KC-172 (РВВ-Л)УР «воздух-воздух» сверхбольшой дальности

    В ОКБ «Новатор» ведется разработка ракеты сверхбольшой дальности КС-172. В 1993 году был продемонстрирован макет ракеты, получившей на Западе обозначение AAM-L. Вероятно, КС-172 создается на базе одной из УР, разработанных ранее «Новатором».
    Это двухступенчатая ракета, способная развивать гиперзвуковую скорость. Первая ступень разгонная, после выработки топлива сбрасывается. После сброса первой ступени включается маршевый двигатель. Стартовый вес ракеты около 750 кг.
    Ракета оснащена комбинированной системой самонаведения. На маршевом участке наведение осуществляется инерциальной СН. На участке самонаведения используется активная радиолокационная ГСН. Предполагаемая дальность ракеты около 400 км. Высота перехватываемой цели от 3 метров до 30 километров. Ракета может быть эффективно использована против высотных разведывательных ЛА, самолетов ДРЛО и РЭП, летающих командных пунктов и стратегических бомбардировщиков. Для применения на максимальную дальность может потребоваться внешнее целеуказание.

    По данным П.Бутовского, было произведено несколько испытаний ракеты без установленной системы наведения. Испытания ракет, оснащенных только автопилотом и имеющих заложенную программу маневрирования, обычны для ранних этапов разработки ракет «воздух-воздух».
    Вариант этой ракеты предполагается предложить на экспорт для определенного круга заказчиков. Изделие «172», установленное на подкрыльевом пилоне модели истребителя Су-35, было показано на авиасалоне «Дубай-2003». Экспортный вариант УР под обозначением 172S1 будет иметь дальность действия 300 км, а исходный вариант, согласно требованиям российских ВВС, — 400 км.
    Макет 172С-1 отличается от представленного в 1993 г. внешним видом. Две ступени имеют оба макета, но в последнем макете ракеты КС-172С-1 увеличена длина ускорителя тандемной схемы, а диаметр его уменьшен. Длина ракеты без ускорителя снизилась, и, таким образом, общий размер остался прежним. На макете 1993 г. носовая часть ракеты была меньшего диаметра. В последнем варианте дизайна весь фюзеляж имеет один диаметр, а хвостовые рули кресто-образной формы имеют меньший размах и большую хорду.
    Макет авиационной ракеты класса «воздух-воздух» 172С-1 был представлен на авиасалоне МАКС 2007 вместе с истребителем Су-35. По информации ОКБ «Новатор», ракета обеспечивает поражение самолетов всех типов, дозвуковых и сверхзвуковых крылатых ракет, а также ракет класса «воздух-воздух» и ЗУР средней и большой дальности (в режиме обороны).

Описание
Разработчик СМКБ «Новатор»
Обозначение КС-172 172С-1
Обозначение NATO AAM-L
Разработка 1993 2003
Тип ГСН инерциальная + радиолокационная активная
Геометрические и массовые характеристики
Длина (со 2-й ступенью), м (7,4) 6
Размах крыла (оперения), м 0,75 (?)  
Диаметр, м 0,51 0,4
Стартовая масса, кг 750 700
Вес БЧ, кг ок. 50 50
Тип БЧ осколочно-фугасная
Взрыватель активный РЛ  
Силовая установка
Двигатель стартовый РДТТ-ускоритель (длина 1400 мм)
Летные данные
Дальность пуска, км до 400 300
Высота цели, м 3-30000
Максимальная перегрузка цели, g 12

Источники информации:

  1. «История авиационного вооружения» / А.Б.Широкорад, 1999 /
  2. КС-172 (AAM-L) / Уголок неба /
  3. Полёт «Беркута» / В. Ильин «Авиация и Космонавтика» 1/98 /
  4. Missiles / Aviation Week /
  5. Новатор предлагает модифицированную ракету дальнего действия КС-172С-1 / П.Бутовски, Джейнс – Ракетная техника /

Помогали:

  1. M.Jerdev

testpilot.ru

WikiZero — КС-172

Wikipedia open wikipedia design.
КС-172
Основные характеристики
Тип:управляемая ракета «воздух — воздух» сверхбольшой дальности[1]
Наведение:Инерциальное + активная радиолокационная ГСН[1]
Разработчик: → НПО Новатор
Состояние:Лётные испытания[2]
Боевые характеристики
Дальность пуска:до 400 км[1]
Предельные высоты цели:от 3 до 30 000 метров[1]
Максимальная скорость цели:4 000 км/ч (1 100 м/с)[2]
Максимальная перегрузка цели:
12 g[2]
Массо-габаритные размеры
Длина:7,4 м[1]
Диаметр:0,51 м[1]
Размах рулей:0,75 м[3]
Стартовая масса:750 кг[1]
Тип боевой части:осколочно-фугасная направленного действия[1]
Масса боевой части:50 кг[1]
Совместимость
Доступные носители:Су-30МК, Су-35/БМ, Су-57

КС-172 — перспективная российская авиационная управляемая ракета класса «воздух — воздух» сверхбольшой дальности, разрабатываемая НПО «Новатор». На западе обозначается AAM-L (англ. «Air-to-Air Missile — Long range» — ракета «воздух — воздух» большой дальности).[К 1]

Предполагается, что эта ракета позволит эффективно бороться со стратегическими бомбардировщиками, самолётами ДРЛО, воздушными командными пунктами, высотными разведчиками и прочими целями, находящимися на большом удалении от линии фронта и прикрытыми истребительной авиацией противника. Исходно, ракета была предназначена дополнить арсенал Су-57 (по две ракеты на одну машину)[5].

Заинтересованность в покупке этих ракет, а также организации их серийного лицензионного производства на своей территории высказала Индия, которая сейчас осуществляет значительную долю финансирования проекта. По данным издания «Джейнс» российские ВВС пока отдают предпочтение ракете Р-37[2], имеющей сравнимую дальность, но полностью отлаженной и запущенной в серийное производство. По оценке российского издания «Однако»[неавторитетный источник?], в случае успеха проекта КС-172 может существенно увеличить боевой потенциал как индийских истребителей, так и российских Су-30, Су-35 и разрабатываемого истребителя пятого поколения Су-57

[6].

В настоящее время является проектом управляемой ракеты «воздух-воздух» наибольшей дальности. Перспективы принятия ракеты на вооружение ВВС РФ или стран-партнёров и запуска её в серийное производство остаются неясными[7].

Предпосылки к созданию

История проекта КС-172 восходит к разработанной в 1980-е годы американской УРВВ дальнего действия AIM-152 AAAM в варианте реализации корпораций General Dynamics/Westinghouse,[К 2] принципиальную схему которой в части технической реализации двигательной установки она повторяет[8]. Разработка новой управляемой авиационной ракеты сверхбольшой дальности была начата в НПО «Новатор» в 1991 году,[2] в соответствии с тактико-техническим заданием, поставленным в том же году ВВС СССР,[9] ответственным за её разработку был назначен заместитель генерального конструктора бюро С. В. Жиров

[10]. За основу была взята хорошо зарекомендовавшая себя зенитная управляемая ракета 9М83 сухопутных комплексов ПВО С-300В,

www.wikizero.com

КС-172 Википедия

КС-172
Основные характеристики
Тип:управляемая ракета «воздух — воздух» сверхбольшой дальности[1]
Наведение:Инерциальное + активная радиолокационная ГСН[1]
Разработчик: → НПО Новатор
Состояние:Лётные испытания[2]
Боевые характеристики
Дальность пуска:до 400 км[1]
Предельные высоты цели:от 3 до 30 000 метров[1]
Максимальная скорость цели:4 000 км/ч (1 100 м/с)[2]
Максимальная перегрузка цели:12 g[2]
Массо-габаритные размеры
Длина:7,4 м[1]
Диаметр:0,51 м[1]
Размах рулей:0,75 м[3]
Стартовая масса:750 кг[1]
Тип боевой части:осколочно-фугасная направленного действия[1]
Масса боевой части:50 кг[1]
Совместимость
Доступные носители:Су-30МК, Су-35/БМ, Су-57

КС-172 — перспективная российская авиационная управляемая ракета класса «воздух — воздух» сверхбольшой дальности, разрабатываемая НПО «Новатор». На западе обозначается

AAM-L (англ. «Air-to-Air Missile — Long range» — ракета «воздух — воздух» большой дальности).[К 1] Предполагается, что эта ракета позволит эффективно бороться со стратегическими бомбардировщиками, самолётами ДРЛО, воздушными командными пунктами, высотными разведчиками и прочими целями, находящимися на большом удалении от линии фронта и прикрытыми истребительной авиацией противника. Исходно, ракета была предназначена дополнить арсенал Су-57 (по две ракеты на одну машину)[5].

Заинтересованность в покупке этих ракет, а также организации их серийного лицензионного производства на своей территории высказала Индия, которая сейчас осуществляет значительную долю финансирования проекта. По данным издания «Джейнс» российские ВВС пока отдают предпочтение ракете Р-37[2], имеющей сравнимую дальность, но полностью отлаженной и запущенной в серийное производство. По оценке российского издания «Однако»[неавторитетный источник?], в случае успеха проекта КС-172 может существенно увеличить боевой потенциал как индийских истребителей, так и российских Су-30, Су-35 и разрабатываемого истребителя пятого поколения Су-57[6].

В настоящее время является проектом управляемой ракеты «воздух-воздух» наибольшей дальности. Перспективы принятия ракеты на вооружение ВВС РФ или стран-партнёров и запуска её в серийное производство остаются неясными[7].

История создания

Предпосылки к созданию

История проекта КС-172 восходит к разработанной в 1980-е годы американской УРВВ дальнего действия AIM-152 AAAM в варианте реализации корпораций General Dynamics/Westinghouse,[К 2] принципиальную схему которой в части технической реализации двигательной установки она повторяет[8]. Разработка новой управляемой авиационной ракеты сверхбольшой дальности была начата в НПО «Новатор» в 1991 году,[2] в соответствии с тактико-техническим заданием, поставленным в том же году ВВС СССР,[9] ответственным за её разработку был назначен заместитель генерального конструктора бюро С. В. Жиров[10]. За основу была взята хорошо зарекомендовавшая себя зенитная управляемая ракета 9М83 сухопутных комплексов ПВО С-300В, по которой у ОКБ уже имелись собственные наработки, вторая (маршевая) ступень ЗУР 9М83 была модифицирована под размещение на авиационном носителе[2][11].

Тактико-техническое задание

ТТЗ ВВС от 1991 года предусматривало разработку ракеты со следующими характеристиками:[9]

Иностранные инвестиции в проект

Проблемным вопросом на пути дальнейшей работы коллектива разработчиков стало прекращение финансирования проекта в свете дезинтеграции СССР, в связи с чем перед ОКБ встала необходимость поиска источников финансирования в лице зарубежных инвесторов[9]. Уже в 1993 году, чтобы привлечь внимание иностранных заказчиков, макет ракеты был впервые продемонстрирован 14—18 февраля на международной выставке вооружения и военной техники (IDEX) в Абу-Даби, где присутствовали представители военно-промышленного комплекса 28 стран мира и куда специально прибыл тогдашний Министр обороны РФ Павел Грачёв[9]. В том же году, с 31 августа по 5 сентября, макет ракеты был представлен на первом Московском международном авиакосмическом салоне МАКС-1993[1].

Приостановление работ над проектом

Однако проблемы с финансированием привели к замораживанию этой и других программ — практически 10 лет не поступало новых сообщений о работе над ракетой[2]. В условиях стеснённого финансирования российские ВВС предпочли использование разработанной ещё до распада СССР ракеты Р-37[2]. На это повлияли испытания 1994 года, когда был проведён успешный перехват ракетой Р-37 воздушной цели на дальности 300 км, сравнимой с возможностями КС-172 — вдвое больше, чем дальность любых других ракет, стоящих на вооружении в мире[12]. Подобная дальность позволяет уверенно поражать патрулирующие самолёты ДРЛО и РЭБ, воздушные командные пункты и стратегические бомбардировщики на удалении сброса крылатых ракет; при этом не подвергаясь опасности со стороны истребителей сопровождения. Таким образом, российские ВВС, имеющие на вооружении большое количество перехватчиков МиГ-31, могли эффективно решать все задачи защиты и контроля воздушного пространства, а потому не испытывали острой потребности в ракетах большей дальности.

Возобновление работ над проектом

Работы были возобновлены в начале 21-го века. Финансирование было найдено со стороны Индии. На это решение повлияло то, что основу перспективной авиации ВВС Индии составляют многофункциональные самолёты Су-30МК — менее скоростные и высотные, чем специализированные перехватчики МиГ-31БМ, а, следовательно, требующие ракеты большей дальности для обеспечения сравнимых возможностей по поражению удалённых целей. В декабре 2003 года на выставке в Дубае НПО Новатор представило экспортный вариант ракеты КС-172С-1 как один из видов оружия Су-35[2][3], позже ракета была представлена и на московском международном авиакосмическом салоне[3]. Ракета существенно изменилась внешне, хотя габаритные размеры остались прежними — была полностью заменена первая ступень ракеты, а вторая ступень более не имеет сужения в головной части. У данной модификации дальность поражения целей составляет 300 километров, что на 100 км меньше, чем у варианта для российских ВВС[2].

Лётные испытания

Было произведено несколько тестовых пусков ракет КС-172, не оснащённых головками самонаведения, что является обычной практикой при разработке новых управляемых ракет «воздух-воздух»[2].

Интерес к КС-172 со стороны российских военных начал возвращаться со второй половины 2000-х годов в связи с вступлением в завершающую фазу разработки истребителя пятого поколения ПАК ФА[13].

Конструкция

Эскиз ракеты КС-172 по прототипу, представленному в 1993 году Эскиз ракеты КС-172С-1 по прототипу, представленному в 2003 году

Конструктивно ракета КС-172 представляет собой двухступенчатую ракету, оснащённую только полноповоротными рулями (не имеющую стабилизаторов и крыльев). Ракета является бикалиберной — первая ступень имеет примерно в полтора раза больший диаметр, нежели вторая. Первая ступень представляет собой твердотопливный ускоритель, обеспечивающий разгон ракеты на начальном этапе полёта. В головной части второй ступени размещена активная радиолокационная головка самонаведения, система инерциального наведения и автопилот. За блоком аппаратуры размещена осколочно-фугасная боевая часть направленного действия. В хвостовой части находятся твердотопливный ракетный двигатель, привод рулей и, собственно, сами рули. Так как ракета не имеет несущих плоскостей, то её траектория на пассивном участке по мнению ряда экспертов, близка к оптимальной баллистической[14].

Головка самонаведения 9Б-1103М. МАКС-2009

Наведение на маршевом участке траектории осуществляется при помощи инерциального наведения, а на дальности в 80-100 километров ракета переходит на активное радиолокационное самонаведение, осуществляемое с помощью головки самонаведения 9Б-1103М. Полёт на максимальную дальность у ракеты занимает около 5 минут, а период активного самонаведения лишь около минуты[15]. За 4 минуты полёта по инерциальному наведению пространственное положение цели может существенно измениться, поэтому некоторые эксперты полагают, что при сложной воздушной обстановке для корректной селекции цели на максимальной дальности ракете может потребоваться внешнее целеуказание[3].

Подрыв боевой части обеспечивается бесконтактным радиолокационным взрывателем. На случай прямого попадания предусмотрен контактный взрыватель.

Вариант, представленный в 2003 году, внешне существенно отличается от предложенного в 1993-м, хотя и имеет схожие характеристики и те же размеры. На ракете установлен новый твердотопливный ускоритель первой ступени, иные аэродинамические рули, а вторая ступень ракеты более не имеет сужения в головной части.

Сравнение с аналогами

В настоящее время КС-172 является проектом ракеты «воздух-воздух», имеющей наибольшую дальность в мире, причём по этому параметру она на треть (на 100 км) превышает своего ближайшего конкурента — российскую же Р-37.

На 2009 год только Россия обладает ракетами «воздух-воздух» с дальностью более 200 км. ВВС Ирана обладают некоторым количеством перехватчиков F-14 и ракет AIM-54 c предельной дальностью около 180 км (с вооружения ВВС США эти ракеты были сняты вместе с истребителями F-14 в 2006 году). В США есть модификация ракеты aim-120D «AMRAAM», способная поражать цели на дальности 180 км. Остальные страны не обладают ракетами, способными поражать воздушные цели на дистанции более 120 км.

В 1992 году российскими разработчиками было объявлено о работах по доработке ракеты Х-31А для атаки воздушных целей, но эта работа не была завершена. Однако эти работы были продолжены в Китае, который экспериментирует в этом направлении со своей копией Х-31, обозначенной как YJ-91.

Примечательно, что ВВС США заявили о своей незаинтересованности в ракетах «воздух-воздух» большой / сверхбольшой дальности и проект перспективной ракеты AIM-152 был закрыт в 1992 году[16].

Название, индексСтранаСтатусМаксимальная
дальность[ср 1], км
Год принятия
на вооружение
Масса (стартовая /
боевой части), кг
Количество
ступеней
Носители[ср 2]Изображение
AIM-47 Falcon[en]США СШАНа вооружение не принималась210 360 / ?1YF-12[en]
AAM-N-10 EagleСША СШАНа вооружение не принималась200 582 / 752F6D[en]
AIM-54 PhoenixСША СШАВ настоящее время стоит на вооружении
только ВВС Ирана[ср 3]
1841974460 / 60,751F-14
Р-33СССР СССР
Россия Россия
Эксплуатируется1601981490 / 471МиГ-31
Р-37СССР СССР
Россия Россия
Эксплуатируется3001989600 / 601МиГ-31, Су-27, Су-35
AIM-152 AAAM[ср 4]США СШАНа вооружение не принималась270[17]172 / 22,71F-15, F-22
КС-172Россия РоссияВ разработке (лётные испытания)400 750 / 502Су-30МК, Су-35/БМ, Су-57

Примечания:

  1. ↑ Максимальная дальность пуска наиболее совершенной модификации при пуске в переднюю полусферу с наиболее скоростного и высотного самолёта-носителя. Проектные величины указаны курсивом
  2. ↑ Все самолёты, способные нести данную ракету
  3. ↑ В США снята с вооружения по причине снятия с вооружения единственного самолёта-носителя F-14
  4. ↑ Некоторые источники ошибочно обозначают ракету как AIM-155.

Тактико-технические характеристики

Источники информации : [18]

Комментарии

  1. ↑ Одновременно с КС-172 было предложено несколько аванпроектов других конструкторских бюро, но принята к дальнейшей проработке была именно она, поэтому «AAM-L» и «KS-172» в иностранной литературе и периодике на военную тему являются практически синонимами[4].
  2. ↑ Поскольку разработка УРВВ ДД AIM-152 в США шла на конкурсной основе, под данным индексом существовали две разные ракеты, объединённые общим названием и несколькими совпадающими габаритными характеристиками.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 KC-172 (рус.). Уголок неба. — описание ракеты КС-172. Дата обращения 4 сентября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Петр Бутовски. Новатор предлагает модифицированную ракету дальнего действия КС-172С-1 (рус.). Janes missiles and rockets (1 марта 2004 г.). — Перевод статьи, посвящённой ракете КС-172 в издании «Джейнс — ракетная техника». Дата обращения 4 сентября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  3. 1 2 3 4 KC-172 (РВВ-Л) (рус.). testpilot.ru. — УР «воздух-воздух» сверхбольшой дальности. Дата обращения 7 сентября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  4. ↑ Jane’s All the World’s Aircraft 2007-2008. / Edited by Paul Jackson. — 98th ed. — Coulsdon, Surrey: Jane’s Information Group, 2007. — P. 517 — 973 p. — ISBN 0-7106-2792-0.
  5. ↑ Современная боевая техника мира. / Д. С. Алексеев, А. П. Гальчук, В. В. Ликсо. — М.: Эксмо, 2015. — С. 113 — 256 с. — ISBN 978 5-699-78211-6.
  6. Денисенцев С. Партнёрство пятого поколения. // Однако : деловой и политический журнал. — 18 февраля 2013. — № 5 (154) — С. 19 — ISSN 2075-7581.
  7. Маджумдар Д. Если Россия или Китай воспользуются этим недостатком американской армии, жди беды (пер. с англ.) / Inosmi.ru. — 30 мая 2017. (ориг. материал: Dave Majumdar, If Russia or China Attack This Big Weakness in America’s Military, It Would Be Trouble, The National Interest).
  8. Barrie, Douglas. Beyond-visual-range AAMs. // Flight International. — 13-19 November 1996. — Vol. 150 — No. 4549 — P. 34 — ISSN 0015-3710.
  9. 1 2 3 4 Braybrook, Roy. Air-to-air guided missiles proliferate. // Asia-Pacific Defence Reporter. — February-March 1994. — Vol. 20 — No. 8/9 — P. 40 — ISSN 1037-1427.
  10. Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — С. 137. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  11. Карпенко А. В. Авиационная ракета класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности КС-172. (электронный ресурс) // Военно-технический сборник Бастион : журнал оборонно-промышленного комплекса, 2012. — Проверено 15 июня 2016
  12. ↑ Р-37 (рус.). Уголок неба. — описание ракеты Р-37. Дата обращения 4 сентября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  13. Леонид НИКОЛАЕВ. Пять визитных карточек ПАК ФА (рус.). Военный паритет (2 февраля 2008 года.). Дата обращения 7 сентября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  14. ↑ Пестицид для Супер Шершней (Pesticide for Super Hornets) (рус.). Air Power Australia Research and Analysis (6th August, 2007). Дата обращения 9 ноября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  15. ↑ оценка на основе максимальной дальности в 300—400 километров и максимальной скорости цели ракеты в 1,1 км/с
  16. ↑ AIM-155 AAAM (рус.). Уголок неба. Дата обращения 6 ноября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  17. ↑ Разработка прекращена в 1992 году
  18. Calzone, R. F. Developments in missile ramjet propulsion (TNO report). — Rijswijk, The Netherlands: TNO Prins Maurits Laboratory, December 1996. — B.25.

Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты

Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) .

wikiredia.ru

КС-172 Википедия

КС-172
Основные характеристики
Тип:управляемая ракета «воздух — воздух» сверхбольшой дальности[1]
Наведение:Инерциальное + активная радиолокационная ГСН[1]
Разработчик: → НПО Новатор
Состояние:Лётные испытания[2]
Боевые характеристики
Дальность пуска:до 400 км[1]
Предельные высоты цели:от 3 до 30 000 метров[1]
Максимальная скорость цели:4 000 км/ч (1 100 м/с)[2]
Максимальная перегрузка цели:12 g[2]
Массо-габаритные размеры
Длина:7,4 м[1]
Диаметр:0,51 м[1]
Размах рулей:0,75 м[3]
Стартовая масса:750 кг[1]
Тип боевой части:осколочно-фугасная направленного действия[1]
Масса боевой части:50 кг[1]
Совместимость
Доступные носители:Су-30МК, Су-35/БМ, Су-57

КС-172 — перспективная российская авиационная управляемая ракета класса «воздух — воздух» сверхбольшой дальности, разрабатываемая НПО «Новатор». На западе обозначается AAM-L (англ. «Air-to-Air Missile — Long range» — ракета «воздух — воздух» большой дальности).[К 1] Предполагается, что эта ракета позволит эффективно бороться со стратегическими бомбардировщиками, самолётами ДРЛО, воздушными командными пунктами, высотными разведчиками и прочими целями, находящимися на большом удалении от линии фронта и прикрытыми истребительной авиацией противника. Исходно, ракета была предназначена дополнить арсенал Су-57 (по две ракеты на одну машину)[5].

Заинтересованность в покупке этих ракет, а также организации их серийного лицензионного производства на своей территории высказала Индия, которая сейчас осуществляет значительную долю финансирования проекта. По данным издания «Джейнс» российские ВВС пока отдают предпочтение ракете Р-37[2], имеющей сравнимую дальность, но полностью отлаженной и запущенной в серийное производство. По оценке российского издания «Однако»[неавторитетный источник?], в случае успеха проекта КС-172 может существенно увеличить боевой потенциал как индийских истребителей, так и российских Су-30, Су-35 и разрабатываемого истребителя пятого поколения Су-57[6].

В настоящее время является проектом управляемой ракеты «воздух-воздух» наибольшей дальности. Перспективы принятия ракеты на вооружение ВВС РФ или стран-партнёров и запуска её в серийное производство остаются неясными[7].

ru-wiki.ru

КС-172 — Википедия

КС-172
Основные характеристики
Тип:управляемая ракета «воздух — воздух» сверхбольшой дальности[1]
Наведение:Инерциальное + активная радиолокационная ГСН[1]
Разработчик: → НПО Новатор
Состояние:Лётные испытания[2]
Боевые характеристики
Дальность пуска:до 400 км[1]
Предельные высоты цели:от 3 до 30 000 метров[1]
Максимальная скорость цели:4 000 км/ч (1 100 м/с)[2]
Максимальная перегрузка цели:12 g[2]
Массо-габаритные размеры
Длина:7,4 м[1]
Диаметр:0,51 м[1]
Размах рулей:0,75 м[3]
Стартовая масса:750 кг[1]
Тип боевой части:осколочно-фугасная направленного действия[1]
Масса боевой части:50 кг[1]
Совместимость
Доступные носители:Су-30МК, Су-35/БМ, Су-57

КС-172 — перспективная российская авиационная управляемая ракета класса «воздух — воздух» сверхбольшой дальности, разрабатываемая НПО «Новатор». На западе обозначается AAM-L (англ. «Air-to-Air Missile — Long range» — ракета «воздух — воздух» большой дальности).[К 1] Предполагается, что эта ракета позволит эффективно бороться со стратегическими бомбардировщиками, самолётами ДРЛО, воздушными командными пунктами, высотными разведчиками и прочими целями, находящимися на большом удалении от линии фронта и прикрытыми истребительной авиацией противника. Исходно, ракета была предназначена дополнить арсенал Су-57 (по две ракеты на одну машину)[5].

Заинтересованность в покупке этих ракет, а также организации их серийного лицензионного производства на своей территории высказала Индия, которая сейчас осуществляет значительную долю финансирования проекта. По данным издания «Джейнс» российские ВВС пока отдают предпочтение ракете Р-37[2], имеющей сравнимую дальность, но полностью отлаженной и запущенной в серийное производство. По оценке российского издания «Однако»[неавторитетный источник?], в случае успеха проекта КС-172 может существенно увеличить боевой потенциал как индийских истребителей, так и российских Су-30, Су-35 и разрабатываемого истребителя пятого поколения Су-57[6].

В настоящее время является проектом управляемой ракеты «воздух-воздух» наибольшей дальности. Перспективы принятия ракеты на вооружение ВВС РФ или стран-партнёров и запуска её в серийное производство остаются неясными[7].

История создания

Предпосылки к созданию

История проекта КС-172 восходит к разработанной в 1980-е годы американской УРВВ дальнего действия AIM-152 AAAM в варианте реализации корпораций General Dynamics/Westinghouse,[К 2] принципиальную схему которой в части технической реализации двигательной установки она повторяет[8]. Разработка новой управляемой авиационной ракеты сверхбольшой дальности была начата в НПО «Новатор» в 1991 году,[2] в соответствии с тактико-техническим заданием, поставленным в том же году ВВС СССР,[9] ответственным за её разработку был назначен заместитель генерального конструктора бюро С. В. Жиров[10]. За основу была взята хорошо зарекомендовавшая себя зенитная управляемая ракета 9М83 сухопутных комплексов ПВО С-300В, по которой у ОКБ уже имелись собственные наработки, вторая (маршевая) ступень ЗУР 9М83 была модифицирована под размещение на авиационном носителе[2][11].

Тактико-техническое задание

ТТЗ ВВС от 1991 года предусматривало разработку ракеты со следующими характеристиками:[9]

Иностранные инвестиции в проект

Проблемным вопросом на пути дальнейшей работы коллектива разработчиков стало прекращение финансирования проекта в свете дезинтеграции СССР, в связи с чем перед ОКБ встала необходимость поиска источников финансирования в лице зарубежных инвесторов[9]. Уже в 1993 году, чтобы привлечь внимание иностранных заказчиков, макет ракеты был впервые продемонстрирован 14—18 февраля на международной выставке вооружения и военной техники (IDEX) в Абу-Даби, где присутствовали представители военно-промышленного комплекса 28 стран мира и куда специально прибыл тогдашний Министр обороны РФ Павел Грачёв[9]. В том же году, с 31 августа по 5 сентября, макет ракеты был представлен на первом Московском международном авиакосмическом салоне МАКС-1993[1].

Приостановление работ над проектом

Однако проблемы с финансированием привели к замораживанию этой и других программ — практически 10 лет не поступало новых сообщений о работе над ракетой[2]. В условиях стеснённого финансирования российские ВВС предпочли использование разработанной ещё до распада СССР ракеты Р-37[2]. На это повлияли испытания 1994 года, когда был проведён успешный перехват ракетой Р-37 воздушной цели на дальности 300 км, сравнимой с возможностями КС-172 — вдвое больше, чем дальность любых других ракет, стоящих на вооружении в мире[12]. Подобная дальность позволяет уверенно поражать патрулирующие самолёты ДРЛО и РЭБ, воздушные командные пункты и стратегические бомбардировщики на удалении сброса крылатых ракет; при этом не подвергаясь опасности со стороны истребителей сопровождения. Таким образом, российские ВВС, имеющие на вооружении большое количество перехватчиков МиГ-31, могли эффективно решать все задачи защиты и контроля воздушного пространства, а потому не испытывали острой потребности в ракетах большей дальности.

Возобновление работ над проектом

Работы были возобновлены в начале 21-го века. Финансирование было найдено со стороны Индии. На это решение повлияло то, что основу перспективной авиации ВВС Индии составляют многофункциональные самолёты Су-30МК — менее скоростные и высотные, чем специализированные перехватчики МиГ-31БМ, а, следовательно, требующие ракеты большей дальности для обеспечения сравнимых возможностей по поражению удалённых целей. В декабре 2003 года на выставке в Дубае НПО Новатор представило экспортный вариант ракеты КС-172С-1 как один из видов оружия Су-35[2][3], позже ракета была представлена и на московском международном авиакосмическом салоне[3]. Ракета существенно изменилась внешне, хотя габаритные размеры остались прежними — была полностью заменена первая ступень ракеты, а вторая ступень более не имеет сужения в головной части. У данной модификации дальность поражения целей составляет 300 километров, что на 100 км меньше, чем у варианта для российских ВВС[2].

Лётные испытания

Было произведено несколько тестовых пусков ракет КС-172, не оснащённых головками самонаведения, что является обычной практикой при разработке новых управляемых ракет «воздух-воздух»[2].

Интерес к КС-172 со стороны российских военных начал возвращаться со второй половины 2000-х годов в связи с вступлением в завершающую фазу разработки истребителя пятого поколения ПАК ФА[13].

Конструкция

Эскиз ракеты КС-172 по прототипу, представленному в 1993 году Эскиз ракеты КС-172С-1 по прототипу, представленному в 2003 году

Конструктивно ракета КС-172 представляет собой двухступенчатую ракету, оснащённую только полноповоротными рулями (не имеющую стабилизаторов и крыльев). Ракета является бикалиберной — первая ступень имеет примерно в полтора раза больший диаметр, нежели вторая. Первая ступень представляет собой твердотопливный ускоритель, обеспечивающий разгон ракеты на начальном этапе полёта. В головной части второй ступени размещена активная радиолокационная головка самонаведения, система инерциального наведения и автопилот. За блоком аппаратуры размещена осколочно-фугасная боевая часть направленного действия. В хвостовой части находятся твердотопливный ракетный двигатель, привод рулей и, собственно, сами рули. Так как ракета не имеет несущих плоскостей, то её траектория на пассивном участке по мнению ряда экспертов, близка к оптимальной баллистической[14].

Головка самонаведения 9Б-1103М. МАКС-2009

Наведение на маршевом участке траектории осуществляется при помощи инерциального наведения, а на дальности в 80-100 километров ракета переходит на активное радиолокационное самонаведение, осуществляемое с помощью головки самонаведения 9Б-1103М. Полёт на максимальную дальность у ракеты занимает около 5 минут, а период активного самонаведения лишь около минуты[15]. За 4 минуты полёта по инерциальному наведению пространственное положение цели может существенно измениться, поэтому некоторые эксперты полагают, что при сложной воздушной обстановке для корректной селекции цели на максимальной дальности ракете может потребоваться внешнее целеуказание[3].

Подрыв боевой части обеспечивается бесконтактным радиолокационным взрывателем. На случай прямого попадания предусмотрен контактный взрыватель.

Вариант, представленный в 2003 году, внешне существенно отличается от предложенного в 1993-м, хотя и имеет схожие характеристики и те же размеры. На ракете установлен новый твердотопливный ускоритель первой ступени, иные аэродинамические рули, а вторая ступень ракеты более не имеет сужения в головной части.

Сравнение с аналогами

В настоящее время КС-172 является проектом ракеты «воздух-воздух», имеющей наибольшую дальность в мире, причём по этому параметру она на треть (на 100 км) превышает своего ближайшего конкурента — российскую же Р-37.

На 2009 год только Россия обладает ракетами «воздух-воздух» с дальностью более 200 км. ВВС Ирана обладают некоторым количеством перехватчиков F-14 и ракет AIM-54 c предельной дальностью около 180 км (с вооружения ВВС США эти ракеты были сняты вместе с истребителями F-14 в 2006 году). В США есть модификация ракеты aim-120D «AMRAAM», способная поражать цели на дальности 180 км. Остальные страны не обладают ракетами, способными поражать воздушные цели на дистанции более 120 км.

В 1992 году российскими разработчиками было объявлено о работах по доработке ракеты Х-31А для атаки воздушных целей, но эта работа не была завершена. Однако эти работы были продолжены в Китае, который экспериментирует в этом направлении со своей копией Х-31, обозначенной как YJ-91.

Примечательно, что ВВС США заявили о своей незаинтересованности в ракетах «воздух-воздух» большой / сверхбольшой дальности и проект перспективной ракеты AIM-152 был закрыт в 1992 году[16].

Название, индексСтранаСтатусМаксимальная
дальность[ср 1], км
Год принятия
на вооружение
Масса (стартовая /
боевой части), кг
Количество
ступеней
Носители[ср 2]Изображение
AIM-47 Falcon[en]США СШАНа вооружение не принималась210 360 / ?1YF-12[en]
В-148СССР СССРНа вооружение не принималась250 650 / 601Ту-148, МиГ-25
AIM-54 PhoenixСША СШАВ настоящее время стоит на вооружении
только ВВС Ирана[ср 3]
1841974460 / 60,751F-14
Р-33СССР СССР
Россия Россия
Эксплуатируется1601981490 / 471МиГ-31
Р-37СССР СССР
Россия Россия
Эксплуатируется3001989600 / 601 МиГ-31, Су-27, Су-35
AIM-152 AAAM[ср 4]США СШАНа вооружение не принималась270[17]172 / 22,71F-15, F-22
КС-172Россия РоссияВ разработке (лётные испытания)400 750 / 502Су-30МК, Су-35/БМ, Су-57

Примечания:

  1. ↑ Максимальная дальность пуска наиболее совершенной модификации при пуске в переднюю полусферу с наиболее скоростного и высотного самолёта-носителя. Проектные величины указаны курсивом
  2. ↑ Все самолёты, способные нести данную ракету
  3. ↑ В США снята с вооружения по причине снятия с вооружения единственного самолёта-носителя F-14
  4. ↑ Некоторые источники ошибочно обозначают ракету как AIM-155.

Тактико-технические характеристики

Источники информации : [18]

Комментарии

  1. ↑ Одновременно с КС-172 было предложено несколько аванпроектов других конструкторских бюро, но принята к дальнейшей проработке была именно она, поэтому «AAM-L» и «KS-172» в иностранной литературе и периодике на военную тему являются практически синонимами[4].
  2. ↑ Поскольку разработка УРВВ ДД AIM-152 в США шла на конкурсной основе, под данным индексом существовали две разные ракеты, объединённые общим названием и несколькими совпадающими габаритными характеристиками.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 KC-172 (рус.). Уголок неба. — описание ракеты КС-172. Проверено 4 сентября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Петр Бутовски. Новатор предлагает модифицированную ракету дальнего действия КС-172С-1 (рус.). Janes missiles and rockets (1 марта 2004 г.). — Перевод статьи, посвящённой ракете КС-172 в издании «Джейнс — ракетная техника». Проверено 4 сентября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  3. 1 2 3 4 KC-172 (РВВ-Л) (рус.). testpilot.ru. — УР «воздух-воздух» сверхбольшой дальности. Проверено 7 сентября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  4. ↑ Jane’s All the World’s Aircraft 2007-2008. / Edited by Paul Jackson. — 98th ed. — Coulsdon, Surrey: Jane’s Information Group, 2007. — P. 517 — 973 p. — ISBN 0-7106-2792-0.
  5. ↑ Современная боевая техника мира. / Д. С. Алексеев, А. П. Гальчук, В. В. Ликсо. — М.: Эксмо, 2015. — С. 113 — 256 с. — ISBN 978 5-699-78211-6.
  6. Денисенцев С. Партнёрство пятого поколения. // Однако : деловой и политический журнал. — 18 февраля 2013. — № 5 (154) — С. 19 — ISSN 2075-7581.
  7. Маджумдар Д. Если Россия или Китай воспользуются этим недостатком американской армии, жди беды (пер. с англ.) / Inosmi.ru. — 30 мая 2017. (ориг. материал: Dave Majumdar, If Russia or China Attack This Big Weakness in America’s Military, It Would Be Trouble, The National Interest).
  8. Barrie, Douglas. Beyond-visual-range AAMs. // Flight International. — 13-19 November 1996. — Vol. 150 — No. 4549 — P. 34 — ISSN 0015-3710.
  9. 1 2 3 4 Braybrook, Roy. Air-to-air guided missiles proliferate. // Asia-Pacific Defence Reporter. — February-March 1994. — Vol. 20 — No. 8/9 — P. 40 — ISSN 1037-1427.
  10. Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — С. 137. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  11. Карпенко А. В. Авиационная ракета класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности КС-172. (электронный ресурс) // Военно-технический сборник Бастион : журнал оборонно-промышленного комплекса, 2012. — Проверено 15 июня 2016
  12. ↑ Р-37 (рус.). Уголок неба. — описание ракеты Р-37. Проверено 4 сентября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  13. Леонид НИКОЛАЕВ. Пять визитных карточек ПАК ФА (рус.). Военный паритет (2 февраля 2008 года.). Проверено 7 сентября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  14. ↑ Пестицид для Супер Шершней (Pesticide for Super Hornets) (рус.). Air Power Australia Research and Analysis (6th August, 2007). Проверено 9 ноября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  15. ↑ оценка на основе максимальной дальности в 300—400 километров и максимальной скорости цели ракеты в 1,1 км/с
  16. ↑ AIM-155 AAAM (рус.). Уголок неба. Проверено 6 ноября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  17. ↑ Разработка прекращена в 1992 году
  18. Calzone, R. F. Developments in missile ramjet propulsion (TNO report). — Rijswijk, The Netherlands: TNO Prins Maurits Laboratory, December 1996. — B.25.

Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты

Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) .

wikipedia.green

Авиационные ракеты ОКБ «Новатор» на МАКС-2007

Продолжаем вспоминать интересные моменты МАКС-2007. Вчера мы посмотрели на ракетный комплекс Club-M (Сухопутный «Калибр»). Сегодня предлагаю посмотреть на другие разработки ОКБ «Новатор» авиационного базирования.

1. Если помните, на МАКС-2007 был впервые публично представлен новейший истребитель поколения 4++ Су-35 (Т-10БМ). Сегодня нужно обязательно сказать, что во многом благодаря тому, что финансовым партнером этой программы выступил Внешэкномбанк с Владимиром Дмитриевым, самолет состоялся. А вокруг и под Су-35 находились интересные ракетные изделия, которые разработаны в ОКБ «Новатор» (Екатеринбург).

2. Под крылом подвешена авиационная ракета сверхбольшой дальности с иностранной аббревиатурой AAM-L. Видимо, это было второе (первый показы был на МАКС-1993) и единственное публичное появление ракеты, которая известна еще под индексом КС-172.


3. КС-172 — перспективная российская авиационная управляемая ракета класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности, предназначенная для борьбы со стратегическими бомбардировщиками, самолётами ДРЛО, воздушными командными пунктами, высотными разведчиками, самолетами-заправщиками и прочими целями, находящимися на большом удалении от линии фронта и прикрытыми истребительной авиацией противника. Головной разработчик — ОАО ОКБ «Новатор» им. Люльева Л.В. (г.Екатеринбург). 

4. Разработка авиационной ракеты сверхбольшой дальности была начата в ОКБ «Новатор» в 1991 году. За основу была взята хорошо зарекомендовавшая себя ракета 9М83 наземного комплекса ПВО С-300В. Уже в 1993 году макет ракеты был впервые продемонстрирован на МАКС-1993. Однако проблемы с финансированием привели к замораживанию этой программы.  В условиях недостаточного финансирования российские ВВС предпочли использование разработанной ещё до распада СССР ракеты Р-37. На это повлияли испытания 1994 года, когда был проведён успешный перехват ракетой Р-37 воздушной цели на дальности 300 км, сравнимой с возможностями КС-172. Таким образом, российские ВВС, имеющие на вооружении большое количество перехватчиков МиГ-31, могли эффективно решать все задачи защиты и контроля воздушного пространства, а потому не испытывали острой потребности в более дальнобойных ракетах.

5. В декабре 2003 года на выставке в Дубае ОАО ОКБ «Новатор» представило экспортный вариант ракеты КС-172С-1 как один из видов вооружения Су-35, позже ракета была представлена и на московском международном авиакосмическом салоне МАКС-2007. Ракета КС-172С-1 получила новый стартовый двигатель и вторую ступень измененной конфигурации, габаритные размеры остались прежними. У данной модификации дальность поражения целей составляет 300 километров, что соответствует положению Режима контроля за нераспространением ракетных технологий.

6. КС-172-1 представляет собой двухступенчатую твердотопливную ракеты, выполненную по аэродинамической схеме «несущий корпус». Ракета оснащена цельноповоротными рулями, размещенными в хвостовой части второй ступени и стабилизаторами решетчатого типа на первой ступени. Для уменьшения поперечного габарита стабилизаторы выполнены складывающимися.

Для сравнения первый вариант КС-172 с МАКС-1993. Фото с сайта http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/kc-172/kc-172.shtml

7. Первая ступень представляет собой твердотопливный ускоритель 3Л10, обеспечивающий разгон ракеты на начальном этапе полёта. Длина первой ступени -1400мм. В головной части второй ступени размещена активная радиолокационная головка самонаведения (АРГСН) 9Б-1103М, система инерциального наведения и автопилот. За блоком аппаратуры размещена осколочно-фугасная боевая часть. В хвостовой части находятся маршевый твердотопливный ракетный двигатель и рулевой отсек.

8. Управление ракетой на маршевом участке полета осуществляется с помощью аэродинамических рулей. На этом участке ракета  наводится на цель системой командно-инерциального управления, полет осуществляется по энергетически оптимальным траекториям, что обеспечивает предельно большую досягаемость.

9. На дальности в 80-100 километров ракета переходит на активное радиолокационное самонаведение, осуществляемое с помощью АРГСН 9Б-1103М

10. Подвеска ракеты на самолет — носитель осуществляется с помощью авиационного катапультного устройства АКУ-172. АКУ-172 разработана ОАО «Научно-производственное объединение «Старт» (г.Екатеринбург).

11.

12. Стартовый ускоритель КС-172С-1

13. Внизу видна ракета 3М54АЭ комплекса ракетного оружия авиационного базирования «Калибр-А» («Club-A»).

14. Комплекс ракетного оружия «Калибр-А» был впервые представлен на выставке IDEX-2007 (Абу-Даби, ОАЭ). Ракеты 3М-54АЭ и 3М-54АЭ1 авиационного базирования не имеют стартового двигателя и размещаются в транспортно-пусковом контейнере, из которого и осуществляется старт после сброса с самолета-носителя.

15.

Схема применения комплекса Калибр-А. Схема — http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m54e1/3m54e1.shtml

16.

17. Авиационный вариант КР корабельного/берегового базирования 3М14Э без стартового ускоритея в пусковом контейнере.

18. КР 3М14АЭ предлагается для вооружения МиГ-29К/КУБ и МиГ-35

Источники — http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/kc-172/kc-172.shtml
Вот как-то так)

saidpvo.livejournal.com

КС-172 — WiKi

КС-172 — перспективная российская авиационная управляемая ракета класса «воздух — воздух» сверхбольшой дальности, разрабатываемая НПО «Новатор». На западе обозначается AAM-L (англ. «Air-to-Air Missile — Long range» — ракета «воздух — воздух» большой дальности).[К 1] Предполагается, что эта ракета позволит эффективно бороться со стратегическими бомбардировщиками, самолётами ДРЛО, воздушными командными пунктами, высотными разведчиками и прочими целями, находящимися на большом удалении от линии фронта и прикрытыми истребительной авиацией противника. Исходно, ракета была предназначена дополнить арсенал Су-57 (по две ракеты на одну машину)[5].

КС-172
Основные характеристики
Тип:управляемая ракета «воздух — воздух» сверхбольшой дальности[1]
Наведение:Инерциальное + активная радиолокационная ГСН[1]
Разработчик: → НПО Новатор
Состояние:Лётные испытания[2]
Боевые характеристики
Дальность пуска:до 400 км[1]
Предельные высоты цели:от 3 до 30 000 метров[1]
Максимальная скорость цели:4 000 км/ч (1 100 м/с)[2]
Максимальная перегрузка цели:12 g[2]
Массо-габаритные размеры
Длина:7,4 м[1]
Диаметр:0,51 м[1]
Размах рулей:0,75 м[3]
Стартовая масса:750 кг[1]
Тип боевой части:осколочно-фугасная направленного действия[1]
Масса боевой части:50 кг[1]
Совместимость
Доступные носители:Су-30МК, Су-35/БМ, Су-57

Заинтересованность в покупке этих ракет, а также организации их серийного лицензионного производства на своей территории высказала Индия, которая сейчас осуществляет значительную долю финансирования проекта. По данным издания «Джейнс» российские ВВС пока отдают предпочтение ракете Р-37[2], имеющей сравнимую дальность, но полностью отлаженной и запущенной в серийное производство. По оценке российского издания «Однако»[неавторитетный источник?], в случае успеха проекта КС-172 может существенно увеличить боевой потенциал как индийских истребителей, так и российских Су-30, Су-35 и разрабатываемого истребителя пятого поколения Су-57[6].

В настоящее время является проектом управляемой ракеты «воздух-воздух» наибольшей дальности. Перспективы принятия ракеты на вооружение ВВС РФ или стран-партнёров и запуска её в серийное производство остаются неясными[7].

История создания

Предпосылки к созданию

История проекта КС-172 восходит к разработанной в 1980-е годы американской УРВВ дальнего действия AIM-152 AAAM в варианте реализации корпораций General Dynamics/Westinghouse,[К 2] принципиальную схему которой в части технической реализации двигательной установки она повторяет[8]. Разработка новой управляемой авиационной ракеты сверхбольшой дальности была начата в НПО «Новатор» в 1991 году,[2] в соответствии с тактико-техническим заданием, поставленным в том же году ВВС СССР,[9] ответственным за её разработку был назначен заместитель генерального конструктора бюро С. В. Жиров[10]. За основу была взята хорошо зарекомендовавшая себя зенитная управляемая ракета 9М83 сухопутных комплексов ПВО С-300В, по которой у ОКБ уже имелись собственные наработки, вторая (маршевая) ступень ЗУР 9М83 была модифицирована под размещение на авиационном носителе[2][11].

Тактико-техническое задание

ТТЗ ВВС от 1991 года предусматривало разработку ракеты со следующими характеристиками:[9]

Иностранные инвестиции в проект

Проблемным вопросом на пути дальнейшей работы коллектива разработчиков стало прекращение финансирования проекта в свете дезинтеграции СССР, в связи с чем перед ОКБ встала необходимость поиска источников финансирования в лице зарубежных инвесторов[9]. Уже в 1993 году, чтобы привлечь внимание иностранных заказчиков, макет ракеты был впервые продемонстрирован 14—18 февраля на международной выставке вооружения и военной техники (IDEX) в Абу-Даби, где присутствовали представители военно-промышленного комплекса 28 стран мира и куда специально прибыл тогдашний Министр обороны РФ Павел Грачёв[9]. В том же году, с 31 августа по 5 сентября, макет ракеты был представлен на первом Московском международном авиакосмическом салоне МАКС-1993[1].

Приостановление работ над проектом

Однако проблемы с финансированием привели к замораживанию этой и других программ — практически 10 лет не поступало новых сообщений о работе над ракетой[2]. В условиях стеснённого финансирования российские ВВС предпочли использование разработанной ещё до распада СССР ракеты Р-37[2]. На это повлияли испытания 1994 года, когда был проведён успешный перехват ракетой Р-37 воздушной цели на дальности 300 км, сравнимой с возможностями КС-172 — вдвое больше, чем дальность любых других ракет, стоящих на вооружении в мире[12]. Подобная дальность позволяет уверенно поражать патрулирующие самолёты ДРЛО и РЭБ, воздушные командные пункты и стратегические бомбардировщики на удалении сброса крылатых ракет; при этом не подвергаясь опасности со стороны истребителей сопровождения. Таким образом, российские ВВС, имеющие на вооружении большое количество перехватчиков МиГ-31, могли эффективно решать все задачи защиты и контроля воздушного пространства, а потому не испытывали острой потребности в ракетах большей дальности.

Возобновление работ над проектом

Работы были возобновлены в начале 21-го века. Финансирование было найдено со стороны Индии. На это решение повлияло то, что основу перспективной авиации ВВС Индии составляют многофункциональные самолёты Су-30МК — менее скоростные и высотные, чем специализированные перехватчики МиГ-31БМ, а, следовательно, требующие ракеты большей дальности для обеспечения сравнимых возможностей по поражению удалённых целей. В декабре 2003 года на выставке в Дубае НПО Новатор представило экспортный вариант ракеты КС-172С-1 как один из видов оружия Су-35[2][3], позже ракета была представлена и на московском международном авиакосмическом салоне[3]. Ракета существенно изменилась внешне, хотя габаритные размеры остались прежними — была полностью заменена первая ступень ракеты, а вторая ступень более не имеет сужения в головной части. У данной модификации дальность поражения целей составляет 300 километров, что на 100 км меньше, чем у варианта для российских ВВС[2].

Лётные испытания

Было произведено несколько тестовых пусков ракет КС-172, не оснащённых головками самонаведения, что является обычной практикой при разработке новых управляемых ракет «воздух-воздух»[2].

Интерес к КС-172 со стороны российских военных начал возвращаться со второй половины 2000-х годов в связи с вступлением в завершающую фазу разработки истребителя пятого поколения ПАК ФА[13].

Конструкция

  Эскиз ракеты КС-172 по прототипу, представленному в 1993 году   Эскиз ракеты КС-172С-1 по прототипу, представленному в 2003 году

Конструктивно ракета КС-172 представляет собой двухступенчатую ракету, оснащённую только полноповоротными рулями (не имеющую стабилизаторов и крыльев). Ракета является бикалиберной — первая ступень имеет примерно в полтора раза больший диаметр, нежели вторая. Первая ступень представляет собой твердотопливный ускоритель, обеспечивающий разгон ракеты на начальном этапе полёта. В головной части второй ступени размещена активная радиолокационная головка самонаведения, система инерциального наведения и автопилот. За блоком аппаратуры размещена осколочно-фугасная боевая часть направленного действия. В хвостовой части находятся твердотопливный ракетный двигатель, привод рулей и, собственно, сами рули. Так как ракета не имеет несущих плоскостей, то её траектория на пассивном участке по мнению ряда экспертов, близка к оптимальной баллистической[14].

Наведение на маршевом участке траектории осуществляется при помощи инерциального наведения, а на дальности в 80-100 километров ракета переходит на активное радиолокационное самонаведение, осуществляемое с помощью головки самонаведения 9Б-1103М. Полёт на максимальную дальность у ракеты занимает около 5 минут, а период активного самонаведения лишь около минуты[15]. За 4 минуты полёта по инерциальному наведению пространственное положение цели может существенно измениться, поэтому некоторые эксперты полагают, что при сложной воздушной обстановке для корректной селекции цели на максимальной дальности ракете может потребоваться внешнее целеуказание[3].

Подрыв боевой части обеспечивается бесконтактным радиолокационным взрывателем. На случай прямого попадания предусмотрен контактный взрыватель.

Вариант, представленный в 2003 году, внешне существенно отличается от предложенного в 1993-м, хотя и имеет схожие характеристики и те же размеры. На ракете установлен новый твердотопливный ускоритель первой ступени, иные аэродинамические рули, а вторая ступень ракеты более не имеет сужения в головной части.

Сравнение с аналогами

В настоящее время КС-172 является проектом ракеты «воздух-воздух», имеющей наибольшую дальность в мире, причём по этому параметру она на треть (на 100 км) превышает своего ближайшего конкурента — российскую же Р-37.

На 2009 год только Россия обладает ракетами «воздух-воздух» с дальностью более 200 км. ВВС Ирана обладают некоторым количеством перехватчиков F-14 и ракет AIM-54 c предельной дальностью около 180 км (с вооружения ВВС США эти ракеты были сняты вместе с истребителями F-14 в 2006 году). В США есть модификация ракеты aim-120D «AMRAAM», способная поражать цели на дальности 180 км. Остальные страны не обладают ракетами, способными поражать воздушные цели на дистанции более 120 км.

В 1992 году российскими разработчиками было объявлено о работах по доработке ракеты Х-31А для атаки воздушных целей, но эта работа не была завершена. Однако эти работы были продолжены в Китае, который экспериментирует в этом направлении со своей копией Х-31, обозначенной как YJ-91.

Примечательно, что ВВС США заявили о своей незаинтересованности в ракетах «воздух-воздух» большой / сверхбольшой дальности и проект перспективной ракеты AIM-152 был закрыт в 1992 году[16].

Название, индексСтранаСтатусМаксимальная
дальность[ср 1], км
Год принятия
на вооружение
Масса (стартовая /
боевой части), кг
Количество
ступеней
Носители[ср 2]Изображение
AIM-47 Falcon[en]США  СШАНа вооружение не принималась210 360 / ?1YF-12[en] 
AAM-N-10 EagleСША  СШАНа вооружение не принималась200 582 / 752F6D[en] 
AIM-54 PhoenixСША  СШАВ настоящее время стоит на вооружении
только ВВС Ирана[ср 3]
1841974460 / 60,751F-14 
Р-33СССР  СССР
Россия  Россия
Эксплуатируется1601981490 / 471МиГ-31 
Р-37СССР  СССР
Россия  Россия
Эксплуатируется3001989600 / 601МиГ-31, Су-27, Су-35 
AIM-152 AAAM[ср 4]США  СШАНа вооружение не принималась270[17]172 / 22,71F-15, F-22 
КС-172Россия  РоссияВ разработке (лётные испытания)400 750 / 502Су-30МК, Су-35/БМ, Су-57 

Примечания:

  1. ↑ Максимальная дальность пуска наиболее совершенной модификации при пуске в переднюю полусферу с наиболее скоростного и высотного самолёта-носителя. Проектные величины указаны курсивом
  2. ↑ Все самолёты, способные нести данную ракету
  3. ↑ В США снята с вооружения по причине снятия с вооружения единственного самолёта-носителя F-14
  4. ↑ Некоторые источники ошибочно обозначают ракету как AIM-155.

Тактико-технические характеристики

Источники информации : [18]

Комментарии

  1. ↑ Одновременно с КС-172 было предложено несколько аванпроектов других конструкторских бюро, но принята к дальнейшей проработке была именно она, поэтому «AAM-L» и «KS-172» в иностранной литературе и периодике на военную тему являются практически синонимами[4].
  2. ↑ Поскольку разработка УРВВ ДД AIM-152 в США шла на конкурсной основе, под данным индексом существовали две разные ракеты, объединённые общим названием и несколькими совпадающими габаритными характеристиками.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 KC-172 (рус.). Уголок неба. — описание ракеты КС-172. Дата обращения 4 сентября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Петр Бутовски. Новатор предлагает модифицированную ракету дальнего действия КС-172С-1 (рус.). Janes missiles and rockets (1 марта 2004 г.). — Перевод статьи, посвящённой ракете КС-172 в издании «Джейнс — ракетная техника». Дата обращения 4 сентября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  3. 1 2 3 4 KC-172 (РВВ-Л) (рус.). testpilot.ru. — УР «воздух-воздух» сверхбольшой дальности. Дата обращения 7 сентября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  4. ↑ Jane’s All the World’s Aircraft 2007-2008. / Edited by Paul Jackson. — 98th ed. — Coulsdon, Surrey: Jane’s Information Group, 2007. — P. 517 — 973 p. — ISBN 0-7106-2792-0.
  5. ↑ Современная боевая техника мира. / Д. С. Алексеев, А. П. Гальчук, В. В. Ликсо. — М.: Эксмо, 2015. — С. 113 — 256 с. — ISBN 978 5-699-78211-6.
  6. Денисенцев С. Партнёрство пятого поколения. // Однако : деловой и политический журнал. — 18 февраля 2013. — № 5 (154) — С. 19 — ISSN 2075-7581.
  7. Маджумдар Д. Если Россия или Китай воспользуются этим недостатком американской армии, жди беды (пер. с англ.) / Inosmi.ru. — 30 мая 2017. (ориг. материал: Dave Majumdar, If Russia or China Attack This Big Weakness in America’s Military, It Would Be Trouble, The National Interest).
  8. Barrie, Douglas. Beyond-visual-range AAMs. // Flight International. — 13-19 November 1996. — Vol. 150 — No. 4549 — P. 34 — ISSN 0015-3710.
  9. 1 2 3 4 Braybrook, Roy. Air-to-air guided missiles proliferate. // Asia-Pacific Defence Reporter. — February-March 1994. — Vol. 20 — No. 8/9 — P. 40 — ISSN 1037-1427.
  10. Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — С. 137. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  11. Карпенко А. В. Авиационная ракета класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности КС-172. (электронный ресурс) // Военно-технический сборник Бастион : журнал оборонно-промышленного комплекса, 2012. — Проверено 15 июня 2016
  12. ↑ Р-37 (рус.). Уголок неба. — описание ракеты Р-37. Дата обращения 4 сентября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  13. Леонид НИКОЛАЕВ. Пять визитных карточек ПАК ФА (рус.). Военный паритет (2 февраля 2008 года.). Дата обращения 7 сентября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  14. ↑ Пестицид для Супер Шершней (Pesticide for Super Hornets) (рус.). Air Power Australia Research and Analysis (6th August, 2007). Дата обращения 9 ноября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  15. ↑ оценка на основе максимальной дальности в 300—400 километров и максимальной скорости цели ракеты в 1,1 км/с
  16. ↑ AIM-155 AAAM (рус.). Уголок неба. Дата обращения 6 ноября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  17. ↑ Разработка прекращена в 1992 году
  18. Calzone, R. F. Developments in missile ramjet propulsion (TNO report). — Rijswijk, The Netherlands: TNO Prins Maurits Laboratory, December 1996. — B.25.

ru-wiki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *