Содержание

Неизвестная война: что такое Битва за Атлантику? | Культура

Периодизация этой битвы выглядела так…

Первый этап. Сентябрь 1939 — май 1940

Этот период характеризуется относительной цивилизованностью и даже галантностью боевых действий. Соблюдались нормы призового права и в основном нейтралитет невоюющих государств.

Английский рисунок, изображающий гибель «Атении»
Фото: Источник

Первая жертва подводной войны в Атлантике — пассажирский лайнер «Атения», потопленный 3 сентября 1939 года возле побережья Шотландии, на севере Англии, в 200 милях от Гебридских островов. В этот период войны подлодки обычно останавливали судно, иногда даже высаживали досмотровую партию и по результатам обыска судна высаживали экипаж в шлюпки, а судно топили — на основании международного призового права.

Очень скоро торговые суда стали вооружать скорострельными пушками для защиты от самолетов — и тогда подлодки, не всплывая и не подставляясь под удар, стали топить торговцев своими торпедами.

Уже 17 сентября лодка U-29 потопила английский авианосец «Корейджес». Война набирала обороты…

В ночь на 14 октября лодка U-47 под командованием Гюнтера Прина напала на совершенно неприступную, как полагали в Английском Адмиралтействе, базу британского флота в Скапа-Флоу. Пройдя через мелководный, а потому и неохраняемый пролив Кирк Саунд в бухту, он торпедами потопил линкор «Royal Oak» и старый авианосец «Пегасус». А затем вернулся на базу, мгновенно став известным подводным асом.

Для английского Королевского Флота это были не только серьезные потери, но и пощечина надводному флоту от подводников.

Второй этап. С лета 1940 по декабрь 1941

Германия получила новые базы для подводных лодок в Атлантике, и борьба сильно обострилась. Германия перешла к неограниченной подводной войне, безжалостно топя всех без разбора, не глядя на флаг судна. Потери союзников многократно возросли, одиночные суда почти не имели шансов пересечь Атлантику.

Германия победила Францию и начала строить базы для подводных лодок на берегу океана. Теперь подлодкам, чтобы вступить в бой, не надо было красться мимо берегов Франции и Англии. Подлодки, укрытые в глубоких искусственных пещерах, надежно защищавших их от любых английских бомб, выходили в Атлантику и нападали на суда союзников.

В Германии было принято решение об ограничении производства крупных надводных военных кораблей — при максимально возможном росте производства подводных лодок. Немецкие историки называют этот период «Счастливые времена».

Германия отрабатывала тактику «волчьих стай». В некоем районе океана «охотятся» несколько десятков подводных немецких лодок. Общение между ними — только зашифрованные посредством шифровальной машины Энигма радиосообщения.

Каждая подлодка в отдельности ищет конвой. Та, которая находит, сообщает по радио, где, сколько и куда идут. Так волк, нашедший стадо оленей, воет, давая сигнал остальным членам стаи. После получения информации каждый из капитанов подлодок стаи идет оптимальным для себя маршрутом для перехвата. Собравшиеся подлодки нападали на конвой с разных сторон, пускали торпеды, рвали конвой на куски.

Союзники в этот период учились противостоять волчьим стаям немецких подлодок. Потери судов на трансатлантических маршрутах были всего около 2% от всех потерь за войну.

Германия производила многочисленные подводные лодки и обучала их экипажи, готовясь выпустить их в Атлантику, строила для них на Атлантическом побережье Франции базы, где они могли заправиться, погрузить торпеды, отремонтироваться — не боясь бомбежек авиации союзников.

Третий этап. С декабря 1941 по март 1943

В Мировую войну вступили и Япония, и США. В тотальной подводной войне Германия отказалась от любых ограничений, потери союзников приближаются к критическим, союзники привлекают к сражению в Атлантике все новые и новые технические новшества.

В начале этого этапа брошенные в бой в Атлантику волчьи стаи немецких подлодок очень сильно препятствовали выполнению планов западных союзников. В 1942 году на перевозках через Атлантику погибло 323 судна, или 47% от всех потерь судов союзников за время войны с Германией. Вид с воздуха на британский конвой в Атлантическом океане
Фото: Источник

Германия отказалась от использования надводных рейдеров в битве с США и Англией, но подводные рейдеры до предела затруднили доставку оружия боеприпасов и амуниции из Америки. Союзники разработали методику борьбы с волчьими стаями Деница и начали ее применять. Это применение новых разработок союзников и ознаменовало новый этап битвы за Атлантику.

Четвертый этап. С апреля 1943 по июнь 1944

Союзники переходят в наступление. Тяжелые бомбардировщики с радарами обнаруживают немецкие подлодки в ночи и через облака и сбрасывают бомбы на них, используя радарные бомбовые прицелы. Англичане широко используют расшифрованные ими перехваты радиограмм немецких подлодок для защиты конвоев и для нападения на немецких «охотников».

Потери судов союзников остаются еще высокими, но они уже упали до 26%, а потери немецких подводных лодок и их экипажей непрерывно растут. Дело доходит уже до того, что только середина Атлантики остается без авиаприкрытия союзников, а потому первые сотни километров от своих баз подлодки проходят своеобразными конвоями под зенитным прикрытием специальных не ныряющих подлодок, оснащенных большим количеством зенитных автоматов, чья роль при обнаружении атакующих самолетов — не уходить под воду, а вести бой с атакующими колонну подлодок самолетами.

Экипаж немецкой подводной лодки U-664 покидает тонущую субмарину, 09.08.1943 г.
Фото: Источник

Англичане расшифровали коды Энигмы, и теперь каждый выход подлодки в Атлантике в эфир — это информация для эскадр охотников за подлодками.

Радары на самолетах позволяли видеть немецкие подлодки и ночью, и под облаками, и в туман. Видеть и прицельно бомбить.

В битве в Атлантике погибали лучшие экипажи, вместо них в бой шли экипажи без боевого опыта. Уничтожать такие подлодки западным союзникам было проще, чем подлодки с экипажами экспертов, которые шли в бой в начале битвы.

Когда подлодки атаковали конвои, за ними начинали охотиться корабли-охотники, снабженные глубинными бомбами и гидролокаторами — они могли видеть подлодки и глубоко под водой.

Пятый этап. С июня 1944 по май 1945

Этот этап можно назвать одним словом — «разгром». Союзники полностью господствуют на трансатлантических коммуникациях. Германия лишилась баз во Франции, потери судов союзников — минимальны, потери немецких подводников — катастрофичны. Против них самолеты с радарами, самолеты с эскортных авианосцев, корабли-охотники за подлодками с усовершенствованными гидролокаторами-асдиками, способными обнаружить лодку и на большой глубине.

Подлодки немцев уничтожают и на базах, и при попытке выйти в море — им теперь до Атлантики надо немало пройти, да еще под прицелом авиации, вооруженной радарами.

Союзные силы бьют Германию и на земле, и в воздухе, и в Атлантике. Это конец Третьего рейха. Капитулировавшие германские субмарины перед воротами бункера «Дора» в Тронхейме. Май 1945 г.
Фото: ru.wikipedia.org

К концу войны в Германии были великолепные разработки и реактивных самолетов Ме-262, и новых подводных лодок типа XXI, имевших значительно большую глубину погружения, значительно большую скорость и намного менее шумных. Но было уже слишком поздно. Война на два фронта во второй раз привела Германию к поражению.

shkolazhizni.ru

Битва за Атлантику (1939—1945) — Википедия. Что такое Битва за Атлантику (1939—1945)

Немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» охвачен пламенем перед потоплением, декабрь 1939 года.

Битва за Атлантику (Вторая битва за Атлантику, в отличие от кампании в рамках Первой мировой войны) — военная кампания Второй мировой войны, борьба союзников по Антигитлеровской коалиции с нацистской Германией и Италией за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях. Основной целью стран оси было нарушение атлантических коммуникаций Великобритании с остальными союзниками, дальней целью — принуждение её к переговорам и развал коалиции. Основной целью союзников была защита коммуникаций, и тем самым обеспечение военных усилий коалиции.

Не имея возможности уничтожить военно-морские силы союзников в прямом столкновении, Германия сосредоточилась на их коммуникациях, как самом слабом звене. Ею применялись: крупные надводные корабли, подводные лодки, надводные коммерческие рейдеры, авиация, легкие надводные корабли (катера).

Наибольшего успеха добились подводные лодки. На их долю приходится до 68 % потерь союзного тоннажа, и 37,5 % потерь боевых кораблей.[2] Начав войну с 57 лодками, в основном малыми прибрежными субмаринами типа II, Германия развернула грандиозную программу строительства подводного флота, построив до 1945 года более тысячи подводных лодок разных типов.

Главнокомандующий подводным флотом Кригсмарине Карл Дёниц разработал тактику группового нападения подводных лодок на конвои судов, известную как тактика «волчьих стай». Он же организовал систему снабжения подводных лодок вдали от баз, и другие виды обеспечения. Пока эти меры не встречали серьёзного противодействия, немецкие подводные лодки действовали эффективно. Однако всю войну Кригсмарине страдала от слабого взаимодействия с другими видами сил, прежде всего Люфтваффе.

После разработки радаров нового типа, расшифровки системы кодов радиосвязи немецких подводников, выделения достаточного количества авиации, строительства большого количества эскортных кораблей и небольших эскортных авианосцев инициатива перешла к союзникам. Потеря передовых, а затем и части основных баз, выход Италии из войны лишили Германию выгодных условий борьбы. Кроме того, промышленный потенциал США и Великобритании позволял восполнять потопленный тоннаж быстрее, чем союзники несли потери. Все это привело к поражению Германии в Битве за Атлантику.

Основные этапы

Борьба на водных коммуникациях в Атлантике прошла через несколько основных периодов, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.

Западные источники дают следующую периодизацию:[2]

  1. Сентябрь 1939 — май 1940. Обе стороны вели борьбу силами и средствами, имевшимися к началу войны. Боевые действия ограничивались географически и по интенсивности. Соблюдался (в основном) нейтралитет невоюющих государств, война на море велась по нормам призового права.
  2. Июль 1940 — декабрь 1941. Резкое изменение обстановки на суше, захват Германией новых баз, промышленных районов, источников сырья. Выход из войны Франции, вступление в войну Италии. Открытие Средиземноморского театра военных действий. Переход Германии к неограниченной подводной войне, отказ от использования крупных кораблей против коммуникаций (сражение в Датском проливе, операция «Цербер»). Вступление в войну Советского Союза, открытие Арктического театра военных действий. Попытки взаимодействия авиации, надводных кораблей и подводных лодок немцев в Арктике. Успешные действия немецких подводных лодок (известные как «Счастливые времена»), их массовое наращивание, расширение районов действия. Потери союзников на коммуникациях резко растут.
  3. Декабрь 1941 — март 1943. Вступление в войну США и Японии. Полный отказ от любых ограничений на боевые действия. Потери союзников приближаются к критическим («Вторые счастливые времена» для немцев между январем и августом 1942 года), однако защита коммуникаций улучшается, эффективность действий немцев падает, их потери также растут. Отказ Германии от использования надводных рейдеров. Резкое сокращение авиационной поддержки подводных лодок. Лодки остаются единственным родом сил Германии на дальних коммуникациях, катера и авиация сосредоточиваются на ближних.
  4. Апрель 1943 — июнь 1944. Переход союзников в наступление, в том числе в Битве за Атлантику. Качественный и количественный рост противолодочных сил, сокращение потерь в тоннаже, рост потерь немецких подводных лодок. Прирост союзного тоннажа превышает потери. Выход из войны Италии, утрата немецких баз в Средиземном море. Защита коммуникаций союзниками переходит в сочетание обороны и наступления, в том числе на маршрутах перехода и в базах подводных лодок.
  5. Июнь 1944 — май 1945. Полное господство союзников на коммуникациях. Открытие нового театра военных действий в Западной Европе. Противодействие немецких лодок и катеров вторжению неэффективно. Германия лишается баз на Атлантическом побережье, затем промышленного потенциала на континенте. Полное лишение её морских сил авиационной поддержки. Потери союзников в тоннаже минимальны, потери немецких подводных лодок достигают катастрофических размеров. Немецкие надводные силы уничтожаются в базах.

Советская историография выдвигает вперед значение Восточного фронта,[3] и предлагает три периода:

  1. Период сентябрь 1939 — июнь 1941 характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию.
  2. Период июль 1941 — март 1943 характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника.
  3. Период апрель 1943 — май 1945 отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями вермахта на советско-германском фронте. Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти.

Участие Италии

Королевство Италия в августе 1940 года направило в помощь немецким союзникам 27 подводных лодок, которые обосновались на базе в Бордо, чтобы атаковать союзническое судоходство в Атлантике. Первоначально командовал группами итальянских субмарин контр-адмирал Анджело Парона, затем контр-адмирал Ромоло Полаккини. Технические характеристики итальянских подводных лодок с трудом позволяли использовать их для конвойных атак. Всего до 1943 года итальянские субмарины потопили 109 судов общим водоизмещением 593 864 тонны. Итальянцы так же использовали субмарины из Франции по доставке к Гибралтару человеко-торпед, уничтожив там несколько кораблей. Среди наиболее успешных итальянских подводников участвовавших в битве за Атлантику выделяется Карло Феция ди Коссато командир подводной лодки «Энрико Таццоли» и Джанфранко Гаццана-Приароджиа командир подводных лодок «Архимед» и «Леонардо да Винчи».

Потери сторон

Действия надводных кораблей Германии (включая Индийский океан)[4]
Вид рейдеров Надводные корабли Коммерческие рейдеры
Численность 9 11
Потопили судов 54 128
Потопили боевых кораблей 7 1
Потери 7 9
Соотношение потерь 13 % 7 %

Результаты действий надводных кораблей Германии, по сравнению с подводными лодками, были незначительны в абсолютных цифрах. Крупные корабли не оправдали возлагавшихся на них надежд, а их потери в военных условиях были невосполнимы. Поэтому с лета 1941 года они были отведены с атлантических коммуникаций, и пытались действовать только в Арктике. Последняя их попытка зимой 1943 г закончилась поражением — потерей «Шарнхорста» без единого потопленного транспорта взамен.

Коммерческие рейдеры имели несколько большую эффективность, но были очень уязвимы, и потому ограничивались районами, где охранение отсутствовало (например, Южная Атлантика).

И те и другие не показали результатов, даже приблизительно способных переломить кампанию в пользу Германии. Их вклад состоял в оттягивании на себя значительных сил противника, создании напряжения на всех театрах, вынуждая союзников выделять силы на охрану всех коммуникаций, на случай атаки. Последний коммерческий рейдер закончил свой поход в марте 1943 г.

Потери торгового флота США (потоплено и повреждено)[5]
Период Численность Процент потерь
Сентябрь 1939 — 7 декабря 1941 6 1 %
7 декабря 1941 — 31 декабря 1941 14 2 %
1942 373 47 %
1943 204 26 %
1944 130 16 %
1945 (все 12 месяцев) 68 9 %
Всего: 795 100 %

Приведенные данные показывают, что критическими в Битве за Атлантику были 1942—1943 годы. Перелом обозначился в 1942 году и окончательно наступил в 1943 году, когда на каждое потопленное судно немцы стали терять одну подводную лодку.

По действиям подводных лодок, сравнение потерь конвоируемых и отдельных (самостоятельно идущих) судов также указывает, что на коммуникациях с малым числом конвоев, как в американской зоне, отдельные суда были уязвимее — подводники предпочитали атаковать их, а не конвои.

Данные по самым напряженным месяцам противолодочной войны дают картину медленного, но постоянного сдвига в пользу союзников. Резкое падение потерь отдельных судов в американских водах совпадает с введением там обязательной системы конвоев. Лишившись такой легкой добычи, подводники вынуждены были вступать в бои с эскортом и в конечном счёте проиграли.

Сравнительные потери сторон в конвоях, зима 1942—1943 гг [6]
Статистика Период Северная Атлантика Великобритания — Гибралтар Американское побережье
Перехвачено конвоев Октябрь — декабрь 1942

(прошло 2992 судна в 99 конвоях, не считая американскую зону)

18 5 3
Потоплено судов в конвоях 63 17 7
Потери отставших (от всех причин) 9 1 -
Потоплено эскортных кораблей 2 1 1
Потоплено отдельных судов 18 17 56
Боевых контактов[7] 73 14 4
Потоплено подводных лодок 13 1 -
Потопленных транспортов на контакт 0,99 1,29 1,75
Соотношение потерь[8] 5,54 18,0 -
Перехвачено конвоев Январь — март 1943

(прошло 3233 судна в 105 океанских конвоях)

24 7 6
Потоплено судов в конвоях 77 13 12
Потери отставших (от всех причин) 23 - -
Потоплено эскортных кораблей 1 - -
Потоплено отдельных судов 12 7 2
Боевых контактов 112 11 7
Потоплено подводных лодок 16 4 2
Пропало без вести лодок[9] 2 4 -
Потопленных транспортов на контакт 0,89 1,18 1,71
Соотношение потерь 5,55 3,25 6,00

См. также

Ссылки

  1. ↑ Allied Warship Losses
  2. 1 2 Naval History of World War II, Bernard Ireland, ed. Harper Collins, 1998. ISBN 0-00-472143-8
  3. ↑ Постсоветская историография приняла тот же тезис без изменений. См. Битва за Атлантику
  4. ↑ Naval History of World War II… , ed. Harper Collins, 1998. pp. 10−91. ISBN 0-00-472143-8
  5. ↑ Arthur R. Moore. A Careless Word… a Needless Sinking, rev. ed. Kings Point, NY: American Merchant Marine Museum, 1995. pp. 543—546.
  6. ↑ To Die Gallantly: the Battle of the Atlantic. T. J. Runyan, J. M. Copes, ed. Westview Press, 1995, p. 157. ISBN 0-8133-2332-0
  7. ↑ Достоверные атаки лодок плюс число потопленных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
  8. ↑ Все суда, в конвоях и отдельные, относительно подводных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
  9. ↑ Потерянные лодки, не заявленные союзниками как свои победы: To Die Gallantly…, p. 157.

Литература

wiki.sc

Битва за Атлантику (1939—1945) — Википедия

Битва за Атлантику (Вторая битва за Атлантику, в отличие от кампании в рамках Первой мировой войны) — военная кампания Второй мировой войны, борьба союзников по Антигитлеровской коалиции с нацистской Германией и Италией за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях. Основной целью стран оси было нарушение атлантических коммуникаций Великобритании с остальными союзниками, дальней целью — принуждение её к переговорам и развал коалиции. Основной целью союзников была защита коммуникаций, и тем самым обеспечение военных усилий коалиции.

Не имея возможности уничтожить военно-морские силы союзников в прямом столкновении, Германия сосредоточилась на их коммуникациях, как самом слабом звене. Ею применялись: крупные надводные корабли, подводные лодки, надводные коммерческие рейдеры, авиация, легкие надводные корабли (катера).

Наибольшего успеха добились подводные лодки. На их долю приходится до 68 % потерь союзного тоннажа, и 37,5 % потерь боевых кораблей.[2] Начав войну с 57 лодками, в основном малыми прибрежными субмаринами типа II, Германия развернула грандиозную программу строительства подводного флота, построив до 1945 года более тысячи подводных лодок разных типов.

Главнокомандующий подводным флотом Кригсмарине Карл Дёниц разработал тактику группового нападения подводных лодок на конвои судов, известную как тактика «волчьих стай». Он же организовал систему снабжения подводных лодок вдали от баз, и другие виды обеспечения. Пока эти меры не встречали серьёзного противодействия, немецкие подводные лодки действовали эффективно. Однако всю войну Кригсмарине страдала от слабого взаимодействия с другими видами сил, прежде всего Люфтваффе.

После разработки радаров нового типа, расшифровки системы кодов радиосвязи немецких подводников, выделения достаточного количества авиации, строительства большого количества эскортных кораблей и небольших эскортных авианосцев инициатива перешла к союзникам. Потеря передовых, а затем и части основных баз, выход Италии из войны лишили Германию выгодных условий борьбы. Кроме того, промышленный потенциал США и Великобритании позволял восполнять потопленный тоннаж быстрее, чем союзники несли потери. Все это привело к поражению Германии в Битве за Атлантику.

Основные этапы[править]

Борьба на водных коммуникациях в Атлантике прошла через несколько основных периодов, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.

Западные источники дают следующую периодизацию:[2]

  1. Сентябрь 1939 — май 1940. Обе стороны вели борьбу силами и средствами, имевшимися к началу войны. Боевые действия ограничивались географически и по интенсивности. Соблюдался (в основном) нейтралитет невоюющих государств, война на море велась по нормам призового права.
  2. Июль 1940 — декабрь 1941. Резкое изменение обстановки на суше, захват Германией новых баз, промышленных районов, источников сырья. Выход из войны Франции, вступление в войну Италии. Открытие Средиземноморского театра военных действий. Переход Германии к неограниченной подводной войне, отказ от использования крупных кораблей против коммуникаций (сражение в Датском проливе, операция «Цербер»). Вступление в войну Советского Союза, открытие Арктического театра военных действий. Попытки взаимодействия авиации, надводных кораблей и подводных лодок немцев в Арктике. Успешные действия немецких подводных лодок, их массовое наращивание, расширение районов действия. Потери союзников на коммуникациях резко растут.
  3. Декабрь 1941 — март 1943. Вступление в войну США и Японии, война окончательно приобретает мировой характер. Полный отказ от любых ограничений на боевые действия. Потери союзников приближаются к критическим, однако защита коммуникаций улучшается, эффективность действий немцев падает, их потери также растут. Отказ Германии от использования надводных рейдеров. Резкое сокращение авиационной поддержки подводных лодок. Лодки остаются единственным родом сил Германии на дальних коммуникациях, катера и авиация сосредоточиваются на ближних.
  4. Апрель 1943 — июнь 1944. Переход союзников в наступление, в том числе в Битве за Атлантику. Качественный и количественный рост противолодочных сил, сокращение потерь в тоннаже, рост потерь немецких подводных лодок. Прирост союзного тоннажа превышает потери. Выход из войны Италии, утрата немецких баз в Средиземном море. Защита коммуникаций союзниками переходит в сочетание обороны и наступления, в том числе на маршрутах перехода и в базах подводных лодок.
  5. Июнь 1944 — май 1945 Полное господство союзников на коммуникациях. Открытие нового театра военных действий в Западной Европе. Противодействие немецких лодок и катеров вторжению неэффективно. Германия лишается баз на Атлантическом побережье, затем промышленного потенциала на континенте. Полное лишение её морских сил авиационной поддержки. Потери союзников в тоннаже минимальны, потери немецких подводных лодок достигают катастрофических размеров. Немецкие надводные силы уничтожаются в базах.

Советская историография выдвигает вперед значение Восточного фронта,[3] и предлагает три периода:

  • Период сентябрь 1939 — июнь 1941 характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию.
  • Период июль 1941 — март 1943 характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника.
  • Период апрель 1943 — май 1945 отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями вермахта на советско-германском фронте. Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти.
Действия надводных кораблей Германии (включая Индийский океан)[4]
Вид рейдеров Надводные корабли Коммерческие рейдеры
Численность 9 11
Потопили судов 54 128
Потопили боевых кораблей 7 1
Потери 7 9
Соотношение потерь 13 % 7 %

Результаты действий надводных кораблей Германии, по сравнению с подводными лодками, были незначительны в абсолютных цифрах. Крупные корабли не оправдали возлагавшихся на них надежд, а их потери в военных условиях были невосполнимы. Поэтому с лета 1941 года они были отведены с атлантических коммуникаций, и пытались действовать только в Арктике. Последняя их попытка зимой 1943 г закончилась поражением — потерей «Шарнхорста» без единого потопленного транспорта взамен.

Коммерческие рейдеры имели несколько большую эффективность, но были очень уязвимы, и потому ограничивались районами, где охранение отсутствовало (например, Южная Атлантика).

И те и другие не показали результатов, даже приблизительно способных переломить кампанию в пользу Германии. Их вклад состоял в оттягивании на себя значительных сил противника, создании напряжения на всех театрах, вынуждая союзников выделять силы на охрану всех коммуникаций, на случай атаки. Последний коммерческий рейдер закончил свой поход в марте 1943 г.

Потери торгового флота США (потоплено и повреждено)[5]
Период Численность Процент потерь
Сентябрь 1939 — 7 декабря 1941 6 1 %
7 декабря 1941 — 31 декабря 1941 14 2 %
1942 373 47 %
1943 204 26 %
1944 130 16 %
1945 (все 12 месяцев) 68 9 %
Всего: 795 100 %

Приведенные данные показывают, что критическими в Битве за Атлантику были 1942—1943 годы. Перелом обозначился в 1942 году и окончательно наступил в 1943 году, когда на каждое потопленное судно немцы стали терять одну подводную лодку.

По действиям подводных лодок, сравнение потерь конвоируемых и отдельных (самостоятельно идущих) судов также указывает, что на коммуникациях с малым числом конвоев, как в американской зоне, отдельные суда были уязвимее — подводники предпочитали атаковать их, а не конвои.

Данные по самым напряженным месяцам противолодочной войны дают картину медленного, но постоянного сдвига в пользу союзников. Резкое падение потерь отдельных судов в американских водах совпадает с введением там обязательной системы конвоев. Лишившись такой легкой добычи, подводники вынуждены были вступать в бои с эскортом, которые в конечном счёте проиграли.

Сравнительные потери сторон в конвоях, зима 1942—1943 гг [6]
Статистика Период Северная Атлантика Великобритания — Гибралтар Американское побережье
Перехвачено конвоев Октябрь — декабрь 1942

(прошло 2992 судна в 99 конвоях, не считая американскую зону)

18 5 3
Потоплено судов в конвоях 63 17 7
Потери отставших (от всех причин) 9 1 -
Потоплено эскортных кораблей 2 1 1
Потоплено отдельных судов 18 17 56
Боевых контактов[7] 73 14 4
Потоплено подводных лодок 13 1 -
Потопленных транспортов на контакт 0,99 1,29 1,75
Соотношение потерь[8] 5,54 18,0 -
Перехвачено конвоев Январь — март 1943

(прошло 3233 судна в 105 океанских конвоях)

24 7 6
Потоплено судов в конвоях 77 13 12
Потери отставших (от всех причин) 23 - -
Потоплено эскортных кораблей 1 - -
Потоплено отдельных судов 12 7 2
Боевых контактов 112 11 7
Потоплено подводных лодок 16 4 2
Пропало без вести лодок[9] 2 4 -
Потопленных транспортов на контакт 0,89 1,18 1,71
Соотношение потерь 5,55 3,25 6,00
  1. ↑ Allied Warship Losses
  2. 2,02,1 Naval History of World War II, Bernard Ireland, ed. Harper Collins, 1998. ISBN 0-00-472143-8
  3. ↑ Постсоветская историография приняла тот же тезис без изменений. См. Битва за Атлантику
  4. ↑ Naval History of World War II… , ed. Harper Collins, 1998. pp. 10−91. ISBN 0-00-472143-8
  5. ↑ Arthur R. Moore. A Careless Word… a Needless Sinking, rev. ed. Kings Point, NY: American Merchant Marine Museum, 1995. pp. 543—546.
  6. ↑ To Die Gallantly: the Battle of the Atlantic. T. J. Runyan, J. M. Copes, ed. Westview Press, 1995, p. 157. ISBN 0-8133-2332-0
  7. ↑ Достоверные атаки лодок плюс число потопленнных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
  8. ↑ Все суда, в конвоях и отдельные, относительно подводных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
  9. ↑ Потерянные лодки, не заявленные союзниками как свои победы: To Die Gallantly…, p. 157.

www.wiki-wiki.ru

Битва за Атлантику (1939—1945). Ход. Потери. Результат

История Битвы за Атлантику

Содержание статьи:

Битва за Атлантику – борьба Америки и Великобритании против нацистской Германии и Италии за коммуникации в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях в ходе Второй мировой войны. Не имея возможностей уничтожить ВМС (военно-морские силы) союзников в прямом столкновении, немцы сосредоточились на их коммуникациях, как самом слабом звене.

Намереваясь прервать жизненно важные для Англии коммуникации в Атлантике и заставить ее выйти из войны, нацисты развернули ускоренное строительство подводных лодок в больших количествах и превратили их в главное средство борьбы с транспортными судами и военными кораблями Великобритании и Америки.

Предыстория

Для нанесения ударов в Атлантике немцы скрытно развернули и использовали крейсера «Адмирал граф Шпее», «Дойчланд» и 21 подводную лодку. Рейдовые действия германских крейсеров имели ограниченный эффект. «Адмирал граф Шпее», который уничтожил 9 английских кораблей, 17 декабря 1939 года был уничтожен у берегов Южной Америки. Крейсер «Дойчланд», отправив на дно три корабля, вернулся на свою базу в Северной Германии.

1940 год, октябрь – на морские коммуникации в Северной Атлантике вышел тяжелый немецкий крейсер «Адмирал Шеер», который после удара по крупному английскому конвою направился в Индийский океан, где смог потопить 16 кораблей, после чего возвратился в Германию. А тем временем в центральной Атлантике вели крейсерские действия германские линкоры «Шарнхорст» и «Трейзенау», которые уничтожили 22 английских транзита общим тоннажем 115 000 тонн.

1941 год, май – Великобритания потопила пытавшийся выйти в океан крупнейший немецкий линейный корабль «Бисмарк», после чего немецкое командование отказалось от дальнейших крейсерских действий с участием крупных боевых кораблей.

Подводная война. Тактика

В то же время шло наращивание масштабов подводной войны. Число нацистских подлодок в Атлантике к середине 1941 года достигло 170 единиц, а в конце года было уже – 280 единиц. Вместе с этим изменилась тактика их действий. Главнокомандующий подводным флотом Карл Дениц разработал тактику группового нападения подлодок на конвои судов, вместо одиночных атак начала практиковаться тактика групповых атак («волчья стая»), в ходе которой субмарина, обнаружившая конвой, вызывала в район обнаружения до 20-30 подводных лодок для совместной атаки конвоя с различных направлений. Такая тактика, а также широкое применение на море авиации привели к тяжелым потерям торгового флота Великобритании.

Три основных этапа Битвы за Атлантику

Борьба на коммуникациях в Атлантике проходила через три основных периода, обусловленных кардинальными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.

Первый период

• 1939 год, сентябрь — июнь 1941 года: характеризуется тем, что поначалу на атлантических коммуникациях с обеих сторон были задействованы незначительные силы. Со второй половины 1940 года Германия ввела в действие кроме подлодок и надводных кораблей также авиацию. Как результат было уничтожено транспортов и боевых кораблей (союзников и нейтральных стран) общим водоизмещением 7,6 млн. т. Из них на долю подлодок приходилось 53,4%, авиации — 18,7%, надводных кораблей — около 12%, мины — 11,8%, по невыясненным причинам — 4,1%. Немцы за это время потеряли 43 субмарины.

Второй период

• 1941 год, июль — март 1943 года: характерен тем, что главные силы фашистской авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против Советского Союза. Это дало возможность союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с вражескими подлодками.

К концу периода против 100–130 немецких подлодок, находившихся в океане, действовало около 3 000 кораблей и 2700 самолетов союзников. Хотя в отдельные этапы этого периода нацистам удавалось топить значительное количество транспортов (в 1942 г. — 7,8 млн. т), относительная эффективность подводных лодок немцев (в расчете на 1 действующую подводную лодку в море) снизилась в 3–4 раза по сравнению с 1-м периодом.

За время Второго периода союзные и нейтральные государства потеряли транспортов и боевых кораблей общим водоизмещением около 10 млн. т, из них 80% от подводных лодок. За этот же период немецкий флот потерял 155 подлодок.

Третий период

• 1943 год, апрель — май 1945 года: отмечается коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями Третьего рейха на советско-германских фронтах. Эти обстоятельства, а также высадка союзных войск в июне 1944 года в Сев. Франции, лишение неприятеля важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подлодок и блокада их в базах в резкой степени снизили эффективность действий немецких субмарин, их потери продолжали катастрофически расти.

За 25 месяцев немцы потопили корабли союзников общим водоизмещением 3 млн. т (из них от подлодок 73%), потеряв при этом более 600 подводных лодок, в среднем по 19 подлодок в месяц, в то время как в Первый период среднемесячные потери были меньше 2-х субмарин.

Участие Италии

1940 год, август – Италия направила в помощь немецким союзникам 27 субмарин, которые были размещены на базе в Бордо, чтобы атаковать союзническое судоходство в Атлантике. Техническая характеристика итальянских подлодок с трудом позволяли использовать их для конвойных атак. Всего до 1943 г. итальянским подводным лодкам удалось потопить 109 кораблей общим водоизмещением 593 864 тонны.

Потери сторон
Сравнительные потери сторон в конвоях, зима 1942—1943 гг.

Потери американского торгового флота

Для борьбы с немецкими подлодками англичанами с июля 1941 года была введена на северном маршруте от Ньюфаундленда до Великобритании система «сквозного конвоя». Вместе с этим флот США и авиация взяли на себя защиту коммуникаций, примыкающих к Исландии.

С конца 1941 года после вступления Америки во Вторую мировую войну подводный флот немцев переключил основные усилия на борьбу с американскими ВМС и американским торговым флотом. Причем значительная часть немецких подлодок начала действовать непосредственно у атлантического побережья США. Как результат, в январе 1942 года потери англо-американских кораблей в Атлантике превысили 500 000 рег. тонн, а в мае-июне 1942 года составили соответственно 704,673 000 и 823,656 000 рег. тонн.

1938 год — Карлу Деницу понадобились подлодки океанского типа для действий на коммуникациях противника…

Но со временем, потери союзников благодаря усовершенствованию системы противолодочной обороны, стали снижаться. Тем не менее, до октября 1942 года нацистам удалось потопить суда общим водоизмещением более 14 млн. рег. тонн.

Результат

Быстро расширялось судостроение в Великобритании и США. С лета 1943 г. ежемесячно в строй возвращалось больше судов, чем немцам удавалось потопить в море. В результате план Германии сорвать англо-американское судоходство в Атлантике потерпел крах. Господство в океане полностью перешло к Америке и Англии. И хотя до конца войны фашистам удалось потопить суда общим водоизмещением около 21 млн. рег. тонн, суммарные потери их подлодок превышали 800 единиц.

Вследствие этого в 1944-45 гг. эффективность действий немецкого подводного флота резко упала. Германии не удалось нарушить коммуникации союзников в Атлантике, помешать сосредоточению сил для операции «Оверлорд» и нанести существенный ущерб военно-экономическому потенциалу Великобритании и США.

 

 


 

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

Битва за Атлантику - это... Что такое Битва за Атлантику?


Битва за Атлантику

(Atlantic)

1. 1-я мировая война

Нем. кампания по выводу Великобритании из числа воюющих держав путем уничтожения торговых судов, доставлявших ей продовольствие через океан, достигла пика в 1917, когда были потоплены суда водоизмещением 875 000 тонн (из них больше половины английских), больше, чем союзники могли построить. Запоздавшее начало морских конвоев в мае 1917 в сочетании с охотой на подводные лодки с применением глубинных бомб позволило несколько исправить положение. Потери кораблей значительно сократились, и к концу 1917 на верфях союзных держав строилось больше судов, чем потопили немцы. Битва за Атлантику была выиграна.

2. 2-я мировая война

В четырехлетней битве (1940-44) англ. королевский флот и авиация вели борьбу с нем. судами и подводными лодками, самолетами, акустическими, магнитными и контактными минами, нейтрализуя попытки заставить Великобританию капитулировать из-за голода. 17 авг. 1940 Гитлер объявил полную блокаду Британских о-вов, причем нейтральные суда, направлявшиеся в Англию, также подлежали уничтожению. С 1 июня 1940 по 1 июля 1941 Великобритания потеряла 899 кораблей, ее союзники и нейтральные державы - 471, эти потери в три раза превосходили производство на верфях Англии и США. Средний недельный импорт в 1,2 млн. тонн (кроме нефти) в июне 1940 к декабрю снизился до 0,8 млн. тонн. Примерно половина потерь торгового флота приходилась на счет подводных лодок, хотя к концу 1940 королевский флот и авиация потопили 31 лодку, и у Гитлера осталось только 22 лодки. Однако в 1941 нем. судоверфи довели производство до 18 лодок в месяц, и в августе немцы постоянно располагали флотом в 100 единиц. Линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау" потопили или захватили 22 торговых судна (115 600 тонн) в февр. и марте 1941, но в мае 1941 англичане потопили в Северной Атлантике линкор "Бисмарк". В первые шесть месяцев 1942 союзные потери 74 от подводных лодок дошли до критической точки в 900 кораблей (4 млн. тонн) и за год составили 1664 корабля (7 790 697 тонн), причем 1160 кораблей стали жертвами подводных лодок. Но освоение англичанами системы подводного обнаружения Асдика, радаров, конвоирование флотскими "группами поддержки", использование авиации дальнего действия в береговой охране позволили сократить эти потери в будущем. В 1943 под командованием адмирала Деница подводный флот достиг численности в 250 кораблей и потопил союзные суда в Атлантике общим водоизмещением в 500 000 тонн, однако в марте - мае было потоплено рекордное количество подводных лодок - 67. Это были непосильные потери для Германии, и Дениц отозвал подводников для отдыха и ремонта. Переломным пунктом стал июнь, когда союзные потери снизились до 28 000 тонн. Провал нем. блокады и строительство кораблей серии "Либерти" в США позволили судостроению восполнить потери в конце 1943. Англичане потопили нем. крейсер "Шарн-хорст" 26 дек. 1943. Битва за Атлантику была выиграна к концу 1944, но подводные лодки продолжали сражаться до самого конца, потопив за последние пять недель войны 10 кораблей (52 000 тонн) и потеряв 23 корабля с экипажами. Когда Германия капитулировала, 156 экипажей подчинились приказам Деница и сдались, 221 экипаж затопил свои лодки. Статистика ничего не сообщает о борьбе за жизнь моряков торгового флота, из которых 30 248 чел. погибли. Королевский военный флот потерял 51 578 чел. убитыми и пропавшими без вести. Подводные лодки потопили в общей сложности 2828 союзных или нейтральных судов (14 687 231 тонна, из которых 11 500 000 тонн принадлежали англичанам).

См. "Бисмарк", "Граф Шпее".

Энциклопедия битв мировой истории. Томас Харболт. 1904.

  • Битва за Англию
  • Битва за Францию

Смотреть что такое "Битва за Атлантику" в других словарях:

  • Битва за Атлантику — общее название военных действий в акватории Атлантического океана в ходе Первой и Второй мировой войн. Битва за Атлантику (1914 1918) Битва за Атлантику (1939 1945) …   Википедия

  • БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ — 1939 1945гг. между Великобританией и США с Германией и Италией за коммуникации в Атлантическом океане, Норвежском, Северном и Средиземном морях в период 2 й мировой войны. Стремясь прервать жизненно важные для Великобритании коммуникации в… …   Морской биографический словарь

  • Битва за Атлантику — (Atlantic, battle of the), (1939 1945), назв. ряда мор. операций во время 2 й мировой войны, происходивших в Атлантике, Карибском море и сев. морях Европы. Герм, и итал. подводные лодки при поддержке авиации и надводного флота блокировали… …   Всемирная история

  • битва за атлантику — Борьба США и Великобритании с нацистской Германией за коммуникации в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях во время 2 й мировой войны. Термин Битва за Атлантику впервые официально употребил Уинстон Черчилль в речи 6 марта 1941 в связи с …   Энциклопедия Третьего рейха

  • БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ — 1939 1945 гг. составная часть Второй мировой войны, борьба США и Великобритании с фашистской Германией за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях. Развернулась в сентябре 1939 г. Вначале велась незначительными… …   Война и мир в терминах и определениях

  • Битва за Атлантику (1939—1945) — Вторая мировая война …   Википедия

  • Битва за Атлантику (1939-1945) — Вторая мировая война Офицеры на мостике британского эсминца ведут наблюдение. Конвой октября 1941 Дата 3 сентября …   Википедия

  • Битва за Атлантику (1914—1918) — Первая мировая война Германская подводная лодка …   Википедия

  • Битва за Атлантику (1914-1918) — Первая мировая война Германская подводная лодка U 9 Дата 6 августа 1914 – 11 ноября, 1918 …   Википедия

  • Битва в заливе Святого Лаврентия — Битва за Атлантику Дата май 1942 ноябрь 1944 Место Залив Святого Лаврентия, река Святого Лаврентия …   Википедия


dic.academic.ru

БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ - это... Что такое БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ?

БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ 1939-1945гг. между Великобританией и США с Германией и Италией за коммуникации в Атлантическом океане, Норвежском, Северном и Средиземном морях в период 2-й мировой войны.

Стремясь прервать жизненно важные для Великобритании коммуникации в Атлантике и вынудить её выйти из войны, Германия развернула ускоренное строительство подводных лодок в больших количествах и превратила их в основное средство борьбы с транспортными судами и военными кораблями Великобритании и США. Командующий подводным флотом (1936-1943), а затем главнокомандующий ВМС фашистской Германии (1943-1945) адмирал Карл Дёниц, являясь апологетом неограниченной подводной войны, в ходе битвы за Атлантику топил своими подводными лодками не только суда противника, но и суда нейтральных стран, оказавшихся в зоне боевых действий. Особенно эффективными были атаки немецких подводных лодок против союзных конвоев в начальный период войны. Это объяснялось неудовлетворительной подготовкой системы противолодочной обороны союзников и действиями немецких подводных лодок группами ("волчьими стаями"). Одним из первых счёт потопленным кораблям и судам открыл командир подводной лодки U-47 лейтенант Гюнтер Прин, ставший первым подводным асом Германии. В сентябре 1939г. он потопил три английских корабля, за что был награждён Железным крестом 2-го класса. В этом же месяце Дёниц получил от воздушной разведки сведения о противолодочной защите главной операционной ВМБ английского флота Скапа-Флоу, расположенной на Оркнейских островах у северной оконечности Шотландии.

Самолёты-разведчики обнаружили в многочисленных противолодочных заграждениях узкий проход для входа в базу. Это дало возможность разработать операцию по торпедированию английских кораблей на внутреннем рейде Скапа-Флоу. Успешное выполнение операции должно было усилить воинственный дух немцев. Выполнение операции К.Дёниц поручил Г.Прину. Ночью 13 октября подлодка U-47 незамеченной проникла на рейд Скапа-Флоу и 14 октября в 0 час. 58 мин. атаковала линкор "Ройял-Оук" водоизмещением 31200 тонн. Из трёх выпущенных торпед лишь одна взорвалась возле линкора, не повредив его. Уверенные в своём противолодочном заграждении, англичане не подняли тревоги, решив что взрыв произошёл внутри корабля. В 1 час 16 мин. подлодка повторила атаку, выпустив по линкору ещё четыре торпеды. Две из них достигли цели. После их взрыва сдетонировали артиллерийские погреба линкора, он опрокинулся и через 23 минуты затонул. Погибло 832 человека экипажа и командующий Флотом метрополии адмирал Блэнгроув. Немецкая лодка в надводном положении в 2 часа 15 мин. прошла через проход в противолодочном заграждении и, никем не преследуемая, возвратилась на свою базу в Вильгельмсхафене (Северное море, Германия). Подводникам была устроена триумфальная встреча, каждого наградили Железным крестом 2-го класса.

Весь экипаж был на приёме у Гитлера, который вручил Г.Прину ещё одну награду - Рыцарский крест. В 1940г. подлодка U-47 успешно действовала в Северной Атлантике, нападая во главе "волчьей стаи" на английские конвои, за что Г.Прин был награждён Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту, став пятым немецким офицером, удостоенным этой награды. 8 марта 1941г. при атаке английского конвоя подлодка Г.Прина потопила 28-й корабль, но её обнаружили и уничтожили глубинными бомбами корабли эскорта. О гибели Г.Прина официальные власти Германии сообщили лишь 23 мая, когда подводник посмертно был произведён в чин фрегатенкапитана. Вторым подводным асом Германии считался капитанцурзее Вольфганг Лют. Став командиром подводной лодки в январе 1940г., он к ноябрю 1943г. потопил в Северной Атлантике 43 транспорта общим водоизмещением 225712 тонн и одну английскую подлодку. В августе 1944г. его назначили начальником Военно-морского училища в Мюрвике близ Фленсбурга. В.Лют погиб 14 мая 1945г., до ареста правительства К.Дёница (23 мая 1945г.). Он был застрелен часовым, которому сказал неправильный пароль. Третьим подводным асом Германии был фрегатенкапитан Эрих Топп. С июля 1940г. по август 1942г. он потопил 34 транспорта и один американский эсминец. После войны служил в ВМФ ФРГ, в 1969г. вышел в отставку в чине контр-адмирала. 17 марта 1941г. английские эсминцы потопили две подлодки, которыми командовали подводные асы Германии капитан-лейтенант Иоахим Шепке (потопил 39 кораблей и судов, 159130 тонн) и корветенкапитан Отто Кречмер (потопил 44 транспорта и один эсминец). Экипаж подлодки Кречмера был взят в плен.

Кречмер до конца войны находился в лагере для военнопленных. После войны служил в ВМФ ФРГ, в 1970г. вышел в отставку в чине адмирала флота.

В начальный период битвы за Атлантику (сент. 1939г. - июнь 1941г.) немцы и итальянцы потопили 1987 транспортов общим водоизмещением около 7,3млн. тонн, потеряв при этом соответственно 42 и 24 подлодки. С июля 1941г. по декабрь 1942г. Германия и Италия за счёт увеличения численности подлодок и совершенствования тактики их использования потопили 1464 транспорта общим водоизмещением около 7,2млн. тонн, потеряв соответственно 93 и 30 подлодок. С декабря 1942г. по январь 1944г.

Великобритания и США, значительно увеличив свои силы для борьбы с подлодками, добились значительного перелома за Атлантику. С выходом Италии из войны (сент. 1943г.) прекратились боевые действия на коммуникациях в Средиземном море. Всего за этот период немцы и итальянцы потопили 556 транспортов общим водоизмещением около 3млн. тонн, потеряв соответственно 230 и 27 подлодок. С января 1944г. эффективность действия немецких подлодок резко снизилась в связи с дальнейшим ростом сил и средств противолодочной обороны союзников, а также высадкой в июне-июле 1944г. союзных войск в Северной Франции.

Однако борьба в Атлантике продолжалась до капитуляции фашистской Германии. С января 1944г. до конца войны немцы потопили 238 транспортов общим водоизмещением свыше 1млн. тонн. За всю войну в ходе битвы за Атлантику союзные и нейтральные страны потеряли 4245 транспортов общим водоизмещением около 18,5млн. тонн. Германия и Италия потеряли соответственно 705 и 81 подводную лодку. Хотя Германии и удалось потопить большое количество транспортов, однако она не смогла нарушить коммуникации Великобритании и США в Атлантике и нанести существенный ущерб их военно-экономическому потенциалу.

[br]

Морской биографический словарь. – Луганск: изд-во «Шико». Ткаченко А.Ф.. 2008.

marine_biographical.academic.ru

Битва за Атлантику (1939—1945) — Википедия

Немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» охвачен пламенем перед потоплением, декабрь 1939 года.

Битва за Атлантику (Вторая битва за Атлантику, в отличие от кампании в рамках Первой мировой войны) — военная кампания Второй мировой войны, борьба союзников по Антигитлеровской коалиции с нацистской Германией и Италией за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях. Основной целью стран оси было нарушение атлантических коммуникаций Великобритании с остальными союзниками, дальней целью — принуждение её к переговорам и развал коалиции. Основной целью союзников была защита коммуникаций, и тем самым обеспечение военных усилий коалиции.

Не имея возможности уничтожить военно-морские силы союзников в прямом столкновении, Германия сосредоточилась на их коммуникациях, как самом слабом звене. Ею применялись: крупные надводные корабли, подводные лодки, надводные коммерческие рейдеры, авиация, легкие надводные корабли (катера).

Наибольшего успеха добились подводные лодки. На их долю приходится до 68 % потерь союзного тоннажа, и 37,5 % потерь боевых кораблей.[2] Начав войну с 57 лодками, в основном малыми прибрежными субмаринами типа II, Германия развернула грандиозную программу строительства подводного флота, построив до 1945 года более тысячи подводных лодок разных типов.

Главнокомандующий подводным флотом Кригсмарине Карл Дёниц разработал тактику группового нападения подводных лодок на конвои судов, известную как тактика «волчьих стай». Он же организовал систему снабжения подводных лодок вдали от баз, и другие виды обеспечения. Пока эти меры не встречали серьёзного противодействия, немецкие подводные лодки действовали эффективно. Однако всю войну Кригсмарине страдала от слабого взаимодействия с другими видами сил, прежде всего Люфтваффе.

После разработки радаров нового типа, расшифровки системы кодов радиосвязи немецких подводников, выделения достаточного количества авиации, строительства большого количества эскортных кораблей и небольших эскортных авианосцев инициатива перешла к союзникам. Потеря передовых, а затем и части основных баз, выход Италии из войны лишили Германию выгодных условий борьбы. Кроме того, промышленный потенциал США и Великобритании позволял восполнять потопленный тоннаж быстрее, чем союзники несли потери. Все это привело к поражению Германии в Битве за Атлантику.

Основные этапы

Борьба на водных коммуникациях в Атлантике прошла через несколько основных периодов, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.

Западные источники дают следующую периодизацию:[2]

  1. Сентябрь 1939 — май 1940. Обе стороны вели борьбу силами и средствами, имевшимися к началу войны. Боевые действия ограничивались географически и по интенсивности. Соблюдался (в основном) нейтралитет невоюющих государств, война на море велась по нормам призового права.
  2. Июль 1940 — декабрь 1941. Резкое изменение обстановки на суше, захват Германией новых баз, промышленных районов, источников сырья. Выход из войны Франции, вступление в войну Италии. Открытие Средиземноморского театра военных действий. Переход Германии к неограниченной подводной войне, отказ от использования крупных кораблей против коммуникаций (сражение в Датском проливе, операция «Цербер»). Вступление в войну Советского Союза, открытие Арктического театра военных действий. Попытки взаимодействия авиации, надводных кораблей и подводных лодок немцев в Арктике. Успешные действия немецких подводных лодок (известные как «Счастливые времена»), их массовое наращивание, расширение районов действия. Потери союзников на коммуникациях резко растут.
  3. Декабрь 1941 — март 1943. Вступление в войну США и Японии. Полный отказ от любых ограничений на боевые действия. Потери союзников приближаются к критическим («Вторые счастливые времена» для немцев между январем и августом 1942 года), однако защита коммуникаций улучшается, эффективность действий немцев падает, их потери также растут. Отказ Германии от использования надводных рейдеров. Резкое сокращение авиационной поддержки подводных лодок. Лодки остаются единственным родом сил Германии на дальних коммуникациях, катера и авиация сосредоточиваются на ближних.
  4. Апрель 1943 — июнь 1944. Переход союзников в наступление, в том числе в Битве за Атлантику. Качественный и количественный рост противолодочных сил, сокращение потерь в тоннаже, рост потерь немецких подводных лодок. Прирост союзного тоннажа превышает потери. Выход из войны Италии, утрата немецких баз в Средиземном море. Защита коммуникаций союзниками переходит в сочетание обороны и наступления, в том числе на маршрутах перехода и в базах подводных лодок.
  5. Июнь 1944 — май 1945. Полное господство союзников на коммуникациях. Открытие нового театра военных действий в Западной Европе. Противодействие немецких лодок и катеров вторжению неэффективно. Германия лишается баз на Атлантическом побережье, затем промышленного потенциала на континенте. Полное лишение её морских сил авиационной поддержки. Потери союзников в тоннаже минимальны, потери немецких подводных лодок достигают катастрофических размеров. Немецкие надводные силы уничтожаются в базах.

Советская историография выдвигает вперед значение Восточного фронта,[3] и предлагает три периода:

  1. Период сентябрь 1939 — июнь 1941 характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию.
  2. Период июль 1941 — март 1943 характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника.
  3. Период апрель 1943 — май 1945 отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями вермахта на советско-германском фронте. Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти.

Видео по теме

Участие Италии

Основная статья: BETASOM

Королевство Италия в августе 1940 года направило в помощь немецким союзникам 27 подводных лодок, которые обосновались на базе в Бордо, чтобы атаковать союзническое судоходство в Атлантике. Первоначально командовал группами итальянских субмарин контр-адмирал Анджело Парона, затем контр-адмирал Ромоло Полаккини. Технические характеристики итальянских подводных лодок с трудом позволяли использовать их для конвойных атак. Всего до 1943 года итальянские субмарины потопили 109 судов общим водоизмещением 593 864 тонны. Итальянцы так же использовали субмарины из Франции по доставке к Гибралтару человеко-торпед, уничтожив там несколько кораблей. Среди наиболее успешных итальянских подводников участвовавших в битве за Атлантику выделяется Карло Феция ди Коссато командир подводной лодки «Энрико Таццоли» и Джанфранко Гаццана-Приароджиа командир подводных лодок «Архимед» и «Леонардо да Винчи».

Потери сторон

Действия надводных кораблей Германии (включая Индийский океан)[4]
Вид рейдеров Надводные корабли Коммерческие рейдеры
Численность 9 11
Потопили судов 54 128
Потопили боевых кораблей 7 1
Потери 7 9
Соотношение потерь 13 % 7 %

Результаты действий надводных кораблей Германии, по сравнению с подводными лодками, были незначительны в абсолютных цифрах. Крупные корабли не оправдали возлагавшихся на них надежд, а их потери в военных условиях были невосполнимы. Поэтому с лета 1941 года они были отведены с атлантических коммуникаций, и пытались действовать только в Арктике. Последняя их попытка зимой 1943 г закончилась поражением — потерей «Шарнхорста» без единого потопленного транспорта взамен.

Коммерческие рейдеры имели несколько большую эффективность, но были очень уязвимы, и потому ограничивались районами, где охранение отсутствовало (например, Южная Атлантика).

И те и другие не показали результатов, даже приблизительно способных переломить кампанию в пользу Германии. Их вклад состоял в оттягивании на себя значительных сил противника, создании напряжения на всех театрах, вынуждая союзников выделять силы на охрану всех коммуникаций, на случай атаки. Последний коммерческий рейдер закончил свой поход в марте 1943 г.

Потери торгового флота США (потоплено и повреждено)[5]
Период Численность Процент потерь
Сентябрь 1939 — 7 декабря 1941 6 1 %
7 декабря 1941 — 31 декабря 1941 14 2 %
1942 373 47 %
1943 204 26 %
1944 130 16 %
1945 (все 12 месяцев) 68 9 %
Всего: 795 100 %

Приведенные данные показывают, что критическими в Битве за Атлантику были 1942—1943 годы. Перелом обозначился в 1942 году и окончательно наступил в 1943 году, когда на каждое потопленное судно немцы стали терять одну подводную лодку.

По действиям подводных лодок, сравнение потерь конвоируемых и отдельных (самостоятельно идущих) судов также указывает, что на коммуникациях с малым числом конвоев, как в американской зоне, отдельные суда были уязвимее — подводники предпочитали атаковать их, а не конвои.

Данные по самым напряженным месяцам противолодочной войны дают картину медленного, но постоянного сдвига в пользу союзников. Резкое падение потерь отдельных судов в американских водах совпадает с введением там обязательной системы конвоев. Лишившись такой легкой добычи, подводники вынуждены были вступать в бои с эскортом и в конечном счёте проиграли.

Сравнительные потери сторон в конвоях, зима 1942—1943 гг [6]
Статистика Период Северная Атлантика Великобритания — Гибралтар Американское побережье
Перехвачено конвоев Октябрь — декабрь 1942

(прошло 2992 судна в 99 конвоях, не считая американскую зону)

18 5 3
Потоплено судов в конвоях 63 17 7
Потери отставших (от всех причин) 9 1 -
Потоплено эскортных кораблей 2 1 1
Потоплено отдельных судов 18 17 56
Боевых контактов[7] 73 14 4
Потоплено подводных лодок 13 1 -
Потопленных транспортов на контакт 0,99 1,29 1,75
Соотношение потерь[8] 5,54 18,0 -
Перехвачено конвоев Январь — март 1943

(прошло 3233 судна в 105 океанских конвоях)

24 7 6
Потоплено судов в конвоях 77 13 12
Потери отставших (от всех причин) 23 - -
Потоплено эскортных кораблей 1 - -
Потоплено отдельных судов 12 7 2
Боевых контактов 112 11 7
Потоплено подводных лодок 16 4 2
Пропало без вести лодок[9] 2 4 -
Потопленных транспортов на контакт 0,89 1,18 1,71
Соотношение потерь 5,55 3,25 6,00

См. также

Ссылки

  1. ↑ Allied Warship Losses
  2. 1 2 Naval History of World War II, Bernard Ireland, ed. Harper Collins, 1998. ISBN 0-00-472143-8
  3. ↑ Постсоветская историография приняла тот же тезис без изменений. См. Битва за Атлантику
  4. ↑ Naval History of World War II… , ed. Harper Collins, 1998. pp. 10−91. ISBN 0-00-472143-8
  5. ↑ Arthur R. Moore. A Careless Word… a Needless Sinking, rev. ed. Kings Point, NY: American Merchant Marine Museum, 1995. pp. 543—546.
  6. ↑ To Die Gallantly: the Battle of the Atlantic. T. J. Runyan, J. M. Copes, ed. Westview Press, 1995, p. 157. ISBN 0-8133-2332-0
  7. ↑ Достоверные атаки лодок плюс число потопленных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
  8. ↑ Все суда, в конвоях и отдельные, относительно подводных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
  9. ↑ Потерянные лодки, не заявленные союзниками как свои победы: To Die Gallantly…, p. 157.

Литература

wiki2.red

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о