кошмар британского флота . Чёрт побери

В 1939 году со стапелей Гамбурга и Вильгельмсхафена были спущены на воду два исполинских корабля – однотипные линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». Ничего сопоставимого по размерам Германия не строила ни до, ни после этого. Эти линейные корабли стали зримым символом возрождающего могущества Третьего Рейха. Внешний вид линкоров произвел на Гитлера такое впечатление, что он отдал приказ заняться проектированием еще более мощного корабля с водоизмещением 144 тыс. тонн, однако война перечеркнула эти планы.

Именно с этими кораблями были связаны надежды немцев на превращение их страны в первоклассную морскую державу. Но этому не суждено было сбыться. Линкоры были отлично вооружены, имели прекрасную защиту, могли развивать скорость до 30 узлов и пройти 8 тыс. морских миль, не заходя в порт.

Англичане отправили «Бисмарк» на дно уже во время его первого похода, а «Тирпиц» практически не принимал участия в боевых действиях. Однако самим фактом своего присутствия он создавал угрозу для союзных арктических конвоев и стягивал на себя значительные силы британского ВМФ. Когда-то американский адмирал Альфред Мэхэн сказал, что флот самим фактом своего существования влияет на политику. «Тирпиц» можно назвать наглядным доказательством этого утверждения.

В течение всей войны англичане пытались уничтожить линкор, но потопить гордость немецкого флота они смогли только в конце 1944 года.

Линкор «Тирпиц» — один из самых известных кораблей в истории: судьба этого судна и его гибель и сегодня привлекает внимание исследователей.

Проектирование и постройка

После прихода к власти гитлеровцы начали восстанавливать былое могущество немецкого военно-морского флота. По условиям Версальского мира Германии было запрещено спускать на воду корабли с водоизмещением более 10 тыс. тонн. Это привело к созданию так называемых карманных линкоров – кораблей с небольшим водоизмещением (около 10 тыс. тонн) и мощным вооружением (орудия калибром 280 мм).

Было понятно, что его главным соперником в предстоящей войне будет ВМФ Великобритании. В военном ведомстве Германии развернулась дискуссия о том, какие лучше корабли строить, чтобы успешно вести боевые действия на коммуникациях противника: подводные или надводные.

В середине 30-х годов приняли секретный план Z, согласно которому немецкий флот в течение 10-15 лет должен был значительно пополниться и стать одним из сильнейших на планете. Эта программа так и не была реализована, однако линейные корабли, предусмотренные планом, все-таки были спущены на воду.

Линкор «Тирпиц» был заложен 2 ноября 1936 года на верфи в Вильгельмсхафене (1 июля заложили «Бисмарк»). Согласно первоначальному проекту корабль должен был иметь водоизмещение в 35 тыс. тонн, но в 1935 году Германия отказалась выполнять условия Версальского договора, и тоннаж линкора увеличили до 42 тыс. тонн. Он получил свое имя в честь адмирала Альфреда фон Тирпица – выдающегося флотоводца и фактического создателя германских ВМС.

Корабль изначально задумывался как рейдер – обладая высокой скоростью хода и значительной дальностью плавания, «Тирпиц» должен был работать на английских коммуникациях, уничтожая транспортные корабли.

В январе 1941 года был сформирован экипаж, затем начались испытания корабля в восточной Балтике. Линкор был признан годным к дальнейшей эксплуатации.

Описание

Линкор «Тирпиц» имел максимальное водоизмещение в 53 500 т, общую длину — 253,6 метра и ширину – 36 метров. Корабль был прекрасно защищен: броневой пояс покрывал 70% его длины. Толщины брони составляла от 170 до 320 мм, рубка и башни главного калибра имели еще более серьезную защиту – 360 мм.

Каждая башня главного калибра имела собственное имя. Кроме того, следует отметить отличную систему управления огнем корабельной артиллерии, великолепную немецкую оптику и отменную выучку артиллеристов. Пушки «Тирпица» могли поражать 350-мм броню на дистанции до двадцати километров.

Вооружение «Тирпица» состояло из восьми орудий главного калибра (380 мм), расположенных в четырех башнях (две носовые и две кормовые), двенадцати 150 мм орудий и шестнадцати 105 мм пушек. Весьма мощным было и зенитное вооружение корабля, состоявшее из 37-мм и 20-мм орудий. «Тирпиц» располагал и собственной авиацией: на борту было четыре самолета Arado Ar196A-3 и катапульта для их запуска.

Силовая установка корабля состояла из двенадцати паровых котлов Wagner и трех турбин Brown Boveri & Cie. Она развивала мощность более 163 тыс. л. с., что позволяло кораблю иметь скорость хода выше 30 узлов.

Дальность плавания «Тирпица» (при скорости 19 узлов) составляла 8 870 морских миль.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что «Тирпиц» мог противостоять любому кораблю союзников и представлял для них серьезную угрозу. Проблема была лишь в том, что количество вымпелов в американском и английском флоте было куда больше, чем в германском, а тактика ведения боевых действий на море исключает рыцарские поединки «один на один».

Англичане боялись немецких линкоров и внимательно следили за их перемещениями. После выхода в море линкора «Бисмарк» весной 1941 года на его перехват были брошены основные силы британского флота и англичанам, в конце концов, удалось потопить его, хотя это и стоило им потери первоклассного линкора «Худ».

Операции с участием «Тирпица»

После потери «Бисмарка» Гитлер несколько разочаровался в надводном флоте. Немцы не хотели лишиться последнего настоящего линейного корабля и использовали его крайне редко. Превосходство английского флота в Атлантике было практически подавляющим, поэтому «Тирпиц» был направлен в Норвегию, где он почти без дела простоял до момента своей гибели.

Однако, несмотря на такое пассивное поведение флагмана германского флота, англичане не давали ему покоя и приложили массу усилий, чтобы уничтожить его.

20 сентября 1941 года Гитлер отдал распоряжение о формировании группы кораблей (Baltenflotte) в Балтийском море для предотвращения возможного прорыва остатков Балтийского флота СССР в нейтральную Швецию. «Тирпиц» назначили флагманом этого соединения. Однако вскоре эта группа была расформирована, и военное руководство Рейха решило отправить линкор в Норвегию для обеспечения его большей безопасности.

В марте 1942 года немецкое командование получило информацию о двух союзных конвоях: PQ-12 и QP-8. PQ-12 шел из Исландии и состоял из 16 транспортных кораблей. QP-8 вышел первого марта из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» покинул Фэттен-фьорд и в сопровождении трех эсминцев пошел на перехват конвоев. Через Северный Ледовитый океан линкор направился к острову Медвежьему.

В это же время в море находились значительные силы английского ВМФ, включая главные силы Флота метрополии, под командованием адмирала Тови, утопившего «Бисмарк». Они искали «Тирпиц».

Плохие погодные условия исключали использование авиаразведки обеими сторонами. Из-за этого британцы не смогли найти немецкий линкор, а немцы пропустили оба конвоя. Один из немецких эсминцев обнаружил советский лесовоз «Ижора» и потопил его. 9 марта английский самолет-разведчик сумел отыскать «Тирпиц», после чего немцы решили возвратить корабль на базу.

Именно «Тирпиц» сыграл драматическую роль в судьбе конвоя PQ-17. Летом 1942 года немцы решили провести стремительную операцию с привлечением большого количества тяжелых кораблей для полного уничтожения этого конвоя. Операция получила название Rösselsprung («Ход конём»). Кроме «Тирпица», в ней должны были участвовать крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер». Немецким кораблям запрещалось ввязываться в бой с равными или превосходящими силами противника.

Узнав о пропаже «Тирпица» с места его постоянной стоянки, английское военно-морское руководство приказало распустить конвой и отозвало крейсера и эсминцы его сопровождения на запад.

 

После окончания войны обломки линкора были проданы норвежской компании, которая разбирала останки корабля до 1957 года. Носовая часть «Тирпица» так и осталась лежать там, где корабль принял свой последний бой.

Неподалеку от места гибели линкора был установлен памятник погибшим членам экипажа.

«Тирпиц» является одним из самых известных военных кораблей. О линкоре написаны сотни статей и книг, о нем сняты фильмы. Безусловно, история этого корабля является одной из ярчайших страниц Второй мировой войны.

Несмотря на то что «Тирпиц» практически не использовал свои орудия в бою, его влияние на ход войны в северной Атлантике и Арктике было огромным. После его уничтожения союзники смогли перевести значительные силы ВМФ на другие театры военных действий: Тихий и Индийский океан, что значительно ухудшило положение Японии.

chert-poberi.ru

Фото дня: семь жизней линкора «Тирпиц»

Рано утром 3 апреля 1944 года самолёты с авианосцев Королевского военно-морского флота Великобритании нанесли удар по немецкому линкору «Тирпиц», скрывавшемуся во фьордах на севере Норвегии. «Тирпиц», довоенная гордость флота Германии, после потери однотипного «Бисмарка» в мае 1941 года, использовался немецким командованием с огромной осторожностью. Фактически большую часть войны он прятался в норвежских водах. Поразительным образом могучий линкор лишь считанные разы вёл огонь по противнику из своих основных орудий — во время участия в рейде на Шпицберген, где он прикрывал высадку наземного десанта. В остальное время его прямое участие в боевых действиях ограничивалось зенитным огнём по самолётам союзников, раз за разом пытавшихся покончить с линкором. Впрочем, одного лишь присутствия «Тирпица» где-то неподалёку было достаточно для того, чтобы заставить нервничать советских и британских моряков арктических конвоев.

В сентябре 1943 года британцы смогли серьёзно повредить немецкий линкор, атаковав его с помощью сверхмалых подводных лодок. «Тирпиц» был выведен из строя на полгода, но к весне 1944 года немцы его отремонтировали. Поскольку британцы не собирались с этим мириться, они разработали операцию «Тангстен» (англ. Tungsten, «Вольфрам»). В соответствии с ней 30 марта от берегов Шотландии к Норвегии вышли две группы боевых кораблей, включавших в общей сложности два линкора, шесть авианосцев (из них четыре — эскортных), лёгкий крейсер, десять эсминцев и два танкера. Непосредственно удар по «Тирпицу» предстояло наносить двум крыльям палубных пикирующих бомбардировщиков Fairey Barracuda (всего 40 самолётов) при поддержке 80 истребителей Vought F4U Corsair, Grumman F4F Wildcat и Grumman F6F Hellcat, которые должны были обеспечить защиту бомбардировщикам от вражеских самолётов и подавить противовоздушную оборону немцев.

Операция имела ограниченный успех. Хотя 3 апреля британцы сумели застать немцев врасплох, смогли в значительной степени подавить ПВО и добились примерно 15 попаданий бомбами непосредственно по линкору, мощности их боеприпасов оказалось недостаточно для того, чтобы пробить броню палубы «Тирпица». 122 человека из 2,5 тысячи членов экипажа немецкого корабля были убиты, еще 316 получили ранения. Серьёзные повреждения получили надстройки линкора, несколько 150-мм орудий, были уничтожены стартовая катапульта и два гидросамолёта Arado. В то же время машинное отделение, орудия главного калибра и снарядные погреба пострадали мало, линкор сохранил способность к передвижению. Для окончательного вывода «Тирпица» из строя британцам пришлось предпринять ещё несколько налетов. Точку в судьбе линкора они смогли поставить только 12 ноября 1944 года, когда с помощью сейсмических бомб Tallboy корабль удалось потопить.

Персонал воздушных сил Королевского военно-морского флота Великобритании готовит авиабомбы для пикирующих бомбардировщиков на борту авианосца Victorious перед нападением на «Тирпиц» в ходе операции «Тангстен». Норвежское море, начало апреля 1944 года

warspot.ru

Кошмар английского флота — линкор «Тирпиц»

Гитлер обещал своему народу, что тысячелетний Рейх отнимет корону владычицы морей у Великобритании, а немецкие моряки получат лучший в мире флот. В результате были созданы сильнейшие для своего времени корабли «Бисмарк» и его «sistership» — линкор «Тирпиц». О судьбе последнего здесь и пойдет речь.

Концепция немецких линкоров

Пребывая в восторге от удачных рейдов немецких кораблей на обширные торговые коммуникации Англии во время первой мировой, немецкие адмиралы видели новый флот «рейдерским». Они полагали, что корабль, обладающий высокой скоростью движения, большим запасом хода и вооружением, способным противостоять целой эскадре противника, будет настоящим «ужасом» для торговых маршрутов врага. А флот таких кораблей сможет и вовсе блокировать морское сообщение противника. Исходя из такой концепции, конструировался линкор «Тирпиц», который, по сути, был «крейсером-переростком», но с вооружением от линейного корабля. Восемь 380-миллиметровых орудий «Тирпица» были в состоянии отправлять 800-килограммовые снаряды за горизонт (35,5 км), а по скорости (30,8 узлов) и дальности плавания (в 9000 морских миль) он не имел себе равных среди кораблей подобного класса.

Сравнение с другими кораблями

Как уже говорилось, линкор «Тирпиц» был построен по концепции крейсера, и за его выдающееся ходовые и скоростные качества было заплачено броней и общей живучестью корабля. «Тирпица» и «Бисмарка» сейчас величают чуть ли не самыми мощными кораблями в истории человечества, а между тем многие из их современников превосходили «немцев» и по броне, и по вооружению, не говоря уже о таком необходимом качестве, как минная защита. «Ришелье», «Саут Дакота», итальянский «Литторио» и японский «Ямато» были линкорами явно более мощными. Славу немецким кораблям подарила фашистская пропаганда и оправдания английского флота, который потерял в бою с «Бисмарком» своего флагмана, а потом всю войну чуть ли не в полном составе гонялся за «Тирпицем». На изображении ниже можно увидеть линкор «Тирпиц» — фотография сделана на стоянке в Норвегии.

Боевая служба

Планам кригсмарине не суждено было сбыться. Попытка прорваться на коммуникации врага закончилась гибелью линкора «Бисмарк» и больше подобных попыток немцы не предпринимали. К тому же с уничтожением конвоев прекрасно справлялись подводные лодки и морская авиация. Линкор «Тирпиц» по большому счету участвовал лишь в одной, почти безрезультатной, боевой операции — походе к Шпицбергену в 1942 году. После этого его всю войну прятали в Норвежских фьордах, а английские флот, авиация и силы специального назначения пытались до него добраться. Для английского правительства уничтожение линкора стало идеей-фикс, Черчиль даже называл его «зверем». Одно его присутствие у берегов Норвегии дало повод англичанам отказаться от морских конвоев в Мурманск. Так что можно сказать, что линкор «Тирпиц» многое сделал – ничего не делая.

Гибель линкора

В ноябре 44-го года до линкора все же добрались англичане. 12 ноября, застав врасплох зенитную оборону, на корабль сбросили свои 4500-килограммовые бомбы 32 «Ланкастера». Четыре сверхтяжелые бомбы упали на его палубу, от их взрывов сдетонировал боезапас линкора, он перевернулся и затонул.

fb.ru

Линкор Тирпиц | Совершенное оружие

Линкор «Тирпиц» получил свое название в честь известного немецкого адмирала Альфреда фон Тирпица, являющегося основателем современного немецкого флота. Корабль спустили на воду 1 апреля 1939 года. Поначалу его предполагалось использовать в качестве рейдера при нападении на торговые караваны союзников, перевозившие различные грузы воюющему Советскому Союзу.

Однако судьба линкора «Бисмарк» сильно поколебала уверенность Гитлера в надводном флоте. Хотя линкорн «Тирпиц» получил приписку в одном из норвежских портов, использовался он крайне редко. Известно всего о трех наступательных операциях с его непосредственным участием.

Одной из них была операция по перехвату конвоев PQ-12 и PQ-8, носившая кодовое название «Sportpalast». Первый конвой покинул один из портов острова Исландия 1 марта 1942 года, а второй, примерно в это же время, советский порт Мурманск. А 5 марта в сопровождении трех эскадренных миноносцев линкорн «Тирпиц» покинул свою базу и отправился к острову Медвежий, где, по предположению немецкой разведки, конвои должны были встретиться. Но из-за плохой погоды, найти их ему не удалось. Вся добыча состояла из лесовоза «Ижора», отставшего от конвоя PQ-8 и потопленного одним из немецких эсминцев сопровождения.

9 марта линкор «Тирпиц» заметил один из самолетов авианосца «HMS Victorious», что заставило его командира адмирала Отто Цилиакса принять решение о прекращении похода и возвращении на базу.

Вторая операция, по перехвату конвоя PQ-17, носящая кодовое название «Rosselsprug» (нем. «Ход конем») была проведена в июле 1942 года. Помимо линкорна «Тирпиц» в ней принимали участие два тяжелых крейсера: «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер». Из-за задержек с ее началом, которое давал лично Адольф Гитлер, благоприятный момент был упущен. По приказу английского адмиралтейства охрана конвоя, состоящая их военных кораблей ее величества, была отозвана обратно в Британию, а конвой распущен. Каждому их кораблей пришлось добираться до Мурманска своим ходом, что позволило немецкой авиации и подводным лодкам сильно его потрепать. А «Тирпицу» вновь пришлось возвращаться на свою базу «не солоно хлебавши».

Хотя линкор «Тирпиц» практически не участвовал в войне, его присутствие заставляло считаться с этим силы союзников. Его неоднократно пытались атаковать. Однажды он был удачно атакован советской подлодкой «К-21» находящейся под командованием Р. А. Лунина. Многие историки оспаривают факт удачной атаки линкора, доказывая невозможность этого из-за неудачного расположения самой лодки по направлению к объекту атаки. Однако на снимках, сделанных британским самолетом-разведчиком, спустя некоторое время после атаки, были четко видны ремонтные работы, проводимые на линкоре после серьезных повреждений вызванных, предположительно, попаданиями торпед.

Не обращая внимания на то, что линкорн «Тирпиц» стоял на ремонте в доках Нарвика, британский флот не прекращал усилий, направленных на его полное уничтожение. В конце концов, они увенчались успехом. 12 ноября 1944 года немецкий линкор «Тирпиц» был подвергнут бомбардировке сверхтяжелыми бомбами «Tallboy» и после получения многочисленных повреждений затонул.

topweapon.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *