Простите «Конкорд» – Власть – Коммерсантъ

ФОТО: AP

Долгие десятилетия Concorde был красой и гордостью британской и французской авиакомпаний. Правда, содержать эту гордость было необыкновенно сложно

       Более 30 лет назад всем казалось, что сверхзвуковой самолет Concorde завоюет небо: ничего более совершенного инженерам придумать еще не удавалось. Однако 1 октября история самолета бесславно закончится — благодаря арабским шейхам, американским демонстрантам, компьютерным технологиям, журналистам и террористам.

«Грустно. Мне будет его не хватать,— говорит актер Роджер Мур, 30 раз летавший самолетом Concorde, в том числе и в качестве агента 007 в фильме Moonraker в 1979 году.— Больше всего мне будет не хватать его скорости. Ну и, конечно, икры».
       История Concorde отсчитывается с середины 1950-х годов, когда в городке Фарнборо, на Королевском авиационном предприятии, начались работы по созданию пассажирских сверхзвуковых самолетов. Британцы довольно быстро поняли, что в одиночку осуществить проект практически невозможно. Предполагалось, что партнером Британии станут Соединенные Штаты. Однако американские власти отказались, посчитав проект слишком рискованным и дорогим. Согласились французы.
       29 ноября 1962 года в Лондоне французский посол Жоффруа Корсель и британский министр авиации Джулиан Эмери подписали протокол о совместном строительстве сверхзвукового самолета, предназначенного для гражданской авиации. Непосредственное осуществление проекта было поручено четырем компаниям — британским British Aircraft Corporation и Bristol Siddeley и французским Sud-Aviation и Snecma (именно они впоследствии стали основой европейского консорциума Airbus). Местом строительства самолета стал французский город Тулуза.
       Уже на следующий год англо-французский консорциум подписал контракты с ведущими мировыми авиакомпаниями, которые были готовы приобрести самолет. Работа по строительству шла необыкновенно быстро. Единственной проблемой оказалось название. Британцы и французы договорились, что самолет должен называться «Согласие». Проблема была в том, что английское и французское написание этого слова отличалось на одну букву: у англичан Concord, у французов Concorde. Уступать никто не хотел. Проблема решилась в самый последний момент. 11 сентября 1967 года на летном поле аэропорта Тулуза—Ланьяк тысячи человек собрались, чтобы увидеть новый самолет. На трибуну поднялся британский министр технологии Энтони Веджвуд Бенн. «Мы будем писать название самолета так же, как и наши французские друзья. Для нас буква e в конце слова будет символизировать Англию (England), превосходство (excellency) и Европу (Europe)»,— сказал министр.
       

ФОТО: AFP

Первый полет Concorde совершил в 1967 году. Но только через девять лет его впервые допустили в США

(на фото)

Удар шейхов
       Казалось, у гражданской авиации нет альтернативы полетам на сверхзвуковой скорости. Эксперты уверяли, что для удовлетворения запросов авиакомпаний миру необходимы как минимум 900 сверхзвуковых самолетов. Достаточно вспомнить, что когда в 1968 году американская компания Boeing представила свой знаменитый проект 747, никто не рассматривал его как пассажирский самолет. «Было само собой разумеющимся, что пассажирские самолеты будут только сверхзвуковыми»,— говорит американский историк Майкл Ломбарди.
       Американцы попытались обогнать европейцев. В 1963 году президент Джон Кеннеди поручил трем ведущим авиастроительным компаниям США разработать свои проекты сверхзвуковых самолетов. В конце 1960-х Boeing показал проект 2707 — самолет, который был и быстрее, и мощнее, и вместительнее Concorde. Тем не м

www.kommersant.ru

Катастрофа «Конкорда»

    Практически безаварийная служба «Конкорда» продолжалась почти до рубежа XXI века. Казалось, что «Конкорд» показал себя хоть и дорогой, но практически безопасной машиной. Однако все рано или поздно заканчивается…
    25 июля 2000 года «Конкорд» авиакомпании «Эр Франс» с серийным номером 203 и регистрационным кодом F-BTSC, построенный в 1975 году, готовился к взлету из аэропорта имени Шарля де Голля. Как обычно, на его борту находилось 100 пассажиров. 96 из них были немецкими туристами, летевшими чартерным рейсом «AF-4590» в Нью-Йорк, чтобы там сесть на борт круизного лайнера и отправиться в сказочное кругосветное путешествие.
    Самолет налетал за свою долгую жизнь 11989 часов, что эквивалентно примерно четырем тысячам трансатлантических перелетов. В его баки было заправлено 95 тонн топлива.
    Вылет Нью-Йоркского рейса задержали на час шесть минут. Самолет начал выруливать на взлет в 16.31. Одной из причин задержки было то, что командир экипажа «Конкорда» потребовал заменить неисправный привод ковшового реверсера на двигателе номер два. Реверс был снят с резервного лайнера, его замена заняла около получаса. Другой причиной задержки вылета «Эр Франс» называет несвоевременную доставку багажа пассажиров, которые пересаживались на «Конкорд» с другого самолета. В это время рядом совершил посадку «Боинг-747» с президентом Франции Жаком Шираком, прилетевший из Токио. Пока «Боинг» заруливал на стоянку, по полосе 26R разбегался авиалайнер DC-10 американской компании «Continental Airways». На разбеге от реверсера тяги одного из его двигателей оторвалась сорокасантиметровая металлическая полоска — жертвенная деталь, призванная защитить створку реверсера от износа. Абсолютно неопасное для DC-10 повреждение оказалось фатальным для следующего самолета, взлетавшего через 4 минуты по той же полосе 26R. Этим самолетом и был «Конкорд»…

    Двигатели СПС вышли на форсаж, и скорость начала быстро расти. «Конкорд» пробежал по полосе уже около 1200 метров, набрав скорость 280 км/ч. Скоро летчики должны были начать отрыв. В этот момент левая тележка шасси переехала железку, лежавшую на бетоне. Пневматики колес и дефлекторы воды моментально «пошли вразнос». Большой обрывок шины массой около трех килограммов отлетел вверх и с силой ударил «Конкорд» по крылу, выбив из обшивки топливного бака кусок дюраля размером примерно 30 х 30 см, позже обнаруженный на полосе. В пробоину хлынуло топливо. Летчики, видимо, что-то услышали, но сначала не поняли, что происходит. К тому же, скорость отрыва была почти достигнута и прервать взлет они уже не могли.
    Самолет промчался по полосе еще около 450 м и начал отрыв. В это время керосин, вытекавший из бака, вспыхнул от форсажной струи двигателя. На башне КДП это тут же заметили, прокричав пилотам по радио: «Вы горите!». «Конкорд» начало заносить влево: перегрелся и отказал ближайший к месту возгорания двигатель номер два. Перед самым отрывом поврежденная тележка шасси снесла габаритный фонарь на левой кромке ВПП.
    К этому моменту опытный командир экипажа Кристиан Марти уже принял решение: разогнать самолет на трех двигателях и довернуть на полосу ближайшего аэропорта Ле Бурже. Даже с многометровым шлейфом огня «Конкорд» в принципе мог приземлиться — в этом случае у пассажиров появлялся шанс на спасение. Чтобы набрать максимально возможную скорость при неполной тяге, командир немного опустил нос «Конкорда». Скорость начала постепенно расти. Но через несколько секунд, когда в Ле Бурже стали запрашивать экстренную посадку для терпящего аварию «Конкорда», командир экипажа лайнера сообщил по рации: «Нет, не получится, — слишком поздно». Это были последние слова капитана Марти…
    Произошло непоправимое: отказал второй двигатель на поврежденном крыле. От обреченного самолета начали отваливаться куски обшивки. Теоретически «Конкорд» мог лететь и на двух двигателях, но чтобы управляться, ему нужна была скорость, а с двумя «движками» разогнаться невозможно. Кроме того, от огня стали плавиться алюминиевые соты заполнителя элевонов. Органы управления потеряли эффективность, и это вызвало опрокидывание машины…
    Охваченный пламенем самолет потерял скорость, медленно перевернулся через правое крыло и в 15.44 по местному времени врезался в ресторан небольшого отеля «Хотелиссимо», расположенного в предместье Парижа Гонесс. На трехсотметровую высоту взметнулось черное грибовидное облако дыма. В последний момент летчики все же успели отвернуть от домов Гонесса (до того, как рассказывали очевидцы, горящая машина летела прямиком к центру города), но дотянуть до безлюдного поля уже не смогли. Погибло 113 человек: все, кто был на борту — 100 пассажиров и девять членов экипажа, а также четверо постояльцев отеля. Еще 12 человек на земле получили ранения.
    С пожаром удалось справиться лишь через полтора часа. От самолета почти ничего не осталось. Ресторан, на который упал «Конкорд», тоже выгорел полностью. Относительно малое число жертв на земле объясняется тем, что в момент катастрофы посетителей в ресторане было не много.
    По горькой иронии судьбы, «Конкорд» рухнул на землю всего в нескольких километрах от городка Кузанвиль, где 3 июня 1973 г. разбился советский СПС Ту-144, совершавший показательный полет на авиасалоне в Ле Бурже. Тогда погибло 13 человек.
    На следующий день после катастрофы все французские СПС замерли на стоянках в Париже, Нью-Йорке и Гандере. Сертификаты их летной годности были отозваны. Дело усугубилось еще и тем, что буквально за два дня до трагедии при осмотре британского СПС обнаружились сильно развившиеся усталостные трещины в крыле.
    «Бритиш Эйруэйз» все же рискнула продолжить эксплуатацию своих «Конкордов». 26 июля один из них выполнил рейс в Нью-Йорк. Но в уикэнд 29 и 30 июля на британских «Конкордах» произошло сразу три опасных инцидента, связанных с топливной системой. В последнем эпизоде, подробности которого не разглашаются, отмечалась серьезная утечка топлива, причем резкий запах керосина ощущался даже в салоне! Самолет прервал полет и совершил вынужденную посадку в Гандере.
    Отмахнуться от столь грозного предупреждения было уже невозможно. Англичане решили не искушать судьбу и 15 августа также отстранили свои «Конкорды» от полетов. К тому времени сверхзвуковые авиалайнеры успешно перевезли более 3 миллионов пассажиров.
    После парижской катастрофы многие решили, что карьера «Конкорда» окончена. Авиационные специалисты, чиновники от авиации и представители компаний в один голос заявляли, что самолеты, построенные более 20 лет назад, не могут быть абсолютно надежными в принципе. Правда, английские и французские летчики, участвовавшие в испытаниях и первых коммерческих полетах «Конкорда», в частности англичанин Брайан Трабшоу, придерживались другого мнения. Детальное расследование причин катастрофы показало, что конструкция «Конкорда» и его двигателей не имеет никакого отношения к произошедшей трагедии *.
    В результате расследования, проведенного французским бюро по безопасности на авиационном транспорте (ВЕА), было принято решение о детальнейшем изучении технического состояния остающихся в строю самолетов, определению их остаточного ресурса и проведению различных дорогостоящих экспертиз и проверок, которые могут окончательно «приговорить» «Конкорд».
    А недавно была создана франко-британская техническая команда для разработки мер защиты пневматиков «Конкорда» от разрывов. Это условие является решающим в вопросе о возвращении «Конкорду» сертификата летной годности. В случае успеха СПС, возможно, будут эксплуатироваться до 2007-2010 г. Правда, пока остается неясным, не подорвала ли июльская катастрофа репутацию «Конкорда» среди пассажиров.
    Между тем, прокурор Парижа уже 27 июля возбудил против авиакомпании «Эр Франс» уголовное дело по статье «непредумышленное убийство». Адвокаты, представляющие интересы семей погибших в катастрофе, настаивают на том, чтобы «Конкорд» больше никогда не поднимался в воздух. И похоже, что их настойчивость дает плоды. Экипажи французских «Конкордов» уже расформированы, летчики после переквалификации переведены на другие самолеты. На трансатлантических линиях СПС заменены аэробусами А340.
    Авиакомпания «Эр Франс» сейчас находится в весьма тяжелом материальном положении. Суд постановил, что семье каждой из жертв июльской катастрофы необходимо выплатить огромную денежную компенсацию. Кроме того, расходы по сохранению «Конкордов» на консервационных стоянках также весьма высоки. Каждый день простоя увеличивает убытки.
    Для предотвращения пробоин баков, в январе 2001 г. топливные баки «Конкордов» стали оснащать кевларовой «броней» толщиной 1,5 мм. Для компенсации веса в салонах устанавливаются облегченные варианты кресел. 18 января переоборудованный сверхзвуковой лайнер компании Air France поднялся в воздух впервые со времени катастрофы. «Конкорд» перелетел из аэропорта имени Шарля де Голля на военную авиабазу, расположенную неподалеку от Марселя. Там его в течение двух недель обследовали эксперты.
    Если позволят органы, отвечающие за безопасность полетов, Air France рассчитывает, что полеты «Конкордов» могут возобновиться в сентябре 2001 года. British Airways собирается возобновить полеты Конкордов в конце весны или в начале лета.

* На этот счет есть и иная точка зрения. Ее высказал один из советских летчиков, участвовавших в испытаниях и эксплуатационных полетах на Ту-144. По его словам, еще в середине 70-х годов при взлете из берлинского аэропорта с его самолетом произошел точно такой же случай**, как и с погибшим «Конкордом»: вылетевший из-под колеса острый металлический предмет пробил обшивку крыла и керосиновый бак. Самолет начал терять топливо. Но, из-за того что двигатели на Ту-144 не разнесены по крылу, как на «Конкорде», а сосредоточены у фюзеляжа, вытекающий керосин не попал в струю раскаленных газов и пожара не возникло. Авиалайнер пролетел более часа и благополучно приземлился на территории Советского Союза. Таким образом, схема Ту-144 оказалась лучше застрахованной от подобных инцидентов, чем у «Конкорда».

** данный инцидент произошел 17 июня 1971 года. После вылета из берлинского аэропорта Шенефельд в Москву Ту-144 СССР-68001 совершил вынужденную посадку в Варшаве из-за нарушения герметичности топливной системы. (прим. =SB=)

 

Источники информации:

  1. «Согласие на сверхзвук» / И.Кудишин. Авиамастер 1.2001 /
  2. CONCORDE CRASH : Paris / Concorde /
  3. Airdisaster.com

testpilot.ru

Конкорд — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

3 марта 1969 года впервые поднялся в воздух сверхзвуковой англо-французский самолет «Конкорд», вмещавший 128 пассажиров. Соглашение о совместных работах по созданию сверхзвукового пассажирского авиалайнера было подписано правительствами Великобритании и Франции в октябре 1962 года, его коммерческая эксплуатация при пассажироемкости 100 человек началась в января 1976 года. В 1990 году «Конкорд» установил мировой рекорд скорости для трассы Лондон-Нью-Йорк: 2 часа 55 минут 15 секунд. В августе 1995 года «Конкорд» французской компании «Эр Франс» установил мировой рекорд скорости для пассажирских самолетов, приземлившись после облета вокруг Земного шара в нью-йоркском аэропорте имени Джона Кеннеди спустя 31 час 27 минут и 49 секунд после того, как с него же взлетел. «Конкорд» проделал путь в 40403 км, летя со средней скоростью 1783 км/ч. Он сделал шесть посадок для заправки топливом: во Франции, ОАЭ, Тайланде, на Гавайях и в Мексике. На борту самолета находились 99 пассажиров, 18 членов экипажа, и медвежонок. Прежний рекорд, принадлежавший также «Конкорду», составлял 32 часа 49 минут и 3 секунды.

Первый пробный полет советского сверхзвукового пассажирского авиалайнера Ту-144 (с подмосковного аэродрома «Жуковский») состоялся 31 декабря 1968 года, однако его регулярные пассажирские рейсы (между Москвой и Алма-Атой) начались лишь в ноябре 1977 года. В мае 1978 года полеты Ту-144 были прекращены в виду неудовлетворительной экономичности: на один пассажиро-километр Ту-144 расходовал в три раза больше горючего, чем Ил-62. Тем не менее, опыт с Ту-144 оказался очень полезен – в нем нашли свое воплощение множество блестящих конструкторских решений, которые были с успехом применены в других разработках.

Конкорд — единственный в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Он летает уже много лет, но зрелище взлетающего или садящегося Конкорда по-прежнему впечатляет. Своим возникновением этот изящный самолет совершил настоящую революцию на воздушном транспорте, и до сих пор он остается символом скорости и роскоши.

Длина Конкорда — 61,2 метра, а размах крыла — 25,5 метра. Он способен летать на высотах до 18300 метров со скоростью «Мах-2» (двукратное превышение скорости звука) — быстрее, чем некото-рые пули. Главным образом он летает из Лондона и Парижа в Нью-Йорк. Рекордное время перелета из Нью-Йорка в Лондон, показан-ное в 1990г., — 2 часа 54 минуты.

Хотя Конкорд с технологической точки зрения является современным чудом, он не достиг коммерческих успехов. Со временем все Конкорды отправят на стоянку. Самолеты, разрабатываемые сегодня, гораздо больше и могут преодолевать большее расстояние без дозаправки. Они вмещают больше пассажиров и багажа и производят меньше шума.

letopisi.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *