Петляков Владимир Михайлович. Конструкторы. Герои неба
В 1941 — 1945 г. заводы выпустили почти 11 500 самолетов Пе-2 в вариантах бомбардировщика, разведчика, истребителя и учебно-тренировочного, из которых абсолютное большинство построил головной завод в Казани. Пе-2 стал самым массовым советским бомбардировщиком Великой Отечественной войны.
Родился 27 июня 1891 г. в селе Самбек близ города Таганрога в семье чиновника.
После окончания технического училища в Таганроге продолжил образование в Москве в Императорском техническом училище, потом МВТУ. Одновременно с учебой работал лаборантом в аэродинамической лаборатории, затем в составе конструкторской группы А.Н. Туполева принимал участие в разработках глиссеров, аэросаней и самолётов.
В 1925 — 1937 гг. работал в ЦАГИ, занимался проектированием крыльев, проводил расчеты, возглавлял группу и замещал Туполева по сектору опытного самолетостроения, накопил значительный опыт конструкторской деятельности. Бригада Петлякова с лета 1934 г. проектировала тяжелый четырехмоторный бомбардировщик ТБ-7 (АНТ-42), призванный заменить устаревший ТБ-3, в итоге создав уникальную для своего времени машину. Однако в октябре 1937 г. по ложному обвинению был арестован А.Н. Туполев, а вслед за ним ближайшие сподвижники, включая В.М. Петлякова.
Находясь в заключении, получил задание возглавить постройку скоростного высотного двухмоторного истребителя, оснащенного турбокомпрессорами. Однако когда самолет «100» был готов, Петлякову было предписано срочно переделать его в пикирующий бомбардировщик. Всего 45 дней выделили коллективу на переработку конструкции. После выполнения и этого задания, успешных испытаний, самолет под обозначением Пе-2 запустили в серийное производство на двух авиазаводах, конструктора В.М. Петлякова и его единомышленников освободили из тюрьмы.
Количество самолетов новых типов постепенно возрастало. Так, если к началу вражеского наступления на столицу в октябре 1941 г. на всех фронтах действовали 95 Пе-2 (19% всей фронтовой бомбардировочной авиации), то к 5 декабря, когда началось контрнаступление под Москвой, имелось уже 172 Пе-2 (или 29%). Этими самолетами были полностью укомплектованы три первых бомбардировочных авиакорпуса Резерва Ставки, применявшиеся во втором и третьем периодах войны на направлениях главных ударов.
Самолет Пе-2, сыграл выдающуюся роль в достижении нашей победы. Среди командиров-новаторов необходимо первым указать И.С. Полбина, лично обучавшего подчиненных умелому отысканию целей, меткому бомбометанию с пикирования, активному ведению оборонительного воздушного боя… Будучи уже генералом, он продолжать выполнять наиболее сложные и ответственные задания, но погиб в 157-м боевом вылете от попадания шального зенитного снаряда у Бреслау 11 февраля 1945 г.
При перелете 12 января 1942 г. из Казани, куда эвакуировали серийный завод и КБ, в Москву вылетел в кабине только что выпущенного самолета. В плохих метеоусловиях самолет разбился около Арзамаса, а все находившиеся на борту погибли. Владимиру Михайловичу было всего 50 лет, он был в самом расцвете творческих сил.
Два ордена Ленина и орден Красной Звезды, удостоен Сталинской премии I степени. В его честь самолет ТБ-7 переименовали в Пе-8. Именем Петлякова названа улица в Казани.
nebo.histrf.ru
В. М. Петляков Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Петляков.Владимир Михайлович Петляков | |
---|---|
Дата рождения | 15 (27) июня 1891(1891-06-27) |
Место рождения | село Самбек, область Войска Донского, Российская империя |
Дата смерти | 12 января 1942(1942-01-12) (50 лет) |
Место смерти | Мамешево, Сергачский район Горьковская область, РСФСР, СССР |
Гражданство | Российская империя Российская империя СССР СССР |
Род деятельности | авиаконструктор, инженер, лётчик |
Награды и премии | |
Медиафайлы на Викискладе |
Влади́мир Миха́йлович Петляко́в (15 (27) июня 1891, село Самбек, область Войска Донского, Российская империя — 12 января 1942, деревня Мамешево, Сергачский район, Горьковская область, РСФСР, СССР) — советский авиаконструктор. Лауреат Сталинской премии первой степени.
Содержание
- 1 Биография
Петляков В. М. Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Петляков.Владимир Михайлович Петляков | |
---|---|
Дата рождения | 15 (27) июня 1891(1891-06-27) |
Место рождения | село Самбек, область Войска Донского, Российская империя |
Дата смерти | 12 января 1942(1942-01-12) (50 лет) |
Место смерти | Мамешево, Сергачский район Горьковская область, РСФСР, СССР |
Гражданство | Российская империя Российская империя СССР СССР |
Род деятельности | авиаконструктор, инженер, лётчик |
Награды и премии | |
Медиафайлы на Викискладе |
Влади́мир Миха́йлович Петляко́в (15 (27) июня 1891, село Самбек, область Войска Донского, Российская империя — 12 января 1942, деревня Мамешево, Сергачский район, Горьковская область, РСФСР, СССР) — советский авиаконструктор. Лауреат Сталинской премии первой степени.
Содержание
- 1 Биография
ru-wiki.ru
Петляков Владимир Михайлович
Общая информация
Владимир Петляков родился в селе Самбек под Таганрогом 15(27) июня 1891 года. вскоре семья переехала в город, затем в Москву. После смерти отца, Михаила Ивановича, Мария Евсеевна осталась с пятью детьми. Она вернулась в Таганрог и зарабатывала поденным трудом. Володя любил мастерить. В 1902 году он окончил трехклассное приходское училище и поступил в Таганрогское среднее техническое училище. Здесь мальчик показал умение работать руками: сам сделал переплетный станок и чертежную доску. На пятнадцатом году пришлось ему идти подрабатывать в железнодорожных мастерских и кочегаром.
В.М. Петляков
В 1910 году после окончания училища Владимир уезжает учиться в Москву . Однако в первый год поступить в Московское техническое училище ему не удалось. В следующем году юноша стал студентом МТУ. Материальные трудности семьи заставили Владимира прервать обучение до 1921 года.
Через несколько месяцев, после возвращения к учебе Владимира Михайловича зачислили в штат ЦАГИ. Пригласил его продолжить учебу и работу А.Н.Туполев.
В 1922 году Петляков готовит дипломный проект «Легкий одноместный спортивный моноплан». Туполев одобрил разработку машины с деталями из дюралюминия и помогал, тем более, что он сам был сторонником самолетов из металла.
А.Н.Туполев
В августе 1925 года КБ Туполева завершило работу по созданию тяжелого бомбардировщика АНТ-4 (ТБ-1). Петляков отвечал за сборку самолета на Ходынском поле. В ходе разработки Петляков предложил метод расчета многолонжеронного крыла, который назвали «методом Петлякова» и использовали пока в самолетостроении использовали гофрированную обшивку.
АНТ-4 (ТБ-1)
В работе «Метод расчета металлических крыльев самолета» Петляков писал, что суть метода в оценке совместной работы лонжеронов, нервюр и обшивки. На производстве он предложил при изготовлении трубчатых конструкций способ инерционной клепки; сециальный инерционный молоток изобрел он же. Через несколько лет этот метод использовали на заводе «Юнкерс» в Германии.
С 1929 года Владимир Михайлович занимается организацией серийного производства
ТБ-1. Он не ограничивается проектированием только крыльев. В начале 30-х годов Петляков руководил бригадой тяжелых самолетов, участвовал во всех этапах разработки и изготовления. Стал правой рукой А.Н.Туполева.
Бригада В.М.Петлякова отвечала за постройку АНТ-6 (ТБ-3). Участвовал Петляков и в создании самолета-звена. В этом случае по идее военного инженера В. С. Вахмистрова тяжелый бомбардировщик поднимал на крыльях истребители, чтобы доставить их к месту боя без расхода горючего.
Самолет «Максим горький»
В июле 1933 года началась постройка самолета «Максим Горький». Крылья рассчитывала бригада В.М.Петлякова. Их вес составил 61% от веса машины. Крылья Петляков постарался усилить, пересекая три лонжерона через 2-3 метра нервюрами.
Следующей машиной, в разработке которой Петляков активно участвовал, явился АНТ-25 или РД (рекорд дальности). Владимир Михайлович проектировал необычное крыло с размахом 34 м. Позднее он писал в многотиражке ЦАГИ: «Прекрасные летные данные самолета были обеспечены самой схемой машины: моноплан, большое удлинение крыла и убирающиеся в полете шасси.
Одной из основных трудностей в конструировании самолета было именно создание крыльев с большим удлинением. Ведь в этом сравнительно небольшом объеме крыльев нужно было поместить весьма значительное количество горючего, необходимого для осуществления дальнего полета. Другими словами, следовало сделать крыло-цистерну. Для этого пришлось провести большую экспериментально — исследовательскую работу по изучению вибрации крыльев…»
Летом 1936 года Петлякова назначили начальником конструкторского отделения и первым заместителем, затем главным конструктором завода опытных конструкций ЦАГИ.. Важнейшей его задачей стала постройка четырехмоторного бомбардировщика АНТ-42, который должен был сменить ТБ-3. Проектирование самолета, названного ТБ-7, начали летом 1934 года. опытный образец появился через два года. в конце 1936 года самолет впервые поднялся в воздух и был высоко оценен летчиком-испытателем М.Громовым.
В.М. Петляков
В этот период Владимир Михайлович побывал во Франции и в США на выставках, видел интерес к советским самолетам.
Осенью 1937 года во время террора Петлякова арестовали с группой работников ЦАГИ. В условиях заключения петляковская бригада работала над проектом истребителя-перехватчика с индексом 100. В Кремле считали, что тюремные условия не позволят конструкторам «отвлекаться» и дадут в кратчайшие сроки нужные машины.
Владимир Михайлович впервые оказался самостоятельным руководителем КБ. Опираясь на группу специалистов, он стал разрабатывать истребитель нового типа. Его отличала герметичная кабина, скорость 630 км/ч и дистанционное электроуправление. В мае 1940 года на майском параде истребитель продемонстрировал фигуры высшего пилотажа.
Пе-2
Новое задание КБ состояло в разработке пикирующего бомбардировщика на базе истребителя «100». Срок на разработку дали всего 45 дней. Созданный макет так понравился, что сразу начали серийное производство; первый серийный самолет стал опытным. Летом 1940 года Владимира Михайловича освободили, а в начале 1941 года присвоили Государственную премию 1-й степени.
После начала Великой Отечественной войны КБ Петлякова. Еще в феврале обосновавшиеся на серийном заводе, усиленно занималось налаживанием производства пикирующих бомбардировщиков. Пе-2М с поднятым крылом позволял подвешивать пятисот и тысячекилограммовые бомбы. Был подготовлен проект высотного варианта Пе-2ВБ.
Наши бомбардировочные полки, вооруженные самолетами Пе-2, успешно выполняли боевые задачи. Немецкие истребители несли естественные потери.
Наши бомбардировочные полки, вооруженные самолетами Пе-2, успешно выполняли боевые задачи. Немецкие истребители несли естественные потери. Летом 1945 г. в газете «Правда» была помещена фотография пикирующего бомбардировщика Пе-2 с надписью «Оружие Победы».
Пе-2 в бою
12 января 1942 г. В. М. Петлякову надо было быть в Москве по служебным делам. На аэродроме у него состоялся разговор с С. А. Шестаковым, который, как бы предчувствуя трагедию, не рекомендовал Владимиру Михайловичу лететь на попутном штурмовике. Самолет упал около города Арзамаса, и В. М. Петляков погиб. Проститься с ним приехал из далекого сибирского города его наставник и друг А. Н. Туполев.
Летчик испытатель П.М.Стефановский вспоминал: « Я много лет работал с конструктором. Чудесный то был человек. Простой, обходительный, уравновешенный, вечно обуреваемый новыми мыслями, идеями, поисками…»
В некрологе В.М.Петлякова было написано: «Почти 25 лет своей жизни товарищ Петляков отдал делу создания советских самолетов. Среди работников нашей авиации имя Владимира Михайловича широко известно как автора и конструктора ряда мощных советских самолетов, завоевавших Советскому Союзу славу могучей авиационной державы».
olymp.aviaschool.net
ПЕТЛЯКОВ Владимир Михайлович — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
Советский авиаконструктор, лауреат Государственной премии (1941).
Родился в селе Самбек близ Таганрога. В 1911 г. поступил на механический факультет Московского высшего технического училища, где учился у Н. Е. Жуковского. С 1921 г. лаборант в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). После окончания МВТУ остался на работе в ЦАГИ инженером. Работая под руководством А. Н. Туполева, занимался проектированием крыльев самолетов, а также участвовал в разработке и организовывал производство глиссеров, аэросаней, торпедных катеров и дирижаблей. Лично в качестве водителя участвовал в пробегах на аэросанях в 1924, 1926 и 1929 гг. В октябре 1931 г. В. М. Петляков был назначен начальником секции тяжелых самолетов, занимавшейся разработкой и улучшением бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3 и других многомоторных самолетов. В 1932-1934 гг.— заместитель начальника конструкторского отдела секции опытного самолетостроения (КОСОС) в ЦАГИ. С 1934 г. Петляков в качестве заместителя А. Н. Туполева и начальника конструкторской бригады занимается проектированием тяжелого 4-моторного бомбардировщика АНТ-42 (ТБ-7). Эта работа остается приоритетной для него и после назначения 20 июня 1937 г. главным конструктором завода опытного самолетостроения. Однако в том же году В. М. Петляков, А. Н. Туполев и ряд других советских авиаконструкторов и инженеров были арестованы по сфабрикованным обвинениям, что вместе с объективными причинами отразилось на сроках доводки ТБ-7. В результате к июню 1941 г. было выпущено всего ок. 20 таких самолетов. Арестованные авиаспециалисты были собраны в бывшем здании КОСОС в Москве, и продолжили работать в заключении в т. н. Спецтехотделе НКВД (позднее Особое Техническое Бюро). Бригаде В. М. Петлякова поручили работу над 2-моторным высотным перехватчиком под индексом «100». В кон. 1939 г. самолет был готов, однако в мае 1940 г. конструктор получает приказ переделать «сотку» в пикирующий бомбардировщик. Уже осенью того же года новый пикировщик был готов, и в декабре началось его серийное производство под маркой Пе-2. В 1941 г. на базе Пе-2 был создан тяжелый истребитель Пе-3. Конструкторское бюро Петлякова продолжало работать в системе НКВД до начала войны, а затем его передали в Наркомат авиапромышленности. 12 января 1942 г. во время перелета в Москву самолет Пе-2, на котором в качестве пассажира летел Петляков, загорелся в воздухе и разбился. Талантливый авиаконструктор погиб. После его гибели работы по совершенствованию «пешки», как ласково называли Пе-2 на фронте, продолжили А. М. Изяксон, А. И. Путилов и В. М. Мясищев. Петлякова сыграли свою важную роль в вооруженной борьбе с германской армией. Пе-2 по праву считается одним из лучших пикировщиков 2-й мировой войны. ТБ-7, хотя его и выпустили в небольшом количестве (всего ок. 80 единиц), также отличился в ходе боевых действий. 12 августа 1941 г. эти машины бомбили Берлин, весной 1942 г. ТБ-7 доставил В. М. Молотова в Великобританию, пролетев над оккупированной Европой, летом 1943 г. с Пе-8 (так с 1942 г. стал называться ТБ-7) впервые на врага была сброшена 5-тонная авиабомба. Аналогичных по мощности вооружения и величине бомбовой нагрузки самолетов советские ВВС в 1941-1945 гг. не имели.
Награды- Лауреат Государственной премии (1941)
- Пономарев А. Н. Советские авиационные конструкторы. М., 1977
- Самолеты Страны Советов. М., 1974
- Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года. Изд. 2-е.М., 1978
w.histrf.ru
Петляков, Владимир Михайлович Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Петляков.Владимир Михайлович Петляков | |
---|---|
Дата рождения | 15 (27) июня 1891(1891-06-27) |
Место рождения | село Самбек, область Войска Донского, Российская империя |
Дата смерти | 12 января 1942(1942-01-12) (50 лет) |
Место смерти | Мамешево, Сергачский район Горьковская область, РСФСР, СССР |
Гражданство | Российская империя Российская империя СССР СССР |
Род деятельности | авиаконструктор, инженер, лётчик |
Награды и премии | |
Медиафайлы на Викискладе |
Влади́мир Миха́йлович Петляко́в (15 (27) июня 1891, село Самбек, область Войска Донского, Российская империя — 12 января 1942, деревня Мамешево, Сергачский район, Горьковская область, РСФСР, СССР) — советский авиаконструктор. Лауреат Сталинской премии первой степени.
Содержание
- 1 Биография
ru-wiki.ru
Петляков, Владимир Михайлович Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Петляков.Владимир Михайлович Петляков | |
---|---|
Дата рождения | 15 (27) июня 1891(1891-06-27) |
Место рождения | село Самбек, область Войска Донского, Российская империя |
Дата смерти | 12 января 1942(1942-01-12) (50 лет) |
Место смерти | Мамешево, Сергачский район Горьковская область, РСФСР, СССР |
Гражданство | Российская империя Российская империя СССР СССР |
Род деятельности | авиаконструктор, инженер, лётчик |
Награды и премии | |
Медиафайлы на Викискладе |
Влади́мир Миха́йлович Петляко́в (15 (27) июня 1891, село Самбек, область Войска Донского, Российская империя — 12 января 1942, деревня Мамешево, Сергачский район, Горьковская область, РСФСР, СССР) — советский авиаконструктор. Лауреат Сталинской премии первой степени.
ruwikiorg.ru