Содержание

Нож танто — достояние Японии

Умение обращаться с холодным оружием всегда ценилось среди любых народов. Мастерство их создания ценилось не меньше. Но, пожалуй, только в Японии, клинки изготавливались с соблюдением религиозных ритуалов. Нож танто, который является оружием самурая, считался коротким мечом и создавался мастерами с соблюдением всех традиций и постулатов веры. Этот клинок имел строго определенную форму, на него в процессе создания наносились различные рисунки. Считалось, что они — воплощение молитв мастеров. Благодаря этому японский нож танто, как и самурайский меч, каттану, называли вместилищем «ками» (божественного). От кузнеца же при его изготовлении требовалось честное исполнение своих обязанностей и соблюдение религиозности.

История создания и назначение

Согласно пониманию самураев японских школ, катана, танто и вакидзаси – это один и тот же клинок, только разной длины. То есть его европейское название «нож» или «кинжал» является неправильным. Впервые нож танто появился в эпоху Хэйан. В период Камакура эти короткие мечи получили свое дальнейшее развитие, их производство было очень качественным, на них появилось художественное оформление. Впоследствии популярность снизилась настолько, что их вообще перестали заказывать мастерам. После свержения сегуната Токугавы императоры династии Мэйдзи возродили древнее искусство создания танто.

Традиционно японский нож танто использовался самураями для добивания своих врагов или ритуального самоубийства. Однако его ношение позволялось также докторам и купцам. Они могли их использовать только для защиты своей жизни или имущества. Следует сказать, что традициями предписывалась определенная цель для каждого оружия, каждым мечом или ножом можно было выполнять только определенные действия.

Что представляет собой нож танто

Название состоит из двух слов «тан» и «то», что в переводе означает «короткий меч». Нож представляет собой односторонний клинок длиной от 25 до 40 сантиметром. Иногда бывает обоюдоострым. Изготавливается без ребра жесткости. Экземпляры с наличием такового назывались мороха – дзукури, трехгранные клинки — ероидоси.

Традиционно нож танто изготавливался из губчатого железа, имел съемную рукоять, которая присоединялась к хвостовику. Для крепления использовалась шпилька мекуги. Также нож имел круглую съемную гарду – цубу. Для этих ножей характерно наличие линии, разделяющей металл – хамон. Также для тренировок в восточных единоборствах применялся этот нож, изготовленный из дерева.

Можно ли изготовить танто самостоятельно?

Многие умеют самостоятельно изготавливать холодное оружие. Зачастую оно оказывается намного лучше, чем те образцы, которые производятся на заводах. Изготовить нож танто своими руками, воссоздать оригинал вряд ли получится. Прежде всего хотя бы по той причине, что необходимо владеть кузнечными навыками. Более того, японские мастера, изготавливающие мечи и прочее холодное оружие, секреты передавали из поколения в поколение, не раскрывая их другим ни при каких обстоятельствах. Отсюда вывод – добиться такого же качества металла не получится. Даже сегодня японский нож танто на родине имеют право изготавливать всего около 300 мастеров, которые получили лицензию.

Если уж очень хочется иметь такой клинок, есть два выхода. Первый — сделать нож танто своими руками из дерева. При правильной заточке и подобранном материале это весьма грозное оружие, хотя и не относящееся к классу холодного. Если есть по поводу этого сомнения, стоит почитать книгу Дэвида Моррелла «Пятая профессия». Там хорошо описан бой деревянными мечами. Второй выход – купить нож в стиле танто. Производителей таких клинков сегодня предостаточно, какой выбрать – зависит от финансовых возможностей покупателя.

Значение танто для Японии

Эти клинки, как любое холодное оружие, созданное в Японии, считаются национальным достоянием. Каждый нож, изготовленный мастером с лицензией, подлежит обязательной сертификации. В случае находки древних танто их изучают и также проводят сертификацию. А вот те ножи, которые выполнены из серийной стали во времена Второй мировой войны, должны уничтожаться. То есть достоянием нации могут быть признаны только танто ручной работы. В императорской семье нож используется для проведения свадебной церемонии.

fb.ru

Танто Википедия

Танто в ножнах и его клинок Танто, замаскированный под веер

Танто (яп. 短刀 танто:, букв. «короткий меч») — кинжал самурая.

«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как просто нож (нож по-японски — хамоно (яп. 刃物 хамоно)).

Изготовление и конструкция[ | ]

Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной до 1-го сяку (30,3 см) и общей длиной с рукоятью условно ≈ 30-50 см (обычно 35-45 см). Если длина клинка больше 1-го сяку, то это короткий меч вакидзаси. Танто должен быть изготовлен из губчатого железа (тамахаганэ) и имеет характерный хамон, съёмную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковой шпилькой мекуги, и съёмную круглую гарду — цуба.

Танто куются обычно в стиле хира-дзукури, то есть плоскими, без ребра жёсткости, хотя встречаются экземпляры и с ребром жёсткости (мороха-дзукури, обоюдоострые)

[1].

Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою.

Применение[ | ]

Танто использовался только как вспомогательное оружие (для добивания, отрезания голов, харакири и пр.) и никогда как нож — для этого существовал носимый в пару к танто или вакидзаси в специальных пазах их ножен маленький ножик когатана (часто неправильно называемый зука, хотя зука — только его рукоятка).

Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора и торговцы, как оружие самообороны. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто (называемые кайкэн), спрятанными в оби (поясе кимоно) для самозащиты или самоубийства. Так, при осаде замка Фусими вся семья владельца замка Тории Мототада покончила с собой, чтобы избежать плена, когда его главная крепость близ Киото пала после ожесточенной битвы. Это отчаянное коллективное самоубийство позднее стало символом самурайской чести и преданности. Окровавленные доски пола из комнаты, в которой умерли женщины и дети, позднее встроили в потолок близлежащего храма.

Кроме того, танто по сей день используется в свадебной церемонии членов императорской семьи.

Иногда танто носили в дайсё в качестве сёто (второго меча).

Муляж танто с деревянным, пластиковым, а иногда тупым металлическим клинком применяется для тренировок в таких боевых искусствах, как айкидо, дзюдо и каратэ.

История[ |

ru-wiki.ru

Танто — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Танто (яп. 短刀 танто:, букв. «короткий меч») — кинжал самурая.

«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто, как просто нож (нож по-японски — хамоно (яп. 刃物 хамоно)).

Изготовление и конструкция

Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной до одного сяку (30,3 см). Если длина клинка будет больше, то это уже короткий меч

вакидзаси. Танто должен быть изготовлен из губчатого железа (тамахаганэ) и имеет характерный хамон, съёмную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковой шпилькой мекуги, и съёмную круглую гарду — цуба.

Танто куются обычно в стиле хира-дзукури, то есть плоскими, без ребра жёсткости, хотя встречаются экземпляры и с ребром жёсткости (мороха-дзукури, обоюдоострые).[1]

Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою.

Применение

Танто использовался только как вспомогательное оружие (для добивания, отрезания голов, харакири и пр.) и никогда как нож — для этого существовал носимый в пару к танто или вакидзаси в специальных пазах их ножен маленький ножик когатана (часто неправильно называемый кодзука, хотя кодзука — только его рукоятка).

Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора и торговцы, как оружие самообороны. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто (называемые кайкэн), спрятанными в оби (поясе кимоно) для самозащиты или самоубийства. Так, при осаде замка Фусими вся семья владельца замка Тории Мототада покончила с собой, чтобы избежать плена, когда его главная крепость близ Киото пала после ожесточенной битвы. Это отчаянное коллективное самоубийство позднее стало символом самурайской чести и преданности. Окровавленные доски пола из комнаты, в которой умерли женщины и дети, позднее встроили в потолок близлежащего храма.

Кроме того, танто по сей день используется в свадебной церемонии членов императорской семьи.

Иногда танто носили в дайсё в качестве сёто (второго меча).

Муляж танто с деревянным, пластиковым, а иногда тупым металлическим клинком применяется для тренировок в таких боевых искусствах, как айкидо, дзюдо и каратэ.

История

Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера». Первые танто появились в эпоху Хэйан и были лишены каких-либо признаков художественности.

За время войны Гэмпэй в танто стали видеть не только оружие, но и произведение искусства. Культура самураев к этому времени достигла своего расцвета, а также вместе с культурой конфицировали и военную систему. Когда эпоха Хэйан подходила к концу, комплект воина состоял из лука, нагината, длинного меча и танто.

В эпоху Камакура начали появляться высококачественные, искусно выполненные образцы, созданные, например, знаменитым Ёсимицу (самым известным мастером, который делал танто). Производство танто, достигшее значительных величин в эпоху Муромати, резко упало в период Синто («новых мечей»), и танто этого периода довольно редки. В период Син-Синто («новых новых мечей») на них снова возник спрос, и производство выросло, однако качество их невысоко. Так произошло, поскольку в эпоху Момаяма роль танто как оружия, которое носили вместе с мечом, стало постепенно уменьшаться. В следующей эпохе Эдо, танто вообще перестали носить, потому его символическое значение практически сравнялось с утилитарным. Революция Мэйдзи свергла правителей сёгунов Токугава, и создала свою императорскую линию правления. Императорские придворные опять вернулись к старым традициям, которые существовали до правления Токугава, а также вернули моду на ношение танто.

Культурное значение

По современным правилам в Японии танто признается национальным культурным достоянием — одним из вариантов ниппон-то или японского меча. Изготовлять танто могут только лицензированные мастера, из которых в Японии в настоящее время активно работают около 300 человек (всего после Второй мировой войны было выдано около 600 лицензий)[2].

Каждый танто (как национальное достояние) должен быть лицензирован, в том числе и обнаруженные исторические танто. При этом танто, изготовлявшиеся в период Второй мировой войны в массовом порядке из серийной стали, лицензированию не подлежат и уничтожаются, как не имеющие культурной ценности и связи с национальными традициями

[3].

Разновидности

Кусунгобу

Кусунгобу (рус. девять сун, пять бу) — японский ритуальный прямой тонкий кинжал длиной 29,7 см. На практике ёроидоси, танто, мэтэдзаси и кусунгобу — одно и то же. С помощью этого кинжала осуществлялось ритуальное самоубийство самурая, харакири или сэппуку (буквально — вспарывание живота).

Иностранные вариации танто

За пределами Японии широко известны ножи, называемые «танто». Это ножи, которые сделаны в стиле самурайского короткого меча. Поскольку вне Японии о том, что такое танто, известно мало, производители называют этим словом почти всё что угодно. В частности, например, в США существует устоявшийся стереотип — американизированный «танто»[4] с формой клинка с резким изломом линии режущей кромки к острию, своего рода отдельным мини-спуском у острия образующим ребро с основным спуском, что стандартам танто никак не соответствует. Более того, делают ещё такие «танто» с односторонними спусками, что в Японии практикуется для некоторых кухонных ножей:

янагиба, дэба, ната (японского варианта мачете) и никогда для охотничьих ножей и, тем более, танто.

Танто в компьютерных играх

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

См. также

Напишите отзыв о статье «Танто»

Примечания

  1. Kokan Nagayama. The Connoisseur’s Book of Japanese Swords. — First edition. — Japan: Kodansha International Ltd., 1997. — С. 49. — 355 с. — ISBN 4-7700-2071-6.
  2. Tamio Tsuchiko. The New Generation of Japanese Swordsmiths. — First edition. — Japan: Kodansha International Ltd., 2002. — С. 52. — 256 с. — ISBN 4-7700-2854-7.
  3. [www.bladeforums.com/forums/showthread.php?t=498904 разъяснения kuribo]
  4. [www.swordforum.com/sfu/japanese/americanized.html Американизированный «танто»]

Литература

  • Лайбле Т.Меч. Большая иллюстрированная энциклопедия. /Перевод с нем./ — М.: Омега, 2008. — 232 с

Ссылки

  • [aboutweapons.com.ua/japan-sword/tanto.html Нож танто — произведение искусства и опасное оружие]

Отрывок, характеризующий Танто

Главноуправляющий, в утешение этих потерь, представил Пьеру расчет о том, что, несмотря на эти потери, доходы его не только не уменьшатся, но увеличатся, если он откажется от уплаты долгов, оставшихся после графини, к чему он не может быть обязан, и если он не будет возобновлять московских домов и подмосковной, которые стоили ежегодно восемьдесят тысяч и ничего не приносили.
– Да, да, это правда, – сказал Пьер, весело улыбаясь. – Да, да, мне ничего этого не нужно. Я от разоренья стал гораздо богаче.
Но в январе приехал Савельич из Москвы, рассказал про положение Москвы, про смету, которую ему сделал архитектор для возобновления дома и подмосковной, говоря про это, как про дело решенное. В это же время Пьер получил письмо от князя Василия и других знакомых из Петербурга. В письмах говорилось о долгах жены. И Пьер решил, что столь понравившийся ему план управляющего был неверен и что ему надо ехать в Петербург покончить дела жены и строиться в Москве. Зачем было это надо, он не знал; но он знал несомненно, что это надо. Доходы его вследствие этого решения уменьшались на три четверти. Но это было надо; он это чувствовал.
Вилларский ехал в Москву, и они условились ехать вместе.
Пьер испытывал во все время своего выздоровления в Орле чувство радости, свободы, жизни; но когда он, во время своего путешествия, очутился на вольном свете, увидал сотни новых лиц, чувство это еще более усилилось. Он все время путешествия испытывал радость школьника на вакации. Все лица: ямщик, смотритель, мужики на дороге или в деревне – все имели для него новый смысл. Присутствие и замечания Вилларского, постоянно жаловавшегося на бедность, отсталость от Европы, невежество России, только возвышали радость Пьера. Там, где Вилларский видел мертвенность, Пьер видел необычайную могучую силу жизненности, ту силу, которая в снегу, на этом пространстве, поддерживала жизнь этого целого, особенного и единого народа. Он не противоречил Вилларскому и, как будто соглашаясь с ним (так как притворное согласие было кратчайшее средство обойти рассуждения, из которых ничего не могло выйти), радостно улыбался, слушая его.

Так же, как трудно объяснить, для чего, куда спешат муравьи из раскиданной кочки, одни прочь из кочки, таща соринки, яйца и мертвые тела, другие назад в кочку – для чего они сталкиваются, догоняют друг друга, дерутся, – так же трудно было бы объяснить причины, заставлявшие русских людей после выхода французов толпиться в том месте, которое прежде называлось Москвою. Но так же, как, глядя на рассыпанных вокруг разоренной кочки муравьев, несмотря на полное уничтожение кочки, видно по цепкости, энергии, по бесчисленности копышущихся насекомых, что разорено все, кроме чего то неразрушимого, невещественного, составляющего всю силу кочки, – так же и Москва, в октябре месяце, несмотря на то, что не было ни начальства, ни церквей, ни святынь, ни богатств, ни домов, была та же Москва, какою она была в августе. Все было разрушено, кроме чего то невещественного, но могущественного и неразрушимого.
Побуждения людей, стремящихся со всех сторон в Москву после ее очищения от врага, были самые разнообразные, личные, и в первое время большей частью – дикие, животные. Одно только побуждение было общее всем – это стремление туда, в то место, которое прежде называлось Москвой, для приложения там своей деятельности.
Через неделю в Москве уже было пятнадцать тысяч жителей, через две было двадцать пять тысяч и т. д. Все возвышаясь и возвышаясь, число это к осени 1813 года дошло до цифры, превосходящей население 12 го года.
Первые русские люди, которые вступили в Москву, были казаки отряда Винцингероде, мужики из соседних деревень и бежавшие из Москвы и скрывавшиеся в ее окрестностях жители. Вступившие в разоренную Москву русские, застав ее разграбленною, стали тоже грабить. Они продолжали то, что делали французы. Обозы мужиков приезжали в Москву с тем, чтобы увозить по деревням все, что было брошено по разоренным московским домам и улицам. Казаки увозили, что могли, в свои ставки; хозяева домов забирали все то, что они находили и других домах, и переносили к себе под предлогом, что это была их собственность.
Но за первыми грабителями приезжали другие, третьи, и грабеж с каждым днем, по мере увеличения грабителей, становился труднее и труднее и принимал более определенные формы.
Французы застали Москву хотя и пустою, но со всеми формами органически правильно жившего города, с его различными отправлениями торговли, ремесел, роскоши, государственного управления, религии. Формы эти были безжизненны, но они еще существовали. Были ряды, лавки, магазины, лабазы, базары – большинство с товарами; были фабрики, ремесленные заведения; были дворцы, богатые дома, наполненные предметами роскоши; были больницы, остроги, присутственные места, церкви, соборы. Чем долее оставались французы, тем более уничтожались эти формы городской жизни, и под конец все слилось в одно нераздельное, безжизненное поле грабежа.
Грабеж французов, чем больше он продолжался, тем больше разрушал богатства Москвы и силы грабителей. Грабеж русских, с которого началось занятие русскими столицы, чем дольше он продолжался, чем больше было в нем участников, тем быстрее восстановлял он богатство Москвы и правильную жизнь города.
Кроме грабителей, народ самый разнообразный, влекомый – кто любопытством, кто долгом службы, кто расчетом, – домовладельцы, духовенство, высшие и низшие чиновники, торговцы, ремесленники, мужики – с разных сторон, как кровь к сердцу, – приливали к Москве.
Через неделю уже мужики, приезжавшие с пустыми подводами, для того чтоб увозить вещи, были останавливаемы начальством и принуждаемы к тому, чтобы вывозить мертвые тела из города. Другие мужики, прослышав про неудачу товарищей, приезжали в город с хлебом, овсом, сеном, сбивая цену друг другу до цены ниже прежней. Артели плотников, надеясь на дорогие заработки, каждый день входили в Москву, и со всех сторон рубились новые, чинились погорелые дома. Купцы в балаганах открывали торговлю. Харчевни, постоялые дворы устраивались в обгорелых домах. Духовенство возобновило службу во многих не погоревших церквах. Жертвователи приносили разграбленные церковные вещи. Чиновники прилаживали свои столы с сукном и шкафы с бумагами в маленьких комнатах. Высшее начальство и полиция распоряжались раздачею оставшегося после французов добра. Хозяева тех домов, в которых было много оставлено свезенных из других домов вещей, жаловались на несправедливость своза всех вещей в Грановитую палату; другие настаивали на том, что французы из разных домов свезли вещи в одно место, и оттого несправедливо отдавать хозяину дома те вещи, которые у него найдены. Бранили полицию; подкупали ее; писали вдесятеро сметы на погоревшие казенные вещи; требовали вспомоществований. Граф Растопчин писал свои прокламации.

В конце января Пьер приехал в Москву и поселился в уцелевшем флигеле. Он съездил к графу Растопчину, к некоторым знакомым, вернувшимся в Москву, и собирался на третий день ехать в Петербург. Все торжествовали победу; все кипело жизнью в разоренной и оживающей столице. Пьеру все были рады; все желали видеть его, и все расспрашивали его про то, что он видел. Пьер чувствовал себя особенно дружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал; но невольно теперь он держал себя со всеми людьми настороже, так, чтобы не связать себя чем нибудь. Он на все вопросы, которые ему делали, – важные или самые ничтожные, – отвечал одинаково неопределенно; спрашивали ли у него: где он будет жить? будет ли он строиться? когда он едет в Петербург и возьмется ли свезти ящичек? – он отвечал: да, может быть, я думаю, и т. д.

wiki-org.ru

НОЖ HATTORI 3717 TANTO — все про оружие человечества

НОЖ HATTORI 3717 TANTO

Нож «Hattori 3717 Tanto» вызывает интерес. Его строгий и без каких либо излишеств внешний вид изумляет и притягивает. А клинок, выполненный в национальной японской форме Танто (Tanto) придаёт этому ножу некую особенность, я бы даже сказал — шарм…

Хаттори 3717 (Hattori 3717) выполнен известным японским мастером Ичири Хаттори (Ichiro Hattori). Его работы были выставлены на многих выставках и были признаны одним из лучших ножей.

Ножи Hattori отличаются от многих других ножей тем, что мастер применяет сталь «Cowry X». Мало кто применяет, такую марку стали для ножей.

И этот нож не исключения, клинок выполнен из стали «Cowry X». Но так же нож «Hattori 3717» выполняется, и из дамаской стали Hattori 3717 Damascus.

ТТХ:

Общая длинна: 203 мм
Длина клинка: 100 мм
Толщина клинка: 4 мм / 5 мм
Материал клинка: Cowry X / 64 HRC
Рукоять: Cocobolo / Ebony wood

Цена — в районе 400 долларов, +- 50…

warweapons.ru

Танто — Википедия

Танто в ножнах и его клинок Танто, замаскированный под веер

Танто (яп. 短刀 танто:, букв. «короткий меч») — кинжал самурая.

«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как просто нож (нож по-японски — хамоно (яп. 刃物 хамоно)).

Изготовление и конструкция

Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной до 1-го сяку (30,3 см) и общей длиной с рукоятью условно ≈ 30-50 см (обычно 35-45 см). Если длина клинка больше 1-го сяку, то это уже короткий меч вакидзаси. Танто должен быть изготовлен из губчатого железа (тамахаганэ) и имеет характерный хамон, съёмную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковой шпилькой мекуги, и съёмную круглую гарду — цуба.

Танто куются обычно в стиле хира-дзукури, то есть плоскими, без ребра жёсткости, хотя встречаются экземпляры и с ребром жёсткости (мороха-дзукури, обоюдоострые).[1]

Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою.

Видео по теме

Применение

Танто использовался только как вспомогательное оружие (для добивания, отрезания голов, харакири и пр.) и никогда как нож — для этого существовал носимый в пару к танто или вакидзаси в специальных пазах их ножен маленький ножик когатана (часто неправильно называемый кодзука, хотя кодзука — только его рукоятка).

Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора и торговцы, как оружие самообороны. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто (называемые кайкэн), спрятанными в оби (поясе кимоно) для самозащиты или самоубийства. Так, при осаде замка Фусими вся семья владельца замка Тории Мототада покончила с собой, чтобы избежать плена, когда его главная крепость близ Киото пала после ожесточенной битвы. Это отчаянное коллективное самоубийство позднее стало символом самурайской чести и преданности. Окровавленные доски пола из комнаты, в которой умерли женщины и дети, позднее встроили в потолок близлежащего храма.

Кроме того, танто по сей день используется в свадебной церемонии членов императорской семьи.

Иногда танто носили в дайсё в качестве сёто (второго меча).

Муляж танто с деревянным, пластиковым, а иногда тупым металлическим клинком применяется для тренировок в таких боевых искусствах, как айкидо, дзюдо и каратэ.

История

Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера». Первые танто появились в эпоху Хэйан и были лишены каких-либо признаков художественности.

За время войны Гэмпэй в танто стали видеть не только оружие, но и произведение искусства. Культура самураев к этому времени достигла своего расцвета, а также вместе с культурой конфицировали и военную систему. Когда эпоха Хэйан подходила к концу, комплект воина состоял из лука, нагината, длинного меча и танто.

В эпоху Камакура начали появляться высококачественные, искусно выполненные образцы, созданные, например, знаменитым Ёсимицу (самым известным мастером, который делал танто). Производство танто, достигшее значительных величин в эпоху Муромати, резко упало в период Синто («новых мечей»), и танто этого периода довольно редки. В период Син-Синто («новых новых мечей») на них снова возник спрос, и производство выросло, однако качество их невысоко. Так произошло, поскольку в эпоху Момаяма роль танто как оружия, которое носили вместе с мечом, стало постепенно уменьшаться. В следующей эпохе Эдо, танто вообще перестали носить, потому его символическое значение практически сравнялось с утилитарным. Революция Мэйдзи свергла правителей сёгунов Токугава, и создала свою императорскую линию правления. Императорские придворные опять вернулись к старым традициям, которые существовали до правления Токугава, а также вернули моду на ношение танто.

Культурное значение

По современным правилам в Японии танто признается национальным культурным достоянием — одним из вариантов ниппон-то или японского меча. Изготовлять танто могут только лицензированные мастера, из которых в Японии в настоящее время активно работают около 300 человек (всего после Второй мировой войны было выдано около 600 лицензий)[2].

Каждый танто (как национальное достояние) должен быть лицензирован, в том числе и обнаруженные исторические танто. При этом танто, изготовлявшиеся в период Второй мировой войны в массовом порядке из серийной стали, лицензированию не подлежат и уничтожаются, как не имеющие культурной ценности и связи с национальными традициями[3].

Разновидности

Кусунгобу

Кусунгобу (рус. девять сун, пять бу) — японский ритуальный прямой тонкий кинжал длиной 29,7 см. На практике ёроидоси, танто, мэтэдзаси и кусунгобу — одно и то же. С помощью этого кинжала осуществлялось ритуальное самоубийство самурая, харакири или сэппуку (буквально — вспарывание живота).

Иностранные вариации танто

За пределами Японии широко известны ножи, называемые «танто». Это ножи, которые сделаны в стиле самурайского короткого меча. Поскольку вне Японии о том, что такое танто, известно мало, производители называют этим словом почти всё что угодно. В частности, например, в США существует устоявшийся стереотип — американизированный «танто»[4] с формой клинка с резким изломом линии режущей кромки к острию, своего рода отдельным мини-спуском у острия образующим ребро с основным спуском, что стандартам танто никак не соответствует. Более того, делают ещё такие «танто» с односторонними спусками, что в Японии практикуется для некоторых кухонных ножей: янагиба, дэба, ната (японского варианта мачете) и никогда для охотничьих ножей и, тем более, танто.

Танто в компьютерных играх

Список примеров в этой статье или её разделе не основывается на авторитетных источниках непосредственно о предмете статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, содержащие данные элементы списка как примеры. В противном случае раздел может быть удалён.

См. также

Примечания

Литература

  • Лайбле Т.Меч. Большая иллюстрированная энциклопедия. /Перевод с нем./ — М.: Омега, 2008. — 232 с

Ссылки

wiki2.red

Танто — Википедия

Танто в ножнах и его клинок Танто, замаскированный под веер

Танто (яп. 短刀 танто:?, букв. «короткий меч») — кинжал самурая.

«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто, как просто нож (нож по-японски — хамоно (яп. 刃物 хамоно?)).

Изготовление и конструкция[править]

Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной до одного сяку (30,3 см). Если длина клинка будет больше, то это уже короткий меч вакидзаси. Танто должен быть изготовлен из губчатого железа (тамахаганэ) и имеет характерный хамон, съёмную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковой шпилькой мекуги, и съёмную круглую гарду — цуба.

Танто куются обычно в стиле хира-дзукури, то есть плоскими, без ребра жёсткости, хотя встречаются экземпляры и с ребром жёсткости (мороха-дзукури, обоюдоострые).[1]

Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою.

Танто использовался только как вспомогательное оружие (для добивания, отрезания голов, харакири и пр.) и никогда как нож — для этого существовал носимый в пару к танто или вакидзаси в специальных пазах их ножен маленький ножик когатана (часто неправильно называемый кодзука, хотя кодзука — только его рукоятка).

Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора и торговцы, как оружие самообороны. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто (называемые кайкэн), спрятанными в оби (поясе кимоно) для самозащиты или самоубийства. Так, при осаде замка Фусими вся семья владельца замка Тории Мототада покончила с собой, чтобы избежать плена, когда его главная крепость близ Киото пала после ожесточенной битвы. Это отчаянное коллективное самоубийство позднее стало символом самурайской чести и преданности. Окровавленные доски пола из комнаты, в которой умерли женщины и дети, позднее встроили в потолок близлежащего храма.

Кроме того, танто по сей день используется в свадебной церемонии членов императорской семьи.

Иногда танто носили в дайсё в качестве сёто (второго меча).

Муляж танто с деревянным, пластиковым, а иногда тупым металлическим клинком применяется для тренировок в таких боевых искусствах, как айкидо, дзюдо и каратэ.

Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера». Первые танто появились в эпоху Хэйан и были лишены каких-либо признаков художественности.

За время войны Гэмпэй в танто стали видеть не только оружие, но и произведение искусства. Культура самураев к этому времени достигла своего расцвета, а также вместе с культурой конфицировали и военную систему. Когда эпоха Хэйан подходила к концу, комплект воина состоял из лука, нагината, длинного меча и танто.

В эпоху Камакура начали появляться высококачественные, искусно выполненные образцы, созданные, например, знаменитым Ёсимицу (самым известным мастером, который делал танто). Производство танто, достигшее значительных величин в эпоху Муромати, резко упало в период Синто («новых мечей»), и танто этого периода довольно редки. В период Син-Синто («новых новых мечей») на них снова возник спрос, и производство выросло, однако качество их невысоко. Так произошло, поскольку в эпоху Момаяма роль танто как оружия, которое носили вместе с мечом, стало постепенно уменьшаться. В следующей эпохе Эдо, танто вообще перестали носить, потому его символическое значение практически сравнялось с утилитарным. Революция Мэйдзи свергла правителей сёгунов Токугава, и создала свою императорскую линию правления. Императорские придворные опять вернулись к старым традициям, которые существовали до правления Токугава, а также вернули моду на ношение танто.

Культурное значение[править]

По современным правилам в Японии танто признается национальным культурным достоянием — одним из вариантов ниппон-то или японского меча. Изготовлять танто могут только лицензированные мастера, из которых в Японии в настоящее время активно работают около 300 человек (всего после Второй мировой войны было выдано около 600 лицензий)[2].

Каждый танто (как национальное достояние) должен быть лицензирован, в том числе и обнаруженные исторические танто. При этом танто, изготовлявшиеся в период Второй мировой войны в массовом порядке из серийной стали, лицензированию не подлежат и уничтожаются, как не имеющие культурной ценности и связи с национальными традициями[3].

Кусунгобу[править]

Кусунгобу (рус. девять сун, пять бу) — японский ритуальный прямой тонкий кинжал длиной 29,7 см. На практике ёроидоси, танто, мэтэдзаси и кусунгобу — одно и то же. С помощью этого кинжала осуществлялось ритуальное самоубийство самурая, харакири или сэппуку (буквально — вспарывание живота).

Иностранные вариации танто[править]

За пределами Японии широко известны ножи, называемые «танто». Это ножи, которые сделаны в стиле самурайского короткого меча. Поскольку вне Японии о том, что такое танто, известно мало, производители называют этим словом почти всё что угодно. В частности, например, в США существует устоявшийся стереотип — американизированный «танто»[4] с формой клинка с резким изломом линии режущей кромки к острию, своего рода отдельным мини-спуском у острия образующим ребро с основным спуском, что стандартам танто никак не соответствует. Более того, делают ещё такие «танто» с односторонними спусками, что в Японии практикуется для некоторых кухонных ножей: янагиба, дэба, ната (японского варианта мачете) и никогда для охотничьих ножей и, тем более, танто.

Танто в компьютерных играх[править]

  • Лайбле Т.Меч. Большая иллюстрированная энциклопедия. /Перевод с нем./ — М.: Омега, 2008. — 232 с

www.wikiznanie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *