Бронетранспортеры вермахта второй мировой войны — Танки мира

В 1943 году четырехосный полноприводный бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 был заменен новой машиной, имеющей аналогичную колесную формулу — Sd.Kfz. 234. Один из бронеавтомобилей данного семейства — Sd.Kfz.234/2 Puma – стал самым известным немецким тяжелым бронеавтомобилем Второй мировой войны и самой лучшей бронемашиной данного периода.

В 1940 г. командованием вермахта были разработаны требования к новым четырехосным полноприводным бронеавтомобилям на базе бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (8-Rad). Новые машины должны были иметь кузов типа «монокок» (то есть цельносварной, кузов Sd.Kfz.231 крепился к раме) и более мощный двигатель, лучше приспособленный к условиям жаркого климата. Фирмы Buessing-NAG, «Фридрих Шихау» и «Даймлер-Бенц» (руководство осуществляла Buessing-NAG) в соответствии с этим заданием приступила к проектированию. Первые два прототипа изготовили к ноябрю 1941 года, a 8 июня следующего года начались испытания усовершенствованного образца бронеавтомобиля. Шасси новой машины было присвоено обозначение ARK.

Новая серия машин получила обозначение schwerer Panzerspahwagen Sd.Kfz.234 (тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz 234). От Sd.Kfz.231 (8-Rad) данные машины отличались обтекаемыми формами и низким силуэтом, имели увеличенные запас топлива и толщину брони, а также более мощные двигатели с улучшенными характеристиками. Первоначально планировалось, что ежемесячный выпуск составит 5 машин с постепенным увеличением до 30 единиц. В июне 1943 года было заказано 80 машин и 120 двигателей. Заказ еще на 300 бронеавтомобилей поступил во второй половине 1943 года. Всего в период с сентября 1943 года по март 1945 года было выпущено 478 тяжелых бронеавтомобилей Sd.Kfz 234 различных модификаций.

Несмотря на свое внешнее сходство со своим предшественником бронеавтомобиль Sd.Kfz. 234 являлся новой машиной и имел существенные конструктивные отличия. Главное отличие заключалось в применении самонесущего корпуса вместо опорной рамы как в Sd.Kfz.231. Все восемь колес автомобиля приводные управляемые. При этом подвеска частично независимая, каждое из колес с корпусом было связано простыми коромыслами. Вертикальный ход коромысел амортизировался установленной внутри корпуса полиэлиптичной рессорой. Каждое колесо оснащалось пневматическим тормозом. На бронеавтомобиле Sd.Kfz.234 установи колеса большего диаметра с шинами низкого давления и самозатягивающейся резиной.

На машинах данной серии, как и на предшественнике, устанавливались дизельные двигатели «Tatra» с воздушным охлаждением.


о объяснялось тем, что данные тяжелые бронемашины предполагалось использовать на североафриканском театре боевых действий. По этой же причине значительно увеличили запас хода и установили мощные пылевые фильтры. Высокоэкономный V-образный 8-цилиндровый дизельный двигатель Tatra 103 развивал при 2250 об/мин мощность 210 л.с. Скорость движения по шоссе машина могла составлять 80 км/ч при запасе хода 900 км. Подвеска и мощный двигатель позволяли на пересеченной местности преодолевать рвы шириной 1,35 метра, стенки высотой 50 см, а также форсировать без предварительной подготовки брод до 1,2 метра.

Двигатель Tatra 103 был установлен в задней части бронеавтомобиля. Передача на трехскоростную коробку передач осуществлялась при помощи сухого фрикциона. Благодаря использованию дифференциала Sd.Kfz.234 могла двигаться с одинаковой скоростью вперед и назад, и переключаться в режим движения по полю. В машинах данной серии для повышения живучести, как и бронеавтомобили Sd.Kfz.231, имелось два поста управления (для управления машиной в состав экипажа входил второй водитель).

Корпус Sd.Kfz.234 формировался из плоских бронеплит, устанавливаемых под рациональными углами наклона к вероятному направлению обстрела. Толщина брони составляла: лоб – 30 мм; корма и борт – от 8 до 10 мм, башня — до 30 мм. Лобовая броня обеспечивала защиту от противотанковых ружей и 20-миллиметровой противотанковой артиллерии. Кроме того для повышения бронезащиты впереди корпуса устанавливалась дополнительная 8-мм бронеплита.

Внутреннее пространство тяжелого бронетранспортера Sd.Kfz.234 разделялось на два отсека — двигатель находился в заднем, а передний отсек представлял собой боевой отделение с вращающейся башней. Для наблюдения за дорогой у переднего водителя имелось единственное наблюдательное отверстие, закрываемое в боевых условиях бронированным люком с отверстием малой ширины. Подобные же отверстия были выполнены в боковых стенках корпуса. У заднего водителя кроме наблюдательного отверстия перед ним в левой стенке корпуса имелось дополнительное отверстие. Перед креслом переднего водителя справа размещался эвакуационный люк.

На высоте кресла второго водителя с обеих сторон корпуса размещались выходные люки, закрываемые кромальерами, которые размещались в верхней части люков.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz 234 выпускался в четырех модификациях отличающихся главным образом башней и используемым вооружением:

Sd.Kfz.234/1 — разведывательная бронемашина, вооруженная пулеметом MG 34 и 20-миллиметровой пушкой KwK20 или KwK38. Вооружение устанавливалось во вращающейся шестигранной открытой сверху башне, унифицированной с двухосными легкими бронемашинами Horch Sd.Kfz.222. Верх башни, как правило, прикрывался проволочной сеткой, которая защищала от попадания ручных гранат. Впоследствии пушку заменили 20-миллиметровой авиационной пушкой MG 151/20 имеющую большую скорострельность. Данная пушка была приспособлена для ведения огня по воздушным целям (при поднятии на специальном станке). Масса Sd.Kfz.234/1 — 11500 кг. Габаритные размеры: длина — 6000 мм, ширина – 2400 мм, высота – 2100 мм. Экипаж – 4 человека. В качестве радиостанции устанавливалась FuSprGer A или FuGer 12 SE. Было построено 200 единиц.

Sd.Kfz.234/2 «Пума» — самый знаменитый немецкий тяжелый бронеавтомобиль периода Второй Мировой войны. Признание к данной машине пришло благодаря удачному сочетанию значительной огневой мощи, живучести и подвижности. На данной модификации была установлена бронированная (впереди – 30 мм, и с боков и тыла – 14,5 мм) башня компании Daimler-Benz, первоначально предназначавшаяся для танка VK 1602 Leopard. В башне была установлена 50-миллиметровая пушка KwK39/1 длиной 60 калибров, первоначально предполагавшаяся к установке на разведывательном легком танке PzKpfw II «Leopard». Поскольку башня Sd.Kfz.234/2 имела меньший размер на пушке установили дульный тормоз, уменьшающий откат орудия. Справа от пушки был смонтирован пулемет MG 42 калибра 7,92 мм. Угол обстрела пушки составлял 360 градусов по горизонтали, и -10 .. +20 градусов по вертикали. Боекомплект пушки — 55 снарядов (28 осколочных и 27 противотанковых), пулемета – 1950 патронов. Подкалиберный снаряд данной пушки весом 1,09 кг на дистанции 1000 метров пробивал броню толщиной 44 мм (бронепробиваемость на 100 метрах увеличивалась до 89 миллиметров). С обоих боков башни было смонтировано по три гранатомета выстреливающих дымовыми шашками.


обоих люках башни имелись перископы кругового обзора. На этих машинах в качестве радиостанции устанавливалась FuSprGer A или FuGer 12 SE. Машины оборудовались двумя антеннами – «метелкой» в гнезде, размещенной за башней в левой части корпуса и штыревой длиной 2 метра в задней части башни. Масса — 11740 кг. Габаритные размеры: длина — 6800 мм, ширина – 2400 мм, высота – 2280 мм. Экипаж – 4 человека. Выпущена 101 бронемашина Sd.Kfz.234/2 «Puma».

Sd.Kfz.234/3 — самоходная установка, созданная на базе «234/1» и призванная заменить SdKfz 233. Основное вооружение самоходной установки Sd.Kfz.234/3 – пушка KwK 51 калибра 75 мм с длиной ствола 24 калибра. Как и в Sd.Kfz.233 (8 Rad) орудие устанавливалось в открытой сверху низкопрофильной рубке за штатным бронещитком. Сектор горизонтального обстрела составлял 24 градуса. Впоследствии эту гаубицу в войсковых ремонтных депо, в связи с неспособностью бороться с танками противника, стали заменять противотанковой пушкой РаК 40 калибра 75 мм. Боекомплект 50 выстрелов. Довольно часто пушка дополнялось пулеметом на шкворне. Масса — 11500 кг. Габаритные размеры: длина — 6000 мм, ширина – 2400 мм, высота – 2100 мм. Радиостанция – FuSprGer A. Экипаж – 4 человека. До 1945 года было произведено 88 единиц.

Sd.Kfz. 234/4 — самоходная установка вооруженная противотанковой пушкой РаК 40 калибра 75 мм установленной в открытом боевом отделении. Боекомплект состоял из 12 выстрелов. Масса, габаритные размеры и количество членов экипажа такие же, как и у Sd.Kfz.234/3. Было произведено 89 машин.

Немецкие полноприводные четырехосные бронеавтомобили, созданные в период Второй мировой войны, опередили значительно свое время. Правда, при сравнительно большой боевой массе (для своего класса), мощном артиллерийском вооружении и удобном расположении экипажа, данные машины обладали такими недостатками, как сравнительно большая высота и сложная конструкция шасси. Использованный в них движитель был революционной новинкой для того времени, когда и полноприводные двухосные бронеавтомобили были довольно редким явлением.

Подготовлено по материалам:
https://voenoboz.ru/
https://www.e-reading-lib.org/
https://www.thetankmaster.com/
https://tankimira.ru

Источник: armyman.info

Schwerer Panzerspähwagen 6-Rad — немецкий тяжелый бронеавтомобиль 1930-х годов. В соответствии с принятой в Германии ведомственной системе обозначений военной техники ему был присвоен индекс Sd.Kfz.231 (6-Rad). Бронеавтомобиль был создан в 1930-1932 годах еще по заданию рейхсвера, который нуждался в тяжелом бронеавтомобиле, использовавшем шасси грузового коммерческого автомобиля. Бронеавтомобиль с колесной формулой 6х4 серийно выпускался с 1932 по 1937 год. Его выпуском занимались сразу три известных немецких компании: Daimler-Benz, Büssing-NAG и Magirus. Каждая компания использовала при выпуске шасси собственной разработки, на которое был установлен унифицированный бронекорпус.

Всего за время серийного производство было построено 123 тяжелых бронеавтомобиля данного типа, они выпускались в линейном — Sd.Kfz.231 (6-Rad) и радийном вариантах — Sd.Kfz.232 (6-Rad). В середине 1930-х годов Sd.Kfz.231 (6-Rad) был основным тяжелым бронеавтомобилем вермахта. При этом к началу Второй мировой войны ему на смену начали приходить более совершенные четырехосные полноприводные бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (8-Rad). Несмотря на это имеющиеся на вооружении Sd.Kfz.232 (6-Rad) приняли участие в первых операциях Второй мировой войны, но к 1942 году в связи с недостаточной проходимостью и устареванием их начали изымать из частей на фронте, продолжив при этом эксплуатацию уже в тыловых районах, где ими вооружались полицейские части.

К середине 1930-х годов немецкая армия приняла на вооружение целую линейку различных разведывательных бронеавтомобилей. Подобно всем бронемашинам, рассчитанным на выполнение специальных функций, они получили обозначение «Sonder-kraftfahrzeug» (специальная машина или сокращено Sd. Kfz). Стоит отметить, что в этот временной период номера обозначали не конкретную боевую машину, а целый класс такой техники, поэтому в армии наблюдалась некоторая неразбериха. Машины, которые имели друг с другом мало общего, могли носить один и тот же номер с обозначением Sd.


z. Наш тяжелый бронеавтомобиль является хорошим примером данной ситуации. Под обозначением Sd. Kfz. 231 в Германии выпускались две совершенно разные боевые машины. Первые тяжелые бронеавтомобили Sd. Kfz. 231 выпускались на базе трехосного шасси, а последующие на базе четырехосного, не было у них ничего общего и в конструкции корпуса. В итоге, чтобы отличать одну бронемашину от другой, в их индексы была добавлена новая информация: шестиколесная версия получила обозначение Sd. Kfz. 231 (6-Rad), а восьмиколесная соответственно Sd. Kfz. 231 (8-Rad).

Еще 14 февраля 1930 года в министерстве вооружений Германии прошло совещание, на котором было принято решение о продолжении начатых в 1929 году экспериментов с 1,5-тонными трехосными шасси коммерческих грузовых автомобилей с колесной формулой 6х4. Целью экспериментов было определение пригодности данных автомобилей для создания на их базе бронемашин. Объектом пристального внимания немецких военных были трехосные шасси G-3 компании Daimler-Benz, G-31 компании Büssing-NAG и М-206 компании Magirus. Все шасси были практически идентичными, отличаясь между собой только несущественными техническими деталями. Фактически две последние модели были разработками на базе шасси G-3. Они отличались незначительными доработками, размерами и двигателями собственного производства. В остальном военные считали, что все три шасси будут иметь очень высокую степень унификации, хотя на практике в дальнейшем было установлено, что номенклатура запасных частей к бронемашинам, построенным на разных шасси, не совпадает.

В марте 1931 года компания Daimler-Benz представила свой новый вариант шасси G-3, первоначально носивший название G-4, а с мая 1931 года — G-За. Конструкторы устранили ранее выявленные недостатки, помимо этого новое шасси отличалось усиленной подвеской, а коробка передач получила реверс, который позволял бронеавтомобилю двигаться задним ходом на тех же передачах, что и при движении вперед.
В 1933 году был полностью готов и образец бронемашины компании Büssing-NAG, а компания Magirus подключилась к конкурсу с опозданием, представив свою модель на шасси М-206р лишь в 1934 году. Шасси обоих прототипов получили дополнительный пост управления, который позволял им двигаться задним ходом, не поворачивая бронеавтомобиль. Помимо этого, они имели по две приборных панели, тогда как у прототипа компании Daimler-Benz приборная панель была всего одна, она была установлена спереди. В то же время шасси М-206р выгодно отличалось от своих конкурентов тем, что позволяло бронемашине двигаться с одинаковой скоростью и назад, и вперед, а специальный каток, установленный перед задней осью, облегчал бронеавтомобилю преодоление препятствий.

В итоге трехосные бронеавтомобили так и выпускались в трех разных вариантах. Так общий выпуск бронеавтомобилей на шасси типа G-3 оценивается в 36 машин, а наиболее массовой стала модель тяжелого разведывательного бронеавтомобиля, выпускавшегося компанией Magirus AG на предприятии в Киле — 75 машин.


кже есть упоминание о том, что некоторое количество бронемашин было собрано компанией Deutsche Edelstahlwerke из Ганновера. Корпуса для бронеавтомобилей изготавливались на двух предприятиях: Deutsche Edelstahlwerke AG (Ганновер-Линден) и Deutschen Werke AG (Киль). В западных источниках содержится информация о том, что в сумме было выпущено 123 трехосных бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (линейный) и Sd.Kfz.232 (радийный).

Все бронеавтомобили имели унифицированный полностью закрытый бронекорпус. Он, как и башня, изготавливался при помощи сварки из листов катаной стали толщиной от 8 до 14,5 мм. Бронелисты были установлены под большими углами наклона, что увеличивало их пулестойкость и обеспечивало экипажу бронеавтомобиля надежную защиту от стрелкового оружия, осколков мин и снарядов. Экипаж бронемашины состоял из четырех человек: командира машины, двух механиков-водителей и наводчика.

Компоновку бронеавтомобиля можно было назвать классической. Сразу за моторным отсеком, который располагался в передней части корпуса и был отделен от обитаемого отделения бронеавтомобиля противопожарной перегородкой, находился главный пост управления, здесь было рабочее место механика-водителя. Его сиденье располагалось у левого борта машины. Над головой мехвода находился бронеколпак круглой формы, который поднимался вверх и откидывался назад. С правой стороны от механика-водителя бронемашины мог сидеть радист. Прямо над ним в крыше был расположен большой двустворчатый прямоугольный люк, через который можно было покинуть бронеавтомобиль или наоборот попасть в него. Для наблюдения за местностью использовались две смотровые щели в передней бронеплите, а также по одной, расположенной в правом и левом бортах корпуса. Все они, за исключением смотровой щели радиста, обладали бронекрышками, которые нужно было опустить в боевой обстановке.

Задний пост управления бронемашиной находился по центру в кормовой части боевого отделения, он мог использоваться для срочного отхода с позиций, а также в ситуации, когда места для разворота практически шестиметровой боевой машины было явно недостаточно. Управление бронемашиной с заднего рулевого поста становилось возможным, если был включен механизм реверса, который входил в состав трансмиссии. В случае необходимости место механика-водителя кормового поста управления мог занять любой член экипажа бронеавтомобиля. Обзор с заднего поста управления обеспечивали три смотровые щели, две из которых находились по бортам корпуса, а одна — посередине задней стенки кормового поста управления. Как и спереди над позицией мехвода кормового поста имелся свой круглый бронеколпак. Доступ экипажа в машину обеспечивали двустворчатые люки, которые располагались на обоих бортах корпуса разведывательного бронеавтомобиля.

Сразу за отделением управления располагалось боевое отделение, на крыше которого была установлена небольшая башня кругового вращения. В правой части лобового листа башни в подвижной бронировке были размещена 20-мм автоматическая пушка KwK 30 L/55 и 7,92-мм пулемет MG 34. В вертикальной плоскости вооружение бронеавтомобиля можно было наводить на цель в секторе от -12 до +20 градусов. Возимый боекомплект состоял из 200 выстрелов к пушке и 1500 патронов к пулемету MG 34. Вращение башни осуществлялось в ручном режиме при помощи механического привода.

Попасть в башню и соответственно в сам бронеавтомобиль можно было также через два больших двустворчатых люка, один из которых располагался на крыше, а второй на задней закругленной стенке башни. В каждой створке заднего люка располагались узкие смотровые щели. В лобовой плите башни непосредственно перед местом командира боевой машины располагалась смотровая щель с бронекрышкой. Помимо этого, в бортах башни конструкторами были предусмотрены стрелковые амбразуры, через которые экипаж бронеавтомобиля мог отстреливаться от противника из личного оружия. Стоит отметить, что линейные бронеавтомобили Sd. Kfz. 231 (6-Rad) не имели радиостанций, поэтому связь с другими бронемашинами необходимо было поддерживать при помощи сигнальных флажков.

Ходовая часть тяжелого бронеавтомобиля Sd. Kfz. 231 (6-Rad) соответствовала колесной формуле 6×4, она соединялась с бронекорпусом с помощью подвески на полуэллиптических листовых рессорах. Характерной особенностью всех шестиколесных бронеавтомобилей данного типа было достаточно большое расстояние между передними и задними колесами. На бронеавтомобиле были установлены тормоза гидравлического типа.

В качестве дополнительного оборудования все бронеавтомобили оснащались комплектом запчастей и инструментов, которые перевозились в специальных ящиках на крыльях боевой машины. Шанцевый инструмент размещался прямо на правом борту корпуса над длинным задним крылом или непосредственно на нем. Внутри бронемашины находились аптечка скорой помощи, огнетушитель, противогазы и другое имущество экипажа.

Одной из неприятных особенностей бронеавтомобилей Sd.Kfz.231(6-Rad), помимо невысокой проходимости по пересеченной местности, было отсутствие какого-либо радиооборудования. Поэтому достаточно быстро возникла идея выпуска радийных вариантов бронемашины. Идея оснастить все выпущенные машины радиостанциями, возможно, рассматривалась (по крайней мере, место в корпусе позволяло это сделать), однако в конечном итоге было принято решение о создании отдельной модификации для командиров подразделений, которая в 1935 году получила обозначение schwere Panzerspahwagen (Fu) Sd.Kfz.232. Доработка стандартного линейного бронеавтомобиля до этой версии заключалась в следующем: в боевом отделении размещалась радиостанция Fu.Spr.Ger.«а», а для обеспечения приемлемой дальности связи конструкторами была создана рамочная антенна очень больших размеров. Снизу антенна крепилась к кормовым бронелистам, а сверху непосредственно к башне, на кронштейне со свободным вращением. Благодаря такому решению удалось сохранить не только штатное вооружение бронеавтомобиля, но и круговой сектор обстрела, правда, общая высота бронеавтомобиля с такой антенной вырастала до 2870 мм.

Последней модификацией этого тяжелого трехосного бронеавтомобиля стал еще один «командирский» вариант под обозначением schwere Panzerfunkwagen Sd.Kfz.263. При этом радиостанция Fu.Spr.Ger.«а» не заменялась на новую — менялась лишь форма рамочной антенны, а вместо башни на боевую машину ставилась неподвижная рубка с одним пулеметом MG 13 или MG 34. Соответственно, менялся и тип крепления антенны к корпусу и рубке бронемашины. Общая высота бронеавтомобиля вырастала до 2930 мм, а экипаж состоял уже из 5 человек. Всего до 1937 года, когда выпуск трехосных бронеавтомобилей был полностью остановлен, в Германии было собрано 28 боевых машин, которые получили обозначение Panzerfunkwagen (Sd.Kfz.263) 6-Rad.

Несмотря на тот факт, что, начиная с 1937 года, вермахт начал получать первые полноприводные бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (8-Rad), их трехосные «собратья» продолжали нести службу в войсках. Настоящим боевым испытанием для данных бронеавтомобилей стало вторжение в Польшу, во время этой компании Sd.Kfz 231 (6-Rad) входили в составе 1-й легкой дивизии, а также несли службу в 1-й, 2-й, 3-й и 4-й танковых дивизиях вермахта. В ходе боев в Польше бронеавтомобили Sd.Kfz 231 (6-Rad) использовались преимущественно для ведения разведки, однако уже тогда стало очевидно, что, обладая очень большими габаритами и тонкой броней, они не смогут на равных противостоять не только легким танкам противника, но даже современным стрелковым системам с бронебойными пулями. В то же время за весь сентябрь 1939 года немцами в Польше было потеряно всего порядка 12 бронеавтомобилей, однако судьба Sd.Kfz.231 (6-Rad) была уже решена.

Постепенно эти устаревшие тяжелые бронеавтомобили менялись в войсках на полноприводные Sd.Kfz.231 (8-Rad). В то же время к началу вторжения во Францию в составе вермахта все еще находилось несколько десятков бронемашин Sd.Kfz.231 (6-Rad), которые главным образом были сосредоточены в подразделениях связи. К примеру, к маю 1940 года эти трехосные бронеавтомобили находились в составе 5-го разведывательного батальона 2-й танковой дивизии, а также 37-го разведывательного батальона 7-й танковой дивизии.

После завершения боев во Франции большая часть оставшихся Sd.Kfz.231 (6-Rad) использовались лишь в качестве учебных бронеавтомобилей, в то время как «командирские» модификации продолжали нести службу в частях первой линии. К примеру, во второй половине 1941 года несколько трехосных бронемашин все еще имелось в составе 4-й, 6-й и 10-й танковых дивизий. Так как эти бронемашины выполняли специфические функции и почти не вступали в прямые боестолкновения с противником, их карьера в войсках оказалась наиболее продолжительной. К примеру, по меньшей мере, один Sd.Kfz.263 (6-Rad) имелся в составе 92-го батальона связи 6-й танковой дивизии, который в марте 1942 года был расположен под Сычевкой.

Достоверных данных о судьбе большинства этих боевых машин нет, однако известно, что до капитуляции Германии ни одна из них не находилась в боеспособном состоянии. Впоследствии все тяжелые бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232/263 (6-Rad) были утилизированы.

Тактико-технические характеристики Sd.Kfz.231 (6-Rad) производства Magirus:

Габаритные размеры: длина корпуса — 5,57 м, ширина — 1,82 м, высота — 2,25 м, клиренс — 240 мм.
Боевая масса — до 6,0 тонн.
Бронирование — от 5 мм (крыша башни) до 14,5 мм (лоб корпуса).
Силовая установка — бензиновый двигатель Magirus S88 жидкостного охлаждения объемом 4,5 литра и мощностью 70 л.с.
Запас топлива — 110 л.
Максимальная скорость — до 65 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 250 км (по шоссе).
Вооружение — 20-мм автоматическая пушка 2 cm KwK 30 L/55 и 1х7,92-мм пулемет MG 34.
Боекомплект — 200 выстрелов к пушке и 1500 патронов к пулемету.
Колесная формула — 6х4.
Экипаж — 4 человека.

Источники информации:
https://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/germany/sd.kfz.231_6rad.htm
http://zonwar.ru/bronetexnika/armored_IIMV/Sd_Kfz_231.html
http://pro-tank.ru/bronetehnika-germany/broneavtomobili/146-mashina231
Материалы из открытых источников

Источник: topwar.ru

Бронетранспортеры вермахта

Бронетранспортеры вермахта

«Задача пехоты состоит в том, чтобы немедленно использовать эффект танковой атаки для быстрого продвижения вперед и развития успеха до тех пор, пока местность не будет полностью захвачена и очищена от противника»—это положение, выдвинутое германским танковым теоретиком генералом Г.Гудерианом еще в 1936 году, показывает, какая роль отводится пехоте при взаимодействии ее с танками. Гудериан правильно предвидел, что в условиях все возраставшей эффективности противотанкового оружия потери атакующих танков, не имевших прикрытия пехоты, будут слишком большими. Да и сам захват и удержание местности одними танками без пехоты были невозможны.

Технический вопрос сопровождения танков пехотой в разных армиях решался по-разному. В Красной Армии, например, с начала 1930-х годов и вплоть до конца Второй мировой войны для этой цели использовался так называемый танковый десант—группа пехотинцев (обычно стрелковое отделение), которая располагалась непосредственно на броне танка. В Германии же, имевшей значительно более мощную автомобильную и тракторную промышленность, пошли иным путем—создавали бронетранспортеры.

Эта работа облегчалась тем, что уже в первой половине 1930-х годов несколько немецких фирм приступили к проектированию целого семейства полугусеничных артиллерийских тягачей с тяговым усилием на крюке от 1 до 18 т. На их базе и планировалось создать бронированные машины для транспортировки пехоты и не только. Так, например, уже в 1934 году фирма Rheinmetall получила заказ на разработку в содружестве с фирмой Bussing-NAG бронированной полугусеничной штурмовой машины. Этот броневик, именовавшийся 7,5 с Selbstfahrlafette L/40,8 (Modell 1), был предложен в трех вариантах, различавшихся габаритами и компоновкой. На двух машинах использовалось шасси BN ЮН с кормовым расположением двигателя, на одной — BN 11V с передним. Все варианты были созданы на базе 5-тонного полугусеничного тягача, разрабатывавшегося фирмой Bussing-NAG, и оснащались открытой сверху вращающейся башней.

В 1936 году создается еще одна модель полугусеничной бронированной боевой машины, опять-таки при сотрудничестве двух вышеупомянутых фирм. Машина получила официальное и, как обычно в Германии, длинное обозначение—Pz.Sfl.lll auf Fahrgestell mZgw 5t (HKp 902). Всего изготовили четыре машины, у которых 75-мм пушки были установлены не во вращающейся башне, а в неподвижной открытой сверху и сзади рубке. При массе 11 т толщина броневых листов сварного корпуса колебалась в пределах от 6 до 20 мм. Располагавшийся сзади двигатель Maybach HL45 мощностью 150 л.с. позволял этой полугусеничной самоходке развивать скорость 50 км/ч. Экипаж машины состоял из четырех человек. На вооружение этот броневик не принимался. Две из четырех изготовленных машин во время Второй мировой войны использовались войсками генерала Роммеля в Северной Африке. Еще одна, без вооружения и с переделанной полностью закрытой рубкой, служила в качестве машины управления при запуске ракет «Фау-2». Судьба еще одной машины неизвестна.

Тем временем у командования Вермахта уже окончательно сложилось мнение, что бронированный вариант полугусеничного тягача должен представлять собой не штурмовую машину, а многоцелевой бронетранспортер. На последний можно было возложить широкий спектр задач по транспортировке и огневой поддержке пехоты, использовать в инженерных войсках и в качестве санитарной машины. При размещении дополнительных средств связи и соответствующего оборудования бронетранспортер превращался в машину связи или штабную, а также в передвижной артиллерийский наблюдательный пост. Интенсивно развертывавшиеся в тот период танковые и моторизованные дивизии Вермахта крайне нуждались в таких машинах.

Практически одновременно на базе полугусеничных артиллерийских тягачей — 1-тонного Sd.Kfz.10 и 3-тонного Sd.Kfz.11—началось проектирование легкого и среднего бронетранспортеров. Созданы они были практически одновременно, но в серийное производство чуть раньше был запущен средний бронетранспортер. Однако далее эти машины рассматриваются по традиционной схеме любого танкового справочника, то есть начиная с легкого БТР.

Источник: arsenal-info.ru


tankimira.life

Немецкие бронетранспортёры Hanomag: SdKfz 250 и SdKfz 251

29.04.2019

В немецкой концепции молниеносной войны, которая была значительно дополнена в 30-е годы прошлого века, большое внимание уделялось подвижности пехотных подразделений.

Один из видных германских теоретиков использования танковых войск генерал Гудериан в своем классическом труде «Внимание, танки!» так описывал функции пехоты в грядущей войне: «Задача пехоты состоит в том, чтобы немедленно использовать эффект танковой атаки для быстрого продвижения вперед и развития успеха».

Эта цитата показывает, что немецкие военачальники четко понимали, что без мощного пехотного прикрытия применение танков не будет эффективным. Однако сразу возникла проблема, как повысить подвижность пехоты до уровня танковых подразделений.

В Германии существует машиностроительная компания Hanomag (Hannoversche Maschinenbau AG), которой вскоре исполнится 150 лет. На протяжении своей истории она занималась выпуском легковых и грузовых автомобилей, тракторов и паровозов. У граждан бывшего СССР название Hanomag всегда ассоциировалось только с Великой Отечественной войной, вернее, с двумя образцами техники, которые изготавливались на заводах этой компании: с бронетранспортерами SdKfz 250 и SdKfz 251. Наряду с пистолетом-пулеметом МП-40 эти машины стали настоящей визитной карточкой сухопутных войск гитлеровской Германии.

Немецкий БТР «Ханомаг» (или «Ганомаг») был действительно массовой машиной, которая активно применялась на всем протяжении войны, в том числе и на Восточном фронте. Всего было выпущено 15252 бронетранспортеров Hanomag SdKfz 251 и 7326 единиц SdKfz 250. Эти машины были настоящими «рабочими лошадками» вермахта: они использовались не только для перевозки пехотных подразделений, но и для эвакуации раненых, транспортировки артиллерийских орудий и минометов, подвоза боеприпасов, осуществления разведки, в качестве штабных машин и машин связи. На базе этих БТР были созданы самоходные артиллерийские и зенитные установки. Для каждого из бронетранспортеров было разработано большое количество модификаций.

Немцы не только сами использовали «Ханомаги», но и поставляли (в небольших количествах) их своим союзникам. После войны производство этих бронетранспортеров наладили чехи, он находился на вооружении армии Чехословакии вплоть до середины 80-х годов.

Бронетранспортеры SdKfz 250 и SdKfz 251 отличались высокой надежностью и отличной проходимостью. Наиболее массово они применялись на Восточном фронте и в Африке, то есть там, где немецкой армии больше всего приходилось сталкиваться с бездорожьем. Их с удовольствием использовали не только солдаты вермахта: бронетранспортер Hanomag был любимым командным пунктом командира Африканского корпуса фельдмаршала Роммеля.

Кстати, название «Ханомаг» является полностью советским, в немецких документах этот бронетранспортер так никогда не называли.

История создания Hanomag: SdKfz 250 и SdKfz 251

Активно использовать автомобили для транспортировки пехоты начали во время Первой мировой войны. Чуть позже англичане на базе танка базе Mk I создали первый в мире бронетранспортер, в задачи которого входило не только доставить солдат до линии фронта, но и поддержать их огнем на поле боя. В период между мировыми войнами вопрос сопровождения танков и поддержки пехоты пытались решить по-разному. В СССР активно занимались созданием бронеавтомобилей, вооруженных пушками и пулеметами. Обычной тактикой Красной армии был так называемый танковый десант, когда группу пехотинцев просто размещали на броне танка.

Немцы пошли несколько иным путем: имея мощную тракторную и автомобильную промышленность, они занялись разработкой бронетранспортеров. Первые модели немецких полугусеничных автомобилей появились еще в период Первой мировой войны. Имея более высокую проходимость по сравнению с обычными колесными машинами, они использовались для транспортировки пехоты, артиллерийских орудий и других армейских грузов. В 1919 году в качестве эксперимента на полугусеничный тягач «Крафтпротце» была установлена броневая защита, затем он был передан полиции Веймарской республики.

Позже на бронетранспортеры начали устанавливать вооружение: на артиллерийский тягач фирмы «Рейнметалл-Борзиг» установили 37-мм орудие KwK L/70 и 7,92-мм пулемет. В 1934 году был разработан полугусеничный артиллерийский тягач HK 600p, принятый на вооружение в следующем году.

В середине 30-х годов в Германии началась разработка полугусеничных бронетранспортеров на базе артиллерийских тягачей. На базе шасси однотонного Sd.Kfz.10 и трехтонного Sd.Kfz.11 были созданы соответственно БТР Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251.

Работы над Sd.Kfz.251 вела компания Ганза-Ллойд из Гамбурга, после их успешного завершения патент на машину был выкуплен ганноверской компанией Hanomag. Она занималась изготовлением ходовой части нового БТР, броневой корпус поставляла компания Bussing, а окончательная сборка производилась на других предприятиях.

Первые прототипы «Ханомага» появились в 1936 году, в войска новая техника стала поступать в начале 1939 года.

В конце тридцатых годов Управление вооружения подготовило техническое задание на разработку легкого бронетранспортера на полугусеничном шасси. Новая машина должна была дополнить Sd.Kfz.251, выпускавшиеся в тот момент уже серийно.

Работы над новым БТР были закончены уже во время войны (в 1940 году), а в 1941 году Sd.Kfz.250 начал поступать в войска. За время серийного производства были созданы более десяти модификаций этого полугусеничного броневика.

Sd.Kfz.251

БТР Sd.Kfz.251 имел открытый бронекорпус, состоящий из каркаса, на котором при помощи болтов крепились броневые плиты. Они имели значительный наклон и толщину от 6 до 14 мм (лобовая часть). В передней части корпуса находился моторный отсек, за ним располагалось отделение управления, а в задней части машины размещались десантники.

В моторном отделении находился двигатель, топливный бак и система управления колесами. Сразу за ним располагались места командира и механика-водителя, от моторного отсека их отделяла противопожарная перегородка. Для управления «Ханомагом» водитель использовал руль, стандартные педали и рычаг переключения скоростей. Отделение управления Sd.Kfz.251 имело крышу, на некоторых модификациях машины место командира находилось не рядом с водителем, а в ее кормовой части.

В боевом отделении под обеими стенками устанавливались скамьи для пехотинцев, на надгусеничных полках находились ящики со снаряжением и ЗИП. На стенках были предусмотрены крепления для личного оружия десантников. Для защиты от непогоды боевое отделение машины можно было сверху закрыть брезентовым тентом. Десантирование осуществлялось через двустворчатую дверь, находящуюся на корме машины. Бойниц в корпусе не было, бойцы могли вести огонь поверх бортов.

Немецкий бронетранспортер «Ханомаг» оснащался карбюраторным двигателем Maybach HL 42 TURKM с шестью цилиндрами и мощностью в 100 л. с. Радиатор системы охлаждения располагался перед блоком цилиндров в носовой части машины. БТР Hanomag имел трансмиссию планетарного типа, с четырьмя передачами вперед и одной назад.

Отличительной чертой бронетранспортеров «Ханомаг» являлась их ходовая часть. Для управления машиной использовались колеса, которые находились в ее носовой части. Гусеницы обеспечивали «Ханомагу» высокую проходимость. Преимуществом подобной схемы являлась ее сравнительная простота (фрикционы и бортовые передачи были не нужны), при сохранении достоинств гусеничного шасси.

Поворот бронетранспортера в большинстве случаев осуществлялся с помощью рулевого механизма, как на обычном автомобиле. Только на слишком крутых поворотах (более 15 градусов) необходимо было тормозить одну из гусениц.

Подвеска БТР Sd.Kfz.251 была смешанной: колесный мост имел листовую рессору, а гусеничная часть – независимую торсионную. Бронетранспортер имел по три ряда опорных катков на каждый борт: наружный ряд состоял из трех катков, средний – из шести, в состав внутреннего ряда также входило три катка. Задние опорные катки были направляющими, а передние – ведущими.

Стандартное вооружение «Ханомаг» состояло из 7,92-мм пулемета MG 34, прикрытого броневым щитом. Он был установлен над отделением управления. При желании пулемет можно было переставить на вертлюг, расположенный на корме. В этом случае огонь можно было вести и по воздушным целям.

Бронетранспортер имел большое количество модификаций, которые имели некоторые отличия в конструкции и вооружении. Основными модификациями были Ausf. А, В, С и D, кроме них, существовали еще 23 узкоспециализированных вариантов машины.

Sd.Kfz.250

Sd.Kfz.250 был запущен в серийное производство несколько позже, чем БТР Sd.Kfz.251, в конструкции этих двух машин очень много общего. У них одинаковая схема и компоновка, оба бронетранспортера оснащались одним и тем же двигателем Maybach HL 42 TURKM.

Последнее обстоятельство обусловило несколько большую удельную мощность Sd.Kfz.250. Он относился к легким полугусеничным бронетранспортерам, весил 5,8 т (вместо 9,14 т у Sd.Kfz.251), его корпус был несколько уже и короче, чем у Sd.Kfz.251.
Sd.Kfz.250 имел два варианта конструкции корпуса: старый (alt) и новый (neu), последний из которых был несколько проще. Так же как и его более массивный аналог, Sd.Kfz.250 имел бронированный корпус, открытое десантное отделение и экипаж из двух человек.

Обычно Sd.Kfz.250 применялся для транспортировки половины пехотного отделения. Бронетранспортер имел более десяти модификаций. Основным вооружением стандартной модификации машины являлся пулемет MG 34 со щитком.

Гусеничная часть ходовой состояла из пяти опорных катков на каждый борт.

На базе стандартной модификации были разработаны машины для выполнения самых разных функций: машина связи, которая могла оснащаться различными видами радиостанций, самоходный миномет с 81-мм минометом, установленным в середине десантного отделения, машины для перевозки боеприпасов. Также можно отметить модификацию, вооруженную легкой пушкой Kwk 37 или противотанковый вариант с 37-мм орудием.

На базе Sd.Kfz.250 было создано несколько разведывательных машин, бронетранспортер для корректировки огня и укладчик кабелей связи в прифронтовой зоне.

Характеристики Hanomag: SdKfz 250 и SdKfz 251

НазваниеSdKfz 251SdKfz 250
Год выпуска, год19391940
Всего произведено, шт.152527326
Масса, т9,14 т5,8
Экипаж, чел.2+102+4
Высота, м2,251,66
Ширина, м2,151,95
Длина, м5,764,56
Вооружениеодин или два 7,92-мм MG 34
ДвигательMaybach HL 42TKRM
Мощность, л. с.100 л. с.
Скорость, км/ч5076
Запас хода, км275320

Если вам надоела реклама на этом сайте — скачайте наше мобильное приложение тут: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.news.android.military или ниже, кликнув на логотип Google Play. Там мы уменьшили кол-во рекламных блоков специально для нашей постоянной аудитории.
Также в приложении:
— еще больше новостей
— обновление 24 часа в сутки
— уведомления о главных событиях

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Бронетанковая техника РККА и Вермахта времен Второй мировой войны: spetsialny — LiveJournal

История о противостоянии «Тигров» и «тридцатьчетверок» является искаженной байкой о войне. На реальных фронтах ВОВ сошлись не на жизнь, а на смерть Советская Армия и Вермахт. Где 112 тысячам советских бронемашин (довоенный парк, производство в годы ВМВ, ленд-лиз) противостояло около 90 тыс. немецких образцов БТТ.

Цифра 90 тысяч поначалу может повергнуть в шок. Читатели недоуменно сосчитают «тройки», «четверки», «пантеры»… 90 тысяч там явно не наберется.

Лучше бы они посчитали модели БТТ по сквозной номенклатуре Управления вооружений сухопутных войск Германии. Где, например, числилась бронемашина под индексом Sd.Kfz 251, то есть 251-я по счету модель бронетехники Панцерваффе!


Сумрачный Sd.Kfz 251 (выпущено 15 тысяч ед.). Оказался настолько мощен и крут, что выпускался в Чехословакии до 1962 года.
Критики скажут, что бронетранспортёр — не соперник танку. Это уже потом, в разгаре спора, выяснится, что «Зондеркрафтцойг-251» был на три тонны тяжелее советского легкого танка Т-60. Ничем не уступая по защищенности легким танкам и самоходкам, немецкий БТР по оснащению, качеству средств радиосвязи и приборов наблюдения мог дать фору любому танку союзников. Краны, лебедки, комплекты навесной брони, штурмовые мостики, радиостанции… С помощью этих машин немецкая мотопехота получила уникальную возможность действовать наравне с танками: бронетранспортеры непрерывно сопровождали тяжелую бронетехнику на марше и в бою.

На базе Sd.Kfz 251 были созданы бронемашины особого назначения — инфракрасный прожектор, шумопеленгатор для ведения контрбатарейной борьбы, корректировщик артогня, кабелеукладчик Fernsprechpanzerwagen. Тот, кто станет утверждать, что бронированный кабелеукладчик — пародия на танк, пусть сперва сам покатает катушку телефонного кабеля по простреливаемым участкам местности. Где один шальной осколок — и вот уже некому наладить связь между подразделениями…

Фронт не был похож на голливудскую стрельбу до посинения. Солдаты РККА и Вермахта были вынуждены решать огромное число разнообразных задач. От успешного выполнения которых, в стратегическом масштабе, зависел успех всей обороны и наступления. Разведка, связь и управление боем, доставка боеприпасов и снаряжения на передний край, эвакуация раненых, противовоздушная оборона, постановка минных заграждений и, наоборот, проделывание безопасных проходов в минных полях (мины — страшный противник, на них подорвалась четверть всей бронетехники в годы ВОВ).

Именно для этого немцы создали такое количество специализированных образцов БТТ. Такие бронемашины, при появлении в нужном месте и в нужный момент, могли иметь гораздо большее значение, чем обычные «линейные» танки.

Что было важнее на передовой — легкий танк или ЗСУ на базе Sd.Kfz 251? Которая при появлении штурмовиков может защитить всю колонну своим огнём?

Танк или бронированный подвозчик боеприпасов? Который в разгар в боя доставит снаряды к батарее? В тот момент от него зависит ВСЁ!

Танк или бронированный медэвакуатор? Который поможет спасти опытный экипаж подбитого танка? Вернувшись из госпиталя на фронт, эти «обстрелянные волки» еще зададут жару противнику.

Танк или шумопеленгатор? Который поможет засечь координаты вражейской батареи и наведёт на неё пикировщики?

Что важнее в ночной танковой атаке: еще один танк или инфракрасный прожектор, который в кромешной мгле подсветит цели для целого батальона «Пантер»?

Для тех, кто все еще не внемлет голосу разума, предпочитая считать только вооруженные образцы БТТ, стоит признать, что да, часть немецких Sd.Kfz.251 несло весьма некислое артиллерийское и ракетное вооружение.

Например, 22-я модификация (Sd.Kfz.251/22) — бронетранспортер истребитель танков с 75 мм пушкой.

16-я модификация — огнеметная бронемашина; 10-я мод. — БТР с 37-мм противотанковой пушкой; девятка — с короткоствольным 75-мм орудием. Был еще популярный вариант с 80-мм минометом и реактивная система залпового огня Wurflamen калибра 280 мм!

[center]


Зенитная самоходная установка Sd.Kfz 251/21 имела боевой модуль из трёх автоматических пушек. Огневая мощь — как у трёх советских легких танков.

Помимо десятков самых удивительных модификаций, Sd.Kfz.251 имел «младшего брата» — Sd.Kfz.250 (выпущено 4250 единиц). А также немало «старших», например, боевые машины в виде «тяжелого военного трактора» модели sWS. Эти мирные немецкие трактора массой 13 тонн со всеракурсным бронированием обычно служили базой для размещения РСЗО «Небельверфер».

А были еще красивые и грозные Sd.Kfz 234 — предвестники современных «Страйкеров» и «Бумерангов». Восьмиколесные бронемашины с противоснарядной броней, пушками калибром 50 и 75 мм и скоростью на шоссе до 80 км/ч.

САУ на шасси трофейных французских БТРов (Sd.Kfz 135 или «Мардер-1»).

Истребители танков «Мардер-2» и «Мардер-3» на шасси Pz. Kpfw II с советскими 76 мм дивизионными пушками — фрицы не стеснялись использовать любую трофейную технику.

Всё это лишь вершина айсберга.


Если копнуть глубже, то внезапно обнаружатся еще пять тысяч БРЭМ, медэвакуаторов и подвозчиков боеприпасов на шасси танка Pz.Kpfw II. Кто-то станет злорадствовать, что у немцев не хватило пушек для вооружения этих шасси. Однако, с учетом всего вышесказанного, фрицы действительно не видели необходимости в вооружении каждой бронемашины. Взамен, предпочитая намолотить массу специализированных образцов БТТ, «числом поболе, ценою подешевле».

Как показало время, в этом было своё рациональное зерно. Неслучайно в наши дни более половины парка БТТ армий всех стран составляют легковооруженные или невооруженные бронемашины специального назначения (бронетранспортеры, командирские, машины авианаводчиков и т. д., и т.п.).

Что касается танковых баталий, то даже простое знание истории покажет, что танки не воюют с танками. По статистике, половина всех уничтоженных единиц БТТ на счету противотанковых батарей. Еще четверть подорвалась на минах. Кто-то попал под удар авиации. Остаток поделят пехота и танкисты.

Именно поэтому спор «Т-34 против «тройки»/«четверки»/«Пантеры» не имеет большого смысла. Правильнее говорить о наличии в войсках тысяч средних танков и САУ на их шасси, которые использовались при непосредственном огневом контакте с противником. Давили гусеницами пехоту, стреляли по технике, домам и укреплениям.

Против 50 тысяч советских Т-34 немцы выкатили примерно такое же количество «Троек», «Четверок», «Пантер», всевозможных «Штугпанцеров», «Хетцеров» и «Ягдпанцеров», «Бруммбёров», «Грилле», «Хуммелей» и «Насхорнов».

Sd.Kfz 162 или «Ягдпанцер IV», всего выпущено 1977 истребителей танков этого типа


Против десятков тысяч легких БТ и самоходок СУ-76 — десятки тысяч вооруженных бронетранспортеров и бронемашин специального назначения.

Что же касается горстки «Тигров» и «Фердинандов», то это были элитные машины прорыва. Занимали свою важную тактическую нишу. Шли туда, где обычный танк не прополз бы и метра. «Пёрли в лоб» на батареи «сорокапяток». Применялись на самых важных участках фронта.

Естественно, их берегли. Для эвакуации подбитых супертанков немцы создали еще триста 44-тонных «Бергепантеров».

Какие к ним претензии?

Разумеется, свои «элитные танки» были у нас. Со своими особенностями, что диктовались тактикой применения БТТ и возможностями отечественной промышленности. В начальный период — КВ, после — гвардейские ИСы и могучие «зверобои» ИСУ-152 для штурма позиций противника.


Почему же такие «умные» немцы в итоге проиграли? Причина первая — уступили числом. Вторая — стойкость советского солдата.

Автор: Олег Капцов

spetsialny.livejournal.com

Из реки, спустя 70 лет, достали БТР вермахта

Автор:
12 октября 2015 09:46

Из реки Пилица ( Польша) вытащен Sd.Kfz.250/1 Ausf.B. Машина, пролежавшая в реке 70 лет, хорошо сохранилась, думаю, что спустя некоторое время поедет.

fishki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *