Поединок на шпагах 5 букв

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Борьба, состязание двух сторон

Ответ: Дуэль

Вопрос: Тоже, что и поединок

Ответ: Дуэль

Вопрос: Повесть А. Чехова

Ответ: Дуэль

Вопрос: Для Ленского она закончилась так же печально, как и для Пушкина (Онегин)

Ответ: Дуэль

Вопрос: Поединок между двумя лицами по вызову одного из них

Ответ: Дуэль

Вопрос: Поединок между двумя противниками по вызову одного из них, происходивший с применением оружия

Ответ: Дуэль

Вопрос: Поединок между двумя противниками

Ответ: Дуэль

Вопрос: Поединок

Ответ: Дуэль

Вопрос: Поединок; повесть А. П. Чехова

Ответ: Дуэль

Вопрос: Способ получить сатисфакцию

Ответ: Дуэль

Вопрос: Строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого

Ответ: Дуэль

Вопрос: Еженедельная российская газета, выходившая с 1996 по май 2009 года. Позиционировала себя как «Газета борьбы общественных идей

Ответ: Дуэль

Вопрос: Американский телефильм 1971 года с Деннисом Уивером в главной роли. Позднее фильм был перемонтирован с доснятыми сценами для демонстрации в кинотеатрах Европы, Австралии и ограниченно в США. Это первый полнометражный фильм Стивена Спилберга, и успех этого фильма позволил Спилбергу начать карьеру кинорежиссёра

Ответ: Дуэль

Вопрос: Вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов

Ответ: Дуэль

Вопрос: Иное название поединка

Ответ: Дуэль

Вопрос: Убийство по-джентельменски

Ответ: Дуэль

Вопрос: Поединок на шпагах

Ответ: Дуэль

Вопрос: Пушкин против Дантеса

Ответ: Дуэль

Вопрос: К барьеру!

Ответ: Дуэль

Вопрос: Один на один

Ответ: Дуэль

Вопрос: Сражение между двумя противниками по вызову одного из них

Ответ: Дуэль

Вопрос: Перестрелка двух сторон

Ответ: Дуэль

Вопрос: В дворянском обществе: способ защиты личной чести

Ответ: Дуэль

Вопрос: Поединок с применением оружия между двумя лицами

Ответ: Дуэль

wordparts.ru

Бой на шпагах и дагах

Применение даги совместно со шпагой возникло как следствие поиска средств, позволяющих усилить вооруженность воинов при переходе армий с меча и щита на шпагу. При этом шпага в XIV и XV веках была еще достаточно тяжелой (видимо, в пределах 2 кг), что затрудняло возвратные движения ею для применения защит после неудавшихся атак. Именно для усовершенствования обороны, которую в фехтовании на мечах выполнял щит, потребовалось дополнительное вооружение фехтующего вторым коротким клинком в виде даги. Ведь формирование систем владения шпагой в то историческое время только еще начиналось и вполне естественным было использовать ранее уже освоенную тактику ведения боя с выдвинутым к противнику «заслоном» (в виде щита, а затем даги). В этом случае шпага располагалась сбоку в согнутой основной руке и предназначалась для нападений.
В бою на шпагах и дагах в связи с необходимостью для его участников распределять внимание на два угрожающих объекта существенно возрастает количество неожиданных ситуаций. Нападения можно ожидать с любой стороны, что резко снижает точность предвидения действий противника. Поэтому правомерно предположить в поединках с применением шпаги и даги очень высокую настороженность участников, выжидательную тактику с замедленными передвижениями по полю боя и преимущественно ответными оборонительными намерениями. На первый план выдвигался поиск момента, когда противник совершит ошибочное действие оружием или неосторожно сблизится и станет возможным нанесение ему укола или удара.

Длина даги вдвое короче шпаги, но для оборонительных функций этого было достаточно. Однако дага в ближнем бою заменяла шпагу, особенно в ситуациях, когда в ходе столкновений клинками шпага ломалась или, выбиваемая противником, оказывалась на земле.
Фехтование на шпагах и дагах в процессе своего развития претерпевало существенные изменения. Так, первоначально боец становился боком к противнику с выставленной вперед и несколько вверх дагой, а главное наступательное оружие — шпагу держал в другой руке с направленным ему в грудь острием. Ноги согнуты, стопы перпендикулярны и расположены на расстоянии одного шага.
Подобная боевая стойка во многом близка единоборству с мечом и щитом. И при замене меча на шпагу, а щита на дагу основная координация движений, видимо, во многом сохранилась, так как была уже с успехом испытана не одно столетие.
Затем, по мере снижения веса шпаг, что облегчало управление ими, но прежде всего вслед за формированием систем ведения боя на легком холодном оружии, менялись технико-тактические основы фехтования на шпагах и дагах. Правда, процесс этот был продолжительным и мучительным, но шел он по пути обострения боя за счет увеличения наступательного эффекта от использования шпаги. А это достигалось первоначально поворотом туловища и головы в фас к противнику и нацеливанием на него двух клинков с параллельно расположенными шпагой и дагой. Позднее, видимо с середины XVI века, убедившись в эффективности владения шпагой, фехтовальщики вновь поворачиваются боком к противнику, но уже с выставленной вперед шпагой в основной руке, а дагу отводят несколько назад и в сторону для использования лишь как дополнительного средства нападения и защиты, особенно в ближнем бою.
Изучение фехтования на шпагах и дагах чаще всего начинается с его ранней исторической разновидности, из боевой стойки с выставленной вперед дагой. Затем используется и боевая стойка с выдвинутой вперед шпагой. При этом главные наступательные функции в обеих способах принадлежат шпаге, несмотря на то, что острие даги находится нередко ближе, чем у шпаги к туловищу противника. Более зрелищны действия за счет выдвинутой вперед руки с дагой и слегка приближенной к туловищу руки со шпагой.
Среди приемов маневрирования количественно превалируют шаги вперед и назад, а также шаги в разные стороны. Нападения же чаще всего применимы с выпадом или с шагом вперед и выпадом. Имеют место и уклонения туловищем, перемены боевой стойки. Причем выпады, предназначаемые для нападений выставленной по направлению к противнику дагой, обычно ложные и необходимы с незначительным продвижением вперед, а для нанесения укола или удара шпагой используются длинные атаки. И это несмотря на значительный риск «запутаться» в оборонительных действиях противника и не успеть вернуться в исходную позицию.
Держание рукоятки у даги выполняют в основном большой и указательный пальцы, а располагается она в ложбинке ладони. При этом в начале боя клинок обычно в шестой позиции, в которой острие несколько выше гарды. Локоть не выходит за горизонтальную проекцию эфеса, а ладонь направлена вверх и внутрь.

Техника нападений шпагой и дагой
Наступательные и оборонительные действия дагой во многом проще шпажных, а главное, их состав существенно ограничен, так как в основном они коротки и прямолинейны.
Техника атак и защит с ответом шпагой, несмотря на наличие даги в другой руке, по сути, не отличается от действий шпагой в поединках, где невооруженная рука свободна от даги. Кроме того, нападения переводом в верхние и нижние секторы на шпагах и дагах сохраняют те же дистанционные и моментные характеристики, которые разработаны и апробированы создателями итальянской и французской исторических школ для рубяще-колющей и колющей шпаги. Необходимо лишь отметить, что нападения шпагой в основном начинаются с выпадом и приземлением на ногу, выдвинутую вперед в боевой стойке, так как «подстраховываются» находящейся впереди дагой. Тем не менее в подобных поединках, несомненно, применимы и атаки с длинным выпадом, выполненным сзади стоящей в боевой стойке ногой. Возможны также и атаки с выпадом в стороны левой и правой ногой и закрытиями со сменой боевой стойки, в которой выдвигается вперед дага или шпага.

Технические сложности выполнения разнообразных нападений шпагой и дагой заключаются в необходимости достижения адекватной координации движений между звеньями тела. Их органичное сочетание с пространственными положениями даги в момент начала атаки, обеспечивает успешное взаимодействие между шпагой и дагой. Это облегчает продолжение схватки в ситуациях, позволяющих использовать дагу как оружие ближнего боя.
Анализируя технику выполнения ударов в боях на шпагах и дагах можно установить, что предпочтение в поединке получают режущие удары. Ведь дага, противодействуя атаке противника, в течение нескольких мгновений блокирует его клинок при взятии защиты, что позволяет нанести мощный и наиболее зрелищный удар шпагой в ритме ответа, не опасаясь со стороны противника встречного нападения шпагой.
Состав защитных действий, присущих бою на шпагах, практически полностью может быть представлен у фехтовальщиков, ведущих бои с оружием в двух руках. Отличия в основном в более широком диапазоне исходных положений тела и оружия, создающих многообразие ситуаций для применения действий обороны, адекватных тактической логике развития боевых схваток. И поскольку оборонительные намерения можно реализовать, используя разные виды оружия, но более эффективные в каждом сюжете поединка, то становятся очевидными трудности предвидения содержания и исхода продолжения схваток.
Защитные действия дагой по основным двигательным характеристикам во многом соответствуют принятым для шпаги. Имеющее место своеобразие возникает в момент соприкосновения даги со шпагой противника. Особенно это заметно при отражении уколов, напоминающем по своей технике защиту отведением, а при отражении ударов близки защитам подстановкой оружия в сектор нападения противника.
Среди направлений оборонительных движений дагой превалируют защиты 3-я и 5-я, выполняемые как прямые верхние итальянской шпажной школы, и защиты 1 -я и 2-я полукруговые. При этом верхние защиты часто также необходимы в виде полукруговых и круговых.
Аналогично развиваются схватки и при парировании длинных атак противника шпагой, так как нередко возникающие задержки в выпаде у атакующего позволяют обороняющемуся попытаться нанести в ритме ответа укол дагой.
Тем более что дистанция в подобных ситуациях сокращается до уровня между средней и ближней, а обе вооруженные руки имеют возможность действовать как бы поочередно.
Важнейшей особенностью боя на шпагах и дагах является разделение функций между этими видами оружия по ходу развития схваток. И особенно они очевидны при парировании нападений дагой, как бы придерживающей нападающий клинок, а в противника мгновенно в ритме ответа следует укол или удар шпагой. Однако если дистанция схватки сокращается до уровня ближнего боя, то вполне реальным становится ответ уколом дагой. И выполнять его наиболее просто сверху или сбоку, стоя на месте. Возможен также укол с коротким выпадом в любой открытый сектор с одновременным уклонением в сторону.
Возникает много тактических поводов для применения атак в отступающего противника, пытающегося избежать поражения от ответного укола или удара. И «достать» соперника в подобных ситуациях позволяют разнообразные последовательные или одновременные действия шпагой и дагой. Ведь ответную атаку шпагой можно выполнить как после защиты шпагой, так и дагой, причем уколом или ударом. Нередки также различные синхронные взаимосочетания с другими действиями.
Самостоятельными видами наступательных действий, характерными только для фехтующих двумя вооруженными руками, являются одновременные атаки шпагой и дагой. Причем если среди нападений дагой реальны преимущественно действия уколом, то шпагой синхронно с дагой можно с той же вероятностью нанести и удар в любой из поражаемых секторов.
Одновременные нападения двумя клинками требуют для их отражения различных сочетаний защит дагой и шпагой. Тем более что можно отразить оба нападения как двумя клинками, так и использованием одного вида оружия. Например, шпагой реально отбить уколы противника шпагой и дагой, а защищаясь дагой прервать его одновременные атаки шпагой и дагой. Причем защита дагой в подобных ситуациях выглядит тактически более обоснованной, так как одновременное отведение двух клинков противника, в частности защитой 2-й, открывает для шпаги обороняющегося возможности поражения противника в ритме ответа уколом или ударом. Однако подобные действия обороны имеют перспективу применения преимущественно в ситуациях, когда оба острия клинка противника направляются в один и тот же сектор, что позволяет обороняющемуся одним движением оружия прервать их продвижение к собственному телу.
Несмотря на многообразие средств одновременного или последовательного использования шпаги и даги в качестве действий обороны, необходимо учитывать, что в ближнем бою далеко не все защиты одинаково эффективны. Некоторые из них рискованно использовать из опасения лишь сопроводить клинок шпаги противника, совершающего укол. Например, если дистанция позволяет поразить соперника, не прибегая к выпаду (достаточно выпрямить руку), то пытаться парировать дагой укол во внутренний сектор защитой 4-й, по меньшей мере, неосмотрительно. Ибо, уводя клинок шпаги во внутренний сектор, фехтовальщик ограничивает свои возможности для последующего нападения шпагой и при этом не «застрахован» от повторного нападения противника, в том числе и во внутренний сектор. Однако если применение защиты 4-й дагой в подобной ситуации неизбежно, то следует выполнять ее с уклонением туловища в сторону, особенно в бою с противником-левшой.
После одновременных атак шпагой и дагой возможны со стороны противника и защиты с ответом шпагой и дагой. Так, если атакующий пытается шпагой нанести удар во внутренний сектор туловища, а дагой укол в туловище снизу, то дага обороняющегося круговой защитой 3-й прерывает нападения шпагой, а шпага одновременно защитой 2-й отражает укол дагой. Затем могут следовать ответные уколы обоими клинками в грудь противника или удар шпагой в голову, а дагой укол в грудь сверху. Противник же в подобной ситуации может противопоставить удару шпагой защиту 5-ю дагой, а укол сверху дагой парировать защитой 2-й шпагой.
Применение защиты 5-й шпагой, прерывающей нападение в голову, позволяет быстрым движением даги увести остановленную шпагу противника в наружную сторону и облегчить собственной шпаге возможность для нападения уколом или ударом.

Бой на шпагах и кинжалах

Поединки на шпагах и кинжалах являются более поздней исторической аналогией уже использованной техники и тактики фехтования на шпагах и дагах. И это подтверждается при анализе боевой стойки, которая при наличии кинжала трансформировалась в единственное положение — с выдвинутой вперед шпагой. Туловище полупрофильно к противнику, кинжал острием вниз в согнутой руке, как бы «спрятан» в запасе перед грудью. В этой ситуации кинжал, в сравнении с дагой, выполняет менее активную функцию, являясь вспомогательным инструментом для разнообразия способов защиты и захвата шпаги противника. Естественно, что кинжал наиболее эффективно может быть использован при неожиданных столкновениях шпагами, переходящих в ближний бой.
Держание кинжала острием вниз существенно сужает возможности применения защитных действий. Поэтому состав защит ограничен двумя нижними, в виде аналогов шпажным 1 -й и 2-й, и одной верхней, напоминающей итальянскую 6-ю. Удары кинжалом, в том числе и выполняемые в ритме ответов, наиболее типичны в правый или левый бок, а также сверху после замахов определенной амплитуды. Имеют они и особенности в зависимости от сектора нападения.
Эффективен кинжал и как средство захвата шпаги атакующего, применение которого оправдано в момент, когда нападение противника приостановлено защитным действием шпагой. Например, при парировании шпагой удара в голову, кинжалом отводится клинок шпаги атакующего в наружную сторону за пределы поражаемого сектора. В свою очередь, если атакующий направляет удар или укол в туловище, то для создания ситуации эффективного применения кинжала обороняющемуся не сложно переместить шпагу в защиту 1-ю, а затем захватить клинок противника и движением кинжала в защиту 2-ю увести его в наружную сторону.
Таким образом, у защищающегося нередко возникают крайне выгодные мгновения, чтобы в ритме ответного укола мощно и длинно нападать как шпагой, так и кинжалом, которым в ближнем бою противостоит затем лишь короткий кинжал противника с ограниченными возможностями для продолжения оборонительного боя.

По материалам книги: Тышлер Д.А., Мовшович А.Д. «Искусство сценического фехтования»

combat-arnis.ru

Бой на мечах — Posmotre.li

« Любой офицер, который вступает в бой без меча, вооружён неподобающе! »
— Джек Черчилль
« — Кто к нам с мечом придет, того проще пристрелить. »
— гном-стрелок
« Тут же сверкнули оба меча, все остальные соскочили с помоста и стали поодаль. Это было стоящее дело, совсем не похожее на нелепый бой мечами на сцене (или даже бой на шпагах, который лучше удается в театре). Это был настоящий бой на мечах. »
— Клайв Льюис. Принц Каспиан

Удивительно, в скольких художественных произведениях герои дерутся с помощью мечей, шпаг, сабель и прочих приспособления для разрезания и протыкания противника[1]. Кроме того, всем известно, что нет ничего лучше для космического путешественника будущего, чем лазерный меч. А уж огромный боевой робот с энергетическим клинком в руках — просто классика жанра.

Бой на мечах — невероятно пафосное, крутое и символичное действо. По крайней мере таким оно видится нам из нашего пластикового двадцать первого века. Было, наверно, в глухой древности время, когда меч был всего лишь острой железкой, нужной, чтобы разрубить на части того, кто чем-то не нравится его владельцу, а собственно бой на мечах — всего лишь попыткой проделать это со своим противником и не дать ему поступить так с тобой[2]. Уже в Средние Века, впрочем, стали писаться всяческие рыцарские кодексы, наделявшие и поединок равных,[3] и сам клинок множеством символических значений. Всё это наложилось на мифический образ волшебного меча и дало почтительное отношение к самому оружию и героический ореол вокруг поединка. А в наше время бои на мечах — это что-то из старого рыцарского романа, что трудно считать страшным, жестоким и антиэстетичным, но с чем героические ассоциации остались и даже усилились. Поединок мечников — это не одна только грубая сила (как драка голыми руками, ну, исключая её восточную разновидность), не только слепая удача (как перестрелка, если стреляют из древних фитильных ружей) и даже не только отточенное годами мастерство (как перестрелка на современном огнестреле): это творчество, строгий расчёт в сочетании с импровизацией, особый подход к каждому конкретному противнику, смекалка, физическая сила и сила воли, слитые воедино.

Часто главный герой весьма неплохо управляется с мечом или его подобием, особенно если мы говорим об аниме, видеоиграх, фантастике и фэнтези. Несмотря на наличие, как правило, более эффективного огнестрельного оружия, многие персонажи предпочитают носить холодное. Впрочем, иногда это может иметь смысл — особенно, если современная броня куда лучше защищает от пуль и лазеров, чем от меча (как, например, в Дюне). Или когда автор хочет, чтобы герой выглядел крутым (тогда меч идет в комплекте с кимоно и философией). Иногда кимоно и философия даже сочетаются с умением защититься от пули или луча лазера — особенно, когда меч не обычный, а световой.

В кино бой на мечах обычно изображается условно. Актеры со звоном скрещивают оружие сверху и снизу до тех пор, пока один из них наконец не ткнет другого в область сердца[4]. Эта традиция восходит к сценической условности театральных постановок: естественно, первоочередная задача бутафорского фехтования — не навредить противнику, но преподнести поединок как можно более эффектно. В театре зритель, будучи увлечённым выразительностью процесса, не должен забывать и об условности происходящего. В жизни удар клинков друг об друга, сопровождающийся фейерверком искр и вздутием жил рук героев, как это часто демонстрируется в кино, встречается только в исполнении индивидов, понятия не имеющих, что такое меч и как он работает. Обычно нет ни искр, ни вздутых жил ни яростного махания аля «раззудись плечо». Мечи позднего средневековья встречаются друг с другом мягко, аккуратно и исключительно плоскостью клинка, а ни в коем случае не лезвием (клинок — железяка торчащая над рукоятью, лезвие — заточенная часть клинка, не путайте эти понятия). Мечами же раннего средневековья (типичный пример — меч викингов) вообще не парировали, т. к. от удара по металлу, их лезвие банально тупится, крошится и просто перестаёт работать. Это относится не только к вражеским клинкам, а так же и к металлическим доспехам типа кольчуги, пробить которую мечом было почти нереально. Как следствие, меч использовался в бою либо против бесдоспешных голодранцев, либо по незащищённым частям тела, коих было очень немного. В итоге основную роль в поражении противника тащили на себе копья, реже топоры и оружие ударно-раздробляющего действия. Мечу же отводилась исключительно вспомогательная роль и роль орудия последней надежды. Возможно именно поэтому поединок на мечах с тех времён воспринимался как нечто кульминационное.

Другим шаблоном, корни которого восходят к театру, является то, что колюще-режущее оружие зачастую не колет и не режет. Вместо этого финальный удар наносится тупым предметом по голове или, например, поверженный противник срывается в пропасть (падает со сцены). Причина понятна — ранения холодным оружием куда менее киногеничны, чем процесс боя. По этой же причине некоторые стили боя (например, «полумеч», при котором воин одной рукой хватается за клинок и использует меч в качестве аналога штыка или «полный меч», при котором меч полностью перехватывают за клинок, и он превращается в булаву, благо навершие довольно тяжёлое: оба касаются только полуторников и двуручников), которые могли применяться и применялись в реальности, в кино используются крайне редко.

Сам бой на мечах обычно сопровождается боевыми кличами. Иногда оружие положительного персонажа (у злодеев всегда чертовски прочные мечи!) внезапно и трагически ломается, так что приходится отбиваться тем, что есть, или искать новый. Впрочем, есть еще вариант — из последних сил броситься на противника и проткнуть его обломком.

В случае дуэли самураев бой с высокой вероятностью может закончится смертью обоих — у воинов востока в запасе всегда есть секретный суперудар, который оставляет их совершенно беззащитными. Впрочем, такой удар встречается и на Западе, под названием botte segrete; д’Артаньян, в частности, владел подобным приемом.

Зачем и как используется[править]

В художественных произведениях бои на мечах могут нести дофига функций:

  • Наиболее классический вариант — разрешение главного конфликта произведения дуэлью. Так как поединок фехтовальщиков — это не какой-нибудь вульгарный мордобой (см. выше), он может служить не только для того, чтобы выяснить, кто из героев сильнее, но и чтобы узнать, на чьей стороне правда. Да-да, отголосок «божьего суда» на наших с вами экранах!
    • Иногда под это подводится обоснование а-ля кино о боевых искусствах: крутизна персонажа есть не просто удаль молодецкая, а отражение его внутреннего духовного совершенства. Тогда победа над сильным врагом будет обозначать границу, на которой герой обезвредил источник слабости в себе.
  • Менее популярный вариант — нагнетание атмосферы. Мир, мол, не просто крут, а крут по-средневековому, здесь личная крутизна (а не умение работать в команде или вообще шагать строем, например) значит многое и всё такое — при этом мир должен быть ну совсем не средневековым и применения мечей как боевого оружия априори не предполагать. Сюжетообразующим при этом бой на мечах будет не обязательно. Но в кадре присутствовать будет.
    • Мир может быть обычным, а вот один конкретный персонаж — реликтом, осколком того времени, когда…
  • См. оба варианта выше: владение персонажа клинком может отражать его крутизну вообще. Как этакий универсальный эквивалент. Или, с прикрученным фитильком, подчёркивать его крутизну во всём остальном.
  • Наконец, мечи и бои на них могут присутствовать просто потому, что так в этом сеттинге положено. В этом варианте романтический ореол вокруг боёв на мечах тускнеет вплоть до деконструкции.
    • Впрочем, и в этом случае романтический ореол может быть на месте — все зависит от того, кто, как и чем бьется.
  • Холодняк может просто соседствовать с огнестрелом как оружие последнего шанса у военных и самообороны у гражданских. Пример — серия Зорича «Время — московское». Офицеры Конкордии и Земли носят мечи, тойланги — боевые топоры. И даже с Кольтом в реальной жизни носили нож Боуи — по той причине, что многие модели Кольта не имели патронов, а являлись капсюльными, то есть в каморы на барабане засыпался порох, а затем туда молотком заколачивались пули, и затем в барабан вставлялись капсюли.
  • Популярный ляп — Лезть в бой без щита. При том, что на случай, если под рукой не окажется полноценного щита, в средневековой Европе обладатели меча практически поголовно носили с собой на поясе маленький щит-кастет. Другое дело, что за рыцарский War Sword могли браться двумя руками, не используя при этом щит. Но в фильмах мечом без щита дерутся как, какой-то саблей, фехтуя одной рукой.

Тысячи их! Здесь уместны только самые яркие и тематичные.

Литература[править]

  • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом»:
    • Согласно книге, на высокоразвитой Земле специально разработали особую технику боя сразу двумя мечами с «веерной защитой» и обучили своего агента перед заброской. Разумеется, в Арканаре эти приёмы ещё неизвестны, и благодаря этому Румата побеждает на многочисленных дуэлях, не убивая противников. На деле же если и обучали, то скорее психологически — для веерной защиты требуется не столько сверхчеловеческая реакция, сколько нарушение элементарных законов механики. Подробнее — в Справочнике автора.
    • А его друг Пампа, когда берётся за меч, напоминает вертолёт на холостом ходу. Скорее всего, имеется в иду нечто подобное.
  • «Путь Меча» Олди — вся книга о них, о боях на мечах (которые совсем и не бои, а Беседы). Применён деконструкторско-реконструкторский подоход: тема символичности мечей и боёв на них, духовного совершенства фехтовальщика, эстетики поединка и прочего раскрыта полностью. Равно как и того, что вообще-то в том, чтобы разрубить человека пополам, ничего романтичного нет.
  • «Астровитянка» Н. Горькавого — на дворе то ли XXI, то ли XXII век, но школе, в которую поступила Никки Гринвич, в физкультурную программу входят дуэли на мечах, и Никки в первой же дуэли побеждает лучшего фехтовальщика школы.
  • «Дюна»: реконструкция закона об оружии. У всех сторон в ходу мощное оружие — лучемёты. А также щиты, блокирующие быстро перемещающиеся объекты. Проблема в том, что эти щиты входят с зарядами лучемётов в реакцию, сопровождающуюся уничтожением и стрелка, и жертвы. Поэтому холодное оружие и в ходу: это лучшая возможность затащить в могилу только противника. Конечно, можно расстрелять щит противника из стат-оружия, а потом добить его из лазера или нормального огнестрела, но смысла в таком подходе мало.[5]
  • «Хроники Амбера» Роджера Желязны. В самом Амбере любая война, кроме классической, невозможна, поскольку ни порох, ни взрывчатка тут не работают. Ровно до второй книги, из которой мы узнаём, как Корвин умудрился протащить в Амбер вещество, которое тут действует аналогично пороху. А ведь в том Отражении, откуда он его случайно завёз, этот порошочек использовался всего-то для протирки алмазов ювелирами.
  • «Хонор Харрингтон» В цикле, который почти полностью состоит из описания тактики и стратегии ведения космической войны с использованием гигантских крейсеров под управлением многотысячных экипажей, снаряженных всевозможными ракетами-противоракетами, лазерами-гразерами, радарами-лидарами и системами РЭБ, с многостраничными отступлениями, посвященными разным аспектам создания технологий изготовления подобных кораблей и принципам их функционирования, ВНЕЗАПНО! происходит натуральнейший бой на самурайских мечах между опытным и самоуверенным победителем множества турниров и недавно побывавшим в аварии, пережившим попытку покушения, страдающим от горя утраты близкого человека неофитом. Финал поединка банален.

Кино[править]

  • «Звёздные войны»: давным-давно, в далёкой-далёкой галактике, джедаи рубили своих противников, вооружённых полноценными футуристическими бластерами, с помощью мечей. Тоже футуристических, но всё равно мечей, оружия, поражающей частью которого надо ударить противника своей мускульной силой (ну, ладно, только коснуться, но в горячке боя всё равно выходит ударить).
  • «Горец»: единственный способ убить бессмертного — отрубить ему голову. Поэтому даже когда наступила эпоха огнестрела, бессмертные продолжили сражаться друг с другом на мечах. И да: Остаться должен только один!

Мультсериалы[править]

  • RWBY : Огнестрел в сеттинге присутствует, но проблема заключается в том, что у всех одушевлённых существ есть Аура, которая защищает, так что зачастую ударить врага огромным мечом/косой/молотом легче, чем пытаться расстрелять, благо оружие и личные способности бойцов (т. н. Проявление) сильно помогают мордобитию.
  • Ледибаг и Кот Нуар - Адриан нередко сражается своим шестом, особенно ярко это показано в битве против Рипосты
    • И Маринетт тоже, правда в меньшей степени, так как уроки фехтования начала посещать только недавно, и то ради Адриана.
      • ГлавГад тоже умеет сражаться на мечах.
        • Ну и раз упомянули Рипосту, которая Кагами, то и она тоже. Как-никак фамилия обязывает.

Аниме[править]

  • Blood+: по сюжету есть две сестры-королевы хироптер, кровь каждой из которых губительна как для её сестры, так и всех хироптер, её сестрой порождённых. Убить хироптер другими способами очень сложно из-за их сверхбыстрой регенерации. Чтобы одной из сестёр, Сайе, было сподручнее доставлять кровь в организм ненавистных противников, она использует специальный меч, имеющий заточенный возле гарды участок лезвия, от которого вдоль всего лезвия идёт канавка с несколькими ответвлениями. Перед каждым боем она картинно надрезает палец и её кровь растекается канальцам меча (и в одной из серий, когда она наконец добирается до сестры и пронзает её мечом, оказывается, что она слишком поторопилась и забыла пустить себе кровь!). По ходу сериала первый меч ломается и ей изготавливают новый, другой формы, но с тем же устройством.
    • Многие противники Сайи мечами тоже не брезгуют, либо сражаются частями своих тел, по сути представляющими собой холодное оружие. В финальной битве её сестра Дива использует шпагу.

Настольные игры[править]

  • WarHammer 40,000: мелких врагов герои кладут пачками расстреливая их из болтеров (и прочего огнестрела и/или энергетики), а вот крутых противников ожидает ПАФОСНЫЙ поединок на цепных мечах. Или на силовых (офицерский вариант) или обычных (солдатско-сержантский вариант), кому как нравится и у кого какой бюджет.
  1. ↑ Кстати, о терминах. В русском языке меч — это прямое обоюдоострое клинковое оружие. Если оно кривое, то это сабля, а если одностороннее — палаш. Так что никаких «самурайских мечей» в природе не существует, катана — это сабля. В английском sword — более широкое понятие.
  2. ↑ Следует заметить, что в древности фехтование (меч против меча) существовало только в Микенской Греции в конце бронзового века (до Троянской войны) — а вот на стальных мечах так фехтовали только на Дальнем Востоке. в Китае меч (цзянь) был принадлежностью благородного мужа, а также носился даосами, и те и другие в отличие от армии (предпочитавшей саблю-дао) носили меч без щита. Похожая ситуация была и в соседних с Китаем Корее и Вьетнаме. А в Японии буси вообще не использовали щит. Во всем остальном мире до 16го века (а на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Африке — до 19го) бой вели исключительно в паре «меч + щит», и парировали удары только щитом, чтобы не портить меч, да и законы физики подсказывают, что щитом это делать надёжнее.
  3. ↑ То есть дворян, рыцарей и всяких благородных донов, которым ненавидеть друг друга до смерти не положено, но выяснять, кто сильнее, не возбраняется.
  4. ↑ Впрочем, это далеко не предел условности: в старом французском фильме о мушкетёрах боевые сцены вообще символизируются номерами балета, во время которых танцующие актёры иногда немножко соприкасаются рапирами.
  5. ↑ Есть мнение, что боевая хореография с мечами в классической трилогии «Звёздных войн» позаимствована из эскизов невыпущенной экранизации «Дюны» режиссёра Ходоровски. - Мнение весьма странное, так как в "классической" трилогии мечами фехтуют как тяжеленными двуручниками, а в трилогии приквелов и последующих экранизациях, включая мультсериалы, уже преобладает более энергичный и полный акробатических приемов стиль фехтования на САБЛЯХ. А не мечах.
Штампы
Категории штампов

Аналоги • Армия и военное дело (Рыцари и Ко.)/Загнивающая аристократия/Криминал/Политика (Теория заговора)/Средневековье • Бестиарий (Нежить • Не такие сказочные существа) • Внешность (Одежда) • Вопросы пола/Романтические тропы и штампы/Дела семейные • Высшие силы/Религия/Страны и народы • Добро и зло (Злодеи) • Друзья и напарники • Дураки и сумасшедшие/Ум и глупость/Мудрецы и наставники • Еда и питьё/Алкоголь и наркотики • Космос/Море/Транспорт • Крутые и крутизна • Наука (Медицина) • Не знает матчасти • Предметы • Правда и ложь • Ролевые игры • Сеттинг • Смерть • Сон и пробуждение • Суперспособности и магия • Ужасы • Школьники • Экономика • Язык (типичные фразы)

Игры со штампами • Явления и идеи
Сюжетные элементы Аварийная замена дипломата • Австралия с барского плеча • Ай, молодца! • Ай, молодца, злодей! • Антивосставательная фича • А остальные куда смотрели? (Мама, у нас в подвале партизан) • А родители не знают • Бейсбольный эпизод • Битва за душу • Богатые тоже плачут (Мелкий жемчуг) • Боже, какой пустяк! • Буллинг • Был никем, стал кошмаром • Варенье на завтра • В жизни всё бывает • Вмешательство Альмсиви • Внутри тонущего автомобиля • Вознестись на высший уровень существования • Война интеллектов (Кто первый разозлится) • Восставший из мёртвых • Враг мой (Временный союз) • Хронокаша (временной парадокс • темпоральная константа • временное кольцо • якорь реальности) • Всё было розыгрышем • Вся слава досталась не тому • Вторжение в ад • Выдумка не врёт • Выжить ради мести • Выкинули на мороз • Вышел за хлебом • Гейс • Герой и его X • Герой пришел на готовое • Геройская красная кнопка • Грузовик с пушечным мясом • Да ночь продержаться • День сурка • Дискотека (Выпускной • Школьные танцы) • Докопались • Дорогой ценой • Драматическая болезнь • Драматическая немота • Древний заговор • Дружба начинается с поражения • Замена золотой рыбки • Звонок мужу на работу • Злой рок • Знакомое лицо под маской • Игра в реальном мире • Игры азартные и не очень • Идея фикс • Избиение младенцев • Изгнание • Инвалид против злодеев • Инстинкт старшего брата • Источник власти • Караул, спасают! (Невероятно отстойная благодарность) • Кнопка сброса • Когда есть только молоток • Кома • Конец карьеры из-за травмы • Конец света, как мы его знаем • Королевская битва • Корона в конце пути • Коронный момент • Красная сельдь • Красота — это проклятие • Ктулху с побитой мордой • Купленный пиар • Ложная тревога • Лондонский мост падает • Лох против козла • Люди имеют свою цену • Маленький герой и большая война • Маловато будет! • Манипуляция воспоминаниями • Манчжурский агент • Масштабный взрыв • Метод утёнка • Милый — значит, злодей • Момент характеристики • Моська лает на слона • Мэнгст • На хрена родня такая, лучше буду сиротой vs. Хорошие родители vs. Разобщенная семья • Неизвестность пугает больше • Неожиданный отпор (А где бабуля? • А двести двадцать не хочешь? (Осторожно, двести двадцать!) • Видали мы вашего Х (У тебя нет преимущества) • Обознатушки • Целую, Тоска) • Нечаянное проклятие • Никто не верит ребёнку (Взрослые не верят в волшебство) • Одной смерти мало • Они все были плохие • Операция под фальшивым флагом • Папа не пришёл на бейсбол • Первая девушка выигрывает • Первый контакт • Перенос личности в чужое тело (Обмен телами) • Плохие люди • Победитель дракона становится драконом • Поворот не туда • Поединок на песнях • Фирменная поза (Герои в позе пьеты • Герой в распятой позе • Герой в гробу • Забросить на плечо • Нести как невесту (Запрыгнуть на руки) • Нести на спине • Поза вознесения • Поза эмбриона • Раскинуть руки как крылья) • Поймай их всех! (Время собирать камни • Головоломка мадам Петуховой) • Помидор в зеркале • Попал — пропал • Посадить в автобус/Вернулся в автобусе • Постельный кастинг • Поступай неправильно • Поцелуй и затемнение • Предсмертное откровение • Проблема доверия • Пробуждение спящего гиганта • Проклятие (Проклятие по эстафете) • Прощай, Алиса • Пуффендуй • Разбитый идол (кризис веры) • Разбудить Ктулху • Раздевание равносильно поражению • Раздевание равносильно унижению • Разум не вынес • Ребёнок в память о нём • Ребёнок один дома • Реинкарнация • Рыльце в пуху • Сам себя перехитрил • Скованные одной цепью • Скомпрометированность • Скупая мужская слеза • Слив компромата • Слить моральную дилемму • Сломать стоика • Случайное попадание • Сон во сне • Спасти в последний момент • Список болезней • Список врагов • Список проблем • Спрятавшийся ребенок • Спрятано на виду (Спрятаться не на виду • Хранится в дерьме) • Средний палец• Судьба-индейка• Судьбоносный грузовик • Так просто, что уже сложно • Тактическая дразнилка • Тени былого величия (В тени колосса) • Трагическая дружба • Традиционное гостеприимство • Ты лучше, чем думаешь • Умереть может каждый • Усложняю эксперимент • У страха глаза велики (Фобия) • Укол в шею • Участь хуже смерти (Но я должен кричать) • Финальная битва • Ходячая мишень • Цель оправдывает средства • Что стало с мышонком? • Что-то пошло не так (Фиаско)/Всё пошло слишком так
Типичные действия Адские тренировки vs Идиотские тренировки • А тут будет дверь • Беги или умри • Бессмысленное самопожертвование • Бой на мечах • Бросить собаке кость • Взрыв за спиной • Взять в ад компанию • Всё бросил и побежал • Вкусить запретный плод • Водит, как псих • Выстрелить в кого-то за спиной • Граунд-энд-паунд • Диссонирующее спокойствие • Для боя нужно спешиться • Добровольно снять погоны • Гамбит (Гамбит Арагорна • Гамбит Бэтмена • Гамбит Ксанатоса • Гамбит Танатоса) • Героическое самопожертвование/Злодейское самопожертвование • Головорезов не считают • Дразнить Ктулху • Дуэли (словесная дуэль • Снайперская дуэль) • Желудок — лучший карман • Заболтать до смерти • Забрать домой • Засада • Засадный полк • Застали при параде • Засунуть лампочку в рот • Захватить мир • Злобный смех • Инициация • Избиение младенцев • Изобразить опоссума • Из пушки по воробьям • Искупление равносильно смерти • Используй голову • Иудин поцелуй • Ищем клады • Коронная смерть • Кошки мешают нечисти • Крик в небеса • Кроссдрессинг • Ласково прикоснуться к ране • Лизать нож • Ловушка для самозванца • Массовый гипноз • Медвежьи объятия • Мексиканское противостояние • Молчание волков • Наблюдать за спящим • На колени перед Зодом vs На колени перед Фродо • Нажать на все кнопки • Название заклинания произносится вслух • Назвать полным именем • Найти лекарство • Нарушить приказ • Нарядили и подставили • Не знаю, в кого стрелять • Ненужное лязганье оружием • Обезвреживание бомбы • Обратный допрос • Одноразовый козырь • Оздоровительная порка • Опасный и запретный приём • Остановка времени • Отвлечь с помощью женщины • Отказ от рукопожатия • Оторву твой длинный… • Офигенные герои • Ошибка Ботвинника • Ошибка слепого • Парный бой • Пережить самопожертвование • Перезарядка оружия завершена • Пешеход сбил машину • Плохие новости по-хорошему • Пнуть собаку • Пнуть сукиного сына • Побить за 60 секунд • Поговори с кулаком • Поднял уровень доброты • Поднял уровень крутизны • Поднять оппонента (Бил врага вражиною • Бросить в сторону вместо того, чтобы убить • Поднять за горло • Поднять над собой) • Подпустить поближе‎ • Подраться на радостях • Подтянуться на руках • Поединок воли • Поездить на монстре • Покарать гонца • Поплыл, как топор • Поторопить смерть • Поцелуй на удачу • Появление кавалерии (бесполезная кавалерия • запоздалая кавалерия • Невольная кавалерия • предательская кавалерия) • Превращение (Асимметричная метаморфоза) • Прижигание ран • Пришёл с ножом на перестрелку • Проскочить в закрывающуюся дверь • Прятаться за улыбкой • Прямая линия с врагом • Разговор под дулом пистолета • Разминулись • Разрубить Гордиев узел • Рыть себе могилу • Самоубийственно выглядящий прыжок • Сам себе парикмахер • Слонободание • Смерть на публику • Снять обручальное кольцо • Согласиться по инерции • Спасти мир • Спустили на него его же собак • Старый добрый мордобой • Стрельба с двух рук • Стоять насмерть • Супергеройское приземление • Тактика тёмного властелина • Танцы на граблях (Мазохистское танго) • Тащить за шиворот • Тирьямпампация • Трахеостомия • Тупое самопожертвование • Убежать в закат • Убийственный взгляд • Убить всех людей • Убить животное • Удар в спину (героический) • Удар ниже пояса (Шары из стали) • Удушающий захват • Укушен собственной собакой • Уничтожение денег • Упасть в воду • Усердие не по разуму • Фехтуя, запрыгнуть на ‎стол • Фирменный знак • Хитрый план • Цыганочка с выходом • Эвтаназия (Добивать раненых • Удар милосердия) • Экзорцизм • Эффект рыжей кошки • Ядерная дезинфекция • …
Охрана Неправильно (Во лошаки! • Полуслепые стражники • Эффект штурмовика) • Правильно (А где бабуля? • Мясные ворота • Стражники-экстрасенсы • Суперстража)
Награды Взятие образца ДНК как награда • Отказаться от награды (расчётливый отказ от награды) • Сам путь — награда • Фальшивая награда
Выбор Друг или золото? • Либо это, либо то • Ложная дихотомия выбора • Садистский выбор • Явно искусственная ловушка
Вероятность Магнит для неприятностей • Нарушитель теории вероятностей • Хроническое невезение • Эффект Пуаро
Прочее Игры со штампами • Списки штампов
Основы

posmotre.li

Бой на шпаге и его разновидности

Появление огнестрельного оружия заставило снять тяжелые доспехи. Отказ от металлической брони привел к облегчению

 53

оружия. Появившаяся плоская колюще-режущая шпага приспо­сабливается к нанесению укола (рис. 33).

Развивается сложная техника приемов нападения уколами и защит. Необхо­димость изучения этой тех­ники привела к возникно­вению специальных школ (рис. 34). Техника ударов шпагой не приобрела ни­чего нового, сохранив ос­новные принципы ударных действий мечом. Для защи­ты в пеших боях в XV веке служил небольшой круг­лый щит (рис. 35), в начале XVI века появляется дага (рис. 36).

Боевая стойка левой ногой вперед очень часто менялась на положение правой ногой вперед. На­ходясь в любой стойке, сражающийся применял все виды возможных фех­товальных передвижений: шаги, скачки, уклонения. В этой манере боя в равной степени исполняют выпа­ды и полувыпады обеими ногами, в зависимости от действий руками и расстоя­ния до противника. Пере­движение бойца, воору­женного шпагой и дагой,

 54

представляет сложнейшую комбинацию ввиду чрезвычайного разно­образия боевых приемов.

Бой на этом оружии ведется не по прямой линии, а по кругу. Правая рука, вооруженная шпагой, использует простые и круговые удары, чередует их с уколами, направленными в самые разные части тела противника. Комби­нации приемов, исполняемые двумя руками, очень разнообраз­ны и трудно систематизируются. Шпагой не только нападают, хотя это и является ее главным назначением, но и защищаются от уколов и ударов, направленных в правую часть туловища и голо­ву сверху. Дагу держали в левой руке.

Обладая небольшими разме­рами, очень легкая по сравнению со шпагой, расположенная близ­ко к противнику, дага позволяла ловить тяжелый шпажный кли­нок нападающего. Дага давала возможность использовать пра­вую руку для ответственных уда­ров, повторных и сдвоенных атак (рис. 37). В положении близкой дистанции дагой нападали, дей­ствуя уколами (рис. 38). Харак­терной особенностью этого вида боя являются двойные действия. Выбрав момент, боец атакует сразу обоими видами оружия. При внезапной атаке двойным уколом или комбинацией укола и удара защита оружием представляет чрез­вычайно трудное действие. В этом случае спасало движение. Бой на шпаге с дагой располагал большим количеством двойных защит,

 55

комбинаций защит и движений, создавал возможность для двойных ответных атак.

Школа боя на шпаге с дагой, существовавшая свыше ста лет, представляет комбинацию самых разнообразных сочетаний, очень трудную для разучивания. На шпаге с дагой впервые применяются действия на оружие, атаки с завязыванием и приемы обезоружива­ния, построенные не на применении приемов рукопашного боя, а на воздействии самим оружием.

Во второй половине XVI столетия в бой вместо даги вводится кинжал, который в случаях поломки или потери шпаги и при бое «грудь в грудь» превращается в оружие нападения.

Дага уступает место кинжалу или плащу лишь в начале XVII сто­летия. К этому времени шпага значительно уменьшается в размере и становится более легкой. Облегчение шпаги привело к возможности перехода на стойку правой ногой вперед, что сразу повысило такти­ческую значимость приемов нападения. Легкость оружия позволила сосредоточить в одной руке защиту и нападение.

Бойцы, выставив вперед правую ногу, отказываются от даги, но, взяв в левую руку кинжал, оставляя его в защитном положении перед грудью в левой части туловища от ударов, а иногда от уколов, направ­ленных в грудь и живот, используют его в ближнем бою как средство нападения. Левая рука, вооруженная кинжалом, помогает обезоружи­вать противника.

ВсерединеXVII века бойцы постепенно отказываются от помо­щи кинжала: отдав предпочтение одной шпаге, они легко выполняли сложные комбинации приемов нападения. Боец, стоящий в стойке правой ногой вперед, выполнял весь набор приемов движения фехто­вальной школы, используя уколы, удары и защиты.

В этом стиле боя применяют­ся захваты и завязывания оружия, сложные повторные и сдвоенные действия. Здесь впервые находит применение так называемое дейст­вие «а темпо» (рис. 39), левую руку еще используют для защиты и обе­зоруживания.

 56

Длинная плоская шпага была неудобным оружием, так как кли­нок своей гибкостью мешал выполнению уколов, а нанесение ударов было затруднено легкостью клинка. Бой этого периода характерен нанесением ударов и уколов в части тела, наиболее легко уязвимые и слабо защищенные одеждой: в голову, особенно лицо, кисти рук и ноги ниже колен (рис. 40).

Руки предохранялись лишь тонкими перчатками, кожаные голе­нища легко пробивались уколом. Длина оружия мешала предельно быстрым движениям; приемы нападения, относительно простые, ус­ложнялись главным образом повторностью исполнения. В этот пери­од широко применяются действия на оружие. Позднее, отказавшись от помощи левой руки в самом ведении боя, широко пользуются ею для приемов обезоруживания в ближней схватке, где берут ею защиты, часто рискуя воз­можностью порезов (рис. 41).

Именно в этот период появ­ляются приемы обезоружива­ния — специальные действия на выбивание шпаги шпагой.

 57

Основным видом исторического фехтования для изучения в те­атральных учебных заведениях является фехтование шпагой в со­четании с дагой, кинжалом или плащом. Бой, который происходит при применении всех приемов школы сценического боя, являет­ся по характеру и стилю соответствующим манере, принятой в XVII веке.

Для того чтобы сыграть шпажный бой XVIII и XIX веков, нужно использовать весь материал школы в качестве приемов нападения только уколами, всеми защитами, повторными и ответными атака­ми, отходами и уклонениями. Основное, что отличает шпагу ука­занного периода от шпаги XVII столетия, — это отсутствие у нее движений режущего типа.

Для отображения боя в пьесах, построенных на старославянском или восточном материале, необходимо знание техники боя на рубя­щем оружии.

Техника перечисленных видов боя приведена в разделе истори­ческого фехтования, изучению которого должны предшествовать обучение и тренаж в навыках школы сценического боя. Обучение и тренаж дают тот комплекс движений, который объединяет в себе ос­нову техники боя на большинстве видов холодного оружия. Тренаж воспитывает фехтовальные навыки и необходимые для актера психо­физические качества.

Защиты с выпадами в стороны (уклонения) являлись надежным средством обороны. Они имели такое значение, что знаменитый учи­тель фехтования XVI века голландец Тибо придавал этим передви­жениям мистический характер.

Он уверял, что надо делать пассы и вольты (шаги и уклонения) на основе тайн черной и белой магии и что человек, знающий эти тайны, непобедим. Для обучения своей системе боя Тибо чертил на полу таинственный квадрат, в который был вписан круг и серия тре­угольников. Он обучал системе передвижений по углам и линиям этого рисунка.

Сам Тибо был замечательным фехтовальщиком, никогда не знал поражений и тем самым снискал себе огромный авторитет и дове­рие. Таинственное знание и умение, которому он с удовольствием обучал многочисленных учеников, приносило ему немалый доход.

 58

Почти все залы в фехтовальных школах имели на полу знак Тибо, знаменитый магический рисунок. Король Людовик XIV так поверил в это невероятное искусство, что заказал Тибо ученый трактат, за­платив автору кругленькую сумму.

В учении Тибо был определенный смысл. Оно точно устанавли­вало важную роль дистанции (расстояния до противника) для атаки и защиты и определяло точное время для выполнения того или иного приема.

Взаимодействие между расстоянием и временем, называвшееся в старинном фехтовании «пропорцией», положило начало теории фехтовального искусства. Тибо же были разработаны приемы обезо­руживания противника и определен переход борьбы в рукопашную схватку.

Следует отметить, что рисунки в руководствах старинных фехтмейстеров дают узкопрофессиональное и чисто условное изобра­жение. Они не позволяют ясно представить себе, как на самом деле выглядели поединок и средневековая дуэль. Знаменитый француз­ский график XVII века Жак Калло оставил нам рисунки и наброски, отображающие характер той борьбы, которая была столь типична для его эпохи.

Имели место поединки, когда в левую руку вместо даги бра­ли «вторичную» шпагу, и тогда бой становился еще сложнее. Этот вид одно время входил в моду, но не получил признания и рас­пространения, хотя были оружейники, которые ковали двойные шпаги таким образом, что их можно было носить в одних ножнах. С середины XVII столетия уже возникла мода выходить на поеди­нок с одной шпагой. Это считалось признаком высшей техники, выражавшейся в умении нападать и защищаться, действуя только одной рукой.

Однако в критические моменты борьбы бойцы применяли и ле­вую руку для отстранения шпаги противника и для выполнения при­емов обезоруживания. Часто для этой цели использовали обычный кинжал, которым пользовались и как оружием нападения при по­ломке шпаги, и в бою «грудь в грудь».

К концу XVII столетия в бою на шпагах все реже пользовались ле­вой рукой, а если и делали это, то предварительно обмотав ее в плащ

 59

и взяв кинжал, однако совсем отказаться от помощи левой руки не могли еще долгое время. Фехтмейстеры в этот период придумывали все более сложные приемы: захваты оружия противника с помощью одной шпаги и такие же обезоруживания.

Это требовало от сражавшихся высокой техники. Действия одной шпагой становились все более быстрыми, поскольку внимание бой­цов не рассредоточивалось на четыре оружия, что непроизвольно за­медляло бой. Одно оружие позволяло вести бой гораздо быстрее.

Начинается период подлинного расцвета фехтовального искус­ства. Практика показала, что человек, вооруженный одной шпа­гой, как правило, выигрывал бой против шпаги с дагой или шпаги с кинжалом. Модификация боя одной шпагой постепенно привела к последующему изменению конструкции оружия. Шпага стала еще короче и легче, получив более приспособленный для уколов клинок.

Бой с помощью одной шпаги привел к необходимости стоять в правой стойке, так как шпага была в правой руке. Левая рука под­нялась вверх, что ускорило выполнение выпада, но ею пользовались в критических ситуациях боя и при обезоруживании. В этом новом стиле боя XVIII столетия нашли еще большее развитие действия на оружие, то есть батманы, скользящие толчки, завязывания и обво­лакивания.

Примерно в 1680-х годах происходит полный отказ от рубящих движений; шпага получает трехгранный или четырехгранный клинок, предназначенный только для уколов. Сложное сечение клинка создает при уколе большое сопротивление, ору­жие немного пружинит, но не выгибается, вследствие чего хорошо пронзает любой материал, что дает возможность увеличить скорость движений и усложнить их (рис. 42). Бой на колющей шпагеXVIII века является основой совре­менного фехтования.

 60

В утилитарных целях военные сохранили режущее оружие. Для придворных и знати шпага оказалась почти декоративной принадлеж­ностью к костюму. Рапирой стали пользоваться как предметом для физических упражнений. Именно в этот период фехтование стало раз­виваться в Европе и России как своеобразный вид искусства.

studfiles.net

Поединок на шпагах, 5 букв, сканворд

Слово из 5 букв, первая буква - «Д», вторая буква - «У», третья буква - «Э», четвертая буква - «Л», пятая буква - «Ь», слово на букву «Д», последняя «Ь». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

На бору, на яру Стоит мужичок — Красный колпачок. Показать ответ>>

На букву «Х» называется, на букву «П» увидит, сразу поднимается. Показать ответ>>

На букву О она похожа, кругла собой. Может в паре постоять с циферкой любой. Не имеет ни начала, ни конца, Носит гордое название нуля. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

  • благородный повод пострелять друг в друга
  • борьба, состязание двух сторон
  • в России XVIII—XIX вв. — способ защиты личной чести — вооруженная борьба по установленным правилам двух противников по вызову одного из них в присутствии секундантов
  • Вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов
  • Для Ленского она закончилась так же печально, как и для Пушкина (Онегин)
  • Еженедельная российская газета, выходившая с 1996 по май 2009 года. Позиционировала себя как "Газета борьбы общественных идей
  • ж. единоборство, поединок; вообще принято называть дуэлью условный поединок, с известными уже обрядами, по вызову. Дуэльный, к поединку относящийся. Дуэлист м. единоборец, поединщик, более в знач. задиры, драчуна; бретер
  • Иное название поединка
  • К барьеру!
  • мероприятие, во время которого был убит Ленский
  • мушкетерский поединок
  • Один на один
  • Повесть А. Чехова
  • Повесть А. Чехова (1891)
  • Поединок
  • Поединок между двумя лицами по вызову одного из них
  • Поединок между двумя противниками
  • Поединок между двумя противниками по вызову одного из них, происходивший с применением оружия
  • Поединок на шпагах
  • поединок на шпагах из-за дам
  • поединок, на который вызывают
  • Поединок; повесть А. П. Чехова
  • Пушкин против Дантеса
  • пьеса русского поэта Н. К. Доризо "Третья ..."
  • решение конфликта с помощью пистолетов
  • событие, оборвавшее жизнь Пушкина
  • Способ получить сатисфакцию
  • Строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого
  • требование сатисфакции по мушкетерски
  • Убийство по-джентельменски
  • французский "поединок"
  • это слово образовалось от латинского словосочетания, означающего "война двух"

Случайная загадка:

Два маленьких гнезда, В каждом по птичке, У птички — по яичку, На каждом яичке — Чёрная крапинка.

Показать ответ>>

Случайный анекдот:

Еврей спрашивает другого еврея:
- Ты еще не забыл, что 100 баксов мне должен?
- Да что ты! До конца дней своих помнить буду!

Ещё анекдоты>>

Знаете ли Вы?

На скорости пассажирского самолета в 1000 км/час, длина самолета становится на один атом короче, чем его настоящая длина.

Ещё факты>>

scanword.org

Бой на шпаге и его разновидности

Появление огнестрельного оружия заставило снять тяжелые доспехи. Отказ от металлической брони привел к облегчению

53

оружия. Появившаяся плоская колюще-режущая шпага приспо­сабливается к нанесению укола (рис. 33).

Развивается сложная техника приемов нападения уколами и защит. Необхо­димость изучения этой тех­ники привела к возникно­вению специальных школ (рис. 34). Техника ударов шпагой не приобрела ни­чего нового, сохранив ос­новные принципы ударных действий мечом. Для защи­ты в пеших боях в XV веке служил небольшой круг­лый щит (рис. 35), в начале XVI века появляется дага (рис. 36).

Боевая стойка левой ногой вперед очень часто менялась на положение правой ногой вперед. На­ходясь в любой стойке, сражающийся применял все виды возможных фех­товальных передвижений: шаги, скачки, уклонения. В этой манере боя в равной степени исполняют выпа­ды и полувыпады обеими ногами, в зависимости от действий руками и расстоя­ния до противника. Пере­движение бойца, воору­женного шпагой и дагой,

представляет сложнейшую комбинацию ввиду чрезвычайного разно­образия боевых приемов.

Бой на этом оружии ведется не по прямой линии, а по кругу. Правая рука, вооруженная шпагой, использует простые и круговые удары, чередует их с уколами, направленными в самые разные части тела противника. Комби­нации приемов, исполняемые двумя руками, очень разнообраз­ны и трудно систематизируются. Шпагой не только нападают, хотя это и является ее главным назначением, но и защищаются от уколов и ударов, направленных в правую часть туловища и голо­ву сверху. Дагу держали в левой руке.

Обладая небольшими разме­рами, очень легкая по сравнению со шпагой, расположенная близ­ко к противнику, дага позволяла ловить тяжелый шпажный кли­нок нападающего. Дага давала возможность использовать пра­вую руку для ответственных уда­ров, повторных и сдвоенных атак (рис. 37). В положении близкой дистанции дагой нападали, дей­ствуя уколами (рис. 38). Харак­терной особенностью этого вида боя являются двойные действия. Выбрав момент, боец атакует сразу обоими видами оружия. При внезапной атаке двойным уколом или комбинацией укола и удара защита оружием представляет чрез­вычайно трудное действие. В этом случае спасало движение. Бой на шпаге с дагой располагал большим количеством двойных защит,

комбинаций защит и движений, создавал возможность для двойных ответных атак.

Школа боя на шпаге с дагой, существовавшая свыше ста лет, представляет комбинацию самых разнообразных сочетаний, очень трудную для разучивания. На шпаге с дагой впервые применяются действия на оружие, атаки с завязыванием и приемы обезоружива­ния, построенные не на применении приемов рукопашного боя, а на воздействии самим оружием.

Во второй половине XVI столетия в бой вместо даги вводится кинжал, который в случаях поломки или потери шпаги и при бое «грудь в грудь» превращается в оружие нападения.

Дага уступает место кинжалу или плащу лишь в начале XVII сто­летия. К этому времени шпага значительно уменьшается в размере и становится более легкой. Облегчение шпаги привело к возможности перехода на стойку правой ногой вперед, что сразу повысило такти­ческую значимость приемов нападения. Легкость оружия позволила сосредоточить в одной руке защиту и нападение.

Бойцы, выставив вперед правую ногу, отказываются от даги, но, взяв в левую руку кинжал, оставляя его в защитном положении перед грудью в левой части туловища от ударов, а иногда от уколов, направ­ленных в грудь и живот, используют его в ближнем бою как средство нападения. Левая рука, вооруженная кинжалом, помогает обезоружи­вать противника.

В середине XVII века бойцы постепенно отказываются от помо­щи кинжала: отдав предпочтение одной шпаге, они легко выполняли сложные комбинации приемов нападения. Боец, стоящий в стойке правой ногой вперед, выполнял весь набор приемов движения фехто­вальной школы, используя уколы, удары и защиты.

В этом стиле боя применяют­ся захваты и завязывания оружия, сложные повторные и сдвоенные действия. Здесь впервые находит применение так называемое дейст­вие «а темпо» (рис. 39), левую руку еще используют для защиты и обе­зоруживания.

Длинная плоская шпага была неудобным оружием, так как кли­нок своей гибкостью мешал выполнению уколов, а нанесение ударов было затруднено легкостью клинка. Бой этого периода характерен нанесением ударов и уколов в части тела, наиболее легко уязвимые и слабо защищенные одеждой: в голову, особенно лицо, кисти рук и ноги ниже колен (рис. 40).

Руки предохранялись лишь тонкими перчатками, кожаные голе­нища легко пробивались уколом. Длина оружия мешала предельно быстрым движениям; приемы нападения, относительно простые, ус­ложнялись главным образом повторностью исполнения. В этот пери­од широко применяются действия на оружие. Позднее, отказавшись от помощи левой руки в самом ведении боя, широко пользуются ею для приемов обезоруживания в ближней схватке, где берут ею защиты, часто рискуя воз­можностью порезов (рис. 41).

Именно в этот период появ­ляются приемы обезоружива­ния — специальные действия на выбивание шпаги шпагой.

Основным видом исторического фехтования для изучения в те­атральных учебных заведениях является фехтование шпагой в со­четании с дагой, кинжалом или плащом. Бой, который происходит при применении всех приемов школы сценического боя, являет­ся по характеру и стилю соответствующим манере, принятой в XVII веке.

Для того чтобы сыграть шпажный бой XVIII и XIX веков, нужно использовать весь материал школы в качестве приемов нападения только уколами, всеми защитами, повторными и ответными атака­ми, отходами и уклонениями. Основное, что отличает шпагу ука­занного периода от шпаги XVII столетия, — это отсутствие у нее движений режущего типа.

Для отображения боя в пьесах, построенных на старославянском или восточном материале, необходимо знание техники боя на рубя­щем оружии.

Техника перечисленных видов боя приведена в разделе истори­ческого фехтования, изучению которого должны предшествовать обучение и тренаж в навыках школы сценического боя. Обучение и тренаж дают тот комплекс движений, который объединяет в себе ос­нову техники боя на большинстве видов холодного оружия. Тренаж воспитывает фехтовальные навыки и необходимые для актера психо­физические качества.

Защиты с выпадами в стороны (уклонения) являлись надежным средством обороны. Они имели такое значение, что знаменитый учи­тель фехтования XVI века голландец Тибо придавал этим передви­жениям мистический характер.

Он уверял, что надо делать пассы и вольты (шаги и уклонения) на основе тайн черной и белой магии и что человек, знающий эти тайны, непобедим. Для обучения своей системе боя Тибо чертил на полу таинственный квадрат, в который был вписан круг и серия тре­угольников. Он обучал системе передвижений по углам и линиям этого рисунка.

Сам Тибо был замечательным фехтовальщиком, никогда не знал поражений и тем самым снискал себе огромный авторитет и дове­рие. Таинственное знание и умение, которому он с удовольствием обучал многочисленных учеников, приносило ему немалый доход.

Почти все залы в фехтовальных школах имели на полу знак Тибо, знаменитый магический рисунок. Король Людовик XIV так поверил в это невероятное искусство, что заказал Тибо ученый трактат, за­платив автору кругленькую сумму.

В учении Тибо был определенный смысл. Оно точно устанавли­вало важную роль дистанции (расстояния до противника) для атаки и защиты и определяло точное время для выполнения того или иного приема.

Взаимодействие между расстоянием и временем, называвшееся в старинном фехтовании «пропорцией», положило начало теории фехтовального искусства. Тибо же были разработаны приемы обезо­руживания противника и определен переход борьбы в рукопашную схватку.

Следует отметить, что рисунки в руководствах старинных фехтмейстеров дают узкопрофессиональное и чисто условное изобра­жение. Они не позволяют ясно представить себе, как на самом деле выглядели поединок и средневековая дуэль. Знаменитый француз­ский график XVII века Жак Калло оставил нам рисунки и наброски, отображающие характер той борьбы, которая была столь типична для его эпохи.

Имели место поединки, когда в левую руку вместо даги бра­ли «вторичную» шпагу, и тогда бой становился еще сложнее. Этот вид одно время входил в моду, но не получил признания и рас­пространения, хотя были оружейники, которые ковали двойные шпаги таким образом, что их можно было носить в одних ножнах. С середины XVII столетия уже возникла мода выходить на поеди­нок с одной шпагой. Это считалось признаком высшей техники, выражавшейся в умении нападать и защищаться, действуя только одной рукой.

Однако в критические моменты борьбы бойцы применяли и ле­вую руку для отстранения шпаги противника и для выполнения при­емов обезоруживания. Часто для этой цели использовали обычный кинжал, которым пользовались и как оружием нападения при по­ломке шпаги, и в бою «грудь в грудь».

К концу XVII столетия в бою на шпагах все реже пользовались ле­вой рукой, а если и делали это, то предварительно обмотав ее в плащ

и взяв кинжал, однако совсем отказаться от помощи левой руки не могли еще долгое время. Фехтмейстеры в этот период придумывали все более сложные приемы: захваты оружия противника с помощью одной шпаги и такие же обезоруживания.

Это требовало от сражавшихся высокой техники. Действия одной шпагой становились все более быстрыми, поскольку внимание бой­цов не рассредоточивалось на четыре оружия, что непроизвольно за­медляло бой. Одно оружие позволяло вести бой гораздо быстрее.

Начинается период подлинного расцвета фехтовального искус­ства. Практика показала, что человек, вооруженный одной шпа­гой, как правило, выигрывал бой против шпаги с дагой или шпаги с кинжалом. Модификация боя одной шпагой постепенно привела к последующему изменению конструкции оружия. Шпага стала еще короче и легче, получив более приспособленный для уколов клинок.

Бой с помощью одной шпаги привел к необходимости стоять в правой стойке, так как шпага была в правой руке. Левая рука под­нялась вверх, что ускорило выполнение выпада, но ею пользовались в критических ситуациях боя и при обезоруживании. В этом новом стиле боя XVIII столетия нашли еще большее развитие действия на оружие, то есть батманы, скользящие толчки, завязывания и обво­лакивания.

Примерно в 1680-х годах происходит полный отказ от рубящих движений; шпага получает трехгранный или четырехгранный клинок, предназначенный только для уколов. Сложное сечение клинка создает при уколе большое сопротивление, ору­жие немного пружинит, но не выгибается, вследствие чего хорошо пронзает любой материал, что дает возможность увеличить скорость движений и усложнить их (рис. 42). Бой на колющей шпаге XVIII века является основой совре­менного фехтования.

В утилитарных целях военные сохранили режущее оружие. Для придворных и знати шпага оказалась почти декоративной принадлеж­ностью к костюму. Рапирой стали пользоваться как предметом для физических упражнений. Именно в этот период фехтование стало раз­виваться в Европе и России как своеобразный вид искусства.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Бой на шпаге и его разновидности

Появление огнестрельного оружия заставило снять тяжелые доспехи. Отказ от металлической брони привел к облегчению

53

оружия. Появившаяся плоская колюще-режущая шпага приспо­сабливается к нанесению укола (рис. 33).

Развивается сложная техника приемов нападения уколами и защит. Необхо­димость изучения этой тех­ники привела к возникно­вению специальных школ (рис. 34). Техника ударов шпагой не приобрела ни­чего нового, сохранив ос­новные принципы ударных действий мечом. Для защи­ты в пеших боях в XV веке служил небольшой круг­лый щит (рис. 35), в начале XVI века появляется дага (рис. 36).

Боевая стойка левой ногой вперед очень часто менялась на положение правой ногой вперед. На­ходясь в любой стойке, сражающийся применял все виды возможных фех­товальных передвижений: шаги, скачки, уклонения. В этой манере боя в равной степени исполняют выпа­ды и полувыпады обеими ногами, в зависимости от действий руками и расстоя­ния до противника. Пере­движение бойца, воору­женного шпагой и дагой,

представляет сложнейшую комбинацию ввиду чрезвычайного разно­образия боевых приемов.

Бой на этом оружии ведется не по прямой линии, а по кругу. Правая рука, вооруженная шпагой, использует простые и круговые удары, чередует их с уколами, направленными в самые разные части тела противника. Комби­нации приемов, исполняемые двумя руками, очень разнообраз­ны и трудно систематизируются. Шпагой не только нападают, хотя это и является ее главным назначением, но и защищаются от уколов и ударов, направленных в правую часть туловища и голо­ву сверху. Дагу держали в левой руке.

Обладая небольшими разме­рами, очень легкая по сравнению со шпагой, расположенная близ­ко к противнику, дага позволяла ловить тяжелый шпажный кли­нок нападающего. Дага давала возможность использовать пра­вую руку для ответственных уда­ров, повторных и сдвоенных атак (рис. 37). В положении близкой дистанции дагой нападали, дей­ствуя уколами (рис. 38). Харак­терной особенностью этого вида боя являются двойные действия. Выбрав момент, боец атакует сразу обоими видами оружия. При внезапной атаке двойным уколом или комбинацией укола и удара защита оружием представляет чрез­вычайно трудное действие. В этом случае спасало движение. Бой на шпаге с дагой располагал большим количеством двойных защит,

комбинаций защит и движений, создавал возможность для двойных ответных атак.

Школа боя на шпаге с дагой, существовавшая свыше ста лет, представляет комбинацию самых разнообразных сочетаний, очень трудную для разучивания. На шпаге с дагой впервые применяются действия на оружие, атаки с завязыванием и приемы обезоружива­ния, построенные не на применении приемов рукопашного боя, а на воздействии самим оружием.

Во второй половине XVI столетия в бой вместо даги вводится кинжал, который в случаях поломки или потери шпаги и при бое «грудь в грудь» превращается в оружие нападения.

Дага уступает место кинжалу или плащу лишь в начале XVII сто­летия. К этому времени шпага значительно уменьшается в размере и становится более легкой. Облегчение шпаги привело к возможности перехода на стойку правой ногой вперед, что сразу повысило такти­ческую значимость приемов нападения. Легкость оружия позволила сосредоточить в одной руке защиту и нападение.

Бойцы, выставив вперед правую ногу, отказываются от даги, но, взяв в левую руку кинжал, оставляя его в защитном положении перед грудью в левой части туловища от ударов, а иногда от уколов, направ­ленных в грудь и живот, используют его в ближнем бою как средство нападения. Левая рука, вооруженная кинжалом, помогает обезоружи­вать противника.

В середине XVII века бойцы постепенно отказываются от помо­щи кинжала: отдав предпочтение одной шпаге, они легко выполняли сложные комбинации приемов нападения. Боец, стоящий в стойке правой ногой вперед, выполнял весь набор приемов движения фехто­вальной школы, используя уколы, удары и защиты.

В этом стиле боя применяют­ся захваты и завязывания оружия, сложные повторные и сдвоенные действия. Здесь впервые находит применение так называемое дейст­вие «а темпо» (рис. 39), левую руку еще используют для защиты и обе­зоруживания.

Длинная плоская шпага была неудобным оружием, так как кли­нок своей гибкостью мешал выполнению уколов, а нанесение ударов было затруднено легкостью клинка. Бой этого периода характерен нанесением ударов и уколов в части тела, наиболее легко уязвимые и слабо защищенные одеждой: в голову, особенно лицо, кисти рук и ноги ниже колен (рис. 40).

Руки предохранялись лишь тонкими перчатками, кожаные голе­нища легко пробивались уколом. Длина оружия мешала предельно быстрым движениям; приемы нападения, относительно простые, ус­ложнялись главным образом повторностью исполнения. В этот пери­од широко применяются действия на оружие. Позднее, отказавшись от помощи левой руки в самом ведении боя, широко пользуются ею для приемов обезоруживания в ближней схватке, где берут ею защиты, часто рискуя воз­можностью порезов (рис. 41).

Именно в этот период появ­ляются приемы обезоружива­ния — специальные действия на выбивание шпаги шпагой.

Основным видом исторического фехтования для изучения в те­атральных учебных заведениях является фехтование шпагой в со­четании с дагой, кинжалом или плащом. Бой, который происходит при применении всех приемов школы сценического боя, являет­ся по характеру и стилю соответствующим манере, принятой в XVII веке.

Для того чтобы сыграть шпажный бой XVIII и XIX веков, нужно использовать весь материал школы в качестве приемов нападения только уколами, всеми защитами, повторными и ответными атака­ми, отходами и уклонениями. Основное, что отличает шпагу ука­занного периода от шпаги XVII столетия, — это отсутствие у нее движений режущего типа.

Для отображения боя в пьесах, построенных на старославянском или восточном материале, необходимо знание техники боя на рубя­щем оружии.

Техника перечисленных видов боя приведена в разделе истори­ческого фехтования, изучению которого должны предшествовать обучение и тренаж в навыках школы сценического боя. Обучение и тренаж дают тот комплекс движений, который объединяет в себе ос­нову техники боя на большинстве видов холодного оружия. Тренаж воспитывает фехтовальные навыки и необходимые для актера психо­физические качества.

Защиты с выпадами в стороны (уклонения) являлись надежным средством обороны. Они имели такое значение, что знаменитый учи­тель фехтования XVI века голландец Тибо придавал этим передви­жениям мистический характер.

Он уверял, что надо делать пассы и вольты (шаги и уклонения) на основе тайн черной и белой магии и что человек, знающий эти тайны, непобедим. Для обучения своей системе боя Тибо чертил на полу таинственный квадрат, в который был вписан круг и серия тре­угольников. Он обучал системе передвижений по углам и линиям этого рисунка.

Сам Тибо был замечательным фехтовальщиком, никогда не знал поражений и тем самым снискал себе огромный авторитет и дове­рие. Таинственное знание и умение, которому он с удовольствием обучал многочисленных учеников, приносило ему немалый доход.

Почти все залы в фехтовальных школах имели на полу знак Тибо, знаменитый магический рисунок. Король Людовик XIV так поверил в это невероятное искусство, что заказал Тибо ученый трактат, за­платив автору кругленькую сумму.

В учении Тибо был определенный смысл. Оно точно устанавли­вало важную роль дистанции (расстояния до противника) для атаки и защиты и определяло точное время для выполнения того или иного приема.

Взаимодействие между расстоянием и временем, называвшееся в старинном фехтовании «пропорцией», положило начало теории фехтовального искусства. Тибо же были разработаны приемы обезо­руживания противника и определен переход борьбы в рукопашную схватку.

Следует отметить, что рисунки в руководствах старинных фехтмейстеров дают узкопрофессиональное и чисто условное изобра­жение. Они не позволяют ясно представить себе, как на самом деле выглядели поединок и средневековая дуэль. Знаменитый француз­ский график XVII века Жак Калло оставил нам рисунки и наброски, отображающие характер той борьбы, которая была столь типична для его эпохи.

Имели место поединки, когда в левую руку вместо даги бра­ли «вторичную» шпагу, и тогда бой становился еще сложнее. Этот вид одно время входил в моду, но не получил признания и рас­пространения, хотя были оружейники, которые ковали двойные шпаги таким образом, что их можно было носить в одних ножнах. С середины XVII столетия уже возникла мода выходить на поеди­нок с одной шпагой. Это считалось признаком высшей техники, выражавшейся в умении нападать и защищаться, действуя только одной рукой.

Однако в критические моменты борьбы бойцы применяли и ле­вую руку для отстранения шпаги противника и для выполнения при­емов обезоруживания. Часто для этой цели использовали обычный кинжал, которым пользовались и как оружием нападения при по­ломке шпаги, и в бою «грудь в грудь».

К концу XVII столетия в бою на шпагах все реже пользовались ле­вой рукой, а если и делали это, то предварительно обмотав ее в плащ

и взяв кинжал, однако совсем отказаться от помощи левой руки не могли еще долгое время. Фехтмейстеры в этот период придумывали все более сложные приемы: захваты оружия противника с помощью одной шпаги и такие же обезоруживания.

Это требовало от сражавшихся высокой техники. Действия одной шпагой становились все более быстрыми, поскольку внимание бой­цов не рассредоточивалось на четыре оружия, что непроизвольно за­медляло бой. Одно оружие позволяло вести бой гораздо быстрее.

Начинается период подлинного расцвета фехтовального искус­ства. Практика показала, что человек, вооруженный одной шпа­гой, как правило, выигрывал бой против шпаги с дагой или шпаги с кинжалом. Модификация боя одной шпагой постепенно привела к последующему изменению конструкции оружия. Шпага стала еще короче и легче, получив более приспособленный для уколов клинок.

Бой с помощью одной шпаги привел к необходимости стоять в правой стойке, так как шпага была в правой руке. Левая рука под­нялась вверх, что ускорило выполнение выпада, но ею пользовались в критических ситуациях боя и при обезоруживании. В этом новом стиле боя XVIII столетия нашли еще большее развитие действия на оружие, то есть батманы, скользящие толчки, завязывания и обво­лакивания.

Примерно в 1680-х годах происходит полный отказ от рубящих движений; шпага получает трехгранный или четырехгранный клинок, предназначенный только для уколов. Сложное сечение клинка создает при уколе большое сопротивление, ору­жие немного пружинит, но не выгибается, вследствие чего хорошо пронзает любой материал, что дает возможность увеличить скорость движений и усложнить их (рис. 42). Бой на колющей шпаге XVIII века является основой совре­менного фехтования.

В утилитарных целях военные сохранили режущее оружие. Для придворных и знати шпага оказалась почти декоративной принадлеж­ностью к костюму. Рапирой стали пользоваться как предметом для физических упражнений. Именно в этот период фехтование стало раз­виваться в Европе и России как своеобразный вид искусства.




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *