описание, размеры, сколько осталось в России, фото и видео
История развития подводного флота охватывает весь XX век, однако, до 1944 года все корабли данного класса считались надводными и не могли длительное время находиться под водой. Важную роль в развитии подводного флота сыграла Германия. Во время Первой мировой войны именно немецкие подлодки поставили Великобританию на грань поражения.
История российского подводного флота включает в себя период, когда подлодки были несовершенными и современный этап развития вооружения нового поколения. Поговорим о самой большой подводной лодке в мире, размеры которой можно сравнить с величиной многоквартирного дома.
Подводная лодка класса «Акула», классификация НАТО — «Typhoon»
Субмарины стоят на вооружении 39 стран мира, ряд государств использует малые суда для исследований океана, с целью развития туризма. Но самыми большими по размерам являются военные подлодки.
Подводная лодка класса «Акула», позади нее — круизный лайнер
Проект №941 представляет собой серию атомных подводных лодок, спроектированных и построенных в СССР. Работами занимался ЛПМБ «Рубин», расположенный в г. Ленинград. Ныне предприятие существует. Начало старта проекта — 1972 год.
Проект «Акула» номер 941 — это самые большие подводные лодки не только среди атомного класса, но и среди всех субмарин в целом. Генеральный конструктор серии — дважды Герой Труда, доктор технических наук и академик РАН Сергей Никитич Ковалев. В его задачу входило построить лодку, способную обойти по основным показателям проектируемый в США ракетный подводный крейсер типа «Огайо».
Технические характеристики
При создании военного корабля во внимание берется размер баллистических ракет. Для «Акулы» разработали новые трехступенчатые межконтинентальные Р-39 «Вариант», работающие на твердом топливе. Она обладала отличными характеристиками, но имела большую длину, что требовало увеличить и размеры субмарины.
Генеральный конструктор АПЛ — Сергей Никитич Ковалев
Первой лодкой проекта стала ТК-208, при спуске на воду на ее корпус был нанесен рисунок акулы. Планировалось построить 12 субмарин, но со временем их число сократилось до 6. Основные характеристики указаны в таблице.
Параметр | Показатель |
---|---|
Размеры (длина по ватерлинии, ширина, высота), м | 172,8*23,3*26 |
Водоизмещение надводное/подводное, т | 23200/48000 |
Глубина рабочая/предельная, м | 400/500 |
Скорость передвижения надводная/подводная, узлов | 12/25 |
Экипаж, чел | 160 |
Подводная лодка серии «Акула» имеет уникальную конструкцию: внутри легкого корпуса покрытого тонким слоем стали расположены 5 прочных, выполненных из титановых сплавов. Все они обитаемые. Основными являются два, они расположены параллельно друг другу, диаметр каждого — 10 метров. Пройти из левого корпуса в правый можно через 3 небольших капсульных отсека, расположенных в корме, в носу и в центре лодки.
Такая конструкция позволила:
- обеспечить максимальную звукоизоляцию;
- создать уникальную противопожарную систему;
- сделать лодку неуязвимой.
Особое внимание заслуживает и силовая установка, поскольку проект представляет собой серию атомных субмарин.
Конструкция АПЛ
Силовая установка
Над созданием 6 крейсеров трудились рабочие на 1000 предприятий Советского Союза. «Акула» была оснащена двумя средствами движения:
- основное;
- резервное.
Основная система состоит из ядерной установки, включающей в себя 2 реактора водо-водяного типа и 2 установки паротурбинного типа. В движение крейсер приводят два винта, работающих бесшумно на низких оборотах. Создаваемые винтовыми лопастями помехи блокируются за счет кольцевых обтекателей.
Процесс строительства АПЛ «Акула»
В качестве резервных используются два электродвигателя постоянного тока. Подлодка легко маневрирует и в стесненных условиях при помощи подруливающих устройств.
Вооружение
Основное вооружение крейсера — ракетный комплекс Д-19 с самыми большими баллистическими ракетами в мире (стартовая масса — 90 тонн), стоящими на вооружении подводных лодок. Комплект состоит из 20 штук, хотя в проекте закладывалось 24. Поскольку Р-39 обладали большой длиной, они могли устанавливаться только на субмарины типа «Акула». Дальность полета — 8300 км.
С течением времени БРПЛ Р-39 устарели, на смену им разработали баллистические ракеты с названием «Булава» с дальностью полета 9300 метров. Также в качестве основного вооружения установлены 6 торпедных аппаратов. Калибр торпеды — 553 мм.
Пуск ракеты «Булава» из акватории Баренцева моря
Восемь комплексов ПЗРК «Игла» обеспечивают защиту от нападения с воздуха. Дополнительно установлено оборудование для:
- обеспечения радио- и спутниковой связи;
- установки факта присутствия ледяного покрова на поверхности;
- навигации;
- обнаружения подводных объектов.
Постепенно оборудование подлодок заменялось на новейшее без изменения назначения и характеристик.
Экипаж и условия для несения службы
В составе экипажа лодки:
- 108 матросов;
- 52 офицера.
Для каждой из двух категорий служащих есть две кают-компании. Важно отметить, что экипаж размещается в условиях повышенного комфорта. Служить на лодках типа «Акула» считается престижным. Между собой матросы сравнивают их с отелем «Hilton».
Зона отдыха АПЛ «Акула»
Для экипажа на борту предусмотрены следующие удобства:
- «живой уголок»;
- просторная столовая зона, которая служит и кинозалом;
- музейная экспозиция;
- спортзал;
- сауна;
- глубокий бассейн размером 4 на 2 метра, заполняющийся морской водой, с подогревом;
- фотолаборатория.
Интересный факт: все, кто погружается впервые, должны пройти особый ритуал посвящения: выпить кружку забортной воды и поцеловать раскачивающуюся булаву или кувалду. Президент России, В. Путин, оказавшись на лодке, также прошел старинный обряд.
Матросы отмечают, что пользоваться сауной и залом в течение длительного похода почти не удается из-за плотного графика, а при нахождении на базе доступ к ним не ограничен.
Спущенные на воду подлодки и их современное состояние
Советское правительство проектировало «Акулу» в разгар Холодной войны. Закладка первой лодки в 1976 году происходило наравне с американцами, которые начинали строительство «Огайо».
Схематичное изображение отсеков подлодки
Из 10 планируемых подлодок данного типа было построено лишь 6, поскольку к тому времени сложилось множество экономических и политических препятствий. Рассмотрим все 6 представителей проекта и узнаем, что с ними стало теперь.
- Тяжелый крейсер «Дмитрий Донской» — самая большая подводная лодка в мире и первая из проекта 941. Порт приписки — Западная Лица, где базируется Северный флот РФ, ранее постоянно базировалась в городе Северодвинск. К 1989 году ракетное оборудование и сама лодка требовали модернизации. Работы приходилось осуществлять в тяжелый для страны период, они завершились лишь в 2002 году по проекту 941У. Субмарина «Дмитрий Донской» была оснащена новейшими ракетами «Булава».
- Второе судно серии было менее удачным, оно именовалось как ТК-202 и было спущено на воду в сентябре 1982 г. В середине 80-х субмарина столкнулась с рыболовецким судном, после чего ей требовался ремонт. После развала СССР подлодку вывели из состава флота и разрезали на металл в эллингах Северодвинска. Сделано это было за счет средств, предоставленных США.
- Третий тяжелый крейсер стратегического назначения получил имя ТК-12, позже — «Симбирск» (название было предложено экипажем, но его так и не утвердили официально). В 1986 г. лодка получила незначительные повреждения при столкновении с британской субмариной, после чего была отремонтирована и отправлена в поход на Северный полюс. Утилизирована.
- Четвертый корабль серии также принадлежал классу ТАПКР. Проходил службу на флоте в течение 14 лет и являлся первым крейсером, произведшим залповую стрельбу ракетами, срок годности которых истек. Поскольку нового боезапаса не было, подлодка была выведена в резерв, позже — утилизирована.
- ТК-17, пятая подлодка серии «Акула», сооруженная на «Северном машиностроительном предприятии», служила Северному флоту 27 лет, и лишь в 2013 году была выведена из состава. Во время плановых учений 2004 г. на борту крейсера присутствовал президент России, Владимир Путин. Ввиду отсутствия боекомплекта подводная лодка выведена в резерв и ожидает утилизации.
- Подлодка ТК-20 завершила серию «Акула» и сегодня она также ожидает утилизации. Ей было присвоено имя «Архангельск». Боекомплекта к ней нет и уже никогда не будет. Переоборудовать субмарину под новые ракеты считается крайне дорогим мероприятием.
Таким образом, в настоящее время из шести самых больших подводных лодок в России и в мире в строю осталась лишь одна, модернизированная и оснащенная по последнему слову техники. В свое время все ракетные крейсеры данного типа входили в 18-ю дивизию, которая была сокращена до минимума.
Выводы
- Самая большая лодка в мире относится к серии «Акула» и принадлежит Российской Федерации.
- По своим размерам и водоизмещению она не имеет аналогов, работает на двух ядерных реакторах, оснащена БРПЛ «Булава». Экипаж служит в комфортных условиях. Из шести построенных подводных лодок в строю сегодня находится только одна — «Дмитрий Донской». Это первая подлодка данного типа.
infografics.ru
Самые самые подводные Лодки в Мире: Большие, Быстрые, Опасные, Мощные
Серьезный подход – это всё самое большое, быстрое, опасное и мощное. Любителей водомоторики, профессиональной охоты на рыбу и всех тех, кого интересуют пресные и соленые волны привлекает техника, которая существует в мире лишь в единственной величине. Такие лодки носят гордые названия «самые самые». Фишер Инфо собрал самые скоростные, мощные и современные изобретения человечества, используемые для передвижения над и под водой.
Cамые самые подводные лодки
Всего лишь около века назад подводные лодки доказали всем свою боевую эффективность, возглавив морскую нишу военных вооружений. Учитывая техническую сложность создания и сопутствующую ей стоимость работы по конструированию и сборке, атомные подводные лодки числились на вооружении двух сверхдержав: СССР и США. Но сегодня атомные подводные лодки стали доступны большинству развитых стран.
Время не стоит на месте. Какие же подводные лодки являются самыми большими, самыми скоростными и самыми мощными в мире?
Рассмотрим рейтинг подводных лодок в следующих аспектах:
- современность;
- скорость;
- первопроходство;
- мощь,
- лидерство;
- глубоководность;
- мировая известность;
- габариты.
Самая большая подводная лодка в мире – Акула РПКСН 941
Тяжеловесные ракетные подводные лодки стратегического назначения проекта 941 под названием «Акула» считаются самым большим, первым и в то же время самым безопасным и комфортабельным для размещения крейсером. Созданием этой супер лодки занимался главный конструктор С. Н. Ковалёв вместе со своими коллегами на советском предприятии ЦКБМТ «Рубин».
Фото подводной лодки Акула
Конструкция корпуса РПКСН «АКУЛА» представляет собой легкую металлическую оболочку, надежно прячущую пять жилых высокопрочных корпусов. Экипаж, численность 160 человек, мог погружаться на глубину 500 метров, и находиться там до 6 месяцев.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ! Габариты самой большой лодки в мире составляют 172, 8 * 23,3 метра. Это как 50-этажный жилой дом.
Для полугодового срока пребывания под водой для экипажа из 52 офицеров и 108 мичманов и матросов внутри Акулы были созданы комфортабельные условия, которые включали:
- салон для отдыха;
- спортзал;
- бассейн размером 4×2 м и глубиной 2 м с подогревом;
- сауна;
- солярий;
- сад с живым уголком;
- телевизоры;
- кондиционеры;
- душевые и умывальники.
Но удобство и комфорт не были главной задачей для погружения самой большой глубоководной подводной лодки в мире. РПКСН «АКУЛА» была оснащена ракетным комплексом «Д-19» с двадцатью трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти мощные боевые ракеты достигали цели, удаленной до 8300 километров. Боевая часть ракет разделялась на десять боеголовок, оснащенных индивидуальным наведением и ста килотоннам тротилового эквивалента в каждой из них.
Торпедный отсек в конструкции самой большой подводной лодки Акула был полностью безопасен. Он располагался в виде отдельного модуля и при непредвиденной ситуации, как взрыв, не повреждал носовые отсеки, разрушение которых приводит к гибели экипажа.
Участь самой большой подводной лодки в мире плачевна. После распада СССР лодку РПКСН «АКУЛА» по инициативе стран США и Канады с согласия правительства современной России порезали на металлолом, не удосужившись даже создать из нее музей, как экспонат для экскурсий потомкам.
Самая быстрая подводная лодка в мире — «К-222»
Подводная лодка Советского Союза «К-222», прозванная «Золотой Рыбкой» по сей день является самым скоростным крейсером. Модель достигла и зафиксировала в подводном положении больше 82 километров в час, что по морским меркам составляет около 44 узлов. К-222 была оборудована вооружённой крылатой ракетой П-70 «Аметист».
Своим появлением самая быстрая подводная лодка обязана советским конструкторам Н.Н. Исанину и Н.Ф. Шульженко, работающими со своими коллегами на заводе «Севмаш» в городе Северодвинске. Цель проекта звучала четко и лаконично – создать подводное судно, способное наносить ракетный и торпедный удар по авианосным формированиям. Отличительной особенностью подводной лодки являлся приказ снабдить К-222 только новыми разработками приборов, автоматики и оборудования. Таким образом, быстроходное атомное подводное судно стало уникальным экспонатом в истории флота.
Самая быстрая подводная лодка К-222 из титанового корпуса была призвана стать флагманом подводного флота. Но ее участь была печальной. В 1988 году быстроходное подводное судно было выведено из состава флота, а позже, при современной России правительством было вынесено решение об ее утилизации.
Самая длинная подводная лодка в мире — ТК-200 Дмитрий Донской
Атомный подводный крейсер стратегического назначения ТК-200 «Дмитрий Донской» является самой длинной, действующей подводной лодкой в мире.
ВАЖНО ЗНАТЬ! Размеры самой длинной подводной лодки в мире «Дмитрий Донской» составляют 172 метра.
Разработка атомоносца принадлежит Центральному конструкторскому бюро морской техники «Рубин». Подводная лодка с самым длинным корпусом официально вошла в список военных кораблей советского морского флота в 1976 году, а в 1980 году она уже гордо погружалась под воду, демонстрируя соседям свое преимущество.
Самая длинная подводная лодка в мире не стремится завоевать первенство в скорости, но по праву считается действующим скоростным атомоносцем, демонстрируя 50 км/ч. Мощь и габариты Дмитрия Донского позволяют экипажу из 160 человек уходить в глубину соленой воды до 400 метров и находиться там до 4 месяцев.
Величие и мощь современного военного подводного крейсера не заканчиваются перечислением габаритов и длины. ТК-200 располагает ракетным комплексом «Булава». Это шесть гиперзвуковых ядерных боеголовок.
Крейсер по настоящее время находится на вооружении ВМФ Российской Федерации.
Как выглядит подводная лодка
Фото подводной лодки под водой
Фото подводной лодки изнутри
Фото подводной лодки в разрезе
Самая большая подводная лодка в мире видео
На видео представлена самая большая подводная лодка в мире Акула.
fisherinfo.ru
Самая большая подводная лодка
Знаете ли вы, какая подводная лодка самая большая в мире? Ведь если вам интересна рубрика «Самое-самое в мире», тогда возможно вы имеете кое-какие данные по этой теме.
Перед тем, как перейти к непосредственному описанию интересных фактов про эту субмарину, обозначим общие данные.
Самая большая в мире подводная лодка была создана в СССР. У нее два названия: «Акула» и «Тайфун». Длина этой подлодки равняется 173 метрам, а ширина – 24 м.
Интересен факт, что «Акула» занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая большая подводная лодка в мире.
В конце мы покажем уникальные фотографии этой субмарины.
Самая большая подводная лодка в мире
Во второй половине 20-го века, между Советским Союзом и Соединенными Штатами началась активная гонка вооружений. Каждое из этих государств стремилось занять лидирующую позицию в военном, космическом и научном противостоянии.
В семидесятые годы, обе супердержавы приступили к созданию атомного подводного флота. В результате этого были построены уникальные атомные ракетные крейсеры.
Американцам удалось осуществить проект АПЛ типа «Огайо». Контрвыпадом со стороны СССР стала подводная лодка «Акула», более известная как «Тайфун».
Подводные лодки проекта 941 «Акула»
Ленинградскими конструкторами наряду с рабочими бригадами, под руководством С. Н. Ковалева, был начат «Проект 941».
Целью этого масштабного замысла было строительство военных подлодок, которые должны были превзойти по своим техническим характеристикам американские аналоги.
Все виды работ проходили на предприятии «Севмаш». Именно там и была создана самая большая в мире подводная лодка «Акула».
Интересен факт, что строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий СССР.
Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на 26 съезде КПСС, сообщив:
«Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-I». Аналогичная система – «Тайфун» имеется и у нас».
Брежнев специально назвал «Акулу» «Тайфуном», чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение (см. интересные факты о Брежневе).
Однако с тех пор самая большая подводная лодка стала называться обоими названиями.
Компоновка и размеры
Огромные габариты и начинка ядерного гиганта заслуживают отдельного внимания.
Под обшивкой крупнейшей подводной лодки находится своеобразный «катамаран», состоящий из двух надежных корпусов, размещенных напротив друг друга.
Торпедный отсек и центральный пост, включая помещение для радиотехнического вооружения, абсолютно водонепроницаемы.
Все 19 отсеков, расположенных внутри субмарины, сообщаются между собой. Рулевое управление «Тайфуна» находится в носовой части.
Инженерами было предусмотрено, чтобы самая большая подводная лодка могла эксплуатироваться в холодных регионах, где поверхность моря покрыта толстым слоем льда. В связи с этим, боевую рубку намерено усилили.
«Акула» поистине поражает воображение своими габаритами. Ее длина достигает 173 м, что практически равняется 2 футбольным полям.
Водоизмещение также не может не удивлять, поскольку оно составляет порядка 50 тысяч тонн, а это почти в 3 раза больше, чем у американского «Огайо».
Характеристики
По скоростным данным лодки конкурирующих стран развивали примерно одну и ту же скорость – 44 км/ч.
Советская «Акула» могла работать в автономном режиме целых 6 месяцев, находясь на глубине 400 м. При надобности она могла погрузиться ниже уровня моря еще на 100 м.
Для приведения ее в движение на ней были установлены два 190-мегаваттных ядерных реактора, активирующих 2 турбины мощностью 50000 лошадиных сил. Развивать скорость ей удавалось при помощи 2 винтов, диаметр которых достигал почти 6 м.
На самой большой подводной лодке несли службу 108 матросов и старшин, а в офицерский состав входило 52 человека. Офицеры жили в 2-х и 4-х местных каютах, а матросы располагались в кубриках, внутри которых были предусмотрены умывальники и телевизоры.
В каждый из отсеков беспрерывно поддавался кондиционированный воздух. В свободное время любой матрос или офицер мог воспользоваться бассейном или сауной, или уделить время тренировкам в спортзале.
Боевой потенциал
Самая большая подводная лодка в мире приводилась в полную боевую готовность буквально за считанные секунды. Она обладала способностью выпускать одновременно до 20 ядерных ракет Р-39.
Такая ядерная канонада могла моментально стереть с лица земли побережье Соединенных Штатов Америки.
Однако это был далеко не весь арсенал, которым располагал «Тайфун». В нем присутствовало около 20 различных торпед, а также ПЗРК «Игла». Для этой субмарины был специально построен корабль, который при необходимости мог доставить на борт судна дополнительные боеприпасы.
В строю
В период 1976-1989 гг., предприятием «Севмаш» было выпущено 6 АПЛ «Тайфун». Три из этих подводных лодок продолжают нести военную службу и сегодня. Две находятся в резерве, а одну используют в учебных целях.
Если вам понравились интересные факты про самую большую подводную лодку – поделитесь ими с друзьями. Если же вам вообще нравятся интересные факты обо всем – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Интересные факты:
interesnyefakty.org
Самая большая подводная лодка в мире
23 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинска, на гладь Белого моря была спущена первая советская подводная лодка класса «Акула». Когда корпус ее был еще в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше ее никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. На Западе же лодке присвоили кодовое имя «Typhoon». Впоследствии Тайфуном эту лодку стали называть и у нас.
Так, сам Леонид Ильич Брежнев, выступая на XXVI съезде партии, заявил: «Американцами создана новая подводная лодка „Огайо“ с ракетами „Трайдент“. Аналогичная система — „Тайфун“ имеется и у нас».
начале 70-х годов в США (как писали западные СМИ, «в ответ на создание в СССР комплекса Delta») началась реализация крупномасштабной программы «Трайдент», предусматривающей создание новой твердотопливной ракеты с межконтинентальной (более 7000 км) дальностью, а также ПЛАРБ нового типа, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности. Корабль водоизмещением 18.700 т обладал максимальной скоростью 20 узлов и мог выполнять ракетные пуски на глубине 15-30 м. По своей боевой эффективности новая американская система оружия должна была значительно превзойти отечественную систему 667БДР/Д-9Р, находившуюся в то время в серийном производстве. Политическое руководство СССР потребовало от промышленности «адекватного ответа» на очередной американский вызов.
Тактико-техническое задание на тяжелый атомный подводный ракетный крейсер—проект 941 (шифр «Акула») — было выдано в декабре 1972 г. 19 декабря 1973 г. правительство приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца. Проект разрабатывался ЦКБ «Рубин», возглавляемым генеральным конструктором И.Д. Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора С.Н. Ковалева. Главным наблюдающим от ВМФ был В.Н. Левашов.
«Перед конструкторами стояла непростая техническая задача — разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая, — рассказывает генеральный конструктор проектов ЦКБ МТ «Рубин» С.Н. Ковалев. — После множества проработок ракеты решено было расположить между двумя прочными корпусами. Аналогов такому решению в мире нет». «Такую лодку мог построить только Севмаш», — говорит начальник управления Министерства обороны А.Ф. Шлемов. Строительство корабля велось в самом большом эллинге — цехе 55, которым руководил И.Л. Камай. Применяли принципиально новую технологию постройки — агрегатно-модульный метод, что позволило значительно сократить сроки. Сейчас этот метод применяется во всем, и подводном и надводном кораблестроении, но для того времени это был серьезный технологический прорыв.
Бесспорные эксплуатационные преимущества, продемонстрированные первой отечественной морской баллистической ракетой на твердом топливе Р-31, а также американский опыт (к которому в советских высших военных и политических кругах всегда относились с большим уважением) обусловили категорическое требование заказчика оснастить подводный ракетоносец 3-го поколения твердотопливными ракетами. Применение таких ракет позволяло существенно сократить время предстартовой подготовки, устранить шумность ее проведения, упростить состав корабельного оборудования, отказавшись от ряда систем — газоанализа атмосферы, заполнения кольцевого зазора водой, орошения, слива окислителя и т.п.
Предварительная разработка нового межконтинентального ракетного комплекса для оснащения подводных лодок началась в КБ Машиностроения под руководством главного конструктора В.П. Макеева в 1971 году. Полномасштабные работы по РК Д-19 с ракетами Р-39 были развернуты в сентябре 1973 г., практически одновременно с началом работ над новой ПЛАРБ. При создании этого комплекса впервые была предпринята попытка унификации ракет подводного и наземного базирования: Р-39 и тяжелая МБР РТ-23 (разрабатываемая в КБ «Южное») получили единый двигатель первой ступени.
Уровень отечественных технологий 70-80-х годов не позволял создать твердотопливную баллистическую межконтинентальную ракету большой мощности в габаритах, близких к габаритам предшествующих жидкостных ракет. Рост размеров и веса оружия, а также массогабаритные характеристики нового радиоэлектронного оборудования, увеличившиеся по сравнению с РЭО предшествующего поколения в 2,5-4 раза, привели к необходимости принятия нетрадиционных компоновочных решений. В результате был спроектирован оригинальный, не имеющий мировых аналогов тип подводной лодки с двумя прочными корпусами, расположенными параллельно (своеобразный «подводный катамаран»). Кроме всего прочего, подобная «сплющенная» в вертикальной плоскости форма корабля диктовалась ограничениями по осадке в районе Северодвинского судостроительного завода и ремонтных баз Северного флота, а также технологическими соображениями (требовалось обеспечить возможность одновременной постройки двух кораблей на одной стапельной «нитке»).
Следует признать, что выбранная схема являлась в значительной мере вынужденным, далеко не оптимальным решением, приведшим к резкому увеличению водоизмещения корабля (что дало повод к возникновению иронического прозвища лодок 941-го проекта — «водовозы»). В то же время она позволила повысить живучесть тяжелого подводного крейсера за счет разнесения энергетической установки по автономным отсекам в двух раздельных прочных корпусах; улучшить взрыво- и пожаробезопасность (удалив ракетные шахты из прочного корпуса), а также размещение торпедного отсека и главного командного поста в изолированных прочных модулях. Несколько расширились и возможности по проведению модернизации и ремонта лодки.
При создании нового корабля была поставлена задача расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения. Для пуска ракет из-под арктического «ледового панциря» лодка должна была всплывать в полыньях, проламывая ограждением рубки лед толщиной до 2-2,5 м.
Летные испытания ракеты Р-39 проводились на опытовой дизель-электрической подводной лодке К-153, переоборудованной в 1976 году по проекту 619 (она была снабжена одной шахтой). В 1984 году, после серии интенсивных испытаний, ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был официально принят на вооружение ВМФ.
Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех — самый большой крытый эллинг в мире.
Первым ТАПКР, вступившим в строй 12 декабря 1981 г., командовал капитан 1 ранга А.В. Ольховников, удостоенный за освоение столь уникального корабля звания Героя Советского Союза. Предполагалось строительство крупной серии тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта и создание новых модификаций этого корабля с увеличенными боевыми возможностями.
Однако в конце 80-х годов по экономическим и политическим соображениям от дальнейшей реализации программы было решено отказаться. Принятие этого решения сопровождалось острыми дискуссиями: промышленность, разработчики лодки и часть представителей ВМФ выступали за продолжение программы, в то время как Главный штаб ВМФ и Генеральный штаб ВС выступали за прекращение строительства. Главная причина заключалась в сложности организации базирования столь крупных подводных кораблей, вооруженных не менее «внушительными» ракетами. В большинство существующих пунктов базирования «Акулы» просто не могли войти из-за их стесненности, а ракеты Р-39 могли транспортироваться почти на всех этапах эксплуатации лишь по железнодорожной колее (по рельсам они подавались и на причал для погрузки на корабль). Погрузка ракет должна была осуществляться специальным сверхмощным краном, являющимся уникальным в своем роде инженерным сооружением.
В результате было решено ограничиться строительством серии из шести кораблей проекта 941 (т. е. одной дивизии). Недостроенный корпус седьмого ракетоносца — ТК-210 — был разобран на стапеле в 1990 году. Следует заметить, что несколько позже, в середине 90-х годов, прекратилась реализация и американской программы строительства подводных ракетоносцев типа «Огайо»: вместо планировавшихся 30 ПЛАРБ ВМС США получили лишь 18 атомоходов, из которых в строю к началу 2000-х годов решено оставить лишь 14.
Конструкция подводной лодки 941-го проекта выполнена по типу «катамаран»: два раздельных прочных корпуса (диаметром 7,2 м каждый) расположены в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Кроме того, имеется два отдельных герметичных капсулы-отсека — торпедный отсек и расположенный между главными корпусами в диаметральной плоскости модуль управления, в котором находится центральный пост и размещенный за ним отсек радиотехнического вооружения. Ракетный отсек находится между прочными корпусами в передней части корабля. Оба корпуса и капсулы-отсеки соединены между собой переходами. Общее число водонепроницаемых отсеков —19.
У основания рубки, под ограждением выдвижных устройств, расположены две всплывающие спасательные камеры, способные вместить весь экипаж подводной лодки.
Отсек центрального поста и его легкое ограждение смещены в сторону кормы корабля. Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из титанового сплава, а легкий корпус — из стали (на его поверхность нанесено специальное гидроакустическое резиновое покрытие, повышающее скрытность лодки).
Корабль имеет развитое кормовое оперение. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части корпуса и выполнены убирающимися. Рубка снабжена мощными ледовым подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для взламывания льда при всплытии.
Для экипажа лодки (состоящего в своей большей части из офицеров и мичманов) созданы условия повышенного комфорта. Офицерский состав разместили в относительно просторных двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования воздуха, а матросов и старшин — в маломестных кубриках. Корабль получил спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауну, салон для отдыха, «живой уголок» и т. п.
Энергетическая установка 3-го поколения номинальной мощностью 100.000 л. с. выполнена по блочному принципу компоновки с размещением автономных модулей (унифицированных для всех лодок 3-го поколения) в обоих прочных корпусах. Принятые компоновочные решения позволили уменьшить габариты ЯЭУ, увеличив при этом ее мощность и улучшив другие эксплуатационные параметры.
ГЭУ включает два водоводяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 (по 190 мВт каждый) и две паровые турбины. Блочная компоновка всех агрегатов и комплектующего оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить и более эффективные меры по виброизоляции, снижающие шумность корабля.
Атомная энергетическая установка оснащена системой безбатарейного расхолаживания (ББР), которая автоматически вводится в действие при исчезновении электропитания.
Для экипажа лодки (состоящего в своей большей части из офицеров и мичманов) созданы условия повышенного комфорта. Офицерский состав разместили в относительно просторных двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования воздуха, а матросов и старшин — в маломестных кубриках. Корабль получил спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауну, салон для отдыха, «живой уголок» и т. п.
Энергетическая установка 3-го поколения номинальной мощностью 100.000 л. с. выполнена по блочному принципу компоновки с размещением автономных модулей (унифицированных для всех лодок 3-го поколения) в обоих прочных корпусах. Принятые компоновочные решения позволили уменьшить габариты ЯЭУ, увеличив при этом ее мощность и улучшив другие эксплуатационные параметры.
ГЭУ включает два водоводяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 (по 190 мВт каждый) и две паровые турбины. Блочная компоновка всех агрегатов и комплектующего оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить и более эффективные меры по виброизоляции, снижающие шумность корабля.
Атомная энергетическая установка оснащена системой безбатарейного расхолаживания (ББР), которая автоматически вводится в действие при исчезновении электропитания.
По сравнению с предшествующими атомными подводными лодками существенно изменилась система управления и защиты реактора. Внедрение импульсной аппаратуры позволило контролировать его состояние при любом уровне мощности, в том числе и в подкритическом состоянии. На компенсирующие органы установлен механизм «самохода», который при исчезновении электропитания обеспечивает опускание решеток на нижние концевики. При этом происходит полное «глушение» реактора, даже при опрокидывании корабля.
Два малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага установлены в кольцевых насадках. В качестве резервных средств движения имеется два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт, которые подключаются к линии главного вала посредством муфт.
На борту лодки установлено четыре турбогенератора по 3200 кВт и два дизель-генератора ДГ-750. Для маневрирования в стесненных условиях корабль оснащен подруливающим устройством в виде двух откидных колонок с гребными винтами (в носовой и кормовой частях). Винты подруливающего устройства приводятся в движение электродвигателями мощностью по 750 кВт.
При создании подводной лодки проекта 941 огромное внимание было уделено снижению ее гидроакустической заметности. В частности, корабль получил двухкаскадную систему резино-кордовой пневматической амортизации, были внедрены блочная компоновка механизмов и оборудования, а также новые, более эффективные звукоизолирующие и противогидролокационные покрытия. В результате по гидроакустической скрытности новый ракетоносец, несмотря на свои гигантские размеры, значительно превзошел все ранее построенные отечественные ПЛАРБ и, вероятно, вплотную приблизился к американскому аналогу — ПЛАРБ типа «Огайо».
Подводная лодка оснащена новым навигационным комплексом «Симфония», боевой информационно-управляющей системой, гидроакустической станцией миноискания МГ-519 «Арфа», эхоледомером МГ-518 «Север», радиолокационным комплексом МРКП-58 «Буран», телевизионным комплексом МТК-100. На борту имеются комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами».
Цифровой гидроакустический комплекс типа «Скат-3», интегрирующий четыре гидролокационные станции, способен обеспечивать одновременное слежение за 10—12 подводными целями.
Выдвижные устройства, расположенные в ограждении рубки, включают два перископа (командирский и универсальный), антенну радиосекстана, РЛК, радиоантенны системы связи и навигации, пеленгатор.
Лодка оснащена двумя всплывающими антеннами буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на большой (до 150 м) глубине или подо льдами.
Ракетный комплекс Д-19 включает 20 твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями Д-19 (РСМ-52, западное обозначение — SS-N-20). Старт всего боекомплекта осуществляется двумя залпами, с минимальными интервалами между пусками ракет. Ракеты могут запускаться с глубины до 55 м (без ограничений по погодным условиям на поверхности моря), а также из надводного положения.
Трехступенчатая МБР Р-39 (длина — 16,0м, диаметр корпуса — 2,4 м, стартовая масса — 90,1 т) несет 10 боевых блоков индивидуального наведения мощностью по 100 кг каждый. Их наведение осуществляется посредством инерциальной навигационной системы с полной астрокоррекцией (обеспечено КВО порядка 500 м). Максимальная дальность пуска Р-39 превышает 10.000 км, что больше дальности американского аналога — «Трайдент» С-4 (7400 км) и приблизительно соответствует дальности «Трайдент» D-5 (11.000 км).
Для минимизации габаритов ракеты двигатели второй и третьей ступеней имеют выдвижные сопловые насадки.
Для комплекса Д-19 создана оригинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки на самой ракете. В шахте Р-39 находится в подвешенном состоянии, опираясь специальной амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) на опорное кольцо, расположенное в верхней части шахты.
Пуск выполняется из «сухой» шахты с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД). В момент старта специальные пороховые заряды создают вокруг ракеты газовую каверну, значительно уменьшающую гидродинамические нагрузки на подводном участке движения. После выхода из воды АРСС отделяется от ракеты при помощи специального двигателя и уводится в сторону на безопасное расстояние от подводной лодки.
Имеется шесть 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания, способных применять практически все типы состоящих на вооружении торпед и ракето-торпед данного калибра (типовой боекомплект — 22 торпеды УСЭТ-80, а также ракето-торпеды «Шквал»). Вместо части ракетно-торпедного вооружения на борт корабля могут приниматься мины.
Для самообороны подводной лодки, находящейся в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов имеется восемь комплектов ПЗРК «Игла» («Игла-1»). В зарубежной печати сообщалось о разработке для подводных лодйк 941-го проекта, а также ПЛАРБ нового поколения, зенитного ракетного комплекса самообороны, способного применяться из подводного положения.
Все шесть ТАПРК (получивших западное кодовое наименование Typhoon, быстро «прижившееся» и у нас) были сведены в дивизию, входящую в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок. Корабли базируются в Западной Лице (бухта Нерпичья). Реконструкция этой базы для размещения на ней новых сверхмощных атомоходов началась в 1977 году и заняла четыре года. За это время была построена специальная причальная линия, изготовлены и доставлены специализированные пирсы, способные, по замыслу конструкторов, обеспечить ТАПКР всеми видами энергоресурсов (однако в настоящее время по ряду технических причин они применяются как обычные плавучие пирсы). Для тяжелых ракетных подводных крейсеров Московским конструкторским бюро транспортного машиностроения был создан уникальный комплекс средств погрузки ракет (КСПР). В его состав вошел, в частности, двухконсольный кран-погрузчик козлового типа грузоподъемностью 125 т. (в строй введен не был).
В Западной Лице расположен и береговой судоремонтный комплекс, обеспечивающий обслуживание лодок 941-го проекта. Специально для обеспечения «плавучего тыла» лодок 941-го проекта в Ленинграде на Адмиралтейском заводе в 1986 году был построен морской транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» (проект 11570) полным водоизмещением 11.440 т, имеющий 16 контейнеров для ракет Р-39 и снабженный 125-тонным краном.
Однако уникальную береговую инфраструктуру, обеспечивающую обслуживание кораблей 941-го проекта, удалось создать лишь на Северном флоте. На Тихоокеанском флоте до 1990 года, когда программа дальнейшего строительства «Акул» была свернута, ничего подобного соорудить так и не успели.
Корабли, каждый из которых укомплектован двумя экипажами, несли (и, вероятно, продолжают нести и сейчас) постоянное боевое дежурство даже во время нахождения на базе.
Боевая эффективность «Акул» в значительной степени обеспечивается за счет постоянного совершенствования системы связи и боевого управления морскими стратегическими ядерными силами страны. К настоящему времени эта система включает каналы, использующие различные физические принципы, что повышает надежность и помехозащищенность в самых неблагоприятных условиях. В состав системы входят стационарные передатчики, транслирующие радиоволны в различных диапазонах электромагнитного спектра, спутниковые, самолетные и корабельные ретрансляторы, мобильные береговые радиостанции, а также гидроакустические станции и ретрансляторы.
Огромный запас плавучести тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта (31,3%) в сочетании с мощными подкреплениями легкого корпуса и рубки обеспечил этим атомоходам возможность всплытия в сплошном льду толщиной до 2,5 м (что неоднократно проверялось на практике). Патрулируя под ледяным панцирем Арктики, где существуют особые гидроакустисческие условия, снижающие даже при самой благоприятной гидрологии дальность обнаружения подводной цели посредством наиболее современных ГАС всего до нескольких километров, «Акулы» являются практически неуязвимыми для противолодочных атомных подводных лодок США. Авиационными средствами, способными осуществлять поиск и поражение подводных целей сквозь полярный лед, Соединенные Штаты также не располагают.
В частности, «Акулы» несли боевую службу подо льдами Белого моря (первой из «941-х» такой поход совершил в 1986 г. ТК-12, на котором в ходе патрулирования при помощи ледокола была осуществлена замена экипажа).
Рост угрозы со стороны прогнозируемых средств ПРО потенциального противника потребовал усиления боевой живучести отечественных ракет в процессе их полета. В соответствии с одним из прогнозируемых сценариев, противник мог попытаться «ослепить» оптические астронавигационные датчики БР при помощи космических ядерных взрывов. В ответ на это в конце 1984 года под руководством В.П. Макеева, Н.А. Семихатова (система управления ракеты), В.П. Арефьева (командные приборы) и B.C. Кузьмина (система астрокоррекции) были начаты работы по созданию стойкого астрокорректора для баллистических ракет подводных лодок, способного восстанавливать свою работоспособность через несколько секунд. Разумеется, у противника оставалась возможность осуществлять ядерные космические взрывы с интервалом через каждые несколько секунд (в этом случае точность наведения ракеты должна была значительно снизиться), однако такое решение было трудноосуществимо по техническим соображениям и бессмысленно — по финансовым.
Усовершенствованный вариант Р-39, по своим основным характеристикам не уступающий американской ракете «Трайдент» D-5, был принят на вооружение в 1989 году. Кроме повышенной боевой живучести, модернизированная ракета обладала увеличенной зоной разведения боевых блоков, а также повышенной точностью стрельбы (использование космической навигационной системы ГЛОНАСС на активном участке полета ракеты и на участке наведения РГЧ позволило достичь точности, не меньшей, чем точность МБР РВСН шахтного базирования). В 1995 г. ТК-20 (командир капитан 1 ранга А. Богачев) выполнила ракетную стрельбу с Северного полюса.
В 1996 г. из-за нехватки средств были выведены из боевого состава ТК-12 и ТК-202, в 1997 г. — ТК-13. В то же время дополнительное финансирование ВМФ в 1999 году позволило значительно ускорить затянувшийся капитальный ремонт головного ракетоносца 941-го проекта — К-208. За десять лет, в течение которых корабль находился в Государственном центре атомного подводного судостроения, проведена замена и модернизация (в соответствии с проектом 941 У) основных комплексов вооружения. Ожидается, что в третьем квартале 2000 г. работы будут полностью завершены, и после окончания заводских и ходовых приемно-сдаточных испытаний, в начале 2001 года, обновленный атомоход вновь вступит в строй.
В ноябре 1999 г. из акватории Баренцева моря с борта одной из ТАПКР 941-го проекта были выполнены стрельбы двумя ракетами РСМ-52. Интервал между пусками составил два часа. Головные части ракет с высокой точностью поразили цели на Камчатском полигоне.
По сообщениям отечественной печати, существующие планы развития стратегических ядерных сил России предусматривают проведение модернизации кораблей пр. 941 с заменой ракетного комплекса Д-19 на новый. Если это соответствует действительности, «Акулы» имеют все шансы сохраниться в строю и в 2010-х годах.
В дальнейшем возможно переоборудование части атомоходов 941-го проекта в транспортные атомные подводные лодки (ТАПЛ), предназначенные для перевозок грузов по трансполярным и кроссполярным подледным маршрутам, кратчайшим путем связывающим Европу, Северную Америку и страны АТР. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет способен принимать до 10.000 т груза.
По состоянию на 2013 год из 6 построенных при СССР кораблей 3 корабля проекта 941 «Акула» утилизированы, 2 корабля находятся в ожидании на утилизацию, и один модернизирован по проекту 941УМ.
В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999—2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990—2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава». При испытании «Булавы» было принято решение отказаться от ранее используемой процедуры испытаний.
18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство — с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство — 2002 год), а также переоборудованный под « Булаву» К-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».
Рассматривается вариант переоборудования их для размещения крылатых ракет по аналогии с перевооружением ВМС США подводных лодок типа «Огайо». 28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Тайфуны», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Варианты переоборудования трёх оставшихся кораблей в транспортные подлодки по проекту ЦКБМТ «Рубин» или подлодки-арсеналы крылатых ракет отвергнуты по причине чрезмерной дороговизны работ и эксплуатации.
На совещании в Северодвинске вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.
В феврале 2012 года в СМИ появилась информация, что основное вооружение АПЛ типа «Акула», ракеты РСМ-52, были утилизированы не полностью, и до 2020 года возможен ввод в строй лодок «Северсталь» и «Архангельск» со стандартным вооружением на борту.
В марте 2012 года появилась информация из источников министерства обороны РФ, что стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» не будут модернизировать по финансовым соображениям. По словам источника, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подводных лодок проекта 955 «Борей». Подводные крейсера ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» не будут модернизироваться в свете недавно принятого решения, ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжит применяться в качестве испытательной платформы для систем вооружения и гидроакустических комплексов до 2019 года.
Интересные факты :
Впервые размещение ракетных шахт впереди рубки осуществлено на лодках проекта «Акула»
За освоение уникального корабля звание Героя Советского союза было присвоено Командиру первого ракетного крейсера капитану 1 ранга А. В. Ольховникову в 1984 году
Корабли проекта «Акула» занесены в книгу рекордов Гинеса
Кресло командира в центральном посту находится в неприкосновенности, исключения нет ни для кого, ни для командиров дивизии, флота или флотилии и даже министра обороны. Нарушивший эту традицию в 1993 году П. Грачев во время посещения «Акулы» был награжден неприязнью подводников.
yaustal.com
Топ 10 самых больших подводных лодок
В состав военно-морских сил некоторых стран входят подводные лодки, целью которых является патрулирование водных территорий. Для этого страны создают огромные в размерах и мощные по вооружению подлодки. Именно о таких субмаринах и пойдет речь в нашем топ 10 самых больших подводных лодок.
10Подводная лодка «Триумфан»
Строительство первой французской подлодки «Триумфан» было начато в 1986 г. Планировалось создание 6 подлодок. Но распад СССР внес изменения в эти планы. В итоге, субмарин было построено всего 4. Длина корпуса подлодки – 138 м; ширина – 12,5 м; подводное водоизмещение – 14335 тонн. Вооружена подлодка «Триумфан» 16 баллистическими ракетами класса М45.
9Подводная лодка «Ясень»
В 2015 году головной корабль проекта «Северодвинск» вошел в состав Северного флота России. Многоцелевые подводные лодки «Ясень» оснащены крылатыми ракетами ПЛАРК. Длина корпуса подлодки – 139 м; ширина – 13 м; подводное водоизмещение – 13800 тонн.
8Подводная лодка проекта 094 «Цзинь»
Разработка первой китайской подлодки «Цзинь» была начата в 1999 г. и уже в 2004 г. она приступила к патрулированию. Всего на вооружении Китая 6 подлодок «Цзинь», которые пришли на смену подлодкам класса 092 «Ся». Длина корпуса подлодки составляет 140 м; ширина – 13 м; подводное водоизмещение – 11500 тонн. Вооружена подлодка 12 баллистическими ракетами с дальностью поражения цели около 12000 км.
7Подводная лодка «Вэнгард»
Строительство первой английской подлодки «Вэнгард» было начато в 1986 г. И уже в 1990-х годах 4 подлодки «Вэнгард» пришли на смену подлодкам «Resolution». Длина корпуса подлодки составляет 150 м; ширина – 12,8 м; подводное водоизмещение – 15900 тонн. Вооружение «Вэнгард» – 16 баллистических ракет системы Trident-2 D5.
6Подводная лодка «Кальмар»
Разработка первой российской подводной лодки «Кальмар» была начата в 1972 г., так как возникла необходимость размещения двухступенчатых баллистических ракет класса Р-29Р. Длина корпуса подлодки составляет 155 м; ширина – 11,7 м; подводное водоизмещение – 13050 тонн. Вооружение подлодки состоит из 16 межконтинентальных жидкостных ракет Р-29Р, радиус поражения цели которых более 6000 км. В настоящее время большая часть подлодок «Кальмар» утилизирована, оставшиеся состоят на службе Тихоокеанского флота России.
5Подводная лодка «Мурена-М»
Подлодка «Мурена-М» является модернизированной версией проекта «Мурена». Вооружен этот боевой крейсер 16 баллистическими ракетами класса Р-29Д со способностью поражения цели на расстоянии более 9000 км. Длина корпуса подлодки составляет 155 м; ширина – 11,7 м; подводное водоизмещение – 15750 тонн.
4Подводная лодка «Дельфин»
Строительство первой подлодки «Дельфин» было начато в 1981 г. В настоящее время в составе российского подводного флота находятся 7 подлодок «Дельфин», каждая из которых вооружена 16 баллистическими ракетами класса Р-29РМ. Длина корпуса подлодки составляет 167 м; ширина – 11,7 м; подводное водоизмещение – 18200 тонн.
3Подводная лодка «Огайо» (Ohio class SSBN/SSGN)
Американские подводные лодки третьего поколения оснащены 24 баллистическими ракетами класса Trident, особенностью которых являются разделяющиеся головные части, благодаря чему возможно поражение по индивидуальной системе наведения на цель. Эти боевые крейсеры патрулируют в Атлантическом и Тихом океанах. Длина корпуса подлодки составляет 170,7 м; ширина – 12,8 м; подводное водоизмещение – 18750 тонн; глубина погружения – 550 м. Первая подлодка «Огайо» вступила в строй в 1981 г.
2Подводная лодка проекта 955 «Борей»
В настоящее время построены и введены в строй 3 такие подлодки. Еще 3 «Борея» находятся в процессе строительства. Всего в планах 8 подлодок «Борей», строительство которых планируется осуществить к 2018 г. Длина корпуса подлодки составляет 170 м; ширина – 13,5 м; подводное водоизмещение – 24000 тонн. Вооружена подводная лодка 16 ракетами «Булава».
1Подводная лодка проекта 941 «Акула»
Строительство этого подводного крейсера было начато в 1976 г. Вооружен он был 20 трехступенчатыми баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Первая (из шести существующих на вооружении России) «Акула» вступила в строй в 1980 г. Длина корпуса подлодки составляет 172,8 м; ширина – 23,3 м; подводное водоизмещение – 48000 тонн. На подводной лодке созданы условия для комфортного времяпровождения экипажа: спортзал, сауна, бассейн, солярий, живой уголок. Подлодка благодаря своим размерам в состоянии взломать двухметровый лед. Поэтому «Акула» может осуществлять патрулирование в водах Арктики.
В этой статье были представлены самые большие субмарины, которые являются грозным военным орудием некоторых стран мира.
top5-top10.ru