Рыцари и рыцарское войско. Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах

Рыцари и рыцарское войско

Три занятия при феодализме

В X–XI вв. окончательно сформировался феодализм, при котором основные общественные обязанности, по оценке большинства историков, распределялись так: народ должен был работать, духовенство — молиться, а феодалы-рыцари — воевать.

Как стать рыцарем

Дворяне проходили специальный обряд посвящения в рыцари, которому предшествовали пост, исповедь и ночь, проведенная в часовне в «бодрствовании на страже». Главное в содержании самого обряда составляла следующая процедура. Старший дворянин-рыцарь троекратно ударял плашмя обнаженным мечом по плечу посвящаемого в честь Бога, Святого Михаила и Святого Георгия. Кроме того, рыцаря перепоясывали мечом, ему выдавались перчатки, накладывались шпоры, вручались щит и копье. Перчатки (особенно с правой руки) и шпоры были символами рыцарской чести. По смерти рыцаря шпоры клали с ним в гроб.

Рыцарский кодекс

Посвящаемые в рыцари приносили клятву всегда быть готовыми для защиты короля, церкви и дам. У французских рыцарей существовал девиз: «Душа моя — Богу, жизнь — королю, сердце — дамам, честь — для меня».

Кроме умения фехтовать обеими руками, высоко ценились семь рыцарских искусств: верховая езда, плавание, стрельба из лука, кулачный бой, соколиная охота, игра в шахматы и сложение стихов.

Рыцарская мораль и литература

Эпоха феодально-рыцарского войска выработала в военном сословии определенные нравственные нормы личного поведения и вооруженной борьбы, которые, впрочем, не распространялись на отношение дворян-рыцарей к простому народу и захвату добычи в войне.

Рыцарская поэзия — «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Поэма о Сиде» и другие произведения — запечатлела сильно идеализированный образ «рыцарей без страха и упрека». В ряду литературных памятников о рыцарстве иного рода — «Дон-Кихот» Сервантеса с его благородным, но беспомощным «рыцарем печального образа».

Рыцари в доспехах

Недостатки и достоинства металлических доспехов

В бою рыцарь обыкновенно с головы до ног был закован в металлические доспехи, что делало его неуклюжим и тяжелым. Когда его сбивали с коня, то сам он без посторонней помощи зачастую не мог встать на ноги.

Но броня обеспечивала надежную защиту от ударов холодным оружием. Когда в одном из сражений французский король Филипп II Август был сбит с коня, враги не могли найти в его доспехах ни одной щели, чтобы нанести разящий удар. Пока они тщетно пытались это сделать, подоспели французы, отбившие своего короля.

Сражение по-рыцарски

При столкновении рыцарских войск кровопролития редко бывали большими. Так, в сражении при Бремюле (1119 г.), в котором сошлись войска английского короля Генриха I и французского короля Людовика VI (общим числом 900 рыцарей), потери, не считая пленных, составили лишь 3 человека. По свидетельству Орделиха, потери были столь малы, «потому что они (рыцари) с ног до головы были одеты в железо и потому, что из страха Божьего и по товариществу друг друга щадили».

Боевой порядок герцога Булонского

Сражение двух феодально-рыцарских войск обычно разбивалось на массу единоборств отдельных рыцарей, которым помогали их слуги-пехотинцы, простолюдины-кнехты. Некоторые из феодалов вносили в такую схему боя свои новшества, порой причудливые. Так, в сражении французских и германских войск при Бувине (1214 г.) герцог Булонский образовал из своей пехоты треугольник и находился внутри него с шестью другими рыцарями. Оттуда они предпринимали боевые вылазки против французов, затем возвращались внутрь своего убежища для отдыха и смены лошадей.

Сражение рыцарских войск

Оружие священника

В сражениях феодально-рыцарских войск часто принимали участие и священники. Так как церковь запрещала им проливать кровь человека, то они вооружались не мечами и копьями, а булавами. В сражении при Бувине один французский епископ, добравшись до знатного германского рыцаря, так ударил его булавой по доспехам, защищавшим голову, что тот свалился с коня замертво.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Глава 2 рыцарское войско, его

ВООРУЖЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ.

Рыцарское войско в те времена, когда не было пороха и огнестрельного оружия, представляло из себя могучую, трудно сокрушаемую силу. Боевые доспехи делали рыцаря неуязвимым. Гибкая кольчуга – рубашка из металлических колец с рукавицами и капюшоном плотно облегали тело, доходя до самых колен, длинные кольчужные чулки со шпорами закрывали его ноги, стальная остроконечная шапка – шлем, надетая поверх кольчатого капюшона, предохраняла от вражеских ударов в голову и железная пластинка, идущая от шлема вдоль носа, наличник или забрало, защищала лицо. Для отражения неприятельских ударов он употреблял деревянный, обитый кожей щит, в

середине которого красовалась бляха из позолоченного железа, а для нападения на врага – широкий, короткий с плоской рукояткой меч, который прикреплялся у пояса и длинное с железным наконечником копье. Что было делать крестьянину пехотинцу со своим убогим оружием против рыцаря, закованного в железо? Его стрелы не пробивали кольчуги, а прежде чем он мог пустить в дело свой нож, рогатину, пику или другое оружие, конница дружинным напором сшибала его с ног и топтала конями. Пехота и стрелки старались убивать коней, чтобы таким образом спешивать всадников, но рыцари всегда имели в запасе свежую лошадь. Они никогда не отправлялись на битву одни, а всегда брали с собой одного или двух оруженосцев, которые оставались вовремя схваток сзади боевой линии с двумя-тремя конями и запасным оружием. Эти оруженосцы набирались или из зависимых людей или же из рыцарских сыновей, еще не получивших звание рыцарей. Его вооружение, тактика отвечали военным задачам, масштабам военных операций и техническому уровню своего времени. Рыцарское войско состояло из отрядов, которые в бою строилось «клином», то есть так, что в острие колоны входило не более 5 человек – в 1-й ряд, а затем шли 2 ряда по 7 – затем ряды по 9, 11, 13 человек; что же касалось остальной рыцарской конницы, то она выстраивалась правильным четырехугольником. Цель клина заключалась в том, чтобы прорвать сомкнутый строй неприятелю, а затем уже драться с каждым по отдельности.

Феодальные войны не исчерпывали социальной роли рыцарства. В условиях феодальной раздробленности при относительной слабости королевской власти рыцарство, скрепленное системой вассалитета в единую привилегированную корпорацию, охраняло право собственности феодалов на землю, основу их господства. Ярким примером тому может служить история подавления крупнейшего крестьянского восстания во Франции – Жакерии (1358-1359), вспыхнувшей во время Столетней войны. При этом рыцари, представлявшие воюющие стороны, англичане и французы, объединились под знаменами наваррского короля Карло Злого и обратили оружие против восставших крестьян, решая общую социальную проблему. Влияло рыцарство и на политические процессы эпохи, так как социальные интересы феодального класса в целом и нормы рыцарской морали до известной степени сдерживали центробежные тенденции, ограничивали феодальную вольницу. В ходе процесса государственной централизации рыцарство (средние и мелкие феодалы) составляло основную военную силу королей в их противопоставлении знати в борьбе за территориальное объединение и реальную власть в государстве. Так было, например, во Франции в XIV веке, когда в нарушение прежней нормы вассального права значительная часть рыцарства привлекалась в армию короля на условиях денежной оплаты.

Участие в рыцарском войске требовало известной обеспеченности, и земельное пожалование было не только вознаграждением за службу, но и необходимым материальным условием ее осуществления, поскольку и боевого коня и дорогое тяжелое вооружение (копье, меч, булаву, доспехи, броню для коня) рыцарь приобретал на собственные средства, не говоря о содержании соответствующей свиты. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг., с течением времени росли их сложность и цена. Подготовке будущих воинов служила система рыцарского обучения и воспитания. В Западной Европе мальчики до 7 лет росли в семье и оставались обычно в женских руках, а после 7 начиналось его рыцарское воспитание. Но оно заключалось не в обучении каким-либо наукам. О развитии ума мало кто заботился в то время. редкий из рыцарей умел писать и читать: грамота и рукоделие считалось скорее принадлежностью женщин, которые выучивались ей у своего домашнего капеллана. Таким образом, с самого юного возраста сын рыцаря обучался рыцарским занятиям: по целым дням пропадал в лесу, учился обращаться с соколом, носить его на руке, притравливать его на птицу, охотиться с собаками, сражаться на мечах и на копьях, биться на палках. В этом и состояла вся наука. Когда же ему исполнялось 12-13 лет, его посылали ко двору сеньора, где он заканчивал свое воспитание в качестве пажа, затем – оруженосца. Сеньор поручал ему различные отрасли своего хозяйства: ухаживать за лошадьми и собаками, встречать его гостей, помогать слезать с коней, накрывать на стол и так далее. Когда отрок достигал 15-летнего возраста, наконец, совершалась церемония посвящения их в рыцари. Однако, часто посвящение совершалось иногда позже, иногда – раньше. В особенности к XIII веку заметно стремление отодвигать его к 21 году. Иногда его не было вообще, потому что не каждый карман мог выдержать катастрофические расходы, которые сопутствовали это обряду.

В XII-XIII веках вырабатывались специфические понятия о чести и долге, идеализировавшие рыцарство и использовавшиеся господствующим классом прежде всего в классовых целях: для противопоставления «благородного» будто бы предназначенного к господству рыцарства, простому народу, для укрепления сословной организации феодалов и так далее. Преданность религии, преданность своему сеньору, воинственность объявлялись высшими добродетелями рыцаря. В отношении лиц, ниже его стоящих на социальной лестнице, рыцарь часто были грубыми насильниками. В процессе складывания феодальной централизованной монархии мелкое и среднее рыцарство становилось главной опорой королевской власти. Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца. Самым любимым удовольствием являлись турниры, которые устраивались постоянно и повсеместно и королями, и владетельными князьями, и простыми баронами , иногда, чтобы достойным образом отпраздновать какое-нибудь событие, свадьбу дочери, посвящение в рыцари сына, заключение с неприятелем мира, а иногда просто, имея ввиду лишь веселье. Весть о предстоящем удовольствии быстро разносила молва и гонцы, которых посылали с письмами к наиболее знатным особам. Тогда во всех замках начинались спешные приготовления: отпирались сундуки, вынимались самые лучшие платья, приготавливались самые дорогие доспехи, выезжались самые дорогие кони. Каждый хотел перещеголять другого роскошью своих нарядов и своего вооружения. Каждый ждал с нетерпением предстоящего празднества, где он надеялся удовлетворение всем своим тайным стремлениям, прославиться, обратить на себя внимание, приобрести себе побежденного противника, заслужить благосклонность дамы своего сердца, сделаться героем в ее глазах.

Преклонение перед женщиной или, лучше сказать, перед дамой, так как оно касалось исключительно благородного сословия, получило свое начало в южной Франции, в Провансе, и отсюда распространилось по всей Западной Европе был источником рыцарства, при чем там процветала именно светская любовная сторона.

studfiles.net

Рыцарское войско выходит в путь

Первый крестовый поход

Через год после ухода крестьянского ополчения, рыцари тоже двинулись в путь — начался первый крестовый поход.

Во главе христианских армий является сначала Готфрид Бульонский,герцог Лотарингский, из рода графов Бульонских, происходящий по женской линии от Карла Великого. Еще очень юный, он успел уже отличиться на войне между папой и германским императором и в борьбе против папы, защищая дело антипапы Анаклета. Но эта служба была признана святотатственной, и он должен был искупить свои преступные подвиги путешествием в Иерусалим.

Готфрид Бульонский

По свидетельству летописцев, Готфрид соединял в себе мужество и добродетель героя с простотой отшельника, он обладал большой физической силой и отличался благоразумием, воздержанием и искренним благочестием. Глубокий ум придавал ему такое нравственное превосходство, которое прямо показывало в нем главного и настоящего предводителя Крестового похода. По призыву герцога Лотарингского все высшее сословие французское и прирейнское предоставило свои богатства для снаряжения экспедиции.

Под знаменами Готфрида собралось восемьдесят тысяч пехоты и десять тысяч человек конного войска. Он выступил в поход через восемь месяцев после Клермонского собора, в сопровождении своего брата Евстафия Бульонского, другого брата, Балдуина, и двоюродного брата Балдуина Бурского. Были с ним и Балдуин граф де Геннегау, Гарнье граф де Грэ, Конон де Монтегю, Дюдон де Гутц, братья Генрих и Готфрид Гашские, Рено и Пьер Тульские, Жерар Керизийский, Гуго де СенПоль и сын его Энгельран. Эти предводители вели за собой множество других рыцарей.
Армия Готфрида Бульонского встретила помощь и получила продовольствие в тех же самых странах Венгрии и Болгарии, где воины Петра Пустынника, Готшалька и Эмикона возбудили только недоверие и подверглись всякого рода бедствиям.

Франция, между тем, вооружала новые войска для поддержания священной войны. Граф Гуго, братФилиппа I, соединил под своими знаменами пилигримов Вермандуаских. Роберт по прозванию Курт-Гез, герцог Нормандский, старший сын Вильгельма Завоевателя, встал во главе своих вассалов. Не имея достаточно средств, чтобы содержать войско, он заложил Нормандию своему брату Вильгельму Рыжему, не очень заботившемуся о делах на Востоке.
Другой Роберт, граф Фландрский, сын Роберта, прозванного Фризоном, предводительствовал фризами и фламандцами. Стефан, граф Блуаский и Шартрский, замков у которого было столько же, сколько дней в году, также присоединился к делу крестоносцев.

За этими четырьмя вождями последовала толпа рыцарей и вельмож, между которыми история упоминает о Роберте Парижском, Эвранде Пюизейском, Ашарде Монмерльском, Изуарде Мюзонском, Стефане графе Альбмарльском, о Готье СенВалерийском, Рожере Берневильском, о двух знаменитых бретонцах, Фержане и Кононе; о Ги Трюсельском, Миле Брейском, Рауле Божансийском, о Ротру, сыне графа Першского; об Одоне, епископе Байеском, дяде герцога Нормандского; о Рауле Гадерском, Иве и Альберике, сыновьях Гуго Гранменильского. Все эти французские отряды перешли через Альпы с намерением отплыть на судах из одного из итальянских портов.

Боэмунд Тарентский

При слухах о проходе французских крестоносцев взволновалась и Италия.Боэмунд, князь Тарентский, сын Роберта Гискара, пожелал также разделить честь и опасности священного предприятия. Это был человек ловкий, храбрый и честолюбивый, полный ненависти к Византии. Боэмунд радовался при мысли, что будет переходить через империю во главе целой армии.

Без сожаления готов он был отдать свое маленькое Тарентское владение за надежду покорить царства на Востоке. Боэмунд был со своим братом и со своим дядей Рожером при осаде Амальфи; он сам выступил проповедником Крестового похода, и лагерь осаждающих огласился вслед за тем криками: «Этого хочет Бог! Этого хочет Бог!».

И вот войско отходит от стен Амальфи, и Боэмунд провозглашается предводителем новой армии пилигримов. С 10.000 всадников и 20.000 пехоты он садится на суда и отправляется в Грецию; славнейшие рыцари Апулии, Калабрии и Сицилии последовали за князем Тарентским. Между знатнейшими спутниками сына Роберта Гискара были Ричард, князь Салернский, и брат егоРанульф, Герман Канийский, Роберт Гозский, Роберт Сурдевальский, Роберт, сын Тристана, Буаль Шартрский, Гумфрид де Монтегю и знаменитейший из всех Танкред, рыцарский героизм которого воспели поэты и прославили историки. Адемар Монтейльский и Раймунд, граф СенЖильский и Тулузский, были избраны вождями крестоносцев из южных провинций.

Епископ Адемар, первым принявший крест на Клермонском соборе, получил от папы Урбана II титул апостольского легата, духовного вождя Крестового похода. Митра духовного владыки и рыцарский шлем являлись его попеременным облачением; он был образцом, опорой и утешителем всех ополчившихся в священный поход.

Раймунд Сен-Жильский

Раймунд Сен-Жильский обагрил свой меч кровью мавров в Испании. В нем уже не было первого пыла молодости, но и в преклонных годах он отличался неустрашимостью и непоколебимой твердостью характера. Он простился со своими обширными многочисленными владениями на берегах Роны и Дордоны и отправился на Восток в сопровождении знатнейших владетелей из Гаскони, Лангедока, Прованса, Лиможа и Оверни.
Летописцы упоминают между ними Ираклия графа де Полиньяка,Вильгельма Сабранского, Элезара Монтредорского, Пьера-Бернара Мотальякского, Элезара Кастрийского, Раймунда Лилльского, Пьера-Раймунда Готпульского, Гуссье Ластурского, Вильгельма V, владетеля Монпелье, Рожера графа Фуаского, Раймунда Пеле, владетеля Алеского, Изуарда графа Дийского, Рембота графа Оранжского, Вильгельма графа Форезского, Вильгельма графа Клермонского, Жерарда, сына Гильяберта, графа Руссильонского, Гастона виконта Беарнского, Вильгельма-Аманжье Альбертского, Раймунда VI графа Тюренского, Раймунда виконта Кастильонского, ВильгельмаДюржеля графа Форкалькверского.

Епископы Аптский, Лодевский, Оранжский, архиепископ Толедский были во главе своих вассалов, как и епископ Адемар. Армия Раймунда Сен-Жильского состояла из ста тысяч крестоносцев; она перешла через Альпы, Ломбардию, Фриуль, Далмацию и вступила в пределы греческой империи. Всего, в этой небывалой армии, насчитывалось приблизительно 100.000 конницы и 500.000 человек пехотного войска.


Источник — Компиляция на основе книги Жозефа Мишо. «История крестовых походов.» 
Выложил — Мэлфис К.

ageiron.ru

Рыцарское войско 1200-1400 гг

В различных источниках указывается, что в XIII веке основой армии Западной Европы являлось рыцарское войско. В основе организации рыцарского войска лежала иерархическая феодальная лестница. Во главе войска стоял король — самый крупный феодал и самый главный сеньор. При короле образовывался совет знатных рыцарей. В совет входили крупнейшие феодалы: герцоги, графы, каждый из которых командовал своим ополчением, составлявшим одно знамя (высшую организационную единицу). При знамени или при сеньоре имелся свой совет из крупных вассалов. Каждый вассал приводил под знамя сеньора несколько копий (копье — низшая организационная единица). Таким образом, рыцарское войско делилось на знамена и копья.

Знамя состояло из 25 — 80 копий. Копье в 4 —10 человек состояло из рыцаря и из обслуживающих его конных и пеших воинов — оруженосца, конных и пеших лучников, копейщиков и прочих слуг. Копье — название более позднего происхождения — возникло в XIV веке, но до этого каждый рыцарь также имел слуг из простых воинов. Копье являлось низшей организационной и в то же время тактической единицей. Рыцарское вооружение состояло из меча и тяжелого копья, представлявшего собой металлический

Наконечник ромбической формы, насаженный на длинное древко. Копье применялось для удара; метание копий с коня не практиковалось. Оружием рыцаря служили также булава и топор. Булава (или палица) была излюбленным оружием духовных феодалов — епископов и аббатов. Так как церковь запрещала им проливать кровь, они действовали не мечами и копьями, а били своих противников по голове булавой. В бою при Бувине (1214 г.) один французский епископ, добравшись до английского командующего, так ударил его булавой по голове, что тот без чувств повалился с коня на землю.

Рыцарь XIII века был весь закован в доспехи, и его защитное воо-

Ружение не оставляло открытым ни одной части тела. Когда в бою при Бувине французский король Филипп Август был сбит с коня, враги не могли найти в его снаряжении ни одной щели, через которую можно было бы поразить короля кинжалом. Пока они тщетно пытались это сделать, подоспевшие на помощь французские рыцари освободили короля.

Рыцарь имел щит, который сна-

Чала был круглым, а потом продолговатым. Этот щит во время боя закрывал почти всего рыцаря. Боевой конь рыцаря тоже был защищен железом. Коня можно было поразить только снизу в живот.

В своем защитном вооружении рыцарь был настолько неуклюж, что если его сбивали с коня, то он сам без посторонней помощи не мог встать на ноги. Рыцарская лошадь также была чрезмерно перегружена. Документы того времени отмечают жалобы на худоконность и малое число лошадей, годных для боя. Кавалерия рыцарского типа была неповоротливой. Это были тяжелые, медленно двигавшиеся войска. В атаку рыцарь шел шагом, в лучшем случае рысью.

Рыцари перед началом боя обычно выстраивались в линию и реже в глубокий боевой порядок — клин . За рыцарями стояли их оруженосцы. Это построение не являлось боевым порядком в полном смысле этого слова, так как бой представлял собой единоборство. Рыцари наступали сначала линейным строем, а затем бой распадался на ряд поединков с рыцарями противника или превращался в истребление пехоты противника. Атака производилась или развернутым строем или в глубокой колонне. Спешиваясь в бою, рыцари образовывали неповоротливую фалангу.

Вооружение простых воинов, в том числе пеших, состояло главным образом из копий, луков и арбалетов.

Вооружение и снаряжение средневекового воина, а также способ ведения боя требовали от рыцаря большой физической силы, выносливости, смелости и ловкости. Рыцаря обучали ездить верхом всеми аллю-рами, вольтижировать на лошади и на всем скаку с земли поднимать груз, хорошо плавать, стрелять из лука и самострела, колоть и выбивать противника из седла, защищаться оружием и прикрываться щитом, бороться, фехтовать обеими руками, ловко прыгать. К своей будущей боевой деятельности рыцарь готовился с малых лет, вырабатывая необ-

Ходимые навыки. Рыцарь должен был владеть семью рыцарскими искусствами: верховой ездой, плаванием, стрельбой из лука, кулачным боем, соколиной охотой, игрой в шахматы и сложением стихов.

Вся система воспитания рыцарской армии ставила целью выработать в рыцаре чувство личной чести. Рыцарская честь, во имя которой каждый рыцарь готов был драться,

Жертвуя своей жизнью, была неотделима от презрения ко всем неблагородным . Рыцарская поэзия ( Песня о Роланде , Песня о Ни-белунгах , Поэма о Сиде и др.) воспевает именно такую рыцарскую честь.

Получению рыцарского звания предшествовало длительное обучение. С семилетнего возраста мальчик передавался под мужской надзор ,

С этого времени он проходил систематическое военное воспитание и обучение. Вначале он был пажем рыцаря, затем его оруженосцем. Перевод в оруженосцы сопровождался специальным обрядом ( опоясывание мечом , т. е. вручение оружия). Рыцарское звание юноша мог получить не ранее двадцатилетнего возраста. Посвящение в рыцари приурочивалось к большим празднествам и сопровождалось торжественной церемонией. Часто посвящали в рыца-

Ри перед боем. Посвящение производилось королем, начальниками рыцарских корпораций, а одно время и просто рыцарем. В качестве отличительных знаков рыцарь имел перевязь, рыцарский пояс и позолоченные шпоры. Многолетнее обучение имело целью подготовить тяжеловооруженного кавалериста, способного искусно драться с таким же, как и он, тяжелым всадником.

Необходимые рыцарские навыки совершенствовались в войнах, которые вели феодалы. Кроме участия в войнах, достойным для себя занятием рыцарь считал только охоту и турниры. Турниры — это своего рода примерные бои, первоначально занимавшие важное место в военной подготовке молодых рыцарей. Вот как один средневековый писатель охарактеризовал значение турниров: Рыцарь не может блистать на войне, если он не приготовился к этому на турнирах. Ему надо видеть, как течет его кровь, как хрустят его зубы под ударами кулаков. Ему необходимо быть сброшенным на землю, чтобы чувствовать тяжесть тела своего неприятеля. Необходимо, чтобы, выбитый двадцать раз из седла, он двадцать раз поднимался вновь, еще более ожесточенный для боя. Только таким образом он может вступить в серьезную войну с надеждой быть победителем 1.

Родиной турниров была Франция, откуда этот обычай распространился по всему Западу. Вначале на турнирах рыцарь тупым копьем выбивал из седла своего противника. Затем стали применять острые копья с дисками на конце, чтобы рана была не слишком глубокой. Впоследствии сражались и боевыми копьями. Турниры служили не только для военной выучки, но, как и при настоящей войне, давали победителям большие материальные выгоды, так как им доставались оружие и кони побежденных, а иногда побежденные платили за себя денежный выкуп. С XIII века турниры приобрели кровавый характер.

Так, в одном немецком турнире XIII века погибли, будучи сбиты с коней, 60 рыцарей.

Рыцарское войско имело однородный состав (феодалы) и являлось замкнутой кастой. В рыцари посвящались только сыновья рыцарей. Если король, оказывая крестьянину милость, делал его рыцарем и при этом вместе с рыцарским достоинством жаловал ему и рыцарские права, то этим он нарушал закон. Даже посвященный в рыцари крестьянин не мог стать им никогда. Таково было феодальное право, и оно строго охранялось. По указу Барбароссы право на поединок имел лишь тот, кто был рыцарем по происхождению. Перевязь, рыцарский пояс и золотые шпоры явля-

Лись высшими признаками отличия рыцаря. Французский король Людовик VI в 1137 году издал указ, по которому у всех посвященных в рыцари нерыцарского рода были отбиты шпоры на навозной куче. Рыцарями не могли стать сыновья духовных лиц, купцов, ремесленников и крестьян.

В составе войска были не только рыцари, но и кнехты , которые

Во всех отношениях, в том числе и в боевом, обеспечивали деятельность рыцаря. Кнехты — это не только слуги, но в широком смысле слова воины, помогавшие рыцарям, конные и пешие лучники и арбалетчики. Пехота в армиях государств Западной Европы была многочисленнее кавалерии. Но эта пехота являлась не чем иным, как плохо вооруженной толпой, организовать которую почти не делалось никаких попыток. Пехотинец даже не считался воином; слово miles (воин) сделалось синонимом конного воина.

Неорганизованные и невооруженные крестьяне не могли бороться с закованными в броню и укрепившимися в замках рыцарями-феодалами. Малоподвижный же рыцарь в свою очередь оказался бессилен против стойкой русской пехоты, а также против хорошо организованной фламандской пехоты и легкой конницы Востока. Выявившаяся в войнах с Востоком слабость феодальной военной организации Западной Европы определялась экономической, политической и военной раздробленностью.

Военное искусство рыцарского войска развивалось крайне медленно. Военные действия ввиду раздробленности вооруженных сил за-

Падноевропейских стран велись сравнительно малочисленными силами. Рыцарское войско отличалось крайней недисциплинированностью. Обычным явлением были восстания и отделения крупных вассалов вместе с их вооруженными силами. Отдача приказаний военачальникам превращалась обыкновенно в шумный военный совет, который делал невозможными какие бы то ни было широкие операции. Война поэтому редко сосредоточивалась на решающих пунктах; борьба за обладание одним каким-нибудь пунктом заполняла целые кампании.

В стратегическом отношении войны не были направлены к решительным боевым действиям. Войны между странами и между крупными феодалами внутри каждой страны велись почти непрерывно, однако крупные сражения были редким явлением. Более того, многие из них не приводили к достижению поставленных целей. Если победа и была одержана на поле боя, то, как правило, она не закреплялась преследованием.

Децентрализация вооруженных сил затрудняла ведение больших войн. Походы на значительные расстояния, как, например, походы германских императоров в Италии и Крестовые походы (1096—1291 гг.), отличались исключительно плохой организацией и сопровождались непрерывными распрями между крупными феодалами, возглавлявшими каждый свое ополчение. До нас дошло немало известий, свидетельствующих о прекращении начатых военных действий из-за ухода из армии отдельных феодалов с их отрядами. В рыцарских армиях полководец не имел единовластия.

Войны велись довольно продолжительное время. Походы германских императоров в Италию и Крестовые походы продолжались в течение многих десятилетий. Война между Францией и Англией, начатая в 1337 году, тянулась с перерывами до 1453 года. Она вошла в историю под названием Столетней . Войны и походы, как правило, но-

Сили грабительский характер. Грабежи были органически присущи недисциплинированной рыцарской армии. Они совершались во время всего похода, т. е. еще до достижения выбранного объекта для нападения. Было много случаев, когда часть рыцарей с целью грабежа выходила из сражения и набрасывалась на повозки неприятеля. Перед сражением при Бувине король Филипп-Август объявил своему войску, что каждый, кто бросится грабить, не дожидаясь победы, будет повешен.

В ведении войн исключительно большую роль играли крепости, крупные военно-оборонительные сооружения в виде стен и башен городов, замков и монастырей. Овладение всеми этими военно-оборонительными сооружениями по условиям тогдашней военной техники представляло значительную трудность. Сильная по тем временам армия могла взять небольшой город в течение 6—12 месяцев.

Рыцарские войска атаковывали противника, выстраиваясь в линию или клином (глубокой колонной). Для атаки линейным построением рыцари строились частоколом — в одну разомкнутую линию на расстоянии друг от друга в 5—10 м. Интервалы существовали для того, чтобы рыцари могли свободно действовать длинными копьями и маневрировать конями. За рыцарями на некотором удалении стояли оруженосцы, а за ними — конные и пешие лучники и копейщики.

Для атаки клином рыцари выстраивались глубокой колонной. В голове колонны рыцари строились в форме клина: в первой шеренге стояло 4 рыцаря, во второй — 6, в третьей — 8 и т. д., до 14 и более шеренг. Затем выстраивались простые воины; фланг, а иногда и тыл колонны замыкались рыцарями. Таким образом, получалась забронированная со всех сторон и заостренная впереди колонна.

Атака частоколом применялась чаще всего в рыцарских сражениях, т. е. при столкновении рыцарских войск. Атака же клином

Применялась главным образом против войск противника, в составе которых действовала пехота. Иногда рыцари вступали в сражение не одной колонной, а несколькими. Колонны для атаки строились рядом на определенных интервалах.

Рыцарский строй сохранялся лишь до сближения с противником. Как только начиналось сражение, строй рассыпался, и каждый рыцарь устремлялся на избранную им цель. Сражение распадалось на от-

Дельные схватки единоборствующих групп и заканчивалось простым рукопашным боем. Следовательно, рыцарская тактика сводилась к единоборству тяжеловооруженных кавалеристов.

Отличительные черты рыцарского сражения были следующими. Пехота являлась подсобным родом войск. Она вступала в сражение, следуя за рыцарями, а иногда высылалась вперед для устранения всевозможных препятствий на пути

Наступления рыцарей или же, как в сражении при Бувине, служила живым бруствером для укрытия рыцарской конницы. Стрелки из лука поддерживали действия рыцарей, располагаясь или впереди, или где-либо в стороне. Когда же рыцари спешивались, они становились вместе в одну линию с пехотой.

Боевые порядки существовали только для сближения с противником и вломления в его боевой строй. Атака производилась медленным аллюром. Маневр на поле боя был затруднен тяжелой броней, которой был покрыт рыцарь.

Сражения, как правило, были непродолжительными (2—4 часа) и не отличались кровопролитностью. В больших сражениях потери достигали всего нескольких десятков рыцарей.

Ярким примером рыцарской тактики является сражение при Бу-вине.

tonnel-ufo.ru

Структура и численность средневековых армий

До сих пор вокруг вопроса структуры и численности средневековых европейских армий существует множество ошибок и спекуляций. Цель этой публикации навести некоторый порядок в этом вопросе.

В период классического средевековья основной организационной единицей в войске было рыцарское «Копье». Это была прожденная феодальной структурой боевая единица которая организовывалась низшей ступенью феодальной иерархии — рыцарем как личный боевой отряд. Поскольку в средневековье основной боевой силой армии были рыцари, именно вокруг рыцаря и выстраивался его боевой отряд. Численность копья ограничивалась финансовыми возможностями рыцаря, которые как правило было довольно невелики и более-менее уравнены, так как распределение феодальных ленов шло именно исходя из возможности рыцаря собрать боевой отряд отвечающий неким базовым требованиям

Этот отряд, который в обиходе назывался — Копье в XIII-начале XIV в. состоял во Франции из следующих воинов:
1. рыцарь,
2. оруженосец (человек благородного происхождения, служивший рыцарю до собственного посвящения в рыцари),
3. кутилье (вспомогательный конный воин в доспехе, не имеющий рыцарского достинства),
4. от 4 до 6 лучников или арбалетчиков,
5. от 2 до 4 пеших воинов.
Фактически в составе копья было 3 конных воина в доспехе, несколько стрелков посаженных на коней и несколько пеших воинов.

В Германии численность Копья была несколько меньшей, так в 1373 г. Копье могло составлять 3-4 всадника:
1. рыцарь,
2. оруженосец,
3. 1-2 лучника,
4. 2-3 пеших слуги-воина
Всего от 4 до 7 воинов, из которых 3-4 конных.

Копье, таким образом, состояло из 8-12 воинов, в среднем 10. то есть когда мы говорим о числе рыцарей в армии, надо для получения ее оценочной численности умножить число рыцарей на 10.
Копьем командовал рыцарь (рыцарь-башелье во Франции, рыцарь-бакалавр в Англии), отличием простого рыцаря был флаг с раздвоенным концом. Несколько Копий (при короле Франции Филиппе-Августе в начале XIII в. от 4 до 6) объединялись в отряд более высокого уровня — Знамя. Знаменем командовал рыцарь-банерет (его отличием был квадратный флаг-баннер). Рыцарь-баннерет отличался от простого рыцаря тем, что мог иметь собственных вассалов рыцарского звания.
Несколько Знамен объединялись в полк, которые как правило возглавлялись титулованными аристократами, имевшими вассалов.

Могли быть случаи, когда рыцарь-баннерет не возглавлял несколько Копий, а формировал одно большое Копье. В этом случае в состав Копья входило дополнительно несколько рыцарей-башелье, не имевших собственных вассалов и собственного Копья. Также возрастало число простых воинов, после чего численность копья могла составлять до 25-30 человек.

Иной была структура военно-монашеских орденов. Они не представляли собой классическую феодальную иерархию. Поэтому орденская структура была устроена так: Орден состоял из комтурий, каждая из которых включала с свой состав 12 рыцарей-братьев и одного комтура. Комтурия базировалась в отдельном замке и располагала ресурсами окрестных земель и крестьян на феодальном праве. К комтурии было приписано до 100 вспомогательных воинов. Также к комтурии могли на время присоединяться рыцари-паломники, которые не являсь членами ордена, добровольно участвовали в его походах.

В XV в. Копье оказалось предметом регламентации европейских правителей для того чтобы упорядочить формирование армии. Так при французском короле Карле VII в 1445 г. численность копья была установлена в составе:
1. рыцарь,
2. оруженосец,
3. кутилье,
4. 2 конных стрелка,
5. пеший воин
Всего 6 воинов. Из них 5 конных.

Чуть позже произведена кодификация состава Копья в Бургундском герцогстве. По декрету 1471 г. состав Копья был следующим:
1. рыцарь,
2. оруженосец
3. кутилье
4. 3 конных лучника
5. арбалетчик
6. стрелок из кулеврины
7. пеший копейщик
Всего 9 воинов из них 6 конных.

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса о численности сердневековых армий.

В XV веке в имперскую германскую армию крупнейшие феодалы предоставляли: граф палатинатский, герцог саксонский и маркграф бранденбургский от 40 до 50 Копий. Большие города — до 30 копий (такое войско выстпавлял Нюрнберг — один из крупнейших и боггатейших городов Германии). В 1422 г. германский император Сигизмунд располагал армией в 1903 Копий. В 1431 г для похода на гуситов, в армию империи Саксония, Бранденбург Палатинат, Кельн выставили по 200 Копий, 28 немецких герцогов вместе — 2055 Копий (в среднем 73 Копья на герцогство), Тевтонский и Ливонский Ордена — только 60 Копий (надо учитывать, что это было вскоре после тяжелого удара нанесенного Ордену при Танненберге в 1410 г. поэтому численность орденского войска оказалась весьма невелика), а всего была собрана одна из самых больших армий позднего средневековья в составе 8300 копий, которую по имеющимся сведениям, было почти невозможно содержать и которой очень трудно было командовать.

В Англии эпохи войны Роз в 1475 г в военных действиях в войске Эдварда IV во Франции принимало участие 12 рыцарей-баннеретов, 18 рыцарей, 80 оруженосцев, около 3-4 тыс. лучников и около 400 воинов (man-at-arms), но в Англии структура копья практически не использовалась, вместо этого создавались роты по родам войск, которыми и командовали рыцари и оруженосцы. Герцог Бэкингем во время войны Роз имел личное войско в составе 10 рыцарей, 27 оруженосцев, численность рядовых воинов около 2 тыс., а у герцога Норфолка всего насчитывалось около 3 тыс воинов. Надо отметить, что это были крупнейшие армии отдельных феодалов Английского королевства. Так что, когда в 1585 году английское королевское войско включало в свой состав 1000 рыцарей, надо сказать, что это было очень большое войско Европы.

В 1364 г. при Филиппе Смелом армия герцогства Бургундии состояла всего из 1 рыцаря-баннерета, 134 рыцарей-башелье, 105 оруженосцев. В 1417 г. герцог Иоанн Бесстрашный сформировал самую многочисленную армию своего правления — 66 рыцарей-баннеретов, 11 рыцарей-башелье, 5707 сквайров и кутилье, 4102 конных и пеших воинов. Декреты герцога Карла Смелого от 1471-1473 годов определили структуру армии в 1250 копий унифицированного состава. В результате исчезли различия между рыцарями баннеретами и башелье, а численность копья стала идентичной у всех рыцарей в войске герцога.

В России 13-14 века ситуация была весьма близка к Западноевропейской, хотя сам термин Копье никогда не употреблялся. Княжеская дружина состоявшая из старшей и младшей дружин (старшая около 1\3 численности, младшая около 2\3 численности) фактически дублировала схему рыцарей и оруженосцев. Численность дружин была от нескольких десятков у небольших княжеств, до 1-2 тыс. наиболее больших и богатых княжеств, что опять таки соответствовало армиям больших европейских королевств. К конной дружине примыкало ополчение городов и контингенты добровольцев, численностью приблизительно соответствовавшие численности вспомогательных войск при рыцарском конном войске.

diunov.livejournal.com

Когда рыцарские войска стали терять прежнее значение?. Рыцари

Когда рыцарские войска стали терять прежнее значение?

Вместе с тем в том же XIV веке рыцарское войско, увы, все больше утрачивало свои претензии на первостепенную роль на поле битвы.

Уже в 1302 году в битве при Куртре во Фландрии наглядно было показано, сколь велика может быть сила хорошо организованной, дисциплинированной пехоты. Французское войско, вторгшееся во Фландрию, было наголову разгромлено народным ополчением, причем потери среди рыцарей были столь велики, что после битвы семь сотен золотых шпор были вывешены в качестве трофеев в соборе города Куртре. В истории это сражение так нередко и именуется — «Битва золотых шпор».

И как оказалось, английская знать в ходе Столетней войны гораздо раньше, чем французская, поняла, что для успеха нужно не презирать собственную пехоту, а действовать с ней, а также со стрелками из луков и арбалетов, в единстве и взаимодействии. Французы же совершенно не доверяли своему ополчению. Даже в самый разгар войны власти, случалось, запрещали горожанам упражняться в стрельбе из лука, а когда однажды парижане вызвались было выставить 6 тысяч арбалетчиков, рыцари высокомерно отказались от помощи «лавочников».

Черной датой в историю Франции вошел день 26 августа 1346 года. Именно тогда, в битве при Креси, главная роль в действиях небольшого, девятитысячного отряда англичан, которым командовал сам король Эдуард III, впервые отводилась пехоте. Французское же войско под командованием короля Филиппа VI, состояло из двенадцати тысяч рыцарей, двенадцати тысяч наемной чужеземной пехоты, в которую входили и шесть тысяч генуэзских стрелков из арбалетов, и пятидесяти тысяч слабо вооруженных и почти не имеющих военной подготовки горожан.

Поражение французского войска оказалось страшным и вместе с тем поучительным. Противники действовали в битве совершенно по-разному.

Эдуард III впереди всего своего отряда выстроил длинную цепь английских стрелков из лука, которые довели свое искусство до поразительного совершенства и славились тем, что с трехсот шагов могли попасть в любую цель.

За стрелками разместились в три боевых линии рыцари вперемежку с пехотой и другими стрелками. Лошади спешившихся рыцарей остались в обозе позади войска.

Когда Филипп двинул на англичан свое войско, оно повиновалось очень недружно, последние ряды только собирались выступить, а передние были уже далеко. Но когда французы подошли к англичанам достаточно близко, Филипп вдруг решил повременить с битвой и дать разрозненным отрядам возможность соединиться и отдохнуть за ночь.

Однако французские рыцари, увлекаемые жаждой боя, продолжали двигаться вперед — безо всякого порядка, обгоняя и оттесняя один другого. Наконец они подошли к англичанам вплотную. Им казалось величайшим позором для своей чести оттягивать битву, да к этому времени и сам король уже забыл свое первое благоразумное решение и дал приказ к атаке.

По предварительно намеченной диспозиции вперед должны были выдвинуться генуэзские стрелки, и ряды французов расступились, чтобы дать им дорогу. Однако наемники двигались без особой охоты. Они уже устали от перехода, да и щиты их остались в отставших повозках, потому что, следуя первому королевскому приказу, они рассчитывали сражаться только на следующий день.

Предводители наемников громко кляли, на чем свет стоит, новое распоряжение. Услышав это, граф Алансонский высокомерно молвил, как сообщают летописцы: «Вот вам и вся польза от этой сволочи, она годится только на то, чтобы есть, а нам будет скорее помехой, чем подспорьем».

Генуэзцы тем не менее вплотную подошли к англичанам и трижды издали свой дикий военный клич, надеясь навести на тех ужас. Но в ответ те хладнокровно начали убийственную стрельбу из своих луков.

Длинные стрелы с перьями поражали генуэзцев прежде, чем те успевали натянуть тетивы своих арбалетов. Английские луки были настолько мощны, что стрелы насквозь пробивали панцири наемников.

Когда же генуэзцы пустились наконец в бегство, их начали топтать своими боевыми конями сами французские рыцари — наемники мешали им ринуться атаку. Все боевые построения разрушились, теперь английские лучники расстреливали не только генуэзцев, но и рыцарей, причем особенно старались поражать лошадей.

Вскоре перед рядами англичан была лишь бесформенная масса из распростертых под упавшими лошадьми всадников и убитых наемников. Тогда-то на поле боя и устремилась английская пехота, хладнокровно добивая поверженных. Остальное французское войско пустилось в беспорядочное бегство.

Потери французов были ужасающими. На поле битвы остались 11 герцогов и графов, представителей высшей знати королевства, 1500 рыцарей попроще титулами и 10000 пехотинцев.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Как формировалось рыцарство — Битва Наций

Как историческое явление рыцарство представляло собой особый привилегированный слой средневекового общества, основным занятием которого было военное дело.

Рыцарство – (от немецкого Ritter – конник) – военно-землевладельческое сословие в средневековой Западной Европе.

Рыцарство как понятие в широком смысле включает в себя всех светских феодалов-воинов, нобилитет.
Понятие рыцарства традиционно связывается с историей стран Западной и Центральной Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, относились все светские феодалы-воины.

Рыцарями не рождались, а становились через обряд посвящения в рыцари. При этом для рыцаря считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине.

Формирование рыцарства происходило в период раннего средневековья (VII-VIII века), когда получили широкое распространение различные формы феодального землевладения: сначала пожизненные, а позже наследственные.

От своих сеньоров при условии несения в их войске конной военной службы рыцари получали земельные феоды.

Именно феоды и были основным источником дохода феодала. Поместье содержалось за счет труда крестьян, находившихся в полной власти своего господина и обеспечивавших его всем необходимым для жизни.

Рыцари в основном жили в замках, которые строились на холмах или неприступных скалах, господствуя над окружающей местностью. Замки обычно представляли собой массив широких круглых или четырехугольных башен, окруженных зубчатыми стенами с бойницами для стрельбы. Часто за первой внешней стеной была расположена еще более высокая внутренняя стена. Над замковыми постройками возвышался донжон – главная башня, где обычно и жил хозяин замка с семьей.

В замке комнаты не были расположены в соответствии со строгой планировкой. Нередко большие залы с огромными каминами соседствовали с маленькими мрачными комнатами.

Обязательными атрибутами замков были подвалы, в которых не только хранились запасы продовольствия и находились колодцы с водой, но и содержались пленные и провинившиеся крестьяне.

Замки снабжали подъемными мостами, окружали рвами с водой, обустраивали подземные ходы и винтовые лестницы. Феодалы, обладая такими мощными укреплениями, могли успешно сдержать бунт восставших крестьян и отразить нападение воинственных соседей.

К XI веку рыцарство сложилось как особый слой средневекового общества. В эпоху классического Средневековья и позднее рыцарство превратилось в особое военно-аристократическое сословие, в военную аристократию, касту.

С утверждением земельно-собственнических отношений шло формирование рыцарства как военно-феодального сословия, расцвет которого пришелся на XI-XIV века. Военное дело представляло собой главную социальную функцию рыцарства.

Военная профессия обусловливала права и привилегии, а также определяла особые сословные воззрения, традиции, этические нормы и культурные ценности.

К основной военной обязанности рыцарей относилась защита чести и достоинства сюзерена, а также земель от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения.

Рыцарское войско было могущественной силой. Вооружение рыцарей и тактика их боя соответствовали существовавшим в то время военным задачам и масштабам военных операций. Технический уровень был надлежащим к уровню своего времени. Рыцарская конница была малоуязвима для пеших воинов и крестьянского ополчения, поскольку защищалась металлическими военными доспехами,
Не только феодальные войны закрепляли социальную роль рыцарства. Рыцарство, в условиях феодальной раздробленности при относительной слабости королевской власти, будучи скрепленное системой вассалитета в единую привилегированную корпорацию, охраняло право собственности феодалов на землю, основу их господства.

Рыцарство также влияло и на политические процессы эпохи, поскольку социальные интересы феодального класса в целом и нормы рыцарской морали до известной степени сдерживали тенденции к объединению, ограничивали феодальную вольницу.

В процессе централизации раздробленных земель в единое государство рыцарство составляло основную военную силу королей в их противостоянии знати в борьбе за территориальное объединение страны и реальную власть в государстве.

Участие в рыцарском войске требовало финансовой обеспеченности, поэтому земельное пожалованье было как вознаграждением за службу, так и источником материального дохода для несения этой службы, так как и боевого коня, и дорогое тяжелое вооружение (копье, меч, булаву, доспехи, броню для коня) рыцарь приобретал на собственные средства.

Рыцарские доспехи состояли из огромного количества деталей, число которых могло доходить до двухсот. Вес военного снаряжения также был приличным – до 50 кг.

Будущих воинов-рыцарей обучали по специальной системе рыцарского обучения и воспитания. В Западной Европе мальчики росли в семье до 7 лет, затем до 14 лет воспитывались в качестве пажа при дворе сеньора. Следующий этап – оруженосец, и, наконец, совершалась церемония посвящения их в рыцари.

Рыцарь традиционно должен был знать основные правила рыцарского «кодекса»: разбираться в вопросах религии и правилах придворного этикета. Кроме того, рыцарь обязан был и владеть рыцарскими добродетелями: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.

Посвящение в рыцари представляло собой серьезную церемонию и  символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение к его правам и обязанностям.

Рыцарь, посвящающий в звание, согласно европейскому обычаю,  ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу, при этом произносил формулу посвящения, одевал шлем и золотые шпоры, вручал посвящаемому меч – символ рыцарского достоинства – и щит с изображением герба и девиза.

Посвященный должен был дать клятву верности, а также обязательство соблюдать кодекс чести.
Ритуал посвящения в рыцари завершался демонстрацией воинской выучки и храбрости – рыцарским турниром (поединком).

Рыцарские традиции, основывавшиеся на принципе верности сюзерену и долгу, а также иные этические нормы складывались веками.

К рыцарским достоинствам традиционно относились презрение к опасности и воинская отвага, благородное отношение к женщине, гордость, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. А скаредность и скупость осуждались, не прощалось, разумеется, предательство.

Война, охота и рыцарские турниры были основными занятиями рыцарства. Практически не занимался рыцарь и ведением хозяйства.

Жена рыцаря до крестовых походов занимала незначительное место в жизни рыцаря, проводя большую часть времени на своей половине и редко показываясь перед обитателями замка.

Но уже к XII веку идеал грубого, малообразованного рыцаря сменился другим: в рыцарях стали ценить обходительность, любезность, галантность, вкус к изящному, образованность, хорошие манеры.

В XII столетии появились культ Дамы и куртуазная любовь, в результате чего рыцарей во Франции стали называть шевалье, в Германии – Риттерами, а в Испании – кабальерос.

Но идеал не всегда был в согласии с реальностью.

Отдельно следует упомянуть рыцарские походы в чужие земли, например, в Иерусалим или Константинополь. Во время таких крестовых походов рыцарские «подвиги» зачастую приносили горе, разорение, поругание и позор не одним простолюдинам.

В то же время крестовые походы способствовали становлению идей, морали рыцарства, обычаев, взаимодействию восточных и западных традиций.

Для защиты и расширения владений крестоносцев в ходе крестовых походов возникли особые организации западноевропейских феодалов – духовно-рыцарские ордены.

К ним относятся: орден Тамплиеров (1118), орден Иоаннитов (1113), Тевтонский орден (1128). Позже в Испании образовались ордены Калатрава, Сант-Яго, Алькантара, а в Прибалтике – ордены Меченосцев и Ливонский.

Членами орденов давались различные  монашеские обеты – нестяжание, отказ от имущества, целомудрие, повиновение. Нередкр рыцари носили схожие с монашескими одеяния, а под ними – военные доспехи.

Каждый орден имел свою отличительную одежду. Так, у тамплиеров это был белый плащ с красным крестом.

Ордены рыцарей организационно строились на основе строгой иерархии, возглавляемой выборным магистром, который утверждался папой римским. При магистре с законодательными функциями действовал капитул (совет).

С рыцарством извечно связана тема поиска и обретения Святого Грааля. Традиции Грааля освещают альтернативный путь к спасению, символ внутреннего поиска человеческого совершенства и единства с Богом.

Святой Грааль в разное время отождествлялся с разными объектами – чашей, кубком, драгоценным камнем, птицей Феникс, даже сосудом, в котором хранилась Туринская плащаница, однако общим предметом поиска Грааля фактически оказывается даже не сам объект, а те эффекты, которые с ним связаны, и тот способ, который изменяет самого человека – его сердце, ум и душу.

Со Святым Граалем появляется и Братство Грааля, в которое могут попасть лишь чистые сердцем – те, кто проявил великую преданность Вышнему смирением своего сердца, послушанием, самоотверженностью, стремлением помогать слабым, сражаться за добро, и, наконец, кто всю свою жизнь боролся во имя защиты священного достоинства Грааля.

В континентальной Европе с понятием Грааля связан самый обширный корпус мифов и легенд. Хотя наследие Грааля строится на древних реликвиях раннего христианства, сама христианская церковь никогда не признавала данного факта. Несмотря на свое в равной степени романтическое и религиозное происхождение, учение Грааля остается не провозглашенной ересью. Вслед за учреждением папой Григорием IX в 1231 году католической инквизиции церковь осудила учение о Граале и все касающиеся его материалы были изъяты из общего пользования.

Рыцарские нравы получили ярчайшее отражение в сфере духовной культуры и открыли занимательную страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем.

Средневековая литература смогла вопреки христианскому аскетизму опоэтизировать земные радости, прославить подвиги рыцарей, при этом не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их.
Примером тому можно назвать эпос высокого патриотического звучания – французскую «Песнь о Роланде», испанскую «Песнь о моем Сиде», а также предметы рыцарской поэзии – лирику трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии. Сюда же относится и рыцарский роман, например, история любви Тристана и Изольды, представлявшие собой так называемую «куртуазную литературу» с обязательным культом дамы.

Уже с XV века рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств в Европе. Закат славы французского рыцарства начался с «битвы шпор», имевшей место 11 июля 1302 года, когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу.

В дальнейшем неэффективность действий французского рыцарского войска с очевидностью проявилась в Столетней войне, когда рыцари потерпели ряд тяжелейших поражений от английской армии. Разумеется, выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие, рыцарство оказалось не способным.

Разложение феодализма и зарождение капиталистических отношений вскоре привели к исчезновению его с исторической арены. Поэтому в XVI-XVII веках рыцарство окончательно утратило специфику особого сословия и вошло в состав дворянства.

Дворянская этика последующих веков с учетом благородных принципов верности долгу и достойного служения отечеству, что очевидно, стала нести в себе влияние рыцарской эпохи. Представители старых рыцарских родов, воспитанные на военных традициях предков, составили в дальнейшем офицерский корпус армий абсолютистского времени. Они отправлялись в рискованные морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты.

battleofthenations.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *