Павлов Иван Петрович — История развития анатомии и физиологии

Павлов (Иван Петрович, родился в 1849 году) — физиолог, сын священника Рязанской губернии. Окончил курс наук в медико-хирургической академии в 1879 году, в 1884 году назначен приват-доцентом физиологии и в том же году получил командировку на 2 года за границу с научной целью; в 1890 году назначен экстраординарным профессором в Томский университет по кафедре фармакологии, но в том же году перемещен в Императорскую военно-медицинскую академию экстраординарным профессором, а с 1897 года ординарный профессор академии. Выдающиеся ученые труды профессора П. можно разделить на 3 группы: 1) работы, касающиеся иннервации сердца; 2) работы, связанные с Экковской операцией; 3) работы относительно секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. При оценке его научной деятельности нужно принимать во внимание всю совокупность научных результатов, достигнутых его лабораторией, в которой работали его ученики при участии его самого. В 1-й группе работ, касающихся иннервации сердца, профессор П. экспериментально показал, что при работе своей сердце регулируется, кроме уже известных задерживающих и ускоряющих нервов, также усиливающим нервом, а вместе с тем он дает факты, дающие право думать о существовании еще и ослабляющих нервов. Во 2-й группе работ П., осуществив на деле задуманную раньше д-ром Экком операцию соединения воротной вены с нижней полой и устроив таким образом обход печени кровью, несущейся от пищеварительного тракта, указал на значение печени как очистителя от вредных продуктов, несущихся с кровью от пищеварительного канала, а вместе с профессором Ненским он указал и назначение печени в переработке карбамино-кислого аммиака; благодаря указанной операции,

по всей вероятности, удастся выяснить еще очень много важных вопросов, так или иначе связанных с деятельностью печени. Наконец, 3-я группа работ, и самая обширная, выясняет регуляцию отделения желез желудочно-кишечного канала, что стало возможным лишь только после исполнения ряда операций, задуманных и осуществленных П. Из них на первом плане нужно поставить эзофаготомию, т. е. перерезки пищевода на шее и приживление концов его врознь по углам раны, давшей возможность точно выяснить все значение аппетита и наблюдать выделяющийся чистый желудочный сок (из желудочной фистулы) вследствие психического влияния (аппетита). Не менее важное значение имеет и его операция образования двойного желудка с сохраненной иннерва

www.nedug.ru

Курс нормальной анатомии

Контактная информация

Кафедра расположена в корпусе №30, левое крыло здания.

 

Историческая справка о кафедре клинической анатомии и оперативной хирургии им. проф. М.Г.Привеса (курс нормальной анатомии)

Кафедра анатомии человека является ровесницей университета, и осенью 2015 года ей исполнится 118 лет. За этот период кафедра сыскала себе заслуженное признание в России и зарубежных странах. На кафедре бережно сохраняются традиции, заложенные ее руководителями. Вся история кафедры связана с именами известных ученых-анатомов. Подробнее

 

Содержание дисциплины, учебные программы

Положение о балльно-рейтинговой системе оценки усвоения анатомии человека

Об  экзамене на 1 курсе стоматологического факультета

Учебный план лекций по анатомии для студентов 1 курса стоматологического факультета (2015-16 уч. год)

Учебный план практических занятий по анатомии для студентов 1 курса стоматологического факультета (осенний семестр 2015-16 уч. год)

Учебный план  лекций по анатомии для студентов 1 курса лечебного и педиатрического факультетов (осенний семестр 2015-16 уч. год)

Учебный план практических занятий по анатомии для студентов 1 курса лечебного факультета (осенний семестр 2015-2016 уч. год)

Учебный план  лекций по анатомии для студентов 2 курса стоматологического факультета (2015-16 уч. год)

Учебный план  практических занятий по анатомии для студентов2 курса стоматологического факультета (осенний семестр 2015-16 уч. год)

Учебный план лекций по анатомии для студентов 2 курса Лечебного и педиатрического факультетов (2015-16 уч. год)

Учебный план  практических занятий по анатомии для студентов 2 курса  лечебного, педиатрического факультетов (осенний семестр 2015-2016 уч. год)

Список наиболее употребляемых латинских слов в нормальной анатомии

Введение в анатомию

Дыхательная система

Вопросы экзаменационных билетов для экзамена по нормальной анатомии (педиатрический факультет) 2016-2017

Вопросы экзаменационных билетов для экзамена по нормальной анатомии (лечебный факультет) 2016-2017

Вопросы экзаменационных билетов (стоматологический факультет) 2016 г.

 

 

 

СНО кафедры анатомии человека имени профессора М.Г. Привеса

Студенческое научное общество на кафедре анатомии человека было организованно еще профессором М.Г. Привесом, который заведовал кафедрой с 1937 по 1977 годы.

Это один из первых студенческих научных кружков в истории 1 ЛМИ им. Акад. И.П.Павлова. Подробнее

Секция СНО «Студенческое препарирование»

 

 

Штат кафедры

Профессорско-преподавательский состав:

Заведующий кафедрой – д.м.н., профессор Акопов Андрей Леонидович.

 

 

 

 

 

 

Заведующий учебной частью, к.б.н., доцент Матюшечкин Сергей Викторович.

 

 

 

 

 

 

Доцент, к.м.н. Андреев Юрий Аркадьевич.

Доцент, к.м.н. Белоусова Галина Николаевна.

Доцент, к.м.н. Горбунков Станислав Дмитриевич.

 

Доцент, к.м.н. Иванов Виталий Александрович.

 

 

 

 

 

 

Доцент, к.м.н. Леонтьев Сергей Валерьевич.

Доцент, к.м.н. Савинова Лидия Ивановна.

 

Доцент, д.м.н. Старчик Дмитрий Анатольевич.

 

 

 

 

 

 

Доцент, д.м.н. Фандеева Оксана Маликовна.

 

Доцент, к.м.н. Хайруллина Татьяна Петровна.

 

 

 

 

 

 

Ассистент Вавилова Елена Аркадьевна.

Ассистент Митрофанова Татьяна Васильевна.

 Ассистент Франчук Ольга Николаевна. 

 

 

 

 

 

Ассистент Абедальазиз Абдаллахович Хамза.

 

 

 

 

 

 

Старший лаборант Ягудина Анна  Валерьевна.

 

Специалист по учебно-методической работе I категории Евстигнеева Алла Владимировна.

 

 

 

 

 


 

 

 

Менеджер кафедральной экспозиции Анатомический эрмитаж, Гаврилина Виктория Александровна, MBA 

1spbgmu.ru

Иван Павлов: вклад в науку

Иван Петрович Павлов, вклад в медицину которого трудно переоценить, сделал множество открытии,  которые повлияли на многие науки.

Иван Павлов: вклад в науку

Открытия Ивана Павлова по физиологии пищеварения заслужили высшее международное признание. Его работа послужила толчком для развития в физиологии нового направления. Речь идет о физиологии высшей нервной деятельности.

Павлов Иван Петрович посвятил своей работе около 35 лет жизни. Он является создателем метода условных рефлексов. Исследование психических процессов, протекающих в организме животных, с помощью этого метода привело к созданию учения о механизмах мозга и высшей нервной деятельности.

Гениальный русский академик И. П. Павлов, проведя серию экспериментальных работ, явил миру понятие условного рефлекса

. Суть его состоит в том, что, сочетая условный стимул с безусловной реакцией, появляется устойчивое временное новообразование. В своих опытах Павлов перед тем как покормить собаку использовал звуковой сигнал (условный стимул). Со временем он заметил, что слюновыделение (безусловный рефлекс) у животного появляется только лишь при уже знакомом звуке, без демонстрации еды. Однако, связь эта оказалась временной, то есть без периодического повторения схемы «стимул – реакция», условный рефлекс тормозится. На практике мы можем выработать условную реакцию у человека на любой раздражитель: запах, определенный звук, внешний вид и т. д. Примером условного рефлекса у человека может служить вид или просто представление лимона. Во рту начинает активно вырабатываться слюна.

Еще одной важной его заслугой является разработка учения о том, какие существуют типы высшей нервной деятельности. Ему же принадлежит учение о «динамическом стереотипе» (комплексе реакций на те или иные раздражители) и другие достижения.

Иван Петрович в 1918 г. начал проводить исследования в психиатрической больнице. По его инициативе в 1931 г. была создана при отделе и клиническая база. И. П. Павлов с ноября 1931 г. проводил научные заседания в психиатрической и нервной клиниках — так называемые «клинические среды».

kratkoe.com

краткая биография и вклад в науку

Иван Петрович Павлов, краткая биография которого будет нами рассмотрена, — русский физиолог, психолог, лауреат Нобелевской премии. Он занимался процессами регуляции пищеварения, создал науку о высшей нервной деятельности. Обо всем этом, а также о многом другом, связанном с его именем, мы и поговорим в этой статье.

Происхождение и обучение в Рязани

26 сентября 1849 г. в городе Рязани родился Иван Петрович Павлов. Краткая биография его была бы неполной, если бы мы не сказали пару слов о его семье. Отец Ивана, Петр Дмитриевич, был приходским священником. Варвара Ивановна, мать Ивана Петровича, вела домашнее хозяйство. На фото ниже представлен дом Павлова в Рязани, который сейчас является музеем.

Будущий ученый начал обучение в рязанском духовном училище. Окончив его в 1864 году, он поступил в рязанскую духовную семинарию. Позже Иван Петрович с теплотой вспоминал этот период. Он отмечал, что ему повезло учиться у замечательных преподавателей. Иван Павлов познакомился на последнем курсе семинарии с книгой «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченова. Именно она определила его дальнейшую судьбу.

Переезд в Петербург для продолжения обучения

В 1870 г. будущий ученый решил поступить на юридический факультет Петербургского университета. Правда, Иван Павлов проучился здесь только 17 дней. Он решил перевестись на естественное отделение другого факультета, физико-математического. Иван Петрович учился у профессоров И. Ф. Циона, Ф. В. Овсянникова. В особенности его заинтересовала физиология животных. Кроме того, Иван Петрович много времени уделял изучению нервной регуляции, являясь истинным последователем Сеченова.

После окончания университета решил продолжить обучение Иван Петрович Павлов. Краткая биография его отмечена поступлением сразу на третий курс Медико-хирургической академии. В 1879 г. Павлов закончил это учебное заведение и стал работать в клинике Боткина. Здесь Иван Петрович возглавил лабораторию физиологии.

Стажировка за границей, работа в клинике Боткина и Военно-медицинской академии

К периоду с 1884 по 1886 год относится его стажировка в Германии и Франции, после чего ученый возвращается к работе в клинике Боткина. Павлова в 1890 году решают сделать профессором фармакологии и направляют в Военно-медицинскую академию. Через 6 лет ученый уже возглавляет здесь кафедру физиологии. Он покинет ее лишь в 1926 году.

Эксперимент с мнимым кормлением

Одновременно с этой работой Иван Петрович изучает физиологию кровообращения, пищеварения, высшей нервной деятельности. Он проводит в 1890 г. свой знаменитый эксперимент с мнимым кормлением. Ученый устанавливает, что нервная система играет в процессах пищеварения большую роль. К примеру, процесс сокоотделения происходит в 2 фазы. Первая из них — нервно-рефлекторная, за которой следует гуморально-клиническая.

Изучение рефлексов, заслуженные награды

После этого принялся тщательно исследовать высшую нервную деятельность Иван Петрович Павлов. Краткая биография его дополняется новыми достижениями. Он достиг значительных результатов в изучении рефлексов. В 1903 г., в возрасте 54 лет, выступил на проходившем в Мадриде Международном медицинском конгрессе со своим докладом Павлов Иван Петрович. Вклад в науку этого ученого не остался незамеченным. За достижения в изучении процессов пищеварения в следующем, 1904 году, ему вручили Нобелевскую премию.

Ученый в 1907 г. становится членом РАН. Лондонское королевское общество в 1915 г. вручает ему медаль Копли.

Отношение к революции

Павлов называл Октябрьскую революцию «большевистским экспериментом». В первое время он воспринимал с энтузиазмом перемены в жизни и хотел непременно увидеть завершение начатого. Его считали на Западе единственным в России свободным гражданином. Власти отнеслись благосклонно к гениальному ученому. В. И. Ленин даже подписал в 1921 году специальный декрет о создании условий для нормальной работы и жизни Павлова и его семьи.

Однако через некоторое время пришло разочарование. Массовая высылка за границу выдающихся представителей интеллигенции, аресты друзей и коллег показали всю бесчеловечность этого «эксперимента». Не раз Иван Петрович выступал с позиций, нелицеприятных для властей. Он шокировал своими речами партийное руководство. Павлов не соглашался «укреплять трудовую дисциплину» в лаборатории, возглавляемой им. Он говорил, что научный коллектив нельзя приравнивать к фабрике, а умственный труд не следует принижать. В Совнарком начали поступать обращения Ивана Петровича с требованиями освободить арестованных, знакомых ему, а также прекратить террор, репрессии и гонения на церковь в стране.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться Павлову

Несмотря на то что Павлов не принимал многое из происходящего в стране, он всегда трудился изо всех своих сил на благо родины. Его могучий дух и волю ничто не могло сломить. В годы гражданской войны ученый работал в Военно-медицинской академии, где преподавал физиологию. Известно, что лаборатория не отапливалась, поэтому на опытах приходилось сидеть в шубе и шапке. Если не было света, Павлов оперировал с лучиной (ее держал ассистент). Иван Петрович даже в самые беспросветные годы поддерживал своих коллег. Лаборатория выстояла благодаря его усилиям и в суровые 20-е годы не прекратила своей деятельности.

Итак, Павлов воспринял революцию в целом негативно. Он бедствовал в годы Гражданской войны, поэтому неоднократно просил советскую власть выпустить его из страны. Ему было обещано улучшение материального положения, однако власть делала очень мало в этом направлении. В конце концов было объявлено о создании в Колтушах Института физиологии (в 1925 году). Этот институт и возглавил Павлов. Он проработал здесь до конца своих дней.

В Ленинграде в августе 1935 года прошел 15-й Всемирный конгресс физиологов. Павлова избрали его президентом. Все ученые единодушно склонились перед Иваном Петровичем. Это стало научным триумфом академика Павлова, признанием огромного значения его деятельности.

К последним годам жизни относится поездка Ивана Петровича на родину, в Рязань. Здесь он также был встречен очень приветливо. Ивану Петровичу устроили торжественный прием.

Смерть Ивана Петровича

Иван Павлов скончался в Ленинграде 27 февраля 1936 года. Причина смерти — обострившаяся пневмония. Он оставил после себя множество достижений, о которых стоит поговорить отдельно.

Основные достижения ученого

Труды Ивана Петровича Павлова по физиологии пищеварения, заслужившие высшее международное признание, послужили толчком для развития в физиологии нового направления. Речь идет о физиологии высшей нервной деятельности. Данному направлению ученый Павлов Иван Петрович посвятил около 35 лет своей жизни. Он является создателем метода условных рефлексов. Исследование психических процессов, протекающих в организме животных, с помощью этого метода привело к созданию учения о механизмах мозга и высшей нервной деятельности. В 1913 году для осуществления экспериментов, связанных с условными рефлексами, было построено здание с двумя башнями, которые получили название «Башни молчания». Здесь сначала были оборудованы три специальные камеры, а с 1917 г. в строй вступили еще пять.

Следует отметить и еще одно открытие Павлова Ивана Петровича. Заслугой его является разработка учения о том, какие существуют типы высшей нервной деятельности. Ему же принадлежит учение о «динамическом стереотипе» (комплексе реакций на те или иные раздражители) и другие достижения.

Павлов Иван Петрович, вклад в медицину которого трудно переоценить, в 1918 г. начал проводить исследования в психиатрической больнице. По его инициативе в 1931 г. была создана при отделе и клиническая база. И. П. Павлов с ноября 1931 г. проводил научные заседания в психиатрической и нервной клиниках — так называемые «клинические среды».

Таковы основные достижения Ивана Петровича Павлова. Это великий ученый, имя которого полезно запомнить.

fb.ru

Реферат по анатомии и физиологии на тему» Открытия И.П.Павлова- прорыв в физиологии пищеварения»

Министерство здравоохранения Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский техникум»

Реферат

По теме:

Открытия И.П.Павлова – прорыв

физиологии пищеварения

Выполнила:

Сухоплюева А.В, 1 курс,14-ф г.

Руководитель: Сукшина Ю.В

2017г.

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………
  1. Основная часть

1.1.Исследование физиологии пищеварения до И.П.Павлова…………

1.2.Исследование слюнных желёз…………………………………………

1.3.Исследование желудка…………………………………………………

1.4.Исследование поджелудочной железы………………………………..

Заключение…………………………………………………………………

Список использованных источников…………………………………….

Приложение 1 «Собака с фистулой на слюнной железе»……………..

Приложение 2 «Изолированный желудок по И.П.Павлову………….

Приложение 3 «Опыт с мнимым кормлением»……………………….

3

4

7

8

12

14

15

16

17

18

Введение

Я был, есть и остаюсь
русским человеком, сыном Родины,
её жизнью, прежде всего, интересуюсь,
её интересами живу,
её достоинством укрепляю

своё достоинство.
И. Павлов.

Начало ХХ века. Интенсивно развиваются различные отрасли медицины и, только в физиологии пищеварения, нет великих открытий. 1904 год — переломный год в развитии физиологии пищеварения. Имя Ивана Петровича Павлова известно во всём мире, вклад его в становление физиологии просто неоценим.

Мы выбрали профессию фельдшера, чтобы посвятить свою жизнь лечению людей. И, как нам кажется, пример беззаветной преданности этому – жизнь Ивана Петровича Павлова. На одном из международных съездов коллеги назвали учёного «первым физиологом мира», что наиболее ёмко отражает значимость этого человека, как для науки, так и для России. Именно И.П.Павлов за работы по физиологии пищеварения первый из физиологов получил Нобелевскую премию.

Мы поставили перед собой цель: изучение механизмов физиологии пищеварения, открытых И.П.Павловым.

Задачи:

  1. Ознакомиться с работами по физиологии пищеварения до открытий И.П.Павлова

  2. Изучить механизмы пищеварения

  3. Обозначить значение и перспективы использования открытий И.П.Павлова

Методы работы: анализ и синтез.

1. Основная часть

1.1. Исследование физиологии пищеварения до И.П.Павлова

Мыслители и врачи разных времен интересовались ходом пищеварительного процесса. Над ним задумывались философы Аристотель и Декарт, но размышления их носили отвлеченный характер. Нужно было узнать, как работают органы пищеварения, и какие жидкости они выделяют в просвет желудочно-кишечного тракта, под влиянием которых происходит переваривание сложнейших пищевых веществ и усвоение их организмом. Эти и многие другие вопросы, связанные с процессом пищеварения, должны были привести к выводу о том, что для их выяснения единственно возможным является экспериментальный путь изучения.

В XVII в. Репе де Грааф изучал слюнную и панкреатическую секрецию у собаки, вводя в протоки околоушной и поджелудочной желез трубочки, однако полученные при этом данные мало обогатили физиологию.

В XVIII в. Спалланцани и Реомюр пытались получить желудочный сок, вводя в желудок привязанную на ниточке резиновую губку. Примитивность методики и неточность проводимого анализа не дали ясного и полного представления о секреторной функции желудка.

В начале XIX в. Пру обнаружил в желудочном содержимом наличие соляной кислоты, но не объяснил ее значения для желудочного пищеварения и роли в механизме регуляции деятельности органов пищеварения.

С 1825 по 1833 г. Бомон проводит наблюдения над желудочной секрецией у человека, имевшего после ранения свищ желудка. Полученные данные были отрывочны и недостаточно достоверны. При проведении наблюдений Бомон не учитывал исходного функционального состояния железистого аппарата, не принимал во внимание роли влияний коры больших полушарий головного мозга в процессе возбуждения секреторных клеток и не дал точной характеристики количественного и качественного состава желудочного сока при действии тех или иных пищевых раздражителей. То же самое можно сказать и относительно исследований, проведенных позднее Бушем па человеке со свищом тонкой кишки и Рише — па человеке со свищом желудка.

Отсутствие хорошо разработанных экспериментальных методов исследования приводило в ряде случаев к использованию примитивных приемов наблюдения. Например, Тидеман и Гмелин, а впоследствии Браун с целью выяснения роли механического раздражения в процессе возбуждения желудочной секреции вводили в желудок животных мелкие камни и спустя несколько часов, убив животных, смотрели, имеется ли в желудке сок. Полученные данные были разноречивы. Подобный прием применяли и другие авторы. Так, Леуре и Лассажне давали собакам проглатывать кусочки губки и через 24 ч, убив животных, исследовали кишечное содержимое, выжатое из губок. Такие методы исследования вели к противоречивым результатам, а порой и к неверным взглядам на функцию пищеварительных желез.

На основании проведенных наблюдений Шульц пищеварительную функцию приписывал только слепой кишке, а Блондло, подробно описывая различные пищеварительные соки, отрицал какое-либо переваривающее действие кишечного и панкреатического соков на пищу. К отрицанию способности кишечного сока переваривать пищу (белок и крахмал) пришел на основании своих опытов и Функ.

В 1842 г. талантливый русский хирург В. А. Басов, наложив фистульную трубку на желудок собаки, впервые предложил новый метод исследования желудочной секреции. Собак с хронической фистулой желудка В. А. Басов и известный русский физиолог А.М.Филомафитский демонстрировали студентам во время лекций. Этот оперативный прием, безусловно, сыграл прогрессивную роль в развитии экспериментальной физиологии, но данные, полученные при опытах на животных, оперированных таким образом, отличались большой неточностью, так как деятельность желудочных желез определялась на основании анализа не чистого секрета, отделяемого клетками, а содержимого желудка, состоящего из смеси желудочного сока с пищевой массой.

В 1849 г. Барделебен впервые произвел на собаке операцию перерезки пищевода (эзофаготомию), но, ни сам автор, ни последующие физиологи не использовали этот ценный оперативный прием для научно-исследовательских целей.

Ряд исследователей (Флюранс, Гаубер, Колен, Элленбергер) применяли фистульный метод на разных сельскохозяйственных животных (коза, овца, корова), но полученные экспериментальные данные были отрывочными и неполными.

В 1852 г. тартуские физиологи Ф. Биддер и С. Шмидт описали психическое отделение желудочного сока у собак, не дав этому явлению объективного, строго научного толкования. [1]

Таким образом, первые экспериментальные исследования по физиологии пищеварения имеют лишь исторический интерес. На основании полученных данных нельзя было построить стройного представления о работе пищеварительного аппарата, физиологической роли органов пищеварения и механизме регуляции их деятельности и только исследования И.П.Павлова расставили все на свои места. Изучим работы И.П.Павлова более подробно.

1.2.Исследование слюнных желёз

Благодаря целой серии систематических и тщательных экспериментов И.П.Павлов смог установить, что рефлекторная секреция слюны не всегда одинакова, как думали его предшественники, а варьируется. Из результатов своих исследований ученый заключил: главные факторы, влияющие на этот процесс — это, во-первых, природа, сила, количество и продолжительность действия натуральных раздражителей в виде пищевых (либо отвергаемых) веществ на рецепторы ротовой полости. В частности, от того, попадает в рот пища или отвергаемое вещество (кислота, щелочь и т.д.), какой сорт пищи попадает в рот — мясо, молоко, хлеб или что-то другое; в каком виде — сухом или жидком) и в каком количестве — зависит, какие слюнные железы и в каком темпе будут работать, какого состава, консистенции и какое количество слюны будут выделять, будут ли работать вообще и т.д.

Во-вторых, одним из определяющих факторов, которые влияют на количество и качество выделяемой слюны — это ее функциональное назначение — пищеварительное, защитное или санитарно-гигиеническое. Например, на съедобные вещества выделяется, как правило, густая слюна, а отвергаемые вещества вызывают обычно жидкую. А так как густую и жидкую слюну выделяют разные железы, то соответственно меняется доля участия этих желез в слюноотделительном процессе. Тщательно проанализировав все выше изложенное, Павлов пришел к выводу: такая тонкая и яркая изменчивость рефлекторной деятельности слюнных желез обусловлена специфической возбудимостью разных рецепторов ротовой полости к каждому из этих раздражающих их агентов, и сами эти изменения носят приспособительный характер. Отдельно отметил исследователь и то, что приспособительная изменчивость в деятельности слюнных желез четко проявляется также при так называемой психической секреции слюны, т.е. при секреции на вид и запах пищи и т.п. Но этим вопросом Павлов занимался уже при исследовании высшей нервной деятельности.[ 2,6]

1.3. Исследование желудка

Твердое установление Павловым факта существования нервной регуляции деятельности желудочных желез — убедительное доказательство того, что эти железы имеют секреторную иннервацию, т.е. снабжены нервами, вызывающими выделение желудочного сока, принесло ему всемирную славу и уважение со стороны лучших специалистов в этой области знания во всем мире.[3,6]

У собаки с желудочной фистулой перерезали пищевод в области шеи, и концы его пришивали к краям кожной раны на шее в виде двух зияющих отверстий. Когда собака поправлялась после операции, ей устраивали «мнимое кормление»: собаке давали пищу, но проглоченное вываливалось через верхнее отверстие пищевода, не доходя до желудка. Через несколько минут после начала «кормления» начиналось выделение желудочного сока, которое быстро достигало значительных размеров и продолжалось до часа и более. При этом было установлено, что выделение желудочного сока при мнимом кормлении носит характер твердо установленной физиологической закономерности.

Факты говорили сами за себя, и мало кто из физиологов сомневался, что секреция желудочного сока, вызванного действием пищи на рецепторы ротовой полости, имеет рефлекторный характер, но Павлов доказал это специальным и очень красивым опытом. Если у собаки с описанными выше операциями перерезать в последующем блуждающие нервы, то мнимое кормление впоследствии уже не вызовет выделение желудочного сока. Вывод Павлова из этих опытов был настолько точным, что исключал все другие, и заключался в следующем: пища возбуждает вкусовой аппарат, через вкусовые нервы возбуждение передается в продолговатый мозг, а оттуда через блуждающие нервы — к желудочным железам, т.е. осуществляется рефлекс с ротовой полости на желудочные железы. Перерезка обоих блуждающих нервов прерывает пути нервного возбуждения с продолговатого мозга к желудочным железам, и последние при мнимом кормлении или при виде пищи остаются в покое. И.П. Павлов понимал, что опыт с мнимым кормлением показывает картину секреторной деятельности желудочной и других желез не во всей полноте, не дает точно установить как идет отделение сока. Затем Павлов осуществил операцию, которая известна под названием операции маленького, или изолированного, желудка по Павлову. Суть операции, заключается в следующем: путем частичного продольного разреза в области дна желудка, параллельно ходу разветвлений блуждающего нерва, из основной массы желудка выкраивают небольшой кусок. Благодаря сохранной иннервации маленький желудок по Павлову функционирует совершенно нормально. По выражению Павлова, в маленьком желудке, как в зеркале, отражается все, что происходит в большом. А из-за того, что в маленький желудок не попадает ни пищи, ни воды, динамику секреции желудочного сока при истинном кормлении животного, равно как и физические, химические и ферментные свойства этого сока, можно точнее исследовать. Было установлено, что при истинном кормлении желудочный сок у животного выделяется дольше и в большем количестве, чем при мнимом кормлении. Это значит, что пища возбуждает секрецию желудочного сока не только своим действием на вкусовые и обонятельные рецепторы, но и действием на стенки желудка. Тем самым было установлено существование двух источников стимуляции желудочных желез и соответственно двух фаз секреции желудочного сока. Причем сок, выделенный в первой фазе секреции, обладает большей переваривающей силой, чем сок, выделенный во второй фазе секреции. Павлов назвал сок первой фазы секреции аппетитным, или «запальным», соком и считал, что ему принадлежит определяющая роль в цепи ферментально-химических превращений в целом.[1,5]

Вначале Павлов думал, что и вторая фаза секреции желудочного сока имеет чисто рефлекторный механизм. Однако после открытия Эдкинсом в 1906 году специального гормонального вещества, выделяемого в пилорической (выходной) части желудка и способного вызывать секрецию желудочного сока во всем желудке, Павлов допускал, что во второй фазе секреции желудочного сока наряду с нервным механизмом действует также гуморальный механизм. Близкой точки зрения придерживаются некоторые современные исследователи, но окончательно этот вопрос не решен до сих пор. Далее, Павлов и его сотрудники доказали, что специфической возбудимостью обладают также рецепторы ротовой полости и желудка, раздражение которых адекватными им пищевыми продуктами вызывает рефлекторную секрецию желудочного сока по-разному, что количество и ход секреции, как и кислотность и ферментативные свойства желудочного сока, зависят от количества и особенностей съеденной пищи и что изменчивость в рефлекторной секреции желудочного сока в данном случае также носит приспособительный характер. Другие опыты Павлова и его сотрудников также подтвердили наличие специфической возбудимости рецепторов ротовой полости по отношению к агентам, вызывающим рефлекторную секрецию желудочного сока, а также приспособительный характер этой секреции. Павлов и его сотрудники выявили не известный до того времени тип рефлекторного влияния на деятельность желудочных желез, а именно тормозное влияние. Они показали, что таким влиянием обладает жир, попадающий из желудка в двенадцатиперстную кишку и действующий на рецепторы ее слизистой оболочки. Жир при этом может приостанавливать, ослаблять уже идущий процесс секреции желудочного сока или задерживать ее начало при последующем действии возбудителей желудочных желез. Тот факт, что после перерезки блуждающих нервов жиры больше не оказывают тормозящего влияния на секрецию желудочного сока, привел Павлова к заключению, что это тормозящее влияние также носит рефлекторный характер и осуществляется через посредство тормозящих секреторных волокон в составе блуждающих нервов, находящихся рядом с их возбудительными секреторными волокнами.

Допущение о существовании специальных тормозящих нервов желудочных желез наряду с возбудительными нервами послужило Павлову основанием для объяснения другого факта. Многие ученые считали, что электростимуляцией блуждающих нервов нельзя вызвать секрецию желудочного сока, Павлов же доказал обратное. Для этого необходимо только соблюдать определенные условия либо долго (в течение часа и более) раздражать периферический конец свежеперерезанного блуждающего нерва, либо раздражать их, даже недолго, но спустя несколько дней после перерезки. Павлов считал, что кратковременное раздражение только что перерезанного нерва потому не вызывает секрецию желудочного сока, что при этом одновременно раздражаются как возбудительные, так и тормозные волокна нерва, в результате чего получается взаимная нейтрализация эффектов. Продолжительное же электрораздражение их влечет за собой быстрое расстройство более уязвимого тормозящего механизма, и тогда эффект возбудительных секреторных нервов проявляется беспрепятственно. По Павлову, из-за большой ранимости тормозящих волокон они после перерезки перерождаются значительно быстрее возбудительных волокон и, спустя несколько дней, совершенно лишаются дееспособности. В это время возбудительные волокна еще остаются дееспособными, поэтому их электростимуляция вызывает секрецию желудочного сока без задержки. Описанные выше эксперименты Павлова разрешили проблему нервной регуляции деятельности желудочных желез блуждающими нервами. Этому разрешению помогли отрицательные результаты опытов других ученых по электростимуляции этих нервов в острых вивисекционных условиях и безупречные положительные результаты хронических экспериментов Павлова с мнимым кормлением.[4,5]

1.4. Исследование поджелудочной железы

Велики заслуги Павлова в исследовании поджелудочной, или панкреатической железы. В физиологии господствовало мнение, что эта железа не имеет секреторных нервов, и что названные нервы, снабжающие ее своими ветвями, выполняют другие функции — сосудодвигательную и чувствительную. Павлов и его сотрудники, доказали ошибочность прежней точки зрения. [1]

У собак с хронической фистулой протока поджелудочной железы вид и запах пищи, как и мнимое кормление, могут рефлекторным путем вызывать секрецию сока этой железы. Были основания считать, что секреторные нервы для поджелудочной железы — ветви блуждающего и симпатического нервов. Но если блуждающие нервы являются секреторными для блуждающих желез и поджелудочной железы, как это вытекает из опытов Павлова, то почему электро раздражение этих нервов в острых опытах не влечет за собой выделение сока названных желез, подобно тому, как при электро раздражении секреторных нервов слюнных желез всегда закономерно вызывается слюноотделение? Павлов провел два типа опытов. В одном случае  у собак с хронической фистулой протока поджелудочной железы перерезались блуждающие нервы на уровне шеи и раздражались электрическим током периферические их концы не в тот же день, а спустя 4-5 дней после перерезки; это вызывало секрецию сока поджелудочной железы. Однако спустя еще несколько дней после этого раздражение нерва уже не вызывало выделение сока. Павлов дал этому такое объяснение: блуждающие нервы содержат в себе как возбудительные, так и тормозные секреторные волокна для желудочных и поджелудочной желез.  При раздражении только что перерезанного нерва тормозные волокна нейтрализуют эффект возбудительных волокон, и поэтому секреции надлежащих желез не происходит. После же перерезки нервов перерождение тормозных волокон идет значительно быстрее, чем перерождение возбудительных волокон, поэтому спустя несколько дней после этой перерезки электрораздражение периферических концов нервов активирует только или преимущественно возбудительные их волокна и вызывает секрецию надлежащего сока. Это подтверждает теоретическое положение Павлова о существовании секреторной иннервации поджелудочной железы.

В лаборатории Павлова было установлено, что в секреторной деятельности поджелудочной железы наряду с рефлекторным механизмом дальнего действия важную роль играет и местный механизм. Многочисленные хронические эксперименты на животных показали, что соляная кислота и жир являются мощными возбудителями секреции поджелудочного сока, когда они действуют на слизистую оболочку тонкой кишки. В противоположном направлении влияют щелочи — они тормозят секрецию панкреатического сока.  В лаборатории Павлова было показано, что рецепторы ротовой полости и двенадцатиперстной кишки, раздражением которых можно вызвать рефлекторную секрецию сока поджелудочной железы, также обладают специфической возбудимостью к различным по роду пищевым продуктам и химическим веществам. Обусловленная этими рецепторами приспособительная изменчивость рефлекторной секреции сока поджелудочной железы находит свое выражение не только в колебаниях общего уровня и хода секреции, но и в изменении ферментативного состава сока — на хлеб выделяется сок, богатый ферментом, расщепляющим углеводы, на молочные продукты — сок, богатый ферментом, расщепляющим жиры, на мясо – сок, занимающий промежуточное место по своим ферментативным свойствам. Благодаря неимоверным усилиям Павлова и его последователей выявлена и изучена роль нервной системы в деятельности главных пищеварительных желез, в координации секреторной и моторной деятельности органов пищеварительной системы и всей системы в целом. Эти знания помогают нам и в повседневной жизни. Ведь именно на их основе создаются лекарства для лечения заболеваний пищеварительной системы, даются рекомендации по правильному питанию.[2,5]

Заключение

Из всей проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

  • И.П. Павлов — основатель современной физиологии пищеварения. Разумеется, не все факты и теоретические положения Павлова по физиологии пищеварительной системы сохраняют свою силу и в наши дни. Но в целом современная физиология пищеварения все еще сохраняет глубокую печать мысли и труда Павлова.

  • Важнейшая заслуга Павлова — создание прочного   фундамента для дальнейших исследований пищеварительного тракта человека: классического труда «Лекции о работе главных пищеварительных желез», не потерявшего своей актуальности и в наше время. Этой книгой он дал мощный импульс для дальнейшего пополнения и уточнения знаний в этой области.

В знак памяти о великом русском физиологе сейчас именем Павлова называют кафедры физиологии и даже целые институты И.П.Павлов воспитал целую плеяду выдающихся ученых- его учеников и последователей как в нашей стране(В.В.Савич, Б.П. Бабкин, Л.А. Орбели, И.П. Разенков и другие),так и за границей (Карлсон, Кеннон, Томас, Айви и другие).

Таким образом, более чем за 130 лет человек сумел составить более или менее полное и точное представление о работе своей пищеварительной системы, Тем не менее уточнение и расширение знаний о некоторых органах пищеварительной системы и процессах, происходящих в ней (например, второй фазе секреции желудочного сока),требует усилий новых поколений исследователей всего мира. Наверное, никогда не наступит то время, когда не будет тайн жизни человека, которые не заинтересуют ученых, но мы надеемся, что эти люди никогда не забудут, кто начинал великое дело познания человеком еще одной части своего организма.

Список использованных источников

1 Полтырев С. С., Курцин И.Т. Физиология пищеварения: Учеб. Пособие для студ. ун-тов и пед. ин-тов. -М.: Высш. Школа, 1980-256 с., ил

2.http://www.km.ru/referats/302E43B0F5FD49AEBAFA533BA425BE25

3.http://www.bibliotekar.ru/100otkr/81.htm

4.http://www.medchitalka.ru/fiziologiya_pischevareniya/istoriya_razvitiya_fiziologii_pischevareniya/

5.https://www.litmir.me/br/?b=577479&p=28

6.http://dolgie-leta.ru/files/water/digestion.pdf

Приложение 1

Собака с фистулой на слюнной железе

Приложение 2

Изолированнный желудок по Павлову

1- разрезы и наложения швов на стенки и слизистую оболочку желудка, 2- схема отделения малого желудочка от большого: а- полость желудка, б- слизистая, в- мышечная стенка, г- фистула

Приложение 3

Опыт с мнимым кормлением

infourok.ru

ПАВЛОВ Иван Петрович — Большая Медицинская Энциклопедия

ПАВЛОВ Иван Петрович (1849—1936)— великий отечественный ученый-физиолог, академик с 1907 г., лауреат Нобелевской премии (1904).

ПАВЛОВ Иван Петрович

Начальное и среднее образование И. П. Павлов получил в духовном училище и семинарии г. Рязани (1860—1869). Находясь под сильным влиянием прогрессивных идей русских революционных демократов, а также сочинения И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», И. П. Павлов решил стать естествоиспытателем и поступил в 1870 г. на естественное отделение физ.-мат. ф-та Петербургского ун-та. Занимаясь в ун-те, И. П. Павлов одновременно в лаборатории проф. И. Ф. Ци-она выполнил несколько научных исследований; за работу «О нервах, заведывающих работой в поджелудочной железе» (совместно с М. М. Афанасьевым) И. П. Павлов был награжден золотой медалью (1875). По окончании ун-та (1875) И. П. Павлов поступил на третий курс Медико-хирургической академии (с 1881 г. Военно-медицинская академия). Одновременно с обучением в академии работал в лаборатории проф. К. Н. Устимовича; провел ряд экспериментальных работ, за совокупность к-рых был награжден золотой медалью (1880). В 1879 г. И. П. Павлов окончил Медико-хирургическую академию и был оставлен при ней для усовершенствования; с 1879 г. по приглашению С. Г1. Боткина в течение 10 лет работал в физиол. лаборатории при его клинике, фактически руководя всеми фармакол. и физиол, исследованиями. Постоянное общение с С. П. Боткиным сыграло важную роль в формировании И. П. Павлова как ученого.

В 1883 г. И. П. Павлов защитил диссертацию на степень доктора медицины и в следующем году получил звание приват-доцента ВМА. В период своей второй заграничной научной командировки (1884—-1886 гг., первая была в 1877 г.)работал в лабораториях Р. Гейденгайна и К. Людвига. В 1890 г. И. П. Павлов был избран профессором кафедры фармакологии ВМА, а в 1895 г.— кафедры физиологии, где проработал до 1925 г. С 1891 г. одновременно заведовал физиол, отделением Ин-та экспериментальной медицины, организованного при его непосредственном участии; эту должность занимал до конца жизни. В 1913 г. по инициативе И. П. Павлова для исследований в области в. н. д. было построено специальное здание, в к-ром впервые были оборудованы звуконепроницаемые камеры (так наз. камеры молчания) для изучения условных рефлексов.

После Великой Октябрьской социалистической революции творчество И. П. Павлова достигло своего расцвета. В январе 1921 г. за подписью В. И. Ленина был издан специальный декрет СНК РСФСР о создании условий, обеспечивающих научную работу И. П. Павлова. Спустя несколько лет его физиол, лаборатория в Академии наук преобразована в физиологический ин-т, а лаборатория в Ин-те экспериментальной медицины — в отдел физиологии; в селе Колтуши (ныне село Павлово) под Ленинградом была построена биологическая станция, ставшая, по выражению И. П. Павлова, столицей условных рефлексов. Труды И. П. Павлова получили международное признание. И. П. Павлов был избран членом 22 академий наук — Франции (1900), США (1904), Италии (1905), Бельгии (1905), Голландии (1907), Англии (1907), Ирлаш дии (1917), Германии (1925), Испании (1934) и др., почетным членом многочисленных отечественных и 28 иностранных научных об-в; доктор honoris causa многих отечественных ун-тов и 11 ун-тов других стран. В 1935 г. на 15-м Международном конгрессе физиологов (Ленинград — Москва) И. П. Павлов удостоен почетного звания «старейшины физиологов мира».

И. П. Павлов — один из наиболее . выдающихся представителей современного естествознания, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности человека и животных, основатель крупнейшей физиологической школы современности и новых подходов и методов исследований в физиологии. Он занимался изучением многих актуальных проблем физиологии и медицины, но наиболее систематические и обстоятельные его исследования относятся к физиологии сердечно-сосудистой и пищеварительной систем и высших отделов ц. н. с.: они по праву считаются классическими, открывшими новые страницы в соответствующих разделах физиологии и медицины. Новыми и ценными оказались результаты его исследований также по отдельным вопросам физиологии эндокринной системы, сравнительной физиологии, физиологии труда и по фармакологии.

Будучи глубоко убежденным, что «для естествоиспытателя — все в методе», И. П. Павлов детально разработал и ввел в практику физиол, исследований метод хрон, эксперимента, в своей методологической основе исходящий из необходимости многостороннего и обстоятельного исследования функций организма в естественных условиях, в неразрывной связи и взаимодействии с окружающей средой. Этот метод вывел физиологию из тупика, созданного господствовавшим длительное время односторонним аналитическим методом острого вивисекционного эксперимента. Используемый еще в ранних работах И. П. Павлова по физиологии кровообращения, метод хрон, эксперимента был возведен им в ранг нового научного экспериментального принципа в фундаментальных исследованиях по физиологии пищеварения и затем доведен до совершенства при изучении функций высших отделов ц. н. с.

Для научного творчества И. П. Павлова характерен принцип нервизма (см.), в соответствии с к-рым все его исследования были пронизаны идеей о решающей роли нервной системы в регуляции функц, состояния и деятельности всех органов и систем организма. Многолетние исследования И. П. Павлова по физиологии и патологии большого мозга можно рассматривать как логическое завершение и олицетворение этого принципа. Будучи убежденным сторонником неразрывного и взаимовыгодного союза физиологии и медицины, И. П. Павлов изучал не только нормальную, но и экспериментально нарушенную деятельность органов и систем, вопросы функциональной патологии, профилактики и терапии возникших болезненных состояний. g В начальном периоде своей научной деятельности И. П. Павлов занимался изучением вопросов физиологии сердечно-сосудистой системы, исследуя гл. обр. вопросы рефлекторной регуляции и саморегуляции кровообращения и характер действия центробежных нервов и сердца. В своих с исключительной тщательностью подготовленных и проведенных на высоком методологическом уровне опытах И. П.Павлов установил, что любое изменение кровяного давления благодаря адаптивному рефлекторному изменению сосудистого русла и деятельности сердца, осуществляемому через посредство внутренних рецепторов самой системы и блуждающих нервов, сравнительно быстро возвращается к норме. Путем подобной саморегуляции поддерживается относительное постоянство уровня АД, наиболее благоприятного для кровоснабжения основных жизненно важных органов и систем организма. И. П. Павловым было установлено, что среди центробежных нервов сердца наряду с нервами, способными изменять частоту сердечных сокращений без изменений их силы, существуют и усиливающие нервы, способные изменять силу сердечных сокращений без изменений их частоты. И. П. Павлов объяснил это свойством данных нервов менять функциональное состояние сердечной мускулатуры, улучшать ее трофику. Тем самым И. П. Павловым был заложен фундамент теории о трофической иннервации тканей, получившей дальнейшее развитие в исследованиях Л. А. Орбели и А. Д. Сперанского. Исследованиями И. П. Павлова и его сотрудников было доказано, что принцип рефлекторной саморегуляции является универсальным принципом деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма (см. Саморегуляция физиологических функций).

Крупным экспериментальным достижением И. П. Павлова явилось создание нового способа изучения деятельности сердца с помощью так наз. сердечно-легочного препарата (1886), с помощью к-рого было сделано важное для физиологии и медицины открытие — выделение легочной тканью вещества, препятствующего свертыванию крови. Циркулирующая через сердечно-легочный препарат кровь долго не свертывалась, хотя протекала через систему стеклянных и резиновых трубок; когда же кровообращение через легкие выключалось, кровь быстро свертывалась. Это открытие на десятилетия предвосхитило исследования зарубежных ученых, обнаруживших то же вещество в легких и печени и назвавших его гепарином. В разработке сердечно-легочного препарата И. П. Павлов на несколько лет опередил англ. физиолога Э. Старлинга.

Одновременно с изучением сердечно-сосудистой системы П.П. Павлов исследовал физиологию пищеварения. В основе этих его работ лежала идея нервизма, под к-рой он понимал «физиологическое направление, стремящееся распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельностей организма». Однако изучение регуляторной функции нервной системы в процессах пищеварения было ограничено методическими возможностями физиологии того времени. Многие физиологи проводили эксперименты на «хронически оперированных» животных. Однако выполненные ими операции оказались неполноценными или по замыслу, напр, операция маленького желудка по Гейденгайну, при к-рой изолированный кусок желудка лишается иннервации, или по технике исполнения, напр, операция Бернара и Людвига по выведению наружу протоков поджелудочной и слюнных желез через канюли, при к-рой устья протоков вскоре зарастали или были недостаточны для точного и обстоятельного исследований функций надлежащего органа, напр, желудочная фистула по Басову. Требовалось поднять технику этих операций на более высокий уровень и заново создать полноценный метод хрон, эксперимента. И. П. Павлов виртуозно осуществил при строгом соблюдении всех правил асептики и антисептики целую серию остроумных и тонких хирургических операций на собаках — перерезку пищевода в сочетании с фистулой желудка, наложение оригинальных фистул протоков слюнных желез, поджелудочной железы и желчных пузыря и протока, создание полноценной модели маленького желудка и т. п. Хрон, фистулы обеспечивали доступ к соответствующим глубоко лежащим органам пищеварительной системы и создавали возможность обстоятельного изучения их функций без нарушения иннервации, кровоснабжения, характера работы, без изменения связи и взаимодействия между разными органами. На эзо-фаготомированных животных, имеющих хрон, фистулу желудка, был поставлен знаменитый опыт с мнимым кормлением (см.). Впоследствии такие операции были использованы И. П. Павловым для получения чистого желудочного сока.

Владея всеми этими методами, И. П. Павлов, по существу, создал заново физиологию пищеварениями.). Впервые и с предельной четкостью им была показана ведущая роль нервной системы в регуляции пищеварительного процесса.

И. П. Павлов изучил динамику секреторного процесса желудочных, поджелудочной и слюнных желез, работу печени при употреблении пищи различного качества, доказал их способность приспосабливаться к характеру возбудителей секреции.

Примером выявленной И. П. Павловым координации секреторной и двигательной деятельности органов пищеварительной системы может служить процесс эвакуации пищевой массы из желудка в двенадцатиперстную кишку. Им было установлено, что этот процесс регулируется реакцией содержимого двенадцатиперстной кишки. Наличие в ней кислого содержимого тормозит эвакуацию путем сжатия пилорического сфинктера; когда же благодаря выделению панкреатического сока и желчи, имеющих щелочную реакцию, содержимое нейтрализуется и становится щелочным, пилорический сфинктер расслабляется, мышцы желудка сокращаются и выбрасывают очередную порцию содержимого в кишку.

Крупным научным событием стало открытие И. П. Павловым в слизистой оболочке двенадцатиперстной кишки энтерокиназы (см.)— первого примера «фермента ферментов», к-рый непосредственно не участвует в пищеварении, а преобразовывает неактивный профермент панкреатического сока в активный фермент трипсин (см.), расщепляющий белки. Позже другими исследователями были обнаружены иные вещества такого типа, названные киназами (см.).

В 1897 г. И. П. Павлов опубликовал «Лекции о работе главных пищеварительных желез» — труд, в к-ром он обобщил результаты своих исследований в области физиологии пищеварения. За этот труд, ставший руководством для физиологов всего мира, б 1904 г. И. П. Павлову была присуждена Нобелевская премия.

Занимаясь изучением связей организма животных с окружающей средой, осуществляемых под контролем нервной системы, И. П. Павлов закономерно пришел к необходимости исследования функций больших полушарий головного мозга. Непосредственным поводом к этому послужили наблюдения за так наз. психической секрецией слюны у животных, наступающей при виде (или на запах) пищи, под действием различных раздражителей, связанных с приемом пищи, и т. д. Основываясь на высказываниях И. М. Сеченова о рефлекторной природе проявлений деятельности головного мозга, И. П. Павлов пришел к выводу, что явление психической секреции дает в руки физиолога возможность объективного изучения так наз. душевной деятельности.

Усилиями врачей и естествоиспытателей 18 и 19 вв. было уже создано представление о том, что большие полушария мозга являются органом психической деятельности. Однако основные источники познания функций мозга — клин, наблюдения за больными со значительными врожденными дефектами мозга или с прижизненными его повреждениями, а также эксперименты на низших и высших животных с хирургическим повреждением различных участков коры большого мозга и даже с полным ее удалением или с электрическим и механическим раздражением отдельных ее частей оказались недостаточными для выявления и изучения физиол, механизмов и закономерностей высшей нервной деятельности.

Приступая к исследованиям в этой области, И. П. Павлов отмечал, что физиология «высшего» мозга находится в тупике и что эта физиология со времени 70-х гг. 19 в. стоит на месте и за последние 30 лет в этой области ничего не было сделано нового. При изучении процессов рефлекторной секреции слюны И. П. Павлов столкнулся с явлениями, к-рые он наблюдал раньше при исследовании рефлекторной секреции желудочного сока: у подопытной собаки слюна выделялась не только в момент самого кормления, но и при виде и запахе пищи, при виде посуды, из к-рой обычно кормили ее, и т. п. Это явление И. П. Павлов первоначально приписывал «психическому возбуждению», «воле и желаниям» животного, однако вскоре отказался от субъективно-психологической трактовки этих явлений и стал рассматривать их как рефлексы, но рефлексы особенные, приобретенные в индивидуальной жизни. Последующее обстоятельное изучение рефлексов выявило ряд других специфических их особенностей. Важнейшее биол, значение рефлексов нового типа состоит в том, что они возникают, формируются и стабилизируются при определенных условиях — регулярном совпадении различных раздражителей (световых, звуковых, механических и др.) с какой-нибудь биологически существенной деятельностью организма (пищевой, оборонительной и др.). В результате между отдельными мозговыми пунктами приложения действия данного раздражителя и данной деятельности замыкается новая нервная связь. Поэтому раздражитель, сочетаемый ранее с тем или иным видом биол, деятельности, приобретает значение сигнала, способного самостоятельно ее вызывать. Выяснилось, что рефлексы нового типа характеризуются крайней вариабельностью, изменяются в неизмеримо большей степени и в гораздо более широких пределах, чем прирожденные рефлексы. Новый тип рефлекса И. П. Павлов назвал условным рефлексом (см.), считая, что другие возможные названия («сочетательный», «индивидуальный» и т. п.) менее точно характеризуют его. В связи с этим он предложил назвать прирожденные рефлексы безусловными (см. Безусловный рефлекс), имея в виду их неизменяемость или неизмеримо меньшую изменчивость от разных условий. И. П. Павловым и его учениками было установлено, что у высших животных выработка условного рефлекса является функцией коры больших полушарий мозга и что в основе выработки и осуществления условных рефлексов лежит процесс возбуждения структур коры, а в основе ослабления и блокирования их — торможение этих структур.

С открытием условного рефлекса был найден один из подходов к разгадке глубочайших тайн работы большого мозга. Еще в раннем периоде своих исследований в этой области И. П. Павлов отмечал: «Для физиологии условный рефлекс сделался центральным явлением, пользуясь которым, можно было все полнее и точнее изучать как нормальную, так и патологическую деятельность больших полушарий». Метод условных рефлексов стал, по существу, наиболее совершенным вариантом разработанного И. П. Павловым и с успехом примененного в прежних исследованиях научного метода хрон, эксперимента, в к-ром учитывались прежде всего специфические особенности нового объекта исследования — мозга, обращалось особое внимание на важность объективного и строго научного изучения его функций. Эксперименты проводились гл. обр. на собаках в специальных камерах, изолирующих подопытное животное от неконтролируемых внешних воздействий; камеры представляли собой своеобразную окружающую среду, факторы к-рой действуют на подопытное животное не беспорядочно, а по усмотрению экспериментатора. Результаты многолетних исследований И. П. Павлова послужили основанием для создания материалистического учения о высшей нервной деятельности (см.), в соответствии с к-рым в. н. д. осуществляется высшими отделами ц. н. с. и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой. Наиболее сложные из этих взаимоотношений, наиболее совершенное и точное приспособление организма к внешним условиям существования осуществляются именно условными рефлексами, составляющими основной и превалирующий компонент этой деятельности. И. П. Павлов считал, что понятие «высшая нервная деятельность» равнозначно понятию «поведение» или «психическая деятельность». Под низшей нервной деятельностью И. П. Павлов подразумевал деятельность средних и низших отделов ц. н. с., к-рая состоит в основном из безусловных рефлексов и посредством к-рой регулируются взаимоотношения между органами и системами самого организма. Как было показано еще опытами Э. IIфлюгера, И. М. Сеченова и самого И. П. Павлова, всякий рефлекс наделен определенными адаптивными свойствами и значительной приспособительной вариабельностью. Однако высшего уровня развития и качественно новой формы проявления эти свойства достигают в условных рефлексах, благодаря чему обеспечивается наиболее совершенное, точное и тонкое приспособление организма к условиям оружающей среды. Условнорефлекторная деятельность возникает в ответ на сигналы, предшествующие жизненно важным воздействиям. Это дает организму возможность заблаговременно стремиться к благоприятным факторам и избегать неблагоприятных. Т. к. сигнальное значение может приобрести бесчисленное множество разных раздражителей, то это значительно расширяет диапазон восприятия событий в окружающей среде и возможности адаптивной деятельности организма. Вариабельность условных рефлексов в широких пределах, начиная от небольших колебаний до полного временного блокирования (процессом торможения), чрезвычайная зависимость от изменений окружающей среды (и внутренней среды самого организма) делает их исключительно гибким и совершенным средством приспособления к непрерывным изменениям в условиях существования. Эти принципиальные положения учения И. П. Павлова были затем подкреплены экспериментами, проведенными на собаках и обезьянах в условиях свободного их передвижения.

И. П. Павлов считал, что условный рефлекс при всей своей универсальности для всего животного мира, претерпевает в процессе эволюции бурное развитие, непрерывно растет число его форм и уровень совершенства. Это привело к появлению у человека качественно нового типа сигнализации, а именно опосредованной сигнализации — речи (см.), где слово выступает как сигнал предметных или первичных сигналов. И. П. Павлов назвал эту качественно новую форму сигнализации второй сигнальной системой действительности и считал ее продуктом социальной жизни и трудовой деятельности человека. В отличие от первосигнальной, или обычной условно-рефлекторной, деятельности, обеспечивающей лишь примитивные абстракции (элементарные обобщения предметов и явлений и предметное мышление), вторая сигнальная система является основой осуществления сложнейших абстракций, широкого обобщения предметов и явлений природной и социальной среды и мышления (см.). И. П. Павлов поднял рефлекторную теорию (см.) на принципиально новый уровень, а теоретические высказывания И. М. Сеченова и ряда других ученых о рефлекторном генезе и природе деятельности мозга превратил в экспериментально обоснованное учение.

И. П. Павлов разработал также ряд других важных вопросов физиологии мозга. Он предельно убедительно доказал динамический характер локализации функций в коре большого мозга (см. Кора головного мозга). Согласно его концепции корковые концы анализаторов, или проекционные зоны коры, состоят из ядерных участков с расположенными в них высокоспециализированными нервными элементами, осуществляющими совершенный анализ и синтез, и из обширных областей с рассеянными элементами, способными к несовершенному анализу и синтезу; причем поля рассеянных элементов, воспринимающих раздражения разных модальностей, перекрывают друг друга. И. П. Павлов внес четкость в понимание физиол, механизмов типологических особенностей нервной системы. По данным его лаборатории, в основе этих особенностей лежит сила основных нервных процессов — возбуждения (см.) и торможения (см.), баланс между ними и их подвижность. Различные комбинации этих свойств создают разные типы нервной системы животных. Будучи детерминированными генетически, эти особенности могут изменяться под воздействием факторов окружающей среды и воспитания. Своими исследованиями И. П. Павлов выявил принципиально новую роль процесса торможения в деятельности коры большого мозга — роль охранительного, восстановительного и целебного фактора для ее нервных элементов, утомленных, ослабленных и истощенных в результате напряженной или продолжительной работы. Под этим углом зрения нормальный сон (см.) он рассматривал как проявление сплошного торхмо-жения всей коры большого мозга и ближайшей подкорки, а гипноз (см.) — как проявление торможения отдельных участков коры. Эта концепция явилась теоретической основой лечения сном. По мнению И. П. Павлова, застойное и глубокое торможение более или менее значительных участков мозга, возникшее под воздействием истощающих патогенных факторов и являющееся физиол, мерой самоохранения, может проявляться в виде тех или иных патол, отклонений в его деятельности.

В течение многих лет И. П. Павлов экспериментально изучал патологию мозга, а в последние годы жизни стал интересоваться также нервными и психическими заболеваниями человека. Его исследования по экспериментальным неврозам животных, о предрасполагающих и порождающих неврозы этиол, факторах, о значении типологических особенностей нервной системы в генезе и характере неврозов, о физиол, механизмах и функциональной архитектуре неврозов, их классификации, принципах и мерах профилактики и терапии представляют исключительный интерес для клин, медицины не только в теоретическом, но и практическом плане (см. Неврозы экспериментальные).

Учение И. П. Павлова о в. н. д. является одним из величайших достижений естествознания нашего столетия, представляет собой систему наиболее достоверных, полных, точных и глубоких знаний о функциях мозга и имеет исключительно важное значение для материалистического мировоззрения и огромное прикладное значение для медицины, психологии, педагогики, научной организации сложных трудовых процессов. В совр, науке оно является наиболее адекватной естественнонаучной основой марксистско-ленинской теории отражения.

Научное творчество И. П. Павлова составляет целую эпоху в развитии естествознания. Оно выдвинуло его в ряды таких гигантов естествознания, как И. Ньютон, Ч. Дарвин, Д. И. Менделеев. И. П. Павлов подготовил болыиоз число научных работников, ставших в последующем руководителями крупных научных коллективов и создавших свои научные направления. К их числу относятся, в частности, С. П. Бабкин, К. М. Быков, Г. П. Зеленый, Д. С. Фурсиков, А. Д. Сперанский, И. П. Разенков, П. С. Купалов, Н. А. Рожанский, Н. И. Красногорский, Г. В. Фольборт, А. Г. Иванов-Смоленский, П. К. Анохин. Под руководством И. П. Павлова в разные годы работали Л. А. Орбели, А. Ф. Самойлов, Е. Конорский, У. Гантт. Число его последователей в нашей стране и за ее пределами растет с каждым годом. В США, Японии, Италии, Индии, Чехословакии существуют павловские научные об-ва по изучению в. н. д. Проблемам развития учения И. П. Павлова регулярно посвящаются отечественные и международные симпозиумы, конференции, конгрессы.

Имя И. П. Павлова присвоено ряду научных учреждений и учебных заведений. АН СССР учреждены премия им. Павлова, присуждаемая за лучшую научную работу в области физиологии, и золотая медаль его имени, присуждаемая за совокупность работ по развитию учения И. П. Павлова.

Сочинения: Центробежные нервы сердца, дисс., Спб., 1883; Полное собрание трудов, т. 1 — 5, М.—Л., 1940 — 1949.

Библиография: Анохин П. К. Иван Петрович Павлов, М.—Л., 1949; Асратян Э. А. Иван Петрович Павлов, М., 1974; И. П. Павлов в воспоминаниях современников, под ред. E. М. Крепса, Л., 1967; Коштоянц X. С. Повесть из жизни акад. Павлова, М.—Л., 1937; Купалов П. С. Великий русский ученый Иван Петрович Павлов, М., 1949; Летопись жизни и деятельности акад. И. П. Павлова, сост. H. М. Гуреева и Н. А. Чебышева, Л., 1969; Мозжухин А. С. и Самойлов В. О., И. П. Павлов в Петербурге—Ленинграде, Л., 1977; Переписка И. П. Павлова, сост. H. М. Гуреева и др., Л., 1970; Сборник, посвященный 75-летию И. П. Павлова, под ред. В. Л. Омелянского и Л. А. Ор-бели, Л., 1925; Фролов Ю. П. Иван Петрович Павлов, М., 1949; В а Ь-k i n В. P. Pavlov, a biography, Chicago, 1949; Cun y H. Ivan Pavlov, P., 1962; M i s i t i R. II riflesso conaizionato, Pavlov, Roma, 1968.


xn--90aw5c.xn--c1avg

Павлов Иван Петрович

Иван Павлов – один из самых ярких научных авторитетов России, да и что там говорить, всего мира. Будучи весьма талантливым ученым, на протяжении своей жизни он сумел внести внушительный вклад в развитие психологии и физиологии. Именно Павлова считают основателем науки о высшей нервной деятельности человека. Ученый создал крупнейшую в России физиологическую школу и сделал ряд весомых открытий в области регуляции пищеварения. 

Краткая биография

Иван Павлов родился в 1849 году в Рязани. В 1864-м он окончил Рязанское духовное училище, после чего поступил в семинарию. На последнем курсе Павлову в руки попала работа профессора И. Сеченова «Рефлексы головного мозга», после чего будущий ученый навсегда связал свою жизнь со служением науке. В 1870 году он поступает в Петербуржский университет на факультет юриспруденции, однако через несколько дней переводится в одно из отделений физико-математического факультета. Кафедра медико-хирургической академии, которой длительное время руководил Сеченов, после вынужденного переезда ученого в Одессу перешла под руководство Ильи Циона. Именно у него Павлов перенял виртуозную технику оперативного вмешательства.

 

В 1883 году ученый защитил докторскую диссертацию на тему центробежных сердечных нервов. На протяжении нескольких следующих лет он работал в лабораториях Бреслау и Лейпцига, которыми руководили Р. Гейденгайн и К. Людвиг. В 1890-м Павлов занимает должности заведующего кафедры фармакологии ВМА и руководителя физиологической лаборатории при Институте экспериментальной медицины. В 1896 году под его опеку попадает кафедра физиологии ВМА, где он проработал до 1924 года. В 1904 году Павлов получает Нобелевскую премию за успешные исследования физиологии пищеварительных механизмов. До самой смерти в 1936-м ученый занимал должность ректора Института физиологии АН СССР.

Научные достижения Павлова

Отличительной особенностью методики исследований академика Павлова являлось то, что он связывал физиологическую деятельность организма с психическими процессами. Эту связь подтверждали результаты многочисленных исследований. Работы ученого, описывающие механизмы пищеварения, послужили толчком к возникновению нового направления – физиологии высшей нервной деятельности. Именно этой области Павлов посвятил более 35 лет своей научной работы. Его уму принадлежит идея создания метода условных рефлексов.

 

В 1923 году Павлов выдает первое издание своего труда, в котором он детально описывает более чем двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности животных. В 1926 году под Ленинградом советское правительство построило Биологическую станцию, где Павлов развернул исследования в области генетики поведения и высшей нервной деятельности антропоидов. Еще в 1918 году ученый проводил исследования в российских психиатрических клиниках, и уже в 1931-м по его инициативе была создана клиническая база исследований поведения животных. 

 

Следует отметить, что в области познания функций мозга Павлову принадлежит едва ли не самый серьезный вклад за всю историю. Применение его научных методов позволило приоткрыть завесу тайны душевных заболеваний и наметить возможные пути их успешного лечения. Располагая поддержкой советского правительства, академик имел доступ ко всем необходимым для науки ресурсам, что позволило ему проводить революционные исследования, результаты которых были поистине ошеломляющими. 

 

 

www.letopis.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *