї ракети дозволяє знищити Техас або Францію. Хоча сама по собі вражаюча потужність Сармата не сильно відрізняється Р-36М, але як зазначають військові оглядачі, ядерна зброя такої потужності дуже давно не знала нових проектів. Minuteman III створений на початку 1970-х і покликаний протистояти Сармату такий старий, що досі працює на флоппі-дисках.

    Посилання

    uk.wikipedia.org

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *