Последний бой российских парусного флота

27 марта 1854 года после сокрушительной победы русского флота над турецким у порта Синоп, названной в западной прессе «синопской резней», Англия и Франция объявили войну России. Так вместе со вторым этапом Крымской войны начался закат эпохи русских парусных судов.

Накануне

«Смотр Черноморского флота в 1849 году» — картина Ивана Айвазовского, написанная в 1886 году

К началу Крымской войны даже на фоне более современных английских кораблей военно-морские силы Российской империи представляли собой значительную силу. В них входили Черноморский и Балтийский флоты, а также четыре небольшие флотилии – Беломорская, Каспийская, Камчатская и Аральская. Это было ни много ни мало 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига вместе с 16 пароходофрегатами – кораблями, оснащёнными помимо парусов ещё и паровым двигателем. Всё это дополнялось отличной выучкой личного состава, про подготовку которого не без восхищения отзывались даже враги. Так, датский морской министр накануне Балтийских сражений на вопрос английского адмирала Ч. Непира о состоянии русского флота ответил:

О, они маневрируют прекрасно, всегда ходят на очень малых интервалах.

Но если Балтийский флот в то время считался «лицом» императорского флота и больше внимания уделял подготовке к смотрам, нежели к боевым действиям, то Черноморский флот из-за своей близости с Портой находился в постоянной боевой готовности. Бывший под управлением выдающихся адмиралов того времени – Нахимова, Корнилова, Истомина, – он существенно превосходил по силе своего главного противника – Османскую империю. На его вооружении было 7 пароходофрегатов, 16 корветов и бригов, 6 парусных фрегатов, 14 парусных линейных кораблей и более сотни мелких судов против 70 турецких военных кораблей.

Русские парусники середины XIX века славились своим вооружением и быстроходностью – 120-пушечные корабли «Великий князь Константин», «Париж» и «Двенадцать апостолов» не знали себе равных. Поэтому у Николая I были серьёзные основания надеяться на успех в Крымской войне, не вступи в войну Англия и Франция. Совместный флот союзников Турции в два раза превосходил русский по количеству линейных кораблей и почти в десять раз по количеству паровых винтовых кораблей. Против последних оказались бесполезными и богатейший опыт легендарных адмиралов, и отменная выручка личного состава.

Паровой двигатель против парусов

Пароходофрегат «Декарт» у Севастополя

В чём же был секрет пароходов и почему их до сих пор не было на вооружении русской армии? Обычно это объясняют отсталостью отечественного судостроения в сравнении с английским или французским, к которой нас привели затянувшееся крепостное право и, как следствие, экономическая отсталость. Это верно лишь отчасти. На самом деле первое российское судно с паровым двигателем – барка «Елизавета» – было спущено на воду ещё в 1815 году в Петербурге, всего лишь через 7 лет после того, как первый удачный пароход «Клермонт», созданный Робертом Фултоном, был испытан в США. К 1840 году в России курсировало уже около сотни пароходов, которые в основном принадлежали частным компаниям. У них были огромные преимущества перед парусниками: для их управления требовалась меньшая команда, что позволяло владельцам транспортных компаний сэкономить, они могли спокойно подниматься по течению крупных рек, не должны были стоять на рейде в ожидании буксира, а главное, не зависели от погоды, способные спокойно маневрировать при любом ветре.

Но, несмотря на все эти очевидные плюсы, военно-морское командование Российской Империи не торопилось обзаводиться военными пароходами. Успех, сопровождавший русский парусный флот ещё со времён Петра, не давал спокойно взглянуть в лицо прогрессу. Многие царские министры и адмиралы были уверены, что парусный флот не просто остаётся боеспособным, но и значительно выигрывает перед новыми паровыми машинами. Кроме того, парусные суда выглядели куда более эффектно, нежели пароходы или пароходофрегаты, которые были на вооружении России с 1838 года, но не принимали участия в боевых действиях вплоть до 5 ноября 1853 года, когда русский пароходофрегат «Владимир» захватил в плен турецкий пароход «Перваз-Бахри». Во время сражения оба судна шли против ветра, чем показали явное преимущество паровых судов перед парусными.

Последняя победа

Синопское сражение

Но перед окончательным падением парусный флот ждала последняя, но блестящая победа. В октябре 1853 года в Севастополе стало известно, что противник намеревается совершить набег на плохо защищённые кавказские порты и собирает силу в Синопе. На перехват отправились 6 линейных кораблей и 2 фрегата против 7 турецких фрегатов, 3 корветов, 2 пароходов и 4 транспортных судов, которых поддерживали шесть береговых батарей.

Замысел адмирала Нахимова состоял в том, чтобы быстро ввести корабли в Синопский рейд и с короткой дистанции атаковать врага сразу всеми линейными кораблями. Два оставшихся фрегата были оставлены охранять выход из бухты, чтобы не дать турецким кораблям вырваться из окружения. Для каждого судна были заранее избраны цели. От дальнейшей детализации атаки Нахимов отказался, отдав следующий приказ: «Я предоставляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнять свой долг».

Утром 18 ноября русские суда снялись с якоря и в две колоны по три линейных корабля в каждой ринулись на Синопский рейд. Несмотря на ожесточённый огонь со стороны противника, они без единого выстрела прибыли на назначенные места, и лишь потом открыли ответный огонь, в том числе из «секретного оружия» – бомбических пушек, стрелявших разрывными снарядами, которые на тот момент были на вооружении только у русского флота. Результат дал о себе знать почти сразу – уже через полчаса первый турецкий флагманский корабль «Авни-Дллах», по которому вела огонь 120-пушечная «Императрица Мария», выбросило на мель. За следующие три часа были уничтожены оставшиеся 14 судов и все береговые батареи. Удалось скрыться лишь пароходу «Таиф» под командованием английского офицера, советника турецкого флота Слейда. Парусные фрегаты не смогли тягаться с паровым двигателем.

За время синопского сражения турецкий флот потерял свою основную силу: из 16 турецких кораблей, стоявших у Синопа, 15 было уничтожено и более 3000 человек убито и ранено. Русская эскадра не потеряла ни одного корабля, из личного состава было убито 38 человек. Этой блистательной победой русского флота завершилась многовековая эпоха парусных гигантов. Правительство Англии и Франции, на вооружении у которых были пароходные суда, бросили вызов России.

Гибель

Линейный корабль «Три Святителя»

В сентябре 1854 года англо-французские войска подошли к берегам Крыма. Главной целью был захват Севастополя. Флот противника состоял из 34 линейных кораблей, 55 фрегатов, 50 колесных и винтовых пароходов, в то время как у Черноморского флота было лишь 50 судов, среди которых только 11 колёсных пароходов, уступавших в возможностях маневрирования и скорости винтовым. Прямое столкновение обернулось бы гибелью для всех русских кораблей и взятием города. Поэтому, чтобы хоть как-то затруднить противнику подход к Севастополю, Корнилов отдал приказ о затоплении между Константинопольской и Александровской батареей двух фрегатов и пяти старых линейных кораблей, в том числе и героя синопского сражения – «Три Святителя»: «Вы пробовали неприятельские пароходы и видели корабли его, не нуждающиеся в парусах. Он привёл двойное число таких, чтоб наступать на нас с моря; нам надобно отказаться от любимой мысли – разразить врага на воде».

Оставшимся кораблям почти целый год удавалось удачно сдерживать наступление противника. Особую роль сыграл отряд пароходофрегатов капитана 2-го ранга Г. И. Бутакова. Не уступая врагу в скорости и маневрировании, он совершал неоднократные вылазки из Севастопольского рейда, нападая на неприятельские пароходы.

Но численное превосходство врага, который к тому же не был отрезан от своего подкрепления, сыграло свою роль. 28–30 августа для защиты Северной бухты затопили последние суда: линейные корабли «Париж», «Храбрый», «Великий Князь Владимир», «Чесма», «Императрица Мария», «Ягудиил», корвет «Калипсо», фрегат «Кулевчи», несколько бригов, транспорт «Гагры» и все пароходофрегаты. Их экипажи, отправившиеся защищать Севастополь на бастионах, давали укреплениям имена своих погибших кораблей. Так, Чесменским, Ростиславским, Язоновским и другими редутами, завершилась история черноморского парусного флота.

На Балтике

Великий князь Константин Николаевич

Англичане, впрочем, не хотели ограничиваться взятием Севастополя и ряда других черноморских городов. Их планы пролегали куда дальше – на Север, к Балтике, к Петербургу. Весной 1854 года в Балтийское море были направлены значительные силы противника: английская эскадра адмирала Непира в составе 30 винтовых, 6 парусных линейных кораблей и более 26 пароходов, а также парусная французская эскадра под командованием адмирала А. Ф. Парсеваль-Дешена.

Балтийский флот Российской империи практически не уступал англо-французскому ни по количеству кораблей, ни по уровню подготовки комендоров. Но у страха глаза велики. Неудачи черноморского флота и слухи о несокрушимости врага мешали трезво оценить ситуацию. Верховное командование в лице великого князя Константина Николаевича отказалось от наступления, предпочтя занять оборонительную позицию. В результате была упущена единственная возможность разбить англичан до прихода французской эскадры. В дальнейшем две дивизии Балтийского флота, между которыми до конца боевых действий не было единого командования, были обречены на полнейшую пассивность в боевых действиях. До конца кампаний 1854–1855 годов балтийский флот оставался безучастным свидетелем событий, избегая атаки даже на малые группы противника.

Крымская война не только завершилась практически полным разгромом русского парусного флота, но и показала бесспорное превосходство пароходов над парусами. Уже через год после войны, в 1857 году, была утверждена судостроительная программа, по которой последний флот Российской империи – Балтийский практически полностью переходил на винтовые корабли. Эпоха великих парусных судов ушла в прошлое, уступив место паровому флоту.

warspot.ru

Учебные парусные суда России — Балтийский Ллойд

Учебные парусные суда России

 

 

Со времен Советского Союза в российских мореходных училищах сохранились шесть учебных парусников: «Юный Балтиец», «Крузенштерн», «Седов», «Мир», «Надежда» и «Паллада».

1. Парусник «Юный Балтиец» приписан к Морскому техническому колледжу имени адмирала Д.Н. Сенявина, который находится в Санкт-Петербурге.

2. Парусники «Крузенштерн» и «Седов» приписаны к Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, которая находится в Калининграде.

3. Парусник «Мир» приписан к порту Санкт-Петербурге и находится в распоряжении ФГУП «Росморпорт».

4. Парусник «Надежда» приписан к порту Владивосток и находится в распоряжении ФГУП «Росморпорт».

5. Парусник «Паллада» приписан к Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету, который находится во Владивостоке.

Таким образом, шесть учебных парусников сосредоточены в трёх портах: Владивосток, Калининград и Санкт-Петербург, по два в каждом, при этом, три: «Юный Балтиец», «Мир» и «Надежда», принадлежат учебным заведениям Росморречфлота, и три: «Крузенштерн», «Паллада» и «Седов», принадлежат учебным заведениям Федерального агенства по рыболовству.

 

Парусник «Юный Балтиец»

 

Построен на Балтийском заводе в 1989 г и стал первым парусно-моторным судном, построенным в России с 1914 года.

По типу парусного вооружения относится к двухмачтовым шхунам с гафельно-бермудским вооружением. Высота мачт 32 м.

Водоизмещение 441 рег.т. Длина 49,5 м. Ширина 8,4 м. Осадка 3,1 м. Скорость до 12 узлов. Может принять на борт 32 практиканта. В основном выполняет рейсы с практикантами в акватории Балтийского моря. В навигацию 2017 года на нем прошли практику 109 курсантов колледжа и клубов «Юнга» и «Адмиралтеец».

 

Парусник «Крузенштерн»

 

Построен в 1926 г в Германии. По типу парусного вооружения это четырехмачтовый барк. Полное водоизмещение 6400 т. Длина 114,5 м. Ширина 14,02 м. Осадка максимальная 7,2 м. Скорость под парусами до 16 узлов. Максимальная высота мачт 56 м. Площадь парусов до 3800 кв. м. Может принять на борт до 203 практиканта. Район плавания неограниченный.

В 1991 г барк был передан из объединения «Эстрыбпром», Калининградскому высшему инженерному морскому училищу, и сменил порт приписки Таллинн на Калининград.

Барк регулярно совершает плавания с курсантами из различных мореходок, преимущественно в морях, омывающих Европу. Он совершил два кругосветных плавания в 1995 – 1996 годах и в 2005 — 2006 годах. В 2015 г парусник совершил плавание в честь 75-ти летия Победы в Великой Отечественной Войне по маршруту: Сочи – Новороссийск – Керчь – Севастополь – Тулон – Рейкьявик – Мурманск – Архангельск – Калининград.

На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России.

 

Парусник «Седов»

 

Построен в 1921 году в Германии. В настоящее время считается самым крупным учебным парусным судном. Парусное вооружение соответствует четырехмачтовому барку.

Полное водоизмещение 7320 т. Длина 117,5 м. Ширина 14,7 м. Осадка 6,7 м. Скорость до 18 узлов. Высота мачт максимальная от киля до клотика 63,5 м. Площадь парусов 4192 кв. м. Может принять на борт 164 курсанта. Район плавания неограниченный.

Паруснику принадлежит официальный мировой рекорд скорости под парусами для судов такого класса – 18,32 узла, который был установлен в 1987 году в Средиземном море.

С 1966 по 2015 год судно прошло более 500 тысяч миль, что равно расстоянию от Земли до Луны и обратно.

В 2006 и 2010 г парусник совершил плавания в высоких широтах Арктики посвященных памяти защитников Советского Заполярья в годы Великой Отечественной Войны. 23 сентября 2010 г он достиг широты 78°и стал первым судном такого класса поднявшемся так далеко на север.

В 2012 – 2013 гг «Седов» совершил кругосветное плавание посвященное 1150-ти летию создания древнерусского государства.

Также, как и на «Крузенштерне», на «Седове», ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России.

 

Парусник «Мир»

 

Построен в 1987 г в Польше. По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2984 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2771 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.

Судну принадлежит официальный рекорд скорости под парусами – 21 узел. Парусник участвовал во многих международных регатах и во время навигации совершает плавания с курсантами из различных мореходных и речных училищ преимущественно в морях, омывающих Европу.

На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Росморречфлота России.

 

Парусник «Надежна»

 

Построен в 1992 году в Польше. По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2984 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2768 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.

Своё название парусник получил в честь флагманского корабля первой русской кругосветной экспедиции «Надежда».

Парусник выполняет плавания преимущественно в морях Дальнего Востока.

В 2014 и 2016 году он принимал участие в регатах на Черном море, для чего проделывал путь через Индийский океан и Суэцкий канал.

На паруснике «Надежда», как и на однотипном паруснике «Мир», ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Росморречфлота России, преимущественно находящихся на Дальнем востоке и в восточной Сибири.

 

Парусник «Паллада»

 

Построен в 1989 году в Польше. Своё название парусник унаследовал в честь фрегата «Паллада», на котором русский писатель Иван Гончаров, совершил плавание на Дальний восток и написал свой знаменитый роман «Фрегат Паллада». Ну что же, историческая преемственность в названии кораблей, это всегда хорошо.

По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2284 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2771 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.

В 2007 – 2008 г парусник совершил кругосветное плавание, посвященное 190-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева и 50-ти летию начала русского освоения Антарктиды.

На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России, расположенных на Дальнем востоке, Камчатке и Восточной Сибири.

 

В данной статье приведены лишь самые краткие сведения о каждом легендарном учебном паруснике. Разумеется, что у каждого из них своя история, насчитывающая десятки лет, и наполненная незабываемыми плаваниями и впечатлениями, десятков тысяч курсантов, которые приобщились к морю именно на их палубах и мачтах, совершая дальние плавания сквозь туманы и шторма, в разных уголках мирового океана.

Стоит отметить, что в нашей стране не только самое большое число мореходных и речных училищ, но и самый большой флот учебных парусных судов.

Курсантам, которые впервые поднимутся на палубы учебных парусников, хочется сказать, что не корабль украшает моряка, а моряк, своей любовью к кораблю и морю, своим разумным служебным рвением и заботой о технической исправности корабля, становится его истинным украшением и основой безопасного и безаварийного плавания.

Ни один белоснежный, и с виду шикарный лайнер, не станет домом для безграмотного и безответственного моряка, а любой трудяга рыболовный траулер, или сухогруз на каботажной линии, преображается и становится надежным помощником и дорогой в будущее, заботливому моряку, который искренне любит корабли, предан морю и всегда добросовестно исполняет свои обязанности на каждом судне, куда бы его не занесла судьба моряка.

У настоящего моряка, сначала бумажные, а затем маленькие и ржавенькие кораблики, со временем сменяются на огромные океанские лайнеры. Нет такой силы на земле, которая может стать препятствием на пути человека, который хочет быть моряком и готов посвятить этому всю свою жизнь, и пусть напутствием ему в этом благородном стремлении, будут слова из великолепного романа Вениамина Каверина «Два капитана»:

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

 


Автор капитан Валерий Николаевич Филимонов

balt-lloyd.ru

Русский Парусный Флот — лучший Флот в Мире. Модели Кораблей: viktoriiako — LiveJournal

Обязательно молодежи надо показывать Великолепный Русский Флот, чтобы они могли гордиться им.
Нам намеренно перевирают нашу Историю, утаивая от русских и всего Мира, что у Нас был самый мощный флот в Мире, пряча Военно-Морской Музей со Стрелки Васильевского Острова на задворки Новой Голландии,

Шлюп «Мирный» с золоченым двуглавыми орлами:

Фрегат Ajax = Аякс
Cемидесяти-четырех пушечный корабль 3-го ранга. Назван в честь героя Аякса. Введен в строй 23 декабря 1767




























































































































потому, что у нас и был самый лучший флот в Мире, но нам не положено это знать.

viktoriiako.livejournal.com

7 легендарных парусников российского флота

28 июня 1712 года в присутствии Петра I на воду спущен первый русский линейный корабль. Вспоминаем 7 легендарных отечественных парусников, которые сделали имя российскому флоту.

1

Галиот «Орел»

В 1668 г., по указу царя Алексея Михайловича, русские судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль — галиот «Орел». Длина «крупного» судна — 24.5 м, ширина 6.5 м. Экипаж — 22 матроса и 35 стрельцов. Это двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями. «Орёл» был первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте — косой. Вот строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Когда «Орел» был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.

2

Яхта «Святой Петр»

«Cвятой Петр» — первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. Яхта Петра I построена в Архангельске по голландскому образцу в 1693 году. Этот небольшой парусник имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. Петр I впервые вышел на нем в открытое море сопровождать уходившие из Архангельска голландские и английские купеческие суда и дошел с ними до восточных берегов Кольского полуострова. В мае следующего, 1694 года он снова приезжает в Архангельск и совершает плавание на Соловецкие острова, а затем сопровождает очередной караван купеческих судов, уходящий из Архангельска, до мыса Святой Нос, иначе говоря, до выхода в океан. Отслужив тридцатилетнюю морскую службу, яхта стала первым в Архангельске музейным объектом.

3

Галера «Принципиум»

В 1696 году это судно первым вышло в Азовское море, а в июне, в составе российского флота, участвовало в осаде турецкой крепости Азов. Построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу. Длина — 38, ширина — 6 метров, высота от киля до палубы — около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа — до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу «Принципиума», лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра I. Во время 12-дневного перехода из Воронежа в Черкесск на ее борту Петром I был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом «Морского Устава», в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова.

4

Фрегат «Крепость»

«Kрепость» — первый русский военный корабль, вошедший в Константинополь.Построен на Паншинской верфи в 1699 году, недалеко от устья Дона. Длина — 37,8, ширина — 7,3 метра, экипаж — 106 человек, вооружение — 46 орудий. Летом 1699 года «Крепость» под командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление русского военного корабля у стен турецкой столицы вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией был оперативно заключен мирный договор. Фрегат, к тому же, впервые вышел и в воды Черного моря, что позволило русским морякам произвести гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты (также впервые!). Одновременно были составлены и первые планы Крымского побережья.

5

Линейный корабль «Полтава»

«Полтава» — первый линейный корабль русского флота, и первый — построенный в Петербурге. Строительством «Полтавы», названной так в честь выдающейся победы над шведами под Полтавой, руководил Петр I. Длина — 34,6 ширина — 11,7, имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра 1.

6

Линейный корабль «Победоносец»

«Победоносец» — первый корабль 66-пушечного ранга, с усовершенствованными боевыми и мореходными качествами. Лучшее судно своего времени, построенное после смерти Петра I. Собрано по чертежам и под непосредственным наблюдением одного из талантливейших русских кораблестроителей А. Катасонова. Длина по нижней палубе — 160 футов; ширина — 44,6 футов. Вооружение состояло из двадцати шести 30-фунтовых, двадцати шести 12-фунтовых и четырнадцати 6-фунтовых орудий. Спущен на воду в 1780 году. Он был одним из немногих русских кораблей-долгожителей. Прослужил 27 лет.

7

Шлюп «Мирный»

Корабль Первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду. «Мирный» — это перестроенное вспомогательное судно. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота. Строительство велось на Олонецкой верфи в Лодейном поле, близ Петербурга.Шлюп «Мирный» был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным 20 пушками: шестью — 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.Более двух лет корабль находился в плавании, пройдя под парусами расстояние, в два с лишним раза превышающее длину экватора.

russian7.ru

Герои под парусами. Российские парусники в преддверии великой Победы

В год 70-й годовщины Победы над фашисткой Германией в мемориально-историческую экспедицию из города Владивосток вышел учебный парусник «Паллада». За четыре месяца судно посетит Китай, Южную Корею, Вьетнам, Японию, Сингапур, Филиппины и Малайзию.


Корабли «Седов» и «Паллада» в порту Новороссийска. © / russianlook.com

Сколько больших парусников осталось в России и где они?

Рассказ о парусниках, которые бороздят просторы морей и океанов под флагом России, нужно начинать с самого старейшего Российского четырехмачтового барка «Седов». Этот парусник был построен в Германии на судоверфи в городе Киле и спущен на воду 14 февраля 1921. В момент своего появления на свет он был назван «Магдалена Виннен 11». В годы Второй мировой войны входил в состав вспомогательного флота фашистской Германии и перевозил военные грузы. По решению Потсдамской конференции о репатриациях в декабре 1945 года барк был передан Советскому Союзу и получил новое название в память о русском гидрографе и полярном исследователе Георгии Яковлевиче Седове. За время службы в качестве учебного судна на барке «Седов» прошло судовую практику не одно поколение российских моряков. И в настоящее время красавец барк, который является самым крупным учебным парусником в мире (водоизмещение 7320 тонн), бороздит моря и океаны планеты.


Барк «Крузенштерн». Фото: www.russianlook.com

Вторым по возрасту среди российских парусников считается четырехмачтовый барк «Крузенштерн». Он был построен на судостроительной верфи в городе Везермюнде (ныне Бремерхафен) в Германии и спущен на воду в 1926 году. До войны он использовался как грузовое судно, его трюмы принимали до 4 тысяч тонн угля. В 1946 году, как и барк «Седов», он был передан Советскому Союзу и переименован в честь российского мореплавателя и адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, руководителя первой Российской кругосветной экспедиции.


Барк «Седов». Фото: www.russianlook.com

Особое место среди Российских парусников послевоенного периода занимает барк «Товарищ». В 1933 году на Гамбургской судостроительной верфи был построен трехмачтовый учебный барк «Горх Фок» по заказу германского Имперского флота. Парусник оказался надежным, устойчивым и маневренным. «Горх Фок» стал образцом для целой серии из шести немецких парусников, построенных в период с 1936 по 1958 годы. Начиная с 1934 года вышеназванный барк использовался в учебных целях, совершая походы по Атлантике, Северному и Балтийскому морям. После начала Второй мировой войны «Горх Фок» и его побратимы служили канцеляриями и казармами в германских портах. В конце войны парусник отбуксировали к острову Рюген, где 30 апреля 1945 года по приказу немецкого командования он был подорван и затонул. По решению Потсдамской конференции о репарациях в числе других судов парусник «Горх Фок» был передан Советскому Союзу. В 1947 году корабль был поднят со дна моря и за 4 года был капитально отремонтирован. Еще находясь в Германии на капитальном ремонте, на паруснике была повешена рында с именем «Товарищ», которое он получил от первого учебного парусника на Черном море, погибшего в годы Великой Отечественной войны в порту города Мариуполь.

В 1950 году барк «Товарищ» пришел в порт Лиепае в Латвии, а 8 июля 1951 года судно вышло в свой первый поход под советским флагом. Путь его лежал к берегам Черного моря, где парусник начал служить как учебное судно для прохождения судовой практики курсантов мореходных училищ Одессы и Херсона. За время своей службы под флагом СССР барк «Товарищ» неоднократно совершал длительные походы, наносил официальные визиты в другие государства, участвовал в парусных регатах и побеждал. Более 500 тысяч миль и порты 86 стран остались за кормой барка. Корабль сыграл несколько «ролей» в фильмах. Снимался в кинокартинах «Максимка», «Алые паруса», «Остров сокровищ», «Капитан Немо», «Узник замка Иф».


Барк «Горх Фок». Фото: www.globallookpress.com

Но вскоре паруснику стало не до кино. После распада Советского Союза и раздела Черноморского флота «Товарищ» перешел в собственность Министерства образования Украины. Прослуживший до 1995 года под флагом Украины, барк был направлен в Англию на капитальный ремонт, где простоял три года. Требуемых для ремонта 3 млн долларов у Украины не нашлось. По предложению немецкой «Организации друзей парусного флота» парусник был прибуксирован из Англии в немецкий порт Вильгельмхафен, где принял участие в международной выставке «Экспо-2000». В 2003 году наступил закономерный финал: корабль был продан за 500 тысяч евро той же «Организации друзей парусного флота». В настоящее время «Горх Фок 1» (так теперь называется бывший «Товарищ») используется как корабль-музей для проведения банкетов и других церемоний. Эта история болью отдается в сердцах моряков — ветеранов, прошедших на «Товарище» судовую практику или служивших на нем.

Из других, подобных «Товарищу», парусников в строю осталось три: американский барк «Игл» (бывший «Хорст Вессель»), полученный по репатриации, Румынский «Мирча», построенный по заказу Бухареста в 1939 году, и немецкий «Горх Фок 11», последний из этой серии спущенный на воду в 1958 году.

Шли годы, и необходимость в учебных парусных судах все возрастала. Ветераны «Седов», «Крузенштерн» и «Товарищ» уже не могли обеспечить практику кадетам морских ВУЗов стремительно развивающееся страны.

12 августа 1981 года в Польской Народной республике на воду был спущен учебный парусный корабль (часто корабли этой серии называют фрегатами). Парусник был построен на Гданьской судоверфи имени Ленина на средства, собранные польской молодежью для Морской академии в городе Гдыня. Фрегат «Дар молодежи» участвовал во многих регатах и неоднократно одерживал победы среди парусников мира. В настоящее время ветеран Польского флота находится на вечной стоянке как мемориальный корабль.


Фрегат «Дар молодежи». Источник: Public Domain

Этот парусник стал образцом для серии учебных парусных фрегатов, построенных для Советского Союза в девяностые годы прошлого века. Все корабли строились на Гданьской судоверфи под руководством конструктора Зигмунда Хорена. Серия состояла из пяти парусников: «Дружба», «Мир», «Херсонес», «Паллада» и «Надежда». Судьба этих красивых учебных парусников в постсоветском пространстве различна. При разделе Черноморского флота фрегаты «Дружба» и «Херсонес» отошли к Украине. В 1992 году «Дружбу» перегнали в Итальянский порт Мессина, где она была переоборудована под круизную яхту. С начала 21 век красавец парусник стоит на приколе в порту Одессы и используется для практики кадетов младших курсов.

Более трагична судьба «Херсонеса». После раздела флота до 2006 год на условиях аренды фрегат использовался как круизное судно. С 2006 года, из-за финансового спора между арендатором и судовладельцем, судно находилось в отстое в порту Керчь. За эти годы парусник потерял былой нарядный вид, металлические детали заржавели, многие предметы интерьера были украдены. После присоединения Крыма к России забрезжила надежда, что «Херсонес», принадлежащий Керченскому морскому технологическому университету, будет восстановлен и снова поднимет паруса над своим красно-золотистым корпусом.


Фрегат «Херсонес». Источник: Public Domain

Совершенно другая, счастливая, судьба ожидала учебные парусники, которые остались в России. Учебный парусный фрегат «Мир» был спущен на воду в 1987 году. С момента спуска на воду в корабль неоднократно занимал призовые места на самых престижных парусных регатах, в том числе выиграл регату «Катти Сарк». «Мир» считается самым быстрым парусником в мире. Официально зарегистрированная максимальная скорость этого корабля под парусами 21 узел в час (38,9 км/ч). Побратим «Мира» учебный фрегат «Надежда» был спущен на воду в 1991 году. Свое имя фрегат получил в честь одноименного шлюпа, совершившего в составе экспедиции Крузенштерна первое кругосветное путешествие в истории русского флота. За время службы «Надежда» каждый год совершает походы с кадетами морских учебных заведений Владивостока.


Учебный парусный фрегат «Мир». Фото: www.globallookpress.com

«Паллада»

А теперь более подробно о «Палладе», которая была спущена на воду в 1989 году. Свое название он получил в честь фрегата, который в 1852–1855 годах совершил плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский и Тихий океаны к берегам Японии. В этом плавании участвовал писатель Иван Гончаров, в дальнейшем написавший роман в виде путевых заметок «Фрегат «Паллада». Имя древнегреческой богини Афины — Паллада, богини — воительницы, хранительницы городов и защитницы героев, также носили крейсеры русского военного флота: бронепалубный крейсер, который погиб при обороне Порт-Артур во время Русско-Японской войны и броненосный крейсер, подорвавшийся на мине в годы Первой мировой войны на Балтике. В настоящее время фрегат используется как парусное учебное и как научно-исследовательское судно. Во время кругосветного путешествия в 2007-2008 годах парусник пересек экватор и побывал в портах более чем 20 государств.


Фрегат «Паллада». Фото: www.russianlook.com

В наступившем году и остальные учебные парусники примут участие в праздничных мероприятиях. Так ветеран парусного флота, барк «Крузенштерн» зайдет в города-герои Севастополь, Керчь, Новороссийск, Мурманск и город воинской славы Архангельск. Эти места до сих пор хранят следы подвигов российских моряков. В портах пройдут мероприятия «открытого борта», встречи с ветеранами, посещение памятных мест. 9 мая, в день Победы, «Крузенштерн» встретит в морской столице России Санкт-Петербурге. Барк «Седов» посетит порты Северной Атлантики, где проходили военные действия во время второй мировой войны: Кронштадт, Клайпеда (Литва), Дюнкерк (Франция), Ливерпуль (Великобритания), Рейкьявик (Исландия), Киркенес, мыс Нордкап (Норвегия), Мурманск. В ходе плаваний судно выйдет в район гибели сторожевого корабля «Туман», подводных лодок К-278 «Комсомолец» и К-141 «Курск», где будут опущены в воду венки.

Морякам часто задают вопрос — почему в век атомной энергии и нанотехнологий, покорения космоса и глубин мирового океана, курсанты все равно проходят судовую практику на парусниках? Часто капитаны отвечают фразой легендарного адмирала Степана Макарова: «Кто не плавал под парусами, тот не моряк!».

Владимир Дубровин

http://www.aif.ru/society/history/1436832

dayofru.com

ПАРУСНЫЙ ФЛОТ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 399-400

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: А. А. Коряковцев

ПА́РУСНЫЙ ФЛОТ, во­ен.-мор. флот, со­сто­ящий из ко­раб­лей и су­дов, ко­то­рые в ка­че­ст­ве осн. сред­ст­ва дви­же­ния ис­поль­зу­ют па­рус. Воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие П. ф. про­ис­хо­ди­ло в те­че­ние не­сколь­ких сто­ле­тий, в про­цес­се пе­ре­хо­да от греб­ных су­дов с па­ру­сом к па­рус­ным су­дам. Па­рус­ный спе­циа­ли­зир. во­ен. ко­рабль впер­вые по­стро­ен в нач. 16 в. в Анг­лии и по­лу­чил имя «Ве­ли­кий Гар­ри» («Great Harry»). В Рос­сии пер­вый рус. во­ен. ко­рабль «Орёл» спу­щен на во­ду в 1668.

Ре­гу­ляр­ный во­ен. П. ф. поя­вил­ся в 17 в. в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Ис­па­нии, Пор­ту­га­лии и др. стра­нах Зап. Ев­ро­пы. К нач. 18 в. в боль­шин­ст­ве ев­роп. го­су­дарств соз­да­ние П. ф. и фор­ми­ро­ва­ние их ор­га­ни­зац. струк­тур за­вер­ши­лось. Ко­раб­ли де­ли­лись на ран­ги в за­ви­си­мо­сти от во­до­из­ме­ще­ния и чис­ла арт. ору­дий. К ко­раб­лям пер­вых трёх ран­гов от­но­сились ли­ней­ные ко­раб­ли; 4 и 5 ран­гов – фре­га­ты; 6 и 7 ран­гов – кор­ве­ты, бри­ги, тен­де­ры и др. В П. ф., кро­ме то­го, име­лись бом­бар­дир­ские ко­раб­ли, бран­де­ры, а так­же транс­порт­ные и вспо­мо­гат. су­да (кли­пе­ры, шлю­пы, па­кет­бо­ты и др.). Бое­вые ко­раб­ли объ­еди­ня­лись в эс­кад­ры, вклю­чав­шие по 3 ди­ви­зии ка­ж­дая. Бое­вой по­ря­док эс­кад­ры со­сто­ял из аван­гар­да, кор­де­ба­та­лии и арь­ер­гар­да.

Соз­да­ние ре­гу­ляр­но­го рус. во­ен.-мор. П. ф. свя­за­но с дея­тель­но­стью Пет­ра I. 20(30).10.1696 (да­та офиц. соз­да­ния ВМФ Рос­сии) Бо­яр­ская ду­ма по на­стоя­нию Пет­ра I вы­не­сла «при­го­вор»: «Мор­ским су­дам быть». Со­глас­но это­му «при­го­во­ру» и ре­ше­ни­ям «кон­си­лии ге­не­ра­лов» от 4(14).11.1696, в Рос­сии ста­ла осу­ще­ст­в­лять­ся круп­ная ко­раб­ле­стро­ит. про­грам­ма. На­чав соз­да­вать свой флот позд­нее др. стран, Рос­сия уже к кон. Се­вер­ной вой­ны 1700–21 име­ла один из силь­ней­ших фло­тов в Ев­ро­пе. За ис­клю­че­ни­ем не­сколь­ких ко­раб­лей, су­да рос. П. ф. бы­ли по­строе­ны на отеч. вер­фях. П. ф. обес­пе­чил Рос­сии вы­ход к бе­ре­гам Бал­тий­ско­го, Азов­ско­го и Чёр­но­го мо­рей, спо­соб­ст­во­вал на­ча­лу ос­вое­ния Даль­не­го Вос­то­ка.

Спо­со­бы бое­во­го при­ме­не­ния П. ф. вна­ча­ле не от­ли­ча­лись от спо­со­бов ве­дения боя греб­ны­ми фло­та­ми. Пер­вая по­бе­да рус. П. ф. в от­кры­том мо­ре бы­ла одер­жа­на в Эзель­ском бою 1719 эс­кад­рой ко­раб­лей под ко­манд. капитана 2 ран­га Н. А. Се­ня­ви­на над швед. эс­кад­рой па­рус­ных ко­раб­лей. По­сле по­бе­ды рус. П. ф. над пре­вос­хо­див­ши­ми вдвое си­лами тур. фло­та в Чес­мен­ском сра­же­нии 1770 Рос­сия окон­ча­тель­но во­шла в чис­ло мор. дер­жав. В рус.-тур. вой­не 1787–91 Чер­но­мор­ский флот под ко­манд. ви­це-адм. Ф. Ф. Уша­ко­ва, при­ме­няя но­вую так­ти­ку, ос­но­ван­ную на со­че­та­нии ма­нёв­ра и ог­ня, одер­жал круп­ные по­бе­ды. Боль­шой вклад в раз­ви­тие так­ти­ки П. ф. вне­сли вы­даю­щие­ся фло­то­вод­цы – рус. ад­ми­ра­лы Г. А. Спи­ри­дов, Уша­ков, Д. Н. Се­ня­вин, П. С. На­хи­мов, брит. адм. Г. Нель­сон. Они при­ме­ня­ли пе­ре­до­вую ма­нёв­рен­ную так­ти­ку и одер­жа­ли ряд круп­ных по­бед в мор. бо­ях и сра­же­ни­ях. Мно­гие важ­ные гео­гра­фич. от­кры­тия сде­ла­ны мо­ря­ка­ми рус. П. ф.: в 18 в. от­кры­та Сев.-Зап. Аме­ри­ка; в 19 в. осу­ще­ст­в­ле­но 42 кру­го­свет­ных и по­лу­кру­го­свет­ных пла­ва­ния; на па­рус­ных шлю­пах «Вос­ток» и «Мир­ный» Ф. Ф. Бел­линс­гау­зен и М. П. Ла­за­рев дос­тиг­ли Ан­тарк­ти­ды (1819–21).

И. К. Айвазовский. «Смотр Черноморского флота в 1849». Центральный Военно-морской музей (С.-Петербург).

Наи­выс­ше­го рас­цве­та П. ф. дос­тиг к сер. 19 в., ко­гда во­до­из­ме­ще­ние па­рус­ных ли­ней­ных ко­раб­лей воз­рос­ло до 5,5 тыс. т, а их воо­ру­же­ние до 135 ору­дий. Со­от­вет­ст­вен­но воз­рос­ли по­ка­за­те­ли и у ко­раб­лей др. ран­гов. Со 2-й пол. 19 в. в свя­зи с по­яв­ле­ни­ем и раз­ви­ти­ем ко­раб­лей с па­ро­вы­ми ма­ши­на­ми зна­че­ние П. ф. ста­ло па­дать. Хо­тя яд­ро во­ен. фло­тов и со­став­ля­ли па­рус­ные ко­раб­ли, в ве­ду­щих стра­нах на­ча­ли стро­ить па­ро­вые ко­лёс­ные, за­тем вин­то­вые ко­раб­ли с ме­тал­лич. кор­пу­сом. В 1840-х гг. рос. П. ф. дос­тиг выс­ше­го рас­цве­та; по ка­че­ст­ву ко­раб­лей и их воо­ру­же­ния, вы­уч­ке эки­па­жей он за­ни­мал од­но из ве­ду­щих мест в ми­ре.

Си­ноп­ское сра­же­ние 1853 ста­ло по­след­ним круп­ным сра­же­ни­ем П. ф. По­сле Крым­ской вой­ны 1853–56 во всех го­су­дар­ст­вах бы­ли соз­да­ны па­ро­вые бро­не­нос­ные фло­ты (см. Па­ро­вой флот). Во 2-й пол. 19 в. на па­ро­вых ко­раб­лях ещё не­ред­ко при­ме­ня­лись па­ру­са, но лишь как вспо­мо­гат. дви­жи­тель. В кон. 19 в. П. ф. ут­ра­тил своё зна­че­ние. В совр. ус­ло­ви­ях па­рус­ные су­да ис­поль­зу­ют­ся пре­им. в учеб­ных, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских, спор­тив­ных и ту­ри­стич. це­лях, уча­ст­ву­ют в ме­ж­ду­нар. па­рус­ных ре­га­тах. В РФ тра­ди­ции П. ф. про­дол­жа­ют учеб­ные ко­раб­ли «Се­дов», «Кру­зен­штерн», «Мир», «Пал­ла­да» и др.

bigenc.ru

Герои под парусами. Российские парусники в преддверии великой Победы | История | Общество

Сколько больших парусников осталось в России и где они?

Рассказ о парусниках, которые бороздят просторы морей и океанов под флагом России, нужно начинать с самого старейшего российского четырёхмачтового барка «Седов». Этот парусник был построен в Германии на судоверфи в городе Киле и спущен на воду 14 февраля 1921. В момент своего появления на свет он был назван «Магдалена Виннен 11». В годы Второй мировой войны входил в состав вспомогательного флота фашистской Германии и перевозил военные грузы. По решению Потсдамской конференции о репарациях в декабре 1945 года барк был передан Советскому Союзу и получил новое название в память о русском гидрографе и полярном исследователе Георгии Яковлевиче Седове. За время службы в качестве учебного судна на барке «Седов» прошло судовую практику не одно поколение российских моряков. И в настоящее время красавец барк, который является самым крупным учебным парусником в мире (водоизмещение 7320 тонн), бороздит моря и океаны планеты.

Барк «Крузенштерн». Фото: www.russianlook.com

Вторым по возрасту среди российских парусников считается четырёхмачтовый барк «Крузенштерн». Он был построен на судостроительной верфи в городе Везермюнде (ныне Бремерхафен) в Германии и спущен на воду в 1926 году. До войны он использовался как грузовое судно, его трюмы принимали до 4 тысяч тонн угля. В 1946 году, как и барк «Седов», он был передан Советскому Союзу и переименован в честь российского мореплавателя и адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна, руководителя первой Российской кругосветной экспедиции.

Барк «Седов». Фото: www.russianlook.com Особое место среди российских парусников послевоенного периода занимает барк «Товарищ». В 1933 году на Гамбургской судостроительной верфи был построен трёхмачтовый учебный барк «Горх Фок» по заказу германского Имперского флота. Парусник оказался надёжным, устойчивым и маневренным. «Горх Фок» стал образцом для целой серии из шести немецких парусников, построенных в период с 1936 по 1958 годы. Начиная с 1934 года вышеназванный барк использовался в учебных целях, совершая походы по Атлантике, Северному и Балтийскому морям. После начала Второй мировой войны «Горх Фок» и его побратимы служили канцеляриями и казармами в германских портах. В конце войны парусник отбуксировали к острову Рюген, где 30 апреля 1945 года по приказу немецкого командования он был подорван и затонул. По решению Потсдамской конференции о репарациях в числе других судов парусник «Горх Фок» был передан Советскому Союзу. В 1947 году корабль был поднят со дна моря и за 4 года был капитально отремонтирован. Ещё находясь в Германии на капитальном ремонте, парусник получил рынду с именем «Товарищ», которое корабль унаследовал от первого учебного парусника на Чёрном море, погибшего в годы Великой Отечественной войны в порту города Мариуполь.

В 1950 году барк «Товарищ» пришёл в порт Лиепае в Латвии, а 8 июля 1951 года судно вышло в свой первый поход под советским флагом. Путь его лежал к берегам Чёрного моря, где парусник начал служить как учебное судно для прохождения судовой практики курсантов мореходных училищ Одессы и Херсона. За время своей службы под флагом СССР барк «Товарищ» неоднократно совершал длительные походы, наносил официальные визиты в другие государства, участвовал в парусных регатах и побеждал. Более 500 тысяч миль и порты 86 стран остались за кормой барка. Корабль сыграл несколько «ролей» в фильмах. Снимался в кинокартинах «Максимка», «Алые паруса», «Остров сокровищ», «Капитан Немо», «Узник замка Иф».

Барк «Горх Фок». Фото: www.globallookpress.com

Но вскоре паруснику стало не до кино. После распада Советского Союза и раздела Черноморского флота «Товарищ» перешёл в собственность Министерства образования Украины. Прослуживший до 1995 года под флагом Украины, барк был направлен в Англию на капитальный ремонт, где простоял три года. Требуемых для ремонта 3 млн долларов у Украины не нашлось. По предложению немецкой «Организации друзей парусного флота» парусник был прибуксирован из Англии в немецкий порт Вильгельмхафен, где принял участие в международной выставке «Экспо-2000». В 2003 году наступил закономерный финал: корабль был продан за 500 тысяч евро той же «Организации друзей парусного флота». В настоящее время «Горх Фок 1» (так теперь называется бывший «Товарищ») используется как корабль-музей для проведения банкетов и других церемоний. Эта история болью отдаётся в сердцах моряков-ветеранов, прошедших на «Товарище» судовую практику или служивших на нём.

Из других, подобных «Товарищу», парусников в строю осталось три: американский барк «Игл» (бывший «Хорст Вессель»), полученный по репарации, румынский «Мирча», построенный по заказу Бухареста в 1939 году, и немецкий «Горх Фок 11», последний из этой серии, спущенный на воду в 1958 году.

Шли годы, и необходимость в учебных парусных судах всё возрастала. Ветераны «Седов», «Крузенштерн» и «Товарищ» уже не могли обеспечить практику кадетам морских ВУЗов стремительно развивающейся страны.

12 августа 1981 года в Польской Народной республике на воду был спущен учебный парусный корабль (часто корабли этой серии называют фрегатами). Парусник был построен на Гданьской судоверфи имени Ленина на средства, собранные польской молодёжью для Морской академии в городе Гдыня. Фрегат «Дар молодёжи» участвовал во многих регатах и неоднократно одерживал победы среди парусников мира. В настоящее время ветеран польского флота находится на вечной стоянке как мемориальный корабль.

Фрегат «Дар молодёжи». Источник: Public Domain Этот парусник стал образцом для серии учебных парусных фрегатов, построенных для Советского Союза в девяностые годы прошлого века. Все корабли строились на Гданьской судоверфи под руководством конструктора Зигмунда Хорена. Серия состояла из пяти парусников: «Дружба», «Мир», «Херсонес», «Паллада» и «Надежда». Судьба этих красивых учебных парусников в постсоветском пространстве различна. При разделе Черноморского флота фрегаты «Дружба» и «Херсонес» отошли к Украине. В 1992 году «Дружбу» перегнали в Итальянский порт Мессина, где она была переоборудована под круизную яхту. С начала 21 век красавец парусник стоит на приколе в порту Одессы и используется для практики кадетов младших курсов.

Более трагична судьба «Херсонеса». После раздела флота до 2006 года на условиях аренды фрегат использовался как круизное судно. С 2006 года из-за финансового спора между арендатором и судовладельцем судно находилось в отстое в порту Керчь. За эти годы парусник потерял былой нарядный вид, металлические детали заржавели, многие предметы интерьера были украдены. После присоединения Крыма к России забрезжила надежда, что «Херсонес», принадлежащий Керченскому морскому технологическому университету, будет восстановлен и снова поднимет паруса над своим красно-золотистым корпусом.

Фрегат «Херсонес». Источник: Public Domain

Совершенно другая, счастливая судьба ожидала учебные парусники, которые остались в России. Учебный парусный фрегат «Мир» был спущен на воду в 1987 году. С момента спуска на воду корабль неоднократно занимал призовые места на самых престижных парусных регатах, в том числе выиграл регату «Катти Сарк». «Мир» считается самым быстрым парусником в мире. Официально зарегистрированная максимальная скорость этого корабля под парусами — 21 узел (38,9 км/ч). Побратим «Мира», учебный фрегат «Надежда» был спущен на воду в 1991 году. Свое имя фрегат получил в честь одноимённого шлюпа, совершившего в составе экспедиции Крузенштерна первое кругосветное путешествие в истории русского флота. За время службы «Надежда» каждый год совершает походы с кадетами морских учебных заведений Владивостока.

Учебный парусный фрегат «Мир». Фото: www.globallookpress.com

«Паллада»

А теперь более подробно о «Палладе», которая была спущена на воду в 1989 году. Своё название корабль получил в честь фрегата, который в 1852–1855 годах совершил плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский и Тихий океаны к берегам Японии. В этом плавании участвовал писатель Иван Гончаров, в дальнейшем написавший роман в виде путевых заметок «Фрегат «Паллада»». Имя древнегреческой богини Афины Паллады, богини-воительницы, хранительницы городов и защитницы героев, также носили крейсеры русского военного флота: бронепалубный крейсер, который погиб при обороне Порт-Артура во время Русско-Японской войны, и броненосный крейсер, подорвавшийся на мине в годы Первой мировой войны на Балтике. В настоящее время фрегат используется как парусное учебное и как научно-исследовательское судно. Во время кругосветного путешествия в 2007–2008 годах парусник пересёк экватор и побывал в портах более чем 20 государств.

Фрегат «Паллада». Фото: www.russianlook.com В наступившем году и остальные учебные парусники примут участие в праздничных мероприятиях. Так, ветеран парусного флота барк «Крузенштерн» зайдёт в города-герои Севастополь, Керчь, Новороссийск, Мурманск и город воинской славы Архангельск. Эти места до сих пор хранят следы подвигов российских моряков. В портах пройдут мероприятия «открытого борта», встречи с ветеранами, посещение памятных мест. 9 мая, день Победы, «Крузенштерн» встретит в морской столице России Санкт-Петербурге. Барк «Седов» посетит порты Северной Атлантики, где проходили военные действия во время Второй мировой войны: Кронштадт, Клайпеда (Литва), Дюнкерк (Франция), Ливерпуль (Великобритания), Рейкьявик (Исландия), Киркенес, мыс Нордкап (Норвегия), Мурманск. В ходе плаваний судно выйдет в район гибели сторожевого корабля «Туман», подводных лодок К-278 «Комсомолец» и К-141 «Курск», где будут опущены в воду венки.

Морякам часто задают вопрос — почему в век атомной энергии и нанотехнологий, покорения космоса и глубин мирового океана, курсанты все равно проходят судовую практику на парусниках? Часто капитаны отвечают фразой легендарного адмирала Степана Макарова: «Кто не плавал под парусами, тот не моряк!».

aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *