Содержание

Как создавалась Военная доктрина Российской Федерации, её концепция и особенности

Под понятием «Военная доктрина» чаще всего понимается ряд предписаний, которые определяют, как будут использоваться военные силы и средства определённого государства, для достижения политических целей, различных глобальных военных задач и крупномасштабного военного строительства. Содержание Военной доктрины затрагивает все сферы и аспекты, которые относятся к подготовке государства к вероятной войне или отражению возможного нападения.

Такой документ существует у каждого государства и определяет военную политику государства по отношению к другим странам. Доктрину может принять как отдельное государство, так и союзное государственное образование. В последнем случае, текст документа утверждается в соответствии с военной политикой, которой придерживаются государства-союзники. Чаще всего в этом случае — сильнейшим государством в союзного блока.

Военная доктрина РФ утверждается президентом Российской Федерации. Она носит оборонительный характер, устанавливает причастность к различным военным основам по обеспечению военной безопасности страны.

По сравнению с Военной доктриной США, которая предусматривает нанесение глобального удара по любой точке мира, российская предусматривает использование вооружённых сил только в крайнем случае. При этом поддержание войск в состоянии высокой боеготовности, а также оснащение их новейшими образцами оружия и военной техники, относятся к приоритетам российской доктрины. Судя по политическому состоянию на мировой арене на 2010-2014 годы, можно с уверенностью сказать, что с каждым годом потребность в принятии новой декларации о военной политике возрастала.

В 2014 году президентом Российской Федерации была утверждена новая Военная доктрина РФ. Утвердить обновленный текст президенту пришлось из-за изменения политической обстановки в мире. В документе президент отметил, что страны-члены НАТО являются геополитическими противниками России. Кроме того, нестабильная обстановка на Украине и в странах дальнего Востока также потребовала внести некоторые изменения. С принятием нового документа 2014 года, была отменена предыдущая версия текста, которая была утверждена президентом России в 2010 году.

Утверждение Военной доктрины РФ

Новый вариант был одобрен Советом Безопасности РФ в декабре 2014 года. После этого доктрина была направлена президенту на подпись. Обновленная Военная доктрина, которая является самым важным оборонным государственным элементом, появилась 26 декабря 2014 года.

Хотя основной текст практически не изменился, различные дополнения, которые были туда внесены, значительно изменили суть документа.

Краткая история появления Военной доктрины в современной России

Первая Военная доктрина возникла в современной России ещё в 1993 году. До этого в России пользовались документами СССР, которые были приняты в 1987 году. Появление новой Военной доктрины явилось вынужденной мерой, так как политическая ситуация в мире давно требовала создания подобного целостного документа. В начале 90-х годов подобная нормативная документация имелась у большинства развитых стран. Обычно она охватывала широкий спектр военно-политических вопросов, а также определяла алгоритм действия армии в результате вражеского нападения. Следующие Военные доктрины были приняты в 2000 году, 2010 и 2014 годах.

Так как в 2015 году вышла новая Стратегия национальной безопасности, то российская Военная доктрина также была дополнена рядом изменений в 2016 году.

Если взять для примера США, то у них давно уже существует Стратегия национальной обороны, которая является аналогом российской Военной доктрины. Стратегия США представлена сборником документации, которая затрагивает широкий ряд вопросов, связанных с военной и национальной безопасностью. Кстати, именно в США была заложена традиция, согласно которой Военную доктрину страны (или её аналоги, которые могут носить другие названия) утверждал именно президент, ведь в целом ряде стран именно президент является Главнокомандующим Вооружённых Сил.

Кроме того, США разработали эффективный инструмент для внесения в неё изменений и дополнений, что часто является необходимостью крайней важности, так как политическая обстановка в мире весьма нестабильна. Данным инструментом является ежегодный доклад министра обороны, который он делает для следующих организаций:

  • Для конгресса США;
  • Для председателя Комитета начальников штабов Вооружённых сил США;
  • Для американской «White Paper».

Первая российская Военная доктрина датируется 1993 годом. Именно в этом году президент России впервые утвердил специфический документ, который касался дальнейшей военной политики России на мировой арене и в случае внезапного нападения врага. Данный документ был назван «Основными положениями Военной доктрины Российской Федерации». Перед появлением данного документа общественность была предупреждена через различные средства массовой информации. В это же время военные академии России занимались обсуждением норм, которые планировалось закрепить в тексты документа.

Основные вопросы, которые должна решать Военная доктрина России

Современная версия военного документа в состоянии ответить на ряд следующих вопросов:

  • Какая страна с наибольшей вероятностью может стать противником, и какой приблизительный сценарий будет у возможной войны;
  • Какие нюансы могут быть у предполагаемой войны;
  • Какие глобальные цели и задачи должно преследовать государство в ходе проведения войны;
  • Каким образом можно предотвратить возможное боевое столкновение, чтобы оно не «перетекло» в широкомасштабную войну;
  • Создание военной организации, которая должна будет взять на себя руководство после наступления военных действий в государственных масштабах;
  • Каким образом и с использованием каких средств будет вестись война;
  • Каким образом государство будет вести полномасштабные боевые действия;
  • Алгоритм подготовки к войне и алгоритмы применения силы в случае появления вооружённых конфликтов.

В целом, Военная доктрина Российской Федерации имеет нормативные, информационные и организационные функции, которые определяют алгоритм действий для подготовки государства к войне, а также обороне и нападению, с позиции применения военной силы.

Основные принципы и понятия Военной доктрины России

Так как большинство крупных мировых держав, которые могут стать возможными противниками России в случае войны, имеют ядерное оружие, любой военный конфликт нужно по возможности решать без применения ядерного стратегического оружия. Применение одной из враждующих сторон ядерного вооружения вызовет ответную реакцию, что может привести к глобальной мировой катастрофе. Именно поэтому российская власть делает упор на применение неядерного оружия. Большое внимание уделяется новым разработкам оружия, которое сможет уже в ближайшем будущем стать мощным сдерживающим фактором для возможных противников.

В обновлённом документе появилось новое понятие «система неядерного сдерживания». Данное понятие представляет собой комплекс различных мер, которые комплексно направлены на разработку, вооружение и применение мощного неядерного оружия на возможного противника Российской Федерации.

Изучив Военную доктрину РФ, можно выделить следующие направления в военном строительстве и военной политике, которые расположены в порядке убывания:

  • Сдерживание противника при помощи ядерного вооружения. Данный пункт предусматривает нанесение ядерных ударов по противнику после первого или в качестве ответно-встречного удара. Данный удар должны нанести железнодорожные ракетные комплексы, а также стратегические подводные лодки. В случае ответного ядерного удара, подводные лодки должны нанести общий ответный удар;
  • Оборона силами воздушно-космических войск, которая включает в себя применение высокоточных неядерных средств. Данные удары должны наноситься по скоплению сил армии США и их возможным союзникам;
  • Масштабные военные конфликты с армиями НАТО, которые могут произойти как в пределах различных границ с Россией, так и на территории стран СНГ;
  • Решение регионального Дальневосточного конфликта;
  • Конфликты с Японией, которые носят территориальный характер;
  • Отражение различного типа ракетных ударов, которые могут быть направлены на Москву. С данным вопросом должна эффективно справляться система ПРО, которая расположена в Московском регионе;
  • Различные локальные конфликты и миротворческие операции. Они могут быть как на территории России, так и на всей территории постсоветского пространства;
  • Операции, направленные на противодействие пиратству в Индийском океане, а также различные военные действия в Арктическом регионе.

Основное содержание Военной доктрины Российской Федерации

Хотя российская доктрина существенно обновилась, классификация войн и военных конфликтов совершенно не поменялась. Множество военных экспертов по-прежнему выказывает недовольство тем, что в обновлённой документации нет чёткого определения понятию «война». Это может привести к тому, что любые конфликты могут трактоваться как военное вторжение, даже если это и провокация.

Некоторые военные эксперты в 2016 году предлагали включить своё определение понятия «войны». В их определении, война — это высшая форма разрешения конфликтов среди государств, социальных, религиозных или этнических групп, которая проходит с применением вооружённого насилия высокой интенсивности. Основная цель такого мероприятия – это полное достижение определённых целей одного из участников конфликта.

Классификация войн по различным признакам

Так как в современных условиях невозможно дать полное определение термину «война» на основе нескольких критериев, система определения войн достаточно сложная. Например, можно классифицировать войну по технологическому уровню противоборствующих сторон:

  • Слаборазвитые в технологическом плане государства. Данный тип войн несёт опасность только непосредственным её участникам, так как оружие у сторон, как правило, стрелковое. Как пример, можно привести постоянные столновения в латиноамериканских странах или Африке;
  • Высокоразвитые государства. Последним примером подобного типа была Вторая Мировая война. В современных условиях война высокотехнологичных государств может привести к уничтожению всего человечества на планете;
  • Между слаборазвитыми и высокотехнологичными государствами. Как пример, можно привести войну США и Ирака, которая продолжалась с 2003 по 2011 годы.

Часто войны классифицируют по применению стратегии для достижения своих целей:

  • Самая простейшая – это использование стратегии по непосредственному физическому уничтожению противника. Как правило, данную стратегию применяют слаборазвитые государства;
  • Наиболее совершенная – это когда используется стратегия непрямого воздействия. Это может быть простейшая экономическая блокада. В более сложном случае, данный тип войны заключается в поддержке оппозиционных сил в государстве, часто это происходит с использованием косвенной или прямой поддержки войск;
  • Смешанная техника, которая включает в себя совокупность первых двух методов.

По масштабности войны бывают следующих видов:

  • Локальные. Они ведутся лишь в пределах государств-противников. Часто войны данного типа перерастают в более масштабные;
  • Региональные. Данные войны ведут несколько государств в одном из регионов. В отличие от локальных войн, цель здесь более значимая;
  • Крупномасштабные. Наиболее серьёзный тип войн. Как правило, не обычные государства, а целые коалиции государств. Последняя крупномасштабная война, которая произошла в мире – это Вторая Мировая война. Все прекрасно знают, какие страшные опустошения наносят конфликты подобного типа.

Также войны могут разделяться по типу применяемого в них вооружения:

  • Наиболее опасной может стать ядерная война. Так как крупнейшие мировые державы имеют ядерное вооружение, то при развязывании конфликта между ними, вполне может пойти в ход ядерное оружие. Это может уничтожить всё живое на земле, поэтому никто не стремится её начинать;
  • С применением оружия массового поражения. В эту группу входит как ядерное, так и химическое оружие;
  • С использованием обычных видов вооружения. В настоящее время большинство войн бывают именно этого типа;
  • В теории, могут происходить войны с использованием революционных видов вооружения.

В соответствии с нормами международного права, войны бывают:

  • «Справедливыми», то есть когда они ведутся с соблюдением норм международного права. Как правило, подобные войны ведутся для защиты национальных интересов и независимости страны;
  • «Несправедливые» войны. Это так называемая «агрессия», когда все нормы международного права нагло попираются или игнорируются.

Война может происходить между следующими участниками:

  • Среди государств;
  • Между коалицией и государством;
  • Среди коалиций;
  • Между различными этническими или социальными группами в одном государстве. Такая война называется гражданской.

Источники возникновения внешней военной опасности

Согласно новой редакции, источники внешней и внутренней военной опасности чётко определены. В зависимости от военно-политической ситуации можно определить, когда России следует готовиться к войне.

Под источниками возникновения внешней опасности понимаются следующие обстоятельства:

  • Главным источником внешней опасности считается глобальное усиление блока НАТО и дислокация его войск возле восточных российских границ. Судя по современному состоянию европейских войск НАТО, опасаться следует только американские войска. Несмотря на то, что «жёлтая» российская пресса постоянно «трубит» об опасности, которую представляют европейские войска НАТО, на самом деле, дела там обстоят не слишком радужно;
  • Обострение политической обстановки в стране. Этот пункт может включать в себя разжигание межнациональной или классовой вражды за счёт средств иностранных государств;
  • Также опасность могут представлять различные военные группировки или бандформирования, которые зачастую спонсируются потенциальным противником.

Кроме вышеперечисленного, к источникам внешней опасности относится милитаризация космоса и развёртывание противоракетной обороны рядом с российскими границами. В связи с тем, что в последние годы США активно использует систему шантажа стратегическими высокоточными ракетами, этот пункт также относится к внешним военным опасностям.

Кроме косвенных источников возникновения внешней опасности, могут быть ещё и прямые военные угрозы для России. Под такими угрозами понимается:

  • Территориальные претензии как к России, так и к её странам-союзницам. Например, ситуация с территориальными претензиями Японии к России;
  • Прямые вмешательства блока НАТО во внутренние дела России или её стран-союзниц;
  • Различные вооружённые конфликты на территории стран, которые имеют общие границы с Россией;
  • Распространение ядерных технологий, оружия массового поражения и прочих военных технологий либо оружия среди стран, отношения с которыми у России натянутые;
  • Как следствие 4-го пункта, увеличение числа государств, которые имеют в своём арсенале ядерное оружие;
  • Спонсирование мирового терроризма.

Подобные опасности могут вытекать из того, что с помощью иностранной поддержки, в некоторых странах могут устанавливаться режимы, которые будут недружелюбно настроены против России.

Опасности, которые согласно Военной доктрине России считаются внутренними

Так как крупной ядерной державе, которой является Россия, весьма опасно угрожать напрямую, часто потенциальный соперник может действовать скрытно, устраивая различные диверсии, мятежи и обострения между этническими, социальными и религиозными группами. Подобные действия представляют собой благодатную почву для появления различных внутренних опасностей на территории России. Они бывают следующих видов:

  • Усилия, направленные на изменение существующего конституционного строя;
  • Дестабилизация общей установки в стране;
  • Создание различного рода помех в работе государственных и военных объектов.

Главные угрозы для России, согласно Военной доктрине

Наиболее значительными военными угрозами, которые напрямую могут привести к военным действиям, указаны:

  • Обострения в результате военно-политических переговоров. К этой категории относятся и тупиковые переговоры, которые приводят к тому, что одной из сторон для подтверждения своей позиции в споре, придётся воспользоваться силой оружия;
  • Благоприятные условия для того, чтобы противник мог воспользоваться своими войсками;
  • Нарушения в бесперебойной работе российских ядерных и стратегических силах;
  • Прямая демонстрация военной силы на границах Российской Федерации;
  • Мобилизация в вооруженных силах близлежащих с Россией стран.

Кроме этого, перевод ряда государственных и военных органов на работу в военном режиме, косвенно свидетельствует о подготовке данного государства к войне.

Каким образом проходят военные конфликты в наши дни

Специальный раздел Военной доктрины посвящён описанию особенностей военных конфликтов, которые наиболее популярны в современном мире. Как правило, черты военных конфликтов современности включают в себя:

  • Использование невоенных и военных средств силами протестного населения;
  • Масштабность применения современного вооружения в комплексе. В качестве современного вооружения могут использоваться современные межконтинентальные ракеты и новейшее оружие, которое может действовать в соответствии с новыми физическими законами. Подобное оружие может по разрушительности не уступать ядерному;
  • Воздействие на противника по всей его территории. Причём данный пункт включает в себя не только массированные удары по суше и морю, а также полное доминирование в воздушно-космическом пространстве;
  • Избирательное поражение крупных военных объектов, использование мобильных отрядов войск специального назначения, которые способны наносить внезапные удары по противнику;
  • Быстрый переход из фазы защиты в фазу атаки;
  • Образование района военных действий.

Кроме данных особенностей, которые были прописаны ещё в предыдущей Военной доктрине, появились и новые. Например, использование частных военных компаний или использование политических сил и общественных движений в ходе военных действий.

Основы военной политики Российской Федерации

Основной раздел документа посвящён разъяснениям по поводу государственной военной политики. Тут же приведена расшифровка понятия «военная политика». В данном случае, под военной политикой следует понимать особую деятельность государства, которая непосредственно связана со всеми сферами, которые касаются организации и осуществления обороны. Причём российская военная политика затрагивает не только свои интересы, но и интересы союзных с ней государств.

Основные направления российской военной политики заключаются в следующем:

  • Стараться не допускать, сдерживать и предотвращать любые военные конфликты;
  • Постоянно совершенствовать и модернизировать свои вооружённые силы и все связанные с ними организации;
  • Совершенствовать методы применения вооружённых сил и прочих войск для большей эффективности;
  • Повышать мобильность всех видов войск.

Военная доктрина России напоминает, что ядерной потенциал страны следует рассматривать исключительно как сдерживающий фактор. При этом она предусматривает применение Россией ядерного оружия не только в случае нападения на неё с использованием любого оружия массового поражения. В случае масштабной агрессии против России, которая будет нести угрозу существованию государства, даже если при этом будут применяться обычные виды вооружения, Россия вправе применить ядерное оружие против государства-агрессора.

Этот же раздел предусматривает большинство вопросов по использованию различных военных организаций. Согласно доктрине, Россия может применять силу в следующих случаях:

  • При отражении любой агрессии, направленной в сторону России;
  • Для восстановления или поддержания мира;
  • Для защиты её граждан, даже если они находятся за пределами Российской Федерации.

Как утверждает доктрина, любое применение вооружённых сил должно проводиться масштабно и целенаправленно. При этом строго в соответствии с нормами международного права.

В новой редакции появились пункты, которые касаются военных задач в мирное время, при появлении и стабильном нарастании угрозы агрессии. Помимо этого, появились пункты, касающиеся соблюдения российских интересов в Арктике и такое понятие, как «стратегическое развёртывание вооружённых сил».

Задачи по развитию военных организаций получили несколько новых пунктов:

  • Создание и развитие мобилизационных баз, которые должны служить для стратегического развёртывания ВС;
  • Развитие методик по подготовке и мобилизации населения в случае возникновения серьёзных угроз для государства. В этот же пункт входит развитие методик по мобилизации других ресурсов, необходимых для ведения войны;
  • Усовершенствование всей системы радиационной, химической и биологической защит.

Мобилизационная подготовка и военно-экономическое обеспечение

В отличие от предыдущей редакции, новый документ уделяет повышенное внимание мобилизационной подготовке. Данная подготовка включает в себя не только подготовку вооружённых сил, но и иных организаций, с целью обеспечения защиты государства от атак, а также обеспечения различных нужд и потребностей во время войны.

Именно этот раздел косвенно намекает, что Президент РФ не исключает втягивания государства в крупномасштабный военный конфликт в ближайшее время. По крайней мере, современная политика США настолько агрессивная, что эту возможность нельзя полностью исключить. В любом случае, Россия будет готова к ведению полномасштабных боевых действий, которые могут потребовать глобальной мобилизации людских и государственных ресурсов.

В качестве основных задач по военно-экономическому обеспечению, рассматривается вооружение и оснащение вооружённых сил и иных организаций оружием, техникой и различными материальными средствами. При всей простоте данных задач, это включает в себя развитие целого ряда комплексов, которые в случае войны должны обеспечить Россию бесперебойными поставками оружия и ресурсов.

Несмотря на то, что США утверждает, что российская обновлённая Военная доктрина чересчур агрессивная, она основана на Конституции РФ и не нарушает норм международного права.

comp-pro.ru

Основные положения военной доктрины Франции — Франция — По странам — Статьи

Полковник А. Шаповалов,
доктор военных наук, доцент

Во Франции руководящие установки, определяющие основное содержание военной доктрины, как и у большинства других западноевропейских государств, прописываются в «Белой книге». В соответствии с французской практикой разработка данного документа осуществляется комиссией, создаваемой распоряжением президента страны, в состав которой включаются представители президентской администрации, заинтересованных министерств и ведомств, научных учреждений, а также независимые эксперты.

Первая «Белая книга» Франции 1972 года (Livre blanc sur la defense)1 базировалась на принципах национальной политики, сформулированных и реализованных президентом Шарлем де Голлем в послевоенный период. В ее основу был положен лозунг «величия и независимости республики». «Франция лишь тогда является подлинной Францией, если стоит в первых рядах… наша страна перед лицом других государств должна стремиться к великим целям и ни перед кем не склоняться, ибо в противном случае она может оказаться в смертельной опасности. Франция, лишенная величия, перестает быть Францией». Для приобретения международного авторитета, как отмечал генерал, «не обязательно быть огромной страной, нужно обладать национальной независимостью»2.

Приоритетными направлениями внешней политики де Голля были: отказ от идеи атлантической солидарности; готовность Франции к налаживанию конструктивного диалога между Западом и Востоком; поддержка образования союза европейских государств, но не путем федерализации Европы, а при условии сохранения национального суверенитета каждого из участников этого союза; взаимовыгодное экономическое сотрудничество со странами третьего мира и укрепление морального авторитета Франции как страны, готовой отказаться от колониальной политики, поддерживающей волю любого народа на самоопределение, а также противостоящей попыткам сверхдержав закрепить в третьем мире зоны «социалистической и капиталистической ориентации».

Деятельность в военной области была направлена на реализацию главной идеи — обеспечение стратегической независимости Франции посредством обладания ядерным оружием. На этой основе были сформулированы три главные цели оборонной политики, сохранившие свою актуальность до настоящего времени: защита территории и населения страны; участие в обеспечении безопасности Европы; защита отдаленных территорий, где традиционно присутствуют интересы республики.

Последующие издания «Белой книги», несмотря на колебания внешнеполитического курса страны, учитывали основные принципы деголлевской политики, получившей название «голлизм». Положения военной доктрины уточнялись и развивались по мере изменений геополитической ситуации, появления новых вызовов и угроз безопасности.

«Белая книга» 1994 года дополнилась положением о переходе к профессиональной армии, способной оперативно «проецировать силу» для урегулирования кризисов и защиты интересов Франции в жизненно важных для нее регионах; 2008 года — уточнением перечня, содержания и взаимосвязи стратегических задач, которые должны решать вооруженные силы и соответствующие государственные ведомства для обеспечения национальной безопасности.

В последней «Белой книге» 2013 года военно-политическая сторона военной доктрины претерпевает существенные изменения, вызванные резким разворотом внешнеполитического курса Франции в сторону атлантизма и возвращением страны в военные структуры НАТО. Этот курс, взятый еще при президентстве Н. Саркози, продолжается и при нынешнем главе государства Э. Макроне.

Подготовленный по поручению последнего и опубликованный в октябре 2017 года «Стратегический обзор по вопросам обороны и национальной безопасности» (Revue strategique de defense et de securite nationale)3 свидетельствует о том, что внешняя политика Франции поддерживает дальнейшее усиление роли Североатлантического союза в качестве важнейшего элемента современной архитектуры международной безопасности при одновременном выстраивании самостоятельной европейской системы обороны. Исходя из оценок, сделанных в стратегическом отчете, подготовлен проект оборонного бюджета на 2018 год и началась разработка новой «Программы развития вооруженных сил на 2019-2025 годы» (Loi de programmation militaire 2019-2015 -LPM 2019/2025)4. Все вышеуказанные документы дополняют военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы современной военной доктрины Франции.

Военно-политические основы военной доктрины. В последних доктринальных документах подчеркивается, что Франция является европейской державой мирового масштаба. Ее международный статус подтвержден всем ходом исторического развития, активным участием в международной политике и обеспечении международной безопасности, вкладом в мировую экономику.

Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, страна активно участвует в мероприятиях по предотвращению и урегулированию кризисов. Париж сохраняет свое глобальное присутствие на международной арене и находится на втором месте после США по количеству дипломатических миссий в других государствах.

Население Франции составляет 1 % населения планеты, она производит 4 % мирового ВВП и по этому показателю находится на пятом месте в мире. Несмотря на увеличение роли развивающихся государств, страна остается на пятом месте в мире по количеству экспортируемых товаров, а ее доля в мировой торговле составляет 3,4 %
Исключительная экономическая морская зона Франции, составляющая 11 млн км2, занимает 3 % акватории Мирового океана и является второй по величине после морской зоны США. Благодаря своим заморским территориям республика сохраняет свое присутствие во всех океанах и на большинстве континентов. Эти территории имеют стратегическую и экономическую значимость, так как содержат минеральные и энергетические ресурсы, необходимые экономике страны.

Франция активно участвует в европейских делах, играет существенную роль в формировании регионального порядка на континенте. Париж по-прежнему намерен обеспечивать свои интересы в таких важных для него районах, как Атлантика и Средиземноморье, Персидский залив и Аравийское море, в Северной Африке, особенно в районе Сахары. Учитывая возрастающую роль Азии в мировой политической и экономической жизни, предполагается уделять этому региону больше внимания, проецируя силу из акватории Индийского океана.

В этом контексте приоритетными стратегическими интересами Франции выступают:
— поддержание мира на Европейском континенте и в зонах, прилегающих к нему с востока и юга, придавая особое внимание Средиземноморскому бассейну и Ближнему Востоку;
— поступательное развитие экономики страны, в том числе за счет беспрепятственного перемещения товаров и поставок энергоресурсов по морским коммуникациям (большая часть импорта и экспорта Франции проходит морским путем, главным образом через северную часть Индийского океана, Красное и Средиземное моря; основные поставки нефти и газа идут с Ближнего Востока и из Алжира).

Таким образом, оборонная политика Франции нацеливается на защиту стратегических интересов страны, а также выполнение взятых международных обязательств в условиях быстро меняющейся международной обстановки, появления новых вызовов и угроз безопасности.

В «Стратегическом обзоре» отмечается, что прогнозные оценки развития ситуации, сделанные в «Белой книге» 2013 года, уже не отвечают реальностям сегодняшнего дня, а некоторые идентифицированные угрозы будущего стремительно приобретают реальные очертания.

Обращается внимание на то, что в «последнее десятилетие в непосредственной близости от Европейского союза регулярно возникали вооруженные конфликты, создавая зоны нестабильности и потенциальные очаги напряженности (Грузия, Ливия, Сирия, Сахель, Украина)»5.

В 2015 году Франция и европейское сообщество напрямую столкнулись с «террористической угрозой невиданного размаха». Исламский экстремизм, несмотря на принимаемые меры противодействия ему, в том числе военного характера, стремительно расползается и остается реальной силой, способной дестабилизировать ситуации в странах и регионах. В этой связи «особое беспокойство вызывает ситуация в Сахаро-Сахельском регионе и на Ближнем Востоке», где все большую силу и влияние получают террористические группировки «Тахрир Аш-Шам» в Сирии, «Аш-Шабаб» в Сомали, «Нусрат аль-Ислам» в Мали, «Боко Харам» в Нигерии и другие».

Вызывают тревогу и угрозы глобального характера. Считается, что рост военных бюджетов ряда развивающихся стран, возрождение России, стремительно растущая мощь Китая, а также стремление США сохранить за собой глобальное лидерство при неизбежном обострении борьбы за рынки и ресурсы могут привести к серьезным конфликтам. Во вступительном слове президента Э. Макрона к «Стратегическому обзору» говорится, что «угроза больших потрясений становится реальной… многополярность, как представляется, отступает перед законом более сильного».

В плане возможности возникновения вооруженных конфликтов также выделяются китайско-японские, японско-российские и японско-корейские противоречия, обстановка вокруг КНДР, иранский вопрос и проблема распространения ядерного оружия в целом, а также индо-пакистанские территориальные разногласия.

Впервые после окончания «холодной войны» в качестве источника военной угрозы для Европы рассматривается Россия. Отмечается «развертывание крупных российских группировок войск у границ европейских стран», «незаконная аннексия Крыма с последующим наращиванием военного присутствия и превращением полуострова в бастион на Черном море, точно так же как Калининграда в Прибалтике», «силовое вмешательство в конфликт на Донбассе и отсутствие подвижек в реализации Минских соглашений», «провокационная демонстрация военной силы в Балтийском регионе», «увеличение интенсивности военной деятельности в северной части Атлантики (полеты стратегических бомбардировщиков, патрулирование подводных лодок)».

Кроме того, отмечаются попытки восстановления РФ своего влияния не только на постсоветском пространстве, но и в других регионах мира. В частности, говоря о событиях вокруг Сирии; указывается на усиление российского влияния на развитие ситуации на Ближнем Востоке в целом.

В качестве одного из вызовов для западного мира рассматривается рост военного потенциала Китая, который может быть задействован для закрепления позиций Пекина в Юго-Восточной Азии, расширения сфер влияния и защиты экономических интересов в других регионах мира. В частности, отмечается присутствие китайских военных кораблей на важнейших морских коммуникациях Мирового океана, в акваториях Балтийского и Средиземного морей, а также активная экономическая деятельность Китая на Африканском континенте, который исторически является зоной интересов Франции.

В доктринальных документах существенное внимание также уделяется таким вызовам современности, как кибератаки, эпидемии, техногенные и климатические катастрофы, демографические вызовы и бесконтрольная миграция населения «слабых стран».

Для нейтрализации и противодействия существующим и потенциальным вызовам и угрозам безопасности Париж в политическом плане намерен тесно сотрудничать с НАТО и Евросоюзом. Франция, завершив процесс реинтеграции в военные структуры Североатлантического союза, готова снова участвовать в решении задач в рамках альянса.

В сложившихся условиях Париж также намерен взять на себя инициативу в создании коллективной обороны Евросоюза. Он активно поддерживает программу совместных инвестиций в военное оборудование, исследования и разработки, известную как «Постоянное структурированное сотрудничество»6 (Cooperation structuree permanente — CSP, или PESCO на английском языке). Считается, что по мере реализации CSP Европа будет приобретать все большую самостоятельность в обеспечении своей безопасности, осуществлять практические действия, включая проведение операций по реагированию на современные вызовы и угрозы.

Подчеркивается, что НАТО и ЕС не являются соперниками. Они взаимно дополняют друг друга при реализации различных военных программ, а также при проведении операций с учетом взаимных обязательств, решаемых задач и условий обстановки.

Для реализации военно-политического курса Франции в «Белой книге» 2013 года сформулированы и в стратегическом отчете 2017 года уточнены военно-стратегические основы военной доктрины -стратегические функции государства в сфере обороны и национальной безопасности, базовые принципы военного строительства, облик вооруженных сил и концептуальные основы их применения в прогнозный период до 2030 года.

Военно-стратегические основы военной доктрины. В «Стратегическом обзоре» ставится задача дальнейшего наращивания потенциала силовых структур страны для реализации пяти стратегических функций в сфере обороны и национальной безопасности. К ним относятся: осведомленность, сдерживание, защита, предупреждение и вмешательство. Отмечается, что указанные «функции взаимосвязаны и успешное выполнение каждой из них находится в прямой зависимости от решения задач в рамках других функций».

Осведомленность (connaissance et anticipation) — предполагает целенаправленную организацию процесса сбора, обработки и анализа информации, оценки и прогнозирования обстановки для подготовки решений политического и военного руководства страны, разведывательно-информационного обеспечения принимаемых мер военно-силового характера. Отмечается важность выстраивания «разумного» обмена разведывательной информацией на всех уровнях — стратегическом, оперативном и тактическом.

В этих целях будет продолжена работа по наращиванию возможностей созданного в 2008 году французского разведывательного сообщества в составе: главного управления внешней безопасности министерства обороны, главного управления внутренней безопасности министерства внутренних дел, управления военной разведки главного штаба вооруженных сил, разведывательного управления главного таможенного управления, отдела внутренней разведки министерства финансов, координационной группы по борьбе с терроризмом.

Указывается на необходимость дальнейшего развития таких важнейших видов разведки как агентурная, радиоэлектронная, воздушная и космическая, которые «обеспечивают взаимосвязь и взаимодополняемость различных способов получения информации». Для повышения качества стратегического прогнозирования предполагается создание специального органа при генеральном секретариате по национальной безопасности и обороне. Общее руководство данной работой будет возложено на премьер-министра страны.

Сдерживание (dissuasion) — до 2013 года сводилось исключительно к ядерному сдерживанию, которое защищает Францию «от любого вида агрессии другого государства, откуда бы она ни исходила и в какой бы форме ни проявлялась, а также способствует обеспечению безопасности НАТО и Европы в целом».

В этой связи Франция намерена и дальше обеспечивать необходимый уровень боевой готовности морского и воздушного компонента стратегических ядерных сил (СЯС). В настоящее время морской компонент представлен эскадрой атомных ракетных подводных лодок. В состав эскадры входят четыре ПЛАРБ проекта «Триумфан», на вооружении которых имеется три комплекта баллистических ракет по 16 БРПЛ типа М-51. Воздушный компонент включает 32 самолета-носителя «Рафаль» F3 и 20 самолетов «Мираж-2000N», готовых применить 52 УР ASMP-A с ядерными боевыми частями.

В документе ядерное сдерживание дополняется применением обычного вооружения. В нем указывается: «силы ядерного сдерживания обеспечивает возможность Франции применять силы общего назначения», но в то же время «ядерные силы без поддержки обычных вооруженных сил теряют свою эффективность».

Защита (protection) — предусматривает действия, направленные на «защиту нации от любой угрозы военного характера», защиту территории, национального воздушного и морского пространства, критически важных объектов, а также граждан Франции от различных рисков и угроз.

Важнейшим фактором, определяющим современное содержание данной функции, считается возобновление военного противостояния ведущих государств и возвращение угрозы развязывания крупномасштабного вооруженного конфликта. Это требует, по мнению французского руководства, корректировки концепции применения и планов развития вооруженных сил с целью формирования новых способностей, отвечающих современным требования обеспечения обороны страны.

Реализация стратегической функции также предусматривает применение вооруженных сил за пределами национальной территории для защиты своих граждан, а также задействование воинских формирований по предотвращению кризисных ситуаций на территории метрополии.

В интересах повышения готовности к отражению ракетных ударов Франция в соответствии с решениями Чикагского саммита Североатлантического союза (май 2012) продолжит активное участие в создании объединенной системы управления средствами ПРО НАТО.

Предупреждение (prevention) — характеризуется прежде всего проведением превентивных мер, позволяющих выявить существующие риски до того момента, пока они не трансформировались в реальные угрозы. Предусматривает проведение комплекса дипломатических, экономических, военных, юридических, культурных и других мер для недопущения возникновения серьезных угроз и вызовов национальной безопасности.

Для сдерживания сил, стремящихся дестабилизировать обстановку, Франция продолжит размещать свои воинские контингента в странах, с которыми поддерживает особые отношения, а также сохранять постоянное военно-морское присутствие «в пунктах базирования, которые обеспечат оперативное реагирование на возникающие угрозы».

Планами развития сухопутных войск предусматривается сохранение численности частей и подразделений, размещаемых на заморских и иностранных территориях, на уровне порядка 10 000 человек. В их состав входят «силы суверенитета», дислоцируемые на территории заморских департаментов Франции (в Гвиане, на Антильских островах, во Французской Полинезии, в Новой Каледонии, на о. Реюньон), и «силы передового присутствия», размещаемые на территории иностранных государств в соответствии с межправительственными соглашениями. Последние в составе батальонных или полковых тактических групп численностью от 300 до 1 000 человек в настоящее время находятся в Джибути, Габоне, Сенегале, ОАЭ, Мали, Чаде.

Вмешательство (intervention) — предполагает готовность к использованию военной силы в регионах (районах), критически значимых для обеспечения национальных интересов Франции. Реализация этой задачи «позволяет предотвратить возможность развязывания конфликта, затрагивающего безопасность республики», а также защитить «стратегические интересы страны, партнеров и союзников».

Подчеркивается, что национальные вооруженные силы должны располагать силами и средствами, позволяющими действовать в регионах, имеющих приоритетное значение с точки зрения обеспечения национальных интересов и реализации стратегии безопасности, таких как Европейский континент, акватория Средиземного моря, Сахаро-Сахельская зона, Экваториальная Африка, регион Персидского залива и Индийский океан. В указанных регионах они должны быть готовы к участию в операциях, проводимых как по национальным планам, так и в рамках ЕС и НАТО, а также в операциях в составе коалиции, руководство которыми возлагается на союзников, прежде всего на США.

Отмечается, что республика имеет большой опыт «военных интервенций по разрешению кризисной ситуации, стабилизации обстановки и обеспечению безопасности». Французские войска (силы) с 1991 года принимали участие в более чем 30 операциях и миссиях в различных районах мира. Некоторые из них, в частности в Боснии, Косово, Кот-д’Ивуаре, Афганистане, продолжались более десяти лет. Практически на постоянной основе силовые действия осуществляются в Нигерии, Буркина-Фасо, Ливане и ЦАР. По данным на ноябрь 2017 года, свыше 30 тыс. французских военнослужащих были задействованы для проведения операций и обеспечения передового присутствия на заморских территориях.

Вместе с тем, как отмечается в «Стратегическом обзоре», доступность приобретения деструктивными силами современного вооружения, использование ими асимметричных и террористических форм борьбы, включая угрозу применения химического оружия, требуют наращивания боевых возможностей войск (сил), привлекаемых для выполнения задач на удаленных ТВД. Указывается, что они должны быть способны успешно вести совместные, морские десантные, воздушно-десантные операции в сложных физико-географических и климатических условиях, в горах, пустыне, джунглях, а также в городе. В любом случае «созданные группировки должны обладать оперативным превосходством над противником, которое достигается согласованным задействованием всех видов и родов вооруженных сил, активным использованием космического и киберпространства».

1 «Белые книги» 1972 и 1994 годов имели название «Белая книга Франции по вопросам обороны», последующие 2008 и 2013 годы — «Белая книга Франции по вопросам обороны и национальной безопасности» (Livre blanc sur la defense et la securite nationale). Электронные версии документов представлены на официальном сайте МО Франции — https://www.defense.gouv.fr/.

2 Голль Ш. де. Военные мемуары: Призыв 1940-1942 / Шарль де Голль; Пер. с фр. Анфилофьева А.А., Арзуманова Ю.Б., Гак В.Г. и др. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. — 814(2) с.

3 «Стратегический обзор по вопросам обороны и национальной безопасности» (далее по тексту -«Стратегический обзор») по структуре и содержанию практически аналогичен «Белой книге по вопросам обороны и национальной безопасности».

4 В настоящее время действует принятая 18 декабря 2013 года «Программа развития вооруженных сил на 2014-2019 годы» с поправками, одобренными 28 июля 2015 года (LPM 2015/2025). Внесенные поправки по некоторым позициям приостанавливают намеченное «Белой книгой» 2013 года сокращение вооруженных сил. Проект оборонного бюджета на 2018 год (Projet de loi de finances 2018), принятие которого планируется в III квартале с. г., берет курс на наращивание военного потенциала Франции и предусматривает увеличение финансирования вооруженных сил на 1,8 млрд евро по отношению к бюджету 2017 года, чего не наблюдалось почти два последних десятилетия.

5 Здесь и далее по тексту, если не указано отдельно, цитата дается из «Стратегического обзора по вопросам обороны и национальной безопасности» 2017 года.

6 Принята на саммите глав внешнеполитических и военных ведомств в Брюсселе 11 декабря 2017 года.

(Продолжение следует)

Зарубежное военное обозрение. 2018, №4 С. 19-26

factmil.com

Семинар «Военная доктрина государства и её политическое содержание» на 11 кафедре ОАБИИ

В Омском автобронетанковом инженерном институте (филиале Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва) преподавателем 11 кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин П. Шинкевичем было проведено семинарское занятие по дисциплине «Политология» на тему «Военная доктрина государства и её политическое содержание».

В ходе семинарского занятия курсанты 5 курса факультета автотехнического обеспечения (группа А154) изучили условия и факторы формирования военного потенциала России, методологические основы исследования военной доктрины государства и политическое содержание Военной доктрины Российской Федерации. 

С сообщением о содержании и характере Военной доктрины Российской Федерации выступил курсант П. Фиц, доложивший основные условия формирования военной доктрины и её основные задачи. В результате занятия курсанты-выпускники углубили свои политологические знания, которые в самое ближайшее время смогут применять при проведении занятий по общественно-государственной подготовке, информирования и мероприятий воспитательной работы в подразделении (воинской части), проводить разъяснительную работу в подразделении (воинской части) по вопросам государственной политики в сфере обороны и безопасности государства.

Автор: ВрИО заведующего 11 кафедры А. Иоаниди

vamto.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *