Содержание

Подводные лодки типа «Щука» — Википедия. Что такое Подводные лодки типа «Щука»

Подводные лодки типа «Щука»
Схема подводной лодки «Щука» III-й серии

Подводная лодка «Щука» серии V-бис-2
Основные характеристики
Тип корабля Средняя ДЭПЛ
Обозначение проекта Серии III, V, V-бис, V-бис-2, X, X-бис
Разработчик проекта Техническое бюро №4
Главный конструктор Б. М. Малинин
Скорость (надводная) 11,6 — 14 узлов
Скорость (подводная) 8,5 узлов
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 20 суток, 10 000 км надводная, 185 км подводная
Экипаж 41 (37) человек
Размеры
Водоизмещение надводное 578 т
Водоизмещение подводное 704,5-706 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
57 м
Ширина корпуса наиб. 6,2 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,8-3,9 м
Силовая установка

Двухвинтовая дизель-электрическая:

  • Тип дизеля 8У28/38, или 38В, или 38В8.
    Мощность дизелей 2 × 500 л.с. — у III серии; 2 × 685 л.с — у V, V-бис, V-бис-2 серий; 2 × 685 л.с — у X, X-бис серий
  • Тип главных гребных электродвигателей ПГВ-8
  • Число × мощность гребных электродвигателей 2 × 400 л.с. (390 кВт)
  • Тип электродвигателей экономического хода — работающие через зубчатую передачу
  • Число гребных валов 2
  • Тип аккумуляторной батареи КСМ-2
  • Число групп аккумуляторной батареи × число элементов в группе — 2 × 56
Вооружение
Артиллерия 1—2 45-мм пушки 21-К
Торпедно-
минное вооружение
Носовые ТА: 4×533 мм; кормовые ТА: 2×533 мм. Боекомплект 10 торпед
ПВО 1—2 21-К или 1 21-К и ДШК
 Категория на Викискладе

Подводные лодки типа «Щука» — серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930—1940-x годах. Самый многочисленный тип средних подводных лодок СССР Великой Отечественной войны. Отличительными особенностями лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные манёвренность и живучесть. «Щуки» активно участвовали в Великой Отечественной войне, из 44 воевавших лодок погибла 31. Подводные лодки типа «Щ» совокупно потопили 27 транспортов и танкеров противника общим водоизмещением 79 855 брт, 20 транспортов и шхун нейтральных государств (~6500 брт), повредили 4 судна противника (18 204 брт). На боевом счету подлодок типа «Щ» 35% потопленного и повреждённого тоннажа противника

[1].

За боевые заслуги 6 подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени.

Численность серий

Всего было построено 86 лодок всех серий, в том числе:

ПроектГодКоличество
Серия III19324 лодки
Серия V193312 лодок
Серия V-бис193313 лодок
Серия V-бис-2193314 лодок
Серия X193532 лодки
Серия X-бис19389 + 2 лодки (постройка 2 отменена и 2 недостроены и разобраны)

Некоторые «Щуки» были достроены только после войны. Лодки типа «Щ» служили в четырёх флотах СССР и имели трёхзначные номера, где первая цифра обозначала принадлежность к флоту:

Серия III

Подводные лодки серии III «Щука»

 — первый тип средних подводных лодок, построенных в СССР. Проектирование четырёх подводных лодок этой серии проводилось параллельно с проектированием подводных лодок проекта I «Декабрист».

«Щука» — средняя полуторакорпусная подлодка, прочный корпус которой был разделён на 6 отсеков. Основные отличительные особенности: повышенная маневренность, большая живучесть.

Щ-304 — стала первой подводной лодкой, построенной на заводе «Красное Сормово».[2]

Все «Щуки» III-й серии несли службу на Балтийском флоте. Во время Великой Отечественной войны три из четырёх лодок погибли.

Представители

ОбозначениеНазваниеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-301до 15.09.34 «Щука»5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград1 декабря 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград11 октября 193328 августа 1941Подорвалась на минах
Щ-302до 15.09.34 «Окунь»5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград6 ноября 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград11 октября 193311-14 ноября 1942Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах
Щ-303до 15.09.34 «Ёрш»5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград6 ноября 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград15 ноября 1933списана в 50-х годах
Щ-304«Язь», «Ударник», до 15.09.34 «Комсомолец»23 февраля 1930, Красное Сормово № 112, Н.Новгород2 мая 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград15 августа 193429 октября 1942Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах

Серия V

Схема подводной лодки «Щука» V-й серии

Надводное водоизмещение: 592 тонны, подводное: 715 тонн, что несколько больше чем у серии III. Установлены два дизельных двигателя 38В мощностью 685 л.с., такие же были установлены на Щ-303 и Щ-304 серии III. Запас топлива до 53 тонн, что соответствует дальности в 4500 миль при скорости 8,5 узлов в надводном положении, 100 миль при 2,8 узлах в подводном положении.

Представители

ОбозначениеНазваниеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-101до 07.12.33 «Карась» Щ-11, до 15.09.34 «Лосось»20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград25 декабря 1932, Дальзавод № 202, Владивосток22 сентября 19332 июня 1952
Щ-102до 07.12.33 Щ-12, до 15.09.34 «Лещ»20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград19 апреля 1933, Дальзавод № 202, Владивосток22 сентября 193317 августа 1953
Щ-103до 07.12.33 Щ-13, до 15.09.34 «Карп»20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинградмай 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток27 октября 193315 июня 1939
Щ-104до 07.12.33 Щ-14, до 15.09.34 «Налим»20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградмай 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток5 ноября 193317 августа 1953
Щ-105до 07.12.33 Щ-21, до 15.09.34 «Кета»1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградавгуст 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск5 ноября 193317 августа 1953
Щ-106до 07.12.33 Щ-22, до 15.09.34 «Судак»27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинградмай 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 26 ноября 193327 декабря 1956
Щ-107до 07.12.33 Щ-23, до 15.09.34 «Сиг»27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинградмай 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток27 ноября 193326 июня 1954
Щ-108до 07.12.33 Щ-24, до 15.09.34 «Форель»1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградиюль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск21 декабря 193310 сентября 1952
Щ-109до 07.12.33 Щ-31, до 15.09.34 «Сом»20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинградавгуст 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток18 апреля 193417 августа 1953
Щ-110до 07.12.33 Щ-32, до 15.09.34 «Язь»20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинградоктябрь 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток18 мая 193411 сентября 1954
Щ-111до 07.12.33 Щ-33, до 15.09.34 «Карась»20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградиюль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск11 сентября 193417 августа 1953
Щ-112до 15.09.34 «Пескарь»20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградапрель 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск11 сентября 193417 августа 1953

Серия V-бис

Схема подводной лодки «Щука» серии V-бис

Серия включает в себя 13 подводных лодок. Из них 8 были построены для Тихоокеанского флота, 2 — для Балтийского, 3 — для Черноморского. Первоначально серия имела обозначение VII.

Мощность главных дизелей была повышена на 35%, масса и габариты при этом практически не изменились. Также была улучшена форма рулей, что позволило увеличить надводную скорость на 1,5 узла. По опыту эксплуатации V серии были произведены улучшения отдельных деталей и механизмов. Изменение формы рубки и надстройки значительного эффекта не имело. В 1934 году разрабатывалось предложение по оснащению «Щук» динамо-реактивными орудиями калибра 102 мм на серии III и 152,4 мм на серии V. 20 мая 1934 года зам. начальника РККА И.М.Лудри утвердил тактико-техническое задание на дооборудование «Щук» серии V в транспортные лодки для заправки гидросамолётов. Каждая переоборудованная лодка должна была нести 6 тонн авиационного бензина и 480 литров масла в 16-литровых бидонах, чего было достаточно для заправки трёх Р-6А или семи МБР-4. Система предполагалась демонтируемой и используемой только во время особых операций.

Представители

ОбозначениеНазваниеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-113до 15.09.34 «Стерлядь»10 октября 1932, им.А.Марти № 194, Ленинград12 декабря 1933, Дальзавод № 202, Владивосток11 сентября 193411 сентября 1954
Щ-114до 15.09.34 «Севрюга»10 октября 1932, им.А.Марти № 194, Ленинград1934, Дальзавод № 202, Владивосток11 сентября 193412 декабря 1955
Щ-115до 15.09.34 «Скат»19 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград4 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток10 октября 193411 сентября 1954
Щ-116до 15.09.34 «Осётр»12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград1934, Дальзавод № 202, Владивосток11 января 193511 сентября 1954
Щ-117до 15.09.34 «Макрель»9 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград15 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток18 декабря 193415 декабря 1952
Щ-118до 15.09.34 «Кефаль»10 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград1934, Дальзавод № 202, Владивосток18 декабря 193417 февраля 1956
Щ-119до 15.09.34 «Белуга»12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград7 мая 1934, Дальзавод № 202, Владивосток2 февраля 193517 февраля 1956
Щ-120до 15.09.34 «Навага»2 апреля 1933, им.А.Марти № 194, Ленинградиюнь 1934-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск30 января 193517 февраля 1956
Щ-201до 15.09.34 «Сазан»14 августа 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград3 апреля 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев5 августа 193529 декабря 1955
Щ-202до 15.09.34 «Сельдь»3 сентября 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград25 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев3 сентября 193517 февраля 1956
Щ-203до 15.09.34 «Камбала»10 марта 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград29 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев4 сентября 193526 августа 1943
Щ-305до 15.09.34 «Линь»ноябрь 1932-го, им.А.Марти № 194, Ленинград31 декабря 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград3 декабря 19345 ноября 1942
Щ-308до 15.09.34 «Сёмга»10 ноября 1932, Красное Сормово № 112, Н.Новгород28 апреля 1933, Красное Сормово № 112, Н.Новгород14 ноября 193520 октября 1942

Серия V-бис 2

Схема подводной лодки «Щука» серии V-бис-2 Щ-311 — серия V-бис-2, Балтийский флот

Серия включает в себя 14 подводных лодок (по 5 для Тихоокеанского и Балтийского, 4 для Черноморского флотов).

Представители

ОбозначениеНазваниеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-121до 15.09.34 «Зубатка»20 декабря 1933, им. А.Марти № 194, Ленинград26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток30 апреля 193526 июня 1954
Щ-122до 15.09.34 «Сайда»22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград29 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток30 апреля 193526 июня 1954
Щ-123до 15.09.34 «Угорь»20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток30 апреля 193526 июня 1954
Щ-124до 15.09.34 «Палтус»22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград29 декабря 1934, Дальзавод № 202, Владивосток29 сентября 193526 июня 1954
Щ-125до 15.09.34 «Муксун»20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток15 мая 193617 августа 1953
Щ-204до 15.09.34 «Минога»15 июня 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград31 декабря 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев30 декабря 19356 декабря 1941
Щ-205до 15.09.34 «Нерпа»5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев6 ноября 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев17 ноября 193611 сентября 1954
Щ-206до 15.09.34 «Нельма»5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев1 февраля 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев14 августа 19369 июля 1941
Щ-207до 15.09.34 «Касатка»5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев23 марта 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев17 ноября 193611 сентября 1954
Щ-306до 15.09.34 «Пикша»6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград4 августа 193513 ноября 1942
Щ-307до 15.09.34 «Треска»6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград4 августа 193523 апреля 1948
Щ-309до 15.09.34 «Дельфин»6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький14 ноября 19353 марта 1949
Щ-310до 15.09.34 «Белуха»6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький20 августа 193617 августа 1953
Щ-311до 15.09.34 «Кумжа»6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький21 августа 193612 октября 1942

Серия X

Схема подводной лодки «Щука» X-й серии

Серия включает в себя 32 подводных лодки (9 для Тихоокеанского, по 8 для Северного и Черноморского, 7 для Балтийского флотов).

Были установлены новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с. при 600 об./мин., в результате чего надводная скорость теоретически выросла до 14,1-14,3 узлов.

Серия X-бис

Схема подводной лодки «Щука» серии X-бис

Отличия от предыдущих серий заключаются в отказе от не оправдавших себя решений: вместо гидромуфт были установлены фрикционные разобщительные муфты типа «Бамаг», ограждение рубки сделано обычного типа и более высоким для лучшей защиты мостика от волн, первое орудие было опущено на палубу, снят подводный якорь. Водоизмещение лодки возросло на 5 т.

Девять подлодок серии X-бис были достроены в военные годы, а две — после войны.

Представители

ОбозначениеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-13526 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград21 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток1 сентября 19413 апреля 1958
Щ-13626 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград27 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток5 сентября 19413 апреля 1958
Щ-13731 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград1 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток18 ноября 19413 апреля 1958
Щ-13828 октября 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград22 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток30 декабря 194118 июля 1942
Щ-21623 июля 1939, им. 61 коммунара № 200, Николаев30 мая 1940, им. 61 коммунара № 200, Николаев17 августа 194116 февраля 1944
Щ-40531 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград16 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград7 июня 194113 июня 1942
Щ-40631 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград17 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград7 июня 19411 июня 1943
Щ-40723 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград10 сентября 194117 февраля 1956
Щ-40823 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград10 сентября 194124 мая 1943
Щ-41129 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград21 июля 194529 марта 1957
Щ-41229 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград21 июля 194512 февраля 1960

Недостроенные корабли

17 января 1939 года было принято решение о строительстве подводной лодки серии X-бис на Мурманской верфи наркомата рыбной промышленности. Вскоре количество запланированных к постройке субмарин возросло до двух, 25 сентября 1940 года им были присвоены обозначения Щ-409 и Щ-410. Руководство наркомата рыбной промышленности доказало отсутствие необходимой производственной и кадровой базы, и постройка этих двух лодок была отменена.

Заложенные на заводе № 194 28 июня 1941 года две лодки серии X-бис получили заводские номера 552—553 и обозначения соответственно Щ-413 и Щ-414. К июлю 1941 года их готовность составляла 2,7 % и 1,7 %, постановлением ГКО от 10 июля 1941 года их строительство было прекращено, 23 июля они были сняты с производства и разделаны на металл.

См. также

Типы подводных лодок ВМФ СССР и России

Примечания

Литература

Ссылки

wiki.sc

Надувная лодка «Щука»

                      

             
Просмотру моего сайта мешает реклама?
На Mozilla Firefox в разделе Дополнения установите Adblock Plus.                              


      Мысли людей великих, средних и деда Щукаря.

— Шли мы в июле по реке Пяндж, в самый паводок.
Ниже Рушана в ущелье   валы 4 метра, расход 2000 кубов в секунду!
             — На «Щуке»?!
              -Какая «Щука», там ЛАС подавляет!                          * (Сказки деда Щукаря) 
 
 
    Обносы — признак мастерства!                                                                *  (там же)
 
Старый Щукарь разболтался в сарае…

                                       Из истории:

        Впервые я увидел лодку «Щука» в 1998 г. Я искал надёжную лёгкую лодку для пеше-водных походов. За плечами был 30-летний опыт на «Салюте-5,2», походы на катамаранах, «Честерах,» ЛГН-8 и даже на деревянном плоту (р. Вангыр — Косью). Моя первая «Щука-4″предназначалась для семейного сплава. Потом дети выросли, и я выбрал «Щуку-3» в режиме «соло».  Когда научился в ней сидеть (после «Салюта 5,2»), опробовал лодку на пор. Ревун (р. Исеть, Ср. Урал) в малую воду (3-4 КС) и на пике паводка (5-6 КС) В межень сплав понравился, особенно на фоне плывущих рядом надувных матрасов и ПСН-ов. Скорость, высокая маневренность, устойчивость к ударам о камни, лёгкость в управлении. Недостатки проявились в паводок на «белой воде». Хоть и большой каяк, но мягкий. Жёсткие сбойки, косые бочки и пенные котлы — не её стихия. Вязнет в пене, приняв много воды на деку, теряет маневренность. Может сложиться в водопадном сливе, да и в мощной бочке. Пришлось доработать лодку и осваивать технику гребли. Лодка хорошо показала себя на реках Зап. Памира и Кавказа (в малую воду межсезонья пройдены верховья р. Пяндж, р. Ванч, Язгулём, Шева (Тангшев — п/п), правые притоки р.Андийское Койсу- р. Метлуда и Метрада от с. Мокок — также п\п), а также многие реки Урала и Карелии.
        Для «белой воды» сделаны доработки. Удалены носовая и кормовая распорки, что существенно улучшило динамику. На озере при попутном ветре лодка с одним гребцом развивает скорость до 9 км/час. Средний дневной переход против течения — 30 км (р. Воньга, М. Уса). Центральные х-образные распорки изогнуты в форме упоров для ног. В них просверлены сквозные отверстия. Пришиты в местах фиксации (был случай пробоя дна вылетевшей распоркой на гладкой воде). П-образные распорки этого не требуют. Прочная обвязка потребовала усиления передней носовой петли. Усилена «закаяченность» носа и кормы. Загрузка гермомешков производится в кормовой отсек и под сиденье гребца. Носовая часть максимально облегчена. Лаги длиной до 3 м для мощной воды устанавливаются под декой вдоль чехлов баллонов. Увеличивают жесткость, повышают устойчивость на курсе и уменьшают рыскание, но снижают маневренность.

      Лодка прослужила 12 лет, по 3-4 сплава ежегодно. Аварии, случавшиеся во время сплава:

  — разрезы ткани деки в носовой части (еловые сучья в завале, дождевой паводок р. Иов — Лобва, Сев. Урал). Ремонт деки на месте.

  — пробито дно из тезы трубкой х-образной распорки под средним сиденьем (выбита ногой — р. Нара, Подмосковье). Ремонт — наложение заплатки на месте.

  — обрыв петли носовой чалки (обнос завала на р. Метлуда, Вост. Кавказ). Ремонт на месте.

  — умеренный «винт» кормовой части лодки устранить так и не удалось, видимо, он вызван свойствами ткани. С ним я связываю некоторые досадные перевороты на водопадных сливах (р. Уксунйоки — 5-й падун, р. Кукказёрка Княжегубская — 2 вдп).

  — разрыв чехла баллона на 3/4 длины лодки (начался в среднем отсеке в месте многолетнего истирания ткани, на следующий день постепенно распространился вдоль чехла. Разрыву предшествовало жёсткое извлечение лодки из-под завала на р. Волма, Валдай, в весенний паводок). Маршрут с повреждённым чехлом успешно пройден до конца. Ремонт — замена чехлов баллонов в мастерской М. Чернецкого:

 
           Выпадение баллона сквозь разрыв чехла.                                          Вид снаружи — плыть можно.

  — к 12-му сезону произошло старение тезы, в большом количестве стали появляться царапины и пробои, покрытие в носовой и кормовой части лодки протёрлось до тканевой основы. Растянулись и потеряли герметичность швы деки, ткань утратила водостойкость. При прохождении водопада на р. Пукамонйоки (паводок, Сев. Приладожье) лодка за один проход набирала 6-8 л воды. Стала прорываться ткань деки в местах нагрузок на швы.

     Лодка обладает хорошей живучестью. Большинство аварий можно устранить в походе, не прерывая маршрута. К самым неприятным можно отнести прокол и разрыв баллона. У меня за 15 сезонов сплава на «Щуке» этого не случалось. Перед началом сезона лодку стоит проверить — оставить в надутом состоянии на сутки. Можно проверить герметичность и устранить «винт», если он обусловлен перекрутом баллонов при вставке — повернуть концы баллонов внутри чехлов в сторону винта (сделать это лучше дома, а не в походе).

    

     Когда новые чехлы баллонов были пришиты, исчезла «закаяченность» носа и кормы, то есть они стали смотреть вниз. Лодка после этого двигалась по прямой подобно «Тайменю», но к сожалению и в порогах она вела себя также, исчезла её уникальная маневренность. На Беломорской Шуе я убедился, что не могу её довернуть и просто не попадаю в сливы. Нос стал сильно зарываться в крутой вал, а не всходить на него. При «тюленьем» старте он совсем уходил под воду. Вывод: слабая закаяченность кормы и особенно носа допустимы на «гладкой» воде (пруд) и даже помогают удерживать курс, но совершенно неприемлемы для слаломной техники сплава. Для удержания лодки на курсе при максимальной загрузке лодки (Для Щ-3 это 3 человека+груз) эффективен руль. При меньшей загрузке я обхожусь более протяжёнными гребками и руль не использую.

   Зимой 2013 г была сшита новая модель «Щука-3 — спорт». От классической модели её отличают более стройные обводы (изменена выкройка), сохранены х-образные распорки, служащие ножными упорами, их ширина (и ширина лодки) уменьшена на 5-10 см. На 5 см увеличен диаметр чехлов баллонов (и высота борта).Усилены носовая и кормовая петли, носовой фал только пропущен через петлю, а крепится к внешней обвязке, иначе при движении волоком деформируется носовая часть. Поясничный и бедренные упоры пошиты из толстой стропы и крепятся к распоркам и деке лодки. Их длина регулируется. Закаячивание носовой и кормовой части усилено дополнительными вытачками на деке и чехлах баллонов.

 

 

      Новая «Щука» показала хорошие ходовые качества на «гладкой» воде (Сегозерское вдхр.) и устойчивость в мощной паводковой струе (пор. Тушели, Верх. Каливо). Теза сильнее повреждается на камнях (потёртости, царапины), пробивается в местах застревания мелких камешков между днищем и чехлом баллона.

      Обвязка лодки — важный элемент безопасности. Верёвка, пропущенная сквозь петли на деке, помогает удержаться за лодку в случае переворота, облегчает проводку на каменистых мелководьях и высадку на крутой берег. Для обвязки используется верёвка длиной около 12 м, диаметром 7-9 мм (можно и больше, но это увеличит вес). Слишком тонкая верёвка режет руки даже сквозь перчатки, за неё трудно держаться в случае переворота. Чтобы верёвка была заметной под водой или в сумерках, она должна быть светлой и по цвету отличаться от деки. Стропа, которую также используют в качестве обвязки, сильно режет руки. Это особенно чувствуется в конце дня после проводки вверх по каменистой реке. На уровне переднего и заднего сидений на петлях деки вяжутся фиксирующие узлы, которые обеспечивают натяжение обвязки и равномерное распределение нагрузки. Увеличение «закаяченности» носа и кормы при тугом затягивании обвязки носит временный характер. Верёвка при намокании быстро растягивается. При необходимости усилить закаяченность можно путём специальных вытачек на деке. К обвязке также вяжется носовой и (при необходимости) кормовой фал.

      Петли, пришитые на носу и корме, остаются свободными и в обвязку не входят. В существующей конструкции лодки они носят скорее декоративный характер. Стропа быстро истирается фалом, крепость нитей часто недостаточна (у меня были случаи отрыва носовой петли). Самое главное, при большой нагрузке, (например, когда вы пытаетесь вытащить загруженную и частично наполненную водой лодку на берег за носовую петлю) выворачивается теза носового клапана, носовая часть лодки под ручкой деформируется и как бы сминается. Для исправления этого дефекта придётся сдувать лодку. Поэтому при  проводке вверх по течению, преодолении высокого завала и в других случаях, когда необходимо удерживать лодку, кроме специальных ручек по бокам деки удобно использовать обвязку.  

      В случае переворота покинуть лодку очень легко. Следует, держась за обвязку, перебраться к верхнему по течению концу лодки и толкать её к берегу со стороны струи. Чем круче к берегу вы заведёте верхний конец лодки. тем сильнее течение будет прижимать её к берегу. Не следует пытаться встать на мелководье между берегом и лодкой. Течение развернёт её поперек струи. Удержать лодку не удастся и вы продолжите плавание.

 Где купить?

    ЛОДКИ ДЛЯ СПЛАВА, РЫБАЛКИ И ОХОТЫ.

    Надувная лодка «Щука», лодка «Налим», катамараны от изготовителя. Вёсла. спасжилеты и другое водное снаряжение:

     Ссылка: http://stalker.lib.ru/

                             Походы:

www.gpsigma.ru

Подводная лодка «Щука» » Военное обозрение

1942 год, перед Командованием Балтийского флота стоит задача прорыва мощного противолодочного рубежа противника. Основную часть операции решают возложить на советские подводные лодки. Первой задачу успешно выполнила субмарина Щ-304 под командованием капитана 3-го ранга Якова Афанасьева. Успешно пройдя заградительный рубеж, она вышла в море на оперативный простор. За время боевого похода подлодка 22 раза пересекала линии вражеских мин, 7 раз была атакована самолетами и трижды обстреляна береговой артиллерией. Противолодочные корабли противника сбросили на нее свыше 150-ти глубинных бомб. Несмотря на полученные повреждения, Щ-304 уничтожила плавучую базу неприятеля и вернулась из похода с победой.

В Советском Союзе активное строительство подводных лодок началось в середине 20-х годов. Было организовано Техническое бюро №4, которое возглавил конструктор Борис Малинин. В этом бюро в 28-м году по заданию Правительства и начали разрабатывать средние подводные лодки. По технической заявке они предназначались для операций во внутренних морях и прибрежной зоне. Проект получил обозначение «Щука» и предназначался для массовой постройки, поэтому много внимания уделялось удешевлению конструкций.

Стоит отметить, что большое влияние на проект оказала обследованная в 28-м году английская субмарина Л-55. У нее советская подлодка позаимствовала обводы и общий тип корпуса. К началу 30-го разработка была завершена. На Балтийском заводе заложили три головные подводные лодки. Присутствовавший на этом торжественном событии начальник Военно-морских сил Ромуальд Муклевич, произнес слова, ставшие пророческими: «Мы имеем возможность этой подводной лодкой начать новую эру в нашем судостроении. Это даст возможность приобрести необходимые навыки подготовить нужные кадры для развертывания производства».

Первые подводные лодки типа «Щ» вступили в строй Военно-морских сил в октябре 33-го года.

Подводная лодка типа «Щ» серии 3. Водоизмещение надводное – 572 т; силовая установка – 2 дизельных двигателя мощность 600 л.с. каждый, 2 электродвигателя суммарной мощностью 800 л.с.; скорость надводная – 11,5 узла; дальность плавания надводная – 1 350 миль; предельная глубина погружения – 90 м; оружие – 2 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата с боезапасом 10 торпед, одно 45-ти миллиметровое зенитное орудие.

В дальнейшем, для всех флотов Советского Союза построили еще 4 серии подводных лодок. При переходе от одной серии к другой в проекты вносились различные конструктивные изменения, улучшающие качество лодок. Устанавливались более совершенные приборы навигации, радиосвязи, гидроакустики.

Несмотря на отдельные недостатки, «Щуки» отличались простотой конструкции, надежностью механизмов и обладали большим запасом прочности. Они могли погружаться и всплывать при волне до 6 балов и не теряли мореходных качеств при шторме в 9-10 балов. Торпедами подлодка могла потопить в океане линкор или авианосец, а благодаря своим сравнительно малым размерам эти субмарины были очень поворотливы и почти неуловимы для катеров-охотников. В середине 30-х годов подводные лодки этого типа начали строить в больших количествах для всех флотов Советского Союза. Примерно в то же время создали систему присвоения тактических номеров.

Для всех «Щук» предусматривалась литера «Щ» с добавлением трехзначного номера. Первая цифра в номере обозначала принадлежность к одному из флотов: 1 –Тихоокеанский флот, 2 – Черноморский флот, 3- Балтийский флот и 4 – Северный флот. Боевее крещение «Щуки» получили в период советско-финляндской войны. Они первыми из отечественных кораблей применили свое оружие.

Боевой счет открыла подводная лодка Щ-323, 10-го декабря 39-го года в штормовых условиях экипаж этой субмарины потопил транспортный корабль противника. 3,5 месяца продолжалась война с Финляндией. Все это время «Щуки» несли боевое дежурство в Балтийском море и Ботническом заливе. Ими было потоплено большое количество транспортных судов противника. В суровых зимних условиях эти подводные лодки зарекомендовали себя с лучшей стороны.

К началу Великой Отечественной в Военно-морском флоте было 86 подлодок типа «Щ». После нападения Германии на СССР практически все «Щуки» вышли на боевое дежурство. Первый боевой успех принесла подводная лодка Щ-402 под командованием старшего лейтенанта Столбова. 14-го июля 41-го года, проникнув на рейд порта Хоннингсвог, она потопила транспорт противника. А дальше для всего подводного флота Советского Союза начались суровые военные будни. Постоянное патрулирование морей, бесконечные всплытия и погружения, торпедные атаки.

«- Погоди. Нет, Виктор, все-таки получат хозяева подарочек. Боевая тревога, торпедная атака. Третья, четвертая аппараты по базе противника, интервал 5 секунд, тос.
— Есть тос!
— Обороты увеличь на десять.
— Есть увеличить обороты на десять.
— Одобряешь идею?
— Давай!
— Третий, четвертый аппараты пли!»

Помимо боевых рейдов подводные лодки выполняли и несвойственные им функции: доставка боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденные приморские города, эвакуация населения, высадка десанта. Во время войны субмарины неоднократно подвергались модернизации.

В 42-м году подводная лодка Щ-101 была оборудована специальным бортовым устройством, в котором размещалось 40 мин. При этом она сохранила свое торпедное вооружение. В том же году на многих «Щуках» было смонтировано устройство для резки заградительных сетей. Этот сетепрорезатель очень помог советским подводникам при прорыве мощного противолодочного рубежа в Финском заливе.

Отдельного рассказа заслуживает и прочность подводных лодок серии «Щ». 10-го февраля 45-го года советская подлодка Щ-318 под командованием капитана Ложкарева возвращалась на базу. Путь субмарины пролегал вдоль берегов Финляндии. Боезапас лодки был израсходован в походе. На корпусе судна имелись незначительные повреждения. В условиях плохой видимости командир поздно заметил идущий наперерез немецкий транспортный корабль. Прозвучала команда: «Срочное погружение!». Но времени не хватило, корабль противника протаранил подводную лодку. Поврежденная субмарина начала тонуть. На глубине 65-ти метров экипажу удалось остановить неуправляемое погружение, целый час поврежденная лодка находилась под водой. Наконец гидроакустик доложил: «Горизонт чист». Был отдан приказ на всплытие.

Осмотр повреждений привел к неутешительному выводу – двигаться на базу можно только в надводном положении. 4 дня практически неуправляемая подлодка пробиралась домой. Только благодаря советским конструкторам, которые заложили в эту лодку троекратный запас прочности, экипаж смог вернуться домой. Немецкий транспорт, нанесший таранный удар, превосходил нашу подлодку по водоизмещению более чем в 4 раза. При этом она вернулась на базу, а корабль противника затонул.

В годы Великой Отечественной подводные лодки типа «Щ» были самыми эффективными субмаринами. На их боевом счету 30% потопленного и поврежденного тоннажа противника. С окончанием войны часть подлодок этого типа продолжала нести боевую службу. Они еще долгое время охраняли морские границы Советского Союза.

armsofwar.ru

Подводные лодки типа «Щука» — это… Что такое Подводные лодки типа «Щука»?

Подводные лодки типа «Щука»
Основные характеристики
Тип корабляСредняя ДПЛ
Обозначение проектасерия III, V, V-бис, V-бис-2, X, X-бис
Скорость (надводная)11,6 — 14 узлов
Скорость (подводная)8,5 узлов
Предельная глубина погружения90 м
Автономность плавания20 суток,
10 000 км надводная,
185 км подводная
Экипаж41 (37) человек
Размеры
Водоизмещение надводное578 т
Водоизмещение подводное704,5-706 т
Длина наибольшая (по КВЛ)57 м
Ширина корпуса наиб.6,2 м
Средняя осадка (по КВЛ)3,8-3,9 м
Силовая установка

Двухвинтовая дизель-электрическая:

  • Тип дизеля 8У28/38 или 38В8
    Мощность дизелей 2×500 л.с. — у Щ-301 и Щ-302; 2×685 л.с — у Щ-303 и Щ-304
  • Тип главных гребных электродвигателей ПГВ-8
  • Число×мощность гребных электродвигателей 2×400 (390)
  • Тип электродвигателей экономического хода — работающие через зубчатую передачу
  • Число гребных валов 2
  • Тип аккумуляторной батареи КСМ-2
  • Число групп аккумуляторной батареи×число электродов в группе — 2×56
Вооружение
Артиллерия2 орудия 45мм/46 21-К (1000 снарядов), на некоторых 37-мм пушки или 12,7-мм пулемёты
Торпедно-
минное вооружение
Носовые ТА: 4×533 мм,
кормовые ТА: 2×533 мм
Боекомплект (торпед): 10
ПВО2 пулемёта
Изображения на Викискладе

Подводные лодки типа «Щука» — серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930-x — 1940-x годах. Отличительными особенностями лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные маневренность и живучесть. «Щуки» активно участвовали в Великой Отечественной войне, из 44 воевавших лодок погибли 31. Подводные лодки типа «Щ» совокупно потопили 27 транспортов и танкеров противника общим водоизмещением 79 855 брт, 20 транспортов и шхун нейтральных государств (~6500 брт), повредили 4 судна противника (18 204 брт). На боевом счету подлодок типа «Щ» 35 % потопленного и повреждённого тоннажа противника[1].

За боевые заслуги 6 подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени.

Численность серий

Всего было построено 86 лодок всех серий, в том числе:

ПроектГодКоличество
Серия III19324 лодки
Серия V193312 лодок
Серия V-бис193313 лодок
Серия V-бис-2193314 лодок
Серия X193532 лодки
Серия X-бис193811+2 лодки

Некоторые «Щуки» были достроены только после войны. Лодки типа «Щ» служили в четырёх флотах СССР и имели трёхзначные номера, где первая цифра обозначала принадлежность к флоту:

Серия III

Подводные лодки серии III «Щука» — первый тип средних подводных лодок, построенных в СССР. Проектирование четырёх подводных лодок этой серии проводилось параллельно с проектированием подводных лодок проекта I «Декабрист».

«Щука» — средняя полуторакорпусная подлодка, прочный корпус которой был разделён на 6 отсеков. Основные отличительные особенности: повышенная маневренность, большая живучесть.

Щ-304 — стала первой подводной лодкой, построенной на заводе «Красное Сормово».[2]

Все «Щуки» проекта III несли службу на Балтийском флоте. Во время Великой Отечественной войны три из четырёх лодок погибли.

Представители

ОбозначениеНазваниеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-301до 15.09.34 «Щука»5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград1 декабря 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград11 октября 193328 августа 1941Подорвалась на минах
Щ-302до 15.09.34 «Окунь»5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград6 ноября 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград11 октября 193311-14 ноября 1942Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах
Щ-303до 15.09.34 «Ёрш»5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград6 ноября 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград15 ноября 1933списана в 50-х годах
Щ-304«Язь», «Ударник», до 15.09.34 «Комсомолец»23 февраля 1930, Красное Сормово № 112, Н.Новгород2 мая 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград15 августа 193429 октября 1942Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах

Серия V

V серия.

Надводное водоизмещение: 592 тонны, подводное: 715 тонн, что несколько больше чем у серии III. Установлены два дизельных двигателя 38В мощностью 685 л.с., такие же были установлены на Щ-303 и Щ-304 серии III. Запас топлива до 53 тонн, что соответствует дальности в 4500 миль при скорости 8,5 узлов в надводном положении, 100 миль при 2,8 узлах в подводном положении.

Представители

ОбозначениеНазваниеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-101до 07.12.33 «Карась» Щ-11, до 15.09.34 «Лосось»20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград25 декабря 1932, Дальзавод № 202, Владивосток22 сентября 19332 июня 1952
Щ-102до 07.12.33 Щ-12, до 15.09.34 «Лещ»20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград19 апреля 1933, Дальзавод № 202, Владивосток22 сентября 193317 августа 1953
Щ-103до 07.12.33 Щ-13, до 15.09.34 «Карп»20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинградмай 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток27 октября 193315 июня 1939
Щ-104до 07.12.33 Щ-14, до 15.09.34 «Налим»20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградмай 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток5 ноября 193317 августа 1953
Щ-105до 07.12.33 Щ-21, до 15.09.34 «Кета»1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградавгуст 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск5 ноября 193317 августа 1953
Щ-106до 07.12.33 Щ-22, до 15.09.34 «Судак»27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинградмай 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток26 ноября 193327 декабря 1956
Щ-107до 07.12.33 Щ-23, до 15.09.34 «Сиг»27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинградмай 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток27 ноября 193326 июня 1954
Щ-108до 07.12.33 Щ-24, до 15.09.34 «Форель»1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградиюль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск21 декабря 193310 сентября 1952
Щ-109до 07.12.33 Щ-31, до 15.09.34 «Сом»20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинградавгуст 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток18 апреля 193417 августа 1953
Щ-110до 07.12.33 Щ-32, до 15.09.34 «Язь»20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинградоктябрь 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток18 мая 193411 сентября 1954
Щ-111до 07.12.33 Щ-33, до 15.09.34 «Карась»20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградиюль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск11 сентября 193417 августа 1953
Щ-112до 15.09.34 «Пескарь»20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградапрель 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск11 сентября 193417 августа 1953

Серия V-бис

V-бис серия.

Серия включает в себя 13 подводных лодок. Из них 8 были построены для Тихоокеанского флота, 2 — для Балтийского, 3 — для Черноморского. Первоначально серия имела обозначение VII.

Мощность главных дизелей была повышена на 35 %, масса и габариты при этом практически не изменились. Также была улучшена форма булей, что позволило увеличить надводную скорость на 1,5 узла. По опыту эксплуатации V серии были произведены улучшения отдельных деталей и механизмов. Изменение формы рубки и надстройки значительного эффекта не имело. В 1934 году разрабатывалось предложение по оснащению «Щук» динамо-реактивными орудиями калибра 102 мм на серии III и 152,4 мм на серии V. 20 мая 1934 года зам. начальника РККА И. М. Лудри утвердил тактико-техническое задание на дооборудование «Щук» серии V в транспортные лодки для заправки гидросамолётов. Каждая переоборудованная лодка должна была нести 6 тонн авиационного бензина и 480 литров масла в 16-литровых бидонах, чего было достаточно для заправки трёх Р-6А или семи МБР-4. Система предполагалась демонтируемой и используемой только во время особых операций.

Представители

ОбозначениеНазваниеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-113до 15.09.34 «Стерлядь»10 октября 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград12 декабря 1933, Дальзавод № 202, Владивосток11 сентября 193411 сентября 1954
Щ-114до 15.09.34 «Севрюга»10 октября 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград1934, Дальзавод № 202, Владивосток11 сентября 193412 декабря 1955
Щ-115до 15.09.34 «Скат»19 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград4 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток10 октября 193411 сентября 1954
Щ-116до 15.09.34 «Осётр»12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград1934, Дальзавод № 202, Владивосток11 января 193511 сентября 1954
Щ-117до 15.09.34 «Макрель»9 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград15 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток18 декабря 193415 декабря 1952
Щ-118до 15.09.34 «Кефаль»10 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград1934, Дальзавод № 202, Владивосток18 декабря 193417 февраля 1956
Щ-119до 15.09.34 «Белуга»12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград7 мая 1934, Дальзавод № 202, Владивосток2 февраля 193517 февраля 1956
Щ-120до 15.09.34 «Навага»2 апреля 1933, им. А. Марти № 194, Ленинградиюнь 1934-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск30 января 193517 февраля 1956
Щ-201до 15.09.34 «Сазан»14 августа 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград3 апреля 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев5 августа 193529 декабря 1955
Щ-202до 15.09.34 «Сельдь»3 сентября 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград25 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев3 сентября 193517 февраля 1956
Щ-203до 15.09.34 «Камбала»10 марта 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград29 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев4 сентября 193526 августа 1943
Щ-305до 15.09.34 «Линь»ноябрь 1932-го, им. А. Марти № 194, Ленинград31 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград3 декабря 19345 ноября 1942
Щ-308до 15.09.34 «Сёмга»10 ноября 1932, Красное Сормово № 112, Н.Новгород28 апреля 1933, Красное Сормово № 112, Н.Новгород14 ноября 193520 октября 1942

Серия V-бис 2

V-бис-2 серия.

Серия включает в себя 14 подводных лодок (по 5 для Тихоокеанского и Балтийского, 4 для Черноморского флотов).

Представители

ОбозначениеНазваниеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-121до 15.09.34 «Зубатка»20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток30 апреля 193526 июня 1954
Щ-122до 15.09.34 «Сайда»22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград29 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток30 апреля 193526 июня 1954
Щ-123до 15.09.34 «Угорь»20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток30 апреля 193526 июня 1954
Щ-124до 15.09.34 «Палтус»22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград29 декабря 1934, Дальзавод № 202, Владивосток29 сентября 193526 июня 1954
Щ-125до 15.09.34 «Муксун»20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток15 мая 193617 августа 1953
Щ-204до 15.09.34 «Минога»15 июня 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград31 декабря 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев30 декабря 19356 декабря 1941
Щ-205до 15.09.34 «Нерпа»5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев6 ноября 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев17 ноября 193611 сентября 1954
Щ-206до 15.09.34 «Нельма»5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев1 февраля 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев14 августа 19369 июля 1941
Щ-207до 15.09.34 «Касатка»5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев23 марта 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев17 ноября 193611 сентября 1954
Щ-306до 15.09.34 «Пикша»6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград4 августа 193513 ноября 1942
Щ-307до 15.09.34 «Треска»6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград4 августа 193523 апреля 1948
Щ-309до 15.09.34 «Дельфин»6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький14 ноября 19353 марта 1949
Щ-310до 15.09.34 «Белуха»6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький20 августа 193617 августа 1953
Щ-311до 15.09.34 «Кумжа»6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький21 августа 193612 октября 1942

Серия X

X серия.

Серия включает в себя 32 подводных лодки (9 для Тихоокеанского, по 8 для Северного и Черноморского, 7 для Балтийского флотов).

Были установлены новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с. при 600 об/мин, в результате чего надводная скорость теоретически выросла до 14,1-14,3 уз.

Серия X-бис

X-бис серия.

Отличия от предыдущих серий заключаются в отказе от не оправдавших себя решений: вместо гидромуфт были установлены фрикционные разобщительные муфты типа «Бамаг», ограждение рубки сде­лано обычного типа и более высоким для лучшей защиты мостика от волн, первое орудие было опущено на палубу, снят подвод­ный якорь. Водоизмещение лодки возросло на 5 т.

Девять подлодок серии X-бис были достроены в военные годы, а две — после войны.

Представители

ОбозначениеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-13526 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград21 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток1 сентября 19413 апреля 1958
Щ-13626 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград27 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток5 сентября 19413 апреля 1958
Щ-13731 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград1 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток18 ноября 19413 апреля 1958
Щ-13828 октября 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград22 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток30 декабря 194118 июля 1942
Щ-21623 июля 1939, им. 61 коммунара № 200, Николаев30 мая 1940, им. 61 коммунара № 200, Николаев17 августа 194116 февраля 1944
Щ-40531 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград16 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград7 июня 194113 июня 1942
Щ-40631 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград17 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград7 июня 19411 июня 1943
Щ-40723 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград10 сентября 194117 февраля 1956
Щ-40823 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград10 сентября 194124 мая 1943
Щ-41129 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград21 июля 194529 марта 1957
Щ-41229 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград21 июля 194515 августа 1946

Недостроенные корабли

17 января 1939 года было принято решение о строительстве подводной лодки серии X-бис на Мурманской верфи наркомата рыбной промышленности. Вскоре количество запланированных к постройке субмарин возросло до двух, 25 сентября 1940 года им были присвоены обозначения Щ-409 и Щ-410. Руководство наркомата рыбной промышленности доказало отсутствие необходимой производственной и кадровой базы, и постройка этих двух лодок была отменена.

Заложенные на заводе № 194 28 июня 1941 года две лодки серии X-бис получили заводские номера 552-553 и обозначения соответственно Щ-413 и Щ-414. К июлю 1941 года их готовность составляла 2,7 % и 1,7 %, постановлением ГКО от 10 июля 1941 года их строительство было прекращено, 23 июля они были сняты с производства и разделаны на металл.

См. также

Типы подводных лодок ВМФ СССР и России

Примечания

Ссылки

Литература

  • Морозов, М. Э., Кулагин, К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — 176 с. — (Арсенал коллекция). — ISBN 978-5-699-25285-5
  • Тарас А.Е. Вторая мировая война на море. — Мн.: Харвест, 2003. — 640 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 985-13-1707-1

dic.academic.ru

Классного часа «Подводная лодка «Щука»»

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский государственный промышленно – гуманитарный техникум им А.В. Яковлева»

Конспект

классного часа

Подводная лодка «Щука»

Классный руководитель: Кускова М.С.

2016 г.

Цель: 

  • познакомить с историческим прошлым знаменитой подводной лодкой  Великой Отечественной войны

  • способствовать развитию патриотических чувств – любви к  малой Родине, чувства гордости за свою страну, свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;

  • способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения.

Использование ИКТ на данном уроке позволяет:

— разнообразить формы предъявления информации на уроке, увеличить эффективность подачи материала;

-повысить интерес и мотивацию обучающихся к теме классного часа;

— увеличивать восприятие материала за счет увеличения количества наглядного материала; развивать произвольное внимание, память;

— организовать обратную связь «ученик – учитель».

Оборудование:

Используемые источники:

Ход мероприятия

Слайд 1

Ведущий: Знаете ли вы, ребята, какой праздник будет отмечать наша страна.

— Это праздник солдат, моряков, летчиков, офицеров, которые воевали с фашистами и победили их.

— Это не только праздник солдат, но всего нашего народа, который не только на фронте, но и в тылу день за днем, месяц за месяцем, год за годом одерживал победу над врагом.

-У кого есть дедушки или бабушки, воевавшие на войне? (Ответы детей.) Кем они были во время войны? (Ответы детей.)

— Великая Отечественная война изменила судьбы всех людей. О том, что они переживали, что чувствовали, с какими невзгодами и радостями встречались, рассказывают нам письма военного времени, вернувшиеся с войны солдаты.

Я хочу сегодня поговорить о технике того времени, а конкретнее о подводной лодки типа «Щ»., а почему именно об этой лодки.

Слайд 2

Не давно, в СМИ появилась информация, что в апреле 2016 года была обнаружена эта легендарная лодка у берегов Эстонии.

Советская подводная лодка Щ-408 («Щука»), погибшая в бою с немецким флотом в мае 1943 года. Лодку обнаружили поисковики проекта «Поклон кораблям Великой Победы-2016».

Подлодку  нашли у острова Вайндло. Руководитель проекта «Поклон кораблям Великой Победы-2016» Константин Богданов сообщил «Росбалту», что команда проекта при содействии коллег  из Финляндии провела серию погружений для «идентификации, изучения и видеосъемки геройской подводной лодки Щ-408». Об отважной «Щуке» (так называли моряки этот  корабль) было известно только приблизительное место ее гибели, но сейчас поисковики нашли корпус лодки и провели подводные работы по точной идентификации боевого советского подводного корабля.

Подлодка приняла неравный бой возле эстонского острова Вайндло и с поднятым боевым флагом ушла на дно, за что была прозвана «Подводным варягом».

А с чего же всё началось?

Слайд 3

Обучающийся:

«Щ-408»подводная лодка X-бис серии. Заложена 23 апреля 1939 года на заводе № 194 (им. Марти) в Ленинграде и 4 июня 1940 года спущена на воду. Начало Великой Отечественной войны подводная лодка встретила в составе учебной бригады ПЛ КБФ в Кронштадте. На корабле подходили к концу монтажные работы. Степень технической готовности субмарины составляла 80 – 82,7%. 10 сентября 1941 года «Щ-408» без проведения испытаний вступила в строй и 22 сентября вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Слайд 4

В юго-западной части Санкт-Петербурга, там, где в годы Великой Отечественной войны проходил западный рубеж обороны, есть улица Подводника Кузьмина. Капитан-лейтенант Кузьмин Павел Семенович вместе со своим экипажем подводной лодки «Щ-408» вписал одну из самых ярких, героических страниц в историю Великой Отечественной войны и, в частности, в историю советского подводного флота.

Слайд 5

Обучающийся: Кузьмин Павел Семенович родился 2 января 1914 г. в г. Орджоникидзе. Службу в ВМФ начал в 1933 г. С 1938 г. после окончания с отличием ВМУ им. Фрунзе Павел Кузьмин служил штурманом на подводных лодках. Затем окончил Высшие спецкурсы командного состава при учебном отряде подводного плавания им. Кирова, в октябре 1940 г. получил назначение помощником командира подводной лодки «С-9», участвовал в нескольких боевых походах. В октябре 1941 г. Кузьмину было присвоено звание капитан-лейтенанта, а через некоторое время он был назначен командиром подлодки «Щ-408». (ВИДЕОФИЛЬМ)

Подводная лодка Щ-408 – «щука», была принята в состав Балтийского флота в сентябре 1941 г. и начала подготовку к переходу из Кронштадта в Ленинград, но в Морском канале столкнулась с сетевым заградителем «Онега», получила пробоину в корпусе и ряд других повреждений. Субмарина вернулась на завод и встала в ремонт, который закончился весной 1942 г. Находясь на заводе в Ленинграде, во время артобстрела Щ-408 получила новые повреждения, многострадальной субмарине вновь потребовался ремонт. В конце октября 1942 г. в Кронштадте у борта лодки взорвался немецкий снаряд. В прочном корпусе подлодки образовались две осколочные пробоины, и снова был ремонт. Причём основная часть всех ремонтных работ была выполнена силами личного состава лодки. Во время ремонтных работ продолжалась и боевая подготовка личного состава, связанная с изучением опыта других подводных лодок, побывавших в боевых походах. Только к маю 1943 г. Щ-408 смогла встать в боевой строй.

Обучающийся: 7 мая 1943 г. «Щ-408» отошла от пирса в Кронштадте и перешла на о. Лавенсаари. Командир получил последние сведения об обстановке по разведданным, последние указания командования бригады. 19 мая в сопровождении тральщиков и катеров-охотников лодка отошла от пирса о. Лавенсаари и благополучно достигла заданной точки погружения. Далее в подводном положении ей предстояло самостоятельно форсировать Гогландский противолодочный рубеж, оборудованный немцами мощнейшей противолодочной системой.

Слайд 6

На о. Гогланд и на южном берегу залива были установлены самые мощные по тем временам гидроакустические станции. Поэтому достаточно быстро появились немецкие противолодочные катера, которые наугад провели бомбежку глубинными бомбами, надеясь зацепить лодку. Не добившись результатов, катера покинули район.

А лодка продолжала форсировать противолодочный рубеж и вошла в минное поле. Несколько раз в отсеках слышалось шуршание и скрежет минрепов от трения о корпус подводной лодки. Через трое суток, к вечеру 22 мая, подводная лодка прошла через Гогландский противолодочный рубеж и в районе маяка Вайндло (на о. Гогланд) всплыла для зарядки аккумуляторных батарей и вентилирования отсеков. Как только заработал дизель, подводную лодку засекли противолодочные катера и пытались атаковать ее. Лодка срочно погрузилась и ушла на рабочую глубину. Сбросив несколько серий бомб, катера застопорили ход и начали ждать, когда лодка вынуждена будет обнаружить себя, пытаясь всплыть.

В течение 3 суток продолжалась эта «игра в кошки-мышки». Лодка практически все время находилась вод водой, пытаясь в ночное время всплыть и подзарядить аккумуляторную батарею. Катера тут же обнаруживали ее, вынуждая уйти под воду. Плотность аккумуляторных батарей падала, в отсеках уже нечем было дышать. Подвсплыв на перископную глубину, капитан-лейтенант Кузьмин П.С. успел дать радио в адрес главного командного пункта: «Противник непрерывно бомбит, не дает возможности всплыть для зарядки. Прошу оказать помощь авиацией».

Командующий флотом тут же распорядился послать в район маяка Вайндло несколько штурмовиков. Штурмовики потопили один сторожевой корабль и повредили несколько дозорных противолодочных катеров. Однако вскоре самолеты улетели, а силы ПЛО противника снова начали преследовать лодку. Продолжалась периодическая бомбежка глубинными бомбами, счет которым был давно потерян. Бомбы начали рваться все ближе и ближе. Возможно, была повреждена одна из топливных цистерн и топливо, всплывая на поверхность, выдавало расположение лодки. Уже четверо суток лодка находилась под водой, в отсеках нечем было дышать…

Слайд 7

Кроме этого, вероятно лодка получила новые повреждения, встретилась с мощным сетевым заграждением, да и обстановка сложилась видимо невыносимая… Командир принял решение всплыть в надводное положение и дать фашистам бой. Субмарина всплыла, на флагштоке был поднят советский военно-морской флаг. Вокруг лодки собралось около 10-ти противолодочных кораблей. Начался ожесточённый неравный бой. Один из кораблей, от прямого попадания снарядов подводной лодки взорвался и затонул.

Корпус «Щ-408» и ограждение рубки были буквально засыпаны шквалом артиллерийских и пулеметных снарядов. Несколько человек на мостике были убиты, а лодка получила повреждения и пробоины и в прочном корпусе. В лодку начала поступать вода. Личный состав, находившийся в отсеках, мужественно боролся с поступлением воды, но субмарина начала терять плавучесть и ход. Артиллерийский бой продолжал более 2-х часов. Наши подводники смогли повредить ещё два вражеских корабля. Наконец на «Щ-408» задраили рубочный люк, и подводная лодка ушла на дно с гордо развевающимся военно-морским флагом, что со времен Цусимы означало: «Погибаю, но не сдаюсь!»

После капитуляции Германии из документов немецких противолодочников выяснилось, что акустики вражеских кораблей еще двое суток слышали, как из-под воды доходили до них звуки ударов по металлу: наши подводники пытались заделать пробоины, до последней минуты боролись за жизнь. После гибели «Щ-408» не было в советском ВМФ человека, который не знал бы о подвиге экипажа этой лодки. Не случайно за «Щ-408» укрепилось уважительное название подводного «Варяга». Экипаж капитан-лейтенанта Кузьмина П.С. в количестве 41 человека героически погиб.

Слайд 8

Надо заметить, что ни героический экипаж подводной лодки, ни её командир не были отмечены советскими наградами. Зато король Великобритании Георг VI в 1944 г., посмертно, наградил командира подводной лодки Кузьмина П.С. орденом Британской империи «За заслуги» 5 степени.

Обучающийся:

Приказ, боевая тревога,
Аврал, значит все по местам,
Подводная лодка уходит,
К глубоким и дальним морям!

Мы пили забортную воду,
Таков был морской ритуал,
Прошел это всякий подводник,
Матрос и седой адмирал!

Вот цель и команда «В атаку!»,
Механикам «Полный вперед!»,
Акустик прикован к приборам,
И в бой наша лодка идет!

Но море порой беспощадно,
Бурлит и штормит океан,
Повсюду торпеды и мины,
Молчит молодой капитан!

Исчезла подводная лодка,
Ушла в свой последний поход,
Сомкнулись суровые волны,
На дне лучший атомоход!

А дома погибших забудут,
Тоскует по сыну лишь мать,
Товарищ супругу долюбит,
Поможет детей воспитать!

Ведущий: 22 апреля 2016 года остов «Щ-408» был обнаружен на дне примерно в 1,5 милях от той точки, которую пеленговали по береговым объектам финны, а 1-2 мая корпус подлодки был обследован участниками экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». По предварительным данным подлодка практически не имеет повреждений, которые можно было бы связать с воздействием глубинных бомб. Корпус субмарины ушел в грунт по ватерлинию и все видимые повреждения относятся к артиллерийскому бою, об интенсивности которого свидетельствует оставленный на мостике ППШ. Все люки в закрытом состоянии, никто из экипажа не делал попыток спастись.

За свою победу страна заплатила огромную цену

Мы гордимся нашими дедами, прадедами. Не забудем их подвиг. Спасибо, за мирное небо!

Слайд 9

Звучит песня День победы

infourok.ru

Щука (подводная лодка) — это… Что такое Щука (подводная лодка)?

«Щука»
История корабля
Государство флага Россия
Порт припискиВладивосток, Одесса, Мариехамн, Ревель
Спуск на воду15 октября 1905
Выведен из состава флотафевраль 1918
Современный статусразобрана
Основные характеристики
Тип корабляторпедная подводная лодка
Обозначение проекта«Сом»
Скорость (надводная)8,5 узлов
Скорость (подводная)6 узлов
Рабочая глубина погружения30 м
Автономность плавания8 суток, 430 миль,
30 миль под водой
Экипаж22 человека, в том числе 2 офицера
Размеры
Водоизмещение надводное105 т
Водоизмещение подводное124 т
Длина наибольшая (по КВЛ)19,8 м
Ширина корпуса наиб.3,6 м
Средняя осадка (по КВЛ)2,9 м
Силовая установка
бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л. с., 1 электромотор 70 л. с.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
1 ТА калибра 457 мм.

«Щука» — российская подводная лодка начала XX века, второй корабль проекта Holland-VIIR (тип «Сом»).

История

Подводная лодка «Щука» была заложена 10 мая 1904 года на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге и стала первой лодкой постройки этого завода[1]. Спуск на воду состоялся 15 октября 1904 года. В июне 1905 года «Щука» проходила испытания, в том числе 26 июня самостоятельно перешла из пролива Бьеркезунд в Кронштадт (около 75 км), что позволило выявить ряд недостатков и внести улучшения в конструкцию лодок этого типа. 5-7 июля производила учебные атаки судов, стоящих на якоре. В конце июля отправлена по железной дороге во Владивосток.

К 4 ноября 1905 года уже вошла в состав Отряда подводных лодок Владивостокского порта, до конца года несколько раз выходила в дозор к островам Русский и Аскольд.

В течение последующих лет в составе отряда подводных лодок проходила летнюю боевую подготовку в заливе Стрелок, бухта Разбойник, а зимовала — во Владивостоке.

21 ноября 1907 года, во время сильных морозов, «Щука» использовалась для получения опыта подлёдного плавания. После погружения на чистой воде заходила под тонкий лёд, разрезая его перископом. По итогам плаваний сделаны выводы о возможности плавания подо льдом и о некоторых мерах по подготовке подводных лодок к подобным походам.

3 сентября 1908 года во время манёвров «Щука» успешно произвела учебную атаку крейсера «Аскольд».

После начала Первой мировой войны приняла во Владивостоке полные запасы топлива и продовольствия, на лодку были погружены боевые торпеды. В декабре 1914 — январе 1915 года перевезена по железной дороге в Севастополь. В феврале 1915 года уже выходила в море в район Балаклавы, в марте вместе с подводной лодкой «Сом» перешла в Одессу, в июле — перешла в Николаев, откуда в течение 17-24 августа по железной дороге перевезена в Петроград. К 26 сентября собрана, приступила к испытаниям. До 1 мая 1916 года использовалась для дозорной службы в южной части Ботнического залива, базировалась на Мариехамн. Затем, с некоторыми перерывами, входила в состав Учебного отряда подводного плавания, базировалась на Ревель.

Революцию встретила в Ревеле, находилась в капитальном ремонте. 24-25 февраля 1918 года в разобранном виде захвачена в Ревеле немецкими войсками, после чего была вывезена и разделана на металл.

Примечания

Литература

  • Тарас А. Е. Подводные лодки Великой войны 1914—1918. — Мн.: Харвест, 2003. — 336 с. — ISBN 985-13-0976-1
  • Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. — М.: «Центрполиграф», 2005. — 445 с. — 4000 экз. — ISBN 5-9524-1473-7

Ссылки

dic.academic.ru

Подводная лодка «Щука» — гроза немецкого флота

1 942 год. Перед командованием Балтийского флота стоит задача прорыва мощного противолодочного рубежа противника. Основную часть операции решают возложить на советские подводные лодки.

Сергей Мочалов

Фото artflot.ucoz.ru

Первой задачу успешно выполнила подводная лодка Щ-304 под командованием капитана 3-го ранга Якова Афанасьева. Успешно пройдя заградительный рубеж, она вышла в море на оперативный простор. За время боевого похода подложка 22 раза пересекала линии вражеских мин, 7 раз была атакована самолетами и трижды обстреляна береговой артиллерией. Противолодочные корабли противника сбросили на нее свыше 150 глубинных бомб. Несмотря на полученные повреждения Щ-304 уничтожила плавучую базу неприятеля и вернулась из похода с победой. Эта подлодка была первой из субмарина типа «Щ», у нее было и другое название — «Комсомолец», потому что деньги на ее строительство собирали комсомольцы всей страны. А заложена она была на верфи горьковского судостроительного завода «Красное Сормово», всего на нем было построено 11 подводных лодок такого типа – ровно четверть от всех «Щук», которые были принимали участие в Великой Отечественной войне.

В Советском Союзе активное строительство подводных лодок стартовало в середине 20-х годов прошлого века. Было организовано техническое бюро номер 4, которое возглавил конструктор Борис Малинин. В этом бюро в 28-ом году по заданию правительства и начали разрабатывать средние подводные лодки. Согласно технической заявке, они предназначались для операций во внутренних морях и прибрежной зоне. Проект получил обозначение «Щука» и предназначался для массовой постройки, поэтому много внимания уделялось удешевлению конструкции судна. Стоит отметить, что большое влияние на проект оказала обследованная в 28-ом году английская субмарина L-55. У нее советская подлодка позаимствовала обводы и общий тип корпуса.

К началу 1930-го года разработка была завершена. На Балтийском заводе заложили три головные подводные лодки. Присутствовавший на этом торжественном событии начальник Военно-Морских Сил Ромуальд Муклевич произнес слова, ставшие пророческими: «Мы имеем возможность этой подводной лодкой начать новую эру в нашем судостроении. Это даст возможность приобрести необходимые навыки и подготовить нужные кадры для развертывания производства». Первые подводные лодки типа «Щ» вступили в состав ВМС в октябре 1933 года.

В дальнейшем для всех флотов Советского Союза построили еще 4 серии подводных лодок. При переходе от одной серии к другой в проект вносились различные конструктивные изменения, улучшающие качество лодок. Устанавливались более совершенные приборы навигации, радиосвязи, гидроакустики. Несмотря на отдельные недостатки, «Щуки» отличались простотой конструкции, надежностью механизмов и обладали большим запасом прочности. Они могли погружаться и всплывать при волне до 6-ти баллов, и не теряли мореходных качеств при шторме в 9-10 баллов. Торпедами подлодка могла потопить в океане линкор или авианосец, а благодаря свои сравнительно малым размерам эти субмарины были очень неповоротливы и почти неуловимы для катеров-охотников. В середине 30-х годов подводные лодки этого типа стали строить в больших количествах для всех флотов Советского Союза. Примерно в то же время была создана система присвоения тактических номеров: для всех «Щук» предусматривалась литера «Щ» с последующим трехзначным номером. Первая цифра в нем обозначала принадлежность к одному из флотов: 1 – Тихоокеанский флот, 2 – Черноморский флот, 3 – Балтийский флот, 4 – Северный флот.

Боевое крещение «Щуки» получили в период Советско-Финляндской войны. Они первыми из отечественных кораблей применили свое оружие. Боевой счет открыла лодка Щ-323. 10 декабря 1939 года в штормовых условиях экипаж этой субмарины потопил транспортный корабль противника. Три с половиной месяца продолжалась война с Финляндией. Все это время «Щуки» несли боевое дежурство в Балтийском море и Ботническом заливе. Ими было потоплено большое число транспортных судов противника. В суровых зимних условиях эти подводные лодки зарекомендовали себя с лучшей стороны.

К началу Великой Отечественной в Военно-Морском флоте насчитывалось 86 подлодок типа «Щ». После нападения Германии на СССР почти все «Щуки» вышли на боевое дежурство. Первый боевой успех принесла подводная лодка Щ-402 под командованием старшего лейтенанта Столбова. 14 июля 1941 года, проникнув на рейд порта Хоннингсвок, она потопила транспорт противника. А дальше для всего подводного флота Советского Союза начались суровые военные будни: постоянные патрулирования морей, бесконечные погружения и всплытия, торпедные атаки. Помимо боевых рейдов подводные лодки выполняли и не свойственные им функции: доставку боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденные приморские города, эвакуацию населения, высадку десанта.

Во время войны субмарины неоднократно подвергались модернизации. В 1942 году подводная лодка Щ-101 была оборудована специальным бортовым устройством, в котором размещалось 40 мин, при этом она сохранила свое торпедное вооружение. В том же году на многих «Щуках» было смонтировано устройство для резки заградительных сетей, которое очень помогло подводникам при прорыве мощного противолодочного рубежа в Финском заливе. Отдельного рассказа заслуживает и прочность корпуса подлодок серии «Щ».

10 февраля 1945 года советская подводная лодка Щ-318 под командованием капитана Ложкарева возвращалась на базу. Путь субмарины пролегал вдоль берегов Финляндии, боезапас лодки был израсходован в походе, а на корпусе судна имелись незначительные повреждения. В условиях плохой видимости командир поздно заметил идущий наперерез немецкий транспортный корабль. Прозвучала команда срочное погружение, но времени не хватило – корабль противника протаранил подводную лодку. Поврежденная субмарина начала тонуть. На глубине 65 метров экипажу удалось остановить неуправляемое погружение, целый час поврежденная лодка находилась под водой. Наконец, гидроакустик доложил, что горизонт чист. После всплытия осмотр повреждений привел к неутешительному выводу: двигаться на базу можно было только в надводном положении. Четыре дня практически неуправляемая подлодка пробиралась домой. Только благодаря советским конструкторам, которые заложили в эту лодку троекратный запас прочности, экипаж смог вернуться домой. Немецкий транспорт, нанесший удар, превосходил нашу подлодку по водоизмещению более, чем в 4 раза. При этом она вернулась на базу, а корабль противника затонул.

В годы Великой Отечественной подводные лодки типа «Щ» были самыми эффективными субмаринами. На их боевом счету 30 процентов потопленного тоннажа противника. С окончанием войны часть подлодок этого типа продолжала нести боевую службу, они еще долгое время охраняли морские границы Советского Союза.

Подводная лодка типа «Щ» серии 3, тактико-технические характеристики:

Водоизмещение надводное:572 тонны
Силовая установка:два дизельных двигателя мощностью 600 л.с., 2 электродвигателя суммарной мощностью 800 л.с.
Скорость надводная:11,5 узлов
Дальность плавания надводная:1 350 миль
Предельная глубина погружения:90 метров
Вооружение:два носовых и два кормовых торпедных аппарата с боезапасом 10 торпед, одно 45-мм зенитное орудие

smotorom.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *