Битва на Косовом поле. Как Милош Обилич убил турецкого султана (1382 год)

Милош Обилич убивает султана

Во второй половине XIV века Османское государство начало завоевание Балкан. В 1366 году болгарский правитель Шишману III признал свою вассальную подвластность от владыки Стамбула. Следом удары османов приняла на себя и Сербия. Первое время она удачно оборонялась. В 1387 году в ожесточенном бою на реке Топлице разгромила войска султана Мурада I.

Однако султан быстро оправился от понесенного разгрома: его войска казались неисчерпаемыми и громадная армия осман снова вторглась в Сербию. Решающее сражение произошло 15 июля 1389 года на Косовом поле. В рядах армии князя Лазаря, которая намного уступала по численности противнику, вместе с сербами сражались и боснийцы, хорваты, болгары, албанцы и валахы.

Косово поле является гигантской горной котловиной. Ее пересекает изгибистая река Лаб с крутыми берегами которая впадает в Ситницу у которой берега заболоченные. Поле имело множество пологих глинистых холмов. Князь Лазарь выстроил свое войско за рекой Лаб, поперек долины. Отборные дружинники сербских юнаков стали на правом фланге упиравшийся в реку Ситница. На левом фланге, рядом с горами, расположились отряды боснийцев.

Сражение началось с массированной атаки османов. Проблемным для них был переход через Лаб по узкому броду. В ходе побоища множество турков нашли себе погибель в ее водах. Начало сражения никак не говорило о том, что армию султана Мурада ожидает победа.

В сербском эпосе «Милица» (имя  жены князя Лазаря) сообщаются имена юнаков, особенно отличавшихся в Косовском побоище. Среди них: Юг-Богдан, отец Милицы, и 9 его сыновей, Страхиня Банович, Косанчич и воевода Милош Обилич.

Султан Мурад подключал в дело все свежие и свежие полки: он имел в своем распоряжении многотысячные резервы, которые его враг уже израсходовал. Основной удар османы наносили на то крыло позиции неприятеля, где находились сербские рыцари-юнаки. Собственно там весь день и шла самая безжалостная сеча. Боснийцы, зревшие это, так и не помогли истекающим кровью сербам.

Когда победа начала склоняться в сторону османского оружия, воевода Милош Обилич (по другой версии Милош Кобилич) принял решение совершить подвиг самопожертвования. Он хотел во что бы не стало дать сербам победу. Безоружным он пришел в султанскую ставку и сообщил главному его визирю, что намерен служить повелителю и что примет Ислам. Визирь, располагал сведениями о воеводе (знал его имя) и поэтому доложил о «визите» султану Мураду. Тот в свою очередь захотел лично увидеть знатного перебежчика в своем шатре.

Далее все произошло приблизительно так, как повествуется в фэрмэне (указе) сына Мурада, Баязида по прозвищу «Елдырым» (Молния), взошедший на османский трон благодаря ниже описанному:

«…Вдруг абсолютно нежданно некто Милош Кобилич, с хитростью и притворством сообщил, что он принял ислам, прося принять его в состав победоносной армии. И в тот миг когда он был допущен поцеловать ногу великого султана, вместо того чтобы это исполнить, бесстрашно направил он в славное тело пресветлого государя отравленный нож, который был спрятан в рукаве, и, нанес им тяжелую рану, напоил его болезненным шербетом…»

История точно не знает как погиб сам Милош Обилич. Скорее всего его изрубили сразу же на месте султанские телохранители, или был казнен после.

Однако расчеты пожертвовшего собой воеводы не оправдались: весть об убийстве султана не внесла замешательства в ряды вражеской армии. Сын султана Баязид, который сразу же объявив себя султаном, взял командование на себя и довел Косовское сражение до победного конца. Турки смогли, применив свой численный перевес, притиснуть сербов князя Лазаря к берегу реки. Окончательно его сгубило предательство: Вук Бранкович со своим отрядом позорно сбежал с поля боя, а бойцы Бошковича так и простояли на поле в пассивности, дожидаясь от своего воеводы сигнала…

oeru.ru

Обилич Милош: подвиг сербского героя

Сербский национальный герой Обилич Милош прославился своим подвигом во время битвы на Косовом поле. Из-за недостатка документов, касавшихся его эпохи, многие факты его биографии неизвестны.

Личность Обилича

Серб Обилич Милош посвятил свою жизнь ратному делу. Точная дата его рождения неизвестна. Он жил во второй половине XIV века, когда его родная страна оказалась под ударом Османской империи. Это государство становилось все большей угрозой для жителей Балкан. Прежде щитом между Востоком и Западом служила Византийская империя. Когда Обилич Милош стал рыцарем (юнаком), это государство было уже безнадежно ослаблено. Византия должна была пасть – это был только вопрос времени.

Османы же, не дожидаясь захвата Константинополя, начали покорять государства, расположенные на Балканском полуострове. Первым в 1366 году свою зависимость от султана признал болгарский царь Шишман III. Затем последовала очередь Сербии. В это время Обилич Милош служил рыцарем у князя Лазаря.

В 1387 году состоялась первая серьезная битва между сербами и турками. Сражение произошло на берегу реки Топлицы. Славянам удалось победить вражескую армию. Однако угроза повторного нашествия никуда не делась.

Турецкое нашествие

Средневековая история Сербии полна междоусобицами и войнами феодалов между собой. Они (баны) упорно враждовали между собой, оспаривая первенство в стране. Внутренние войны мешали государству сплотить свои силы для решающей войны против настоящей угрозы – Османской империи. Для славян признание зависимости от султана могло стать фатальной катастрофой. Турки отличались не только по национальному признаку, они также были мусульманами, что не сулило ничего хорошего сербской православной церкви и всему менталитету народа.

Турецкий султан Мурад I быстро восстановил свои силы после поражения на реке Топлице. Ему принадлежали людские и природные ресурсы всей Малой Азии. Раздробленная Сербия была заметно слабее по сравнению с его мощью. Летом 1389 года турецкая армия вновь вторглась в славянское княжество. Решающая битва произошла 15 июля на Косовом поле. Среди защитников своего Отечества был и Милош Обилич. Биография этого рыцаря до того времени оставалась малоизвестной. Но именно на Косовом поле он обессмертил свое имя.

Битва на Косовом поле

Войско князя Лазаря построилось на берегу реки Лаб. Эта водная артерия пересекала Косово поле, на противоположном конце которого оказалась османская дружина. В войске сербов были также боснийцы и представители некоторых других малых балканских народов. Позже они предадут Лазаря, что завершит его разгром.

До этого дня история Сербии еще не знала таких судьбоносных сражений. Даже когда ее народ находился в зависимом положении от Византии, это было только на пользу нации, так как именно греки даровали им грамотность и многие культурные реалии. Турки же могли просто уничтожить сербов.

Армия султана Мурада свой главный удар направила на правый фланг, где находились лучшие славянские воины. Был среди них и Милош Обилич, годы жизни которого прошли в постоянных сражениях и сечах.

Убийство султана

Поначалу сербы успешно отбивали атаки османов. Однако султан продолжал вводить в бой все новые резервы, которых у славян не было из-за недостатка людей. Постепенно турки начали теснить своих врагов.

Обилич, понимая, что поражение станет катастрофой для Родины, решился на отчаянный поступок. Он сдался туркам. Юнака привели в шатер султана, чтобы тот поклялся ему в верности. Обилич сказал, что принял ислам и захотел служить Мураду. В знак свой покорности серб должен был поцеловать ступню султана. Однако в решающий момент безоружный Мило Обилич внезапно выхватил из своего рукава отравленный кинжал. Последовал смертоносный удар, который отнял жизнь Мурада.

Поражение славян

Серб надеялся, что гибель государя внесет сумятицу в ряды османов. Однако этого не произошло. В решающий момент турки узнали о том, что их армию возглавил сын султана Баязид. Сражение продолжилось в том же темпе. Сербы потерпели поражение. Они были разгромлены еще и из-за предательства некоторых бежавших феодалов и боснийцев.

Поражение на Косовом поле остается главной национальной катастрофой для всего этого южнославянского народа. После битвы сербы оказались беспомощны перед турецкой экспансией. Преемники Мурада постепенно отнимали у княжества свободы и в XV веке окончательно присоединили его к Османской империи.

Милош Обилич в историографии известен как величайший герой своего народа, решивший пожертвовать собой ради призрачной надежды на поражение захватчиков. Точно неизвестно, как он погиб, остается лишь догадываться. Либо телохранители изрубили его на месте, либо рыцаря казнили позднее после многочисленных садистских пыток.

Орден дракона

Интересно, что сербский фольклор также приписывает Обиличу создание рыцарского ордена Святого Георгия. В него входили двенадцать лучших воителей страны. Символом закрытого общества был щит с изображением яркого солнца. Другим отличительным знаком ордена стал дракон, которого рисовали на шлемах.

Есть несколько точек зрения о дальнейшей судьбе организации после трагической гибели Обилича. Все рыцари ордена находились на поле брани и погибли в сече. Выжил только один соратник Милоша – Стефан Лазаревич. Израненного, его чудом отправили домой. Позже он отправился на службу к венгерскому королю Сигизмунду. Рыцарь надеялся, что соседний монарх поможет сербам в их борьбе против Османов. В начале XV столетий Сигизмунд воссоздал орден Дракона по образу того сообщества, которое существовало при Обиличе. Вопрос о его правопреемственности остается дискуссионным.

fb.ru

МИЛОШ ОБИЛИЧ (КОБИЛИЧ). 100 великих героев

МИЛОШ ОБИЛИЧ (КОБИЛИЧ)

Сербский воевода. Герой битвы на Косовом поле.

История сохранила не много сведений о национальном герое сербского народа юнаке (рыцаре) Милоше Обиличе, который положил свою жизнь на жертвенный алтарь отечества. Даже его прозвище трактуется и как Обилич, и как Кобилич. Его родословная туманна, достоверно известно лишь то, что за свою воинскую доблесть он стал достаточно известным воеводой у князя Сербии Лазаря. По крайней мере, имя юнака было памятно великому визирю Османской державы и многим турецким военачальникам.

…Во второй половине XIV столетия Оттоманская держава приступила к завоеванию Балкан. В 1366 году болгарскому царю Шишману III пришлось признать свою вассальную зависимость от правителя Стамбула. Затем удары османов приняла на себя Сербия. Первое время она успешно защищалась и в 1387 году в ожесточенной битве на реке Топлице нанесла поражение армии султана Мурада I. Князь Лазарь нашел тогда себе перед общей опасностью союзника в лице боснийского царя Твртко I. Но в самой Сербии не было единства: местные баны (князья) не уставали враждовать друг с другом.

Султан Мурад быстро оправился от понесенного поражения: его воинские силы казались неисчерпаемыми. Огромная османская армия вновь вторглась в Сербию. Решающая битва произошла 15 июля 1389 года на Косовом поле. В рядах войска князя Лазаря, намного уступавшему по численности вражескому, рядом с сербами сражались отряды боснийцев, хорватов, болгар, албанцев и валахов.

Косово поле представляет собой гигантскую горную котловину. Ее пересекает извилистая, в крутых берегах река Лаб, впадающая в Ситницу, имевшую тогда заболоченные берега. Поле имело немало пологих глинистых холмов. Князь Лазарь построил свое войско за Лабом, поперек долины. Отборные дружины сербских юнаков встали на правом фланге, который упирался в Ситницу. На левом, у гор, расположились боснийцы.

Битва началась с массированных атак турок. Трудность для них заключалась в том, что им приходилось переходить Лаб по неширокому броду. В ходе сражения немало османских воинов нашло себе гибель в ее водах. Начало схватки не говорило о том, что армию султана Мурада ждет победа на Косовом поле.

В сербском эпосе «Милица» (так звали жену князя Лазаря) называются имена юнаков, особенно отличившихся в Косовской битве. Среди них: Юг-Богдан, отец Милицы, и девять его сыновей, Страхиня Банович, Косанчич и воевода Милош Обилич.

Султан Мурад вводил в дело все новые и новые войска: он имел многотысячные резервы, которые его противник уже исчерпал. Главный удар турки наносили на то крыло позиции противника, где стояли сербские рыцари-юнаки. Именно там весь день шла самая жестокая сеча. Боснийцы, видевшие это, так и не подали истекающим кровью сербам союзнической помощи.

Когда победная чаша весов стола склоняться в сторону турецкого оружия, воевода Милош решил совершить подвиг самопожертвования, только бы дать сербам победу. Безоружный, он явился в султанскую ставку и заявил великому визирю, что готов служить его властелину. Визирь, знавший имя княжеского воеводы, доложил о «визите» обрадованному султану Мураду. Тот пожелал лично видеть знатного перебежчика в своем шатре.

Дальше все происходило примерно так, как повествуется в указе — фирмане сына Мурада, Баязида по прозвищу «Молния», который взошел на оттоманский престол благодаря описанному:

«…Вдруг совершенно неожиданно некто Милош Кобилич, с лукавством и притворством сказал, что он принял ислам, умоляя принять его в ряды победоносного войска. И когда был допущен поцеловать ногу светлого государя, вместо того чтобы это исполнить, неустрашимо направил он в славное тело пресветлого царя отравленный нож, спрятанный в рукаве, и, нанесши им тяжелую рану, напоил его мученическим шербетом…»

Истории неизвестно, как погиб сам Милош Обилич. То ли он был изрублен на месте султанскими телохранителями, то ли казнен после нечеловеческих пыток.

Расчеты воеводы не оправдались: весть о гибели султана Мурада не внесла замешательства в ряды вражеского войска. Баязид, объявивший себя султаном, взял командование в свои руки и довел Косовскую битву до победного завершения. Турки сумели, используя свое численное превосходство, прижать сербов князя Лазаря к речному берегу. Окончательно же его погубила измена: Вук Бранкович вместе со своим отрядом позорно бежал с поля брани, а воины Бошковича так и простояли на поле в бездействии, ожидая от своего воеводы сигнала…

В сербском народном эпосе об исторической битве на Косовом поле есть такие скорбные слова:

Рать на рать ударила, сразилась.

У обеих их цари погибли.

Кое-что осталось от турок,

А от сербов если и осталось —

Раненые, мертвые остались.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Глава 5.2

Каково было положение дел в Сербии на момент начала османской агрессии?

В правление сына Душана, царя Уроша, держава Неманичей фактически распадается на ряд владений, правители которых перестают считаться с центральной властью и ведут междоусобную борьбу, составляя различные коалиции и перекраивая границы. Уже в 60-х гг. отделились Эпир и Македония. В Эпире обосновался брат Душана с титулом царя сербов, греков и всея Албании, а в Македонии, оттеснив Душанову вдову (сестру болгарского царя), власть захватили братья Мрнявчевичи: король Вукашин и деспот Углеша. Одновременно происходит возвышение рода Балшичей в Зете, а в центральных областях — жупана Николы Алтомановича и князя Лазаря Хребеляновича. В 1369 г. Никола и Лазарь совместными усилиями предприняли попытку лишить власти Мрнявчевичей (сражение состоялось на Косовом поле), которая, однако, не увенчалась успехом — король и деспот сохранили свои позиции.

Ослабление Сербского царства пришлось на время, когда на Балканском полуострове появились османы. Овладев Фракией, они стали угрожать владениям братьев Мрнявчевичей. В 1371 г. разыгралось одно из решающих событий на Балканском полуострове — битва на р. Марице, где войска Мрнявчевичей потерпели поражение, а оба брата погибли. Политическим итогом битвы явился раздел македонских земель между сербскими и греческими магнатами и признание наследником Вукашина, королем Марко, вассальной зависимости от султана. После гибели Мрнявчевичей на политической арене Сербии главными действующими лицами становятся Никола Алтоманович и князь Лазарь, которые из союзников превращаются в соперников.

Лазарь одержал решающую победу в 1373 г. и превратился в самого богатого из сербских правителей, поскольку под его контролем оказались крупнейшие центры горного дела средневековой Сербии — Ново-Брдо и Рудник. Правда, первое время сербский князь вынужден был считаться с притязаниями венгерского короля, признавая вассальную зависимость от Лайоша I, однако после кончины последнего вполне освободился. Лазарь сосредоточил в своих руках власть над землями в северной и центральной частях страны и поддерживал мирные отношения с правителями южных (Вук Бранкович) и приморских областей. В 1386 г. князь Лазарь и боснийский король Твртко совместными усилиями нанесли туркам серьезное поражение, однако успех оказался непрочным.

Продолжение следует.

Внизу – боснийские земли во времена правления Твртко I.

Сербские государства, образовавшиеся после распада Сербского царства накануне османского вторжения:

Османские войска султана Мурада I развивали наступление на сербские земли после побед при Черномене( 1371) и при Савре ( 1385). Им противостояла коалиция сербских и албанских князей под предводительством князя Лазаря Хребеляновича. Сражение произошло в центральной части сербских земель — в Косове.

Битва на Косовом поле (серб. Косовска битка или бој на Косову; тур Kosova Meydan Muharebesi) — крупное сражение, состоявшееся 15 июня 1389 года между объединёнными войсками Сербии и Боснийского королевства с турецкой армией султана Мурада I. Битва состоялась на Косовом поле, в 5 километрах от современной Приштины. Численность турецких войск составляла около 27—40 тысяч человек. Среди них 2—5 тысяч янычар, 2500 всадников личной гвардии султана, 6 тыс. сипахов, 20 тысяч азапов и акынджи, и 8 тысяч воинов вассальных государств.

Армия Лазаря насчитывала 12—33 тыс. воинов. 12—15 тыс. человек находились под непосредственным командованием Лазаря, 5—10 тыс. под командованием Вука Бранковича, и примерно столько же воинов под командованием боснийского вельможи Влатко Вуковича. В сербской армии находился отряд рыцарей-госпитальеров, а также рыцари из Польши и Венгрии.

Таким образом,сербская армия князя Лазаря Хребеляновича вместе с отрядами, посланными правителем Боснии Твртко I, а также валашскими, болгарскими, хорватскими и албанскими дружинами противостояла численно превосходящей османской армии Мурада I. Мурад I возглавил турецкие войска, принц Баязид командовал правым флангом, принц Якуб — левым. Около 1000 лучников расположились на флангах впереди построения. В центре находились янычары, за которыми в окружении гвардии располагался сам султан.

Центром сербской армии командовал сам князь Лазарь, Вук Бранкович командовал правым флангом, Влатко Вукович — левым. По всему фронту сербской армии расположилась тяжёлая конница, на флангах — конные лучники.

Сербские и турецкие источники дают противоречивые данные о ходе сражения, поэтому реконструкция боя представляет трудности для историков. Битва началась с обстрелом турецкими лучниками сербских позиций и атакой сербской тяжёлой конницы, клином врезавшейся в турецкие позиции. Прорвав левый фланг османов, сербы не добились успеха в центре и на правом фланге турок. Тем не менее правое крыло турецкой армии под командованием Якуба понесло тяжёлые потери. Вскоре лёгкая турецкая кавалерия и пехота контратаковали закованных в броню сербских всадников и опрокинули их.

В начале боя султан был убит. По некоторым данным его убил православный рыцарь Милош Обилич, который, выдав себя за перебежчика, проник в шатер султана и заколол того ножом. После гибели султана турецкое войско возглавил его сын Баязид.

Армия сербов была разбита, Лазарь схвачен и казнен, а дочь Лазаря Оливера отправлена в гарем султана. Сербы были вынуждены платить дань туркам и поставлять войско в оттоманскую армию. Сербия превратилась в вассала Оттоманской империи, а в 1459 году была включена в её состав.

Эта битва играет значительную роль в сербском фольклоре, Лазарь и Милош Обилич почитаются как святые православной церковью.

Лазарь Хребелянович (серб. Лазар Хребељановић; 1329 — 28 июня 1389) — последний независимый правитель Сербии( 1370— 1389), святой Сербской православной церкви.

Лазарь происходил не из царского рода; он был женат на Милице, родословную которой часто ведут, чтобы связать Лазаря с Неманичами, от Стефана Первовенчанного. Впервые Лазарь выдвинулся после смерти Стефана Душана, когда Сербское царство распалось на отдельные части и бояре начали ожесточенную борьбу за первенство. На захватившего власть Вукашина поднялись все бояре, в том числе и Лазарь. Он пригласил на помощь Людовика I Венгерского и захватил у Вукашина уделы и власть, а Людовик занял Мачву.

Лазарь не называл себя ни царем, ни королем, но лишь князем, самодержцем всей Сербской земли, и жил в Крушеваце. В 1376 Лазарь добился от византийского патриарха освобождения от наложенного им на Сербию ещё при Стефане Душане проклятия и признания сербского патриархата.

Воспользовавшись смертью Людовика Великого Венгерского, Лазарь отвоевал Мачву с Белградом. Туркам Лазарь платил ежегодную дань, но мечтал избавиться от них, для чего заключил военный союз с Твртко Боснийским и Георгием Кастриотом Албанским.

Когда в 1389 султан Мурад I привел на Косово поле войско, намного превосходившее войско Лазаря, судьба Сербии была решена. Память о Лазаре, погибшем в битве, до настоящего времени сохранилась в сербских народных песнях.

Милош Обилич (серб. Милош Обилић) — легендарный сербский князь. В некоторых источниках его фамилию пишут как Кобилич.

С его именем связана история, довольно необычная для православия, а именно существование православного рыцарского ордена. После тяжелых поражений, которые терпели сербы в войне с Турцией князь Милош Обилич, зять князя Лазаря, учредил рыцарский орден, известный в истории как орден Дракона Св. Георгия.

Его членами стали 12 рыцарей. Символом ордена служил щит с изображением солнца с двенадцатью лучами. Отличительным знаком членов ордена был дракон, изображённый на шлеме. Целью ордена было заявлено уничтожение султана Мурада I. Цель осуществил сам Милош, под видом дезертира пробравшийся в лагерь турок, и заколовший Мурада прямо в его шатре, утром в день битвы на Косовом поле. Милош был замучен по приказу султана Баязида I в тот же день, вместе с сербами, захваченными на поле боя. Из рыцарей ордена после битвы уцелел только Стефан Лазаревич, сын Св. Лазаря, которого удалось переправить в Венгрию к Сигизмунду I Люксембургскому. Сигизмунд возродил Орден Дракона в несколько иной форме. В честь князя назван город, футбольный клуб и стадион в Сербии.

Легендарное Косово поле в наши дни.

Церковь Самодрежа, посвященная Святому Иоанну, в которой войско князя Лазаря последний раз причастилось перед Косовской битвой 1389 (фото 1932):

Газиместан — памятник на месте Косовской битвы. Территориально находится в 15 км от Грачаницы, в 5 км от Приштины на трассе Приштина — Косовска Митровица.

На памятнике выбит Косовский завет князя Лазаря — проклятие всем тем, кто не вышел на Косовскую битву во многих поколениях:

«Ко не дође на бој на Косово,

 Од руке му ништа не родило:

 Ни у пољу бјелица шеница,

 Ни у брду винова лозица!»

С вершины Газиместана видна и гробница султана Мурата, убитого Милошем Обиличем.

Косовская битва нашла огромное и глубочайшее отражение в сербской народной поэзии. Вот лишь некоторые сербские песни о Косовской битве:

МАРКО ПОЗНАЈЕ ОЧИНУ САБЉУ;

ЗИДАЊЕ РАВАНИЦЕ;

КНЕЖЕВА КЛЕТВА;

ЦАР ЛАЗАР И ЦАРИЦА МИЛИЦА;

ЦАР ЛАЗАР СЕ ПРИВОЛЕВА ЦАРСТВУ НЕБЕСКОМ;

КНЕЖЕВА ВЕЧЕРА;

КОСАНЧИЋ ИВАН УХОДИ ТУРКЕ;

КОСОВСКИ БОЈ;

TРИ ДОБРА ЈУНАКА;

МУСИЋ СТЕВАН;

СЛУГА МИЛУТИН;

КОСОВКА ДЕВОЈКА;

СМРТ МАЈКЕ ЈУГОВИЋА.

Сербская православная икона, изображающая битву на Косовом поле 1389 года.

Художественный фильм «Боj на Косову» (1989г.) — современный памятник легендарной битве и безмерному мужеству славянских воинов перед лицом беспощадной турецкой агрессии. Премьера фильма пришлась на 600-летний «юбилей» битвы, которую многие затем стали называть «победой духа», «поражением, угодным Богу».

Косово поле было освобождено от турок только в 1912 году в ходе Первой Балканской войны.

По церковному преданию, в ночь перед битвой князю Лазарю явился ангел и спросил его, что он выбирает — «царствие земное», то есть победу над турками и благополучие Сербии (но только пока он сам будет жить на земле) или мученичество ради Царствия Небесного (а также обещание, что сербский народ до конца времен останется православным). Лазарь ответил, что «земное царство — на миг, а небесное царство — навек» («земаљско је за малена царство, а небеско увек и довека»). Князь Лазарь был пленен, изрублен, а потом обезглавлен. Его мощи были перенесены в монастырь Раваница. Отрубленная голова до сих пор находится в Турции (турки отказываются вернуть ее сербам). По одному из преданий, Сербия возвратит себе былую мощь только тогда, когда голова князя Лазаря вновь соединится с его мощами.

Из записей австрийского посла в Константинополе Бенедикта Курипечича о смерти султана Мурада I:

«Утром Милош (Обилич — прим. переводчика проекта) пришел в султанов шатер, как бы сдаваясь туркам. Султан протянул ему ногу, чтобы тот ее поцеловал. На что Милош сказал: «Недостойно христианина целовать ногу, но сейчас ты получишь свою награду». С этими словами он достал нож и распорол султану живот».

Внизу — картина «Милош Обилич убивает турецкого султана».

Общепринятое мнение — что объединенное славянское воинство потерпело поражение на Косовом поле. Однако против этой позиции возражает исторический аргумент: письмо, написанное общиной Флоренции королю Боснии и участнику Косовской битвы Стефану Твртко:

«Королю Боснии Стефану Твртке I Пресветлый и Христианнейший из Правителей!

Мы получили весть о преславной победе, которую Вашей Светлости подарила несказанная милость Всемогущего и Вечного Бога, с высот надзирающего за стадом своим, о победе, которой веселятся слова письма Вашего, так же и мы, счастливые в душе, вместе с Вашим Величеством безмерно радуемся. Радуемся, несмотря на то, что мы, во всем преданные Вам, уже давно узнали, и по слухам и по многим донесениям, что Вашему Величеству с небес послано торжество победителя, и нам тоже хорошо известно, что пятнадцатого дня минувшего месяца июня в ужасном кровопролитии повержены высокомерная безоглядность и оголтелая гордыня Амурата, поклонника Мухаммедова, который, насильно стремясь захватить власть над царством Фряжским, задумал стереть с лица земли свет христианский и воспоминание об имени Спасителя нашего (а если б мог, то вычеркнул бы его и из книги живых) и который, дерзко посягнув на границы царства нашего, погиб на земле, что зовется Полем Косовым.

… Блаженно поле такой битвы, ибо и спустя много веков оно будет хранить прах погибших как память победы. Блаженно и Королевство Боснийское, которому выпало биться в таком славном бою и одержать такую великую победу по милости Божией. Блажен и день тот, памяти честной и велегласной блаженному Витту Пресвятому мученику, в который и ниспослано было свыше побороть жестокого душмана. Блаженна троекратно и четверократно блаженна та дюжина рыцарей, что пробилась меж отрядами конницы неприятеля и мечами прорубила себе дорогу сквозь ограждение из верблюдов, цепями скованных, и в безудержном натиске прорвалась к шатру Амуратову. Блажен более всех и тот из них, кто умертвил воеводу такого войска мечом, неустрашимо вонзенным в горло и в пах».

Внизу — основанный С. Твртко город Почитель, наши дни.

Примерное расположение турецкого войска и объединённых войск Сербии и Боснийского королевства на Косовом поле.

Красный цвет — сербская армия: левое крыло — Влатко Вукович, чело — князь Лазарь, правое крыло — Вук Бранкович.

Зеленый цвет — турецкая армия: левое крыло — принц (шахзаде) Якуб, чело — султан Мурад I, правое крыло — принц (шахзаде) Баязид.


vetarsabalkana.com

Как Милош Обилич убил турецкого султана

В далёкие Средние века на закате 14 века маленькая, но гордая Сербия не знала своего покоя. Грозная рука Востока в лице турецкого султана Мурада I приступила к захвату Балканских территорий. Болгария первая страна, ставшая на пути султана, сдалась без боя. Следующим на кого Мурад положил глаз, была Сербия. Маленькая страна, раздираемая внутренними противоречиями, казалось, была обречена. Но это не так. Первое противостояние мощной империи с балканской страной произошло в 1387 году на реке Топлице. Право одержать победу в этом сражении осталась за сербами.

Адам Стефанович «Бой на Косове»

Позже через два года султан вновь прибегнул к своей старой цели. Имея огромную империю, вновь собрать армию труда не составляло. Новое вторжение в Сербию не заставило себя ждать. День за днём шли кровавые бои. Решающее сражение состоялась на Косовом поле. В этом месте сербский князь Лазарь используя преимущество местного ландшафта, расположил армию по стратегическому плану. Начало сражения не заставило себя ждать. Поначалу войско султана уступало сербам, но имея за спиной широкие земли, он подтягивал к полю боя всё новые и новые войска.

Как показывает история в ходе ожесточённых боёв найдутся люди, которые готовы пожертвовать собой ради других. В истории участь жертвы выбрал для себя воевода Милош Обилич. Понимая безвыходность ситуации, он придумал, как можно остановить натиск султана – нужно просто его убить. Именно с такой целью отправился воевода к Мураду, предварительно одев на себя маску человека, решившего сдаться в плен самому султану.

Картина Александра Добрича «Милош Обилич»

Вскоре до Мурада I дошла весть о таком госте, как Милош, и не мог отказать себе в его приёме. Встреча произошла для обоих , как нельзя удачно. Для того чтобы признать “власть” султана Милош должен был поцеловать его в ногу. И вот тут подбираясь к грозному султану, Милош вынул из рукава отравленный нож и вонзил в плоть вышестоящего. Что случилось дальше с сербским воеводой неизвестно. В истории про этот роковой эпизод жизни практически ничего неизвестно. По одной из версий он был убит на месте охраной султана. Как бы там ни было, но судьба воеводы была предрешена. А что с Сербией?

Милош Обилич у шатра султана Мурада

Дело в том, что Милош совершая убийство султана, надеялся после его кончины посеять в рядах Османской армии панику и дезорганизацию, но этого не случилось. Сразу после смерти Мурада на его место пришёл новый сутан, который закончил начатое дело. Усилиями Османской армии он загнал князя Лазаря в угол и покончил с ним раз и навсегда.

Несмотря на неудавшуюся задумку Милоша его подвиг как и он сам стали настоящей гордостью для всей Сербии. И несмотря на звание национального героя, о жизни воеводы известно не так уж и много, практически ничего. Однако кое-какие мелочи о нём всё же известны, его фамилия Обилич трактуется ещё как Кобилич. Упоминание о нём также сохранились в произведении “Милица” и в воспоминаниях Баязида, сына султана, о его покушении на отца.

https://zen.yandex.ru/media/hi…

cont.ws

Видовдан

Куда б я не пошел,
Опять сюда вернусь,
Никто из души моей
Не может вырвать Косово…
Из сербской песни «Видовдан»

Есть несколько версий происхождения названия этого праздника, однако, ни одна из них не доказана. По одной из них, корни праздника уходят к дохристианскому периоду истории древних славян, и само название Видовдан знаменует прославление славянского языческого бога Святовита. В другой интерпретации Видовдан — сербское название дня Святого Витта, мученика периода раннего христианства, чья память в православной церкви совершается 15 июня по Юлианскому календарю (28 июня по Григорианскому календарю).

28 июня сербы отмечают национальный праздник «Видовдан» (Видов день) — день, когда в 1389 году произошло знаменитое сражение на Косовом поле.

«Видовдан» отмечался в Сербии и ранее: это был праздник, посвященный языческому богу Виду, однако, вот уже более 600 лет день 28-го июня в сербской памяти связывается исключительно с битвой, в которой сербское войско противостояло в десять раз более сильному неприятелю. Тогда сербское ополчение, ведомое князем Лазарем, все полегло на Косовом поле — однако, и турецкая армия понесла тяжелейшие потери, которые значительно замедлили ее продвижение в Европу.

После Косовской битвы Сербия стала вассалом Турции, а в 1459 году была включена в состав Османской империи. Вместе с тем, после своей «победы» турки повернули назад, приостановив шествие вглубь Балканского полуострова. В христианском мире даже долго ходили слухи о победе сербов на Косовом поле.

Косовское сражение памятно и гибелью турецкого султана Мурада I. Сербский герой Милош Обилич пошел на верную смерть: притворившись перешедшим на сторону неприятеля, он пробрался в турецкий лагерь. После того как Обилича привели в шатер Мурада I, сербский воин ударом кинжала убил султана и погиб сам. Князя Лазаря (которого многие сербы и до сих пор величают своим царем) турки изрубили, а затем отрубили ему голову. Святые мощи Лазаря хранятся в монастыре Раваница в Косово, отрубленная же голова и сегодня находится в Турции — на протяжении веков турки упорно отказываются вернуть ее сербам.

Многие считают, что по этой причине возникло предание о том, что Сербия возвратит себе былую мощь только тогда, когда глава князя Лазаря вновь соединится с его мощами. Кроме этого, существует еще много народных преданий, поверий, связанных с «Видовданом». В Косово рассказывают, что накануне «Видовдана», в глухую пору ночи все реки в одно мгновение начинают течь красные как кровь, потому что очень много воинов в тот день оставили свои жизни на Косовом поле.

В «Видовдан» кукушки перестают куковать — в память о погибших косовских героях. В этот день в Сербии не поют, не играют и не веселятся. В народной песне о Косовской битве гибель сербской державы толкуется следующим образом: накануне битвы князь Лазарь получает с неба от Ангела письмо, в котором ему передано: в завтрашнем бою он одолеет турок, если предпочтет Земное царство, и будет побежден и погибнет, если выберет Царство Небесное. Лазарь выбрал Небесное — и на следующий день проиграл сражение и потерял жизнь.

Легенды и предания, связанные с Видовданом

  • По церковному преданию, в ночь перед битвой князю Лазарю явился ангел и спросил его, что он выбирает — «царствие земное», то есть победу над турками и благополучие Сербии (но только пока он сам будет жить на земле) или мученичество ради Царствия Небесного (а также обещание, что сербский народ до конца времён останется православным). Лазарь ответил, что «земное царство — на миг, а небесное царство — навек» («земаљско је за малена царство, а небеско увек и довека»).

  • Князь Лазарь был пленён, изрублен. а потом обезглавлен. Его мощи были перенесены в монастырь Раваница. Отрубленная голова до сих пор находится в Турции (турки отказываются вернуть её сербам). По одному из преданий, Сербия возвратит себе былую мощь только тогда, когда голова князя Лазаря вновь соединится с его мощами.

  • Согласно легендам, накануне «Видовдана», в глухую пору ночи все реки начинают течь красные, как кровь, потому что очень много воинов в тот день оставили свои жизни на Косовом поле. В «Видовдан» кукушки перестают куковать — в память о погибших косовских героях. В этот день в Сербии не поют и не веселятся.

Из песни «Погибель царства Сербского»:
Милый Боже, как же поступить мне
И к какому прилепиться царству:
Изберу ли Царствие Небесное?
Изберу ли царство земное?
Если ныне выберу я царство,
Выберу я царствие земное,
Краткое есть царствие земное,
Небесное ж Царство будет вечно…

Битва на Косовом поле

Битва на Косовом поле— крупное сражение, состоявшееся 15 июня 1389 года между объединёнными войсками Сербии и Боснийского королевства с турецкой армией султана Мурада I. Битва состоялась на Косовом поле, в 5 километрах от современной Приштины. Несмотря на решительную победу османских войск, сразу же после битвы армия султана спешным маршем направилась к Адрианополю из-за больших потерь. Битва характеризовалась тяжёлыми потерями с обеих сторон.

Османские войска султана Мурада I развивали наступление на сербские земли после побед при Черномене (1371) и при Савре (1385). Им противостояла коалиция сербских князей под предводительством князя Лазаря Хребеляновича. Сражение произошло в центральной части сербских земель — в Косове.

Численность турецких войск составляла около 27—40 тысяч человек. Среди них 2—5 тысяч янычар, 2500 всадников личной гвардии султана, 6 тыс. сипахов, 20 тысяч азапов и акынджи, и 8 тысяч воинов вассальных государств.
Армия Лазаря насчитывала 12—33 тыс. воинов. 12—15 тыс. человек находились под непосредственным командованием Лазаря, 5—10 тыс. под командованием Вука Бранковича, и примерно столько же воинов под командованием боснийского вельможи Влатко Вуковича. В сербской армии находился отряд рыцарей-госпитальеров, а также рыцари из Польши и Венгрии.

Битва произошла 15 июня 1389 года вблизи современного города Приштина в Косово. В ней сербская армия князя Лазаря Хребеляновича вместе с отрядами, посланными правителем Боснии Твртко I, а также валашскими, болгарскими, хорватскими и албанскими дружинами противостояла численно превосходящей османской армии Мурада I. Мурад I возглавил турецкие войска, принц Баязид командовал правым флангом, принц Якуб — левым. Около 1000 лучников расположились на флангах впереди построения. В центре находились янычары, за которыми в окружении гвардии располагался сам султан.
Центром сербской армии командовал сам князь Лазарь, Вук Бранкович командовал правым флангом, Влатко Вукович — левым. По всему фронту сербской армии расположилась тяжёлая конница, на флангах — конные лучники.
Сербские и турецкие источники дают противоречивые данные о ходе сражения, поэтому реконструкция боя представляет трудности для историков. Битва началась с обстрелом турецкими лучниками сербских позиций и атакой сербской тяжёлой конницы, клином врезавшейся в турецкие позиции. Прорвав левый фланг османов, сербы не добились успеха в центре и на правом фланге турок. Тем не менее правое крыло турецкой армии под командованием Якуба понесло тяжёлые потери. Вскоре лёгкая турецкая кавалерия и пехота контратаковали закованных в броню сербских всадников и опрокинули их.
Князь Лазарь был взят в плен и казнён, а османский султан был убит сербским воеводой Милошем Обиличем, проникшим в стан турок.

Битва на Косовом поле, напоминая сербам о потере не только былого могущества, но и независимости, дала материал для обширного цикла сказаний и песен. Они распространены не столько там, где происходило событие, сколько в Герцеговине и Черногории (нечто аналогичное произошло с древнерусскими былинами киевского цикла и германскими сагами, которые сохранились далеко не в тех местностях, где происходили или должны были происходить, судя по их рассказам, описываемые в них события). Впрочем, живые рассказы и предания об этом несчастном дне можно услышать из уст каждого серба; причём все эти рассказы вполне совпадают с песнями и указывают те или другие памятники, имевшие отношение к бою. Этих памятников в особенности много при слиянии Лабы с Ситницей, где кипела наиболее жаркая битва. Здесь стоит памятник султану Мураду в виде небольшой мечети, в которой, по преданию, хранятся его внутренности. Там же лежат три камня, отдалённые один от другого на 50 локтей, на том месте, где Милош Обилич (или Кобилич), потеряв коня, ушёл от преследовавших его турок тремя огромными прыжками, которые он делал, опираясь на своё копьё. Недалеко от вершины Голеша находится небольшой пригорок, весь усеянный надгробными памятниками: это, говорят, всё могилы турок, которых перебил храбрый Милош. Вообще из всех героев битвы больше всего привлекает внимание и сочувствие сербов Милош, заслоняя собой в памяти народной даже князя Лазаря, который чтится больше в качестве святого мученика. Память о Милоше сохранилась даже у турок: в музее Эски-Серая хранятся (или, по крайней мере, хранились ещё не так давно) его вооружение и узда его лошади.

Праздник сербского духа: Видовдан

Михаил Вовк

Несмотря на болезненное отторжение Косово, сербы продолжают отмечать Видовдан, посвящённый кровавым боям на Косовом поле.
Вплоть до конца XIV века Видовдан не был особо значимым событием в сербском календаре. У самих сербов до сих пор существует несколько версий происхождения этого праздника. Согласно одной из них, он связан с культом солнца и происходит от языческого славянского бога Святовита, который являлся богом войны и изобилия. По второй версии, этот праздник приурочен ко дню католического Святого Витта и адаптирован к местным условиям. Споры о том, так это или иначе, ведутся до сих пор. Однако сейчас этот вопрос волнует только лишь исследователей. 
Дело в том, что после 1389 года Видовдан навсегда вошёл в историю Сербии. Впрочем, как говорят сами сербы, отразился он и на истории христианской Европы, поскольку после битвы на Косовом поле турки на несколько лет приостановили свою экспансию в Европу. Можно без сомнения утверждать, что случившееся 620 лет назад сражение коренным образом изменило историю сербского народа. Его менталитет. 
Пожалуй, битва на Косовом поле несёт в себе такое же культовое значение, как для россиян победа СССР в Великой Отечественной войне, или для поляков восстановление Польши после 123 лет небытия. 
В сербской исторической традиции принято считать, что Видовдан и неразрывно связанная с ним битва на Косовом поле — своеобразная Голгофа, после которой последовало воскресение сербского народа. Просуществовав около пятисот лет под османским игом, сербы сумели сохранить национальную культуру, язык, традиции, веру, письменность и обычаи. Видовдан стал для сербов водоразделом в истории страны, которая и по сей день делится на события «до Косова» и «после Косова». 
Видовдан, оставивший глубокий отпечаток в национальной памяти жителей Сербии, стал в их сознании синонимом косовского завета. Несмотря на поражение и потерю суверенитета, этот праздник считается в стране днём национального духа и символом стойкости сербов. Для большинства из них поражение в битве затмевается идеей и верой в конечную победу православной идеи Царствия Небесного, ради которой сербский народ сознательно принёс себя в жертву. 
Рождественский Сочельник в Сербии и Черногории называется Баднидан. В этот день до восхода солнца в деревнях глава семьи и его сыновья выстрелами из ружей перед домом объявляют о походе в лес за «бадняком». Это полено срубленного молодого дуба, которое обязана иметь в своём доме каждая сербская семья. По традиции оно должно гореть в очаге в течение последующих трёх дней. Бадняк олицетворяет то полено, которое пастухи принесли с собой в дар праведнику Иосифу, чтобы он разжёг его в холодной пещере, где родился Иисус.
Многие сербы считают, что именно этот день позволил им проявить свою доблесть и национальный характер. Спустя многие поколения, когда со времён битвы минула не одна сотня лет, вплоть до середины XX века на Видовдан женщины надевали чёрные платки платья и скорбели по погибшим. Отменялись все развлекательные мероприятия. Люди не пели, не пили и не плясали. Вечером жители городов и сёл отправлялись в храмы на поминальную литургию. У многих из них в руках были пионы, ставшие символом праздника. По одной из легенд, раньше эти цветы были белыми, но после косовской битвы они стали красными от крови, пролитой сербами. Несмотря на то, что после поражения страна попала в рабство, нация сумела выжить и возродиться. Красные пионы стали для многих символом надежды и веры в то, что никому не под силу покорить гордый и свободолюбивый сербский народ. 
Во времена социалистической Югославии эта практика столь широко, как ранее, не распространялась, поскольку страна была многонациональной. Однако и тогда коммунистические власти отдавали Видовдану должное значение и отводили ему особое место. Например, в 1989 году — в шестисотую годовщину битвы — на Косовском поле собрались около двух миллионов сербов, которые пришли на него вместе со своим лидером Слободаном Милошевичем. 
В настоящее время в Сербии, ещё 20 лет объединявшей большинство балканских республик, а ныне лишившейся их всех, культ празднования Видова дня по-прежнему очень важен и как ранее актуален. Начиная с 2000-х годов, с момента отторжения Косово от Сербии 28 июня на место битвы ежегодно съезжаются сотни и тысячи православных верующих. Причём не только из Сербии, но и из России, Черногории, Украины, Белоруссии, Хорватии, США и других стран. Они принимают участие в церемонии посещения Косова поля и в торжественных богослужениях, посвящённых этому знаменательному в истории всех сербов событию. 
Когда именно Международный валютный фонд и Всемирный банк рассмотрят заявку независимого Косова на членство — не сообщается. По некоторым данным, специальная группа косовского правительства уже начала не только готовить соответствующие документы, но и приступила к дизайну собственной валюты. Новую позицию Белграда в Приштине расценили как собственную победу. «Это ещё один шаг на пути признания роли косовского государства в новейшей европейской истории», — сказал так называемый президент Косова Фатмир Сейдиу.
О том, как происходила сама битва, сведений сохранилось не очень много. Известно, что в ней приняли участие около 25 тысяч сербов, валахов, боснийцев, албанцев, чехов и поляков и 40 тысяч турок. Сражение произошло 15 (по новому стилю 28) июня 1389 года, неподалёку от столицы Косово Приштины, в долине реки Ситницы меж двух горных хребтов. 
По ходу боя союзники действовали разрозненно, но поначалу успех был на их стороне. Во время сражения, которое, по свидетельству летописцев, было очень жестоким и кровавым, сербу Милошу Обиличу удалось пробраться в турецкую ставку и убить султана Мурада I. Однако османы не растерялись, и командование над войском принял сын покойного Баязид. Милош Обилич был убит, а союзные войска разгромлены. Пал и весь цвет сербского рыцарства. Предводительствовавший войсками князь Лазарь Хребелянович и его воеводы попали в плен. 
Впрочем, поначалу Сербия даже не лишилась своих земель. Она стала лишь вассалом империи Османов и платила им дань. Дочь князя Лазаря стала одной из наложниц султана, а сербское воинство, столь упорно сопротивлявшееся туркам на Косовом поле, стало их верным союзником. Восемь лет спустя, в сентябре 1396 года в битве при Никополе именно сербы под предводительством сына Лазаря Стефана нанесли решающий удар по войскам крестоносцев, сражающихся с турками. В полную зависимость от османов Сербия попала лишь в 1459 году. 
Со временем герои эпического боя за Косово переселились в сербскую мифологию — в предания, легенды и мифы. Например, в народе говорят, что в память о погибших на Косовском поле в Видовдан перестают петь птицы, а ночью вода в реках окрашивается в красный цвет. Как кровь тысяч убитых воинов. 
В сербском фольклоре сложился целый цикл песен, посвящённых этому событию. В них святой князь и его воеводы принимают вызов султана и выходят на бой. Храбрый Милош пробирается в стан противника и убивает там Мурада. Как водится в подобных легендах, не обходится и без предателя. Им становится зять Лазаря — Вук Бранкович, который в разгар битвы уводит своих воинов с поля боя и становится виновником разгрома. 
Существует предание, в котором гибель Сербии является сознательным выбором её правителя. Накануне битвы к князю Лазарю явился с неба Ангел, который пообещал ему победу в бою, в случае если он выберет земное царство. Если же он предпочтёт царство небесное и воскресение, он погибнет, его войска будут разбиты, а страна окажется под властью завоевателей. Лазарь предпочёл царство небесное и проиграл сражение, а вместе с ним и жизнь. 
Пленённого, его доставили к Баязиду, который послал серба на плаху. Мощи Лазаря, которого вскоре канонизировали, долгое время хранились в монастыре Раваница в Косово. В 1989 году их торжественно перенесли в монастырь Грачаница, неподалёку от Приштины, где они покоятся и поныне. 
Отрубленная голова князя попала в Турцию, которая до сих пор не желает отдавать её сербам. По этой причине одна из легенд гласит о том, что Сербия вернёт себе былую мощь после того, как голова князя Лазаря соединится с его мощами. 
Так это или иначе, не известно. Но на протяжении уже более шести веков тысячи сербов сохраняют в своих сердцах надежду на восстановление величия своего государства и свято чтят Видовдан, превратившийся, по сути, в феномен коллективной памяти, который и по сей день продолжает оказывать сильное влияние на значительную часть сербского общества.

 

www.crkvenikalendar.com

Обилич Милош Википедия

Милош Обилич. Александр Добрич, 1861

Ми́лош Оби́лич или Коби́лич (серб. Милош Обилић, Кобилић) — одна из центральных фигур в сербской эпической поэзии, в которой он воспевается как национальный герой. Согласно традиции, находился на службе у правителя Сербии Лазаря Хребеляновича во время вторжения Османской империи на Балканы в 1389 году. Легенды сообщают, что во время битвы на Косовом поле, где сербы пытались отстоять независимость, Милош Обилич пробрался к султану Мураду I и убил его, после чего был зарублен охраной султана. Наряду с мученической смертью Лазаря Хребеляновича во время этой битвы и предполагаемым предательством Вука Бранковича, подвиг Милоша стал неотъемлемой частью «Косовского мифа» — сербских легенд, окружавших битву на Косовом поле. В XIX веке Милош стал почитаем как святой в сербской церкви. Данных, позволяющих утверждать, что такой человек существовал в действительности, не существует.

Исторический контекст[ | ]

Центральные Балканы в 1375—1397 годах

В течение всего XIV века мусульманские правители из династии Османов расширяли территорию своего государства. В 1300 году они управляли небольшим бейликом, но за 80 лет непрерывных войн под их властью оказались обширные территории. Мурад I был внуком основателя династии и первым из её представителей, взявшим титул «султана». Если отец и дед Мурада (Осман I и Орхан) расширяли свои земли в основном в пределах Малой Азии, то Мурад направил свои силы против Балканских государств[1]. В этот период сложилась стратегия османской экспансии[2]. Они охотно участвовали в междоусобицах христианских правителей, при этом постепенно осваиваясь на их территориях и подчиняя себе тех, кому ранее обещали помогать. В качестве повода для захвата той или иной территории они использовали или смерть локального правителя, или усобицы в его семье. Свои походы османы предпринимали на достаточно далёкие расстояния. Как правило, во всех областях Балканского полуострова турецкие отряды появлялись задолго до того, как османское государство предпринимало действия по их захвату[2].

Завоевание Балкан Османской империей

После битвы на Марице в 1371 году последовала краткая передышка, обусловленная внутренними проблемами в империи, но уже в 1385 году была взята София, а в 1386 году — Ниш[1]. На очереди была Сербия, которая в 1355 году после смерти Стефана Душана распалась на несколько государств. Под властью

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *