Размышления над Евангелием от Матфея » Библиотека soteria.ru
Дата публикации: 26.06.14 Просмотров: 18462 Все тексты автора Джон Чарльз Райл
Евангелие от Матфея 10:34-42
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч;
35 Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку — домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
40 Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
41 Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
В этих стихах великий Глава Церкви дает первое поручение тем, кого Он собирается отправить проповедовать Евангелие. В этом отрывке Христос объясняет три важные истины.
Во-первых, Он призывает нас помнить, что Его Евангелие не приносит с собой мира и согласия : «…Не мир пришел Я принести, но меч». В Свое первое пришествие Иисус Христос не ставил перед Собой цели установить тысячелетнее царство, в котором не будет разногласий. Он принес Евангелие, которое привело к раздорам и разделениям. Не удивляйтесь, когда видите, что так оно и происходит. Сам Христос говорит о том, что Евангелие разделяет семьи и приводит к отчужденности между ближайшими родственниками. Так происходит очень часто из-за испорченности человеческого сердца. До тех пор, пока один будет верить, а другой оставаться в неверии, пока один будет стараться избавиться от своих грехов, а другой не будет обращать на них никакого внимания, до тех пор проповедь Евангелия будет разделять людей. И в этом повинно не Евангелие, а человеческое сердце.
Но об этом очень часто забывают. Многие говорят о мире, единстве и гармонии в Церкви Христовой как о самом главном. Говорят, будто ради этого мы должны жертвовать всем! Думающим так людям надо вспомнить слова нашего Господа. Конечно, единство и мир — это великие благословения, мы должны стремиться к ним, молиться о них. Но если дело касается истины, то ситуация меняется. Воображать, что Церкви Христовы до тысячелетнего царства будут безмерно наслаждаться единством и миром, — утопия.
Во-вторых, наш Господь говорит нам, что истинные христиане должны смириться с тем, что в мире их ожидают трудности . Говорим мы или слушаем, учим или учимся, мы должны нести «крест». Мы должны быть готовы ради Христа пожертвовать даже жизнью, смириться с потерей расположения людей и с нуждой, должны отвергнуть себя, так как в противном случае мы никогда не достигнем небес. До тех пор пока мир, дьявол и наша плоть останутся прежними, все это мы должны будем делать.
Полезно помнить об этом и учить этому других. Чрезмерные надежды наносят вере больше всего вреда. Люди ошибочно думают, что служение Христу сделает их жизнь более комфортной, а когда этого не происходит, они полностью разочаровываются в вере. Блажен тот, кто понимает, что, хотя христианство и обещает венец в конце пути, сам путь к венцу надо пройти с крестом на плечах.
И наконец, наш Господь утешает нас тем, что даже немного послужив тем, кто служит Ему, мы получим награду от Бога. Тот, кто сделает для верующего хотя бы малость, например, «напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика… не потеряет награды своей».
Прекрасное обещание! Оно означает, что Господь всегда смотрит на тех, кто служит Ему и пытается приносить пользу людям. Часто делателям их труд кажется незаметным. Усилия проповедников, миссионеров и учителей могут казаться очень незначительными по сравнению с действиями царей и парламентов, армий или государственных чиновников, но для Бога они имеют большое значение. Он видит, кто противостоит Его рабам, а кто помогает им. Он наблюдает, кто к ним относится по-доброму, как Лидия к Павлу, а кто чинит им препятствия на пути, как Диотреф Иоанну (Дяен. 16:15; 3 Ин. 9). Все их переживания в трудах на жатве записаны в великую книгу памяти, Бог вспомнит о них в последний день. Главный виночерпий забыл про Иосифа, когда вернулся к своим обязанностям, но Господь Иисус никогда не забывает о Своих. В утро воскресения Он скажет многим, которые ничего не ждут: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» (Мтф. 25:35).
Спросите себя сейчас, как вы относитесь к служению Христа и к делу Христа в этом мире. Споспешествуете ли вы ему или мешаете? Принимаете ли пророка и праведника? Помогаете ли «одному из малых сих»? Препятствуете ли вы Его труженикам или ободряете их? Это очень серьезные вопросы. Мудро и хорошо поступает тот, кто всегда дает «чашу холодной воды», когда представляется возможность. Но еще лучше делает тот, кто работает в винограднике Господа. Будем же стремиться оставить после себя мир лучший, чем он был тогда, когда мы родились! Стремиться к этому — это значит «иметь разум Христов», это значит осознать ценность уроков, которые содержит эта замечательная глава.
soteria.ru
Толкование Евангелия на каждый день года. Пятница 2-й седмицы по Пятидесятнице
Мф., 38 зач., 10, 32–36; 11, 1
Сказал Господь Своим ученикам: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его.
И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.
«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным», – говорит Христос. Что бы ни происходило с нами, речь всегда идет о самом существенном, о нашей душе. Речь идет о нашем исповедании веры! О исповедании веры перед людьми. И значит, не такой глубоко скрытой от всех веры, которую никто не может заметить. Недостаточно называть себя верующими, когда это совершенно безопасно и не ни к чему не обязывает, и ничего не меняет в нашей жизни. Речь идет о исповедании Христа перед судом, перед теми, кто противится вере и пытается заставить нас согласиться с ними, перед теми, кто смеется над нашей верой, кто грозит нам карами или отправкой в «психушку», как это было порой относительно недавно в нашей стране. Исповедуем ли мы Христа перед людьми? Живем ли по нашей вере? Какой ценой это нам дается? Чем мы жертвуем ради этого? Служим ли мы на самом деле Христу Богу? Или только самим себе?
«А кто отречется от Меня пред людьми, – добавляет Христос, – отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Снова и снова нам дается понять, что мы сами, теперь, уготовляем свой последний Суд. Господь не отделяет Себя ни от кого, кроме тех, кто отделяет себя от Него. Он не отрекается ни от кого, кроме тех, кто первыми начали отрекаться от Него. Когда мы говорим об отречении от Христа, мы думаем об отречении апостола Петра, которого Господь так чудесно простил после его тройного исповедания веры и любви на вопрошание: «Любишь ли Меня?» Это значит, что никакое отречение не может быть непоправимо гибельным, бесповоротным. Нет такого греха, сколь бы ни был он тяжким, который бы был непрощаем. При условии покаяния и исповедания Христа, твердой веры, что Бог спасает и прощает.
Все самое драгоценное и подлинное в даре человеческой свободы заключается в этой способности сказать: «верую» – до пролития крови, если нужно. Вот о чем нельзя никогда забывать. До пролития крови! Это вовсе не обязательно означает мученичество. Но это часто требует от нас героической верности Господу в исполнении наших каждодневных обязанностей, требует мужества перед лицом приходящих к нам испытаний.
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». Наша вера – самое требовательное и самое бескомпромиссное, что есть на земле. Где компромисс с ложью, там не может быть мира с Богом, мира с совестью и с другими людьми. Христос дал Своим ученикам меч слова, чтобы они могли поражать им всякое учение, восстающее на истину и угрожающее вечному спасению многих. Бог объявляет войну, и кто устоит! В этой войне мир всегда разделяется на тех, кто принимает Христа и тех, кто отвергает Его. И в этой войне врагами человека могут оказаться домашние его.
Может случиться, что любовь к жене или к детям, к близким, заставит отказаться от опасного служения, от жертвы – потому что недостанет мужества оставить родных или подвергнуть их опасности. Бывает, что кто-то не решается посвятить свою жизнь всецело Богу вследствие личной привязанности к одному человеку. Вспоминается евангельская притча о званых на пир, и всегда находящих повод сказать: «Имей меня отреченна». Во всех обстоятельствах, если мы не хотим утратить и небесного, и земного, все самое драгоценное, что есть у нас на земле, должно уступить место верности Богу.
Сегодняшнее евангельское зачало завершается стихом, взятым из следующей главы: «И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их». Совершая множество чудес, Господь показывает, что учение и проповедь должны всегда сопутствовать им и идти впереди их. Исцеление болящих – спасение тела, проповедь истины – спасение души. Господь проповедует в городах их – в самых населенных местах. Он забрасывает сеть там, где больше всего рыбы.
pravoslavie.ru
Новый Завет : Евангелие от Матфея : Глава 10 / Патриархия.ru
1 | И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. | |
2 | Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, | |
3 | Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, | |
4 | Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. | |
5 | Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; | |
6 | а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; | |
7 | ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; | |
8 | больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. | |
9 | Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, | |
10 | ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. | |
11 | В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; | |
12 | а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; | |
13 | и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. | |
14 | А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; | |
15 | истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. | |
16 | Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. | |
17 | Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, | |
18 | и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. | |
19 | Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, | |
20 | ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. | |
21 | Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; | |
22 | и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. | |
23 | Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. | |
24 | Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: | |
25 | довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? | |
26 | Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. | |
27 | Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. | |
28 | И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. | |
29 | Не две ли малые птицы продаются за ассарий*? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; | |
30 | у вас же и волосы на голове все сочтены; | |
31 | не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. | |
32 | Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; | |
33 | а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. | |
34 | Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, | |
35 | ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. | |
36 | И враги человеку — домашние его. | |
37 | Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; | |
38 | и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. | |
Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. | ||
40 | Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; | |
41 | кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. | |
42 | И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. |
www.patriarchia.ru
Не мир я вам принес, но меч: christ_kommuna — LiveJournal

Как совместить коммунистические и христианские ценности? Возможно ли это? Этот вопрос волновал меня давно. У меня есть друзья, которым близки одновременно коммунистические и христианские идеалы. Но одно дело общение с друзьями, а другое дело найти глобальные общие точки соприкосновения.
Безусловно, есть фундаментальные гуманистические идеалы, являющиеся святыми и для христианина и для коммуниста, например, справедливость или братство. Однако я считала, что верующий человек если и способен на борьбу, то только на борьбу с «за веру» (как это было, например, во время крестовых походов) или на борьбу за изменение самой христианской церкви (вспомним жестокие религиозные войны католиков и протестантов).
Но на революционную борьбу за глобальное изменение существующего социального порядка – на это христиане не способны, думала я. Ведь религия учит их смирению: всё в руках Господа, всё по воле Бога, и человеку негоже вмешиваться в божий промысел. Человек не должен восставать против существующих порядков, он должен покорно терпеть все тяготы судьбы, не роптать, избегать дурных поступков, думать о Боге – и тогда, наверное, после смерти его ждет райское блаженство. Я думала так, и нельзя сказать, что я была совсем не права. Действительно, религия в большой своей части учит смирению и покорности. Она обещает награду за эту покорность в небесном царстве, и человек утешается, зная об этой награде.
Однако не только этому учит христианская религия. Она учит тому, что в каждом человеке есть искра божья. Но всегда ли человек способен проявить эту «искру божью», живя в мире несправедливости, неравенства, насилия, фальши? Нет, будучи задавленным (и даже не так важно чем: тяжелым физическим трудом на эксплуататора, как это было в XIX веке, или вечной погоней за вещами, как это происходит в современном обществе потребления), человек не может раскрыть в себе «божью искру», т.е., говоря светским языком, свой истинно человеческий творческий потенциал.
Иисус Христос учил, что надо возлюбить ближнего своего, как себя самого. Но можно ли, возлюбив ближнего и видя, что этот ближний не живет, а влачит жалкое существование задавленного скота, остаться равнодушным? Можно ли смиренно терпеть это?
Привержены теологии освобождения всегда однозначно отвечали на этот вопрос «нет» и делами подтверждали эту позицию. Религиозные деятели Камило Рестрепо, Антонио Карденаль, Сальвадор Ромеро, Леонардо Бофф и др. были также и революционными деятелями, они посвятили свои жизни революционной борьбе и пошли на смерть за свои идеалы. Я прочла о них в статье «О коммунизме и марксизме — 53» (всем рекомендую ознакомиться!). Их высказывания и их судьбы потрясли меня!
«…силы олигархии, возможно, даже одержат кратковременную победу, однако наш народ заявит о себе и рано или поздно победит. Новое общество грядет, и его время наступит. В сердце сальвадорского народа всегда должно гореть пламя социальной справедливости».
Архиепископ Сальвадора Оскар Ромеро
В соборе во время похорон Оскара Ромеро
«…обязанность каждого христианина — быть революционером. Обязанность каждого революционера — вершить РЕВОЛЮЦИЮ! Мой долг как священника — сделать всё, чтобы люди встретились с Богом, а для этого самый эффективный путь — сделать так, чтобы люди служили народу по совести».
Колумбийский римско-католический священник Камило Торрес Рестрепо
Камило Торрес Рестрепо
«Маркс помог нам понять, что действия религиозного характера не ограничиваются только религиозным аспектом. Они включают и политический, и экономический, и идеологический уровни».
Бразильский теолог и социолог, францисканский монах Леонардо Бофф
Леонардо Бофф
Своими жизнями эти люди доказали, что религия – это не обязательно смирение и покорность. Религия может вдохновлять людей на борьбу против мировой несправедливости, против всего, что не дает разгореться в человеке «божьей искре». И я уверенна, что именно это возгорание и есть преодоление человеком всех форм отчуждения, о котором говорил Карл Маркс. Выходит, у религии и коммунизма куда больше общего, чем это может показаться на первый поверхностный взгляд. И, выходит, религия способна не только утешать, но и призывать людей на революционную борьбу с несправедливостью.
И, кстати, если вы думаете, что самый главный теоретик коммунизма Карл Маркс говорил только о снятии эксплуатации, построении бесклассового общества и принципе распределения «от каждого по способностям каждому по потребностям», вы сильно ошибаетесь! Маркс говорил о Человеке. Вот в чем он видел истинную цель построения коммунизма:
«…действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом».(Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 года, часть «Коммунизм» // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е, Т. 42, стр. 114, 116)
А что же говорил сам Иисус Христос?
Иисус Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел Я принести, но меч» (Евангелие от Матфея, гл.10).
Эти слова очень важны для христиан-революционеров. Важны они и для меня. Не будучи верующим человеком, я, тем не менее, не могу отрицать огромного влияния на нашу культуру христианских ценностей, Священного писания, фигуры Иисуса. И вот я думаю: что же он хотел сказать этим «не мир пришел Я принести, но меч»? Ведь, конечно, не то, что мир на земле не нужен, а нужна война. Нет, Иисус Христос хотел мира, причем мира справедливого. Но он не желал, чтобы этот мир был дан людям за просто так, чтоб сами они ничего не сделали ради него. За справедливый мир надо бороться, человек вполне способен на это, и сам Иисус Христос вкладывает в его руку меч для этой священной борьбы.
Однако, можно понимать высказывание Иисуса про меч и несколько другим способом. Меч – не как орудие борьбы, а как орудие, разрубающее связь со старым миром. Освободиться от прежних порядков во имя новых, решительно обрубить все концы – вот зачем принес человеку меч Иисус Христос.
Впрочем, первое и второе толкования не противоречат друг другу. Обруби мечом связь со старым миром несправедливости, борись мечом за новый мир, защищай мечом свои идеалы высшей Справедливости. Но ведь это похоже на логику революционной борьбы, не правда ли? Думаю, именно так понимают свой христианский долг революционные деятели теологии освобождения, в этом для них смысл жизни.
И ведь, в сущности, не так важно, верит человек в Бога или нет. Куда важнее, готов ли он в каждом человеке увидеть искру божью (светский человек назовет это харизмой, творческим потенциалом или как-нибудь ещё – не важно). И не менее важно, готов ли человек бороться за мир, в котором «божьи искры» будут ярко гореть во всех людях, образуя все вместе единый Огонь, который всё человечество согреет и всем осветит путь в будущее.
Оригинал взят у invirostov в Не мир я вам принес, но меч
christ-kommuna.livejournal.com
«Не мир пришел Я принести, но меч» — Иисус Христос. Жизнь и учение. Начало Евангелия. Книга 1 — Митрополит Иларион (Алфеев) — rutlib2.com
Апостол Павел объясняет догматы веры Агриппе. В. И Суриков. 1875 г.
Почему исповедание Иисуса должно быть публичным — пред людьми?. Ответ на этот вопрос затрагивает самое существо христианской веры и касается природы Церкви как общины последователей Иисуса. Церковь была создана Им отнюдь не как тайное общество и вовсе не для домашнего употребления. Современное представление о религии как частном деле отдельных индивидуумов глубоко противоречит самой природе христианства. Все служение Иисуса происходило в публичном пространстве. Своих учеников Он призывал публично, а не тайно. Жизнь Его и созданной Им общины протекала на глазах у множества людей, и поучения Его произносились нередко перед тысячами слушателей. Даже то, что Он говорил ученикам наедине, на ухо, они должны были проповедовать на кровлях (Мф. 10:27).
Публичное исповедание веры требуется не от всех без исключения учеников и не при всех обстоятельствах. Как мы говорили, среди учеников Иисуса были и тайные — из страха перед иудеями. Феномен тайного христианства известен со времен Иисуса вплоть до наших дней: он особенно характерен для эпох гонений на Церковь. Но апостол не может быть тайным. Апостол всегда действует в публичном пространстве и должен быть готов засвидетельствовать веру; если необходимо — даже ценой собственной жизни.
«Не мир пришел Я принести, но меч»
Следующая часть наставления касается того, как вера в Иисуса может сказаться на взаимоотношениях человека с его близкими:
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его (Мф. 10:34-36).
В Евангелии от Луки мы находим похожие слова: Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца
rutlib2.com
“Не мир пришёл Я принести, но меч”
Исх 1, 8-14. 22
Пс 124
Мф 10, 34 — 11, 1
“Не мир пришёл Я принести, но меч”. Иисус всегда говорил о мире. Тогда, как же понимать фразу из евангелия, которая, кажется, говорит об обратном? Это утверждение не означает, что Иисус является сторонником разделения и меча. Нет! Иисус не хочет, ни меча, ни разделения. Он желает единения всех в истине.
В то время, объявление истины о том, что Он, Иисус из Назарета, является ожидаемым Мессией, стало причиной разделения между иудеями. Даже среди родных Иисуса и в Его общине в Назарете, некоторые из них были за Него, а другие радикально против Него. В этом смысле благая Весть Иисуса была действительно источником разделения, “знаком противоречия” или, как говорит Иисус, мечом, принесённым в мир. Таким образом, мы понимаем другое предупреждение: «Ибо пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку домашние его». Это было как раз то, что происходило на самом деле в семьях и в общинах: множество разделений и споров, вплоть до сего дня.
Иисус говорит также: “Кто любит отца и мать более, нежели меня, не достоин меня”. Как совместить это утверждение Иисуса с другим, в котором приказывает соблюдать четвертую заповедь: любить и почитать отца и мать? Здесь нужно обратить внимание на два момента: a) основным критерием, на котором Иисус всегда настаивает это то, что Благая Весть Божья должна быть высшей ценностью в нашей жизни. Нет и не может быть в жизни большей ценности чем эта; б) экономическая и социальная ситуация времён Иисуса была таковой, что семьи вынуждены были замыкаться в самих себе. Не было больше условий для исполнения обязательств сосуществования человеческого сообщества, как, например: гостеприимство, приглашение к столу, приём отверженных общества. Эта индивидуалистическая закрытость, вызванная национальной и интернациональной ситуацией, производила искажения сознания и поведения: 1) Сделала невозможным жизнь в обществе; 2) заповедь “почитай отца и мать” ограничивалась исполнением её в исключительно малом кругу семьи, а не в большой семье общества; 3) преграждала проявление полноценной Благой Вести Бога, потому что, если Бог наш Отец, то мы — братья и сёстры друг другу. И эта истина должна встретить своё выражение в жизн
www.verbum-christi.com
«Не мир принес я Вам, но меч» и «Мир я даю Вам дети мои, не так, как мир дает Вам». — Священное Писание и Предание — Татьянин День
Дорогой Иван!
Слова Спасителя: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мат.10: 34—39), — говорят о том, что в душе каждого человека, кто услышит евангельское благовестие после пришествия Спасителя на землю, неизбежно будет происходить самоопределение по отношению к правде евангельского благовестия. Человек либо примет его как некую конечную норму жизни и будет стремиться жить по Евангелию, либо отвергнет правду, принесенную нам Сыном Божиим. И в этом смысле от этого разделения никуда нам теперь не деться. Вот пока не было воплощения Сына Божия, многие люди могли пребывать в неопределенности. Сам Господь говорит: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин.15: 22).
С людей, которые не слышали ничего о Христе и Евангелии, один спрос – по закону совести, который есть голос Божий у них в душе, как говорит апостол Павел. А уж тот, кто Евангелие читал, кто знает, что такое Церковь, что такое правда Божия, с того спрос другой, и по вере и по жизни этого человека. Вот здесь-то это разделение и проходит: мы или принимаем его, или не принимаем. И никакие внешние факторы в этом случае ничего не определяют: ни рождение в благочестивой семье, ни седьмое колено священства среди родственников, ни еще что-то, а только внутреннее самоопределение человека.
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14:27), — ну, конечно, не так, как мир дает. Мир, который во зле лежит, предлагает нам свои ценности, свои плотские ориентиры, которые, в конечном итоге, — похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. Так что даже, по слову блаженного Августина, видимые добродетели язычников, то есть мирских в этом смысле людей, являются только блистательными пороками. Господь дает свой мир по-другому: как тот внутренний стержень жизни, который поможет человеку выстоять, сохраниться в любых жизненных обстоятельствах, сохранить в себе образ и подобие Божие и стяжать, может быть, тот мир, о котором говорит преподобный Серафим: «если кто приобретет сей мир, то вокруг него спасаются тысячи, потому что он непреодолим и всепобедителен».
archive.taday.ru