ПС-90А — Сайт Дизелистов СПб ГМТУ
Состоящий из 11 модулей двухконтурный двухвальный ТРД ПС-90А со смешением потоков наружного и внутреннего контуров, с реверсивным устройством в канале наружного контура, разработан для самолетов Ту-204, Ту-214, Ил-96-300 и др.
Первое испытание двигателя состоялось в 1984 г., а Государственные испытания пройдены в 1991 г. ПС-90А имеет сертификат типа Межгосударственного Авиационного Комитета и сертификаты ICAO по шуму и выбросам вредных веществ с апреля 1992 г.
Пассажирский самолет Ил-96-300 с четырьмя ТРДД ПС-90А выполнил свой первый полет в сентябре 1988 г. Эксплуатируется в системе гражданской авиации с 1993 г. ОАО «Пермские моторы» выпустил около 250 двигателей ПС-90А и осуществляет их ремонт. Электронная цифровая двухканальная система выполняет полный объем функций управления двигателем. Развитая бортовая система контроля и диагностики обеспечивает своевременное выявление неисправностей и эксплуатацию двигателя по состоянию. Вентилятор: 1 ступень с 33 титановыми лопатками; степень двухконтурности на взлетном режиме 4,6, на крейсерском 4,8. Компрессор низкого давления: 2 ступени. Компрессор высокого давления: 13 ступеней, регулируемые входной направляющий аппарат и статор первых двух ступеней. Суммарная степень повышения давления в компрессоре 35,5. Камера сгорания трубчато-кольцевая с 12 жаровыми трубами. Турбина высокого давления: 2 ступени, охлаждаемая, Тг = 1640 К. Турбина низкого давления: 4 ступени.
Рвзл. = 16000 кгс
Робр.макс. = 3600 кгс
Ркр. = 3500 кгс (Н = 11000 м, Vп = 850 км/ч)
Суд.кр. = 0,595 кг/кгс.ч
Gв взл. = 470 кг/с
πк взл. = 35,5
πв взл. = 1,64
m взл. = 4,36
Тг взл. = 1565 К
Тг макс. = 1640 К
Мдв. = 2950 кг
Dв = 1900 мм
Lдв. = 5333 мм
Наработка на выключение в полете 30000 часов
Средняя наработка на съем двигателя 5500 часов
Диапазон эксплуатационных темпера- тур -47…+45°С
Высота запуска в полете 7000 м
Срок службы 7 лет
Использование чрезвычайного режима – одноразовое (двигатель подлежит съему)
ПС-90А2 — это модификация двигателя ПС-90А с повышенной надежностью, улучшенной экономичностью, уменьшенной трудоемкостью обслуживания в эксплуатации, возможностью форсирования по тяге, полной взаимозаменяемостью, разрешением на полеты ETOPS для двухдвигательных самолетов, локализацией разрушений при обрыве рабочей лопатки вентилятора под корень, повышенной пожаробезопасностью в связи с заменой части топливных агрегатов на пневматические, возможностью замены рабочих и спрямляющий лопаток вентилятора в эксплуатации, возможностью замены покрытия над рабочим колесом вентилятора в эксплуатации.
В проекте ПС-90А2 участвуют несколько стран: США (модернизация турбины высокого давления — Pratt & Whitney, модернизация подшипниковых опор — Pratt & Whitney, система автоматического управления на базе FADEC — Hamilton Standard, пневмоклапаны механизации двигателя — Honeywell, масляные фильтры — PALL), Франция (оптический пиромеханический преобразователь — Auxitrol, электрические разъемы — Deutsch), Германия (бортовая система контроля двигателя — BGT, топливно-масляные теплообменники — BEHR Industrietechnik, подшипники — FAG), Швеция (подшипники — SKF), Россия (совершенствование конструкции двигателя по результатам эксплуатации, обеспечение испытаний и сертификации усовершенствованных узлов и импортных комплектующих изделий, серийное производство двигателя).
На двигателе внедряется турбина высокого давления новой конструкции со следующими характеристиками: ресурс дисковых деталей не менее 5000 циклов, ресурс лопаток не менее 10000 часов, КПД турбины больше на 2%, охлаждение второй ступени ТВД из-за десятой ступени КВД (вместо седьмой). Оптимизированы также конструкции опор: внедрены контактные графитовые уплотнения, улучшено тепловое состояние подшипников и деталей опор.
Рвзл. = 16000 кгс
Робр.макс. = 3600 кгс
Ркр. = 3700 кгс (Н = 11000 м, Vп = 850 км/ч)
Суд.кр. = 0,595 кг/кгс.ч
Gв взл. = 470 кг/с
Мдв. = 2950 кг
Dв = 1900 мм
Lдв. = 4964 мм
Наработка на выключение в полете 100000 часов
Удельный расход масла 0,6 л/ч
Экономия масла при наработке 1000 часов составляет 400 л, 7000 часов — 2800 л.
Экономия топлива при наработке 1000 часов по сравнению с ПС-90А составляет 21 т, 6000 часов — 168 т.
Средняя наработка на съем двигателя: Ил-96-300 — 7500 часов, Ту-204 — 6000 часов
Диапазон эксплуатационных темпера- тур -55…+45°С
Высота запуска в полете 9000 м
Срок службы 12 лет
Использование чрезвычайного режима — многократное (в течение 3 минут) ПС-90А-76 представляет собой моди- фикацию двигателя ПС-90А с улуч- шенными ресурсными, акустически- ми, эмиссионными характеристиками и показателями надежности. Поста- новка двигателя ПС-90А-76 на самолет Ил-76МФ позволяет снизить удельный расход топлива на 15% по сравнению с установленным на нем в настоящее время ТРДД Д-30КП.
Рвзл. = 14000 кгс
Суд.взл. = 0,372 кг/кгс.ч
Gв взл. = 451 кг/с
mвзл. = 4,6
πк взл. = 29,5
πв взл. = 1,61
Тг взл. = 1575 К
Ркр. = 3200 кгс (Н = 11000 м, Мп = 0,8)
Суд.кр. = 0,594 кг/кгс.ч
Gв кр. = 490 кг/с
mкр. = 4,5
πк кр. = 34,7
πв кр. = 1,69
Тг кр. = 1325 К
Dв = 1900 мм
Мдв. = 2800 кг
Общетехнический ресурс 25000 часов
ПС-90А12 разрабатывается на базе серийного двигателя ПС-90А и является его модификацией с уменьшенной взлетной тягой. Конструктивные особенности двигателя и параметры цикла обеспечивают лучшие (по сравнению с базовым двигателем) ресурс, надежность, эксплуатационные и экологические характеристики.
Предназначается для установки на ближнеи среднемагистральный самолет Як-46, а также может рассматриваться в качестве силовой установки модификаций самолетов Ил-76ТД, Ил-62М, Ту-154М.
Рвзл. = 12000 кгс
Суд.взл. = 0,357 кг/кгс.ч
Gв взл. = 369 кг/с
mвзл. = 5,05
πк взл. = 21,4
πв взл. = 1,60
Тг взл. = 1536 К
Dв = 1670 мм
Мдв. = 2300 кг
Ркр. = 2300 кгс (Н = 11000 м, Мп = 0,8)
Суд.кр. = 0,582 кг/кгс.ч
Gв кр. = 381 кг/с
mкр. = 4,91
πк кр. = 23,3
πв кр. = 1,61
Тг кр. = 1239 К
Общетехнический ресурс 20000 часов
Модификация двигателя ПС-90А-154 с изменениями в конструкции обеспечивает боковое крепление двигателя в носовой части самолета Ту-154М2.
Постановка двигателя ПС-90А-154 на самолет Ту-154М2 позволит снизить расход топлива по сравнению с самолетом Ту-154 на 15% и обеспечит показатели самолета по шуму и эмиссии вредных веществ в соответствии с нормами ICAO.
Рвзл. = 16000 кгс
Суд.взл. = 0,38 кг/кгс.ч
Gв взл. = 471 кг/с
mвзл. = 4,5
πк взл. = 31,9
πв взл. = 1,67
Тг взл. = 1621 К
Ркр. = 3500 кгс (Н = 11000 м, Мп = 0,8)
Суд.кр. = 0,595 кг/кгс.ч
Gв кр. = 504 кг/с
mкр. = 4,4
πк кр. = 37,0
πв кр. = 1,42
Тг кр. = 1370 К
Dв = 1900 мм
Мдв. = 2950 кг
Общетехнический ресурс 20000 часов
www.propulsionplant.ru
ПС-90А-76 Википедия
ПС-90А | |
---|---|
ПС-90А на Ил-96 | |
Тип | турбовентиляторный двигатель |
Страна | Россия Россия |
Годы эксплуатации | с 1989 |
Применение | Ил-96, Ту-204, Ил-76МФ/ТФ, Ил-76МД-90А, Ил-78МК-90 |
Конструктор | Авиадвигатель |
Производитель | Пермский моторный завод |
Всего выпущено | ~300 штук на 2010 год |
Варианты | ПС-90АЕ, ПС-90А(Е)-76, ПС-90А(Е)1, ПС-90А2, ПС-90А3 |
Полная масса | 4160 кг |
Сухая масса | 2950 кг |
Длина | 4964 мм |
Диаметр | 1900 мм |
Тяга взлётная | 16000 (H=0 м, M=0) кгс |
Тяга крейсерская | 3500 (H=11000 м, M=0,8) кгс |
Удельный расход топлива | 0,595 (крейсерский) кг/кгс·ч |
Степень двухконтурности | 4,5 |
Медиафайлы на Викискладе |
ПС-90А — российский турбовентиляторный двигатель с максимальной тягой 16 000 кгс. Производится на ОАО «Пермский моторный завод».
По схеме является двухконтурным турбореактивным двигателем со смешением потоков (внутреннего и наружного контуров). Разработан конструкторским бюро ОАО «Авиадвигатель». Устанавливается на пассажирские самолёты семейства Ил-96 (Ил-96-300 и Ил-96-400), Ту-204 (Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-214), и семейство самолётов Ил-76 (Ил-76МД-90, Ил-76ТД-90, А-50ЭИ, Ил-76МФ). Последняя разработка авиаконструктора П. А. Соловьёва, в честь которого и назван: ПС — Павел Соловьёв.
В конце 1982 года был объявлен конкурс на унифицированный двигатель для пассажирских самолетов нового поколения Ту-204 и Ил-96, удовлетворяющий актуальным мировым требованиям по экономичности, шумности, безопасности и экологическим характеристикам. Основными конкурентами в конкурсе были двигатели НК-64 ОКБ Николая Дмитриевича Кузнецова и Д-90А ОКБ Павла Александровича Соловьева, где последний показал преимущество по удельному расходу топлива, массе, степени двухконтурности и себестоимости производства
Двигатель эксплуатируется по техническому состоянию в пределах назначенных ресурсов (циклов) основных деталей. Максимальная наработка без снятия с крыла составляет 12 198 часов (з.н. 3949043102040), что в два раза превышает межремонтный интервал двигателей предыдущего поколения, а лидерный двигатель наработал 35 503 ч (з.н. 3949042001017)[6].
ПС
ru-wiki.ru
90А-76 — это… Что такое ПС-90А-76?
ПС-90А | |
---|---|
ПС-90А-2 с Ил-96 | |
Тип: | турбореактивный двухконтурный |
Страна: | Россия |
Использование: | |
Годы эксплуатации: | с 1992 |
Применение: | Ил-96, Ту-204, Ил-76МФ |
Производство: | |
Варианты: | ПС-90А, ПС-90А-76, ПС-90А-1, ПС-90А-2 |
Рабочие характеристики | |
Тяга: | 16000 кгс |
ПС-90А — российский двухконтурный турбореактивный авиационный двигатель с максимальной тягой 16 000 кгс. Устанавливается на пассажирских самолётах Ил-96-300, Ил-96-400, Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-214 и транспортном Ил-76МФ. Последняя разработка авиаконструктора П. А. Соловьёва, в честь которого и назван. Производство осуществляет ОАО «Пермский Моторный Завод».
ПС-90 разрабатывался специально для нового поколения российских самолётов, чтобы удовлетворить все требования авиакомпаний по экономичности, мощности и уровню шумового загрязнения. ПС-90 демонстрирует двойное превосходство по всем параметрам над двигателями, разработанными в 60-х — 70-х и составляет конкуренцию аналогичным западным двигателям. ПС-90 сертифицирован в 1992 и с тех пор находится в эксплуатации.
Технические характеристики
Технические характеристики двигателя ПС-90А | |
---|---|
Тяга на взлётном режиме: | 16000 кгс |
Тяга на крейсерском режиме (H=11 км, M=0,8): | 3500 кгс |
Уд. расх. топлива на крейс. режиме (H=11 км, M=0,8): | 0,595 кг/кгс·час |
Степень повышения давления в компрессоре: | 38 |
Степень двухконтурности: | 4,5 |
Макс. расход воздуха: | 504 кг/с |
Макс. температура перед турбиной: | 1640 К |
Длина: | 4964 мм |
Диаметр вентилятора: | 1900 мм |
Сухая масса: | 2950 кг |
Варианты
Существует 4 модификации двигателя: базовая ПС-90А, а также ПС-90А-76, ПС-90А-1 и ПС-90А-2.
ПС-90А
Двигатель ПС-90А — базовая версия, устанавливаемая на Ил-96 и Ту-204. Номинальная мощность — 16 000 кгс. Этот двигатель впервые позволил российским самолётам конкурировать с западными по топливной эффективности.
ПС-90А-76
Модификация базовой версии ПС-90А. Разработан специально для замены устаревших Д-30КП на самолётах Ил-76. Этот чрезвычайно удачный транспортный самолёт столкнулся в 90-х с жёсткими международными требованиями по экологичности и шуму. ПС-90А-76 позволяет устранить эти недостатки. Номинальная мощность — 14 500 кгс.
ПС-90А-1
Модификация базовой версии ПС-90А. Увеличена тяга двигателя на максимальном режиме до 17 400 кгс. Кроме этого, двигатель оснащен малоэмиссионной камерой сгорания и новыми звукопоглощающими конструкциями 2-го поколения. Предназначен для эксплуатации на транспортном самолёте Ил-96-400Т и на пассажирском Ил-96-400М. В последние дни 2007 года ОАО «Авиадвигатель» получило официальный документ, подтверждающий сертификацию авиационного двигателя ПС-90А-1 — дополнение № 29 к сертификату типа двигателя ПС-90А.
ПС-90А-2
Модификация ПС-90А.
Унифицированный двигатель ПС-90А-2 предназначен для самолетов типа Ил-96, Ту-204/Ту-214.
По сравнению с базовым ПС-90А двигатель ПС-90А-2 обладает рядом преимуществ, в числе которых:
— повышение надежности в 1,5…2 раза;
— снижение стоимости жизненного цикла на 37 %;
— уменьшение трудоемкости обслуживания в эксплуатации в 2 раза;
— возможность форсирования по тяге до 18000 кгс;
— полная взаимозаменяемость с двигателем ПС-90А;
— сохранение весовых характеристик;
— стабильность параметров в процессе эксплуатации;
— соответствие нормам ИКАО 2006 года по шуму (самолетов Ту-204, Ил-96-300) и нормам ИКАО 2008 года по эмиссии;
— разрешение на полеты ETOPS 180 2х-двигательных самолетов;
— локализация разрушений при обрыве рабочей лопатки вентилятора под корень;
— повышение пожаробезопасности в связи с заменой части топливных агрегатов на пневматические;
— возможность замены рабочих и спрямляющих лопаток вентилятора в эксплуатации;
— сертификация по АП-33 (соответствуют Нормам летной годности США FAR 33).
Разработка двигателя ведется совместно с фирмой Pratt & Whitney.
Сертификация двигателя запланирована на 2009 год.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
90А-2 — это… Что такое ПС-90А-2?
ПС-90А | |
---|---|
ПС-90А-2 с Ил-96 | |
Тип: | турбореактивный двухконтурный |
Страна: | Россия |
Использование: | |
Годы эксплуатации: | с 1992 |
Применение: | Ил-96, Ту-204, Ил-76МФ |
Производство: | |
Варианты: | ПС-90А, ПС-90А-76, ПС-90А-1, ПС-90А-2 |
Рабочие характеристики | |
Тяга: | 16000 кгс |
ПС-90А — российский двухконтурный турбореактивный авиационный двигатель с максимальной тягой 16 000 кгс. Устанавливается на пассажирских самолётах Ил-96-300, Ил-96-400, Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-214 и транспортном Ил-76МФ. Последняя разработка авиаконструктора П. А. Соловьёва, в честь которого и назван. Производство осуществляет ОАО «Пермский Моторный Завод».
ПС-90 разрабатывался специально для нового поколения российских самолётов, чтобы удовлетворить все требования авиакомпаний по экономичности, мощности и уровню шумового загрязнения. ПС-90 демонстрирует двойное превосходство по всем параметрам над двигателями, разработанными в 60-х — 70-х и составляет конкуренцию аналогичным западным двигателям. ПС-90 сертифицирован в 1992 и с тех пор находится в эксплуатации.
Технические характеристики
Технические характеристики двигателя ПС-90А | |
---|---|
Тяга на взлётном режиме: | 16000 кгс |
Тяга на крейсерском режиме (H=11 км, M=0,8): | 3500 кгс |
Уд. расх. топлива на крейс. режиме (H=11 км, M=0,8): | 0,595 кг/кгс·час |
Степень повышения давления в компрессоре: | 38 |
Степень двухконтурности: | 4,5 |
Макс. расход воздуха: | 504 кг/с |
Макс. температура перед турбиной: | 1640 К |
Длина: | 4964 мм |
Диаметр вентилятора: | 1900 мм |
Сухая масса: | 2950 кг |
Варианты
Существует 4 модификации двигателя: базовая ПС-90А, а также ПС-90А-76, ПС-90А-1 и ПС-90А-2.
ПС-90А
Двигатель ПС-90А — базовая версия, устанавливаемая на Ил-96 и Ту-204. Номинальная мощность — 16 000 кгс. Этот двигатель впервые позволил российским самолётам конкурировать с западными по топливной эффективности.
ПС-90А-76
Модификация базовой версии ПС-90А. Разработан специально для замены устаревших Д-30КП на самолётах Ил-76. Этот чрезвычайно удачный транспортный самолёт столкнулся в 90-х с жёсткими международными требованиями по экологичности и шуму. ПС-90А-76 позволяет устранить эти недостатки. Номинальная мощность — 14 500 кгс.
ПС-90А-1
Модификация базовой версии ПС-90А. Увеличена тяга двигателя на максимальном режиме до 17 400 кгс. Кроме этого, двигатель оснащен малоэмиссионной камерой сгорания и новыми звукопоглощающими конструкциями 2-го поколения. Предназначен для эксплуатации на транспортном самолёте Ил-96-400Т и на пассажирском Ил-96-400М. В последние дни 2007 года ОАО «Авиадвигатель» получило официальный документ, подтверждающий сертификацию авиационного двигателя ПС-90А-1 — дополнение № 29 к сертификату типа двигателя ПС-90А.
ПС-90А-2
Модификация ПС-90А.
Унифицированный двигатель ПС-90А-2 предназначен для самолетов типа Ил-96, Ту-204/Ту-214.
По сравнению с базовым ПС-90А двигатель ПС-90А-2 обладает рядом преимуществ, в числе которых:
— повышение надежности в 1,5…2 раза;
— снижение стоимости жизненного цикла на 37 %;
— уменьшение трудоемкости обслуживания в эксплуатации в 2 раза;
— возможность форсирования по тяге до 18000 кгс;
— полная взаимозаменяемость с двигателем ПС-90А;
— сохранение весовых характеристик;
— стабильность параметров в процессе эксплуатации;
— соответствие нормам ИКАО 2006 года по шуму (самолетов Ту-204, Ил-96-300) и нормам ИКАО 2008 года по эмиссии;
— разрешение на полеты ETOPS 180 2х-двигательных самолетов;
— локализация разрушений при обрыве рабочей лопатки вентилятора под корень;
— повышение пожаробезопасности в связи с заменой части топливных агрегатов на пневматические;
— возможность замены рабочих и спрямляющих лопаток вентилятора в эксплуатации;
— сертификация по АП-33 (соответствуют Нормам летной годности США FAR 33).
Разработка двигателя ведется совместно с фирмой Pratt & Whitney.
Сертификация двигателя запланирована на 2009 год.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
ПС-90А — WiKi
ПС-90А — российский турбовентиляторный двигатель с максимальной тягой 16 000 кгс. Производится на ОАО «Пермский моторный завод».
ПС-90А | |
---|---|
ПС-90А на Ил-96 | |
Тип | турбовентиляторный двигатель |
Страна | Россия Россия |
Использование | |
Годы эксплуатации | с 1989 |
Применение | Ил-96, Ту-204, Ил-76МФ/ТФ, Ил-76МД-90А, Ил-78МК-90 |
Производство | |
Конструктор | Авиадвигатель |
Производитель | Пермский моторный завод |
Всего выпущено | ~300 штук на 2010 год |
Варианты | ПС-90АЕ, ПС-90А(Е)-76, ПС-90А(Е)1, ПС-90А2, ПС-90А3 |
Массогабаритные характеристики | |
Полная масса | 4160 кг |
Сухая масса | 2950 кг |
Длина | 4964 мм |
Диаметр | 1900 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга взлётная | 16000 (H=0 м, M=0) кгс |
Тяга крейсерская | 3500 (H=11000 м, M=0,8) кгс |
Удельный расход топлива | 0,595 (крейсерский) кг/кгс·ч |
Степень двухконтурности | 4,5 |
ПС-90А на Викискладе |
По схеме является двухконтурным турбореактивным двигателем со смешением потоков (внутреннего и наружного контуров). Разработан конструкторским бюро ОАО «Авиадвигатель». Устанавливается на пассажирские самолёты семейства Ил-96 (Ил-96-300 и Ил-96-400), Ту-204 (Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-214), и семейство самолётов Ил-76 (Ил-76МД-90, Ил-76ТД-90, А-50ЭИ, Ил-76МФ). Последняя разработка авиаконструктора П. А. Соловьёва, в честь которого и назван: ПС — Павел Соловьёв.
В конце 1982 года был объявлен конкурс на унифицированный двигатель для пассажирских самолетов нового поколения Ту-204 и Ил-96, удовлетворяющий актуальным мировым требованиям по экономичности, шумности, безопасности и экологическим характеристикам. Основными конкурентами в конкурсе были двигатели НК-64 ОКБ Николая Дмитриевича Кузнецова и Д-90А ОКБ Павла Александровича Соловьева, где последний показал преимущество по удельному расходу топлива, массе, степени двухконтурности и себестоимости производства[1]. Кроме того, КБ Соловьёва имело возможность быстро запустить свой двигатель в серию. При разработке нового двигателя его проектная тяга была поднята с 13500 (Д-90) до 16000 кгс (Д-90А) за счёт более напряжённых термодинамических характеристик, благодаря чему исходный трёхдвигательный проект Ту-204 стал двухдвигательным. Д-90А (с 1987 — ПС-90А) продемонстрировал превосходство над двигателями, разработанными в 60-х — 70-х и должен был составить конкуренцию аналогичным двигателям, производимым вне России[2][3]. Новый двигатель впервые поднял в воздух самолёт Ил-96 в 1988 году и Ту-204 в 1989. Сертифицирован в 1992 году и с тех пор находится в производстве и эксплуатации[4]. В 1990-х годах при акционировании АО «Пермские моторы» комиссия Госкомимущества РФ под руководством П. Мостового приняла решение о нецелесообразности финансирования проекта ПС-90. С 1996 по 2001 не было поставлено ни одного нового двигателя. Однако возобновившиеся в 2000-х годах заказы со стороны эксплуатантов, включая нефтегазовую отрасль, удержали проект на плаву[5].
Двигатель эксплуатируется по техническому состоянию в пределах назначенных ресурсов (циклов) основных деталей. Максимальная наработка без снятия с крыла составляет 12 198 часов (з.н. 3949043102040), что в два раза превышает межремонтный интервал двигателей предыдущего поколения, а лидерный двигатель наработал 35 503 ч (з.н. 3949042001017)[6].
ПС-90А имеет сертификат о соответствии нормам ИКАО 2008 года по эмиссии[7] и обеспечивает всем самолётам, на которые устанавливается, соответствие нормам ИКАО на шум самолётов, в том числе и последним — по главе 4[7].
Топлива типа Jet A-1 и Jet A по спецификациям ASTM D 1655 и DERD 2494 можно применять для периодических заправок и дозаправок самолётов с двигателями на которых выполнены мероприятия согласно Бюллетеням № 94042-БД-Г, 94117-БЭ-Г.
Запуск двигателя без подогрева разрешается при температуре не ниже −16,5°С (ПС-90А, ПС-90А1, ПС-90А-76) или −30 °C (ПС-90АЕ, ПС-90АЕ1, ПС-90АЕ-76).
Существует несколько модификаций двигателя: базовая ПС-90А, а также ПС-90А-76, ПС-90А-1 и ПС-90А-2. Осваивается производство модифицированного ПС-90А-3.
ПС-90А
Двигатель ПС-90А для самолёта Ил-96Двигатель ПС-90А — базовая версия, устанавливаемая на Ил-96-300, Ил-96-400, и Ту-204, Ту-214. Максимальная тяга — 16 000 кгс. Этот двигатель впервые позволил российским самолётам быть конкурентоспособными по топливной эффективности[3]. Разработка началась в 1979 году, стендовые испытания — в 1983, лётные испытания на крыле Ил-76 — в 1987, первый полёт Ил-96-300, оснащённого четырьмя предсерийными образцами этого двигателя, состоялся в 1988 году, а сертификат получен в 1992.
ПС-90А-76
Двигатели ПС-90А-76 на самолёте Ил-76Модификация базовой версии ПС-90А. Разработан специально для замены устаревших Д-30КП на самолётах Ил-76. Этот чрезвычайно удачный транспортный самолёт столкнулся в 90-х с жёсткими международными требованиями по экологичности и шуму. ПС-90А-76 позволил устранить эти недостатки. Возможна конвертация в эту модификацию из ранее выпущенных двигателей базовой модификации ПС-90А, что позволяет заметно снизить стоимость. Максимальная тяга — 14 500 кгс.
ПС-90А1
Модификация базовой версии ПС-90А. Увеличена тяга двигателя на максимальном режиме до 17 400 кгс. Кроме этого, двигатель оснащён малоэмиссионной камерой сгорания и новыми звукопоглощающими конструкциями 2-го поколения. Предназначен для эксплуатации на транспортном самолёте Ил-96-400Т и на пассажирском Ил-96-400М. В последние дни 2007 года ОАО «Авиадвигатель» получило официальный документ, подтверждающий сертификацию авиационного двигателя ПС-90А1 — дополнение № 29 к сертификату типа двигателя ПС-90А.
ПС-90А2
Модификация ПС-90А. Внедрение лопаток нового сплава ЖС-32 вместо ЖС-26 в ПС-90А, перфорация кромок лопаток турбины высокого давления, около 200 шт. на лопатку, а также керамическое напыление на основе ZrО2, позволило увеличить максимальную температуру газов перед турбиной на 200К, то есть температура составляет около 1821—1840К. Керамическое напыление присутствует и в камере сгорания.
Унифицированный двигатель ПС-90А2 предназначен для самолётов типа Ил-96, Ту-204/Ту-214.
По сравнению с базовым ПС-90А двигатель ПС-90А2 обладает рядом преимуществ, в числе которых:
- повышение надёжности в 1,5-2 раза
- снижение стоимости жизненного цикла на 37 %
- уменьшение трудоёмкости обслуживания в эксплуатации в 2 раза
- возможность форсирования по тяге до 18 000 кгс
- полная взаимозаменяемость с двигателем ПС-90А
- сохранение массо-габаритных характеристик
- стабильность параметров в процессе эксплуатации
- соответствие нормам ИКАО 2006 года по шуму (самолётов Ту-204, Ил-96-300) и нормам ИКАО 2008 года по эмиссии
- разрешение на полёты ETOPS 180 двухдвигательных самолётов
- локализация разрушений при обрыве рабочей лопатки вентилятора под корень
- повышение пожаробезопасности в связи с заменой части гидравлических агрегатов на пневматические
- возможность замены рабочих и спрямляющих лопаток вентилятора в эксплуатации
- сертификация по АП-33 (соответствуют Нормам лётной годности США FAR 33)
Некоторые российские узлы, агрегаты и детали заменены на импортные аналоги. В ПС-90А2 использовались технологии двойного назначения, полученные в результате совместной работы с Pratt & Whitney, в результате чего на экспорт двигателя были наложены ограничения Госдепартаментом США. В частности, был сорван контракт на поставку новых самолётов Ту-204СМ в Иран. В начале 2014 года интеллектуальные права на двигатель были выкуплены у американской компании, но самолёты Ту-204СМ так и не были поставлены в Иран.
Разработка двигателя началась в середине 1990-х, из-за перебоев с финансированием сертификат выдан в январе 2010 года[9]
ПС-90А3
Модификация сертифицированного в 2009 году двигателя ПС-90А2. Главной причиной создания этой модификации послужила невозможность экспорта ПС-90А2 из-за запрета, наложенного Госдепартаментом США.
Сертификат типа выдан в январе 2011 года[10]
ru-wiki.org
90А-76 — это… Что такое ПС-90А-76?
ПС-90А | |
---|---|
ПС-90А-2 с Ил-96 | |
Тип: | турбореактивный двухконтурный |
Страна: | Россия |
Использование: | |
Годы эксплуатации: | с 1992 |
Применение: | Ил-96, Ту-204, Ил-76МФ |
Производство: | |
Варианты: | ПС-90А, ПС-90А-76, ПС-90А-1, ПС-90А-2 |
Рабочие характеристики | |
Тяга: | 16000 кгс |
ПС-90А — российский двухконтурный турбореактивный авиационный двигатель с максимальной тягой 16 000 кгс. Устанавливается на пассажирских самолётах Ил-96-300, Ил-96-400, Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-214 и транспортном Ил-76МФ. Последняя разработка авиаконструктора П. А. Соловьёва, в честь которого и назван. Производство осуществляет ОАО «Пермский Моторный Завод».
ПС-90 разрабатывался специально для нового поколения российских самолётов, чтобы удовлетворить все требования авиакомпаний по экономичности, мощности и уровню шумового загрязнения. ПС-90 демонстрирует двойное превосходство по всем параметрам над двигателями, разработанными в 60-х — 70-х и составляет конкуренцию аналогичным западным двигателям. ПС-90 сертифицирован в 1992 и с тех пор находится в эксплуатации.
Технические характеристики
Технические характеристики двигателя ПС-90А | |
---|---|
Тяга на взлётном режиме: | 16000 кгс |
Тяга на крейсерском режиме (H=11 км, M=0,8): | 3500 кгс |
Уд. расх. топлива на крейс. режиме (H=11 км, M=0,8): | 0,595 кг/кгс·час |
Степень повышения давления в компрессоре: | 38 |
Степень двухконтурности: | 4,5 |
Макс. расход воздуха: | 504 кг/с |
Макс. температура перед турбиной: | 1640 К |
Длина: | 4964 мм |
Диаметр вентилятора: | 1900 мм |
Сухая масса: | 2950 кг |
Варианты
Существует 4 модификации двигателя: базовая ПС-90А, а также ПС-90А-76, ПС-90А-1 и ПС-90А-2.
ПС-90А
Двигатель ПС-90А — базовая версия, устанавливаемая на Ил-96 и Ту-204. Номинальная мощность — 16 000 кгс. Этот двигатель впервые позволил российским самолётам конкурировать с западными по топливной эффективности.
ПС-90А-76
Модификация базовой версии ПС-90А. Разработан специально для замены устаревших Д-30КП на самолётах Ил-76. Этот чрезвычайно удачный транспортный самолёт столкнулся в 90-х с жёсткими международными требованиями по экологичности и шуму. ПС-90А-76 позволяет устранить эти недостатки. Номинальная мощность — 14 500 кгс.
ПС-90А-1
Модификация базовой версии ПС-90А. Увеличена тяга двигателя на максимальном режиме до 17 400 кгс. Кроме этого, двигатель оснащен малоэмиссионной камерой сгорания и новыми звукопоглощающими конструкциями 2-го поколения. Предназначен для эксплуатации на транспортном самолёте Ил-96-400Т и на пассажирском Ил-96-400М. В последние дни 2007 года ОАО «Авиадвигатель» получило официальный документ, подтверждающий сертификацию авиационного двигателя ПС-90А-1 — дополнение № 29 к сертификату типа двигателя ПС-90А.
ПС-90А-2
Модификация ПС-90А.
Унифицированный двигатель ПС-90А-2 предназначен для самолетов типа Ил-96, Ту-204/Ту-214.
По сравнению с базовым ПС-90А двигатель ПС-90А-2 обладает рядом преимуществ, в числе которых:
— повышение надежности в 1,5…2 раза;
— снижение стоимости жизненного цикла на 37 %;
— уменьшение трудоемкости обслуживания в эксплуатации в 2 раза;
— возможность форсирования по тяге до 18000 кгс;
— полная взаимозаменяемость с двигателем ПС-90А;
— сохранение весовых характеристик;
— стабильность параметров в процессе эксплуатации;
— соответствие нормам ИКАО 2006 года по шуму (самолетов Ту-204, Ил-96-300) и нормам ИКАО 2008 года по эмиссии;
— разрешение на полеты ETOPS 180 2х-двигательных самолетов;
— локализация разрушений при обрыве рабочей лопатки вентилятора под корень;
— повышение пожаробезопасности в связи с заменой части топливных агрегатов на пневматические;
— возможность замены рабочих и спрямляющих лопаток вентилятора в эксплуатации;
— сертификация по АП-33 (соответствуют Нормам летной годности США FAR 33).
Разработка двигателя ведется совместно с фирмой Pratt & Whitney.
Сертификация двигателя запланирована на 2009 год.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dvc.academic.ru
ПС-90А-1 Википедия
ПС-90А | |
---|---|
ПС-90А на Ил-96 | |
Тип | турбовентиляторный двигатель |
Страна | Россия Россия |
Годы эксплуатации | с 1989 |
Применение | Ил-96, Ту-204, Ил-76МФ/ТФ, Ил-76МД-90А, Ил-78МК-90 |
Конструктор | Авиадвигатель |
Производитель | Пермский моторный завод |
Всего выпущено | ~300 штук на 2010 год |
Варианты | ПС-90АЕ, ПС-90А(Е)-76, ПС-90А(Е)1, ПС-90А2, ПС-90А3 |
Полная масса | 4160 кг |
Сухая масса | 2950 кг |
Длина | 4964 мм |
Диаметр | 1900 мм |
Тяга взлётная | 16000 (H=0 м, M=0) кгс |
Тяга крейсерская | 3500 (H=11000 м, M=0,8) кгс |
Удельный расход топлива | 0,595 (крейсерский) кг/кгс·ч |
Степень двухконтурности | 4,5 |
Медиафайлы на Викискладе |
ПС-90А — российский турбовентиляторный двигатель с максимальной тягой 16 000 кгс. Производится на ОАО «Пермский моторный завод».
По схеме является двухконтурным турбореактивным двигателем со смешением потоков (внутреннего и наружного контуров). Разработан конструкторским бюро ОАО «Авиадвигатель». Устанавливается на пассажирские самолёты семейства Ил-96 (Ил-96-300 и Ил-96-400), Ту-204 (Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-214), и семейство самолётов Ил-76 (Ил-76МД-90, Ил-76ТД-90, А-50ЭИ, Ил-76МФ). Последняя разработка авиаконструктора П. А. Соловьёва, в честь которого и назван: ПС — Павел Соловьёв.
В конце 1982 года был объявлен конкурс на унифицированный двигатель для пассажирских самолетов нового поколения Ту-204 и Ил-96, удовлетворяющий актуальным мировым требованиям по экономичности, шумности, безопасности и экологическим характеристикам. Основными конкурентами в конкурсе были двигатели НК-64 ОКБ Николая Дмитриевича Кузнецова и Д-90А ОКБ Павла Александровича Соловьева, где последний показал преимущество по удельному расходу топлива, массе, степени двухконтурности и себестоимости производства[1]. Кроме того, КБ Соловьёва имело возможность быстро запустить свой двигатель в серию. При разработке нового двигателя его проектная тяга была поднята с 13500 (Д-90) до 16000 кгс (Д-90А) за счёт более напряжённых термодинамических характеристик, благодаря чему исходный трёхдвигательный проект Ту-204 стал двухдвигательным. Д-90А (с 1987 — ПС-90А) продемонстрировал превосходство над двигателями, разработанными в 60-х — 70-х и должен был составить конкуренцию аналогичным двигателям, производимым вне России[2][3]. Новый двигатель впервые поднял в воздух самолёт Ил-96 в 1988 году и Ту-204 в 1989. Сертифицирован в 1992 году и с тех пор находится в производстве и эксплуатации[4]. В 1990-х годах при акционировании АО «Пермские моторы» комиссия Госкомимущества РФ под руководством П. Мостового приняла решение о нецелесообразности финансирования проекта ПС-90. С 1996 по 2001 не было поставлено ни одного нового двигателя. Однако возобновившиеся в 2000-х годах заказы со стороны эксплуатантов, включая нефтегазовую отрасль, удержали проект на плаву[5].
Двигатель эксплуатируется по техническому состоянию в пределах назначенных ресурсов (циклов) основных деталей. Максимальная наработка без снятия с крыла составляет 12 198 часов (з.н. 3949043102040), что в два раза превышает межремонтный интервал двигателей предыдущего поколения, а лидерный двигатель нар
ru-wiki.ru