о перспективах нового государства на карте мира
7 июня власти Иракского Курдистана приняли решение провести 25 сентября 2017 года референдум о независимости. На 6 декабря назначены выборы президента, и в Эрбиле рассчитывают, что они состоятся уже в суверенном государстве. Все предпосылки для этого имеются: сложившийся аппарат власти, силовые ведомства, инфраструктура, включая международные аэропорты с прямым воздушным сообщением со многими городами мира; в Эрбиле открыты многочисленные консульства и представительства различных международных организаций и т. д. Особо следует подчеркнуть наличие крупных нефтяных ресурсов, что, по мнению иракских курдов, должно стать экономической основой развития страны.Обнародованию исторических без преувеличения решений предшествовали консультации ведущих политических сил Иракского Курдистана и дипломатические усилия Эрбиля на международной арене с целью заручиться поддержкой международного сообщества. Однако в полной мере добиться этого не удалось.
Несмотря на то, что позиция большинства жителей Иракского Курдистана однозначна и итоги референдума сомнений не вызывают, среди политических партий возникли разногласия. Так, две довольно влиятельные оппозиционные партии – «Движение за перемены» («Горран») и «Исламская группа Курдистана» (ИГК) – отказались от участия в выработке механизма грядущего плебисцита, подчеркнув, что решение о референдуме может быть принято только парламентом как высшим законодательным органом автономии, а не в кулуарах рабочей встречи. Из-за разногласий с «Горран» работа парламента Иракского Курдистана приостановлена с октября 2015 года.
В последнее время высокопоставленные курдские представители провели переговоры с главами МИД Норвегии, Нидерландов, Словакии, Венгрии, Черногории, королём Иордании, дипломатами из Японии и других стран и, согласно сообщениям курдских СМИ, «встретили понимание», а Израиль приветствовал перспективу курдской независимости практически открыто.
14 мая делегация Совета безопасности Курдистана провела переговоры в Вашингтоне. С американской стороны в них участвовали спецпосланник президента США по борьбе с «Исламским государством» (ИГ) Бретт Макгерк, старший советник Дональда Трампа Джаред Кушнер, советник по национальной безопасности Герберт Макмастер и ряд других лиц. Согласно официальным пресс-релизам, итогом встреч стало выражение Вашингтоном готовности оказать Курдистану поддержку в противостоянии террористической угрозе и обеспечении безопасности. США, однако, так и не прояснили свою позицию по вопросу о референдуме. Впрочем, если до переговоров Госдеп заявил, что «США выступают за единый, федеральный, стабильный и демократический Ирак, а проведение референдума в Курдистане отвлечет внимание от борьбы с группировкой ИГ», то впоследствии директор Разведывательного управления МО США генерал Винсент Стюарт говорил на слушаниях в сенате о независимости Курдистана как о решённом уже вопросе: мол, вопрос не в том, будет ли провозглашена независимость Иракского Курдистана, а в том, когда это произойдёт. «Это будет важный референдум», – заметил Винсент Стюарт.
Не возражают против проекта курдской независимости Великобритания и Франция, о чём говорит их военная и экономическая поддержка Эрбилю.
Правда, явно не заинтересованы в независимости Иракского Курдистана власти соседних стран, где широко представлена курдская община. Там исходят из того, что, хотя интересы иракских, сирийских, иранских и турецких курдов во многом не совпадают, провозглашение независимого Курдистана приведёт к обострению ситуации не только в Ираке, но и во всём регионе.
Тегеран выступил с жёсткими заявлениями о необходимости сохранения целостности Ирака. Официальный представитель МИД Ирана Бахрам Касеми отметил: «Единый Ирак, имеющий стабильность и демократию, является гарантом прав всех иракцев… Курдистан – неотъемлемая часть иракской территории, и Иран поддерживает единство Ирака». В свою очередь советник аятоллы Хаменеи по международным вопросам Али Акбар Велаяти обвинил Вашингтон в использовании движения курдов за независимость в своих целях.
В мае представитель сирийских курдов в России Джавад Мухаммад заявил, что курды САР поддерживают референдум в Ираке и оценил шансы референдума на успех как «стопроцентные». В Дамаске не испытывают восторга от такого развития событий – правительству Сирии и так пришлось пойти на уступки сирийской курдской общине, согласившись на создание автономии, а здесь обрисовалась перспектива полной дезинтеграции.
У Анкары курдский референдум тоже вызывает вопросы. С одной стороны, в последние годы турецкие власти имели в целом неплохие связи с Эрбилем. Турция экспортирует нефть из Иракского Курдистана и заинтересована в поддержании отношений. С другой стороны, если отделение Курдистана от Ирака спровоцирует рост военной напряжённости, стабильность поставок может оказаться под угрозой. И это вполне реально, поскольку Эрбиль распространяет свои притязания за пределы официально закреплённых границ Иракского Курдистана и намерен расширить территорию будущего государства. В первую очередь это касается провинции Киркук, где сосредоточены крупные месторождения нефти и которые с 2014 года почти полностью контролируются курдскими формированиями. Совершенно очевидно, что Багдад не захочет мириться с потерей крупных месторождений, что может повлечь крупный вооружённый конфликт (мелкие стычки происходили уже не раз). В апреле 2017 года Эрдоган жёстко осудил политические притязания курдов на Киркук и потребовал спустить в городе флаг Курдистана, пригрозив последствиями. «Мы вовсе не согласны с заявлением: Киркук для курдов», – заявил турецкий лидер.
Что касается России, её позиция прояснилась в ходе контактов с курдской делегацией во главе с премьером Нечирваном Барзани на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. О значимости вопроса говорит то, что 2 июня гости были приняты президентом В. Путиным и главой МИД С. Лавровым, у курдской делегации состоялись переговоры с министром энергетики и руководителями компаний «Газпром нефть» и «Роснефть» (был подписан ряд крупных соглашений сроком на 20 лет). По окончании переговоров С. Лавров заявил, что Россия наблюдает за ситуацией в Курдистане и стремится к укреплению отношений с этой областью. Москва считает, что взаимоотношения региона с центром – внутреннее дело Ирака. Думается, однако, что если референдум состоится и Эрбиль объявит о независимости, то в Москве не станут воздерживаться от признания нового государства.
Таким образом, властям Иракского Курдистана остаётся выяснить позицию КНР. Поскольку Пекин обычно не делает громких заявлений, но при этом планомерно, настойчиво и целеустремлённо добивается своего во многих районах мира, можно не сомневаться: в случае появления на карте курдского государства китайцы быстро и успешно займут ту нишу, которую посчитают нужным занять.
Антон Веселов
geo-politica.info
Иракский Курдистан на карте региона – экономические шаги нового игрока
11.06.2016
Государственное образование в составе Ирака — Иракский Курдистан — все чаще привлекает к себе внимание политиков и экономистов. Сейчас Иракский Курдистан обладает правами широкой автономии, де-факто полунезависим с 2006 года.
Анализ ситуации в регионе показывает, что большинство граждан иракской автономии стремится к независимости. Подтверждением этого является интервью главы региона Масуд Барзани, прозвучавшее в марте 2016 года порталу Al-Monitor. В нем отмечено: «…референдум о независимости Иракского Курдистана может пройти до октября 2016 года. У региона осталось два варианта развития — стать обычной провинцией Ирака или пойти на референдум о независимости» (23 марта, РИА Новости).
Как видится, основным рычагом возможной полноценной независимости Курдистана выступают нефтяные запасы автономии.
2 декабря 2014 года правительство Иракского Курдистана заключило соглашение с Багдадом о разделе доходов от продаваемой нефти. Согласно договоренности, вся добываемая в курдской автономии нефть направляется в Турцию, где её продает иракская государственная компания. За это Багдад отчисляет Эрбилю 17% своих доходов, а также ежемесячно передает $1 млрд. на выплаты работникам местных государственных органов и социальных служб, а также на содержание вооруженных сил — «Пешмерги»
Следует отметить, что по уровню безопасности это самый безопасный регион (по данным, с 2003 года на этой территории не был убит или похищен никто из солдат коалиции). К тому же, построенный в 2014 году нефтепровод в Турцию позволил курдам самостоятельно экспортировать нефть и привел к настоящему экономическому буму в Курдистане.
В этой связи с 2003 года экономика успешно развивается и привлекает рабочих из других районов Ирака. При этом правительство продолжает получать часть доходов от экспорта нефти.
Продажи нефти в обход центру доходили до 600 тыс. баррелей нефти в сутки (с 1 ноября по 17 января 2016 года 43% курдского экспорта предназначался европейскому потребителю, прежде всего в Италию, еще 17% нефти экспортируется в Кипр). 2015 год принес Иракскому Курдистану доходы от продажи нефти в размере $400 млн. в месяц.
Экономические показатели указывают на то, что в апреле 2016 года Иракский Курдистан экспортировал более чем 500 000 баррелей нефти в сутки (более 15 млн. баррелей нефти было экспортировано в порт Джейхан на турецкое западное побережье, что составило более $376 млн.). Экспорт увеличился почти на 50% по сравнению с предыдущими месяцами. Общая сумма доходов за первые четыре месяца т.г. составила более $1,887 млн.
В мае 2016 года 15,904,271 баррелей сырой нефти. От майского экспорта сырой нефти получено более $390,748 млн. Чистая сумма прибыли в мае составила $315 486,101 млн. К концу 2016 года планируется увеличить экспорт нефти до 1 млн. баррелей в сутки в том числе из обширных нефтяных месторождений в Киркуке.
На этом фоне руководство Иракского Курдистана планирует провести диверсификацию направления потоков нефти. По их оценкам, это позволит избежать зависимость страны-монополиста, которая может использовать маршрут поставки природных ресурсов в своих корыстных или политических целях.
Уже сегодня наблюдаются попытки представителей регионального курдского правительства в Тегеране возобновления переговоров по экспорту курдской нефти через Иран. Отмечается, что после снятия с Ирана санкций он рассматривается как идеальный вариант, в том числе для дальнейшего поиска новых рынков экспорта нефти.
Однако ряд зарубежных СМИ муссирует сообщения о небогатых запасах нефти, отмечая, что «согласно последним исследованиям в Иракском Курдистане запасы нефти не такие большие как предполагались». Отмечается, что, точно оценить уровень запасов и добычи представляется сложным — хотя бы в силу отсутствия четких границ самой автономии. Кроме того, когда речь идет, например, о запасах, не уточняется, геологические это запасы или извлекаемые.
Естественно, что мировые нефтяные компании, работающие в Иракском Курдистане, обеспокоены сложившейся ситуацией. При этом отмечается, что американские ExxonMobil и Chevron, ведущие разведку в регионе с 2012 года, так и не смогли ничего добыть. Турецкая «Genel Energy» в феврале т.г. признавалась, что в ее крупнейшем месторождении нефти оказалось вдвое меньше, чем ожидалось. По этой причине уже сейчас наблюдается постепенное сворачивание своей деятельности иностранными компаниями.
Наряду с этим, региональная компания «Gulf Keystone Petroleum» испытывает финансовые затруднения из-за низких цен на нефть. Общий долг властей Курдистана компаниям Genel Energy, Gulf Keystone Petroleum и норвежской DNO составляет около $1,7 млрд.
По официальным оценкам правительства Курдистана, запасы региона составляют 45 млрд. баррелей нефти (более 6 млрд тонн)
Дело в том, что любое замедление добычи в Курдистане способно оказать влияние на мировой рынок, так как именно рост производства в регионе позволил нарастить общую добычу в Ираке в прошлом году на 20%, до 3,99 млн баррелей в сутки (по данным ОПЕК, в марте 2016 года Ирак добывал уже 4,19 млн баррелей в день, а ранее в январе — и вовсе 4,4 млн баррелей, что оказало давление на нефтяные котировки).
Власти Иракского Курдистана рассчитывают, что нефть главный ключ к полной самостоятельности. Но время показывает, что наличие только нефтяных запасов недостаточно для развития автономии. Существуют специфичные проблемы политического, инфраструктурного, траспортно-логистического характера. Среди них и финансовая задолженность автономии, которая продолжает расти (дефицит бюджета доходит до $717 млн.).
Наряду с этим, необходимо отметить существующие разногласия официального Багдада и Эрбиля. Пытаясь влиять на автономию, Багдад внес многие энергетические компании, сотрудничающие с Курдистаном, в черный список, а подписанные контракты между организациями и Правительством Курдистана не получают юридического согласия со стороны Ирака.
Для привлечения инвесторов Курдистан, в свою очередь, стал предлагать более выгодные условия сотрудничества инвестиционным компаниям, нежели Багдад, в том числе освобождение от налогов на 10 лет, таможенных пошлин, возможность полной репатриации прибыли.
В негативном ракурсе рассматривается недостаточность социальной политики, усложняющй микроэкономическое развитие (благополучие местного населения не рассматривается в качестве приоритетного курса развития). Причина, кстати и в том, что богатые природные ресурсы Курдистана (и сельское хозяйство, и промышленность, и нефтяная составляющая)
Таким образом, экономический успех Курдистана оценить довольно сложно: экономически регион пока растет и развивается, наращивая свою нефтяную составляющую и предлагая выгодные условия для зарубежных инвесторов, в то время как несущие микроэкономика и внутренняя политика – медленно развиваются.
Иракский Курдистан обладает с одной стороны роскошными высококлассным гостинично-ресторанным комплексом, торговыми центрами и базами отдыха, с другой стороны – общественный транспорт практически не развит, электричество на территории расселения жителей работает с перебоями, культурные учреждения практически отсутствуют. В районе, где местные жители зарабатывают около $1 в день, номер в том же местном отеле может стоить $350 за сутки.
Что поможет современному Курдистану выйти из финансовых сложностей и преодолеть трудности на пути к собственной независимости?
Учитывая современные экономические реалии, только поднятие цен на свою нефть. Бесспорно, что $30 за баррель не позволяют Курдистану обеспечивать нефтяные компании, развивать регион и справиться с долгами перед партнерами. Поднятие до $60 за баррель курдской нефти поможет вывести автономию на новый финансовой уровень, что позволит в дальнейшем провести референдум без глобальных препятствий и успешно существовать самостоятельно.
Кроме того, Правительству Курдистана стоит пересмотреть инвестиционные условия, особенно касающиеся налоговой политики для зарубежных компаний.
К тому же, через некоторое время достаточно актуален станет вопрос репатриации. Учитывая европейские настроения в отношении мигрантов из данной территориальной зоны, вероятнее всего, следует ожидать обратного возвращения жителей. В этой связи властям необходимо проработать адекватные меры по минимизации рисков в этом процессе.
На сегодня, несмотря на политические и экономические сложности, можно констатировать, что фактически автономия уже самостоятельна. Юридическую независимость, помимо указанных факторов, могут усложнять геополитические игры на Ближнем Востоке. Курды, в свою очередь, смело участвуют в региональной борьбе за право «быть полноценным независимым государством», используя все возможности, от прямого давления до дипломатических хитростей.
Post Views: 3 036
kazanalytics.kz
Kurdistan.Ru [новости] Иракский Курдистан. Досье
Иракский Курдистан — неофициальное название Курдского автономного района, КАР (Kurdish Autonomous Region), имеющего статус широкой автономии в составе Ирака. Юридически статус района закреплен в конституции Ирака (2005 год).
КАР является областью этнического расселения курдов на севере и северо-востоке Ирака в провинциях Дахук, Сулеймания и Эрбиль. Площадь КАР — 40,643 тыс. кв.км. Столица КАР — город Эрбиль. Официальный язык — курдский, распространены также арабский, армянский, турецкий, туркменский, ассирийский. В Иракском Курдистане проживают курды, турки, туркмены, ассирийцы, сирийцы, халдеи и др.
Население КАР — около 4 млн человек. Иракский Курдистан граничит с Сирией, Ираном, Турцией.
Инфографика Этническое и религиозное деление в Ираке Этническое и религиозное деление в Ираке
Этноконфессиональный состав Ирака. Инфографика ИТАР-ТАСС
Курды проживают также в провинции Киркук (административный центр — город Киркук), некоторых районах провинции Найнава и ее административном центре городе Мосул, а также в ряде районов провинции Дияла, которые остаются спорными территориями между федеральным правительством Ирака и руководством Иракского Курдистана.
Из общей численности населения Ирака в 34,486 млн курды составляют около 7 млн, или около 20% (2014 год), являясь крупнейшим этническим меньшинством в стране.
Иракские курды составляют примерно 20% от общей численности курдского населения Ближнего и Среднего Востока (около 35 млн чел.).
Большая часть территорий, исторически заселенных курдами, вошла в состав Османской империи в 1514 году. Курдское движение за независимость началось в конце XIX века. Поражение Турции в Первой мировой войне вынудило ее подписать в 1920 году со странами победителями Севрский мирный договор, в соответствии с которым она теряла свои арабские владения и Курдистан. Соглашением предполагалось создание независимого курдского государства. Однако уже по Лозаннскому договору 1923 года Турции со странами-победителями Курдистан был разделен между Турцией, Англией и Францией на турецкую, иракскую и сирийскую части соответственно. Иракская часть Курдистана была включена в мосульский велаят Ирака.
В 1920-х годах в Киркуке была обнаружена нефть, в 1934 году началась ее добыча.
С конца 1950-х годов гонения на курдов со стороны иракского правительства Абдель-Керима Касема, а также бомбардировка Курдистана в сентябре 1961 года и введение федеральных войск привели к восстанию курдов и началу войны за отделение Курдистана от Ирака. Продолжавшийся с 1961 по 1975 гг. вооруженный конфликт получил название Сентябрьское восстание. Курдское движение возглавила Демократическая партия Курдистана (ДПК), основанная в 1946 году Мустафой Барзани, отцом будущего президента Иракского Курдистана Масуда Барзани. На пленуме ЦК ДПК в 1961 году впервые был провозглашен лозунг о курдской автономии: «Демократия Ираку, автономия Курдистану!».
11 марта 1970 года иракское правительство и курдские лидеры, в том числе Мустафа Барзани, подписали соглашение (Мартовское соглашение), предусматривавшее создание автономного района для курдского населения в границах иракских провинций Сулеймания, Дахук и Эрбиль, что составило примерно половину исторических территорий Курдистана. В соглашении было зафиксировано учреждение Законодательного совета Иракского Курдистана (парламента) в составе 50 депутатов, разрешена деятельность курдских политических организаций. Вопрос о нефтеносном районе Киркук остался спорным.
11 марта 1974 года в Ираке был принят закон о провозглашении Курдского автономного района (Иракского Курдистана), подтвердившего его границы в пределах трех провинций. Закон закреплял полную зависимость всех главных государственных курдских органов от федерального правительства. В том же году Советом революционного командования Ирака (высший федеральный орган государственной власти) был назначен состав Законодательного совета Курдского автономного района. Во второй раз его состав был назначен в 1977 году. Начиная с 1980 года курдский парламент избирался.
Отказ от включения в территорию Иракского Курдистана богатого нефтью Киркука и ограниченность автономии спровоцировали одно из самых массовых курдских восстаний. В результате с марта 1974 по март 1975 гг. произошла кровопролитная война между федеральным Ираком и курдами, которым значительную помощь оказывал Иран. К началу апреля 1975 года иракские войска полностью овладели территорией Иракского Курдистана, часть отрядов курдских бойцов «пешмерга» по указанию Мустафы Барзани ушла в Иран. Власти Саддама Хусейна начали насильственную «арабизацию» курдского района. Курдские города и деревни заселялись арабами.
1 июня 1975 года активный борец за права курдов Джаляль Талабани основал партию — Патриотический союз Курдистана (ПСК), что внесло раскол в курдское движение. Противоречия отчасти были преодолены лишь во время ирано-иракской войны (1980-1988), когда в 1987 году несколько курдских партий, включая ПСК и ДПК, объединились во Фронт Иракского Курдистана.
Вскоре после начала ирано-иракской войны (1980-1988) президент Ирака Саддам Хусейн усилил репрессии против курдов, а с 1983 года иракская армия начала массовое уничтожение курдского населения. Непосредственно с марта 1987 по апрель 1988 гг. по приказу Саддама Хусейна была осуществлена операция иракской армии по массовому уничтожению курдов на севере Ирака, получившая название «Аль-Анфаль» («Трофеи»): около 200 тыс. курдов, включая женщин, детей и стариков, были казнены, 700 тыс. курдов были выселены в особые лагеря. Против курдского населения армия Саддама Хусейна применяла химическое оружие более 60 раз. Наиболее вопиющим случаем стала химическая бомбардировка курдского города Халабджа вблизи границы с Ираном 16-17 марта 1988 года, в результате которой погибли 5 тыс. курдов. Операцию «Аль-Анфаль» возглавил двоюродный брат Саддама Хусейна, руководитель Главного управления безопасности и Главного управления военной разведки Ирака Хусейн Али Хасан аль-Маджид, получивший за это прозвище «химический Али» (в 1991-1995 гг. был министром обороны Ирака).
25-30 августа 1988 года Саддам Хусейн предпринял атаку на «пешмерга», полностью вытеснив их из Ирака в Иран. Погибли 5 тыс. человек, 100 тыс. курдов бежали в Турцию. С февраля по сентябрь 1988 года были уничтожены 4,5 тыс. из 5 тыс. курдских деревень и поселков. В июне 1989 года был полностью уничтожен 70-тысячный город Кала-Диза. Его население было изгнано, строения сровняли с землей.
Воспользовавшись разгромом Саддама Хусейна в первой войне в Персидском заливе (январь-февраль 1991), лидеры 2-х главных курдских партий — Джаляль Талабани (ПСК) и Масуд Барзани (ДПК) возглавили всеобщее курдское восстание, начавшееся 5 марта 1991 года. Однако 1 апреля 1991 года иракская армия начала массированное наступление на повстанцев и подавила восстание. По некоторым оценкам, от 1 до 2 млн курдов бежали в Иран и Турцию.
Во избежание гуманитарной катастрофы, 5 апреля 1991 года ООН приняла резолюцию № 688, объявившую территорию Ирака к северу от 36 параллели «зоной безопасности». Силы коалиции во главе с США в рамках операции Provide Comfort ввели в Иракский Курдистан свои войска, потребовав от Саддама Хусейна оставить Сулейманию, Эрбиль и Дахук. Вместе с силами коалиции в боевых действиях приняли участие и отряды «пешмерга». К октябрю 1991 года правительственные иракские войска отступили. В результате на территории автономии возникло курдское государственное образование под мандатом ООН «Свободный Курдистан».
19 мая 1992 г. под контролем международных наблюдателей в «Свободном Курдистане» состоялись парламентские выборы. В новый однопалатный парламент — Национальную ассамблею Иракского Курдистана (Iraqi Kurdistan National Assembly) были избраны 105 депутатов. 51 мандат завоевала ДПК, 49 — ПСК, 5 — христиане. Депутаты нового парламента сформировали Региональное правительство Курдистана.
4 октября 1992 года курдский парламент принял декларацию об образовании федерального курдского государства со столицей в Киркуке, фактически неподконтрольным курдам.
В 1994 году Джаляль Талабани, опираясь на поддержку Ирана, предпринял попытку государственного переворота и захвата власти в Курдистане. В результате началась гражданская война, продолжавшаяся четыре года. В 1998 году в Вашингтоне при посредничестве США между Талабани и Барзани был заключен мир. Но фактически Курдистан оставался разделенным на две части: область, подконтрольную ДПК в Эрбиле и Дахуке, и область, управляемую ПСК в Сулеймании.
8 сентября 2002 года ДПК и ПСК подписали соглашение о союзе, объявили о прекращении всех разногласий и достижении «исторического урегулирования». Лидеры обеих организаций выступили за демократические перемены в стране и за решение курдской проблемы путем создания федеративного государства в Ираке.
Во время вторжения в Ирак сил коалиции во главе с США в 2003 году и свержения Саддама Хусейна иракские курды активно действовали на стороне сил коалиции. Не получив поддержки со стороны оккупационных властей на включение Мосула и Киркука в территорию автономии, курды, тем не менее, получили главные посты в органах управлении провинциями Найнава и Киркук.
C 2003 года ДПК и ПСК объединили свои усилия. Стороны, в частности, договорились о разделе власти. В апреле 2005 года Талабани был избран президентом Ирака (с 2012 года фактически не исполняет свои обязанности из-за болезни). 30 января 2005 года состоялись выборы в Национальную ассамблею Иракского Курдистана. 12 июня 2005 года на заседании курдского парламента Масуд Барзани был избран первым президентом Курдского автономного района сроком на 4 года. На федеральные парламентские выборы 15 декабря 2005 года курдские партии пошли единым списком — Альянс курдских партий получил 53 места в 275-местной Переходной национальной ассамблее Ирака, а все должности и места в парламенте были поделены между ними примерно поровну.
15 октября 2005 года на всенародном референдуме была одобрена конституция Ирака, закрепившая широкую автономию Иракского Курдистана с административным центром в Эрбиле, право самостоятельно распоряжаться нефтяными доходами и иметь собственные военизированные формирования — «пешмерга», являющиеся прообразом курдской регулярной армии. При этом ст. 140 Конституции констатировала наличие спорных территорий и предписывала не позднее 31 декабря 2007 года провести референдум по самоопределению Киркука и других спорных территорий. Референдум проведен не был.
В мае 2006 года парламент Курдистана утвердил правительство, в которое вошли представители как ДПК, так и ПСК. Новый кабинет из 26 министров возглавил племянник Масуда Барзани — Нечирван Барзани. У Иракского Курдистана появились собственные министерства финансов, юстиции, внутренних дел и по делам «пешмерга» (фактически министерство обороны).
25 июня 2009 года Национальная ассамблея Иракского Курдистана утвердила проект новой конституции автономии, которая оговаривает включение в состав автономии ряда спорных территорий, в частности Киркука, некоторых областей провинций Найнава и Дияла. Новая курдская конституция вызвала резкое недовольство федеральных властей, посчитавших, что основной закон автономии входит в противоречие с Конституцией Ирака.
25 июля 2009 года состоялись выборы в Парламент Иракского Курдистана (новое название депутаты утвердили 11 февраля 2009 года). Были избраны 111 депутатов. В этот же день состоялись и первые в курдской истории прямые президентские выборы. Президентом был избран Масуд Барзани.
7 марта 2010 года на парламентских выборах в Совет представителей Ирака ПСК и ДПК вновь выступили единым блоком, который назывался Курдский список. Курдский политический блок завоевал 43 мандата из 325.
В 2013-14 гг. усилились противоречия между Багдадом и Эрбилем, касающиеся вопросов распределения доходов от эксплуатации нефтяных месторождений на севере страны и партнерства с иностранными компаниями. По данным американской газеты Wall Street Journal (декабрь 2013) запасы нефти в Иракском Курдистане оцениваются в 45 млрд долл, а общеиракские — в 120 млрд долл. В то время, как согласно конституции Ирака, все запасы энергоресурсов принадлежат государству, а Иракскому Курдистану полагается только 17% Тем не менее руководство автономии неоднократно заявляло о том, что ей достается меньше положенного количества. Кроме того, Иракский Курдистан, предоставляя иностранным компаниям более выгодные условия сотрудничества на основе соглашений о разделе продукции, стал более привлекательным по сравнению с другими нефтедобывающими районами Ирака, где заключаются только сервисные контракты /иностранные компании действуют в качестве подрядчиков, получая денежное вознаграждение за разведку и эксплуатацию месторождений, а также гарантированные поставки оговоренного объема нефти по рыночным ценам/. В январе 2014 года резкую реакцию премьер-министра Ирака Нури-аль-Малики вызвало соглашение Иракского Курдистана с Турцией об экспорте нефти через средиземноморский порт без санкции иракского правительства.
В парламентских выборах в Совет представителей Ирака 30 апреля 2014 года курдские партии участвовали раздельно. ПСК и ДПК получили по 19 мандатов в 328-местном парламенте.
С начала 2014 года курдские ополченцы принимают активное участие в антитеррористической операции на стороне правительственных сил против группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, с 29 июня — «Исламское государство») не только на территории Иракского Курдистана, но также в провинциях Найнава, Салах-эд-Дин и Анбар в центральной части страны, а также защищают правительственные здания в Багдаде. 12 июня 2014 года курдские «пешмерга» заняли Киркук. 27 июня 2014 года Масуд Барзани заявил, что Иракский Курдистан более не признает ст. 140 конституции Ирака, а спорные территории отходят в состав Иракского Курдистана.
3 июля 2014 года Масуд Барзани выступил в парламенте автономии с инициативой провести референдум по вопросу отделении от Ирака, а 10 июля призвал премьер-министра Ирака Нури аль-Малики уйти в отставку.
В настоящее время курды контролируют Киркук и ряд районов провинций Найнава и Дияла, находящиеся за пределами их автономии.
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, Ирак, курды, Киркук, Ниневия, Мрсул, Дияла, нефть, ДПК, Масуд Барзани, Мустафа Барзани, пешмерга, ПСК, Джаляль Талабани, Анфаль, Халабджа, Али Хасан аль-Маджид, Саддам Хусейн, ООН, КРГ, Иран, Сирия, Турция, США, Нечирван Барзани, Нури аль-Малики, Исламское государство Ирака и Леванта
www.barzani.ru
Курдистан — это… Что такое Курдистан?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011. |
Флаг Курдистана | |
Расположение | На территории Турции, Ирана, Ирака, Сирии |
---|---|
Площадь | 450,000 км² — 530,000 км² |
Население | Более 40 миллионов |
Религия | Ислам суннитского толка, ислам шиитского толка, езидизм, алевизм, христианство, и иудаизм. |
Курдистан (курд. Kurdistan) — этногеографическая область на юго-западе Евразии, в пределах которой курды составляют абсолютное или относительное большинство населения[1].
Происхождение термина Курдистан
Сельджукские султаны стали первыми правителями, которые на официальном уровне использовали топоним Курдистан в значении территории, населенной курдами. Далее османские султаны, в частности, Явуз Селим, часто использовали топоним Курдистан в значении правительства, провинций Курдистана. В Территориальных кодексах 1848 и 1867 гг. провинция Курдистан была утверждена официально. В период конституционной монархии курдистанские регионы были наделены полномочиями депутатского представительства.
В 20-е годы XX века основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк в первые годы правления часто издавал указы, инструкции, содержащие слова «курды» и «Курдистан».
Географические данные
В настоящее время Курдистаном называют область примерно между 45 и 34 градусами северной широты и 40 и 48 градусами восточной долготы, с запада на восток простирающуюся приблизительно на 1 тыс. км., а с севера на юг — от 250 до 400 км. Общая площадь составляет примерно 450 тысяч кв.км. Население: в Турции — свыше 20 млн, в Иране — свыше 11 млн, в Ираке — до 7 млн, в Сирии — до 3 млн человек.
Курдистан располагается на высокогорной местности Среднего Востока с богатым лесным массивом, множеством рек и плодородных долин. Растительный покров региона благоприятствует развитию животноводства. На плодородных почвах Курдистана произрастают разнообразные фрукты, овощи и зерновые культуры. Курдистан был важнейшим центром величайшей в истории человечества революции — земледельческой революции (11-4 тысячелетия до н. э.). Данное стратегическое положение, предоставляя курдам возможность самообороны, с другой стороны, способствовало отставанию в сфере цивилизации, что объясняется постоянными переходами и агрессивными нападками соседей.
«Курдский фактор» во всех четырёх государствах компактного проживания остается самым актуальным внутриполитическим нерешенным вопросом, решить которую ни одно данное государство самостоятельно, без внешнеполитического балансирования не может.[2]
Население
Курдистан, разделённый между четыремя государствами — Турцией, Ираном, Ираком и Сирией, не имеет определённых естественных (природных) границ.
Курдская государственность
Курдское государственное образование существует только на территории Иракского Курдистана. Кроме того, в 1920-е на территории Турецкого Курдистана 3 года существовала самопровозглашённая Араратская Курдская Республика, а в 1946 г. на территории Иранского Курдистана на краткое время была провозглашена Мехабадская республика. Среди курдов очень популярна идея создания «Большого Курдистана», то есть независимого государства на всей территории этнического Курдистана, а в качестве первого этапа — придания остальным частям Курдистана того же статуса, который ныне имеет пользующийся широкой автономией Иракский Курдистан.
Несмотря на отсутствие государства, в распоряжении курдов находятся крупные медиа-холдинги. К настоящему времени у курдов имеется более десятка спутниковых телеканалов, таких как: Рож ТВ, ММС, Науроз ТВ, Комала ТВ, Науроз, Курдистан ТВ, КурдСАТ, Гали Курдистан, Загрос ТВ, Тишк ТВ, Курд 1, Стерк ТВ, Нуча ТВ и другие.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Страны и регионы со значительным присутствием иранских этносов | |
---|---|
Современные государства | |
Страны и регионы со значительным присутствием иранских этносов | |
Исторические государства | |
Источники и проценты |
dic.academic.ru