Содержание

20. Международные конфликты в 21 веке

Палестино-израильский конфликт

Кто:Палестина-Израиль

Что:Спор между двумя группами людей с претензиями на правообладание и суверенитет над одной и той же территорией бывшегобританского мандата Палестина(западный берег реки Иордан).

Когда:1948-нынешнее время

Сейчас:Обоюдные обстрелы, нежелание создавать бинациональное государство на территории Палестины. Каждая сторона видит в другой угрозу своей дальнейшей безопасности.

Вооружённый конфликт в Южной Осетии

Кто: Грузия-Южная Осетия, Абхазия, Россия

Что: вооружённый конфликт, произошедший в августе 2008 года между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией и Абхазией, а также Россией, с другой. Активные боевые действия начались в ночь на 8 августа, когда Грузия подвергла массированному артобстрелу столицу Южной Осетии, после чего предприняла попытку захвата Южной Осетии. а президентами Абхазии, Южной Осетии, Грузии и России был подписан план мирного урегулирования конфликта.

Почему: Согласно официальной позиции Южной Осетии, России и Абхазии: Ответ на агрессию Грузии против мирных жителей Южной Осетии и российских миротворцев. «Принуждение Грузии к миру».

Согласно официальной позиции Грузии: Проведение военной операции в Цхинвальском регионе в ответ на провокации южноосетинских вооружённых формирований; агрессия России против Грузии, которая началась за 6 дней до боевых действий в Южной Осетии.

Итог: Поражение грузинских войск, полная утрата Грузией контроля над территорией Южной Осетии и Абхазии. Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств. 2 сентября Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией. Затормозился процесс вступления Грузии в НАТО.

Иракская война

Кто:США-Ирак

Что: военный конфликт, начавшийся с вторжения сил США и их союзников в Ирак с целью свержения режима Саддама Хусейна.Когда: 2003 —2011

Итог: Военная победа США и союзников, свержение режима С. Хусейна и партии Баас, капитуляция регулярной армии Ирака (2003). Гражданская война в Ираке. Вывод войск США . Вооружённый конфликт и террористические акты продолжились после вывода войск. Возвращение войск США в Ирак летом 2014 года.

Кашмирский конфликт

Кто: Индия-Пакистан

Что: (периодически вооруженный) конфликт между Индией и Пакистаном из-за принадлежности Кашмира

Когда: 1947-настоящее время

Конфликт вокруг Кашмира тянется с 1947 года, т.е. с момента отказа Великобритании от своих прав на Британскую Индию, с момента распада субконтинента на два государства — Индию и Пакистан.

Почему: Вопрос о принадлежности Кашмира.

продолжение противостояния.

21. Полярность в истории мо

 Для понимания логики международно-политического процесса в 1918-1945 гг. ключевым является понятие многополярности. Строго говоря, вся история международных отношений протекала под знаком борьбы за гегемонию, то есть бесспорно преобладающие позиции в мире, точнее, в той его части, которая в конкретный момент исторического времени считалась миром-вселенной или ойкуменой, как ее называли древние греки.

Можно сказать, что большая часть истории международных отношений с позиций системности может быть объяснена как история попыток то одной, то другой державы сконструировать однополярный мира — попыток, заметим, во многом вдохновленных ложно понятым или сознательно искаженно интерпретируемым опытом античности.

   Вторая мировая война нанесла по многополярности сокрушительный удар. Еще в ее недрах стали зреть предпосылки для превращения многополярной структуры мира в двуполярную. К концу войны обозначился колоссальный отрыв двух держав — СССР и США — от всех остальных государств по совокупности военных, политических, экономических возможностей и идейному влиянию. Этот отрыв определял суть биполярности, почти так же, как смысл многополярности исторически состоял в примерном равенстве или сопоставимости возможностей относительно многочисленной группы стран при отсутствии резко выраженного и признаваемого превосходства какого-то одного лидера.

      Но, естественно, идея двудержавного управления миром вызывала стремление «менее равных» государств (роль, особенно тяжело давшаяся Британии) разобщить своих сильных партнеров, чтобы придать недостающий вес себе. «Ревность» к советско-американскому диалогу стала чертой политики не только Британии, но и Франции и полуформально признаваемых Москвой правительств центральноевропейских стран. Действия всех их вместе подогревали взаимное недоверие СССР и США. На этом фоне начавшаяся вскоре «встречная эскалация» советских и американских геополитических претензий привела к вытеснению кооперационного начала в советско-американских отношениях конфронтационным.

Проблема структуры современной системы международных отношений: монополярность, многополярность, биполярность

Крушение Ялтинско-Потсдамской биполярной системы и запуск процесса формирования нового миропорядка правомерно поставили вопрос о его полярности (полюсности). Под полюсом в системе международных отношений понимают центр силы, обладающий комплексной мощью (военной, политической, экономической, финансовой и т.д.), а также стремлением и волей регулировать мировые процессы, линию поведения на мировой арене других участников (акторов). В монополярном мире доминирует одна супердержава, Она устанавливает «правила поведения» и следит за их соблюдением, используя военные, экономические и все другие, действенные применительно к конкретной ситуации, рычаги. С точки зрения сторонников такого мироустройства, концентрация мощи в определённом центре (полюсе) гарантирует стабильность международного порядка. Все споры между другими странами разрешаются центральной властью, не допускающей эскалации конфликтов. Прямой противоположностью однополярной выступает многополярная структура. В многополюсном мире существует несколько центров силы, обладающих сопоставимыми потенциалами. Каждый из полюсов стремится к усилению собственной позиции, одновременно противодействуя любому другому приобрести в этой структуре статус лидера.  Таким образом, вопрос о структуре формирующей системы международных отношений всё еще остаётся открытым. 

studfiles.net

Локальные конфликты второй половины ХХ – начала XXI в.

Мы уже говорили о том, как происходило становление биполярного мира после окончания Второй мировой войны. Называли его характерные признаки. Противостояние двух политических систем – Востока и Запада – шло по всем направлениям: экономическому, политическому, идеологическому. Образовывались военные блоки (крупнейшие из них – ОВД и НАТО), невиданные размеры приняла гонка вооружений. До глобальной войны дело, к счастью не дошло, хотя несколько раз мир находился буквально у последней черты.

Наибольшую опасность представлял, пожалуй, Карибский кризис. Ответом на наращивание ядерного потенциала Запада вблизи границ СССР (в Европе и Турции) стало размещение советских ракет на Кубе.

Тогда, первый и единственный раз в истории США, президент Джон Кеннеди отдал приказ о повышении боевой готовности до второго уровня. Всего таких ступенек в шкале готовности вооружённых сил Соединённых Штатов пять. Пятая соответствует мирному времени. Первая должна объявляться буквально накануне крупного военного конфликта с применением оружия массового поражения.

В октябре 1962 года военные советники предложили Кеннеди начать вторжение на Кубу. Трудно себе представить последствия такого шага. В

1990-е годы стало известно, что командующий советскими войсками на Кубе имел полномочия на применение ядерного оружия в качестве ответной меры. Лидеры СССР и США смогли сделать шаг навстречу друг другу. Советские ракеты выводились с «острова Свободы». США гарантировали, что военного вторжения на Кубу не будет.

Но такое прямое противостояние двух супердержав – всё же исключительный случай в послевоенной истории. Чаще борьба происходила в локальных конфликтах, когда США и Советский Союз поддерживали противоборствующие стороны.

Что такое локальная война? Это военные действия между двумя, иногда большим количеством государств, которые ведутся на сравнительно небольшой территории. Цели, ради которых затеваются боевые действия, известны ещё до их начала. Как правило, в таких конфликтах не применяется оружие массового поражения. Хотя бывают и исключения.

Так, во время Ирано-иракской войны 1980–1988 годов

применялось химическое оружие. Самой крупной по масштабу жертв стала газовая атака Ирака против курдского городка Халабджа.

Официальных данных по последствиям этой трагедии не публиковалось. По неофициальным – приблизительно пять тысяч человек погибли, несколько десятков тысяч остались инвалидами.

Некоторые локальные войны со временем перерастают в региональные. В качестве примера можно привести войну в Персидском заливе 1990–1991 годов. Она началась с нападения Ирака на Кувейт. Но затем в него вмешались другие государства. Коалиция многонациональных сил выступила в защиту суверенитета Кувейта.

Их основу составляли американские части, а всего в операции «Буря в пустыне» приняли участие 44 государства.

Локальные конфликты – одно из проявлений «холодной войны». Особенно это было заметно во время Корейской и второй Вьетнамской войн.

Ещё в августе 1945 года США и СССР договорились о разделе Кореи на зоны оккупации после капитуляции Японии. Граница между ними должна была пройти по 38-й параллели.

Выборы, проведённые под контролем оккупационных администраций, привели к власти разные политические силы: коммунистов во главе с Ким Ир Сеном на Севере, и прозападную коалицию Ли Сын Мана на Юге. В итоге образовалось два государства – Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея.

Оба режима были полны решимости объединить Корею под свой властью. 25 июня 1950 года северокорейские войска перешли границу. Их наступление складывалось очень успешно. Через три дня был захвачен Сеул. А к середине августа армия КНДР контролировала 90 % территории Южной Кореи.

Совет Безопасности ООН дал санкцию на оказание военной помощи Республике Корее.

Войска ООН (большую их часть составляли американские военнослужащие) переломили ход войны. В середине сентября они перешли в контрнаступление. 20 октября пал Пхеньян. Занятие всей территории Корейского полуострова было вопросом времени.

Но практически разгромленная северокорейская армия получила мощную поддержку. Советское командование ограничилось действиями в воздухе.

Более активное вмешательство в Корейскую войну грозило её перерастанием в войну с США. Известно, что командующий американских ВВС в этом регионе получил приказ нанести ядерный удар по военным базам в Сибири в случае участия СССР в корейском конфликте. Так что советские лётчики не должны были подлетать ближе, чем на 100 километров, к линии фронта. А американцы делали вид, что не замечают советской активности в воздухе.

Правительство КНР не стояло перед подобным выбором. И в конце октября 270-тысячная армия «китайских народных добровольцев» (так это официально называлось) перешла в наступление. Войска ООН потерпели несколько поражений. В начале января 1951 года Сеул вновь перешёл под контроль Северной Кореи. Командующий войсками ООН американский генерал Дуглас Макартур открыто настаивал на применении ядерного оружия. Но президент США Трумэн эту идею не поддержал.

Летом 1951 года ситуация зашла в тупик. Добиться окончательной победы сколь-нибудь разумной ценой не представлялось возможным. В июле 1953 года военные действия были остановлены. 38-я параллель стала демаркационной линией, за которую были отведены войска. Но мирный договор стороны так и не смогли подписать.

По похожему сценарию развивалась вторая Вьетнамская война.

Вьетнам после получения независимости тоже оказался разделённым на два государства. Граница между ними проходила по 17-й параллели. На Севере была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам во главе с лидером коммунистов Хо Ши Мином. На Юге создана Республика Вьетнам. Её главой стал поддержанный США Нго Динь Зьем. История повторялась почти со стопроцентной точностью.

Во Вьетнаме должны были быть проведены всеобщие свободные выборы. На них и определилось бы, каким быть объединённому государству. Но южновьетнамские власти отказались от их проведения. Часть населения начала партизанскую войну против правительства. Её поддерживали северовьетнамские коммунисты, отправляя на юг «военных советников». Был создан Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (Вьетконг).

Для поддержки южновьетнамского режима США начали наращивать своё военное присутствие. 2 августа 1964 года произошёл так называемый «Тонкинский инцидент» – бой между американским эсминцем и северовьетнамскими торпедными катерами в Тонкинском заливе.

Он стал поводом для начала военных действий США против Северного Вьетнама. На пике войны во Вьетнаме находилось более полумиллиона американских военнослужащих. Военные действия велись как против армии Северного Вьетнама, так и против партизан-вьетконговцев на юге. Для «зачистки» территорий применялись самые варварские методы, включая напалмовые бомбы и распыление гербицидов для уничтожения растительности.

Затянувшаяся война, растущие потери вызывали массовые протесты в Соединённых Штатах.  В 1969 году на президентских выборах победил Ричард Никсон, который заявлял о необходимости завершить военные действия «почётным миром». Ставка была сделана на «вьетнамизацию» войны – усиление армии Южного Вьетнама и вывод американских частей.

В январе 1973 года были подписаны Парижские мирные соглашения. Для США Вьетнамская война завершилась. Но не для Вьетнама. Бои продолжались ещё два года. До тех пор, пока 30 апреля 1975 года коммунисты не подняли своё знамя над Дворцом Независимости в Сайгоне.

Вьетнам стал единым государством. В отличие от Кореи, где продолжалось острое противостояние Севера и Юга. Особенно опасный характер оно приобрело после того, как КНДР стала ядерной державой.

Первое ядерное испытание было проведено в этой стране в октябре 2006 года. В 2017 году Северная Корея испытала межконтинентальные баллистические ракеты и проинформировала о наличии на вооружении водородной бомбы.

Не уступает корейскому по своей продолжительности арабо-израильский конфликт.

Противостояние арабских стран и сионистского движения началось ещё в конце XIX века. Сионизм – политическое движение, которое выступало и выступает за территориальное объединение еврейского народа. На его исторической родине – в Израиле. Оттуда евреи были изгнаны ещё во времена Римской империи.

История эта достаточно долгая, поэтому сразу перейдём к её концу. 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о разделе Палестины для провозглашения на её территории двух государств – еврейского и арабского. Иерусалим, где находятся святыни нескольких религий, должен был стать международным городом под патронажем Организации Объединённых Наций.

Еврейские организации этот план приняли, и в мае 1948 года было провозглашено государство Израиль.

Лига же арабских государств отвергла резолюцию ООН. В ноябре 1947 года началась первая арабо-израильская война. Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен в мае 1948 года ввели свои войска в Палестину. Их целью было «сбросить Израиль в море». Но сделать этого не удалось. К моменту прекращения огня в начале 1949 года под контроль Израиля перешло 1300 квадратных километров территории, выделенной для создания арабского государства. Территория Иерусалима была поделена между Израилем, Трансиорданией и Египтом.

Беженцами стали около 600 тысяч арабов (приводятся и другие цифры).

Первая война не стала единственной. Ближний Восток превратился в регион, который постоянно лихорадит. Это происходило и во время «холодной войны», когда в конфликт вмешивались обе сверхдержавы, и после её окончания.

Суэцкий кризис в октябре 1956 – марте 1957 года.

Англия, Франция и Израиль начали военные действия против Египта после национализации правительством Гамаля Абдель Насера Суэцкого канала. Против агрессии – редкий случай – выступили одновременно и СССР, и США.

Шестидневная война 1967 года.

Военно-воздушные силы Израиля разгромили авиацию арабской коалиции, после чего последовал быстрый разгром её сухопутной армии.

Война на истощение (1967–1970 годы). Она была начата Египтом для возращения Синайского полуострова, захваченного Израилем.

Война Судного дня в 1973 году. Две Ливанские войны (1982 и 2006 годы). Палестинская интифада – восстание на занятых Израилем арабских территориях.

Израильские операции в Секторе Газа.

Ещё один регион, локальные конфликты в котором не связаны с «холодной войной» – Персидский залив. Мы уже говорили о Ирано-иракской войне и конфликте между Ираком и Многонациональными силами из-за захвата Кувейта в 1991 году. В 2003 году с вторжения сил США и их союзников для свержения режима Саддама Хусейна началась война в Ираке.

Военные действия в этой стране велись до конца 2011 года. 

С 1947 продолжается индо-пакистанский конфликт – борьба между Индией и Пакистаном за штат Кашмир и другие пограничные территории. С конца 1970-х годов стабильно нестабильным регионом остаётся Афганистан.

В январе 2015 года начались военные действия против боевиков движения Талибан. С 1984 года продолжается противостояние правительства Турции и сторонников независимого Курдистана. В марте 2015 года ряд арабских государств во главе с Саудовской Аравией вмешался во внутренний конфликт в Йемене.

Это лишь некоторые из примеров локальных конфликтов второй половины ХХ – начала XXI века. Выясните, где военные действия продолжаются до сих пор. И подумайте над вопросом о причинах локальных войн и возможности их предотвращения.

videouroki.net

Войны XXI века

Территориальные, межэтнические, политические, идеологические и религиозные конфликты. Борьба за контроль над нарко-траффиком и нефтяными месторождениями. 61 военный конфликт за первые 14 лет XХl века. Самым «продуктивным» оказался 2004 год — на него пришлось 12 столкновений.

Газета «Наша Версия» собирает досье на самые значимые вооруженные конфликты последнего времени. Кто внес наибольший вклад в гибель почти 1,5 миллионов человек? Кто воевал с наибольшим количеством стран? И от кого отвернулись бывшие союзники?

Спустя всего лишь год после начала века произошло событие, надолго определившее политику ряда стран. Теракт 11 сентября 2001 года не только позволил ввести войска в Афганистан. Именно он дал толчок развитию так называемой «Войне против тероризма». Число жертв неизвестно и постоянно растет. Уже сейчас однозначно можно говорить о нескольких сотнях тысяч человек.

Следующий, 2002 год — Гражданская война в Кот-д’Ивуаре. Франция на стороне действующего правительства. Не пройдет и двух лет, как миротворческие силы попадут под обстрел своих союзников. Тогда президент Лоран Гбагбо назвет бомбардировку «ошибкой». Со временем конфликт замяли.

А вот 2004 год навсегда запомнится началом войны в Ираке. Под предлогом защиты мира от режима Саддама Хуссейна 39 стран-союзниц США объединились в Международные коалиционные силы и начали наступление, не придав значения мнению ООН. Получив контроль над страной, они объявили «победу над тиранией». За 7 лет в войне за мир погибло 168,3 тысячи человек.

На сегодняшний день в боевых действиях участвует более 30 стран. Среди них Афганистан, Россия, Украина, Республика Конго, США. Силы Аль-Каиды замечены в 7 конфликтах.

События во всем мире вызывают обеспокоенность жителей каждой страны. На фоне еще не разрешенных конфликтов уже вызревают новые. Продолжается гонка вооружения, армии пополняют свои ряды и так не кстати тают ледники богатой природными ресурсами и до сих пор не поделенной Арктики.

versia.ru

США, Россия и другие державы, часто участвовавшие в конфликтах 21-го века

За минувшие 15 лет в мире произошло около сотни военных конфликтов на различных континентах, кроме Антарктиды, Северной Америки и Австралии, передает NUR.KZ.

Жертвами войн стали несколько миллионов человек. Мы решили представить читателям подборку с конфликтами нынешнего столетия с участием различных стран.

Конфликты с участием США

В 2001 году США в качестве ответа на террористические акты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне начинают военные действия в Афганистане. Эта военная миссия завершилась лишь в 2014 году. Хотя уже в прошлом году американцы в определенной степени вновь увеличили свое военное присутствие в этой стране.

В 2003 году Соединенные Штаты начали боевые действия против Ирака с целью свержения режима президента Садама Хуссейна. В итоге вооруженные силы США оккупировали страну. Всего в этой войне американцы потеряли 4 423 солдат. Еще 31 941 получили ранения.

В 2004 году после свержения президента Аристида США посылают войска на Гаити для поддержания лояльного режима.

С 2004 по 2010 годы Штаты поддерживают правительственные войска в Сомали. Американцы помогают союзникам воздушными силами, нанося удары с воздуха по позициям мятежников.

В 2011 году Вашингтон наносит воздушные удары по Ливии. После чего в стране происходит свержения президента Муаммара Каддафи и его убийство.

С 2014 года Вашингтон начинает бомбить позиции «Исламского государства» на территории Сирии и Ирака.

В 2015 году американцы произвели ракетные удары по позициям йеменских повстанцев — хуситов. Также Штаты оказали активную поддержку интервенции Саудовской Аравии в Йемене.

С 2001 по 2006 годы американцы принимают участие в конфликте в Вазиристане на стороне пакистанской армии.

Конфликты с участием России

В 2008 году Россия с целью оказания помощи Южной Осетии вводит на Южный Кавказ свои войска. В итоге Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией. За нескольких суток российские вооруженные силы совместно с юго-осетинскими вооруженными формированиями вытеснили грузинские войска из территории Южной Осетии.

В апреле 2014 года разгорелся кровопролитный конфликт на востоке Украины. Украина, США и ряд других государств, а также НАТО, Совет Европы, ПА ОБСЕ и Европейский союз обвинили Россию во вмешательстве в конфликт: в частности, использовании регулярных войск в боевых действиях на стороне повстанцев, поставках оружия и финансовой поддержке.

С 2011 года Россия поддерживает правительство Башара Асада в Сирии в борьбе против оппозиции и террористической организации ИГ. Кроме России в этой войне принимает участие Иран, помогая Асаду вооружением и военными инструкторами.

С 1999 по 2009 годы российская армия участвовала во Второй чеченской кампании.

Кроме США в данное время против ИГ ведут войну в Ираке Россия, Великобритания и Иран.

Другие крупные страны в военных конфликтах

Гражданская война в Судане с 1999 до 2005 года. Участники: Иран, Израиль.

С 2005 по 2010 годы в гражданской войне в Чаде активное участие принимает Франция. В 2006 году одним из основных игроков во Второй ливанской войне являлся Израиль.

Вторая конголезская война длилась с 1989 года по 2003 год. Участники — Чад, Судан.

С 2004 по 2007 годы шла гражданская война в Центрально-Африканской Республике. Участник — Чад.

Конфликт в Ливане, который длится с 2011 года. Участник — Иран.

Вооружённое столкновение между Францией и Кот-д’Ивуаром — обмен авиационными ударами между ВВС Кот-д’Ивуара и ВВС Франции 6 ноября 2004 года.

Туарегское восстание 2012—2013 годов — вооруженный конфликт между сепаратистами-туарегами, борющимися за независимость Азавада — территории на севере Мали, и армией Мали. Участник — Франция

Первая Ивуарийская война — гражданская война в Кот-д’Ивуаре в период с 2002 по 2007 год, расколовшая страну на мусульманский север и христианский юг. Участник — Франция.

Читайте также:

В Алматы состоялась презентация футзальной команды «Жетысу»

Бырганым Айтимову высмеяли и сравнили с Виталием Кличко (видео)

Эксперты объяснили, почему казахстанцы плохо играют в футбол

Футболисты «Кайрата» плясали под матерные кричалки ультрас (18+)

Абель Санчес: На фоне Головкина все остальные боксеры выглядят дураками

СМИ: Головкин легко побьёт Канело и Джейкобса, но должен согласиться на их условия

Линдси Лохан прикрыв голую грудь религиозными четками, вызвала скандал (фото)

www.nur.kz

Раздел II. Сущность и причины локальных, региональных и межгосударственных конфликтов на рубеже XX-XXI веков Тема 2.1. Сущность и типология международных конфликтов после распада ссср

Краткое содержание: Сущность и типология международных конфликтов в условиях противоборства США и СССР, их изменение после распада Советского Союза. Конфликты на постсоциалистическом пространстве: распад Югославии, конфликты в сербском крае Косово, участие в нем НАТО. Гражданские конфликты в Македонии и Афганистане.

Требования к знаниям и умениям:

Иметь представление: о характере и геополитической сущности локальных конфликтов, развернувшихся в Европе после распада и саморазрушения СССР

Знать: сущность, причины и особенности локальных, региональных и межгосударственных конфликтов Уметь: определять интересы участников конфликтов, подтверждать теоретические положения примерами из истории конфликтов конца XX — начала XXI в.

Особенности конфликтов после окончания «холодной войны»

Распад Советского Союза в 1991 г., ознаменовавший окончание «холодной войны» и конец биполярной системы международных отношений привел к колоссальным сдвигам в соотношении сил на мировой арене. Жесткое идеологическое и военное противостояние между двумя сверхдержавами и их лагерями ушло в прошлое. Но возникшие в результате этого представления начала 1990-х годов о грядущей бесконфликтности оказались заблуждением. Тем не менее, характер конфликтов изменился.

Если «холодная война» тормозила возникновение некоторых этнических, религиозных и расовых конфликтов, то после ее завершения они проявились с нарастающей силой. На протяжении последних двух десятилетий насилие в мире все больше перемещалось на догосударственный уровень, на уровень племенных ополчений и террористических группировок. Сейчас главный вызов международной стабильности и безопасности исходит не от межгосударственных, а от внутригосударственных конфликтов. После окончания «холодной войны», великие державы ушли из сфер своего влияния, бросив своих прежних союзников на произвол судьбы. Далеко не везде последние сумели взять ситуацию под контроль, и трагическая судьба таких стран, как Руанда, Сомали, Судан, Югославия, Таджикистан, Афганистаннаглядно подтверждает этот тезис. Появление так называемых неудавшихся государств (Косово, Палестина) дестабилизировало международную обстановку.

В современном мире можно выделить два распространенных вида конфликтов:

  1. внутригосударственные конфликты за контроль над ресурсами, в борьбе за власть, экономические дивиденды

  2. асимметричные войны крупных государств против государств-изгоев или транснациональных угроз.

В оценках устойчивости складывающейся системы международных отношений среди ученых нет единого взгляда, поскольку характер новой СМО по-прежнему не определен. Большинство авторов подчеркивают доминирующее положение США в мире (обеспеченное военным превосходством, экономическим и идеологическим влиянием) на сегодняшний момент. В то же время в условиях бурного роста экономики Китая исследователи ставят под сомнение долгосрочность сохранения сложившейся ситуации.

Очевидно, что существующие организации в сфере безопасности, глобальные (ООН) и региональные (НАТО, ОАГ и др.), не отвечают новым требованиям. Главная задача, которая стояла перед этими структурами – это борьба с агрессивными государствами, в то время как межгосударственные конфликты уходят в прошлое. В результате актуальность на международной арене приобретают такие организации, как Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), призванная противодействовать «трем злам» — терроризму, сепаратизму и экстремизму.

Распад Югославии

Намного сложнее, чем в остальных Восточно-Европейских странах, преобразования шли в Социалистической Федеративной Республике Югославии (СФРЮ).

Эта страна после конфликта между И.В. Сталиным и Иосипом Броз Титоне входила в советскую систему союзов, поддерживала тесные торгово-экономические отношения с государствами Запада. Реформы 1950-1960-х гг. заключались во введении самоуправления на производстве, развитии элементов рыночной экономики. В то же время сохранялась монополия на власть одной партии —Союза коммунистов Югославии.

В состав Югославии входило шесть республик: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония, Черногория. Границы республик не всегда совпадали с расселением в стране основных этнических групп: хорватов, словенцев, сербов, черногорцев и македонцев. Значительную часть населения составляли так называемыемусульмане— потомки славян, принявших ислам еще во времена турецкого господства. В прошлом народы Югославии входили в состав разных государств и длительное время развивались отдельно друг от друга. Отношения между ними складывались не всегда благополучно, часто обострялись из-за религиозных различий. Существовавший в Югославии политический режим, когда власть принадлежала компартии во главе с таким волевым лидером, каким был И.Б. Тито, до поры до времени обеспечивал федерации межнациональный мир. Однако глубокий социально-экономический кризис, охвативший все социалистические страны в конце 1980-х гг., способствовал выходу наружу этнических и религиозных противоречий. Югославия столкнулась с угрозой распада.

СербияиЧерногориявыступали за сохранение единства республики и еесамобытной модели социализма. Это не устраивало Хорватию и Словению, стремившихся укрепить связи с западноевропейскими странами. Недовольство федерацией выражалаБосния и Герцеговина, где было сильно влияние ислама, а такжеМакедония.

Кризис и недовольство федерацией активно поддерживался со стороны США и западноевропейских стран, которым не нужна была сильная и единая Югославия.

Межнациональные отношения обострились и в других многонациональных восточноевропейских странах. Но если разделение Чехословакии в 1992 г. на два государства —Чехию и Словакию— прошло мирно, то территория Югославии стала ареной вооруженных конфликтов. В1991 г. Югославия распалась, попытка властей федерации сохранить ее целостность силой оружия успеха не имела.

Поддерживавшие тесные связи Сербия и Черногория создали новое федеративное государство — Союзную Республику Югославию (СРЮ).Македония, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словениястали независимыми государствами.

Но на этом кризис не завершился, поскольку оставшееся на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины сербское меньшинство начало борьбу за автономию. Эта борьба переросла в вооруженный конфликт, жертвами которого стало около 100 тыс. человек.В1992 — 1995гг. он оказался в центре внимания международного сообщества. Затем на первый план вышла проблема положения албанцев-мусульман, составлявших 90% населенияКосово. Отмена сербским правительством автономии края вызвала их недовольство. Протесты переросли в вооруженную борьбу, участники которой уже не ограничивались требованием восстановления автономии.

В 1999 г. США и их союзники без санкции Совета Безопасности ООН начали военные действия против СРЮ. Это привело к обострению отношений между США и Россией, которая осудила агрессию НАТО против суверенного государства.

Результатом войны, развязанной США против Сербии, стала гибель около 2 тыс. мирных жителей. От применения бомб с урановой начинкой около 500 тыс. человек получили радиационные поражения. 2,5 млн. людей лишились необходимых условий для жизни (жилья, питьевой воды и т.д.). Экономика СРЮ понесла убытки более чем на 100 млрд. долларов, что отбросило ее на 5 — 7 лет назад.

В Сербии после массовых выступлений в поддержку кандидата демократической оппозиции на пост президента Воислава Коштуницы пал режимСлободана Милошевича. 1 апреля2001 годаМилошевич был арестован, а в28 июнятого же года по инициативе премьер-министраЗорана Джинджичатайно передан Гаагскому Международному трибуналу по военным преступлениям в бывшей Югославии, что вызвало возмущение президента Коштуницы. Милошевич не признавал легитимность Гаагского трибунала и отказался от адвокатов, заявив, что будет защищаться самостоятельно.

В феврале 2002 г. Милошевич произнёс в Гааге длинную защитную речь, в которой дал опровержения по нескольким десяткам пунктов обвинения (а также зафиксировал несоответствие данного судебного процесса ряду международных правовых норм — то есть, фактически, его незаконность с точки зрения международного права). Кроме того, в своей речи Милошевич дал развёрнутый анализ предыстории, истоков и хода войны НАТО против Югославии. Предъявил доказательства (в том числе фото- и видеоматериалы) ряда военных преступлений НАТО: использования запрещённых видов вооружений, таких как кассетные бомбы и боеприпасы с обеднённым ураном, намеренное уничтожение невоенных объектов, многочисленные атаки гражданского населения.

В своей речи Милошевич также указал, что осуществляемые альянсом бомбёжки не имели и не могли иметь военного значения: так, в результате всех ракетно-бомбовых ударов на территории Косово было уничтожено всего 7 танков сербской армии. Милошевич особо отметил (приводя конкретные, доказанные примеры), что в значительной части ракетно-бомбовых ударов по гражданскому населению пострадавшими являлись этнические албанцы, и этим пытался доказать тезис о том, что массовые атаки НАТО против албанских крестьян не были непреднамеренными, а являлись обдуманной акцией, призванной спровоцировать их массовый исход из Косово в сопредельные государства. Наличие масс албанских беженцев смогло бы в глазах мирового сообщества подтвердить обвинение сербов в геноциде албанцев — основной тезис, выдвинутый руководством НАТО в качестве основания для проведения «операции». Этой же цели, согласно Милошевичу, служили расправы албанских боевиков над теми албанцами, кто не желал покидать Косово (из чего, в частности, Милошевич сделал вывод о полной согласованности действий албанских вооружённых формирований, с одной стороны, и руководства операцией НАТО, с другой.) В качестве одного из доказательств этого тезиса, Милошевич указал на листовки на албанском языке, в которых содержались призывы к албанскому населению бежать из Косова (эти листовки разбрасывались с самолётов НАТО).

Текст защитной речи Милошевича — вне зависимости от того, как относиться к данному политическому деятелю, даёт широкий взгляд на драматические события, имевшие место в Сербии и в других бывших югославских республиках в 90-е годы двадцатого века. Процесс по делу Слободана Милошевича не был закончен, так как он умер в тюрьме в Гааге отинфарктамиокарда11 марта 2006 года.

3 июня 2011 годапредстал перед Гаагским трибуналом бывший начальник штаба Войска Республики Сербской (1992—1995) генерал Ратко Младич.  Его поимка была главным условием для вступления Сербии в Евросоюз. Ранее сам Младич о Гаагском трибунале говорил, что этот суд создан лишь для того, чтобы свалить всю вину на сербов. Он даже обещал, что сам явится в Гаагу сразу после того, как туда «приедут добровольно те генералы, которые воевали во Вьетнаме, бомбили Югославию».

Обострились противоречия между Сербией и Черногорией. По результатам референдума, проведенного властями Черногории в 2006 г., она стала независимым государством.Югославия перестала существовать.

В 2008 г. сербский край Косово, оккупированный войсками НАТО, в одностороннем порядке провозгласил независимость. Вопреки позиции ООН, США и ряд их союзников признали самопровозглашенное государство косовских албанцев. Тем самым был создан опаснейший прецедент, нарушающий международный запрет на изменение границ в Европе после Второй мировой войны. Сепаратисты во многих странах сочли себя вправе рассчитывать на международную поддержку вопреки Уставу ООН.

Ситуация в Македонии

Откликом на ситуацию в Югославии стал гражданский конфликт в Македонии, где наряду с македонцами-христианами треть населения составляли албанцы-мусульмане. После этнических чисток в Косово, в Македонию хлынул поток албанских беженцев. В результате в македонских районах возникли антиалбанские настроения, а албанские части Македонии оказались под контролем албанских боевиков. Летом 2001 г. в Македонии начались вооруженные столкновения. На территорию страны из Косово пришли отряды «Армии национального освобождения Косово». США и страны ЕС причислили «Армию освобождения» к террористическим организация, а президента Македонии убеждали пойти на изменение конституции в сторону расширения прав албанского населения. 12 августа 2001 г. состоялось подписание соглашения между македонским правительством и представителями албанских общин. Албанские отряды были разоружены силами НАТО, а в ноябре 2001 г. македонский парламент внес изменения в конституцию.

Ситуация в Афганистане

После вывода советских войск со второй половины 1993 г. Афганистан разделился на две зоны — северную, где положение контролировало правительство при поддержке узбекских и таджикских сил, и южную, в которой власть удерживали пуштунские полевые командиры. В Афганистане возобновилась междоусобная война между группировками моджахедов. С сентября 1995 г. заметную роль в антиправительственной оппозиции стали играть вооруженные группы «Талибан»,ведущие борьбу против как таджикско-узбекскогоСеверного альянса, так и отрядов многочисленных пуштунских племен.

После терактов 11 сентября 2001 года, международный террорист Усама бен Ладен нашёл убежище в талибском Афганистане. Это послужило поводом для вторжения США в Афганистан. В ходе операции «Несокрушимая свобода» к началу 2002 года режим талибов пал. Несмотря на это, в стране по-прежнему продолжается гражданская война, но уже с участием Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF) .

Мы подробнее рассмотрим эти события при изучении темы 2.3. «Война США и НАТО в Афганистане и Ираке»

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите особенности международных конфликтов после распада СССР.

  2. Определите причины распада Югославии.

  3. Как вы считаете, почему США и западные страны поддержали независимость Косова, а РФ и Китай были против?

  4. Чем опасны слабеющие, «падающие» государства для мира?

studfiles.net

Оборона России 21 века

Оборона России 21 века


По данным Стокгольмского института исследований проблем мира (СИПРИ) через 15 лет после окончания конфронтации между Востоком и Западом объемы военных бюджетов во всем мире вновь достигли уровня времен холодной войны. Объемы военных бюджетов в 2006 г. уже возросли на 3,5% и составили 1,2 трлн долларов. Это уровень 1988 г. Это означает, что вопреки многим оценкам, господствовавшим в первой половине 1990-х гг., значение военной силы в постбиполярном мире не уменьшилось. Более того, в начале XXI в. обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу жесткого кризиса. Это ставит на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Сильные российские Вооруженные Силы имеют не только национальное, но еще и геополитическое значение. В условиях ослабления целого ряда международных институтов в сфере безопасности именно укрепление потенциала ВС РФ будет являться фактором, предотвращающим окончательный распад системы международных отношений, основанной на принципах международного права.

При адекватной внешней политике России ее вооруженные силы могут быть фактором глобальной стабильности в широком понимании данного термина.

Исходя в том числе из этого, вытекает ответ на вопрос: какого типа армию необходимо иметь России не сегодня, а через 5-10-20 лет для гарантированного обеспечения военной безопасности? При ответе на этот вопрос обществу (не партиям, а именно обществу) следует исходить из констатации простой истины: политической целью России как суверенного государства является обеспечение если не приемлемых условий развития народа, то по меньшей мере условий для его мирного существования. Вопрос этот далеко не праздный. Из последних 650 лет Россия и Советский Союз более половины этого срока провели в войнах. Всегда целью агрессоров были территория, национальные богатства страны и ее между-народная факторная мощь. И сегодня для многих «друзей» Россия с ее природными ресурсами остается «лакомым кусочком», поскольку, составляя 3% населения мира, располагает 12% территории суши планеты, 22% всех лесов, 20% мировых запасов пресной воды, 16% разведанных минеральных ресурсов, 32% мировых запасов газа, 12% мировых запасов нефти, 28% мировых запасов угля, 36% мировых запасов никеля, 40% мировых запасов металлов платиновой группы.

Совершенно очевидно, что в таких условиях России нужна современная, хорошо вооруженная, боеспособная армия, способная защитить страну и быть фактором стабильности международной обстановки. Но очевидно, что сегодняшняя армия этим критериям абсолютно не соответствует. На одном из заседаний коллегии Министерства обороны РФ (конечно же, в кулуарах) было заявлено: «Военную реформу провели – Вооруженных Сил, способных защитить Россию от внешнего агрессора, фактически нет». Нуж-но коренным образом изменить отношение к ВС страны. Надо помнить: государство – это, прежде всего, армия, а армия – это государство. Нет армии – нет государства, нет страны.

Одна из причин этого кроется в том, что ни один законодательный акт не определяет в должной профессиональной степени масштабы военного конфликта, в которых Вооруженные Силы будут решать стоящие перед ними задачи (даже Военная доктрина Российской Федерации). Во все времена боевой состав, структура, численность ВС, их техническое оснащение, боевая подготовка и др. определялись объективными условиями существования государства, его местом и ролью в мировом сообществе, в системе международных отношений. Исходя из этого, военные специалисты должны по-новому оценивать условия возникновения, характер и способы ведения возможных войн и вооруженных конфликтов. Имеется в виду, что страна и Вооруженные Силы должны быть готовы к предупреждению и ведению более разнообразного набора войн и вооруженных конфликтов различного уровня.

Судя по мировому опыту, для победы в военном конфликте нужна группировка войск численностью от 40 до 100 тыс. человек. Локальная война требует создания группировки от 500 тыс. до 1 млн человек. Как правило, развитым странам для ведения вооруженного конфликта резервистов призывать не приходится. А вот для локальных войн практически всегда необходимо проводить частичное мобилизационное развертывание вооруженных сил. Например, для войны против Ирака (классическая локальная война) США пришлось призвать более 300 тыс. резервистов.

Соответственно, и Вооруженные Силы РФ, с учетом высокой вероятности втягивания России в военный конфликт или локальную войну, должны быть способны быстро создавать такие группировки, оснащенные вооружением и военной техникой, имеющие достаточное материальное обеспечение.

Однако текущие военные реформы не приняли во внимание существующие реалии в планах формирования нового облика армии. Сначала все Вооруженные Силы были брошены под каток тотального реформирования, на которое ушли десятки миллиардов долларов, а потом, когда старая армия была демонтирована, а новые бригады сформированы, наконец взялись за изучение боевых возможностей того, что у них получилось. И вот тут авторов реформы ждали очень неприятные открытия. Оказалось, что «оптимизированные» бригады по своей боеспособности не дотягивают даже до полков старого штата. Обвешанные всяческим вооружениями, разрекламированными как «новейшие» и «уникальные», они в ходе всех прошедших учений с грустным постоянством показывают недопустимо низкую боеспособность. Надо признать, что Российская армия утратила самое главное, что, собственно, и составляет сущность потенциала любой армии – воинский дух, внутреннее единство. А без них достичь победы невозможно даже в отдельно взятом бою, не говоря уже о вооруженном конфликте (войне).

***

ОПЫТ ТЕКУЩИХ ВООРУЖЁННЫХ КОНФЛИКТОВ
Прежняя концепция обычных войн, как ограниченных, так и широко-масштабных, претерпевает значительные изменения. Анализ опыта войн и вооруженных конфликтов конца ХХ – начала ХХI вв позволяет выделить ряд важнейших тенденций изменения характера вооруженной борьбы на современном этапе. Во-первых, в войнах и вооруженных конфликтах последних двух десятилетий наблюдается все более широкое применение оружия, созданного на основе «искусственного интеллекта», а также роботизированных комплексов и оружия на новых физических принципах. Следует ожидать, что в перспективе возможности такого оружия будут неуклонно повышаться, а их массированное применение позволит добиваться результатов, сопоставимых с показателями боевой эффективности ядерного оружия. Во-вторых, существенно возрастают роль и значение войск, сил и средств, действующих в воздушно-космической сфере.

Увеличение размаха вооруженной борьбы обусловливается постоянным ростом досягаемости всех средств поражения и, в первую очередь, средств воздушно-космического нападения. Наличие их позволяет наносить мощные и высокоточные удары на всю глубину территории воюющих государств, осуществляя не только последовательное, но и одновременное поражение наиболее важных объектов, т. е. театром военных действий может стать любая страна, а в глобальном масштабе – вся планета. Соответственно, важнейшую роль в войнах будущего будет играть хорошо защищенная от ударов средств воздушно-космического нападения противника помехоустойчивая система обороны. Даже в условиях обычной войны она должна быть комплексной: противосамолетной, противоракетной и противокосмической.

В-третьих, все большее значение в будущих войнах будет придаваться информационной составляющей вооруженной борьбы.

Это обусловлено оснащением войск системами вооружения, основанными на широком использовании информационных технологий, а также быстродействующими и высокоэффективными системами разведки, связи, автоматизированного управления, радиоэлектронной борьбы и др., объединенных в единую автоматизированную систему. В этой связи стремление к достижению информационного превосходства над противником станет одним из основных условий успешного ведения военных действий.

В-четвертых, сокращаются временные параметры вооруженной борьбы. Это проявляется в ускорении практической подготовки первых операций (боевых действий) благодаря использованию мобильных сил и сил немедленного (быстрого) реагирования, не требующих предварительного отмобилизования, а также в возрастании быстротечности боевых действий, что обусловлено сокращением времени на сбор, обработку и доведение информации о противнике и своих войсках, а также применением высокотехнологичных средств и систем вооружения. В-пятых, ведение войсками активных высокомобильных действий практически во всех сферах вооруженной борьбы и связанная с этим необходимость упреждения противника в действиях обусловливают переход от строго вертикальных связей управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками и оружием.

Таким образом, в вооруженной борьбе происходят, главным образом, качественные изменения ее содержания, она становится все более технологически насыщенной и разнообразной. Она уже представляет собой масштабное, осуществляемое с нарастающей интенсивностью вооруженное столкновение многородовых и многофункциональных боевых систем с охватом наземного (морского), воздушного, космического и эфирного пространства.

Поэтому необходимо готовиться и к боевым действиям в их классической форме, и к борьбе с терроризмом, и к войнам будущего.

С этой точки зрения, по мнению многих экспертов, процесс реформирования российских вооруженных сил требует серьезной корректировки. Чем дальше, тем более задача физического уничтожения живой силы и боевой техники противника будет отходить на второй план. Кроме этой, в противостояниях преследуется и иная цель – нейтрализовать (поразить сознание, обездвижить) противника путем использования интеллектуального оружия преимущественно нелетального действия. Обороноспособность во все времена определялась, с одной стороны, возможностями потенциального агрессора, а с другой – способностью противостоять агрессивным устремлениям противника. Возможности потенциального агрессора определяются материально-технической базой ведения войны, в XXI в. основу которой составляют высокие наукоемкие технологии и информационные системы, а также формы и способы их применения. Сегодня создаются не имеющие аналогов виды оружия, способные не только заменить старые, но и полностью изменить характер вооруженной борьбы и войны в целом. Передовые технологии позволяют создать новые возможности для эффективного ведения вооруженной борьбы.

В войнах шестого поколения решающая роль будет отводиться высокоточному обычному ударному и оборонительному оружию, а не только количеству сухопутных войск. Вся мощь агрессора будет направлена на безусловное поражение объектов экономики противника путем нанесения мощных авиационных ударов и массированных ударов непилотируемого высокоточного оружия различного базирования в условиях глобального или регионального информационного противоборства. Следовательно, обороноспособность можно обеспечить, найдя способы противодействия применяемым и перспективным видам оружия. Требуется практически заново решать проблемы не только обороны, но и адресной защиты важных объектов экономики от прицельного избирательного дистантного воздействия по ним высокоточными средствами поражения по всей территории страны. Достичь этого можно созданием многоэшелонированной системы воздушно-космической (противовоздушной, противокосмической, противоракетной) обороны всей системы государственной экономики, городов и отдельных гражданских и военных объектов.

Существенным элементом противодействия является система управления видами и способами ведения военных действий и информационным противоборством в условиях радиоэлектронной борьбы. Необходимы новые методы сбора и анализа разведывательной информации, применение новых методов обработки отображения и передачи информации, навигации, управления и контроля. Возникла необходимость разработки новых мобильных средств нанесения незамедлительного ответного удара, носящего точный, интенсивный и скоротечный характер, и создание единой оборонной инфраструктуры с наземной и космической составляющими. Новые типы войн заставляют кардинально пересмотреть основы современного военного дела и поста-вить во главу угла новый комплексный профессионализм.

***

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ВС РФ
Вооруженные Силы Российской Федерации должны быть способны решать задачи обеспечения военной безопасности России в любых войнах и вооруженных конфликтах, которые могут быть развязаны против нашей Родины или в которые она может быть втянута в силу негативного развития международной обстановки. Войны и вооруженные конфликты, в которых может участвовать Россия и ее Вооруженные Силы, можно классифицировать по масштабу.

Пограничный конфликт. Может охватывать по пространству отдельный оперативно-важный район, по продолжительности – от нескольких дней до 1-2 месяцев. Для его ведения каждой из сторон придется привлечь группировку войск (сил) численностью от 2-3 до 5-10 тыс. человек. Период непосредственной подготовки к конфликту может составить от 1 до 5 дней. Часто пограничный конфликт выступает инцидентом для развязывания более крупномасштабной военной акции.

Вооруженный конфликт. Может охватывать по пространству одно операционное направление, по продолжительности – от нескольких дней или месяцев до нескольких лет. Для его ведения каждой из сторон придется привлечь группировку войск (сил) численностью от 30-40 до 100-120 тыс. человек. Период непосредственной подготовки к конфликту может составить несколько недель. В рамках вооруженного конфликта стороны ставят перед собой, как правило, ограниченные политические цели. В качестве отдельного вида вооруженных конфликтов выделяют внутренние вооруженные конфликты, которые представляют собой наиболее острую форму внутриполитического противостояния.

Локальная война. Может охватывать по пространству одно стратегическое направление, по продолжительности – от нескольких месяцев до нескольких лет. Для ее ведения каждой из сторон придется привлечь группировку войск (сил) численностью от 500 тыс. до 1 млн человек и более. Период непосредственной подготовки к такой войне, как правило, составляет несколько месяцев. В рамках локальной войны стороны ставят перед собой, как правило, достаточно масштабные политические цели, такие, например, как реализация крупных территориальных претензий (аннексия части территории противника).

Региональная война. По пространству она охватывает несколько стратегических направлений, по продолжительности – несколько лет и более. Для ее ведения каждой из сторон придется привлечь группировку войск (сил) численностью от 4–5 до 10 млн человек и более. Период непосредственной подготовки к такой войне, как правило, составляет от 1 года до нескольких лет. В рамках региональной войны достигаются исключительно решительные политические цели, такие, например, как аннексия целых стран, смена политического строя или властной элиты в крупных странах мира, установление военно-политического контроля над важными регионами мира.

Мировая война. По пространству она охватит все основные регионы мира. Ее продолжительность может составить от нескольких лет до нескольких десятилетий. Она будет безусловно коалиционной с участием в противоборствующих коалициях всех ведущих стран мира. Каждая из участвующих сторон в этой войне будет использовать весь располагаемый военный, экономический и духовный потенциалы. Структурно мировая война будет представлять собой систему региональных и локальных войн на различных театрах военных действий. Общий состав противостоящих группировок войск (сил) может достигнуть десятков миллионов человек. Период непосредственной подготовки к такой войне может составить несколько лет. Вхождение в мировую войну будет происходить в виде эскалации первоначально возникших нескольких вооруженных конфликтов и локальных войн в региональные войны, которые и образуют в совокупности мировую войну.

В мировой войне будут решаться геополитические цели, имеющие глобальное значение, прежде всего, это будет построение нового мирового порядка.

Анализ текущей экономической и военно-политической ситуации, тенденций ее развития показывает, что России в той или иной степени угрожают все перечисленные виды вооруженных конфликтов и войн. Пограничные конфликты могут иметь место в связи с территориальными спорами на западе (в отношениях со странами Балтии), северо-западе (в отношениях с Норвегией) в связи с разделом исключительных экономических зон в Баренцевом и Норвежском морях, на юге в связи с возможной экспансией со стороны исламских фундаменталистов (в частности, талибов). Во всех этих районах вероятность возникновения пограничного конфликта сегодня оценивается как низкая, с возможным нарастанием в перспективе. Сохраняется возможность пограничного конфликта с Грузией, а также втягивания группировки российских Вооруженных Сил в пограничные конфликты Грузия – Абхазия и Грузия – Южная Осетия. Вероятность возникновения такого конфликта в этом регионе оценивается как средняя.

Вооруженные конфликты могут стать следствием эскалации пограничных конфликтов или попыток решить территориальные споры военным путем. Средняя вероятность возникновения вооруженного конфликта сохраняется в Северо-Кавказском регионе в связи с претензиями Грузии на «восстановление территориальной целостности». Существует (правда, исключительно низкая) вероятность возникновения вооруженного конфликта между Россией и Японией за Курильские острова. Сохраняющаяся нестабильность ситуации в Центрально-азиатском регионе поддерживает низкую вероятность возникновения вооруженного конфликта на юге России. В связи с нарастанием социально-политической напряженности в России и углублением глобального кризиса и активизацией деятельности спецслужб США по отрыву от России прикаспийского региона путем дестабилизации ситуации в российских республиках Северного Кавказа существенно возрастает вероятность возникновения внутренних вооруженных конфликтов в Северо-Кавказском регионе (вероятность возникновения оценивается как высокая), а также в депрессивных регионах России (вероятность возникновения средняя).

Локальная война наиболее вероятно может возникнуть в Северо-Кавказском регионе России в результате эскалации серии внутренних вооруженных конфликтов в республиках Северного Кавказа и вооруженных конфликтов Грузия – Абхазия и Грузия – Южная Осетия с втягиванием в них России при возможной их интернационализации за счет возможного вмешательства в них (прямого или скрытого) отдельных стран НАТО. Возможность возникновения такой войны оценивается как средняя. Возникновение региональной войны против России возможно только на фоне развития мировой войны. При этом, если Россия будет входить в коалицию государств, противостоящую странам Западной цивилизации, то это будет региональная война в Западном регионе, а если Россия окажется в союзе со странами Запада, то вероятнее всего следует ожидать региональной войны на Востоке, где главным противником России станет Китай.

Возможность возникновения мировой войны сегодня непрерывно нарастает в связи с углублением глобального кризиса, разрешение которого возможно только изменением всей системы мирового устройства.

Такие кризисы в ХХ в. вызвали уже две мировые войны и предполагать, что этот, еще более глубокий, кризис может быть разрешен бескровно, не является абсолютно обоснованным. Поэтому сегодня можно оценивать возможность возникновения мировой войны пока еще как низкую, однако в перспективе она будет нарастать и втягивание в нее России практически неизбежно. Исходя из этого следует, что российские Вооруженные Силы должны быть построены с ориентацией на следующие потенциалы.

В составе мирного времени:

  • — группировками войск (сил) прикрытия границы – успешно разрешать пограничные конфликты на любом операционном направлении с созданием для этого группировок численностью до 10 тыс. человек;
  • — с наращиванием войск (сил) прикрытия границы с других направлений и из центра – успешно разрешать 1-2 вооруженных или внутренних вооруженных конфликта с созданием для этого группировок общей численностью до 100-200 тыс. человек;
  • — осуществлять поддержку международной политической и экономической деятельности России и ее граждан, защиту ее жизненноважных интересов за пределами страны.
  • При полном или частичном мобилизационном развертывании:
  • — успешно завершать 1-2 локальных войны (без применения оружия массового поражения) с созданием для этого группировок общей численностью до 1 млн человек и более;
  • — предотвращать эскалацию локальной войны в региональную угрозой применения (и применением) тактического и оперативно-тактического ядерного оружия;
  • — принудить противника к отказу от дальнейшей военной агрессии в региональной войне при ее возникновении за счет применения всех видов ядерного оружия (включая стратегическое).

Стратегическими ядерными силами осуществлять гарантированное сдерживание ядерной угрозы со стороны других стран, обладающих ядерным оружием. Исходя из перечисленных требований при полном мобилизационном развертывании в составе Вооруженных Сил России должно быть не менее 2,5-3,5 млн человек, в том числе 0,6-1,5 млн в составе группировок, решающих задачи в 1–2 локальных войнах на 1-2 стратегических направлениях, остальные — силы прикрытия границы на других направлениях, систем всестороннего обеспечения и управления. Опираясь на требуемую численность ВС РФ военного времени в 3,5 млн человек и средний коэффициент мобилизационного развертывания в 2,3-2,7 (по опыту СССР и других стран мира во Второй мировой войне, а также конфликтов второй половины ХХ и начала ХХI вв.), можно определить минимально необходимый состав Вооруженных Сил РФ мирного времени – 1,3-1,5 млн человек.

***

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ (ПОЛОВОЗРАСТНАЯ) СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ
Современная демографическая ситуация в России характеризуется убылью населения. Депопуляция отражается на многих сферах жизнедеятельности страны, в том числе и военной. Важно понимать, что ближайшее будущее с точки зрения мобилизационных (людских) ресурсов, по крайней мере до 2025 г., уже предопределено. На основе метода компонент (передвижки возрастов) была определена численность населения призывного возраста до 2025 г. (табл. 16.4.2).

Таблица позволяет констатировать, что к 2025 г. при сохранении существующих показателей смертности численность мужчин призывного возраста сократится в стране почти в 1,5 раза, с нынешних 9,7 млн человек до 6 млн человек. Однако следует учитывать, что в таблице указан суммарный объем мужчин призывного возраста. Некоторые из них к 2025 г. уже пройдут службу по призыву, другие будут проходить службу по контракту и обучаться в военных учебных заведениях. Поэтому для оценки влияния депопуляции на объем призывников целесообразно проанализировать количество молодых людей 18–19 лет, т. к. данная категория составляет около 70% каждого призыва. Метод возрастных передвижек позволил определить, что к 2025 г. число призывников указанного возраста сократится с 2,2 млн в 2008 г. до 1,4 млн в 2025 г. В рамках прогнозируемого периода будут и более тяжелые годы.

Так, в 2019 г. численность призывников 18–19 лет сократится относительно 2008 г. почти на 1 млн или на 43% (до 1,3 млн).

Кроме снижения численности призывников, смертности среди мужского населения, существует ряд дополнительных причин, снижающих долю призывного потенциала страны. К основным факторам уменьшения численности призывников относятся отсрочки по различным основаниям, несоответствующий уровень здоровья (около 30% из числа людей призывного возраста не могут проходить службу по состоянию здоровья), уклонение граждан от призыва на военную службу (в 2010 г. число уклоняющихся составило 13 тыс.), альтернативная гражданская служба и др. […] При сохранении нынешнего уровня рождаемости и значительного снижения смертности общая численность населения России к 2027 г. сократится со 147,1 млн в 1997 г. до 138,9 млн человек, или на 8,2 млн человек (на 5,6%). При этом за первое десятилетие численность населения даже возрастет на 0,5%, а затем в следующие 20 лет сократится на 6,1%.

Обращает на себя внимание то, что депопуляционный процесс в стране заметно ускоряется (при принятом предположении о сохранении неизменной нынешней демографической ситуации и даже ее некотором улучшении за счет снижения смертности). Это можно видеть и при анализе будущей возрастной структуры населения. Но, скорее всего, действительность окажется значительно хуже. Средняя ожидаемая продолжительность жизни вряд ли достигнет величины, заложенной в прогноз, а рождаемость, наоборот, скорее всего, еще понизится. Таким образом, существенное снижение численности призывного контингента в течении двух ближайших десятилетий ставят политическое и военное руководство страны перед решением новых, ранее не существовавших задач в области военного строительства.

В ближайшие годы придется искать дополнительные источники комплектования Вооруженных Сил РФ. 

Основной выход в сложившейся ситуации видится в развитии контрактной формы комплектования армии (при сохранении в качестве основы обязательного призыва), которая должна обеспечить возможность компенсировать снижение численности призывников за счет более длительного прохождения службы по сравнению с военнослужащими по призыву.

В целом перед российским военным строительством встали несколько серьезнейших задач:

  • — несоответствие выбранных форм реформирования Вооруженных сил РФ требованиям безопасности страны;
  • — соответствующая массовая психологическая фрустрация военнослужащих;
  • — сокращение мужского призывного контингента; отставание по технологическому и фактическому новейшему оснащению;
  • — старение вооружений и военной техники;
  • — сокращение потенциала военно-промышленного комплекса;
  • — неадекватная политика мирового силового присутствия российского флага;
  • — и, наконец, свертывание интегрального боевого потенциала.

Все это требует изменения неадекватной политики военного строительства, начиная с конституционного закрепления ее принципов. В частности, отказ от мобилизационно-призывного принципа является стратегически ошибочным и противоречащим цивилизационной традиции страны.

Источник

rossiyanavsegda.ru

Современные войны и локальные конфликты

Альморавиды в стиле Dark Souls. Немно…

C Count Bagatur RF

Главные проблемы модов по Вестеросу н…

C Count Bagatur RF

Проект по моей вселенной на Generals …

C Count Bagatur RF

{AAR} Эра царя Сифакса. Хроники Нумидии

C Count Bagatur RF

Проект по моей вселенной на Generals …

C Count Bagatur RF

Total War: Empire — реальные плюсы и …

r ra77767

Total War Saga: Thrones of Britannia …

r ra77767

Age of Petty Kings TW Ice and Fire. К…

C Count Bagatur RF

Эрцгерцогство Австрийское и Император…

С СидрДим

Рецензия на «Дюна. Дом Коррино»

C Count Bagatur RF

Вышло дополнение для перевода Rome To…

C Count Bagatur RF

Основы сражений в Field of Glory: Emp…

C Candramelekh

Вышел неофициальный патч для RTW Alex…

C Count Bagatur RF

Теон Грейджой, Король Вестероса!

C Count Bagatur RF

Создание хорошей армии в серии Total War

H Hanesydd

Как сделать город индивидуальным в Ro…

R RS4

Хроники Дома Редвин. Король всего Юга.

C Count Bagatur RF

Рецензия на «Дюна. Дом Харконнено…

C Count Bagatur RF

Критика сериала «Братья Карамазов…

C Count Bagatur RF

Предметы экипировки для героев в Tota…

F Funlelik

Generals ZH Ressurection. Обзор и мне…

C Count Bagatur RF

Рецензия на «Дюна. Дом Атрейдесов…

C Count Bagatur RF

Stainless Steel Total War — Обзор с п…

И Иван___

Прохождение Битв завоевателей в Age o…

A Age of Kings

Total War: Three Kingdoms — Первый вз…

H Honda Tadahacu

Осада Форноста Эрайн. Обзор карты для…

C Count Bagatur RF

Doom Remake 4 Мод. Масштабное обновле…

T Thief2125

Превью Disciples: Total War демо v.0.4

F Farin Frostgeir

Painkiller Fallen Empire. Что плохого…

C Count Bagatur RF

Как правильно защищать Карн Дум. Руко…

C Count Bagatur RF

Впечатления о Enslaved Odyssey to the…

C Count Bagatur RF

Total War Saga Thrones of Britannia: …

e eto_000_416

Почему я выбираю Супероружейника. (Ze…

C Count Bagatur RF

Абсолютизм? Республика? А может конст…

C Count Bagatur RF

Какой бы Total War мне хотелось увиде…

C Count Bagatur RF

Баги мода CnC Shockwave 1.201

C Count Bagatur RF

Китай: Наследие Мао — Предрелизный обзор

A Age of Kings

Комикс «Истории Троецарствия»…

T Tempest

[ААR Empire:TW] Primum et unicum!…

t t1aro

[AAR] Социализм XXI века — Эпилог. Ча…

A Age of Kings

[AAR] Социализм XXI века — Эпилог. Ча…

A Age of Kings

[AAR] Социализм XXI века — Часть 11

A Age of Kings

[AAR] Социализм XXI века — Часть 10

A Age of Kings

[AAR] Социализм XXI века — Часть 9

A Age of Kings

[AAR] Социализм XXI века — Часть 8

A Age of Kings

[AAR] Социализм XXI века — Часть 7

A Age of Kings

[AAR] Социализм XXI века — Часть 6

A Age of Kings

[AAR] Социализм XXI века — Часть 5

A Age of Kings

[AAR] Социализм XXI века — Часть 4

A Age of Kings

[AAR] Социализм XXI века — Часть 3

A Age of Kings

imtw.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *