Средневековое оружие всего мира | История средневекового оружия

На пересечении античности и средневековья главной заботой человека, как и раньше, было охрана своей жизни. Со временем развивался процесс обработки металла и совершенствовались разные ремесла, в результате чего стали изобретаться более новые и современные разновидности оружия, а с ним появилась усовершенствованная защитная экипировка. Одним из наиболее используемых и известных в начале эпохи Средних веков было средневековое оружие холодного типа. Таковыми считались кинжалы, мечи, а также луки. Еще была специализированная защита в виде щита и доспех.

Защищающая экипировка в эпоху Средних веков


Средневековые доспехи в Западной Европе


Принято считать, что впервые доспехи из кольчуги изобрели кельты в далеком 500 г. до нашей эры. Постепенно, в результате победного движения кельтской армии по просторам Европы, эти доспехи появились во всех поселениях средневекового континента. Со временем этот вид защитной брони значительно усовершенствовали – в состав его конструкции были добавлены пластины из металла, которые защищали владельца от рубящих и проскальзывающих ударов. Отсюда взял свое начало латный доспех.

Однако даже при острой необходимости наличия защиты от оружия врага, иметь средневековое снаряжение защиты могли позволить себе далеко не все воины, проживающие в Средние века. Богатые жители тех времен заказывали себе индивидуальную броню, которые изготавливались исключительно для них. Простые же солдаты приобретали уже готовое снаряжение, а затем подстраивали его под свои параметры.

Надо отметить, что качественные доспехи могли защитить от поражений меча, стрелами, а, порой, и от начальных видов огнестрельного оружия почти в ста процентах случаев. Если говорить о практичности защитной экипировки, то носить его начинали учиться еще в юношеском возрасте, поскольку масса таких доспехов была больше 30 кг.

Виды средневекового оружия


Средневековое оружие


Базовое оружие воина в средневековье был, как и прежде, меч. Данное средневековое оружие было представлено в огромном количестве видов. Меч мог быть острым с двух сторон, с одним лезвием, с острым или плоским концом, иметь ребристую или закругленную форму, различную длину. Каким оружием воспользоваться зависело от того, какую тактику ведения боя выбрал командир, а также от конкретного умения солдат.

Однако даже то, что видов холодного оружия в виде мечей в те далекие времена было множество, у всех них были общие детали, отличающие это оружие от других. Этими особенностями были навершия и набалдашник, а еще крестовина и рукоять

Даже такая широкая известность меча не давала возможность иметь его каждому воину. Они использовались только состоятельными людьми, ведь способ его выполнения был слишком сложный, требовал больших затрат времени, сил и человеческого труда, и поэтому был очень дорогой. Также простому человеку вообще не разрешалось носить это оружие. Следует также отметить, что в средневековье такое оружие, как боевой меч, который предназначался для ведения боевого действия, стало истинным символом доблести и отваги воина.

Вместе с мечом применялось и другое оружие — метательное и ударное. Оружие для осады развивалось наряду со строительными технологиями. В результате изобретения пороха китайцами в 14 веке, появился новый вид, который называется огнестрельным оружием.

Данное открытие совершило колоссальный переворот в деле ведения боевых действий, которые получили абсолютно новые методики.

antichnost-i-srednevekove.ru

Доспехи средневековья (31 фото)

В средневековые времена жизнь была не легкой, одежда играла важную роль, в плоть до сохранения жизни.
Простая одежда из непрочной ткани была обычным делом, кожа считалась редкостью, а вот доспехи носили только состоятельные джентльмены.


Армет Генри VIII, известный как «Панцирь с рогами». Инсбрук, Aвстрия, 1511 год

Существует несколько версий относительно появления первых доспехов. Некоторые полагают, что все началось с мантий, сделанных из кованого металла. Другие уверены, что защита из древесины тоже должна считаться, в этом случае нам нужно вспомнить о поистине далеких предках с камнями и палками. Но большинство думают, что доспехи пришли из тех трудных времен, когда мужчины были рыцарями, а женщины томились в их ожидании.

Еще один странный панцирь-маска, из Аугсбурга, Германия, 1515 год.

Разнообразию форм и стилей средневековых панцирей следовало бы посвятить отдельную статью:

Или доспехи, или ничего
Первые доспехи были очень простыми: грубо обработанные металлические пластинки, предназначенные для защиты рыцаря, находящегося внутри них, от копий и мечей. Но постепенно оружие становилось все более усложненным, и кузнецам приходилось это учитывать и делать доспехи все более прочными, легкими и гибкими, до тех пор, пока они не станут обладать максимальной степенью защиты.

Одной из самых блестящих инноваций было усовершенствование кольчуги. По слухам, впервые ее создали кельты много веков назад. Это был долгий процесс, который занял очень много времени, пока за него не взялись оружейники, которые вывели эту идею на новые высоты. Данная идея не совсем логична: вместо того, чтобы изготавливать доспехи из крепких пластин и очень надежного металла, почему бы не сделать их из нескольких тысяч тщательно соединенных колец? Получилось замечательно: легкая и прочная, кольчуга позволяла своему обладателю быть подвижным и зачастую являлась ключевым фактором того, как он покинет поле битвы: на лошади или на носилках. Когда доспехи из пластин были добавлены к кольчуге — результат оказался сногсшибательным: появились доспехи эпохи Средних Веков.

Средневековая гонка вооружений
Сейчас это трудно представить, что долгое время рыцарь на лошади был поистине страшным оружием той эпохи: прибывая на место битвы на военной лошади, часто также одетой в доспехи, он был столь же ужасен, сколь и непобедим. Ничего не могло помешать таким рыцарям, когда они, с мечом и копьем, могли легко напасть практически на любого.

Вот воображаемый рыцарь, напоминающий о геройских и победных временах (нарисован восхитительным иллюстратором Джоном Хоувом):

Причудливые монстры
Сражение становилось все более и более «ритуальным», что привело к рыцарским турнирам, которые мы все знаем и любим по фильмам и книгам. Доспехи стали менее полезны на практике и постепенно стали в больше степени лишь показателями высокого социального уровня и благосостояния. Только богачи или дворяне могли позволить себе доспехи, однако только поистине богатый или очень зажиточный барон, герцог, принц или король могли позволить себе фантастические доспехи высшего качества.

Становились ли они от этого особо прекрасными? Через некоторое время доспехи стали выглядеть скорее как одежда для ужина, нежели снаряжение для битвы: безукоризненная металлическая работа, драгоценные металлы, вычурные гербы и регалии… Все это хоть и выглядели потрясающе, но было бесполезно во время сражения.

Только взгляните на доспехи, принадлежащие Генриху VIII: разве они не шедевр искусства того времени? Доспехи были разработаны и изготовлены, как и большинство всех доспехов того времени, по размеру обладателя. В случае с Генрихом, однако, его костюм выглядел скорее благородно, нежели устрашающе. А кто может вспомнить королевские доспехи? Глядя на комплект таких доспехов, возникает вопрос: они придуманы, чтобы сражаться или чтобы похвастаться? Но, честно говоря, мы не можем винить Генриха за его выбор: его доспехи в действительности никогда и не разрабатывались для войны.

Англия выдвигает идеи
Не вызывает сомнений то, что костюм с доспехами был ужасающим оружием тех дней. Но любые дни заканчиваются, и в случае с классическими доспехами, их конец был просто ужаснее некуда.
1415 год, северная Франция: с одной стороны — французы; с другой — англичане. Хотя их количество — вопрос спорный, в общем, полагают, что французы превзошли в численности англичан в соотношении примерно 10 к 1. Для англичан, при Генрихе (5-м, праотце вышеупомянутого 8-го), это вовсе не было приятным. Вероятнее всего, они, используя военный термин, будут «перебиты». Но затем произошло то, что не только определило исход войны, но также изменило Европу навсегда, так же как обрекло гибель доспехов как основного оружия.

Французы не знали, что их поразило. Ну, на самом деле, они знали, и это превратило их поражение в еще более страшное: ведь это были они, «сливки» снаряжения французской пехоты, идущей к очевидной победе, их кольчуги и пластины, сверкающие на солнце, их чудовищные металлические доспехи и самая лучшая в мире защита…

На них начали падать стрелы, выпущенные из секретного оружия Генриха: английского (если быть точным, уэльского) большого лука. Несколько залпов — и французы были разбиты врагом, к которому не смогли даже приблизиться, их драгоценные доспехи оказались подушками для булавок, а армия — втоптанной в грязную землю.

Одежда многое говорит о человеке. И в течение очень долгого времени доспехи были самым универсальным, пригодным на практически все случаи жизни одеянием того времени. Но времена меняются. В нашем случае этому сильно помогли несколько людей с небольшим количеством луков и стрел.

Доспехи Первой мировой войны
Доспехи Брюстера, 1917-1918 год:

Экспериментальный шлем пулеметчика, 1918 год:

Если уровень защиты, обеспечиваемой шлемом, не кажется достаточным, можно попробовать залезть внутрь подвижной защиты, дополненной четырьмя колесами (настоящий передвижной гроб):

Некоторые британские «системы защиты лица» выглядели откровенно дурацкими. Бельгийские образцы тоже не блистали изяществом:

И, наконец, оригинальные костюмы пилотов с защитой для лица 1917 года, ужасно похожие на наряды пилотов из «Звездных войн»:

Источник: p-i-f.livejournal.com

fishki.net

10 видов необычного оружия Средних веков! — www.maximonline.ru

  • Пистолет-щит
  • Итальянское изобретение, настолько приглянувшееся английскому королю Генриху VIII (большому любителю убивать своих жен), что теперь оно всегда упоминается в одном предложении с ним. Щит диаметром полметра, поступивший на вооружение телохранителей эксцентричного короля, имел в центре отверстие для мушкета. Не совсем ясен механизм зарядки, ведь для этого необходимо было всегда иметь под рукой источник огня.

  • Тройной кинжал на пружинах
  • Наверняка продавался в лавках оружейников с табличкой «Три по цене одного!» Какой-нибудь не особо щепетильный дуэлянт мог активировать два дополнительных лезвия, нажав кнопку на эфесе. А особо щепетильный дуэлянт использовал его в благородных целях: для «удара милосердия», чтобы добить раненого противника.

  • Серпоносная колесница
  • Идея тюнинговать средства для передвижения в Средние Века имела чисто милитаристский характер. Длинные до полуметра лезвия, вставляемые в ступицу колес боевых колесниц, работали безотказно, решая проблемы с пехотой и легкой кавалерией противника.

  • Хунга-мунга
  • Метательный африканский кинжал причудливой формы. Несколько лезвий обеспечивали оружию плавный полет и поражали цели в пределах десяти метров. Принцип действия хунга-мунга схож с действием бумеранга, однако, к счастью для владельца кинжал не возвращался.

  • Трупы людей и животных
  • Запчасти трупов животных и поверженных врагов использовались множеством разнообразных способов: ими можно было обстрелять противника из требушетов, отравить воду в осажденном городе, использовать для психологической атаки (хотя, конечно, никто не использовал этот термин). Ну и в конце концов, это просто красиво.

  • Калтроп
  • Это ёжик — предок противопехотных ежей. Калтроп использовался для замедления кавалерии противника. Состоял из нескольких соединенных звездообразно заточенных штырей, часто с зазубринами. Один штырь всегда был устремлен вверх, остальные составляли опору. Использовался против лошадей, верблюдов и даже боевых слонов.

  • Боевой молот
  • Молот – один из самых древних видов оружия был незаслуженно потеснен мечами, но с появлением лат вновь стал популярен. В различных сочетаниях имел на боевой части клюв или даже топор для нанесения дробящих, рубящих и колющих ударов. Пользовался особой любовью у средневековых всадников (и, если верить профессору Толкиену, гномов из Мории). Молотом можно было раздробить кольчугу или деформировать доспех.

  • Адский корабль
  • Задолго до легализации травки и однополых браков голландцы были весьма воинственными ребятами. Голландское изобретение, успешно использовавшееся в осаде Антверпена (1584-1585) в Восьмидесятилетней войне, адский корабль – считается одной из первых разновидностей оружия массового поражения. Как ты можешь догадаться из названия, представлял он собой корабль, начиненный порохом. На палубе размещались камни (в осаде Антверпена были использованы старые надгробия, герметично скрепленные свинцом) для увеличения поражающей силы.

  • Боевой ухват
  • Английское оружие с библейским названием «ловец человеков» (mancatcher) представлял собой насаженный на длинное древко ухват, часто с шипами. Использовался для того, чтобы стащить всадника с лошади. Успешно применялся для захвата знатных заложников.

  • Щит-фонарь
  • Пращур складного швейцарского ножа, представлял собой щит с множеством ножей и зубцов и с фонарем, подвешенном на крюке, чтобы ослепить противника в ночное время. Несмотря на свой немного нелепый, благодаря этому самому фонарю, вид, широко применялся в Италии в эпоху Возрождения для дуэлей.

    www.maximonline.ru

    Оружие Средневековья — Page 2 — Оружие и военное дело

    Оружие Средневековья — Page 2 — Оружие и военное дело — Disput.Az Forum Jump to content

    B.B.    8,993

    • Nüfuzlu
    • Members
    • 8,993
    • 20,004 posts
    • Gender:Male
    • From:b.b.
    • 10 Years, 8 Months and 21 Days

    Drang Nach Osten    235

    • Guru
    • Members
    • 235
    • 3,984 posts
    • Gender:Male
    • From:.
    • 5 Years, 4 Months and 3 Days

    Parsedan    0

    • Pro-Active
    • Amateurs
    • 0
    • 154 posts
    • Gender:Male
    • 4 Years, 3 Months and 22 Days

    Parsedan    0

    • Pro-Active
    • Amateurs
    • 0
    • 154 posts
    • Gender:Male
    • 4 Years, 3 Months and 22 Days

    Parsedan    0

    • Pro-Active
    • Amateurs
    • 0
    • 154 posts
    • Gender:Male
    • 4 Years, 3 Months and 22 Days

    Parsedan    0

    • Pro-Active
    • Amateurs
    • 0
    • 154 posts
    • Gender:Male
    • 4 Years, 3 Months and 22 Days

    Parsedan    0

    • Pro-Active
    • Amateurs
    • 0
    • 154 posts
    • Gender:Male
    • 4 Years, 3 Months and 22 Days

    Parsedan    0

    • Pro-Active
    • Amateurs
    • 0
    • 154 posts
    • Gender:Male
    • 4 Years, 3 Months and 22 Days

    Parsedan    0

    • Pro-Active
    • Amateurs
    • 0
    • 154 posts
    • Gender:Male
    • 4 Years, 3 Months and 22 Days

    Parsedan    0

    • Pro-Active
    • Amateurs
    • 0
    • 154 posts
    • Gender:Male
    • 4 Years, 3 Months and 22 Days

    Parsedan    0

    • Pro-Active
    • Amateurs
    • 0
    • 154 posts
    • Gender:Male
    • 4 Years, 3 Months and 22 Days

    www.disput.az

    Самое необычное оружие средневековья | Webpark.ru

    Считается, что люди со временем изобретают всё более изощрённые и безумные способы истребления друг друга. Но, надо признаться, что и несколько веков назад наши предки демонстрировали в этом вопросе изобретательность, достойную куда лучшего применения.

    Этот щит-пистолет предположительно принадлежал телохранителю Генриха VIII. В сущности, это обычный деревянный щит, но с отверстием для дула пистолета.

    Сокрушитель мечей. Зубцы по обе стороны предназначались для того, чтобы захватить меч противника и затем сломать одним резким движением кистью руки.

    Кинжал с двумя дополнительными лезвиями на пружинах, которые появлялись при нажатии на кнопку на рукоятке.

    Утренняя звезда – под этим романтическим названием подразумевались дубины с шипастым ядром на цепи.

    Фрондибола – осадное орудие в виде рычага, на одном которого закреплялся груз-противовес, а на другом – снаряд.

    При помощи фрондиболы бросали самые разные снаряды, включая трупы мёртвых животных. Они использовались, чтобы распространить заразу за стенами замка.

    Серпоносная колесница с лезвиями на каждом колесе резала врагов на части, просто проезжая мимо.

    Хунга-мунга – метательное оружие народов Африки, представляющее собой железный многолезвийный нож или клинок причудливых очертаний.

    Кальтроп – средневековый вариант противопехотных шипов, которые предназначались для замедления продвижения кавалерии противника.

    Кулеврина – огнестрельное оружие для всадников, предок мушкета и пушки.

    Греческий огонь – горючая смесь, которую византийцы использовали в морских битвах. Состав смеси неизвестен.

    Кипящее масло выливали на головы захватчиков, пытавшихся проникнуть в крепость. Если масла оказывалось недостаточно, в ход шёл кипяток.

    Хеллбёрнер – средневековое оружие массового поражения. Это были корабли, которые взрывались, приближаясь к кораблям противника.

    Мэнкетчер – использовался для того, чтобы сбрасывать противника с коня. Часто при помощи этого орудия брали в плен членов королевской семьи, чтобы получить за них выкуп.

    Железная лапа Архимеда – подъемная машина, своего рода кран, выступающий за городскую стену и оснащенный противовесом. Когда римский корабль пытался пристать к берегу около Сиракуз, этой «лапой» захватывали его нос, приподнимали и переворачивали.

    Мёртвые тела. Глядя на мирный пейзаж внизу, ничего дурного и не заподозришь. Однако в воде скрывается смертельная опасность – тела умерших. Их бросали в воду, чтобы враги, утолив жажду, заболевали опасными болезнями ещё до того, как подойдут к стенам крепости.

    Щит-фонарь – соединял в себе множество функций. Кроме встроенного фонаря, он мог быть оснащён лезвиями, пиками, рукавицей и тд.

    www.webpark.ru

    Средневековое оружие и доспехи — кованое украшение вашего дома — Евгений Родин

    Кованое оружие сейчас снова в моде. Сегодня воинские атрибуты в интерьерах помещений не редкость. Они повествуют об увлечениях и характере хозяина дома. Коллекционируемые предметы, стилизованные под разные эпохи, часто имеют кроме художественной ценности и собственную судьбу. Хранят особые воспоминания и тайны, а также радуют своим изяществом и великолепием.

    Кованые артефакты


    Состоятельные владельцы загородных замков всё чаще украшают свои апартаменты выкованными кельтскими клинками, мечами с готическим дизайном. Такая коллекция, развешанная на стене, отлично дополняет интерьер гостиной, рабочего кабинета или бильярдного зала.


    Декоративное исполнение коллекции оружия в ансамбле с камином, стилизованным под эпоху Средневековья, придает комнате особого аристократического шика.


    Кованые вещи, сделанные руками мастеров-оружейников, неповторимы и привлекают внимание истинных ценителей художественной ковки. Например, кинжал или шашка ручной работы, олицетворяющие силу и могущество, будут бесценным подарком для любого мужчины.


    Рыцарскую амуницию, мечи, щиты, сабли используют для театрализованных, постановочных боев. Они помогают воссоздать историческую атмосферу времен крестовых походов.


    Немного истории


    На протяжении столетий доспехи служили воинам защитным покрытием, оберегая их тела от ранений как в ближнем, так и в дальнем бою. Также железное покрытие применяли и для животных, участвующих в сражениях. На лошадей одевали броню, так называемый «бардинг».

    Видов доспехов было много. Нам известны кожаные, пластинчатые и кольчужные варианты. Материалом для кольчуг служили: кожа, кости, полотно, бронза, металлические пластины. От выбранного материала и качества стали зависела сопротивляемость к удару.


    Предположительно, первые кольчужные снаряжения появились в восточно-европейской части у кельтов, в 1 веке до нашей эры. По мере передвижения народа на запад, кольчуга получила массовое распространение в Западной Европе. Она представляла собой изделие, состоящее из сваренных или скованных колец.


    Шли годы и варианты кольчуг совершенствовались. Возникли вспомогательные элементы. Железными дисками, всевозможными пластинами покрывали более уязвимые места человека — область сердца, подмышки, локти, колени. Чуть позже стали делать пластинчатые куртки.


    Постепенно стали появляться железные латы. Чтобы придать им прочности, железо закаляли. Еще одной из особенностей лат стало то, что на них устанавливали крепление для копья. Чтобы обезопасить попадание в голову и шею, небольшую шапочку продлили и переделали в объемистый шлем.

    Одними из известных стилей латных доспехов стало рыцарское облачение поздних лет Средневековья.

    Качественная защита уберегала рыцаря не только от стрел арбалета, но и могла остановить пулю. На таких изделиях мастера стали ставить личное клеймо либо какой-то знак различия.


    Вплоть до конца XVIII века в армии применялся полный комплект доспехов, который был незаменимым защитным средством. Безусловно, сегодня средневековая амуниция не защитит от оружия, но изготовление кованых образцов сохранилось. Сейчас каждая кованая вещь — настоящий шедевр, воссоздающий неповторимый и загадочный дух старины.

    Евгений Родин

    kuznica-vrn.ru

    Огнестрельное оружие средних веков | Наука

    Фэнтези-авторы нередко обходят стороной возможности «дымного порошка», предпочитая ему старые добрые меч и магию. И это странно, ведь примитивные огнестрельные орудия — не только естественный, но и необходимый элемент средневекового антуража. Воины с «огненной стрельбой» отнюдь не случайно появились именно в рыцарских армиях. Распространение тяжелых лат закономерно повлекло за собой и повышение интереса к оружию, способному пробивать их.

    Статья из № 26; октябрь 2005

    Сера. Распространенный компонент заклинаний и составная часть пороха

    Секрет пороха (если, конечно, здесь можно говорить о секрете) заключается в особых свойствах селитры. А именно — в способности этого вещества при нагревании выделять кислород. Если селитру смешать с каким-либо горючим и поджечь, начнется «цепная реакция». Выделяемый селитрой кислород увеличит интенсивность горения, и чем сильнее разгорится пламя, тем больше кислорода будет выделяться.

    Использовать селитру для повышения эффективности зажигательных смесей люди научились еще в 1 тысячелетии до нашей эры. Вот только найти ее было совсем непросто. В странах с жарким и очень влажным климатом белые, похожие на снег кристаллики иногда можно было обнаружить на месте старых кострищ. Но в Европе селитра встречалась лишь в смрадных тоннелях канализации или в населенных летучими мышами пещерах.

    Прежде чем порох стал применяться для взрывов и метания ядер и пуль, составы на основе селитры долгое время служили для изготовления зажигательных снарядов и огнеметов. Так, например, легендарный «греческий огонь» представлял собой смесь селитры с нефтью, серой и канифолью. Загорающаяся при низкой температуре сера добавлялась для облегчения воспламенения состава. Канифоль же требовалась для загущения «коктейля», чтобы заряд не вытекал из трубы огнемета.

    «Греческий огонь» действительно нельзя было погасить. Ведь растворенная в кипящей нефти селитра продолжала выделять кислород и поддерживать горение даже под водой.

    Для того, чтобы порох стал взрывчатым веществом, селитра должна составлять 60% его массы. В «греческом огне» ее было вдвое меньше. Но и такого количества было достаточно, чтобы сделать процесс сгорания нефти необычайно бурным.

    Византийцы не были изобретателями «греческого огня», а заимствовали его у арабов еще в 7 веке. В Азии приобретали и необходимые для его производства селитру и нефть. Если же принять во внимание, что сами арабы именовали селитру «китайской солью», а ракеты — «китайскими стрелами», догадаться, откуда к ним пришла эта технология, не составит труда.

    Указать место и время первого применения селитры для зажигательных составов, фейерверков и ракет очень трудно. Но честь изобретения пушек определенно принадлежит китайцам. О способности пороха выбрасывать снаряды из металлических стволов сообщают китайские летописи 7 века. К 7 веку относится и открытие способа «выращивания» селитры в специальных ямах или валах из земли и навоза. Эта технология сделала возможным регулярно применять огнеметы и ракеты, а затем и огнестрельное оружие.

    Дуло Дарданелльской пушки — из аналогичной турки расстреляли стены Константинополя

    В начале 13 века, после захвата Константинополя, в руки крестоносцев попал рецепт «греческого огня». К середине 13 века относятся и первые описания европейскими учеными «настоящего», взрывающегося пороха. Арабам же применение пороха для метания камней стало известно не позже 11 века.

    В «классическом» варианте черный порох включал в себя 60% селитры и по 20% серы и древесного угля. Древесный уголь с успехом мог быть заменен молотым бурым углем (бурый порох), ватой или сушеными опилками (белый порох). Существовал даже «синий» порох, в котором уголь заменяли цветами васильков.

    Сера также присутствовала в порохе далеко не всегда. Для пушек, заряд в которых воспламенялся не искрами, а факелом или раскаленным прутом, мог изготовляться порох, состоящий только из селитры и бурого угля. При стрельбе же из ружей сера могла не подмешиваться в порох, а насыпаться сразу на полку.

    Изобрел? Ну и отойди в сторону, не стой, как осел

    В 1320 году немецкий монах Бертольд Шварц, наконец, «изобрел» порох. Теперь невозможно установить, сколько людей в разных странах изобретали порох до Шварца, зато с уверенностью можно сказать, что после него это не удавалось уже никому!

    Бертольд Шварц (которого, кстати, звали Бертольд Нигер) конечно же, ничего не изобретал. «Классический» состав пороха стал известен европейцам еще до его рождения. Но в своем трактате «О пользе пороха» он дал ясные практические рекомендации по изготовлению и использованию пороха и пушек. Именно благодаря его труду в течение второй половины 14 века искусство огненной стрельбы стало стремительно распространяться в Европе.

    Первый пороховой завод был построен в 1340 году в Страсбурге. Вскоре после этого развернулось производство селитры и пороха и в России. Точная дата этого события не известна, но уже в 1400 году Москва первый раз горела в результате взрыва в мастерской по изготовлению пороха.

    Первое изображение европейской пушки, 1326 год

    Простейшее ручное огнестрельное оружие — ручница — появилось в Китае уже в середине 12 века. Этим же периодом датируются и древнейшие самопалы испанских мавров. А с начала 14 века «огнебойные трубы» стали постреливать и в Европе. В летописях ручницы фигурируют под множеством названий. Китайцы называли такое оружие пао, мавры — модфа или караб (отсюда пошло «карабин»), а европейцы — ручная бомбарда, хандканона, склопетта, петриналь или кулеврина.

    Ручница весила от 4 до 6 килограммов и представляла собой высверленную изнутри болванку из мягкого железа, меди или бронзы. Длина ствола составляла от 25 до 40 сантиметров, калибр мог быть 30 миллиметров и больше. Снарядом обычно служила круглая свинцовая пуля. В Европе, впрочем, до начала 15 века свинец был редок, и самопалы часто заряжали небольшими камнями.

    Шведская ручная пушка 14 века

    Как правило, петриналь насаживали на древко, конец которого зажимали под мышкой или вставляли в ток кирасы. Реже приклад мог охватывать плечо стрелка сверху. На такие хитрости приходилось идти потому, что упереть приклад ручницы в плечо было невозможно: ведь стрелок мог поддержать оружие только одной рукой, второй он подносил огонь к запалу. Заряд поджигался «палительной свечкой» — пропитанной селитрой деревянной палочкой. Палочку упирали в запальное отверстие и поворачивали, перекатывая в пальцах. Искры и кусочки тлеющего дерева сыпались внутрь ствола и рано или поздно поджигали порох.

    Голландские ручные кулеврины 15 века

    Крайне низкая точность оружия позволяла вести эффективную стрельбу только с дистанции «в упор». А сам выстрел происходил с большой и непредсказуемой задержкой. Уважение вызывала только убойная сила этого оружия. Хотя пуля из камня или мягкого свинца в то время еще уступала арбалетному болту в пробивной силе, но уж дыру выпущенный в упор 30-миллиметровый шарик оставлял такую, что любо-дорого было посмотреть.

    Дыра-дырой, но попасть все-таки было надо. А удручающе низкая точность петринали не позволяла рассчитывать на то, что выстрел будет иметь какие-либо иные последствия, кроме огня и шума. Может показаться странным, но этого было достаточно! Ручные бомбарды ценились именно за сопровождающие выстрел грохот, вспышку и облако воняющего серой дыма. Заряжать их еще и пулей далеко не всегда считали целесообразным. Петринали-склопетты даже не снабжалась прикладом и предназначалась исключительно для холостой стрельбы.

    Французский стрелок 15 века

    Рыцарский конь не боялся огня. Но если его, вместо того, чтобы честно колоть пиками, ослепляли вспышкой, оглушали грохотом, да еще и оскорбляли смрадом горящей серы, он все-таки терял бодрость духа и сбрасывал всадника. Против лошадей, не приученных к выстрелам и взрывам, этот метод работал безотказно.

    А рыцари сумели познакомить своих коней с порохом далеко не сразу. В 14 веке «дымный порошок» в Европе был товаром дорогим и редким. А главное, по первому времени страх он вызывал не только у коней, но и у всадников. Запах «адской серы» повергал суеверных людей в трепет. К запаху, впрочем, в Европе быстро привыкли. Но громкость выстрела значилась в числе достоинств огнестрельного оружия вплоть до 17 века.

    В начале 15 века самопалы еще были слишком примитивными для того, чтобы составить серьезную конкуренцию лукам и арбалетам. Но огнестрельные трубы быстро совершенствовались. Уже в 30-х годах 15 века запальное отверстие перенесли вбок, а рядом с ним стали приваривать полку для затравочного пороха. Этот порох при соприкосновении с огнем вспыхивал мгновенно, и всего через долю секунды раскаленные газы воспламеняли заряд и в стволе. Ружье стало срабатывать быстро и надежно, а главное, появилась возможность механизировать процесс опускания фитиля. Во второй половине 15 века огнестрельные трубы приобрели заимствованные у арбалета замок и приклад.

    Японская кремневая аркебуза, 16 век

    Одновременно совершенствовались и технологии металлообработки. Стволы теперь уже изготавливались только из самого чистого и мягкого железа. Это позволяло свести к минимуму вероятность разрыва при выстреле. С другой стороны, освоение техники глубокого сверления позволило делать ружейные стволы легче и длиннее.

    Так появилась аркебуза — оружие калибром 13–18 миллиметров, весом 3–4 килограмма и длиной ствола 50–70 сантиметров. Обычная 16-миллиметровая аркебуза выбрасывала 20-граммовую пулю с начальной скоростью около 300 метров в секунду. Отрывать людям головы такие пули уже не могли, зато с 30 метров дырявили стальные доспехи.

    Точность стрельбы возросла, но все еще оставалась недостаточной. В человека аркебузир попадал лишь с 20–25 метров, а на 120 метрах стрельба даже по такой цели, как баталия пикинеров, превращалась в пустую трату боеприпасов. Впрочем, приблизительно такие же характеристики сохраняли легкие ружья до середины 19 века — менялся только замок. Да и в наше время стрельба пулей из гладкоствольных ружей эффективна не далее чем на 50 метрах.

    Даже современные пули для гладкоствольных ружей конструируются в расчете не на точность, а на силу попадания.

    Аркебузир, 1585 год

    Заряжение аркебузы представляло собой довольно-таки сложную процедуру. Для начала стрелок отсоединял тлеющий фитиль и убирал его в прикрепленный к поясу или шляпе металлический футляр с прорезями для доступа воздуха. Затем откупоривал одну из нескольких имевшихся у него деревянных или жестяных гильз — «зарядцев», или «газырей» — и высыпал из нее в ствол заранее отмеренное количество пороха. Затем прибивал шомполом порох к казне и запихивал в ствол предотвращающий высыпание пороха войлочный пыж. Затем — пулю и еще один пыж, на этот раз для удержания пули. Наконец, из рожка или из еще одного зарядца стрелок насыпал немного пороха на полку, захлопывал крышечку полки и снова крепил фитиль в губки курка. На все про все у опытного воина уходило около 2 минут.

    Во второй половине 15 века аркебузиры заняли прочное место в европейских армиях и стали быстро теснить конкурентов — лучников и арбалетчиков. Но как это могло случиться? Ведь боевые качества ружей по-прежнему оставляли желать лучшего. Состязания между аркебузирами и арбалетчиками приводили к ошеломляющему результату — формально ружья оказывались хуже во всех отношениях! Пробивная сила болта и пули была примерно равной, но арбалетчик стрелял в 4–8 раз чаще и при этом не давал промаха по ростовой мишени даже со 150 метров!

    Женевские аркебузиры, реконструкция

    Проблема арбалета заключалась в том, что его преимущества не имели практической ценности. Болты и стрелы летели «мухе в глаз» на состязаниях, когда мишень была неподвижна, а расстояние до нее известно заранее. В реальной же ситуации аркебузир, которому не приходилось учитывать ветер, движение цели и расстояние до нее, имел лучшие шансы попасть. К тому же пули не имели привычки застревать в щитах и соскальзывать с доспехов, от них нельзя было уклониться. Не имела большого практического значения и скорострельность: по атакующей кавалерии и аркебузир, и арбалетчик успевали выстрелить только раз.

    Распространение аркебуз сдерживала только их высокая по тому времени стоимость. Даже в 1537 году гетман Тарновский жаловался, что «в польском войске аркебуз мало, одни только подлые ручницы». Казаки же пользовались луками и самопалами до середины 17 века.

    Носившиеся на груди воинами Кавказа газыри постепенно стали элементом национального костюма

    В средние века порох приготовлялся в виде пудры, или «мякоти». При заряжении оружия «мякоть» прилипала к внутренней поверхности ствола и ее приходилось долго прибивать шомполом к запалу. В 15 веке для ускорения заряжения пушек из пороховой мякоти стали лепить комки или небольшие «блинчики». А в начале 16 века был изобретен «жемчужный» порох, состоящий из маленьких твердых зерен.

    Зерна уже не приставали к стенкам, а скатывались к казенной части ствола под собственным весом. Кроме того, зернение позволяло повысить мощность пороха почти вдвое, а длительность хранения пороха — в 20 раз. Порох в виде мякоти легко впитывал атмосферную влагу и за 3 года портился необратимо.

    Тем не менее, из-за дороговизны «жемчужного» пороха мякоть нередко продолжала применяться для заряжения ружей вплоть до середины 17 века. Казаки же использовали самодельный порох и в 18 веке.

    Вопреки бытующему мнению, рыцари вовсе не считали огнестрельное оружие «нерыцарским».

    Достаточно распространено заблуждение, согласно которому появление огнестрельного оружия положило конец романтической «рыцарской эпохе». На самом деле, вооружение 5–10% воинов аркебузами не повлекло заметного изменения тактики европейских армий. В начале 16 века луки, арбалеты, дротики и пращи использовались по-прежнему широко. Тяжелые рыцарские латы продолжали совершенствоваться, а главным средством противодействия кавалерии оставалась пика. Средневековье продолжалось как ни в чем не бывало.

    Романтическая эпоха средневековья окончилась только в 1525 году, когда в битве при Павии испанцы впервые применили фитильные ружья нового типа — мушкеты.

    Битва при Павии: музейная панорама

    Чем мушкет отличался от аркебузы? Размером! При весе 7–9 килограммов мушкет имел калибр 22–23 миллиметра и ствол длиной около полутора метров. Только в Испании — самой технически развитой стране Европы того времени — могли изготовить прочный и сравнительно легкий ствол такой длины и калибра.

    Естественно, из настолько громоздкого и массивного ружья стрелять можно было только с подпорки, и обслуживать его приходилось вдвоем. Зато пуля весом 50–60 граммов вылетала из мушкета со скоростью свыше 500 метров в секунду. Бронированную лошадь она не только убивала, но и останавливала. Мушкет бил с такой силой, что стрелок должен был носить кирасу или кожаную подушку на плечо, чтобы отдача не расколола ему ключицу.

    Мушкет: убийца Средневековья. 16 век

    Длинный ствол обеспечивал мушкету относительно хорошую для гладкого ружья точность. В человека мушкетер попадал уже не с 20–25, а с 30–35 метров. Но намного большее значение имело увеличение эффективной дальности залповой стрельбы до 200–240 метров. На всем этом расстоянии пули сохраняли способность поражать рыцарских лошадей и пробивать железные доспехи пикинеров.

    Мушкет объединил в себе возможности аркебузы и пики, и стал первым в истории оружием, дающим стрелку возможность отразить натиск кавалерии на открытой местности. Мушкетерам не приходилось убегать от конницы за баталию, потому, в отличие от аркебузиров, они широко использовали доспехи.

    Из-за большого веса оружия мушкетеры, как и арбалетчики, предпочитали передвигаться конными

    На протяжении всего 16 века мушкетеров в европейских армиях оставалось немного. Мушкетерские роты (отряды по 100–200 человек) считались элитой пехоты и формировались из дворян. Отчасти это было связано с дороговизной вооружения (как правило, в экипировку мушкетера входила и верховая лошадь). Но еще большее значение имели высокие требования к стойкости. Когда кавалерия устремлялась в атаку, мушкетеры должны были отбить ее или погибнуть.

    Стрельцы

    По своему назначению пищаль русских стрельцов соответствовала испанскому мушкету. Но наметившееся в 15 веке техническое отставание Руси не могло не сказаться и на боевых свойствах ружей. Даже чистое — «белое» — железо для изготовления стволов в начале 16 века все еще приходилось завозить «из немец»!

    В результате при том же, что и у мушкета, весе пищаль была значительно короче и имела в 2–3 раза меньшую мощность. Что, впрочем, не имело практического значения, учитывая, что и восточные лошади были значительно мельче европейских. Удовлетворительной была и точность оружия: с 50 метров стрелец не давал промаха по двухметровой высоты забору.

    Кроме стрелецких пищалей, в Московии производились и легкие «завесные» (имеющие ремень для переноски за спиной) ружья, бывшие в ходу у конных («стремянных») стрельцов и казаков. По своим характеристикам «завесные пищали» соответствовали европейским аркебузам.

    Тлеющие фитили, конечно же, доставляли стрелкам массу неудобств. Тем не менее, простота и надежность фитильного замка заставляла пехоту мириться с его недостатками вплоть до конца 17 века. Другое дело — кавалерия. Всаднику требовалось оружие удобное, постоянно готовое к выстрелу и пригодное для удержания одной рукой.

    Колесцовый замок в чертежах Да Винчи

    Первые попытки создать замок, в котором огонь извлекался бы с помощью железного огнива и «кремня» (то есть куска серного колчедана или пирита) были предприняты еще в 15 веке. Со второй половины 15 столетия известны «терочные замки», представлявшие собой обычные хозяйственные огнива, установленные над полкой. Одной рукой стрелок наводил оружие, а второй ударял напильником по кремню. Ввиду очевидной непрактичности распространения терочные замки не получили.

    Намного большую популярность в Европе приобрел появившийся на рубеже 15–16 веков колесцовый замок, схема которого сохранилась в рукописях Леонардо да Винчи. Рубчатому огниву была придана форма шестеренки. Пружина механизма взводилась прилагаемым к замку ключиком. При нажатии на спуск колесико начинало вращаться, высекая искры из кремня.

    Немецкий колесцовый пистоль, 16 век

    Колесцовый замок очень напоминал устройство часов и не уступал часам в сложности. Капризный механизм был очень чувствителен к засорению пороховой гарью и осколками кремня. Через 20–30 выстрелов он отказывал. Разобрать же его и почистить стрелок собственными силами не мог.

    Поскольку достоинства колесцового замка представляли наибольшую ценность для кавалерии, оснащенное им оружие изготавливали удобным для всадника — одноручным. Начиная с 30-х годов 16 века в Европе на смену рыцарским копьям приходят укороченные и лишенные приклада колесцовые аркебузы. Так как изготовлять такое оружие начали в итальянском городе Пистоль, именовать одноручные аркебузы стали пистолями. Впрочем, к концу столетия пистоли производили и на Московском оружейном дворе.

    Европейские военные пистолеты 16–17 веков представляли собой весьма громоздкие конструкции. Ствол имел калибр 14–16 миллиметров и длину не меньше 30 сантиметров. Общая же длина пистолета превышала полметра, а вес мог достигать 2 килограммов. Тем не менее, били пистоли очень неточно и слабо. Дальность прицельного выстрела не превышала нескольких метров, и даже выпущенные в упор пули отскакивали от кирас и шлемов.

    В 16 веке пистолеты часто объединялись с холодным оружием, — навершием палицы («яблоком») или даже лезвием топора

    Кроме больших габаритов, для пистолей раннего периода были характерны богатство отделки и причудливость конструкции. Пистолеты 16 — начала 17 века нередко делались многоствольными. В том числе и с вращающимся, как у револьвера, блоком из 3–4 стволов! Все это было очень интересно, очень прогрессивно… И на практике, конечно же, не работало.

    Сам по себе колесцовый замок стоил таких денег, что отделка пистолета золотом и жемчугами существенным образом на его цену уже не влияла. В 16 веке колесцовое оружие было по карману только очень богатым людям и имело скорее престижное, чем боевое значение.

    Азиатские пистолеты отличались особым изяществом и высоко ценились в Европе

    * * *

    Появление огнестрельного оружия стало переломным моментом в истории военного искусства. Впервые человек стал использовать для нанесения урона противнику не мускульную силу, а энергию сгорания пороха. И эта энергия по меркам средних веков была ошеломляющей. Шумные и неуклюжие хлопушки, не способные ныне вызвать ничего, кроме смеха, несколько веков назад внушали людям большое почтение.

    Начиная с 16 века, развитие огнестрельного оружия стало определять тактику морских и сухопутных сражений. Баланс между ближним и дистанционным боем стал смещаться в пользу последнего. Значение защитного снаряжения стало падать, а роль полевых укреплений — возрастать. Эти тенденции сохраняются до нашего времени. Оружие же, использующее химическую энергию для выбрасывания снаряда, продолжает совершенствоваться. По всей видимости, оно будет сохранять свои позиции еще очень долго.

     

    www.mirf.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *