Эскадренные броненосцы первого класса типа «Фудзи» (Япония)

Японский эскадренный броненосец «Яшима» типа «Фудзи»

История создания эскадренных броненосцев типа «Фудзи»

Японские эскадренные броненосцы «Фудзи» и «Яшима» строились по программе 1893 г. в Англии: «Фудзи» — на верфи «Темз Айрон Уоркс» в Блэкуолле, «Яшима» — на верфи Армстронг-Уитворт в Эльсвике, а главные механизмы для обоих кораблей изготавливались на заводе Хемфрейса Тенанта и К° (Humphrey Tennant and С°) в Депфорде.

Первоначально оба броненосца первого класса «Фудзи» и «Яшима» создавались как противовес китайским кораблям типа «Чин-Иен», однако не успели принять участия в японо-китайской войне. Они явились для японского флота первыми линейными кораблями новейшего для того времени типа, которые и должны были стать основой морского могущества страны.

Проект броненосцев был разработан Дж.Макроу на основе британских кораблей типа «Ройял Соверин» и «Ринаун», с учетом всего лучшего в части конструкции корпуса, распределения броневой защиты и вспомогательной артиллерии. Однако по артиллерии главного калибра броненосцы типа «Фудзи» ближе подходили к английским кораблям типа «Маджестик», имея такие же закрытые грушевидной формы барбеты с 305-мм орудиями, но 40-калиберными против 35-калиберных на «Маджестиках».

Броненосецы типа «Фудзи» первым в японском флоте были оснащены сетями противоторпедного заграждения, ставшими в скором времени стандартом «де факто» у всех ведущих морских держав. Эти же два корабля стали первыми японскими эскадренными броненосцами первого класса — «игрушкой», которой в мире могли похвастаться считанные единицы стран.

Японский эскадренный броненосец «Фудзи»

Конструкция эскадренных броненосцев типа «Фудзи»

Первоначально на ранней стадии эскизных проработок предполагалось ограничиться водоизмещением броненосцев в 8000 т, но затем оказалось, что построить удовлетворительный корабль при таком малом водоизмещении уже нельзя. После самых тщательных проработок приняли водоизмещение в 12450 т. Броня кораблей имела вес 3000 т (24% нормального водоизмещения) и целиком изготавливалась на заводе Кеммеля и К° по способу Гарвея.

Корпус кораблей набирался из стали, а двойное дно поднималось вдоль бортов до броневого пояса, имея продольные крепления – стрингеры по всей длине корабля. 181 водонепроницаемый отсек обеспечивал его непотопляемость (из них 36 находилось в двойном дне, 70 под броневой палубой, а 18 – над ней в оконечностях, 29 на нижней палубе, 6 – в главной и 22 отсека в цитадели). Для повышения остойчивости на протяжении половины длины броненосца имелись боковые кили шириной 0,76 м. Стальной таран, находясь ниже ватерлинии на 3,96 м, выступал от носового перпендикуляра на 3,81 м. Угольные ямы разместили вдоль бортов так, чтобы они дополняли собой броневую защиту.

При проектировании кораблей, сначала планировались две мачты с двойными боевыми марсами для скорострельной артиллерии, но в итоге боевые марсы остались по одному на каждой мачте. По сравнению с низкобортным китайскими кораблями, броненосцы типа «Фудзи» были вполне мореходными. Интересно, что собранные и спроектированные англичанами, оба «Фудзи» имели выраженный завал борта внутрь корпуса на французский манер, сделанный и для экономии веса в верхней части корпуса и для достижения более плавной качки.

Бронирование «Фудзи» было не сплошным и охватывало только среднюю част корабля. Общая протяженность броневого пояса составляла 69 м, а высота 2,4 м (пояс закрывал машинные, котельные отделения и основания барбетов, оставляя нос и корму без прикрытия). При нормальной осадке, броневой пояс возвышался над ватерлинией на 0,9 м.

Наибольшая толщина пояса была в верхней части, в районе машинного и котельных отделений, и составляла 457 мм, уменьшаясь к низу до 229 мм, а к оконечностям сначала до 406 мм и далее до 356 мм в районе барбетов. Броневые траверзные переборки, соединявшие обе оконечности пояса, имели толщину: носовая – 356 мм, кормовая – 305 мм.

Плоская броневая палуба толщиной 64 мм настилалась непосредственно над главным броневым поясом, прикрывая собой котлы и машины. Отсутствие у нее скосов явилось существенным недостатком, отмеченным современниками. Над главным поясом в средней части находился еще один, толщиной 102 мм, но более короткий, длиной 46,9 м и высотой 2,4 м. От его оконечностей под углом к диаметральной плоскости шли броневые переборки той же толщины. Боевая рубка, помещавшаяся позади носового барбета, защищалась броней в 356 мм.

Чертеж, а также схема бронирования и разрез броненосцев типа «Фудзи»

Размещённые в барбетах орудия главного калибра имели для защиты прислуги вращающиеся броневые купола со стальной броней толщиной в лобовой части – 152, сверху – 76 (по иным данным, тоже 152), а с бортов и тыла – 102 мм. Кроме того, над каждым куполом возвышалось по небольшой защищенной (76-мм броневыми плитами) командирской башенке для управления орудиями главного калибра непосредственно из башен. Под защитой барбетов находились механизмы для поворота и заряжания, подачи снарядов с зарядами, а также гидравлические стопоры, автоматически удерживавшие орудийные платформы от разворота при выстреле из одного орудия (аналогичные описанным на броненосце «Тинг Иен»).

Снарядные и зарядные погреба размещались под броневой палубой. Подача боезапаса осуществлялась по бронированным трубам. Все входы и выходы на броневую палубу цитадели, всякие другие отверстия, а также дымовые и вентиляторные трубы окружались коффердамами высотой 0,9 м, т. е. в итоге возвышались над ватерлинией на 1,8 м, или броневыми гласисами. Помещения для бортовых торпедных аппаратов и хранения зарядных отделений торпед находились ниже ватерлинии, то есть под надежной защитой главного пояса, хотя помещение носового аппарата не бронировалось.

Вооружение «Фудзи», заказанное на заводе Армстронга и К°, состояло из четырех 305-мм сорокакалиберных пушек весом 49,6 т каждая (как на английских «Маджестик»), размещенных попарно в двух грушевидных барбетах, оснащённых гидравлическими приводами для поворота, а также десяти 152-мм сорокакалиберных скорострельных; двадцати 47-мм 40-калиберных и четырех 47-мм 33-калиберных (2,5 фн) скорострельных Готчкисса (по другим данным, 4x 37-мм).

Лишь четыре 152-мм орудия получили казематы шестиугольной формы с броней толщиной 152 мм в лобовых и 51 мм в остальных частях, включая их крыши, расположенные над главным поясом в батарейной (главной) палубе симметрично от миделя (углы обстрела по 120°). Другие шесть установили выше, на верхней палубе открыто, и они имели стальные щиты, укрепленные на орудийных станках. Два из этих орудий располагались на миделе и имели углы обстрела по 120°, а четыре – симметрично относительно носового и кормового мостиков с углами обстрела по 150°. Все 152-мм орудия размещались на спонсонах для получения возможно больших углов обстрела.

В батарейной же палубе вне цитадели, по четыре в каждой оконечности, размещались 8 47-мм орудий. 4 малокалиберных орудия располагались на мостиках, 4 – на надстройке, 4 – на верхней палубе в центре корабля и 4 – на боевых марсах. По другим данным, первоначально батарея малокалиберных орудий размещалась следующим образом: 4 — на главной палубе в оконечностях (что не подтверждается примером последующих кораблей), 12 – на верхней палубе и мостиках, 4 – на шельтердеке (навесной палубе) и 4 – на марсах.

Форма барбетов означала, что орудия броненосцев заряжались только в фиксированном (вдоль диаметральной плоскости корабля) положении. Впрочем, «условное» полное круговое заряжание все-таки было возможным на «Фудзи», благодаря размещению в задних нишах его куполов малого числа снарядов и зарядов вместе с установкой там же вторых гидравлических прибойников. Эти прибойники уже могли заряжать орудия при любом их положении в горизонтальной плоскости до тех пор, пока боекомплект ниш не иссякал, и орудийные платформы приходилось вновь разворачивать в исходное положение вдоль диаметральной плоскости для его пополнения.

Оба снарядных погреба 305-мм орудий размещались непосредственно под барбетами, а зарядные – под ними. Расположение башен с орудиями главного калибра в оконечностях позволяло им иметь секторы обстрела 270° (по 135° на борт).

В 1901 г., ранее запланированного срока, «Яшима» и «Фудзи» частично перевооружили: 20x 47-мм пушек заменили без особого труда на 16x 76-мм сорокакалиберных, оставив лишь четыре скорострельных на марсах. По другим данным,заменили только 16x 47-мм орудий на равное число 76-мм, а батареи на боевых марсах и шельтердеке оставили прежние. Пять торпедных аппаратов, как и орудия главного калибра, оставили без изменений. «Фудзи» оказался первым в японском флоте броненосцем с расположенной в шахматном порядке артиллерией среднего калибра на максимально возможном друг от друга расстоянии для снижения уязвимости от снарядов.

Торпедное вооружение броненосцев переместили ниже ватерлинии, и оно в итоге состояло из четырех подводных бортовых аппаратов, расположенных попарно в носу и в корме, и одного носового, надводного (первоначально планировалось шесть аппаратов и 2 миноноски 2-го класса). Полный запас торпед Уайтхеда калибром 457 мм равнялся 15 (по 3 на каждый аппарат).

Кроме того, на броненосцах находились две миноноски второго класса (длиной 17,1 м), имевшие аппараты для метательных мин и паровой катер (длиной 12,8 м), имевший приспособления для постановки мин.

Характеристики эскадренных броненосцев типа «Фудзи»

Страна:Япония
Тип:Эскадренный броненосец I-го класса
Дата выпуска:См. в статье
Водоизмещение:12250 тонн
Длинна:126 м
Ширина:
22 м
Осадка:8 м
Бронирование:См. в статье
Экипаж:741 человек
Силовая установка:мощностью 13500 л. с.
Дальность хода:4000 морских миль
Максимальная скорость:18 узлов
Вооружение:
  • 4x 305-мм пушек
  • 10x 152-мм пушек
  • 20x 47-мм пушек
  • 47-мм
  • 4x 37-мм пушек
  • 5x 457-мм торпедных аппаратов
Авиагруппа:Нет

Служба эскадренных броненосцев типа «Фудзи»

Эскадренный броненосец первого класса «Фудзи».

Заложен 1 августа 1894 г., спущен на воду 31 марта 1896 г., укомплектован 17 августа 1897 г. (верфm «Темз Айрон Уоркс» в Блэкуолле, Англия)

Во время русско-японской войны под командованием капитана 1 ранга К. Мацумото входил в первый боевой отряд первой эскадры, участвовал в обстрелах и блокаде Порт-Артура, боях в Желтом море и Цусимском сражении, в котором получил попадания 2x 305-, 3x 152-, 2x 75-мм снарядов и 5 неустановленного калибра, и чудом избежал гибели после взрыва 305-мм снаряда в кормовой башне (8 убитых, 22 раненых).

Потопил последним залпом дневного боя броненосец «Бородино».

В 1910 г. «Фудзи» капитально ремонтировался с заменой котлов и вооружения на японские образцы, после чего был переклассифицирован в броненосец береговой обороны 1 класса (став одновременно и учебным артиллерийским кораблем). Ко времени первой мировой войны «Фудзи» оказался старейшим действующим броненосцем в японском флоте, но к 1914 г. он был уже слишком тихоходен по сравнению с другими. Тем не менее, продолжал нести вспомогательное боевое дежурство, простояв всю войну в Куре. В конце сентября 1921 г. корабль зашел во Владивосток, приняв участие в конвоировании снятого с мели броненосца «Микаса».

1 сентября 1922 г. «Фудзи» исключили из списков флота, до 1923 г. разоружили во исполнение условий Вашингтонского договора. Однако позднее его корпус переоборудовали в несамоходное учебно-тренировочное судно, а затем в плавказарму, установив на нем деревянные палубные надстройки. Далее корпус «Фудзи» продолжал служить жилым блокшивом и перевернулся при налете американской авиации на Иокосуку в 1945 г.

В 1948 г. его разобрали на металл.

Броненосец «Фудзи» уже после войны, на фоне новых японских дредноутов. Реликт прошедшей эпохи

Эскадренный броненосец первого класса «Яшима».

Заложен 28 декабря 1894 г., спущен на воду 28 февраля 1896 г., укомплектован 9 сентября 1897 г. (верфь Армстронг-Уитворт в Эльсвике, Англия).

Броненосец «Яшима» строился по модифицированному Филиппом Уаттсом проекту «Фудзи», отличавшемуся от головного корабля весьма незначительно. В частности, на нем был срезан дейдвуд и установлен балансирный руль, в результате броненосец имел малый радиус циркуляции.

К началу русско-японской войны «Яшима» входил в состав второго подразделения первого боевого отряда первой эскадры. Командовал кораблем капитан 1 ранга X. Сакамото. Этот боевой отряд действовал в Жёлтом море и в районе Порт-Артура с февраля по декабрь 1904 г.

«Яшима» принял участие в краткой первой стычке с броненосцами русского флота у Порт-Артура 27 января 1904 г., а 10 марта 1904 г. обстреливал Порт-Артур, во время т.н. первой бомбардировки, практически не причинившей крепости ущерба. Во второй бомбардировке 22 марта 1904 г. принимали участие и «Фудзи» и «Яшима», назначенные для ведения перекидного огня из Голубиной бухты. Оба корабля выпустили вместе около 200 12-дюймовых снарядов, но добились лишь минимального ущерба.

Продолжая входить в состав части эскадры, наблюдающей и блокирующей Порт-Артур, «Яшима» 2(15) мая 1904 г. подорвался на мине, которая поразила броненосец в 12 час. 05 мин. пополудни в среднюю часть корабля с правого борта, на минном поле, днём ранее поставленном минным заградителем «Амур». Пятью минутами позже другая мина поразила и «Хатсусе».

Поврежденный корабль взял на буксир броненосец «Cикиcима», но состояние «Яшима» неуклонно ухудшалось. Поврежденный корабль и его буксировщик встали на якорь примерно в пяти милях к северо-востоку от Встречной горы, и экипаж, применив в борьбе за живучесть все возможное, организованно покинул его в 17 ч. 41м. Личный состав взяли на борт бронепалубные крейсера «Сума» и «Такасаго». Вскоре после этого броненосец затонул (38°34’N 121°40’Е). Погибло в общей сложности 319 человек.

Японцы, с целью дезинформации противника, не признали потерю «Яшимы» (даже после падения Порт-Артура не упомянули в списке погибших кораблей). Вполне возможно, они просто хотели «под шумок» заменить место «Яшима» в строю на другой броненосец, добытый незаконно, контрабандным способом, например, у Англии, где в это время строились по японскому заказу два броненосца, «Катори» и «Кашима» (водоизмещение 16700 т), и планировались к постройке ещё четыре, водоизмещением по 18750 т. Впрочем, в Порт-Артуре о гибели «Яшима» было известно — по-крайней мере момент взрыва и плачевное состояние корабля после этого, было хорошо видно береговым наблюдателям.

Броненосец «Яшима»

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

Эволюция японских броненосцев. Броненосцы Японии.

Эволюция японских броненосцев

Первый из японских броненосцев «Фусо» имел водоизмещение 3718 т, четыре 240-мм орудия главного калибра в каземате, защищенном железной броней, и горизонтально размещенную поршневую машину двойного расширения, сообщавшую ему скорость 13 уз, а последний, «Аки», водоизмещение 21800 т, четыре 305-мм и двенадцать 254-мм орудий в двухорудийных башнях, крупповскую броню и паровые турбины, дававшие ему 20-узловую скорость. Японские дредноуты, сменившие броненосцы, чуть позже превзошли и эти параметры.

240-мм казематная артиллерия главного калибра на «Фусо» увеличилась до 305 мм на «Чин Иен» и переместилась в барбеты, установленные диагонально для обеспечения максимального огня на острых носовых и кормовых курсовых углах. На «Фудзи» и последующих броненосцах барбеты разместились в оконечностях вдоль диаметральной плоскости, сохранив такое положение неизменным, как и калибр.

Средняя артиллерия на всех описываемых кораблях размещалась побортно, как на парусниках, кроме «Чин Иен», где она была в легких башнях, установленных в оконечностях. Эти орудия были в казематах на «Фусо», «Шикишима», «Хатсусе», «Асахи», «Микаса», «Кашима», «Катори», «Цукуба», «Икома», в казематах и за щитами на «Фудзи» и «Яшима», в башнях на «Курама» и «Ибуки», увеличившись в калибре до 203 мм. Часть средней артиллерии возросла до 254 мм (и стала считаться главной) с установкой сначала в одноорудийные башни на «Кашима» и «Катори», а потом в двухорудийные на «Садзума» и «Аки». Малокалиберная артиллерия с марсов, мостиков, надстроек, верхней палубы на броненосцах времен войны с Россией, увеличившись от пулеметного калибра до 76 и 120 мм на «Садзума» и «Аки», переместилась в казематы, сменив среднюю.

356-мм надводные торпедные аппараты на «Фусо» и «Чин Иен» у «Фудзи» уже стали перемещаться ниже ватерлинии, увеличившись в калибре до 457 мм, создав много проблем и не принеся никакой пользы. Интересно, но уже в начале века ряд опытов показал, что зарядные отделения торпед при попадании в них осколков и снарядов не взрывались, а вот попадания в резервуар сжатого воздуха вызывали взрыв. Стальные ящики, проволочные стальные маты, которыми пытались в артиллерийском бою закрыть надводные аппараты, только увеличивали число осколков. Перед войной с Японией действующие в русском флоте положения требовали 40-45 мин заграждения на эскадренный броненосец. Англичане же с японцами имели на своих кораблях только средства для уничтожения заграждений.

Корпус «Фусо» был построен из железа. Но уже в конце 60-х годов XIX века французский артиллерист Мартен путем плавления лома железа вместе с чугуном в особых регенеративных печах, предложенных германским инженером Сименсом, получил в больших количествах литую мягкую сталь, пригодную для кораблестроения. Первыми перешли на сталь французы. «Чин Иен» был построен уже из стали и железа. Все остальные японские броненосцы, начиная с «Фудзи», строились стальными.

Появившаяся на броненосцах железная кованая броня свои возможности исчерпала, и далее увеличивать толщину железных плит было нецелесообразно, но этого делать и не пришлось. В 1880 г. появилась сталежелезная броня, полученная английским промышленником Вильсоном путем заливания расплавленной стали на кованую железную плиту. После закаливания стали получалась броня, имевшая твердый, но хрупкий наружный и мягкий (демпфирующий удар снаряда) внутренний слой. По сопротивляемости она превосходила железную на 20-25%.

Но полученный выигрыш в весе на увеличение площади бронирования не пошел: слишком быстро росло водоизмещение броненосцев. Поэтому первый крупный трофей японского флота «Чин Иен» не имел, в отличие от «Фусо», полностью забронированного борта по ватерлинии, но имел броневую палубу, которая устанавливалась на всех последующих японских броненосцах.

Опыт японо-китайской и испано-американской войн убедительно подтвердил необходимость надёжной броневой защиты для обеспечения не только непотопляемости, но и живучести кораблей и их оружия. Через 10 с небольшим лет американец Гарвей предложил способ обработки цементированной стали, позволивший увеличить сопротивляемость новой брони примерно на 30%, по сравнению со сталежелезной. Такую броню получили «Фудзи» и «Яшима», но и у них полного пояса не было, т. к. появились снаряды из хромовой стали. Пришлось снова защищать только цитадель.

Вскоре к стали добавились никелевые присадки, давшие броне несколько иное название: «гарвееникелевая». Полный по ватерлинии пояс из нее получили «Шикишима», «Хатсусе», «Асахи», на которых впервые в японском флоте палубную броню в районе цитадели сделали с бортовыми скосами. На «Микаса» была установлена броня из цементированных и односторонне закаленных плит хромоникелевой стали, которые обработали по способу Круппа, и они превосходили гарвеированные по сопротивляемости на 16%. Такого типа броня ставилась и на все другие броненосцы Японии.

Некоторый перевес, оказывавшийся временами на стороне брони, приводил к недостаточно реальной оценке артиллерии и дистанции артиллерийского боя. Многие специалисты, в том числе и русские, считали, что артиллерия способна причинять серьезные повреждения надводной части корабля, но не способна его уничтожить по причине малой возможности воздействия на его подводную часть, в чем сказалось перенесение опыта парусных кораблей, которые легче было сжечь, чем утопить.

Горизонтально расположенные машины двойного расширения на «Фусо» и «Чин Иен» на испытаниях обеспечили этим кораблям скорость 13,2 и 15,4 узлов соответственно. Вертикальная установка машин тройного расширения на «Фудзи» и последующих кораблях, применение водотрубных котлов Бельвиля на «Шикишима», «Хатсусе», «Асахи», «Микаса», Никлосса на «Кашима» и «Катори», повышение давление пара позволили достигнуть скорости чуть более 18 узлов без особых перспектив к дальнейшему ее увеличению. Повышение скорости хода требовало увеличения мощности паровых двигателей, а следовательно, увеличения веса машин и котлов, что при определившихся нормах весовой нагрузки броненосцев сделать было трудно.

Дальнейшее совершенствование машин и котлов, увеличение их мощности позволило достигнуть скорости на «Икоме» 21,9 узла, а на «Кураме» 22,5. Установка турбин Кертиса на «Ибуки» и «Аки» эту величину превзойти не позволила, и честь рекордов скорости осталась за дредноутами.

На «Икома» кроме угля впервые появилась в качестве топлива и нефть, что было повторено на двух броненосцах типа «Курама» и на двух последних типа «Садзума». Три войны показали, какое значение придавали японцы преобладанию на море с самого начала военных действий, и броненосцы в завоевании этого превосходства сыграли решающую роль…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

В войне с Россией. Броненосцы Японии.

В войне с Россией

К началу войны с Россией японский флот разделили на три эскадры, две первых состояли из двух отрядов, а третья из трёх. Главнокомандующим был адмирал X. Того, начальником штаба – контр-адмирал X. Шимамура, а первым отрядом, куда входили «Микаса», «Асахи», «Шикишима», «Хатсусе», «Фудзи» и»Яшима», командовал контр-адмирал Т. Нашиба. После гибели «Хатсусе» и «Яшима» их места в составе отряда до окончания войны заняли броненосные крейсера «Ниссин» и «Касуга» с младшим флагманом вице-адмиралом С. Мису.

К войне японцы готовились тщательно. Стареющему кораблю не прибавить скорости и на нём не усилить броню, зато на сравнительно новых броненосцах можно было без особенных усилий заменить артиллерию малого калибра, что и делалось неоднократно. На более старых меняли и среднюю, и даже главную (на «Фусо»).

Конструкцию башен главного калибра на броненосце радикально нельзя было изменить, а японцам в этом вопросе выбирать не приходилось. Но им повезло: английский вариант башен с рациональными углами наклона плоских бронеплит оказался удачнее русского.

Война с Россией далась японскому флоту недёшево даже по его собственным данным, которые по ряду причин (из-за крайней «любви» японцев к секретности) могли оказаться заниженными и неполными. Ниже даны материалы доктора С. Сугуки, представленные в его докладе на съезде ассоциации военных врачей.

Японские броненосцы вынесли основную тяжесть эскадренных сражений с русским флотом у Порт-Артура и в Цусимском сражении, понеся при этом следующие потери.

«Микаса», флагманский корабль командующего Соединённым Флотом адмирала X. Того, под командованием капитана 1 ранга X. Идзичи, получил 2 попадания крупнокалиберными снарядами при обстреле Порт-Артура 9 февраля 1904 г., 22 попадания также крупнокалиберными снарядами, принёсшие тяжкие повреждения в сражении в Жёлтом море 10 августа 1904 г., потеряв убитыми 32 и ранеными свыше 80 человек (по другим данным, 24 убитых, 114 раненых) и выведенную из строя большую часть артиллерии. После боя он ремонтировался в Сасебо, заменив часть броневых плит и орудий. В Цусимском бою 27 мая 1905 г. получил попадания калибром: 305 мм – 10, 152 мм – 22 (число попаданий снарядов крупного калибра колеблется от 32 до 48 по разным источникам), 76 мм и меньше – 8, потеряв убитыми 8 и ранеными 105 человек.

План капитальной модернизации японских броненосцев к 1904 г.

Название корабляВодоизмещение, тИзменяемое вооружениеДругие изменения
по чертежуприростПервоначальноепланируемое
«Фудзи»12500+20 — 47 мм14 — 76 мм
«Яшима»12500+
«Чин Иен»7350+ 502 — 152 мм устар.4 — 152/40 ммДемонтирована кормовая 152-мм башня
«Фусо»37174 — 240, 2 — 170 мм8 — 152/40 ммРангоут уменьшен
Людские потери японского флота в войне с Россией 1904-1905 гг.
Место и время операцийУбитоРанено
Атака Порт-Артура 10 февраля 1904 г.369
Бой в Жёлтом море 10 августа 1904 г.65161
Бой в бухте Ульсан 14 августа 1904 г.3696
Морская арт. бригада в Порт-Артуре, 26 июня -31 декабря 1904 г.30313
Цусимское сражение 27-28 мая 1905 г.88611
Другие небольшие сражения и столкновения 1904-1905 гг.1669541
Итого:18911791
Всего:3682

Сочетание очень чувствительного взрывателя японских крупнокалиберных снарядов с легко детонировавшим зарядом из пикриновой кислоты привело к тому, что артиллерийские орудия броненосцев значительно пострадали от собственных снарядов, неоднократно взрывавшихся в собственных стволах. На «Микаса» только в Цусимском бою такое событие имело место не менее двух раз. Оба раза снаряды взорвались в канале ствола правого орудия носовой башни. В первом случае огонь смогли продолжить, около 6 часов вечера, но на 28 выстреле, орудие разорвало. При взрыве сместилась передняя плита крыши башни, а соседнее орудие оказалось выведенным из строя на 40 мин. Аналогично взрывались в стволах и 203мм снаряды японских броненосных крейсеров.

Как свидетельствовали сами японцы, «флагманский корабль адмирала Того «Микаса» получил более 30 снарядов. На нём была повреждена внутренность передней боевой рубки, передний и задний мостики, убита и ранена вся прислуга одного орудия, пробиты трубы, повреждены орудия, разбиты казематы и пробиты палубы.» «Микаса» среди других японских броненосцев получил наиболее сильные повреждения в боях с обеими русским эскадрами.

У японцев имелись основания занижать данные о повреждениях своих кораблей (их числе, а самое главное, характере), людских потерях не только из соображений престижа, ведь по мнению руководства Империи, война была не последней и прежние «друзья» могли запросто оказаться у потенциального противника, и не стоило снабжать его ценной информацией, добытой собственной кровью.

Например, известно, что в бою при Ялу бронебойные снаряды пронизывали небронированные борта японских кораблей, улетая неразорвавшимися, в сражениях с русским флотом была аналогичная картина, только теперь зачастую оказывалась уязвимой броневая защита: в 152-мм плитах японцы насчитали 6 пробоин. Артиллеристам достаточно было доработать конструкцию взрывателей, а вот у кораблестроителей задача была посложнее: в первом случае они убедились в необходимости и значимости броневой защиты, а во втором пришли к выводу, что надо работать над её усовершенствованием и этому могли помочь данные о характере повреждений. По тем же причинам японцам было выгодно занизить и число собственных попаданий в русские корабли, что косвенным образом стало бы работать на версию о их якобы неудачной конструкции и броневой защите.

«Асахи», сначала под командованием капитана 1 ранга X. Ямада, затем капитана 1 ранга Номото, в бою 10 августа 1904 г. получил одно попадание, получил тяжёлые повреждения от подрыва па плавающей мине 26 октября 1904 г. возле Порт-Артура, ремонтировался в Сасебо до апреля 1905 г., а 27 мая 1905 г. получил шесть попаданий (по другим данным, 9): 2 152-мм и 4 меньшего калибра, потерял 8 человек убитыми и 23 ранеными.

«Шикишима», под командованием капитана 1 ранга И. Терагаки, получил повреждения от ответного огня при бомбардировке Порт- Артура, потеряв 17 человек убитыми и ранеными, тяжело пострадал в бою 10 августа 1904 г. 27 мая 1905 г. он получил 10 попаданий: 1 305мм, 1 254-мм, 4 152-мм и 4 75-мм снарядами. Разрыв единственного 305-мм снаряда убил 13 и ранил 22 человека. На 11 выстреле собственный 305-мм снаряд разорвал дульную часть правого орудия носовой башни, и в результате это орудие полностью вышло из строя, крыша башни оказалась повреждённой, а другое орудие временно прекратило огонь.

«Хатсусе», несший флаг младшего флагмана контр-адмирала Т. Нашиба (командир капитан 1 ранга Ю. Накао), получил повреждения у Порт-Артура, потеряв убитыми и ранеными 11 человек. 15 мая 1904 г. в 10 милях к юго-востоку от Порт-Артура он подорвался на мине, был взят на буксир «Асахи», но затем подорвался вторично, после чего сдетонировали кормовые погреба. Корабль затонул в течение полутора минут. Погибло 493 человека (спасли 340, включая и адмирала).

«Фудзи», под командованием капитана 1 ранга К. Мацумото, при обстреле укреплений Порт-Артура получил 2 попадания, 22 марта 1904 г. при подобном обстреле получил попадания, вызвавшие повреждения, с эскадренных броненосцев «Ретвизан» и «Пересвет», 10 августа 1904 г. получил незначительные повреждения, а 27 мая 1905 г. получил попадания: 2 305-мм, 3 152-мм, 2 75-мм и 5 снарядов неустановленного калибра. После взрыва 305-мм снаряда в кормовой башне, убившего 8 и ранившего 22 человека, чудом избежал гибели, завершил дневной бой последним залпом по «Бородино», который вызвал сильный пожар в башне 152-мм орудий русского броненосца (результатом которого, возможно, могла оказаться детонация зарядов и гибель корабля).

В три часа по местному времени, спустя 50 мин после первого выстрела Цусимского сражения, русский бронебойный снаряд пробил 152-мм лобовую плиту кормовой башни главного калибра эскадренного броненосца «Фудзи» и взорвался над казённой частью первого орудия. Силой взрыва выбросило за борт броневую плиту, служившую для защиты задней части башни.

Весь находившийся в башне личный состав или получил ранения или оказался убитым, а раскалённые осколки воспламенили пороховые заряды. Одновременно вспыхнуло свыше 100 кг пороха. Огненные брызги стали разлетаться во все стороны. Английский нитроцеллюлозный порох кордит был очень склонен при быстром сгорании к взрыву. Японцы применяли тот же кордит, поэтому «Фудзи» был недалёк от гибели. Но броненосцу повезло: один из осколков того же снаряда перебил гидравлическую магистраль, и хлынувшая под большим давлением вода способствовала тушению огня.

В Цусимском бою четыре японских броненосца выпустили 446 305-мм снарядов.

«Яшима», под командованием капитана 1 ранга X. Сакамото, 9 февраля 1904 г. участвовал в бомбардировке укреплений Порт-Артура, 15 мая 1904 г. подорвался на том же минном заграждении, что и «Хатсусе», был взят на буксир «Шикишима», но в 17 часов 41 минуту в 5 милях от скалы Энкоунтер на нем отдали приказ экипажу покинуть корабль и перейти на крейсера. «Яшима» затонул. Погибло 319 человек.

Броненосец «Чин Иен», входивший под командованием капитана 1 ранга К. Имаи в состав пятого боевого отряда третьей эскадры (базировавшейся в Такесики на островах Цусима и в Кобе), получил 2 попадания в бою 10 августа 1904 г. Участвовал он и в сражении 27 мая 1905 г. По некоторым данным, к началу 1905 г. броненосец 3 класса «Чин Иен» был флагманским кораблём 5 отряда под флагом контр-адмирала Ямада.

Броненосец «Фусо», под флагом младшего флагмана контр-адмирала С. Хосоя (потом контр-адмирала X. Ямада) под командованием капитана 2 ранга М. Окунамия, а затем капитана 1 ранга Нагаи, входил в состав седьмого боевого отряда третьей эскадры, участия в боевых действиях не принимал и применялся исключительно для нужд береговой обороны, а потому повреждений и потерь не имел.

К середине лета 1905 г. состав японского флота изменился: появились трофейные корабли. На 14 июня 1905 г. «Микаса», «Асахи», «Шикишима», «Фудзи» составляли первый боевой отряд первой эскадры, а «Чин Иен», «Ики», «Мишима», «Окиношима» седьмой боевой отряд вновь созданной четвёртой эскадры. «Фусо» продолжал числиться броненосцем береговой обороны 2 класса. Другие трофеи ремонтировались.

Вторая война на море была Японией победоносно завершена, и капитан 2 ранга Огури высказался об этом так: «На этих двух последних войнах наш флот одержал неожиданно громкие победы. Конечно, всему этому помогла преданность и храбрость личного состава нашего флота, но необходимо сказать, что нашему успеху способствовало то обстоятельство, что наш флот в этих войнах всегда аккуратно и разумно придерживался принципов морской тактики и стратегии, тогда как Китай и Россия совершенно игнорировали это, за что и поплатились поражением.

Но если в этих войнах часть нашего флота была бы затоплена у берегов Кореи, а главные силы флота бездействовали в порту Сасебо, то каково было бы сейчас наше положение?»

Расширенные данные потерь флота Японии в войне 1904-1905 гг.
№ п/пМесто и время операций, сраженийЧислоИтого
убитыхумерших от ранвыздоровевшихставших инвалидамиоставшихся на излечении
1Порт Артур, 09.02.1904-22.02.05560373311210950
2Бомбардировка у р. Ялу, 25.04- 01.05.190444
3Третья попытка минного заграждения входа в Порт Артур, 03.05.042114
4Занятие Тахиовкова, 12.05.05-14.05.058133143
5Гибель «Иошино», 15 мая 19043191320
6Гибель «Хатсусе», 15 мая 1904494192587
7Бомбардировка бухты Кинчоу, 26.05.04211114
ОЗанятие бухты Талиан, 13.06.041949335
9Гибель «Каймон», 15.07.0422729
10Бой в Жёлтом море, 10.08.0465614375226
11Захват русских эсминцев 11-12.07.1904114217
12Бой в Корейском проливе (Ульсан) 14.08.043610744124
13Гибель «Хей Иен», 05.09.04197197
14Под Люнвантунгом и Порт-Артуром 19,21 и 30.09.0433
15Гибель «Сай Иен» 30.11.04382967
16Десантный корпус, 27.07-30.12.0431292581027355
17Цусимский бой 27-28 мая 19059027401181699
Итого,18871161408342293674
в том числе: офицеров1601111320300
палубных офицеров434361286
унтер-офицеров и матросов1652971236332013219
лиц других званий32423665
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Броненосцы Японии | www.korabli.eu

Еще до начала войны с Китаем (1894—95 гг.) Япо­ния заказала в Англии два броненосца «наиболее сильного типа». Взяв курс на подготовку войны с Рос­сией, японское правительство утвердило в 1896 г. но­вую программу судостроения: к лету 1903 г. флот по­лучил еще 4 броненосца и 6 броненосных крейсеров. | Планы развития флота разрабатывало Морское министерство, которое в то время возглавлял вице-адмирал Ямамото Гомбэй. Заказы на строительство кораблей размещал его заместитель, известный анг­ломан контр-адмирал Сайто.

Несмотря на энергичные меры, японцам до нача­ла войны с Россией не удалось обеспечить готовность своих верфей к строительству кораблей всех классов, а заводов — к производству для них брони и орудий. Казенные адмиралтейства в Екосука и Курэ могли строить только малые крейсеры водоизмещением до 4000 тонн, канонерские лодки и миноносцы. Орудий­ный завод в Курэ освоил выпуск орудий калибра 120—152 мм. производил опытные образцы пушек ка­либра 203 и 234 мм.

Поэтому для успешного выполнения программы 1896 г. японское Морское министерство обратилось к западным державам. При этом оно отдало предпочтение английским образцам, которые по его мнению концентрировали в себе мировые достижения в обла­сти кораблестроения и вооружения. Надо признать, что фирмы, строившие японские броненосцы («Thames Iron Works», «Armstrong», «Haimphres Ten-nant», «John Brown», «Vickers») действительно отно­сились к числу лучших в мире судостроительных заво­дов.

На броненосцах установили дальномеры с 1,2-ме-тровой базой и электрическую систему передачи при­казаний (дистанция, команды, род снарядов) из бое­вой рубки в башни и батареи. Все орудия получили оптические прицелы.

Постройка первого японского броненосца «Yashima» началась весной 1894 г. Шестой и послед­ний броненосец «Mikasa» спустили на воду в ноябре 1900 г. Он ушел из Англии с японской командой в кон­це 1902 г. Таким образом, на создание своего линей­ного флота японцы, воспользовавшись английскими верфями, потратили около 9 лет. Они смогли сосредо­точить его в дальневосточных водах за один год до на­чала войны. Русское же правительство планировало создать мощную корабельную группировку на будущем ТВД лишь к концу 1905 года.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

Броненосец «Яшима». Броненосцы Японии.

Броненосец «Яшима»

Броненосец «Яшима» заложили 28 декабря 1894 г. на верфи Армстронга (Armstrong С°) в Эльсвике (Elswick). Он получил заводской номер 625. Корабль спустили через четырнадцать месяцев (28 февраля 1896 г., т.е. ранее чем «Фудзи»). Броненосец вошел в строй 9 сентября 1897 г. Во время постройки его конструктор Филипп Уаттс (Philip Watts), приспосабливая базовые чертежи Дж. Макроу к особенностям завода, внес в них существенные изменения, срезав дейдвуд и установив балансирный руль. Первоначально такие рули были применены на миноносцах, позднее – на крейсерах и вот, наконец, появились на броненосцах. В японском флоте «Яшима» оказался первым кораблем такого типа. В результате, он имел малый радиус циркуляции (диаметром 253 м) при руле, переложенном 32° на борт.

Проект броненосца рассмотрели и утвердили в 1893 году. Согласно техническому заданию, корабль должен был иметь водоизмещение 12000 т (фактически он имел нормальное водоизмещение 12300 т, полное – 12517 т), броневой пояс по ватерлинии (из цементированной стали) толщиной 457 мм, вооружение из четырех 305-мм (в двух барбетах) и десяти 152-мм орудий и скорость хода не ниже 18 узлов. По контракту его механизмы должны развить не менее 10000 л.с. (с форсированной тягой 1350 л.с), как у «Фудзи».

Броненосец «Яшима».

По внешнему виду и силуэту, бронированию и устройству броненосец был схож с «Фудзи», отличаясь (кроме срезанного дейдвуда) иным составом малокалиберной артиллерии: либо 24 3-фунтовые пушки, по одним источникам, либо 14 3-фунтовых и 10 2,5-фунтовых, по другим.

По некоторым данным, «Яшима» имел не 10, как «Фудзи», а 14 цилиндрических котлов.

Ходовые испытания броненосца «Яшима» были проведены четырьмя месяцами позднее «Фудзи» – в июле 1897 г. По расчетам, он должен был развивать скорость хода 16,5 уз. при мощности механизмов в 10000 л. с. и 18 узлов при 13690 л. с. На испытаниях броненосец с открытыми кочегарными отделениями в продолжение шести часов развивал скорость хода 17,26 узлов (средняя скорость, выведенная по результатам четырех пробегов на мерной миле, составила 17,73 узла). С форсированной тягой (при давлении воздуха в кочегарных отделениях 1,5 атм.) машины развили мощность 14057 л. с, а средняя скорость в продолжение четырехчасового пробега оказалась равной 19,2 узлов (средняя скорость четырех пробегов на мерной миле определилась в 19,47 узлов). Далее, при первом официальном зачетном испытании с форсированной тягой, в течение 4-х часов средняя скорость составила 18,7 узлов (19,06 узлов максимальная). Машины при этом развили 14075 л.с, и, как сообщалось, «пар к ним доставлялся котлами в изобилии».

Вторую пробу, продолжавшуюся в течение 6 часов, произвели с естественной тягой и с открытыми кочегарными отделениями (среднее число индикаторных сил, замеренное на этом испытании, равнялось 9750, средняя скорость – 17,26 узла и 17,73 узла за четыре пробега на мерной миле). Английские журналы указывали, что последняя величина могла бы быть поддержана и в продолжение всех шести часов пробы, что было бы желательно, но ввиду происходившей в то время стачки сборщиков механизмов, у машин находились сравнительно неопытные рабочие, и время пробега было сокращено.

Броненосец «Яшима».

(Наружный вид и вид сверху)

Интересными оказались материалы об испытаниях поворотливости этого корабля, выявившие по тем временам чрезвычайно малый диаметр его циркуляции. Ф. Уаттс, проектировавший «Яшиму», справедливо считал маневренные качества весьма важным элементом, и ему удалось в высокой степени «одарить» этими качествами свое новое творение. Этому благоприятствовали не только удачные обводы корпуса, но и, как уже упоминалось, срезанный на значительном расстоянии кормовой дейдвуд и балансирный руль, имевший большую площадь.

Еще в 1877 г. по предложению Вильяма Фруда Ф. Уаттсу поручили подготовить для кораблестроительного комитета доклад по результатам изучения маневренных качеств броненосца «Инфлексибл» и опытного исследования тех значений крена, который получали разные корабли при своих поворотах. Ему удалось воспользоваться представившимися тогда же возможностями и начертить траектории движения корабля под влиянием действия на него руля и нанести на эти траектории точные положения, которые занимал корабль в различные моменты поворотов по отношению к кривым. Испытания эти проводились в Портленде в том же 1877 г. на броненосце «Тандерер» с целью определения углов его крена при поворотах.

На этих испытаниях Уаттс и установил, что большое сопротивление при поворотах оказывается именно кормовым дейдвудом. Он воспользовался этими испытаниями, чтобы исследовать движение корабля под действием руля, зарегистрировал параметры и доказал, что кормовой дейдвуд оказывает при повороте большее сопротивление, чем какая-либо другая часть корабля. Тогда же Уаттс и предложил лишить дейдвуда все корабли, проекты которых разрабатывались в то время в адмиралтействе. Но поддержки тогда он не встретил. Впоследствии ему все-таки разрешили осуществить эту идею в несколько измененном виде в проекте броненосца «Полифемус» («Polyphemus»), а затем она была применена к малым судам английского флота. Корабли же, строившиеся в Эльсвике, ранее других стали отличаться отсутствием кормового дейдвуда.

Возвращаясь к броненосцу «Яшима», мы видим у него срезанным почти весь кормовой дейдвуд и большой балансирный руль. В других отношениях «Яшима» оставался схожим со многими другими кораблями, построенными Эльсвикской фирмой. Общая форма броненосца отличалась V-образными носовыми поперечными сечениями, а кормовые же сечения оказались весьма острыми и имевшими сильно развитую Y-образную форму. Его боковые наружные кили оказались значительно отодвинутыми вдоль корпуса вперед, что также содействовало улучшению поворотливости. Частные наблюдения над поворотливостью броненосца «Яшима» делались неоднократно, но официальные испытания состоялись 14 июля 1897 г. Испытания эти проводились при различных положениях руля на борт, но всегда при начальной скорости броненосца, равной 17,5 узлов.

Схема циркуляции броненосца «Яшима» (угол перекладки руля 32°, начальная скорость – 17,5 узла) Обозначение положений центра тяжести корабля при: А – начале поворота руля, В – достижении рулей угла поворота 32° С – достижении кораблем угла поворота 90° за 49,5 с D – достижении кораблем угла поворота 180° за 80 с

Рассматривая результаты испытаний поворотливости броненосца «Яшима», интереснее всего обратить внимание на кривую, описанную именно осевой точкой, чем на те, что были описаны центром тяжести броненосца или его кормой, так как касательная к любой точке кривой, описанной осевой точкой, совпадала с проекцией диаметральной плоскости корабля и тем самым точно указывала собой то направление, в котором «Яшима» двигался продольно. Именно с этой кривой приходилось иметь дело при решении задач, связанных с вопросом о поворотливости кораблей.

Таким образом, когда руль «Яшима» был положен на борт, для чего, кстати, требовалось 8 с, осевая точка, пока броненосец поворачивался на все 360°, двигалась по кривой, очень близко приближавшейся к окружности, а после же его поворота на 180° касательная к кривой движения осевой точки оказывалась параллельной первоначальному курсу корабля, причем расстояние между этими двумя линиями, т. е. между проекцией диаметральной плоскости после поворота броненосца на 180° и продолжением его первоначального курса, и определяло собой тактический диаметр броненосца «Яшима».

Если бы требовалось повернуть корабль на обратный курс, то рулевому пришлось бы только отпустить руль и задержать броненосец как раз перед окончанием его поворота на 180°, а в итоге новый курс оказался бы параллелен первоначальному. Кривая же, описанная центром тяжести «Яшима», никаких данных о направлениях его движения не давала, но, тем не менее, именно она характеризовала движение корабля, рассматриваемого как движение какой-то массы, и должна была приниматься в расчет во всех динамических задачах, например, тех, в которых рассматривались бы крены этого корабля при его поворотах, причем мгновенная ось, вокруг которой поворачивался броненосец, должна была приниматься совпадающей с центром этой самой окружности, которую описывал центр тяжести корабля.

Одной из самых замечательных особенностей броненосца «Яшима» явилось почти полное отсутствие у него стремления уклониться от прямого курса. Как свидетельствовали современники, при руле «прямо» корабль долгое время шел заданным курсом, не требуя ни малейшего изменения положения руля. В то же время броненосец оказался весьма чувствителен даже к перекладке руля на малые углы. С поворотом руля на 5° «Яшима» совершал поворот с тем же радиусом, при котором «Тандерер» смог бы повернуть при руле, полностью переложенном на борт.

Казалось неизбежным, что «Яшима» должен был значительно крениться под влиянием центробежной силы при поворотах на большой скорости хода со столь малым радиусом циркуляции, и это действительно имело место. Замеренные при поворотах «Яшима» фактические значения крена в каждом случае оказывались близкими к тем, что были получены ранее расчетным способом. Конечно, большой угол крена при поворотах на полном ходу вызывал большие опасения и никакой выгоды не сулил, но, принимая во внимание поворотливость этого броненосца, с ним смирились, если учесть, что при более низких скоростях хода, с рулем, переложенным на борт, «Яшима» поворачивался в пределах, близких к тому тактическому диаметру.

По данным журнала «United Service Institution», результаты испытаний показали, что «Яшима» далеко оставлял за собой в отношении быстроходности все другие суда своего класса и обладал гораздо лучшими эволюционными качествами, чем какой-либо другой броненосец.

До ухода корабля из Англии на нем провели достаточно объемные испытания торпедных аппаратов. Но если на «Фудзи» аналогичные испытания, закончившиеся успешно, были на скоростях хода 16 узлов и ниже, то для «Яшима» было принято решение произвести испытания и при более высоких скоростях – до 17,5 узлов. На первой пробе 27 августа сделали несколько выстрелов сначала «на стопе», а затем последовательно на 15, 16 и 17 узлах. В результате выявилась необходимость произвести ряд доработок, связанных с установкой аппаратов.

Дальнейшие испытания проходили в устье р. Тайн 15 сентября на различных скоростях вплоть до 17,5 узлов. Торпедный аппарат, из которого было уже сделано 150 (!) выстрелов, вел себя безупречно. По словам упомянутого выше журнала, отмечено, что отклонение торпед, выпущенных из аппаратов даже на 17-узловом ходу, настолько мало, что его можно было не принимать во внимание.

При испытаниях артиллерии сделали по три выстрела из каждого 305-мм и 152-мм орудия и по четыре из малокалиберных пушек, что и по нынешним понятиям совсем немало. Мардер (Marder) в его «Анатомии британской морской мощи» («Anatomy of British Sea Power»), ссылаясь на свой источник, писал, что Япония предлагала передать «Яшима» и его собрата в распоряжение британского адмиралтейства во время англо-германского кризиса в начале 1896 г. Англо-японский союз действовал, война с Китаем была выиграна, поэтому наверняка такое предложение имело место. Тем более, что при серьезном конфликте их бы попросту могли реквизировать, как это позднее было сделано с «Султаном Османом I» («Sultan Osman I»).

В 1901 г., во время перевооружения, численность экипажа «Яшима» составляла 736 человек. К началу русско-японской войны «Яшима» входил в состав второго подразделения первого боевого отряда первой эскадры. Командовал кораблем капитан 1 ранга X. Сакамото. Этот боевой отряд действовал в Жёлтом море и в районе Порт-Артура с февраля по декабрь 1904 г.

«Яшима» принял участие в краткой первой стычке с броненосцами русского флота у Порт-Артура 27 января 1904 г. «Яшима» был привлечён и к первой бомбардировке Порт- Артура 10 марта 1904 г., принёсшей крепости крайне малый материальный ущерб. Он также принял участие и во второй бомбардировке 22 марта, где «Фудзи» и «Яшима» были назначены для ведения перекидного огня из Голубиной бухты. Оба корабля выпустили вместе около 200 12-дюймовых снарядов, но добились лишь минимального ущерба.

Продолжая входить в состав части эскадры, наблюдающей и блокирующей Порт-Артур, «Яшима» 15 мая 1904 г. подорвался на мине, которая поразила броненосец в 12 час. 5 мин. пополудни в среднюю часть корабля с правого борта, на минном поле, незаметно (днём ранее) поставленном минным заградителем «Амур». Пятью минутами позже другая мина поразила и «Хатсусе».

Поврежденный корабль взял на буксир броненосец «Шикишима». Состояние «Яшима» неуклонно ухудшалось. Повреждённый корабль и его буксировщик встали на якорь примерно в пяти милях к северо-востоку от Встречной горы, и экипаж, применив в борьбе за живучесть все возможное, организованно покинул его в 17 ч. 41 м. Личный состав взяли на борт бронепалубные крейсера «Сума» и «Такасаго». Вскоре после этого броненосец затонул.

Хотя японцы прекрасно умели секретить информацию о своих потерях, мнение о том, что потеря «Яшима» была сохранена ими в тайне до окончания битвы при Цусиме (весной следующего года), выглядит сомнительно. В. Семенов в книге «Расплата» писал, что «По японским сведениям, в тот день, в виду Порт-Артура, в расстоянии 10 миль проходили в строе кильватера броненосцы «Хатсусе», «Яшима» и «Шикишима» и легкие крейсера «Касаги» и «Тацута». «Хатсусе» пошел ко дну через 50 сек. после того, как наткнулся на мину. «Яшима», также наткнувшись на мину, с трудом держался на воде (не дошел до Японии, затонул по дороге), и оставались один броненосец и два легких крейсера, хлопотавших около подбитого, почти погибающего «Яшима».

Продольный разрез, верхний вид и план барбетных установок, стоявших на броненосцах «Фудзи» и «Яшима».

Русские источники свидетельствуют: «про участь броненосца «Яшима» до сих пор было только известно, что 2 (15) мая русские офицеры в Порт-Артуре видели с Сигнальной горы, что один из броненосцев типа «Фудзи» наскочил на подводную мину в 10 милях от Ляотешана, был взят на буксир и уведён в Японию броненосцем «Хатсусе», с тех пор о «Яшима» не было никаких сведений. Но недавно в осведомлённом английском журнале «Engineer» появилось извещение о том, что повреждённый броненосец типа «Фудзи» был броненосец «Яшима» и что во время буксирования его в Сасебо он затонул, не дойдя 20 миль до порта».

28 июля, как известно, этот броненосец в морском сражении не участвовал. Японцы имели основания скрывать его гибель, так как, по предположениям русских офицеров, вероятно, рассчитывали в скором времени заполнить его опустевшее место в списках новым судном, контрабандным способом добытым на стороне. В то время в Англии для Японии строились два броненосца, «Катори» и «Кашима» (16700 т), и вновь были заказаны ещё четыре броненосца по 18750 т.

После падения Порт-Артура адмирал Того в своём приказе по флоту благодарил команды всех судов за их блестящую службу отечеству и при этом перечислил все погибшие суда, но об утрате «Яшима» он ни одним словом не обмолвился. Известно было, что вся команда броненосца была спасена». Не исключено, что на нашей второй эскадре ожидали встретить в бою «Яшима» и другие новоприобретенные корабли: союз Британии и Японии при поддержке США продолжал действовать.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Броненосец «Ивами». Броненосцы Японии.

Броненосец «Ивами»

Заложенный 20 мая 1900 г. на Галерном островке в С.-Петербурге эскадренный броненосец «Орел», третий в серии, спустили на воду 6 июля 1902 г. После заводских, приемосдаточных испытаний и испытаний артиллерии (во второй половине августа 1904 г.), его приняли в казну 6 апреля 1905 г.

Он имел основные размерения: длина наибольшая – 118,8 м, ширина – 23,22 м, осадка – 7,97 м, полное водоизмещение – 15275 т. Две вертикальные машины тройного расширения общей мощностью 15800 л.с. производства Балтийского завода. Машины обеспечивались паром от изготовленных по лицензии тем же заводом 20 котлов Бельвиля и позволяли развить скорость 18 узлов. Нормальный запас угля составлял 787,2 т, а полный – 1235 т. Это позволяло с 10-узловой скоростью пройти 3200 миль. Пояс крупповской брони высотой 2 м простирался по всей длине корабля и имел толщину 194 мм в средней части и утоньшался к оконечностям до 145 и 125 мм. Выше главного размещался еще один пояс высотой 1,67 м и с максимальной толщиной 152 мм с утоньшением к оконечностям до 102 мм. Продольная броневая переборка имела толщину 40 мм, а батарейная палуба защищалась броней толщиной 65 и 47 мм. Палубы имели толщину: верхняя от 50 до 25, главная от 51 до 32, а нижняя, имевшая бортовые скосы, от 43 до 25 мм.

Броня башен главного калибра имела толщину 254 мм, их барбетов – 229 и 203 мм, среднего калибра – 152 мм, (барбетов – 127 мм), боевой рубки – 203 мм. 75-мм казематная батарея имела броню толщиной 76 мм (с 25-мм поперечными переборками). Общий вес брони составлял 4500 т.

Первоначальное вооружение броненосца состояло из 4 305-мм сорокакалиберных, 12 152-мм сорокапятикалиберных, 20 75 мм, 20 47-мм, 2 37-мм и 2 64-мм десантных орудий, 10 пулеметов, двух надводных штевневых и двух подводных бортовых 381-мм торпедных аппаратов.

Для японских корабелов «Орел» явился очень ценным трофеем: он познакомил их с русской и французской школами кораблестроения, имевшими ряд своих достоинств. Система броневой защиты русского броненосца, включавшая продольную броневую переборку, которая значительно повышала живучесть корабля, превосходила японскую (английскую) систему бронирования. Уровень обеспечения непотопляемости у «Орла» также оказался выше, во многом благодаря принципу автономного размещения и использования водоотливных средств. Хотя броненосец и имел таран, его отличала уже «клиперская» форма носа. Размещение орудий среднего калибра в башнях уравновешенной конструкции также было шагом вперед по сравнению с казематами.

Недостатком корабля явилась трудоемкая и, как следствие, дорогостоящая конструкция надводного борта с завалом внутрь (подобно упомянутому выше «Редутаблю» 1876 г.), сделанная для обеспечения огня максимально возможным числом стволов средней артиллерии на носовых и кормовых углах. Значительная проектная и эксплуатационная перегрузка русского корабля, вызванная изначально запрограммированным ограничением водоизмещения, которое разумному объяснению не поддается, тоже послужила японцам должным образом. Они не на своем, а на чужом опыте еще раз убедились во вредоносности идеи мелочной экономии.

«Орёл», получивший тяжелые повреждения от попаданий 5 305-, 2 254-, 9 203-, 39 152мм и 21 снаряда меньшего калибра и практически израсходовавший в Цусимском сражении свой боекомплект, 28 мая оказался в плену, и его 30 мая 1905 г. привели в Сасебо. По мнению В.П. Костенко, «Микаса» вряд ли смог выдержать такие разрушения, как «Орел».

Броненосец «Ивами». (Наружный вид. 1910 г.)

Японцы дали кораблю новое название «Ивами». Объем его ремонта и перевооружения был намного больше, чем у описанных выше цусимских трофеев. П осле перевода корабля в Майдзуру новые хозяева начали устранять повреждения, одновременно стараясь удалить излишний груз с верхней части корпуса. Дальнейшие работы производились на верфи в Куре в течение двух лет.

На броненосце удалили оба марса, верхние ярусы мостиков, укоротили и уменьшили в диаметре дымовые трубы. Получив бесценный боевой опыт, в Японии правильно оценили значение крупнокалиберной артиллерии, раньше многих придя к выводу, что 152-мм (так полюбившиеся во всех странах после боя при Ялу) скорострельные орудия уже свой век отжили и их целесообразно заменить на более мощные. Вместо тяжелых спаренных 152-мм башен они на их месте смонтировали одиночные 203-мм палубные орудия со щитами, а вот находившиеся низко порты всех 75-мм орудий заделали, перенеся эти противоминные пушки на спардек.

Бортовые подводные торпедные аппараты сохранили, а надводные штевневые удалили (по другим данным оставили). На топе фок- мачты установили площадку для дальномера. В итоге водоизмещение броненосца практически вернулось к проектной величине в 13800 т, а скорость – к 18 узлам.

Его силуэт заметно изменился. Реконструкция «Ивами» закончилась в июне 1907 г., и он получил ранг линкора. Вооружение корабля в итоге составило: 4 305-мм сорокакалиберных (в башнях), 6 203-мм сорокапятикалиберных (защитами), 16 75-мм (на спардеке), 20 47-мм и 8 37-мм орудий (по другим данным, на корабле из малокалиберной артиллерии осталось всего 4 25-мм салютных пушки, что и могло быть осуществлено перед первой мировой войной), 2 бортовых подводных торпедных аппарата, но калибром 457 мм (по другим данным, их стало четыре).

Приводятся данные, что первоначально установленные 12-дюймовые орудия конструкщи Обуховского завода оставили, а другие заменили на японские. Стволы орудий за один бой износиться не успели, поэтому оставшиеся исправными вряд ли подвергались замене. На одной из фотографий пленного «Орла» виден оторванный ствол 305-мм орудия, который явно следовало заменить на аналогичный сорокакалиберный. По другим сведениям, на корабле установили 305-мм сорокапятикалиберные орудия (как на «Микаса»).

К приводимым данным о замене котлов Бельвиля на котлы системы Майбара стоит отнестись с сомнением: японцы стремились ввести в строй трофеи с минимальными затратами, денег у них было мало даже на строящиеся корабли, а контрибуцию за эту войну им получить не удалось.

Броненосец был достаточно новый и, несмотря на тяжелый для механизмов дальний переход, они оставались исправными. Другое дело порт-артурские корабли – там у экипажей была возможность привести многое в негодность, да и сами эти броненосцы уже побывали под водой. Численность экипажа «Ивами» в японском флоте составила 825 человек.

Броненосец «Ивами». 10 июня 1910 г.

После участия в боях за Циндао в составе первой дивизии линкоров второй эскадры «Ивами» в 1918 г. участвовал в японской интервенции на русском Дальнем Востоке, являясь некоторое время флагманским кораблем японской эскадры во Владивостоке. С 1 сентября 1921 г. корабль стал называться броненосцем береговой обороны 1 класса, входя до 1 декабря 1921 г. в состав 6-й дивизии. В апреле 1921 г. его разоружили и превратили в плавучий корабль-склад и 1 сентября 1922 г. исключили из списков (по другим данным, в 1923 г.) и в том же году разобрали на металл. По другим данным, в июле 1924 г. (в то же время, когда погиб и «Хизен») корпус «Ивами» потопила в Миура авиация, используя его как цель.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Броненосец «Ики». Броненосцы Японии.

Броненосец «Ики»

Броненосец «Ики». (Наружный вид. 1906 г.)

Устройство русских кораблей, по безволию бездарного царя и его холуйского окружения попавших в руки японцев, неоднократно описано в отечественной литературе, поэтому остановимся лишь на некоторых вопросах, связанных с их перевооружением и последующей судьбой.

Однотипный с «Императором Александром II», эскадренный броненосец «Император Николай I», заложенный в июле 1886 г. на Франко-Русском заводе в С.-Петербурге (спущен 20 мая 1889 г.), вступил в строй в июле 1893 г. Его основные размерения: наибольшая длина 105,6 м, ширина 20,4 м, средняя осадка 7,5 м (при водоизмещении 9594 т). Две вертикальные трехцилиндровые паровые машины тройного расширения проектной мощностью 8000 л.с. (фактической 7842 л.с.) обеспечивались паром от 12 огнетрубных цилиндрических котлов и позволяли броненосцу развить максимальную скорость хода 14 узлов. Нормальный запас угля равнялся 847 т, и его хватало на 2630 миль экономическим 10-узловым ходом.

Защита состояла из полного пояса сталежелезной брони по ватерлинии толщиной от 356 мм в средней части высотой 2,6 м (1,1 м выше ватерлинии и 1,5 м ниже) с последовательным утоньшением плиты к низу до 203 мм. К носу пояс утоньшался до 305, 254, 225, 203, 152, 100 мм, к корме до 305, 225, 125 мм. Сверху пояс накрывался 57-мм плоской броневой палубой, на которой стояли 76-мм казематы для четырех 229-мм орудий с длиной ствола 35 калибров, 50-мм казематы для восьми 152-мм пушек (длина ствола 35 калибров). Единственный носовой барбет для двух 305-мм орудий с длиной ствола 30 калибров защищали 254-мм плиты (крыша 63 мм).

К перечисленному вооружению добавлялись 10 47-мм, 2 37-мм, 2 64-мм десантных орудия и 6 381-мм надводных торпедных аппаратов (2 штевневых и 4 бортовых). Перед войной на корабле дополнительно установили одно 152/35-мм орудие в адмиральском кабинете и четыре 47-мм на юте.

Корабль получил в Цусимском бою 7 попаданий (2 203-, 4 152- и 176-мм снаряд). Один из 203-мм снарядов попал в ствол левого 305-мм орудия и вывел его из строя. По другим данным, попаданий было 10 (1 305-, 2 203-и 2 152-мм, остальные неустановленного калибра). Броненосец сдали японцам 28 мая около 11 часов дня. Новые хозяева переименовали его в «Ики». К этому времени корабль морально устарел, и модернизировать его было уже нецелесообразно, и броненосец отремонтировали лишь в объеме устранения полученных боевых повреждений.

«Ики» по мореходности, скорости, вооружению и бронированию превосходил ограниченно применявшийся в войне «Чин Иен», но по этим же параметрам значительно уступал «Фудзи». Японцы, устранив несущественные повреждения и перекрасив новый трофей, успели им по-хозяйски распорядиться, послав его еще до окончания войны вместе с «Миношима» и «Окиношима» для участия в операциях против о. Сахалин. На этом боевая карьера «Ики» в составе японского флота закончилась. Далее он использовался в качестве учебного артиллерийского корабля до 1910 г.

До 1915 г., сохранив за собой ранг броненосца береговой обороны, он использовался как учебный корабль школы юнг и был приписан к базе в Йокосука. Эипаж броненосца в тот период составлял 611 человек. Активной роли в первой мировой войне броненосец не принял, но привлекался для несения дозорной службы у своих берегов. В период с 1915 по 1918 гг. «Ики» использовался как корабль-цель. В октябре 1915 г. на нем упражнялись в стрельбе экипажи линейных крейсеров «Конго» и «Хией», а после 1918 г. его вычеркнули из списков (по другим данным, это произошло 1 мая 1915 г.) кораблей флота и в 1922 г. разобрали на металл.

Броненосец «Ики».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *