Авиационные пушки. Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина

Авиационные пушки

В начале июля 1943 г. вышло постановление ГКО о разработке 45-мм автоматической пушки для вооружения истребителей. За разработку таких пушек взялись ОКБ-15 (главный конструктор Б.Г. Шпитальный) и ОКБ-16 (главный конструктор А.Э. Нудельман), уже много лет занимавшиеся конструированием авиационных пушек.

Грабин ранее никогда не занимался авиационными пушками, но на сей раз решил потягаться с признанными авторитетами. Название — Центральное артиллерийское КБ — обязывало, и Грабин действительно занялся всеми типами артиллерийских орудий, включая авиационные и морские.

В 1943—1944 гг. ЦАКБ создает проекты крупнокалиберных авиационных автоматических пушек: 57-мм С-10 и 45-мм С-20. Пушки имели почти одинаковое устройство, основным отличием была труба ствола. Обе пушки имели единую гильзу.

Автоматика пушек работала за счет энергии отката. Патрон из ленты в казенник проталкивался двумя толкателями. Накатник пружинный, тормоз отката — гидравлический.

Обе пушки имели дульный тормоз, выходящий на 139 мм за дульный срез трубы. Обе пушки помещались в единой люльке весом 45,5 кг, которая жестко крепилась к корпусу самолета.

Были изготовлены и прошли испытания опытные образцы пушек С-10 и С-20. Средний темп стрельбы у С-20 на испытаниях составил 140 выстрелов в минуту.

На вооружение пушки не поступили, и в 1946 г. работы по ним были прекращены.

Опытные экземпляры 45-мм пушки, разработанной в ОКБ-15, были испытаны на истребителе ЛаГГ-3, но до государственных испытаний не дошли. Нудельману повезло больше: его 45-мм пушки НС-45 в 1944—1945 гг. были выпущены малой серией (195 штук). Оснащенные ими истребители Як-9К довольно успешно действовали на фронте. Правда, почти всегда их прикрывали истребители, вооруженные 20-мм пушками.

В первые послевоенные годы руководство ВВС считало необходимым оснастить истребители ПВО мощными авиационными пушками калибра 45 мм и выше. Основным назначением крупнокалиберных пушек была борьба с американскими летающими крепостями, кроме того, такую пушку можно было использовать для борьбы с танками.

В 1947—1948 гг. в ОКБ-16 было создано несколько опытных образцов крупнокалиберных авиационных пушек. Среди них стоит отметить 57-мм автоматическую пушку Н-57 (ведущий конструктор Г.А. Жирных). Автоматика пушки работала на энергии отдачи при коротком ходе ствола. Вес пушки составлял 135—142 кг. По расчетам темп стрельбы должен был достигать 230 выстрелов в минуту, на испытаниях получили 257 выстрелов в минуту. Вес снаряда — 2,0 кг с начальной скоростью 600 м/с. На заводе № 535 в Туле изготовили малую серию пушек Н-57. Их испытали в воздухе на реактивном истребителе МиГ-9.

В 1943—1945 гг. в ОКБ-16 конструкторами С.Е. Рашковым, В.Е. Щенцовым и С.С. Розановым была создана автоматическая бикалиберная пушка РШР-57/45. Она имела два сменных ствола калибра 45 мм и 57 мм. Автоматика пушки работала на энергии отдачи при коротком ходе ствола.

Начальная скорость снаряда в 45-мм пушке была около 1000 м/с.

Пушка оказалась тяжелой, но автоматика работала надежно, и живучесть была хорошей.

В 1947 г. на заводе № 535 начали производство пушки, но после выпуска опытной серии прекратили. Летные испытания пушки РШР были проведены на самолете Ту-2 в 1947 г. Пушка была установлена в фюзеляже. На этом практическая работа над РШР была завершена.

Наконец, в ОКБ-16 была создана самая мощная, 76-мм пушка НС-76. Автоматика ее работала за счет отдачи при коротком ходе ствола. Питание — ленточное, лента металлическая. Пушка испытывалась только на земле. Работы над пушкой были прекращены после испытаний первого опытного образца, несмотря на надежную работу автоматики.

В 1946 г. ЦНИИ-58 вступило в соревнование с ОКБ-16, спроектировав несколько пушек системы В14: 76-мм пушку В14-111, 57-мм пушку В14-112 и 37-мм пушку В14-113.

Пушка В14-113 планировалась для подвижных установок на бомбардировщиках; пушка В14-112 и В14-111 предназначались для жесткой установки на истребителях, бомбардировщиках и штурмовиках.

В автоматике 37-мм пушки В14-113 был применен принцип короткого хода ствола с ускорительным продольноскользящим поршневым затвором, причем все операции производились за счет энергии отдачи. Надежность обеспечивалась принудительным действием подвижных частей пушки.

Автоматика 57-мм пушки В14-112 была основана на принципе короткого хода ствола. Пушка имела тяжелый затвор, связанный с гидротормозом, и рычажное запирание. Все операции производились за счет энергии отдачи затвора.

Обе пушки имели ленточное питание с рассыпными звеньями и пневматическую перезарядку и не имели дульных тормозов. Тормоза отката — гидравлические, накатники — пружинные.

К 1949 г. было изготовлено три опытных образца В14-113 и начаты их заводские испытания. В боекомплект пушки входил только один тип снаряда — осколочно-фугасный зажигательный трассирующий (ОФЗТ), созданный в ЦНИИ-58. В ходе наземных стрельб 37-мм снаряд ОФЗТ показал хорошие результаты. На дистанции 600 м отклонение от вертикали составляло 0,17 м, а боковое отклонение — 0,16 м. Дальность трассирования — 1100 м. По заключению комиссии при попадании снаряда ОФЗТ в бомбардировщик Пе-2 он гарантированно выводил его из строя.

К 1949 г. был изготовлен один экземпляр 57-мм пушки В14-112, который поступил на испытания. В ЦНИИ-58 для В14-112 был создан один тип боеприпаса — снаряд ОФЗТ. С декабря 1948 г. опытная партия 57-мм выстрелов со снарядами ОФЗТ проходила наземные государственные испытания.

На вооружение ни одна из пушек типа В14 так и не поступила.

В 1947—1948 гг. в ЦНИИ-58 разработали две еще более мощные авиационные пушки — 57-мм В-7031 и 65-мм 0904.

Пушка В-7031 обладала гораздо большей мощностью, чем упомянутая уже В14-112. Если у пушки В14-112 двухкилограммовый снаряд имел начальную скорость 555 м/с, то у новой пушки снаряд весом 2,93 кг обладал начальной скоростью 965 м/с. Таким образом, баллистика В-7031 была близка к баллистике 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2.

Автоматика В-7031 была основана на принципе короткого хода ствола с продольно-скользящим поршневым затвором, причем все операции производились за счет энергии отдачи. Питание пушки ленточное с рассыпными звеньями. Перезаряжание пушки пневматическое. Пушка была снабжена дульным тормозом, поглощавшим до 55% энергии отдачи.

Для В-7031 в ЦНИИ-58 было специально создано два выстрела: со снарядом ОФЗТ и со снарядом БРЗТ (бронебойный зажигательный трассирующий).

В 1948 г. были проведены заводские испытания двух опытных образцов 57-мм пушки В-7031 в объеме 2100 выстрелов. В 1949 г. третий образец пушки прошел контрольные испытания в НИИ ВВС.

Работы над 65-мм автоматической авиационной пушкой 0904 были начаты в 1947 г. Автоматика пушки 0904 была основана на принципе короткого хода ствола с ускорительным продольно-скользящим поршневым затвором, причем все операции производились за счет энергии отдачи. Питание пушки ленточное с рассыпными звеньями. Перезаряжание пушки пневматическое. Пушка была снабжена дульным тормозом, поглощавшим до 46% энергии отдачи. Пушка 0904 представляла собой наложение 65-мм ствола на люльку 57-мм пушки В-7031 и имела до 80% общих деталей.

Для 65-мм пушки 0904 в ЦНИИ-58 было создано два выстрела: со снарядом ОФЗТ и со снарядом БРЗТ.

В 1948 г. были изготовлены и прошли заводские испытания два опытных образца пушки 0904. В 1949 г. один образец был направлен на полигонные испытания в НИИ ВВС.

В ходе испытаний 65-мм снарядов ОФЗТ и БРЗТ выяснилось, что они полностью удовлетворяют тактико-техническим требованиям ВВС. При стрельбе снарядом ОФЗТ на дистанцию 600 м вертикальное отклонение составляло 0,2 м, а боковое — 0,22 м. Время трассирования — 6 с. Бронепробиваемость достигала 20 мм, но при модернизации взрывателя можно было получить и 25 мм.

Кучность стрельбы 65-мм снарядом БРЗТ оказалась еще выше: 0,16 и 0,19 м соответственно. На дистанции 600 м снаряд пробивал 60 мм брони при угле встречи 30°. Таким образом, этот снаряд мог сверху пробить броню любого танка того времени.

На вооружение пушки В-7031 и 0904 так и не поступили. Наступила эра околозвуковых и сверхзвуковых реактивных самолетов, которым такие мощные пушки были не нужны.

В 1948 г. в ЦНИИ-58 начались работы над 100-мм авиационной автоматической пушкой В-0902. Ее предполагалось ставить на самолеты-бомбардировщики типа Ту-2 и Ту-4, которые собирались переделать в истребители. Естественно, ни винтомоторные (Як-3, JIa-5, Ла-7, Ла-9 и др.), ни реактивные (Як-15, МиГ-9 и др.) истребители физически не могли нести эту пушку из-за ее веса и отдачи.

По некоторым источникам, на решение о разработке 57-мм, 65-мм и 100-мм авиационных пушек существенно повлияли данные разведки о создании в США мощных крупнокалиберных автоматических авиационных пушек. Позже выяснилось, что это была дезинформация.

Автоматика 100-мм пушки В-0902 — механического типа с длинным ходом ствола, при этом все операции производились принудительно за счет энергии отдачи. Пушка оснащалась мощным дульным тормозом, поглощавшим 65% энергии отдачи. Удалось сделать пушку компактной за счет рационального размещения всех ее агрегатов. Питание магазинное безленточное. В магазине помещалось 15 унитарных патронов.

Управление огнем пушки и пневмоперезарядкой велось из кабины летчика.

Вес пушки без коробки питания составляла 1350 кг. Темп стрельбы — 30,5 выстрела в минуту. Усилие отдачи — 5 тонн (49,5 кН).

В 1948 г. был изготовлен опытный образец пушки В-0902 и проведены ее заводские испытания. В 1949 г. по результатам стендовых испытаний и отладочных стрельб (наземных) проводилась конструктивная доработка опытного образца. К концу года образец был подготовлен к летным испытаниям. Однако документов о проведении летных испытаний автору найти не удалось.

Для пушки В-0902 в ЦНИИ-58 специально были созданы три выстрела: со снарядом ФЗТ, со снарядом БРЗТ и с дистанционной гранатой.

Патрон со снарядом ФЗТ (фугасный зажигательный трассирующий) имел вес 27 кг и длину 990 мм. Вес метательного заряда составляла 4,47 кг, благодаря чему снаряд имел начальную скорость 810 м/с, давление в канале 2850 кг/см2 (280 МПа). Сам снаряд весом 13,9 кг содержал 1,46 кг взрывчатого вещества.

Судя по дистанции испытаний, эффективная дальность стрельбы снаряда ФЗТ составляла 1000—1200 м.

Патрон со снарядом БРЗТ имел вес 27,34 кг и длину 956 мм. Вес метательного заряда составлял 4,55 кг, и снаряд получал начальную скорость 800 м/с. Сам снаряд весом 14,2 кг содержал немного взрывчатого вещества (0,1 кг). Взрыватель донный МД-8. Время трассирования 5 с. В ходе испытательных стрельб снаряд БЗРТ на дистанции 600 м пробивал 120-мм броню (при угле встречи 30°).

Для стрельбы по воздушным целям была создана 100-мм дистанционная граната с убойно-зажигательными элементами. Вес фанаты 15,6 кг. Граната содержала 0,605 кг взрывчатого вещества (вышибной заряд) и 93 убойно-зажигательных элемента весом от 52 до 61 г каждый. Снаряд оснащался дистанционной трубкой ВМ-30. В 1948—1949 гг. были испытаны опытные партии гранат с унитарным и кольцевым расположением убойно-зажигательных элементов. Для проверки эффективности действия осколков и их «зажигательной способности» были проведены наземные стрельбы по самолетам.

100-мм пушка В-0902 стала самой мощной автоматической авиационной пушкой не только в СССР, но и, по-видимому, в мире. С технической точки зрения это был шедевр инженерной мысли. Беда лишь в том, что она опоздала лет на пять. В 1944—1945 гг. скоростной бомбардировщик с поршневым двигателем мог из нее практически безнаказанно расстреливать летящие плотным порядком летающие крепости Б-17 и Б-29 с дистанции 1 км и больше. Но появление реактивных истребителей кардинально изменило тактику воздушного боя, и тяжелые авиационные пушки потеряли всякое значение, по крайней мере для стрельбы по самолетам.

Давно умерли, не оставив потомкам мемуаров, конструкторы ЦНИИ-58, и теперь можно только гадать, почему Грабин сосредоточил свое внимание исключительно на мощных крупных авиационных пушках. Ведь опыт Второй мировой войны показал, что самое эффективное оружие для воздушного боя имело калибр 30 мм. Почему Грабин не взялся довести 30-мм германские пушки МК-103 и МК-108 и создать новую баллистику 30-мм пушки? Почему он не начал конструировать сверхскорострельные двухствольные пушки или пушки револьверного типа? Ведь подробные сведения об устройстве двухствольного пулемета Гаста были опубликованы еще в довоенных и, кстати, открытых, трудах академика Благонравова. А образцы 30-мм германских револьверных пушек MG-213C с темпом стрельбы 1500 выстрелов в минуту оказались в качестве трофеев у Красной Армии. Увы, эти идеи использовали другие советские конструкторы. Нудельман занялся револьверными пушками, а Грязев и Шипунов — двухствольными пушками Гаста и шестиствольными Гатлинга.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Авиационная пушка Владимирова В-20/В-23 — Альтернативная История

Начало Великой Отечественной войны советская авиация встретила, имея на вооружении, по сути, три типа авиационных стрелковых систем – 7.62-мм ШКАС, 12.7-мм УБ и 20-мм пушку ШВАК. Если в отношении пулеметов особых нареканий не возникало, за исключением низкой надежности только что принятого на вооружение пулемета УБ, работы по доводке которого продолжались уже на ходу, то по пушке ШВАК вопросов было много. В период освоения пушки Шпитального-Владимирова во второй половине 30-х годов, вокруг нее разгорались нешуточные страсти. Критике со стороны руководства ВВС подвергался слабый снаряд, излишняя сложность конструкции. Однако на начало войны проявилась еще одна проблема, которую, как говорится, не ждали. И связана она была с хроническим недобором мощности отечественных авиадвигателей. Собственно, двигателестроение никогда не было сильной стороной советского авиапрома, но в ходе войны, в условиях нехватки квалифицированных рабочих, проблем с качественным металлом и ГСМ, недобор паспортной мощности авиамоторов превратился в серьезную проблему. Как следствие, чтобы сохранить конкурентоспособность советской авиации в воздухе, приходилось предельно облегчать наши истребители. Сделать это можно было двумя способами – капитальной переработкой конструкции с переходом на цельнометаллический силовой набор и отказом от части носимого оборудования. Реализовать первое не было никакой возможности – с производством алюминиевых сплавов в СССР военного времени были большие проблемы, и вплоть до налаживания стабильных поставок лендлизовского алюминия со второй половины 1943 года древесина была основным конструкционным материалом в отечественном авиапроме. Оставался второй вариант – отказ от части авиационного оснащения, среди которого немалый процент драгоценных килограммов съедало вооружение.

И именно тут выяснилось, что основа вооружения советских истребителей – пушка ШВАК весит слишком много – в моторном исполнении аж целых 55 кг, боекомплект с патронным ящиком добавлял еще столько же. Чтобы облегчить конструкцию Яков и ЛаГГов, приходилось жертвовать синхронными пулеметами, что делало и без того не выдающееся вооружение откровенно слабым.

Все эти проблемы и связанные с ними массо-габаритные недостатки пушки ШВАК вкупе с ее очевидными достоинствами в виде высокой скорострельности более других осознавал главный разработчик ее Семён Владимирович Владимиров – именно ему пришлось реализовывать идеи Шпитального во время работы в Ковровском КБ-2. Поэтому уже в начале 1942 года Влидимиров по собственной инициативе взялся за разработку принципиально новой 20-мм авиапушки.

Анализ конструкции ШВАКа показал, что наибольшую экономию в массе с возможностью сохранения высокой скорострельности можно достичь при изменении схемы газоотводной автоматики на принцип короткого отката ствола: это позволяло не только отказаться от достаточно массивных газоотводной трубки, газового поршня с газовым регулятором, но и изрядно упростить технологию. Конечно, едва ли это позволяло достичь скорострельности ШВАКа, но обеспечить ее вполне приемлемый уровень было возможно. Для этого группа разработчиков КБ-2, в состав которой кроме С.В. Владимирова входили также А.П. Финогенов, П.П. Протасов и К.М. Кустов, отказалась от заднего шептала, применив принцип стрельбы с закрытого затвора – то есть, перед началом стрельбы патрон уже оказывался дослан в патронник заранее, после окончания предыдущей очереди. Такая схема позволяла поднять также темп стрельбы в синхронном варианте, при котором системы, работавшие с открытого затвора, изрядно теряли в скорострельности.

В четвертом квартале 1942 года группа С.В. Владимирова предъявила на испытания опытный образец,  так называемую «макет-пушку» с внутризаводским обозначением «АПВ» – автоматическая пушка Владимирова, или «образец 19/4».

Сравнение изделия «АПВ» с серийным ШВАКом выглядело весьма впечатляющим. Так, было отмечено, что пушка Владимирова обладает простотой конструкции, позволяющей быстро освоить пушку как в производстве, так и при эксплуатации;

Экономичность изготовления за счет меньшего количества деталей – 102 против 280 у ШВАК и технологической простоты их изготовления; меньшей массы заготовок – 94 кг против 270 кг у ШВАК;

Удобство для осмотра и ремонта.

Группе С.В. Владимирова удалось вдвое снизить массу оружия по сравнению со ШВАК, уложившись в рекордные 28 кг. Кроме того, при использовании штатных ШВАК-овских патронов 20×99R со штатными звеньями ленты, удалось добиться меньшего усилия отдачи.

Авиапушка С.В. Владимирова В-20 (АПВ). Вверху вид справа и слева синхронной версии, внизу крыльевая

В ноябре-декабре 1942 года пушка «АПВ» была подвергнута испытанию стрельбой большим количеством патронов, показав темп стрельбы, достигавший 650–740 выстр/мин – конечно, ниже, чем у ШВАК, но все же вполне приличный.  При этом, даже с наземного станка, без охлаждения набегающим потоком воздуха, характерным для авиационного оружия, была отмечена удовлетворительная надежность и живучесть деталей пушки.

По сути, единственным серьезным нареканием было самопроизвольное воспламенение патрона, находящегося в разогретом патроннике после длительной стрельбы. Это была беда практически всех автоматических систем, работающих с закрытого затвора.

В начале 1943 года впервые пушка «АПВ» получила в документах обозначение В-20.

Как уже отмечалось выше, пушка В-20 работала за счет автоматики короткого отката ствола, величина которого составляла 30 мм, ход затвора 197 мм. Ствол длиной 1645 мм (общая длина пушки 2055 мм) мог оснащаться ускорителем стрельбы, совмещенным с пламегасителем. Запирание затвора поршневое, осуществлялось поворотом боевой личинки затвора. Питание ленточное двухстороннее. Перемена направления подачи ленты осуществлялось  перестановкой приемника пушки с одной стороны затворной рамы на другую, поворотом ползуна на обратную сторону и установкой нового движка подачи. Патронная лента подается при движении затвора в заднее положение. Гильзы отражаются вперед-вниз очередным патроном, последняя гильза отражается рычагом подачи патрона, выполняющего в этом случае роль отражателя.

Основные части пушки В-20 – боевая пружина и ударник смонтированы в боевой личинке затвора. Перед открытием огня подвижные части находятся в крайнем переднем положении, а патрон в патроннике. Механизма, удерживающего подвижные части оружия в заднем положении, пушка не имеет.

Первые версии пушки В-20 были разработаны в исполнении для синхронной и крыльевой установки. Перевод пушки из синхронного варианта в крыльевой и обратно осуществлялся посредством замены деталей в спусковом механизме.

В апреле–мае 1943 года на испытания поступила более мощная танковая версия пушки В-20, обозначенная «ТПВ». Длина ее была уменьшена по сравнению с В-20 до 1656 мм, подача ленты сохранена только правая, но при этом группа С.В. Владимирова вместо штатного ШВАК-овского патрона использовала более мощный опытный патрон 20×114 мм, позволявший сохранить высокую начальную скорость бронебойного снаряда массой 122 грамма, достигавшую 900 м/с. Этот же патрон планировался для разработанного зенитного автомата на базе В-20, который планировалось оснастить стволом длиной 1860 мм, при котором начальная скорость ожидалась в районе 980 м/с.

Экспериментальный патрон 20×114 танковой версии пушки Владимирова «ТПВ»

Однако понятно, что о внедрении в производство нового патрона в условиях тотальной войны не могло идти речи, и проект мощного 20-мм автомата остался в прототипе.

В июле 1944 года на испытания НИИ ВВС была предъявлена турельная версия пушки В-20 с укороченным до 1252 мм стволом и измененным спусковым механизмом. Масса турельного варианта была уменьшена до 25,4 кг.

Одновременно, пара синхронных пушек В-20 была установлена на истребитель Ла-5ФН з/н 1015 и успешно прошла испытания в период октября 1943 – марта 1944 года.

Пара синхронных пушек В-20 на истребителе Ла-5ФН серийный номер 1015

Любопытно, что с 1942 года, то есть практически параллельно с пушкой В-20 Владимирова, в ОКБ-15 Б.Г. Шпитальным была разработана своя версия легкой авиапушки Ш-20 или иначе ША-20, практически полный клон изделия С.В. Владимирова. Автоматика Ш-20 также использовала короткий откат ствола, аналогичная конструкция приемника с двухсторонней подачей ленты. В пушке Ш-20 Шпитальному удалось уложиться в ту же примерно массу, что и Владимирову, но при этом пушка Ш-20 была несколько короче – 1612 мм против 1664 мм у турельной В-20. Да и темп стрельбы Ш-20 значительно уступал изделию Владимирова, составляя лишь 660 выстр/мин.

Конечно, часто бывает, что разные разработчики параллельно, независимо друг от друга приходят к одинаковым техническим решениям, которые рождают удивительно похожих клонов. Но что-то подсказывает, что схожесть конструкций пушек Ш-20 и В-20 – не тот случай.

По всей видимости, С.В. Владимиров, будучи соавтором Б.Г. Шпитального по ШВАКу, имел возможность наблюдать судьбу конкурентов последнего, и, вполне возможно, поделился с ним идеей, дабы «подстелить соломки».

Шпитальный приложил максимум усилий, чтобы протащить свою Ш-20 в серию. Экспериментальные образцы устанавливались на штурмовике Ил-10 и опытных Ил-6 и Ил-1, но, видимо, достичь приемлемой надежности так и не смог.

К сожалению, и пушка В-20 также не стала серийной. Тендер 1944 года на новую авиапушку выиграла разработка М.Е. Березина Б-20, которая оказалась чуть легче, стреляла чуть быстрее и, самое главное, сохраняла конструктивную преемственность с серийным пулеметом УБ, что в условиях военного времени при налаживании серийного производства имело решающее значение.

Неудачно сложилась судьба и 23-мм варианта пушки С.В. Владимирова В-23, которая проходила сравнительные испытания в 1944 году в моторном и синхронном исполнении с аналогичной Ш-23 Шпитального ОКБ-15 и НС-23 Нудельмана и Суранова ОКБ-16. Все эти системы были разработаны под новый патрон 23×115 мм. Опять же, пушка НС-23 оказалась чуть лучше изделия Владимирова, к тому же строилась вокруг серийной 37-мм НС-37, освоенной промышленностью. В результате НС-23 стала основой послевоенного авиавооружения советской авиации.

23-мм авиапушка В-23

И все же пушка В-20 получила свое развитие в крупнокалиберном пулемете КПВ калибра 14.5 мм, который являлся смасштабированным вариантом авиапушек. Чудовищно мощный КПВ стал основным нашим крупнокалиберным пулеметом на долгие годы, благополучно дожив на вооружении до настоящего времени.

 

Модификация

В-20 синхронная, крыльевая

В-20 турельная

В-23

Калибр, мм

20

20

23

Тип автоматики

Короткий откат ствола

Масса, кг

28,65

25,4

42

Длина, мм

2055 (с учетом пламегасителя 2265)

1664

2200

Длина ствола, мм

1645

1252

 
Темп стрельбы, выстр/мин

740

730

500–550

Начальная скорость пули, м/с

790–815

760–800

610–700

Емкость магазина

лента

лента

лента

Масса снаряда, г

96–99

96–99

175–200

Тип боеприпаса

20×99R

20×99R

23×115

alternathistory.com

Опытная авиационная пушка В-0902 КБ Грабина (СССР. 1948-1949 год)

В 1948 году Василий Гаврилович Грабин приступил к разработке 100-мм авиационной автоматической пушки. Новому орудию был присвоен индекс В-0902. Его планировалось устанавливать на бомбардировщики Ту-2 и Ту-4. Автоматика пушки механического типа с длинным ходом ствола. Все операции производились за счёт энергии отдачи. Пушка оснащалась мощным дульным тормозом, который поглощал 65 % энергии отдачи. Питание орудия магазинное. В 1949 году были проведены стендовые испытания. Началась подготовка к лётным испытаниям. Но в итоге работы по 100-мм пушке были свёрнуты. Она оказалась шедевром конструкторской мысли, но уже не отвечала изменившейся тактике воздушного боя. Появление реактивных самолётов изменило баланс сил. Начался переход к ракетной технике. Коллектив Грабина вёл разработку твердотопливного варианта зенитной ракеты для комплекса «Круг», но и эта разработка осталась опытной …
Удалось сделать пушку компактной за счет рационального размещения всех ее агрегатов. Питание магазинное безленточное. В магазине помещалось 15 унитарных патронов.

Управление огнем пушки и пневмоперезарядкой велось из кабины летчика.

Вес пушки без коробки питания составляла 1350 кг. Темп стрельбы — 30,5 выстрела в минуту. Усилие отдачи — 5 тонн (49,5 кН).

В 1948 году был изготовлен опытный образец пушки В-0902 и проведены ее заводские испытания. В 1949 году по результатам стендовых испытаний и отладочных стрельб (наземных) проводилась конструктивная доработка опытного образца. К концу года образец был подготовлен к летным испытаниям. Однако документов о проведении летных испытаний автору найти не удалось.

Для пушки В-0902 в ЦНИИ-58 специально были созданы три выстрела: со снарядом ФЗТ, со снарядом БРЗТ и с дистанционной гранатой.

Патрон со снарядом ФЗТ (фугасный зажигательный трассирующий) имел вес 27 кг и длину 990 мм. Вес метательного заряда составляла 4,47 кг, благодаря чему снаряд имел начальную скорость 810 м/с, давление в канале 2850 кг/см2 (280 МПа). Сам снаряд весом 13,9 кг содержал 1,46 кг взрывчатого вещества.

Судя по дистанции испытаний, эффективная дальность стрельбы снаряда ФЗТ составляла 1000—1200 м.

Патрон со снарядом БРЗТ имел вес 27,34 кг и длину 956 мм. Вес метательного заряда составлял 4,55 кг, и снаряд получал начальную скорость 800 м/с. Сам снаряд весом 14,2 кг содержал немного взрывчатого вещества (0,1 кг). Взрыватель донный МД-8. Время трассирования 5 с. В ходе испытательных стрельб снаряд БЗРТ на дистанции 600 м пробивал 120-мм броню (при угле встречи 30°).

Для стрельбы по воздушным целям была создана 100-мм дистанционная граната с убойно-зажигательными элементами. Вес фанаты 15,6 кг. Граната содержала 0,605 кг взрывчатого вещества (вышибной заряд) и 93 убойно-зажигательных элемента весом от 52 до 61 г каждый. Снаряд оснащался дистанционной трубкой ВМ-30. В 1948—1949 гг. были испытаны опытные партии гранат с унитарным и кольцевым расположением убойно-зажигательных элементов. Для проверки эффективности действия осколков и их «зажигательной способности» были проведены наземные стрельбы по самолетам.

100-мм пушка В-0902 стала самой мощной автоматической авиационной пушкой не только в СССР, но и, по-видимому, в мире. С технической точки зрения это был шедевр инженерной мысли. Беда лишь в том, что она опоздала лет на пять. В 1944—1945 гг. скоростной бомбардировщик с поршневым двигателем мог из нее практически безнаказанно расстреливать летящие плотным порядком летающие крепости Б-17 и Б-29 с дистанции 1 км и больше. Но появление реактивных истребителей кардинально изменило тактику воздушного боя, и тяжелые авиационные пушки потеряли всякое значение, по крайней мере для стрельбы по самолетам.

По некоторым источникам, на решение о разработке 57-мм, 65-мм, 76-мм и 100-мм авиационных пушек существенно повлияли данные разведки о создании в США мощных крупнокалиберных автоматических авиационных пушек. Позже выяснилось, что это была дезинформация.

raigap.livejournal.com

Авиационная пушка Википедия

Авиапушка ГШ-30-1

Авиапушки — автоматические пушки, адаптированные либо специально спроектированные для применения на летательных аппаратах.

Отличительными особенностями авиационных пушек является их малый вес, высокая скорострельность, компактность и относительно небольшой калибр (до 45 мм). Исключение составляют редкие авиационные пушки среднего и крупного калибра, основанные на безоткатной (динамореактивной) схеме. Например, 76,2-мм пушками АПК-4 был вооружены советские истребители И-12 и И-Z, 105-мм гаубицей вооружен американский Lockheed AC-130.

Разновидности[ | ]

Кормовая установка бомбардировщика Ту-95 с пушками АМ-23

Авиационные пушки имеют несколько разновидностей по месту и способу размещения:

  • турельные — устанавливаемые в турельной установке;
  • крыльевые — устанавливаемые в крыльях самолёта;
  • хвостовые (кормовые) — устанавливаемые в хвосте самолёта, для защиты задней полусферы;
  • Фюзеляжные — устанавливаемые в фюзеляже; могут быть направленными вниз (обычно у штурмовиков), вверх или вбок.
  • синхронные — устанавливаемые на фюзеляже самолёта и стреляющий вперёд через винт, при помощи синхронизатора.

Конструкции[ | ]

6-ствольная авиапушка M61 Vulcan Стрелки возле 105-мм орудия М102 на борту самолета Lockheed AC-130, на заднем плане 40-мм пушка
  • одноствольные
  • многоствольные

Виды боеприпасов[ | ]

Основным фактором, влияющими на выбор боеприпасов для авиапушек является тип поражаемых целей. Авиационные цели обладают целым рядом специфичных особенностей, в частности: высокие скорости и малые размеры целей уменьшают вероятность попадания, что приводит к необходимости применения высокого темпа стрельбы и высокой начальной скорости снарядов, более слабое, чем у наземной техники, бронирование снижает требование по бронепробиваемости, большое количества топлива на борту целей увеличивает значимость зажигательных снарядов. Для поражения авиационных целей используются, в основном, осколочно-фугасные и бронебойно-зажигательные снаряды.

Наземные цели (танки, бронетранспортёры), характерные для штурмовиков и ударных

ru-wiki.ru

Авиационные пушки

Слоняра 11-06-2005 18:32

АВИАЦИОННЫЕ ПУШКИ

Среди средств вооружения боевых самолетов и вертолетов авиационным пушкам за рубежом отводится особое место. Такому отношению они обязаны следующими своими специфическими свойствами: универсальностью применения, то есть способностью достаточно эффективно действовать как по наземным, так и по воздушным целям; постоянной готовностью к стрельбе; неподверженностью воздействию радиоэлектронных помех; медленным моральным старением. В качестве примера последнего утверждения приводится американская 20-мм шестиствольная пушка ‘Вулкан’, созданная в начале 60-х годов и до сих пор состоящая на вооружении. За все это время она не претерпела заметных конструктивных изменений.
Несмотря на бурное развитие управляемых ракет различных классов, которые, как правило, имеют узкую специализацию по типам поражаемых целей и условиям применения, авиационные пушки сохраняют и еще достаточно длительное время будут удерживать свои прочные позиции. Вместе с тем изменение характеристик целей, связанных прежде всего с увеличением их прочности и повышением маневренности, заставляет иностранных конструкторов искать пути обеспечения высокой эффективности авиационных пушек в новых условиях.
Наиболее заметное влияние на техническую политику в области зарубежного авиационного пушечного вооружения оказывают американские фирмы ‘Дженерал электрик’ и ‘Макдон-нелл Дуглас’, английская ‘Ройял орднанс’, западногерманская ‘Маузер’, французское промышленное объединение ЖИАТ и швейцарская фирма ‘Эрликон’. Каждая из этих компаний имеет свои базовые конструкции пушек, которых они придерживаются и в новых разработках, вводя в них определенные усовершенствования. Особенности этих конструкций будут описаны ниже после изложения некоторых общих положений.

Общие положения. Все авиационные пушки являются автоматическими. Для обеспечения автоматической стрельбы необходимо в каждом цикле выполнять следующие операции: подачу (доставку патрона в ствольную коробку), досылание (подачу патрона в патронник), запирание (закрытие канала ствола со стороны ствольной коробки), выстрел (воспламенение порохового заряда и разгон снаряда в стволе), экстракцию (извлечение и удаление стреляной гильзы). Вышеперечисленные операции фактически определяют основные части пушки: система подачи; ствольная коробка; патронник,» ствол; затвор или запирающий механизм, выполняющий функции досылания, запирания и экстракции; механизм воспламенения пороха. Работу автоматики пушки обеспечивает специальная система, называемая энергоприводом. Привод может быть внутренним, то есть использующим энергию выстрела, или внешним, от постороннего источника. При описании авиационных пушек обычно применяются несколько основных характеристик: калибр (мм), масса снаряда (г), дульная или начальная скорость снаряда (м/с), скорострельность или темп стрельбы (выстр./мин), масса пушки (кг). Для оценки конструктивного совершенства и технологического уровня пушек рассчитывают составные показатели, то есть дульную энергию снаряда (половина произведения массы снаряда на квадрат его дульной скорости), дульную мощность (произведение дульной энергии на темп стрельбы), удельную дульную мощность (отношение дульной мощности к массе пушки).
Считается, что эти показатели характеризуют пушку как устройство для метания снарядов, но не полностью определяют ее эффективность, поскольку не учитывают поражающего действия боеприпасов и их внешнебаллистических характеристик. Поэтому на более высоком уровне при определении целесообразности той или иной разработки авиационные пушки оцениваются по критерию ‘стоимость/ эффективность’ (С/Э), для вычисления которого пользуются следующей формулой:

C/Э = (А*В)/Y

где А — вероятность поражения цели; В — техническая надежность;
Y — приведенная стоимость.


Ниже приводится влияние отдельных конструктивных параметров пушек на составляющие показателя С/Э. Скорострельность. Зависимость вероятности поражения от скорострельности практически линейна при малых значениях темпа и несколько ослабляется с дальнейшим его возрастанием (рис. 1).


Слоняра 11-06-2005 18:34

Поэтому повышение скорострельности необходимо для наращивания эффективности пушек. Величина темпа стрельбы зависит от длительности выполнения основных операций и степени их совмещения. Длительность операций ограничивается предельными скоростями перемещения подвижных частей, участвующих в работе автоматики пушки, и скоростями их соударения, которые определяются механической прочностью используемых материалов. В эти ограничения вносит свою лепту и ствол, для которого критическим является тепловой режим, оказывающий сильное влияние на его механическую и эрозионную стойкость. Для ослабления вредных эффектов при изготовлении стволов используются материалы с высокой термостойкостью, специальные методы тепловой обработки, покрытие внутренней поверхности ствола износостойкими составами.
В рамках достигнутых прочностных пределов возможность получения высокой скорострельности связана с использованием прогрессивных конструктивных решений, обеспечивающих совмещение основных операций. По конструктивным особенностям авиационные пушки принято объединять в три крупные группы, в которых по-разному сбалансированы потенциальные возможности ствола и затворного механизма (рис. 2):

— Одноствольные пушки с одним патронником, или так называемой ‘классической схемы’, имеют внутренний энергопривод, использующий энергию пороховых газов (газовый привод) либо энергию отдачи (механический). Темп стрельбы в последних ограничивается затворным механизмом, а потенциальные возможности ствола используются не полностью. Пушки с газовым приводом позволяют достичь более
высокой скорострельности в основном благодаря тому, что в работу автоматики они вовлекают детали с общей меньшей массой. Считается, что в них возможности ствола и затвора хорошо сбалансированы;
— Пушки револьверного типа отличаются тем, что в них на один ствол приходится несколько патронников. Такая схема позволяет совмещать сразу несколько операций, например выстрел с досыланием патрона в один свободный патронник и экстракцией гильзы из другого, а также подачу патрона с запиранием канала ствола при повороте блока патронников. При этом скорострельность определяется быстродействием револьверного механизма, ствол в ней перегружен. Энергопривод обычно внутренний, газовый;
— Многоствольные пушки с вращающимся блоком стволов (схема Гатлинга) также относятся к хорошо сбалансированным конструкциям, в них все необходимые операции выполняются за один оборот блока стволов. Для его вращения обычно используется внешний электрический привод. Скорострельность многоствольных агрегатов может варьироваться в достаточно широких пределах и достигать очень высоких значений за счет изменения количества стволов. Схеме Гатлинга свойственна одна особенность — относительно длительные фазы выхода на режим и прекращения стрельбы (примерно 0,5-1 с) и соответственно низкая скорострельность на этих режимах. Для боевых условий эта особенность является существенной. Пушки подобной схемы
имеют весьма высокую живучесть.
Дульная начальная скорость снаряда. Влияние ее на вероятность поражения цели проявляется по двум основным направлениям: сокращение времени полета снаряда до цели (при стрельбе по цели, перемещающейся с ускорением поперек линии стрельбы, вероятность поражения примерно пропорциональна четвертой степени дульной скорости, рис. 3) и повышение его разрушающей способности (прежде всего увеличение глубины проникновения).



Слоняра 11-06-2005 18:36

В одном и том же калибре повышение дульной скорости может быть достигнуто уменьшением массы снаряда (однако при этом снаряд быстрее тормозится в воздухе и может не иметь преимущества по времени полета при стрельбе на большую дальность), увеличением массы порохового заряда и повышением энергоемкости пороха.
Исследования физических процессов, связанных с ускорением снарядов, показали, что варьированием массы снаряда и пороха может быть достигнута любая дульная скорость от О до 3000 м/с. Пока достаточно хорошо не известно влияние на ствол пушки очень больших скоростей снаряда, и допустимым для практики считается заряд пороха, обеспечивающий достижение снарядом
дульной скорости около 1200 м/с.
Калибр оказывает влияние на вероятность поражения цели через разрушающий эффект, который возрастает с увеличением калибра и массы снаряда. С учетом его воздействия на другие характеристики пушки зависимость вероятности поражения цели от калибра приобретает вид, изображенный на рис. 4, где максимум кривой приходится на диапазон 30- 40 мм для снарядов с ударным взрывателем и на более крупные калибры для снарядов с неконтактным взрывателем.

Точность стрельбы. При определении показателей точности стрельбы, от которых в конечном счете зависит вероятность попадания снаряда в цель, баллистические ошибки
пушки и боеприпасов складываются с ошибками прицеливания, порождаемыми системами управления оружием (СУО). По мнению западных военных специалистов, достигнутая в настоящее время величина баллистического рассеивания у пушек в 1 мрад (среднее квадратическое отклонение) хорошо сочетается с точностью современных СУО. Дальнейшего повышения баллистической точности в ближайшее время не ожидается.
В то же время имеются дополнительные возможности повышения вероятности попадания в цель, в частности за счет использования боеприпасов, снаряженных неконтактными взрывателями или системами коррекции (управления). Применение неконтактных взрывателей приводит в действие два противоположных фактора. С одной стороны, повышается вероятность попадания, поскольку не требуется непосредственного контакта с целью, а с другой — снижается разрушающее действие снаряда, вследствие чего целесообразным становится оружие более крупного калибра. Что же касается создания управляемого боеприпаса для пушек среднего калибра, то считается, что принципиальная возможность для этого существует, однако такой боеприпас будет слишком дорогим. Поэтому, с точки зрения критерия С/Э, более целесообразными остаются высокоскорострельные пушки калибра 30-35 мм с неуправляемыми снарядами ударного действия.
Системы подачи
боеприпасов подразделяются на ленточные, в которых патроны соединены в патронную ленту с помощью звеньев, и безленточные (или беззвеньевые), где боеприпасы подталкивают друг друга и перемещаются по направляющим различной формы. Ленточная подача относительно проста по конструкции, но вместе с тем обладает недостатком: чувствительностью к разрывам ленты (звеньев). Такая система пригодна для небольших боезапасов. Беззвеньевые системы подачи отличаются большим разнообразием — линейные, винтовые, барабанные, одноколейные, многоколейные и другие. Как правило, они разрабатываются с учетом величины боекомплекта и конфигурации выделенного для его размещения места.
Современное состояние. Состоящие на вооружении авиационные пушки представлены образцами калибров 20, 27 и 30 мм различных конструктивных схем (основные их характеристики приведены в табл. 1). По параметрам конструктивно, го совершенства лучшими считаются пушки схемы Гатлинга и револьверные второго поколения (рис. 5).


Таблица 1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННЫХ АВИАЦИОННЫХ ПУШЕК


Слоняра 11-06-2005 18:38

На американских боевых самолетах (например, F-4E, A-7D, F-14, F-1S и F-16) устанавливается 20-мм шестиствольная пушка М61 ‘Вулкан’. В своей последней модификации (М61А1) она размещена на истребителе F-18 ‘Хорнет’ в носовой части, боезапас (570 патронов) расположен в магазине барабанного типа, который по размерам значительно меньше, чем на самолете F-16, рассчитанном на 512 патронов (рис. 6). Пушка ‘Вулкан’ достаточно эффективна при стрельбе по наземным целям.
Самолеты европейской разработки оснащаются
преимущественно менее громоздкими одноствольными револьверными пушками более крупных калибров — 30-мм ‘Дефа’, ‘Аден’ и КСА или 27-мм ‘Маузер’. При необходимости получения более высокого темпа стрельбы прибегают к размещению на самолете двух пушек.
Оценивая современное состояние авиационного пушечного вооружения, специалисты швейцарской фирмы ‘Эрликон’ в соответствии с необходимостью поражения воздушных и на-
земных целей располагают требования к пушкам в последовательности, приведенной в табл. 2. Обеспечить выполнение этих требований намечается следующим образом. Высокая плотность огня должна достигаться повышением скорострельности. При стрельбе по воздушным целям высокая скорострельность необходима в связи с большими относительными скоростями самолетов и соответственно уменьшенными длительностями очередей. Высокая начальная (дульная) скорость снаряда в сочетании с более крупным калибром дает увеличение дальности стрельбы и сокращение времени полета снаряда до цели. Бро-непробиваемость повышается за счет совершенствования боеприпасов, например путем использования сердечников из обедненного урана или переходом на более тяжелые снаряды. Так, 30-мм швейцарская пушка КСА, рассчитанная под патроны американской
пушки GAU-8/A с более тяжелым снарядом с урановым сердечником, обеспечивает на дальности 1000 м кинетическую энергию, более чем в 6 раз превосходящую энергию снарядов пушек ‘Аден’ и ‘Дефа’ того же калибра. Это предопределяет более высокую ее эффективность при стрельбе как по воздушным, так и по наземным целям, в том числе бронированным.
Основные направления работ иностранных фирм по развитию авиационных пушек. Американская фирма ‘Дженерал
электрик’ при конструировании пушек сохраняет верность схеме Гатлинга и внешнему энергетическому приводу. Ее специалисты на базе 30-мм пушки GAU-8/A создали че-тырехствольный вариант
GAU-13/A (фирменное
обозначение GE430) со скорострельностью 2400
выстр./мин для размещения в подвесной пушечной установке (контейнере)
GPU-5/A, которой могут оснащаться легкие самоле-
ты, что придает им способность вести борьбу с бронированными целями на поле боя. Вращение блока стволов осуществляется с помощью сжатого воздуха, от самолета поступает
лишь небольшое количество электроэнергии для управления работой пушки. В контейнере применена беззвеньевая системе подачи патронов типа ‘двойная спираль’, охватывающая саму пушку, в результате чего удалось уложиться в весьма небольшом объеме. Для истребителя AV-8B фирмой разработана пушечная установка GAU-12/U (GE525) с 25-мм пяти-ствольной пушкой массой 122 кг, иАлеющей темп стрельбы 3600 выстр./мин и дульную скорость 1100 м/с. Особенность установки
GAU-12/U заключается в том, что пушка и ее боекомплект располагаются в двух отдельных контейнерах, первоначально созданных под 30-мм пушку ‘Аден’. Пушка занимает левый контейнер, боезапас — правый, а беззвеньевая система подачи встроена
обтекатель, соединяющий оба контейнера. В основе системы подачи емкостью 300 патронов лежит принцип ‘цепной лестницы’: цепь ведущих элементов перемещает патроны вдоль неподвижных направляющих.
В настоящее время фирма работает над созданием пушечного вооружения для перспективного европейского истребителя EFA. Так, разрабатывается усовершенствованный вариант 20-мм пушки ‘Вулкан’ с удлиненным стволом, ориентированный не применение новых боеприпасов с уплотненным пороховым зарядом и облегченным снарядом более совершенной аэродинамической формы. Это позволит повысить скорость снаряда с 1030 до 1200 м/с, уменьшить время полета его к цели и таким образом расширить область эффективного поражения целей. Считается, что усовершенствованная 20-мм пушка ‘Вулкан’ будет более эффективна при стрельбе по воздушным целям, а 25-мм пушка GAU-12/U — по наземным.
В рамках программы AGT (Advanced Gun Technology) фирма ‘Дженерал электрик’ изучает возможность создания пушки, стреляющей телескопическими боеприпасами. Целью проработок является достижение в легком и компактном оружии начальных скоростей до 1500 м/с. В нем за счет более короткого патрона намечается укоротить
Таблица 2
ствольную коробку, уменьшить и облегчить систему подачи боеприпасов. В иностранной печати отмечается, что пока не будут достигнуты обнадеживающие результаты в программе AGT, в качестве основы при создании пушки для американского перспективного тактического истребителя ATF будет рассматриваться усовершенствованная пушка ‘Вулкан’, которая обещает значительный прирост боевых свойств при сравнительно невысоких расходах.
В настоящее время фирмой разрабатывается пушка GE225 совершенно нового типа — двухствольная калибра 25 мм с внутренним газовым приводом (рис. 7). Стрельба из стволов происходит поочередно, синхронизация осуществляется сдвоенным качающимся затвором. Предназначается эта пушка для вооружения боевых вертолетов типа АН-1 вместо трехствольной 20-мм пушки М179.
Помимо работ по совершенствованию авиационных пушек, фирма ‘Дженерал электрик’ много внимания уделяет создв-
нию беззвеньевых систем подачи патронов. Ей принадлежит приоритет в разработке конструкции системы подачи с магазином барабанного типа, в котором боеприпасы располагаются головной частью внутрь, удерживаясь на внутренней поверхности с помощью спиральной направляющей. При стрельбе подающий ротор вращается и перемещает патроны по спиральной направляющей, подводя их к входу ленточного рукава, связанного непосредственно с пушкой. С другого конца в барабаны вводятся стреляные гильзы и собираются в нем таким же путем. Эта система рассчитана на большие боекомплекты и используется практически на всех самолетах, оснащенных пушками ‘Вулкан’, а также на штурмовике А-10 для размещения боекомплекта (1350 патронов) для 30-мм пушки GAU-8/A. В процессе многолетней эксплуатации барабанная система подачи доказала свою высокую надежность.
Кроме того, фирмой создано несколько вариантов беззвеньевой системы подачи линейного типа, рассчитанной на небольшое количество боеприпасов. Такая система может складываться и раскладываться, располагаясь в любом отведенном в конструкции самолета месте. В частности, для американского истребителя F-15E разработана система, в которой каждый патрон удерживается и ведется двумя элементами, перемещающимися в траках на роликах. Преимуще-
ствами такой системы считаются возможность постоянного контроля за состоянием боекомплекта и малая требуемая мощность из-за отсутствия трения между патронами и неподвижными направляющими.
Американская ф и р-м а ‘М акдоннелл Д у г-л а с’ сосредоточила свое внимание на оружии для вертолета АН-64А ‘Апач’, для которого создана 30-мм пушка М230. В ней в качестве внешнего энергетического привода использована цепная передача, связанная с силовой установкой вертолета. В конструкции пушки применен способ преобразования вращательного движения цепи в возвратно — поступательное движение затвора. Судя по сообщениям западной печати, пушка показала высокую надежность, экономичность и простоту в эксплуатации.
Английская фирма ‘Р о й я л о р д н а н с’ разработала новую 25-мм пушку ‘Аден’ (‘Аден-25’) револьверного типа с газовым приводом для вооружения истребителя ‘Харриер-
GR.5′ (рис. 8). Рассматривается возможность установки ее и на других самолетах, в частности ‘Си Харри-ер’ и ‘Хок-200’, а также на перспективном тактическом истребителе EFA. Используемый в такой пушке стандартный 25-мм патрон НАТО имеет снаряд практически той же массы и размера, что и в 30-мм пушке ‘Аден’ (‘Аден-30’), но более мощный пороховой заряд. Это позволило повысить начальную скорость снаряда до 1050 м/с, а
скорострельность — до 1650-1850 выстр./мин. Применение более длинной и широкой гильзы и повышение максимального давления газов в стволе потребовали перехода к стальному (вместо бронзы) цилиндру газоприводного механизма, что дало возможность сделать стенки тоньше и удержать пушку в тех же размерах, что и ‘Аден-30’.
Западногерма н с-кой фирмой ‘М а у-з е р’ к настоящему времени выпущено более 2000 образцов 27-мм пушки револьверного типа с газовым приводом (имеет обозначение ВК-27, рис. 9), которой вооружены истребители ‘Торнадо’ и легкие штурмовики ‘Альфа Джет’ (см. цветную вклейку). Дальнейшее развитие этой пушки направлено на повышение ее живучести с 5000 до 7500 ч (в перспективе до 10 000 ч). Ствол рассчитан на 2500 ч, хотя практические результаты отличаются от расчетных весьма значительно: от 4000 ч на ‘Альфа Джет’ до 1000 ч на ‘Торнадо’, для которого длительность очередей доходит до 3 с (70 снарядов).
В иностранной прессе сообщается, что фирма намерена предложить новый вариант пушки ВК-27 для использования на самолете EFA. В ней будут применяться боеприпасы с пластмассовым ведущим пояском, который должен быть достаточно эластичным, выдерживать высокую температуру и хорошо противостоять старению. Предполагается, что использование пластмассовых поясков поз-
волит уменьшить износ стволов на 90 проц. Вместе с тем намечается улучшить и внешнебаллистические характеристики снаряда: примерно на 6 проц. повышается начальная скорость при том же количестве пороха. Вариант пушки для EFA должен иметь и повышенную скорострельность, равную 1850-1900 выстр./мин, что увеличит вероятность поражения типовых целей.
Компания разрабатывает также для самолета EFA системы беззвеньевой подачи патронов, призванные уменьшить размеры и массу пушечной установки в целом или увеличить боекомплект в том же объеме, а также обеспечить высокую надежность и быструю перезарядку. Изучается возможность использования пневматических либо гидравлических подъемников для смены боекомплекта с целью сокращения времени перезарядки и снижения трудозатрат.
Пушка ВК-27 способна вести стрельбу боеприпасами нескольких типов, имеющими одинаковые размеры, с бронебойными, бронебой-но-разрывными, осколочно-фугасными и практическими снарядами. Специалисты фирмы ‘Маузер’ отдают предпочтение большим массе снарядов и скорострельности, чем начальной скорости, а также электрической системе управления огнем, считая, что она точнее механической в широком диапазоне температур и что современные электрические капсюли совершенно безопасны в эксплуатации.
Французское промышленное объединение Ж И А Т модернизирует существующие пушечные системы и создает новые образцы для перспективных боевых самолетов и вертолетов. В частности, продолжается совершенствование 30-мм пушки ‘Дефа-552’. В ее последующих модификациях (‘Дефа-553 и -554’) темп стрельбы доведен до 1800 выстр./мин. В пушке ‘Дефа-554’, которой вооружен французский истреби-
тель ‘Мираж-2000’, электрическое управление огнем позволило при стрельбе по наземным целям длительно вести огонь с темпом 1100 выстр./мин. Пушка имеет пиротехническую систему перезарядки на шесть задержек. В дальнейшем предполагается увеличить длину ствольной коробки, чтобы она могла принимать более совершенные боеприпасы. С их помощью намечается обеспечить начальную скорость около 1000 м/с.
В настоящее время ведутся работы по созданию новых 30-мм пушек: тип 781 для перспективного вертолета огневой поддержки НАР и тип 791В для боевых самолетов.
Тип 781 — легкая (масса 65 кг) пушка модульной конструкции, которая позволит легко снимать и менять детали. Она способна вести одиночную стрельбу и очередями со сравнительно невысокой скорострельностью — 750 выстр./мин. При необходимости темп стрельбы может быть снижен путем уменьшения скорости вращения электропривода. Пушка
имеет большую живучесть и малую силу отдачи. На вертолете НАР она будет устанавливаться в турели под носовой частью. Питание патронами будет осуществляться сверху через достаточно гибкие рукава, обеспечивающие большие углы и скорости поворотов пушки.
Пушка типа 791В, завершение разработки которой запланировано на 1993 год, должна использовать новые боеприпасы с начальной скоростью более 1000 м/с. В ней предусматривается автоматическая перезарядка при задержках. В отличие от предшествующих разработок боеприпасы будут отделяться от звеньев до подачи в пушку, чем устраняется возможность заеданий или повреждений ее деталей. Гильзы намечается собирать в ящик, являющийся продолжением ствольной коробки. Отказ от выбрасывания гильз на-
ружу должен повысить безопасность самолетов при стрельбе.
Швейцарская фир-м а ‘Э р л и к о н’ в своих пушках твердо сохраняет верность газоприводным конструкциям, которые, как считают ее специалисты, обладают более высокой потенциальной безопасностью, чем внешнепривод-ные системы, поскольку открытие затвора в них связано с выстрелом и самопроизвольно произойти не может. Фирма ведет также работы по совершенствованию боеприпасов, Так, для поражения воздушных целей создан взрыватель, обеспечивающий задержку, пропорциональную силе сопротивления цели. При этом подрыв снаряда происходит внутри цели, обеспечивая максимальный эффект. Для действий по легкобронированным наземным объектам разрабатывается новый бронебойно-осколоч-но-зажигательный снаряд. За его прочной головной частью следует секция, обшивка которой при проникании разрушается и освобождает расположенные внутри готовые осколки и зажигательную смесь.
Среди направлений работ, активно ведущихся всеми зарубежными фирмами, иностранная пресса называет поиски путей создания принципиально новых боеприпасов, открывающих дополнительные возможности значительного совершенствования конструкций пушек (безгильзовые, телескопические, управляемые и корректируемые снаряды с неконтактным подрывом), исследования новых принципов метания снарядов (жидкие метательные вещества), изыскания новых конструкционных материалов для облегчения различных элементов пушек. Проводимые за рубежом исследования свидетельствуют о том, что авиационные пушки по-прежнему будут занимать важное место в составе комплексов вооружения боевых самолетов различного назначения и обеспечивать заметный вклад в их эффективность.


Полковник А. БЕЛОВ, кандидат технических наук

4V4 28-06-2005 21:13

Конечно Белов в определенной степени мудр, но этот ликбез можно было провести более интересно и менее заумно. Давай картинки ТТХ и сравнения. Кстати ни слова о советской АП — порою лучшей и уникальнейшей в мире.

Charnota 29-06-2005 09:54

«Кстати ни слова о советской АП — порою лучшей и уникальнейшей в мире»
Статья-то, похоже, из «Зарубежного военного обозрения».

guns.allzip.org

23-мм авиационная пушка ВЯ. — Российская авиация

23-мм авиационная пушка ВЯ (ТКБ-201).

Разработчик: А.А.Волков, С.А.Ярцев
Страна: СССР
Начало разработки: 1940 г.
Испытания: 1941 г.

В ЦКБ-14 конструкторами А.А.Волковым и С.А.Ярцевым под новый 23-мм патрон была создана 23-мм автоматическая пушка ТКБ-201, позже получившая название ВЯ. Чертежи ТКБ-201 были готовы к 6 мая 1940 года. Действие автоматики основано на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Затвор скользящий. Запирание клиновое. Питание автомата осуществлялось звеньевой металлической лентой.

Подача патрона «двухэтажная», досылка прямая. После каждой очереди подвижные части пушки останавливались на шептале в крайнем положении, что исключало возможность воспламенения заряда в камере от ствола, нагревшегося во время стрельбы.

При заряжании и перезаряжании пушки (после задержки) подвижные части отводились в крайнее заднее положение с помощью механизма пневмозарядки.

Достоинством автомата ВЯ являлся его высокий темп стрельбы при большой мощности выстрела для такого калибра, недостатком — большая отдача и резкая работа механизмов.

Большая отдача вызывала необходимость ставить автомат, как правило, с пружинным амортизатором. Резкая работа механизмов снижала живучесть деталей и вызывала задержки, многие из которых не могли быть устранены в воздухе.

Длина ствола пушки ВЯ — 1657 мм. Габариты пушки: длина — 2145 мм, ширина — 162 мм; высота — 212 мм. Вес пушки — 66 кг. Темп стрельбы — 550-650 выстр./мин.

В боекомплект пушки ВЯ входили осколочно-зажигательные, осколочно-зажигательно-трассирующие и бронебойно-зажигательные снаряды. Вес всех снарядов был одинаков — около 200 г, т.е. в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК. Осколочный снаряд содержал 10 г взрывчатого вещества. Разрывное действие осколочного снаряда пушки ВЯ было в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК.

В первой половине 1941 года была закончена отработка 23-мм патрона с бронебойно-зажигательным снарядом. Снаряд состоял из корпуса подкалиберного бронебойного сердечника, дюралевого баллистического наконечника и помещенной внутри корпуса шашки с 6 г зажигательного вещества. Снаряд на расстоянии 400 м по нормали пробивал 25-мм броню.

За отсутствием серийного самолета Ил-2, под который сделали пушку, первые летные испытания пушки ТКБ-201 проводились на «Мессершмитте-110» (1940 г.). Пушка была установлена в фюзеляже, установку для нее делали в КБ Микояна под руководством Н.И.Волкова.

Сначала, несмотря на сравнительно неплохие данные ТКБ-201, предпочтение было отдано пушке МП-6, которая была запущена в производство. Однако недостатки МП-6 заставили командование в апреле-мае 1941 года провести повторные сравнительные испытания ТКБ-201 и МП-6. На этот раз ТКБ-201 была установлена на Ил-2. По результатам испытаний пушка ТКБ-201 в мае 1941 года была принята на вооружение под индексом ВЯ. Устанавливалась на самолеты: Ил-2, Ил-10.

Отдача пушки ВЯ была столь велика, что ее не решились устанавливать на истребителях. Единственным ее носителем стал штурмовик Ил-2, в каждом крыле которого устанавливали по одной пушке ВЯ с боекомплектом по 150 патронов на ствол.

Пушки ВЯ производились на двух заводах (№ 2 и № 66). В 1942 году было произведено 13420 экз., в 1943 году — 16430, в 1944 году — 22820, в 1945 году — 873, в 1946 году — 2002 и в 1947 году — 1247 штук. Итого 64655 пушек.

ТТХ:

Длина ствола, мм: 1657
Калибр, мм: 23 х 152
Габариты пушки, мм
-длина: 2145
-ширина: 162
-высота: 212
Вес пушки, кг: 66
Темп стрельбы, выстр./мин.: 550—650
Начальная скорость, м/с: 900

Авиационная пушка ВЯ-23.

Авиационная пушка ВЯ-23.

Пушка ВЯ-23 в крыле штурмовика Ил-2.

Оружейники обслуживают авиапушку ВЯ-23.

Сборка авиационных пушек ВЯ-23 на Тульском машиностроительном заводе.

.

.

Источник:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Авиационная пушка Википедия

Авиапушка ГШ-30-1

Авиапушки — автоматические пушки, адаптированные либо специально спроектированные для применения на летательных аппаратах.

Отличительными особенностями авиационных пушек является их малый вес, высокая скорострельность, компактность и относительно небольшой калибр (до 45 мм). Исключение составляют редкие авиационные пушки среднего и крупного калибра, основанные на безоткатной (динамореактивной) схеме. Например, 76,2-мм пушками АПК-4 был вооружены советские истребители И-12 и И-Z, 105-мм гаубицей вооружен американский Lockheed AC-130.

Разновидности

Кормовая установка бомбардировщика Ту-95 с пушками АМ-23

Авиационные пушки имеют несколько разновидностей по месту и способу размещения:

  • турельные — устанавливаемые в турельной установке;
  • крыльевые — устанавливаемые в крыльях самолёта;
  • хвостовые (кормовые) — устанавливаемые в хвосте самолёта, для защиты задней полусферы;
  • Фюзеляжные — устанавливаемые в фюзеляже; могут быть направленными вниз (обычно у штурмовиков), вверх или вбок.
  • синхронные — устанавливаемые на фюзеляже самолёта и стреляющий вперёд через винт, при помощи синхронизатора.

Конструкции

6-ствольная авиапушка M61 Vulcan Стрелки возле 105-мм орудия М102 на борту самолета Lockheed AC-130, на заднем плане 40-мм пушка
  • одноствольные
  • многоствольные

Виды боеприпасов

Основным фактором, влияющими на выбор боеприпасов для авиапушек является тип поражаемых целей. Авиационные цели обладают целым рядом специфичных особенностей, в частности: высокие скорости и малые размеры целей уменьшают вероятность попадания, что приводит к необходимости применения высокого темпа стрельбы и высокой начальной скорости снарядов, более слабое, чем у наземной техники, бронирование снижает требование по бронепробиваемости, большое количества топлива на борту целей увеличивает значимость зажигательных снарядов. Для поражения авиационных целей используются, в основном, осколочно-фугасные и бронебойно-зажигательные снаряды.

Наземные цели (танки, бронетранспортёры), характерные для штурмовиков и ударных вертолётов, имеют, в большинстве своём, значительно более тяжёлое и прочное бронирование, чем авиационные, что определяет использование бронебойных снарядов.

Также существуют варианты боеприпасов с трассирующим эффектом, облегчающим прицеливание.

Как правило боезапас снаряжается по смешанной схеме: бронебойный-осколочный-бронебойный-осколочный-бронебойный-осколочный-трассирующий

Кроме того, авиационные пушки применяются для постановки помех. Для этой цели разработаны специальные снаряды, дающие высокотемпературный факел для противодействия ИК ГСН и снаряды, при разрыве выбрасывающие облачко полуволновых дипольных отражателей, для создания помех радиолокационным системам наведения.[источник не указан 3139 дней]

Примеры

Российские

Первым вооружением самолётов «Илья Муромец» стала корабельная скорострельная пушка «Гочкис» калибра 37 мм. Она устанавливалась на передней артиллерийской площадке и предназначалась для борьбы с «цеппелинами». В расчёт пушки входили наводчик и заряжающий. Площадки под установку пушки имелись на модификации «ИМ-А» (№ 107) и «ИМ-Б» (№ 128, 135, 136, 138 и 143), однако пушки установили только на двух машинах — № 128 и № 135. Они были испытаны, но в боевых условиях не использовались.

Советские
  • 1940-х годов — ШВАК, НС-37, НС-45, ВЯ-23
  • послевоенные: АМ-23, ГШ-23, Р-23, НР-30, ГШ-30-1; вращающиеся многоствольные: ГШГ, ЯкБ-12,7, ГШ-6-23, ГШ-6-30.
Немецкие
Швейцарские (Французские)
Американские

См. также

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *