Крылатая противокорабельная ракета Х-22 (комплекс К-22)

Описание

Работы над крылатой ракетой Х-22 в составе комплекса К-22 были начаты по Постановлению Совета министров СССР №426–201 от 17 июня 1958 года. Разработка комплекса была поручена дубнинскому филиалу ОКБ-155. Первые опытные образцы самолетов-снарядов были изготовлены в 1962 году заводом № 256 ГКАТ.

Ракета разрабатывалась в двух вариантах: для поражения радиолокационно-контрастных точечных целей (т. е. отдельных кораблей) и площадных целей (авианосные ордера, конвои, наземные цели).

Первоначально ракеты Х-22 поступили на вооружение самолетов Ту-22К. Ракета в полуутопленном положении размещалась под фюзеляжем носителя. Летные испытания Х-22 были начаты 1 июля 1961 года на двух бомбардировщиках Ty-22К (№ 24 и № 25), но закончились лишь к 1967 году. Работа над Х-22 была продолжена в МКБ «Радуга», созданном в середине 60-х гг на базе филиала ОКБ-155–1. В 1975 году носителем Х-22 стал Ту-95К-22, который мог нести под фюзеляжем одну полуутопленную ракету и две – на подкрыльевых узлах. И, наконец, во второй половине 1970-х годов, ракетами Х-22 стали оснащать новейшие сверхзвуковые самолеты Ту-22М2 и Ту-22М3, которые могли нести до трех ракет – одну полуутопленную под фюзеляжем и две под крылом.

На западе ракета Х-22 получила обозначение AS-4 «Kitchen».

Х-22 имеет планер, спроектированный по нормальной самолетной схеме со средним расположением крыла и стабилизатора. В точечном варианте на ракете устанавливается активная радиолокационная головка самонаведения, обеспечивающая захват цели еще на подвеске носителя перед пуском. В площадном варианте на ракете устанавливается автономный счислитель пути (ПСИ), состоящий из измерителя доплеровских частот, вычислительного устройства и гироскопического устройства. Для стабилизации ракеты вокруг центра тяжести, программного полета и траектории, выполнения ракетой команд по курсу и тангажу на ракете установлен электрический автопилот АПК-22А с гидравлической рулевой машинкой. В точечном варианте ракета может нести два вида зарядов Н и М (обычный и специальный), в площадном – один М.

Х-22 оснащена 2-камерным многорежимным жидкостным реактивным двигателем Р201–300 (С5,33). После отцепки от самолета происходит самовоспламенение компонентов топлива и начинается разгон ракеты с одновременным набором высоты (в зависимости от выбранной программы, определяющей характер траектории полета ракеты, устанавливаемой перед отцепкой). После достижения заданной скорости двигатель ракеты переводится на маршевый режим работы.

При стрельбе по точечным целям головка самонаведения следит за целью в двух плоскостях и выдает управляющие сигналы на автопилот. Когда при сопровождении угол антенны в вертикальной плоскости достигает заданной величины, выдается сигнал на перевод ракеты в пикирование на цель под углом 30° к горизонту. На участке пикирования управление ведется в вертикальной и горизонтальной плоскостях по сигналам от аппаратуры системы самонаведения. Подрыв заряда Н осуществляется при контакте с целью, а заряда М – по сигналу от аппаратуры системы самонаведения. Дальность обнаружения цели типа крейсер самолетом-носителем – до 340 км, дальность захвата и сопровождения – 250–270 км. Вес фугасно-кумулятивной боевой части (заряд Н) – около 900 кг, из них вес взрывчатого вещества – около 600 кг. При подрыве ось кумулятивной струи направлена вниз (под углом с осью ракеты).

При стрельбе по площадным целям самолет-носитель в полете определяет положение цели с помощью РЛС и других навигационных средств, находящихся на борту носителя. Бортовая аппаратура ракеты излучает в направлении цели электромагнитные волны определенной частоты и принимает их в отраженном виде от «бегущих» участков земли, непрерывно определяет вектор истинной скорости ракеты, который затем интегрируется по времени, непрерывно определяется оставшаяся дальность ракеты до цели и ведется удержание по курсу, заданному с борта носителя. На заданном расстоянии автопилот переводит ракету в пикирование на цель под углом 30°. Подрыв заряда Н происходит на заданной высоте или при встрече с преградой.

Дальность стрельбы Х-22 по площадям зависит от скорости и высоты самолета-носителя в момент отцепки.

Круговое вероятное отклонение ракет Х-22 при стрельбе по площадям – 5 км.

Крылатая ракета Х-22 долго находилась в производстве и имела ряд модификаций.

Ракета Х-22 с самонаведением:

  • Х-22ПГ, принята на вооружение в 1968 году ;
  • Х-22МА, принята на вооружение в 1974 году, скорость полета увеличена до 4000 км/ч;
  • Х-33П, принята на вооружение в 1976 году, имеет пассивную систему самонаведения (наводится по излучению радиотехнических средств противника). В этом варианте заряд был обычным несколько уменьшенной мощности;
  • Х-22МП, принята на вооружение в 1974 году, имеет пассивную систему наведения, скорость полета увеличена до 4000 км/ч.

Ракета Х-22 для стрельбы по площадям:

  • Х-22 ПСИ, принята на вооружение в 1971 году;
  • Х-22М, принята на вооружение в 1976 году, скорость увеличена до 4000 км/ч;
  • Х-22НА, принята на вооружение в 1976 году, система управления инерциальная с коррекцией по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров.

В 1970-х годах проходила испытания экспериментальная ракета Х-22Б (для стрельбы по площадям), которая двигалась по полубаллистической траектории. Х-22Б развивала скорость до 6М и имела максимальную высоту полета 70 км. На вооружение Х-22Б принята не была.

Ракета Х-22 оказалась весьма эффективным противокорабельным средством даже без применения ядерного заряда. Испытания показали, что в случае поражения морской цели попадание Х-22 в борт корабля-мишени вызывало повреждения, которые могли вывести из строя авианосец или крейсер. При подлетной скорости в 800 м/с пробоины составляли площадь более 20 квадратных метров, а внутренние отсеки выжигались кумулятивной струей на глубину до 12 метров.

Советское руководство считало самолеты Ту-95К-22 и Ту-33М3 с ракетой Х-22 наиболее эффективным средством для борьбы с авианосцами. Поэтому советские тяжелые самолеты систематически приближались к американским авианосным соединениям и фиксировали действия радиоэлектронных помех американцев. По свидетельству штурманов, эффективность этих средств была колоссальной: метки цели на экранах буквально тонули в облаке помех, целиться становилось невозможно. Поэтому был разработан вариант атаки, согласно которому в первую очередь запускалось восемь ракет Х-22 с ядерными боевыми частями не по конкретным целям, а по площади, где должно было находиться американское авианосное соединение. Считалось, что после этого действие радиоэлектронных средств противодействия существенно уменьшится, и вторая волна ракет Х-22 найдет уцелевшие цели.

Ракета Х-22 была непопулярна у наземных команд обслуживания из-за ее высокотоксичного окислителя. Пары окислителя были настолько ядовиты, что техники должны были надевать ОЗК (общевойсковой защитный комплект) и противогазы при подвеске ракеты.

war-arms.info

22 — это… Что такое Х-22?

Х-22 «Буря»
Код НАТО: AS-4 Kitchen
КР Х-22 авиационного ракетного комплекса К-22 в музее авиационной техники в Тамбове
Типкрылатая ракета
Статуссостоит на вооружении
Разработчик ОКБ-155-1
Главный конструкторА. Я. Березняк
Годы разработки 1958-
Принятие на вооружениефактически: декабрь 1968
официально: 9 февраля 1971
Основные эксплуатанты
МодификацииХ-22ПГ
Х-22ПСИ
Х-22МА, Х-22МП
Х-22П, Х-22М, Х-22НА
Х-22Б
Основные технические характеристики:
Макс. дальность: 600 км
Боевая часть:
* термоядерная 0,35-1,0 Мт
* фугасно-кумуллятивная 950 кг (500 кг ВВ)
↓Все технические характеристики
 Изображения на Викискладе
полуутопленная Х-22 на фюзеляжном держателе БД-45Ф самолёта Ту-22М демонстрационные Х-22 на подвеске Ту-22М3

Х-22 «Буря» (изделие Д-2, по классификации НАТО — AS-4 Kitchen (Кухня)) — советская/российская сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета воздушного базирования большой дальности. Входит в состав авиационного ракетного комплекса

К-22.

Предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных точечных (авианосцы) и площадных целей (авианосных ударных групп), с помощью специальной (ядерной) или фугасно-кумулятивной БЧ.

История создания

Создание авиационного ракетного комплекса К-22 на базе сверхзвукового бомбардировщика Ту-22 (ОКБ-156) со сверхзвуковой крылатой ракетой большой дальности Х-22 «Буря» было начато в соответствии с Постановлением Совета министров СССР № 426—201 от 17 июня 1958 года.

Разработка

Разработка комплекса была поручена дубненскому филиалу ОКБ-155 (с 1966 года — МКБ «Радуга», главный конструктор А. Я. Березняк). КБ-1 ГКРЭ (сейчас ОАО ЦКБ «Алмаз») разрабатывало систему наведения К-22У для ракеты Х-22 в трех вариантах — с автономным инерциальным исчислителем пути ПСИ, с активной и пассивной радиолокационными ГСН.

Новая ракета являлась развитием проектов систем К-10П и К-14, но представляла собой качественный шаг вперед. Использование в качестве маршевой двигательной установки ЖРД позволило достигнуть высоких скоростей полета, вплоть до 3,5 М на высоте 22,5 км, гарантировавших преодоление любой существовавшей в то время системы ПВО.

Новая система получила индекс Д-2. Первые опытные образцы ракет были изготовлены в 1962 году заводом № 256 ГКАТ в Дубне (с 1966 года — Дубненский машиностроительный завод). Тогда же началась отработка аппаратуры ГСН ракеты с борта специально переоборудованного Ту-16К-22.

Испытания

Первоначально был переделан из бомбардировщика в ракетоносец самолёт Ту-22 № 50500051 (в 1961 году) Параллельно ракету испытывали на Ту-16К-22. К концу 1961 года был готов второй ракетоносец Ту-22К. Испытания проводились на базе ГНИКИ ВВС в Ахтубинске силами 2-го ГУ ГОСНИИ-6 ракетного вооружения. Первый пуск ракеты Х-22ПГ в штатном режиме состоялся 2 ноября 1963 года. Из-за частых отказов аппаратуры испытания ракеты затянулись на несколько лет. В 1965 году в ВВС имелось 105 самолётов Ту-22 разных модификаций и ни одного ракетоносца. По фактам неудовлетворительного хода работ было принято несколько постановлений СМ СССР, приказов по МАП и множество других решений — перспективную ракету стремились получить любой ценой.

С третьего квартала 1965 года Казанский авиазавод начал выпуск ракетоносцев Ту-22К (№ 3504), построив до 1969 года 76 машин. При этом на вооружение Ту-22К был принят только в декабре 1968 года с условием доводки комплекса. И только 9 февраля 1971 года Постановлением СМ СССР комплекс К-22 официально принят на вооружение.

Конструкция

Фюзеляж ракеты круглого сечения, технологически разделён на 4 отсека. В конструкции широко используется нержавеющая сталь и титан. В носовой части ракеты установлен радиопрозрачный обтекатель с антенным блоком и приводом (изготовление обтекателей было очень сложным — по ним в ВИАМ было защищено 7 кандидатских и докторских диссертаций). В первом отсеке установлены блоки аппаратуры наведения с контрольным разьёмом, спиртовая система охлаждения блоков ГСН и спец-БЧ, боевая часть с системой взведения и предохранения. Далее находится бак-отсек окислителя на 3049 кг и бак-отсек горючего на 1015 кг. В четвёртом отсеке находятся блоки автопилота АПК-22, программно-исполнительный механизм, электрооборудование, ампульная аккумуляторная батарея, баллоны с воздухом и азотом и агрегаты наддува баков, гидроприводы рулей, ЖРД, заправочные горловины топлива и окислителя.

Размеры ракеты: длина — 11,6 м; диаметр — 0,94 м. Стартовый вес ракеты — до 5780 кг. Оперение: переднее — треугольное складывающееся крыло со стреловидностью по передней кромке 75,5°; заднее оперение — крестообразное, со складным подкилевым гребнем. Силовая установка — двухрежимный ЖРД Р201-300. Топливо — «Самин» ТГ-02), окислитель — 27 % раствор тетраоксида азота в концентрированной азотной кислоте (меланж, АК-27И). Боевая часть — фугасно-кумулятивная проникающая БЧ с взрывчатым веществом (ВВ) повышенной мощности, массой 950 кг (масса ВВ — 500 кг) с контактным взрывателем или моноблочная ядерная БЧ с тротиловым эквивалентом от 350 килотонн до 1 мегатонны, со взрывательным устройством, инициировавшим контактный подрыв или воздушный, на заданной дальности от цели. Х-22ПСИ комплектовалась исключительно спецзарядом, а для Х-22П была разработана облегчённая БЧ с 1200 поражающими элементами. Для Х-22Н также использовалась облегчённая до 630 кг БЧ с фугасно-кумулятивным зарядом, выжигающая в борту корабля дыру площадью 22  м² и в глубину до 12 м.

Система наведения ракеты: комбинированная система самонаведения «ПГ», сочетающая программное управление от автопилота и радиолокационное — от головки «ПГЫ», для ударов по радиоконтрастным точечным целям. «ПМГ» — модифицированная ГСН с активным радиолокационным координатором цели и двухрежимным автопилотом, с вехней и нижней траекторией полёта. Пассивная пеленгационная ГСН «ПСН» с наведением на излучение импульсных РЛС (или пассивная цифровая координатная ГСН «ПСИ» для ударов по площадной цели). Типовая программа траектории полёта ракеты с радиолокационной системой наведения: набор высоты после отцепки с носителя 18500-22500 метров и переход в пикирование на цель при угловом рассогласовании 30°.

Модификации

Ракета Х-22 длительное время находилась в производстве и имеет множество модификаций.

Х-22ПГ (Код НАТО: AS-4A Kitchen)

Базовый вариант оснащённый активной радиолокационной головкой самонаведения (типа ПГ), обеспечивающей захват цели еще на подвеске носителя перед пуском и предназначенный для поражения точечных целей (например, отдельных кораблей). Данная модификация могла комплектоваться как фугасно-кумулятивной БЧ «М» массой 950 кг (500 кг ВВ), так и термоядерной БЧ «Н» 350—1000 кТ.

Принята на вооружение в 1968 году Применялась на Ту-22К, Ту-22КД, Ту-22КП, Ту-22КДП.

Другие модификации

  • Х-22ПСИ, принята на вооружение в 1971 году
  • Х-22МА, принята на вооружение в 1974 году, скорость полета увеличена до 4000 км/ч.
  • Х-22МП, принята на вооружение в 1974 году, имеет пассивную систему наведения, скорость полета увеличена до 4000 км/ч.
  • Х-22П, принята на вооружение в 1976 году, имеет пассивную систему самонаведения (наводится по излучению радиотехнических средств противника). В этом варианте устанавливалась БЧ с обычным зарядом несколько уменьшенной мощности.
  • Х-22М, принята на вооружение в 1976 году, скорость увеличена до 4000 км/ч.
  • Х-22НА, принята на вооружение в 1976 году, система управления инерциальная с коррекцией по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров.
  • Х-22Б, экспериментальная ракета с баллистической траекторией полета, позволявшей ей разгоняться до 6 М, имела максимальную дальность полета до 70 км. В 1970-х гг. проходила испытания, на вооружение Х-22Б принята не была.

Тактико-технические характеристики

  • Длина: 11,65-11,67 м
  • Диаметр: 0,9-0,92 м
  • Высота ракеты: 1,81 м (со сложенным килем)
  • Размах крыла: 2,99-3,0 (3,35) м
  • Стартовая масса: 5635-5780 кг
  • Скорость полёта: 3,5-4,6 М
  • Дальность стрельбы: 140—300 (460—600) км
  • Высота полета: 22,5-25 км
  • Высота применения: 10 (11-12) км
  • Система наведения: АРЛГСН или ПРЛГСН или инерциальная ПСИ
  • Боевая часть: масса БЧ 630—900 (1000) кг
    • Термоядерная 0,35-1,0 Мт,
    • Фугасно-куммулятивная,
  • Двигатель: ЖРД С5.44 (Р201-300)
  • Запас топлива: 3000 кг
  • Топливо: ТГ-02
  • Окислитель: АК-27И
  • Тип ПУ: БД-294 (Ту-22 в грузоотсеке), БД-45К (крыльевой Ту-22М, Ту-95К-22), БД-45Ф (в грузоотсеке Ту-22М), БД-206 (Ту-95К-22 в грузоотсеке)

Помехозащищенность

Недостаток ракеты: низкая помехозащищенность, ГСН ракеты работает на фиксированных частотах. При радиоэлектронном противодействии противника пуск ракеты невозможен[1]

Применение

Ракетами Х-22 разных модификаций вооружались самолёты — Ту-16К-22, Ту-22К, Ту-22М, Ту-22М3, Ту-95К-22.

Единственный в стране 444 БАП из гарнизона Воздвиженка был вооружён серийными Ту-16К-22, с 1968 по 1991. На самолёты можно было подвесить по две ракеты Х-22 на внешней подвеске. Задачей полка была борьба с АУГ а акватории Тихого океана.

В 1965-68 годах самолёты Ту-22К находились на вооружении трёх полков 15 гв. Гомельской ТБАД — 341 ТБАП (Озёрное), 121 гв. ТБАП (Мачулищи) и 203 гв ТБАП (Барановичи). Первый практический пуск выполнен экипажем 203 ТБАП в 1968 году Цели дивизии находились в северо-западной и центральной Европе. Также отрабатывались атаки корабельных группировок в различных боевых порядках, в том числе и на предельно малых высотах.

Применение ракетоносцев Ту-22К оснащенных ракетами Х-22 по целям типа АУГ планировалось выполнять группами самолетов составом, вплоть до авиаполка по различным схемам — от фронтального удара с одного направления, до разведения носителей на три группы с выстраиванием их в две волны (по дальности) и применением в авангарде уже запущеных ракет самолетов постановщиков помех. Распределение целей в ордере между ракетами осуществлялось операторами самолётов — ракетоносцев по согласованию с ведущим самолетом. Пуск производился группой после согласования взятия целей группой на сопровождение. Задача полка считалась выполненной, при поражении авианосца (выводе из строя на длительное время или потоплении). Машины Ту-22 сняты с вооружения в 1992 году.

Самолёты Ту-22М в 1973 г поступили в 33 ЦБП и ПЛС в г. Николаеве. В 1974 г. началось перевооружение 943 МРАП ЧФ (Октябьское, Крым). Затем в 1976 году вооружился 240 МРАП из Быхова. Далее — 5 МРАП (Весёлое, ЧФ), 924 МРАП (Оленегорск, СФ), 574 МРАП (Лахта, СФ), 568 и 570 МРАПы (Каменный ручей, ТОФ). В ДА новые самолёты поступили несколько позже. Первым получил партию из пяти Ту-22М2 полтавский 185 гв. ТБАП в 1974 году. Ту-22М3 продолжают эксплуатироваться в Дальней и Морской авиации РФ (2011 год).

Самолёты Ту-95К-22 переоборудовались из Ту-95КМ (носители Х-20). Процесс оказался сложным и трудоёмким, поэтому на вооружение Ту-95К-22 были приняты в 1987 г. На вооружении эти машины находились в двух полках ДА — 182 гв. ТБАП в Моздоке и 1226 в Семипалатинске. Целями этих полков были АУГ в Средиземном море и Индийском океане. Сейчас Ту-95К-22 не эксплуатируются.

В техническом плане подготовка ракеты к применению трудоёмка и чрезвычайно опасна из-за использования высокотоксичных компонентов ракетного топлива. Экипировка техников-ракетчиков включает защитный спецкостюм из толстой резины и изолирующий противогаз. При выполнении заправки принимаются серьёзные меры предосторожности — в режиме готовности находится аварийная команда. Техники РТБ, работающие с топливом, никогда не будут работать с окислителем, и наоборот. В строевых частях стараются избегать заправлять ракеты и даже по учениям ракеты не заправляют, если не ожидается реальных пусков. Разработан и серийно выпускался имитатор Х-22, который содержит оборудование ракеты и позволяет тренировать экипажи. Имитатор можно подвешивать как на боевые Ту-22М3, так и на учебный самолёт Ту-134УБК.

Эксплуатанты

Примечания

Список литературы

  • Первов М. Отечественное ракетное оружие 1946-2000. — Москва: АКС-Конверсалт, 1999. — С. 73-74. — 141 с.
  • А. Б. Широкорад История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 1999. — С. 324-329. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6

Ссылки

Русскоязычные

Иноязычные

dic.academic.ru

Крылатая ракета Х-22

В середине девяностых годов завершилась эксплуатация бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22К. Эти заслуженные самолеты были списаны и утилизированы, а в частях, где они служили, продолжилось использование более новых бомбардировщиков Ту-22М нескольких модификаций. Ту-22К были сняты с вооружения по причине технического и морального устаревания.

Характеристики этих самолетов и их радиоэлектронного оборудования перестали устраивать военных. Кроме того, у ракетоносцев этой модели в начале девяностых годов закончился ресурс, что и повлекло за собой массовое списание техники. Бомбардировщик Ту-22К создавался в качестве самолета-носителя ракетного комплекса К-22 с ракетой Х-22. Характеристики и модернизационный потенциал этого комплекса оказались столь высокими, что в середине девяностых его посчитали пригодным для дальнейшей эксплуатации. Более того, ракеты Х-22 нескольких модификаций до сих пор входят в номенклатуру вооружений бомбардировщика Ту-22М3.

Разработка нового ракетного комплекса К-22 с крылатой ракетой Х-22 началась в 1958 году в соответствии с постановлением Совмина СССР. Разработка ракеты и оборудования для самолета-носителя были поручены конструкторскому коллективу ОКБ-155-1 (дубнинский филиал ОКБ-155) под руководством А.Я. Березняка. В то время он подчинялся фирме А.И. Микояна, но в 1965 году его сделали самостоятельной организацией. Ныне дубнинское ОКБ-155-1 известно как МКБ «Радуга». В соответствии с требованиями военных нужно было создать крылатую ракету воздушного базирования, предназначенную для поражения как точечных, так и площадных целей на дальности не менее 300 километров. Требовалось обеспечить скорость полета ракеты не менее 2500-3000 км/ч. Носителем боеприпаса должен был стать самолет Ту-22 с обновленным составом оборудования.


Изначально разрабатывались два варианта новой ракеты с различными системами наведения, соответствующими выполняемым задачам. Конструкцию, силовую установку, боевую часть и т.д. предполагалось унифицировать. Примечательно, что такой подход к созданию проекта позволил в дальнейшем разработать несколько модификаций ракеты, отличавшихся друг от друга различными узлами и агрегатами, боевой частью, а также имевших разные характеристики.

Требования к проекту определили аэродинамический облик новой ракеты. Оба варианта ракеты Х-22 имели цилиндрический корпус длиной 11,3 метра и диаметром 94 см. В средней части к корпусу крепилось среднерасположенное треугольное крыло малого удлинения и большой стреловидности размахом 2,4 метра. Хвостовое оперение состояло из двух килей, сверху и снизу корпуса, а также двух стабилизаторов по бокам. В первых версиях проекта нижний киль предлагалось устанавливать на ракету после ее подвески к самолету. В дальнейшем его выполнили складным. Верхний, в свою очередь, был стационарным и при подвеске под фюзеляж самолета находился в нише грузоотсека.

Для обеспечения высокой скорости полета ракета Х-22 получила двухкамерный жидкостный двигатель Р201-300. Камеры сгорания и сопла двигателя имеют различный размер: большая (верхняя) была предназначена для разгона ракеты и обеспечивала тягу порядка 83 кН, а меньшая (нижняя) отвечала за полет на маршевом режиме с тягой около 6 кН. Использованный двигатель обеспечил высокие летные характеристики. Во время нескольких испытательных пусков скорость ракеты превысила 3600 км/ч.

Стартовый вес первых модификаций ракеты Х-22 равнялся 5,7 тоннам. Запас топлива и окислителя составлял 3 тонны, от 600 до 1000 килограммов стартового веса приходилось на боевую часть в зависимости от ее типа. Ракета Х-22 с самонаведением на цель могла нести осколочно-фугасную боевую часть, кумулятивную или ядерную с мощностью взрыва 200-350 кт (по разным данным). Вариант для стрельбы по площадям оснащался исключительно ядерной боевой частью, что компенсировало ее невысокую точность.

Вариант ракеты, предназначенный для атаки точечных целей, оснащался активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН). Важной ее особенностью был захват цели до отцепки от самолета-носителя. Эта модификация ракеты получила обозначение Х-22ПГ. Вторая версия, с индексом Х-22ПСИ, получила автономный счислитель пути на основе инерционной системы навигации и допплеровских измерителей.

После запуска ракеты Х-22 обеих версий работали самостоятельно, без какой-либо помощи от самолета-носителя. Сразу после отцепки от балочного держателя должно было происходить воспламенение компонентов топлива и запуск разгонной камеры двигателя. После набора скорости М=3,4 и высоты 22,5 км разгонная камера отключалась и начиналась работа маршевой. Активная радиолокационная ГСН ракеты Х-22ПГ могла находить цели типа крейсер на дистанции до 250-270 километров. Автоматика наведения следила за перемещением цели относительно ракеты в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При смещении цели по горизонтали выдавались команды на рули. На расстоянии около 60 км от цели ракета переходила в пикирование под углом 30° к горизонту, постоянно корректируя траекторию полета.

Система наведения ракеты Х-22ПСИ работала иначе. Допплеровские измерители постоянно получали информацию о векторе движения ракеты. Эта информация и данные с инерциальной навигационной системы поступали на вычислитель. Последний обрабатывал все сигналы и выдавал команды на рулевые машинки.

В 1962 году завод №256 построил первые ракеты новой модели. Испытания ракет оказались сложными и длительными: регулярно возникали проблемы с различными узлами изделий, от систем наведения до двигателя. В частности, двигатель Р201-300 использовал токсичное топливо, из-за чего техникам приходилось работать в общевойсковых защитных комплектах. При этом ракеты новой модели требовалось заправлять непосредственно перед подвеской на самолет, что усложняло испытания и дальнейшую эксплуатацию.

Из-за всех проблем и недостатков ракета Х-22ПГ прошла государственные испытания лишь в 1967 году. Ракетный комплекс К-22 состоял из собственно ракеты Х-22 и самолета Ту-22К с набором специального оборудования. Стоит отметить, радиолокационная станция «ПН», применявшаяся на ракетоносцах Ту-22К, обеспечивала дальность пуска не более 300-310 километров. В дальнейшем использование новых РЛС позволило увеличить дистанцию обнаружения целей и, как следствие, дальность пуска. Доводка ракеты, предназначенной для уничтожения площадных целей, была еще более сложной и длительной. Ее приняли на вооружение лишь в 1971 году.


Проекции ракеты Х-22

Несмотря на все сложности эксплуатации и недостатки, ракеты семейства Х-22 имели достаточно высокие характеристики. Скорость полета свыше 3000-3500 км/ч позволяла преодолевать любые системы противовоздушной обороны того времени, а благодаря автономным системам наведения и дальности полета около 300 километров снижался риск для самолета-носителя. Испытания показали, что осколочно-фугасная или кумулятивная боевая часть способны наносить серьезные повреждения даже крупным и хорошо защищенным кораблям. Так, после попадания ракеты, летящей со скоростью порядка 800 м/с, в борту корабля-мишени оставалась пробоина площадью до 22 кв. м, а кумулятивная струя поражала внутренние конструкции на глубину до 12 метров. При атаке наземных объектов боевая часть могла уничтожить цех какого-либо завода или железнодорожный мост.

Первым носителем ракет Х-22 стал бомбардировщик Ту-22К. Первые несколько самолетов этой модели были переоборудованы из серийных Ту-22, а строительство машин новой модели началось в 1965 году. Бомбардировщик Ту-22К получил радиолокационную станцию «ПН» и ряд вспомогательного оборудования. Самолет нес лишь одну ракету в полуутопленном виде в доработанном грузоотсеке.

В 1962 году сотрудники ОКБ-155-1 в Дубне начали работы по варианту ракеты Х-22 с пассивной радиолокационной ГСН. Этот боеприпас предназначался для уничтожения наземных радаров и кораблей противника. Разработка головки самонаведения нового типа оказалась достаточно сложным делом. Из-за этого работы по проекту Х-22П затянулись и испытания новой ракеты начались лишь в семидесятых годах. В 1976 году ракета Х-22П была принята на вооружение. Помимо пассивной радиолокационной головки самонаведения от других ракет семейства ее отличала боевая часть меньшей массы. По некоторым данным, габариты электронной аппаратуры заставили уменьшить полезную нагрузку. Летные характеристики остались на прежнем уровне.


Схема наведения ракеты Х-22
1. Захват цели РЛС носителя и АРГСН ракеты. Пуск и отворот.
2. Расфиксация рулей и запуск ЖРД.
3. Разгон и набор высоты.
4. Полет на маршевой высоте 22500м, управление автопилотом по 3-м осям и по ГСН (курс и дальность). Двигатель на режиме поддержания скорости.
5. Для ракеты Х-22Н — полет на одной из заданных маршевых высот в диапазоне от 12000 до 22000м. Управление — программируемый автопилот и АРПГСН.
6. Выключение двигателя и перевод ракеты в пикирование под углом 30° после достижения определенного угла отклонения луча ГСН.
7. Подрыв БЧ по данным ГСН или при контакте с целью.

В 1974 году на вооружение были приняты сразу две крылатые ракеты семейства Х-22. От предыдущих боеприпасов они отличались доработанным двигателем и немного измененной конструкцией. Примененные нововведения позволили увеличить максимальную скорость полета до 4000 километров в час. Одновременно разрабатывались три подобных ракеты: Х-22МА с активной радиолокационной ГСН, Х-22МП с пассивной радиолокационной ГСН и Х-22М, предназначенная для атаки площадных целей. Необходимо отметить, что ракета Х-22М была доведена до ума после иных разработок с литерой «М» и принята на вооружение лишь в 1976 году. Последними модификациями ракеты Х-22 стали Х-22Н и Х-22НА, оснащенные инерциальной навигационной системой с коррекцией маршрута в соответствии с данными о местности.

В семидесятых годах также разрабатывалась ракета Х-22Б («Б» – баллистическая). На конечном участке полета это изделие должно было набирать высоту и переходить в полет по баллистической траектории. Расчеты и испытания прототипов показали, что в пикировании с высоты около 70 км ракета сможет разгоняться до скорости порядка М=6. Из-за сложности создания термостойкого корпуса и агрегатов ракета Х-22Б не была принята на вооружение, однако наработки по этому проекту позже применялись при создании экспериментальных и боевых ракетных систем.

Характерной особенностью всех ракет Х-22, принятых на вооружение в середине семидесятых, стали новые головки самонаведения. Они обеспечивали значительно большую точность попадания. Так, круговое вероятное отклонение крылатой ракеты Х-22Н не превышало нескольких десятков метров, а Х-22МА с активной радиолокационной ГСН могла с большой вероятностью поражать цели типа «крейсер». Кроме того, в поздних модификациях Х-22 была введена ампульная заправка топлива, что значительно упростило эксплуатацию этих ракет.

Основной целью ракетного комплекса К-22 на базе самолетов Ту-22К были корабельные группировки вероятного противника, прежде всего авианосные. Нанесение ударов по кораблям противника могло вестись по нескольким методикам. В зависимости от обстановки ракетоносцы Ту-22К могли запускать ракеты с одного направления или с нескольких. Кроме того, предусматривалось распределение ракетоносцев на несколько групп с пуском ракет в одну или две волны. Особенности работы активной радиолокационной головки самонаведения крылатых ракет Х-22, а именно работа на одной частоте, привела к появлению интересного предложения относительно боевого применения. Поскольку атака ракет могла быть сорвана при помощи средств радиоэлектронной борьбы, было предложено использовать в первой волне изделия с инерциальной системой наведения и ядерной боевой частью. Предполагалось, что взрыв такой ракеты повредит или уничтожит радиоэлектронные средства кораблей противника и позволит второй волне ракет без проблем добраться до цели.

Бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22К, приспособленные для применения ракет семейства Х-22, имели достаточно высокие для своего времени характеристики, но при этом не были лишены недостатков. Прежде всего, претензии вызывал малый боекомплект – всего одна крылатая ракета. В первой половине семидесятых для использования новых крылатых ракет был доработан самолет Ту-95. Его модификация Ту-95К-22 могла нести две ракеты под крылом или одну под фюзеляжем, в полуутопленном положении. Использование в качестве носителя дальнего бомбардировщика позволило значительно поднять боевой радиус всего комплекса.

В 1974 году стартовали испытания ракетного комплекса К-22М, в котором самолетом-носителем стал новейший бомбардировщик Ту-22М2. В дальнейшем оборудование комплекса было доработано для самолетов Ту-22М3. Новые бомбардировщики, как и Ту-95К-22 имели грузоотсек в фюзеляже, предназначенный для перевозки одной ракеты Х-22 в полуутопленном положении, и два узла подвески под крылом. Ракетный комплекс К-22М был принят на вооружение ВВС в 1981 году.


Ту-22М3

В рамках проекта К-22 было создано несколько крылатых ракет разного назначения с различным оборудованием. В качестве носителей этих ракет использовались несколько типов дальних бомбардировщиков. За четыре с половиной десятилетия, прошедшие с принятия на вооружение комплекса К-22, большая часть самолетов-носителей успела устареть. Самолеты Ту-22К и Ту-95К-22 были сняты с вооружения и утилизированы, но ракеты семейства Х-22 до сих пор применяются российскими ВВС. Единственным носителем этих ракет на данный момент остается бомбардировщик Ту-22М3.

Согласно различным источникам, за годы серийного производства советская промышленность изготовила не менее одной тысячи ракет семейства Х-22. Некоторое количество боеприпасов было использовано в ходе учений. После распада Советского Союза несколько сотен остававшихся ракет перешли вооруженным силам независимых государств. Поскольку ракеты Х-22 могут нести ядерную боевую часть, некоторые новые владельцы этого оружия приняли решение отказаться от него. По некоторым данным, в первой половине восьмидесятых годов небольшое количество ракет Х-22 (не более 20-25 единиц) было поставлено в Ирак. Несколько этих ракет сохранились до начала прошлого десятилетия.

Ракеты семейства Х-22, в том числе и поздние модификации, уже нельзя назвать в полной мере современными. Это оружие сих пор состоит на вооружении российских военно-воздушных сил, но его боевой потенциал сильно ограничен из-за некоторых особенностей оборудования ракеты. В первую очередь, это устаревшие радиолокационные головки самонаведения, подверженные помехам современных станций радиоэлектронной борьбы. Также есть основания полагать, что ракеты Х-22 не смогут прорваться через современную хорошо оснащенную систему противовоздушной обороны. Тем не менее, ракеты семейства Х-22 остаются на вооружении. Вероятно, в обозримом будущем военные окончательно откажутся от них в пользу новых ракетных систем.

http://topwar.ru/37561-krylataya-raketa-h-22.html

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-arsenal.ru

Крылатая ракета Х-22 (СССР)

Страница 1 из 2


Работы над крылатой ракетой Х-22 в составе комплекса К-22 были начаты по постановлению Совмина СССР № 426-201 от 17 июня 1958 г. Разработка комплекса была поручена ОКБ-155-2. К 28 октября 1958 г. ОКБ-155-2 разработало два предэскизных проекта ракеты Х-22, основное отличие которых заключалось в типе двигателя. В варианте с жидкостно-реактивным двигателем дальность Х-22 должна была составлять 500 км, а в варианте с прямоточным воздушно-реактивным — 1500 км. Но в последнем варианте самолет-снаряд имел в два раза большее аэродинамическое сопротивление.

Первоначально ракетами Х-22 предполагалось вооружить сверхзвуковые стратегические бомбардировщики М-52К, проектируемые ОКБ-23 под руководством В. М. Мясищева. Но Мясищев выступил решительно против ПВРД, поскольку тогда пришлось бы существенно изменить компоновку М-52К. После долгих споров ОКБ-155-2 согласилось на установку ЖРД. Первые опытные образцы самолетов-снарядов были изготовлены в 1962 г. заводом № 256 ГКАТ. Аппаратура головки самонаведения первоначально отрабатывалась на летающей лаборатории Ту-16К-22.

 

Ракета Х-22 имела нормальную самолетную схему со среднерасположенным крылом. Ракета разрабатывалась в двух вариантах: для поражения радиолокационно-контрастных точечных целей (то есть отдельных кораблей) и площадных целей (авианосные ордера, конвои, наземные цели). В «точечном» варианте на ракеты устанавливалась активная радиолокационная головка самонаведения, обеспечивающая захват цели еще перед пуском с подвески носителя. В «площадном» варианте на ракете стоял автономный счислитель пути (ПСИ), состоящий из измерителя доплеровских частот, вычислительного устройства и гидроскопического устройства. Для стабилизации ракеты вокруг центра тяжести, программного полета и траектории, выполнения ракетой команд по курсу и тангажу на ракете имелся электрический автопилот АПК-22А с гидравлической рулевой машинкой. В «точечном» варианте ракета могла нести два вида зарядов Н и М (обычный и специальный), в площадном — заряд типа М.

 

Длина ракеты Х-22 составляла 12 м, максимальный диаметр 0,94 м. Крыло треугольное с углом 75°35~ по передней кромке, размах крыла 3,0 м. Вес ракеты в варианте с самонаведением с зарядом Н — 5675 кг, с зарядом М — 5635 кг, а в «площадном» варианте — 5770 кг. Х-22 оснащалась двухкамерным многорежимным жидкостным реактивным двигателем Р201-300 (С5.33). Стартовая тяга двигателя — 83 кН, маршевая — 5,9 кН, вес топлива — около 3 тонн. Скорость полета на марше 3000-3600 км/ч.

 

При стрельбе по точечным целям головка самонаведения следила за целью в двух плоскостях и выдавала управляющие сигналы на автопилот. Когда при сопровождении угол антенны в вертикальной плоскости достигал заданной величины, выдавался сигнал на перевод ракеты в пикирование на цель под углом 30° к горизонту. На участке пикирования управление велось в вертикальной и горизонтальной плоскостях по сигналам от аппаратуры системы самонаведения. Подрыв заряда Н осуществлялся при контакте с целью, а заряда М — по сигналу от аппаратуры системы самонаведения. Дальность обнаружения цели типа крейсера самолетом-носителем — до 340 км. Дальность захвата и сопровождения той же цели — 250-270 км.

 

Ракета Х-22 оказалась весьма эффективным противокорабельным средством даже без применения ядерного заряда. Фугасно-кумулятивная боевая часть типа 9А-510 (заряд Н) для ракеты Х-22МПГ создавалась с 1962 по 1967 гг. в ГСКБ-47. Вес БЧ около 900 кг, из них вес взрывчатого вещества — около 600 кг. При подрыве ось кумулятивной струи была направлена вниз (под углом к оси ракеты). Испытания показали, что попадание одной ракеты в борт корабля-мишени приводит к образованию пробоины площадью более 20 кв. м и выжиганию кумулятивной струей внутренних отсеков на глубину до 12 м! Специальная боевая часть: 0,35-1 мегатонна.

 

При стрельбе по площадным целям самолет-носитель в полете определял положение цели с помощью РЛС и других навигационных средств, находящихся на борту носителя. Бортовая аппаратура ракеты излучала в направлении цели электромагнитные волны определенной частоты и принимала их в отраженном виде от поверхности, непрерывно определяла вектор истинной скорости ракеты, который затем интегрировался по времени, непрерывно определялась оставшаяся дальность ракеты до цели, и велось удержание по курсу, заданному с борта носителя. На заданном расстоянии автопилот переводил ракету в пикирование на цель под углом 30°. Подрыв заряда Н происходил на заданной высоте или при встрече с преградой. Дальность стрельбы Х-22 по площадям зависела от скорости и высоты самолета-носителя в момент отцепки. Круговое вероятное отклонение ракет Х-22 при стрельбе по площадям — 5 км.

 

Первоначально ракеты Х-22 поступили на вооружение самолетов Ту-22К. Ракета в полуутопленном положении размещалась под фюзеляжем носителя. Летные испытания Х-22 были начаты 1 июля 1961 г. на двух бомбардировщиках Ту-22К (№ 24 и № 25), но закончились лишь в 1967 г. Официально Ту-22К был принят на вооружение в 1967 г., то есть через два года после начала его поставок в полки. В 1965 г. первые самолеты Ту-22К появились в трех тяжелых бомбардировочных авиаполках: в 121-м в Мачулищах под Минском, в 203-м в Барановичах и в 341-м в Озерном под Житомиром. Все полки входили в 15-ю авиадивизию. Всего было построено 76 Ту-22К. В состав групп Ту-22К всегда включали самолеты — постановщики помех Ту-22П, несшие на себе комплекс оборудования для разведки радиолокационных средств противника, а также создания активных помех.

 


ПерваяПредыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

www.dogswar.ru

Крылатая ракета Х-22 (комплекс К-22)

Работы над крылатой ракетой Х-22 в составе комплекса К-22 были начаты по Постановлению Совета министров СССР №426–201 от 17 июня 1958 г. Разработка комплекса была поручена дубнинскому филиалу ОКБ-155. Первые опытные образцы самолетов-снарядов были изготовлены в 1962 г. заводом № 256 ГКАТ.

Ракета разрабатывалась в двух вариантах: для поражения радиолокационно-контрастных точечных целей (т. е. отдельных кораблей) и площадных целей (авианосные ордера, конвои, наземные цели).

Первоначально ракеты Х-22 поступили на вооружение самолетов Ту-22К. Ракета в полуутопленном положении размещалась под фюзеляжем носителя. Летные испытания Х-22 были начаты 1 июля 1961 г. на двух бомбардировщиках Ty-22К (№ 24 и № 25), но закончились лишь в 1967 г. Работа над Х-22 была продолжена в МКБ «Радуга», созданном в середине 60-х гг на базе филиала ОКБ-155–1. В 1975 г. носителем Х-22 стал Ту-95К-22, который мог нести под фюзеляжем одну полуутопленную ракету и две – на подкрыльевых узлах. И, наконец, во второй половине 1970-х гг., ракетами Х-22 стали оснащать новейшие сверхзвуковые самолеты Ту-22М2 и Ту-22М3, которые могли нести до трех ракет – одну полуутопленную под фюзеляжем и две под крылом.

На западе ракета Х-22 получила обозначение (AS-4 «Kitchen»).

Х-22 имеет планер, спроектированный по нормальной самолетной схеме со средним расположением крыла и стабилизатора. В точечном варианте на ракете устанавливается активная радиолокационная головка самонаведения, обеспечивающая захват цели еще на подвеске носителя перед пуском. В площадном варианте на ракете устанавливается автономный счислитель пути (ПСИ), состоящий из измерителя доплеровских частот, вычислительного устройства и гироскопического устройства. Для стабилизации ракеты вокруг центра тяжести, программного полета и траектории, выполнения ракетой команд по курсу и тангажу на ракете установлен электрический автопилот АПК-22А с гидравлической рулевой машинкой. В точечном варианте ракета может нести два вида зарядов Н и М (обычный и специальный), в площадном – один М.

Х-22 оснащена 2-камерным многорежимным жидкостным реактивным двигателем Р201–300 (С5,33). После отцепки от самолета происходит самовоспламенение компонентов топлива и начинается разгон ракеты с одновременным набором высоты (в зависимости от выбранной программы, определяющей характер траектории полета ракеты, устанавливаемой перед отцепкой). После достижения заданной скорости двигатель ракеты переводится на маршевый режим работы.

При стрельбе по точечным целям головка самонаведения следит за целью в двух плоскостях и выдает управляющие сигналы на автопилот. Когда при сопровождении угол антенны в вертикальной плоскости достигает заданной величины, выдается сигнал на перевод ракеты в пикирование на цель под углом 30° к горизонту. На участке пикирования управление ведется в вертикальной и горизонтальной плоскостях по сигналам от аппаратуры системы самонаведения. Подрыв заряда Н осуществляется при контакте с целью, а заряда М – по сигналу от аппаратуры системы самонаведения. Дальность обнаружения цели типа крейсер самолетом-носителем – до 340 км, дальность захвата и сопровождения – 250–270 км. Вес фугасно-кумулятивной боевой части (заряд Н) – около 900 кг, из них вес взрывчатого вещества – около 600 кг. При подрыве ось кумулятивной струи направлена вниз (под углом с осью ракеты).

При стрельбе по площадным целям самолет-носитель в полете определяет положение цели с помощью РЛС и других навигационных средств, находящихся на борту носителя. Бортовая аппаратура ракеты излучает в направлении цели электромагнитные волны определенной частоты и принимает их в отраженном виде от «бегущих» участков земли, непрерывно определяет вектор истинной скорости ракеты, который затем интегрируется по времени, непрерывно определяется оставшаяся дальность ракеты до цели и ведется удержание по курсу, заданному с борта носителя. На заданном расстоянии автопилот переводит ракету в пикирование на цель под углом 30°. Подрыв заряда Н происходит на заданной высоте или при встрече с преградой.

Дальность стрельбы Х-22 по площадям зависит от скорости и высоты самолета-носителя в момент отцепки.

Круговое вероятное отклонение ракет Х-22 при стрельбе по площадям – 5 км.

Крылатая ракета Х-22 долго находилась в производстве и имела ряд модификаций.

Ракета Х-22 с самонаведением:

Х-22ПГ, принята на вооружение в 1968 г. ;

Х-22МА, принята на вооружение в 1974 г., скорость полета увеличена до 4000 км/ч;

Х-33П, принята на вооружение в 1976 г., имеет пассивную систему самонаведения (наводится по излучению радиотехнических средств противника). В этом варианте заряд был обычным несколько уменьшенной мощности;

Х-22МП, принята на вооружение в 1974 г., имеет пассивную систему наведения, скорость полета увеличена до 4000 км/ч.

Ракета Х-22 для стрельбы по площадям:

Х-22 ПСИ, принята на вооружение в 1971 г.;

Х-22М, принята на вооружение в 1976 г., скорость увеличена до 4000 км/ч;

Х-22НА, принята на вооружение в 1976 г., система управления инерциальная с коррекцией по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров.

В 1970-х гг. проходила испытания экспериментальная ракета Х-22Б (для стрельбы по площадям), которая двигалась по полубаллистической траектории. Х-22Б развивала скорость до 6М и имела максимальную высоту полета 70 км. На вооружение Х-22Б принята не была.

Ракета Х-22 оказалась весьма эффективным противокорабельным средством даже без применения ядерного заряда. Испытания показали, что в случае поражения морской цели попадание Х-22 в борт корабля-мишени вызывало повреждения, которые могли вывести из строя авианосец или крейсер. При подлетной скорости в 800 м/с пробоины составляли 22 м2 а внутренние отсеки выжигались кумулятивной струей на глубину до 12 м.

Советское руководство считало самолеты Ту-95К-22 и Ту-33М3 с ракетой Х-22 наиболее эффективным средством для борьбы с авианосцами. Поэтому советские тяжелые самолеты систематически приближались к американским авианосным соединениям и фиксировали действия радиоэлектронных помех американцев. По свидетельству штурманов, эффективность этих средств была колоссальной: метки цели на экранах буквально тонули в облаке помех, целиться становилось невозможно. Поэтому был разработан вариант атаки, согласно которому в первую очередь запускалось восемь ракет Х-22 с ядерными боевыми частями не по конкретным целям, а по площади, где должно было находиться американское авианосное соединение. Считалось, что после этого действие радиоэлектронных средств противодействия существенно уменьшится, и вторая волна ракет Х-22 найдет уцелевшие цели.

Ракета Х-22 была непопулярна у наземных команд обслуживания из-за ее высокотоксичного окислителя. Пары окислителя были настолько ядовиты, что техники должны были надевать ОЗК (общевойсковой защитный комплект) и противогазы при подвеске ракеты.

voennaya.academic.ru

Российское оружие! Ударная сила 10: «Крылатая ракета» Противокорабельные ракеты «Москит», Х-22, Х-55: sell_off — LiveJournal

           В середине девяностых годов завершилась эксплуатация бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22К. Эти заслуженные самолеты были списаны и утилизированы, а в частях, где они служили, продолжилось использование более новых бомбардировщиков Ту-22М нескольких модификаций. Ту-22К были сняты с вооружения по причине технического и морального устаревания. Характеристики этих самолетов и их радиоэлектронного оборудования перестали устраивать военных. Кроме того, у ракетоносцев этой модели в начале девяностых годов закончился ресурс, что и повлекло за собой массовое списание техники. Бомбардировщик Ту-22К создавался в качестве самолета-носителя ракетного комплекса К-22 с ракетой Х-22. Характеристики и модернизационный потенциал этого комплекса оказались столь высокими, что в середине девяностых его посчитали пригодным для дальнейшей эксплуатации. Более того, ракеты Х-22 нескольких модификаций до сих пор входят в номенклатуру вооружений бомбардировщика Ту-22М3.

Разработка нового ракетного комплекса К-22 с крылатой ракетой Х-22 началась в 1958 году в соответствии с постановлением Совмина СССР. Разработка ракеты и оборудования для самолета-носителя были поручены конструкторскому коллективу ОКБ-155-1 (дубнинский филиал ОКБ-155) под руководством А.Я. Березняка. В то время он подчинялся фирме А.И. Микояна, но в 1965 году его сделали самостоятельной организацией. Ныне дубнинское ОКБ-155-1 известно как МКБ «Радуга». В соответствии с требованиями военных нужно было создать крылатую ракету воздушного базирования, предназначенную для поражения как точечных, так и площадных целей на дальности не менее 300 километров. Требовалось обеспечить скорость полета ракеты не менее 2500-3000 км/ч. Носителем боеприпаса должен был стать самолет Ту-22 с обновленным составом оборудования.


Изначально разрабатывались два варианта новой ракеты с различными системами наведения, соответствующими выполняемым задачам. Конструкцию, силовую установку, боевую часть и т.д. предполагалось унифицировать. Примечательно, что такой подход к созданию проекта позволил в дальнейшем разработать несколько модификаций ракеты, отличавшихся друг от друга различными узлами и агрегатами, боевой частью, а также имевших разные характеристики.

Требования к проекту определили аэродинамический облик новой ракеты. Оба варианта ракеты Х-22 имели цилиндрический корпус длиной 11,3 метра и диаметром 94 см. В средней части к корпусу крепилось среднерасположенное треугольное крыло малого удлинения и большой стреловидности размахом 2,4 метра. Хвостовое оперение состояло из двух килей, сверху и снизу корпуса, а также двух стабилизаторов по бокам. В первых версиях проекта нижний киль предлагалось устанавливать на ракету после ее подвески к самолету. В дальнейшем его выполнили складным. Верхний, в свою очередь, был стационарным и при подвеске под фюзеляж самолета находился в нише грузоотсека.

Для обеспечения высокой скорости полета ракета Х-22 получила двухкамерный жидкостный двигатель Р201-300. Камеры сгорания и сопла двигателя имеют различный размер: большая (верхняя) была предназначена для разгона ракеты и обеспечивала тягу порядка 83 кН, а меньшая (нижняя) отвечала за полет на маршевом режиме с тягой около 6 кН. Использованный двигатель обеспечил высокие летные характеристики. Во время нескольких испытательных пусков скорость ракеты превысила 3600 км/ч.

Стартовый вес первых модификаций ракеты Х-22 равнялся 5,7 тоннам. Запас топлива и окислителя составлял 3 тонны, от 600 до 1000 килограммов стартового веса приходилось на боевую часть в зависимости от ее типа. Ракета Х-22 с самонаведением на цель могла нести осколочно-фугасную боевую часть, кумулятивную или ядерную с мощностью взрыва 200-350 кт (по разным данным). Вариант для стрельбы по площадям оснащался исключительно ядерной боевой частью, что компенсировало ее невысокую точность.

Вариант ракеты, предназначенный для атаки точечных целей, оснащался активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН). Важной ее особенностью был захват цели до отцепки от самолета-носителя. Эта модификация ракеты получила обозначение Х-22ПГ. Вторая версия, с индексом Х-22ПСИ, получила автономный счислитель пути на основе инерционной системы навигации и допплеровских измерителей.

После запуска ракеты Х-22 обеих версий работали самостоятельно, без какой-либо помощи от самолета-носителя. Сразу после отцепки от балочного держателя должно было происходить воспламенение компонентов топлива и запуск разгонной камеры двигателя. После набора скорости М=3,4 и высоты 22,5 км разгонная камера отключалась и начиналась работа маршевой. Активная радиолокационная ГСН ракеты Х-22ПГ могла находить цели типа крейсер на дистанции до 250-270 километров. Автоматика наведения следила за перемещением цели относительно ракеты в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При смещении цели по горизонтали выдавались команды на рули. На расстоянии около 60 км от цели ракета переходила в пикирование под углом 30° к горизонту, постоянно корректируя траекторию полета.

Система наведения ракеты Х-22ПСИ работала иначе. Допплеровские измерители постоянно получали информацию о векторе движения ракеты. Эта информация и данные с инерциальной навигационной системы поступали на вычислитель. Последний обрабатывал все сигналы и выдавал команды на рулевые машинки.

В 1962 году завод №256 построил первые ракеты новой модели. Испытания ракет оказались сложными и длительными: регулярно возникали проблемы с различными узлами изделий, от систем наведения до двигателя. В частности, двигатель Р201-300 использовал токсичное топливо, из-за чего техникам приходилось работать в общевойсковых защитных комплектах. При этом ракеты новой модели требовалось заправлять непосредственно перед подвеской на самолет, что усложняло испытания и дальнейшую эксплуатацию.

Из-за всех проблем и недостатков ракета Х-22ПГ прошла государственные испытания лишь в 1967 году. Ракетный комплекс К-22 состоял из собственно ракеты Х-22 и самолета Ту-22К с набором специального оборудования. Стоит отметить, радиолокационная станция «ПН», применявшаяся на ракетоносцах Ту-22К, обеспечивала дальность пуска не более 300-310 километров. В дальнейшем использование новых РЛС позволило увеличить дистанцию обнаружения целей и, как следствие, дальность пуска. Доводка ракеты, предназначенной для уничтожения площадных целей, была еще более сложной и длительной. Ее приняли на вооружение лишь в 1971 году.


Проекции ракеты Х-22

Несмотря на все сложности эксплуатации и недостатки, ракеты семейства Х-22 имели достаточно высокие характеристики. Скорость полета свыше 3000-3500 км/ч позволяла преодолевать любые системы противовоздушной обороны того времени, а благодаря автономным системам наведения и дальности полета около 300 километров снижался риск для самолета-носителя. Испытания показали, что осколочно-фугасная или кумулятивная боевая часть способны наносить серьезные повреждения даже крупным и хорошо защищенным кораблям. Так, после попадания ракеты, летящей со скоростью порядка 800 м/с, в борту корабля-мишени оставалась пробоина площадью до 22 кв. м, а кумулятивная струя поражала внутренние конструкции на глубину до 12 метров. При атаке наземных объектов боевая часть могла уничтожить цех какого-либо завода или железнодорожный мост.

Первым носителем ракет Х-22 стал бомбардировщик Ту-22К. Первые несколько самолетов этой модели были переоборудованы из серийных Ту-22, а строительство машин новой модели началось в 1965 году. Бомбардировщик Ту-22К получил радиолокационную станцию «ПН» и ряд вспомогательного оборудования. Самолет нес лишь одну ракету в полуутопленном виде в доработанном грузоотсеке.

В 1962 году сотрудники ОКБ-155-1 в Дубне начали работы по варианту ракеты Х-22 с пассивной радиолокационной ГСН. Этот боеприпас предназначался для уничтожения наземных радаров и кораблей противника. Разработка головки самонаведения нового типа оказалась достаточно сложным делом. Из-за этого работы по проекту Х-22П затянулись и испытания новой ракеты начались лишь в семидесятых годах. В 1976 году ракета Х-22П была принята на вооружение. Помимо пассивной радиолокационной головки самонаведения от других ракет семейства ее отличала боевая часть меньшей массы. По некоторым данным, габариты электронной аппаратуры заставили уменьшить полезную нагрузку. Летные характеристики остались на прежнем уровне.


Схема наведения ракеты Х-22
1. Захват цели РЛС носителя и АРГСН ракеты. Пуск и отворот.
2. Расфиксация рулей и запуск ЖРД.
3. Разгон и набор высоты.
4. Полет на маршевой высоте 22500м, управление автопилотом по 3-м осям и по ГСН (курс и дальность). Двигатель на режиме поддержания скорости.
5. Для ракеты Х-22Н — полет на одной из заданных маршевых высот в диапазоне от 12000 до 22000м. Управление — программируемый автопилот и АРПГСН.
6. Выключение двигателя и перевод ракеты в пикирование под углом 30° после достижения определенного угла отклонения луча ГСН.
7. Подрыв БЧ по данным ГСН или при контакте с целью.

В 1974 году на вооружение были приняты сразу две крылатые ракеты семейства Х-22. От предыдущих боеприпасов они отличались доработанным двигателем и немного измененной конструкцией. Примененные нововведения позволили увеличить максимальную скорость полета до 4000 километров в час. Одновременно разрабатывались три подобных ракеты: Х-22МА с активной радиолокационной ГСН, Х-22МП с пассивной радиолокационной ГСН и Х-22М, предназначенная для атаки площадных целей. Необходимо отметить, что ракета Х-22М была доведена до ума после иных разработок с литерой «М» и принята на вооружение лишь в 1976 году. Последними модификациями ракеты Х-22 стали Х-22Н и Х-22НА, оснащенные инерциальной навигационной системой с коррекцией маршрута в соответствии с данными о местности.

В семидесятых годах также разрабатывалась ракета Х-22Б («Б» – баллистическая). На конечном участке полета это изделие должно было набирать высоту и переходить в полет по баллистической траектории. Расчеты и испытания прототипов показали, что в пикировании с высоты около 70 км ракета сможет разгоняться до скорости порядка М=6. Из-за сложности создания термостойкого корпуса и агрегатов ракета Х-22Б не была принята на вооружение, однако наработки по этому проекту позже применялись при создании экспериментальных и боевых ракетных систем.

Характерной особенностью всех ракет Х-22, принятых на вооружение в середине семидесятых, стали новые головки самонаведения. Они обеспечивали значительно большую точность попадания. Так, круговое вероятное отклонение крылатой ракеты Х-22Н не превышало нескольких десятков метров, а Х-22МА с активной радиолокационной ГСН могла с большой вероятностью поражать цели типа «крейсер». Кроме того, в поздних модификациях Х-22 была введена ампульная заправка топлива, что значительно упростило эксплуатацию этих ракет.

Основной целью ракетного комплекса К-22 на базе самолетов Ту-22К были корабельные группировки вероятного противника, прежде всего авианосные. Нанесение ударов по кораблям противника могло вестись по нескольким методикам. В зависимости от обстановки ракетоносцы Ту-22К могли запускать ракеты с одного направления или с нескольких. Кроме того, предусматривалось распределение ракетоносцев на несколько групп с пуском ракет в одну или две волны. Особенности работы активной радиолокационной головки самонаведения крылатых ракет Х-22, а именно работа на одной частоте, привела к появлению интересного предложения относительно боевого применения. Поскольку атака ракет могла быть сорвана при помощи средств радиоэлектронной борьбы, было предложено использовать в первой волне изделия с инерциальной системой наведения и ядерной боевой частью. Предполагалось, что взрыв такой ракеты повредит или уничтожит радиоэлектронные средства кораблей противника и позволит второй волне ракет без проблем добраться до цели.

Бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22К, приспособленные для применения ракет семейства Х-22, имели достаточно высокие для своего времени характеристики, но при этом не были лишены недостатков. Прежде всего, претензии вызывал малый боекомплект – всего одна крылатая ракета. В первой половине семидесятых для использования новых крылатых ракет был доработан самолет Ту-95. Его модификация Ту-95К-22 могла нести две ракеты под крылом или одну под фюзеляжем, в полуутопленном положении. Использование в качестве носителя дальнего бомбардировщика позволило значительно поднять боевой радиус всего комплекса.

В 1974 году стартовали испытания ракетного комплекса К-22М, в котором самолетом-носителем стал новейший бомбардировщик Ту-22М2. В дальнейшем оборудование комплекса было доработано для самолетов Ту-22М3. Новые бомбардировщики, как и Ту-95К-22 имели грузоотсек в фюзеляже, предназначенный для перевозки одной ракеты Х-22 в полуутопленном положении, и два узла подвески под крылом. Ракетный комплекс К-22М был принят на вооружение ВВС в 1981 году.


Ту-22М3

В рамках проекта К-22 было создано несколько крылатых ракет разного назначения с различным оборудованием. В качестве носителей этих ракет использовались несколько типов дальних бомбардировщиков. За четыре с половиной десятилетия, прошедшие с принятия на вооружение комплекса К-22, большая часть самолетов-носителей успела устареть. Самолеты Ту-22К и Ту-95К-22 были сняты с вооружения и утилизированы, но ракеты семейства Х-22 до сих пор применяются российскими ВВС. Единственным носителем этих ракет на данный момент остается бомбардировщик Ту-22М3.

Согласно различным источникам, за годы серийного производства советская промышленность изготовила не менее одной тысячи ракет семейства Х-22. Некоторое количество боеприпасов было использовано в ходе учений. После распада Советского Союза несколько сотен остававшихся ракет перешли вооруженным силам независимых государств. Поскольку ракеты Х-22 могут нести ядерную боевую часть, некоторые новые владельцы этого оружия приняли решение отказаться от него. По некоторым данным, в первой половине восьмидесятых годов небольшое количество ракет Х-22 (не более 20-25 единиц) было поставлено в Ирак. Несколько этих ракет сохранились до начала прошлого десятилетия.

Ракеты семейства Х-22, в том числе и поздние модификации, уже нельзя назвать в полной мере современными. Это оружие сих пор состоит на вооружении российских военно-воздушных сил, но его боевой потенциал сильно ограничен из-за некоторых особенностей оборудования ракеты. В первую очередь, это устаревшие радиолокационные головки самонаведения, подверженные помехам современных станций радиоэлектронной борьбы. Также есть основания полагать, что ракеты Х-22 не смогут прорваться через современную хорошо оснащенную систему противовоздушной обороны. Тем не менее, ракеты семейства Х-22 остаются на вооружении. Вероятно, в обозримом будущем военные окончательно откажутся от них в пользу новых ракетных систем.

По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://testpilot.ru/
http://airwar.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-139.html

sell-off.livejournal.com

Крылатая ракета Х-22 (Россия)


В состав авиационно-ракетного комплекса К-22 входили управляемые крылатые ракеты Х-22, Х-22М, Х-22МА, Х-22Н, Х-22НА класса «воздух—поверхность» с активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) и Х-22П и Х-22МП с пассивной. Ракеты Х-22, Х-22М и Х-22Н служили для нанесения ударов по наземным точечным и площадным целям, а также подвижным и неподвижным целям в открытом море и вблизи береговой черты. Для уничтожения импульсных РЛС (в том числе корабельных) предназначались Х-22П и Х-22МП.

Ракета имела классическую самолётную аэродинамическую компоновку. В носовой части располагалась аппаратура наведения на цель. В зависимости от назначения это могла быть активная или пассивная радиолокационная ГСН, а для стрельбы по площадным целям — инерциальная система наведения. За первым отсеком находилась боевая часть, имевшая несколько вариантов снаряжения. В средней части размещался топливный отсек, за ним — автопилот и системы энергоснабжения. В хвостовой части стоял двухкамерный ЖРД, работавший в двух режимах: стартовом, когда развивается максимальная тяга, и крейсерском, с минимальным расходом топлива. Двигатель работал на очень агрессивном топливе. Подача горючего и окислителя осуществлялась с помощью турбонасосных агрегатов (ТНА).

Пятилонжеронное треугольное крыло ракеты с углом стреловидности по передней кромке 75 градусов набиралось из симметричных профилей относительной толщиной 2%. Хвостовое оперение состояло из цельноповоротных горизонтальных и вертикальных рулей, причем нижняя половина последнего была сделана складывающейся для удобства в эксплуатации. Отклонение рулей осуществлялось с помощью гидравлических приводов.

Ракета подвешивалась под самолёт-носитель на балочном фюзеляжном держателе в полуутопленном положении. Система позволяла производить пуски ракет Х-22, Х-22М/МА/МП в диапазоне высот от 10000 м до практического потолка и при истинных скоростях полета самолёта-носителя 950-1500 км/ч. На самолётах с доработанной станцией «ПН» пуск ракет Х-22Н/НА допускался на высотах 1000-8000 м и истинной скорости 600-900 км/ч, а также на высотах от 8000 м до практического потолка и скоростях 900-1500 км/ч. Пуск всех ракет допускался только в прямопинейном полете (угол тангажа не более 5 градусов), без скольжения.

В районе пуска ракеты цель бралась на автоматическое сопровождение головками самонаведения, и по сигналу «ракета готова» штурман производил её отцепку. На самолётах с не доработанной станцией «ПН» ракеты Х-22 и Х-22М имели дальность пуска 310-200 км с высоты 10000 м и выше; ракета Х-22Н — 350-200 км. На носителях с доработанной РЛС «ПН» дальность пуска для Х-22Н осталась прежней, у Х-22МА она доходила до 480 км при минимальной 250 км.

Полет ракет Х-22 и Х-22М/Н с активной головкой самонаведения «ПГ» осуществлялся следующим образом. При захвате цели ГСН выдавалась команда на доворот для совмещения оси самолета (ракеты) на цель. При этом у летчика загоралась белая лампочка, а на приборе ИКО стрепка показывала направление доворота. При совмещении стрелки с отметкой «О» загоралась зеленая лампочка, сигнализирующая о взятии цели на автосопровождение. После включения штурманом наддува батарей ракеты снималась блокировка с автодальномера ГСН и разарретировались гироскопы системы управления по курсу Через 3 с после отцепки (просадка — 500-700 м) на ракете запускались двигатели (стартовый и основной), раскладывался нижний киль и взводился взрыватель боевой части. Одновременно включался программный механизм.

Через 11 с ракета переводилась в набор высоты. При достижении скорости, соответствующей числу Маха 3,44, уменьшался угол набора высоты и выключался стартовый двигатель; на высоте 22 500 м начинался горизонтальный полет. Когда угол визирования между осью ракеты и направпением на цель достигал 30 градусов, а удаление от цели — 60 км, отключались радиоуправление по курсу, канал высоты и основной двигатель; ракета пикировала на цель.

Тактико-технические характеристики ракеты Х-22М
Размах крыла, м — 3
Длина, м — 11,65
Высота, м
— в полете — 2,446
— со сложенным оперением — 1,81
Плошадь двух консолей крыла, м — 4,48
Максимальный диаметр корпуса, м — 0,92
Вес ракеты, кг:
— пустой — 1180
— снаряженной — 5780

www.dogswar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *