ПОЛЯРНЫЙ КОНВОЙ — Санкт-Петербургская Региональная Общественная Организация
Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Полярный конвой». Главными задачами своей деятельности члены организации «Полярный конвой», официально зарегистрированной 29 декабря 1995 года, провозгласили увековечение памяти о боевом сотрудничестве стран антигитлеровской коалиции в борьбе с фашизмом, пропаганда истории Северных конвоев 1941-1945 гг.. всемерное попечение о ныне здравствующих и семьях погибших участников конвоев, организацию акций примирения бывших противников ради укрепления мира на Земле. Свою деятельность наша организация строит в тесном взаимодействии с ветеранскими организациями Англии, США, Канады, Исландии, Норвегии, а также с ветеранскими организациями Санкт-Петербурга, Архангельска и Мурманска, опираясь на поддержку Законодательного собрания, городской и районной администрации Петербурга, командования Ленинградской военно-морской базы и ряда коммерческих организаций.
Коллективными членами «Полярного конвоя» стали: Объединенный Совет ветеранов КСФ, экипаж ледокола-музея «Красин», ветераны ледокола «Ермак», ветераны НИИ Арктики и Антарктики, Морской Корпус Петра Великого, Нахимовское военно- морское училище, «Ассоциация полярников», ООО «Полярные трассы», Полярная комиссия Российского географического общества. совет ветеранов АУГУП «Полярная гидрография», Кронштадтский морской кадетский корпус. команда «Север» (Екатеринбург), СП «Интари», экипаж паровой яхты «Дункан».
Одним из первых значительных результатов такого сотрудничества стало проведение первой в истории Братства Северных конвоев Международной военно-исторической конференции 19-21 мая 1999 года. проходившей в Санкт-Петербурге в конференц-зале Смольного. Участниками конференции стали делегации ветеранов Полярных конвоев из Великобритании, США, Франции, Норвегии, а также из Белоруссии, Украины, Татарстана. Санкт-Петербурга, представители администрации и Законодательного собрания города, научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений, Центральной военно-морской библиотеки, Центрального государственного архива ВМФ, Центрального Военно-Морского музея, предприятий судостроения и организаций-судовладельцев.
arcticconvoys.ru
СМИ о нас — ПОЛЯРНЫЙ КОНВОЙ
Информационное агенство России ТАСС
В Петербурге открыли памятник морякам Полярных конвоев Второй мировой войны
Проект «Бессмертный Полярный конвой»
Портреты 200 участников полярных конвоев пронесут по центру Петербурга 9 мая
«Известия» мультимедийный информационный центр
«Для нас они живые»
РИА новости
В 2018 году может появиться объединение потомков ветеранов полярных конвоев
Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга.
В Петербурге открыт памятник морякам полярных конвоев
20 лет Региональной общественной организации «Полярный конвой»
Газета «Деловой Петербург»
Как Петербург встретил День Победы
«Фонтанка» петербургская интернет-газета
«Бессмертный полк» на миллион
Газета «Санкт-Петербургские ведомости»
Братство союзных конвоев. Как дело ветеранов подхватывают их дети и внуки.
Наследники. Как «Бессмертный полк» прошел по Петербургу
Морские вести России
Создание Музея полярных конвоев на базе Колледжа ГУМРФ будет активизировано
В Колледже ГУМРФ имени Макарова заложен Музей истории Северных конвоев
Пресс-конференция, посвященная проекту «Бессмертный Полярный конвой»
Газета «Электрик»
«С чего начинается Родина…»
О героях былых времён…
Морская газета
Полярный конвой — курс в бессмертие
Официальный сайт музея «Ледокол «Красин».
На ледоколе стартовала серия встреч РОО «Полярный конвой»
ПРАВДА РУ
«АРКТИЧЕСКИЙ КОНВОЙ — 2003»: стартовала экспедиция на Новую Землю
ВЕСТИ РУ
75 лет назад в Архангельск прибыл первый полярный конвой
ФГБУ «Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина»
Президентской библиотеке передадут исследование о полярных конвоях
Министерство обороны Российской Федерации
В Санкт-Петербурге прошла памятная акция «Дервиш-2011», посвященная 70-летию первого полярного конвоя
REGNUM информационное агенство
Участник полярных конвоев Анатолий Лифшиц награжден Орденом Дружбы
НТВ
Ветераны Полярных конвоев встретились на «Красине»
Телеканал «Санкт-Петербург»
Ветераны полярных конвоев в Кронштадте спустили на воду траурный венок
В России вспоминают Полярные конвои
Журнал «Мужская работа»
«Вечный полярный конвой»
«Новости22» информационный портал
Портреты 200 участников полярных конвоев пронесут по центру Петербурга 9 мая — Общество — ТАСС
123ru.net ежедневник главных новостей
В Санкт-Петербурге презентовали проект «Бессмертный Полярный конвой»
Портал sudostroenie.info
В Санкт-Петербурге презентовали проект «Бессмертный Полярный конвой»
Информационное агентство КРАСНАЯ ВЕСНА
В Петербурге 9 мая по Невскому пройдет «Бессмертный Полярный конвой»
TmBW.Ru новостной сервис
Портреты 200 участников полярных конвоев пронесут по центру Петербурга 9 мая
СОНАР-2050 новостной портал
Обзор Союзного государства за 7 мая.
arcticconvoys.ru
Арктические конвои | Военное оружие и армии Мира
Арктические конвои играли важную роль в доставке в Советский Союз стратегически важных грузов, поставляемых в рамках программы ленд-лиза: на их долю пришлось более 22 % доставленных грузов. Однако флот союзников потерял при этом 85 торговых судов и 16 боевых кораблей.
После нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года в США было немедленно принято решение о поставках в СССР жизненно важных военных материалов. Учитывая крайне тяжелую ситуацию, складывающуюся на советско-германском фронте, доставку грузов надо было наладить как можно быстрее. Самым коротким, но и самым опасным маршрутом транспортировки был путь до Великобритании, а оттуда вокруг побережья оккупированной немецкими войсками Норвегии до советских портов Архангельска или Мурманска. Продолжительность плавания, в зависимости от погодных условий, достигала 15 суток.
Условия были достаточно тяжелыми: в зимние месяцы многолетний (паковый) лед вынуждал конвои изменять свой маршрут и приближаться к контролируемому немцами побережью, к базам германского ВМФ — кригсмарине и люфтваффе. В летние же месяцы, когда светло было круглые сутки, конвои оказывались крайне уязвимы для самолетов люфтваффе. Сопровождение арктических конвоев было возложено на Королевский ВМФ, который летом 1941 года переживал не лучшие времена из-за активизации кригсмарине.
Тем не менее, несмотря на все трудности, за период июль — декабрь 1941 года арктическим маршрутом было доставлено до 40% всех грузов, направленных западными союзниками в Советский Союз. Но и цена была высокой — до 15 % грузов отправились на дно.
ПЕРВЫЕ КОНВОИ
Первоначально формировавшиеся преимущественно в Ливерпуле конвои отправлялись в путь из Хвалфьордуре в Исландии, а с сентября 1942 года — с базы ВМФ на Лох-Эве в Шотландии, где их «подхватывали» корабли эскорта.
Первый арктический конвой, получивший название «Дервиш», вышел из Хвалфьордура 16 августа 1941 года и, не обнаруженный немцами, благополучно добрался до Архангельска 31 августа. Он состоял из пяти британских, одного голландского судов и одного танкера вспомогательного флота, которые везли 10 000 т каучука, 1500 т пар армейской обуви, олово, шерсть, различное оборудование, а также 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн». Их сопровождал серьезный эскорт, включая и силы дальнего прикрытия.
Все последующие арктические конвои обозначались порядковым номером и двумя литерами: PQ для конвоев, доставлявших грузы из Великобритании в Советский Союз, и QP — для конвоев, возвращавшихся назад; PQ/QP — это инициалы, занимавшегося в Англии вопросами организации конвоев, коммандера Петера Квитмана Эдвардса (Peter Quitman Edwards).
Рост объемов поставок в Советский Союз привел к тому, что германское командование было вынуждено перебросить на север Норвегии значительные силы флота, включая и один из своих наиболее мощных надводных кораблей — линейный корабль «Тирпиц», усилив одновременно и группировку люфтваффе в Заполярье.
ГИБЕЛЬ КОНВОЯ PQ-17
Некоторые конвои несли довольно серьезные потери. Так PQ-13 (апрель 1942 года) потерял 5 из своих 19 транспортов, PQ-16 (май 1942 года) — 7 из 35. Наиболее трагичной стала судьба отправившегося в плавание 27 июня 1942 года из Рейкьявика конвоя PQ-17. Этот конвой, состоявших из 35 транспортов, прикрывало сразу несколько групп ВМФ: непосредственное прикрытие осуществляла группа капитана 2-го ранга Джона Брума, дальнее — крейсерское соединение контр-адмирала Луиса Гамильтона.
Немцы запланировали уничтожить конвой в ходе операции «Ход конем» (Rosselsprung) комбинированным ударом надводных кораблей, подводных лодок и авиации. Однако гибель конвоя стала, прежде всего, не результатом спланированных действий немцев, а ошибкой англичан. Британское Адмиралтейство, получив неверные данные о выходе в море немецкого соединения во главе с «Тирпицем», отдало 4 июля 1942 года приказ: «Конвою рассеяться!». Гамильтон, к которому присоединились и корабли Брума, фактически оставив конвой без прикрытия, отправились искать противника (оказалось, что данные разведки — ложные, и «Тирпиц» остался в порту). Предоставленные сами себе транспорты предприняли попытку поодиночке прорываться в Архангельск. Теперь немецким самолетам и подлодкам никто не мешал развернуть беспрецедентную в этих водах морскую охоту: их жертвами стали 22 транспорта и 2 вспомогательных корабля. На дно отправились 4246 автомобилей, 594 танка и 297 самолетов.
Гибель конвоя PQ-17 стала для англичан шоком, и они были вынуждены временно прекратить отправку конвоев. Следующий — PQ-18 — отплыл из Шотландии в Архангельск лишь 2 сентября, теперь его — впервые в истории арктических конвоев — сопровождал авианосец.
НЕУДАЧИ КРИГСМАРИНЕ В АРКТИКЕ
Несмотря на все попытки германского флота положить конец арктическим конвоям союзников, он лишь терпел поражение за поражением. Хотя и потери Королевского ВМФ были достаточно серьезными.
Когда отправленный в сентябре 1942 года конвой PQ-18 понес ощутимые потери, правительство Великобритании к вящему недовольству Иосифа Сталина решило прекратить отправку арктических конвоев в светлое время года, когда их корабли были слишком уязвимы для ударов самолетов и подлодок противника. В связи с этим и была изменена маркировка конвоев, отправляемых полярной ночью — JW (в СССР) и RA (из СССР).
КОНВОЙ JW-51B
На 14 транспортах конвоя JW-51В находилось 202 танка, 2046 автомашин, 120 самолетов, 11 500 т горючего, 12 650 т авиационного топлива и другие грузы. Эскорт, которым командовал капитан 1-го ранга Роберт Шербрук, составляли шесть эсминцев, два корвета, тральщик и два вооруженных траулера. Также конвой прикрывали два легких крейсера («Шеффилд» и «Ямайка») Соединения R контр-адмирала Роберта Барнетта. Немецкое командование решило устроить показательное избиение конвоя, сосредоточив против него мощную группировку надводных сил, под командованием вице-адмирала Оскара Куммеца. В его распоряжении были два тяжелых крейсера («Адмирал Хиппер», «Лютцов») и шесть эскадренных миноносцев.
Эскадры встретились в Баренцевом море 31 декабря 1942 года. Бой, однако, пошел не по плану, немцам не удалось сразу добиться перевеса. «Адмирал Хиппер» маневрировал вместо того, чтобы использовать свою артиллерию. Когда же появились легкие крейсера адмирала Барнетта, Куммец, имевший приказ Гитлера не подвергать «Хиппер» чрезмерной опасности, распорядился начать отход. Англичане потеряли эсминец и тральщик, немцы — эскадренный миноносец. «Адмирал Хиппер» получил тяжелые повреждения. Ни один транспорт потерян не был. Это был полный провал надводного флота кригсмарине. Непосредственным последствием этого столкновения стало закрытие проектов строительства новых надводных кораблей и передача всей инициативы в руки подводного флота. Взбешенный Гитлер даже потребовал, чтобы надводные корабли были разобраны на металл.
КОНВОЙ JW55B
В соответствии с принятой концепцией, несмотря на возражения СССР, с марта по ноябрь 1943 года в отправке арктических конвоев вновь наступил перерыв. За это время кригсмарине укрепило свою группировку, решив реабилитировать надводные силы. Жертвой должен был стать конвой JW-55B (19 транспортов, 10 эсминцев) и шедший ему навстречу RA-55A (22 транспорта, крейсеры «Норфолк», «Шеффилд», «Белфаст» и восемь эсминцев). На перехват 25 декабря 1943 года вышла эскадра контр-адмирала Эриха Бея в составе линейного корабля «Шарнхорст» и пять эсминцев. Вскоре стало ясно, что эсминцы из-за тяжелых погодных условий использовать не удастся, но Бей решил, что одного «Шарнхорста» будет достаточно. Более того, он нарушил режим радиомолчания, чтобы согласовать с командованием свои планы. Это стало главной ошибкой: теперь навстречу «Шарнхорсту» шла эскадра адмирала Брюса Фрэзера (линейный корабль «Дюк оф Йорк», четыре крейсера и восемь миноносцев).
«Шарнхорст» неожиданно напоролся на корабли противника около 9:30 26 декабря 1943 года у норвежского мыса Нордкап. Немецкий линкор был обречен, и все попытки спасти его закончились ничем. «Шарнхорст» ушел под воду, унося с собой 1922 члена экипажа, включая и контр-адмирала Бея.
ОХОТА ЗА «ТИРПИЦЕМ»
После гибели «Шарнхорста» главной головной болью британского командования в Арктике остался линейный корабль «Тирпиц», который, впрочем, особой активности не проявлял. Тем не менее во многом благодаря его присутствию (а также и активности люфтваффе), в 1944 году Британское Адмиралтейство вновь установило перерыв в отправке арктических конвоев. Впрочем, на этот раз он был короче, чем в прошлом году: с апреля по август.
В марте 1944 года «Тирпиц», направлявшийся в бухту Богена, был перехвачен британской авиацией: в него попало 15 бомб, 108 человек погибло и 284 ранено. Последним днем линкора стало 12 ноября 1944 года, когда его атаковали 32 бомбардировщика «Ланкастер». Получив несколько попаданий бомб, он затонул, при этом 902 члена экипажа погибли (806 было спасено). В целом в 1944-1945 годах значение арктических конвоев существенно снизилось, более более важную роль стали играть Тихоокеанский и Трансиранский маршруты поставок. Тем не менее они продолжились: всего с 1941 по 1945 год состоялось 78 арктических конвоев, в состав которых входило около 1400 транспортов. В боях с кригсмарине и люфтваффе флот Его Величества потерял два крейсера, шесть эсминцев и еще восемь меньших кораблей. По официальным данным, потери военного и торгового флота в Арктике за эти годы составили 3000 британских моряков.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
5686warfor.me
Арктические конвои.: 52vadim — LiveJournal
«…На стальную поверхность моря, на мрачные скалы Скапа-Фэюу, окружавшие рейд, падали хлопья мокрого снега. …»Алистер Маклин «Корабль его величества Уллисс».
Арктические конвои Второй мировой войны проходили из Шотландии (Гринок) и оккупированной Британией Исландии в северные порты СССР — Архангельск и Мурманск. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев (хотя в периоды между июлем и сентябрём 1942 года и мартом и ноябрём 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. Арктические конвои доставили в СССР около половины всей помощи по ленд-лизу.
Первое время конвои отплывали из Хваль-фьорда (Исландия), но, начиная с сентября 1942 года, они стали отправляться с базы Loch Ewe в Шотландии. Путь конвоев лежал мимо Гебридских и Фарерских островов в 300 км от оккупированной Норвегии в Мурманск и Архангельск (СССР) и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за преобладающих в этих водах плохой погоды. Конвой проходил маршрут в 1600 км за 10 дней при средней скорости в 20 км/ч.
Каждый конвой имел в своём названии два буквенно-числовых идентификатора, PQ <номер> или JW <номер> для конвоев в СССР, и QP <номер> или RA <номер> для обратных конвоев, исключая самый первый конвой, получивший кодовое имя «Дервиш». Аббревиатура PQ (и QP соответственно) появилась от имени английского офицера П. К. Эдвардса (P. Q. Edwards), занимавшегося конвоями.
«Дервиш» отправился из Исландии 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск десятью днями позже без потерь. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. Эскорт состоял из трёх минных тральщиков, трёх эсминцев и трёх противолодочных траулеров.
Командование конвоем осуществлял британский контр-адмирал
Конвой мог состоять из 7-35 грузовых судов и 5-16 эскортных военных кораблей, которые могли включать в себя авианосцы («Аргус»), крейсеры («Лондон», «Эдинбург»), эсминцы («Электра», «Кения») и тральщики. С воздуха конвой прикрывала палубная эскадрилья из 40 «Диких Котов» и «Авосек». В прибрежных советских водах конвой встречали советские эсминцы Северного флота («Урицкий» и «Куйбышев»).
В Советский Союз везли каучук, бомбы, разобранные самолёты Харрикейн, шерсть и ботинки. Обратно конвои везли лес и золото.
Истребитель «Харрикейн» на одном из CAM-судов
Стоит отметить четыре конвоя:
*30 мая 1942 года уцелевшие суда конвоя PQ-16 прибыли в Мурманск и Архангельск; конвой оказался настолько успешным в плане доставки военных материалов в СССР, что немецкое командование предприняло дополнительные усилия для недопущения прохождения последующих конвоев.
*В июле 1942 года конвой PQ-17 был рассеян после получения сообщений о выходе отряда немецких линкоров и крейсеров на перехват конвоя. Только 11 из 36 торговых судов конвоя прорвались в советские порты.(153 человека погибло)
*Бой в Баренцевом море: в декабре 1942 года немецкие надводные корабли, включая тяжёлые крейсера «Адмирал Хиппер» и «Лютцов» вышли на перехват конвоя JW51B. Нападение было отбито силами кораблей эскорта.
*Бой у Нордкапа: в декабре 1943 года конвой JW55B был атакован немецким линейным крейсером «Шарнхорст», который в ночном бою был потоплен британским линкором «Дюк оф Йорк» и кораблями эскорта.
Арктические конвои привели к значительным изменениям в расстановке морских сил с обеих сторон, что оказало существенное влияние на ход боевых действий на море на других театрах боевых действий. В результате действий ранних рейдов британских эсминцев в Норвегии, Гитлер пришёл к убеждению, что англичане намереваются вторгнуться в Норвегию снова. Это, вместе с очевидной необходимостью остановить арктические конвои в СССР, заставило Гитлера отдать приказ передислоцировать тяжёлые надводные немецкие корабли, включая линкор «Тирпиц», в Норвегию. Операция «Цербер» была предпринята частично по этой причине.
Успех рейдов в Атлантике «Гнейзенау» и «Шарнхорст» в 1941 продемонстрировал масштабы немецкой угрозы в Атлантике. Однако, с закрытием союзниками непатрулируемого воздушного «окна» над северной Атлантикой, улучшением радиопеленгационного оборудования (Huff-Duff (англ.)), оснащением самолётов сантиметровым радаром на основе резонансного магнетрона и предоставлением конвоям эскортных авианосцев, возможности для немецких рейдеров в Атлантике были ограничены.
Тем не менее, на дне оказались почти 1700 танков, сотни самолётов, автомобилей и тысячи тонн всевозможных военных грузов. Условно можно сказать, что была уничтожена техника и ресурсы для проведения как минимум одной фронтовой стратегической операции.
Для борьбы с арктическими конвоями немцы использовали базирующиеся во фьордах Норвегии (базы Алта-фьорд, Тронхейм и Нарвик) корабли:
линкоры «Тирпиц» и «Шарнхорст»,
тяжёлые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Адмирал Хиппер»
эсминцы «Герман Шерман», «Фридрих Экольдт» и «Ганс Лоди».
подводные лодки типа U-134 (1941). В атаке на конвои задействовались «стаи» по 10 подлодок. Всего у берегов Норвегии действовало до 40 немецких подводных лодок.
Также в борьбе с конвоями немцы задействовали 5-й воздушный флот (500 самолётов типа Junkers Ju 88). Авиация обеспечивала воздушную разведку. Когда конвой обнаруживали, с баз поднимались бомбардировщики (около 40) и, разделившись на звенья, атаковали суда.
Роль разведки
Взлом англичанами кода «Энигмы» сыграл важную роль в конечном успехе арктических конвоев. Хотя упреждающие действия были не всегда возможны, разведывательные данные позволили Королевскому ВМФ подготовиться к боям и конвои могли получать адекватный эскорт. Перехват и потопление линкора «Шарнхорст» были в значительной степени обусловлены способностью англичан читать сообщения, зашифрованные Энигмой.
Конвой PQ-17
В августе 1941 года финские войска захватили городок Сортавала и создали там пункт радиоперехвата. В начале июля 1942 года этот центр перехватил шифрованную телеграмму, переданную кодом Морзе с советской авиабазы в районе Мурманска. Дешифрованный финнами, текст телеграммы содержал полное описание большого конвоя PQ-17 с военными грузами, направляющегося из Исландии в СССР. Финны передали эти материалы немцам, которые вначале планировали использовать для атаки конвоя надводные корабли. Однако, английские подлодки обнаружили попытку выхода в море линкора «Тирпиц», и немецкие надводные корабли вернулись в базу, а удар по PQ-17 был нанесен авиацией и подлодками.
(153 человека погибло)
Из 35 транспортов до Архангельска добрались только 11. 2 судна вернулись в Исландию. 22 транспорта общим тоннажем более 142 тысяч тонн были потоплены немецкими подводными лодками и авиацией. На дно ушли 210 самолётов, 430 танков, 3350 автомобилей и 99 316 тонн других генеральных грузов. Кроме того, танкер «Азербайджан», повреждённый торпедой, потерял через пробоину часть груза льняного масла, а большая часть груза «Уинстона Сэйлема» была выброшена за борт на Новой Земле.
Помимо транспортов были также потоплены спасательное судно «Зафаран» и эскадренный танкер «Олдерсдейл». Таким образом, общее количество потерь PQ-17 составило 24 судна. Потери экипажей судов составили 153 человека. Из них только 7 погибли до момента роспуска конвоя.
Центральная скульптура мемориала.(США)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%BE%D0%B8
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%BE%D0%B9_PQ-17
52vadim.livejournal.com
Полярные конвои / Война / Мы создаем общение
75 лет назад, 31 августа 1941 года, в Архангельск прибыл первый Арктический конвой.22 июня в соответствии с планом «Барбаросса», Германия напала на Советский Союз, а 1 июля началось наступление на Мурманск — единственный незамерзающий северный порт. Однако Советская армия в жестоких лесных боях удержала там свои рубежи.
Вслед за нападением на СССР президент США Франклин Рузвельт и британский премьер-министр Уинстон Черчилль незамедлительно заявили о своей поддержке борьбы Советского Союза против фашистской Германии. Соединенные Штаты тогда еще не вступили в войну, хотя и оказывали поддержку Великобритании в виде кредитов и военного снаряжения.
7 июля Черчилль сказал Сталину, что Британия сделает «все, что только позволит время, географические условия и наши растущие ресурсы, чтобы помочь вам».
27 июня он также отдал приказ о нанесении авиационных ударов по германским городам в надежде отвлечь немецкие военные ресурсы с российского фронта и начал перенаправлять из британских портов в советские поступавшие из США грузы с необходимой медицинской помощью и другими запасами. Поддержка, которую Британия оказывала СССР, получила дополнительный импульс 7 июля, когда бригада морской пехоты США высадилась в Исландии, что дало возможность расширить диапазон морского патрулирования и, в свою очередь, позволило британским войскам организовать защиту Полярных конвоев.
12 июля Великобритания и Советский Союз подписали договор о «взаимной помощи», направленный против Германии.
Конвои, отправлявшиеся в СССР, имели в своём названии два буквенно-числовых идентификатора PQ-№ или JW-№ и QP-№ или RA-№ обратных конвоев. Аббревиатура PQ (и QP соответственно) появилась от имени английского офицера П.К.Эдвардса (P. Q. Edwards), занимавшегося конвоями.
12 августа 1941 года из Ливерпуля (Англия) в направлении Скапа-Флоу (Оркнейские острова) вышел первый арктический конвой. Вся операция и сам конвой получили кодовое обозначение «Дервиш». Официально конвой не получал буквенного обозначения, но в литературе встречается упоминание об этом конвое под литерой PQ-0.
Конвой состоял из 7 судов: 6 грузовых («Альчиба» (Нидерланды), «Ланкастриан Принс», «Ланстефан Кэстл», «Нью Вестминстер Сити», «Трехата», «Эшен» (все Великобритания)) и один танкер («Олдерсдейл» (Великобритания)). Боевое охранение конвоя осуществляли 15 судов: 2 тяжелых крейсера, 5 эсминцев, 3 корвета, 3 тральщика, 2 авианосца. С воздуха прикрытие осуществляли 24 истребителя «Харрикейн Mk IIB» с одного из авианосцев.
Груз конвоя состоял из 10000 тонн каучука, 1500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть и другой инвентарья и оборудования. Военный груз состоял из 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн» в разобранном состоянии.
16 августа конвой прибыл в Хвалфьордур (Исландия) для заправки топливом. После короткой остановки в Хвалфьордуре, 21 августа 1941 года конвой направился в Архангельск. Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой без потерь прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года.
Но не всегда прохождение конвоев было успешным или с малыми потерями.
Трагически сложилась судьба конвоя PQ-17.
PQ-17 был отправлен в СССР 27 июня 1942 года со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. В его состав входило 35 грузовых судов (22 американских, 8 британских, 2 панамских, 1 голландский и 2 советских). Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников.
Непосредственное прикрытие конвоя осуществлялось британскими эсминцами, кораблями ПВО, тральщиками и вооружёнными траулерами, находящимися под командованием коммандера Джона Брума. Вблизи конвоя находилось также соединение британских и американских крейсеров под командованием контр-адмирала Луиса Гамильтона. Дальнее прикрытие конвоя осуществляло соединение тяжёлых британских и американских кораблей, в состав которого входили авианосец и два линкора.
В конце весны 1942 года германские ВМС начали планирование операции «Rösselsprung» («Ход конем»), целью которой было уничтожение одного из конвоев PQ. Планировалось нанести сосредоточенный удар по конвою силами надводных кораблей, подводных лодок и авиации. 15 июня адмирал Редер доложил Гитлеру о плане операции. Условием проведения операции называлось отсутствие риска встречи с превосходящими силами английского флота и обеспечение люфтваффе воздушного прикрытия «Тирпицу». Немецкий адмирал Шнивинд, командующий немецкими надводными силами на Севере, планировал атаковать конвой к востоку от острова Медвежий.
Немецкие ВМС располагали в Норвегии двумя группами тяжелых кораблей. На якоре в Тронхейме стояли линкор «Тирпиц» и тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер». Их охранение должны были составить пять эсминцев и два миноносца. Менее быстроходные «карманные линкоры» «Лютцов» и «Адмирал Шеер» должны были выйти из Нарвика в сопровождении пяти эсминцев.
После получения приказа о начале операции первая группа должна была выйти из Тронхеймсфьорда в Вестфьорд. Вторая группа из Нарвика должна была выйти в Альта-фьорд. После заправки с танкеров эсминцы и остальные корабли должны были ожидать приказа из Киля. Получив данные о местонахождении конвоя, кораблям следовало встретиться в ста милях северо-западнее мыса Нордкап и двигаться на перехват конвоя восточнее острова Медвежий.
К середине июня в море вышли U-657, U-88, U-355, U-334. 18 июня из Тронхейма вышла U-457, а 23 июня U-255 из Нарвика и U-456 из Бергена. К середине июня численность лодок арктической «волчьей стаи» была доведена до десяти.
Суда конвоя PQ-17 начали выход из Хвальфьорда в 16:00 GMT (среднее время по Гринвичу) 27 июня 1942 года. Конвой на этот момент состоял из 35 торговых, 3 спасательных судов и 1 эскадренного танкера, в сопровождении временных сил охранения — 3 тральщиков и 4 вооруженных траулеров. Одно судно было оборудовано катапультой с самолетом «Харрикейн», который мог использоваться только однократно.
Суда выстроились в две кильватерные колонны и, в условиях плохой видимости, направились вокруг Исландии на север. Вскоре после выхода один из транспортов в густом тумане не удержал строй и наскочил на подводную скалу, получив большую пробоину. В 21:00 из Рейкьявика был выслан буксир, с помощью которого транспорт вернулся в Рейкьявик. Миновав мыс Стромнесс, суда были построены в походный ордер — девять колонн по четыре судна в каждой. Конвой направился в сторону острова Ян-Майен, на встречу с основными силами охранения, которым командовал коммандер Брум. Встреча была запланирована на 30 июня.
В 05:00 29 июня конвой, находясь в густом тумане, вошел в зону тяжелых плавающих льдов. Четыре судна получили повреждения. Американский транспорт «Эксфорд», сообщив о повреждении, получил разрешение вернуться. Танкер «Грэй Рейнджер» получил большую пробоину в носовой части и не мог развить ход больше 8 узлов. Было принято решение заменить «Грэй Рейнджер» танкером «Олдерсдейл» так, чтобы «Грэй Рейнджер» занял место «Олдерсдейла».
После выхода в море сил охранения состоялся телефонный разговор между адмиралом Тови и первым морским лордом Паундом. По воспоминаниям Тови, именно в этом разговоре Паунд впервые упомянул о возможности рассредоточения конвоя в случае атаки «Тирпица».
В 17:00, после телефонного разговора с Паундом, соединение Тови вышло из Скапа-Флоу на Оркнейских островах.
Во второй половине дня 30 июня силы охранения под командой Брума догнали PQ-17 и к 15:45 заняли свои места в ордере. Конвой, не замеченный противником, продолжал движение на восток. В тот же день была получена радиограмма главы английской военно-морской миссии в Мурманске. Он сообщал, что конвой QP-13 обнаружен немецким самолетом-разведчиком на следующий день после выхода. Следовательно, немцы должны были предполагать и наличие конвоя PQ-17.
В полдень 1 июля конвой был обнаружен противником. Над судами появился самолет-разведчик Fw-200. С этого момента конвой находился под практически непрерывным наблюдением самолетов, а в дальнейшем и подводных лодок, первая из которых заметила суда ближе к вечеру. Она была отогнана глубинными бомбами с кораблей охранения, но позже дала радиограмму о местоположении конвоя. Эта радиограмма первой дошла до штаба ВМС в Киле. Погода и корабли охранения мешали лодкам атаковать, поэтому им приходилось следить за конвоем в ожидании лучшей возможности.
Во второй половине 1 июля немецкий самолет-разведчик Fw-200 обнаружил линейные силы Тови. Эта информация позволила 2 июля немецкому командованию сделать вывод о том, что англичане придерживаются стандартной тактики — проводка прямого и обратного конвоя одновременно с дальним прикрытием из тяжёлых кораблей. Так как все шло согласно плану, было принято решение о начале первого этапа операции «Ход конем».
Вечером 2 июля немцы начали выдвижение надводных сил на передовые базы в Вестфьорде и Альта-фьорде.
3 июля прошло в относительном спокойствии. Крейсерская группа Гамильтона шла в 20—30 милях севернее конвоя. Почти весь день конвой и крейсерская группа шли в густом тумане. Подводные лодки периодически пытались выйти в атаку, но их успешно отгоняли корабли охранения. Поскольку ледовая обстановка позволяла, конвой прошёл приблизительно в 50 милях к северу от острова Медвежий, став первым конвоем PQ, прошедшим севернее него.
4 июля американцы отмечали День независимости и с началом нового дня стали получать поздравления с других кораблей и судов конвоя. К утру туман начал рассеиваться. В 04:52 GMT+2 (02:52 по Гринвичу) сквозь разрыв в облаках проскочил одиночный He-115 и торпедировал американский транспорт «Кристофер Ньюпорт». Судно потеряло ход, и 47 человек его команды были сняты «Замалеком». Судно было брошено в дрейф и, позже, в 08:23, потоплено немецкой подлодкой U-457.
Вскоре туман окончательно рассеялся. Крейсерское соединение приблизилось к конвою и следовало в нескольких милях впереди. Постепенно к ним стали присоединяться бомбардировщики Ju-88, кружившиеся над конвоем в ожидании удобного момента для атаки.
После полудня конвой подвергся методической бомбардировке с Ju-88. Атаки были немногочисленными, но держали зенитчиков в постоянном напряжении. В 20:22 началась атака 25 торпедоносцев He-111. Они заходили в атаку с двух направлений — правых кормового и носового углов, перпендикулярно друг другу.
Атака с носовых углов была встречена сильным зенитным огнем заправлявшегося в этот момент с «Олдерсдейла» американского эсминца «Уэйнрайт». Его эффективный огонь заставил торпедоносцы преждевременно сбросить торпеды и рассеяться.
Атака с кормовых углов оказалась для «Хейнкелей» более успешной. Были повреждены суда «Нэйварино», «Азербайджан» и «Уильям Хупер». Спасательными судами экипажи «Нэйварино» и «Уильям Хупер» были эвакуированы, «Азербайджан» смог восстановить ход и через час после начала атаки догнал конвой. Несмотря на потерю еще двух кораблей, конвой отбил массированную атаку торпедоносцев и сохранил строй.
В 21:00 крейсерская группа находилась в 5 милях впереди конвоя. А в течение следующего получаса из Адмиралтейства пришли три радиограммы, решившие судьбу конвоя:
21:11 Крейсерскому соединению отойти на запад полным ходом.
21:23 Ввиду угрозы надводных кораблей конвою рассредоточиться и следовать в русские порты.
21:36 Согласно моей от 21:23 конвою рассеяться.
Несмотря на отсутствие информации о выходе немецких кораблей из Альта-фьорда, лордом Паундом было принято практически единоличное решение (его поддержал только заместитель начальника морского штаба адмирал Мур) о рассеивании конвоя.
Были отправлены радиограммы об отзыве крейсерской группы и рассеивании судов конвоя. Однако во второй отправленной радиограмме была применена формулировка «рассредоточиться», а это, согласно инструкциям, подразумевало, что суда покидают строй конвоя и самостоятельно на полной скорости добираются до портов назначения. Это могло привести к тому, что суда бы шли плотным строем. Поэтому была отправлена уточняющая радиограмма с формулировкой «рассеяться». И теперь суда конвоя должны были разойтись в разные стороны веерообразно и поодиночке двигаться в порт следования.
5 июля немецкие подлодки и авиация занялись поиском и уничтожением оставшихся без защиты судов конвоя PQ-17. Первой жертвой стал «Эмпайр Байрон». Его в подводном положении преследовала U-703 капитан-лейтенанта Байлфельда.
В 07:15 GMT+1 Байлфельд выбрал позицию для атаки и выпустил по английскому транспорту две торпеды, которые не попали в цель. Выпущенные чуть позже еще две торпеды также не достигли цели. В «Эмпайр Байрон» попала только пятая торпеда, выпущенная в 08:27. На двух шлюпках смогли спастись 42 человека, 18 погибли. Шедшая чуть южнее U-88 капитан-лейтенанта Боманна догнала «Карлтон». В 10:15 GMT+2 две торпеды поразили судно. Моряки смогли спастись на единственной уцелевшей шлюпке и спасательных плотах.
К 15:00 немецкие корабли вышли из узкостей шхер в открытое море. К этому времени к атакам против рассредоточенных судов PQ-17 подключились бомбардировщики. Первую половину дня на аэродромах стоял туман. К обеду он рассеялся, и всю вторую половину дня бомбардировщики занимались охотой на суда конвоя.
В 22:52 потоплены «Фэйрфилд Сити» и «Дэниэл Морган», экипаж спасен советским танкером «Донбасс».
Около 16:00 GMT+2 на горизонте группу немецких кораблей обнаружила советская подлодка К-21 капитана 3-го ранга Лунина. Немецкая эскадра шла прямо на К-21. Но в 16:30 корабли изменили курс, и К-21 пришлось использовать кормовые аппараты. В 17:01 GMT+2 лодка вышла на позицию для атаки и выпустила по «Тирпицу» 4 торпеды, после чего начала отрыв от эскадры на глубине 30 метров. В 17:04 GMT+2 подводники услышали два взрыва. После всплытия корабли обнаружены не были. Лунин передал сообщение об обнаружении немецкой эскадры и двух попаданиях в «Тирпиц».
В 19:16 немецкая эскадра была обнаружена советским разведывательным самолетом ДБ-3Ф. И, наконец, около 20:30 их обнаружила английская подводная лодка. Сообщения об обнаружении выхода немецкой эскадры были перехвачены немецкой службой радиоперехвата. По результатам сообщений подлодок и авиации стало понятно, что рассеивание конвоя уже произошло.
Из-за раннего обнаружения выхода «Тирпица» дальнейшее преследование судов конвоя немецкое командование сочло слишком рискованным, так как стало возможным начало охоты на эскадру «Тирпица» с применением английской палубной авиации и последующим привлечением линейных сил. В 21:30, после получения приказа о прекращении операции, германские корабли развернулись на обратный курс и направились на свои базы в Норвегии.
В следующие три дня, 6, 7, 8 июля, немецкие подводные лодки и бомбардировщики продолжали преследование и уничтожение судов конвоя.
8 июля на помощь конвою PQ-17 командованием Северного флота из Ваенги были посланы эскадренные миноносцы «Гремящий», «Грозный», «Куйбышев» и «Сокрушительный». В ночь на 10 июля группа советских кораблей, осуществлявшая поиски одиночных транспортов, попала в зону плавучего 4-бального льда и была вынуждена снизить скорость до малого (6 узлов).
В это время она была атакована четырьмя немецкими бомбардировщиками Ju-88, которые сбросили на эсминцы шестнадцать бомб, но все бомбы прошли мимо цели; только эсминцы «Гремящий» и «Сокрушительный» получили лёгкие повреждения и деформацию корпуса.
Транспортов из состава PQ-17 кораблям обнаружить не удалось и вечером 10 июля они возвратились в Ваенгу. Пополнив топливо, эсминцы «Грозный», «Куйбышев» и «Урицкий» вышли к Новой Земле для поиска судов конвоя.
11 июля немецкие подводные лодки начали возвращаться на свои базы.
12 июля самолеты-разведчики обследовали зону поиска конвоя PQ-17, не обнаружив ни одного самолета. Немецким командованием было заявлено о полном уничтожении конвоя.
Из 35 транспортов до Архангельска добрались только 11. 2 судна вернулись в Исландию. 22 транспорта общим тоннажем более 142 тысяч тонн были потоплены немецкими подводными лодками и авиацией. На дно ушли 210 самолетов, 430 танков, 3350 автомобилей и 99 316 тонн других генеральных грузов. Потери экипажей судов составили 153 человека.
Последний конвой прибыл в Архангельск 28 мая 1945 года.
Всего с августа 1941 года по май 1945 года в СССР было проведено 40 конвоев. В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. 85 торговых судов было потоплено. В Арктических конвоях погибло около 3000 моряков.
Арктические конвои привезли в СССР около 4,5 млн тонн грузов, в том числе около пяти тысяч танков и семи тысяч самолетов, или 29,2% общего объема союзной помощи. В поставках оружия на долю северного пути пришлось около половины.
uposter.ru
Торжественная передача моделей судов – участников Полярных конвоев.
15 июня 2018 года в Колледже Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге состоялась торжественная передача трёх моделей судов-участников Полярных конвоев 1941-1945 годов в дар для новой экспозиции Музея истории Северных конвоев, созданном при Морском колледже.
Церемония проходила в Актовом зале колледжа при большом стечении курсантов и преподавательского состава университета. Модели судов – английского крейсера «Белфаст» (1:150), советского военного эсминца «Гремящий» (1:100) и танкера «Азербайджан» (1:100) были выставлены на сцене актового зала. Они сделаны по техническому заданию СПб РОО «Полярный конвой» московской фирмой «Моделлмикс» при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.
Первый проректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Николай Борисович Глебов поблагодарил президента СПб РОО «Полярный конвой» Юрия Ефимовича Александрова, присутствовавшего на церемонии, за исключительно важный и ценный для колледжа и созданного музея дар.
В ответном слове Ю.Е. Александров отметил важное значение Музея истории Северных конвоев в деле воспитания у курсантов высоких патриотических качеств, а также выработки навыков экскурсовода, которые будет чрезвычайно полезны каждому курсанту, как будущим руководителям коллектива.
Ю.Е. Александров рассказал о каждом из представленных моделями судов, участвовавших в Полярных конвоях. Английский крейсер «Белфаст» – участник знаменитого «Рождественского боя» у мыса Нордкап 26 декабря 1943 года, один из трёх крейсеров, обнаруживших немецкий линкор «Шарнхорст», вышедший из базы для ликвидации конвоев JW-55В и RA 55A. Начавшийся артиллерийский бой с линкором, с подходом линкора «Дюк оф Йорк» закончился потоплением «Шарнхорста».
Эскадренный миноносец «Гремящий» в январе 1942 года впервые участвовал в эскортировании конвоя QP-6, направлявшегося из Мурманска в Англию. Всего за годы войны «Гремящий» выполнил 90 боевых заданий командования, пройдя почти 60 тысяч миль, отразил 112 налётов авиации, сбил 14 и повредил 23 самолёта противника, обеспечил переходы 39 союзных и 24 отечественных конвоев. 1 марта 1943 года экипаж эскадренного миноносца «Гремящий» был удостоен гвардейского звания. Первый командир корабля А.И. Гурин 8 июля 1945 года был удостоен звания Герой Советского Союза.
Танкер «Азербайджан» в июне 1942 года принимал участие в памятном конвое PQ-17. Из 37 судов конвоя, вышедших из исландского порта Рейкьявика, только 11 судов, в том числе и танкер «Азербайджан», добрались до Архангельска. Во время перехода при атаке на танкер шести немецких торпедоносцев корабль был подорван, и на нём начался пожар. Команда во главе с капитаном В.Н. Изотовым отказалась покинуть судно и продолжила борьбу с пожаром. Пожар был потушен, и в сопровождении минного заградителя «Мурман» танкер «Азербайджан» прибыл в порт назначения.
В заключении Ю.Е. Александров выразил надежду, что эти экспонаты помогут курсантам колледжа узнать историю Великой Отечественной войны более близко и детально, и что данная церемония является свидетельством долговременной и плодотворной совместной деятельности СПб РОО «Полярный конвой» с Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.
Затем состоялась непосредственная передача экспонатов музея, под аплодисменты всех присутствовавших были подписаны акты.
Церемония закончилась концертом курсантов колледжа. В их исполнении прозвучал гимн Полярным конвоям, были зачитаны приветствия, состоялся просмотр документального фильма о конвоях.
Мероприятие прошло в торжественной и одновременно душевной обстановке, для каждого из участников этой церемонии этот день навсегда останется в памяти.
После церемонии передачи моделей у памятника «Памяти моряков Полярных конвоев. 1941-1945» состоялся краткий митинг. Перед почётным строем курсантов колледжа руководство ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова и СПб РОО «Полярный конвой» возложили цветы и венки к памятнику.
arcticconvoys.ru
Акция «Бессмертный Полярный конвой» : captainmisson — LiveJournal
В грядущий День Победы в Питере пройдет новое мероприятие.Фото из группы «Полярный конвой»
Впервые в рамках уже известного движения «Бессмертный полк» состоится акция «Бессмертный Полярный конвой». В ходе нее колонна из 200 курсантов военно-морских училищ пронесет по Невскому проспекту фотографии участников караванов союзников, доставлявших оружие, технику и сырьё в полярные порты СССР.
На предложение организаторов новой акции откликнулись люди из всех городов, где ещё живы еще участники полярных конвоев. В первую очередь, конечно, — из Мурманска, Архангельска, Североморска и Северодвинска.
Интересно и то, что 90 из 200 портретов, которые будут пронесены в «Бессмертном Полярном конвое», пришли из иностранных государств — Исландии, Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии. То есть — народная дипломатия работает, не смотря ни на какие санкции!
На легендарном ледоколе «Красин», который также участвовал в проводке полярных конвоев, организуется праздничная программа.11:00 – 18:00 – самостоятельные прогулки по палубе.;
12:30 – торжественный митинг, посвященный празднованию 73-й годовщины Великой Победы;
13:00 –праздничный концерт.
Всего за годы Великой Отечественной войны с августа 1941 года по май 1945 года было организовано 78 конвоев из шотландского города Гринок и из портов Исландии. Более 3000 только английских моряков погибли в ходе прохождения полярных конвоев.
Истории полярных караванов посвящен ряд романов и фильмов, самые известные зарубежные книги — «Корабль Его Величества «Улисс» британского писателя Алистера Маклина (в русском переводе — «Одиссея крейсера «Улисс») и «Капитан» голландского автора Жана де Хартога. В отечественной литературе наиболее известным (а также первым) художественным произведением на эту тему стал роман Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17». Также мне известны песни Александра Городницкого «Памяти конвоя PQ-17» и Алексея Витакова «Конвой смерти».
Чтобы не пропустить интересный пост — подпишитесь на мой ЖЖ
captainmisson.livejournal.com