Вероятность поражения «Рафаля» в бою против Cу-35 выше, стоимость – тоже

Сергей Левицкий
доктор технических наук,
профессор, академик Академии наук
авиации и воздухоплавания

В начале 1990-х годов сформировался облик и начались летные испытания первого истребителя 5-го поколения F-22. Эксперты определяли его стоимость от 70 до 100 млн долларов, и эта величина казались астрономической. То есть новый истребитель оценивался как звено истребителей 4-го поколения типа F-15С. Отсюда, по критерию «эффективность/стоимость», полагалось, что и боевые возможности нового истребителя должны были возрасти более чем в четыре раза.

Прошла четверть века, и закончилось серийное производство F-22А, началось производство тактических истребителей 5-го поколения F-35А (В, С), состоялось перевооружение боевой авиации европейских государств на самолеты поколения 4+ типа ЕF-2000 и «Rafale». Эти самолеты поставляются на экспорт, и цены на них превзошли самые смелые прогнозы прошлых лет. Так, Франция предлагает Индии и Египту многофункциональный легкий истребитель «Rafale» по 120…130 млн евро за штуку. Что же это за самолет и соответствует ли его эффективность столь высокой стоимости?

Летные испытания одноместных вариантов самолетов «Rafale» С для ВВС Франции и палубного «Rafale» М начались в 1991 году. «Rafale» М имеет характерные отличия палубного самолета: усиленную конструкцию планера, тормозной гак в хвостовой части фюзеляжа, более прочное шасси и измененную конструкцию носовой стойки, позволяющее выдерживать высокие ударные нагрузки при посадке на палубу и катапультный взлет, систему автоматической посадки на палубу и другие. На концевой части киля размещается система «Телемир», которая обеспечивает обмен данными между бортовой навигационной системой и навигационным оборудованием авианосца. В результате «Rafale» М стал на 500 кг тяжелее, чем самолет «Rafale» С.

В 1993 году появился двухместный вариант — «Rafale» В, а в 2006-м — его палубный аналог — «Rafale» N. Эти самолеты предназначены в основном для решения ударных задач по уничтожению наземных и морских целей. Появление второго члена экипажа привело к увеличению массы на 350 кг и к уменьшению запаса топлива во внутренних баках. «Rafale» N лишился встроенной артиллерийской установки.

С 2008 года планировалось поступление на вооружение ВВС и ВМС Франции 198 самолетов «Rafale» С (В) и 35 палубных истребителей «Rafale» М (N).

Самолеты данного типа имели силовую установку в составе двух ТРДДФ М88-2. Этот двигатель отличается малой массой (около 900 кг), компактностью (диаметр 0,69 м) и высокой топливной эффективностью. Температура газов перед турбиной составляет почти 1580ºС, полная степень повышения давления в компрессоре равна 24,5. Удельный расход топлива равен на максимальном режиме работы при тяге 5100 кГ СR = 0,8 кг/(кГ∙час), а на форсаже — 1,7 кг/(кГ∙час). Тяга на форсаже достигает 7650 кГ.

В дальнейшем двигатели М88-2 планировалось заменить на более совершенную версию М88-3 с увеличенной на 20% тягой за счет повышения расхода воздуха.

Семейство «Rafale» имеет стандартный комплект современного оборудования, характерного для многофункционального боевого самолета 4+ и 5-го поколений. Основой информационного комплекса является БРЛС с АФАР RBE-2 с электронным сканированием луча по углу места и азимуту. Станция может работать по воздушным, наземным и надводным целям, формировать цифровую карту местности с высоким разрешением, обеспечивать полет в режиме следования рельефу местности.

Бортовая РЛС RBE-2 способна обнаружить воздушную цель класса «истребитель» с ЭПР σ = 3м2 на дальности до 90 км на фоне свободного пространства и до 55 км — на фоне земли. В режиме действия по воздушным целям БРЛС может обнаруживать и одновременно сопровождать до 40 целей, выбирать из них восемь наиболее приоритетных и обеспечивать одновременное наведение ракет по четырем целям. Зона обзора составляет ±70º по углу места и ±60º по азимуту. Минимальная ЭПР цели, обнаруживаемой в нижней полусфере σ = 0,1м

2. Усовершенствованный вариант БРЛС RBE-2АА с повышенной мощностью излучения позволит увеличить дальность обнаружения целей примерно в 1,5 раза.

Истребитель оснащен оптоэлектронной системой переднего обзора OSF. В ее состав входят два модуля (теплопеленгатор и телевизионная камера, способная работать в условиях слабой освещенности), связанные с лазерным дальномером. Функции обнаружения и сопровождения большого числа целей берет на себя тепловой датчик, а идентификацию цели и определение расстояния до нее — телевизионно-лазерный модуль.

Система способна обнаруживать противника, летящего на форсаже, на дальности до 80 км, осуществлять опознавание на дальности до 50 км и определять дистанцию до цели на дальности 30…40 км. Посредством OSF обеспечивается одновременное сопровождение до 10 воздушных целей и ранжирование восьми из них по степени приоритетности.

Для действия по наземным целям и ведения различных видов разведки предусмотрена возможность размещения дополнительного оборудования в подвесном контейнере.

Самолеты «Rafale» имеют высокую степень защиты от различных систем ПВО, включая ПЗРК. Минимальная ЭПР истребителя в курсовой плоскости снижена до 1,5 м2. Бортовой комплекс обороны (БКО) Spectraвключает приемники радиолокационного и лазерного излучения, встроенный датчик обнаружения подлета ракет (работающий в ИК-диапазоне), систему выброса тепловых, оптоэлектронных и радиолокационных ложных целей, а также систему постановки активных радиолокационных помех с цифровым управлением. В ее состав планируется включить буксируемую радиолокационную мишень и лазерную систему, предназначенную для поражения приближающихся ракет с тепловой головкой самонаведения. На самолете применена система впрыска в струю выхлопных газов двигателя вещества, блокирующего на время РЛ- и ИК-заметность сопла двигателя.

Благодаря современным цифровым технологиям, система Spectra может в пассивном режиме вести обнаружение целей на большом расстоянии, осуществлять их идентификацию и оценивать степень угрозы. В состав БКО входит высокопроизводительный процессор, в памяти которого накапливаются данные о различных целях. Таким образом, на борту «Rafale» формируется большая база данных с результатами радиотехнической и электронной разведки. В ходе дальнейшего совершенствования системы Spectra возможно появление каналов обмена данными, в результате чего два истребителя «Rafale» смогут методом триангуляции с точностью до метра определить координаты потенциальной угрозы.

С начала разработки «Rafale» рассматривался как элемент глобальной информационной системы НАТО. В его бортовой комплекс были заложены возможности по обмену тактической информацией. С помощью многофункциональной системы распределения информации «Линк 16» каждый истребитель «Rafale» будет иметь доступ к данным, полученным другими самолетами (включая самолеты ДРЛО и У) и наземными средствами наблюдения. Эта система позволит истребителю за счет обмена данными и использования пассивных датчиков минимизировать собственную заметность и внезапно атаковать цель.

Основным оружием «Rafale» против воздушных целей является ракета MICA  класса «воздух-воздух», способная поражать цели в ближнем бою и за пределами визуальной дальности. Ракета имеет стартовую массу 112 кг и отличается высокой маневренностью. С помощью двигателя с отклоняемым вектором тяги, развитого оперения и высокоэффективных поверхностей управления она способна реализовать перегрузку до 50 единиц. Таким образом, MICA по своим параметрам близка российской ракете малой дальности Р-73.

В состав вооружения истребителя «Rafale» входят два варианта ракеты: MICA-ЕМ с активной радиолокационной системой наведения и MICA-IR с тепловизионной головкой самонаведения. Целеуказание ракетам в ближнем воздушном бою может осуществляться с помощью нашлемного прицела «Топсайт». В перспективе самолеты предполагается оснастить управляемыми ракетами (УР) класса «воздух-воздух» большой дальности «Метеор».

Артиллерийское вооружение самолета включает пушку 30 М 791. Эта одноствольная 30-мм револьверная пушка имеет скорострельность 2500 выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда 1025 м/с. Эффективная дальность стрельбы по воздушной цели составляет 1500 м. Боекомплект 125 патронов, снаряженных снарядами, обладающими высокими зажигательными свойствами и проникающей способностью.

Проведенный анализ показывает, что бортовой комплекс и вооружение «Rafale» по составу и характеристикам является современным и позволяет решать широкий перечень боевых задач. Однако очевидно, что боевые возможности авиационного комплекса в значительной степени определяются характеристиками той платформы, на которой это оборудование и вооружение размещаются. За срок службы летательного аппарата его «электронная начинка» может поменяться несколько раз, изменяя его боевые возможности, и даже само предназначение самолета. Чем лучше летные характеристики боевого самолета, тем выше его потенциал для дальнейшей модернизации.

Самолет «Rafale» выполнен по схеме «бесхвостка» с дополнительным цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ПГО),  треугольным среднерасположенным крылом малого удлинения λ = 2,55, стреловидностью χПК = 48º. Вертикальное оперение — однокилевое.

Самолеты такой аэродинамической схемы позволяют иметь меньшую удельную нагрузку на крыло (р = G/S) и коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъемной силе (Сх0). Но при этом данная компоновка обладает более скромными несущими свойствами, имеет более пологую индуктивную поляру (по сравнению с нормальной схемой), что значительно снижает аэродинамическое качество при маневрировании с большими перегрузками. Вследствие неблагоприятного интерференционного взаимодействия ПГО и киля самолеты данной схемы склонны к потере путевой устойчивости и управляемости на углах атаки α ≥ 24º. Таким образом, располагаемый угол атаки «Rafale» ограничен α

доп. = 22º.

Проведем оценку маневренных характеристик истребителя «Rafale» С в диапазоне высот и скоростей, характерных для ведения ближнего воздушного боя, при наиболее благоприятных условиях сочетания массы самолета и тяги силовой установки. Будем считать, что на самолете установлены двигатели М88-3, а вес пустого «Rafale» С после его модернизации не изменился и составляет 9850 кг. Тогда исходные расчетные параметры самолета будут соответствовать данным приведенным в табл. 1. Маневренные характеристики самолета приведены на рис. 2…7 при использовании форсажного режима работы двигателей.

Из данных на рис. 2 видно, что благодаря высокой тяговооруженности «Rafale» С имеет энергетическую скороподъемность практически такую же, как и F-22А. Это качество особенно ценно при решении задач перехвата, при преодолении ПВО, при противоракетном маневрировании в дальнем воздушном бою и обеспечивает безопасный выход из боя.

На рис. 3…5 показаны располагаемые маневренные возможности самолета при маневрировании в горизонтальной плоскости — характеристики виража.

Благодаря малой удельной нагрузки на крыло «Rafale» С имеет высокие располагаемые перегрузки (рис. 3), но при их реализации самолет слишком энергично тормозится, теряя скорость, а вместе с ней и располагаемую перегрузку (nуа расп.). Судя по величинам тангенциальной перегрузки (nха), возникающей при выполнении форсированных виражей (рис. 4), темп падения скорости при выходе на αдоп. и достижении nуэ макс. = 9 составляет 105…125 км/ч за секунду.

Высокий темп падения скорости делает практически не реализуемыми расчетные максимальные значения угловых скоростей разворота ωвир.макс. (рис.5) без угрозы превышения допустимого угла атаки и потери управляемости или превышения nуэ макс. и разрушения конструкции. Реальные ωвир.макс. будут примерно на 5 º/с меньше.

На рис. 6 и 7 показаны характеристики установившихся маневров, выполняемых с постоянной скоростью. Из диаграммы располагаемых перегрузок на рис. 6 и текущих тангенциальных перегрузок на рис. 4 видно, что реализовать nуэ макс. = 9 без потери скорости «Rafale» С может только при полете у земли, начиная маневр на скорости не менее 1000 км/ч. На высотно-скоростном режиме, характерном для начала ближнего воздушного боя (БВБ), «Rafale», несмотря на очень высокую тяговооруженность, начнет терять скорость уже при создании nуа> 7…7,5.

Это объясняется тем, что предельная по тяге нормальная перегрузка определяется не только тяговооруженностью (μ = Р/G, где Р — располагаемая тяга силовой установки; G — расчетный вес самолета), но и текущим значением аэродинамического качества (К) при заданной перегрузке (nу пр. ≈ μ∙К). С ростом перегрузки и угла атаки аэродинамическое качество самолета «Rafale» с крылом малого удлинения будет быстро падать, и при αдоп. = 22º снизится более чем в 5 раз относительно Кмакс..

По мере увеличения полетного веса, высоты и снижения скорости, вследствие уменьшения тяговооруженности данный эффект будет проявляться сильнее, и способность «Rafale» к энергичному маневрированию будет падать.

Чтобы оценить эффективность «Rafale» С при решении одной из основных боевых задач самолета-истребителя, проведем имитационно-стохастическое математическое моделирование ближнего воздушного боя с его участием против российского истребителя поколения 4+ типа Су-35. Считаем, что оба самолета имеют сходное штатное вооружение: четыре УР «воздух-воздух» и артиллерийская установка. Учтены также возможность снижения ИК-заметности «Rafale» за счет впрыска специального состава в струю выхлопных газов двигателей, а также снижение влияния нормальной перегрузки на организм летчика за счет увеличенного до 29º угла наклона спинки кресла.

Оценка эффективности проводится по нескольким критериям, среднестатистические величины которых определяются по результатам моделирования 500 воздушных боев продолжительностью 90 секунд, начинающихся из нейтральной тактической ситуации. Реализации поединков отличаются совокупностью случайных факторов и тактикой поведения противников.

Рассмотрено две группы боев, отличающиеся начальной высотой: Н1 — малые высоты; Н2 — средние высоты. Итоговые результаты одиночных воздушных боев между самолетами «Rafale» С (№2) и Су-35 (№1) представлены в табл. 2.

Полученные результаты показывают, что, несмотря на несколько большую удельную нагрузку на крыло и меньшую тяговооруженность у Су-35, шансы на победу при вступлении в воздушный бой на малых высотах у противников практически одинаковые (WП 1 = WП 2 = 47,4%).

Избыточная нагрузка на крыло нашего истребителя компенсируется большим располагаемым значением коэффициента подъемной силы (Су доп.). В итоге отношение Су доп./р, определяющее располагаемую перегрузку (рис. 3), у самолетов «Rafale» С и Су-35 оказываются одинаковыми (Су доп./р = 0,0051). Кроме того, Су-35, имея двигатели с управляемым вектором тяги, могут сохранять управляемость до критических значений угла атаки и реализовать максимальное значение коэффициента подъемной силы, значительно увеличив Су /р и располагаемую перегрузку на малых скоростях. Однако так называемые «сверхманевренные» возможности нашего истребителя оказываются невостребованными при единоборстве с «Rafale». Показатели эффективности Су-35, приведенные в табл. 2, достигаются при использовании лишь 75% от допустимого угла атаки без использования управления вектором тяги.

Меньшая тяговооруженность нашего самолета с избытком компенсируется более высоким аэродинамическим качеством, что обеспечивает Су-35 заметное преимущество в перегрузках предельных по тяге. Анализ циклограмм текущих перегрузок показывает, что Су-35 на 15% больше по времени удерживает nу ≥ 7.

«Rafale» С, выполняя форсированный маневр, начатый на большой скорости, имеет более высокий градиент нарастания угловой скорости разворота в первые секунды поединка и, соответственно, имеет возможность раньше атаковать. Анализ распределения ракетных пусков по времени показывает, что 46% из них французский истребитель производит в первые 15 секунд.  Если эта атака оказывается успешной — побеждает Rafale, если бой затягивается, тактическое преимущество переходит к нашему самолету и побеждает Су-35. Его атаки более равномерно распределены по времени боя, 48% из них осуществляется в интервале от 30 до 60 секунды.

Анализ взаимного расположения самолетов по истечении времени боя показывает, что в 75% случаев Су-35 находится в задней полусфере (ЗПС) противника. При этом в 32% случаев «Rafale» находится в поле зрения головок самонаведения УР, то есть при наличии ракет может быть вновь атакован.

Типовая картина развития тактической ситуации в воздушном бою на малых высотах показана на рис. 8. Здесь «Rafale» С, выполнив форсированный вираж, успевает осуществить пуск ракеты на 14-й секунде маневрирования, который через три секунды завершился поражением нашего самолета с вероятностью 0,50. Далее инициатива переходит к Су-35, он отвечает четырьмя результативными атаками на 39-, 49-, 64- и 84-й секундах маневрирования. Условий для применения артиллерийского вооружения не возникло. В итоге накопленные за время боя вероятности сбития противников составили: вероятность сбития «Rafale» С — Wсб.2 = 0,77; вероятность сбития Су-35 — Wсб.1 = 0,50. Отсюда следует, что наш истребитель в данной реализации воздушного боя одержал победу с положительной разностью вероятностей сбития ΔW = Wсб.2  Wсб.1 = 0,27.

При увеличении высоты вступления в бой (Н21) тяговооруженность самолетов уменьшается, растет величина потребных для маневрирования углов атаки и в данных условиях фактором, определяющим эффективность истребителя, становится его аэродинамическое совершенство, по которому Су-35 вне конкуренции.

Кратковременное преимущество «Rafale» в начале боя с ростом высоты постепенно исчезает, и три четверти поединков заканчиваются победой Су-35 (WП 1 = 74,2%). Убедительность этих побед подтверждается подавляющим преимуществом нашего истребителя в соотношении количества ракетных атак (n1/n2 = 4,25), атак, завершившихся поражением цели (nэфф.1/nэфф.2 = 3,96), и средней разностью вероятностей сбития противников (DWср. = 0,37).

Типовая картина развития тактической ситуации в воздушном бою на средних высотах показана на рис. 9. Здесь Су-35, как правило, опережает противника в применении вооружения в начале боя и далее сохраняет преимущество, благодаря более высоким маневренным характеристикам. В предложенной реализации воздушного боя наш истребитель в течение 60 секунд полностью расходует запас ракет без единой атаки со стороны противника, добиваясь практически абсолютного успеха (Wсб.2 = 0,96). Бой заканчивается убедительной победой со счетом ΔW = Wсб.2  Wсб.1 = 0,96.

Анализ, проведенный в данной статье, а также в работе [1], показывает следующее:

современные и поступающие на вооружение стран НАТО многофункциональные истребители нацелены, прежде всего, на решение ударных задач, предполагая либо отсутствие активного противодействия в воздухе, либо подавление этого противодействия атаками с больших дальностей, используя глобальное информационное превосходство;

российский истребитель Су-35 способен успешно бороться с противниками типа F-35 (A, B, C), «Rafale» (С, В, М, N), EF-2000 и другими, обеспечивая прикрытие войск и наземных объектов от ударов с воздуха;

признавая высокий боевой потенциал французского многофункционального истребителя «Rafale» поколения 4+, следует отметить, что его завышенная стоимость явно не соответствует эффективности.

В заключение хочется посоветовать нашим коллегам из Индии, Египта и других государств, дружественных России, не тратить деньги на дорогостоящие «игрушки» для ведения колониальных воин, а покупать российское оружие победы марки «Су».

www.aviapanorama.ru

«Вероятность поражения «Рафаля» в бою против Cу-35 выше, стоимость – тоже» «Авиапанорама» № 6, 2015

Отмечу что в статье рассмотрена лишь ситуация ближнего маневренного воздушного боя. При этом из написанного в статье следует что «Рафаль» в ближнем бою на малых высотах как правило будет иметь преимущество первого ракетного пуска, утрачивая его на средних и больших высотах.

Ситуация ракетного боя на средней дистанции в статье не рассматривается. По моему скромному мнению «Рафаль» с модернизированной БРЛС RBE2-AA с АФАР и ракетами MBDA Meteor будет иметь преимущество первого пуска в ракетном бою на средней дистанции если самолёт Су-35С не будет вооружен УР РВВ-БД или перспективной УР с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. В этом случае пилоту Су-35С придётся применять активное ортогональное маневрирование для срыва сопровождения БРЛС противника с одновременным выполнением ракетной контратаки, благо возможности БРЛС нашего истребителя выполнить такой активный маневр позволяют. При этом желательно включение в состав бортового комплекса обороны Су-35С устройства выпуска буксируемых ложных воздушных целей.

К сожалению электронная версия статьи не полна. В ней не приведены таблицы и графики.

Ссылка на статью на сайте журнала

Автор Сергей Левицкий
доктор технических наук,
профессор, академик Академии наук
авиации и воздухоплавания

В начале 1990-х годов сформировался облик и начались летные испытания первого истребителя 5-го поколения F-22. Эксперты определяли его стоимость от 70 до 100 млн долларов, и эта величина казались астрономической. То есть новый истребитель оценивался как звено истребителей 4-го поколения типа F-15С. Отсюда, по критерию «эффективность/стоимость», полагалось, что и боевые возможности нового истребителя должны были возрасти более чем в четыре раза.

Прошла четверть века, и закончилось серийное производство F-22А, началось производство тактических истребителей 5-го поколения F-35А (В, С), состоялось перевооружение боевой авиации европейских государств на самолеты поколения 4+ типа ЕF-2000 и «Rafale». Эти самолеты поставляются на экспорт, и цены на них превзошли самые смелые прогнозы прошлых лет. Так, Франция предлагает Индии и Египту многофункциональный легкий истребитель «Rafale» по 120…130 млн евро за штуку. Что же это за самолет и соответствует ли его эффективность столь высокой стоимости?


Летные испытания одноместных вариантов самолетов «Rafale» С для ВВС Франции и палубного «Rafale» М начались в 1991 году. «Rafale» М имеет характерные отличия палубного самолета: усиленную конструкцию планера, тормозной гак в хвостовой части фюзеляжа, более прочное шасси и измененную конструкцию носовой стойки, позволяющее выдерживать высокие ударные нагрузки при посадке на палубу и катапультный взлет, систему автоматической посадки на палубу и другие. На концевой части киля размещается система «Телемир», которая обеспечивает обмен данными между бортовой навигационной системой и навигационным оборудованием авианосца. В результате «Rafale» М стал на 500 кг тяжелее, чем самолет «Rafale» С.

В 1993 году появился двухместный вариант — «Rafale» В, а в 2006-м — его палубный аналог — «Rafale» N. Эти самолеты предназначены в основном для решения ударных задач по уничтожению наземных и морских целей. Появление второго члена экипажа привело к увеличению массы на 350 кг и к уменьшению запаса топлива во внутренних баках. «Rafale» N лишился встроенной артиллерийской установки.

С 2008 года планировалось поступление на вооружение ВВС и ВМС Франции 198 самолетов «Rafale» С (В) и 35 палубных истребителей «Rafale» М (N).

Самолеты данного типа имели силовую установку в составе двух ТРДДФ М88-2. Этот двигатель отличается малой массой (около 900 кг), компактностью (диаметр 0,69 м) и высокой топливной эффективностью. Температура газов перед турбиной составляет почти 1580ºС, полная степень повышения давления в компрессоре равна 24,5. Удельный расход топлива равен на максимальном режиме работы при тяге 5100 кГ СR = 0,8 кг/(кГ∙час), а на форсаже — 1,7 кг/(кГ∙час). Тяга на форсаже достигает 7650 кГ.

В дальнейшем двигатели М88-2 планировалось заменить на более совершенную версию М88-3 с увеличенной на 20% тягой за счет повышения расхода воздуха.

Семейство «Rafale» имеет стандартный комплект современного оборудования, характерного для многофункционального боевого самолета 4+ и 5-го поколений. Основой информационного комплекса является БРЛС с АФАР RBE-2 с электронным сканированием луча по углу места и азимуту. Станция может работать по воздушным, наземным и надводным целям, формировать цифровую карту местности с высоким разрешением, обеспечивать полет в режиме следования рельефу местности.

Бортовая РЛС RBE-2 способна обнаружить воздушную цель класса «истребитель» с ЭПР σ = 3м2 на дальности до 90 км на фоне свободного пространства и до 55 км — на фоне земли. В режиме действия по воздушным целям БРЛС может обнаруживать и одновременно сопровождать до 40 целей, выбирать из них восемь наиболее приоритетных и обеспечивать одновременное наведение ракет по четырем целям. Зона обзора составляет ±70º по углу места и ±60º по азимуту. Минимальная ЭПР цели, обнаруживаемой в нижней полусфере σ = 0,1м2. Усовершенствованный вариант БРЛС RBE-2АА с повышенной мощностью излучения позволит увеличить дальность обнаружения целей примерно в 1,5 раза.

Истребитель оснащен оптоэлектронной системой переднего обзора OSF. В ее состав входят два модуля (теплопеленгатор и телевизионная камера, способная работать в условиях слабой освещенности), связанные с лазерным дальномером. Функции обнаружения и сопровождения большого числа целей берет на себя тепловой датчик, а идентификацию цели и определение расстояния до нее — телевизионно-лазерный модуль.

Система способна обнаруживать противника, летящего на форсаже, на дальности до 80 км, осуществлять опознавание на дальности до 50 км и определять дистанцию до цели на дальности 30…40 км. Посредством OSF обеспечивается одновременное сопровождение до 10 воздушных целей и ранжирование восьми из них по степени приоритетности.

Для действия по наземным целям и ведения различных видов разведки предусмотрена возможность размещения дополнительного оборудования в подвесном контейнере.

Самолеты «Rafale» имеют высокую степень защиты от различных систем ПВО, включая ПЗРК. Минимальная ЭПР истребителя в курсовой плоскости снижена до 1,5 м2. Бортовой комплекс обороны (БКО) Spectraвключает приемники радиолокационного и лазерного излучения, встроенный датчик обнаружения подлета ракет (работающий в ИК-диапазоне), систему выброса тепловых, оптоэлектронных и радиолокационных ложных целей, а также систему постановки активных радиолокационных помех с цифровым управлением. В ее состав планируется включить буксируемую радиолокационную мишень и лазерную систему, предназначенную для поражения приближающихся ракет с тепловой головкой самонаведения. На самолете применена система впрыска в струю выхлопных газов двигателя вещества, блокирующего на время РЛ- и ИК-заметность сопла двигателя.

Благодаря современным цифровым технологиям, система Spectra может в пассивном режиме вести обнаружение целей на большом расстоянии, осуществлять их идентификацию и оценивать степень угрозы. В состав БКО входит высокопроизводительный процессор, в памяти которого накапливаются данные о различных целях. Таким образом, на борту «Rafale» формируется большая база данных с результатами радиотехнической и электронной разведки. В ходе дальнейшего совершенствования системы Spectra возможно появление каналов обмена данными, в результате чего два истребителя «Rafale» смогут методом триангуляции с точностью до метра определить координаты потенциальной угрозы.

С начала разработки «Rafale» рассматривался как элемент глобальной информационной системы НАТО. В его бортовой комплекс были заложены возможности по обмену тактической информацией. С помощью многофункциональной системы распределения информации «Линк 16» каждый истребитель «Rafale» будет иметь доступ к данным, полученным другими самолетами (включая самолеты ДРЛО и У) и наземными средствами наблюдения. Эта система позволит истребителю за счет обмена данными и использования пассивных датчиков минимизировать собственную заметность и внезапно атаковать цель.

Основным оружием «Rafale» против воздушных целей является ракета MICA класса «воздух-воздух», способная поражать цели в ближнем бою и за пределами визуальной дальности. Ракета имеет стартовую массу 112 кг и отличается высокой маневренностью. С помощью двигателя с отклоняемым вектором тяги, развитого оперения и высокоэффективных поверхностей управления она способна реализовать перегрузку до 50 единиц. Таким образом, MICA по своим параметрам близка российской ракете малой дальности Р-73.

В состав вооружения истребителя «Rafale» входят два варианта ракеты: MICA-ЕМ с активной радиолокационной системой наведения и MICA-IR с тепловизионной головкой самонаведения. Целеуказание ракетам в ближнем воздушном бою может осуществляться с помощью нашлемного прицела «Топсайт». В перспективе самолеты предполагается оснастить управляемыми ракетами (УР) класса «воздух-воздух» большой дальности «Метеор».

Артиллерийское вооружение самолета включает пушку 30 М 791. Эта одноствольная 30-мм револьверная пушка имеет скорострельность 2500 выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда 1025 м/с. Эффективная дальность стрельбы по воздушной цели составляет 1500 м. Боекомплект 125 патронов, снаряженных снарядами, обладающими высокими зажигательными свойствами и проникающей способностью.

Проведенный анализ показывает, что бортовой комплекс и вооружение «Rafale» по составу и характеристикам является современным и позволяет решать широкий перечень боевых задач. Однако очевидно, что боевые возможности авиационного комплекса в значительной степени определяются характеристиками той платформы, на которой это оборудование и вооружение размещаются. За срок службы летательного аппарата его «электронная начинка» может поменяться несколько раз, изменяя его боевые возможности, и даже само предназначение самолета. Чем лучше летные характеристики боевого самолета, тем выше его потенциал для дальнейшей модернизации.

Самолет «Rafale» выполнен по схеме «бесхвостка» с дополнительным цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ПГО), треугольным среднерасположенным крылом малого удлинения λ = 2,55, стреловидностью χПК = 48º. Вертикальное оперение — однокилевое.

Самолеты такой аэродинамической схемы позволяют иметь меньшую удельную нагрузку на крыло (р = G/S) и коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъемной силе (Сх0). Но при этом данная компоновка обладает более скромными несущими свойствами, имеет более пологую индуктивную поляру (по сравнению с нормальной схемой), что значительно снижает аэродинамическое качество при маневрировании с большими перегрузками. Вследствие неблагоприятного интерференционного взаимодействия ПГО и киля самолеты данной схемы склонны к потере путевой устойчивости и управляемости на углах атаки α ≥ 24º. Таким образом, располагаемый угол атаки «Rafale» ограничен αдоп. = 22º.

Проведем оценку маневренных характеристик истребителя «Rafale» С в диапазоне высот и скоростей, характерных для ведения ближнего воздушного боя, при наиболее благоприятных условиях сочетания массы самолета и тяги силовой установки. Будем считать, что на самолете установлены двигатели М88-3, а вес пустого «Rafale» С после его модернизации не изменился и составляет 9850 кг. Тогда исходные расчетные параметры самолета будут соответствовать данным приведенным в табл. 1. Маневренные характеристики самолета приведены на рис. 2…7 при использовании форсажного режима работы двигателей.

Из данных на рис. 2 видно, что благодаря высокой тяговооруженности «Rafale» С имеет энергетическую скороподъемность практически такую же, как и F-22А. Это качество особенно ценно при решении задач перехвата, при преодолении ПВО, при противоракетном маневрировании в дальнем воздушном бою и обеспечивает безопасный выход из боя.

На рис. 3…5 показаны располагаемые маневренные возможности самолета при маневрировании в горизонтальной плоскости — характеристики виража.

Благодаря малой удельной нагрузки на крыло «Rafale» С имеет высокие располагаемые перегрузки (рис. 3), но при их реализации самолет слишком энергично тормозится, теряя скорость, а вместе с ней и располагаемую перегрузку (nуа расп.). Судя по величинам тангенциальной перегрузки (nха), возникающей при выполнении форсированных виражей (рис. 4), темп падения скорости при выходе на αдоп. и достижении nуэ макс. = 9 составляет 105…125 км/ч за секунду.

Высокий темп падения скорости делает практически не реализуемыми расчетные максимальные значения угловых скоростей разворота ωвир.макс. (рис.5) без угрозы превышения допустимого угла атаки и потери управляемости или превышения nуэ макс. и разрушения конструкции. Реальные ωвир.макс. будут примерно на 5 º/с меньше.

На рис. 6 и 7 показаны характеристики установившихся маневров, выполняемых с постоянной скоростью. Из диаграммы располагаемых перегрузок на рис. 6 и текущих тангенциальных перегрузок на рис. 4 видно, что реализовать nуэ макс. = 9 без потери скорости «Rafale» С может только при полете у земли, начиная маневр на скорости не менее 1000 км/ч. На высотно-скоростном режиме, характерном для начала ближнего воздушного боя (БВБ), «Rafale», несмотря на очень высокую тяговооруженность, начнет терять скорость уже при создании nуа> 7…7,5.

Это объясняется тем, что предельная по тяге нормальная перегрузка определяется не только тяговооруженностью (μ = Р/G, где Р — располагаемая тяга силовой установки; G — расчетный вес самолета), но и текущим значением аэродинамического качества (К) при заданной перегрузке (nу пр. ≈ μ∙К). С ростом перегрузки и угла атаки аэродинамическое качество самолета «Rafale» с крылом малого удлинения будет быстро падать, и при αдоп. = 22º снизится более чем в 5 раз относительно Кмакс..

По мере увеличения полетного веса, высоты и снижения скорости, вследствие уменьшения тяговооруженности данный эффект будет проявляться сильнее, и способность «Rafale» к энергичному маневрированию будет падать.

Чтобы оценить эффективность «Rafale» С при решении одной из основных боевых задач самолета-истребителя, проведем имитационно-стохастическое математическое моделирование ближнего воздушного боя с его участием против российского истребителя поколения 4+ типа Су-35. Считаем, что оба самолета имеют сходное штатное вооружение: четыре УР «воздух-воздух» и артиллерийская установка. Учтены также возможность снижения ИК-заметности «Rafale» за счет впрыска специального состава в струю выхлопных газов двигателей, а также снижение влияния нормальной перегрузки на организм летчика за счет увеличенного до 29º угла наклона спинки кресла.

Оценка эффективности проводится по нескольким критериям, среднестатистические величины которых определяются по результатам моделирования 500 воздушных боев продолжительностью 90 секунд, начинающихся из нейтральной тактической ситуации. Реализации поединков отличаются совокупностью случайных факторов и тактикой поведения противников.

Рассмотрено две группы боев, отличающиеся начальной высотой: Н1 — малые высоты; Н2 — средние высоты. Итоговые результаты одиночных воздушных боев между самолетами «Rafale» С (№2) и Су-35 (№1) представлены в табл. 2.

Полученные результаты показывают, что, несмотря на несколько большую удельную нагрузку на крыло и меньшую тяговооруженность у Су-35, шансы на победу при вступлении в воздушный бой на малых высотах у противников практически одинаковые (WП 1 = WП 2 = 47,4%).

Избыточная нагрузка на крыло нашего истребителя компенсируется большим располагаемым значением коэффициента подъемной силы (Су доп.). В итоге отношение Су доп./р, определяющее располагаемую перегрузку (рис. 3), у самолетов «Rafale» С и Су-35 оказываются одинаковыми (Су доп./р = 0,0051). Кроме того, Су-35, имея двигатели с управляемым вектором тяги, могут сохранять управляемость до критических значений угла атаки и реализовать максимальное значение коэффициента подъемной силы, значительно увеличив Су /р и располагаемую перегрузку на малых скоростях. Однако так называемые «сверхманевренные» возможности нашего истребителя оказываются невостребованными при единоборстве с «Rafale». Показатели эффективности Су-35, приведенные в табл. 2, достигаются при использовании лишь 75% от допустимого угла атаки без использования управления вектором тяги.

Меньшая тяговооруженность нашего самолета с избытком компенсируется более высоким аэродинамическим качеством, что обеспечивает Су-35 заметное преимущество в перегрузках предельных по тяге. Анализ циклограмм текущих перегрузок показывает, что Су-35 на 15% больше по времени удерживает nу ≥ 7.

«Rafale» С, выполняя форсированный маневр, начатый на большой скорости, имеет более высокий градиент нарастания угловой скорости разворота в первые секунды поединка и, соответственно, имеет возможность раньше атаковать. Анализ распределения ракетных пусков по времени показывает, что 46% из них французский истребитель производит в первые 15 секунд. Если эта атака оказывается успешной — побеждает Rafale, если бой затягивается, тактическое преимущество переходит к нашему самолету и побеждает Су-35. Его атаки более равномерно распределены по времени боя, 48% из них осуществляется в интервале от 30 до 60 секунды.

Анализ взаимного расположения самолетов по истечении времени боя показывает, что в 75% случаев Су-35 находится в задней полусфере (ЗПС) противника. При этом в 32% случаев «Rafale» находится в поле зрения головок самонаведения УР, то есть при наличии ракет может быть вновь атакован.

Типовая картина развития тактической ситуации в воздушном бою на малых высотах показана на рис. 8. Здесь «Rafale» С, выполнив форсированный вираж, успевает осуществить пуск ракеты на 14-й секунде маневрирования, который через три секунды завершился поражением нашего самолета с вероятностью 0,50. Далее инициатива переходит к Су-35, он отвечает четырьмя результативными атаками на 39-, 49-, 64- и 84-й секундах маневрирования. Условий для применения артиллерийского вооружения не возникло. В итоге накопленные за время боя вероятности сбития противников составили: вероятность сбития «Rafale» С — Wсб.2 = 0,77; вероятность сбития Су-35 — Wсб.1 = 0,50. Отсюда следует, что наш истребитель в данной реализации воздушного боя одержал победу с положительной разностью вероятностей сбития ΔW = Wсб.2 Wсб.1 = 0,27.

При увеличении высоты вступления в бой (Н2>Н1) тяговооруженность самолетов уменьшается, растет величина потребных для маневрирования углов атаки и в данных условиях фактором, определяющим эффективность истребителя, становится его аэродинамическое совершенство, по которому Су-35 вне конкуренции.

Кратковременное преимущество «Rafale» в начале боя с ростом высоты постепенно исчезает, и три четверти поединков заканчиваются победой Су-35 (WП 1 = 74,2%). Убедительность этих побед подтверждается подавляющим преимуществом нашего истребителя в соотношении количества ракетных атак (n1/n2 = 4,25), атак, завершившихся поражением цели (nэфф.1/nэфф.2 = 3,96), и средней разностью вероятностей сбития противников (DWср. = 0,37).

Типовая картина развития тактической ситуации в воздушном бою на средних высотах показана на рис. 9. Здесь Су-35, как правило, опережает противника в применении вооружения в начале боя и далее сохраняет преимущество, благодаря более высоким маневренным характеристикам. В предложенной реализации воздушного боя наш истребитель в течение 60 секунд полностью расходует запас ракет без единой атаки со стороны противника, добиваясь практически абсолютного успеха (Wсб.2 = 0,96). Бой заканчивается убедительной победой со счетом ΔW = Wсб.2 Wсб.1 = 0,96.

Анализ, проведенный в данной статье, а также в работе [1], показывает следующее:

современные и поступающие на вооружение стран НАТО многофункциональные истребители нацелены, прежде всего, на решение ударных задач, предполагая либо отсутствие активного противодействия в воздухе, либо подавление этого противодействия атаками с больших дальностей, используя глобальное информационное превосходство;

российский истребитель Су-35 способен успешно бороться с противниками типа F-35 (A, B, C), «Rafale» (С, В, М, N), EF-2000 и другими, обеспечивая прикрытие войск и наземных объектов от ударов с воздуха;

признавая высокий боевой потенциал французского многофункционального истребителя «Rafale» поколения 4+, следует отметить, что его завышенная стоимость явно не соответствует эффективности.

В заключение хочется посоветовать нашим коллегам из Индии, Египта и других государств, дружественных России, не тратить деньги на дорогостоящие «игрушки» для ведения колониальных воин, а покупать российское оружие победы марки «Су».


ak-12.livejournal.com

Su-35: Су-30 против Rafale: виртуальный бой

Военный эксперт Михаил Тимошенко сравнил боевые возможности отечественного истребителя Су-30 и французского самолета Rafale, которые конкурируют между собой за право поступить в ВВС Индии. По мнению эксперта, Rafale – хороший самолет, но он «не по плечу» Су-30МКИ.

«Rafale был последней европейской машиной, которую Европа сделала без участия американцев. Ее создавали как многоцелевую, универсальную модель — в варианте истребителя-бомбардировщика и истребителя-перехватчика, однако корабельные истребители Rafale разбивались», — отметил военный эксперт.

По мнению Тимошенко, Су-30МКИ — принципиально иная машина, созданная для завоевания превосходства в воздухе. Предельный боевой радиус у Су-30МКИ 4000 км, а у Rafale около 2000.

«Фактически Cу может обслуживать большую территорию. К примеру, тебе уже не нужно перебрасывать самолет из Бомбея в Кашмир, можно и из Бомбея противника достать», — рассказал Тимошенко.

В открытых источниках говорится, что французский истребитель может нести большую боевую нагрузку, но это утверждение спорно, считает эксперт.

«У Rafale объявлено, что 9,5 тонн у Cу — традиционно 8, но тут не сравнивается боевая эффективность. У Су-30МКИ очень широкий набор ракет, вплоть до ракеты-убийцы «Аваксов», ее дальность до 400 км, у французского истребителя вооружение максимум дает 150 км», — заметил эксперт.

Он резюмировал, что в открытом воздушном бою Су-30 не оставил бы Rafale никаких шансов, уничтожив французский истребитель ракетой на дальней дистанции.

Ранее индийские СМИ сообщили о том, что министерство обороны Индии может отказаться от закупки французских истребителей Rafale, которые выиграли тендер в 2012 году, и приобрести вместо них российские Су-З0МКИ. Среди причин называлась возросшая стоимость контракта, а также нежелание Франции передавать индийской стороне технологии.

ТРК «Звезда»

cont.ws

Иностранцы честно сравнили Су-35 с истребителем ЕС «Тайфун»: «хищник против дутого пиара»

Популярная американская интернет-площадка «Facts Box» — это канал проводящий не предвзятые сравнения боевой техники из различных стран мира. По очевидным причинам, существенную часть их сравнений занимает техника российского производства и натовских сил. В данном случае, речь пойдет об ударных боевых самолетах Су-35 и европейских истребителях «Тайфун — Еврофайтер».

Как разделились голоса иностранных зрителей, проголосовавших за одного из представленных претендентов? Насколько не предвзятыми могут быть мнения граждан из-за рубежа? Давайте это проясним.

Оригинал на английском:

Тезисы эфира:

— «Eurofighter Typhoon впервые был представлен широкой публике в 2003 году. К настоящему времени было построено около 623 реактивных самолетов данного типа стоимостью по $111 млн. долларов каждый. Машина управляется экипажем из 1 или 2 человек, а ее собственный вес составляет порядка 11 тонн. Максимальная взлетная масса самолета – 23,5 тонны, максимальная скорость – 2495 км/ч. Наибольшая дальностью полета 3790 км, а боевой радиус – 1389. Самолет имеет 13 точек подвески и 27-мм пушку револьверного типа.

Су-35, с другой стороны, впервые был выпущен в 2014 году. К настоящему моменту около 82 данных истребителей находятся в непосредственной эксплуатации. Стоимость каждого из них, составляет менее $65 млн. долларов. Машина управляется экипажем из 1 человека, имеет вес 17,2 тонны, а максимальную взлетную массу в 34,5 тонн. Самолет приводится в движение двумя уникальными форсажными двигателями с управляемым в трех плоскостях вектором коррекции и тягой в 63,8 тонн. Су-35 может развивать максимальную скорость в 2400 км/ч, летать на максимальную дальность в 4506 километров, иметь боевой радиус в 1500 км, нести до 14 видов оружия и использовать 30-мм автоматическую турель револьверного типа.

2. Сила и скорость.

«Тайфун» приводится в движение двумя турбовинтовыми двигателями Eurojet EJ200, которые способны производить 18,3 тонны совмещенной тяги. Потолок полета самолета составляет порядка 19,8 км при скорости подъема около 317 метров в секунду.

Су-35 оснащен двумя двигателями «Сатурн» АЛ-41Ф1С генерирующими значительно большую тягу нежели его противник, без малого достигающую цифру в 30 тонн. С помощью этих двигателей самолет способен набирать максимальную скорость до 2,25 Маха, при потолке полета в 18 километров и скорости подъема 280 метров в секунду.

3. Маневренность.

Если предположить, что оба пилота обоих истребителей одинаково искусны в использовании своих машин, а оба самолета оказались в зоне непосредственного визуального контроля, то Су-35 будет иметь колоссальное лидерство против Eurofighter Typhoon. Причина проста, российский самолет является исключительно маневренной машиной, одним из самых маневренных самолетов, из когда-либо построенных в мире… С другой стороны, Typhoon имеет возможность частично компенсировать эту разницу передней конструкцией аэродинамически-неустойчивой дельты. Это небольшие закрылки у самого носа самолета, позволяющие увеличить подвижность в дозвуковом режиме.

4. Радар и Авионика.

Тайфун оснащен относительно новой авионикой, радаром и широкой серией активных датчиков «Captor M». Однако, Су-35 имеет новейшую систему управления «fly-by-wire». Благодаря возможностям которой, пилот истребителя получает надежно зашифрованный канал радиосвязи, помехоустойчивый канал передачи данных между авиацией эскадрильи и наземным управлением, а также систему кооперации с находящимися по близости самолетами, ПВО, РЛС, и прочими видами военной техники, совмещенной с бортовой ПО.

5. Огневая мощь обоих истребителей сопоставима, и основывается на новейших ракетах работающих за пределами и в пределах визуального диапазона. Тайфун имеет 13 оружейных станций. Су-35 от 12 до 14 жестких точек подвески, что дает ему отличную грузоподъемность.

Так что вы думаете друзья, какой истребитель является победителем? Eurofighter Typhoon НАТО или Су 35 «Flanker» из России? Дайте нам знать об этом ниже, в разделе для комментариев».

 

Перевод отзывов с наибольшей поддержкой:

— «Оба самолета отличные, а это значит, что все будет зависеть от пилотов и конкретной боевой ситуации».
Dоminik Pehterevs

— «Лидер – Еврофайтер-Тайфун».
Mavrick Elevenson

— «Су-35 – победитель».
Abdullah Al Masud

— «Су-35».
RaJbir SiDhu

— «Су-35»
Jeremy Volsche

— «Я думаю, что Су-35 более эффективен. А если я ошибаюсь, то скажите мне почему. Ведь даже при прямом сравнении голых характеристик, все выходит именно таким образом».
Rise Of The Samurai

— «Су-35 – определенный лидер. При цене вдвое меньше Еврофайтера, он имеет либо лучшие, либо сходные с ним характеристики. Поэтому мне кажется, что все, кто утверждает обратно, либо предвзяты, либо ослеплены собственным ура – патриотизмом натовских стран».
xWHOGAFx

— «Су-35 крупнее и ориентирован на превосходство в воздухе. Еврофайтер меньше, и с менее мощным радаром. Помимо этого, Су-35 несет на борту двухдиапазонный радар, и способен поднять большее количество ударных систем и вооружения. На близком расстоянии в «собачей схватке» Су-35 также демонстрирует всё превосходство трехмерной векторной тяги, а также более мощного оружия и уникальных комплексов радио – электронной борьбы. Плюс ко всему, никто не упомянул о том, что Су-35 имеет такое преимущество, как фронтальная скрытность, а она позволяет делать самолет малозаметным в условиях дальнего боя. Иначе говоря, Тайфун не сможет использовать свое единственное преимущество — ракеты дальнего радиуса действия, а значит, здесь просто не о чем говорить. Су-35 – лидер сравнения, и не понимать этого просто нельзя».
James B.

Руслан Хубиев [RoSsi BaRBeRa] , специально для проекта
ВЕЖЛИВАЯ РОССИЯ

www.nasha-strana.info

Опасные встречи «Сушек» и «Rafale F-3R» в «разорванном небе» Европы. Что сулит новый «сюрприз» от «Дассо»?

ФРАНЦУЗСКИЙ ФАКТОР В МИЛИТАРИЗАЦИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ ЗАПАДНЫХ РУБЕЖЕЙ ОДКБ


Сразу после единогласного утверждения американским Сенатом очередного пакета антироссийских санкций 15 июня 2017 года официальный Париж в лице спикера французского МИДа выступил с резкой критикой данного решения по причине его кардинальных расхождений с интересами ведущих западноевропейских государств. Это неудивительно, ведь новый список ограничений наносит существенный экономический удар исключительно по энергетической безопасности Европейского союза. В частности, под «одержимый заокеанский каток» попадают такие стратегически важные французские компании энергетического сектора, как «Engine», занимающая далеко не последнее место в проекте «Северный поток-2», а также «Total», владеющая 20%-ным пакетом акций предприятия по производству сжиженного природного газа «Ямал-СПГ» и 50% запасов Харьягинского нефтяного месторождения в Ямало-Ненецком АО.

Несмотря на недовольную риторику Парижа, командование ВС Франции, вновь введённое в военные структуры Североатлантического альянса в апреле 2009 года, благополучно участвует в активной милитаризации приграничных с Россией стран Балтии. Так, ещё в августе 2016-го года, командование ВВС Франции перебросило на литовскую авиабазу в Шяуляе звено из 4-х многоцелевых истребителей «Mirage-2000-5» для патрулирования воздушного пространства над Балтийским морем, а также вдоль литовско-белорусской воздушной границы. Более того, 29 марта 2017-го года, на военные объекты в Эстонии прибыло 4 французских ОБТ AMX-56 «Leclerc», являющихся наиболее сетецентрическими танками западноевропейской разработки с танковой информационно-управляющей системой ICONE TIS и СУО «Savan-20», 13 БМП VBCI, а также десятки ББМ VAB и VBL. Все эти «звоночки» чётко свидетельствуют о том, что вне зависимости от причины эскалации военного конфликта между Россией и НАТО на Восточноевропейском ТВД, Вооружённые силы Франции, в особенности ВВС, будут «плотно» в него втянуты.


Французские многоцелевые истребители семейства «Mirage 2000C/-5» достаточно давно участвуют в различных воздушных операциях ОВВС НАТО близ российского воздушного пространства. На данной фотографии, сделанной 12 мая 2011-года, запечатлён момент сопровождения истребителем «Mirage 2000C» российского самолёта радиотехнической разведки Ил-20М «Лысуха» над Балтийским морем. Данный истребитель с кодом «103-KE» и бортовым номером «101» принадлежит истребительной эскадрильи EC 1/12 «Cambresis» ВВС Франции, часть которой была переброшена на литовскую авиабазу Шяуляе 28 апреля 2011-го года. Уже 30 мая эти же истребители выполняли «перехват» самолёта ДРЛОиУ А-50 и эскортирующего Су-27 (фото ниже). Примечательно, что во время сближения «Миражей» с авиацией ВВС России, на узлах подвески первых можно было заметить лишь ракеты ближнего воздушного боя «Magic-2» и большие ПТБ. Несмотря на высокие маневренные качества этой ракеты (максимальная перегрузка до 45 ед. и полёт с большими углами атаки), предельный радиус действия не превышает 3 км на малой высоте и 8 — 10 км в стратосфере. Сейчас они патрулируют уже с УРВВ «MICA-EM», что является главным индикатором усложнившейся военно-политической обстановки

Стоит отметить, что за последние годы Россия предприняла ряд ответных контрмер, направленных на парирование усиливающегося ударного «кулака» ОВС НАТО в Восточной Европе. В частности, сделан максимально возможный акцент на усиление войск ПВО Республики Беларусь, являющейся вторым стратегическим рубежом обороны ОДКБ, наравне с Калининградской областью, на западном воздушном направлении. К примеру, в рамках Союзного государства и ОДКБ, Россия за последние несколько лет на безвозмездной основе передала Военно-воздушным силам и войскам ПВО Белоруссии 2 зенитно-ракетных дивизиона С-400 «Триумф», а также 4 дивизиона ранних ЗРК С-300ПС.

Если взглянуть на карту и оценить протяжённость границ Белоруссии со странами-участницами НАТО, то становится ясно, что с учётом ранее имеющихся у РБ 12 дивизионов С-300ПТ/ПС и С-300В, а также 4 дивизионов ЗРК «Бук», этого количества хватит для создания двух полноценных рубежей противоракетной обороны на западных подступах к ОДКБ. И что самое главное, уже сейчас может быть обеспечена надёжная ПВО-ПРО не только средневысотных и высотных участков воздушной границы РБ, но и низковысотных, ведь известно, что для создания сплошного радиолокационного поля между дивизионами С-300/400 (с учётом использования универсальных вышек 40В6М и явления радиогоризонта), последние должны быть размещены на удалении 55—65 км друг от друга, следовательно, для создания одного западного рубежа низковысотной ПВО, применительно к Белоруссии, достаточно 10 дивизионов С-300ПС или С-400.

Для перекрытия «мёртвых зон» «Трёхсоток/Четырёхсоток», описанных 5 — 3-километровыми радиусами от пусковых установок 5П85С и 5П85ТЕ2, белорусские подразделения ПВО имеют в распоряжении не менее 12 4-хканальных ЗРСК малой дальности «Тор-М2Э», а также некоторое количество не менее совершенных ЗРК Т38 «Стилет» разработки белорусского научно-производственного объединения «Тетраэдр». Огромная важность поддержания высокого боевого потенциала ВВС и ПВО Белоруссии легко объясняется «космическими» скоростями обновления ВВС Польши перспективными тактическими крылатыми ракетами большой дальности AGM-158A/B JASSM/-ER. Данное высокоточное оружие с ЭПР около 0,05 — 0,1м2 и высотой полёта около 20 — 50 м, в случае его запуска над Польшей или Литвой, способно добраться практически до любого стратегически важного объекта России в пределах Вологды, Нижнего Новгорода и Воронежа. JASSM-ER — изделие куда более малозаметное и коварное, нежели «Томагавки».

Последней новостью о модернизации ВВС Белоруссии стали детали контракта по приобретению эскадрильи из 12 российских Су-30СМ общей стоимостью в 600 млн. долларов, которые будут приняты на вооружение уже к 2021 году. Несмотря на то, что «льготная» стоимость каждой машины составит для Минска порядка 50 млн. долларов, для минимизации нагрузки на белорусскую экономику будут применены выгодные кредитные условия и замедление темпов поставки истребителей. Оценивая нынешнее состояние истребительного авиапарка ВВС Белоруссии, становится понятно, что данный контракт следовало заключить ещё в 2013-м — 2014-м, когда насыщенность авиабаз стран Балтии «Миражами», «Тайфунами» и F-16C Block 52+ была минимальной. Теперь же осуществить «перелом» в расстановке сил будет очень непросто, а особенно, когда заказана лишь одна эскадрилья из 12 самолётов. И это на стратегически важном западном воздушном направлении, где перевес противника десятикратный! Но здесь проблема не столь существенная, ведь при появлении малейших признаков приближающейся эскалации в воздушном пространстве РБ мгновенно появится сразу несколько истребительных эскадрилий ВКС России, представленных истребителями Су-35С, Су-27СМ и МиГ-35, которые значительно опережают F-16C Block 52+ и «Тайфуны», состоящие на вооружении ВВС Польши и Германии.

Гораздо больше неприятностей в данном случае может создать активно развивающаяся программа модернизации французских многоцелевых истребителей поколения «4++» «Rafale». В данный момент французские ВВС располагают примерно 110 действующими «Rafale F2/3». Начиная с 2013-го года часть данных машин получила бортовые РЛС с активной ФАР RBE2 AESA вместо радаров предыдущего поколения c пассивной ПФАР RBE2 PESA. Энергетические параметры новой версии с АФАР примерно на 65% выше, нежели у ПФАР-радара. Если «Рафали F2/3» c радаром RBE2 PESA обнаруживают цель типа Су-30СМ на удалении до 120 км, а МиГ-29СМТ — до 90 км, не обладая серьёзными преимуществами в дальнем воздушном бою даже перед Су-27СМ, то «Рафали» с новыми РЛС RBE2 AESA могут обнаруживать их на удалении 140—190, а это совершенно меняет ситуацию. Если сравнить данную версию «Rafale» с Су-30СМ, то получается такая картина: РЛС Н011М «Барс» имеет одинаковый энергетический потенциал с французской RBE2 AESA, но за счёт примерно в 7-10 раз меньшей ЭПР «Рафаля» ( 1 против 12 м2), французский пилот обнаружит «Сушку» значительно раньше (на удалении 200 км), в то время как экипаж нашего истребителя обнаружит «француза» на дальности 140—150 км.

Сегодня этот недостаток Су-30СМ перед «Рафалем» существенно не скажется на исходе гипотетической воздушной дуэли, поскольку основным вооружением завоевания превосходства воздухе у «Рафалей» остаются УРВВ средней дальности «MICA-IR/EM». Данные ракеты класса «вооздух-воздух» оснащаются продвинутой активной радиолокационной головкой самонаведения (АРГСН) AD4A, работающей в Ku-диапазоне сантиметровых волн (аналогичная АРГСН используется в ракетах-перехватчиках «Aster-15/30»), имеют газоструйную систему управления вектором тяги, позволяющую маневрировать с перегрузками более 50 ед; но есть у них и очень заметный недостаток — дальность поражения воздушных целей в переднюю полусферу достигает лишь 60 — 65 км (меньше, чем у первой модификации Р-77). На фоне небольшого радиуса действия ракет «MICA» наши Су-30СМ оснащаются уже более современными РВВ-СД («Изделие 170-1»), дальность которых достигает 110 км. Таким образом, находящиеся в строевых частях модификации «Рафалей» не спасает ни мощный бортовой радар, ни достаточно малая радиолокационная сигнатура планера.

Ещё более неприятная для французских лётчиков ситуация сложится в случае, если в роли соперников выступят Су-30СМ или Су-35С, оснащённые контейнерами индивидуальной и групповой защиты комплексов радиоэлектронной борьбы Л-265 «Хибины-М/У». Приданная комплексам станция пассивной радиоэлектронной разведки «Проран» безошибочно определит частотный диапазон работы РЛС RBE2 AESA, после чего излучающие модули Л-265 начнут постановку помех, в 2-3 раза уменьшающих дальность действия рафалевского бортового радара. Но на «Rafale» модификаций F2/3 «Dassault Aviation» останавливаться не планирует.

Так, 20 июня 2017 года военно-технический новостной ресурс defense-aerospace.com со ссылкой на Минобороны Франции сообщил о достижении многоцелевым истребителем «Rafale F3-R» оперативной боевой готовности уже к 2018 году; в этом же году должно начаться и принятие машин на вооружение строевых частей ВВС Франции. Модификация F3-R предусматривает интеграцию дополнительного аппаратного пакета БРЭО, адаптирующего истребитель к применению оптико-электронного прицельного комплекса «TALIOS», работающего в телевизионном и инфракрасном каналах визирования. Контейнер размещается на дополнительном узле подвески под воздушным каналом правого воздухозаборника. Высококачественная оптическая система увеличения телевизионного канала, вместе с цифровым зумом, позволяет реализовать суммарное увеличение в 60—70X (угол обзора при этом составляет 0,77×0,58°). При способствующих атмосферных условиях ТВ-канал контейнера «TALIOS» позволяет идентифицировать тип танка на удалении 40-50 км и корвета/фрегата — до 70 км.


Контейнер оптико-электронной разведки и целеуказания «TALIOS», разработанный компанией «Thales», является одним из лучших модулей контейнерного исполнения в сравнении с такими аналогами, как нортроповский «Litening G4», локхидовский AN/AAQ-33 «Sniper ATP», а также турецкий «AselPOD» от компании «Aselsan». К большому сожалению, в связи с многоуровневыми санкциями и частичной зависимостью от западной элементной базы, проекты многоканальных оптико-электронных контейнеров целеуказания Т-220Э и «Сапсан-Э» (для истребителей поколения «4+/++» МиГ-29СМТ, МиГ-29М и Су-35С и Су-30СМ) были на неопределённый период полностью «заморожены», что негативно сказалось на ударных возможностях тактической авиации в плане низкой индивидуальной информационной освещённости пилотов. Единственная машина, боевые качества которой не пострадали от отсутствия подвесных средств целеуказания, — это Су-34. На всех серийных «тактиках» установлен интегрированный ОЛПК целеуказания «Платан», расположенный между воздухозаборниками. Сейчас остаётся надеяться лишь на то, что в серию запустят перспективный контейнерный ОЛПК 101 КС-Н (фото ниже), предназначенный для истребителей 5-го поколения Т-50 ПАК ФА

Инфракрасный канал обладает суммарным зумом (оптический + цифровой) порядка 45—50X, что очень неплохо для тепловизионных визиров. Инфракрасная матрица «TALIOS» работает в среднем диапазоне волн с длиной 3-5 мкм, который отлично подходит для обнаружения не только «горячих» наземных объектов, но и для объектов, температура которых лишь на 3 — 5ºС отличается от окружающей среды. К примеру, с большой долей вероятности будут обнаруживаться едва тёплые участки моторно-трансмиссионных отделений бронетехники противника, которая прибыла на место дислокации несколько часов назад, также без затруднений будут засекаться отработавшие артиллерийские установки, орудия которых ещё теплы от пороховых газов. Способен «TALIOS» работать и в режиме «воздух-воздух», а поэтому может отлично дополнять возможности оптико-электронного комплекса OSF, датчик которого находится перед фонарём кабины пилота. Совместное применение пассивных оптико-электронных датчиков «TALIOS» и OSF превратит «Rafale F3-R» в ещё более грозную тактическую боевую машину, не раскрывающую своего местоположения до последнего момента благодаря выключенному радару RBE2 AESA и достаточно малой ЭПР в сравнении с Су-30СМ или Су-27СМ. Единственным недостатком оптики является лишь значительная зависимость от метеорологической обстановки.

Важнейшей же деталью многоцелевых истребителей «Рафаль» модификации F3-R является возможность использования ракет большого радиуса действия MBDA «Meteor» с интегральным ракетно-прямоточным двигателем. Как мы уже успели выяснить в ходе предыдущих работ, данные УРВВ имеют возможность разгона до максимальной скорости в 4800 км/ч на завершающем участке полёта, на что способны лишь китайские PL-12D, PL-21, а также экспериментальные PL-15 с расчётной дальностью 250—300 км. Так, если «перекрутить» AIM-120D на удалении 150—160 км от носителя будет относительно просто ввиду потери скорости до 2000 км/ч, особенно в случае навязывания «догонной» траектории с маневрированием, то избавиться таким же методом от «прямоточной» УРВВ «Meteor» на дальности 140 км от точки запуска вряд ли получится. В данный момент наш истребительный авиапарк, развёрнутый на авиабазах в европейской части России, может противопоставить «Метеорам» исключительно подвесные комплексы радиоэлектронного противодействия семейства «Хибины-М/У», стандартные дипольные отражатели, а также ракеты воздушного боя сверхбольшой дальности Р-37/РВВ-БД.

Многие тут же могут сделать упор на наличие РВВ-БД и попытаться убедить читателей в том, что данных ракет на подвесках Су-35С и МиГ-31БМ достаточно, чтобы одержать полное превосходство над «мелкокалиберным» «Рафалем» с его «Метеорами», но поспешим огорчить: РВВ-БД, при всех своих 280 километрах дальности, предназначена в основном для перехвата маломаневренных сверхзвуковых и гиперзвуковых баллистических объектов, а также самолётов ДРЛОиУ и тактической авиации с тяжёлым ракетно-бомбовым «снаряжением» на дальности более 150 км (максимальная перегрузка поражаемых посредством Р-37/РВВ-БД целей составляет 7-8G). Более того, эта ракета-перехватчик с огромным миделем имеет огромный коэффициент баллистического торможения. Следовательно, сбить такую «вёрткую» цель, как «Рафаль» с помощью Р-37 будет крайне затруднительно. Модернизированные «Rafale F3-R» получат огромное преимущество в плане завоевания превосходства воздухе над Су-30СМ, Су-35 и МиГ-35 до того момента, пока в крупносерийное производство не поступит отечественная УРВВ с интегральным ракетно-прямоточным двигателем РВВ-АЕ-ПД («Изделие-180ПД»), а об этом остаётся только мечтать, — информации о развитии проекта с 2013 года нет.

Управляемая ракета дальнего воздушного боя с твердотопливным ракетно-прямоточным двигателем РВВ-АЕ-ПД

Что касается вероятности ближнего воздушного боя между нашими истребителями и «Rafale F3-R», то здесь сохраняется привычная картина. Планер «Рафаля» построен по аэродинамической схеме «бесхвостка» и оснащён подвижным передним горизонтальным оперением, которое увеличивает угловую скорость разворота по тангажу до 27-30 град/с, что немного лучше, нежели у МиГ-29СМТ и Су-27СМ (22 и 23 град/с соответственно), не оснащённых системой отклонения вектора тяги. Данные машины смогут выиграть «собачью свалку» у «француза» благодаря возможности выполнения «Кобры Пугачёва» и высоким лётно-техническим качествам ракет ближнего боя Р-73, а также опыту лётчиков. Вести длительный «энергетический» ближний воздушный бой с «Рафалем» достаточно трудно, поскольку его тяговооружённость при нормальной взлётной массе достигает 1,1 кгс/кг, а это позволяет постоянно поддерживать высокую для маневрирования скорость. Более того, как и все «бесхвостки» (вспомните пилотаж «Mirage-2000C/-5»), «Rafale» имеет просто ошеломляющую угловую скорость разворота по крену, которая в 1,5 раза выше, чем у семейств Су-27 и МиГ-29, что даёт возможность гораздо «резвей» переводить машину на необходимое направление боевого разворота.

Многофункциональные сверхманевренные истребители поколения «4++» Су-30СМ и Су-35С, оснащённые системой отклонения вектора тяги, смогут легко «перекрутить» «Rafale F3-R» в ближнем воздушном бою. В частности, Су-35С даже без использования ОВТ обладает повышенной энергетикой маневрирования и угловой скоростью разворота в сравнении с различными модификациями Су-27 и Су-30, благодаря применению на 16% более мощных ТРДДФ АЛ-41Ф1С суммарной тягой 29000 кгс, за счёт чего тяговооружённость установилась на уровне 1,15 кгс/кг. Но как вы помните, в воздушных противостояниях XXI века доходить до боёв в пределах визуальной видимости будет крайне редко: своего апогея дальняя «дуэль» будет достигать обычно до пределов визуальной видимости, и, благодаря нашему промедлению с проектом РВВ-АЕ-ПД, «Rafale F3-R» уже в 2018-м году получат серьёзные привилегии в возможных воздушных столкновениях над Балтией, а также Центральной и Восточной Европой.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=17390
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=17371
https://lenta.ru/news/2017/06/20/byelorussian/
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/r37/r37.shtml
http://www.airwar.ru/weapon/avv/magic.html
http://bmpd.livejournal.com/10759.html

topwar.ru

Великая индийская битва: «Рафаль» против Су-30


Два месяца назад в казавшееся спокойно-тягучем  «болото» переговоров индусов с французами по контракту M-MRCA внезапно ворвался Су-30.

И завертелось: вбросы в газетах, заявления политиков, дипломатические баталии… Более менее прояснились позиции сторон: главным «двигателем» Су-30 в качестве альтернативы «рафалей», похоже, является индийская авиационная корпорация HAL . Для нее Су-30 – уже «родной» самолет. Слово «Сухой» вместе с «Су-30» в Индии уже не используются. Это все равно, что у нас вместо ГАЗа говорить «Форд». Самолет, хоть и с трудом, уже освоен индусами, локализация идет во всю. Выгоды HAL налицо: нет геморроя  с освоением производства нового сложного истребителя плюс экономия средств, которые могут быть направлены на другие программы HAL («Теджес», индийский «стелс», «Ситара» и т.д.). Формальным противником позиции HAL являются ВВС Индии. Но странным противником. Так, все СМИ размножили заявление главкома ВВС Индии, что «Рафаль» и Су-30 предназначены для решения разных задач. Ага. Но, дословно это звучало – «их задачи слегка отличаются» (slightly different!). Поддержал «француза», так поддержал! Опять же все помнят недавний вброс в прессу сообщения ВВС Индии о «низкой» надежности Су-30 – только 50% парка боеготовы! Как народ (не наш) радовался! Но на днясь вышли подробности от тех же ВВС Индии – главной проблемой Су-30 был выход из строя двигателей. Более 35 отказов за два последних года. «Но почему мой друг, почему?» — Анализ показал, что главной причиной выхода двигателей из строя было использование некачественного масла в редукторе. «После интенсивных переговоров с русскими вопрос с качеством масло решен». Редукторы чинят. ВВС обещают поднять боеготовность Су-30 с 49% до 70% к концу года. Уже летают 200 истребителей из 279. Опять «Рафаль» поддержали?

Позиция индийских политиков по поводу M-MRCA известна: Make in India. Но как-то странно: делать должны индусы, а отвечать – французы. И в этом благородном деле Су-30 вполне козырная карта. Вчера на заседании в парламенте министр обороны Индии заявил: «Они обязаны сказать нам: смогут они или нет! Мы больше не можем ждать!» (типа, мяч на стороне французов).

Индусы хихикают: кто бы мог подумать, что самое интересное в восьмилетней эпопее конкурса M-MRCA начнется сейчас!

afirsov.livejournal.com

Чем Dassault Rafale лучше Су-35?

Французские самолеты Dassault Rafale превосходят российские «Су-35», пишет индийский портал defencenews.in
Издание утверждает, что французский истребитель обладает меньшей радиолокационной сигнатурой и лучшими летными характеристиками.

Dassault Rafale

Фото: wikimedia.org


Переднее горизонтальное оперение (ПГО) помогает Dassault Rafale быстрее выходить на большие углы атаки, а также быстрее выполнять крен.

Также ПГО, создающее область низкого давления на передней части крыла, улучшает маневренность самолета. Благодаря отношению тяги к весу равному 1,2 французский истребитель имеет устойчивую скорость разворота. Нагрузка на крыло Dassault Rafale равная 275 кг/кв. м создает значительную подъемную силу на больших углах атаки и позволяет самолету мгновенно выполнять развороты в любом направлении.

Скороподъемность французской машины в 305 м/с говорит о высоких параметрах ускорения истребителя.

«Су-35» (Flanker-Е+)

Фото: ausairpower.net


Скороподъемность российского истребителя – 280 м/с, это меньше чем у «Су-30», европейского Eurofighter Typhoon, а также китайских J-11 и J-10. Большая нагрузка на крыло – 377 кг/кв. м говорит о сравнительно низкой скорости выполнения разворота. Зато отношение тяги к весу равное 1,24, указывает на достаточно хорошую скорость выполнения поворота.

В то же время индийский портал утверждает, что «Су-35» имеет большую радиолокационную и инфракрасную сигнатуру, поэтому его легко обнаружить, а дальность собственной РЛС российского истребителя недостаточно велика.
Также, по мнению defencenews.in, наличие у «Су-35» двигателей с управляемым вектором тяги не дает российскому истребителю преимуществ в маневренности над Dassault Rafale.

Чем еще интересен Dassault Rafale?

Прежде всего, Дели необходимы передовые технологии французской машины. Например, «компактный» радар RBE2 с активной ФАР, который индийцы хотели бы установить на свой перспективный истребитель AMCA, а также самолеты Tejas MkII.

Фото: airwar.ru


Также интересен центральный компьютер Dassault Rafale, который сам выбирает наиболее важную информацию для отображения на дисплеях, что упрощает применение оружия и управления самолетом и предусматривает голосовую систему управления.

42.tut.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *