Содержание

Обзор впечатляющих аэропортов «отсталой» России

Когда я впервые прилетел в Москву в 1993 году, в городе не было ни одного современного аэропорта. В действительности тогда международный аэропорт Шереметьево (ныне это терминал F) мог бы формально считаться современным, поскольку он был построен всего лишь десятилетием ранее в 1980 году как раз к Московской Олимпиаде. Однако аэропорт, построенный западногерманской компанией, был ужасно отсталым с самого начала — как по своему проекту, так и по функциональности. Его фасад и внутренняя отделка отражали угрюмо-мрачный стиль, преобладавший в России 1970-х годах. Моё впечатление как пассажира было такое, что на тот момент аэропорт, судя по всему, увядал в эксплуатационном пренебрежении уже по меньшей мере в течение тридцати лет.

Помню, что терпеть не мог прибывать в этот аэропорт: всякий раз мне хотелось, чтобы исчезли эти тяжеловесные медные цилиндры, уродовавшие потолки и буквально довлевшие над головами пассажиров. Это случилось в один прекрасный день в начале 2000-х годов: медные цилиндры исчезли, и на замену им пришёл белый подвесной потолок. Как мне сказали, причиной тому стал резкий скачок биржевых цен на медь. Как бы то ни было, я был очень доволен такой переменой. В 1990-х годах в туалетах стоял неприятный запах, а найти в них туалетную бумагу считалось невероятной удачей. Здание аэропорта было окутано густыми парами керосина. Этот запах ассоциировался с Россией — в хорошем и плохом смысле. Для меня он фактически стал настолько характерен для России, что позднее, прилетая в Россию, я ловил себя на мысли, что я вдыхаю эти пары, как горный воздух — я был счастлив вернуться в Россию из всё больше и больше угнетавшего меня Запада.

Однако сегодня все изменилось: если тогда терминал F Шереметьево был, пожалуй, самым худшим из крупных аэропортов мира, то теперь новый терминал D, открытый в 2009 году, на мой взгляд, является одним из лучших. В настоящее время этот терминал перегружен, поскольку работает с превышением своей плановой мощности, однако это ситуация должна измениться к лучшему после полного перевода внутренних рейсов в новый терминал B, открытый в 2018 году.

Если терминал F Шереметьево наводил тоску, то терминал для внутренних рейсов, тогда называвшийся Шереметьево-1, был отражением всего того, что было не так в СССР в последние годы его существования. В те времена второй аэропорт Москвы Домодедово был примерно таким же, но сегодня Домодедово и Шереметьево — это современные международные аэропорты, отвечающие самым высоким мировом стандартам. Внуково — это третий крупный аэропорт Москвы. Открытый в 2018 году, Жуковский (Раменское) является меньшим по размеру, четвёртым международным аэропортом авиакластера Москвы.

www.awaragroup.com

Аэропорты России — визитные карточки регионов во время ЧМ-2018 — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

XXI Чемпионат мира по футболу состоится с 14 июня по 15 июля 2018 года. Впервые Россия станет хозяйкой мирового первенства. На матчи чемпионата съедутся болельщики и участники из разных стран мира. Аэропорт любого города – это своего рода въездные ворота. Поэтому их строительству и модернизации было уделено особое внимание. О том, как изменились региональные аэровокзалы, обсуждали участники круглого стола «Новые аэропорты России» в рамках выставки АРХ Москва, организатором которого выступили проект «Приметы городов» и агентство «Правила Общения».

Матчи мундиаля примут 11 городов и 12 стадионов в Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Сочи и Екатеринбурге.

Подготовка к главному футбольному событию года велась активными темпами: строились и реконструировались стадионы, гостиницы, объекты транспортной инфраструктуры.

Изменения коснулись и аэропортов. На сегодняшний день с точки зрения архитектуры и дизайна они являются уникальными объектами, которые по достоинству становятся визитными карточками регионов.

 

Ростов-на-Дону

Аэропорт Платов

 

 

Аэропорт в Ростове-на-Дону был построен с нуля. В конкурсе на создание его архитектурной концепции участвовало 27 компаний, победило лондонское бюро Twelve Architects.

«В Ростове мы строили в чистом поле – до начала стройки здесь паслись коровы и работали комбайны», – рассказал архитектор бюро-победителя Алекс Битус.

По его словам, в основу концепции проекта легла идея воздушного моста.

«Как мост соединяет два берега реки, так и аэропорты соединяют города, то есть в какой-то степени это мост в небо. Сами же жители увидели в проекте реку Дон, что тоже является ассоциацией с городом», – отметил А. Битус.

Через весь терминал проходит световой фонарь и делит его на две части. Он не только дает свет внутри терминала, но и помогает ориентироваться в пространстве. Потолок выдержан в теплых тонах.

 

 

«Перелет, как правило, связан со стрессом, и мы постарались создать как можно более спокойную и уравновешенную атмосферу. Также продумали, как дать больше тени вокруг аэропорта, чтобы в летнее время была возможность укрыться в ней», – сказал А. Битус.

Архитектурному бюро VOX Architects принадлежит авторство интерьеров терминалов  и бизнес-залов аэропорта. В интерьере обыгрывается тема солнца, Дона и простора степи.

«Центром концепции стали высокие берега Дона и яркое южное солнце. Архитектурной доминантой зала повышенной комфортности является огромное окно, которое выходит на летное поле. На него ориентируется весь интерьер, чтобы люди, сидя в комфортных креслах, наблюдали за взлетом и посадкой самолетов. Стойка ресепшена приобрела формы светящегося желтого шара, символизирующего солнце», – рассказал Борис Воскобойников, руководитель и главный архитектор студии VOX Architects.

 

 

Концепция второго бизнес-зала priority pass складывается вокруг горизонта, поскольку в ростовских степях горизонт – особенное явление. В этом интерьере все подчинено одной горизонтальной линии, которая подсвечена голубым предрассветным лучом. Остальные элементы – солнце, прячущееся за горизонтом, или восходящая луна – поддерживают ее. Графика горизонта повторяется в черном металлическом обрамлении полупрозрачных перегородок, создающих многослойное пространство.

Новый аэропорт был введен в эксплуатацию в декабре прошлого года.

Концепция благоустройства территории принадлежит российскому архбюро Wowhaus. Перед терминалом находится вымощенная брусчаткой плаза с каскадными водоемами. Каскады сформированы благодаря перепадом высот на участке, их форма продиктована характером водопада.

В связи с климатическими особенностями, из-за которых в степи довольно долго приживаются деревья, было принято решение первый этап озеленения территории сделать с помощью металлических конструкций и вьющихся растений. Они будут давать тень и защиту от ветра, а также создавать приятный вид.

 

Самара

Аэропорт Курумоч

 

 

В Самаре множество предприятий, возникших еще в 1960-х годах, работают на космическую промышленность. Поэтому аэропорт продолжает космическую тему.

Пассажирский терминал международного аэропорта Курумоч в Самаре был официально открыт в феврале 2015-го. Архитектурную концепцию разработало английское бюро Hintan Associates: здание накрыто треугольным парусом-крылом кровли, прорезанной штрихами световых фонарей.

Стилистика интерьеров аэропорта, разработанная архитекторами из бюро VOXArchitects, воплощает представления о будущем, каким его видели во второй половине прошлого века, и современные футуристические образы.

Отсюда – стерильно белое пространство, мотив иллюминаторов в организации потолочного света и проемов, округлые абрисы антресольных этажей и локальных объектов. 

 

 

 

Нижний Новгород

Стригино

 

 

В аэропорту, начиная с 2011 года, выполняется программа реконструкции. Она будет проходить до 2021 года.

В 2016 году открылся новый международный терминал аэропорта Стригино. Он также построен по проекту английской компании Hintan Associates. В его основе – соседство элегантной обтекаемой формы с прямоугольными очертаниями и рублеными объемами. При этом мотивы авиационной индустрии подчеркнуты отделочными материалами фасада здания – стекло, алюминий.

Площадь терминала – 27,8 тыс. кв. м, пропускная способность – более 1,5 млн человек в год. Терминал оснащен четырьмя телескопическими трапами, 18 интроскопами, 17 стойками регистрации и четырьмя багажными каруселями. 

 

Екатеринбург

Кольцово

 

 

Екатеринбургский аэропорт обслуживает 4,5 млн пассажиров. Это крупнейший транспортный хаб в центральной части России. Само местоположение Екатеринбурга уникально – на границе Европы и Азии.

Интерьер также разрабатывало бюро VOX Architects. В бизнес-зале аэропорта логично развита тема самоцветов и природного богатства недр Уральского региона.

Именно этот образ повторяется везде в интерьере – от перегородок и цветовой гаммы до наружного остекления и освещения объемов-кристаллов.

 

 

Кроме того, в проекте активно используются фактура и цвет бетона. В результате удалось сохранить максимум воздуха и искрящуюся прозрачность внутренних объемов. Также был разработан специальный графический дизайн для элементов навигации – каждая пиктограмма и общий стиль.

stroi.mos.ru

Какие аэропорты строятся сейчас?

Чем больше возможностей для перелетов, тем лучше. К действующим аэропортам то и дело прибавляются новые узлы воздушного транспорта: то ли чтобы разгрузить локальный трафик, то ли чтобы завоевать мировое господство над землей. Они масштабнее, функциональнее и больше похожи на арт-объекты. А ночевать в таком авиавокзале – не необходимость, а роскошь. Собрали свежие новости, откуда можно будет летать в ближайшем будущем.

 

 Дамаск, Сирия

 

Главный аэропорт Сирии, разрушенный во время войны, отстраивают заново. Да так, что тот авансом присвоил титул крупнейшего международного авиаузла на Ближнем Востоке. Как только линия фронта отодвинулась, понеслись работы: из старого, что осталось, лепят красоту и полным ходом возводят новые терминалы и взлетно-посадочные полосы. Миссия – вернуть к жизни локальный поток пассажиров, потому что из прежних 4 миллионов сегодня аэропортом пользуются 400 000, а из 13 лайнеров на ходу – 5.

Стройку затеяли на перспективу. Дамасский аэропорт уже обслуживает и внутренние рейсы, и зарубежные: в Иран, Ливан, Армению и Россию. И обещают, что дальше будет лучше.

 

 

 

 Пекин, Китай

 

Орел не ловит мух. Бросаясь в работу с 2019 года, к 2025 международный аэропорт Пекина претендует быть самым крупным авиационным узлом не в регионе, но в мире. Фактически подтверждает амбиции тем, что в его планах – ежегодно перевозить 72 миллиона пассажиров и 2 миллиона тонн воздушных грузов. А половину этой нагрузки разложить на плечи авиакомпаний China Eastern Airlines и China Southern Airlines. Новый аэропорт-гигант, который даст действующему переполненному собрату заслуженную передышку, вырастает в 46 км южнее от центра Пекина. 

Этот авиаузел станет частью мощной транспортной инфраструктуры, объединившись с высокоскоростной железной дорогой: таким будет центр прогрессивной столицы Китая.

С точки зрения дизайна этот аэропорт пожал лавры первого сорта: в конкурсе на строительство выиграло бюро Захи Хадид, Zaha Hadid Architects. Новый терминал оставляет прочие постройки далеко позади и эстетикой, и функционалом. Все продумано, чтобы пассажирам не пришлось ходить слишком долго. А каждый из пяти сегментов в комплексе на 313 000 кв. м. обеспечивает тебе глубокое погружение в китайскую культуру: через шелк, чай, фарфор, сады и земледельческие угодья. В таком аэропорте и между пересадками поспать приятно.

 

 

 

 Стамбул, Турция

 

Стамбул растет не по дням, а по часам. С населением в десяток миллионов и вечным движением местная авиация справляется с треском: двух существующих аэропортов мегаполису маловато. Чтоб точно уместить и транспортировать всех желающих, в 2014 году на побережье недалеко от города началась масштабная стройка с дежурным названием Istanbul New Airport, Стамбульский новый аэропорт. 

Там точно будет где разгуляться. Общая площадь терминалов подбирается к миллиону квадратных метров и включает все необходимое для жизни и даже сверх того. Пожалуй, аэропорт выйдет даже больше, чем здоровенный хаб в Star Wars: один из крупнейших на континенте и в мире вообще. Колоритный турецкий футуризм, бесконечные галереи бутиков и сотни тысяч рейсов куда угодно – все на радость 150 ежегодных миллионов пассажиров. Транспортную аорту запустят к 2019 году, когда Istanbul New Airport должен принимать первые самолеты. 

 

 

 

 Мехико, Мексика

 

В 2020 году должен заработать крупный и крайне многообещающий New Mexico City international airport, новый международный аэропорт в Мехико. На Американском континенте он станет ключевым логистическим звеном. Не без гордости за столицу у всей страны: этот авиавокзал от и до продуман как символ экономического и технологического благополучия Мексики. Настолько, что в строительные работы были вовлечены только местные подрядчики и инженеры.

Новый мексиканский аэропорт может прихвастнуть и завидно большими габаритами, 555 000 квадратных метров, и бюджетом в 11,3 миллиарда долларов США, и тем, что среди авторов-архитекторов числится Норман Фостер. Детищами последнего были купол на крыше здания Рейхстага в Берлине или кукурузообразный небоскреб Мэри-Экс в Лондоне. Суперзадачи перед New Mexico City international airport стоят те же – стать сердцевиной транспортного местного сообщения и перевозить больше сотни миллионов пассажиров в год. 

В дизайне изюминкой стала компоновка. От традиционных решений команда архитекторов отказалась, решив построить терминалы в виде гигантской «парящей» буквы Х. А что, ведь это характерный символ Мехико. 

 

 

 

 Сингапур, Сингапур

 

Сингапурский Jewel Changi Airport в 2014 году признали лучшим в мире. А к 2019 году, дабы не забывали, с кем имеют дело, аэропорт строит новый терминал. На 134 000 квадратных метрах умещается 11 уровней, где вместе с залами ожидания, парковками, моллами, отелями и офисами, соседствует настоящая Нарния. Не каждый развлекательный центр похвастает такими активностями и видами: в аэропорту, на пространстве равном одиннадцати олимпийским бассейнам, 500 кв. м. занимают лабиринты, рядом – пятиуровневый висячий ботанический сад, 50-метровый стеклянный мост в 23 метрах от земли и – для детей – симулятор игры в облаках foggy bowls. Но и у этого роскошества есть венец: в центре комплекса появится 40-метровый водопад «Rain Vortex» («Дождевой вихрь») с дождевой водой. Не говоря уже о том, что из этого аэропорта и летать можно будет.

 

 

 

 Ростов-на-Дону, Россия

 

Подготовка к Чемпионату мира по футболу в 2018 году принесла в Россию логистический тезис: альтернатива перегруженной Москве есть. Аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону должен стать пересадочным узлом со странами Западной Европы, Африки и Азии. Он полностью заменит своего предшественника, которого постепенно выведут из эксплуатации и отдадут во власть городской застройки. Новый Ростовский аэропорт по габаритам не идет в сравнение с другими колоссами, площадь будущего терминала – 51 000 кв. м. 

Его базовым перевозчиком предварительно называют лоукостер «Азимут». Кроме того, «Платов» обещает стать самым транспортно безопасным из российских аэропортов: сюда привезут лучшее оборудование для досмотра – от американских томографов Morpho Detection до быстрого багажного конвейера, который прокрутит за час 1800 ящичков багажа.

Срок сдачи, 1 декабря 2017, дышит в затылок. На днях в аэропорте уже начали работать производственные и бытовые здания, технические склады и котельные. К концу сентября сертифицируют аэродром, в октябре – закончат монтаж и наладку оборудования: самое время зазывать в Ростов летную погоду. 

 

 

 

 Бухта Халонг, Вьетнам

 

Бухта Халонг, одно из самых популярных направлений Вьетнама, входит в список объектов UNESCO. Вскоре в 50 километрах от нее начнет работу аэропорт, готовый принять 2 миллиона человек в год, а к 2030 году должный совладать и с 5 миллионами посетителей. Всего одна взлетная полоса и один терминал любезно избавляют путешественника от крюка в Ханой на пути к конечному направлению. И даже на небольшой территории аэропорта на острове Ван Дон уместятся неминиатюрные Boeing B777 или Airbus A321. Официальные подробности о строительстве не просачиваются в общий доступ: но проект, стоивший местным властям $ 330 миллиона, вот-вот покажет себя в деле. И за красотами не придется мчаться в объезд. 

 

 

 

 Варшава, Польша

 

В режиме смутных планов польское правительство проговорилось о строительстве своего мегааэропорта на 100 миллионов пассажиров, который предварительно назван Центральным коммуникационным портом. Место пока неизвестно точно, но под взлетные полосы намерены закатать часть территории от Варшавы до Лодзя. Подобно другим транспортным центрам, на этот проект выделяется 7,1 миллиарда евро и 10 лет (хотя с датой для начала тоже не определились), по истечении которых перестанет работать аэропорт Шопена. Но «штаб-квартиру» лоукостера Ryanair, аэропорт Модлин, трогать не станут. Правда, идея масштабного строительства воспринимается местными умами не без скепсиса: рекордным количеством пассажиров в 2016 году в Польше было 35 миллионов. Много – не мало: верим, что найдутся и 100.   

 

 

Рендеры – официальные страницы аэропортов

34travel.me

Новые аэропорты России: acer120 — LiveJournal

Год 2018 закончился, а это значит скоро можно будет подводить его статистические итоги. Конкретно я планирую как в том году написать про динамику пассажиропотока российских аэропортов, а также про модернизацию портовой инфраструктуры. Спойлер: год выдался урожайным, пасспоток по стране в целом рекордный, на местах, соответственно, тоже почти везде исторические рекорды и много новых терминалов — были завершены такие мощнейшие стройки, как Симферополь, Ростов, Пермь, Красноярск…

А пока посмотрим еще один момент. Число аэропортов с советских времен в РФ сократилось в разы. Правда, все эти сотни аэропортов представляли собой чаще всего грунтовые полосы с избушкой для приема кукурузников — и тем не менее, такой факт есть. И, понятно, что при такой отрицательной динамике новые аэропорты причин строить особых нет, сеть и так огромная — модернизирую все до бесконечности и будет тебе счастье.

И, тем не менее, единичные новые аэропорты в РФ есть. Все родом из 2010-х. Новые — в чистом поле, с нуля. Модернизированные или на базе старых аэродромов (как Жуковский, например) — не в счет. Какие?

Бованенково.

Когда построили? — в 2012 году
Где? — Ямал, ЯНАО
Зачем? — для освоения Бованенковского месторождения
Пассажиропоток — 128,8 тыс. в 2017 году

Сабетта.

Когда построили? — в 2015 году
Где? — Ямал, ЯНАО
Зачем? — проект Ямал СПГ
Пассажиропоток — 369,8 тыс. в 2017 году

Талакан.


Когда построили? — в 2012 году
Где? — Ленский район, Якутия
Зачем? — для освоения Талаканского месторождения
Пассажиропоток — 265,5 тыс. в 2017 году.

Итуруп.

Когда построили? — в 2014 году
Где? — Остров Итуруп, Курилы, Сахалинская область
Зачем? — для передачи японцам под ключ необходимость строительства нового аэропорта назрела в связи с тем что старый (Буревестник) располагался на значительном удалении от основных населённых пунктов, был труднодоступным и отличался сложными метеоусловиями. Буревестник в 55 км грунтовки от Курильска и на берегу неспокойного моря, где штормы и цунами. Новый — в 8 км нового асфальта от Курильска и подальше от берега.

Пассажиропоток — 24,4 тыс. в 2017 году.

Платов.

Когда построили? — в 2018 году
Где? — Грушевская, Ростовская область
Зачем? — тут история обратная курильской: старый порт находился слишком близко к расползшемуся Ростову, в кольце сплошной городской застройки Ростова и Аксая. Вышел очень красивый и самый лучший (по версии очень многих, например Варламова) региональный порт.
Пассажиропоток — более 3 млн. в 2018 году. Рекордный трехмиллионный пассажир был зарегистрирован 27 ноября.

В 2019 ожидается ввод еще одного нового крупного аэропорта — «Гагарина» в Саратове:

Строят его, как и ростовский из-за неудачного расположения — он так же оказался внутри саратовской городской застройки.

Замечу — «Платов» и «Гагарин», а не им.Платова и им.Гагарина — это официальные названия аэропортов, не имеющие отношения к проводимому конкурсу по присвоению имен к существующим портам. Кстати, есть у нас уже и аэропорт им. Гагарина — Оренбург-Центральный.

Как видно, причин строить новые порты мало — точечно на месторождениях, при невозможности модернизировать старые и чтобы перед японцами стыдно не было, когда острова отдавать будем в рамках долгоиграющей программы развития Южных Курил. Там много чего строится и население растёт…так что в следующие 10 лет вряд ли стоит ждать новых строек. А вот модернизация формально старых портов будет так же стремительно идти.

acer120.livejournal.com

проекты новых российских аэропортов :: Статьи

Аэропорт «Южный» в Ростове-на-Дону

 

Каждое спортивное мегасобытие — это сильнейшая инфраструктурная встряска в масштабе страны, даже если матчи или игры проходят в одном только городе. А если, как в случае с чемпионатом мира по футболу в 2018 году, городов-участников несколько, то и масштабы «встряски», которая, в первую очередь, затрагивает транспорт, — еще ощутимее. В частности, в рамках программы подготовки к чемпионату еще в 2011 году было принято решение о строительстве под Ростовом-на-Дону нового международного аэропорта взамен старого, который впоследствии планируется вписать в городскую застройку.

Собственно, расположение действующего комплекса зданий аэропорта и предопределило его судьбу. В 1925 году этот участок «площадью 120 десятин» находился далеко за пределами города и дачных поселков. И даже в 1977-м, когда строился нынешний аэровокзал, он все еще оставался за чертой города. Но сегодня эта территория оказалась фактически со всех сторон зажатой жилыми районами, без реальных возможностей и площадей для развития.

Новый международный аэропортовый комплекс «Южный» строится в Аксайском районе Ростовской области, в 4 км севернее станицы Грушевская, вблизи федеральной трассы М-4. После того, как в 2011 году определились с участком и провели работы по межеванию территории, в 2013-м на аэропорт в Ростове-на-Дону был объявлен международный архитектурный конкурс, на который поступила 21 заявка. Во второй тур после квалификационного отбора вышла «футбольная команда» — 11 бюро и консорциумов.

Среди них — ростовская компания ООО «Проектсервис», ООО «Архитектурные исследования» (NefaResearch Architectural Studio), ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект», ADP Ingenierie (Франция), ООО «Архитектурное Бюро Асадова», Haptic Architects Ltd (Великобритания), ООО «АБД», Pascall+Watson architects Ltd (Великобритания), ООО «Творческое производственное объединение «Резерв», ООО «Архитектурное бюро Т. Башкаева», консорциум в составе ООО «За бор» (za bor) и ООО «Тотемент/Пейпер», Twelve architects & masterplanners Ltd. (Великобритания). Характерно, что у многих российских команд действительно был соответствующий опыт: бюро Nefa Research совместно с «Аэропортами регионов» в это время успешно завершало аэропорт Кольцово в Екатеринбурге, и в самом разгаре реализации находился терминал аэропорта Курумоч в Самаре. Показательный кейс для «Аэропроекта» — аэровокзал в Белгороде, сданный уже в 2014 году. Владимир Плоткин и ТПО «Резерв» плотно сотрудничали с «Аэрофлотом», спроектировав для него штаб-квартиру около аэропорта Шереметьево.

Однако после второго тура, на котором участники представили архитектурные проекты, включая здание аэровокзала и планировку привокзальной площади, в финал конкурса вышли две компании — ООО «Архитектурное бюро Асадова» и Twelve Architects. А 10 октября 2013 года на проходившем в Ростове-на-Дону Международном бизнес-форуме стало известно, что выбрали англичан — тоже, впрочем, с солидным портфолио в виде реконструкции терминалов московского «Шереметьево» и аэропорта Кневичи во Владивостоке.

Свой проект архитектор Мэтт Картрайт из бюро Twelve Architects назвал «Мост в небо». Идея метафорического соединения Ростова-на-Дону через небеса со всей Россией и другими странами мира поддержана в дизайне здания терминала: его крыша состоит из четырех арочных конструкций, характерных для мостов, расположенных асимметрично. С одной стороны, эти арки зонируют пространство аэровокзала изнутри, разделяя, в частности, терминалы для внутренних и международных полетов. С другой — три выступающие по высоте арке образуют 8-метровые световые фонари. И наконец, выдаваясь не только в высоту, но и в длину, эти арки продолжаются маршрутами-переходами для пассажиров: между зонами вылета и прилета, прилита и получения багажа, получения багажа и гостиничным комплексом.

Гостиница находится в соседнем от терминала здании, и авторское решение площади между ними, скорее всего, и стало аргументом в пользу именно британского проекта. Переходы, пронизывающие общественное пространство, повторяют изгибы русла реки Дон — таким образом британские архитекторы отдают дань местному контексту. А слово «мост» в названии проекта обретает еще один смысл.

Строительство терминала под управлением компании «Аэропорты регионов» должно завершиться к началу 2017 года. Первая очередь строительства включит в себя пассажирский терминал площадью около 50 000 кв.м, взлетно-посадочную полосу длиной 3600 м (достаточную для того, чтобы обслуживать практически все современные воздушные суда), грузовой терминал площадью 5200 кв. м и паркинг на привокзальной площади на 2500 машиномест. На первом этапе вместо чуть более 2 млн. человек в год (показатели действующего аэропорта) терминал будет обслуживать 5-8 млн., а в дальнейшем — и все 12. Чтобы расширение здания проходило максимально безболезненно, архитекторы спланировали его внутреннее пространство в виде сетки из повторяющихся ячеек 16×16 метров, которые, подобно модулям, можно будет пристраивать в нужном месте. Так что, если все сбудется, Ростов-на-Дону станет нашим новым Франкфуртом-на-Майне: неограниченные перспективы роста, как надеется администрация области, делают возможным формирование на базе аэропорта федерального и международного стыковочного узла — по крайней мере между Европой и Юго-Восточной Азией.

Фото ©«Аэропорты регионов», Twelve Architects

Аэропорт Стригино в Нижнем Новгороде

Помимо того, что Нижний Новгород официально является «городом чемпионата 2018», аэропорт Стригино считается основным резервным аэродромом для Московского авиаузла, и естественным образом пассажиропоток здесь за последние 4 года вырос в три раза. Исходя из этих предпосылок, взяв нижегородский воздушный терминал под свое крыло, холдинг «Аэропорты регионов» сразу же начал строить планы по его расширению и модернизации.

Программу поэтапной реконструкции, рассчитанную до 2021 года, публично запустили в 2013-м, представив на суд Градостроительного совета области и всех жителей с доступом в интернет два эскиза проекта будущего нового терминала.

Авторами первой концепции выступили Nefaresearch Architects, с которыми у «Аэропортов регионов» к тому моменту уже сложился плодовитый тандем. С высоты птичьего полета новый терминал представлялся в ней в виде белой плоскости, светящейся в ночное время и разбитой красочными элементами декоративного остекления. Дизайн остановок общественного транспорта, зон ожидания посетителей и даже газонов повторял форму и эстетику элементов основного здания.

Однако сначала народное голосование в социальных сетях, а затем и Градсовет предпочли вторую концепцию, авторства Hintan associates (хотя во всех пресс-релизах эта компания названа английской, на деле она малайзийская, а в Англии у нее лишь один из офисов). Проект зарубежных архитекторов был основан на соседстве элегантной обтекаемой формы с прямоугольными очертаниями и рублеными объемами. При этом авиационные мотивы предлагалось подчеркнуть материалами фасада и отделки — алюминием и стеклом. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев тогда назвал эту концепцию «более классической».

И это, пожалуй, правда — особенно, если под словом «классический» понимать «скучный» и «без сюрпризов». Впрочем, положение слегка спасает усложненный ритм остекления со стороны главного входа и привокзальной площади, эффектно подчеркиваемый ночной подсветкой.

В остальном проект обещает стать воплощением английской (малайзийской?) рациональности, решая прежде всего функциональные задачи. Участок под строительство расположен с северной стороны здания существующего аэровокзала — со временем оно тоже станет частью комплекса. Новый терминал с тремя надземными этажами общей площадью 27 800 кв. м будет оборудован двумя телескопическими трапами с двумя галереями. Внутри предусмотрены места для кафе и точек розничной торговли, при этом пассажиропоток должен превысить 1,5 млн. пассажиров в год.

Кое-что из «программы 2021» уже удалось осуществить: реконструировали взлетно-посадочную полосу и привокзальную площадь, устроив новый паркинг на 480 машиномест. В планах — строительство гостиничного комплекса и торгово-развлекательного центра, комплекса офисных зданий «Аэропорт Сити», служебных построек для грузового транспорта, логистических и хозяйственных нужд, а также железнодорожной станции с прокладкой железнодорожных путей. Так что скоро в Нижнем Новгороде появится свой «Аэроэкспресс». Что же получится из проекта Hintan associates, станет понятно очень скоро: сроки сдачи нового терминала намечены на конец 2015 года.

Фото ©«Аэропорты регионов»

Аэропорт в Симферополе

Завершая рассказ о конкурсах, в результате которых по тем или иным причинам (большей частью туманным) во главе масштабных российских аэростроек вставали иностранные бюро, нельзя не упомянуть историю с аэропортом в Симферополе. В закрытом соревновании приняли участие 9 архитектурно-проектных компаний из разных стран. Россию представляли уже упоминавшая Архитектурная мастерская Асадова и UNK project (о бюро Юлия Борисова речь пойдет ниже). И победа, как можно догадаться, досталась не им: в июне 2015 года было объявлено, что первое место занял проект корейских архитекторов SAMOO (отделение корпорации Samsung) под названием «Крымская волна». В сентябре власти Крыма официально сообщили, что в срочном порядке подготовленная рабочая документация уже прошла государственную экспертизу, и летом 2016 года начнется строительство.

Тему волны, к слову, так или иначе обыграли и наши соотечественники, однако почему-то именно корейская версия нового аэровокзала, гостиницы и бизнес-центра показалась чиновникам наиболее убедительной и соответствующей идее строительства «золотых ворот Крыма». Возможно, их подкупила концепция привокзальной площади с двумя гигантскими водоемами, по форме образующими восьмерку, — таким образом, пассажиры по прибытии сразу будут ощущать свою близость к воде и природе. А может, сыграла свою роль имитация золота в отделке внутренних пространств.

Так или иначе, терминал площадью порядка 60 000 кв. м с потенциалом обслуживать 8,5 млн. человек в год будут возводить на новом участке в 20 га и «гарантированно закончат», по словам губернатора Крыма Евгения Плаксина, к лету 2018 года.

Фото ©Дмитрий Громов

Аэропорт «Центральный» в Саратове

Хотя в Ростове-на-Дону Архитектурная мастерская Асадова так и не вышла победителем из числа финалистов, другой проект аэропорта в стратегически важном для футбольного чемпионата Саратове достался именной ей. В конкурсе, проведенном в 2013 году, мастерская заняла заслуженное 1 место. Ситуация здесь сложилась типичная: существующий терминал в черте города не обладает потенциалом для развития. Поэтому новый аэропорт строят в отдалении, в 22 км от самого Саратова, а старый со временем закроют.

Общая площадь строящегося терминала составит 25 000 кв.м. По словам архитекторов, максимально ясный и при этом эффектный образ «небесного портала» Саратова они формируют за счет простых конструктивных решений и доступных отделочных материалов. «Мы постарались передать уникальный „дух места“, присущий городу: это и перекаты речных волн, и плавные силуэты моста через Волгу, и знаменитая саратовская гармошка, угадываемая в изгибе главного фасада», — говорят авторы. Пока что подготовка документации находится в активной стадии, на участке только начинаются первые работы, и известно, что проект ведут все те же «Аэропорты регионов». Можно предположить, что к 2018 году первая очередь нового комплекса все же будет реализована.

Фото ©«Аэропорты регионов», Asadov Architectural Studio

Аэропорт Большое Савино в Перми

Ну, а под Пермью встретились давешние конкуренты по Крыму — с тем, чтобы построить новый пассажирский терминал вместе. Архитектурная мастерская Асадова при этом отвечает за проект самого здания, а бюро UNK project — за интерьеры.

К чемпионату этот проект отношения не имеет и задуман он был еще в 90-е. Но только с 2012 года, по инициативе губернатора Пермского края Виктора Басаргина, началась реальная работа по оборудованию новых воздушных ворот Прикамья: был выбран отечественный проект, состоялись отборы инвестора, дизайнера, подрядчика, получены все разрешительные документы, дан старт строительству.

Архитектурная концепция, разработанная мастерской Асадова, учитывает пожелания пермской общественности — чтобы облик нового здания учитывал исторические особенности края. Архитекторы вдохновились коллекцией пермской деревянной скульптуры и сделали ключевым элементом главного фасада огромное «крыло ангела», будто высеченное из дерева и парящее над главным входом. Сам вход представлен в виде белоснежного портала, облицованного тентовым светопрозрачным материалом, и играет роль центрального светового элемента в вечернее время.

Остекленные боковые зоны, фланкирующие центральных вход, освещают входной вестибюль и расположенные в нем небольшие «оазисы» зимних садов. В уровне первого этажа на стекло нанесены декоративные элементы «пермского периода» — еще одна достопримечательность пермского края.

Внутреннее пространство аэропорта, над проектом которого работало бюро UNK project, продолжает концепцию архитектурного образа здания. Слоистые каменные массивные текстуры, рисунки окаменелостей, срезы минералов — эти мотивы использованы и в интерьере, и в экстерьере. Художественный облик фасада находит отражение в концептуальных решениях входного вестибюля — но при этом с соблюдением всех необходимых требований к функциональности.

Например, планировочные решения нового аэровокзала разработаны так, чтобы пассажир в терминале тратил на процедуры регистрации, контроля и досмотра не более 5 минут для внутренних линий и не более 10 минут для международных линий. Достижению этой же цели поспособствует современное технологическое оборудование. Для пассажиров и встречающих на всех этапах пребывания в аэропорту создаются комфортные условия — но без многократного увеличения эксплуатационных расходов здания.

Общая площадь терминала Большое Савино составит почти 30 тыс. кв.м и будет обслуживать 2-3 млн. пассажиров в год. Трехэтажное здание оснастят пешеходной галерей с тремя коридорами, ведущими к пяти телетрапам. Согласно проекту, галерея прилета международных и внутренних линий располагается на третьем этаже, а зоны вылета — на втором. Строительство должно завершиться уже к декабрю 2017 года.

Таким образом, к 2018 году монополия Москвы на право распоряжаться современными аэровокзалами должна закончиться. В регионах появятся свои «авиамагниты», способные обслужить пассажиров и, что не менее важно, транспорт на должном уровне. Насколько они будут востребованы, пока что предсказать сложно. Но если убедить всю страну играть в футбол, хоккей или кататься на горных лыжах, чтобы хоть как-то оправдать многочисленные стадионы, очевидно нереально, то пересесть на самолеты — вполне.

Фото ©Pro-Realty, ГК «Спектрум»

archspeech.com

В России переименовали аэропорты. Полный список новых названий | Екабу.ру

В трех городах — Архангельске, Нижневартовске и Санкт-Петербурге — пройдет второй тур голосования, поскольку там выбрали те же имена, что и в других городах (например, в Петербурге, как и в Воронеже, победил Петр I)
Татьяна Белякова / ТАСС / Scanpix / LETA

В эфире телеканала «Россия 1» подвели итоги конкурса «Великие имена России». Его устроили, чтобы путем голосования выбрать дополнительные названия для 47 аэропортов страны. В голосовании приняли участие около пяти миллионов человек. Вот что получилось:

Аэропорт Угольный имени Юрия Рытхэу (Анадырь)

Аэропорт Витязево имени Владимира Коккинаки (Анапа)

Аэропорт Нариманово имени Бориса Кустодиева (Астрахань)

Аэропорт имени Владимира Шухова (Белгород)

Аэропорт Игнатьево имени Николая Муравьева-Амурского (Благовещенск)

Аэропорт Кневичи Западные имени Владимира Арсеньева (Владивосток)

Аэропорт Гумрак имени Алексея Маресьева (Волгоград)

Аэропорт Чертовицкое имени Петра I Великого (Воронеж)

Аэропорт имени Николая Рериха (Горно-Алтайск)

Аэропорт Кольцово имени Акинфия Демидова (Екатеринбург)

Аэропорт имени Габдуллы Тукая (Казань)

Аэропорт Храброво имени Елизаветы Петровны (Калининград)

Аэропорт Грабцево имени Константина Циолковского (Калуга)

Аэропорт Пашковский имени Екатерины II Великой (Краснодар)

Аэропорт Емельяново имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск)

Аэропорт Сокол имени Владимира Высоцкого (Магадан)

Аэропорт имени Михаила Лермонтова (Минеральные Воды)

Аэропорт Шереметьево имени Александра Пушкина (Москва)

Аэропорт Домодедово имени Михаила Ломоносова (Москва)

Аэропорт имени Николая II Романова (Мурманск)

Аэропорт Бегишево имени Николая Лемаева (Набережные Челны)

Аэропорт Стригино имени Валерия Чкалова (Нижний Новгород)

Аэропорт Толмачево имени Александра Покрышкина (Новосибирск)

Аэропорт имени Ивана Губкина (Новый Уренгой)

Аэропорт Алыкель имени Николая Урванцева (Норильск)

Аэропорт Центральный имени Дмитрия Карбышева (Омск)

Аэропорт Елизово имени Витуса Беринга (Петропавловск-Камчатский)

Аэропорт Кресты имени княгини Ольги (Псков)

Аэропорт Курумоч имени Сергея Королева (Самара)

Аэропорт имени Ивана Айвазовского (Симферополь)

Аэропорт имени Виталия Севастьянова (Сочи)

Аэропорт Шпаковское имени Александра Суворова (Ставрополь)

Аэропорт имени Фармана Салманова (Сургут)

Аэропорт имени Петра Истомина (Сыктывкар)

Аэропорт Богашево имени Николая Камова (Томск)

Аэропорт Рощино имени Дмитрия Менделеева (Тюмень)

Аэропорт имени Мустая Карима (Уфа)

Аэропорт Новый имени Геннадия Невельского (Хабаровск)

Аэропорт имени Андрияна Николаева (Чебоксары)

Аэропорт Баландино имени Игоря Курчатова (Челябинск)

Аэропорт Хомутово имени Антона Чехова (Южно-Сахалинск)

Аэропорт имени Платона Ойунского (Якутск)

В трех городах — Архангельске, Нижневартовске и Санкт-Петербурге — пройдет второй тур голосования, поскольку там выбрали те же имена, что и в других городах (например, в Петербурге, как и в Воронеже, победил Петр I). На сайте конкурса также сказано, что решения по названиям аэропорта Внуково и аэропорта Терновка (Пенза) будут приняты в ближайшие дни — каким именно образом, не уточняется.

Источник: meduza.io

ekabu.ru

Новые аэропорты России: nikitskij — LiveJournal

По всей России продолжается строительство новых и реконструкция имеющихся аэропортов – эти работы должны завершиться к Чемпионату мира по футболу 2018 г. Пожалуй, самой грандиозной стройкой является сооружение нового аэропорта Ростова-на-Дону, получившего в прошлом году в дань памяти известному атаману Донского казачьего войска название «Платов». Воздушная гавань «Платов» – первый в истории современной России международный аэропорт такого уровня, построенный целиком с нуля…

Приказ «Об открытии воздушного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ в международном аэропорту Ростова-на-Дону)» подписан 1 декабря. Это — финальный документ для полноценного начала работы международного аэропорта «Платов». Первый постоянный рейс в новом аэропорту состоится 7 декабря — совершит посадку и вылет самолет авиакомпании «Победа». Старый аэропорт в Ростове будет закрыт 1 марта 2018 года.

Новый аэропорт получился большим, просторным, комфортным и будет одним из самых современных региональных аэропортов страны. В аэропорту уже готовы к открытию все сервисы для пассажиров, два вида парковок, точки общепита, магазины, аптеки, оборудование для банкинга, услуги по упаковке багажа, камеры хранения и комната для матери и ребенка. Также в здании будут расположены залы с повышенным уровнем комфорта.

Аэропортовый комплекс «Платов» – пример успешного государственно-частного партнерства, в котором задействованы Министерство транспорта Российской Федерации, Правительство Ростовской области и холдинг «Аэропорты Регионов», стратегическим инвестором которого является Группа компаний «Ренова».

А в аэропорту Перми открылся новый терминал. Пока новый комплекс принимает только внутренние рейсы, но с февраля 2018 года будет обслуживать и международные направления. Новый комплекс общей площадью около 30 тысяч квадратных метров рассчитан на пропуск более 900 пассажиров в час.

Самое главное, в дальнейшем модернизации будет подвергнут ряд аэропортов, «не привязанных» к чемпионату мира по футболу. Между прочим, каждая новая воздушная гавань дает толчок для дальнейшего развития регионов России и увеличивает пассажиропоток.

nikitskij.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *