Вооруженные силы: Силовые структуры: Lenta.ru

Программы военного кораблестроения порой затягиваются на долгие годы. Причем итоговый результат часто оказывается совсем не таким, как задумывалось. Российскому флоту придется восстанавливать утраченные возможности и обретать новые уже в следующем десятилетии.

Средней ядовитости шутка среди любителей военной истории гласит: с XIX века повелось, что, как только Россия собирается построить океанский «Большой флот», у нее тут же случаются крупные внутренние (или внешние) проблемы, не дающие этому флоту появиться на свет.

Первая попытка была запущена в 1881 году 20-летней кораблестроительной программой, уточненной в 1895 году, финальная расширенная часть которой с 1898 года специально маркировалась замечанием «для нужд Дальнего Востока», потому что была призвана укрепить позиции империи на Тихом океане. Результаты этого грандиозного строительства почти в полном составе, кроме черноморских кораблей, были затоплены на порт-артурском рейде или ушли на дно Цусимского пролива.

Вторая попытка была порождена залихватским планированием военно-политического руководства СССР 30-х годов. «На Марс летим в этой пятилетке?» — иронично обыграли подобные настроения создатели фильма «Укрощение огня». Идея серийной постройки линкоров и иных тяжелых кораблей оборвалась сначала рефлекторными репрессиями авторов кораблестроительной программы при первых же трудностях, а потом и Великой Отечественной, закончившей на какое-то время увлечения страны Советов большим флотом.

Между двумя этими заходами лежала грамотная попытка морского министра Григоровича восстановить перед Первой мировой войной флот, уничтоженный в Цусиме. Опираясь на деятельных офицеров японской войны, многие из которых к тому моменту уже доросли до высоких чинов, и прекрасных специалистов по кораблестроению, таких как А.Н. Крылов, И.Г. Бубнов, В.П. Костенко и других, министр вернул Россию в число морских держав (насколько это было возможно в тех условиях). Во второй половине 1910-х годов судостроители уже рисовали на кульманах эскизы тяжелых артиллерийских кораблей с прицелом на постройку после Великой войны, однако две революции 1917 года и Гражданская опрокинули эти намерения.

Материалы по теме

09:27 — 27 июля 2014

Точно так же не была «довинчена» и послевоенная программа строительства тяжелого флота, с линкорами и авианосцами, которую продвигал адмирал Николай Кузнецов. Принято отношение к этой программе как к нереалистичной, и на то есть существенные аргументы.

Как бы то ни было, опального Кузнецова сменил другой человек-символ — Сергей Горшков, с 1956 по 1985 годы без перерыва руководивший советскими морскими силами и военным кораблестроением. При Горшкове было развернуто массовое строительство океанского флота: надводного, а главным образом — атомного подводного. При нем была принята доктрина создания флота вокруг концепции противоавианосных сил: подводных, надводных и воздушных носителей дальнобойных противокорабельных ракет, предназначенных для нейтрализации авианосных ударных групп американского флота. Главной задачей, однако, оставалась защита собственных стратегических ракетоносцев в плотно контролируемых районах патрулирования, получивших на Западе прозвище «бастионы».

Как только в конце 1970-х — конце 1980-х годов было запущено крупносерийное строительство ракетных крейсеров, крупных эсминцев и БПК, а далее и авианосцев (в том числе, под конец периода, и атомных), решил закончить свое существование Советский Союз, а с ним внезапно исчезло и безбрежное ресурсное обеспечение военных программ. Россия кардинально сократила состав флота и только с середины 2000-х годов начала закладывать новые крупные корабли.

Теперь перед нами очередная попытка страны выйти в океан новыми силами. Часть кораблей для этой попытки строится по Госпрограмме вооружений на период до 2020 года (ГПВ-2020), но многое будет включено и в следующую программу, запускаемую в промежутке с 2016 по 2025 год (ГПВ-2025). Попробуем разобраться в том, что ждет океанский флот за горизонтом 2020 года.

Флот продолжает оставаться важным компонентом стратегического сдерживания из-за наличия у него значительных ядерных сил. Обеспечение боевой устойчивости группировки ракетных подводных крейсеров стратегического назначения по-прежнему остается для флота задачей номер один.

Постепенный вывод из состава флота подводных ракетоносцев советской постройки (трех проекта 667БДР и, в следующем десятилетии, шести проекта 667БДРМ) потребует компенсировать и выбывающие вместе с ними боевые блоки морских ядерных сил. Для сохранения статус-кво необходима постройка как минимум 12 субмарин проекта 955 «Борей» (или его развития). Восемь таких лодок уже заказано в рамках ГПВ-2020, следовательно, разумным минимумом программы строительства младших отпрысков проекта 955 на период после 2020 года является еще четыре корпуса.

Материалы по теме

08:11 — 23 декабря 2014

Куда интереснее обстоит дело со строительством многоцелевых атомоходов проекта 885 «Ясень». Эти довольно крупные (подводное водоизмещение чуть менее 14 тысяч тонн) субмарины, которые, по заявлениям военных, должны были стать единой заменой сразу для двух подклассов: многоцелевых атомных торпедных (ракетно-торпедных) лодок и атомных подводных ракетных крейсеров (АПРК), несущих противокорабельные крылатые ракеты.

Строительство этих лодок (до 2020 года их планируется получить в количестве восьми единиц) с самого начала вызывало противоречивые реакции. С одной стороны, эти массивные и насыщенные современным оборудованием лодки, оснащенные ракетными комплексами «Оникс» и «Калибр», явно подходили для замены тяжелых АПРК проекта 949А, несущих комплекс «Гранит». Однако первоначально было заявлено, что «ясени», оборудованные продвинутым гидроакустическим комплексом «Иртыш» с конформной антенной «Амфора», в перспективе заменят и более легкие многоцелевые ракетно-торпедные субмарины (проекты 671РТМК, 945, 945А и 971 — всего в боевом составе флота сейчас 19 корпусов этих проектов, включая находящиеся на ремонте с модернизацией).

Такая замена многим специалистам представлялась неоправданно дорогой, и ситуация отчетливо требовала появления проекта упрощенной лодки-охотника со схожими возможностями по обнаружению, которые дает «Иртыш-Амфора», однако заточенного в первую очередь под противолодочные задачи.

АПЛ К-329 «Северодвинск» проекта 885

Фото: Олег Кулешов

В декабре 2014 года появились сообщения о том, что такие субмарины разрабатываются в России (их именуют «многоцелевыми лодками пятого поколения») — существование подобного проекта подтвердил в интервью заместитель главы санкт-петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» (разработчика проекта 885) Николай Новоселов.

Таким образом, для сохранения противокорабельного потенциала подводного флота и с учетом многофункциональности проекта 885 после 2020 года необходима дополнительная постройка 3-4 корпусов этого типа, возможно, по измененному техзаданию. Одновременно с этим уже с 2020 года необходимо начать ввод в строй первых «охотников» нового поколения с прицелом на то, чтобы завершить серийное строительство не менее 15 корпусов этого проекта к середине 2030-х годов.

Это позволит как минимум компенсировать постепенное, но неизбежное выбытие многоцелевых атомоходов советской постройки (они сейчас хоть и проходят модернизацию, но не вечны). Расширение боевых возможностей подводного флота может быть достигнуто как привлечением «ясеней» для решения противолодочных задач, так и дополнительным строительством малых «охотников».

Что касается неатомных лодок, то, как заявляли источники в промышленности, строительство «Варшавянок» (дизель-электрических лодок проектов 636 и 877) в стране будет остановлено после завершения действующего контракта на шесть корпусов для нужд Черноморского флота. В дальнейшем неатомные лодки планируется строить по проекту 677 или его наследнику (с воздухонезависимой энергоустановкой). Потребность всех четырех флотов в таких лодках также не опускается ниже полутора десятков единиц.

Ключевой вопрос нашего военно-морского строительства: где авианосец? Приходится констатировать, что новый авианосец находится там же, где и ранее — в мечтах. С начала 2010-х годов, по сообщениям военных, был запущен поисковый НИР, по результатам которого должны были принять решение о необходимости такого корабля в составе флота, а также определены его критически важные тактико-технические элементы.

Со слов бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова известно, что в ГПВ-2020 строительство авианосца не заложено. Значит, если такой корабль вообще будет строиться, то только в новой ГПВ-2025, причем уже за пределами 2020 года в связи со значительной перегрузкой промышленности имеющимися заказами. В нынешних экономических условиях постройка такого корабля будет сопряжена с существенными финансовыми и технологическими сложностями, поэтому гипотетический авианосец можно считать главной «зоной риска» кораблестроительной программы 2020-х годов.

Если такой корабль и будет решено строить, то в значительной части проект унаследует основные размерения недостроенного при распаде СССР ударного атомного авианосца проекта 1143.7 «Ульяновск». В качестве авиагруппы для такого корабля будет использоваться палубная версия истребителя пятого поколения Т-50, о предварительных проработках которой также сообщалось, и, вероятно, какие-то летательные аппараты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, более эффективные, чем имеющиеся у флота сейчас вертолеты радиолокационного дозора Ка-31.

ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в Баренцевом море

Фото: AP

А вот дальше все гораздо лучше. За пределами «хотелок», посвященных авианосному флоту, продолжается рост боевых сил, выстроенных в единой логике вокруг унифицированного набора ударного вооружения: комплекса противокорабельных ракет «Оникс» и многоцелевого ракетного комплекса «Калибр», включающего противокорабельные и противолодочные ракеты, а также крылатые ракеты стратегической дальности для ударов по наземным целям. Все эти ракеты запускаются из единой вертикальной пусковой установки УКСК (универсального корабельного стрельбового комплекса).

В конце 2000-х годов было со скрипом, но запущено серийное строительство двух типов перспективных сторожевых кораблей (СКР): проекта 22350 (СКР дальней морской зоны или фрегат) и проекта 20380/20385 (СКР ближней морской зоны или корвет). Вполне очевидно, что запланированные в ГПВ-2020 восемь фрегатов и 20 корветов всех потребностей флота в подобных кораблях не удовлетворят. Как минимум, придется «повторить» восьмерку проекта 22350, возможно, дополнив ее еще одной тройкой фрегатов проекта 11356 (в дополнении к шести кораблям этого типа, вводимым в строй в ближайшие годы).

Но настоящим символом флотского строительства 2020-х годов должна стать крупная (не менее 12 единиц) серия так называемых «эсминцев» (а по сути — ракетных крейсеров) проекта «Лидер». Это крупные (водоизмещением около 15 тысяч тонн) универсальные ракетные корабли с атомной либо газотурбинной силовой установкой, оснащенные широким набором как ударного, так и оборонительного вооружения.

К числу ударного следует отнести, например, перспективные гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», которым как раз впору бы появиться где-то к середине 2020-х годов. К числу оборонительного — морскую версию дальнобойной зенитной ракетной системы С-500, способной в том числе поражать баллистические ракеты и цели в ближнем космосе.

В ГПВ-2020 заложено проектирование «Лидеров», завершающееся в данный момент, а вот строительство отнесено уже на ГПВ-2025. Как сообщали ранее источники в промышленности, первый корабль этого типа флот может получить к 2023-2025 году.

БПК «Маршал Шапошников»

Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Крупные корабли позднесоветской постройки, судя по последним решениям, решено «выпотрошить и начинить заново». Полная замена комплексов вооружения и бортовой радиоэлектроники ждет три крейсера проекта 1164 («Варяг», «Маршал Устинов» и «Москва»). Атомный крейсер проекта 1144 «Адмирал Нахимов» уже поставлен под модернизацию, с которой выйдет только к 2018 году. Далее, с учетом состояния имеющихся корпусов, наиболее вероятный кандидат на переоснащение — крейсер «Петр Великий».

Напрашиваются на модернизацию и большие противолодочные корабли проекта 1155, причем также с установкой унифицированного комплекса ударного вооружения. По разным оценкам, такое будущее может ждать 4-6 кораблей этого типа, а также единственный построенный по усовершенствованному проекту 1155.1 БПК «Адмирал Чабаненко». Вот судьба эсминцев проекта 956 значительно более печальна и связана с постепенным выходом из строя их котлотурбинной ходовой части. Полная замена ходовой на этих кораблях, насколько можно судить по реакции военных и источников в промышленности, не рассматривается как реалистичный сценарий, следовательно, в 2020-е годы этих кораблей в боевом составе флота мы уже не увидим.

Напоследок хочется коснуться самой скандальной темы последних лет, а именно десантных сил флота. Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» Россия может и получить в конечном итоге, но на облик кораблестроительной программы по ГПВ-2025 они не окажут никакого влияния.

Высадка морской пехоты ТОФ

Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Флот и раньше говорил о том, что он хочет иметь в качестве крупных кораблей-вертолетоносцев для загоризонтной высадки десанта. Это аналог голландских кораблей типа «Роттердам» или «Йохан де Витт»: корабль водоизмещением 14-16 тысяч тонн, перевозящий до 500-600 морских пехотинцев, с шестью вертолетами и набором десантно-высадочных средств на борту.

Судя по заявлениям промышленности, та вполне всерьез рассматривает проектирование и строительство подобных кораблей для ВМФ России. Потребность в этих кораблях можно грубо оценить в 5-6, при хорошей экономической конъюнктуре – в 8 единиц, развернутых на открытых театрах (в составе ОСК «Север» и на Дальнем Востоке). В сочетании с серийным строительством БДК проект 11711 типа «Иван Грен», которое как раз сейчас сходит с мертвой точки, это позволит полностью переоснастить десантные силы флота и придать им новые возможности.

lenta.ru

Флотский реестр. Какие корабли усилят ВМФ России к 2020 году

МОСКВА, 3 апр — РИА Новости, Андрей Коц. Стратегические подводные атомоходы, современные многоцелевые фрегаты, малошумные дизельные подлодки и суда обеспечения различного класса — до 2020 года в состав Военно-морского флота России должны войти до 50 новых кораблей. Главком ВМФ Владимир Королев подчеркнул, что программа кораблестроения 2018-2020 годов будет выполнена полностью и в срок. О том, какие новые морские платформы получит российский флот, — в материале РИА Новости.

Подводный флот

Сегодня в составе ВМФ числятся три ракетных подводных крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 «Борей». К-535 «Юрий Долгорукий» несет боевое дежурство на Северном флоте, К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах» — на Тихоокеанском. До 2020 года запланирован ввод в строй еще одного атомохода — подводного крейсера модернизированного проекта 955А «Князь Владимир». Корабль сейчас проходит заводские и государственные испытания. Экипаж уже сформирован и подготовлен в Учебном центре ВМФ. Ожидается, что «Князь Владимир» отправится служить во флот до конца текущего года.

От базового проекта модернизированная субмарина отличается лучшей скрытностью, более совершенными средствами связи, обнаружения и управления вооружением. «Борей-А», как и его «старшие братья», будет нести на борту 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава». Следующий по степени готовности крейсер «Генералиссимус Суворов» к 2020-му вряд ли успеет встать в строй, как и другие корабли проекта — «Император Александр III» и «Князь Пожарский». По сообщениям СМИ, их спустят на воду не раньше 2022-го. Дальнейшее развитие серии — лодки проекта «Борей-Б» с улучшенными характеристиками — включены в госпрограмму вооружений до 2027 года.

Атомный подводный ракетный крейсер проекта «Борей»

Помимо «стратегов», уже в 2019 году флот должен получить первый модернизированный многоцелевой атомоход «Казань» проекта «Ясень-М», проходящий заводские испытания. Головной корабль серии «Ясень» — «Северодвинск» — находится в строю с 2014-го. Следующий в очереди «Ясень-М» — «Новосибирск» — еще не спущен на воду, поэтому вряд ли успеет встать в строй к 2020-му. Зато все шансы на это есть у двух дизель-электрических подводных лодок проекта 677 «Лада» — «Санкт-Петербург» и «Кронштадт». Первая находится в опытной эксплуатации с 2010-го, вторую спустят на воду до конца 2018-го. Кроме того, Тихоокеанский флот в ближайшие два года должны пополнить дизельные «Варшавянки» — субмарины проекта 636.3 «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов», несущие как торпедное вооружение, так и крылатые ракеты «Калибр».

Надводный флот

Новых крупных надводных кораблей класса «эсминец» и выше в составе ВМФ к 2020 году точно не будет. Но в строй вступят сразу несколько платформ рангом пониже. К 2020 году Черноморскому флоту (ЧФ) должны передать три сторожевых корабля проекта 11356 «Буревестник» — «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин», «Адмирал Корнилов». Эти фрегаты уже спущены на воду и проходят испытания. Сейчас ЧФ располагает тремя «Буревестниками» — кораблями «Адмирал Макаров», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Григорович».

Новый фрегат Черноморского флота «Адмирал Эссен»

Кроме того, за два года Северный флот должен пополниться двумя фрегатами дальней морской зоны более «продвинутого» проекта 22350. Головной корабль «Адмирал Горшков» начали строить на «Северной верфи» еще в 2006 году. Это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный после распада СССР. Перед судостроителями поставили задачу создать принципиально новый фрегат, напичканный самыми современными технологиями, многие из которых раньше на флоте не использовались. Сложность и амбициозность проекта — основная причина того, что срок передачи корабля флоту несколько раз «сдвигался вправо». Ожидается, что он вступит в строй в августе 2018-го. Второй фрегат серии — «Адмирал Касатонов» — проходит заводские испытания и будет готов к морской службе не раньше 2019 года.

Малый ракетный корабль (МРК) проекта 21631 «Буян-М» «Град Свияжск»

Отдельно стоит остановиться на планах перевооружения ВМФ малыми ракетными кораблями (МРК), которые западные аналитики уже окрестили «новым москитным флотом России». Действительно, пять действующих МРК проекта 21631 «Буян-М», несмотря на скромное водоизмещение в 941 тонну, обладают более чем серьезными боевыми возможностями. Каждый несет по восемь крылатых ракет «Калибр», что в совокупности с небольшими габаритами и малой радиолокационной заметностью делает эти корабли силой, способной угрожать даже крейсеру. Именно «Буяны» открыли боевой счет ВМФ России в сирийском конфликте осенью 2015-го ударом «Калибров» из Каспийского моря по базам террористов ИГ*. В апреле 2018-го в состав Черноморского флота должен войти еще один МРК «Вышний Волочек». Три корабля из заложенных пяти — «Игнушетия», «Грайворон» и «Орехово-Зуево» — передадут флоту до 2020-го.

Другой тип МРК, который пополнит в ближайшие годы Военно-морской флот, — корабли проекта 22800 «Каракурт». Им будет комфортнее в открытом море, чем «Буянам», и их обеспечат более совершенным радиолокационным комплексом. Первые два корабля проекта — «Ураган» и «Тайфун» — достраиваются на плаву. Еще четыре — «Шквал», «Буря», «Шторм» и «Охотск» — находятся на стапелях судостроительного завода «Пелла» в разной степени готовности. По сообщениям СМИ, они вступят в строй до 2020 года.

Из других «малюток» следует упомянуть патрульные корабли проекта 22160 — «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев», «Павел Державин» и «Сергей Котов». Они строятся для Черноморского флота, и им предстоит выполнять задачи по охране территориальных вод страны, борьбе с пиратством, а также поддерживать своих более крупных «собратьев» в бою. Каждый корабль вооружат установками для пуска крылатых ракет «Калибр», оснастят набором средств для борьбы с надводными целями и подводными лодками. Всего в серии запланировано шесть кораблей, однако к 2020-му успеют достроить только первые четыре.

Из вспомогательных судов в ближайшие два года флоту передадут четыре минных тральщика проекта 12700, два больших десантных корабля проекта 11711 «Иван Грен» и «Петр Моргунов», а также ряд узкоспециализированных катеров, разведывательных и гидрографических кораблей. Очевидно, что Военно-морской флот России пытается восстановить свои силы, серьезно потрепанные лихими 90-ми и безденежными нулевыми. Черед крупных надводных кораблей придет немного позже — на период госпрограммы вооружений до 2027 года.

РИА Новости https://ria.ru/defense_safety/…

cont.ws

возможные пути обновления » Военное обозрение

Все страны, имеющие выход к морю, нуждаются в мощных и современных военно-морских силах, потенциал которых достаточен для выполнения поставленных задач. В случае с крупными и мощными государствами, внешнеполитическая и дипломатическая деятельность которых имеет свои особенности, это выливается в необходимость строительства многочисленного и мощного флота, способного действовать в разных регионах мира и на большом удалении от баз. На протяжении нескольких десятилетий Россия пытается строить свой мощный океанский флот, но в силу разных причин такие проекты пока не привели к ожидаемому результату.
Напомним, попытки построить т.н. «Большой флот» начались еще в конце позапрошлого века. Принятая в 1881 году программа привела к определенным результатам, но заметная часть новых кораблей погибла во время Русско-японской войны. Далее к многообещающей идее вернулись в конце двадцатых годов, но программа вновь не была реализована, на этот раз из-за надвигавшейся Великой Отечественной войны. В послевоенный период СССР смог построить многочисленный флот, располагающий большим количеством кораблей и подлодок различных классов и типов. Это строительство позволило обеспечить присутствие флота в различных регионах, однако сокращения восьмидесятых и девяностых годов привели к резкому ухудшению ситуации и постепенному уменьшению потенциала ВМФ.

В настоящее время министерство обороны и промышленность реализуют Госпрограмму вооружений, рассчитанную до 2020 года. Кроме того, сейчас военные и промышленники формируют новый аналогичный план, который будет реализовываться с 2016 по 2025 годы. В обеих программах особое внимание должно уделяться обновлению военно-морского флота. После длительного периода, в течение которого флот не получал достаточного финансирования и постоянно сокращался, наступило время, когда появилась возможность восстановить потери и утерянный потенциал.

Не следует забывать, что строительство и ввод в строй новых кораблей будет осуществляться параллельно со списанием и утилизацией устаревшей техники. Этот фактор дополнительно затрудняет обновление ВМФ, поскольку промышленности придется строить корабли, катера и подлодки в количестве, достаточном для равноценной замены списываемой техники и повышения возможностей флота. Рассмотрим планы по обновлению в среднесрочной перспективе и основные трудности, связанные с ними.

В контексте дальнейшего развития российского надводного флота чаще всего упоминаются два проекта: строительство десантных кораблей типа Mistral и появление нового отечественного авианосца. Перспективы покупки десантных кораблей у Франции, похоже, уже определены. Первые два корабля стали предметом продолжительного спора, из-за чего их дальнейшая судьба пока под вопросом. Тем не менее, есть все основания считать, что планировавшаяся покупка еще двух «Мистралей» все же не состоится ввиду ненадежности поставщика в лице Франции.

Строительство нового авианосца для российского военно-морского флота является более интересным вопросом. Еще во времена предыдущего министра обороны Анатолия Сердюкова было объявлено, что в текущей Госпрограмме вооружений-2020 не предусматриваются какие-либо затраты на строительство авианесущих кораблей. Таким образом, в самом лучшем случае строительство авианосца стартует не ранее 2020 года. Ввиду столь отдаленных сроков можно предполагать, что подобные планы пока находятся на стадиях предварительного обсуждения.

Масла в огонь обсуждений подливают действия и заявления некоторых судостроительных организаций. В течение нескольких последних лет отечественные судостроители несколько раз демонстрировали свои проекты перспективного авианосца для российского флота. Кроме того, давно циркулируют слухи о грядущем создании перспективного палубного истребителя на базе самолета Т-50 (программа ПАК ФА). По понятным причинам официальные сведения относительно строительства нового авианосца пока не появлялись, что, однако, не мешает специалистам и любителям военного дела активно обсуждать перспективный проект.

В интересах ВМФ России планируется провести ремонт и модернизацию тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан». На данный момент в строю остается только один корабль этого проекта – флагман Северного флота «Петр Великий». Остальные крейсера в силу разных причин были выведены в резерв. Несколько лет назад стало известно о планируемой модернизации, как минимум, одного из «Орланов». Первым на ремонт и обновление отправился крейсер «Адмирал Нахимов». В прошлом году его перевели на завод Севмаш, с осени прошлого года корабль находится в наливном бассейне предприятия.

До 2018 года планируется заменить множество систем и оснастить корабль новым вооружением. По некоторым данным, «Адмирал Нахимов» получит новое вооружение. Так, для атаки надводных и наземных целей он будет использовать ракетный комплекс «Калибр», который придет на смену системе П-700 «Гранит». Планируется использование иных вооружений и систем новых типов.

Ранее сообщалось, что после крейсера «Адмирал Нахимов» на ремонт и модернизацию отправится корабль «Петр Великий». Дальнейшая судьба «Адмирала Лазарева» пока неизвестна. Головной корабль проекта, «Киров», вероятно, будет утилизирован ввиду невозможности полноценного ремонта поврежденных агрегатов.

Обновление проходят и ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант». Корабль «Маршал Устинов» находится на ремонте и в этом году должен выйти на испытания. Запланирован ремонт и модернизация гвардейского ракетного крейсера «Москва», являющегося флагманом Черноморского флота. Планируется заменить вооружение и некоторые бортовые системы. В дальнейшем возможна модернизация и третьего крейсера типа «Атлант». Флагман Тихоокеанского флота крейсер «Варяг» не так давно проходил ремонт, из-за чего сроки его дальнейшего обновления пока неизвестны.

По некоторым данным, к концу текущего десятилетия может начаться модернизация больших противолодочных кораблей проектов 1155 и 1155.1. Как и в случае с «Орланами», модернизация этих БПК может подразумевать демонтаж части имеющихся систем и установку новых. В частности, возможно изменение комплекса вооружения, в который будут включены новейшие разработки в этой области. Командование ВМФ пока не говорило о своих планах относительно модернизации БПК проектов 1155 и 1155.1, из-за чего пока она фигурирует только в виде слухов.

В будущем военно-морской флот России будет вынужден списать некоторое количество старых кораблей, в том числе первого ранга, уже не пригодных к несению службы. К примеру, в 2015 году планируется списать большой противолодочный корабль «Керчь» (проект 1134Б). В прошлом году этот корабль прошел ремонт и в дальнейшем должен был на время стать флагманом Черноморского флота, заменив находящийся на ремонте корабль «Москва». Однако в ноябре прошлого года в нескольких кормовых отсеках «Керчи» произошел пожар. Специальная комиссия обследовала корабль и решила, что его восстановление не является целесообразным.


В программе развития надводного флота особое место занимают новые корветы (сторожевики ближней морской зоны) проекта 20380/20385 и фрегаты (сторожевики дальней морской зоны) проекта 22350. Флот желает получить в общей сложности 15 фрегатов проекта 22350 и до 18-20 корветов «20380». Следует отметить, серийное строительство таких сторожевых кораблей уже развернуто и имеет определенные успехи. Так, в составе Балтийского флота сейчас служат четыре корвета проекта 20380. В дальнейшем фрегаты и корветы новых проектов будут распределяться между всеми российскими флотами.

С конца прошлого десятилетия российские специалисты работают над проектом перспективного эсминца с кодовым обозначением «Лидер». На 2014 год планировалось начало опытно-конструкторских работ, а строительство головного корабля должно стартовать уже в 2016-м. С учетом возможных сложностей, которые могут проявиться на стадии строительства, а также последующих испытаний и исправления имеющихся недостатков можно предположить, что служба нового корабля начнется не ранее конца текущего десятилетия.

Известно о разработке двух вариантов нового проекта. Военно-морскому флоту будут предложены корабли с ядерной и газотурбинной энергетическими установками. Окончательный выбор этих агрегатов будет за военными. Характеристики и оснащение перспективных эсминцев, по понятным причинам, пока не оглашались. В связи с этим появляются самые смелые предположения. Существует мнение, что корабли «Лидер» в качестве основного ударного средства получат не только ракетный комплекс «Калибр», но и некую перспективную гиперзвуковую ракету. Также корабли могут получить корабельный вариант зенитного комплекса С-500.

В текущей Госпрограмме вооружений предусмотрено финансирование разработки нового проекта, а затраты на строительство «Лидеров» будут закладываться в следующий подобный план. По некоторым данным, ВМФ России может заказать до 10-12 эсминцев нового типа. Естественно, все имеющиеся сведения о проекте «Лидер» пока носят предположительный характер, поскольку требования к кораблю могут поменяться, некоторые этапы проекта могут затянуться, а командование флота может скорректировать свои планы.

На протяжении последних лет ведется активное строительство новых подлодок, которые будут нести службу в составе Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов. Такие программы и проекты имеют особое значение для развития ВМФ и безопасности страны, поскольку именно подводные лодки являются одним из элементов стратегических ядерных сил. На данный момент морская компонента ядерной триады состоит из подводных лодок проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 955 «Борей».

После длительной эксплуатации и проблем прошлых десятилетий в строю остались только три подлодки «Кальмар» и шесть «Дельфинов». В последние годы удалось завершить строительство и испытания головной субмарины проекта 955, что открыло дорогу новым кораблям этого типа. На данный момент ВМФ России располагает тремя «Бореями», последний из которых был передан в декабре прошлого года.

Перспективы подлодок проекта 667БДР просты и понятны: ориентировочно к концу десятилетия их должны списать и отправить на утилизацию. Количество строевых субмарин проекта 667БДРМ так же будет постоянно сокращаться, однако до определенного времени эти корабли останутся основой морской составляющей ядерной триады. В будущем флот должен получить не менее восьми «Бореев», которые предназначаются для замены субмарин старых типов.

До 2020 года планируется построить серию из восьми подлодок проектов 955 и 955А. Три корабля уже переданы флоту, еще три находятся на разных стадиях строительства. Несложный подсчет показывает, что планируемое количество субмарин нового типа позволит сохранить количество развернутых баллистических ракет подводных лодок на существующем уровне. Нередко высказывается предположение о возможном продолжении строительства «Бореев». Для усиления морской компоненты стратегических ядерных сил может быть построено 2-4 подлодки этого типа. Тем не менее, пока о таких планах неизвестно. Вероятно, вопрос продолжения строительства подлодок проекта 955/955А будет решаться только при подготовке новой Госпрограммы вооружений, рассчитываемой до 2025 года.

Для замены имеющихся подводных лодок атомных с ракетами крылатыми (ПЛАРК) и подводных лодок атомных торпедных (ПЛАТ) в настоящее время предлагаются субмарины только одного проекта. В обозримом будущем одними из основных подводных «охотников» в ВМФ России должны стать субмарины проекта 885 «Ясень». Вооружение этих подлодок состоит из торпед, мин и управляемых ракет. Таким образом, по составу ударных средств «Ясени» в определенной мере соответствуют ПЛАРК проекта 949А. Кроме того, наличие торпед позволяет заменить существующие ПЛАТ проектов 945, 945А и 971. Использованная в проекте 885 гидроакустическая станция «Иртыш-Амфора» должна обеспечивать высокие характеристики обнаружения как надводных, так и подводных целей. Эта особенность новых ПЛАРК, в сочетании с имеющимся вооружением, должна привести к значительному повышению их эффективности в сравнении с субмаринами иных типов.

ВМФ России в настоящее время располагает двумя десятками АПЛ с торпедным и ракетным вооружением. При этом в планах Минобороны строительство только восьми «Ясеней». Головной корабль проекта, «Северодвинск», с прошлого года служит в составе Северного флота. Все новые подлодки строятся по обновленному проекту 885М. Строительство запланированной серии должно завершиться к 2018-20 годам.

Известные сведения о количестве имеющихся и запланированных к строительству подлодок позволяет предполагать, что новые «Ясени» не должны будут полностью заменить находящиеся в строю подлодки. Их задачей является усиление подводной группировки военно-морского флота в ближней и среднесрочной перспективе, а также обеспечение сохранения потенциала флота после списания устаревших субмарин.

Планы командования относительно дальнейшего строительства «Ясеней» до конца не понятны. Несколько лет назад утверждалось, что до 2020 года ВМФ может получить не 8, а 10 новых подлодок, однако утверждена была постройка именно 8 субмарин. Возможно, после 2020 года строительство подлодок проекта 885 продолжится. Нельзя исключать возможность появления новой модернизированной версии проекта. Кроме того, известно о начале работ по новому проекту многоцелевой АПЛ пятого поколения.

Сейчас и в будущем планируется обновлять группировку неатомных подводных лодок. Так, в интересах Черноморского флота ведется строительство шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка». Первые две субмарины уже переданы флоту, сдача третьей и четвертой запланирована на этот год.

Большие надежды возлагаются на обновленный вариант проекта 677 «Лада», в котором предполагается использовать перспективную воздухонезависимую энергетическую установку. Такое оборудование позволит значительно повысить боевые качества неатомных подлодок за счет отсутствия необходимости в регулярных всплытиях для подзарядки аккумуляторных батарей. Тем не менее, точные сроки начала строительства подлодок с такими энергоустановками пока остаются неизвестными. Вероятно, подобные корабли появятся в составе ВМФ России только в следующем десятилетии.

На фоне предыдущих десятилетий нынешние планы российского Минобороны, касающиеся развития военно-морского флота, выглядят более чем смелыми и амбициозными. Тем не менее, финансирование, выделяемое в рамках Госпрограмм вооружения, позволяет вкладывать деньги в разработку и строительства нового оружия и техники, в том числе кораблей и подлодок. Вполне понятно, что реализация нынешних планов будет связана с массой различных трудностей. Тем не менее, имеющееся состояние материальной части ВМФ грозит настолько серьезными проблемами в будущем, что на их фоне ожидаемые затруднения по Госпрограммам не выглядят поводом для отказа от дальнейших работ.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://interfax.ru/
http://lenta.ru/
http://flot.com/
http://flot.sevastopol.info/
http://russian-ships.info/

topwar.ru

Состояние ВМФ США и России к 2020 году.

Состояние ВМФ США и России к 2020 году.

http://the-nort.livejournal.com/24354.html

Давайте сравним тренды. По состоянию на 2013 год в состав ВМФ России входит 278 кораблей разного типа и назначения. А недавно Сергей Шойгу заявил, что в результате реализации госпрограммы вооружения до 2020 года ВМФ РФ получит восемь новых ракетных подводных крейсеров, 16 многоцелевых подводных лодок и 54 надводных боевых корабля различного класса.

Рассмотрим подлодки. Основой подводного флота России на 2013 год являются: 13 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 8 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами и 19 многоцелевых атомных подводных лодок. Всего 68 подлодок. Источник

В России активно строятся атомные Бореи, атомные Ясени, ДЭПЛ проекта 636.3 и ДЭПЛ проекта 677. А что в США? Заглянем в таблицу состояния подлодок ВМС США на период с 2012 по 2020 год.

Класс и тип

Период ввода в строй

2012

2015

2020

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами
«Огайо»1984-1997141414 или …
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами
«Огайо»2004-2007444
Многоцелевые атомные подводные лодки
«Лос-Анджелес»1976-1996423222 или …
«Сивулф»1997-2004333
«Вирджиния»2004-202391422
Всего7267?

Итак, что мы видим. У США 42 устаревшие подводные лодки типа Лос-Анджелес (постройка 1976-1996 года). Замены этим подлодкам до 2020 года не предвидится. И при этом из таблицы следует, что к 2020 году их останется в строю 22 штуки. И то вряд ли. Гигантские расходы на обслуживание и эксплуатацию многоцелевых подводных лодок заставляют руководство США сокращать их численность. Даже по собственным планам ВМС США ожидается, что их число к 2025 году должно уменьшиться до 44 единиц.

Далее. 14 устаревших подводных лодок типа Огайо (постройка 1984-1997 года). Замены им тоже не строится. И как видим из таблицы, планов по созданию новых Огайо не существует в природе. Сколько их будет списано и сколько останется в строю в 2020 году? Ну явно не все 14 штук.

Итого остаётся: 9 реальных + 13 виртуальных Вирджиний, 3 подлодки Сивулф постройки 1997-2004 года и 4 подлодки Огайо постройки 2004-2007 года. Для справки: подлодка Вирджиния имеет водоизмещение – 7800 тонн. У Ясеня водоизмещение – 13800 тонн. У Борея – 24000 тонн.

В состав надводного флота России по состоянию на 2013 год входит 210 кораблей (постройки 1981-2011 года), в том числе: авианосцев – 1, тяжелые атомные ракетные крейсера – 3, ракетные крейсера – 3, большие противолодочные корабли – 10, эскадренные миноносцы – 8, корветы – 3, сторожевые корабли – 7. При этом по программе перевооружения 2020 ВМФ России получит еще 54 новых боевых корабля.

В состав ВМС США по состоянию на 2013 год входило 284 корабля, в том числе: 3 авианосца постройки 1975-1982 года, 7 авианосцев постройки 1986-2009 года, 22 крейсера Тикондерога постройки 1986-1994 года (замена не планируется), 19 ракетных фрегатов Оливер Перри постройки 1983-1989 года (замена не планируется). И 62 эсминца Арли Берк 1991-2012 года постройки.

В 2013-2014 годах продолжится вывод из состава ВМС США крейсеров “Тикондерога”, фрегатов “Оливер Перри” и трех десантных кораблей типа “Уидби-Айленд”. Поводом для списания стали: 1. сокращение расходов оборонного бюджета и 2. возраст кораблей. По требованию администрации президента США Пентагон обязан снизить затраты на $450 в ближайшие десять лет.

С учетом списания и по самым благоприятным прогнозам к 2020 году из текущего состава флота у США может остаться: 9-10 авианосцев, около 55-60 эсминцев Арли Берк и три эсминца типа Замволт. Как результат, военный флот США к 2020 году станет значительно слабее.

ВМС США сегодня находятся на самом пике развития. Дальше, судя по планам, возможен только спад. Скорее всего и с учетом госдолга в 17 трлн. долларов денег на развитие флота не будет.

При этом по официальным документам уже сегодня США испытывают дефицит подлодок. Это вынуждает командование ВМС увеличивать продолжительность автономного плавания подлодок и продлевать срок их службы. Согласно действующему плану закупок ВМС США на 30 лет, флот многоцелевых подводных лодок в 2022 году будет менее допустимого минимума на 48 единиц, а еще через 6 лет останется всего 41 субмарина. Источник

Вероятно, что к 2020 году самой мощной морской державой может стать Россия. США окажутся на втором месте и то, только из-за большого числа авианосцев. А может и на 4 месте – вслед за Китаем и Индией. Несомненно, такие радужные перспективы США устроить никак не могут.

США сегодня строят эсминцы “Арли Берк” и эсминцы проекта DDG-1000 «Зумвальт», которые относятся к новейшему поколению многоцелевых эскадренных миноносцев УРО ВМС США. Эти эсминцы предназначены для обеспечения доминирования флота в прибрежных акваториях, поражения наземных целей и огневой поддержки.

Командование ВМС США заключило контракт на создание стратегической атомной подводной лодки нового поколения – Ohio Replacement, которая в перспективе должна заменить подлодки типа “Огайо”. Ожидается, что проектирование новой подводной лодки начнется в 2017 году, а первое патрулирование новые подлодки начнут в 2031 году и будут стоять на вооружении ВМС США до 2083 года.

Как видим, в ближайшие 7 лет (до 2020 года) ни одна подводная лодка типа Ohio Replacement построена не будет.

osherovmikhail.livejournal.com

какие задачи поставил президент России перед ВМФ — РТ на русском

Накануне дня ВМФ, который отмечается в последнее воскресенье июля, Владимир Путин подписал указ об основах государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года. Документ ставит перед ВМФ России амбициозные задачи: сохранение второго места в мире по уровню мощи флота, масштабное военно-морское строительство и создание группировки авианосцев. Подробности — в материале RT.

Новая стратегия

В четверг, 20 июля, президент России Владимир Путин подписал указ об основах государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года. Необходимость наращивания российской военно-морской группировки и технологической модернизации российского флота объясняется в документе в первую очередь усилением борьбы среди мировых держав за ресурсы Мирового океана и морские транспортные пути.

«В последнее время обострилась конкуренция между странами за доступ к природным ресурсам Мирового океана, усилилось стремление ряда государств к получению контроля над стратегически важными транспортными коммуникациями», — говорится в документе.

Авторы документа считают, что российский флот должен противостоять попыткам противодействия российской экономической и научной деятельности на море. Среди побудительных мотивов к развитию флота называют борьбу за углеводороды в Арктике, Каспийском море, Персидском заливе, конфликты в Сирии, Ираке, Афганистане, других странах Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Южной Азии и Африки, деятельность пиратов в разных районах Мирового океана.

Главной угрозой национальной безопасности России на море названы «стремления ряда государств, прежде всего Соединённых Штатов Америки и их союзников, к доминированию в Мировом океане, в том числе и в Арктике, а также к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил».

Среди других угроз в документе были названы распространение оружия массового поражения, увеличение количества государств, обладающих мощными ВМС, давление на Россию для ослабления нашего контроля над Северным морским путём — стратегически важной для страны транспортной морской артерией, — территориальные претензии к России, браконьерство, терроризм.

В числе потенциальных угроз называется развёртывание неядерного высокоточного оружия и систем ПРО на море в непосредственной близости от российских границ, возможность применения силы в районах, представляющих национальный интерес для нашей страны, использование военной силы на море в нарушение норм ООН.

Стимул для роста

По мнению руководителя Центра геополитических экспертиз Валерия Коровина, тот факт, что документ, который подчёркивает океанский характер будущего российского военно-морского флота и создание существенного авианесущего компонента в его составе, был принят именно сейчас, объясняется сочетанием экономических и геополитических факторов. Именно проблемная экономическая ситуация, политическое и экономическое (санкционное) противостояние с Западом толкают к решительным действиям в области обеспечения безопасности и вложениям в ВПК.

«И экономический рост, и безопасность базируются на таком понятии, как могущество», — заявил RT Коровин.

Эксперт пояснил, что термин «могущество» в геополитике используется для описания взаимосвязи экономических, политических и военных факторов, обеспечивающих стабильность и развитие государства.

«Развитие экономики связано с созданием больших экономических зон, в нашем случае евразийской экономической зоны, а её создание основано на вере союзников, которые готовы примкнуть к евразийскому блоку, что Россия обеспечит их глобальную безопасность», — отметил Коровин.

Это значит, что преодолевать кризисные тенденции в экономике нельзя без обеспечения защиты своих партнёров. А для этого необходимо усиление военно-морских сил. 

«Без полноценного флота мы не сможем привлечь союзников, продемонстрировать силу и обеспечить экономический рост и глобальную безопасность, — резюмирует эксперт. — Достигнуть могущества в современном мире на пути к новой конфигурации безопасности, основанной на многополярности, невозможно без авианесущего флота, обеспечивающего военное присутствие в любой момент в любой точке планеты».

Виртуальное второе место

«Российская Федерация не допустит существенного превосходства военно-морских сил других государств над военно-морским флотом и будет стремиться к закреплению на втором месте в мире по боевым возможностям», — такова главная задача российского флота согласно новым «Основам госполитики в области военно-морской деятельности».

Эксперты отмечают, что для достижения этой цели России необходимо не только сократить отставание от находящихся на первом месте по военно-морской мощи США, но и не дать обогнать себя Китаю, который в последнее время проводит масштабную программу военно-морского строительства.

«Есть очень хитрый момент, как считать критерии второго места, — заявил RT главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Это численность, водоизмещение кораблей, число атомных подводных лодок или авианосцев? Мы держим второе место из-за относительно большого числа атомных подводных лодок, а если смотреть по тоннажу надводных кораблей, особенно первого и второго ранга, то Китай давно уже на втором месте».

По словам эксперта, если считать подводные лодки, то мы действительно сможем удерживать второе место в мире к 2030 году.

  • Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий»
  • Reuters
  • © Alexander Zemlianichenko/Pool

Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко полагает, что удержание второго места — сложная задача.

Также по теме

Морской арсенал: какие корабли получит ВМФ России в ближайшие годы

Минно-тральные силы ВМФ России ожидает серьёзное обновление. В ближайшие 15 лет командование флота рассчитывает получить 40 тральщиков…

«Будучи шестой экономикой мира, добиться в мире второго военно-морского потенциала можно только за счёт максимальной концентрации ресурсов», — поясняет эксперт.

По мнению Макиенко, Россия просто в силу географических причин не должна участвовать в гонке вооружений с США и Китаем на пространстве Мирового океана.

«Мы континентальная держава. У нас торговля идёт в основном по трубопроводам, железной дороге, автомагистралям, — комментирует ситуацию Макиенко. — Вот у Китая она идёт по морю, они и делают колоссальные вложения в строительство военно-морского флота».

Эксперт считает, что основная задача ВМФ РФ — быть морской компонентой сил ядерного сдерживания наряду с РВСН и стратегической авиацией. 

  • Пуск крылатой ракеты с атомной подводной лодки в акватории Баренцева моря
  • РИА Новости

Равнение на авианосцы

В подписанном Владимиром Путиным документе отдельно ставится задача создания авианесущего комплекса. У России в настоящее время есть единственный авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Он был введён в эксплуатацию в 1991 году и нуждается в модернизации.

  • Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
  • Reuters
  • © Handout

По мнению Константина Макиенко, несмотря на трудности в начале 2000-х с наличием квалифицированных кадров и технологий производства, сейчас российский ВПК способен осуществить строительство новых кораблей, в том числе и авианосцев.

«Такая крупная морская держава, как Россия, которая омывается двумя океанами и ещё одним через Балтийское и Чёрное моря, не может быть без авианосцев», — заявил RT военный эксперт Виктор Литовкин.

В свою очередь Фролов воспринимает авианосную программу скептически.

«Даже если сейчас выделить деньги на авианосец, то его просто технически не построить. Потому что для этого верфей нет, их надо расширять и модернизировать, создавать всю кооперацию», — утверждает эксперт.

По мнению Литовкина, сперва надо решить более значимые проблемы и подготовить необходимую инфраструктуру для создания и функционирования авианосных групп.

«Строительство авианосцев — задача на перспективу, мы будем строить авианосцы в 2020-30-х годах», — считает эксперт.

Задача строительства авианосцев была обозначена и в подписанных в 2000 году «Основах государственной военно-морской политики до 2010 года». Однако за это время Россия ни одного не построила. Более того, в том же 2000-м в Индию продали один из двух находившихся на вооружении нашего ВМФ авианесущих крейсеров  — «Адмирал Горшков», который после модернизации стал «Викрамадитьей».

  • Фрегат проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»
  • © Минобороны России

«Эти деятели либо не знают, о чём говорят, либо целенаправленно противостоят созданию Россией мощной силы, способной противостоять США, — прокомментировал RT заявления о ненужности для России авианосцев председатель Союза геополитиков, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков. — Без авианосцев нам никуда: ни национальную безопасность не обеспечить, ни защиту национальных интересов в удалённых районах».

Реальные перспективы

В основах государственной военно-морской политики также говорится об обеспечении ВМФ крылатыми ракетами большой дальности, гиперзвуковыми ракетами, роботизированными средствами, «в том числе атомными необитаемыми подводными аппаратами».

Также по теме

На замену «Мистралям»: к 2030 году Россия получит три авианесущих корабля

ВМФ России получит отечественную замену французским «Мистралям». К 2025 году планируется закончить строительство двух универсальных…

По мнению Макиенко, наиболее перспективным является создание роботизированных комплексов.

«Роботизация, особенно в подводной части, — это очень интересное направление», — утверждает эксперт.

Фролов считает, что в ближайшие 5-7 лет надо сосредоточиться на строительстве кораблей, а именно корветов проекта 20380-20385, фрегатов проекта 22350 класса «Горшков», гомогенной однородной группировки таких фрегатов.

По всем остальным направлениям, по мнению эксперта, лучше сделать пока упор на вложения в научные исследования и развитие технологий. Необходимо вкладываться и в модернизацию существующей техники, что принесёт немедленный эффект.

В отрыве от баз

Ещё одной трудностью развития океанского флота с мощным авианосным компонентом принято считать отсутствие у России сети развитых военных баз за рубежом, на которые опираются, например, военно-морские силы США.

Также по теме

Дутерте осмотрел российский корабль «Адмирал Трибуц» в порту Манилы

Президент Филиппин Родриго Дутерте осмотрел корабль «Адмирал Трибуц» в порту Манилы, передаёт РИА Новости со ссылкой на посольство…

По мнению экспертов, чтобы решить эту проблему, наша страна может взаимодействовать с уже существующими союзниками, восстанавливать связи с партнёрами советских времён и находить новых. Ими могут стать, например, Филиппины. Президент страны Родриго Дутерте недавно разрешил заходы российских кораблей в порты Филиппин для материально-технического обслуживания.

«Конечно, у нас нет такой глобальной сети, как у американцев, и даже того, что китайцы создают на востоке Африки, в Пакистане, Бангладеш. Но в Сирии, в алавитском поясе мы закрепимся надолго. Ограниченная система для присутствия в Восточном Средиземноморье у нас есть», — утверждает Макиенко.

По мнению Коровина, сейчас мы можем восстановить те стратегические отношения, которые складывались в советское время.

«Наши классические точки присутствия могут быть восстановлены в Центральной и Южной Америке, Африке, в некоторых государствах Юго-Восточной Азии, в первую очередь во Вьетнаме. Наши новые союзники — это Иран и, возможно, Индия. Иран ключевой партнёр, ибо через Иран мы получаем выход в Индийский океан», — пояснил Коровин.

Макиенко в свою очередь отмечает, что российский флот способен действовать и в отрыве от баз и пунктов материально-технического обслуживания, хотя необходимость их создания на пространстве Мирового океана и постулирует указ об основах военно-морской политики.

«Ещё с советского времени у нас развивалась традиция обеспечивать присутствие военно-морского флота в условиях крайне ограниченной возможности по заходу в порты», — подчеркнул эксперт. 

russian.rt.com

Главком ВМФ РФ: ЧФ до 2020 года пополнится 30 новыми кораблями

— Задачи остаются неизменными. Главная из них — вместе с флотами причерноморских государств способствовать стабильности на Черном море, обеспечивать безопасность мирной экономической деятельности, судоходства. Но наряду с этим хочу отметить, что у нас появилась возможность решать эти задачи эффективнее. Прежде всего мы теперь уверены, что развитие Черноморского флота, поддержание его боевого потенциала будет осуществляться в плановом порядке, без надуманных преград. Мы всегда стремились и будем стремиться к тому, чтобы Черноморский флот был сбалансированным по своему составу и боевым возможностям, чтобы он был способен решать задачи по обеспечению безопасности на южных морских направлениях в своей операционной зоне ответственности, при этом эффективно взаимодействовать с силами других видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации. Эти задачи не меняются.

Мы идем этим путем, реализуя указания министра обороны РФ и добиваясь выполнения кораблестроительной программы в интересах Черноморского флота в приоритетном порядке. В силу известных причин флот безудержно старел. Сейчас мы останавливаем этот разрушительный процесс старения, обновляем подводные и надводные силы, приводим в порядок инфраструктуру базирования сил Черноморского флота в Крыму, реанимируем систему судоремонта. И это позволит черноморцам эффективно и полноценно выполнять задачи в Черном и Средиземном морях, в том числе и в составе постоянного оперативного соединения в Средиземном море.

— Как будет развиваться система базирования Черноморского флота и, в частности, изменится ли предназначение пункта базирования в Новороссийске?

— Федеральная целевая программа «Создание системы базирования Черноморского флота на территории РФ в 2005-2020 годах», которая предусматривает строительство в Новороссийске пункта базирования кораблей и судов Черноморского флота, будет выполнена в полном объеме. Геопорт с уникальным оградительным молом станет еще одним местом базирования сил Черноморского флота наряду с базированием сил в главной базе — городе Севастополе. Черноморский флот будет обладать именно комплексной системой базирования на Крымском полуострове, включающей в себя главную базу Черноморского флота — Севастополь — и другие пункты базирования. Эта система базирования и инфраструктура будет самодостаточной, то есть предусматривать полный цикл, позволяющий обеспечить комфортную дислокацию надводных кораблей, подводных лодок и береговых войск с соответствующим наличием объектов социальной инфраструктуры.

— Как будет пополняться и обновляться Черноморский флот в ближайшие годы?

— В соответствии с программой военного кораблестроения в ближайшие шесть лет на Черноморский флот планируется поступление порядка 30 боевых кораблей различных классов. Я имею в виду корабли первого, второго, третьего и четвертого рангов и судов обеспечения. Причем речь не идет о необоснованном наращивании сил. Это давно назревшие потребности Черноморского флота, который не обновлялся много лет.

 До конца года Черноморский флот получит в свой состав две из шести подводных лодок проекта 636. Это подводные лодки «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону». Также мы планируем до конца года поднять флаг на первом из шести сторожевых кораблей проекта 1135.6, которые строятся для Черноморского флота. Эти корабли смогут действовать как одиночно, так и в составе группировок сил флота. Корабли этого проекта идеально подходят для акватории Черного моря и для действий за его пределами. Например, в составе постоянного оперативного соединения ВМФ в Средиземном море. Сторожевые корабли этого типа способны эффективно выполнять антипиратскую миссию в Аденском заливе. Планируется также пополнить Черноморский флот шестью единицами патрульных кораблей открытого моря проекта 22160, предназначенных для несения патрульной службы по охране территориальных вод, патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, охранения кораблей и судов на переходе морем, а также охраны военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды.

— Служба поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота давно нуждается в обновлении и модернизации. Что планирует Главное командование ВМФ в этом направлении?

— Спасательные силы Черноморского флота получили новый спасательный катер, построенный по модульному принципу. Он закреплен за водолазной школой Черноморского флота (Севастополь), входящей в состав Объединенного учебного центра ВМФ. К слову сказать, модульный катер проекта 23370 является первым судном ВМФ, созданным по модульному принципу, и открывает новые возможности перед поисково-спасательными силами Военно-морского флота в целом и Черноморского флота в частности.

Планируется, что до конца 2014 года служба поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России будет иметь в своем составе семь модульных катеров поисково-спасательного обеспечения проекта 23370. Всего в ближайшей перспективе на вооружение спасателей Военно-морского флота поступят 12 таких катеров. Для комплексного обеспечения деятельности подводных и надводных сил Черноморского флота до конца этого года поступит шесть судов обеспечения.

— Предметом особого внимания на Черноморском флоте всегда было гидрографическое обеспечение безопасности судоходства. Как обстоят дела в этой сфере сейчас?

— Давно назрела задача восстановления в нормальном объеме гидрографических исследований в операционной зоне Черноморского флота в интересах безопасности судоходства и мореплавания. В этих целях создана 10-я океанографическая экспедиция гидрографической службы Черноморского флота, куда уже вошли три гидрографических судна. Мы планируем до 2016 года включительно обновлять состав гидрографических судов на Черноморском флоте. Речь идет о поступлении на флот новых гидрографических судов и, в частности, современных больших гидрографических катеров.

— Что ждет морскую авиацию Черноморского флота?

— Морская авиация Черноморского флота также получила возможность развития и восстановления своего потенциала. Мы начали перевооружение самолетного парка. На замену самолетам Су-24 поступают новые — Су-30МС. Активный ремонт имеющегося у черноморцев парка летательных аппаратов (вертолеты и самолеты) позволяет нам в этом году выйти на уровень 80%. Это совсем неплохо.

—  Как будет использоваться полигон НИТКА?

— У нас есть четкое понимание предназначения и использования учебных полигонов (НИТКА) в Саках и Ейске. В Саках мы проводим отработку летчиков действующей палубной авиации, а новая НИТКА в Ейске будет использоваться в научно-исследовательских целях, для освоения новых перспективных летательных аппаратов. И в этом есть логика. Мы имеем возможность обеспечивать непрерывность обучения летчиков и использовать задел на перспективу.

— Как обстоят дела с судоремонтом для Черноморского флота в Крыму?

— Это отдельная тема — судоремонт на Черноморском флоте. Система военного судоремонта в Крыму оживает. Заключаются контракты.

Появилась возможность в полной мере использовать потенциал Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «13 судоремонтный завод (СРЗ) Черноморского флота (ЧФ)» в Севастополе. После известных событий 1991 года существовали серьезные препятствия по ремонту кораблей Черноморского флота. Это существенно осложняло решение проблем поддержания и восстановления технической готовности боевых кораблей

В кратчайшие сроки на 13-м СРЗ ЧФ планируется создать участки производства, соответствующие современным требованиям и технологиям, закупить новое оборудование, начать поэтапную замену станочного парка с целью обслуживания новейших кораблей, которые с 2014 года начнут поступать на вооружение Черноморского флота. Эта работа уже проводится. Завод ожил. Как пример, 13-й судоремонтный завод в Севастополе отремонтировал уже второй большой противолодочный корабль Северного флота из состава постоянного оперативного соединения в Средиземном море. На этом же заводе проходит ремонт и дизельная подводная лодка Черноморского флота «Алроса». Заплата рабочих этого завода доведена до общероссийского уровня. Социальная напряженность снята.

Черноморский флот должен по составу своих сил выполнять задачи по своему предназначению в полном объеме. А для этого необходимо подтянуть корабельную составляющую до соответствующего уровня.

ria.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *