45-мм противотанковая пушка. Артиллерия и минометы XX века
45-мм противотанковая пушка
Одним из самых известных советских артиллерийских орудий периода Великой Отечественной войны является небольшая 45-мм пушка, получившая у фронтовиков прозвище «сорокапятка». Она предназначалась для борьбы с вражескими танками и пехотой, а также для подавления огневых точек противника.
Ее история началась в 1930 году, когда советские специалисты закупили у немцев опытные образцы 37-мм противотанковой пушки фирмы «Рейнметалл» вместе с технической документацией. Год спустя приказом Реввоенсовета она была принята на вооружение и запущена в массовое производство. Такая же пушка выпускалась в Германии под обозначением Pak 35/36.
В 1932 году группа инженеров под руководством Г. Беринга с целью увеличения бронепробиваемости существенно модифицировала орудие путем наложения 45-мм ствола на усовершенствованный лафет 37-мм пушки. Последующие изменения касались преимущественно устройства затвора и конструкции лафета. 45-мм пушка образца 1937 года, в отличие от предыдущих вариантов, имевших четверть-автоматику и деревянные колеса, получила полуавтоматический клиновой затвор, подрессоривание и колеса от автомобиля ГАЗ-АА. Верхний и нижний станки были выполнены по типу немецкой 37-мм пушки образца 1936 года. Спуск осуществлялся кнопкой, расположенной в центре штурвала подъемного механизма. В боевом положении с полностью раздвинутыми станинами угол горизонтального обстрела орудия составлял 60°. Наибольший угол возвышения ствола — 25°. Стрельба велась как правило прямой наводкой на дальность до 1,5 км. В боекомплект пушки входили унитарные патроны с бронебойным, бронебойно-трассирующим и подкалиберным снарядами, а также осколочные снаряды и картечь. Снаряды весили всего 1,5–2 кг.
В 1941 году «сорокапятки» составляли основу советской противотанковой артиллерии, однако к середине войны уже устарели, хотя их выпуск продолжался вплоть до 1946 года. Всего было изготовлено около 50 тыс. 45-мм пушек образца 1937 года и 10843 орудия образца 1942 года со стволом длиной 68,6 калибра. Последние на дальности 500 м под углом встречи 90° пробивали броню толщиной 61 мм.
Тактико-технические данные
Обозначение: 45-мм пушка обр. 1937 г.
Тип: противотанковая пушка
Калибр, мм: 45
Вес в боевом положении, кг: 560
Длина ствола, калибров: 46
Начальная скорость снаряда, м/с: 760
Скорострельность, выстр/мин: 15–20
Дальность эффективной стрельбы, м: 850
Бронепробиваемость бронебойными снарядами, мм: 40 (на дистанции 500 м), 28 (1000 м)
Поделитесь на страничкеmilitary.wikireading.ru
Универсальная (зенитная) 45-мм пушка 21-К

45-мм универсальная полуавтоматическая пушка 21-К
История создания универсальной 45-мм пушки 21-К
В конце 1920-х годов руководство СССР приняло решение сосредоточить производство всех зенитных орудий малого и среднего калибра для армии и флота на заводе №8. В это число попали и 37-мм автоматические пушки 4-К и 20-мм автоматические пушки 2-К, имеющие немецкие корни.
К сожалению, завод, до этого никогда не имевший дел с автоматическими орудиями, к тому же технически и инженерно плохо подготовленный к возложенной на него миссии, с задачей не справился. В итоге, вместо того, чтоб обеспечить страну новыми высокоэффективными зенитными пушками, завод №8 завалил план вообще по всем видам выпускаемой продукции.
В итоге, армия и флот Советского Союза вплоть до 1940 г. так и не получили массовых, безотказных, современных скорострельных зенитных орудий по типу немецкой 20-мм FlaK 30/38. Вместо них приходилось довольствоваться установкой из 7,62-мм счетверенных «Максимов». В конечном итоге было принято половинчатое решение — вместо «ничего», флоту решили дать «хоть что-то». Так и появилась идея вооружить корабли и подводные лодки
45/46-мм универсальная полуавтоматическая пушка 21-К была спроектирована в КБ завода №8 в 1932 г. Заводские испытания проведены с 27.06 по 02.07 июля 1933 г. Полигонные испытания прошли на НИАПе с 21.07 по 01.08.1933 г., а морские на подводных лодках типа «М» VI серии на Черном море 21-26 марта 1934 г. после чего система была передана для войсковых испытаний.
Серийное производство 45-мм пушек 21-К было начато на заводе №8 в 1934 г., за этот год было сдано 213 орудий, из которых 137 — для ВМФ и 76 — для плавсредств НКВД. За неимением других зенитных пушек 21-К устанавливались на все классы кораблей — от сторожевых катеров и подводных лодок до крейсеров и линкоров.
К началу 1941 г. в ВМФ имелось 1617 пушек 21-К (из которых 284 — на Черноморском флоте).
Наиболее серьезными недостатком пушки была низкая скорострельность (не превышала 25 выстр./мин.) и то, что снаряд не имел дистанционного взрывателя. Да-да, цель могла быть поражена только прямым попаданием!
Естественно, при таких «выдающихся» данных, в качестве зенитной эта пушка была крайне малоэффективна. Уже в ходе войны по мере поступления 37-мм автоматов 70-К, а также 20-мм Эрликон и 40-мм Бофорс на кораблях начали повсеместно заменять ими полуавтоматические 21-К.

Тренировка расчета универсальной пушки 21-К на подводной лодке Щ-214
Конструкция и модификации универсальной 45-мм пушки 21-К
Конструктивно универсальная (зенитная) 45-мм пушка 21-К не была каким-то новым словом в истории артиллерии. 21-К представляла собой приспособление уже хорошо освоенной промышленностью 45-мм противотанковой пушки обр.1932 г. 19-К к морскому станку.
Тело орудия целиком заимствовано от 19-К и состояло из скрепленного ствола и кожуха. Затвор был полуавтоматическим, но полуавтоматика заводом №8 до 1935 года так и не была освоена, в результате чего пушки, изготовленные до 1935 г., не имели полуавтоматики, а только механизм, позволяющий затвору автоматически закрываться при досылке очередного патрона, открывание же затвора производилось вручную («четвертьавтоматика»). В системах, изготовленных после 1935 г. была введена полуавтоматика инерционного типа.
Ствол орудия состоял из трубы и надетого на нее в горячем состоянии кожуха, составляющего одно целое с казенником; орудия позднего изготовления имели уже ствол-моноблок. Станок орудия представлял собой обычную тумбу без щита.
В 1944 г. вместо 21-К в производство была запущена её модификация — 45-мм орудие 21-КМ. Работы по модернизации 21-К были начаты в ОКБ-172 в 1942 г. Проект получил индекс ВМ-42.
Головная серия в количестве 25 штук успешно прошла испытания в сентябре 1943 г., по окончании которых установки поставили на серийное производство под индексом В-21-КМ, позже именуемые просто 21-КМ. В 1944 г. было поставлено 486, 1945 г. — 373, 1946 г. — 140, и в 1947 г. — 50 пушек 21-КМ, после чего их производство было прекращено.
Основные отличия 21-КМ от 21-К в следующем:
- нарезная часть ствола увеличена на 1010 мм;
- инерционная полуавтоматика уступила место копирной;
- упрочен ствол и противооткатные устройства, что позволило стрелять большим зарядом;
- установка получила щит.
Характеристики 45-мм универсальной зенитной пушки 21-К | |
|---|---|
![]() | |
| Страна: | СССР |
| Тип: | Универсальная (зенитная) пушка |
| Дата выпуска: | 1934 г. |
| Расчет: | 3 человека |
| Калибр: | 45 мм |
| Длинна: | Ствол: 46 калибров (2,07 м) |
| Ширина: | Нет сведений |
| Вес: | 115 кг (ствол и затвор), вес снаряда: 1,41 кг. |
| Скорострельность: | до 25 выстрелов в минуту |
| Дистанция стрельбы: | 9,2 км (угол возвышения: 85 градусов) |
| Начальная скорость снаряда: | Нет сведений |
| Боекомплект: | — |
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
armedman.ru
45-мм противотанковая пушка образца 1932 г. 19-К
Характеристики 45-мм противотанковой пушки 19-К образца 1932 г. | |
|---|---|
![]() | |
| Страна: | СССР |
| Тип: | противотанковая пушка |
| Дата выпуска: | 1932 г. |
| Расчет: | 5 человек |
| Калибр: | 45-мм |
| Длинна: | 4020 мм |
| Ширина: | 1634 мм |
| Вес: | 550/1200 кг, / 560/1200 кг (боевой/походный) |
| Скорострельность: | До 20 выстрелов в минуту |
| Дистанция стрельбы: | 4400 м (осколочным) |
| Начальная скорость снаряда: | 760 м/с |
| Боекомплект: | Нет сведений |
Через дробь даны характеристики для той же пушки образца 1936 года
Принятая на вооружение РККА в 1931 г. «лицензионная» немецкая 37-мм противотанковая пушка обр. 1930 г. (1-К), была очень неплоха для своего времени, однако уже в начале 30-х было ясно, что 37-мм для будущей войны это маловато.
4 декабря 1931 г. ГАУ РККА выдало заводу № 8 опытный заказ на изготовление 45-мм ствола для наложения его на лафет 37-мм противотанковой пушки 1-К. Новое орудие должно было быть изготовлено к 1 марта 1932 г. Работы по объявленной теме были поручены коллективу КБ завода под руководством главного конструктора В.М. Беринга.
Конструкция 45 мм ствола ничем не отличалась кроме калибра от ствола 37 мм пушки. В конструкцию казенника пришлось ввести увеличенный по габаритам лоток. Затвор и автоматика оставались прежними. Кожух ствола также изготовили из заготовок для 1-К с минимально необходимыми переделками. В конструкцию лафета были внесены ряд изменений: увеличены продольные размеры цилиндра и штока тормоза откатных частей, удлинена люлька, длина станин увеличена на 300 мм, увеличен вырез под ствол в щитовом прикрытии, для уравновешивания качающейся части орудия под задним срезом люльки разместили балласт весом 6, 65 кг.

Противотанковая пушка 19-К, образца 1932 г. Первых выпусков
Уже 9 февраля 1932 г. опытный образец орудия, которому был присвоен заводской индекс 19-К был представлен на заводские испытания, которые заключались в производстве 53 выстрелов и были признаны успешными. Несмотря на выявленные конструктивные недостатки, 5 мая 1932 г. приказом Реввоенсовета № 30 орудие было принято на вооружение под названием 45-мм противотанковая пушка образца 1932 г. Производство 37-мм пушки тем же приказом сворачивалось.
К 1933 году орудие на словах «модернизировали», а на деле скорее исправили выявленные в ходе эксплуатации дефекты и недоработки. Была увеличена толщины стенок казенника, сдвинуты вперед цапфы крепления и следовательно отброшен балласт, удлинен кожух ствола, изменена конструкция клина затвора, установлена полуавтоматика затвора инерционного типа, изменена конструкция компрессора противооткатных устройств.
Пока шла доработка полуавтоматики, решили заменить и деревянные колеса 19-К на пневматические, от автомобиля ГАЗ-А, а также изменили поворотный механизм, но это было уже в следующем, 1934 году. К 1936 году колеса заменили на металлические с гусматиком.
В таком виде модернизированная противотанковая пушка К-19 была повторно запущена в производство.
На основе её конструкции, узлов и механизмов, впоследствии были созданы 45-мм танковая пушка образца 1932 г. 20-К и 45-мм полуавтоматическая универсальная морская пушка 21-К.
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет
armedman.ru
45-мм противотанковая пушка обр. 1937 г.
45-мм противотанковая пушка обр. 1937 г. представляла собой основу противотанковой артиллерии Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны. Конструкция пушки продолжает линию развития, идущую еще от принятой на вооружение Красной Армии в феврале 1931 г. 37-мм противотанковой пушки, закупленной вместе с документацией у германской фирмы «Рейнметалл». В 1932 г. на лафет этой пушки был положен ствол калибром 45 мм. Полученная таким образом пушка и послужила основой для создания пушки обр. 1937 г. В отличие от предыдущих образцов, клиновой затвор этой пушки снабжен механизмом полуавтоматики, введено подрессоривание колесного хода, улучшены баллистические характеристики.
Конструкция пушки состоит из двух основных частей: ствола с затвором и лафета.
Скрепленный ствол пушки состоит из изготовленной из специальной стали трубы и кожуха. Клиновой вертикально перемещающийся затвор обеспечивает надежное запирание канала ствола при выстреле и обеспечивает выбрасывание (экстракцию) стреляной гильзы при открывании. Благодаря наличию механизмов полуавтоматики пушка имеет высокую скорострельность: 15-20 выстрелов в минуту. Лафет пушки оптимально соответствует ее предназначению в качестве противотанкового орудия. Он состоит из люльки с противооткатными устройствами, верхнего подвижного станка с механизмами наведения, нижнего неподвижного станка с раздвижными станинами, подрессоренного хода, щитового прикрытия и прицельных приспособлений. Благодаря наличию раздвижных станин обеспечивается угол горизонтального обстрела 60°, а подрессоренный ход с колесами автомобильного типа позволяет транспортировать орудие механической тягой со скоростью до 50 км/ч. При переводе пушки в боевое положение, когда станины разводятся в стороны до упора, механизм подрессоривания выключается и колеса через боевую ось жестко соединяются с нижним станком, обеспечивая тем самым устойчивость орудия при выстреле и сохранность подрессоривания. При переводе орудия в походное положение, когда станины сводятся, подрессоривание автоматически включается вновь.
Компактная конструкция пушки и невысокое щитовое прикрытие делают ее мало заметной целью на поле боя (высота пушки 120 см, длина 402 см). Для облегчения маскировки пушки щитовое прикрытие выполнено складывающимся.
Пушка применялась в основном для стрельбы прямой наводкой по бронированным целям и огневым точкам противника на дальность до 1,0-1,5 км. При стрельбе на большие расстояния наблюдение за результатами стрельбы затруднено из-за малого по величине облака разрыва снаряда.
В комплект боеприпасов пушки входили унитарные патроны с бронебойными, бронебойно-трассирующими и подкалиберными снарядами, осколочными гранатами, а также унитарные патроны с картечью.
Бронебойные и бронебойно-трассирующие снаряды использовались для стрельбы по танкам, бронемашинам и амбразурам огневых сооружений. На дальности 500 м при угле встречи 90° они пробивали броню толщиной 43 мм, а на дальности 1000 м – 32 мм. Подкалиберный снаряд на дальности 500 м при угле встречи 90° пробивал броню толщиной 66 мм, а на дистанции кинжального огня – 100 м – 88 мм. В течение первого года войны эти показатели были вполне достаточны для борьбы со всеми танками Вермахта.
Осколочная граната предназначалась для стрельбы по живой силе и открыто расположенным огневым точкам. При разрыве на поверхности грунта граната дает около 100 убойных осколков, способных нанести поражение на площади до 15 м по фронту и до 5-7 м в глубину.
Патроны с картечью использовались для отражения атак пехоты на огневую позицию орудия на дальности до 400 м. Картечь состоит из пуль, заложенных в специальной оболочке в гильзу. При выстреле пули вылетают из канала ствола под некоторым углом и поражают силы противника в глубину до 400 м и по фронту до 60 м.
Кроме этих снарядов в предвоенные годы выпускались также бронебойно-химические и дымовые снаряды. Бронебойно-химические снаряды предназначались для отравления экипажей танков и гарнизонов долговременных огневых точек. Бронебойно-химический снаряд весил 1,43 кг и содержал 16 г сильно действующего отравляющего вещества.
Свернутое перед войной производство 45-мм противотанковых пушек было восстановлено в исключительно короткие сроки сразу на нескольких предприятиях. Одно из них, объединившееся с эвакуированным на восток киевским заводом «Арсенал» уже до конца 1941 года дало фронту 1300 45-мм пушек обр. 1937 г. В 1942 г. эти пушки были заменены в производстве модернизированными 45-мм пушками обр. 1942 г.
Всего в 1942-43 гг. промышленностью было изготовлено 37354 пушки обр. 1937 г.
45-мм пушки обр. 1937 г. состояли на вооружении противотанковых взводов стрелковых батальонов (2 орудия) и противотанковых дивизионов стрелковых дивизий (12 орудий). Ими же вооружались отдельные противотанковые полки, состоявшие из 4-5 батарей (16-20 орудий). Знаменательной вехой в развитии противотанковой артиллерии стал приказ Наркома обороны от 1 июля 1942 г., в соответствии с которым противотанковая артиллерия переименовывалась в истребительно-противотанковую. Весь офицерский состав, входивший в части противотанковой артиллерии, был взят на особый учет и в дальнейшем назначался только в них. Раненые солдаты и сержанты после излечения в госпиталях также должны были возвращаться в части противотанковой артиллерии. Для ее личного состава вводились повышенное денежное содержание, выплата расчету орудия премии за каждый уничтоженный танк противника, ношение отличительного нарукавного знака. Все это, безусловно, способствовало повышению эффективности советской противотанковой артиллерии.
Технические данные 45-мм противотанковой пушки обр. 1937 г.:
- Калибр — 45 мм
- Начальная скорость снаряда — 760 м/с
- Наибольший угол возвышения — 25°
- Угол склонения: -8°
- Угол горизонтального обстрела — 60°
- Вес в боевом положении — 560 кг
- Вес в походном положении — 1200 кг
- Боевая скорострельность — 15-20 выстр./мин.
- Наибольшая дальность стрельбы — 4400 м
- Дальность прямого выстрела — 850 м
- Бронепробиваемость при угле встречи 60° на дальности: 500 м — 40 мм, 1000 м — 28 мм
- Вес бронебойного снаряда — 1,43 кг
don1942.ru
45-мм противотанковая пушка образца 1932 года (19-К)
| 45-мм противотанковая пушка образца 1932 года Пушка 19-К с металлическими колёсами в танковом музее, Парола | |
|---|---|
| Общая информация | |
| Страна | СССР |
| Годы выпуска | 1932-1937 |
| Выпущено, шт. | |
| Массогабаритные характеристики | |
| Калибр, мм | 45 |
| Длина ствола, клб | 46 |
| Масса в боевом положении, кг | 560 |
| Масса в походном положении, кг | 1200 |
| Углы обстрела | |
| Возвышения (макс.), ° | 25 |
| Снижения (мин.), ° | -8 |
| Горизонтальный, ° | 60 |
| Огневые возможности | |
| Макс. дальность стрельбы, км | 4,4 |
| Скорострельность, выстр./мин | 15-20 |
45-мм противотанковая пушка обр. 1932 года (сорокапятка, Индекс ГАУ — 52-П-243А) — советское полуавтоматическое противотанковое орудие калибра 45 мм.
История создания
В конце 1931 года конструкторы завода № 8 установили в кожух 37-мм противотанковой пушки образца 1930 года новую трубу калибра 45 мм и слегка укрепили лафет. Эта система была принята на вооружение в марте 1932 года под названием «45-мм противотанковая пушка образца 1932 года», заводской индекс орудия — 19-К. Затем конструкторы завода № 8 перепроектировали полевую пушку 19-К для установки её в танк, получившей название «45-мм танковая пушка обр.1932 г.» и, соответственно, заводской индекс 20-К.
Специально для отладки 45-мм ПТП 19-К на заводе № 8 им. Калинина была создана «шарашка» — Специальное конструкторское бюро ОГПУ. В 1933 году на заводе № 8 по чертежам СКБ ОГПУ была изготовлена модернизированная пушка 19-К. Эта пушка получила название «45-мм ПТП обр. 1933 г.», но позже это название не прижилось. По сравнению с образцом 1932 года в модернизированной пушке были утолщены щеки казённика, удлинён кожух, изменён клин затвора. Основным же изменением было введение полуавтоматики инерционного типа, работавшей за счёт инерции отката, взамен прежней полуавтоматики механического типа, работавшей за счёт энергии отката. Пушка образца 1932 года была фактически четверть-автоматической. Кроме того, было изменено устройство компрессора. Вес пушки в боевом положении составил 414 килограмм.
После заводских испытаний опытный образец 45-мм ПТП обр. 1933 г. прибыл 26 декабря 1933 года на НИАП, где прошёл полигонные испытания в объёме 1046 выстрелов и 500 км пробега.
При стрельбе бронебойными снарядами полуавтоматика работала удовлетворительно, без учёта отказов из-за качества гильз. Но при стрельбе осколочным снарядом черт. 2116 весом 2,15 кг с начальной скоростью 335 м/с и давлением в канале 900—1000 кг/см² полуавтоматика не работала, так как было недостаточно энергии отката для взведения пружин полуавтоматики. Длина отката при этом снаряде — менее 690 мм. Таким образом, для осколочных снарядов 45-мм пушка обр. 1933 г. оставалась четвертьавтоматической.
Колеса пушки по прежнему оставались деревянными, что создавало большие сложности при эксплуатации. Так, максимальная скорость движения по булыжнику составляла 10—15 км/час, на полигонных испытаниях часто лопались спицы колёс. Тем не менее по заключению комиссии 45-мм пушка полигонные испытания выдержала и была запущена в производство, правда, под старым названием — обр. 1932 г.
В 1934 году была проведена новая модернизация пушки, и пушка снова получила новое название «45-мм ПТП обр. 1934 г.», которое также не прижилось. Модернизация пушки заключалась в замене деревянных колёс фордовскими колёсами от автомобиля ГАЗ на пневматических шинах, и в изменении поворотного механизма. Вес системы в боевом положении составил 425 кг.
В январе — апреле 1936 года пушка обр. 1934 г. прошла полигонные испытания на НИАПе в объёме 170 выстрелов и 300 км пробега. По данным комиссии пушка испытания выдержала.
7 ноября 1936 года было принято Постановление СТО о переводе 45-мм ПТП с деревянных колёс на металлические колёса с ГК от автомобиля ГАЗ-А. К началу 1937 года 45-мм ПТП обр. 1932 г. на металлических колёсах с ГК пошли в серийное производство.
22 апреля 1934 года в АУ было рассмотрено предложение Шпитального о переделке 45-мм пушки обр. 1932 г. в автоматическую. Согласно проекту ОКБ-15 вводился новый ствол, новый затвор и магазин на 6 патронов. АУ согласилось с предложением Шпитального, выдало заказ на изготовление опытного образца к осени 1934 года. Опытный образец 45-мм автоматической пушки был изготовлен и испытан, но на вооружение не принят. Введение полной автоматики для 45-мм ПТП было нецелесообразно из-за уменьшения надёжности пушки и увеличения её веса по сравнению с полуавтоматической пушкой.
Боеприпасы к 19-К:1. УБР-243П с подкалиберным бронебойным снарядом БР-240П
2. УБР-243СП со сплошным бронебойным снарядом БР-240СП
3. УБЗР-243 с бронебойно-зажигательным снарядом БЗР-240
4. УО-243 с осколочной гранатой О-243
5. УЩ-243 с картечью Щ-240 Она же, вид сзади
Развитие проекта
На базе орудия была разработана 45-мм танковая пушка образца 1932/38 годов.
Боеприпасы
- Номенклатура боеприпасов :
- бронебойный 53-Б-240
- бронебойно-трассирующий 53-БР-240
- бронебойно-трассирующий 53-БР-240СП (сплошной)
- бронебойно-трассирующий подкалиберный 53-БР-240П
- осколочный 53-О-240 (стальной)
- осколочный 53-О-240А (сталистого чугуна)
- картечь 53-Щ-240
- дымовой 53-Д-240
Ссылки
dic.academic.ru
45-мм противотанковая пушка 1937 года
Описание
Одним из самых известных советских артиллерийских орудий периода Великой Отечественной войны является небольшая 45-мм противотанковая пушка, получившая у фронтовиков прозвище «сорокапятка». Она предназначалась для борьбы с вражескими танками и пехотой, а также для подавления огневых точек противника.
Ее история началась в 1930 году, когда советские специалисты закупили у немцев опытные образцы 37-мм противотанковой пушки фирмы «Рейнметалл» вместе с технической документацией. Год спустя приказом Реввоенсовета она была принята на вооружение и запущена в массовое производство. Такая же пушка выпускалась в Германии под обозначением Раk.35/36.
В 1932 году группа инженеров под руководством Г. Беринга с целью увеличения бронепробиваемости существенно модифицировала орудие путем наложения 45-мм ствола на усовершенствованный лафет 37-мм пушки. Последующие изменения касались преимущественно устройства затвора и конструкции лафета.
45-мм пушка образца 1937 года, в отличие от предыдущих вариантов, имевших четверть-автоматику и деревянные колеса, получила полуавтоматический клиновой затвор, подрессоривание и колеса от автомобиля ГАЗ-АА. Конструкция орудия разработана КБ завода N 8 под руководством М. Н.Логинова. Верхний и нижний станки были выполнены по типу немецкой 37-мм пушки образца 1936 года. Спуск осуществлялся кнопкой, расположенной в центре штурвала подъемного механизма. В боевом положении с полностью раздвинутыми станинами угол горизонтального обстрела орудия составлял 60°. Наибольший угол возвышения ствола — 25°. Стрельба велась как правило прямой наводкой на дальность до 1,5 км. В боекомплект пушки входили унитарные патроны с бронебойным, бронебойно-трассирующим и подкалиберным снарядами, а также осколочные снаряды и картечь. Снаряды весили всего 1,5–2 кг.
Пушка была способна пробить лобовую броню легких и бортовую броню средних танков, состоявших на вооружении всех стран мира в то время. В 1941 году «сорокапятки» составляли основу советской противотанковой артиллерии, однако к середине войны уже устарели, хотя их выпуск продолжался вплоть до 1946 года. Всего было изготовлено около 50 тысяч 45-мм пушек образца 1937 года и 10843 орудия образца 1942 года со стволом длиной 68,6 калибра. Последние на дальности 500 м под углом встречи 90° пробивали броню толщиной 61 мм.
ТТХ
| Тактико-технические данные | 45-мм пушка обр. 1937 г. |
| Калибр, мм: | 45 |
| Вес в боевом положении, кг: | 560 |
| Длина ствола, калибров: | 46 |
| Дальность эффективной стрельбы, м: | 850 |
| Начальная скорость снаряда, м/с: | 760 |
| Скорострельность, выстр/мин: | 15-20 |
| Бронепробиваемость бронебойными снарядами (на дистанции 500 м), мм: | 40 |
| Бронепробиваемость бронебойными снарядами (на дистанции 1000 м), мм: | 28 |
war-arms.info
45-мм противотанковая пушка образца 1932 года (19-К) — WiKi
В конце 1931 года конструкторы завода № 8 установили в кожух 37-мм противотанковой пушки образца 1930 года, построенной по купленной у немецкой фирмы «Рейнметалл» документации, новый ствол калибра 45 мм и слегка укрепили лафет.
Эта система была принята на вооружение в марте 1932 года под названием «45-мм противотанковая пушка образца 1932 года», на заводе орудие получило индекс 19-К. Затем конструкторы завода № 8 перепроектировали противотанковую пушку 19-К для установки её в танк, получившей название «45-мм танковая пушка образца 1932 года» и, соответственно, заводской индекс 20-К.
Специально для отладки 45-мм ПТП 19-К на заводе № 8 имени Калинина была создана «шарашка» — Специальное конструкторское бюро ОГПУ. В 1933 году на заводе № 8 по чертежам СКБ ОГПУ была изготовлена модернизированная пушка 19-К. Эта пушка получила название «45-мм ПТП образца 1933 года», но позже это название не прижилось. По сравнению с образцом 1932 года в модернизированной пушке утолщены щеки казённика, удлинён кожух, изменён клин затвора. Основным же изменением было введение полуавтоматики инерционного типа, работавшей за счёт инерции отката, взамен прежней полуавтоматики механического типа, работавшей за счёт энергии отката. Пушка образца 1932 года была фактически четвертьавтоматической — автоматически только закрывался затвор после заряжания патрона. Кроме того, изменено устройство компрессора. Вес пушки в боевом положении составил 414 килограмм.
После заводских испытаний опытный образец 45-мм ПТП образца 1933 года прибыл 26 декабря 1933 года на НИАП, где прошёл полигонные испытания в объёме 1046 выстрелов и 500 км пробега.
При стрельбе бронебойными снарядами полуавтоматика работала удовлетворительно, без учёта отказов из-за качества гильз. Но при стрельбе осколочным снарядом чертежа 2116 весом 2,15 кг с начальной скоростью 335 м/с и давлением в канале 900—1000 кг/см² полуавтоматика не работала, так как было недостаточно энергии отката для взведения пружин полуавтоматики. Длина отката при этом снаряде — менее 690 мм. Таким образом, для осколочных снарядов 45-мм пушка образца 1933 года оставалась четвертьавтоматической.
Колеса пушки по прежнему оставались деревянными, что создавало большие сложности при эксплуатации. Так, максимальная скорость движения по булыжнику составляла 10—15 км/час, на полигонных испытаниях часто лопались спицы колёс. Тем не менее по заключению комиссии 45-мм пушка полигонные испытания выдержала и была запущена в производство, правда, под старым названием — образца 1932 года.
Она же, вид сзадиВ 1934 году была проведена новая модернизация пушки, и пушка снова получила новое название «45-мм ПТП образца 1934 года», которое также не прижилось. Модернизация пушки заключалась в замене деревянных колёс фордовскими колёсами от автомобиля ГАЗ-А на пневматических шинах, и в изменении поворотного механизма. Вес системы в боевом положении составил 425 кг.
В январе — апреле 1936 года пушка образца 1934 года прошла полигонные испытания на НИАПе 170 выстрелами и 300 километрами пробега. По данным комиссии пушка испытания выдержала.
7 ноября 1936 года принято Постановление СТО о переводе 45-мм ПТП с деревянных колёс на металлические колёса с губчатым каучуком от автомобиля ГАЗ-А. К началу 1937 года 45-мм ПТП образца 1932 года на металлических колёсах с ГК пошли в серийное производство.
22 апреля 1934 года в Артиллерийском управлении РККА было рассмотрено предложение Шпитального о переделке 45-мм пушки образца 1932 года в автоматическую. Согласно проекту ОКБ-15 вводился новый ствол, новый затвор и магазин на 6 патронов. АУ согласилось с предложением Шпитального, выдало заказ на изготовление опытного образца к осени 1934 года. Опытный образец 45-мм автоматической пушки был изготовлен и испытан, но на вооружение не принят. Введение полной автоматики для 45-мм ПТП было нецелесообразно из-за уменьшения надёжности пушки и увеличения её веса по сравнению с полуавтоматической пушкой.
Боеприпасы к 19-К:1. УБР-243П с подкалиберным бронебойным снарядом БР-240П
2. УБР-243СП со сплошным бронебойным снарядом БР-240СП
3. УБЗР-243 с бронебойно-зажигательным снарядом БЗР-240
4. УО-243 с осколочной гранатой О-243
5. УЩ-243 с картечью Щ-240
ru-wiki.org


