Поединок на шпагах 5 букв
Похожие ответы в сканвордах
Вопрос: Борьба, состязание двух сторон
Ответ: Дуэль
Вопрос: Тоже, что и поединок
Ответ: Дуэль
Вопрос: Повесть А. Чехова
Ответ: Дуэль
Вопрос: Для Ленского она закончилась так же печально, как и для Пушкина (Онегин)
Ответ: Дуэль
Вопрос: Поединок между двумя лицами по вызову одного из них
Ответ: Дуэль
Вопрос: Поединок между двумя противниками по вызову одного из них, происходивший с применением оружия
Ответ: Дуэль
Вопрос: Поединок между двумя противниками
Ответ: Дуэль
Вопрос: Поединок
Ответ: Дуэль
Вопрос: Поединок; повесть А. П. Чехова
Ответ: Дуэль
Вопрос: Способ получить сатисфакцию
Ответ: Дуэль
Вопрос: Строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого
Ответ: Дуэль
Вопрос: Еженедельная российская газета, выходившая с 1996 по май 2009 года. Позиционировала себя как «Газета борьбы общественных идей
Ответ: Дуэль
Вопрос: Американский телефильм 1971 года с Деннисом Уивером в главной роли. Позднее фильм был перемонтирован с доснятыми сценами для демонстрации в кинотеатрах Европы, Австралии и ограниченно в США. Это первый полнометражный фильм Стивена Спилберга, и успех этого фильма позволил Спилбергу начать карьеру кинорежиссёра
Ответ: Дуэль
Вопрос: Вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов
Ответ: Дуэль
Вопрос: Иное название поединка
Ответ: Дуэль
Вопрос: Убийство по-джентельменски
Ответ: Дуэль
Вопрос: Поединок на шпагах
Ответ: Дуэль
Вопрос: Пушкин против Дантеса
Ответ: Дуэль
Вопрос: К барьеру!
Ответ: Дуэль
Вопрос: Один на один
Ответ: Дуэль
Вопрос: Сражение между двумя противниками по вызову одного из них
Ответ: Дуэль
Вопрос: Перестрелка двух сторон
Ответ: Дуэль
Вопрос: В дворянском обществе: способ защиты личной чести
Ответ: Дуэль
Вопрос: Поединок с применением оружия между двумя лицами
Ответ: Дуэль
wordparts.ru
Бой на шпагах и дагах
Применение даги совместно со шпагой возникло как следствие поиска средств, позволяющих усилить вооруженность воинов при переходе армий с меча и щита на шпагу. При этом шпага в XIV и XV веках была еще достаточно тяжелой (видимо, в пределах 2 кг), что затрудняло возвратные движения ею для применения защит после неудавшихся атак. Именно для усовершенствования обороны, которую в фехтовании на мечах выполнял щит, потребовалось дополнительное вооружение фехтующего вторым коротким клинком в виде даги. Ведь формирование систем владения шпагой в то историческое время только еще начиналось и вполне естественным было использовать ранее уже освоенную тактику ведения боя с выдвинутым к противнику «заслоном» (в виде щита, а затем даги). В этом случае шпага располагалась сбоку в согнутой основной руке и предназначалась для нападений.
Длина даги вдвое короче шпаги, но для оборонительных функций этого было достаточно. Однако дага в ближнем бою заменяла шпагу, особенно в ситуациях, когда в ходе столкновений клинками шпага ломалась или, выбиваемая противником, оказывалась на земле.
Фехтование на шпагах и дагах в процессе своего развития претерпевало существенные изменения. Так, первоначально боец становился боком к противнику с выставленной вперед и несколько вверх дагой, а главное наступательное оружие — шпагу держал в другой руке с направленным ему в грудь острием. Ноги согнуты, стопы перпендикулярны и расположены на расстоянии одного шага.
Подобная боевая стойка во многом близка единоборству с мечом и щитом. И при замене меча на шпагу, а щита на дагу основная координация движений, видимо, во многом сохранилась, так как была уже с успехом испытана не одно столетие.
Затем, по мере снижения веса шпаг, что облегчало управление ими, но прежде всего вслед за формированием систем ведения боя на легком холодном оружии, менялись технико-тактические основы фехтования на шпагах и дагах. Правда, процесс этот был продолжительным и мучительным, но шел он по пути обострения боя за счет увеличения наступательного эффекта от использования шпаги. А это достигалось первоначально поворотом туловища и головы в фас к противнику и нацеливанием на него двух клинков с параллельно расположенными шпагой и дагой. Позднее, видимо с середины XVI века, убедившись в эффективности владения шпагой, фехтовальщики вновь поворачиваются боком к противнику, но уже с выставленной вперед шпагой в основной руке, а дагу отводят несколько назад и в сторону для использования лишь как дополнительного средства нападения и защиты, особенно в ближнем бою.
Среди приемов маневрирования количественно превалируют шаги вперед и назад, а также шаги в разные стороны. Нападения же чаще всего применимы с выпадом или с шагом вперед и выпадом. Имеют место и уклонения туловищем, перемены боевой стойки. Причем выпады, предназначаемые для нападений выставленной по направлению к противнику дагой, обычно ложные и необходимы с незначительным продвижением вперед, а для нанесения укола или удара шпагой используются длинные атаки. И это несмотря на значительный риск «запутаться» в оборонительных действиях противника и не успеть вернуться в исходную позицию.
Держание рукоятки у даги выполняют в основном большой и указательный пальцы, а располагается она в ложбинке ладони. При этом в начале боя клинок обычно в шестой позиции, в которой острие несколько выше гарды. Локоть не выходит за горизонтальную проекцию эфеса, а ладонь направлена вверх и внутрь.
Техника нападений шпагой и дагой
Наступательные и оборонительные действия дагой во многом проще шпажных, а главное, их состав существенно ограничен, так как в основном они коротки и прямолинейны.
Техника атак и защит с ответом шпагой, несмотря на наличие даги в другой руке, по сути, не отличается от действий шпагой в поединках, где невооруженная рука свободна от даги. Кроме того, нападения переводом в верхние и нижние секторы на шпагах и дагах сохраняют те же дистанционные и моментные характеристики, которые разработаны и апробированы создателями итальянской и французской исторических школ для рубяще-колющей и колющей шпаги. Необходимо лишь отметить, что нападения шпагой в основном начинаются с выпадом и приземлением на ногу, выдвинутую вперед в боевой стойке, так как «подстраховываются» находящейся впереди дагой. Тем не менее в подобных поединках, несомненно, применимы и атаки с длинным выпадом, выполненным сзади стоящей в боевой стойке ногой. Возможны также и атаки с выпадом в стороны левой и правой ногой и закрытиями со сменой боевой стойки, в которой выдвигается вперед дага или шпага.
Анализируя технику выполнения ударов в боях на шпагах и дагах можно установить, что предпочтение в поединке получают режущие удары. Ведь дага, противодействуя атаке противника, в течение нескольких мгновений блокирует его клинок при взятии защиты, что позволяет нанести мощный и наиболее зрелищный удар шпагой в ритме ответа, не опасаясь со стороны противника встречного нападения шпагой.
Защитные действия дагой по основным двигательным характеристикам во многом соответствуют принятым для шпаги. Имеющее место своеобразие возникает в момент соприкосновения даги со шпагой противника. Особенно это заметно при отражении уколов, напоминающем по своей технике защиту отведением, а при отражении ударов близки защитам подстановкой оружия в сектор нападения противника.
Среди направлений оборонительных движений дагой превалируют защиты 3-я и 5-я, выполняемые как прямые верхние итальянской шпажной школы, и защиты 1 -я и 2-я полукруговые. При этом верхние защиты часто также необходимы в виде полукруговых и круговых.
Аналогично развиваются схватки и при парировании длинных атак противника шпагой, так как нередко возникающие задержки в выпаде у атакующего позволяют обороняющемуся попытаться нанести в ритме ответа укол дагой.
Тем более что дистанция в подобных ситуациях сокращается до уровня между средней и ближней, а обе вооруженные руки имеют возможность действовать как бы поочередно.
Важнейшей особенностью боя на шпагах и дагах является разделение функций между этими видами оружия по ходу развития схваток. И особенно они очевидны при парировании нападений дагой, как бы придерживающей нападающий клинок, а в противника мгновенно в ритме ответа следует укол или удар шпагой. Однако если дистанция схватки сокращается до уровня ближнего боя, то вполне реальным становится ответ уколом дагой. И выполнять его наиболее просто сверху или сбоку, стоя на месте. Возможен также укол с коротким выпадом в любой открытый сектор с одновременным уклонением в сторону.
Самостоятельными видами наступательных действий, характерными только для фехтующих двумя вооруженными руками, являются одновременные атаки шпагой и дагой. Причем если среди нападений дагой реальны преимущественно действия уколом, то шпагой синхронно с дагой можно с той же вероятностью нанести и удар в любой из поражаемых секторов.
Одновременные нападения двумя клинками требуют для их отражения различных сочетаний защит дагой и шпагой. Тем более что можно отразить оба нападения как двумя клинками, так и использованием одного вида оружия. Например, шпагой реально отбить уколы противника шпагой и дагой, а защищаясь дагой прервать его одновременные атаки шпагой и дагой. Причем защита дагой в подобных ситуациях выглядит тактически более обоснованной, так как одновременное отведение двух клинков противника, в частности защитой 2-й, открывает для шпаги обороняющегося возможности поражения противника в ритме ответа уколом или ударом. Однако подобные действия обороны имеют перспективу применения преимущественно в ситуациях, когда оба острия клинка противника направляются в один и тот же сектор, что позволяет обороняющемуся одним движением оружия прервать их продвижение к собственному телу.
Несмотря на многообразие средств одновременного или последовательного использования шпаги и даги в качестве действий обороны, необходимо учитывать, что в ближнем бою далеко не все защиты одинаково эффективны. Некоторые из них рискованно использовать из опасения лишь сопроводить клинок шпаги противника, совершающего укол. Например, если дистанция позволяет поразить соперника, не прибегая к выпаду (достаточно выпрямить руку), то пытаться парировать дагой укол во внутренний сектор защитой 4-й, по меньшей мере, неосмотрительно. Ибо, уводя клинок шпаги во внутренний сектор, фехтовальщик ограничивает свои возможности для последующего нападения шпагой и при этом не «застрахован» от повторного нападения противника, в том числе и во внутренний сектор. Однако если применение защиты 4-й дагой в подобной ситуации неизбежно, то следует выполнять ее с уклонением туловища в сторону, особенно в бою с противником-левшой.
После одновременных атак шпагой и дагой возможны со стороны противника и защиты с ответом шпагой и дагой. Так, если атакующий пытается шпагой нанести удар во внутренний сектор туловища, а дагой укол в туловище снизу, то дага обороняющегося круговой защитой 3-й прерывает нападения шпагой, а шпага одновременно защитой 2-й отражает укол дагой. Затем могут следовать ответные уколы обоими клинками в грудь противника или удар шпагой в голову, а дагой укол в грудь сверху. Противник же в подобной ситуации может противопоставить удару шпагой защиту 5-ю дагой, а укол сверху дагой парировать защитой 2-й шпагой.
Применение защиты 5-й шпагой, прерывающей нападение в голову, позволяет быстрым движением даги увести остановленную шпагу противника в наружную сторону и облегчить собственной шпаге возможность для нападения уколом или ударом.
Бой на шпагах и кинжалах
Поединки на шпагах и кинжалах являются более поздней исторической аналогией уже использованной техники и тактики фехтования на шпагах и дагах. И это подтверждается при анализе боевой стойки, которая при наличии кинжала трансформировалась в единственное положение — с выдвинутой вперед шпагой. Туловище полупрофильно к противнику, кинжал острием вниз в согнутой руке, как бы «спрятан» в запасе перед грудью. В этой ситуации кинжал, в сравнении с дагой, выполняет менее активную функцию, являясь вспомогательным инструментом для разнообразия способов защиты и захвата шпаги противника. Естественно, что кинжал наиболее эффективно может быть использован при неожиданных столкновениях шпагами, переходящих в ближний бой.
Держание кинжала острием вниз существенно сужает возможности применения защитных действий. Поэтому состав защит ограничен двумя нижними, в виде аналогов шпажным 1 -й и 2-й, и одной верхней, напоминающей итальянскую 6-ю. Удары кинжалом, в том числе и выполняемые в ритме ответов, наиболее типичны в правый или левый бок, а также сверху после замахов определенной амплитуды. Имеют они и особенности в зависимости от сектора нападения.
Эффективен кинжал и как средство захвата шпаги атакующего, применение которого оправдано в момент, когда нападение противника приостановлено защитным действием шпагой. Например, при парировании шпагой удара в голову, кинжалом отводится клинок шпаги атакующего в наружную сторону за пределы поражаемого сектора. В свою очередь, если атакующий направляет удар или укол в туловище, то для создания ситуации эффективного применения кинжала обороняющемуся не сложно переместить шпагу в защиту 1-ю, а затем захватить клинок противника и движением кинжала в защиту 2-ю увести его в наружную сторону.
Таким образом, у защищающегося нередко возникают крайне выгодные мгновения, чтобы в ритме ответного укола мощно и длинно нападать как шпагой, так и кинжалом, которым в ближнем бою противостоит затем лишь короткий кинжал противника с ограниченными возможностями для продолжения оборонительного боя.
По материалам книги: Тышлер Д.А., Мовшович А.Д. «Искусство сценического фехтования»
combat-arnis.ru
Бой на мечах — Posmotre.li
| « | Любой офицер, который вступает в бой без меча, вооружён неподобающе! | » |
| — Джек Черчилль | ||
| « | — Кто к нам с мечом придет, того проще пристрелить. | » |
| — гном-стрелок | ||
| « | Тут же сверкнули оба меча, все остальные соскочили с помоста и стали поодаль. Это было стоящее дело, совсем не похожее на нелепый бой мечами на сцене (или даже бой на шпагах, который лучше удается в театре). Это был настоящий бой на мечах. | » |
| — Клайв Льюис. Принц Каспиан | ||

Удивительно, в скольких художественных произведениях герои дерутся с помощью мечей, шпаг, сабель и прочих приспособления для разрезания и протыкания противника[1]. Кроме того, всем известно, что нет ничего лучше для космического путешественника будущего, чем лазерный меч. А уж огромный боевой робот с энергетическим клинком в руках — просто классика жанра.
Бой на мечах — невероятно пафосное, крутое и символичное действо. По крайней мере таким оно видится нам из нашего пластикового двадцать первого века. Было, наверно, в глухой древности время, когда меч был всего лишь острой железкой, нужной, чтобы разрубить на части того, кто чем-то не нравится его владельцу, а собственно бой на мечах — всего лишь попыткой проделать это со своим противником и не дать ему поступить так с тобой[2]. Уже в Средние Века, впрочем, стали писаться всяческие рыцарские кодексы, наделявшие и поединок равных,[3] и сам клинок множеством символических значений. Всё это наложилось на мифический образ волшебного меча и дало почтительное отношение к самому оружию и героический ореол вокруг поединка. А в наше время бои на мечах — это что-то из старого рыцарского романа, что трудно считать страшным, жестоким и антиэстетичным, но с чем героические ассоциации остались и даже усилились. Поединок мечников — это не одна только грубая сила (как драка голыми руками, ну, исключая её восточную разновидность), не только слепая удача (как перестрелка, если стреляют из древних фитильных ружей) и даже не только отточенное годами мастерство (как перестрелка на современном огнестреле): это творчество, строгий расчёт в сочетании с импровизацией, особый подход к каждому конкретному противнику, смекалка, физическая сила и сила воли, слитые воедино.
Часто главный герой весьма неплохо управляется с мечом или его подобием, особенно если мы говорим об аниме, видеоиграх, фантастике и фэнтези. Несмотря на наличие, как правило, более эффективного огнестрельного оружия, многие персонажи предпочитают носить холодное. Впрочем, иногда это может иметь смысл — особенно, если современная броня куда лучше защищает от пуль и лазеров, чем от меча (как, например, в Дюне). Или когда автор хочет, чтобы герой выглядел крутым (тогда меч идет в комплекте с кимоно и философией). Иногда кимоно и философия даже сочетаются с умением защититься от пули или луча лазера — особенно, когда меч не обычный, а световой.
В кино бой на мечах обычно изображается условно. Актеры со звоном скрещивают оружие сверху и снизу до тех пор, пока один из них наконец не ткнет другого в область сердца[4]. Эта традиция восходит к сценической условности театральных постановок: естественно, первоочередная задача бутафорского фехтования — не навредить противнику, но преподнести поединок как можно более эффектно. В театре зритель, будучи увлечённым выразительностью процесса, не должен забывать и об условности происходящего. В жизни удар клинков друг об друга, сопровождающийся фейерверком искр и вздутием жил рук героев, как это часто демонстрируется в кино, встречается только в исполнении индивидов, понятия не имеющих, что такое меч и как он работает. Обычно нет ни искр, ни вздутых жил ни яростного махания аля «раззудись плечо». Мечи позднего средневековья встречаются друг с другом мягко, аккуратно и исключительно плоскостью клинка, а ни в коем случае не лезвием (клинок — железяка торчащая над рукоятью, лезвие — заточенная часть клинка, не путайте эти понятия). Мечами же раннего средневековья (типичный пример — меч викингов) вообще не парировали, т. к. от удара по металлу, их лезвие банально тупится, крошится и просто перестаёт работать. Это относится не только к вражеским клинкам, а так же и к металлическим доспехам типа кольчуги, пробить которую мечом было почти нереально. Как следствие, меч использовался в бою либо против бесдоспешных голодранцев, либо по незащищённым частям тела, коих было очень немного. В итоге основную роль в поражении противника тащили на себе копья, реже топоры и оружие ударно-раздробляющего действия. Мечу же отводилась исключительно вспомогательная роль и роль орудия последней надежды. Возможно именно поэтому поединок на мечах с тех времён воспринимался как нечто кульминационное.
Другим шаблоном, корни которого восходят к театру, является то, что колюще-режущее оружие зачастую не колет и не режет. Вместо этого финальный удар наносится тупым предметом по голове или, например, поверженный противник срывается в пропасть (падает со сцены). Причина понятна — ранения холодным оружием куда менее киногеничны, чем процесс боя. По этой же причине некоторые стили боя (например, «полумеч», при котором воин одной рукой хватается за клинок и использует меч в качестве аналога штыка или «полный меч», при котором меч полностью перехватывают за клинок, и он превращается в булаву, благо навершие довольно тяжёлое: оба касаются только полуторников и двуручников), которые могли применяться и применялись в реальности, в кино используются крайне редко.
Сам бой на мечах обычно сопровождается боевыми кличами. Иногда оружие положительного персонажа (у злодеев всегда чертовски прочные мечи!) внезапно и трагически ломается, так что приходится отбиваться тем, что есть, или искать новый. Впрочем, есть еще вариант — из последних сил броситься на противника и проткнуть его обломком.
В случае дуэли самураев бой с высокой вероятностью может закончится смертью обоих — у воинов востока в запасе всегда есть секретный суперудар, который оставляет их совершенно беззащитными. Впрочем, такой удар встречается и на Западе, под названием botte segrete; д’Артаньян, в частности, владел подобным приемом.
Зачем и как используется[править]
В художественных произведениях бои на мечах могут нести дофига функций:
- Наиболее классический вариант — разрешение главного конфликта произведения дуэлью. Так как поединок фехтовальщиков — это не какой-нибудь вульгарный мордобой (см. выше), он может служить не только для того, чтобы выяснить, кто из героев сильнее, но и чтобы узнать, на чьей стороне правда. Да-да, отголосок «божьего суда» на наших с вами экранах!
- Иногда под это подводится обоснование а-ля кино о боевых искусствах: крутизна персонажа есть не просто удаль молодецкая, а отражение его внутреннего духовного совершенства. Тогда победа над сильным врагом будет обозначать границу, на которой герой обезвредил источник слабости в себе.
- Менее популярный вариант — нагнетание атмосферы. Мир, мол, не просто крут, а крут по-средневековому, здесь личная крутизна (а не умение работать в команде или вообще шагать строем, например) значит многое и всё такое — при этом мир должен быть ну совсем не средневековым и применения мечей как боевого оружия априори не предполагать. Сюжетообразующим при этом бой на мечах будет не обязательно. Но в кадре присутствовать будет.
- Мир может быть обычным, а вот один конкретный персонаж — реликтом, осколком того времени, когда…
- См. оба варианта выше: владение персонажа клинком может отражать его крутизну вообще. Как этакий универсальный эквивалент. Или, с прикрученным фитильком, подчёркивать его крутизну во всём остальном.
- Наконец, мечи и бои на них могут присутствовать просто потому, что так в этом сеттинге положено. В этом варианте романтический ореол вокруг боёв на мечах тускнеет вплоть до деконструкции.
- Впрочем, и в этом случае романтический ореол может быть на месте — все зависит от того, кто, как и чем бьется.
- Холодняк может просто соседствовать с огнестрелом как оружие последнего шанса у военных и самообороны у гражданских. Пример — серия Зорича «Время — московское». Офицеры Конкордии и Земли носят мечи, тойланги — боевые топоры. И даже с Кольтом в реальной жизни носили нож Боуи — по той причине, что многие модели Кольта не имели патронов, а являлись капсюльными, то есть в каморы на барабане засыпался порох, а затем туда молотком заколачивались пули, и затем в барабан вставлялись капсюли.
- Популярный ляп — Лезть в бой без щита. При том, что на случай, если под рукой не окажется полноценного щита, в средневековой Европе обладатели меча практически поголовно носили с собой на поясе маленький щит-кастет. Другое дело, что за рыцарский War Sword могли браться двумя руками, не используя при этом щит. Но в фильмах мечом без щита дерутся как, какой-то саблей, фехтуя одной рукой.
Тысячи их! Здесь уместны только самые яркие и тематичные.
Литература[править]
- Братья Стругацкие, «Трудно быть богом»:
- Согласно книге, на высокоразвитой Земле специально разработали особую технику боя сразу двумя мечами с «веерной защитой» и обучили своего агента перед заброской. Разумеется, в Арканаре эти приёмы ещё неизвестны, и благодаря этому Румата побеждает на многочисленных дуэлях, не убивая противников. На деле же если и обучали, то скорее психологически — для веерной защиты требуется не столько сверхчеловеческая реакция, сколько нарушение элементарных законов механики. Подробнее — в Справочнике автора.
- А его друг Пампа, когда берётся за меч, напоминает вертолёт на холостом ходу. Скорее всего, имеется в иду нечто подобное.
- «Путь Меча» Олди — вся книга о них, о боях на мечах (которые совсем и не бои, а Беседы). Применён деконструкторско-реконструкторский подоход: тема символичности мечей и боёв на них, духовного совершенства фехтовальщика, эстетики поединка и прочего раскрыта полностью. Равно как и того, что вообще-то в том, чтобы разрубить человека пополам, ничего романтичного нет.
- «Астровитянка» Н. Горькавого — на дворе то ли XXI, то ли XXII век, но школе, в которую поступила Никки Гринвич, в физкультурную программу входят дуэли на мечах, и Никки в первой же дуэли побеждает лучшего фехтовальщика школы.
- «Дюна»: реконструкция закона об оружии. У всех сторон в ходу мощное оружие — лучемёты. А также щиты, блокирующие быстро перемещающиеся объекты. Проблема в том, что эти щиты входят с зарядами лучемётов в реакцию, сопровождающуюся уничтожением и стрелка, и жертвы. Поэтому холодное оружие и в ходу: это лучшая возможность затащить в могилу только противника. Конечно, можно расстрелять щит противника из стат-оружия, а потом добить его из лазера или нормального огнестрела, но смысла в таком подходе мало.[5]
- «Хроники Амбера» Роджера Желязны. В самом Амбере любая война, кроме классической, невозможна, поскольку ни порох, ни взрывчатка тут не работают. Ровно до второй книги, из которой мы узнаём, как Корвин умудрился протащить в Амбер вещество, которое тут действует аналогично пороху. А ведь в том Отражении, откуда он его случайно завёз, этот порошочек использовался всего-то для протирки алмазов ювелирами.
- «Хонор Харрингтон» В цикле, который почти полностью состоит из описания тактики и стратегии ведения космической войны с использованием гигантских крейсеров под управлением многотысячных экипажей, снаряженных всевозможными ракетами-противоракетами, лазерами-гразерами, радарами-лидарами и системами РЭБ, с многостраничными отступлениями, посвященными разным аспектам создания технологий изготовления подобных кораблей и принципам их функционирования, ВНЕЗАПНО! происходит натуральнейший бой на самурайских мечах между опытным и самоуверенным победителем множества турниров и недавно побывавшим в аварии, пережившим попытку покушения, страдающим от горя утраты близкого человека неофитом. Финал поединка банален.
Кино[править]
- «Звёздные войны»: давным-давно, в далёкой-далёкой галактике, джедаи рубили своих противников, вооружённых полноценными футуристическими бластерами, с помощью мечей. Тоже футуристических, но всё равно мечей, оружия, поражающей частью которого надо ударить противника своей мускульной силой (ну, ладно, только коснуться, но в горячке боя всё равно выходит ударить).
- «Горец»: единственный способ убить бессмертного — отрубить ему голову. Поэтому даже когда наступила эпоха огнестрела, бессмертные продолжили сражаться друг с другом на мечах. И да: Остаться должен только один!
Мультсериалы[править]
- RWBY : Огнестрел в сеттинге присутствует, но проблема заключается в том, что у всех одушевлённых существ есть Аура, которая защищает, так что зачастую ударить врага огромным мечом/косой/молотом легче, чем пытаться расстрелять, благо оружие и личные способности бойцов (т. н. Проявление) сильно помогают мордобитию.
- Ледибаг и Кот Нуар — Адриан нередко сражается своим шестом, особенно ярко это показано в битве против Рипосты
- И Маринетт тоже, правда в меньшей степени, так как уроки фехтования начала посещать только недавно, и то ради Адриана.
- ГлавГад тоже умеет сражаться на мечах.
- Ну и раз упомянули Рипосту, которая Кагами, то и она тоже. Как-никак фамилия обязывает.
- ГлавГад тоже умеет сражаться на мечах.
- И Маринетт тоже, правда в меньшей степени, так как уроки фехтования начала посещать только недавно, и то ради Адриана.
Аниме[править]
- Blood+: по сюжету есть две сестры-королевы хироптер, кровь каждой из которых губительна как для её сестры, так и всех хироптер, её сестрой порождённых. Убить хироптер другими способами очень сложно из-за их сверхбыстрой регенерации. Чтобы одной из сестёр, Сайе, было сподручнее доставлять кровь в организм ненавистных противников, она использует специальный меч, имеющий заточенный возле гарды участок лезвия, от которого вдоль всего лезвия идёт канавка с несколькими ответвлениями. Перед каждым боем она картинно надрезает палец и её кровь растекается канальцам меча (и в одной из серий, когда она наконец добирается до сестры и пронзает её мечом, оказывается, что она слишком поторопилась и забыла пустить себе кровь!). По ходу сериала первый меч ломается и ей изготавливают новый, другой формы, но с тем же устройством.
- Многие противники Сайи мечами тоже не брезгуют, либо сражаются частями своих тел, по сути представляющими собой холодное оружие. В финальной битве её сестра Дива использует шпагу.
Настольные игры[править]
- WarHammer 40,000: мелких врагов герои кладут пачками расстреливая их из болтеров (и прочего огнестрела и/или энергетики), а вот крутых противников ожидает ПАФОСНЫЙ поединок на цепных мечах. Или на силовых (офицерский вариант) или обычных (солдатско-сержантский вариант), кому как нравится и у кого какой бюджет.
- ↑ Кстати, о терминах. В русском языке меч — это прямое обоюдоострое клинковое оружие. Если оно кривое, то это сабля, а если одностороннее — палаш. Так что никаких «самурайских мечей» в природе не существует, катана — это сабля. В английском sword — более широкое понятие.
- ↑ Следует заметить, что в древности фехтование (меч против меча) существовало только в Микенской Греции в конце бронзового века (до Троянской войны) — а вот на стальных мечах так фехтовали только на Дальнем Востоке. в Китае меч (цзянь) был принадлежностью благородного мужа, а также носился даосами, и те и другие в отличие от армии (предпочитавшей саблю-дао) носили меч без щита. Похожая ситуация была и в соседних с Китаем Корее и Вьетнаме. А в Японии буси вообще не использовали щит. Во всем остальном мире до 16го века (а на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Африке — до 19го) бой вели исключительно в паре «меч + щит», и парировали удары только щитом, чтобы не портить меч, да и законы физики подсказывают, что щитом это делать надёжнее.
- ↑ То есть дворян, рыцарей и всяких благородных донов, которым ненавидеть друг друга до смерти не положено, но выяснять, кто сильнее, не возбраняется.
- ↑ Впрочем, это далеко не предел условности: в старом французском фильме о мушкетёрах боевые сцены вообще символизируются номерами балета, во время которых танцующие актёры иногда немножко соприкасаются рапирами.
- ↑ Есть мнение, что боевая хореография с мечами в классической трилогии «Звёздных войн» позаимствована из эскизов невыпущенной экранизации «Дюны» режиссёра Ходоровски. — Мнение весьма странное, так как в «классической» трилогии мечами фехтуют как тяжеленными двуручниками, а в трилогии приквелов и последующих экранизациях, включая мультсериалы, уже преобладает более энергичный и полный акробатических приемов стиль фехтования на САБЛЯХ. А не мечах.
| Штампы | |
|---|---|
| Категории штампов | Аналоги • Армия и военное дело (Рыцари и Ко.)/Загнивающая аристократия/Криминал/Политика (Теория заговора)/Средневековье • Бестиарий (Нежить • Не такие сказочные существа) • Внешность (Одежда) • Вопросы пола/Романтические тропы и штампы/Дела семейные • Высшие силы/Религия/Страны и народы • Добро и зло (Злодеи) • Друзья и напарники • Дураки и сумасшедшие/Ум и глупость/Мудрецы и наставники • Еда и питьё/Алкоголь и наркотики • Космос/Море/Транспорт • Крутые и крутизна • Наука (Медицина) • Не знает матчасти • Предметы • Правда и ложь • Ролевые игры • Сеттинг • Смерть • Сон и пробуждение • Суперспособности и магия • Ужасы • Школьники • Экономика • Язык (типичные фразы) Игры со штампами • Явления и идеи |
| Сюжетные элементы | Аварийная замена дипломата • Австралия с барского плеча • Ай, молодца! • Ай, молодца, злодей! • Антивосставательная фича • А остальные куда смотрели? (Мама, у нас в подвале партизан) • А родители не знают • Бейсбольный эпизод • Битва за душу • Богатые тоже плачут (Мелкий жемчуг) • Боже, какой пустяк! • Буллинг • Был никем, стал кошмаром • Варенье на завтра • В жизни всё бывает • Вмешательство Альмсиви • Внутри тонущего автомобиля • Вознестись на высший уровень существования • Война интеллектов (Кто первый разозлится) • Восставший из мёртвых • Враг мой (Временный союз) • Хронокаша (временной парадокс • темпоральная константа • временное кольцо • якорь реальности) • Всё было розыгрышем • Вся слава досталась не тому • Вторжение в ад • Выдумка не врёт • Выжить ради мести • Выкинули на мороз • Вышел за хлебом • Гейс • Герой и его X • Герой пришел на готовое • Геройская красная кнопка • Грузовик с пушечным мясом • Да ночь продержаться • День сурка • Дискотека (Выпускной • Школьные танцы) • Докопались • Дорогой ценой • Драматическая болезнь • Драматическая немота • Древний заговор • Дружба начинается с поражения • Замена золотой рыбки • Звонок мужу на работу • Злой рок • Знакомое лицо под маской • Игра в реальном мире • Игры азартные и не очень • Идея фикс • Избиение младенцев • Изгнание • Инвалид против злодеев • Инстинкт старшего брата • Источник власти • Караул, спасают! (Невероятно отстойная благодарность) • Кнопка сброса • Когда есть только молоток • Кома • Конец карьеры из-за травмы • Конец света, как мы его знаем • Королевская битва • Корона в конце пути • Коронный момент • Красная сельдь • Красота — это проклятие • Ктулху с побитой мордой • Купленный пиар • Ложная тревога • Лондонский мост падает • Лох против козла • Люди имеют свою цену • Маленький герой и большая война • Маловато будет! • Манипуляция воспоминаниями • Манчжурский агент • Масштабный взрыв • Метод утёнка • Милый — значит, злодей • Момент характеристики • Моська лает на слона • Мэнгст • На хрена родня такая, лучше буду сиротой vs. Хорошие родители vs. Разобщенная семья • Неизвестность пугает больше • Неожиданный отпор (А где бабуля? • А двести двадцать не хочешь? (Осторожно, двести двадцать!) • Видали мы вашего Х (У тебя нет преимущества) • Обознатушки • Целую, Тоска) • Нечаянное проклятие • Никто не верит ребёнку (Взрослые не верят в волшебство) • Одной смерти мало • Они все были плохие • Операция под фальшивым флагом • Папа не пришёл на бейсбол • Первая девушка выигрывает • Первый контакт • Перенос личности в чужое тело (Обмен телами) • Плохие люди • Победитель дракона становится драконом • Поворот не туда • Поединок на песнях • Фирменная поза (Герои в позе пьеты • Герой в распятой позе • Герой в гробу • Забросить на плечо • Нести как невесту (Запрыгнуть на руки) • Нести на спине • Поза вознесения • Поза эмбриона • Раскинуть руки как крылья) • Поймай их всех! (Время собирать камни • Головоломка мадам Петуховой) • Помидор в зеркале • Попал — пропал • Посадить в автобус/Вернулся в автобусе • Постельный кастинг • Поступай неправильно • Поцелуй и затемнение • Предсмертное откровение • Проблема доверия • Пробуждение спящего гиганта • Проклятие (Проклятие по эстафете) • Прощай, Алиса • Пуффендуй • Разбитый идол (кризис веры) • Разбудить Ктулху • Раздевание равносильно поражению • Раздевание равносильно унижению • Разум не вынес • Ребёнок в память о нём • Ребёнок один дома • Реинкарнация • Рыльце в пуху • Сам себя перехитрил • Скованные одной цепью • Скомпрометированность • Скупая мужская слеза • Слив компромата • Слить моральную дилемму • Сломать стоика • Случайное попадание • Сон во сне • Спасти в последний момент • Список болезней • Список врагов • Список проблем • Спрятавшийся ребенок • Спрятано на виду (Спрятаться не на виду • Хранится в дерьме) • Средний палец• Судьба-индейка• Судьбоносный грузовик • Так просто, что уже сложно • Тактическая дразнилка • Тени былого величия (В тени колосса) • Трагическая дружба • Традиционное гостеприимство • Ты лучше, чем думаешь • Умереть может каждый • Усложняю эксперимент • У страха глаза велики (Фобия) • Укол в шею • Участь хуже смерти (Но я должен кричать) • Финальная битва • Ходячая мишень • Цель оправдывает средства • Что стало с мышонком? • Что-то пошло не так (Фиаско)/Всё пошло слишком так |
| Типичные действия | Адские тренировки vs Идиотские тренировки • А тут будет дверь • Беги или умри • Бессмысленное самопожертвование • Бой на мечах • Бросить собаке кость • Взрыв за спиной • Взять в ад компанию • Всё бросил и побежал • Вкусить запретный плод • Водит, как псих • Выстрелить в кого-то за спиной • Граунд-энд-паунд • Диссонирующее спокойствие • Для боя нужно спешиться • Добровольно снять погоны • Гамбит (Гамбит Арагорна • Гамбит Бэтмена • Гамбит Ксанатоса • Гамбит Танатоса) • Героическое самопожертвование/Злодейское самопожертвование • Головорезов не считают • Дразнить Ктулху • Дуэли (словесная дуэль • Снайперская дуэль) • Желудок — лучший карман • Заболтать до смерти • Забрать домой • Засада • Засадный полк • Застали при параде • Засунуть лампочку в рот • Захватить мир • Злобный смех • Инициация • Избиение младенцев • Изобразить опоссума • Из пушки по воробьям • Искупление равносильно смерти • Используй голову • Иудин поцелуй • Ищем клады • Коронная смерть • Кошки мешают нечисти • Крик в небеса • Кроссдрессинг • Ласково прикоснуться к ране • Лизать нож • Ловушка для самозванца • Массовый гипноз • Медвежьи объятия • Мексиканское противостояние • Молчание волков • Наблюдать за спящим • На колени перед Зодом vs На колени перед Фродо • Нажать на все кнопки • Название заклинания произносится вслух • Назвать полным именем • Найти лекарство • Нарушить приказ • Нарядили и подставили • Не знаю, в кого стрелять • Ненужное лязганье оружием • Обезвреживание бомбы • Обратный допрос • Одноразовый козырь • Оздоровительная порка • Опасный и запретный приём • Остановка времени • Отвлечь с помощью женщины • Отказ от рукопожатия • Оторву твой длинный… • Офигенные герои • Ошибка Ботвинника • Ошибка слепого • Парный бой • Пережить самопожертвование • Перезарядка оружия завершена • Пешеход сбил машину • Плохие новости по-хорошему • Пнуть собаку • Пнуть сукиного сына • Побить за 60 секунд • Поговори с кулаком • Поднял уровень доброты • Поднял уровень крутизны • Поднять оппонента (Бил врага вражиною • Бросить в сторону вместо того, чтобы убить • Поднять за горло • Поднять над собой) • Подпустить поближе • Подраться на радостях • Подтянуться на руках • Поединок воли • Поездить на монстре • Покарать гонца • Поплыл, как топор • Поторопить смерть • Поцелуй на удачу • Появление кавалерии (бесполезная кавалерия • запоздалая кавалерия • Невольная кавалерия • предательская кавалерия) • Превращение (Асимметричная метаморфоза) • Прижигание ран • Пришёл с ножом на перестрелку • Проскочить в закрывающуюся дверь • Прятаться за улыбкой • Прямая линия с врагом • Разговор под дулом пистолета • Разминулись • Разрубить Гордиев узел • Рыть себе могилу • Самоубийственно выглядящий прыжок • Сам себе парикмахер • Слонободание • Смерть на публику • Снять обручальное кольцо • Согласиться по инерции • Спасти мир • Спустили на него его же собак • Старый добрый мордобой • Стрельба с двух рук • Стоять насмерть • Супергеройское приземление • Тактика тёмного властелина • Танцы на граблях (Мазохистское танго) • Тащить за шиворот • Тирьямпампация • Трахеостомия • Тупое самопожертвование • Убежать в закат • Убийственный взгляд • Убить всех людей • Убить животное • Удар в спину (героический) • Удар ниже пояса (Шары из стали) • Удушающий захват • Укушен собственной собакой • Уничтожение денег • Упасть в воду • Усердие не по разуму • Фехтуя, запрыгнуть на стол • Фирменный знак • Хитрый план • Цыганочка с выходом • Эвтаназия (Добивать раненых • Удар милосердия) • Экзорцизм • Эффект рыжей кошки • Ядерная дезинфекция • … |
| Охрана | Неправильно (Во лошаки! • Полуслепые стражники • Эффект штурмовика) • Правильно (А где бабуля? • Мясные ворота • Стражники-экстрасенсы • Суперстража) |
| Награды | Взятие образца ДНК как награда • Отказаться от награды (расчётливый отказ от награды) • Сам путь — награда • Фальшивая награда |
| Выбор | Друг или золото? • Либо это, либо то • Ложная дихотомия выбора • Садистский выбор • Явно искусственная ловушка |
| Вероятность | Магнит для неприятностей • Нарушитель теории вероятностей • Хроническое невезение • Эффект Пуаро |
| Прочее | Игры со штампами • Списки штампов |
| ← | Основы |
posmotre.li
Бой на шпаге и его разновидности
Появление огнестрельного оружия заставило снять тяжелые доспехи. Отказ от металлической брони привел к облегчению
53
оружия. Появившаяся плоская колюще-режущая шпага приспосабливается к нанесению укола (рис. 33).
Развивается
сложная техника приемов нападения
уколами и защит. Необходимость
изучения этой техники привела к
возникновению специальных школ
(рис. 34). Техника ударов шпагой не
приобрела ничего нового, сохранив
основные принципы ударных действий
мечом. Для защиты в пеших боях в XV
веке служил небольшой круглый щит
(рис. 35), в начале XVI
века появляется дага (
рис.
36).
Б
оевая
стойка левой ногой вперед очень часто
менялась на положение правой ногой
вперед. Находясь в любой стойке,
сражающийся применял все виды возможных
фехтовальных передвижений: шаги,
скачки, уклонения. В этой манере боя в
равной степени исполняют выпады и
полувыпады обеими ногами, в зависимости
от действий руками и расстояния до
противника. Передвижение бойца,
вооруженного шпагой и дагой,
54
представляет сложнейшую комбинацию ввиду чрезвычайного разнообразия боевых приемов.
Б
ой
на этом оружии ведется не по прямой
линии, а по кругу. Правая рука, вооруженная
шпагой, использует простые и круговые
удары, чередует их с уколами, направленными
в самые разные части тела противника.
Комбинации приемов, исполняемые
двумя руками, очень разнообразны и
трудно систематизируются. Шпагой не
только нападают, хотя это и является
ее главным назначением, но и защищаются
от уколов и ударов, направленных в
правую часть туловища и голову
сверху. Дагу держали в левой руке.
О
бладая
небольшими размерами, очень легкая
по сравнению со шпагой, расположенная
близко к противнику, дага позволяла
ловить тяжелый шпажный клинок
нападающего. Дага давала возможность
использовать правую руку для
ответственных ударов, повторных и
сдвоенных атак (рис. 37). В положении
близкой дистанции дагой нападали,
действуя уколами (рис. 38). Характерной
особенностью этого вида боя являются
двойные действия. Выбрав момент, боец
атакует сразу обоими видами оружия.
При внезапной атаке двойным уколом или
комбинацией укола и удара защита оружием
представляет чрезвычайно трудное
действие. В этом случае спасало движение.
Бой на шпаге с дагой располагал большим
количеством двойных защит,
55
комбинаций защит и движений, создавал возможность для двойных ответных атак.
Школа боя на шпаге с дагой, существовавшая свыше ста лет, представляет комбинацию самых разнообразных сочетаний, очень трудную для разучивания. На шпаге с дагой впервые применяются действия на оружие, атаки с завязыванием и приемы обезоруживания, построенные не на применении приемов рукопашного боя, а на воздействии самим оружием.
Во второй половине XVI столетия в бой вместо даги вводится кинжал, который в случаях поломки или потери шпаги и при бое «грудь в грудь» превращается в оружие нападения.
Дага уступает место кинжалу или плащу лишь в начале XVII столетия. К этому времени шпага значительно уменьшается в размере и становится более легкой. Облегчение шпаги привело к возможности перехода на стойку правой ногой вперед, что сразу повысило тактическую значимость приемов нападения. Легкость оружия позволила сосредоточить в одной руке защиту и нападение.
Бойцы, выставив вперед правую ногу, отказываются от даги, но, взяв в левую руку кинжал, оставляя его в защитном положении перед грудью в левой части туловища от ударов, а иногда от уколов, направленных в грудь и живот, используют его в ближнем бою как средство нападения. Левая рука, вооруженная кинжалом, помогает обезоруживать противника.
В
серединеXVII
века бойцы постепенно отказываются от
помощи кинжала: отдав предпочтение
одной шпаге, они легко выполняли сложные
комбинации приемов нападения. Боец,
стоящий в стойке правой ногой вперед,
выполнял весь набор приемов движения
фехтовальной школы, используя уколы,
удары и защиты.
В этом стиле боя применяются захваты и завязывания оружия, сложные повторные и сдвоенные действия. Здесь впервые находит применение так называемое действие «а темпо» (рис. 39), левую руку еще используют для защиты и обезоруживания.
56
Длинная плоская шпага была неудобным оружием, так как клинок своей гибкостью мешал выполнению уколов, а нанесение ударов было затруднено легкостью клинка. Бой этого периода характерен нанесением ударов и уколов в части тела, наиболее легко уязвимые и слабо защищенные одеждой: в голову, особенно лицо, кисти рук и ноги ниже колен (рис. 40).

Руки предохранялись лишь тонкими перчатками, кожаные голенища легко пробивались уколом. Длина оружия мешала предельно быстрым движениям; приемы нападения, относительно простые, усложнялись главным образом повторностью исполнения. В этот период широко применяются действия на оружие. Позднее, отказавшись от помощи левой руки в самом ведении боя, широко пользуются ею для приемов обезоруживания в ближней схватке, где берут ею защиты, часто рискуя возможностью порезов (рис. 41).
Именно в этот период появляются приемы обезоруживания — специальные действия на выбивание шпаги шпагой.
57
Основным видом исторического фехтования для изучения в театральных учебных заведениях является фехтование шпагой в сочетании с дагой, кинжалом или плащом. Бой, который происходит при применении всех приемов школы сценического боя, является по характеру и стилю соответствующим манере, принятой в XVII веке.
Для того чтобы сыграть шпажный бой XVIII и XIX веков, нужно использовать весь материал школы в качестве приемов нападения только уколами, всеми защитами, повторными и ответными атаками, отходами и уклонениями. Основное, что отличает шпагу указанного периода от шпаги XVII столетия, — это отсутствие у нее движений режущего типа.
Для отображения боя в пьесах, построенных на старославянском или восточном материале, необходимо знание техники боя на рубящем оружии.
Техника перечисленных видов боя приведена в разделе исторического фехтования, изучению которого должны предшествовать обучение и тренаж в навыках школы сценического боя. Обучение и тренаж дают тот комплекс движений, который объединяет в себе основу техники боя на большинстве видов холодного оружия. Тренаж воспитывает фехтовальные навыки и необходимые для актера психофизические качества.
Защиты с выпадами в стороны (уклонения) являлись надежным средством обороны. Они имели такое значение, что знаменитый учитель фехтования XVI века голландец Тибо придавал этим передвижениям мистический характер.
Он уверял, что надо делать пассы и вольты (шаги и уклонения) на основе тайн черной и белой магии и что человек, знающий эти тайны, непобедим. Для обучения своей системе боя Тибо чертил на полу таинственный квадрат, в который был вписан круг и серия треугольников. Он обучал системе передвижений по углам и линиям этого рисунка.
Сам Тибо был замечательным фехтовальщиком, никогда не знал поражений и тем самым снискал себе огромный авторитет и доверие. Таинственное знание и умение, которому он с удовольствием обучал многочисленных учеников, приносило ему немалый доход.
58
Почти все залы в фехтовальных школах имели на полу знак Тибо, знаменитый магический рисунок. Король Людовик XIV так поверил в это невероятное искусство, что заказал Тибо ученый трактат, заплатив автору кругленькую сумму.
В учении Тибо был определенный смысл. Оно точно устанавливало важную роль дистанции (расстояния до противника) для атаки и защиты и определяло точное время для выполнения того или иного приема.
Взаимодействие между расстоянием и временем, называвшееся в старинном фехтовании «пропорцией», положило начало теории фехтовального искусства. Тибо же были разработаны приемы обезоруживания противника и определен переход борьбы в рукопашную схватку.
Следует отметить, что рисунки в руководствах старинных фехтмейстеров дают узкопрофессиональное и чисто условное изображение. Они не позволяют ясно представить себе, как на самом деле выглядели поединок и средневековая дуэль. Знаменитый французский график XVII века Жак Калло оставил нам рисунки и наброски, отображающие характер той борьбы, которая была столь типична для его эпохи.
Имели место поединки, когда в левую руку вместо даги брали «вторичную» шпагу, и тогда бой становился еще сложнее. Этот вид одно время входил в моду, но не получил признания и распространения, хотя были оружейники, которые ковали двойные шпаги таким образом, что их можно было носить в одних ножнах. С середины XVII столетия уже возникла мода выходить на поединок с одной шпагой. Это считалось признаком высшей техники, выражавшейся в умении нападать и защищаться, действуя только одной рукой.
Однако в критические моменты борьбы бойцы применяли и левую руку для отстранения шпаги противника и для выполнения приемов обезоруживания. Часто для этой цели использовали обычный кинжал, которым пользовались и как оружием нападения при поломке шпаги, и в бою «грудь в грудь».
К концу XVII столетия в бою на шпагах все реже пользовались левой рукой, а если и делали это, то предварительно обмотав ее в плащ
59
и взяв кинжал, однако совсем отказаться от помощи левой руки не могли еще долгое время. Фехтмейстеры в этот период придумывали все более сложные приемы: захваты оружия противника с помощью одной шпаги и такие же обезоруживания.
Это требовало от сражавшихся высокой техники. Действия одной шпагой становились все более быстрыми, поскольку внимание бойцов не рассредоточивалось на четыре оружия, что непроизвольно замедляло бой. Одно оружие позволяло вести бой гораздо быстрее.
Начинается период подлинного расцвета фехтовального искусства. Практика показала, что человек, вооруженный одной шпагой, как правило, выигрывал бой против шпаги с дагой или шпаги с кинжалом. Модификация боя одной шпагой постепенно привела к последующему изменению конструкции оружия. Шпага стала еще короче и легче, получив более приспособленный для уколов клинок.
Бой с помощью одной шпаги привел к необходимости стоять в правой стойке, так как шпага была в правой руке. Левая рука поднялась вверх, что ускорило выполнение выпада, но ею пользовались в критических ситуациях боя и при обезоруживании. В этом новом стиле боя XVIII столетия нашли еще большее развитие действия на оружие, то есть батманы, скользящие толчки, завязывания и обволакивания.
Примерно в 1680-х годах происходит полный отказ от рубящих движений; шпага получает трехгранный или четырехгранный клинок, предназначенный только для уколов. Сложное сечение клинка создает при уколе большое сопротивление, оружие немного пружинит, но не выгибается, вследствие чего хорошо пронзает любой материал, что дает возможность увеличить скорость движений и усложнить их (рис. 42). Бой на колющей шпагеXVIII века является основой современного фехтования.
60
В утилитарных целях военные сохранили режущее оружие. Для придворных и знати шпага оказалась почти декоративной принадлежностью к костюму. Рапирой стали пользоваться как предметом для физических упражнений. Именно в этот период фехтование стало развиваться в Европе и России как своеобразный вид искусства.
studfiles.net
Поединок на шпагах, 5 букв, сканворд
Слово из 5 букв, первая буква — «Д», вторая буква — «У», третья буква — «Э», четвертая буква — «Л», пятая буква — «Ь», слово на букву «Д», последняя «Ь». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
Отгадайте загадку:
На бору, на яру Стоит мужичок — Красный колпачок. Показать ответ>>
На букву «Х» называется, на букву «П» увидит, сразу поднимается. Показать ответ>>
На букву О она похожа, кругла собой. Может в паре постоять с циферкой любой. Не имеет ни начала, ни конца, Носит гордое название нуля. Показать ответ>>
Другие значения этого слова:
- благородный повод пострелять друг в друга
- борьба, состязание двух сторон
- в России XVIII—XIX вв. — способ защиты личной чести — вооруженная борьба по установленным правилам двух противников по вызову одного из них в присутствии секундантов
- Вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов
- Для Ленского она закончилась так же печально, как и для Пушкина (Онегин)
- Еженедельная российская газета, выходившая с 1996 по май 2009 года. Позиционировала себя как «Газета борьбы общественных идей
- ж. единоборство, поединок; вообще принято называть дуэлью условный поединок, с известными уже обрядами, по вызову. Дуэльный, к поединку относящийся. Дуэлист м. единоборец, поединщик, более в знач. задиры, драчуна; бретер
- Иное название поединка
- К барьеру!
- мероприятие, во время которого был убит Ленский
- мушкетерский поединок
- Один на один
- Повесть А. Чехова
- Повесть А. Чехова (1891)
- Поединок
- Поединок между двумя лицами по вызову одного из них
- Поединок между двумя противниками
- Поединок между двумя противниками по вызову одного из них, происходивший с применением оружия
- Поединок на шпагах
- поединок на шпагах из-за дам
- поединок, на который вызывают
- Поединок; повесть А. П. Чехова
- Пушкин против Дантеса
- пьеса русского поэта Н. К. Доризо «Третья …»
- решение конфликта с помощью пистолетов
- событие, оборвавшее жизнь Пушкина
- Способ получить сатисфакцию
- Строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого
- требование сатисфакции по мушкетерски
- Убийство по-джентельменски
- французский «поединок»
- это слово образовалось от латинского словосочетания, означающего «война двух»
Случайная загадка:
Два маленьких гнезда, В каждом по птичке, У птички — по яичку, На каждом яичке — Чёрная крапинка.
Показать ответ>>Случайный анекдот:
Еврей спрашивает другого еврея:
— Ты еще не забыл, что 100 баксов мне должен?
— Да что ты! До конца дней своих помнить буду!
Знаете ли Вы?
На скорости пассажирского самолета в 1000 км/час, длина самолета становится на один атом короче, чем его настоящая длина.
Ещё факты>>scanword.org
Бой на шпаге и его разновидности
Появление огнестрельного оружия заставило снять тяжелые доспехи. Отказ от металлической брони привел к облегчению
53
оружия. Появившаяся плоская колюще-режущая шпага приспосабливается к нанесению укола (рис. 33).
Развивается сложная техника приемов нападения уколами и защит. Необходимость изучения этой техники привела к возникновению специальных школ (рис. 34). Техника ударов шпагой не приобрела ничего нового, сохранив основные принципы ударных действий мечом. Для защиты в пеших боях в XV веке служил небольшой круглый щит (рис. 35), в начале XVI века появляется дага (рис. 36).
Боевая стойка левой ногой вперед очень часто менялась на положение правой ногой вперед. Находясь в любой стойке, сражающийся применял все виды возможных фехтовальных передвижений: шаги, скачки, уклонения. В этой манере боя в равной степени исполняют выпады и полувыпады обеими ногами, в зависимости от действий руками и расстояния до противника. Передвижение бойца, вооруженного шпагой и дагой,
представляет сложнейшую комбинацию ввиду чрезвычайного разнообразия боевых приемов.
Бой на этом оружии ведется не по прямой линии, а по кругу. Правая рука, вооруженная шпагой, использует простые и круговые удары, чередует их с уколами, направленными в самые разные части тела противника. Комбинации приемов, исполняемые двумя руками, очень разнообразны и трудно систематизируются. Шпагой не только нападают, хотя это и является ее главным назначением, но и защищаются от уколов и ударов, направленных в правую часть туловища и голову сверху. Дагу держали в левой руке.
Обладая небольшими размерами, очень легкая по сравнению со шпагой, расположенная близко к противнику, дага позволяла ловить тяжелый шпажный клинок нападающего. Дага давала возможность использовать правую руку для ответственных ударов, повторных и сдвоенных атак (рис. 37). В положении близкой дистанции дагой нападали, действуя уколами (рис. 38). Характерной особенностью этого вида боя являются двойные действия. Выбрав момент, боец атакует сразу обоими видами оружия. При внезапной атаке двойным уколом или комбинацией укола и удара защита оружием представляет чрезвычайно трудное действие. В этом случае спасало движение. Бой на шпаге с дагой располагал большим количеством двойных защит,
комбинаций защит и движений, создавал возможность для двойных ответных атак.
Школа боя на шпаге с дагой, существовавшая свыше ста лет, представляет комбинацию самых разнообразных сочетаний, очень трудную для разучивания. На шпаге с дагой впервые применяются действия на оружие, атаки с завязыванием и приемы обезоруживания, построенные не на применении приемов рукопашного боя, а на воздействии самим оружием.
Во второй половине XVI столетия в бой вместо даги вводится кинжал, который в случаях поломки или потери шпаги и при бое «грудь в грудь» превращается в оружие нападения.
Дага уступает место кинжалу или плащу лишь в начале XVII столетия. К этому времени шпага значительно уменьшается в размере и становится более легкой. Облегчение шпаги привело к возможности перехода на стойку правой ногой вперед, что сразу повысило тактическую значимость приемов нападения. Легкость оружия позволила сосредоточить в одной руке защиту и нападение.
Бойцы, выставив вперед правую ногу, отказываются от даги, но, взяв в левую руку кинжал, оставляя его в защитном положении перед грудью в левой части туловища от ударов, а иногда от уколов, направленных в грудь и живот, используют его в ближнем бою как средство нападения. Левая рука, вооруженная кинжалом, помогает обезоруживать противника.
В середине XVII века бойцы постепенно отказываются от помощи кинжала: отдав предпочтение одной шпаге, они легко выполняли сложные комбинации приемов нападения. Боец, стоящий в стойке правой ногой вперед, выполнял весь набор приемов движения фехтовальной школы, используя уколы, удары и защиты.
В этом стиле боя применяются захваты и завязывания оружия, сложные повторные и сдвоенные действия. Здесь впервые находит применение так называемое действие «а темпо» (рис. 39), левую руку еще используют для защиты и обезоруживания.
Длинная плоская шпага была неудобным оружием, так как клинок своей гибкостью мешал выполнению уколов, а нанесение ударов было затруднено легкостью клинка. Бой этого периода характерен нанесением ударов и уколов в части тела, наиболее легко уязвимые и слабо защищенные одеждой: в голову, особенно лицо, кисти рук и ноги ниже колен (рис. 40).

Руки предохранялись лишь тонкими перчатками, кожаные голенища легко пробивались уколом. Длина оружия мешала предельно быстрым движениям; приемы нападения, относительно простые, усложнялись главным образом повторностью исполнения. В этот период широко применяются действия на оружие. Позднее, отказавшись от помощи левой руки в самом ведении боя, широко пользуются ею для приемов обезоруживания в ближней схватке, где берут ею защиты, часто рискуя возможностью порезов (рис. 41).
Именно в этот период появляются приемы обезоруживания — специальные действия на выбивание шпаги шпагой.
Основным видом исторического фехтования для изучения в театральных учебных заведениях является фехтование шпагой в сочетании с дагой, кинжалом или плащом. Бой, который происходит при применении всех приемов школы сценического боя, является по характеру и стилю соответствующим манере, принятой в XVII веке.
Для того чтобы сыграть шпажный бой XVIII и XIX веков, нужно использовать весь материал школы в качестве приемов нападения только уколами, всеми защитами, повторными и ответными атаками, отходами и уклонениями. Основное, что отличает шпагу указанного периода от шпаги XVII столетия, — это отсутствие у нее движений режущего типа.
Для отображения боя в пьесах, построенных на старославянском или восточном материале, необходимо знание техники боя на рубящем оружии.
Техника перечисленных видов боя приведена в разделе исторического фехтования, изучению которого должны предшествовать обучение и тренаж в навыках школы сценического боя. Обучение и тренаж дают тот комплекс движений, который объединяет в себе основу техники боя на большинстве видов холодного оружия. Тренаж воспитывает фехтовальные навыки и необходимые для актера психофизические качества.
Защиты с выпадами в стороны (уклонения) являлись надежным средством обороны. Они имели такое значение, что знаменитый учитель фехтования XVI века голландец Тибо придавал этим передвижениям мистический характер.
Он уверял, что надо делать пассы и вольты (шаги и уклонения) на основе тайн черной и белой магии и что человек, знающий эти тайны, непобедим. Для обучения своей системе боя Тибо чертил на полу таинственный квадрат, в который был вписан круг и серия треугольников. Он обучал системе передвижений по углам и линиям этого рисунка.
Сам Тибо был замечательным фехтовальщиком, никогда не знал поражений и тем самым снискал себе огромный авторитет и доверие. Таинственное знание и умение, которому он с удовольствием обучал многочисленных учеников, приносило ему немалый доход.
Почти все залы в фехтовальных школах имели на полу знак Тибо, знаменитый магический рисунок. Король Людовик XIV так поверил в это невероятное искусство, что заказал Тибо ученый трактат, заплатив автору кругленькую сумму.
В учении Тибо был определенный смысл. Оно точно устанавливало важную роль дистанции (расстояния до противника) для атаки и защиты и определяло точное время для выполнения того или иного приема.
Взаимодействие между расстоянием и временем, называвшееся в старинном фехтовании «пропорцией», положило начало теории фехтовального искусства. Тибо же были разработаны приемы обезоруживания противника и определен переход борьбы в рукопашную схватку.
Следует отметить, что рисунки в руководствах старинных фехтмейстеров дают узкопрофессиональное и чисто условное изображение. Они не позволяют ясно представить себе, как на самом деле выглядели поединок и средневековая дуэль. Знаменитый французский график XVII века Жак Калло оставил нам рисунки и наброски, отображающие характер той борьбы, которая была столь типична для его эпохи.
Имели место поединки, когда в левую руку вместо даги брали «вторичную» шпагу, и тогда бой становился еще сложнее. Этот вид одно время входил в моду, но не получил признания и распространения, хотя были оружейники, которые ковали двойные шпаги таким образом, что их можно было носить в одних ножнах. С середины XVII столетия уже возникла мода выходить на поединок с одной шпагой. Это считалось признаком высшей техники, выражавшейся в умении нападать и защищаться, действуя только одной рукой.
Однако в критические моменты борьбы бойцы применяли и левую руку для отстранения шпаги противника и для выполнения приемов обезоруживания. Часто для этой цели использовали обычный кинжал, которым пользовались и как оружием нападения при поломке шпаги, и в бою «грудь в грудь».
К концу XVII столетия в бою на шпагах все реже пользовались левой рукой, а если и делали это, то предварительно обмотав ее в плащ
и взяв кинжал, однако совсем отказаться от помощи левой руки не могли еще долгое время. Фехтмейстеры в этот период придумывали все более сложные приемы: захваты оружия противника с помощью одной шпаги и такие же обезоруживания.
Это требовало от сражавшихся высокой техники. Действия одной шпагой становились все более быстрыми, поскольку внимание бойцов не рассредоточивалось на четыре оружия, что непроизвольно замедляло бой. Одно оружие позволяло вести бой гораздо быстрее.
Начинается период подлинного расцвета фехтовального искусства. Практика показала, что человек, вооруженный одной шпагой, как правило, выигрывал бой против шпаги с дагой или шпаги с кинжалом. Модификация боя одной шпагой постепенно привела к последующему изменению конструкции оружия. Шпага стала еще короче и легче, получив более приспособленный для уколов клинок.
Бой с помощью одной шпаги привел к необходимости стоять в правой стойке, так как шпага была в правой руке. Левая рука поднялась вверх, что ускорило выполнение выпада, но ею пользовались в критических ситуациях боя и при обезоруживании. В этом новом стиле боя XVIII столетия нашли еще большее развитие действия на оружие, то есть батманы, скользящие толчки, завязывания и обволакивания.
Примерно в 1680-х годах происходит полный отказ от рубящих движений; шпага получает трехгранный или четырехгранный клинок, предназначенный только для уколов. Сложное сечение клинка создает при уколе большое сопротивление, оружие немного пружинит, но не выгибается, вследствие чего хорошо пронзает любой материал, что дает возможность увеличить скорость движений и усложнить их (рис. 42). Бой на колющей шпаге XVIII века является основой современного фехтования.
В утилитарных целях военные сохранили режущее оружие. Для придворных и знати шпага оказалась почти декоративной принадлежностью к костюму. Рапирой стали пользоваться как предметом для физических упражнений. Именно в этот период фехтование стало развиваться в Европе и России как своеобразный вид искусства.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Бой на шпаге и его разновидности
Появление огнестрельного оружия заставило снять тяжелые доспехи. Отказ от металлической брони привел к облегчению
53
оружия. Появившаяся плоская колюще-режущая шпага приспосабливается к нанесению укола (рис. 33).
Развивается сложная техника приемов нападения уколами и защит. Необходимость изучения этой техники привела к возникновению специальных школ (рис. 34). Техника ударов шпагой не приобрела ничего нового, сохранив основные принципы ударных действий мечом. Для защиты в пеших боях в XV веке служил небольшой круглый щит (рис. 35), в начале XVI века появляется дага (рис. 36).
Боевая стойка левой ногой вперед очень часто менялась на положение правой ногой вперед. Находясь в любой стойке, сражающийся применял все виды возможных фехтовальных передвижений: шаги, скачки, уклонения. В этой манере боя в равной степени исполняют выпады и полувыпады обеими ногами, в зависимости от действий руками и расстояния до противника. Передвижение бойца, вооруженного шпагой и дагой,
представляет сложнейшую комбинацию ввиду чрезвычайного разнообразия боевых приемов.
Бой на этом оружии ведется не по прямой линии, а по кругу. Правая рука, вооруженная шпагой, использует простые и круговые удары, чередует их с уколами, направленными в самые разные части тела противника. Комбинации приемов, исполняемые двумя руками, очень разнообразны и трудно систематизируются. Шпагой не только нападают, хотя это и является ее главным назначением, но и защищаются от уколов и ударов, направленных в правую часть туловища и голову сверху. Дагу держали в левой руке.
Обладая небольшими размерами, очень легкая по сравнению со шпагой, расположенная близко к противнику, дага позволяла ловить тяжелый шпажный клинок нападающего. Дага давала возможность использовать правую руку для ответственных ударов, повторных и сдвоенных атак (рис. 37). В положении близкой дистанции дагой нападали, действуя уколами (рис. 38). Характерной особенностью этого вида боя являются двойные действия. Выбрав момент, боец атакует сразу обоими видами оружия. При внезапной атаке двойным уколом или комбинацией укола и удара защита оружием представляет чрезвычайно трудное действие. В этом случае спасало движение. Бой на шпаге с дагой располагал большим количеством двойных защит,
комбинаций защит и движений, создавал возможность для двойных ответных атак.
Школа боя на шпаге с дагой, существовавшая свыше ста лет, представляет комбинацию самых разнообразных сочетаний, очень трудную для разучивания. На шпаге с дагой впервые применяются действия на оружие, атаки с завязыванием и приемы обезоруживания, построенные не на применении приемов рукопашного боя, а на воздействии самим оружием.
Во второй половине XVI столетия в бой вместо даги вводится кинжал, который в случаях поломки или потери шпаги и при бое «грудь в грудь» превращается в оружие нападения.
Дага уступает место кинжалу или плащу лишь в начале XVII столетия. К этому времени шпага значительно уменьшается в размере и становится более легкой. Облегчение шпаги привело к возможности перехода на стойку правой ногой вперед, что сразу повысило тактическую значимость приемов нападения. Легкость оружия позволила сосредоточить в одной руке защиту и нападение.
Бойцы, выставив вперед правую ногу, отказываются от даги, но, взяв в левую руку кинжал, оставляя его в защитном положении перед грудью в левой части туловища от ударов, а иногда от уколов, направленных в грудь и живот, используют его в ближнем бою как средство нападения. Левая рука, вооруженная кинжалом, помогает обезоруживать противника.
В середине XVII века бойцы постепенно отказываются от помощи кинжала: отдав предпочтение одной шпаге, они легко выполняли сложные комбинации приемов нападения. Боец, стоящий в стойке правой ногой вперед, выполнял весь набор приемов движения фехтовальной школы, используя уколы, удары и защиты.
В этом стиле боя применяются захваты и завязывания оружия, сложные повторные и сдвоенные действия. Здесь впервые находит применение так называемое действие «а темпо» (рис. 39), левую руку еще используют для защиты и обезоруживания.
Длинная плоская шпага была неудобным оружием, так как клинок своей гибкостью мешал выполнению уколов, а нанесение ударов было затруднено легкостью клинка. Бой этого периода характерен нанесением ударов и уколов в части тела, наиболее легко уязвимые и слабо защищенные одеждой: в голову, особенно лицо, кисти рук и ноги ниже колен (рис. 40).

Руки предохранялись лишь тонкими перчатками, кожаные голенища легко пробивались уколом. Длина оружия мешала предельно быстрым движениям; приемы нападения, относительно простые, усложнялись главным образом повторностью исполнения. В этот период широко применяются действия на оружие. Позднее, отказавшись от помощи левой руки в самом ведении боя, широко пользуются ею для приемов обезоруживания в ближней схватке, где берут ею защиты, часто рискуя возможностью порезов (рис. 41).
Именно в этот период появляются приемы обезоруживания — специальные действия на выбивание шпаги шпагой.
Основным видом исторического фехтования для изучения в театральных учебных заведениях является фехтование шпагой в сочетании с дагой, кинжалом или плащом. Бой, который происходит при применении всех приемов школы сценического боя, является по характеру и стилю соответствующим манере, принятой в XVII веке.
Для того чтобы сыграть шпажный бой XVIII и XIX веков, нужно использовать весь материал школы в качестве приемов нападения только уколами, всеми защитами, повторными и ответными атаками, отходами и уклонениями. Основное, что отличает шпагу указанного периода от шпаги XVII столетия, — это отсутствие у нее движений режущего типа.
Для отображения боя в пьесах, построенных на старославянском или восточном материале, необходимо знание техники боя на рубящем оружии.
Техника перечисленных видов боя приведена в разделе исторического фехтования, изучению которого должны предшествовать обучение и тренаж в навыках школы сценического боя. Обучение и тренаж дают тот комплекс движений, который объединяет в себе основу техники боя на большинстве видов холодного оружия. Тренаж воспитывает фехтовальные навыки и необходимые для актера психофизические качества.
Защиты с выпадами в стороны (уклонения) являлись надежным средством обороны. Они имели такое значение, что знаменитый учитель фехтования XVI века голландец Тибо придавал этим передвижениям мистический характер.
Он уверял, что надо делать пассы и вольты (шаги и уклонения) на основе тайн черной и белой магии и что человек, знающий эти тайны, непобедим. Для обучения своей системе боя Тибо чертил на полу таинственный квадрат, в который был вписан круг и серия треугольников. Он обучал системе передвижений по углам и линиям этого рисунка.
Сам Тибо был замечательным фехтовальщиком, никогда не знал поражений и тем самым снискал себе огромный авторитет и доверие. Таинственное знание и умение, которому он с удовольствием обучал многочисленных учеников, приносило ему немалый доход.
Почти все залы в фехтовальных школах имели на полу знак Тибо, знаменитый магический рисунок. Король Людовик XIV так поверил в это невероятное искусство, что заказал Тибо ученый трактат, заплатив автору кругленькую сумму.
В учении Тибо был определенный смысл. Оно точно устанавливало важную роль дистанции (расстояния до противника) для атаки и защиты и определяло точное время для выполнения того или иного приема.
Взаимодействие между расстоянием и временем, называвшееся в старинном фехтовании «пропорцией», положило начало теории фехтовального искусства. Тибо же были разработаны приемы обезоруживания противника и определен переход борьбы в рукопашную схватку.
Следует отметить, что рисунки в руководствах старинных фехтмейстеров дают узкопрофессиональное и чисто условное изображение. Они не позволяют ясно представить себе, как на самом деле выглядели поединок и средневековая дуэль. Знаменитый французский график XVII века Жак Калло оставил нам рисунки и наброски, отображающие характер той борьбы, которая была столь типична для его эпохи.
Имели место поединки, когда в левую руку вместо даги брали «вторичную» шпагу, и тогда бой становился еще сложнее. Этот вид одно время входил в моду, но не получил признания и распространения, хотя были оружейники, которые ковали двойные шпаги таким образом, что их можно было носить в одних ножнах. С середины XVII столетия уже возникла мода выходить на поединок с одной шпагой. Это считалось признаком высшей техники, выражавшейся в умении нападать и защищаться, действуя только одной рукой.
Однако в критические моменты борьбы бойцы применяли и левую руку для отстранения шпаги противника и для выполнения приемов обезоруживания. Часто для этой цели использовали обычный кинжал, которым пользовались и как оружием нападения при поломке шпаги, и в бою «грудь в грудь».
К концу XVII столетия в бою на шпагах все реже пользовались левой рукой, а если и делали это, то предварительно обмотав ее в плащ
и взяв кинжал, однако совсем отказаться от помощи левой руки не могли еще долгое время. Фехтмейстеры в этот период придумывали все более сложные приемы: захваты оружия противника с помощью одной шпаги и такие же обезоруживания.
Это требовало от сражавшихся высокой техники. Действия одной шпагой становились все более быстрыми, поскольку внимание бойцов не рассредоточивалось на четыре оружия, что непроизвольно замедляло бой. Одно оружие позволяло вести бой гораздо быстрее.
Начинается период подлинного расцвета фехтовального искусства. Практика показала, что человек, вооруженный одной шпагой, как правило, выигрывал бой против шпаги с дагой или шпаги с кинжалом. Модификация боя одной шпагой постепенно привела к последующему изменению конструкции оружия. Шпага стала еще короче и легче, получив более приспособленный для уколов клинок.
Бой с помощью одной шпаги привел к необходимости стоять в правой стойке, так как шпага была в правой руке. Левая рука поднялась вверх, что ускорило выполнение выпада, но ею пользовались в критических ситуациях боя и при обезоруживании. В этом новом стиле боя XVIII столетия нашли еще большее развитие действия на оружие, то есть батманы, скользящие толчки, завязывания и обволакивания.
Примерно в 1680-х годах происходит полный отказ от рубящих движений; шпага получает трехгранный или четырехгранный клинок, предназначенный только для уколов. Сложное сечение клинка создает при уколе большое сопротивление, оружие немного пружинит, но не выгибается, вследствие чего хорошо пронзает любой материал, что дает возможность увеличить скорость движений и усложнить их (рис. 42). Бой на колющей шпаге XVIII века является основой современного фехтования.
В утилитарных целях военные сохранили режущее оружие. Для придворных и знати шпага оказалась почти декоративной принадлежностью к костюму. Рапирой стали пользоваться как предметом для физических упражнений. Именно в этот период фехтование стало развиваться в Европе и России как своеобразный вид искусства.
infopedia.su
