Новый контракт на модернизацию истребителей-перехватчиков МиГ-31
Как сообщило 8 января 2019 года информационное агентство ИНТЕРФАКС-АВН, работы по модернизации очередной партии истребителей-перехватчиков в облик МиГ-31БМ уже начались. Об этом сообщил «Интерфаксу» источник в авиастроительной отрасли.
«Подписан новый контракт с Минобороны РФ на капремонт и глубокую модернизацию ещё одной партии истребителей-перехватчиков в облик МиГ-31БМ», — сказал собеседник агентства.
Модернизированный истребитель-перехватчик МиГ-31БМ (бортовой номер «77 красный») из состава, предположительно, 712-й гвардейского истребительного авиационного полка (аэродром Канск, Красноярский край) 21-й смешанной авиационной дивизии 14-й Смоленской Краснознаменной армии ВВС и ПВО Центрального военного округа, 2018 год (с) Евгений Лебедев / ВКонтакте
По его словам, корпорация «МиГ» (входит в ОАК) уже начала работы по модернизации и продолжит выполнение этого госзаказа в 2019 году.
24 августа президент ОАК Юрий Слюсарь сообщил в интервью «Интерфаксу», что весь парк истребителей-перехватчиков МиГ-31 модернизируют к 2023 году.
«Мы ожидаем, что в ближайшие годы ВКС получит ещё несколько десятков модернизированных МиГ-31БМ, так что к 2023 году весь существующий парк будет модернизирован», — заявил Ю.Слюсарь.
По некоторым данным, в настоящее время в ВКС России есть около 120 МиГ-31, плюс ещё около 150 самолётов на базах хранения. По оценкам, сегодня в строю находится около 100 модернизированных МиГ-31БМ.
Со стороны bmpd укажем, что модернизация истребителей-перехватчиков МиГ-31 в варианты МиГ-31БМ/БСМ осуществляется для Министерства обороны России с 2007 года Нижегородским авиастроительным заводом «Сокол» – филиалом АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» и АО «514 авиационный ремонтный завод» во Ржеве (оба этих предприятия входят в состав ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» — ОАК).
Основным исполнителем модернизационных работ по МиГ-31 является НАЗ «Сокол», который сперва осуществлял модернизацию по отдельным контрактам, а в последние годы вел данные работы в рамках двух контрактов с Министерством обороны России — контракта от 1 августа 2011 года на модернизацию в вариант МиГ-31БМ/БСМ к 2019 году 60 строевых истребителей МиГ-31, и дополнительного контракта от ноября 2014 года, по которому должны быть модернизированы еще 53 строевых истребителя МиГ-31, с окончанием работ к концу 2018 года.
Судя по всему, оба этих контракта к настоящему времени были завершены, что и потребовало заключения нового контракта на модернизацию МиГ-31.
Известно, что в 2012 году НАЗ «Сокол» в рамках контракта 2011 года сдал 10 модернизированных перехватчиков МиГ-31, в 2013 году — пять самолетов, в 2014 году — 16 самолетов, в 2015 году — 11 самолетов, а в 2016 году — 22 самолета, в 2017 году — 23 самолета, и в 2018 году, таким образом, видимо, — 24 самолета (хотя, возможно, часть из последних еще не передана в войсковые части).
Ржевский 514-й АРЗ, по известным данным, с 2013 года сдал минимум пять модернизированных МиГ-31.
Всего таким образом, к настоящему времени с учетом самолетов МиГ-31, прошедших модернизацию на НАЗ «Сокол» по более ранним договорам до 2012 года, а также самолетов, модернизированных на 514-м АРЗ во Ржеве, общее количество серийно модернизированных МиГ-31БМ/БСМ, поставленных с 2007 года, в Вооруженных Силах России должно достигнуть, по имеющимся сведениям, около 150 единиц (три из которых уже потеряны). В это число не входят истребители МиГ-31ДЗ, переоборудованные в самолеты-носители МиГ-31К ракетного комплекса «Кинжал» (не менее 12 самолетов).
bmpd.livejournal.com
Новый контракт на модернизацию истребителей-перехватчиков МиГ-31
Автор: BMPD
09 января 2019, 20:07
Как сообщило 8 января 2019 года информационное агентство ИНТЕРФАКС-АВН, работы по модернизации очередной партии истребителей-перехватчиков в облик МиГ-31БМ уже начались. Об этом сообщил «Интерфаксу» источник в авиастроительной отрасли.
«Подписан новый контракт с Минобороны РФ на капремонт и глубокую модернизацию ещё одной партии истребителей-перехватчиков в облик МиГ-31БМ», — сказал собеседник агентства.
По его словам, корпорация «МиГ» (входит в ОАК) уже начала работы по модернизации и продолжит выполнение этого госзаказа в 2019 году.
Модернизированный истребитель-перехватчик МиГ-31БМ (бортовой номер «77 красный») из состава, предположительно, 712-й гвардейского истребительного авиационного полка (аэродром Канск, Красноярский край) 21-й смешанной авиационной дивизии 14-й Смоленской Краснознаменной армии ВВС и ПВО Центрального военного округа, 2018 год
24 августа президент ОАК Юрий Слюсарь сообщил в интервью «Интерфаксу», что весь парк истребителей-перехватчиков МиГ-31 модернизируют к 2023 году.
«Мы ожидаем, что в ближайшие годы ВКС получит ещё несколько десятков модернизированных МиГ-31БМ, так что к 2023 году весь существующий парк будет модернизирован», — заявил Ю.Слюсарь.
По некоторым данным, в настоящее время в ВКС России есть около 120 МиГ-31, плюс ещё около 150 самолётов на базах хранения. По оценкам, сегодня в строю находится около 100 модернизированных МиГ-31БМ.
Напомним, что модернизация истребителей-перехватчиков МиГ-31 в варианты МиГ-31БМ/БСМ осуществляется для Министерства обороны России с 2007 года Нижегородским авиастроительным заводом «Сокол» – филиалом АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» и АО «514 авиационный ремонтный завод» во Ржеве (оба этих предприятия входят в состав ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» — ОАК).
Основным исполнителем модернизационных работ по МиГ-31 является НАЗ «Сокол», который сперва осуществлял модернизацию по отдельным контрактам, а в последние годы вел данные работы в рамках двух контрактов с Министерством обороны России — контракта от 1 августа 2011 года на модернизацию в вариант МиГ-31БМ/БСМ к 2019 году 60 строевых истребителей МиГ-31, и дополнительного контракта от ноября 2014 года, по которому должны быть модернизированы еще 53 строевых истребителя МиГ-31, с окончанием работ к концу 2018 года.
Судя по всему, оба этих контракта к настоящему времени были завершены, что и потребовало заключения нового контракта на модернизацию МиГ-31.
Известно, что в 2012 году НАЗ «Сокол» в рамках контракта 2011 года сдал 10 модернизированных перехватчиков МиГ-31, в 2013 году — пять самолетов, в 2014 году — 16 самолетов, в 2015 году — 11 самолетов, а в 2016 году — 22 самолета, в 2017 году — 23 самолета, и в 2018 году, таким образом, видимо, — 24 самолета (хотя, возможно, часть из последних еще не передана в войсковые части).
Ржевский 514-й АРЗ, по известным данным, с 2013 года сдал минимум пять модернизированных МиГ-31.
Всего таким образом, к настоящему времени с учетом самолетов МиГ-31, прошедших модернизацию на НАЗ «Сокол» по более ранним договорам до 2012 года, а также самолетов, модернизированных на 514-м АРЗ во Ржеве, общее количество серийно модернизированных МиГ-31БМ/БСМ, поставленных с 2007 года, в Вооруженных Силах России должно достигнуть, по имеющимся сведениям, около 150 единиц (три из которых уже потеряны). В это число не входят истребители МиГ-31ДЗ, переоборудованные в самолеты-носители МиГ-31К ракетного комплекса «Кинжал» (не менее 12 самолетов).
Источник
Напоминаем Вам, что в нашем журнале «Наука и техника» Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.
В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги, постеры, магниты, календари с авиацией, кораблями, танками.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.
Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!
Email*
Подписаться
naukatehnika.com
Замена МиГ-31: осилит ли Россия новый супер-перехватчик
Американский журнал The National Interest рассказал о разработке в России нового перехватчика, который должен существенно превзойти по боевым возможностям легендарный и лучший в мире истребитель данного профиля МиГ-31. Издание ставит под сомнение возможность России реализовать этот амбициозный проект. И надо признать, сомнения отнюдь не беспочвенные.
Статья отталкивается от громкого заявления генерального директора Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Ильи Тарасенко на завершившемся на прошлой неделе Международном военно-техническом форуме «Армия-2017». Заявление не только громкое, но и обескураживающее, которое должно показать, что корпорация вышла на прямо-таки гиперзвуковой режим проведения ОКР. Речь идет о проекте «Перспективный авиационный комплекс Дальнего перехвата (ПАК ДП)». Разработка находится на этапе выбора концепции. И вдруг Тарасенко говорит, что готовый самолет начнет поступать в части ПВО в середине 20-х годов. То есть с 2025 года. То есть уже через 7 лет.
Истребитель-перехватчик МиГ-31
Причем на достигнутом результате корпорация не остановится. Вскоре после начала поступления в войска ПАК ДП станет беспилотным самолетом.
Ускорение разработки феноменальное, сроки в сторону их сокращения корректируются прямо на глазах. В середине июня Илья Тарасенко говорил о том, что ПАК ДП находится на стадии выбора концепции самолета и проработки его технического облика. До получения полностью готового продукта, исходя из опыта создания подобного рода машин, уйдет как минимум 10 лет. Следовательно, перехватчик может появиться не раньше 2028 года. И это, считает, гендиректор, абсолютно правильно и обосновано тем, что именно к этому моменту потребуется следующая модернизация перехватчика МиГ-31 (нынешняя модификация — МиГ-31БМ). И подтягивать характеристики самолета, который был принят на вооружение в 1981 году, будет не нужно. Появится новый с большим ресурсом для последующих модернизаций.
А, может быть, самолет окажется таким же опередившим свое время, как и МиГ-31, что о его модернизации не придется задумываться не один десяток лет. Действительно, на МиГ-31 впервые в мире была установлена РЛС с фазированной антенной решеткой. Второй такой прецедент появился лишь в 2000 году. До сих пор МиГ-31 является самым скоростным самолетом в мире (3000 км/ч). Длительное время он был самым дальнобойным. Является таковым и сейчас после модернизации — дальность ракеты «воздух-воздух» у МиГ-31БМ достигает 300 км.
Составить конкуренцию МиГ-31 мог американский перехватчик F-14 Tomcat. Но он был снят с вооружения в 2006 году. При этом никакой конкуренции не получилось.
Главное качество перехватчика — предельный рубеж перехвата. То есть удаление цели, когда перехватчик, стартовав по тревоге, способен догнать ее и уничтожить. При скорости цели в 2,35 М для МиГ-31 этот параметр составляет 720 км. Для «американца» же цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема не далее, чем на расстоянии в 250 км. При дозвуковой скорости 0,8 М рубежи такие: 1250 км и 800 км.
И это при том, что дальность ракет у «американца» на 25 км выше — 185 км против наших 160 км. Однако возможности бортовых РЛС несоизмеримы. F-14 мог одновременно отслеживать лишь 4 цели, МиГ-31 — 18.
После списания F-14 его функции были возложены на палубный самолет F/A-18E/F Super Hornet. Однако это многоцелевой истребитель, и задачи перехвата он решает не самым лучшим образом. При примерно одинаковых с F-14 летных характеристиках его ракеты имеют существенно меньшую дальность.
О новом перехватчике в РСК «МиГ» говорят уже давно. Вначале разговоры были достаточно реалистичными. О том, что среди не доведенных до конца разработок ОКБ есть задел по многоцелевому истребителю МиГ-1.44, который замышлялся как ответ на первый американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor. И тоже должен был стать истребителем пятого поколения. Проект был доведен до полетов прототипа. Но тут же, в 2000 году, работа была свернута из-за прекращения финансирования. Что было связано с тем, что разработка истребителя пятого поколения была переадресована ОКБ Сухого. Результатом этой конкурентной борьбы стал
Предполагалось, что многоцелевой самолет можно «обузить», усилив качества, необходимые для перехватчика — скорость, высотность, мощную РЛС. Малозаметность, которая характерна для истребителей пятого поколения, ему не важна, поскольку он всегда выступает в роли «охотника», а ни «дичи», на которую противник ведет охоту.
Скорость у МиГ-1.44 была подходящая — 3200 км/ч. Высотность — более 20000 м — тоже. Казалось бы, бери и делай. Однако ОКБ Микояна и Гуревича долгие годы сотрясали различные неурядицы, что привело к тому, что фирма потеряла доверие, а без доверия, как известно, денег на проекты не дают. Ситуация начала выправляться лишь сейчас, когда был предъявлен прекрасный легкий истребитель МиГ-35.
Но с 2014 года начались совершенно фантастические сообщения о том, что в инициативном порядке на базе МиГ-31 создается МиГ-41, скорость которого будет лежать в пределах от 4 М до 4,3 М. Говорилось и о всяких прочих чудесах. Можно предположить, что эти вбросы были вызваны желанием руководства ОКБ привлечь к себе внимание, продемонстрировав на словах, что компания готова совершать в самолетостроении подвиги.
И вот теперь на повестке дня ПАК ДП. Надо сказать, что этот проект опирается не только на опыт разработки МиГ-31. После запуска этого перехватчика в серийное производство, ОКБ в 80-е годы начало проводить активные работы по развитию линии как МиГ-31, так и тоже вполне успешного перехватчика МиГ-25. К концу 80-х годов были созданы пять прототипов перспективного перехватчика. Был частично скорректирован планер, повышена на 5 тонн взлетная масса, появилось новое радиоэлектронное оборудование. Начались испытания прототипов. Однако вскоре закончились деньги, и всё остановилось.
Но что-то из этого было использовано в МиГ-31-БМ. Модернизация парка МиГ-31 началась в 2008 году. А что-то может быть использовано в ПАК ДП.
Надо сказать, что гендиректор РСК «МиГ» настроен весьма боевито. Его прогнозы относительно сроков создания нового перехватчика самые оптимистичные среди всех, кто заинтересован в этом процессе. Не в последнюю очередь заинтересован в том, чтобы получить новую высококлассную машину, главнокомандующий ВКС Виктор Бондырев.Он заявляет, что ОКР по теме ПАК ДП может начаться не раньше 2019 года. А до этого времени работы будут проводиться в инициативном порядке. То есть без государственного финансирования. Поэтому, как бы ни старались, как бы ни спешили инженеры МиГа, но, скажем, продувку макетов в ЦАГИ никто бесплатно делать не станет. То же относится и к радиоэлектронному оборудованию. Следовательно, перспективный перехватчик может появиться в лучшем случае в конце 20-х годов.
Что же касается создания беспилотной модификации, то это, думается, относится к жанру разговоров за праздничным столом. Атмосфера форума «Армия-2017» к этому располагает. ОБК Сухого, которое закончило создание Су-57, не намерено делать его беспилотную модификацию, перенеся эти работы на истребитель шестого поколения.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
army-news.ru
Перехватчик МиГ-31 — взгляд с Запада
www.arms-expo.ru
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ MODERNIZED FIGHTER-INTERCEPTOR MIG-31BM 18.01.2018 24.01.2018 ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ 28.03.2018 ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ С АФАР «ЗАСЛОН-АМ» 19.05.2018 08.08.2018 ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ 20.09.2018 19.11.2018 05.12.2018 10.01.2019 НОВЫЙ КОНТРАКТ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ-ПЕРЕХВАТЧИКОВ МИГ-31 СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ ПОЛУЧИЛ ДВА МОДЕРНИЗИРОВАННЫХ ИСТРЕБИТЕЛЯ МИГ-31 23.02.2019 28.03.2019 ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ МИГ-31 В 2017 ГОДУ БЫЛ ПО ОШИБКЕ СБИТ РАКЕТОЙ Р-33 С ДРУГОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ
В 1997 г. начались работы по созданию на базе МиГ-31Б многоцелевого истребителя МиГ-31БМ. Основная цель модернизации МиГ-31БМ заключается в возможности применения новых ракет, а также доработки РЛС за счет введения новых режимов и увеличения дальности ее работы. Модернизированная система управления огнем «Заслон-АМ» (С-800АМ) включает модернизированную РЛС 8БМ с новым процессором «Багет-55-06», который заменил старый «Аргон-15А». РЛС сохранила пассивную фазированную антенную решетку. В середине 2011 года принято решение модернизировать перехватчики МиГ-31 до состояния МиГ-31БМ. ОАК подписала второй контракт на модернизацию 54 МиГ-31 21 ноября 2014 года. До 2020 года планируется модернизировать 60 МиГ-31 в МиГ-31БМ. Внешне МиГ-31БМ можно отличить от старых модификаций благодаря отсутствию центрального пилона, который ранее предназначался для подвески ракеты Р-40ТД, и который был заменен на более компактный пилон для подвески ракеты Р-73 и Р-77-1. Эти ракеты также могут применяться со второго подкрыльевого пилона, который ранее использовался только для подвески подвесного топливного бака. Другим отличием стало появление перископа над головой пилота. МОДИФИКАЦИИ: ХАРАКТЕРИСТИКИ Масса, кг Размах крыла, м 13.46 ВООРУЖЕНИЕ: одна 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23 (260 патронов) В 1977 году летчик-испытатель Александр Федотов установил на МиГ-31 абсолютный мировой рекорд высоты полета – 37 650 м. Всего на самолете этого типа установлено 29 мировых рекордов. Двухместный сверхзвуковой истребитель МиГ-31Э. Самолет МиГ-31Э предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых и больших высотах в передней и задней полусферах в свободном пространстве и на фоне земли в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью при использовании противником средств активного и пассивного противодействия. Источники: rostec.ru, bmpd.livejournal.com и др. МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ. НОВОСТИ 2017 ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31 – ВЗГЛЯД С ЗАПАДА |
bastion-karpenko.ru
замена для МиГ-31 » Военное обозрение
В настоящее время российская авиационная промышленность занимается модернизацией самолетов-перехватчиков МиГ-31 по новому проекту МиГ-31БМ. Предлагаемая замена комплектующих, узлов и агрегатов позволяет повысить характеристики техники, а также продлить сроки ее службы. Тем не менее, уже сейчас авиастроители занимаются проработкой облика перспективной машины, которая в будущем заменит существующие самолеты. Этот проект известен под названием «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП. Кроме того, неоднократно упоминалось возможное название серийных перехватчиков – МиГ-41.По имеющимся данным, работы по проекту ПАК ДП стартовали несколько лет назад, однако по ряду причин программа до сих пор остается на ранних стадиях. Из-за этого, в частности, неоднократно сообщалось о тех или иных планах военных и конструкторов, но большая часть технических подробностей пока остается неизвестной. Возможно, в некоторых случаях это связано с продолжающимся формированием облика перехватчика и отсутствием соответствующих наработок.
Впервые о намерениях военного ведомства получить новый перехватчик для замены МиГ-31 было объявлено в 2013 году. Тогда главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев рассказал о планах военного ведомства по созданию перспективного самолета. На тот момент рассматривалась возможность разработки проекта в рамках текущей Госпрограммы вооружений. В таком случае проект должен был появиться до 2020 года. Последующее серийное производство самолетов позволило бы к 2028 году полностью заменить все имеющиеся машины типа МиГ-31.
Перехватчик МиГ-31БМ. Фото Wikimedia Commons
Следующие сообщения появились в начале весны 2014 года. По данным того времени, начальник Генерального штаба подписал документ о начале разработки нового самолета, предназначенного для замены существующей техники. Отмечалось, что перспективный перехватчик будет разрабатываться на основе имеющегося МиГ-31 и получит обозначение МиГ-41. Технические подробности нового проекта не уточнялось, хотя высказывались различные оценки. К примеру, утверждалось, что максимальная скорость нового МиГ-41 может превышать М=4.
Через несколько месяцев появились новые сведения о проекте, затрагивавшие тему сроков его реализации. В августе 2014 года главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев рассказал, что уже начаты научно-исследовательские работы по программе ПАК ДП, а с 2017-го стартуют опытно-конструкторские. По оценке командующего, серийные самолеты нового типа должны были пойти в войска к 2025 году. Нетрудно заметить, что примерно за год планы заметно изменились, однако теперь они выглядели более проработанными.
Задолго до планируемого начала опытно-конструкторских работ, в феврале 2015 года, руководство российской самолетостроительной корпорации «МиГ» выразило готовность к участию в новой программе ПАК ДП. Глава организации Сергей Коротков отметил, что проект такого масштаба может осуществляться только в рамках государственной программы. РСК «МиГ» имеет большой опыт в деле разработки самолетов-перехватчиков, и потому могла бы принять участие в планируемых работах. Вскоре С. Коротков рассказал, что его корпорация в инициативном порядке разрабатывает перехватчики тяжелого класса, способные в перспективе заменить имеющуюся технику.
В августе 2015 года командование военно-воздушных сил объявило об изменении текущих планов. В. Бондарев заявил, что опытно-конструкторские работы по теме ПАК ДП начнутся не ранее 2019 года, т.е. на два года позже изначально планировавшихся сроков. В то же время, подобное изменение графика работ не должно будет сказаться на состоянии парка перехватчиков, имеющегося у ВВС. Для сохранения требуемого потенциала следовало продолжать модернизацию строевой техники.
Тогда же, в августе 2015-го, намерение участвовать в программе «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» выразила еще одна организация оборонной промышленности. Генеральный директор Научно-исследовательского института приборостроения имени В.В.Тихомирова» (г. Жукорвский) Юрий Белый рассказал о начале работ по формированию облика радиоэлектронных систем будущего самолета. Он отметил, что создание РЛС «Заслон», используемой на перехватчиках МиГ-31, стала этапной для НИИП им. Тихомирова, а сама станция в итоге оказалась «визитной карточкой» организации. В связи с этим институт проявил интерес к новой программе и решил присоединиться к ней.
На тот момент уже проводились научно-исследовательские работы по определению облика авионики самолета ПАК ДП. Рассматривалась возможность создания нового комплекса на основе изделия «Заслон» или более новых систем типа «Барс», «Ирбис» и т.д. Среди прочего, изучалась возможность разработки перспективной РЛС и сопутствующего оборудования на базе аппаратуры, созданной для истребителя пятого поколения ПАК ФА / Т-50. При этом, однако, по состоянию на август 2015 года НИИП им. Тихомирова еще не был официально назначен разработчиком бортовых радиоэлектронных систем.
В декабре 2015 года о ходе работ вновь рассказал генеральный директор РСК «МиГ». По словам С. Короткова, корпорация уже начала разработку нового самолета-перехватчика. К этому времени специалисты имели понимание, каким должен быть перспективный ПАК ДП, и начали определять его технический облик. В частности, в проекте планировалось использовать самые современные материалы и новые принципы военного авиастроения. При этом все работы, как утверждалось, проводились за счет государственного бюджета. Какие-либо сведения о завершении тех или иных работ тогда не оглашались.
В дальнейшем тема разработки перехватчика ПАК ДП неоднократно поднималась различными официальными лицами и средствами массовой информации, но новые сведения о сроках выполнения работ, планах заказчика и промышленности или технические подробности проекта не появлялись. В результате за весь 2016 год и первые месяцы текущего 2017-го объем доступной информации о перспективной программе почти не поменялся.
Всего несколько дней назад, 14 июня 2017 года издание «Коммерсант» опубликовало интервью с новым генеральным директором корпорации «МиГ» Ильей Тарасенко. В ходе беседы с журналистами руководитель предприятия рассказал о последних преобразованиях, планах по развитию корпорации, а также об имеющихся успехах в деле разработки и строительства авиационной техники. Среди прочего, была затронута тема создания перспективного самолета-перехватчика. По словам И. Тарасенко, в настоящее время конструкторы «МиГ» работают над концепцией проекта и прорабатывают облик самолета. Работы ведутся в инициативном порядке, но с привлечением смежных организаций.
Пока новый самолет ПАК ДП не готов к серийному производству и эксплуатации, войска должны будут использовать модернизированные машины МиГ-31. Согласно нынешним планам, в будущем военному ведомству может быть предложен еще один проект модернизации имеющейся техники. Впрочем, к тому времени, когда обновленные МиГ-31БМ вновь будут нуждаться в ремонте и модернизации, новый ПАК ДП планируется довести до эксплуатации. Пока же ведется проработка облика будущего перехватчика, а также модернизация состоящих на вооружении машин.
Возможность замены перехватчиков МиГ-31 в отдаленном будущем обсуждалась на протяжении долгих лет, однако до определенного времени не выходила за рамки разговоров и предварительных проработок. Только в 2013 году было принято принципиальное решение о разработке нового самолета требуемого типа. Тем не менее, в связи с наличием удачного проекта модернизации имеющейся техники, разработку новой программы ПАК ДП сместили на несколько лет вперед. Из-за этого, как неоднократно сообщалось, первые серийные перехватчики нового типа отправятся в войска только в середине следующего десятилетия.
Согласно последним сообщениям на этот счет, опытно-конструкторские работы по теме «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» стартуют только в 2019 году. Пока же авиационная промышленность и смежные предприятия занимаются научно-исследовательскими работами, целью которых является формирование технического облика и создание требований к машине. Как следствие, на данный момент рано говорить о каких-либо технических подробностях проекта. В то же время, на протяжении нескольких последних лет неоднократно упоминались некоторые варианты возможного подхода к созданию ПАК ДП и, как следствие, особенности его облика.
Еще в 2013-14 годах несколько раз упоминалось, что новый перехватчик ПАК ДП / МиГ-41 может быть разработан на основе существующего самолета МиГ-31. Такая версия до сих пор имеет своих сторонников, однако пока не получила официальных подтверждений. Более того, в ходе нынешних научно-исследовательских работ подобный подход к созданию новой техники могут посчитать невыгодным. В результате этого новый самолет вряд ли будет основываться на идеях и решениях существующего проекта. В то же время, нельзя исключать определенное сходство, обусловленное реализацией тех или иных концепций.
Следует отметить, что первая попытка создания замены для МиГ-31 была предпринята еще в восьмидесятых годах. В рамках проекта с рабочим названием «701» предполагалось создать перспективный дальний перехватчик, отличающийся значительным ростом основных характеристик. В итоге был предложен самолет, построенный по схеме «бесхвостка» с развитым центропланом и передним горизонтальным оперением. Два двигателя планировалось размещать над крылом в хвостовой части машины. При взлетной массе более 70 т такой самолет мог бы брать на борт более 12 т вооружения, в том числе ракеты «воздух-воздух» большой дальности. Максимальную скорость планировалось довести до 2500 км/ч, дальность – до 7 тыс. км. Проект был остановлен в начале девяностых годов в связи с отсутствием финансирования.
Возможный облик самолета «701». Рисунок Bastion-opk.ru
В сложившейся ситуации фактически отсутствует возможность спрогнозировать облик будущего ПАК ДП, не допустив серьезные ошибки. Можно лишь пытаться представить те или иные особенности подобной техники, при помощи которых она сможет не только полноценно заменить имеющиеся машины, но и дать воздушно-космическим силам новые возможности. Очевидно, что нынешние предположения могут совпасть с реальным результатом программы ПАК ДП, но вероятность этого не слишком велика.
Важнейшей особенностью серийных МиГ-31 является максимальная скорость полета до 3000 км/ч, позволяющая им в кратчайшие сроки выходить на рубеж пуска ракет. Нельзя исключать, что при формировании облика перспективной машины военное ведомство сочтет необходимым сохранение подобных возможностей. Еще одной характерной чертой существующей техники является РЛС «Заслон» / «Заслон-М», позволяющие обнаруживать крупные объекты на дистанциях до 400 км. Современный прогресс в области радиоэлектронных систем, как минимум в теории, позволяет получить новый прирост характеристик с очевидными последствиями для боевой эффективности. Наиболее мощным оружием МиГ-31 является ракета большой дальности Р-33, последние модификации которой способны поражать цели на дистанциях около 300 км.
Нетрудно заметить, что серьезный рост боевой эффективности перехватчиков может быть получен даже при сохранении «платформы» в виде планера с силовой установкой. Таким образом, вариант с глубокой модернизацией самолета МиГ-31, подразумевающей использование новой авионики и перспективного оружия, выглядит весьма интересным. Тем не менее, в силу тех или иных причин авторы технического задания программы ПАК ДП могут отвергнуть эту возможность и порекомендовать разработку перехватчика с нуля, пусть даже и с использованием имеющихся наработок.
По имеющихся данным, вопросы технического облика «Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата» рассматриваются специалистами до сих пор, и этот этап программы будет продолжаться в обозримом будущем. Разработка проекта ПАК ДП / МиГ-41 стартует только в конце текущего десятилетия, а первые ощутимые результаты будут получены лишь в середине двадцатых годов. До появления достаточного количества новых самолетов задачи перехвата будут решаться машинами МиГ-31 существующих модификаций.
Существующие планы по развитию группировки самолетов-перехватчиков не отличаются высокой скоростью выполнения, но их реализация позволит сохранять требуемую обороноспособность в течение нескольких следующих десятилетий. Разработка проекта ПАК ДП, стартующая в 2019 году, со временем приведет к постепенной замене имеющихся МиГ-31 и соответствующему росту потенциала воздушно-космических сил. Пока же следует ждать новые сообщения о ходе программы, которые, в частности, смогут раскрыть и технические особенности перспективного проекта.
По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://tvzvezda.ru/
http://kommersant.ru/
http://bastion-opk.ru/
topwar.ru
ПВО России | Журнал Популярная Механика
Для выполнения задач ПВО в небе Арктики требуются перехватчики с большой скоростью полета и большим радиусом действия. Именно такими машинами являются дальние тяжелые перехватчики МиГ-31 и МиГ-31БМ, которые вместе с другими типами самолетов образуют мощный кулак арктической ПВО. Планируется также, что к концу 2020-х годов на боевое дежурство в северных широтах (и не только) заступят перспективные авиационные комплексы дальнего перехвата (ПАК ДП).
В Арктику начали возвращаться подразделения МО РФ и пограничных войск, некогда покинутые аэродромы сегодня восстанавливаются, стала серьезно развиваться гражданская и военная инфраструктура, воссоздается радиолокационное поле с полным покрытием территории, столь необходимое для решения задач ПВО. Традиционно у нас для усиления ПВО арктического района, который, вообще говоря, является проблемным, используются тяжелые дальние перехватчики. Это МиГ-31, а теперь в воздух поднялись еще и МиГ-31БМ — глубокая модернизация «родителя».
Программа модернизации МиГ-31 началась в 2011 году и должна завершиться к 2020-му, когда все самолеты МиГ-31 станут МиГ-31БМ. Предполагается, что МиГ-31БМ будет работать в арктической системе ПВО до конца 2020-х, после чего ему на смену придет новый самолет ПАК ДП, решение о создании которого принято в 2014 году — это следует из заявления главкома ВВС РФ Виктора Бондарева.
В настоящее время ведется разработка концепции ПАК ДП, с тем чтобы в 2017—2019 годах завершить этап НИОКР, а с 2025—2026-го начать поставку самолетов в войска. До конца 2020-х ПАК ДП еще полетает вместе с МиГ-31БМ, но после произойдет полное обновление парка на ПАК ДП.
Отрадно было слышать заявление главы корпорации РСК МиГ С. Короткова на Aero India в 2015 году о том, что РСК МиГ уже начала работать над программой ПАК ДП. А отрадно потому, что РСК МиГ — признанный авторитет в создании лучших в мире перехватчиков, до уровня которых даже теперь не дотягивают самые современные зарубежные самолеты. А ведь свой первый полет серийный МиГ-31 совершил еще 40 лет тому назад — 16 августа 1975 года.
У РСК МиГ есть наработки, необходимый научно-технический задел и надежный помощник — авиазавод «Сокол» в Нижнем Новгороде, который производил МиГ-31. То есть все, чтобы делать самолеты новых проектов.
Создание ПАК ДП настолько актуально, что уже целый ряд фирм высказал желание принять участие в проекте. Например, летом 2015 года генеральный директор НИИП им. В.В. Тихомирова (разработчика БРЛС «Заслон» для МиГ-31) Ю. Белый заявил, что НИИП начал работы по определению облика радиоэлектронного комплекса (РЭК) для ПАК ДП и исследования по организации взаимодействия РЭК со всеми другими бортовыми системами.
Великие предшественники
Сегодня много говорят о необходимости сетевого управления и рекомендуют для этого использовать системы типа С41, говорят о необходимости ситуационного обеспечения на все 100%, о супервизорном управлении «сетевыми солдатами», а еще о групповых скоординированных действиях.
Но оказывается, что все это было у нас уже в 1970-х и при этом хорошо работало. Речь идет о системе ПВО «Заслон», в которую был встроен дальний перехватчик МиГ-31. «Заслон» изначально был самой настоящей цифровой сетевой системой управления перехватчиками, которые работали в составе групп из четырех самолетов — командирского и трех ведомых. Группа была способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800−1000 км и могла поражать цели ракетами «воздух-воздух» на дальности 120 км. МиГ-31 уже тогда демонстрировали эффективные групповые действия, имели систему поддержания строя и определения взаимных координат (ОВК), обладали хорошо защищенной аппаратурой передачи данных (АПД), пользовались мощной информационной поддержкой земли и самолетов ДРЛО типа А50. Тогда не было навигационных систем GPS и ГЛОНАСС, но были неплохие радиосистемы ближней и дальней навигации РСБН / РСДН. Все это давало ситуационную осведомленность, позволявшую командиру группы, к которому поступала вся текущая информация, эффективно решать задачи целераспределения, выбора приоритетных целей и их поражения при координации действий группы.
На МиГ-31 в качестве бортовой информационной системы стояла БРЛС «Заслон» — первая в мире БРЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР), установленная на реактивном истребителе. Она могла одновременно обнаружить десять целей и обеспечить ракетную стрельбу по четырем наиболее важным. Дальность обнаружения БРЛС составляла 120−130 км. Работе по целям в задней полусфере помогал выдвигаемый в поток теплопеленгатор 8ТП с дальностью действия 40−56 км в зависимости от метеоусловий.
Взгляд на север Развитие авиационных систем дальнего перехвата вписывается в российскую программу по усилению военного присутствия и укреплению обороны в арктическом секторе.
С появлением на МиГ-31 модернизированных БРЛС «Заслон-М» возможности перехватчиков увеличились: обнаружение целей обеспечивалось уже на дальностях вдвое больших, чем давала исходная БРЛС, выросло число одновременно обнаруживаемых и сопровождаемых целей и число одновременно поражаемых, вдвое выросла дальность поражения.
Глубокая модернизация МиГ-31, в результате которой он становится МиГ-31 БМ, — это новая бортовая авионика, новая БЦВС, ПО, МКИО (мультиплексный канал информационного обмена), «стеклянная» кабина. Дальнейший рост возможностей МиГ-31БМ будет связан с БРЛС «Заслон- АМ» с еще более увеличенной дальностью обнаружения (320 км) и дальностью поражения (290 км) одновременно уже десяти воздушных целей. Итак, в системе «Заслон» вместе с МиГ-31 и МиГ-31БМ есть все элементы сетевого управления и обеспечения координированных групповых действий, и это можно рассматривать как весомый задел в работах по программе ПАК ДП, но уже с реализацией на новой элементной базе и по новым технологиям. Что ж, неплохое наследие великих предшественников.
Пришло время гиперзвука
Как только появилось официальное сообщение о запуске проекта ПАК ДП, в СМИ начались рассуждения о том, как его сделать и что он может из себя представлять. По крайней мере два момента требуют комментария. Первый — имя «МиГ-41» для перспективного перехватчика; второй — предложение создавать ПАК ДП на основе МиГ-31, например, на основе его корпуса. С МиГ-41 СМИ явно поторопились. Так может называться только серийный самолет, который уже начал поступать в войска. Когда самолет находится в стадии разработки в КБ, он идет под фирменным обозначением, и, например, в ОКБ им. А.И. Микояна будущий МиГ-31 шел как Е-155МП, а ПАК ФА испытывался как Т-50.
Что касается МиГ-31, то следует напомнить, что конструкция этого самолета была выбрана и оптимизирована именно под условия сверхзвукового полета на скорости 3000 км/ч (2,8 Маха). Его корпус, состоящий на 55% из стали, на 33% из высокоустойчивого алюминиевого сплава и на 13% из титана, хорошо выдерживает тепловые нагрузки от кинетического нагрева именно на этих рабочих скоростях.
Но ПАК ДП, которому, например, придется иметь дело с гиперзвуковыми ударными БПЛА типа разрабатываемых США SR-72, видится только гиперзвуковым. Герой России летчик-испытатель Анатолий Квочур предполагает, что ПАК ДП должен летать на скоростях не ниже 4−4,3 м (4500 км/ч). Однако в таких условиях начинает резко расти кинетический нагрев. Металлический корпус МиГ-31 на подобные нагрузки просто не рассчитан. Значит, должны быть другие решения, потому что использование МиГ-31 в качестве прототипа ПАК ДП исключается. Как на самом деле будет выглядеть самолет для арктического перехвата, можно будет узнать, лишь дождавшись результатов проработки проекта. ПАК ДП потребует решения проблем гиперзвуковой аэродинамики, тепловых нагрузок, выбора конструкционных материалов, компоновки, режимов работы двигателей, решения проблемы размещения вооружения на самолете и его отделения на гиперзвуковых скоростях, а также многих других проблем, которые неизбежно возникнут в процессе разработки самолета.
«Ледяная» война
Международное соперничество за ресурсы Арктики несомненно повлечет за собой применение самых последних достижений техники. Наши коллеги из Popular Mechanics представили небольшой обзор средств, которые будут наверняка использованы в борьбе за высокие широты. Он подготовлен при участии Сима Тека, военного аналитика международной разведывательной и консалтинговой компании Stratfor.
1. Спутники. Наземные передатчики в Арктике невидимы для военных спутников связи, находящихся на геостационарных орбитах в районе экватора из-за того, что их сигнал блокируется закругленной поверхностью Земли. Для наглядности представьте муху, кружащую вокруг яблока где-то посередине — она при всем желании не сможет увидеть плодоножку. ВМС США планируют создать геостационарную спутниковую группировку MUOS (англ. Mobile User Objective System), способную давать мощный сигнал, пробивающийся в самые труднодоступные районы на земле — даже на полюс (Россвязь намерена решить аналогичную проблему с помощью спутников связи на высокоэллиптических орбитах — Прим. ред.).
2. Беспилотная авиация. При низких температурах возникает вероятность обледенения крыльев беспилотных летательных аппаратов, что увеличит их вес и может привести к потере управляемости — из-за механической блокировки систем управления. Чтобы обеспечить работу БПЛА при температурах до -35 °С и сильном ветре, Канада и Россия запустили спецпроекты для обкатки «морозоустойчивых» технологий. В позапрошлом году во время августовских учений Канада протестировала модель своего дрона-вертолета. А Россия недавно приступила к испытаниям многофункционального беспилотного комплекса «Орлан-10» для работы в Арктике.
3. Новый корабль-шпион. С середины 1990-х годов Норвегия использует свой военный корабль Marjata для наблюдения за российским Северным флотом. В 2016 году по заказу Норвежской разведывательной службы на воду должен быть спущен новый корабль стоимостью $250 млн — вторая версия Marjata (название было решено сохранить). По размеру он будет как большой пассажирский паром — его длина составит 125 м. Зона действия средств обнаружения и продолжительность автономного плавания увеличатся, так что норвежцы смогут лучше следить за тем, что происходит у них на арктическом «заднем дворе».
4. Подводные роботы. В мае исследовательское судно НАТО Alliance отошло от побережья Норвегии, чтобы провести испытания специальных аппаратов, предназначенных для слежки за подводными лодками в Арктике. Инженеры тестировали глиссеры, работающие за счет движения волн, и новую модель «подслушивающего» робота, сделанного в форме торпеды и использующего бортовые эхолокаторы для регистрации сигналов. Конструкторы утверждают, что следующие модели этого устройства смогут разбрасывать в море целые одноразовые «гирлянды» эхолокаторов, которые сформируют невидимые сети наблюдения за глубинами.
5. Подлодки с ядерным боезарядом. Арктика имеет стратегическое значение для США и России — ведь в случае ядерного конфликта между двумя державами отсюда удобнее всего запускать ракеты с ядерными боеголовками. «Самая короткая траектория между Россией и странами НАТО пролегает именно в Арктике», — комментирует Сим Тек. Именно поэтому Пентагон обеспокоен перемещением российских подводных лодок класса «Борей» (проекты 955, 955А — Прим. ред.), отличающихся низким уровнем создаваемого при движении шума за счет использования водометного движителя. Лодки также оснащены гидроакустическим комплексом дальнего действия, позволяющим засекать цели и опасности на рекордном удалении от ПЛАРБ.
Статья «Перехват над полюсом» опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2016).www.popmech.ru