RQ-4 Global Hawk
BAMS UAS в морском исполнении, беспилотный самолет-разведчик. Разработан в Ryan Aeronautical, которая позднее вошла в Northrop Grumman.
Оснащен радаром с синтезируемой диаграммой направленности, а также дальнодействующими электрооптическими и ИК сенсорами. Может производить наблюдение за территорией до 100 тыс. кв.км за день. Первый полет в 1998 году.
В 2017 году более 30 RQ-4 находятся на вооружении ВВС США.
В 2015 году используется в ВВС США, ВМФ США и NASA, как HALE БЛА. Стоимость колеблется от $61 млн в 2001 году до $223 млн в 2013 году. Построено порядка 43 таких дронов.
По состоянию на 2015.03, использование БЛА Global Hawk по совокупности расходов обходится дороже, нежели разведывательного самолета U-2S с пилотом на борту.
Более не производится, т.к. ему на смену должен прийти более совершенный MQ-4C Triton.
RQ-4B с бортовым номером 04-2021 регулярно используется на границе разграничения в Донбассе и у берегов Крыма.
Внешний вид
БЛА RQ-4B Global Hawk | © REUTERS/U.S. Navy/Erik Hildebrandt/Northrop Grumman
Основные модели
RQ-4A На 2019 год существует в статусе демонстраторов.
RQ-4B — модель, которая активно производилась в нулевые и начале десятых годов XXI века, HALE
BAMS-D — морская версия RQ-4A. Предположительно MALE, на его основе планируется выпускать MQ-4C Triton.
до 36 часов в воздухе, крейсерская скорость около 575 км/ч, до 20 тыс. км в течение одного полета. Высота полета — 18 км, но может опускаться и ниже. Стоимость порядка $222 млн на 2019.06.
Разработчик
Northrop Grumman, США
Новости
2019.06.20 Корпус стражей Исламской революции Ирана заявил об уничтожении американского разведывательного дрона RQ-4 Global Hawk после того, как он якобы вторгся в водушное пространство страны в районе южной морской границы. БЛА сбит в южной провинции Хормозган.
Это один из основных разведывательных БЛА США. Машина не новая, в частности, модель RQ-4 уже несколько лет не производится, поскольку ей на смену пришли более совершенные MQ-4C Triton. Тем не менее на вооружении США на сентябрь 2018 года оставалось более 30 RQ-4, а всего их было построено чуть больше 40.Аппарат стоимостью в районе $200 млн оснащен радаром с синтезируемой диаграммой направленности и другими дальнодействующими электрооптическими сенсорами, что позволяет обычно использовать его без необходимости входа в чужое воздушное пространство. / Twitter — PressTV
2018.09 В эксплуатации у военных США 34 RQ-4B Global Hawk на сентябрь 2018 года. bmpd.livejournal.com
2017.06.23 RQ-4 Разбился в Inyo National Forest в Калифорнии. Сообщается, что это произошло во время рутинного вылета с Beale Air Force Base, где расквартирован 9th Reconnaissance Wing.
2016.12.02 Американский военный беспилотник RQ-4 Global Hawk провел разведку на границе Донбасса
+ +
RQ-4A GLOBAL HAWK | Авиация
США
БПЛА RQ-4A предназначен для ведения стратегической воздушной разведки в глубине территории противника в течение длительного времени. При полете на больших высотах Global Hawk способен производить обзор больших территорий, осуществлять разведку точечных целей с высоким разрешением и передавать развединформацию командованию в реальном масштабе времени.
Проект Global Hawk фирмы Teledyne Ryan Aeronautical (TRA) в мае 1995 г. стал победителем в конкурсе на лучший БПЛА по программе разработки аппарата, удовлетворяющего требованиям Tier II+. Конкурс продолжался б месяцев, в нем участвовали пять фирм-претендентов.
Первый полет аппарат совершил в феврале 1998 г. с авиабазы ВВС «Эдвардс» (штат Калифорния). Полет
— Jc
продолжался 56 минуг при скорости 280 км/ч. Была достигнута высота 9/50 м. Из-за того что шасси не зафиксировалось надежно в убранном положении и температурные датчики приборного отсека показали слишком низкую температуру, испытатели решили снизить высоту полета до 6100 м и сократить его длительность. Для торможения на посадочной полосе в дополнение к обычным тормозам использовались тормозные щитки. Пробег составил 1200 м. Благодаря применению дифференциальной навигационной системы GPS, отклонение от оси ВПП после посадки оказалось меньше 50 см.
До конца второго этапа испы таний планировалось совершить 15 полетов общей продолжительностью 250 часов. Для этих целей был собран второй БПЛА Global Hawk, оснащенный полным комплектом бортовой аппаратуры, в том числе и разведывательной. Первый полет аппарат совершил 20 ноября 1998 г.
БПЛА выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения. Крыло изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна. На нем имеются, как минимум, две точки внешней подвески, рассчитанные на груз массой до 450 кг каждая.
Шасси трехстоечное с носовым колесом. На носовой стойке шасси имеется одно колесо, на подкрыльевых стойках — по два.
Фюзеляж типа полумонокок изготовлен из алюминиевых сплавов. Спереди расположен приборный отсек, в котором под большим радиопрозрачным обтекателем находится параболическая антенна спутниковой связи диаметром 1,22 м. В этом же отсеке размещена вся
разведывательная аппаратура. В средней части находится большой топливный бак, а в хвостовой части расположен реактивный турбовентиляторный двигатель Allison АЕ 3007 с тягой 3450 кгс, позаимствованный почти без изменений у самолетов бизнес-класса Citation-X и ЕМВ-145. После внесения небольших изменений в систему управления двигатель устойчиво работает на высотах до 21 300 м. V-образное хвостовое оперение также изготовлено из композиционных материалов.
На Global Hawk устанавливаются три подсистемы разведывательной аппаратуры. Они действуют на разных длинах волн и могут работать одновременно.
РЛС с синтезированием апертуры предназначена для работы в любых погодных условиях. В нормальном режиме работы она обеспечивает получение радиолокационного изображение местности
— Jc
с разрешением 1 м. За сутки может быть получено изображение с площади 138 000 км2 на расстоянии 200 км. В точечном режиме («spotlight» mode) съемки территории размером 2×2 км за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м. В третьем режиме РЛС может сопровождать движущуюся цель, если ее скорость более 7 км/ч.
Две антенны радара (расположены по бокам в нижней части приборного отсека фюзеляжа, длина 1,21м) и необходимое электронное оборудование весом 290 кг потребляют 6 кВт электроэнергии.
Дневная электронно-оптическая цифровая камера обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Ее датчик сопряжен с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от программы есть два режима работы: первый — сканирование полосы шириной 10 км, второй — детальное изображение территории размером 2×2 км.
Для получения ночных изображений используется ИК-камера с тем же телеобъективом, который может поворачиваться на угол 80°.
Для передачи информации потребителям могут быть использованы несколько каналов связи. По с пугни ко во му каналу скорость передачи информации составляет 50 Мбит/с. Для этих целей используется спутниковая система связи Ku-диапазона (SATCOM), диаметр антенны — 1,22 м. По прямому каналу диапазона UHF можно передавать информацию со скоростью 137 Мбит/с.
Информация направляется на наземную станцию управления полетом и на станцию управления взле — том/посадкой. В будущем пользователи, не имею-
щие связи с наземной станцией, смогут получать изображения напрямую от БПЛА.
Для повышения мобильности все наземное оборудование размещено в контейнерах или на специальных трейлерах.
И состав наземного оборудования входят: станция управления взлегом/посадкой, станция управления полетом, трейлеры с антенным оборудованием (SAT — СОМ), со спутниковой антенной и кабелями, три генератора, комплект силовой аппаратуры, двигательный стенд с двигателем, комплект запчастей, комплект для обслуживания БПЛА.
Для удобства перемещения контейнеры снабжены выдвигающимися колесами. Комплекс наземного оборудования Global Hawk может транспортироваться по
—- Jl,
воздуху тремя военно-транспортными самолетами С-141В, двумя С-17 или одним С-5В.
В марте 2001 г. ВШІА Global Hawk ВВС США пролетел от Калифорнии вдоль Тихоокеанского побережья Мексики, Центральной Америки и части Южной Америки и вернулся назад. Для связи с самолетом использовался мексиканский сггугнпкSATMKX 5. Этот путь БПЛА проделал за 30 часов 24 минуты на высоте 19 870 м, установив тем самым рекорд продолжительности полета и высоты для беспилотников.
В апреле 2001 г. впервые в истории авиации беспилотный самолет Global Hawk пересек Тихий океан. Он взлетел с одного из аэродромов Калифорнии и приземлился в Австралии, проделав путь длиной 13 840 км на высоте 20 км за 22 часа.
За время разработки и испытаний было потеряно три Global Hawk: 29 марта 1999 г. во время испытательного полета БПЛА потерял управление и разбился ря-
Л —
дом с озером Searles Lake; 31 декабря 2001 г. руководство ВВС США сообщило, что разбился беспилотный самолет-шпион Global Hawk, не указав причину и место катастрофы; по сообщению Пентагона еще один беспилотный самолет-разведчик разбился во время выполнения боевого задания в Афганистане в июле 2002 г.
БИЛА Global Hawk находится в стадии разработки. ВМС США и военное руководство Австралии рассматривают возможности его использования для морского патрулирования. Обсуждается также создание варианта этого самолета для европейских союзников в рамках проекта Euro Hawk.
— Jc
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Размах крыла, м……………………………………………… 35,42
Длина, м…………………………………………………………… 13,53
Высота, м…………………………………………………………… 4,62
Площадь крыла, м2…………………………………………… 250,2
Масса, кг:
пустого………………………………………………………… 4177
взлетная………………………………………………….. 11 622
топлива……………………………………………………….. 6583
Скорость максимальная, км/ч…………………………….. 639
Радиус действия, км………………………………………….. 4445
Продолжительность полета, ч…………………………………. 38
Практический потолок, м………………………………. 19 800
ooobskspetsavia.ru
RQ-4 Global Hawk — это… Что такое RQ-4 Global Hawk?
RQ-4 Global Hawk — американский стратегический разведывательный БПЛА.
Первый полет совершил 28 февраля 1998 года с авиабазы ВВС США в Калифорнии. Первый аппарат Global Hawk был передан военно-морским силам США в 2004 году и приступил к выполнению боевых задач в марте 2006 года.
Аппарат может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18 000 метров. Разработан американской компанией Teledyne Ryan Aeronautical, дочерним предприятием Northrop Grumman.
В январе 2012 года ВВС США решили прекратить закупку RQ-4 Global Hawk в модификации Block 30. Принятые на вооружение ранее аппараты заплаинировано перевести в резерв (источник?). Причиной такого решения стала их дорогостоящее обслуживание, значительно превышающие затраты на эксплуатацию Lockheed U-2.[6][7]
В то же время в 2013 финансовом году министерство обороны США планирует выделить $1,2 млрд на покупку 6 RQ-4 Global Hawk в модификации Block 40 из общего военного бюджета размером в $525 млрд.[8]
Конструкция
Планер
RQ-4 выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Крыло полностью изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна. V-образное хвостовое оперение, также сделано из композиционных материалов. Фюзеляж изготовлен из алюминиевых сплавов и представляет собой полу-монокок. Крылья изготовлены из легкого, высокопрочного композита. Его размах крыльев равен примерно 35 метрам, длина — 13,3 метрам, а взлетный вес приближается к 15 тоннам.
Двигатель
Аппарат оснащен ТВДД Allison Rolls-Royce AE3007H с тягой 31.4 кН и способен нести полезную нагрузку массой до 900 кг.
Оборудование
Комплекс БПЛА Global Hawk состоит из воздушного сегмента, наземного сегмента, сегмента обслуживания, а также обученного персонала. Воздушный сегмент включает в себя непосредственно БПЛА с различными сенсорами, авионикой и системами передачи данных. Наземный сегмент состоит из оборудования запуска и обслуживания (Launch and Recovery Element), системы наземного управления (Mission Control Element) со встроенным оборудованием наземной связи. Для повышения мобильности все наземное оборудование размещено в контейнерах или на специальных трейлерах.
Global Hawk оснащен интегрированной системой наблюдения и разведки HISAR (Hughes Integrated Surveillance & Reconnaissance). Это упрощенная и более дешевая версия комплекса ASARS-2 разработанного фирмой Hughes для разведывательного самолета Lockheed U-2. Данный комплекс также используется на борту армейского БПЛА RC-7B и продается на международном рынке. Комплекс включает радар SAR/MTI, а также оптический и инфракрасный сенсоры. Все три подсистемы могут работать одновременно, а их данные обрабатываются единым процессором. Цифровые данные могут передаваться на землю в режиме реального времени в пределах прямой видимости или через спутниковый канал со скоростью до 50 Мбит/с.
Радар с синтезированной апертурой изготовлен фирмой Raytheon (Hughes) и предназначен для работы в любых погодных условиях. В нормальном режиме работы он обеспечивает получение радиолокационного изображения местности с разрешением 1 метр. За сутки может быть получено изображение с площади 138,000 км² на расстоянии 200 км. В точечном режиме («spotlight» mode), съемка области размером 2 х 2 км, за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м Global Hawk имеет широкополосный спутниковый канал связи и канал связи в пределах зоны прямой видимости. Подсистема SAR/MTI работает в Х диапазоне и обеспечивает:
- Сканирование и обнаружение движущихся целей в радиусе 100 км
- Комбинированный SAR/MTI режим предоставляет возможность наблюдения с разрешением 6 метров за полосой шириной 37 км и длиной от 20 до 110 км.
- В режиме деталировки радар обеспечивает разрешение 1,8 метра на территории 10 кв. км.
Радар обладает возможностью обнаружения наземных подвижных объектов (moving target indicator — MTI) и передачи сведений о подобных объектах (координаты и скорость) в текстовых сообщениях.
Дневная электронно-оптическая цифровая камера изготовлена компанией Hughes и обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Датчик (1024 x 1024 пиксел) сопряжен с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от программы есть два режима работы. Первый — сканирование полосы шириной 10 км. Второй — детальное изображение области 2 х 2 км.
Изображения получаемые с радара и ОЭ/ИК сенсоров обрабатываются на борту БПЛА и передаются на наземную станцию в виде отдельных кадров. Наземная станция собирает из кадров изображения и подготавливает их для дальнейшего использования.
Для навигации используется инерциальная система с поправками от GPS. Global Hawk предназначен для автономного полета и передачи разведывательных данных через спутниковые каналы (диапазоны Ku и УКВ) на наземную станцию. В случае использования БПЛА в зоне прямой видимости имеется возможность прямой передачи данных на подходящую наземную станцию.
Наземный сегмент, состоящий из оборудования запуска и обслуживания (Launch and Recovery Element) и системы наземного управления (Mission Control Element), так же производится компанией Raytheon. MCE используется для постановки задач, управления и контроля, обработки и передачи изображений. LRE предназначен для запуска и поиска БПЛА. В составе LRE имеется оборудование для вычисления дифференциальных поправок системы GPS для определения точного навиагационного положения БПЛА во время взлета и посадки. В остальное время основным навигационным средством является инерциальная система (с поправками от GPS). Во время миссий MCE и LRE могут находится в разных местах (MCE обычно находится в расположении командования). Обе системы входящие в наземный сегмент размещаются в укрепленных убежищах, с наружными аннтенами для прямой и спутниковой связи.
Модификации
NASA Global Hawk, 2010 год. RQ-4 Global Hawk, 2008 год. Euro Hawk, 2010 год.- AV — в 2007 году NASA приобрело два БПЛА для проведения программы по исследованию атмосферы GloPac.[9] Переоборудование было завершено в 2009 году.[9] Модифицированный аппарат способен нести на борту 907 килограммов научного оборудования и подниматься на высоту около 20 километров, а время его автономной работы составляет 30 часов.[9] Первый аппарат получил имя AV-1.[9]
- RQ-4А Global Hawk — базовая модификация
- Block 10 — было построено 7 БПЛА, которые были списаны в 2011 году.[3]
- RQ-4B Global Hawk:
- Block 20 — увеличены грузоподьёмность и размах крыла (до 39,8 м), дальность полёта сократилась до 8700 морских миль.
- Block 30 — официально принята на вооружение ВВС США в августе 2011 года.[10] До принятия на вооружение один БПЛА был переброшен на ливийский театр военных действий и приступил к выполнению первых полётов еще до первых авиационных ударов 19 марта 2011 года.[10] Еще один БПЛА использовался в Японии для облёта зоны стихийных бедствий.[10] К середине июня 2011 года в ВВС США было поставлено 12 комплексов.[10] Всего до начала поставок БПЛА в версии «блок 40» планируется приобрести 31 в версии «блок 30».[10] В целях экономии в ВВС США будут сняты с вооружения все Block 30, так же будет прекращена закупка БПЛА[11]
- Block 40 — первый полёт совершил 16 ноября 2009 года, взлетев с аэродрома авиазавода № 42 в Палмдейл (штат Калифорния) и через 2 часа приземлившись на авиабазу «Эдвардс» в Калифорнии.[12] Основным отличием от предыдущих модификаций Block 20/30 является мультиплатформенный радар MP-RTIP.[12] К концу 2010 года Northrop Grumman должна поставить 15 машин RQ-4 Global Hawk Block 40.[12] В качестве места базирования для них выбрана авиабаза «Гранд Форкс» в штате Северная Дакота.[12]
- Euro Hawk — немецкая модификация RQ-4, созданная американской корпорацией Northrop Grumman и Европейским авиакосмический концерном EADS. Была представлена в октябре 2009 года. За основу был взят Global Hawk Block 20. На европейскую версию БПЛА будет устанавливаться оборудование радиотехнической разведки SIGINT, разработанное EADS. Наземные средства управления беспилотником созданы Northrop Grumman, а аппаратура обработки информации — европейской компанией. Программа создания Euro Hawk финансируется правительством Германии, которое потратило на нее около $559 млн. В общей сложности ВВС Германии намерены приобрести пять Euro Hawk. Поставка всех Euro Hawk запланирована к 2016 году.[13]
- MQ-4C Triton — морской патрульный БПЛА на основе RQ-4 Global Hawk. БПЛА будет оснащен радаром Х-диапазона для обнаружения различных надводных кораблей и войдет в систему расширенной морской разведки (BAMS) ВМС США. Управлять новыми беспилотниками будут экипажи патрульных самолетов P-8 Poseidon. По состоянию на июнь 2012 года Northrop Grumman построила два испытательных образца MQ-4C Triton. В общей сложности ВМС США намерены заказать 68 MQ-4C Triton. Первый полет запланирован в конце 2012 года. На вооружение MQ-4C Triton планируется принять в декабре 2015 года.[14]
- Polar Hawk — модификация, предложенная компанией Northrop Grumman для вооруженных сил Канады. Разработана на основе RQ-4 Global Hawk Block 30. БПЛА приспособлен для работы в особо холодных условиях. Способен подниматься на высоту до 18 300 метров и вести беспрерывное наблюдение в течение 33 часов.[15][16]
Применение
Global Hawk является первым БПЛА, который получил разрешении FAA на самостоятельную отправку полетного задания и полет с использованием гражданских воздушных коридоров на территории США без дополнительных уведомлений.
Стоимость
Стоимость единицы оценивается до 140 миллионов долларов (без учёта затрат на НИОКР), час полёта стоит 31 000 долларов.[17]
Потенциальные операторы
Австралия приняла решение о закупке нескольких Global Hawk для наблюдения за морем и сушей. Выбор был сделан после сравнения Global Hawk с RQ-1 Mariner на испытаниях 2007 года [18]. Планировалось, что Global Hawk будет использоваться совместно с управляемым человеком P-8 Poseidon 10 и 11 эскадрильей Королевских военно-воздушных сил Австралии. Эта комбинация, или аналогичная, должна была заменить существующий AP-3C Orion в 2018 году. Из-за тяжелой экономической ситуации и переноса сроков доставки на 2015 год австралийское правительство отменило заказ [19].
Канада — другой потенциальный покупатель, желающий использовать Global Hawk для наблюдения за удалёнными районами Арктики; при этом Global Hawk полностью заменит или дополнит патрульный самолет CP-140 Aurora.
Испания также имеет планы по закупке Global Hawk и уже подписала контракты с Northrop Grumman [20].
Япония заинтересована в покупке трех Global Hawk [21].
Новая Зеландия — вооруженные силы страны рассматривают Global Hawk в качестве потенциального средства наблюдения за Южным океаном и тихоокеанскими островами; также для этих целей могут быть выбраны IAI Heron и беспилотник собственной разработки «Kahu».
На вооружении
- США
- НАТО — в мае 2012 года руководство НАТО заключило контракт на поставку 5 RQ-4 Global Hawk Block 40. Сумма сделки составила $1,7 млрд. Покупка совершена в рамках программы НАТО Alliance Ground Surveillance (AGS).[22]
- Германия
- ВВС Германии — в октябре 2011 года ВВС Германии получили первый Euro Hawk. Официальное принятие на вооружение запланировано на 2012 год. Всего ВВС Германии заказали 5 Euro Hawk. Оставшиеся 4 БПЛА будут поставлены в 2015-2016 гг.[23]
Потери
См. также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru