Содержание

CAROLD.RU — Сайт о ретро авто и технике.

ГАЗ-46 (МАВ) и ГАЗ-011

 

 

ГАЗ-46 — плавающий автомобиль, выпускался Горьковским автозаводом с 1953 года. Армейское обозначение машины — «МАВ» (малый автомобиль водоплавающий). Автомобиль «МАВ» предназначен для обеспечения действий разведывательных подразделений, а также для проведения инженерных работ на воде.

Изучение нашими конструкторами иностранной техникой, как поставленной союзниками по ленд-лизу, так и трофейной, в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные, показало серьёзное отставание отечественной автопромышленности от мирового уровня. Некоторые типы машин в нашей стране вообще не выпускались, и полученная от союзников техника аналогов не имела. К числу таковых относились автомобили-амфибии. Нашим военным особенно понравились «Ford GPA», «GMC-DUKW-353» (DUCK), удачно показавшие себя на заключительном этапе войны и при разгроме милитаристской Японии.

Сразу же после окончания войны в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ г. Москва) начались изыскательские работы по проектированию сходного плавающего автомобиля на основе узлов и механизмов хорошо освоенного в производстве полноприводного внедорожника ГАЗ-67. Инженерный комитет Вооруженных Сил, 22 июля 1948 г., утвердил тактико-технические требования к проектируемому плавающему автомобилю со сроком сдачи опытных образцов к 15 марту 1949 г. (установлен приказом министра автотракторной промышленности), к работам были привлечены конструкторы НАМИ А.Г. Архаров, В.Ф. Горанов, К.С. Карпухин, П.А. Лобунский, Н.А. Петров под руководством Б.В. Шишкина. Проект получил наименование НАМИ-011 и военное МАВ (малый автомобиль водоплавающий). В развитие постановления Правительства Министерство автомобильной и тракторной промышленности (МАТП) издало приказ N 124сс, которым Днепропетровскому автозаводу (ДАЗ) и НАМИ поручалась разработка автомобилей-амфибий.

Разрабатываемый Днепропетровским автозаводом — будущим «Южмашем», ДАЗ-485 БАВ (большой автомобиль водоплавающий) являлся аналогом «Дака». Кстати, встречающийся иногда вариант расшифровки аббревиатуры БАВ, как «большая амфибия военная» ошибочен.

 

 

Конструкция «НАМИ-011» базировалась на шасси и основных агрегатах «ГАЗ-67» и, по сути, являлась образчиком творческого списывания с американского аналога «Ford GPA». Изготовление необходимых узлов и агрегатов на экспериментальном производстве НАМИ оказалось невозможным, поэтому данная работа распоряжением МАТП N ОС-16/363 с от 5 февраля 1949 года была поручена ГАЗу.

Построенные с некоторым отставанием от первоначального графика, опытные «НАМИ-011» в мае 1949 года прошли заводские испытания, в июне — полигонные испытания и сентябре-ноябре того же года — межведомственные в окрестностях Ленинграда. Испытания прошли в целом успешно, и «НАМИ-01″1 был рекомендован к серийному производству. Согласно постановления Совмина N 1953-753сс, МАВ был принят на вооружение. ГАЗу поручалось изготовить в 1950 году установочную партию и с 1951 года начать серийное производство. Основные технические характеристики МАВ определялись приказом МАТП N 101 от 24 мая 1950 года. Создатели МАВа удостоились Сталинской премии.

Машина состояла на вооружении армии, по основным агрегатам была унифицирована с «ГАЗ-67», серийно выпускавшимся не первый год — проблем в производстве и эксплуатации возникнуть вроде было бы не должно.

Однако не всё так просто. Сконструированный в годы войны, «ГАЗ-67» потихонечку устаревал и ему на смену разрабатывался «ГАЗ-69». Кроме того, собрать «на коленке» автомобиль — задача не самая сложная, а вот серийное производство предъявляет ряд специфических требований — необходимо изготовить штампы, сварочные кондукторы, обеспечить возможность изготовления поковок, отливок, не штучно, а на потоке. Всей этой рутины сотрудники НАМИ счастливо избежали. Чертежи «НАМИ-011» имели нестыковки и неувязки, то есть были недостаточно отработаны.

Возражать на ГАЗе против решения Правительства всё же не стали. Чтобы успешно выполнить правительственное постановление на ГАЗе были вынуждены выделить конструкторскую группу под руководством В.А. Крещука. Группа занималась отработкой технической документации и исправлением допущенных в НАМИ ошибок. Поскольку было ясно, что жизнь «НАМИ-011» на конвейере будет недолгой, а потребность армии в подобной машине имеется, на ГАЗе занялись разработкой собственной конструкции, базирующейся на агрегатах перспективного полноприводного внедорожника «ГАЗ-69». Работы велись под руководством конструкторов Г.М. Вассермана и А.А. Смолина. Серийная версия машины НАМИ получила наименование «ГАЗ-011», а детище автозаводцев назвали «ГАЗ-46. Как и «НАМИ-011», «ГАЗ-46» особо оригинальных технических решений не содержал, а развивал концепцию «Форда». Параллельно с постройкой опытных образцов «ГАЗ-46» были устроены испытания их уменьшенных моделей буксировкой в гидроканале.

Пока стараниями ГАЗовских конструкторов Г.М. Вассермана и А.А. Смолина вырисовывался облик будущего «ГАЗ-46», «ГАЗ-011» начал жить полноценной конвейерной жизнью. Проведённые осенью 1951 года Инженерным Комитетом армии контрольные испытания доработанного В.А. Крещуком «011» показали значительное снижение веса машины, увеличение тягового усилия на швартовых, повышение скорости на плаву и улучшение надёжности конструкции в целом. В то же время повышенный интерес военных к доработанному «011» косвенно способствовал тому, что продвижение «ГАЗ-69» и, соответственно, «ГАЗ-46» искусственно тормозилось.

 

 

На ГАЗе не могли отказаться от серийного производства удостоенной Сталинской премии конструкции. Выпустить машину в том виде, как она была разработана в НАМИ, также было невозможно. Начать серийное производство «ГАЗ-46», если «ГАЗ-011» после доработки в целом соответствует требованиям военных, тоже было затруднительно. На протяжении трёх лет не удавалось найти выход из сложившейся ситуации, пока 26 апреля 1952 года на имя Председателя Совета Министров Союза ССР товарища Сталина Иосифа Виссарионовича секретной почтой не ушло письмо члена ВКП(б) В. Крещука. Витольд Альбертович Крещук описал события, происходившие на ГАЗе, и высказал свои предложения по конструкции автомобиля-амфибии.

Результатом рассмотрения письма Крещука стало постановление Совета Министров СССР N 2286-866сс, вышедшее 15 мая 1952 года. В нем говорилось «… а) По вине Министерства автомобильной и тракторной промышленности (тт. Хламова и Гарбузова) плавающий автомобиль «ГАЗ-67″, разработанный в НАМИ, был передан в 1950 г. для производства ГАЗу с наличием серьёзных недостатков и без отработанной технической документации. б) По вине МАТП (т. Хламова) и Военного Министерства СССР (тт. Богданова, Галицкого и Дацюка) конструкторы НАМИ тт. Шишкин, Архаров, Горанов и другие неправильно получили Сталинскую премию за недоработанную конструкцию плавающего автомобиля». Далее приводился список лиц, ответственных за происшедшее, и указывался вид наказания. Начальника инженерных войск Воробьёва отправили в «один из внутренних округов», замминистра МАТП Гарбузова сослали главным инженером ХТЗ, главного конструктора ГАЗа Косткина отправили на рядовую инженерную работу на МАЗ, Липгарта — в Миасс, директора ГАЗа Веденяпина — начальником моторного цеха ЯАЗ. Директором ГАЗа назначили П.Я. Лисняка, до того руководившего ХТЗ, главным конструктором — Н.И. Борисова, до того главного инженера МЗМА (АЗЛК). Постановление Совмина от 14 марта 1951 года N 981 о присуждении Сталинской премии конструкторам «НАМИ-011» отменили.

На ГАЗе было организовано два конструкторских бюро плавающих автомобилей. Возглавляемый А.А. Смолиным коллектив занялся доработкой «ГАЗ-46». В.А. Крещук возглавил работы по автомобилю МАВ-3. Постановлением Правительства и приказами МАТП устанавливались сроки выполнения работ по МАВ-3 с точностью до дня и поимённый список лиц, персонально ответственных за разработку каждого узла перспективной амфибии.

Автомобиль МАВ-3 получил заводское наименование «ГАЗ-48». Под руководством В.А. Крещука были изготовлены 2 ходовых макета «ГАЗ-48» и выполнен эскизный проект. 7 августа 1952 года комиссия из Москвы приехала на завод, где ею были осмотрены и испытаны ходовые макеты ГАЗ-48. 8 августа в 6 часов вечера в зале заводоуправления ГАЗ состоялось совместное заседание комиссии из Москвы и работников завода. С критикой проекта выступили 10 человек, которые весьма обстоятельно показали как отрицательные, так и положительные стороны проекта и «перспективность достижения утверждённых параметров в МАВ-3». То есть скорость 110 км/ч на шоссе и 16 км/ч на воде, возможность установки зенитной огневой точки при 500 кг нормальной полезной нагрузки (5 мест) и т. д. и т. п.

 

 

В то же время, выяснилась «неправильная трактовка Крещуком утверждённых требований». По мнению В.А. Крещука, скорость на плаву в 16 км/ч связывалась с грузоподъёмностью на воде в 500 кг, в то время как требования в действительности предполагали грузоподъёмность на воде в 1000 кг. Вообще была отмечена «некоторая кустарщина». В предъявленном виде проект МАВ-3 не мог быть рекомендован к реализации. С постановкой «ГАЗ-46» на серийное производство работы по МАВ-3 были свёрнуты. После смерти вождя народов Крещука «ушли» с завода.

План выпуска «011» в 1953 завод выполнил на 100%, изготовив 68 экземпляров амфибий. После чего на смену «011» пришёл «ГАЗ-46». Серийное производство «ГАЗ-46» продолжалось до 1958 года. Поскольку производство базовой машины «ГАЗ-69» переместилось на УАЗ, предполагалось развернуть выпуск «ГАЗ-46» в Ульяновске, но по производственным соображениям сделать это не удалось. До нашего времени сохранилось немало автомобилей-амфибий, как американских «Фордов», так и отечественных МАВов.

ГАЗ-46 был построен на узлах и агрегатах серийного «ГАЗ-69», имеет специальный водонепроницаемый металлический корпус для придания плавучести и гребной винт для движения на плаву. Машина может перевозить максимальный груз 500 кг и может буксировать прицеп или легкую установку вооружения (миномет или зенитную пушку) такого же веса.

Корпус МАВ «ГАЗ-46» стальной, моторно-трансмисионное отделение — впереди, отсек экипажа и пассажиров — в центре, запасные колеса уложены горизонтально на задней верхней площадке. Водитель и командир имеют отдельные сиденья, позади них расположена трехместная скамья. Ветровой щиток может складываться на капот, при необходимости над отделением экипажа может подниматься брезентовый тент.

ГАЗ-46 оснащался четырёхцилиндровым двигателем от «ГАЗ-М20 Победа», от «ГАЗ-69» была заимствована трансмиссия и подвеска колес. Двигатель соединен с ручной коробкой передач, имеющей три передние и одну заднюю передачи, и двухступенчатой раздаточной коробкой. На плаву машина могла передвигаться посредством трёхлопастного гребного винта, приводимого карданным валом от раздаточной коробки. Направление движения в воде изменялось водяным рулём, помещённым в струе воды, отбрасываемой винтом. Привод к рулю был тросовый, от катушки, насаженной на вал рулевого колеса. Перед входом в воду поднимается волноотбойный экран спереди, чтобы закрыть двигатель и отделение экипажа от попадания воды (и предотвратить «зарывание» носа в воду).

Отличительной особенностью этой амфибии являлись колёса особой конструкции, позволяющие для увеличения проходимости двигаться на подспущенных шинах без риска их проворачивания и попадания воды внутрь покрышки. На щитке приборов имелись тахометр и сигнальная лампочка появления воды в трюме. Корпус автомобиля внутри разделен вертикальными стенками на три отделения: носовое, среднее и кормовое.

С «ГАЗ-46» проводились интересные эксперименты по постановке его на подводные крылья для приданию ему большей скорости передвижения по воде. Однако, работы в этом направлении были свернуты, поскольку время, затрачиваемое на монтаж подводных крыльев значительно превышало выигрыш в скорости преодоления водной преграды.

 

 

Плавающий автомобиль МАВ ГАЗ-46 поступал на комплектование отдельных переправочно-десантных батальонов и отдельных понтонно-мостовых полков. Поставлялся на экспорт в страны — участницы Варшавского договора.

 

Технические характеристики ГАЗ-46

Колесная формула4х4
вместимость5 человек
масса1850 кг
габариты4930x1900x1770 мм
скорость на шоссе90 км/ч
скорость на плаву9 км/ч
запас хода на суше500 км
запас хода на плаву6 ч
двигателькарбюраторный, жидкостного охлаждения
число цилиндров4
рабочий объем2111 см
мощность55 л.с.

 

Интерьер ГАЗ-46

carold.ru

ГАЗ-46: технические характеристики и описание

Горьковским автозаводом было произведено немало автомобилей, достойных памяти поколений. Интересными были и базовые модели, и созданные на их основе машины разного назначения. Экзотическим называют выпущенный на базе ГАЗ-69 внедорожник ГАЗ-46 «Амфибия».

Предпосылки возникновения

Опыт Второй мировой войны показал сильные и слабые стороны советской военной техники, а также пробелы в ее создании. Плавающих автомобилей в армии не было.

Полученные по ленд-лизу полноприводные четырехколесные амфибии Ford GPA и шестиколесные грузовики DUKW облегчили переправы через реки в Восточной Европе во время наступления совестских войск на фашистскую Германию.

Естественно, эта техника была взята на заметку, и сразу после войны в перспективный план перевооружения наряду с другими видами были включены как легковые, так и грузовые плавающие машины.

В первую очередь военных интересовал легкий командирский автомобиль, способный форсировать водные преграды и двигаться в одной группе с бронемашинами.

Грузовой DUKW стал первым прототипом ЗИС-485 – большого автомобиля водоплавающего (БАВ). Аналогом плавающего внедорожника Ford GPA и стал со временем ГАЗ-46 МАВ- малый автомобиль водоплавающий.

История создания плавающей машины

Военные настолько были заинтересованы в таких видах техники, что уже в 1948 году научный автомоторный институт (НАМИ) начал по поручению Совета Министров и Министерства автомобильной и тракторной промышленности разработку амфибии на базе освоенной платформы внедорожника ГАЗ-67. В техническом задании говорилось о технике, рассчитанной на перевозку по суше и воде экипажа и диверсионных групп из шести человек или 500 кг груза, буксировку по воде легких прицепов, понтонов и других плавсредств, которые используются инженерными войсками.

Первые модели получили название НАМИ-011, прошли межведомственные испытания и были рекомендованы к принятию в войска, несмотря на то, что конструкция была сырой.

Изготовление амфибии было поручено горьковчанам. Специалисты завода внесли множество изменений в конструкцию, улучшив характеристики машины, насколько позволяла механика ГАЗ-67.

С 1951 по 1953 год установочные партии стали поступать в войска под названием ГАЗ-011 и настолько устроили военных, что возникли серьезные трудности в разработке и внедрении улучшенной машины ГАЗ-46, в которой были учтены замечания к предыдущей модели и устранено большинство ее недостатков.

Плелись серьезные интриги, летели головы, менялось руководство, но в конце концов, новый автомобиль на базе более современного ГАЗ-69 увидел свет.

К сожалению, выпускалась амфибия недолго, до конца пятидесятых годов, потому что в первые послевоенные десятилетия менялась не только техника, но и тактика ведения боевых действий, и легкие плавающие машины стали не нужны. Кроме того, производство базовых ГАЗ-69 было передано на Ульяновский автозавод, на котором амфибии невозможно было выпускать по чисто производственным причинам.

Описание амфибии

Плавучесть водоплавающей машины обеспечивал стальной сварной корпус на раме из коробчатых профилей. Шасси и трансмиссия были от ГАЗ-69, а двигатель — от легкового автомобиля «Победа» ГАЗ-М20.

В раздаточной коробке был установлен дополнительный вал к гребному винту с тремя лопастями, защищенный снизу от повреждений мощной дугой. Катушка с тросиками, установленная на рулевой колонке, соединяла ее с водяным рулем, который помещался в струе воды, создаваемой винтом.

Для повышения проходимости на заиленной местности в шинах можно было приспускать давление, не боясь, что в колеса попадет вода. Вся электропроводка выполнена с герметичными электроразъемами, не нуждается в дополнительной защите и распределитель зажигания, поскольку он полностью герметичен.

На приборном щитке установили сигнальную лампочку для контроля попадания воды в трюм. На носовую палубу ГАЗ-46 выведен глушитель и выхлопная труба. Правда, шум от глушителя был настолько сильным, что демаскировал машину. С другой стороны носовой палубы расположена горловина бензобака, то есть при необходимости можно дозаправить топливный бак прямо на воде.

Корпус плавающей машины

Корпус ГАЗ-46 понтонного типа выполнен без дверей, разделен на три отсека поперечными перегородками. В носовом отсеке располагается моторно-трансмиссионное отделение. Центральный отсек представляет собой кабину экипажа и пассажиров, сзади находится багажное отделение.

На носу расположен перекидной водоотбойный щиток, который поднимается перед входом в воду. Он предотвращает «зарывание» носа в воду, защищает воздухозаборник для охлаждения двигателя и центральный отсек от воды.

Между фарами расположен кнехт для швартовки амфибии на воде и кабестан для спасательного буя.

За пределами кузова установлены рычажные амортизаторы. На задней верхней площадке уложены запасные колеса.

Кабина автомобиля ГАЗ-46

Дизайн кабины, если в этом случае уместно такое громкое определение, по спартански прост, поскольку амфибия проектировалась по заданию военных. Комфорт ни для экипажа, ни для пассажиров предусмотрен не был.

Да и вообще, по оформлению автомобиль ГАЗ-46 был, скорее, похож на катер. Приборный щиток полностью был позаимствован с ГАЗ-69. Рычаги управления трансмиссией расположены справа от водителя. Кронштейны педалей необычной формы и находятся близко друг к другу, чтобы было как можно меньше технологических отверстий, через которые вода может попадать в трюм. Рама ветрового стекла укладывается на капот, над пассажирским отсеком можно натянуть брезентовый тент.

Передний ряд сидений состоит из двух кресел: для командира и водителя. Позади них установлена трехместная скамья без регулировок.

В кабине для удобства обслуживания находится топливный фильтр.

Двигатель амфибии

Горьковчане использовали для ГАЗ-46 двигатели одного семейства, выпускавшиеся на заводе после Великой Отечественной войны. Они бензиновые (топливо можно использовать даже с октановым числом 66), карбюраторные четырехтактные, объемом 2,1 литра.

Двигатели М-20 и ГАЗ-69 практически одинаковы по конструкции и габаритным размерам. ГАЗ-69, мощностью 55 л. с., для водоплавающей машины подходил больше потому, что он оснащен масляным радиатором, для которого не нужен обдув воздухом при высоких оборотах, неизбежных при движении в воде.

Мощность двигателя с «Победы», который является базовым, не намного ниже – 52 л. с.

Поскольку к двигателю доступ воздуха был ограничен, с самого начала для охлаждения силовой установки были предусмотрены теплообменники в контуре охлаждения забортной водой.

Двигатели группы М20 были настолько надежны и износоустойчивы, что до сих пор работают на старых машинах. Они просты в уходе, обслуживании и ремонте, но вот место для установки в узком и глубоком отсеке делает это достоинство неощутимым в ГАЗ-46.

Трансмиссия амфибии

Автомобиль оснащался трехступенчатой механической КПП с передаточными числами на трех передачах 3,115 , 1,772 и 1,0 соответственно, а на задней — 3,738. Раздаточная коробка – двухступенчатая, с передаточными числами 1,15 и 2,78. Передаточное число на конической главной передаче со спиральным зубом – 5,125, на рулевом механизме, который представлял собой глобоидальный червяк с двойным роликом – 18,2.

Сцепление – сухое однодисковое. Тормоза колодочные, рабочий – на все четыре колеса с гидроприводом от педали, стояночный – на трансмиссию с ручным механическим приводом.

Общие данные внедорожника:

— число мест: 5 или 2 + 500 кг груза;

— масса: 1,85 т без груза;

— размеры, длина × ширина × высота (с поднятым тентом): 5,06 × 1,735 × 2,04 м;

— колесная база: 2,3 м;

— дорожный просвет под осями (с полной нагрузкой): 210 мм;

— радиус поворота по наиболее выступающей части – 6,5 м.

По суше ГАЗ-46 развивал максимальную скорость 90 км/час, среднюю — 48 км/час, по воде – 9 км/час.

Расход топлива на трассе составляет 17 л на 100 км, при движении по воде бензина нужно 16,5 л на один час, запас хода на суше – 500 км, на плаву – 6 часов. Преодолевать рвы автомобиль не способен, крутизна склона, доступная для него, – 60 %.

Новая жизнь старой амфибии

Уже больше полувека прошло с момента выпуска последней машины, большинство ржавевших на задворках воинских частей автомобилей пошло на лом, но благодаря любителям ретромобилей некоторым из них была дарована новая жизнь.

Сегодняшний взгляд отмечает красоту корпуса и его сохранность. Во всяком случае, на его восстановление уходит мало сил и времени. А вот двигатель меняют на более мощный с «Волги» ГАЗ 24/31. 46-й ГАЗ с грузом весит больше двух с половиной тонн, и двигатель М20 для него уже считается слабым. Правда, чтобы охладить современный бензиновый двигатель, не хватает-таки воздуха в трюме, лучше работает в таких условиях дизельный. Оставляют специалисты родную МКПП, раздатку, винт, мосты, кабестан, помпу для откачивания воды и приборы (!). Хотя мосты без блокировки современные водители уже не воспринимают, меняют их на военные. Колес, наверное, сейчас уже тоже не найти, поэтому устанавливают с «дальнего родственника» — УАЗа.

Амфибия за рубежом

Любители плавающих машин есть во всем мире. Ярким примером может служить мероприятие в Требен-Трарбахе (Германия) в августе 2014 года, когда на реке Мозель собрались владельцы амфибий на своих транспортных средствах. Проводились показы и на дорогах, и спуск по реке.

В течение недели длился этот праздник торжества технической мысли. В нем участвовало около шестидесяти разнообразных машин, включая уникальные самодельные амфибии.

Интересно, что больше всего было тех самых плавающих внедорожников Ford GPA (их было четырнадцать), которые послужили прототипом для ГАЗ-46. Фото подтверждает это родство даже сегодня. На верхнем снимке Ford, а ниже российский плавающий внедорожник (их на встрече было пять).

К слову сказать, столько же было и грузовых DUKW и Porsche Schwimmwagens, участвовавших во Второй мировой войне в армии Вермахта.

Модели амфибии

ГАЗ-46 удостоился чести под № 100 войти в коллекцию моделей российского научно-познавательного журнала о советских автомобилях «Автолегенды СССР». Издание, посвященное одной модели, выходило два раза в месяц, и в комплекте к нему прилагался коллекционный автомобиль-копия, изготовленный в масштабе 1: 43 в Китае итальянской фирмой DeAgostini. Заявленный тираж был 120 тысяч экземпляров. Темно-зеленая машинка для такого масштаба достаточно подробно проработана в деталях, но знатоки утверждают, что колеса в модели не родные, да и тент портит внешний вид. Модель разбирается на четыре части: кузов, салон, дно и тот самый неприглядный тент.

Изготавливается модель амфибии в том же масштабе и мастерской «Уральский Сокол» в Екатеринбурге, не только зеленого цвета, но и более декоративных расцветок, например, голубой или красной.

Автомобиль ГАЗ-46 серийно производился до конца 1958 года и не имел модификаций, оставался в строю более тридцати лет, хотя в качестве разведывательных машин уже использовались БРДМ. Амфибии состояли на вооружении понтонно-мостовых полков и переправочно-десантных батальонов не только в Советском Союзе, но и в странах Варшавского договора. Неизвестно, сколько машин на ходу сегодня, но они есть, исправно возят заботливых хозяев на рыбалку или охоту и служат предметом их законной гордости, участвуют в показах специальной техники.

fb.ru

ГАЗ-46 МАВ «Амфибия». История создания | Словарь ретробазар | Справочник | RETROBAZAR

ГАЗ-46 — плавающий автомобиль, выпускался Горьковским автозаводом с 1953 года. Армейское обозначение машины — «МАВ» (малый автомобиль водоплавающий). Автомобиль «МАВ» предназначен для обеспечения действий разведывательных подразделений, а также для проведения инженерных работ на воде.
Сразу после окончания войны в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ г. Москва) начались изыскательские работы по проектированию сходного плавающего автомобиля на основе узлов и механизмов хорошо освоенного в производстве полноприводного внедорожника ГАЗ-67. Инженерный комитет Вооруженных Сил, 22 июля 1948 г., утвердил тактико-технические требования к проектируемому плавающему автомобилю со сроком сдачи опытных образцов  к 15 марту 1949 г., к работам были привлечены конструкторы НАМИ А.Г. Архаров, В.Ф. Горанов, К.С. Карпухин, П.А. Лобунский, Н.А. Петров под руководством Б.В. Шишкина. Проект получил наименование НАМИ-011 и военное МАВ (малый автомобиль водоплавающий).

Разрабатываемый Днепропетровским автозаводом — будущим «Южмашем», ДАЗ-485 БАВ являлся аналогом «Дака». Конструкция «НАМИ-011» базировалась на шасси и основных агрегатах «ГАЗ-67» и являлась образчиком творческого списывания с американского аналога «Ford GPA». Изготовление необходимых узлов и агрегатов на экспериментальном производстве НАМИ оказалось невозможным, поэтому данная работа распоряжением МАТП N ОС-16/363 с от 5 февраля 1949 года была поручена ГАЗу. Машина состояла на вооружении армии, по основным агрегатам была унифицирована с «ГАЗ-67», серийно выпускавшимся не первый год — проблем в производстве и эксплуатации возникнуть вроде было бы не должно. Сконструированный в годы войны, «ГАЗ-67» устаревал и ему на смену разрабатывался «ГАЗ-69». Серийная версия машины НАМИ получила наименование «ГАЗ-011», а детище автозаводцев назвали «ГАЗ-46». Как и «НАМИ-011», «ГАЗ-46» особо оригинальных технических решений не содержал, а развивал концепцию «Форда». Параллельно с постройкой опытных образцов «ГАЗ-46» были устроены испытания их уменьшенных моделей буксировкой в гидроканале. Пока стараниями ГАЗовских конструкторов Г.М. Вассермана и А.А. Смолина вырисовывался облик будущего «ГАЗ-46», «ГАЗ-011» начал жить полноценной конвейерной жизнью. Проведенные осенью 1951 года Инженерным Комитетом армии контрольные испытания доработанного В.А. Крещуком «011» показали значительное снижение веса машины, увеличение тягового усилия на швартовых, повышение скорости на плаву и улучшение надёжности конструкции в целом. В то же время повышенный интерес военных к доработанному «011» косвенно способствовал тому, что продвижение «ГАЗ-69» и, соответственно, «ГАЗ-46» искусственно тормозилось.
На ГАЗе не могли отказаться от серийного производства удостоенной Сталинской премии конструкции. Выпустить машину в том виде, как она была разработана в НАМИ, также было невозможно. Начать серийное производство «ГАЗ-46», если «ГАЗ-011» после доработки в целом соответствует требованиям военных, тоже было затруднительно. На протяжении трёх лет не удавалось найти выход из сложившейся ситуации, пока 26 апреля 1952 года на имя Председателя Совета Министров Союза ССР товарища Сталина Иосифа Виссарионовича секретной почтой не ушло письмо члена ВКП В. Крещука. Витольд Альбертович Крещук описал события, происходившие на ГАЗе, и высказал свои предложения по конструкции автомобиля-амфибии. На ГАЗе было организовано два конструкторских бюро плавающих автомобилей. Возглавляемый А.А. Смолиным коллектив занялся доработкой «ГАЗ-46». В.А. Крещук возглавил работы по автомобилю МАВ-3. Постановлением Правительства и приказами МАТП устанавливались сроки выполнения работ по МАВ-3 с точностью до дня и поимённый список лиц, персонально ответственных за разработку каждого узла перспективной амфибии. С постановкой «ГАЗ-46» на серийное производство работы по МАВ-3 были свернуты. План выпуска «011» в 1953 завод выполнил на 100%, изготовив 68 экземпляров амфибий. После чего на смену «011» пришел «ГАЗ-46». Серийное производство «ГАЗ-46» продолжалось до 1958 года. Поскольку производство базовой машины «ГАЗ-69» переместилось на УАЗ, предполагалось развернуть выпуск «ГАЗ-46» в Ульяновске, но по производственным соображениям сделать это не удалось. ГАЗ-46 был построен на узлах и агрегатах серийного «ГАЗ-69», имеет специальный водонепроницаемый металлический корпус для придания плавучести и гребной винт для движения на плаву. Машина может перевозить максимальный груз 500 кг и может буксировать прицеп или легкую установку вооружения такого же веса.
Корпус МАВ «ГАЗ-46» стальной, моторно-трансмисионное отделение — впереди, отсек экипажа и пассажиров — в центре, запасные колеса уложены горизонтально на задней верхней площадке. Водитель и командир имеют отдельные сиденья, позади них расположена трехместная скамья. Ветровой щиток может складываться на капот, при необходимости над отделением экипажа может подниматься брезентовый тент. ГАЗ-46 оснащался четырехцилиндровым двигателем от «ГАЗ-М20 Победа», от «ГАЗ-69» была заимствована трансмиссия и подвеска колес. Двигатель соединен с ручной коробкой передач, имеющей три передние и одну заднюю передачи, и двухступенчатой раздаточной коробкой. На плаву машина могла передвигаться посредством трёхлопастного гребного винта, приводимого карданным валом от раздаточной коробки. Направление движения в воде изменялось водяным рулём, помещённым в струе воды, отбрасываемой винтом. Привод к рулю был тросовый, от катушки, насаженной на вал рулевого колеса. Перед входом в воду поднимается волноотбойный экран спереди, чтобы закрыть двигатель и отделение экипажа от попадания воды.
Отличительной особенностью этой амфибии являлись колёса особой конструкции, позволяющие для увеличения проходимости двигаться на подспущенных шинах без риска их проворачивания и попадания воды внутрь покрышки. На щитке приборов имелись тахометр и сигнальная лампочка появления воды в трюме. Корпус автомобиля внутри разделен вертикальными стенками на три отделения: носовое, среднее и кормовое. С «ГАЗ-46» проводились интересные эксперименты по постановке его на подводные крылья для приданию ему большей скорости передвижения по воде. Однако, работы в этом направлении были свернуты, поскольку время, затрачиваемое на монтаж подводных крыльев значительно превышало выигрыш в скорости преодоления водной преграды.
Плавающий автомобиль МАВ ГАЗ-46 поступал на комплектование отдельных переправочно-десантных батальонов и отдельных понтонно-мостовых полков. Поставлялся на экспорт в страны — участницы Варшавского договора.

auction.retrobazar.com

ГАЗ-46 Википедия

ГАЗ-46
МАВ
Производитель ГАЗ
Годы производства 1953—1958
Класс Амфибия
Компоновка 4×4
4-цилиндровый, рабочий объём — 2111 см³, мощность — 55 л.с. при 2800 об/мин
механическая
Длина 4930 мм
Ширина 1900 мм
Высота 1770 мм
Масса 1270 кг
Максимальная скорость 90 км/ч (на плаву — 9 км/ч)
Грузоподъёмность 0,5 тонн
 Медиафайлы на Викискладе

ГАЗ-46 — плавающий автомобиль, выпускался Горьковским автозаводом с 1953 года.

Армейское обозначение машины — «МАВ» (малый автомобиль водоплавающий). Автомобиль «МАВ» предназначен для обеспечения действий разведывательных подразделений, а также для проведения инженерных работ на воде.

Техническое описание[ | ]

ГАЗ-46 был построен на узлах и агрегатах серийного ГАЗ-69, имеет специальный водонепроницаемый металлический корпус для придания плавучести и гребной винт для движения на плаву.

На плаву машина могла передвигаться посредством трёхлопастного гребного винта, приводимого карданным валом от раздаточной коробки. Направление движения в воде изменялось судовым рулём, находящимся в струе воды, отбрасываемой винтом. Привод к рулю был тросовый, от катушки, насаженной на вал рулевого колеса. Отличительной особенностью этой амфибии являлись колёса особой конструкции, позволяющие для увеличения проходимости двигаться на подспущенных шинах без риска их проворачивания и попадания воды внутрь покрышки. На щитке приборов имелись тахометр и сигнальная лампочка появления воды в трюме. Корпус автомобиля внутри разделен вертикальными стенками на три отделения: носовое, среднее и кормовое.

ГАЗ-46 оснащался четырёхцилиндровым двигателем от ГАЗ-М20 «Победа», от ГАЗ-69 была заимствована трансмиссия и подвеска колёс. Выпуск автомобиля продолжался вплоть до 1958 года, когда производство базового ГАЗ-69 было передано на УАЗ. На УАЗе в то время не было производственной возможности выпускать ГАЗ-46, что, наряду со сравнительно невысокой потребностью в этом автомобиле, и послужило причиной к прекращению производства.

Технические характеристики

ru-wiki.ru

Малый автомобиль водоплавающий МАВ ГАЗ-46

О книге : Журнал. Издание 2012 года.
Формат книги : файл pdf в архиве zip
Страниц : 16
Язык : Русский
Размер : 19.8 мб.
Скачивание : бесплатно, без ограничений и паролей

Малый автомобиль водоплавающий МАВ ГАЗ-46. Из сухопутных в земноводные.

ГАЗ-46 стал первым в СССР представителем класса малых автомобилей водоплавающих (МАВ), взятым на вооружение после окончания Великой Отечественной войны, серийно производился до 1958 года включительно. МАВ состояли на вооружении отдельных переправочно-десантных батальонов и понтонно-мостовых полков. Модификаций ГАЗ-46 не имел.

Нельзя сказать, что ГАЗ-46 радикально отличался от ГАЗ-011 — платформы ГАЗ-67Б и ГАЗ-69 сохранили заметное конструктивное родство. Кроме того, многие решения, примененные при создании НАМИ/ГАЗ-011, были очевидными и единственно возможными, а потому использовались и на «сорок шестом».

Однако Григорий Вассерман, возглавлявший проект до 1953 года, с самого начала располагал куда более приспособленным для амфибии «донором» и, кроме того, имел возможность учиться на ошибках коллег, задействованных в проекте «011». В 1953 году, после кадровых реформ на Горьковском автозаводе, конструкторское бюро, занимавшееся разработкой ГАЗ-46, возглавил А.А.Смолин.

Как и у предшественников, плавучесть новой амфибии обеспечивал водоизмещающий корпус понтонного типа без дверей, сваренный из стальных листов, усиленный «стяжками» и стрингерами-шпангоутами и разделенный поперечными перегородками на три отсека.

В переднем располагался 55-сильный двигатель ГАЗ-69. Его мощность ненамного превышала мощность мотора ГАЗ-67, но сочетание с «родной» трехступенчатой КПП и раздаточной коробкой с демультипликатором позволяло использовать лошадиные силы с куда большей гибкостью и эффективностью. Кроме того, двигатель ГАЗ-69 «с рождения» оснащался масляным радиатором, столь необходимым при движении в «водном» режиме, когда мотор работал на повышенных оборотах, а радиатор был лишен обдува встречным воздухом.

Тем не менее, для эффективности охлаждения двигателя в условиях ограниченного доступа воздуха системы водяного и масляного охлаждения были дополнены теплообменниками, включенными в контур охлаждения забортной водой.

ГАЗ-46 серийно выпускался до 1958 года. Поскольку производство базовой машины ГАЗ-69 переместилось на УАЗ, предполагалось развернуть выпуск ГАЗ-46 в Ульяновске, но по производственным соображениям сделать этого не удалось.

Скачать книгу — Малый автомобиль водоплавающий МАВ ГАЗ-46. Из сухопутных в земноводные >>>

Похожие статьи:

  • Каталог деталей и сборочных единиц автомобиля Соболь ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2752.
  • Каталог деталей и сборочных единиц двигателя УМЗ-4215, модификации УМЗ-4215-10, УМЗ-4215-11, УМЗ-4215-15, УМЗ-4215-30, УМЗ-4215-31, УМЗ-4215-35.
  • Каталог кузовных деталей Соболь и Газель, применяемость кузовов, каталожные номера, иллюстрации и перечни деталей и сборочных единиц кузовов Соболь и Газель.
  • Руководство по эксплуатации ГАЗ Соболь ГАЗ-2752, ГАЗ-27527, ГАЗ-2217, ГАЗ-22174, ГАЗ-22177, ГАЗ-22171, ГАЗ-221717, ГАЗ-2310, ГАЗ-23107.
  • Руководство по войсковому ремонту мотоциклов К-750В и МВ-750.
  • Руководство по материальной части, эксплуатации и ремонту мотоцикла М-72.

auto.kombat.com.ua

Плавающий автомобиль МАВ ГАЗ-46 (ГАЗ-011)

  

 

 

  

Как я уже упоминал в прошлых заметках, руководство советскими Вооруженными Силами, учитывая опыт наступательных операций Великой Отечественной войны, уделяло исключительное внимание средствам преодоления водных преград. В годы войны по условиям ленд-лиза СССР, наряду с другой техникой, получил не менее 100 легких плавающих автомобилей «Ford-GPA». Небольшая, неприхотливая амфибия хорошо зарекомендовала себя в войсках. Сразу же после окончания войны в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ г. Москва) начались изыскательские работы по проектированию сходного плавающего автомобиля на основе узлов и механизмов хорошо освоенного в производстве полноприводного внедорожника ГАЗ-67. После утверждения инженерным комитетом Вооруженных Сил тактико-технических требований к проектируемому плавающему автомобилю в июле 1948 г. со сроком сдачи опытных образцов  к марту 1949 г. (установлен приказом министра автотракторной промышленности), к работам были привлечены конструкторы НАМИ А.Г. Архаров, В.Ф. Горанов, К.С. Карпухин, П.А. Лобунский, Н.А. Петров под руководством Б.В. Шишкина. Проект получил наименование НАМИ-011. Общая конструкция машины представляла собой кальку с конструкции аналогичного американского плавающего автомобиля «Ford-GPA» и основывалась на широком использовании комплектующих ГАЗ-67. Изготовление опытных образцов распоряжением МАТП ОС-16/363 от 5 февраля 1949 г. было возложено на Горьковский автомобильный завод (ГАЗ, г. Нижний Новгород). Заводские испытания первые опытные образцы НАМИ-011 в целом успешно прошли в течении мая того же года, в июне — полигонные и уже в сентябре-ноябре 1949 г. — государственные межведомственные испытания, по итогам которых в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 1953-753сс машина была принята на вооружение под наименованием «Малый автомобиль водоплавающий МАВ». Заводу было предложено в течении 1950 г. изготовить установочную партию МАВ, а в 1951 приступить к  серийному производству. Однако проектная документация НАМИ переданная на ГАЗ не была отработана должным образом и организовывать на ее основе серийное производство было невозможно, к тому же, базовый автомобиль ГАЗ-67 заменялся в производстве на более совершенную модель армейского внедорожника ГАЗ-69. Чтобы успешно выполнить правительственное постановление на ГАЗе были вынуждены выделить конструкторскую группу под руководством В.А. Крещука для подготовке ГАЗ-011 (такое название получила серийная модель МАВ) к серийному производству, параллельно с этим были организованы работы под руководством конструкторов Г.М. Вассермана и А.А. Смолина по адаптации проекта к узлам новой базовой машины ГАЗ-69. Новая машина получила наименование ГАЗ-46. Первым в серию пошел доработанный  ГАЗ-011, который и производился в течении 1953 г. в количестве 68 экземпляров, затем его плавно сменил на конвейере ГАЗ-46. Основные части автомобиля: корпус, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, механизмы управления, водяной движитель и руль, электрооборудование и специальное оборудование. Корпус автомобиля внутри разделен вертикальными стенками на три отделения: носовое, среднее и кормовое. Серийное производство нового МАВ продолжалось по 1958 г., когда производство автомобилей ГАЗ-69 и машин на его базе было передано на Ульяновский автозавод (УАЗ), где организовать производство плавающих автомобилей по различным причинам не удалось, хотя и предполагалось. Плавающий автомобиль МАВ ГАЗ-46 поступал на комплектование отдельных переправочно-десантных батальонов и отдельных понтонно-мостовых полков. Поставлялся на экспорт в страны — участницы Варшавского договора. 

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

                                                      Наименование характеристики  Единицы измерения   Значения характеристик
1 Экипаж чел. 1
2 Десант чел. 5
3 Колесная формула   4х4
4 Число передач   3
5 Масса кг 1850
6 Грузоподъемность кг 500
7 Масса прицепа максимальная кг 850
8 Максимальная скорость км/ч 90
9 Максимальная скорость на плаву км/ч 10
10 Мощность двигателя: М-20 «Победа» л.с. 55
11 Объем двигателя см³ 2111
12 Общая емкость топливных баков л 90
13 Расход топлива на 100 км пути по проселку л 20
14 Колесная база мм 2300
15 Колея мм 1450
16 Длина по корпусу мм 5070
17 Ширина мм 1750
18 Высота без тента мм 2000
19 Высота без тента мм 1500
20 Дорожный просвет мм 210
21 Радиус разворота по внутреннему колесу м 6,0
22 Запас хода по топливу км 500
23 Запас хода по воде ч 5

 

 

cris9.armforc.ru

ГАЗ-46 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ГАЗ-46
МАВ

Общие данные

4-цилиндровый, рабочий объём — 2111 см³, мощность — 55 л.с. при 2800 об/мин

механическая

Характеристики

Массово-габаритные

Динамические

Макс. скорость90 км/ч (на плаву — 9 км/ч)

Другое

Грузоподъёмность0,5 тонн

ГАЗ-46 — плавающий автомобиль, выпускался Горьковским автозаводом с 1953 года.

Армейское обозначение машины — «МАВ» (малый автомобиль водоплавающий). Автомобиль «МАВ» предназначен для обеспечения действий разведывательных подразделений, а также для проведения инженерных работ на воде.

Техническое описание

ГАЗ-46 был построен на узлах и агрегатах серийного ГАЗ-69, имеет специальный водонепроницаемый металлический корпус для придания плавучести и гребной винт для движения на плаву.

На плаву машина могла передвигаться посредством трёхлопастного гребного винта, приводимого карданным валом от раздаточной коробки. Направление движения в воде изменялось судовым рулём, находящимся в струе воды, отбрасываемой винтом. Привод к рулю был тросовый, от катушки, насаженной на вал рулевого колеса. Отличительной особенностью этой амфибии являлись колёса особой конструкции, позволяющие для увеличения проходимости двигаться на подспущенных шинах без риска их проворачивания и попадания воды внутрь покрышки. На щитке приборов имелись тахометр и сигнальная лампочка появления воды в трюме. Корпус автомобиля внутри разделен вертикальными стенками на три отделения: носовое, среднее и кормовое.

ГАЗ-46 оснащался четырёхцилиндровым двигателем от ГАЗ-М20 «Победа», от ГАЗ-69 была заимствована трансмиссия и подвеска колёс. Выпуск автомобиля продолжался вплоть до 1958 года, когда производство базового ГАЗ-69 было передано на УАЗ. На УАЗе в то время не было производственной возможности выпускать ГАЗ-46, что, наряду со сравнительно невысокой потребностью в этом автомобиле, и послужило причиной к прекращению производства.

Видео по теме

Технические характеристики

вес автомобиля, кг: 1270
грузоподъемность на суше, т: 0,5
грузоподъемность на воде, т: 0,5
вместимость, чел: 5
ширина, мм: 1750
длина, мм: 5070
высота по рулевому колесу, мм: 1500
высота по тенту, мм: 2000
колея, мм: 1450
база, мм: 2300
максимальная скорость, км/ч: 90
средняя скорость по шоссе, км/ч: 48
максимальная скорость движения на плаву, км/ч: 10
запас хода по горючему на суше, км: 300—500
запас хода по горючему на воде, час: 5

Эксплуатация

МАВ состояли на вооружении отдельных переправочно-десантных батальонов, понтонно-мостовых полков.

В игровой и сувенирной индустрии

Масштабная модель ГАЗ-46 в промышленных масштабах в СССР не выпускалась.

В декабре 2012 г. фирма РСТ выпустила для журнальной серии «Автолегенды СССР» издательского дома ДеАгостини модель ГАЗ-46 в масштабе 1:43.

В кино

Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wiki2.red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *