Содержание

Проект 903: «Лунь» / Habr

Когда-нибудь мое любопытство меня в могилу сведет. Пока же оно приводит к новым постам на Хабре. На картинке изображен единственный в своем роде боевой экраноплан-ракетоносец «Лунь», аналогов которому нет нигде в мире. Представляет он собой нечто среднее между кораблем и самолетом; чем-то похож на суда на воздушной подушке, но превосходит их по всем характеристикам в разы. Чудо инженерной мысли, способное одним залпом потопить любой корабль (вообще любой!), сейчас гниет в доке на Каспийском море.

История

Разработка «Луня» началась в 1969-м году в ЦКБ по СПК (по судам с подводными крыльями) имени Р.Е. Алексеева. ЦКБ находится в Нижнем Новгороде; там же планировалось построить серию из нескольких экранопланов данного типа, а для крупносерийного строительства «Луней» в Феодосии (Крым) сооружали уникальный производственный комплекс, в сборочном цехе которого одновременно могли размещаться шесть строящихся экранопланов класса «Лунь». Главным конструктором был В. Кирилловых. В 1987 году экраноплан совершил первый опытный полёт на Каспийском море. В 1990-м передан в опытную эксплуатацию ВМФ СССР

Конструкция

Как я уже сказал, «Лунь» представлял собой нечто среднее между самолетом и кораблем.

На момент создания «Луня» было всего 2 школы строения экранопланов — советская (Р.Е. Алексеев) с прямым крылом и западная (А. Липпиш) с треугольным крылом обратной стреловидности (угол назад, то есть получается как бы буква V). Схема Алексеева требует большей работы по стабилизации, но позволяет двигаться с большими скоростями и в самолётном режиме.

Прототипом конструкции «Луня» стал экраноплан «Каспийский монстр» (который благополучно затонул в 80-м). В отличие от самолета, «Лунь» шасси не имеет, поэтому самостоятельно забираться на берег не может. Для постоянной дислокации ему и нужен сухой плавучий док.

Экипаж составлял 11 человек: 7 офицеров и 4 мичмана. Автономность – 5 суток

Основные характеристики:
Размах крыла: 44 м
Длина: 73.8 м
Высота: 19.2 м
Площадь крыла: 550 м2

Масса пустого экраноплана: 243 т
Максимальная взлетная масса: 380 т

Принцип работы

Передвижение луня основано на экранном эффекте. По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуется она не путём нагнетания воздуха специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью крыла (как у обычных самолётов), но и дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью. Создать его возможно только на очень небольших высотах (10 метров максимум).

После опускания закрылок двигатели нагнетают воздух под крыло, экраноплан поднимается из воды. Центр давления (общая точка приложения силы) экранного эффекта находится ближе к задней кромке, центр давления «обычной» подъёмной силы — ближе к передней кромке. Поэтому чем больше вклад экрана в общую подъёмную силу, тем больше центр давления смещается назад. Это приводит к проблемам балансировки. Изменение высоты меняет балансировку, изменение скорости тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления. Поэтому управление «Лунем» требует специфических навыков.

Мореходность «Луня» на взлетно-посадочном режиме была 5-6 баллов. Он мог взлетать при волнах в 3 метра и садиться в 3,5.

Двигатели

Уж в чем нам не откажешь, так это в них. Силовая установка состояла из восьми турбореактивных двухконтурных двигателей НК-87 тягой 13300 кгс каждый. Это нереально много!

Такие движки применялись на ИЛ-86, но для «Луня» разработали специальную морскую модификацию.

Характеристики двигателей:
Тип: 8 х ТРД НК-87
Тяга: 8 х 13000 кгс
Максимальная скорость: ок 500 км/ч
Практическая дальность: 2000 км
Высота полета на экране: 1-5 м

Вооружение

Вооружение — шесть пусковых контейнеров с противокорабельными ракетами (ПКР) ЗМ-80 «Москит» ОКБ А.Я. Березняка.

Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем при удачном попадании была способна пустить на дно любой боевой корабль стран НАТО. Ею с начала восьмидесятых начали оснащать новейшие эсминцы, заодно оснастили и «Лунь». В принципе основным его назначением было «уничтожения авианосных многоцелевых или ударных групп ВМС противника во взаимодействии с другими силами флота». Показательно, что военные специалисты США его окрестили «Убийца авианосцев».

Место стрелка:

Интерес со стороны США

В оперативно-тактическом плане «Лунь» имеет просто уйму преимуществ. Он имеет более высокую экономичность и более высокую грузоподъёмность по сравнению с самолётами. По скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам он превосходит суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях. Он был малозаметен для корабельных радаров и самое главное был очень живучим.

Проанализировав перспективность этого вида техники и придя к выводу о значительном, мягко говоря, отставании работ (а фактически отсутствием таковых) в области экранопланостроения, конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план действия по ликвидации «русского прорыва».

Конечно, ничего бы у них не получилось, если бы мы им не помогли сами. А именно – развалили Советский Союз. У молодой России и без «Луня» проблем хватало, так что члены комиссии обратились напрямую в ЦКБ по СПК. Руководство последнего поставило в известность Москву и получило разрешение от Госкомоборонпрома и Министерства Обороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ. Чтобы не привлекать лишнего внимания к предмету переговоров, была создана фирма с нейтральным названием «Российско-американская наука» (РАН), и при ее посредничестве делегация заокеанских специалистов получила возможность побывать в ЦКБ по СПК, встретиться с конструкторами экранопланов, выяснить, по возможности, интересующие детали. Затем российская сторона любезно согласилась организовать посещение американскими исследователями базы в Каспийске, где они смогли без ограничений детально отснять на фото- и видеопленку все интересующее.

Исходя из этого можно считать, что вещей неизвестных нашему возможному противнику (по крайней мере в гонке вооружений) в этой парадоксальной технике уже нет.

Спасатель

С распадом СССР денег содержать «Лунь» не было. Однако в 1990-1991 годах с его участием на Каспийском море были проведены учения по спасению людей в море. Эти учения красноречиво показали, что по совокупности решаемых задач и удобству применения корабельных спасательных средств экранопланы являются отличными морскими спасателями. Действительно, надводные корабли не способны быстро прибыть в район аварии, а авиация не всегда способна оказать действенную помощь, т.к. не может выполнить посадку в штормовых условиях в районе терпящего бедствия корабля или судна. Даже современные гидросамолеты и вертолеты имеют по сравнению с экранопланами существенно меньшую грузоподъемность, дальность или мореходность, а именно эти качества, прежде всего, необходимы спасателю.

Если с 1-м «Лунем» ничего сделать уже было нельзя, то второй корабль этого типа, который в тот момент был в сборочном цехе и тоже закладывался как ракетоносец, можно было реконструировать. Для 2-го «Луня» был разработан проект поисково-спасательного экраноплана «Спасатель». «Спасатель» имеет взлетную массу 400 т, крейсерскую скорость 360 км/ч и дальность полета 3000 км. Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту еще и госпиталь, способный принять 150 пострадавших и оказать им помощь. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. К сожалению, работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 95-процентной степени готовности «Спасателя».

Эпилог

Где сейчас находится «Спасатель», я не знаю.
«Лунь» гниет в Дагестане, в доке на Каспийском море

Обидно до слез.

P.S.

В разных источниках некоторая информация разнится. Писал наиболее часто встречающуюся.

Больше половины фоток и два абзаца текста я стащил у жж-юзера igor113. Да и вообще написать этот пост подтолкнул меня фактически он. За что огромное ему спасибо!

UPD На Хабре появился замечательный пост про прототип «Луня» — экраноплан «Каспийский монстр»

habr.com

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» — Global wiki. Wargaming.net

Экраноплан на воде.

Разработка и производство

СССР Страна разработки
ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева Разработчик
Алексеев, Ростислав Евгеньевич Главный конструктор
16 июля 1986 г. Первый полет
Опытный завод «Волга» Производитель
1 шт. Выпущено всего

Общие проектные данные

73,80 / 44,00 / 19,20 м. Длина / Размах крыла / Высота
550,00 м2 Площадь крыла
243000 / / 380000 кг. Масса (пустого/норм./макс.)

Двигатель

НК-87 Тип
8 шт. Количество
8 х 13000 кгс Максимальная тяга

Лётно-тактические характеристики

Скорость полета
до 500 км/ч  . . . крейсерская
5 м. Потолок
2000 км. Дальность полёта (макс.)

Экипаж

10 человек. Количество человек

Вооружение

6 пусковых установок с ракетами «Москит»

Ударный экраноплан
«Лунь»
, единственный построенный экраноплан проекта 903.В связи с распадом Советского Союза экраноплан так и не был принят на вооружение, а проект был закрыт в связи с недостатком финансирования.По состоянию на 2014 год стоит на консервации в сухом доке, на территории завода Дагдизель в Каспийске.

История создания

Экраноплан «Лунь» разрабатывался с начала 70-х годов на основе конструкции и компоновки «КМ» в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В.Н. Кирилловых.Проектировался как ракетоносец, главной целью какого было бы уничтожать надводные суда противника путём ракетного удара, чему способствовала его скорость и малозаметность на радарах того времени. Первый экраноплан «Лунь» начали собирать в 1983 году на опытном заводе «Волга». 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду, после чего его он был перенаправлен в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки.В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1986 закончились государственные испытания. В 1990 году «Лунь» был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году. Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии.На момент декабря 2001 года «Лунь» законсервирован в сухом доке на территории завода Дагдизель в Каспийске, а вся секретная электроника сдана на склады. Изначально планировалось создать восемь таких экранопланов, но из-за финансовых проблем, а также не целесообразности этот проект заморозили.Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов создавался ещё один корабль типа «Лунь», который был готов на 90%, но в итоге не был достроен.Изначально он тоже проектировался как ракетоносец, позже как спасательное судно которое случае необходимости брать на борт 150 пострадавших, либо до 500 человек в крайних ситуациях.

Лунь в сухом доке на территории завода Дагдизел.

Описание конструкции

Экраноплан создан по самолётной схеме моноплана с трапециевидным крылом в плане.Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевидными шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления.

Фюзеляж

Фюзеляж выполнен из прессованных панелей, листовых и профильных материалов алюминиево-магниевого сплава с толщиной обшивки — от 4 до 12 миллиметров.Корпус, имеет высоту – 19 метров, длину – 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков и три палубы для размещения оборудования и ракетного расчёта.Центроплан крыла находиться посередине, а под днищем расположено гидролыжное устройство.Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.

Крыло и оперение

Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 м2.Крыло выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию.Топливо размещено в четырёх отсеках.Кроме хвостовой части и закрылок крыло сделано водонепроницаемым.Закрылки имеют клёпаную многолонжеронную конструкцию из листов и профилей, и разделены на 12 секций. Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 м2.Законцовка выполнена из пенопласта с наружными и внутренними поверхностями облицоваными стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный со сварной обшивкой из прессованных панелей. Руль направления состоит из нижней и верхней секции. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта.

Силовая установка

Восемь газотурбинных двигателей НК-87с диаметром 1455 мм, длиной 3638 мм, и массой 2200 кг каждый, расположены на горизонтальном пилоне в носовой части корпуса.

Газотурбинный двигатель НК-87.

Вооружение и оборудование

В центре корпуса установлены шесть контейнеров для противокорабельных крылатых ракет типа «Москит», с эффективной дальностью стрельбы 10-90 км.

Противокорабельная крылатая ракета «Москит»

Летно-технические характеристики

Размах крыла,м 44,00
Длина,м 73,80
Высота,м 19,20
Площадь крыла,м2 550,00
Масса пустого самолёта ,кг 243000
Масса максимальная взлётная,кг 380000
Тяга,кгс 8 х 13000
Максимальная скорость,км/ч 500
Практическая дальность,км 2000
Высота полёта на экране,м 1-5
Мореходность,баллов 5-6
Экипаж,чел 10
Тип двигателей НК-87
Вооружение ПУ ПКР ЗМ-80 «Москит»
Экраноплан «Лунь» заснятый на стрельбах в 1987 году.

Боевое применение

«Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. С марта 1987 года «Лунь» использовали в испытаниях на Каспийском море, а в 1987 году «Лунь» успешно провёл учебные стрельбы. В 1990 году на Каспийском море при разных погодных условий принимал участие в учениях по спасению людей в море. В боевых действиях не участвовал.

Экраноплан «Лунь» сейчас

Сейчас экраноплан «Лунь» законсервирован в сухом доте в городе Каспийск, его можно увидеть по координатам 42°52'54.1"N 47°39'25.2"E, или же перейдя по ссылке

Упоминания об Экранопалне«Лунь»

Единственная о нем память останется в нескольких компьютерных играх и анимационном мультфильме («World in Conflict: Soviet Assault»(Правда там допущена ошибка и десантный отсек он не имел), «James Bond - Blood Stone», мультфильм - «Евангелион 1.0: Ты (не) один»).

Литература

  • Петров Г. Ф. Гидросамолёты и экранопланы России. 1910-1999. — М: РУСАВИА, 2000. — С. 206,207. — 248 с. — 3000 экз. — ISBN 5-900078-05-1.
  • Апальков В. А. 2 // Малые ракетные корабли и катера. — СПб: Галея Принт, 2004. — Т. 2. — С. 25 — 28. — 122 с. — (Корабли ВМФ СССР. Справочник в четырех томах). — ISBN 5-8172-0087-2.
  • Яблонский П. П. Крылатые суда отечества. — М, 1997. — Т. 98. — С. 44 — 49. — 122 с. — ISBN 5-093-85941.
  • Павел Качур Часть IV. Корабли, летящие над волнами // Техника и вооружение : журнал. — М., 2007. — В. 05.
  • Ефименко Ярослав, Скулин Андрей Экранопланы. Часть 2 // Наука и техника : журнал. — М., 2009. — В. 08. — С. 28,29.

Ссылка на интернет ресурсы

Галерея изображений

  • Экраноплан сейчас.

  • На этом фото можно понять размеры машины сравнив с людьми.

  • Задняя кабина стрелка.

  • Кабина изнутри.

  • Каюта для членов экипажа экраноплана.

  • Комната с оборудованием внутри экраноплана.

  • Экраноплан «Лунь» на гугл карте.(снимок со спутника)

  • Кадр из мультфильма - «Евангелион 1.0: Ты (не) один»

  • Экраноплан Лунь в World in Conflict

wiki.wargaming.net

Экраноплан "Лунь" проект 903 ч.3:Док

Поскольку экраноплан "Лунь" из-за своих конструктивных особенностей не имеет шасси и не может самостоятельно,как "Орленок" выбираться на сушу,то для него был создан специальный док.
Ниже можно немного посмотреть на него внутри.Это скорее для полноты картины.

Экраноплан "Лунь" проект 903 ч1: Вид снаружи
Экраноплан "Лунь" проект 903 ч.2: вид изнутри

Док имеет водоизмещение 500 тонн и может погружаться на 10 метров.Таким образом для взлета "Луня" требовалось вывести док с ним(буксирами) на акваторию,после чего он погружался и "Лунь" сходил с него.Делал он это сам или с помощью буксиров сказать не готов.Скорее всего сам и возможно правы были люди,говорившие,что закрыт только один двигатель решеткой тк именно он использовался для маневров при выходе из дока.
На доке,как на корабле есть постоянная команда и есть боцман!!!:-))
Тут есть и камбуз

И гальюн

Проберемся вглубь

Вся техника на доке находится в идеальном состоянии.В этом полная заслуга его команды


Док полностью автономен по энергоснабжению,хотя думаю около берега наверное питается электричеством с земли.

Переберемся в другую его часть


Здесь располагается пульт управления доком

Таким нехитрым прибором определяется крен.А вы наверное дискавери насмотрелись про подобные вещи и думаете компьютер это все делает?:-)))

Насосы,которые также могут управляться в ручном режиме

Связь,но есть еще радиостанция


Дизеля "Дальдизель" обеспечивают автономность


Ну и вид на экраноплан со дна дока.

Несмотря на все планы: экипаж дока постоянно сокращают.А там нужны очень хорошие специалисты,тк многие запчасти уже не выпускаются и приходится им делать это самим.

igor113.livejournal.com

Проект 903: «Лунь» — xSpline

Когда-нибудь мое любопытство меня в могилу сведет. Пока же оно приводит к новым постам на Хабре. На картинке изображен единственный в своем роде боевой экраноплан-ракетоносец «Лунь», аналогов которому нет нигде в мире. Представляет он собой нечто среднее между кораблем и самолетом; чем-то похож на суда на воздушной подушке, но превосходит их по всем характеристикам в разы. Чудо инженерной мысли, способное одним залпом потопить любой корабль (вообще любой!), сейчас гниет в доке на Каспийском море.

История

Разработка «Луня» началась в 1969-м году в ЦКБ по СПК (по судам с подводными крыльями) имени Р.Е. Алексеева. ЦКБ находится в Нижнем Новгороде; там же планировалось построить серию из нескольких экранопланов данного типа, а для крупносерийного строительства «Луней» в Феодосии (Крым) сооружали уникальный производственный комплекс, в сборочном цехе которого одновременно могли размещаться шесть строящихся экранопланов класса «Лунь». Главным конструктором был В. Кирилловых. В 1987 году экраноплан совершил первый опытный полёт на Каспийском море. В 1990-м передан в опытную эксплуатацию ВМФ СССР

Конструкция

Как я уже сказал, «Лунь» представлял собой нечто среднее между самолетом и кораблем.

На момент создания «Луня» было всего 2 школы строения экранопланов — советская (Р.Е. Алексеев) с прямым крылом и западная (А. Липпиш) с треугольным крылом обратной стреловидности (угол назад, то есть получается как бы буква V). Схема Алексеева требует большей работы по стабилизации, но позволяет двигаться с большими скоростями и в самолётном режиме.

Прототипом конструкции «Луня» стал экраноплан «Каспийский монстр» (который благополучно затонул в 80-м). В отличие от самолета, «Лунь» шасси не имеет, поэтому самостоятельно забираться на берег не может. Для постоянной дислокации ему и нужен сухой плавучий док.

Экипаж составлял 11 человек: 7 офицеров и 4 мичмана. Автономность – 5 суток

Основные характеристики:
Размах крыла: 44 м
Длина: 73.8 м
Высота: 19.2 м
Площадь крыла: 550 м2
Масса пустого экраноплана: 243 т
Максимальная взлетная масса: 380 т

Принцип работы

Передвижение луня основано на экранном эффекте. По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуется она не путём нагнетания воздуха специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью крыла (как у обычных самолётов), но и дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью. Создать его возможно только на очень небольших высотах (10 метров максимум).

После опускания закрылок двигатели нагнетают воздух под крыло, экраноплан поднимается из воды. Центр давления (общая точка приложения силы) экранного эффекта находится ближе к задней кромке, центр давления «обычной» подъёмной силы — ближе к передней кромке. Поэтому чем больше вклад экрана в общую подъёмную силу, тем больше центр давления смещается назад. Это приводит к проблемам балансировки. Изменение высоты меняет балансировку, изменение скорости тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления. Поэтому управление «Лунем» требует специфических навыков.

Мореходность «Луня» на взлетно-посадочном режиме была 5-6 баллов. Он мог взлетать при волнах в 3 метра и садиться в 3,5.

Двигатели

Уж в чем нам не откажешь, так это в них. Силовая установка состояла из восьми турбореактивных двухконтурных двигателей НК-87 тягой 13300 кгс каждый. Это нереально много!

Такие движки применялись на ИЛ-86, но для «Луня» разработали специальную морскую модификацию.

Характеристики двигателей:
Тип: 8 х ТРД НК-87
Тяга: 8 х 13000 кгс
Максимальная скорость: ок 500 км/ч
Практическая дальность: 2000 км
Высота полета на экране: 1-5 м

Вооружение

Вооружение — шесть пусковых контейнеров с противокорабельными ракетами (ПКР) ЗМ-80 «Москит» ОКБ А.Я. Березняка.

Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем при удачном попадании была способна пустить на дно любой боевой корабль стран НАТО. Ею с начала восьмидесятых начали оснащать новейшие эсминцы, заодно оснастили и «Лунь». В принципе основным его назначением было «уничтожения авианосных многоцелевых или ударных групп ВМС противника во взаимодействии с другими силами флота». Показательно, что военные специалисты США его окрестили «Убийца авианосцев».

Место стрелка:

Интерес со стороны США

В оперативно-тактическом плане «Лунь» имеет просто уйму преимуществ. Он имеет более высокую экономичность и более высокую грузоподъёмность по сравнению с самолётами. По скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам он превосходит суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях. Он был малозаметен для корабельных радаров и самое главное был очень живучим.

Проанализировав перспективность этого вида техники и придя к выводу о значительном, мягко говоря, отставании работ (а фактически отсутствием таковых) в области экранопланостроения, конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план действия по ликвидации «русского прорыва».

Конечно, ничего бы у них не получилось, если бы мы им не помогли сами. А именно – развалили Советский Союз. У молодой России и без «Луня» проблем хватало, так что члены комиссии обратились напрямую в ЦКБ по СПК. Руководство последнего поставило в известность Москву и получило разрешение от Госкомоборонпрома и Министерства Обороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ. Чтобы не привлекать лишнего внимания к предмету переговоров, была создана фирма с нейтральным названием «Российско-американская наука» (РАН), и при ее посредничестве делегация заокеанских специалистов получила возможность побывать в ЦКБ по СПК, встретиться с конструкторами экранопланов, выяснить, по возможности, интересующие детали. Затем российская сторона любезно согласилась организовать посещение американскими исследователями базы в Каспийске, где они смогли без ограничений детально отснять на фото- и видеопленку все интересующее.

Исходя из этого можно считать, что вещей неизвестных нашему возможному противнику (по крайней мере в гонке вооружений) в этой парадоксальной технике уже нет.

Спасатель

С распадом СССР денег содержать «Лунь» не было. Однако в 1990-1991 годах с его участием на Каспийском море были проведены учения по спасению людей в море. Эти учения красноречиво показали, что по совокупности решаемых задач и удобству применения корабельных спасательных средств экранопланы являются отличными морскими спасателями. Действительно, надводные корабли не способны быстро прибыть в район аварии, а авиация не всегда способна оказать действенную помощь, т.к. не может выполнить посадку в штормовых условиях в районе терпящего бедствия корабля или судна. Даже современные гидросамолеты и вертолеты имеют по сравнению с экранопланами существенно меньшую грузоподъемность, дальность или мореходность, а именно эти качества, прежде всего, необходимы спасателю.

Если с 1-м «Лунем» ничего сделать уже было нельзя, то второй корабль этого типа, который в тот момент был в сборочном цехе и тоже закладывался как ракетоносец, можно было реконструировать. Для 2-го «Луня» был разработан проект поисково-спасательного экраноплана «Спасатель». «Спасатель» имеет взлетную массу 400 т, крейсерскую скорость 360 км/ч и дальность полета 3000 км. Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту еще и госпиталь, способный принять 150 пострадавших и оказать им помощь. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. К сожалению, работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 95-процентной степени готовности «Спасателя».

Эпилог

Где сейчас находится «Спасатель», я не знаю.
«Лунь» гниет в Дагестане, в доке на Каспийском море

Обидно до слез.

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

xspline.wordpress.com

пр.903 Лунь | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)


Малый ракетный корабль (МРК), экраноплан. Разработан ЦКБ по судам на подводных крыльях (СПК) главного конструктора  Р.Е.Алексеева (ныне - ЦКБ по СПК им Р.Е.Алексеева). Главный конструктор - В.Н.Кирилловых. Разработка ракетного корабля начата в первой половине 1970-х годов на базе технических решений, отработанных на экраноплане КМ. Строительство экранопланов начато закладкой корабля С-31 в 1983 г. на заводе "Волга" (г.Чкаловск, Нижегородской области). Всего планировалось построить серию в 8 кораблей. С-31 спущен на воду 16.07.1986 г. и в 1986 г. совершил первый полет на Каспийском море. Принят ВМФ в опутную эксплуатацию в декабре 1989 г. Входил в Каспийскую флотилию с базированием в Каспийске. Фактически эксплуатация корабля прекратилась в 1991 г. По неподтвержденным данным списан из состава ВМФ в 2003 г., но по состоянию на 2011 г. находится в г.Каспийск (по состоянию на 20 мая 2008 г. подтверждается космической съемкой).
Экипаж:
- 9 чел (в т.ч. 6 офицеров)
- 7 чел (пр.09037)

Двигатели - 8 х ТРД НК-87М мощностью по 13000 кг

ТТХ экраноплана:

  пр.903 пр.09037
Длина 73.8 м  
Размах крыла 44 м  
Высота 19.2 м  
Осадка 2.5 м  
Площадь крыла 550 кв.м  
Масса взлетная максимальная 380 т 400 т
Маасса пустого 240 т  
Дальность действия 1700 миль 2160 миль
Дальность действия при скорости 1100 миль (500 км/ч)  
Скорость крейсерская 500 км/ч (270 узлов)  
Высота полета на экране 1-5 м  
Автономность 5 суток  

Вооружение: 3 х 2 х ПУ КТ-216 с ПКР 3М80 "Москит".

Артиллерийская установка с 2 х 23 мм пушками ПИ-23.

Оборудование:
РЛС «Получас»;
Навигационная РЛС «Дон-2»
РЛС РЭБ «Хиппер»
Комплекс связи «Редан-2»

Модификации:
пр.903 - малый ракетный корабль - базовая модификация.


пр.09031 - патрульный экраноплан, проектировался, не строился.

пр.09037 "Спасатель" - спасательный экраноплан на базе пр.903. В процессе постройки по этому проекту после 1991 г. начата перестройка экраноплана С-33, заложенного по пр.903. На борту кроме спасательных средств размещался госпиталь на 150 мест. Максимальное количество пострадавших, которое корабль мог принять на борт - 500 чел. Строительство прекращено при готовности 95%.


Недостроенный экраноплан "Спасатель" на заводе "Волга" (Komissarov S. Russia's Ekranoplans. England, Midland, 2002 г.).
Статус: СССР / Россия:
- 1989 г. декабрь - экраноплан С-31 принят ВМФ СССР.

- 1991 г. - по неподтвержденным данным опытная эксплуатация экраноплана по сути прекращена.

- 2003 г. - по неподтвержденным данным экраноплан исключен из состава ВМФ России.


Экраноплан С-31 пр.903 "Лунь" на штатной стоянке в Каспийске, 20 мая 2008 г. (http://maps.google.com).
- 2008 г. - согласно заявлению представителя Министерства обороны России в ноябре 2011 г. - экраноплан С-31 "Лунь" был выведен из состава ВМФ России 3 года назад.

- 2011 г. - находится на стоянке в г.Каспийске и планируется его разделка на металл.

- 2012 г. апрель - в СМИ появилась информация о возможности сохранения экраноплана в качестве музея в Нижнем Новгороде.

Реестр МРК-экранопланов пр.903:

Наименование Проект Зав.№ Закладка Спуск на воду В строй Списание Примечание
С-31 "Лунь" пр.903 31 1983 г. 16.07.1986 г. декабрь 1989 г. 2003 г. Базировался - Каспийская флотилия, г.Каспийск
С-33 "Спасатель" пр.903 / 09037 33 1988 г. - - - Заложен по пр.903, изменен на пр.09037 после 1991 г. Строительство прекращено при готовности 95%.

Источники:
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2011 г.
Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info, 2010 г.

militaryrussia.ru

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


РАКЕТНЫЙ ЭКРАНОПЛАН ПРОЕКТА 903 «ЛУНЬ»

ROCKET EKRANOPLAN PROJECT 903 «LUN»

30.07.2015

Россия возобновит производство экранопланов в качестве ударных боевых комплексов с крылатыми ракетами после 2020 года, сообщил РИА Новости в среду высокопоставленный представитель командования ВМФ РФ.
«Тема экранопланов восстанавливается в ударном исполнении, то есть как «Лунь» — носитель крылатых ракет. Строительство должно начаться после 2020 года в Нижнем Новгороде», — сказал собеседник агентства.
По его словам, Минобороны выдало тактико-техническое задание, в настоящее время идут опытно-конструкторские работы.
Как сообщал РИА Новости в мае этого года глава концерна «Моринформсистема — Агат» Георгий Анцев, ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева разрабатывает проект экраноплана океанской зоны со взлетной массой примерно 500 тонн.
По его словам, сейчас «идет этап перезагрузки советского периода…, научно-исследовательские разработки, моделирование, макетирование».
РИА Новости

ПРОГРАММА НАДВОДНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ


РАКЕТНЫЙ ЭКРАНОПЛАН ПРОЕКТА 903 «ЛУНЬ»

Первый в мире экраноплан-ракетоносец «Лунь» проекта 903 был спроектирован и построен командой Р. Алексеева. Разработка экраноплана велась с начала 1970-х на основе конструктивной схемы экраноплана «КМ». Аппарат заложили на опытном заводе «Волга» в 1983-м и спустили на воду 16 июля 1986 года.
Огромный ракетоносец весом в 243 тонны, который способен поднять в воздух половину своего груза, развивая при этом скорость 500 км в час, и находиться на расстоянии 5 м над уровнем поверхности.
Главным конструктором был В.Кирилловых. Корабль был вооружен тремя парами крылатых ракет П-100 (3М80) «Москит».
Предназначался для нанесения удара по надводным кораблям противника в условиях слабого противодействия со стороны средств его воздушного нападения.
Корпус «Луня» был разделён на десять водонепроницаемых отсеков и имел три палубы. Под днищем корпуса расположили гидролыжное устройство, предназначавшееся исключительно для посадки — его амортизаторы снижали ударные нагрузки. Вооружённый шестью противокорабельными ракетами (ПКР) «Москит» (изделие 3М80), располагавшимися в трёх спаренных установках КТ-215, экраноплан летящий на сверхмалой высоте с крейсерской скоростью 350-400 км/ч, мог нанести ощутимый урон корабельным, в том числе и авианосным соединениям вероятного противника, и беспрепятственно скрыться.

Отработка ракетного вооружения началась с бросковых испытаний габаритно-массовых макетов ПКР «Москит» с наземных пусковых установок на полигоне ВМФ Песчаная балка под Феодосией в октябре 1984 года. Кроме ракетного вооружения предусмотрели две (кормовая и передняя) артиллерийские установки УКУ-9К-502-11 с двумя двухствольными пушками ГШ-23, унифицированными с теми, которые устанавливались на самолёт Ил-76.

После испытаний в 1987 году была доказана эффективность использования этого экраноплана, на борту которого находилось 6 противокораблевых ракет. Огромный по размерам, но незаметный радарам «Лунь» (проект 903), должен был стать великой разработкой советских инженеров и обеспечить безоговорочное преимущество вооруженных сил СССР.
В ходе испытаний на Каспии в 1989 году после одиночного пуска «Москита», закончившегося аварией, состоялся успешный залп двумя ракетами по мишени (БТЩ проекта 43бис). В том же году завершились государственные испытания аппарата, и он с 1990 по 1991 год прошёл опытную эксплуатацию. Планировалось построить более 10 ед.

Второй корабль также закладывался как ракетоносец, но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании военно-промышленного комплекса. Предпринимались попытки завершить постройку второго экраноплана в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 1990-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 95 % степени готовности судна.
Первый «Лунь» входил в Каспийскую флотилию с базированием в Каспийске. Фактически эксплуатация корабля прекратилась в 1991 г.
Сейчас ракетоносец «Лунь» находится в Дагестанской республике и совершенно не эксплуатируется. Некогда перспективный ракетоносец ждет своей смерти в городе Каспийск, что на Каспийском море. По некоторым данным, в скорое время он будет утилизирован.
22 ноября 2011 года появилась информация о том, что российские военные решили отказаться от разработки экранопланов, а единственный оставшийся в составе ВМФ потомок «Каспийского монстра» — экраноплан Лунь — будет утилизирован в ближайшие месяцы.
Как сообщил высокопоставленный представитель Минобороны: «В гособоронзаказе на 2011-2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие… Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий.»

МОДИФИКАЦИИ:
• Проект 903 «Лунь» — экраноплан – ракетоносец, базовая модификация.
• проект 9037 «Спасатель» – поисково-спасательный (переделанный 2-й экраноплан пр. 903, не достроен), водоизмещение полное – 400 т, скорость полета – 280 уз, дальность полета – 2160 миль, экипаж – 7 чел.
• проект 9031 – сторожевой корабль-экраноплан (проект), МАГЭ – морской арктический геологоразведочный экраноплан (проект).
• «Лунь-Э» — экспортный вариант экраноплана «Спасатель». В перечне образцов продукции военного назначения, разрешенных распоряжением Президента РФ от 29 июня 2011 г. N 435-рп для экспонирования и демонстрации в действии на Международном военно-морском салоне «МВМС-2011» заявлена модель «Ракетный экраноплан проекта 903Э («Лунь Э»)».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик – ЦКБ по СПК (г. Горький).
Изготовитель – завод «Волга» (г. Горький).
Водоизмещение:
стандартное – 240 (243-286) т,
полное – 370 (380-390) т.
максимальная взлётная — 380 т
Размах крыла — 44,00 м
Длина — 73,5 — 73,80 м
Высота — 19,20 м
осадка (в водоизмещающем режиме) – 2,5 м
Площадь крыла— 550,00 м2
Энергетическая установка – 8 турбореактивных двигателей НК-87М, тягой по 13000 кгс (суммарная тяга – 104000 кгс).
Скорость полного хода – 270 (300) уз (500 км/ч).
Дальность полета – 1100 миль (270 уз), 1700 миль (… уз).
Высота полета – 1-5 м.
Мореходность – до 5 баллов.
Автономность – 5 сут.
Экипаж – 9 (10-15) человек (6 офицеров).

ВООРУЖЕНИЕ:

Противокорабельные ракеты: 3х2 ПУ КТ-215, боекомплект – 6 ПКР П-100 «Москит» (изделие 3М80).
Оборонительное: 1х2 23-мм артустановка ПИ-23 (Ил-К8).

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ:

Радиолокационные станции (РЛС):
• Общего обнаружения «Получас»
• Навигационная РЛС – «Дон-2».
Комплекс РЭБ – «Хиппер».
Комплекс связи – «Редан-2».

Источники: http://igor113.livejournal.com/, http://ru.wikipedia.org/, russianarms.ru, Ю.В. Апальков «Корабли ВМФ СССР. Том 2. Ударные корабли. Часть II — малые ракетные корабли и катера.», http://www.dogswar.ru/ и др.

МОДЕЛЬ ЭКРАНОПЛАНА ПРОЕКТА 903 «ЛУНЬ» НА МВМС-2013
МОДЕЛЬ ЭКРАНОПЛАНА «СПАСАТЕЛЬ» ПРОЕКТА 903 НА МВМС-2011
МОДЕЛЬ ЭКРАНОПЛАНА «СПАСАТЕЛЬ» ПРОЕКТА 903 НА МВМС-2009
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ПО СУДАМ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ ИМЕНИ Р.Е.АЛЕКСЕЕВА

bastion-karpenko.ru

Экраноплан "Лунь" | Проект 903 - Сталкеры

Вот у меня и дошли руки до экраноплана. Я разобью рассказ о нем на 3 или 4 части: 1-экраноплан снаружи (1 или 2 части) 2-экраноплан изнутри, 3-док экраноплана. В 1987 г. на воду сошел «Лунь» первый корабль серии боевых ракетоносных экранопланов весом 400 т. Главным конструктором был В.Кирилловых. Корабль был вооружен тремя парами крылатых ракет 3М80 или 80М «Москит» (НАТОвское обозначение SS-N-22 Sunburn). Второй «Лунь» тоже закладывался как ракетоносец, но начавшаяся конверсия внесла свои коррективы, и его планировали достроить как спасательный.

ЛТХ:

  • Модификация Лунь
  • Размах крыла, м 44.00
  • Длина, м 73.80
  • Высота, м 19.20
  • Площадь крыла,м2 550.00
  • Масса, кг:
    • пустого самолета 243000
    • максимальная взлетная 380000
  • Тип двигателя 8 ТРД НК-87
  • Тяга, кгс 8 х 13000
  • Максимальная скорость, км/ч 500
  • Практическая дальность, км 2000
  • Высота полета на экране, м 1-5
  • Мореходность, баллов 5-6
  • Экипаж, чел 10
  • Вооружение: 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит

Создан он был в ЦКБ им Алексеева.

Погода была отвратительная, поэтому фотографии блеклые, но уж что есть: то есть. Фотографий опять будет много, и много однотипных. Лунь располагается на доке, специально сконструированном для него, грузоподъемностью 500 тонн. 

В отличиt от «Орленка»,»Лунь» не имеет шасси, только гидролыжу, поэтому самостоятельно забираться на берег не может. Поэтому ему и нужен сухой плавучий док.

Этот док буксирами выводится в залив, потом погружается на несколько метров (возможно погружение до 10 метров) и далее подвсплывший экраноплан идет своим ходом.

Общее впечатление от экраноплана: самолет, сделанный на судостроительном заводе по тем технологиям, которые они имели. Тем и уникальнее его способности.

Под этим обтекателем находится морская РЛС.

Лунь оснащен восемью двигателями КБ Кузнецова. Такие же ставили на ИЛ-62 если я не ошибаюсь, правда здесь их морской вариант, плюс поворотные сопла.

Тип двигателя: 8 ТРД НК-87.

Тяга, кгс 8 х 13000.

Для меня осталось загадкой: почему только один двигатель закрыт такой решеткой?

Вид на сопла.

stalkers.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *