Перехватчик МиГ-31М между прошлым и будущим. Часть 1
Он имел максимальную скорость полета у земли 1500 км/ч, а на большой высоте – 3000 км/ч, крейсерская скорость могла быть дозвуковой (число Маха М=0,85) или сверхзвуковой – до 2500 км/ч или М=2,35. С четырьмя ракетами большой дальности Р-33 на скорости 2500 км/ч рубеж перехвата был 720 км, добавление двух баков и проход части маршрута на дозвуке увеличивали его до 1400 км, а с одной дозаправкой – до 2200 км. Комплекс бортового оборудования «Заслон» с радиолокационной станцией С-800 (Н007) позволял обнаруживать цель типа «разведывательный самолет» с эффективной площадью рассеивания 19 кв.м (такую ЭПР имел, например, SR-71A) в переднюю полусферу (ППС) на дальности 180 км и брал ее на сопровождение за 120 км. В заднюю полусферу (ЗПС) разведчика эти показатели были 90 и 70 км. Дальность обнаружения и захвата истребителя с ЭПР 3 кв.м в ППС была 120 и 90 км, а крылатой ракеты (0,3 кв.м) – 65 км. Одновременно комплекс сопровождал 10 целей и обстреливал четыре управляемыми ракетами (УР) Р-33. Они поражали цели, шедшие на высотах от 50 до 26000 м со скоростью от 200 до 3500 км/ч с разными углами места и курса. Самолет МиГ-31 мог действовать автономно одиночно и в составе группы с автоматизированным обменом тактическими данными, по наведению с земли и с самолета радиолокационного дозора А-50, или же сам исполнял роль наводчика для перехватчиков, в том числе других типов.
Кроме ракет большой дальности Р-33 с активной радиолокационной головкой самонаведения МиГ-31 вооружался УР средней дальности Р-40ТД и малой Р-60М (обе – с тепловой ГСН), а также шестиствольной пушкой ГШ6-23.
Перехватчик дальнего действия МиГ-31 с ракетами большой дальности Р-33 под фюзеляжем и средней дальности Р-40ТД под крылом
Фото: М. Брянский // airliners.net
Самолет МиГ-31 с другого борта – у щитка ниши основной опоры шасси виден контейнер с пушкой. Под крылом ракеты ближнего боя Р-60М, способные маневрировать с собственной перегрузкой 42 единицы
Переход количества в качество
На середину 1980-х гг. этого вполне хватало для перехвата любого противника, который мог попытаться попробовать на крепость противовоздушную оборону Советского Союза. Конечно, тяжеловесу МиГ-31 трудно было бы вести маневренный воздушный бой с тактическими истребителями F-15 или F-16, но для того, чтобы они могли применить свое оружие, им надо было пройти порядка 75…100 км на дистанцию выстрела, все время оставаясь в зоне поражения МиГ-31.
Однако законы холодной войны не позволяли останавливаться на достигнутом. Потенциальный противник вел разработку малозаметных ударных самолетов, сверхскоростных разведчиков и крылатых ракет нового поколения и увеличивал группировку своих ударных и разведывательных самолетов, и число подвешиваемых на них крылатых ракет. Для борьбы с ними требовалось увеличить число ракет воздух-воздух, которые могли быть выпущены навстречу массированной атаке своей группировкой ПВО, поднять тактико-технические данные перехватчиков, их оборудования и вооружения.
Задача поддержания разумно достаточного уровня защищенности воздушных границ имела и количественную, и качественную стороны.
К началу 1980-х гг. время, необходимое на создание нового авиационного комплекса, класса МиГ-31, превысило 10 лет, потому наряду с проектированием нового перехватчика «изделие 701», было решено продолжить совершенствование выпускаемого серийно МиГ-31. Эта работа началась практически сразу после того, как конструкторская документация на первый его вариант «изделие 01» была запущена в серийное производство на Горьковском авиационном производственном объединении имени Серго Орджоникидзе (ГАПОиСО). Она пошла параллельно в ОКБ имени Артема Ивановича Микояна – в то время оно носило наименование Московский машиностроительный завод «Зенит», и на его филиале на ГАПОиСО.
В Горьком в то время начали заниматься изменением конструкции МиГ-31 для снижения его трудоемкости. Проект «изделия 01М», которому видимо первым было присвоено обозначение МиГ-31М, предусматривал изготовление обтекателей антенн станции предупреждения об облучении РЛС противника СПО-15 «Береза» на носовой части как композитного монолита вместо сборки с металлическими частями, упрощение воздухозаборников с сохранением всех их характеристик и тому подобные переделки.
Хотя это не дало повышения тактико-технических данных, проект «01М» мы упомянули потому, что все эти изменения на будущем улучшенном МиГ-31 будут сделаны.
Проект «изделия 94» предусматривал увеличение топливных баков-отсеков в фюзеляже – они были расширены на 200-300 мм и опущены по нижнему контуру за счет уменьшения ниш основных опор шасси, в которых оказалось порядка 300 л «лишнего» объема, что в общем итоге дало увеличение запаса топлива на 1250 кг. Также был предложен новый контейнер тормозного парашюта.
Такие доработки требовали уже переделки планера – менялась его аэродинамика, росли нагрузки. Но дальность – это лишь полдела, надо было ставить новое оборудование и вооружение, что силами одного лишь филиала при серийном заводе сделать было бы затруднительно – требовалось не только участие ОКБ, но и разработчиков новых систем, а также центральных научно-исследовательских институтов промышленности и Министерства обороны.
В 1984 г. основные направления работы были определены, и под руководством К.К. Васильченко началось рабочее проектирование перехватчика «изделие 05» или МиГ-31М. В 1985 г. Васильченко перешел на работу в Летно-испытательный институт Министерства авиапромышленности, и дальнейшую разработку самолета возглавил А.А. Белосвет.
Проведя обширные исследования возможных сценариев действий сил ПВО СССР против модернизированной и усиленной численно авиации НАТО, военные и разработчики авиатехники пришли к согласованному мнению о том, на сколько должны быть увеличены рубеж перехвата, число одновременно обнаруживаемых и обстреливаемых целей, а также тактико-технические данные локатора и ракет. При этом считалось возможным ограничить маневренность носителя, что могло быть компенсировано повышением этого показателя у ракет, но не его скорость. Также следовало не допустить ухудшения взлетно-посадочных данных машины – она должна использовать те же аэродромы, что и обычный МиГ-31.
Еще одним назревшим вопросом было создание разведывательно-ударного варианта МиГ-31. Это было с успехом осуществлено на его предшественнике МиГ-25, который выпускался в модификациях перехватчика П и ПД для Авиации ПВО, а Военно-воздушные силы получали МиГ-25Р с комплектом фотоаппаратов, целый ряд «литерных» модификаций РБ с добавлением средств радиоэлектронной разведки и бомбового вооружения, а также предназначенный для подавления ПВО противника МиГ-25БМ со средствами радиоэлектронной борьбы и с противорадиолокационными ракетами.
Модернизируемый перехватчик и разведчик-бомбардировщик был обозначен в чертежах «изделие 05», а Заказчик присвоил ему войсковое обозначение МиГ-31М.
Новые боевые системы
Главным направлением стало повышение возможностей бортового оборудования и вооружения. В бортовую систему управления вооружением (СУВ) «Заслон-М» вошел новый радиолокатор с активной фазированной антенной решеткой. За счет увеличения ее диаметра до 1400 мм и числа приемо-передающих модулей, улучшения элементной базы и программного обеспечения получил возможность сопровождать до 24 целей «на проходе» на дальности до 400 км и обстреливать любые восемь новыми ракетами большой дальности Р-37 (изделие 610).
Для проекта модернизации перехватчика МиГ-31 в МКБ «Вымпел» была создана новая ракета большой дальности Р-37 («изделие 610»)
Фото: С.Г. Мороз
Эта ракета проектировалась в МКБ «Вымпел» как развитие Р-33 и сохранила много общего с ней и с ее опытным усовершенствованным вариантом Р-33А, но внешнее сходство обманчиво. Активно-полуактивная радиолокационная головка самонаведения 9Б1388, инерциальная навигационная система и защищенный командный канал управления вместе с двигательной установкой с улучшенной энергетикой обеспечили поражение бомбардировщика с пониженной заметностью типа В-1В на дальности до 280 км. От такой ракеты не спасет скорость – она догонит цель, летящую с числом Маха 6 единиц – «тридцать седьмая» уже в то время была сделана гиперзвуковой благодаря особой высокоэнергетической двигательной установке.
Бесполезно противнику и прижиматься к земле – она поразить крылатую ракету, летящую на высоте 50 м, не поможет и подъем в стратосферу – ее динамический потолок 28 км. Маневр тоже не выход – на него не будет времени, Р-37 догонит цель, маневрирующая с перегрузкой до 6 единиц, а сегодня более маневренных тяжелых ударных самолетов и крылатых ракет нет. При этом длина по сравнению с Р-33 увеличилась всего на 50 мм, а вес – на 10 кг. Это позволило самолету при необходимости использовать и старые ракеты Р-33, которые остаются достаточно эффективным оружием против большинства возможных целей. Используемые для пуска Р-37 авиационные катапультные устройства АКУ-610 (а чтобы такая ракета сошла и не заглушила своим выхлопом двигатели носителя, ее надо «оттолкнуть» от него) унифицированы со старыми АКУ-410 и с них можно применять и ракеты Р-33. В фюзеляже размещено шесть АКУ-610 плюс еще два съемных могут подвешиваться под крыло. С ними залп получался в 1,3 раза мощнее, чем у американского F-14A, который нес до 6 ракет большой дальности AIM-54, тогда как у обычного МиГ-31 он был в 1,5 раза слабее.
Как и Р-33, новая ракета Р-37 имела сравнительно ограниченную маневренность, но рост скорости в значительной мере нивелировал этот недостаток – у противника просто не оставалось времени на выход из-под удара. Это же касалось и других ракет, которые вошли в состав вооружения самолета.
Новое хвостовое оперение ракеты «воздух-воздух» большой дальности стрельбы Р-37
Вместо двух шестиметровых «тепловых» ракет средней дальности Р-40ТД весом 467 кг каждая на также довольно тяжелых авиационных катапультных устройствах АКУ-84-46 под крылом ввели подвеску четырех новых Р-77 с активным радиолокационным самонаведением на облегченные катапультные устройства АКУ-170. Эта компактная УР при весе всего 175 кг и длине 3,6 м может уничтожить цель на дальности до 90 км, а при стрельбе на малую дальность уйти он нее не способен ни один самолет НАТО – ее предел по скорости цели, соответствующий числу М=3,6, а по перегрузке 12 единиц. Высокая точность головки и взрывателей позволила сократить вес боевой части при сохранении ее эффективности. Стала возможна стрельба залпом Р-77 по четырем целям на проходе, тогда как ракеты Р-40ТД выпускались по одной. Самолет мог применять и ракеты Р-77ПД с повышенной дальностью пуска.
Ракета класса «воздух-воздух» средней дальности стрельбы Р-77 (РВВ-АЭ)
Фото: С.Г. Мороз
В составе вооружения остались хорошо себя показавшие тепловые ракеты «кинжального боя» Р-60М, но теперь они подвешивались не на спаренные пусковые устройства АПУ-60-IIМ, которые в свою очередь ставились под АКУ-84, а прямо под крыло на легких одиночных АПУ-60-IМ.
Вместо Р-60 появилась возможность брать более мощные ракеты воздух-воздух Р-73 также под крыло на четыре пусковых устройства АПУ-73-1Д (П-72-1Д). Это изделие МКБ «Молния» имеет компоновку с «электронной устойчивостью» и изменяемый вектор тяги, что обеспечивает маневрирование с перегрузкой до 40 единиц. На дальности до 30 км на высотах от 25 до 20000 м ни одному самолету или ракете уйти от нее не удастся, при этом вес самой Р-73 всего 104,5 кг, а длина ее 2,9 м. Самолет рассчитывался и на применение усовершенствованных модификаций К-74 со сверхширокоугольными фасеточными ГСН. Появление таких ракет и улучшение их помехозащищенности позволило откататься от пушки. Новый перехватчик несет четыре Р-60М или Р-73, пуск которых можно выполнять как с помощью оптического прицела, так и новой оптико-локационной станции.
Ракета воздух-воздух Р-73М (К-74М) – оружие воздушного боя на «промежуточных» дистанциях – между малыми и средними. Ее маневренность обеспечена малыми размерами, высокой энергетикой и управляемым вектором тяги двигателя
Фото: С.Г. Мороз
Оптико-локационная станция перехватчика МиГ-31М включает телевизионный и инфракрасный каналы обзора и может применяться для атаки целей с использованием ракет малой дальности без включения РЛС
Фото: http//paralay.com
Это изделие НПО «Геофизика» позволяет не только определить пеленг и угол места цели, но и получить ее изображение. С ее помощью можно опознать удаленную цель, не включая радиолокационную станцию и систему государственного опознавания. Тогда противник даже не поймет, что он на прицеле и не сможет ничего сделать.
Считаясь с возможностью того, что перехватчик, атакуя истребители-бомбардировщики врага, сам может превратиться в мишень, Заказчик счел необходимым иметь современную стацию активных радиопомех, которая была объединена с системой предупреждения о радиолокационном облучении и системой выброса ложных тепловых и радиолокационных целей в управляемый компьютером бортовой комплекс обороны.
На самолете был установлен приемник спутниковой навигационной системы ГлоНаСС, Летчик и штурман получили новые индикаторы с более четким отображением информации, ее символьный вид стал более наглядным и удобным.
Установка новых боевых систем требовала изменения состава и расположения органов их управления и контроля в кабинах летчика и, особенно, штурмана самолета, который и управляет бортовым оружием в бою. Кроме того, появилась новинка, значительно облегчающая его труд и повышающая его эффективность – многофункциональные дисплеи на жидких кристаллах (МФД-ЖК), сменившие экраны на электронно-лучевых трубках. Их изображение могло переключаться на различные режимы (навигация, применение вооружения, обмен тактической информацией и т.д.), было ярче, четче, устойчивее, не так утомляло глаза, а сами мониторы не оказывали вредного влияния на организм человека.
В кабине штурмана стало три МФД ЖК, которые были установлены одним рядом в нижней части его приборной доски. Летчик также получил свой индикатор кругового обзора РЛС – на обычном МиГ-31 он был только у штурмана.
Новая силовая установка и системы
Чтобы с ростом веса, вызванного желанием усилить вооружение, улучшить оборудование и повысить дальность, не потерять летные качества было необходимо повысить тягу двигателей – против серийных Д-30Ф6 (изделие 48) новые Д-30Ф6М или Д-30Ф8 (изделие 64) имеют на 2000 кгс каждый большую взлетную тягу, а полетная при М=2,83 на высоте 17000 м выросла на 830 кгс. Тяговооруженность потяжелевшей машины все равно снизилась, но в допустимых пределах – требования Заказчика по сохранению классности аэродромов базирования удалось выполнить. Скорость самолета, определяемая ограничениями по прочности и управляемости, осталась без изменений, несколько ухудшились скороподъемность и потолок, но это не повлияло значительно на время достижения рубежа перехвата.
Топливную систему и воздухозаборники взяли из проектов «01М» и «94», осталась на самолете и штанга дозаправки в полете, но из-за особенностей компоновки новой системы управления вооружением ее пришлось «перебросить» на другой борт.
Помимо новых двигателей силовая установка МиГ-31М получила упрощенные воздухозаборники с улучшенной пропускной способностью
Фото: С.Г. Мороз
Двигатели Д-30Ф6М отличались большим диаметром и конструкцией сопел, что вместе с увеличением объема баков требовало значительных переделок фюзеляжа
На фото – седьмой опытный самолет МиГ-31М борт 057
Фото: С.Г. Мороз
Рост веса и изменение центровки самолета потребовали переделки шасси. Его опоры имели хорошие запасы прочности, но все равно пришлось искать способы их усиления, а переднюю «ногу» к тому же сдвинули вперед на 140 мм.
Из чертежей «изделия 01М» также был взят и новый контейнер тормозного парашюта.
Все перечисленные выше нововведения, а также необходимость изменения аэродинамики самолета, о чем мы скажем ниже, «потянули за собой» трудоемкую и дорогостоящую переделку планера.
Новый планер
За повышение возможностей вооружения и прицельного оборудования пришлось заплатить значительным ростом веса самолета, а Заказчик требовал еще и увеличить дальность при сохранении скорости, скороподъемности и маневренности МиГ-31. Отказ от пушечной установки и органов управления самолетом в кабине штурмана позволил выиграть несколько сот кило веса. Поскольку штурман больше не управлял самолетом, окна его кабины уменьшили и убрали перископ, облегчив и упростив створку его фонаря, летчику обзор улучшили, сделав новый цельный козырек кабины и наклонив ось носовой части фюзеляжа на 7°.
МиГ-31М получил расширенный фюзеляж с отклоненной вниз носовой частью, а также крыло с увеличенным наплывом и четырьмя точками подвески
Фото: С.Г. Мороз
Нижняя часть фюзеляжа перехватчика МиГ-31М с шестью АКУ для подвески ракет Р-37 или Р-33
Фото: С.Г. Мороз
И все же этого было мало. Что-то удалось выиграть, проведя уточненный прочностной расчет силовых и вспомогательных узлов планера и оборудования, но многое пришлось усиливать, и максимальный взлетный вес МиГ-31М перевалил за 50 тонн.
Для компенсации роста массы было решено уменьшить степень статической устойчивости истребителя, увеличив корневые наплывы крыла. Это снизило аэродинамические потери на балансировку в крейсерском полете и несколько улучшило маневренность, но обеспечивать безопасное и приятное пилотирование самолета пришлось обеспечивать путем введения специальной электронной системы улучшения устойчивости с четырехкратным резервированием.
Изменились моментные характеристики не только по тангажу, но и курсовые, что потребовало переделки форкилей.
Значительно уменьшили высоту аэродинамических гребней на крыле. Это уменьшило их сопротивление (массу тоже, но она и так сравнительно невелика), а срыв потока на обычных для МиГ-31 режимах полета все равно остался исключен.
В связи с переделкой кабины, системы управления самолета и другого его оборудования была изменена конструкция закабинного гагргрота, который приобрел характерную «талию».
Продолжение следует
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.
Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!
Email*
Подписаться
naukatehnika.com
Ящик пандоры – Перехватчик МиГ-41, на смену МиГ-31. Лучшие в мире.
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31.
Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
По свидетельству Короткова, который прежде занимал пост генерального директора и генерального конструктора РСК «МиГ», в получении нового перехватчика заинтересовано Министерство обороны РФ. То есть эти работы не инициативного характера. В связи с закрытостью темы он не стал говорить о характеристиках будущих высотных истребителей и их вооружении.
Вполне понятно, что МиГ-41 по параметрам должен превосходить МиГ-31. И это будет очень мощное оружие, поскольку МиГ-31, принятый на вооружение в 1981 году, и поныне является самым скоростным (3000 км/ч) и самым высотным (20000 м) в мире.
Этот самолет опередил свое время. До 2000 года был единственным в мире истребителем с РЛС с фазированной антенной решеткой. Он, как и американский перехватчик F-14, вооружен ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Но «американец» уже 11 лет находится «на заслуженном отдыхе».
А «россиянин» продолжает не только служить, но и устанавливать мировые рекорды.
Истребитель-перехватчик МиГ-31
МиГ-31 стал ответом на угрозы, появившиеся во второй половине 60-х годов. Старый советский перехватчик Ту-128 был неэффективен против американского стратегического бомбардировщика FB-111 с ракетами с ядерной боеголовкой, способного на сверхзвуковой скорости совершать низковысотный полет с огибанием рельефа местности. Еще хуже обстояли дела при попытке перехвата разработанного по заказу ЦРУ разведчика SR-71, который был назван «Черным дроздом». «Дрозд» развивал феноменальную скорость в 3,2 М и имел практический потолок в 26000 м. Ту-128 имел вдвое меньшую скорость и меньший на 10000 м потолок.
Правда, в войска начинал внедряться МиГ-25, который по скоростным и высотным показателям несущественно проигрывал «Черному дрозду». Но на SR-71 использовалась более совершенная авионика четвертого поколения. А МиГ-25 относился к поколению 3++. Поэтому МиГу было непросто с ним справиться. Ситуация усугублялась и тем, что «Дрозд» был первым самолетом, при строительстве которого применялись стелс-технологии, в связи с чем советскому перехватчику было непросто разглядеть его в небе.
При разработке МиГ-31, первого советского самолета четвертого поколения, значительные усилия были направлены на создание эффективной РЛС с фазированной антенной решеткой. Для испытания перехватчика с полной приборной комплектацией пришлось переоборудовать полигон в Ахтубинске. Впервые в истории отечественной авиации испытания проводились с разнесением перехватчика и цели более чем на 200 км. Именно на таком удалении РЛС «Заслон» обнаруживала бомбардировщик FB-111. Истребитель засекался на расстоянии 170 км. Чуть меньшую дальность пуска имели специально созданные для МиГ-31 ракеты Р-33 — 160 км.
Использование принципиально новой бортовой РЛС позволило увеличить число обнаруживаемых целей до 24 и до 4 — сопровождаемых. Таким образом, дальность обнаружения, сопровождения и ракетного обстрела у нового перехватчика существенно возросли. Для поиска целей в пассивном режиме, то есть без включения РЛС, используется тепловой пеленгатор 8ТК. Он обнаруживает самолет по излучению работающего двигателя на расстоянии в 56 км.
Помимо ракет большой дальности, МиГ-31 использует ракеты средней и малой дальности. Также самолет вооружен шестиствольной 23-мм пушкой.
До 2006 года, когда был снят с вооружения F-14, конструкторы ОКБ Микояна и Гуревича заочно участвовали в споре с конструкторами компании «Грумман», которые подтягивали свой самолет за счет ряда модернизаций к уровню МиГ-31. Однако сравняться так и не смогли.
Хотя, конечно, перед этими двумя самолетами были поставлены не идентичные задачи. «Американец», будучи палубным самолетом, должен отражать воздушные атаки на авианосец, что предполагает не только патрулирование, но и участие в воздушных боях с неприятелем. «Россиянин» контролирует большие территории и не должен завоевывать господство в воздухе.
В значительной степени именно поэтому у F-14 ниже скорость и потолок, но выше маневренность. От МиГ-31 требуется догнать противника на любой высоте и выпустить по нему ракеты. Именно поэтому в него заложена низкая для класса истребителей максимальная эксплуатационная перегрузка — 5g. У F-14 в полтора раза выше — 7,5g.
Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» — это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр равен 720 километрам. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8 М рубежи такие: 1250 и 800 км.
Но ракета для F-14, AIM-54, была более дальнобойная — 185 км против 160 км у МиГ-31. К тому же она обладала лучшими перегрузочными способностями, и более высокой скоростью — 5 М против 4,5 М.
В 2006 году США отказались от самолетов-перехватчиков, заменив F-14 на палубный многоцелевой истребитель F/A-18E/F Super Hornet. При примерно равных со списанным самолетом летных характеристиках он вооружен ракетой, имеющей дальность 40 км. Таким образом, вся противовоздушная оборона авианосных групп была возложена на ракетное вооружение.
Разумеется, в этом есть резон. Поскольку держать на палубе ограниченной площади самолеты двойного назначения нерационально, это приводит к снижению ударного потенциала АУГ. А ведь это их основная задача. Российская же структура ПВО без самолетов-перехватчиков обходиться не может в силу громадной площади защищаемой территории, окруженной с запада, востока и юга многочисленными военными базами сопредельных государств, где бал правит НАТО. США же окружены громадными водными пространствами, а также латиноамериканскими странами с невысоким военным потенциалом.
А в это время МиГ-31 ушел еще дальше вперед. С 2008 года проводится его модернизация до модификации МиГ-31БМ. В самолете меняется почти вся электроника. Появилась новая ракета Р-37 с дальностью 300 км. Вооружение было дополнено ракетами «воздух-поверхность». Новая РЛС «Заслон-М» способна обнаруживать бомбардировщики, находящиеся на удалении в 400 км, а истребители — на 320 км. Одновременно сопровождаются 24 цели и атакуются 8.
Обновленный перехватчик получил возможность уничтожать аэродинамические цели, имеющими скорость 5 М, а также спутники на низких, до 150 км, орбитах.
В отношении МиГ-41 известно лишь, что он продолжит линию успешных перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31. Надо сказать, что этот самолет мог бы появиться еще в прошлом столетии, если бы не разруха 90-х годов. Дело в том, что к концу 80-х годов ОКБ изготовило и начало испытание пяти прототипов МиГ-31М, которые стали глубокой модернизацией исходной модификации. У них была увеличена максимальная взлетная масса на 5 тонн, частично скорректирован планер. Но работу остановили по известным причинам.
Что-то сейчас использовано в МиГ-31БМ. Например, РЛС «Заслон-М», новая ракета. В МиГ-31М появился новый двигатель с повышенной тягой Д-30Ф6М — 16500 л.с. на форсаже вместо 15500 л.с. Была установлена двухканальная оптико-локационная система. А пушку убрали по причине ее полной бессмысленности для самолета, который не предназначен для участия в ближних боях.
В результате испытаний боевых возможностей самолета на полигоне Ахтюбинска в 1992 году МиГ-31М поразил мишень, находившуюся на расстоянии 228 км, что было невозможно ни для одного самолета мира.
Можно предположить, что новый самолет в значительной степени использует эту разработку. Но при этом, разумеется, при создании бортовой аппаратуры будут использованы последние научно-технические достижения.
В заключение необходимо добавить, что РСК «МиГ» начинает проявлять деловую активность. Совсем недавно прошла презентация МиГ-35. Сейчас компания обещает улучшить самый лучший в мире перехватчик.
http://army-news.ru/2017/03/perexvatchik-mig-41-rsk-vrubaet-forsazh/
pandoraopen.ru
Истребитель-перехватчик МиГ-31 станет убийцей спутников
МиГ для «звездных войн»: истребитель-перехватчик будет выводить и уничтожать спутники
Истребители-перехватчики марки «МиГ» с фюзеляжем, сваренным из стали, обладают выдающимися скоростными и высотными характеристиками. Данный факт не дает покоя великим комбинаторам авиации с космонавтикой.
Истребители-перехватчики марки «МиГ» с фюзеляжем, сваренным из стали, обладают выдающимися скоростными (длительный полет возможен на числе Маха 2,83) и высотными характеристиками (21 августа 1977 летчик-испытатель Александр Васильевич Федотов установил на МиГ-25 абсолютный мировой рекорд высоты полета — 37 650 м). Данный факт не дает покоя великим комбинаторам авиации с космонавтикой. Они одержимы замыслом использовать МиГ в качестве первой ступени воздушно-космической системы для вывода на орбиту искусственных спутников Земли или уничтожения таковых ракетами-перехватчиками.
Начиная с семидесятых годов прошлого века, соответствующих программ было с десяток, но лишь одна дошла до некого этапа практической реализации в металле. На базе серийного перехватчика был создан вариант МиГ-31Д с центральным выдвижным пилоном для большой противоспутниковой ракеты разработки конструкторского бюро «Вымпел».
Для лучшей боковой устойчивости в полете со столь деликатным грузом, законцовки крыльев были выполнены в виде «ластов» (нечто подобное применялось на прототипах МиГ-25). Различного рода летные эксперименты в рамках данной темы провели на нескольких опытных самолетах, включая борта 071 и 072. Летные испытания продолжались и после распада Советского Союза, в том числе с казахстанских аэродромов. Правда, МиГ-31Д на вооружение не поступил — наступила «разрядка мировой напряженности», и Москва договорилась с Вашингтоном закрыть программы «звездных войн».
«Спутник-убийца воздушного запуска»
Американцы настолько опасались возможностей перспективной системы русских, что в обмен на прекращение работ по МиГ-31Д сняли с вооружения собственную похожую систему — ASM-135 Air Launched Anti Satellite (ASAT, «спутник-убийца воздушного запуска»).
Коль скоро тема МиГ-31Д была засекреченной и данных по ней мало, опишем принцип ее действия на примере американского аналога. Там в качестве платформы использовали тяжелые тактические истребители F-15A Eagle, прошедшие соответствующее переоборудование в носитель двухступенчатой противоспутниковой ракеты ASAT Missile (причем вторая ступень имела собственное имя Altair 3) весом 1,2 тонны и длиной чуть более шести метров. Двигатели для ступеней заимствованы с ударной ракеты AGM-69 SRAM и ракеты-носителя Scout.
В качестве полезной нагрузки ASAT Missile использовался Miniature Homing Intercept Vehicle – «миниатюрное самонаводящееся средство перехвата». Оно оснащалось инфракрасной головкой наведения (ИК ГСН), и уничтожала спутник-мишень путем прямого попадания. Для расправы над жертвой собственной кинетической энергии у MHIV было более, чем достаточно, а посему «убийца» весом 15-16 кг не нес ни грамма взрывчатки.
Основная сложность практической реализации проектов типа ASAT заключалась в точном расчете траекторий движения самолета-носителя и его ракеты с учетом прогноза перемещений спутника-цели. Он проводился средствами наземного центра с использованием информации от радиолокационных станций обзора космического пространства. На основании расчетного анализа строилась траектория полета F-15A с выбором точки сброса ASAT Missile, программирование включения двигателей первой и второй ступеней, отделения MHIV и так далее.
По командам с наземного центра, летчик набирал высоту 15-21 км, выходил на сверхзвук и осуществлял пуск ракеты с режима прямолинейного горизонтального полета или при выполнении маневра «горка». Первые испытания системы датируются 1984 годом, а следующим летом ASAT Missile уничтожила спутник Solwind P78-1 на орбите высотой 450 км. Впоследствии американцы выполнили еще несколько пусков для отработки технологий и проверки правильности принятых технических решений, но при этом жертв не было. Вместо спутников, «красный глаз» MHIV нацеливали на яркие звезды, которых «убийца» не мог достигнуть в принципе. А если бы и долетел, его кинетики не хватало для уничтожения такой «мишени».
С военной службы в коммерцию
Особых отличий в принципе работы зарубежной и отечественной систем уничтожения спутников скорее всего не было. А вот практические возможности у нашей оказались лучше благодаря заметному преимуществу МиГа над F-15 в высотно-скоростных характеристиках. Предельное число Маха полета советской машины М=2,83 против M=2,5 у американской, практический потолок (у разведывательной модификации МиГ-25Р) — 23 км против 20 км.
Конструкторы проработали вариант использования МиГ-25 в качестве носителя тяжелых ракет массой 6-7 тонн, и одной ракеты весом 8-9 тонн. На основе этой машины был создан более совершенный МиГ-31, который имел лучшие возможности как носитель. Предельная взлетная масса выросла с 41 до 47 тонн, у отдельных вариантов – до 50 тонн. Максимальная скорость не изменилась и составляла 3000 км/ч, практический потолок — 20600 метров.
Вскоре после победы «Перестройки» ранее секретный МиГ-31 стали активно продвигать на экспорт, для чего самолет неоднократно показывали на различных выставках. Впервые на Западе русский стальной истребитель демонстрировался летом 1991 года — на аэрокосмическом салоне Le Bourget под Парижем. Была разработана специальная экспортная модификация МиГ-31ФЭ, которая нашла покупателя в лице Сирийской Арабской Республики, но на практике по ряду причин самолеты в эту страну не поставлялись.
В рекламных буклетах по МиГ-31ФЭ говорилось, что он предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых и больших высотах в свободном пространстве и на фоне земной поверхности. На самолете установлен радиолокационный комплекс РП-31Э, обеспечивающий одновременное обнаружение до десяти целей и одновременный обстрел четырех из них. Вооружение — ракеты Р-33Э, Р-40ТД-1 и Р-60МК на внешней подвеске плюс встроенная пушка 9А768 калибра 23мм.
Единственным зарубежным пользователем МиГ-31 выступает Республика Казахстан. Дополнительно к самолетам, доставшимся при распаде СССР, в новом веке были приобретены еще несколько машин, в результате чего общая численность парка превысила тридцать единиц.
Начиная с аэрокосмического салона в Сингапуре 2006 года, на международных выставках государственные структуры Казахстана выставляли масштабные модели воздушно-космической системы. В ней МиГ-31И выступал в качестве платформы для ракеты-носителя «Ишим». Скорее всего, последняя имела внешние формы и массово-габаритные показатели схожие с таковыми «ракеты-убийцы» типа «Контакт». При этом заявлялось, что самолет-носитель представляет доработанный истребитель, и предназначается для вывода на космические орбиты высотой 300-600 км небольших космических аппаратов массой 120-160 кг.
Предложение фирмы-разработчика
Близкие по характеру воздушно-космические системы представлял на выставках и разработчик самолета. РСК «МиГ» неоднократно предлагал потенциальным зарубежным партнерам вместе создать коммерческую систему для вывода на орбиту малых спутников. В качестве вклада в совместную работу Корпорация предлагала имевшиеся в распоряжении ее летной службы опытные прототипы МиГ-31.
Согласно цифрам рекламного буклета, распространенного на авиасалоне в Берлине, система способна вывести на круговую полярную орбиту (Circular Polar orbit) высотой 700-1000 км спутник весом 50 кг. При удвоении массы целевой нагрузки высота орбиты уменьшается до 200км. В случае вывода спутника массой 100 кг на экваториальную орбиту высота ее составит 700-1000км.
Судя по схематичным рисункам, экипаж самолета выполняет взлет с набором высоты 16-17 км и последующим разгоном в горизонтальном полете до скорости 750 м/сек (M=2,54). Затем летчики выполняют маневр «горка» так, чтобы отсоединение ракеты-носителя произошло, когда наклон траектории составляет 20-30 градусов к горизонту. При этом истинная скорость падает до 630-650 м/с (М=2,13-2,2).
Среди многообразия возможных практических применений воздушно-космической системы выделялся вариант с целевой нагрузкой в виде многоразового возвращаемого аппарата с интригующим названием «Аэрокосмическое ралли», которое чудесным образом сокращали до аббревиатуры «АРС». МиГ-31 поднимался на высоту 20 км и набирал скорость 2500 км/ч (694 м/с, М=2,35). Отстрел ракетоплана летчики выполняли в ходе выполнения маневра «горка». Шестиметровый космический аппарат мог брать в полет полезную нагрузку до 350 кг.
Расчетный вес АРС составлял 1,7 тонн, что почти в полтора раза превосходит соответствующую цифру для ASAT Missile, диаметр корпуса — один метр против 500 мм. Вместо АРС могла использоваться одноразовая ракета-носитель «Микрон» длиной 7,25 метра и весом 7 тонн, т.е. с массово-габаритными параметрами заметно превосходящими «американский аналог». Как следствие, она могла вывести полезную нагрузку на более высокую орбиту, что очень важно.
Перспективы МиГ-41
Последние пару-тройку лет высокопоставленные источники в промышленности и правительственных структурах говорят о некоем новом скоростном перехватчике под названием МиГ-41. Среди первых самолет с таким названием упомянул Сергей Сергеевич Коротков, который тогда занимал должность Генерального директора — Генерального Конструктора РСК «МиГ». Сегодня он служит Генеральным конструктором – вице-президентом по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
Официальной информации о технических характеристиках самолета нет. Сообщается лишь, что МиГ-41 продолжит линию МиГ-25 и МиГ-31, серийное производство которых велось на Нижегородским авиационном заводе «Сокол». Всего предприятием было изготовлено порядка 1700 «стальных» самолетов марки «МиГ». Среди них — восемь опытных прототипов, собранных в рамках программы создания усовершенствованного перехватчика МиГ-31М.
Машина представляла глубокую модернизацию базового МиГ-31 с максимальным взлетным весом 52 тонны, двигателями повышенной тяги Д-30Ф6М, БРЛС «Заслон-М» и новыми ракетами РВВ-БД и РВВ-АЕ. Прототипы и небольшая установочная партия были изготовлены в период с середины восьмидесятых по начало девяностых годов прошлого века. Опытные машины демонстрировались на аэрокосмических салонах в Жуковском 1995 и 1997гг.
Для участия в государственных совместных испытаниях в ГЛИЦ МО РФ (г. Ахтубинск) направляли опытные МиГ-31М с бортовыми номерами «053», «054», «055», «056» и «057». Весной 1994 года ГСИ завершились успешным пуском дальней ракеты «воздух-воздух», поразившей мишень на дальности 300 км. «В испытаниях был пройден рубеж соответствия самолета требованиям Технического Задания, однако из-за отсутствия финансирования работы во второй половине 90-х годов были приостановлены и самолет в серию так и не пошел», — отмечается в материалах РСК «МиГ».
Словом, проект признавался технически успешным, но резкое сокращение государственного бюджета не позволило нашим Вооруженным Силам заказать партию товарных экземпляров. Сохранившиеся машины доживают свой век «на краю аэродрома», но их летную годность можно восстановить.
Самым продвинутым из установочной партии считается восьмой по счету самолет («борт 057») с доработками по результатам облета предыдущих машин. Внешне, он выделялся законцовками крыла с контейнерами для аппаратуры, на которых смонтированы характерные вертикальные плоскости («ласты») для улучшения путевой устойчивости.
Логично предположить, что в основу нового «МиГа» будут положены работы по МиГ-31М. Возможно даже, что модель с индексом «41» на деле окажется обновленной версией «31М», некой его производной с внедрением научно-технических достижений последнего времени.
Что же касается задачи уничтожения спутников, то здесь дело главным образом не в разработчиках самолета, а противоспутниковой ракеты. Ее создание — самая сложная задача, а заодно и тема для приложения сил и талантов, непереводящихся великих комбинаторов авиации с космонавтикой. Вариант «сбить звезду», как то было в случае с американским ASAT, не проходит — в новой геополитической обстановке Вооруженным Силам РФ требуется в первую очередь обеспечить безопасность страны, в том числе и от космических угроз.
›
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости, Минобороны и открытых источников
sneg5.com
Перехватчик МиГ-41: РСК врубает форсаж

Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
По свидетельству Короткова, который прежде занимал пост генерального директора и генерального конструктора РСК «МиГ», в получении нового перехватчика заинтересовано Министерство обороны РФ. То есть эти работы не инициативного характера. В связи с закрытостью темы он не стал говорить о характеристиках будущих высотных истребителей и их вооружении.
Вполне понятно, что МиГ-41 по параметрам должен превосходить МиГ-31. И это будет очень мощное оружие, поскольку МиГ-31, принятый на вооружение в 1981 году, и поныне является самым скоростным (3000 км/ч) и самым высотным (20000 м) в мире.
Этот самолет опередил свое время. До 2000 года был единственным в мире истребителем с РЛС с фазированной антенной решеткой. Он, как и американский перехватчик F-14, вооружен ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Но «американец» уже 11 лет находится «на заслуженном отдыхе».
А «россиянин» продолжает не только служить, но и устанавливать мировые рекорды.
Истребитель-перехватчик МиГ-31
МиГ-31 стал ответом на угрозы, появившиеся во второй половине 60-х годов. Старый советский перехватчик Ту-128 был неэффективен против американского стратегического бомбардировщика FB-111 с ракетами с ядерной боеголовкой, способного на сверхзвуковой скорости совершать низковысотный полет с огибанием рельефа местности. Еще хуже обстояли дела при попытке перехвата разработанного по заказу ЦРУ разведчика SR-71, который был назван «Черным дроздом». «Дрозд» развивал феноменальную скорость в 3,2 М и имел практический потолок в 26000 м. Ту-128 имел вдвое меньшую скорость и меньший на 10000 м потолок.
Правда, в войска начинал внедряться МиГ-25, который по скоростным и высотным показателям несущественно проигрывал «Черному дрозду». Но на SR-71 использовалась более совершенная авионика четвертого поколения. А МиГ-25 относился к поколению 3++. Поэтому МиГу было непросто с ним справиться. Ситуация усугублялась и тем, что «Дрозд» был первым самолетом, при строительстве которого применялись стелс-технологии, в связи с чем советскому перехватчику было непросто разглядеть его в небе.
При разработке МиГ-31, первого советского самолета четвертого поколения, значительные усилия были направлены на создание эффективной РЛС с фазированной антенной решеткой. Для испытания перехватчика с полной приборной комплектацией пришлось переоборудовать полигон в Ахтубинске. Впервые в истории отечественной авиации испытания проводились с разнесением перехватчика и цели более чем на 200 км. Именно на таком удалении РЛС «Заслон» обнаруживала бомбардировщик FB-111. Истребитель засекался на расстоянии 170 км. Чуть меньшую дальность пуска имели специально созданные для МиГ-31 ракеты Р-33 — 160 км.
Использование принципиально новой бортовой РЛС позволило увеличить число обнаруживаемых целей до 24 и до 4 — сопровождаемых. Таким образом, дальность обнаружения, сопровождения и ракетного обстрела у нового перехватчика существенно возросли. Для поиска целей в пассивном режиме, то есть без включения РЛС, используется тепловой пеленгатор 8ТК. Он обнаруживает самолет по излучению работающего двигателя на расстоянии в 56 км.
Помимо ракет большой дальности, МиГ-31 использует ракеты средней и малой дальности. Также самолет вооружен шестиствольной 23-мм пушкой.
До 2006 года, когда был снят с вооружения F-14, конструкторы ОКБ Микояна и Гуревича заочно участвовали в споре с конструкторами компании «Грумман», которые подтягивали свой самолет за счет ряда модернизаций к уровню МиГ-31. Однако сравняться так и не смогли.
Хотя, конечно, перед этими двумя самолетами были поставлены не идентичные задачи. «Американец», будучи палубным самолетом, должен отражать воздушные атаки на авианосец, что предполагает не только патрулирование, но и участие в воздушных боях с неприятелем. «Россиянин» контролирует большие территории и не должен завоевывать господство в воздухе.
В значительной степени именно поэтому у F-14 ниже скорость и потолок, но выше маневренность. От МиГ-31 требуется догнать противника на любой высоте и выпустить по нему ракеты. Именно поэтому в него заложена низкая для класса истребителей максимальная эксплуатационная перегрузка — 5g. У F-14 в полтора раза выше — 7,5g.
Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» — это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр равен 720 километрам. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8 М рубежи такие: 1250 и 800 км.
Но ракета для F-14, AIM-54, была более дальнобойная — 185 км против 160 км у МиГ-31. К тому же она обладала лучшими перегрузочными способностями, и более высокой скоростью — 5 М против 4,5 М.
В 2006 году США отказались от самолетов-перехватчиков, заменив F-14 на палубный многоцелевой истребитель F/A-18E/F Super Hornet. При примерно равных со списанным самолетом летных характеристиках он вооружен ракетой, имеющей дальность 40 км. Таким образом, вся противовоздушная оборона авианосных групп была возложена на ракетное вооружение.
Разумеется, в этом есть резон. Поскольку держать на палубе ограниченной площади самолеты двойного назначения нерационально, это приводит к снижению ударного потенциала АУГ. А ведь это их основная задача. Российская же структура ПВО без самолетов-перехватчиков обходиться не может в силу громадной площади защищаемой территории, окруженной с запада, востока и юга многочисленными военными базами сопредельных государств, где бал правит НАТО. США же окружены громадными водными пространствами, а также латиноамериканскими странами с невысоким военным потенциалом.
А в это время МиГ-31 ушел еще дальше вперед. С 2008 года проводится его модернизация до модификации МиГ-31БМ. В самолете меняется почти вся электроника. Появилась новая ракета Р-37 с дальностью 300 км. Вооружение было дополнено ракетами «воздух-поверхность». Новая РЛС «Заслон-М» способна обнаруживать бомбардировщики, находящиеся на удалении в 400 км, а истребители — на 320 км. Одновременно сопровождаются 24 цели и атакуются 8.
Обновленный перехватчик получил возможность уничтожать аэродинамические цели, имеющими скорость 5 М, а также спутники на низких, до 150 км, орбитах.
В отношении МиГ-41 известно лишь, что он продолжит линию успешных перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31. Надо сказать, что этот самолет мог бы появиться еще в прошлом столетии, если бы не разруха 90-х годов. Дело в том, что к концу 80-х годов ОКБ изготовило и начало испытание пяти прототипов МиГ-31М, которые стали глубокой модернизацией исходной модификации. У них была увеличена максимальная взлетная масса на 5 тонн, частично скорректирован планер. Но работу остановили по известным причинам.
Что-то сейчас использовано в МиГ-31БМ. Например, РЛС «Заслон-М», новая ракета. В МиГ-31М появился новый двигатель с повышенной тягой Д-30Ф6М — 16500 л.с. на форсаже вместо 15500 л.с. Была установлена двухканальная оптико-локационная система. А пушку убрали по причине ее полной бессмысленности для самолета, который не предназначен для участия в ближних боях.
В результате испытаний боевых возможностей самолета на полигоне Ахтюбинска в 1992 году МиГ-31М поразил мишень, находившуюся на расстоянии 228 км, что было невозможно ни для одного самолета мира.
Можно предположить, что новый самолет в значительной степени использует эту разработку. Но при этом, разумеется, при создании бортовой аппаратуры будут использованы последние научно-технические достижения.
В заключение необходимо добавить, что РСК «МиГ» начинает проявлять деловую активность. Совсем недавно прошла презентация МиГ-35. Сейчас компания обещает улучшить самый лучший в мире перехватчик.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
army-news.ru
Истребитель-перехватчик МиГ-25 | Военное оружие и армии Мира
МиГ-25 — советский сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик 3-го поколения, спроектированный конструкторским бюро Микояна-Гуревича — первый в мире серийный истребитель, достигший скорости 3000 км/ч.
В начале 1960-х годов в СССР началась разработка боевого самолета, способного перехватить сверхзвуковые бомбардировщики Конвэр В-58«Хастлер» и Норт Американ В-70 «Вэлкири», а также разведчики Локхид А-12.
ОКБ А. И. Микояна был сделан заказ на конструкцию истребителя, получившего внутризаводское обозначение Е-155, способного развивать трехкратную скорость звука и поражать цели в высотном диапазоне от 0 до 25 000 м.
СОЗДАНИЕ
К проектным работам специалисты микояновского ОКБ приступили весной 1961 года. Е-155 разрабатывался в трех вариантах: истребителя-перехватчика (Е-155П), высотного разведчика (Е-155Р) и носителя БР (Е-155Н), однако от последнего варианта позже отказались. Опытный образец Е-155Р-1 был изготовлен к декабрю 1963 года. 6 марта 1964 года шеф-пилот фирмы А. В. Федотов впервые поднял машину в небо, тем самым начав ее заводские испытания. Сборка первого прототипа Е-155П-1 завершилась летом 1964 года, и 9 сентября летчик-испытатель П. М. Остапенко совершил на нем первый полет. В 1967 году на горьковском заводе были собраны первые серийные перехватчики — Е-155П7, Е-155П8 и Е-155П9, а в 1968 году — Е-155П10 и Е-155П11.9 июля 1967 года сверхсекретный Е-155 был впервые показан на воздушном параде в Домодедово: в плотном строю прошли три опытных перехватчика и прототип разведчика. Пилотировали их летчики-испытатели И. И. Лесников, Г. А. Горовой, В. И. Петров и Г. В. Вахмистров.
Государственные испытания Е-155Р завершились в конце 1969 года, и самолет был запущен в серию под названием МиГ-25Р. В 1971 году Е-155П запустили в серийное производство под названием МиГ-25П (изделие 84). Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1972 года истребитель-перехватчик МиГ-25П в составе комплекса перехвата МиГ-25-40 (С-155) был принят на вооружение авиации ПВО страны. Авиационно-ракетный комплекс перехвата МиГ-25-40 включал самолет-носитель МиГ-25П с радиолокационным прицелом «Смерч-А» и навигационным комплексом «Полет-1И», вооруженный четырьмя управляемыми ракетами Р-40 средней дальности с радиолокационными (Р-40Р) и тепловыми (Р-40Т) головками самонаведения, и бортовую аппаратуру «Лазурь-М» системы наведения на цель «Воздух-1». Появление новых истребителей резко снизило активность американских разведчиков Локхид SR-71A вдоль воздушных границ Советского Союза на Севере и Дальнем Востоке.
К середине 1990-х годов перехватчики МиГ-25П сняты с вооружения войск ПВО России и заменены самолетом нового поколения МиГ-31. МиГ-25РБ все еще находится на вооружении российских ВВС.
В настоящее время перехватчики МиГ-25 состоят на вооружении ВВС Ирака, Сирии, Алжира, Ливии.
Модификации
МиГ-25П — базовая модификация.
МиГ-25ПУ — учебно-тренировочный вариант перехватчика.
МиГ-25М — модифицированный истребитель-перехватчик с новыми двигателями «Р15БФ2-300».
МиГ-25МП — модифицированный истребитель-перехватчик с новыми двигателями Д-30Ф-6, БРЛС «Заслон», новой системой вооружения.
МиГ-25ПД — истребитель-перехватчик, способный обнаруживать цели на расстоянии 100 км, автоматически сопровождать их на дальности 75 км.
МиГ-25ПДС — модифицированный истребитель-перехватчик с БРЛС «Сапфир-25» и двигателем «Р15БД-300».
МиГ-25ПДСЛ — модифицированный истребитель-перехватчик, оснащенный станцией предупреждения об облучении «Береза-ЛМ», станцией активных помех «Гардения-1 ФУ» и устройствами отстрела пассивных помех.
МиГ-25Р — высотный разведчик.
МиГ-25РУ — учебно-тренировочный вариант разведчика.
МиГ-25БМ — самолет прорыва ПВО.
МиГ-25РБН — ночной фоторазведчик.
МиГ-25РБТ — самолет радиотехнической разведки.
МиГ-25МР — разведчик погоды.
МиГ-25РБ — одноместный всевысотный самолет оперативной разведки — бомбардировщик, носитель ядерного оружия.
МиГ-25РБВ — одноместный всевысотный самолет оперативной разведки — бомбардировщик.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
В 1970-е годы советские разведчики МиГ-25 выполняли разведывательные полеты над Ираном. Истребителям F-4D ни разу не удалось перехватить советские самолеты, однако более совершенным F-4E удалось сбить один МиГ-25 в 1976 году. МиГ-25 также применялись во время Афганской войны, армяно-азербайджанской войны в Нагорном Карабахе и в Чечне. МиГи успешно применялись в израильско-египетском конфликте (1970-1971), ирано-иракской войне (1980-1988), в долине Бекаа (1982), в войне в районе Персидского залива (1991-1993).
МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ
22 июня 1975 года на учебно-боевом МиГ-25ПУ С. Савицкая установила четыре женских рекорда высоты и скорости полета, включая женский мировой рекорд скорости 2683,44 км/час.
21 августа 1977 года летчик-испытатель А. Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полета 37 650 м. Всего на самолете данного типа установлено 29 мировых рекордов, из них три — абсолютные.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
14260warfor.me
Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 | Военное оружие и армии Мира
Потребность в истребителе-перехватчике, способном перекрыть самый короткий путь бомбардировщикам и ракетоносцам основного противника, была осознана еще в конце 1950-х. В конце 1960-х на вооружении уже имелось больше сотни специальных тяжелых перехватчиков Ту-128. Но полностью решить проблему атаки СССР через приполярные области удалось лишь создав МиГ-31.
Создание сверхскоростного и сверхвысотного перехватчика МиГ-25П значительно повысило мощь авиации ПВО, но отдельные слабые стороны этого, безусловно, выдающегося самолета уже в конце 1960-х годов стали очевидны как военным, так и конструкторам.
Ограниченные, несмотря на размеры антенны, возможности РЛС РП-25, неспособной селектировать цели на фоне земли и имеющей весьма умеренную дальность обнаружения даже крупных целей; ракеты Р-40, обеспечивающие атаку даже в самых выгодных условиях с дальности не более 35-40 км (и это при весе около 460 кг!) — все это совершенно не годилось для отражения массированного налета в приполярных областях.
«НЕМНОГО УЛУЧШЕННЫЙ» МИГ-25
Однако выдающиеся скорость и потолок МиГ-25 были слишком ценными завоеваниями, с которыми никто не хотел расставаться.
Новый дальний перехватчик решили создавать путем глубокой модернизации «25-го». Большая дальность и продолжительность полета (при ограниченном числе аэродромов и вынесении рубежа перехвата как можно дальше от границ), значительная дальность обнаружения и сопровождения целей (при слабой поддержке наземных РЛС, большая дальность пуска ракет и перехват целей в широком диапазоне высот — вот те условия, которыми должен был обладать авиационный ракетный комплекс перехвата для эффективных действий в Арктике.
Проработка облика нового перехватчика велась в КБ Микояна уже в конце 1960-х годов, а в 1972 году началось рабочее проектирование самолета Е-155МП под непосредственным руководством Ростислава Белякова, который вскоре возглавил ОКБ, передав свои полномочия Глебу Лозино-Лозинскому. 16 сентября 1975 года первый прототип под управлением Александра Федотова взлетел с аэродрома ЛИИ в Раменском. В 1977 году на авиазаводе № 21 в Горьком (Нижний Новгород) начался выпуск предсерийной партии машин, предназначенных для обширной программы испытаний. Хотя изначально будущий МиГ-31 задумывался как глубокая модернизация МиГ-25 (в Министерстве авиапромышленности надеялись на широкую унификацию, что позволило бы сэкономить огромные деньги), в реальности эти машины получились совершенно разными. Роднит их, пожалуй, лишь число двигателей, килей, высокая скорость и большой потолок. Огромный боевой потенциал МиГ-31 основывается на трех компонентах — двухконтурных ТРД с форсажной камерой Д-30Ф (обеспечивших высокую скорость не только на большой высоте, но и у земли), системе управления вооружением с РЛС РП-31 (Н007) «Заслон» (одновременное сопровождение до 10 целей и обстрел 4) и ракетах Р-33 большой дальности. Дальность стрельбы 120 км, приводимая для Р-33 во многих источниках, в действительности достижима лишь при одновременном сочетании как минимум двух условий — цель идет навстречу МиГ-31 и высота ее полета несколько или значительно меньше высоты перехватчика. Помимо РЛС, обеспечивающей МиГ-31 «дальним зрением», в некоторых условиях (например, при желании обеспечить скрытность слежения) используется поисково-следящая ИК-система на основе теплопеленгатора 8ТП (дальность обнаружения цели в идеальных условиях 50 км). Данные этой системы служат для целеуказания «тепловым» ракетам — средней дальности Р-40ТД и малой дальности Р-60М. Датчик ТП выпускается при необходимости из передней части фюзеляжа. Еще одной уникальной конструкцией, используемой МиГ-31, являются основные стойки шасси с нетрадиционным расположением колес — на качающейся тележке по разные стороны от стойки.
Предполагается, что такое решение даст возможность применять МиГ-31 с грунта, но в мирное время, разумеется, этого не делают.
ТЯЖЕЛАЯ СУДЬБА ТЯЖЕЛОЙ МАШИНЫ
Боевая служба МиГ-31 протекала без серьезных событий вплоть до развала СССР. К этому моменту 18 полков уже были боеготовыми или находились в процессе перевооружения. Россия, оставшаяся фактически единственным владельцем всего парка МиГ-31 (не считая 20 машин, доставшихся в Жана-Семей Казахстану), не смогла правильно распорядиться ни огромным потенциалом самолета (в середине 1990-х был закрыт проект МиГ-31 М), ни впечатляющим количеством этих дорогих и сложных машин. Налет летчиков падал, полки расформировывались, а самолеты, требующие ремонта, выводились на базы резерва. Таким образом, к 2012-2013 годам в строю оставалось лишь немногим более 100 самолетов — тогда как выпущено было 500 с лишним машин. Выпуск МиГ-31 (в варианте 31 Б) закончился в 1994 году, и единственным движением вперед стало бесконечно долгое создание модификации МиГ-31 БМ, отличающейся от предыдущих обновленными РЛС и СУВ (сопровождение до 10 целей, обстрел до 8), расширенными возможностями применения вооружения (в том числе противорадиолокационных ракет, ПКР и КАБ общим весом до 9000 кг) и частично стеклянными кабинами летчиков. Первые «БМ» были переданы в войска в 2011 году. К 2020 году планируется переоборудовать в «БМ» 60 самолетов, еще 30-40 продолжат службу в исходных вариантах (ДЗ и Б/БС).
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Тип: 2-моторный тяжелый перехватчик
- Двигатель: 2 х ТРДДФ «Соловьев» Д-30Ф6 тягой 93,1 кН (152 кН на форсаже) каждый
- Размеры, м:
— длина: 21,62
— высота: 6,5
— размах крыла: 13,45 - Вес, кг:
— пустого: 21 820
— взлетный: 39 150 - Технические характеристики:
— максимальная скорость, км/ч: 3000
— практический потолок, м: 20 600
— дальность, км: 1450 (на высоте 10 км), 3000 км с 2 ПТБ - Вооружение:
— пушка ГШ-6-23 калибра 23 мм (260 снарядов)
— до 4 ракет «воздух — воздух» большой дальности Р-33, на 4 точках подвески под фюзеляжем до 4 ракет
— до 4 ракет «воздух — воздух» малой дальности Р-60М на внутренних пилонах под крылом
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
9758warfor.me
МиГ-31 – наилучший истребитель-перехватчик мира — Энциклопедия безопасности
МиГ-31 (Е-155МП, по систематизации НАТО Foxhound – лисья гончая) русский/русский всепогодный двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик далекого радиуса деяния. Истребитель был разработан в ОКБ-155 (сейчас ОАО «РСК «МиГ»). Является первым русским самолетом, относящимся к 4-му поколению. Истребитель-перехватчик МиГ-31 предназначен для перехвата и следующего ликвидирования воздушных целей во всем спектре высот в хоть какой время суток в обычных и сложных метеорологических критериях. Самолет может отлично употребляться в критериях активного противодействия со стороны противника: внедрения активных и пассивных радиолокационных помех, также пуска неверных термических целей. Группа, состоящая из 4 истребителей-перехватчиков МиГ-31 способна держать под контролем воздушное место общей протяженностью по фронту в 800-900 км.По состоянию на 2011 год, по словам бывшего командующего ВВС Александра Зелина, в составе ВВС Рф находилось 252 истребителя МиГ-31. До 2020 года планируется провести модернизацию более 60 истребителей-перехватчиков до версии МиГ-31БМ. В текущее время истребители базируются на 7 авиабазах. Истребитель-перехватчик МиГ-31БМ – это модернизация самолета 1998 года для нужд ВВС Рф. В 2008 году был окончен 1-ый шаг муниципальных испытаний, длится 2-ой шаг. Модернизированная версия перехватчика получит новейшую БРЛС и систему управления вооружением, что дозволит обеспечить обнаружение воздушных целей на удалении до 320 км., также дозволит сразу аккомпанировать до 10 воздушных целей.
История сотворения
Работы над истребителем-перехватчиком МиГ-31 думали как модернизация уже имеющегося перехватчика МиГ-25П, который удачно преодолел муниципальные совместные (ГСИ) и войсковые тесты, проводимые в 1971-1972 годах, и смог зарекомендовать себя в качестве действенного и высокоскоростного истребителя-перехватчика системы ПВО. При всем этом создание многообещающего авиационного комплекса перехвата (АКП) последнего поколения, который получил обозначение С-155МП, было доверено ММЗ «Зенит» им. А. И. Микояна. Работы по данному проекту были начаты в согласовании с постановлением правительства СССР от 24 мая 1968 года.
При разработке нового комплекса решения ВПК и постановления правительства СССР существенно дополняли тактико-технические требования к новинке в области расширения боевых способностей, идеологии его боевого использования и т.д. Это добивалось внесения в конструкцию машины существенных корректив, также в проведение промышленных и летных испытаний, оценку боевых способностей истребителя-перехватчика. Принципным вопросом было встраивание нового комплекса в систему ПВО СССР с учетом всех многообещающих систем – сотворения воздушных средств управления и наведения, авиационной системы далекого перехвата, связи с наземными средствами.
Перед основным управлением вооружений и надлежащими частями ВВС страны была поставлена масштабная задачка разработки АКП С-155МП. Требовалось сделать полностью новейшую концепцию развития истребителя-перехватчика далекого радиуса деяния. Многие новые решения в данном комплексе воспринимались русской индустрией с огромным сопротивлением, в особенности это было приметно на шаге строительства опытнейшего эталона, когда нужно было подтвердить концепцию истребителя. С некой опаской к новаторствам относилось и командование войск ПВО, в интересах которого и создавался самолет.
Разработке опытнейшего эталона истребителя и его испытаниям уделялось очень огромное внимание как со стороны Министерств авиационной (МАП) и радиопромышленности (МРП), так и со стороны главкомата ПВО. Невзирая на это процесс шел довольно трудно, в особенности в части разработки системы управления вооружением (СУВ) «Заслон» и бортовой радиолокационной станции (БРЛС) «Заслон». 1-ый раз в истории мирового авиастроения в качестве антенны РЛС на истребителе-перехватчике было решено использовать фазированную антенную решетку (ФАР). Данное решение таило внутри себя массу заморочек, неожиданностей, техническое решение которых в критериях размещения на самолете было довольно проблематическим.
Исходя из способностей самолета, боекомплект которого ограничивался 4 ракетами большой дальности с полуактивным радиолокационным самонаведением, было принципиально воплотить возможность одновременного ведения огня по 4 целям (еще 2 ракеты Р-40Т(Д) представляли собой дополнительное вооружение). Потому что для атаки нужно было выбирать самые небезопасные, «приоритетные» цели, нужно было достигнуть того, чтоб количество сразу обнаруживаемых целей превышало 4. Верхний предел в 10 целей был определен суммой временных интервалов, нужных на их сопровождение и длительностью обзора зоны.
Величина зоны обзора истребителя-перехватчика должна была обеспечить просмотр места на 200 км. по горизонту. В таком случае 4 истребителей было бы довольно для прикрытия фронта шириной в 800 км. Согласно требованиям военных дальность обнаружения целей с ЭПР – действенной поверхностью рассеивания 19 квадратных метров (было аналогично более сложной цели для ПВО – высотному лазутчику SR-71) составляла 180-200 км., что было в пару раз больше, чем у хоть какого другого русского истребителя-перехватчика тех лет.
В 1969 году, подвергнув анализу все имеющиеся способности, руководители НИИ приборостроения им. Тихомирова приняли довольно смелое решение, которое было революционным для тех пор – создать антенну с электрическим сканированием. При всем этом для воплощения революционной идеи по введению в систему «Заслон» электрического сканирования нужно было создать ФАР – антенну принципно нового класса. Требования к новейшей РЛС не допускали каких-то компромиссов меж ее параметрами: они все были максимально высочайшими. При наименьшем энергопотреблении и массе ФАР должна была обеспечить высочайший коэффициент использования поверхности, владеть высочайшим быстродействием и низким уровнем фонового излучения.
В те годы многим мысль с установкой ФАР на истребитель-перехватчик казалась авантюрной. Но маршал Савицкий, который был несет ответственность за тесты и разработку комплекса отважился на этот шаг. В первый раз электрическое управление лучом было осуществлено на полномасштабном макете ФАР под индексом АР-2 в 1970 году, после этого последовало создание документации на опытнейший эталон РЛС. Тесты РЛС «Заслон» начались в 1975 году сначало на летающей лаборатории, а в 1976 году 1-ый МиГ-31, который был обустроен ФАР Б1.01 и СУВ «Заслон», был ориентирован в испытательный центр ВВС в городке Ахтубинске для проведения комплекса летных испытаний.
В декабре 1979 года муниципальные тесты комплекса С-155МП, которые проходили на базе ГНИКИ ВВС им. Чкалова, подошли к концу. Система СУВ «Заслон» в составе комплекса была принята на вооружение ВВС СССР 6 мая 1981 года, в тот же денек, когда фуррором закончились тесты ракеты Р-33 – основного вооружения истребителя-перехватчика МиГ-31. Работы над созданием ракеты проводились наряду с разработкой СУВ и БРЛС «Заслон».
Импульсно-доплеровская БРЛС с фазированной пассивной антенной решеткой (ФАР), которая вошла в состав СУВ «Заслон» и на сегодня обладает рядом уникальных черт. В составе «Заслона» в первый раз в мире применительно к авиационным БРЛС далекого деяния была на практике реализована трехканальная (канал подсвета, радиолокационный канал, система определения госпринадлежности) антенная система в виде моноблочной ФАР с резвой перестройкой положения луча в пространстве, также цифровое устройство с доплеровской узкополосной фильтрацией. Кроме этого в первый раз на борту русского истребителя в состав СУВ вошли дискретно-непрерывный подсвет, импульсно-доплеровская обработка сигналов, индикатор тактической обстановки, также особая вычислительная система с бортовой цифровой вычислительной машиной А-15А.
Описание конструкции
Истребитель МиГ-31 был близок к собственному предшественнику МиГ-25 и спроектирован по обычной аэродинамической схеме с трапециевидным высоко размещенным крылом, двухкилевым оперением, цельноповоротным стабилизатором. В планере самолета обширно использовались дюралевые и титановые сплавы. Планер истребителя-перехватчика МиГ-31 был на 50% выполнен из специальной нержавеющей стали, на 33% из дюралевых сплавов, на 16% из титана, еще 1% приходился на другие конструкционные материалы. На самолете МиГ-25 планер на 80% состоял из нержавеющей стали. Применяемые на МиГ-31 дюралевые сплавы владеют рабочей температурой до 150 градусов, а зоны с высочайшим кинетическим нагревом при полете на огромных сверхзвуковых скоростях выполнены с внедрением титана. Применение в большенном объеме титана и алюминия позволило понизить массу планера истребителя.
Воздухопоглотители движков – боковые, прямоугольного сечения, регулируются с помощью подвижных горизонтальных панелей. Горючее располагается в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 килевых баках – общая масса 17 330 кг. Дополнительно к этому на наружные подкрыльевые узлы могут подвешиваться еще 2 навесных бака на 2 500 л. каждый. Истребителе-перехватчики более поздних моделей выпуска, также модели МиГ-31Б и все следующие модификации дополнительно оснащаются системой дозаправки топливом в воздухе от самолетов-танкеров Су-24Т либо Ил-78. Истребители оснащаются Г-образной выдвижной штангой топливоприёмника.
На МиГ-31 были установлены два новейших на тот момент двухконтурных ТРДДФ Д-30Ф6 со смещением внутреннего и внешнего контуров за турбиной, регулируемым всережимным соплом створчатой конструкции и форсажной камерой. Движки развивали бесфорсажную тягу на уровне 9 270 кГс (91 кН) и форсажную тягу в 15 510 кГс (152 кН). Разработка данных движков была начата в 1972 году и велась под управлением П. А. Соловьева. Благодаря использованию данных движков самолет мог развивать наивысшую скорость на уровне 3 000 км/ч.
Вооружение истребителя-перехватчика состоит из УР большой дальности полета Р-33 (120 км), которые расположены конформно парами одна за другой на 4-х полуутопленных узлах наружной подвески под фюзеляжем истребителя, также УР средней дальности с ИК системой наведения на цель Р-40Т и УР малой дальности Р-60, Р-60М и Р-73 на 4-х подкрыльевых узлах подвески. Под фюзеляжем МиГ-31 была смонтирована шестиствольная 23-мм пушка ГШ-23-6 (боекомплект 260 снарядов). Скорострельность данной установки составляет 8 000 выстр./минутку. Амбразура артиллерийской установки в нерабочем положении запирается специальной створкой, которая понижает ЭПР самолёта и улучшает его аэродинамические свойства.
Тактико-технические свойства МиГ-31:
Размеры: размах крыла – 13,46 м., длина – 22,69 м., 5,15 м.
Площадь крыла – 61,6 кв. м.
Масса истребителя: обычная взлетная – 41 000 кг., наибольшая взлетная – 46 200 кг.
Тип силовой установки – 2 ТРДДФ Д-30Ф-6, тягой 15 500 кгс на форсаже (каждый)
Наибольшая скорость полета – 3 000 км/ч (на высоте 17 500 метров).
Практическая дальность полета – 2 150 км (без ПТБ), 3300 км (с ПТБ).
Практический потолок – 20 600 м.
Вооружение: 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23(260 патронов), 4 УР далекого радиуса деяния Р-33, 2 УР среднего радиуса деяния Р-40Т и 4 УР малого радиуса деяния Р-60, Р-60М и Р-73.
Экипаж – 2 человека.
Источники инфы:
-http://vpk-news.ru/articles/12777
-http://vpk-news.ru/articles/12691
-http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig31.html
-http://www.airbase.ru/sb/russia/mikoyan/mig/31
-http://ru.wikipedia.org
survincity.ru