Содержание

Тяжелый танк КВ-2 — обзор характеристик

29.04.2019

История мирового танкостроения знает немало случаев, когда созданная техника по своим тактико-техническим параметрам и характеристикам с трудом вписывалась в существующую на данный период военную концепцию. Подобная ситуация возникла и с появлением на поле боя стального монстра, советского тяжелого танка КВ-2. Несмотря на то, что оружие такого формата не смогло найти своего реального места на поле боя, появление подобного танка стало знаковым событием не только для вооруженных сил СССР, но и для мирового танкостроения. Этому способствовал ряд факторов, как стратегических, так и политических. Советские тяжелые танки, созданные перед началом Великой Отечественной войны, своим появлением дали мощный толчок последующему развитию этого рода войск. Стальные громадины, неуязвимые для огня артиллерии, способствовали появлению новых тактических приемов в существующей концепции использования танков.

Танк КВ-2

История создания танка КВ-2

Причины, побудившие советских конструкторов создать столь необычный танк, лежат на поверхности. В конце 30-х годов бронетанковые войска РККА были едва ли не самыми многочисленными в мире. Основной парк Красной Армии был представлен моделями легких танков Т-26 и серии БТ. Маневренные и легкие машины представляли собой основную ударную силу, способные быстро решать оперативно-тактические задачи на открытой местности. Для своего времени это были достаточно удачные машины. Единственным недостатком советских танков была слабая броневая защита.

Т-26

Противопульное бронирование не могло обеспечить советским Т-26 и БТ надежную защиту от огня вражеской артиллерии. Военные действия на Карельском перешейке в ходе «Зимней войны» 1939-1940 года наглядно показали уязвимость советской бронетехники перед артиллерийским огнем обороняющихся финнов. К тому же, советским войскам пришлось столкнуться с преодолением глубокоэшелонированной обороной, основу которой составляли долговременные укреплениями линии Маннергейма. Легкие и маневренные танки, вооруженные 45 мм пушками, со слабой броней, стали бесполезными для ведения наступательных действий в условиях прочной и долговременной обороны противника. Финские ДОТы и ДЗОТы, вооруженные пулеметами и артиллерией спокойно расстреливали наступающую пехоту, легко уничтожали советские танки еще в предполье оборонительных позиций. Обстрел укреплений финнов советской крупнокалиберной артиллерией и авианалеты не давали должного эффекта.

Советские танки на линии Маннергейма

Попытки использовать для борьбы с долговременными укреплениями стоящие на вооружении танк Т-28 и тяжелый, пятибашенный Т-35 не увенчались успехом. Слабая артиллерия тяжелых машин не обладала техническими возможностями для уничтожения бетонных защитных сооружений. Даже появившийся на финском фронте зимой 1940 года тяжелый танк КВ-1 не мог полноценно решать поставленные тактические задачи.

Требовалось эффективное средство уничтожения для ближнего боя, способное уничтожить долговременные огневые точки выстрелами в упор. Необходима была техника, способная доставить тяжелое крупнокалиберное орудие на передок, из которого можно было вести огонь прямой наводкой. Самоходная артиллерия в то время находилась в зародышевом состоянии, основной упор делался на тяжелые танки. Действенным средством выхода из сложившейся ситуации стал тяжелый штурмовой танк КВ-2, появившийся в составе Северо-Западного фронта в январе 1940 года. Этот гигант с несоразмерно большой башней обладал не только огромной огневой мощью, но и был неуязвим для огня вражеской артиллерии.

КВ-2

Новый танк был способен подойти на близкое расстояние к вражеским долговременным огневым точкам, расстреливая их из мощного 152 мм орудия. С расстояния в 200-400 метров советские бетонобойные и фугасные снаряды такого калибра превращали бетонные укрепления в груду обломков. Сам танк практически оставался невредимым. Единственным оружием, которое могло остановить стальную громаду, стали финские противотанковые мины.

Описание конструкции тяжелого танка КВ-2

Новый танк продолжил серию советских тяжелых танков КВ (аббревиатура КВ – Климент Ворошилов) машин нового поколения. Первая машина этого типа КВ-1 имела мощную броню и вооружалась 76 мм орудием. Танк был рассчитан для прорыва обороны противника в полевых условиях. Достаточно высокие тактико-технические характеристики новой машины позволили ей успешно действовать на поле боя в подходящих условиях. Ярким примером высокой эффективности советской тяжелой танковой техники нового поколения является тот факт, что советские первые КВ прошли испытание огнем не только во время Зимней войны, но и продолжали стоять на вооружение РККА весь начальный период Великой Отечественной войны.

Именно на базе первого КВ советские конструкторы решили создать более мощную машину, способную успешно бороться с долговременными укреплениями противника. На Кировском танковом заводе под руководством Ж. Я. Котина в течение двух недель был разработан проект танка, вооруженного гаубицей. В ходе разработки проекта потребовалось кардинально изменить концепцию конструкции танка. Внутри танковой башни танка КВ-2 требовалось разместить не только мощное орудие, но и обеспечить место для полноценного артиллерийского расчета.

КВ-2 схема

Первый образец под индексом У-1 вышел на военный полигон уже в январе 1940 года. Обзор новой машины следует начинать не с ходовой части, которая в основном сохранилась от предыдущей машины, а с его башни. Подобного в истории мирового танкостроения еще не было. На танковое шасси конструкторы решили установить 152 мм гаубицу М-10 в танковом варианте, с укороченным стволом. Новое орудие получило индекс м-10Т. Установка такого мощного для танка орудия потребовала создание новой башни больших размеров. Использования танка в качестве артиллерийской платформы не ставило перед советскими конструкторами ограничения для достижения малозаметности машины на поле боя. В процессе разработки было использовано два варианта башни МТ-1 и МТ-2. После проведения огневых испытаний военные эксперты и конструкторы остановились на втором варианте, при котором башня имела меньшую площадь поражения.

Главные опасения разработчиков новой машины, были связаны с воздействием огромной силы отдачи, возникающей при стрельбе из гаубицы, на положение машины, не оправдались. Танк после выстрелов продолжал сохранять устойчивость. Корпус танка обшивался броней толщиной 30, 40, 65 и 75 мм на бортах и в лобовой части. Отдельно стоит остановиться на бронировании танковой башни. Для этих целей были использованы бронированные плиты толщиной 75 мм. Маска орудия имела толщину 110 мм. Такого мощного бронирования в то время не имела ни одна модель танка в мире. Существующие на тот момент образцы танковых и противотанковых орудий были бессильны пробить такую толстую броню, ведя огонь с любого расстояния. Башня оснащалась в кормовой части дверцей, облегчающие действия экипажа в боевых условиях.

Подорванный КВ-2

Для столь крупной башни потребовалось увеличить погон до 1535 мм. Башня, установленная на боевое отделение, фиксировалась специальными зажимами, обеспечивающими ей устойчивость во время ведения огня и при сильном крене машины. Танковая башня КВ-2 имела углы поворота, рассчитанные на ведение огня прямой наводкой и с закрытых огневых позиций. Внутри башни места хватало для работы боевого расчета артиллерийского орудия, состоящего из 4-х человек. В боевом отделении размещались места механика – водителя и стрелка-радиста. Посадка и эвакуация экипажа машины обеспечивалась через люк и кормовую дверцу, расположенную в башне, через люк в боевом отделении. В днище танка также имелся аварийный входной/выходной люк. Доступ ко многим узлам и агрегатам танка обеспечивался через днище танка, в котором для этих целей имелись специальные технологические отверстия.

После проведенных испытаний, испытывая острую необходимость в подобной технике, в срочном порядке было принято Правительственное решение о запуске машины в серийное производство.

Боевое применение танка КВ-2

Обзор боевого применения новой машины следует начинать с ее действий на полях сражений во время советско-финской войны. Танк специально создавался для преодоления укреплений линии Маннергейма. Как оказалось, с поставленной задачей новый тяжелый штурмовой танк успешно справлялся. Несмотря на то, что к моменту появления тяжелого стального монстра на Карельском перешейке, финская армия была обескровлена, действие новой машины показало правильность принятого решения.

Прорыв линии Маннергейма

Действуя в полосе наступающих войск советские КВ-2, могли достаточно быстро подавить долговременные огневые точки противника, расстреливая бетонные укрепления бетонобойными снарядами и поражая пехоту противника огнем своих пулеметов. Танк, принятый на вооружение частей РККА в феврале 1940 года выпускался серийно только на Кировском танковом заводе в Ленинграде. До июля 1941 года было произведено более двухсот тяжелых машин, входивших в состав танковых частей Прибалтийского и Западного военных округов. Уже в ходе первых месяцев немецкого наступления практически все советские супер танки были потеряны.

Причины столь больших потерь заключаются не в слабости конструкции советского тяжелого танка, а в отсутствии необходимых технических и боевых условий для эффективной эксплуатации оружия данного типа. Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны пришлось вести оборонительные сражения. Необходимость в штурмовых танках для использования на поле боя, как таковая отсутствовала. Советским танкистам приходилось вести танковые бои в условиях полного или частичного окружения. При непосредственном столкновении с немецкими танковыми частями советский КВ-2 был безусловно непревзойденным оружием. Немецкие средние танки PzKpfw-III PzKpfw-IV не могли огнем своих орудий поразить советского левиафана. Немецкие танковые части выигрывали сражения за счет лучшей системы управления на поле боя и благодаря маневренности своих машин.

Брошенные танки

Ни одно из противотанковых орудий немецкой армии в начальный период войны не могло пробить 75 мм броню КВ-2. Однако даже при отсутствии на поле боя равного противника советские тяжелые танки несли огромные потери. Сказалось отсутствие должного управления танковыми частями в войска. Нередко отсутствие боеприпасов, запасных частей и топливо приводило к тому, что экипажи вынуждены были оставлять свои машины на поле боя. Большая часть советских тяжелых танков в первые месяцы войны была потеряна по техническим причинам. Лишь малая часть, не более трети от всего имеющегося количества танков КВ-2 в войсках, была уничтожена в результате действий немецкой штурмовой авиации и от огня тяжелой артиллерии.

Технические характеристики танка КВ-2 образца 1940 года

  • Годы производства: 1940-1941гг.
  • Всего изготовлено: 204-304 шт.
  • Боевое применение: Великая Отечественная война.
  • Экипаж — 6 человек.
  • Боевая масса: 52-54 т.
  • Длина — 6,67 м, ширина — 3,32 м, высота — 3,24 м, клиренс — 430 мм.
  • Вооружение: 152-мм гаубица-пушка (заряжание раздельно-гильзовое, боекомплект — 36 выстрелов).
  • Основные типы боеприпасов: бронебойный и бетонобойный снаряды, осколочно-фугасная стальная гаубичная граната.
  • Толщина брони: лоб корпуса — 75 мм, борт — 75 мм, башня — 75 мм.
  • Двигатель дизельный, мощность — 600 л.с.
  • Максимальная скорость по шоссе — 35 км/ч.
  • Запас хода по шоссе — 225 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,87 м, ров — 2,7 м.

Фото танка

Видео о КВ-2

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Пять малоизвестных танков Второй мировой (ФОТО)

AZ | RU | EN
AZ RU EN Toggle navigation
  • На линии огня (current)
  • Оборонпром
  • Геополитика
  • Анализ
  • Военная история
  • Эксклюзив
  • Фото
  • Видео

После Азербайджана и Узбекистан задумался о покупке БТР-82А

13:00

Система С-500 сможет работать против космических целей

12:54

Генерал Велиев дал указание повысить уровень боевой готовности Бакинского гарнизона

12:26

Глава ВВС Индии посетит с визитом Россию

12:22

Американская армия модернизирует системы ПВО Avenger 

12:10

В оккупационной армии «хайастанцы» и «шуртвацы» сошлись лбами

11:57

Турецкая авиация уничтожила 4 террористов в Ираке

11:51

Представители Азербайджанской Армии участвуют в международных мероприятиях

www.armiya.az

снаружи и внутри (33 фото + 4 видео) . Чёрт побери

В принципе, ИС-2 такой же символ Победы, как Т-34, но менее сговорчивый в плане записать его на свой счет. Вообще, об ИСе можно говорить бесконечно, он того точно заслуживает. Та же уникальность танка, который был построен «с нуля», не являлся модернизацией или реализацией довоенных разработок. Просто РККА нужен был тяжелый танк, и армия его получила.


Всего с 1943 по 1945 годы наши заводы дали армии 3395 танков ИС-2.
Ну а теперь, собственно, немного истории, а потом полезем в люк.


Идея создания тяжелого танка прорыва зародилась еще в 1942 году, когда первый «Тигр» попал в руки советских специалистов. Но и кроме «Тигра» на полях сражений появились изрядно модернизированные в плане брони PzKpfw IV и САУ StuG III. Т-34 и КВ-1 с 76-мм пушками стали проигрывать дуэли. А в 1943-м еще «Пантера» добавилась в теплую компанию панцеров…
И потому появились ИСы.

Работой по созданию тяжелого танка ИС руководил Николай Федорович Шашмурин.


Общий контроль осуществлял творец первого нормального советского тяжелого танка КВ Жозеф Яковлевич Котин.


Первый ИС фактически вышел комом. Танк был хорош, но тут столкнулись лбами две разработки/модернизации: КВ-85 Котина и ИС-1 Шашмурина. Два танка, тяжелых, вооруженных 85-мм пушкой – это была бы непозволительная роскошь в военное время. Поэтому в серию пошел уже апробированный КВ, а над ИСом начали работать «на перспективу».
Перспектива была такой: отказавшись от идеи (заведомо провальной, кстати) создания тяжелого танка с высокой скоростью, огневой мощью и броней, начали работы над машиной, где про скорость просто забыли. Зато броня должна была бы выдерживать попадания любого немецкого снаряда, а пушка нового танка бить «кошек» в любой проекции с комфортных дистанций.
Встал вопрос о новом орудии. С подачи Котина, кстати. Жозеф Яковлевич видел несколько дальше, и вполне мог предсказать появление и «Фердинандов», и «Королевских тигров».
Поэтому 85-мм орудие ДТ-5 осталось на отличном среднем танке Т-34-85 и условно тяжелом КВ-85. Собственно, всего 148 выпущенных КВ-85 – лучшее подтверждение того, что танк вышел так себе.


Д-5Т – действительно хорошее оружие для среднего танка. Но для борьбы с «кошками» нужно было орудие поосновательнее. В итоге — 122-мм корпусная пушка А-19, которая была хорошо освоена советской промышленностью и выпускалось в Перми с достаточной скоростью и качеством.

Испытания показали, что «новое» орудие нового танка с расстояния 1000-1500 метров уверенно пробивает «Пантеру», а при удачном попадании срывает башню с погона.


Но за это пришлось платить скорострельностью. У пушки А-19, которая стала танковой ДТ-25Т, было раздельно-гильзовое заряжание. Увы, для столь крупного калибра – нормальная практика того времени. Потому максимальная скорострельность – 2-3 выстрела в минуту.
Низкая скорострельность не позволяла вести интенсивный огонь по противнику, при прорыве укрепленных районов противника и поддержке пехоты. Правда, по воспоминаниям воевавших на ИСах танкистов, низкая скорострельность танка в реальных боевых условиях обычно не была проблемой.
Основная задача – точно прицелиться, остальное все сделает снаряд, которому просто надо попасть во вражеский танк. В любое его место, в любой проекции.
Хуже, что боекомплект оказался небольшим, всего 28 снарядов. По этой причине танкисты очень часто старались помещать в танк снаряды сверх нормы, ибо такой запас карман не тянет. Благо, в отличие от других танков, места в ИСе хватает.

Раз мы заговорили о месте, то пора в люк залезть.


Сразу отметим, что этот танк несколько недоработан с точки зрения сотрудников музея, не хватает некоторых деталей интерьера внутри, но это поправимое дело, знаем.


Орудие. С большой буквы Пушка. На полбашни.


Сложно сказать, как в то время было с освещением. Явно небогато.


Здесь должны лежать магазины для пулеметов.


Вид на место механика-водителя с командирского места. Нет люка, как на Т-34, и все, что видит мехвод — это направление через смотровую щель.


Но при таком танке оно ему особо и не надо больше. Зато — не достанут.


Механизмы точной наводки орудия:


Вот есть какое-то ощущение надежности и мощи. Как есть, кошкодав.
Обычно ИСы двигались позади боевых порядков группами, в задачи которых была поддержка танков первого эшелона. Тяжелые танки двигались в 200-300 метрах от Т-34 и самоходок, которые наступали в первом эшелоне. Для немецких танков и САУ, планировавших контратаковать либо работать из засады, наличие в наступающих рядах ИС-2 весьма усложняло задачу. Повторюсь, главное для 122-мм снаряда – попасть в корпус вражеской машины. А что конкретно там будет выведено из строя (в том числе и экипаж) – дело второе.
В истории отмечено, что ИС-2 был достаточно надежной машиной. Это отмечали многие танкисты в своих воспоминаниях. При умелом уходе ИС мог пройти без происшествий до 100 километров в сутки.


Это он, В-2ИС, сердце пламенное.


Наиболее эффективно показал себя ИС-2 во время городских боев в Европе. Расчистка городских улиц и подавление огневых позиций противника стали основными боевыми задачами. ИС-2 мог как бульдозер просто сметать уличные баррикады, а если не хватало мощности двигателя или пространства для маневра – наготове всегда имелся вышеупомянутый 122-мм аргумент.


Реальную угрозу для танка представляли расчеты гранатометчиков и противотанковые орудия, бьющие в упор. Но здесь уже дело было в работе пехоты, да и три пулемета представляли собой хорошее подспорье. Особенно ДШК на башне.

Интересный кадр: ИС-2 в Берлине. Справа — легенда советской кинохроники Роман Лазаревич Кармен, автор сериала «Неизвестная война».


Можно еще очень долго говорить об этом танке и его вкладе в Победу, но если в целом, то это один из лучших танков мира, в первую очередь, за счет именно своей сбалансированности и надежности. Да, как в песне пелось, броня его была крепка. Быстрым Ис-2 не был, но это ему и не требовалось.


ТТХ танка ИС-2
Боевая масса, т: 46
Экипаж, чел: 4

Размеры:
— длина корпуса, мм: 6770
— длина с пушкой вперёд, мм: 9830
— ширина, мм: 3070
— высота, мм: 2630
— клиренс, мм: 420


Бронирование:
Тип брони: катаная высокой твёрдости, литая средней твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град: 120 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град: 100 / −30°
Борт корпуса, мм/град: 90-120 / 15°
Корма корпуса (верх), мм/град: 60 / 49°
Корма корпуса (низ), мм/град: 60 / −41°
Днище, мм: 20
Лоб башни, мм: 100


Вооружение:
122-мм пушка Д-25Т, 3 × 7,62-мм пулемета ДТ, 1 × 12,7-мм пулемет ДШК (начиная с 1944 г.)
Боекомплект пушки: 28 снарядов
Углы ВН, град: −3…+20°
Углы ГН, град: 360°
Дальность стрельбы, км: 4

Подвижность:
Тип двигателя: V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизель В‑2ИС
Мощность двигателя, л. с: 520
Скорость по шоссе, км/ч: 37
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10-15
Запас хода по шоссе, км: 240
Запас хода по пересечённой местности, км: 160
Тип подвески: торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,8
Преодолеваемый подъём, град: 36
Преодолеваемая стенка, м: 1
Преодолеваемый ров, м: 2,5
Преодолеваемый брод, м: 1,3

chert-poberi.ru

Танк КВ-2 (13 фото) . Чёрт побери

Тяжелый штурмовой танк «Клим Ворошилов-2»

Друзья, до дня Великой победы осталось меньше 2х недель.
Когда разговоры заходят о победе в ВОВ, многие вспоминают героический танк Т-34.

Но не многие помнят о танках серия КВ. Сегодня речь о пойдет о КВ-2 (о танке КВ-1 на фишках уже писали ранее).

История танка КВ-2 начиналась 19 декабря 1939 года, когда было подписано Постановление Комитета Обороны СССР №443сс, согласно которому танк КВ-1 был принят на вооружение РККА. В это время опытный образец танка КВ-1 проходил, войсковые испытания и принимал участие в Советско-Финской войне. В ходе боев, советское командование пришло к выводу, что необходимо иметь кроме танка, вооруженного 76,2-мм пушкой, еще и тяжелый танк, способный бороться с ДОТами, надолбами и другими фортификационными сооружениями.
По требованию Военного Совета Северо-Западного фронта первые четыре машины из установочной партии КВ, должны были быть вооружены 152-мм гаубицей. Для решения этой задачи были привлечены 2 конструкторских бюро: СКБ Ленинградского Кировского завода под общим руководством Ж.Я. Котина (старшим группы проектировщиков был Н.Л. Духов) и инженеры артиллерийского АОКО (завод №172 им. Молотова) во главе с Н.В. Куриным. На разработку проекта было отведено всего несколько дней. Конструкторы были переведены на казарменное положение и работали по 16-17 часов сутки. Буквально за две недели проект был готов и уже в феврале 1940 г. был изготовлен опытный образец, получивший обозначение У-1. По первоначальному проекту предусматривалось установить в башне КВ 152-мм гаубицу обр. 1909/30 года. В дальнейшем от этой артсистемы отказались в пользу гаубицы М-10 обр. 1938/40 года. Проект установки гаубицы М-10 в танк КВ имел обозначение «402» или МТ-1. Ведущими инженерами по установке артиллерийской системы были Н.Н. Ильин и Г.Н. Рыбин. Для установки такой громоздкой артсистемы потребовалось разработать новую башню больших размеров. Погон новой большой башни, был равен погону стандартной (малой) башни КВ. Только в начале 1941 года танки стали называть КВ-1 и КВ-2. До этого их называли «танк с малой башней» и «танк с большой башней».
×

КВ-2 в первоначальном варианте с большой башней. Именно такие участвовали в прорыве линии Маннергейма.

КВ-2 предназначался для прорыва сильно укрепленных оборонительных полос (разрушения стрельбой прямой наводкой дотов и дзотов), для усиления подразделений, вооруженных легкими и средними танками.
Первую установку МТ-1 смонтировали на опытном танке, вместо малой башни. Уже 10 февраля были проведены испытания танка боевой стрельбой на траншейном стенде прямо на территории завода. Эксперимент прошел удачно, танк не опрокинулся, а двигатель завелся с первой попытки.
Кроме гаубицы, КВ-2 был вооружен еще и тремя 7,62-мм танковыми пулеметами ДТ (спаренный с гаубицей; в шаровой опоре кормовой стенки башни; в лобовом листе подбашенной коробки слева от механика-водителя). Гаубица имела по тому времени сравнительно высокие показатели. Ее бронебойный снаряд (морская граната) массой 52 кг с начальной скоростью 436 м/с пробивал броневую плиту толщиной 72 мм на дистанции 1500 м под углом встречи 60°. Для стрельбы по железобетонным укреплениям имелся бетонобойный снаряд массой 40 кг с начальной скоростью 530 м/с. Углы наведения гаубицы по горизонтали 360°, по вертикали от -5° до +12°.

Постановлением Правительства СССР от 28 мая Кировскому заводу предписывалось начать серийный выпуск КВ-2. В ноябре 1940 года в производство запустили танк с так называемой «пониженной башней». По сравнению с МТ-1 новая башня, вооружённая все той же 152-мм гаубицей и получившая обозначение МТ-2, имела меньшие габаритные размеры и была проще в изготовлении. В кормовой части башни в шаровой установке крепился 7,62-мм пулемёт ДТ. Для демонтажа орудия в задней стенке башни имелся люк, который использовали также для погрузки боеприпасов, посадки и высадки экипажа. Была изменена маска пушки. В результате переделок массу танка удалось снизить на две тонны. Танк получил стандартные наружные топливные баки, новую радиостанцию и систему внутренней связи для четырех членов экипажа.

С ноября 1940 и до июля 1941 года было построено 167 танков КВ-2 с «пониженной башней». В танковых частях Красной армии танки появились в конце 1940 г. К 1 декабря насчитывалось 24 машины, причём большинство из них в Прибалтийском военном округе. КВ-2 использовались в качестве танков поддержки и тяжёлых самоходных установок. Малочисленность танков заставляла передавать их в ведение командования механизированных корпусов. Гораздо реже КВ-2 использовались на дивизионном или полковом уровне. На начало июня в войсках находилось уже 134 танка, подавляющее число которых (89) приходилось на Киевский Особый военный округ (КОВО), но в эксплуатации при этом было не более десятка КВ-2.

Для немцев встреча с КВ-2 стала настоящим шоком. Вот что записал в своем дневнике командир 11-го танкового полка (6-я танковая дивизия 4-й танковой группы) 25 июня 1941 года:
«С утра 2-й батальон 11-го танкового полка совместно с группой фон Шекендорфа наступали вдоль дороги, обходя болото справа. Весь день части отражали постоянные атаки русской 2-й танковой дивизии. К сожалению, русские 52-тонные тяжелые танки показали, что они почти нечувствительны к огню наших 105-мм орудий.
Несколько попаданий наших 150-мм снарядов также оказались неэффективны. Тем не менее, в результате постоянных атак танков Pz Kpfw IV большая часть танков противника была выбита, что позволило нашим частям продвинуться вперед на три километра западнее Дубисы.
Группе «Раус» удалось удержать свой плацдарм, но в полдень, получив подкрепления, противник контратаковал на левом фланге в северо-восточном направлении на Расеняй и обратил в бегство войска и штаб 65-го танкового батальона. В это время русский тяжелый танк перерезал путь, связывавший нас с группой Раус, и связь с этой частью отсутствовала в течении всего дня и последующей ночи. Для борьбы с танком была направлена батарея 88-мм зенитных орудий. Атака оказалась такой же неудачной, как и предыдущий бой с батареей 105-мм гаубиц. Ко всему прочему, попытка нашей разведгруппы подобраться к танку и сжечь его зажигательными бутылками провалилась. Группе не удалось подобраться на достаточно близкое расстояние из-за сильного пулеметного огня, что вел танк».

Гаубица М-10Т, установленная на КВ-2, посылала 52-килограммовые снаряды с начальной скоростью 436 м/с. Для стрельбы применялись только фугасные снаряды ОФ-530 с уменьшенным зарядом Ж-536. Теоретически допускалось применение морского полубронебойного снаряда образца 1915/28, но он применялся только во флоте и на складах РККА отсутствовал, поэтому отсутствовал и в боеукладке КВ-2. Стрельба бетонобойными снарядами от полевой гаубицы М-10 категорически запрещалась о чем было специально указано в руководстве службы танка КВ-2. Связано это было с тем, что при выстреле из-за более высокого импульса отдачи у танка могла заклинить башню. Тем не менее, в обстановке хаоса первых дней Великой Отечественной применялись любые 152-мм снаряды, которые были под рукой, в том числе и бетонобойные. Об использовании танкистами бетонобойных снарядов вспоминал в своей книг и маршал Жуков.

Беторобойный снаряд имел взрыватель, срабатывающий с замедлением, что позволяло снаряду проникнуть в толщу бетона. Попадая же в башню танка, он еще до разрыва своей массой почти в полсотни килограммов просто срывал ее, отбрасывал в сторону.
Вот как вспоминал о применении КВ-2 танкист-фронтовик Григорий Иванович Пэнэжко:
“…По земле прошел глухой гул, и на окраине села Ситна показались громадные бронированные машины непривычной ярко-желтой окраски. Сверкая языками выстрелов, они медленно катились в нашу сторону. “Рейнметалл”! — догадался я, вспомнив силуэты немецкого танка в альбоме училища. — Тяжелый, пушка семьдесят пять, прямой выстрел восемьсот, броня сорок…” Да, лобовую броню такого танка 45-мм пушка нашего БТ вряд ли возьмет… Но отступать было некуда. — Приготовиться! Огонь! — бросил я механику и прильнул к прицелу. Надеясь опередить, навожу перекрестие на ребристую башню, нажимаю педаль спуска. Раздается гром выстрела. В полз зрения прицела вместо башни клубится облако дыма. “Что за наваждение? Куда же девался танк? — думаю я. — И почему так туга педаль? Гляжу под ноги — о ужас! Под педалью спуска застряла гильза снаряда. Значит, это не я стрелял?” Выглядываю из люка. На том месте, где стоял немецкий танк, дымится черное пятно и валяются исковерканные листы брони, а позади уверенно разворачивается вправо громадная башня нашего КВ. Вот, оказывается, кто стрелял! Тем временем КВ занялся очередной вражеской машиной. Выстрел, взрыв — и слетает еще одна башня, разваливается корпус. Из-за гребня раздается выстрел. Броня смельчака брызжет снопом искр, а снаряд рикошетом фурчит над нашими голосами. В ответ выстрел KB — и еще один тяжелый немецкий танк качнулся, присел и как будто крякнул от удивления…”
Единственное, немцы могли противопоставить русским Голиафам были 88-мм зенитки Flak 18 и Flak 36. Но основные потери танков, были потери по техническим причинам. Так 41-я танковая дивизия из 31 КВ-2 к 6 июля 1941 года потеряла 22 танка. Из них только 5 танков было подбито. Остальные машины были потеряны по техническим причинам или брошены из-за недостатка топлива.
С 1940 по 1943 год было выпущено 4775 танков KB всех модификаций. Из них КВ-2 составили лишь 434 штуки. Последние экземпляры были собраны в блокадном Ленинграде. Они воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, сначала в составе танковых бригад смешанного состава, потом в составе отдельных гвардейских танковых полков прорыва. До 1945 года дожило совсем мало KB, использовавшихся в качестве боевых танков. В основном, после демонтажа башни, они служили как эвакуационные тягачи.
В последний раз танк КВ-2 вступил в бой в 1945 году. Это был КВ-2 захваченный немцами и использованный ими при обороне Кенигсберга. КВ-2 в немецких войсках получил обозначение Panzerkampfwagen KV-II 754®

chert-poberi.ru

Советский танк КВ-2 №Б-4754, подбитый в бою за город Остров [2] — фото

Главная » Война » Восточный фронт » Начало войны с СССР » Советский танк КВ-2 №Б-4754, подбитый в бою за город Остров [2]

Советский танк КВ-2 №Б-4754, подбитый в бою за город Остров [2]

4 сентября 2009 Добавил admin 28 комментариев

Танк КВ-2 из состава 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии 1-го механизированного корпуса, подбитый в бою за город Остров 5 июля 1941 года. На броне следы от многочисленных попаданий, правый борт разворочен крупнокалиберным снарядом, ствол орудия пробит. На броне — погибший танкист.

Серийный номер машины Б-4754. В сохранившихся актах на списание о танке КВ-2 №4754 говорилось следующее: «Танк был подбит – перебита гусеница, которая свалилась. Снарядом пробита боковая бронь трансмиссии и повреждены тяги управления и бортовые фрикционы, движение танка было невозможно. Так как подбитые и горевшие танки забили проездную часть моста, отход был невозможен ввиду подбитого управления танка и свалившийся гусеницы, и танку не было возможности развернуться. Командир батальона дал приказание выйти из танка, а сам остался в машине для выведения танка из строя. Дальнейшая судьба капитана Русанова до сих пор не известна, остальной экипаж вернулся в часть. Поле боя немедленно было занято противником и эвакуация оставшейся машины с поля боя стала невозможна.»

По данным ОБД «Мемориал», капитан Иван Иванович Русанов из 6-го танкового полка погиб 5 июля 1941 года. С большой долей вероятности погибший танкист на броне танка есть И.И. Русанов.

Экипаж:
— командир машины капитан Русанов;
— механик-водитель Живоглядов;
— командир орудия Осипов;
— радист Волчков;
— Заряжающий Ханцевич.

С 1 июля 1941 года 3-я танковая дивизия 1-го механизированного корпуса (до расформирования корпуса 17.08.1941) вела бой за город Остров Псковской области.

Категория: Начало войны с СССР, Лучшее, Павшие в бою, Танки КВ-2

Информация о фото

  • Место съемки: Остров, Псковская область
  • Время съемки: июль 1941

Оригинал

Поделиться:

Похожие фотографии

Предыдущее фото  | Следующее фото

waralbum.ru

Танки КВ-2 — фото | Военный альбом 1941-1945

Главная » Техника » Танки и САУ » Танки и САУ СССР » Танки КВ-2

Фотографии в категории «Танки КВ-2»

КВ («Клим Ворошилов») — семейство советских тяжелых танков 1940—1943 годов. В этой категории представлен КВ-2 — модификация КВ-1, вооруженная 152-мм гаубицей, предназначенная для разрушения долговременных линий обороны и ДОТов. Легко отличима по выской и массивной башне. Вскоре после начала Великой Отечественной войны производство КВ-2 было прекращено.

Танки КВ-2, Прочее из оккупации СССР &raquo

Советский тяжелый танк КВ-2 выпуска ноября—декабря 1940 года из 8-й танковых дивизий 4-го механизированного корпуса 6-й армии Юго-Западного фронта, брошенный у села Городжев Львовской области из-за неисправности двигателя. Немецкими солдатами танк был сожжен.

Начало войны с СССР, Танки КВ-2, Жизнь немецких войск &raquo

Советский тяжелый танк КВ-2 из 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии 1-го механизированного корпуса Северо-Западного фронта, подбитый 5 июля 1941 года в бою за город Остров.
Машина выпуска июня 1941 года, серийный № Б-4754. В сохранившихся актах на списание о танке КВ-2 №4754 говорилось следующее: «Танк был подбит – перебита гусеница, которая свалилась. Снарядом пробита боковая бронь трансмиссии и повреждены тяги управления и бортовые фрикционы, движение танка было невозможно. Так как подбитые и горевшие танки забили проездную часть моста, отход был невозможен ввиду подбитого управления танка и свалившийся гусеницы, и танку …

Начало войны с СССР, Танки КВ-2, Немецкие наземные войска, Жизнь немецких войск, Автомобили Германии &raquo

Советский тяжелый танк КВ-2 из 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии 1-го механизированного корпуса Северо-Западного фронта, подбитый 5 июля 1941 года в бою за город Остров.
Машина выпуска июня 1941 года, серийный № Б-4754. В сохранившихся актах на списание о танке КВ-2 №4754 говорилось следующее: «Танк был подбит – перебита гусеница, которая свалилась. Снарядом пробита боковая бронь трансмиссии и повреждены тяги управления и бортовые фрикционы, движение танка было невозможно. Так как подбитые и горевшие танки забили проездную часть моста, отход был невозможен ввиду подбитого управления танка и свалившийся гусеницы, и танку …

Начало войны с СССР, Танки КВ-2 &raquo

Советский танк КВ-2, завязший в грязи около Витебского аэродрома. На заднем плане фото виден остов советского самолета, разбитая аэродромная техника и немецкий бомбардировщик Do.17Z.

waralbum.ru

Танк ИС-2 — фото, видео, история создания

Представляю Вам Walkaround танка ИС-2, находящегося в Парке Победы города Ульяновска.

Несомненно, одним символов победы в Великой Отечественной Войне, наряду с танком Т-34, стал советский тяжелый танк ИС-2. Он был разработан в конце 1943 года на Челябинском Кировском Заводе (ЧКЗ). Его создали на базе опытной машины КВ-13, которой планировали заменить танки КВ и Т-34. На испытания представили два образца, первый вооруженный 76-мм пушкой ЗИС-5, второй со 122-мм танковой гаубицей У-11. В целом, испытания прошли удачно, но остался ряд вопросов по ходовой части и вооружению. Изучая итоги Курской битвы, директор и главный конструктор завода №100 Ж.Я. Котин, обратил внимание, что наиболее успешно с новейшими немецкими тяжелыми танками «Tiger» боролась 122-мм пушка А-19. Он обратился, с вопросом о возможности установки на новую машину данного орудия, к его разработчику — известному советскому артиллерийскому конструктору Ф.Ф. Петрову. На что, в сентябре 1943 года, получил письмо о возможности установки на танк артиллерийских систем калибром 107-мм, 122-мм и 152-мм. Для вооружения новой машины Ж.Я. Котин выбрал 122-мм пушку А-19. Ее доработали, оснастили дульным тормозом изначально Т-образным, затем двухкамерным, немецкого типа. В последствии, на серийные машины стали ставить дульный тормоз конструкции завода №9. Орудие было запущено в производство под обозначением Д-25. Пушка получилась очень мощной с высокой пробивной способность, она также имела высокую кучность боя. После Государственных испытаний, проходивших в октябре-ноябре 1943, и завершившихся с положительной оценкой, объект 240, Постановлением ГКО №4479сс от 31 октября 1943 года, был принят на вооружение под обозначением ИС-2. Серийное производство машин началось в ноябре 1943г. Первые боевые столкновения ИС-2 с противником произошли в начале 1944 года, во время боев, на завершающем этапе, по освобождению правобережной Украины. Он активно применялся в ходе боев 1944-1945 гг. ИС-2 включали в Отдельные гвардейские тяжелые танковые полки (ОГвТТП) и применяли для прорыва хорошо укрепленных позиций противника, также ИС-2 использовали при штурме городов. Во время боев на городских улицах танк, вместе с пехотой, использовался в составе штурмовых групп. Можно отметить, что ИС-2 полностью оправдал свое назначение танка прорыва. Он обладал высокой огневой мощью 122-мм пушки, имел хорошее бронирование, высокую живучесть и ремонтопригодность. За время производства танка, с декабря 1943 года по июнь 1945-го, было выпущено 3475 машин.

Технические характеристики танка ИС-2:
Длина корпуса 6770 мм
Длина с пушкой вперёд 9830 мм
Ширина 3070 мм
Высота 2730 мм
База 4270 мм
Клиренс 470 мм
Боевая масса 46 т
Скорость по шоссе 37 км/ч
Скорость по пересечённой местности 24 км/ч
Запас хода по дороге 250 км
Запас хода по бездорожью — 210 км
Экипаж 4 чел.
Вооружение:
Нарезная пушка Д-25Т
Калибр пушки 122 мм
Длина ствола пушки 48 калибров
Боекомплект пушки 28 выстрелов
Пулемёты:
2х7,62мм ДТ боекомплект 2520 патронов
1×12,7мм ДШК боекомплект 250 патронов

Фото танка ИС-2 сделаны 5 июня 2013 года. Надеюсь, данный материал будет полезен при постройке модели танка ИС-2, например, недавно вышедшей, в масштабе 1:72, от российской фирмы «Звезда». 23 июня и 22 июля 2013 года были проведены дополнительные измерения узлов, в частности кормовой части машины. Они так же выложены в соответствующей рубрике — «Эскизы-схемы-измерения».

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

Часть 4.

hobby-models.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *