Содержание

Крылатая ракета Х-55 | ДА ВВС РОССИИ

Х-55 — «изделие 120», РКВ-500, по кодификации МО США и НАТО — AS-15 Kent.

Х-55 (произносится как «Ха-55») — советская и российская стратегическая авиационная крылатая ракета, разработанная в дубненском МКБ «Радуга» под руководством И. С. Селезнёва в конце 1970-х — начале 1980-х годов для вооружения стратегических бомбардировщиков.

Ракета совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами. Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95 и Ту-160.

История создания

В 1971 году с инициативой о создании новой малогабаритной маловысотной дозвуковой крылатой с ядерной боевой частью ракеты дальнего радиуса действия выступило руководство МКБ «Радуга». Несмотря на первоначальное неприятие, в 1976 году правительство СССР приняло постановление о срочном создании такого ракетного комплекса. МКБ «Радуга» была поручена разработка таких ракет для авиации. Новая ракета получила обозначение Х-55. Сборка первых экспериментальных образцов «изделия 120» начались в Дубне уже в начале 1978 года. Однако, из-за высокой загрузки дубненского производства выпуском Х-22 было принято решение о развёртывании производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). На первых порах там выпускались лишь отдельные части ракеты, с передачей их на досборку в Дубну, но впоследствии был налажен выпуск изделия полностью.

В марте 1978 года Министерством авиационной промышленности во исполнение постановления правительства было принято решение о разворачивании серийного производства КР на ХАПО, то есть ещё до завершения испытаний. Первая серийная Х-55 из установочной партии, полностью собранная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980 года. Носителем новых ракет было принято решение сделать только самолёты Ту-160 и модернизированные Ту-95. Как известно, первый пуск серийной Х-55 был произведён 23 февраля 1981 года. Из первых 12 пусков только 1 закончился неудачей, из-за отказа электрогенератора ракеты. Испытания проводились не только на полигоне 929-го ГЛИЦ, но и на базе НИИАС в Фаустово. Освоение нового комплекса было начато в 1223 ТБАП в Семипалатинске и уже в феврале 1983 года полк начал отработку запуска ракет.

31 декабря 1983 г. комплекс воздушного базирования в составе Х-55 и самолёта-носителя Ту-95МС был официально принят на вооружение. В 1984 году на испытаниях была достигнута дальность 2500 километров, а также была подтверждена высокая точность этих ракет. В декабре 1986 производство Х-55 на ХАПО было свёрнуто и перенесено на завод им. ХХ партсъезда, г. Киров (ныне ОАО «ВМП «АВИТЕК»). Некоторые агрегаты стали выпускаться и на Смоленском авиазаводе.

Особенности конструкции

Ракета построена по нормальной аэродинамической схеме, имеет тонкостенный сварной корпус из алюминиево-магниевого сплава АМГ-6, большая часть внутреннего объёма которого представляет собой топливный бак. Крыло, оперение и носовой обтекатель выполнены из композиционных материалов. Стабилизатор и крыло до пуска ракеты находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.

Двигатель
ТТХ Р95-300
Тяга300—350 кг
Длина850 мм
Диаметр315 мм
Вес95 кг

Изначально планировалась установка только двухконтурного турбореактивного двигателя ТРДД-50 (изделие 36). Однако, после ряда испытаний в серию пошёл двигатель Р95-300 (изделие 95) разработки «Союз» и изготовления Запорожского моторостроительного завода.

Двигатель размещён в хвостовой части ракеты на специальном пилоне. Перед пуском двигатель выдвигается из корпуса, а его запуск осуществляется пиростартером.

В качестве топлива на КР используется децилин (Т-10) — токсичное синтетическое горючее, созданное специально для этого двигателя. На обычных авиационных видах топлива типа Т-1 или ТС двигатель Р95-300 максимальной мощности не развивает. Поскольку Т-10 чрезвычайно текучая жидкость, при проектировании ракеты было уделено особое внимание герметичности топливной системы. Эта технология была разработана и серийно применялась в Харькове, на ХАПО, потому что Кировское предприятие долго не могло освоить эту технологию.

Децилин Т-10 — углеводород общей формулой C10h26, высококалорийное синтетическое авиационное топливо, компонент жидкого ракетного топлива. Отличается высокой текучестью, токсично.

Стоит отметить, что при своих небольших размерах Р95-300 обеспечивает весовую отдачу 3,68 кгс/кг, что соответствует весовой отдаче ТРД боевых самолётов. Чтобы обеспечить изменение режимов и регулировку тяги в процессе полёта ракеты, двигатель имеет автоматическую электронно-гидравлическую систему управления.

Система наведения

Ракета Х-55 оснащена автономной автокорреляционной инерциальной системой наведения комплексированной с системой коррекции траектории по рельефу местности. Закладываемая в ракету перед пуском программа полёта содержит эталонную цифровую карту рельефа местности по маршруту полёта. В процессе полёта бортовая система управления БСУ-55 обеспечивает сравнение этой карты с реальными показаниями высотомера и выдачу при необходимости соответствующих команд на корректировку курса. Помимо функций автопилота и коррелятора в БСУ-55 также заложена возможность выполнения ракетой манёвров для противодействия перехвату.

Так как полёт на максимальную дальность продолжается несколько часов, для питания аппаратуры ракеты не подходят одноразовые аккумуляторные батареи. На двигателе ракеты установили электрогенератор РДК-300 мощностью 4 кВт.

Специально для ракеты разработана малогабаритная боевая часть с термоядерным зарядом мощностью 200—500 Кт, что, при заданном круговом вероятном отклонении не более 100 метров, несомненно гарантировало бы поражение цели.

В связи со слабостью корпуса ракеты её подвеска на МКУ осуществляется на 4 узла подвески.

Технические характеристики

ПараметрХ-55Х-55СМХ-555
Длина, м5,886,04
Диаметр корпуса, м0,5140,77
Размах крыльев, м3,1
Стартовый вес, кг11951455*1280 (1500**)
Масса боевой части, кг410
Мощность боевой части, Кт∼ 200—500
Дальность полёта, км250035002000***
ДвигательТРДД-50 / ТРДД Р95-300
Скорость полёта, км/ч720-830
Высота пуска, м200—12000600—12000200—12000
Высота полёта на маршевом участке, м40—110
Точность (КВО), мдо 100до 20

* В т.ч. 260 кг топлива в конформных топливных баках.
** В т.ч. 220 кг топлива в конформных топливных баках.
*** Без конформных топливных баков.

Модификации

Ракета Х-55 авиационного базирования существует в нескольких модификациях.

Х-55 — базовый вариант.

Х-55ОК («изделие 121») — модификация, оснащённая корреляционно-экстремальной оптико-электронной системой коррекции, обеспечивающей корректировку траектории ракеты на основе сравнения полученного от оптической системы изображения местности с эталонным, хранящимся в БЦВМ (аналог американской системы DSMAC).

Х-55СМ («изделие 125», РКВ-500Б) — вариант с увеличенной за счёт установки накладных конформных баков до 3500 км дальностью полёта. Принята на вооружение с 1987 года.

Х-65 — тактическая модификация Х-55 с неядерной боевой частью, может применяться с борта тяжёлых истребителей против кораблей.

Х-65СЭ — противокорабельная модификация Х-65.

Х-555 — безусловно, наиболее глубокая модификация ракеты Х-55. В ней улучшенная система управления использует не только инерциально-доплеровскую систему, обеспечивающую коррекцию инерциальной навигационной системы по данным сравнения измеренной радиовысотомером высоты рельефа местности с цифровым эталоном, но и оптико-электронную систему коррекции и спутниковую навигацию. В результате эти меры позволили добиться КВО порядка 20 м. Оснащается боевой частью кассетной либо многофакторной (осколочно-фугасно-зажигательной), массой 410 кг. Однако, увеличение массы БЧ привело к снижению запасов топлива и, как следствие, к уменьшению до 2000 км дальности полёта ракеты. Дальность пуска увеличивается до 2500 км лишь с конформными топливными баками.

Современное состояние

В 1999 году Украина передала России в качестве оплаты за поставку природного газа 575 ракет Х-55 и Х-55СМ.

Начиная с 2000 года, НПО «Сатурн» совместно с Омским Моторостроительным Конструкторским Бюро вело работы по восстановлению производства (для замены двигателей Р95-300) и ремонту «изделия 36». В частности, в крупносерийное производство запущены модификации базовой модели ТРДД-50 — двигатели ТРДД-50А и ТРДД-50АТ. А также, в Омском Моторостроительном Конструкторском Бюро разработали и наладили выпуск ещё одной модификации — двигателя ТРДД-50Б («Изделие 37»).

На обоих предприятиях в настоящее время идёт активный выпуск различных модификаций двигателя ТРДД-50. А также, продолжается активный процесс модернизации старых и разработки новых перспективных крылатых ракет, где используется ТРДД-50.

Боевое применение

С 17 ноября 2015 года в рамках военной операции России в Сирии стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160 стали наносить массированные удары крылатыми ракетами Х-555 и Х-101 по объектам Исламского государства.

ДатаРакетаКоличествоНоситель
17.11.2015Х-5558Ту-95МС
18.11.2015Х-5558Ту-160
19.11.2015Х-5555Ту-95МС
20.11.2015Х-5556+8Ту-95МС, Ту-160

Аналоги: Х-101, BGM-109 «Томагавк», AGM-86 ALCM, AGM-129 ACM, AGM-158 JASSM, Циркон (3M22).

По информации wiki

vvs.moscow

Стратегическая крылатая ракета Х-55 | Армейский вестник

Российская стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55 предназначенная для нанесения высокоточных ударов по стратегическим объектам в глубоком тылу врага.

История разработки

В 1975 году было предложено разработать малогабаритную ядерную крылатую ракету. Тогда коллектив МКБ «Радуга» выступил с инициативой создания нового типа малогабаритных ракет с ядерной боевой частью, позволяющих значительно повысить боевое могущество отечественных ВВС. Стратегические ядерные крылатые ракеты имели значительное преимущество перед атомными бомбами — бомбардировщик не входил в зону поражения средствами ПВО противника по причине большой дальности пуска ракеты от цели.

Неизвестно, по каким причинам, но изначально предложение было отклонено. Однако уже в следующем году его приняли, и, более того, завод начал работу по ускоренной разработке этого типа оружия. Таким образом, ракета Х-55 была задумана и воплощена в жизнь коллективом МКБ «Радуга». Однако, удалось это не сразу. Нужно было ещё наладить производство данных ракет и испытать их в войсках.

Первые образцы ракет стали собирать в Дубне, по причине загруженности Харьковского завода сборкой ракет Х-22 «Буря». Постепенно производство было полностью перенесено в Харьков. Полигонные испытания ракеты проводились до 1983 года. Ракета Х-55 официально принята на вооружение в декабре 1983 года, однако некоторые войсковые испытания проводились в 1984 году. В 1986 году производство было перенесено в Киров.

Описание

Ракета Х-55 имеет стартовую массу около 2 тонн. Высота пуска ракеты 200-12000 метров. Длина ракеты составляет около 8 метров, размах крыла более 3 метров. Ракета летит весь полёт на дозвуковой скорости, скорость ракеты 260 м/с. Фюзеляж ракеты на 70% состоит из топливного бака, за счёт чего достигается большая дальность полёта (от 1500 до 3000 км у разных модификаций).

Силовая конструкция представлена шпангоутами, на которых крепятся все приборы, оборудование, они же отвечают за прочную стыковку отсеков ракеты. Так как требовалось максимально облегчить конструкцию, практически все элементы рамы были выполнены тонкостенными.

Ракета Х-55

Существует несколько модификаций ракеты. Базовая версия Х-55 имеет ядерную боевую часть и дальность 2500 км. Модернизированная версия Х-55СМ имеет дальность 3500 км за счёт большего объема топливных баков. Боевая часть ядерная, мощностью 200 килотонн (для сравнения на Хиросиму и Нагасаки сбрасывали бомбы мощностью несколько десятков килотонн, боеголовка самой мощной водородной «Царь-бомбы» более 60 мегатонн, одна мегатонна 1000 килотонн, мощность межконтинентальной баллистической ракеты РТ-2МП «Тополь» 550 килотонн). Существует неядерный вариант Х-555 с дальностью 1500 км.

Ракета Х-55 способна уничтожать крупные неподвижные объекты. Целью может стать крупный промышленный объект в глубоком тылу. Также целью может стать портовая инфраструктура военно-морских баз, военные аэродромы. Ракета способна уничтожать командные пункты, штабы и узлы связи, создавать бреши в противовоздушной обороне.

Носители

Штатный носитель ракеты Х-55 стратегический бомбардировщик Ту-95МС. Базовая версия самолёта Ту-95 принят на вооружение в конце 1950-х годов, первый полёт совершил в 1952 году. Самолёт эксплуатируется более 65 лет, за годы своей эксплуатации было разработано множество разных модификаций для различных задач.

Первые модификации самолётов должны были использоваться для ядерных бомбардировок вероятного противника. Существовала разведывательная модификация самолёта (Ту-95РЦ), было несколько пассажирских версий самолёта (Ту-114, Ту-116). Был разработан самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Ту-126. Существует противолодочная версия Ту-142.

Ту-160 «Белый Лебедь» (сверху), Ту-95МС «Медведь» (снизу)

Современная версия Ту-95МС имеет совершенно другие задачи, концепция применения в корне отличается от первых модификаций. Первые Ту-95 использовали ядерные бомбы, бомбардировщики должны были сбрасывать бомбы над целью. Концепция применения Ту-95МС вообще не подразумевает применение бомб: задача самолёта быть «мобильной воздушной пусковой установкой» стратегических крылатых ракет.

Де-факто ракета Х-55 важней чем бомбардировщик. Задача Ту-95МС лишь доставить ракету в определенную точку земного шара для большей оперативности. Ракета запускается из нужной точки планеты и летит тысячи километров до своей цели, координаты которой заранее известны. Большая грузоподъемность Ту-95МС (более 20 тонн) позволяет брать 6-12 таких ракет.

Фактически только кардинальное пересмотрение тактики применения этого «доисторического» самолёта позволяет ему до сих пор находится на вооружении ВКС России. Ту-95 пережил не одно поколение вражеских истребителей, одной из задач которых было уничтожение бомбардировщика. Мало того, ВКС недавно приняло модернизированную версию Ту-95МС — Ту-95МСМ, вооруженный крылатой ракетой Х-101, имеющей дальность пуска до 5500 км и использующей стелс-технологии.

Х-55 на фоне пропеллеров турбовинтового двигателя НК-12 бомбардировщика Ту-95МС

Ракету Х-55 также используют:
-стратегический бомбардировщик Ту-160 «Белый Лебедь»;
— стратегический бомбардировщик Ту-22М3;
— фронтовой бомбардировщик Су-34 «Утёнок» (самолёт берет два дополнительных подвесных топливных баков, что увеличивает его боевой радиус до уровня стратегического бомбардировщика).

AGM-86 «ALCM»

Сравнение с аналогами

AGM-86 «ALCM» — американская стратегическая авиационная ракета, предназначенная для нанесения высокоточных ударов на дальностях до 2800 км. Ракета существует в двух вариантах: ядерном и осколочно-фугасном. Ядерный вариант имеет боеголовку W80-1 с переменным энерговыделением, имеющим мощность 5-150 килотонн. Осколочно-фугасный вариант имеет боевую часть массой 950 кг. Скорость крылатой ракеты составляет 775-1000 км/ч.

Неядерная крылатая ракета Х-555 применялась Дальней Авиацией ВКС России во время военной операции России в Сирии.

/Александр Растегин/

army-news.ru

Стратегическая крылатая ракета Х-55: характеристики, фото

Давно прошло то время, когда основным оружием самолетов являлась автоматическая пушка. Конечно, таковая имеется на борту каждого современного боевого истребителя или перехватчика, но ее реальное значение весьма невелико. Основа боевого могущества современных ВВС – крылатая ракета. Х-55 – одна из первых и наиболее эффективных моделей такого рода оружия, которое было принято на вооружение Советской армии.

Начало разработки

Все началось еще в далеком 1975 году. Тогда коллектив МКБ «Радуга» выступил с инициативой создания нового типа малогабаритных ракет с ядерной боевой частью, позволяющих значительно повысить боевое могущество отечественных ВВС. Неизвестно, по каким причинам, но изначально предложение было отклонено. Однако уже в следующем году его приняли, и, более того, завод начал работу по ускоренной разработке этого типа оружия. Таким образом, ракета Х-55 была задумана и воплощена в жизнь талантливым коллективом МКБ «Радуга». Конечно, удалось это не сразу.

Первые образцы и «полевые» испытания

Первые образцы начали собирать в Дубне, причем произошло это в 1978 году. Но по причине того, что предприятие было нагружено выпуском ракет Х-22, производство решено было развертывать в Харькове. В первые годы Харьковский завод лишь частично выпускал основные компоненты ракеты, в то время как готовые изделия собирались в Дубне, но вскоре предприятие полностью перешло на замкнутый цикл производства.

В самом начале 1978 года (еще до завершения всех этапов испытаний) правительство СССР принимает решение о скорейшем налаживании серийного выпуска этих ракет. В конце 1980 года, первая серийная ракета Х-55 была торжественно передана заказчику. С самого начала предполагалось, что носителями нового мощного оружия станут «Белые лебеди» Ту-160 и «Медведи» Ту-95. Испытания Х-55 проводились на полигоне в Фаустово.

Первая неудача

Впервые серийная ракета Х-55 полетела 23 февраля 1981 года. Всего была проведена дюжина запусков, причем изделие отказало только в одном. Причем дело оказалось не в каком-то конструктивном недостатке, а в отказе электрогенератора. Но для чего он вообще нужен в конструкции столь специфического боеприпаса, если можно предусмотреть конструктивно аккумуляторную батарею повышенной емкости?

Дело в том, что ракеты с ядерной боеголовкой изначально проектировали так, чтобы в случае необходимости максимально повысить их практическую дальность применения. Стандартные аккумуляторы на всем протяжении «маршрута» просто не смогут обеспечить питание всех компонентов. А потому они запитаны от малогабаритного генератора электроэнергии РДК-300.

Начало поступления в войска

Впервые на вооружение эту ракету приняли части, базировавшиеся в Семипалатинске. В 1983 году были проведены первые учения, во время которых полк отрабатывал практические навыки по использованию этого вооружения в условиях, максимально приближенных к боевым. В декабре того же года официально был принят на вооружение модернизированный вариант Ту-95, основным оружием которого стала именно Х-55 (крылатая ракета).

В 1984 году были проведены очередные испытания, на которых было выявлено, что она может с высокой точностью поразить цель, находящуюся на расстоянии 2,5 тысячи километров. В 1986 году производство было полностью перенесено в город Киров. Чтобы разгрузить сборочные цеха, некоторые элементы ракет стали выпускать на Смоленском авиационном заводе.

Основные конструктивные особенности

Чем конструктивно отличается Х-55? Крылатая ракета создана на базе стандартной аэродинамической схемы. Корпус изделия стальной, на сварных соединениях. Фактически, более 70% объема фюзеляжа – топливный бак. Силовая конструкция представлена шпангоутами, на которых крепятся все приборы, оборудование, они же отвечают за прочную стыковку отсеков ракеты. Так как требовалось максимально облегчить конструкцию, практически все элементы рамы были выполнены тонкостенными.

Какими размерами обладала Х-55 — стратегическая крылатая ракета? Диаметр фюзеляжа ее равняется полуметру. Общий размах крыла – чуть более трех метров. Длина корпуса – девять метров, нормальная стартовая масса – 1,7 т. Максимальное отклонение от заданной цели – сто метров. У последующих модификаций это значение удалось снизить до 20 метров, но при этом дальность применения упала до 2000 километров. Естественно, что инженеров и ученых этот вариант совершенно не устраивал.

Вариант модификации

Впрочем, была и другая Х-55. Стратегическая крылатая ракета с индексом «СМ», на корпус которой выпускались специальные накладные топливные баки, могла пролететь уже 3,5 тыс. километров. Но впоследствии выпускался только вариант Х-555, на корпусе которой также были конструктивно заложенные крепления для дополнительных топливных емкостей. Эта модификация могла поражать цели на расстоянии до 3 тысяч километров.

Мощность ядерной боеголовки — 200 кт. В настоящее время на вооружении стоит модифицированная ракета Х-55. Характеристики ее абсолютно идентичны описываемым, но боевая часть «начиняется» не ядерным зарядом, а смесью обычного тротила и гексокена.

Аэродинамика и характеристики силовой установки

Все выступающие части были выполнены из специальных композитных материалов. Такой подход не только позволил значительно снизить стартовую массу, но и сделать ракету менее заметной для радаров потенциального противника. Стабилизаторы и крыло перед запуском сложены, расправляются под действием пиропатронов уже после того, как ракета Х-55 (фото которой есть в статье) будет выпущена из самолета.

Отдельного упоминания достойна используемая силовая установка. Двухконтурный мотор Р95-300 турбореактивного принципа действия монтируется в хвостовой части. В качестве основы служит специальный пилон. От также сложен, выдвигается из корпуса непосредственно перед запуском. Пуск также осуществляется под действием вышибного пиропатрона. Двигатель этот очень компактный, но его весовая отдача равняется 3,68 кгс/кг. Это, для сравнения, полностью соответствует аналогичным показателям наиболее современных боевых самолетов.

За счет этого крылатая ракета Х-55, характеристики которой позволяют считать ее вполне адекватным оружием даже для современных условий, способна развивать очень высокую скорость, что препятствует ее перехвату на боевой траектории.

По сути, по этой характеристике данное оружие до сих пор не уступает многим новым разработкам. Перехват этой ракеты возможен только при условии использования наиболее совершенных и сложных систем ПРО. Учитывая, что перевооружение в нынешнее время – дело нереально дорогое, Х-55 еще долго будет стоять на вооружении нашей страны, обладая вполне современными возможностями и ударной мощью.

Виды используемого топлива

Преимуществом ее является также исключительная «всеядность». Двигатель этой ракеты может работать на обычном авиационном керосине марок Т-1, ТС-1 и других. Но для Р-95-300 советские ученые в кратчайшие сроки разработали особое вещество Т-10, которое более известно как децилин. Это чрезвычайно токсичное, но вместе с тем калорийное соединение. Именно на этом топливе ракеты Х-55 и Х-555 способны достигать максимальных скоростных характеристик и дальности своего полета.

Но работать с этим видом топлива крайне тяжело: децилин очень текуч, а потому требуется частое ТО, направленное на поддержание высочайшей герметичности корпуса. И заправляются им только те ракеты, которые установлены на борту стратегических ракетоносцев постоянной боеготовности. Во всех прочих случаях военные предпочитают использовать авиационный керосин, так как это минимизирует риски как для самих солдат, так и для гражданского населения.

Принцип действия

Система наведения – инерционная, полностью автономная, с полетной корректировкой в зависимости от характеристик рельефа местности. Перед полетом в бортовое оборудование ракеты загружается эталонная схема местности, на которой располагается предполагаемая цель. В процессе полета крылатые ракеты воздушного базирования Х-55 могут подчиняться как командам с земли или воздуха, так и использовать полностью автономную программу, двигаясь по рельефу. Это делает их действительно универсальным и крайне опасным видом оружия.

Маневрирование и полет

Схема проста. Сперва ракета выбрасывается в воздух за счет пиропатрона, после чего включается маршевый двигатель, на котором она и летит весь оставшийся путь до своей цели. Полет проводится на высоте не более 60-100 метров. При необходимости Х-55 может лететь на высоте всего лишь 30 метров! При этом она самостоятельно обходит все препятствия, может автоматически отклоняться от курса, уклоняясь от выявленных мест скоплений ПВО. Курс меняется через каждые 100-200 километров.

Для этого в память ракеты вносятся так называемые коррекционные метки. Когда она достигает определенной точки, происходит «считывание» рельефа местности, на основании чего прокладывается новый курс, позволяющий максимально эффективно уклоняться от действия вражеской ПВО.

При этом полученные результаты сканирования местности постоянно сверяются с заложенным в память эталоном, благодаря чему отклонения от заданной траектории невозможны. Именно за счет такого решения эти ракеты способны наводиться на цель с такой точностью, которая для предыдущего поколения вооружений этого класса была практически недостижима. Наконец, настоящей изюминкой Х-55 является их особо сложное маневрирование, в результате которого они способны уклоняться от поражающих средств ПВО в подавляющем большинстве случаев.

В настоящее время это оружие постоянно находится на боевом дежурстве, охраняя суверенитет нашего государства. Несмотря на то что разработана ракета была еще в 70-х годах прошлого века, назвать ее «устаревшей» нельзя даже с большой натяжкой. Все свои функции она выполняет полностью, а модифицированные варианты способны преодолевать даже новые системы ПРО всех образцов, принятых на вооружение блока НАТО.

fb.ru

Стратегическая крылатая ракета Х-55 (РКВ-500)

]]>]]>

Х-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения. (см. проекции ]]>сбоку]]>, ]]>сверху]]>, ]]>снизу]]>) Оперение цельноповоротное. В транспортном положении крыло и мотогондола убираются в фюзеляж, а оперение складывается (см.компоновочную ]]>схему]]>).

Двухконтурный одновальный турбореактивный двигатель Р-95-300 (см. ]]>фото]]>) с кольцевой камерой сгорания, разработанный под руководством гл.конструктора О.Н.Фаворского, расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне. Компрессор низкого давления — двухступенчатый вентилятор, компрессор высокого давления — семиступенчатый осевой компрессор. Маслосистема автономная. Р95-300 развивает статическую взлетную тягу 300..350 кгс, обладая поперечным размером в 315мм и длиной 850мм. При собственной массе 95кг весовая отдача Р-95-300 составляет 3.68кгс/кг — на уровне ТРД современных боевых самолетов. Осевой компрессор Р95-300 со степенью двухконтурности, равной 2, обеспечил степень сжатия 8,5. Удельный расход воздуха составляет лишь 0,785 кг/кгс х ч — значительно меньше, чем аналогичный параметр ТРД и ДТРД боевых самолетов (у Р-95Ш — 0,86 кг/кгс х ч, у НК-22 -0,96 кг/кгс х ч). Р-95-300 создавался с учетом достаточно широкого полетного диапазона, свойственного крылатым ракетам, с возможностью маневра по высоте и скорости. Запуск двигателя осуществляется пиростартером, размещённым в хвостовом коке ротора. В полёте при выпуске мотогондолы для снижения сопротивления происходит удлинение хвостового кока фюзеляжа (кок выдвигается при помощи пружины, удерживаемой в натянутом состоянии нихромовой проволокой, которая пережигается электрическим импульсом). Для выполнения полетной программы и регулирования Р-95-300 оборудован современной автоматической электронно-гидромеханической системой управления и встроенным электрическим генератором мощностью 4кВт. Помимо обычных сортов топлива (авиационного керосина Т-1, ТС-1 и других) для Р-95-300 было разработано специальное синтетическое боевое топливо Т-10 — децилин. Т-10 — высококалорийное и токсичное соединение, именно с этим топливом достигались максимальные характеристики ракеты. Особенностью Т-10 является его высокая текучесть, требующая особо тщательной герметизации и уплотнения всей топливной системы ракеты.

Поскольку полет ракеты на дальность продолжался несколько часов, обычные аккумуляторные источники энергообеспечения не обеспечивали столь продолжительную работу бортовых систем. Их питание осуществляется при помощи встроенного малогабаритного электрогенератора РДК-300.

Потребность в размещении значительного запаса топлива при ограниченных размерах привела к организации всего фюзеляжа Х-55 в виде бака, внутри которого в герметичных проемах размещаются крыло, боевая часть, арматура и ряд других агрегатов. Плоскости крыла складываются в фюзеляж, помещаясь одна над другой. При выпуске плоскости оказываются на разной высоте относительно строительной горизонтали изделия, фиксируясь с разными углами установки, из-за чего в полетной конфигурации Х-55 становится асимметричной. Складным выполнено и хвостовое оперение, все поверхности которого являются рулевыми, причем консоли шарнирно ломаются дважды. Киль поначалу складывался набок, но затем консоли унифицировали, и на киле появился еще один дополнительный шарнир. Для сокращения общей длины убирающимся сделали и хвостовой кок, складывавшийся «гармошкой». Стягивавшая его нихромовая проволока при сбросе пережигалась электрическим импульсом, и кок расправлялся пружиной.

Двигатель выходил вниз под действием толкателя пиропатрона, после чего открывающиеся створки люка  закрывали проем, сохраняя аэродинамическую чистоту изделия. Пиротехническими толкателями также распахивались консоли крыла и оперения, причем эти механизмы работали при высоких давлениях до 350 атм., буквально выбрасывая агрегаты наружу, где те удерживались фиксаторами.

В отношении сборки ракеты больших усилий потребовала ее технологичность, необходимая массовому производству. Собираемая из отдельных агрегатов ракета должна была обладать должной прочностью, жесткостью и увязкой стыкуемых отсеков, обеспечивая требуемую чистоту и точность обводов — по техусловиям последняя у Х-55 измерялась долями миллиметра.  Понадобилось наладить производство отдельных взаимозаменяемых отсеков, собиравшихся параллельно и шедших на общую сборку фюзеляжа, сводившуюся к сварке кольцевых швов «сигары». Полностью сварная конструкция, заменившая обычные тяжеловесные схемы с фланцевыми стыками на болтах и шпильках, обеспечивала значительно большее весовое совершенство, но и потребовала специфичной технологии сборки. Отсеки выставлялись в стапель общей сборки, задававший однозначное соответствие агрегатов, подгонялись и стыковались по рамам-шпангоутам, прихватывались на месте сваркой, после чего вся «сигара» в сборе вынималась из стапеля и варилась окончательно.

Особенностью Х-55, вызванной ее предельно легкой и «нежной» конструкцией, было решение подвески под носитель. Обычно ракеты, включая самые тяжелые, обходились одним бугелем, крепившимся к мощному шпангоуту (так вешалась и 12-тонная Х-20). Для ажурной силовой схемы Х-55 использовали организацию подвески с четырьмя разнесенными узлами, равномерно распределявшими усилия по конструкции. При сборке их приходилось разделывать на специальном обрабатывающем центре одновременно, как и узлы крепления плоскостей, добиваясь однозначного соблюдения установочных размеров.

Силовой набор фюзеляжа Х-55 образован рамами-шпангоутами, которые несут агрегаты, оборудование и обеспечивают стыковку корпусных отсеков. Облегчая конструкцию, рамы выполнили сложных форм, с очень высокими тонкостенными ребрами и стенками. Обеспечивая заданные контуры с многочисленными переходами по толщине бортов и стенок, рамы изготавливались точной штамповкой с последующей сложной фрезеровкой и расточкой на станках с ЧПУ и обрабатывающих центрах механического цеха. Основной и наиболее сложной проблемой являлась сварка крупных конструкционных деталей. Фюзеляж полностью выполнялся сварным из сплава АМГ-6.

Помимо должной прочности, жесткости и точности обводов, баковый отсек, составлявший без малого весь фюзеляж, должен был обеспечивать герметичность, причем хлопот добавляла высокая текучесть специального топлива, способного просочиться повсюду. Задача осложнялась не только большим количеством сварных швов, но и их наличием внутри отсеков в труднодоступных местах. К примеру, электрожгуты арматуры управления прокладывалась внутри проходившей сквозь весь бак плоской трубы, вваренной в конструкцию. Панели и узлы из АМГ-6 варились аргонно-дуговой сваркой на специальных сварочных автоматах, но часть агрегатов в отсеках приходилось варить вручную.

Готовое изделие и все его швы тщательно проверялись на герметичность. Однако если внешние протечки проявлялись и устранялись достаточно просто, то диагностика внутренней герметичности была проблемой. А такие течи были не менее неприятны — ввиду того, что двигатель, блоки управления и БЧ размещались в баковом отсеке, протечка топлива могла вывести из строя «начинку» ракеты. Возможные изъяны сварки проверялись рентгеноконтролем, протечки и поры обнаруживались ацетоном, «чистовой» контроль на герметичность выполнялся специальными жидкостями-течеискателями на основе гелия, обладающего сверхвысокой текучестью и проникающими свойствами. При малейших непроварах, «свищах» и заниженной толщине листа, гелий просачивался даже сквозь структуру материала и кристаллическую решетку металла.

Неприятным попутным эффектом сварки являлось коробление конструкции из-за остаточных внутренних напряжений при нагреве. Соблюдая заданные обводы, элементы фюзеляжа подвергали термокалибровке, снимавшей деформации. Чтобы избежать «поводки», сварные узлы помещались в стальные толстостенные гильзы с электронагревом, где и происходил их отпуск.

]]>]]>В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. За счет небольшого миделя и чистоты обводов, ракета имеет минимальную ЭПР, что затрудняет ее обнаружение средствами ПВО. Поверхность корпуса не имеет контрастных щелей и острых кромок, двигатель укрыт фюзеляжем, широко использованы конструкционные и радиопоглощающие материалы. Обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов на основе кремнийорганического композита.

 Система наведения ракеты является одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия.  Ракета использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения по рельефу местности. Цифровая карта местности, вводится в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система управления обеспечивает длительный автономный полет ракеты Х-55 независимо от протяженности, погодных условий и т.д. Обычный автопилот на Х-55 заменила электронная бортовая система управления БСУ-55, отрабатывавшая заданную программу полета со стабилизацией ракеты по трем осям, удержанием скоростного и высотного режима и возможностью выполнения заданных маневров для уклонения от перехвата. Основным режимом являлся проход маршрута на предельно малых высотах (50-100м) с огибанием рельефа, на скорости порядка M=0.5-0.7, соответствующей наиболее экономичному режиму.

Х-55 оснащена вновь разработанной компактной термоядерной БЧ с зарядом мощностью 200Кт. При заданной точности (КВО не более 100м), мощность заряда обеспечивала поражение основных целей — стратегических центров государственного и военного управления, военно-промышленных объектов, баз ядерного оружия, пусковых ракетных установок, включая защищенные объекты и укрытия.

Носителями ракеты являются дальние бомбардировщики ТУ-95МС и Ту-160. Каждый бомбардировщик Ту-95МС-6 может нести до шести ракет , расположенных на пусковой барабанной установке МКУ-6-5 катапультного типа в грузоотсеке самолета (см.]]>фото]]>). Вариант Ту-95МС-16 несет шестнадцать Х-55: шесть на МКУ-6-5, по две на внутренних подкрыльевых катапультных установках АКУ-2 у фюзеляжа и по три — на внешних установках АКУ-3, размещенных между двигателями. В двух грузоотсеках сверхзвукового Ту-160 может располагаться 12 крылатых ракет большой дальности Х-55СМ (с дополнительными баками) или 24 обычных крылатых ракеты Х-55.

Модификации ракеты:

Х-55ОК (изделие 121) отличается системой наведения с оптическим коррелятором по эталонному изображению местности.

]]>]]>

Модификация ]]>Х-55СМ]]> (изделие 125) предназначена для поражения целей на удалении до 3500км. Система наведения осталась прежней, однако значительное повышение дальности потребовало почти полуторакратного увеличения запаса топлива. Чтобы не менять отработанную конструкцию по бокам фюзеляжа снизу оборудовали конформные баки на 260кг топлива, практически не повлиявшие на аэродинамику и балансировку ракеты. Такая конструкция позволила сохранить габариты и возможность размещения шести ракет на МКУ внутри фюзеляжа. Однако возросшая до 1465кг масса вынудила ограничить число ракет на подкрыльевых подвесах ТУ-95МС (может подвешиваться восемь Х-55СМ вместо десяти Х-55).

Неядерный вариант Х-55 получил обозначение Х-555 (см.]]>фото]]>). Новая ракета оснащается инерциально-допплеровской системой наведения, сочетающей коррекцию по рельефу местности с оптико-электронным коррелятором и спутниковой навигацией. В результате КВО составило около 20м. Предусматривается возможность снаряжения Х-555 несколькими типами БЧ: фугасной, проникающей — для поражения защищенных целей или кассетной с осколочными, фугасными или кумулятивными элементами для удара по площадным и протяженным целям. В связи с увеличением массы БЧ был уменьшен запас топлива и соответственно дальность полета до 2000км. В конечном счете более массивная БЧ и новая аппаратура управления привели к увеличению стартовой массы Х-555 до 1280кг. Х-555 оснащается конформными подвесными баками на 220кг топлива.

]]>Х-65]]> — тактическая противокорабельная модификация Х-55 с обычной боеголовкой.

rbase.new-factoria.ru

55 — стратегическая авиационная крылатая ракета

Дубненское производственно-конструкторское объединение «Радуга» приступило к созданию СКР Х-55 согласно Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 1976 г. Параллельно в НПО Машиностроения -начались работы по сверхзвуковой СКР «Метеорит-А», но в этом проекте была выбрана ярко выраженная дозвуковая компоновка. В том же году документация на первые узлы головной опытной серии СКР поступила в производство. СКР получила схему, сходную с американской крылатой ракетой BGM-109 Томагавк, но отличается тем, что в маршевом положении ее двигатель полностью выдвигается в поток, что обеспечивает оптимальные условия его работы (на BGM-109 в поток выпускается только «совок» воздухозаборника).

Видео крылатой ракеты Х-55

Силовую установку должен был составить высокоэкономичный ТРДЦ. В ходе конкурса победу одержал двигатель РДК-300 (изд. 95), разработанный МНПО «Союз». При массе 95 кг он развивает тягу до 345 даН и имеет крейсерский расход топлива не более 0,84 кгкгт/ч. Запуск двигателя осуществляется пиростартером, размещенном в хвостовом коке ротора.
При выпуске двигателя происходит и удлинение хвостового кока фюзеляжа, что снижает сопротивление СКР. Выдвижение хвостового кока производится пружиной, удерживаемой в затянутом состоянии нихромовой проволокой, пережигаемой электрическим импульсом. Прямое крыло большого удлинения имеет высокое аэродинамическое качество, необходимое для получения заданной дальности при ограниченном запасе топлива. Крыло складывается в фюзеляж так, что одна его консоль ложится над другой, из-за чего в выпущенном положении плоскости их хорд имеет разную высоту относительно строительной горизонтали фюзеляжа, а сами консоли имеют разный угол установки.

Система управления СКР инерциальная автокорреляционная с коррекцией по рельефу местности. Она обеспечивает огибание или обход препятствий на предельно малой высоте и обладает полной автономностью. Система управления включает цифровые ЭВМ. Ракета оснащена специальной БЧ. Компактность, компоновка (гладкие формы, отсутствие продольных щелей на несущих плоскостях, двигатель прикрыт сверху фюзеляжем) и примененные конструкционные и специальные поглощающие материалы обеспечивают малую величину ЭПР (по западным данным порядка 0,3 м2).
Одна из характерных особенностей ракеты — большая относительная масса топлива (ее двигатель может работать как на обычных сортах авиационного керосина Т-1, ТС-1 и других, так и на специальных, с которыми и достигается максимальная дальность). Почти весь цельнометаллический сварной корпус ракеты представляет собой бак, даже БЧ была расположена внутри бакового отсека. Из пластика изготавливаются носовой кок (полая крем-нийорганическая ткань на связующем К-9-70′) , панели крыла, радиопрозрачные элементы и т.п.

Опытная партия СКР строилась на заводе в Дубне. Ответственным со стороны предприятия-изготовителя был И.С. Селезнев, а со стороны МАП программу курировал член ЦК КПСС, будущий Министр авиационной промышленности И.С. Силаев. В качестве носителей для СКР были предложены новый сверхзвуковой ударный самолет Ту-160 и модернизированный Ту-142МС. В фюзеляже каждого из них намечалось разместить две револьверных ПУ МКУ-6-5 (по 6 СКР на каждой). Рассматривалась также возможность вооружения Х-55 и перспективных самолетов, например бомбардировщика Т-60, который должен был нести 6 или 8 ракет.
Испытания ракет и сопряженного оборудования провели на опытном самолете Ту-95М-55, переоборудованном из упоминавшегося уже Ту-95М-5. Он совершил первый полет в 1977-м, а первый пуск — в 1978-м г. По ряду соображений от переделки в ракетоносцы противолодочных Ту-142М отказались, но использовали документацию по машине как основу для проекта нового самолета Ту-95МС. В 1979 г. вышел на испытания первый опытный экземпляр этой машины, представлявший собой доработанный установкой ПрНК, одной МКУ-6-5 в фюзеляже и четырех АКУ под крылом ТУ-142МК производства Таганрогского машиностроительного завода им. Димитрова (ТМЗД). А в 1981 г. начались испытания и Ту-160, построенный на ММЗ «Опыт» в Москве.

Испытания Х-55 прошли на трассово-измерительном комплексе Ахтубинского полигона ГЛИЦ. Система управления отрабатывалась на летающей лаборатории на базе транспортного самолета, на котором была смонтирована соответствующая КЗА, а за полетом натурных СКР опытной серии следили с наземных пунктов и с борта самолета Ил-7бСКИП, оснащенного мощной РЛС. Чтобы радиолокатор мог обнаружить малозаметную СКР на ее крыло были наклеены полоски фольги. На испытаниях СКР Х-55 показала максимальную дальность 2500 км, о чем в августе 1984 г. было сообщено в советской прессе. Тридцать первого октября 1983 г. Х-55 была принята на вооружение. В 1983 году большой группе сотрудников ДМЗ и МКБ «Радуга» во главе с И.С. Селезневым за создание СКР Х-55 были присуждены Ленинская и Государственная премии.
Серийный выпуск СКР Х-55 был развернут на Харьковском авиационном производственном объединении им. Ленинского Комсомола. Поначалу предприятие получало детали из спецпластиков с ДМЗ, а затем под непосредственным руководством главного инженера ХАПО (ныне — Генерального директора ХГАПП) К.А. Мялицы был освоен полный цикл производства изделия, получившего открытый номер «120». После отработки технологии, выпуск Х-55 был передан на машиностроительный завод в г. Киров. Была также освоена модификация Х-550К (изд. 121), отличавшаяся системой наведения с оптическим коррелятором. По западным данным ВВС СССР получили около 1000 СКР Х-55 первых модификаций.

В ходе серийной постройки базовая модификация Х-55 подверглась значительным доработкам. Ввели дополнительный узел складывания киля (теперь он «ломался» примерно по 2/3 размаха консоли подобно ГО). Была снижена заметность ракеты, как радиолокационная, так и визуальная (малодымный выхлоп), улучшено качество отделки поверхности (внедрен метод покраски с безвоздушным гидродинамическим распылением). Удалось устранить течь баков, которая образовывалась на части серийных изделий при заправке под давлением.
Постройка самолетов Ту-160 началась на заводе в Казани, а Ту-95МС — в Таганроге, а затем переведена в Куйбышев. Компенсируя отсутствие второй МКУ-6, на Ту-95МС первых серий (вариант МС-16) смонтировали четыре подкрыльевых пилона АКУ-2 и АКУ-3, на которых можно было нести в сумме еще 10 Х-55. Подвеска сокращала дальность самолета с 10 до 6 тыс. км, тем не менее, в такой комплектации было выпущено не менее трети всех Ту-95МС. Но впоследствии пилоны сняли и Ту-95МС-1б превратились в стандартные Ту-95МС-6, отличаясь лишь системой подготовки пуска СКР с избыточным объемом памяти. Самолеты Ту-95МС поступили на вооружение 182-го Гвардейского ТБАП, затем 1026-го и 1006-го ТБАП, а Ту-1б0 — 184-го гвардейского ТБАП. Всего было построено 90 Ту-95МС и 22 серийных Ту-160.

СКР Х-55 показала себя надежным и относительно простым в обращении оружием. На подвеску шести Х-55 опытный наземный экипаж тратил не более 45 минут, тогда как на одну Х-20М требовалось не менее четырех часов. Правда, несовершенство ПрНК приводило к тому, что общее время подготовки самолета Ту-95МС к боевому вылету достигало двенадцати часов, а Ту-160 — и того больше.
В середине 80-х гг. боевая учеба достигла апогея — практически каждый экипаж ДА провел пуски Х-55, а многие имели по десяти и более удачных стрельб. Боевые пуски экипажи ДА ВВС СССР начали выполнять раньше, чем в ВВС США приступили к стрельбам аналогичными СКР AGM-86. В середине 80-х гг. был освоен выпуск новой модификации Х-55, имевшей повышенную дальность за счет дополнительных внешних топливных баков (при этом ее масса возросла с 1200 до 1700 кг, и Ту-95МС-1б на внешних узлах мог брать только 8 новых СКР).
За счет отработки системы наведения КВО сократилось примерно втрое, что позволило создать модификацию с обычной БЧ проникающего типа или кассетой, предназначенной для поражения площадных целей ограниченных размеров типа взлетно-посадочных полос. Но основным, по-прежнему, оставался ее ядерный вариант. Новая ракета получила открытое наименование изделие 124 (Х-55М) или 125 (Х-55СМ) в зависимости от типа БЧ.

Кроме того, была создана модификация крылатой ракеты с радиолокационной ГСН, размещенной во вписанном в обвод цилиндрического корпуса оживальном обтекателе с острой носовой. Она не выпускалась серийно, но стала основой для дальнейших работ в этом направлении (см. — ПКР Х-65С)
По договору СНВ-1, заключенному в 1991 г. для СССР выделялась квота в 1440 стратегических ракет воздушного базирования. Все они были типа Х-55, к тому времени в основном модификации «М» с повышенной дальностью. В настоящее время СКР Х-55 остается основной стратегической ракетой на вооружении ВВС России. По-видимому, ее выпуск прекращен, а имеющиеся запасы составляют около 1500 штук. В 2000 году Украина в счет долгов за энергоносители передала России 114 ракет Х-55 (по одному комплекту на каждый Ту-95МС и Ту-160, возвращенные России по тому же соглашению).
В настоящее время в ВВС России ракеты Х-55 различных модификаций имеются в 40-м Гвардейском Севастопольско-Берлинском Краснознаменном ТБАП, 79-м гвардейском Краснознаменном ордена Красной Звезды ТБАП ив 121-м гвардейском Краснознаменном Севастопольском ТБАП.

Под влиянием массового применения США в войне против Югославии крылатых ракет со спутниковой системой наведения (Global Positioning System), правительство России приняло решение о создании соответствующих модификаций собственных систем авиационного и морского ракетного оружия. В частности для ВВС была разработана СКР Х-555. В конце 1999 г. было сообщено, что она принята на вооружение, однако не известно, имеются ли эти ракеты в частях.

Тактико-технические характеристики ракеты Х-55

Длина, м 8,9
Диаметр корпуса, м: Х-55СМ / Х-55 0,77 / 0,514
Двигатель: Х-55 / Х-55СМ
ТРДД Р-95-300 (173 кг топлива)
ТРДД Р-95-300 (433 кг топлива)
Размах крыльев, м 3,10
Стартовый вес, кг 1700
Мощность боевой части, кТ 200
Масса боевой части, кг 410
Дальность полета, км: Х-55СМ / Х-55 3000 / 2500
Скорость полета, м/с 260
Высота полета на маршевом участке, м 40-110
Высота пуска, м 20-12000
Добавить комментарий

oruzhie.info

Х-55 крылатая ракета России фото

Крылатая ракета России Х-55 фото, в 1970-х годах произошел поворот в развитии стратегических крылатых ракет. На смену сочетанию «выше — быстрее — мощнее» пришли дозвуковая скорость, малые габариты, малая заметность, полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, с большей точностью доставки заряда к цели.
Появлению нового поколения (КР) крылатых ракет предшествовал ряд технологических достижений — уменьшение размеров ядерных боевых частей, миниатюризация радиоэлектронных комплектующих, появление интегральных схем, нового математического обеспечения (соответственно, и портативных быстродействующих цифровых вычислительных машин), компактных турбореактивных двигателей, высокоэнергетических видов топлива, новых материалов для планеров летательных аппаратов.

Концепция пуска ракеты Х-55 с самолета Ту-160

Полет на сверхмалых высотах сложен в исполнении и невыгоден с точки зрения дальности полета. Для точного автономного выведения в район цели с заранее заданными координатами требовалась принципиально новая автокорреляционная система наведения (теоретически прорабатывалась в ВВИА им. Жуковского). При требуемых небольших размерах крылатых ракет задача становилась особенно сложной.

8 КР AGM-86B в бомбоотсеке на револьверной установке CSRL, стратегический бомбардировщик В-52Н всего поднимает 20 ракет

И хотя новая концепция КР разрабатывалась в СССР и США почти одновременно, практические работы по теме развернули в СССР только после появления сведений об аналогичных американских разработках. Подробней об американской версии смотри по ссылке «AGM-86 крылатая ракета фото» тут все подробно расписано. Разработки очень похожи, тем не менее, наши опередили амеров на год. Что интересно, смотри характеристики, методы наведения и т.д, мало отличаются друг от друга, как будто обе представляют разработку одного КБ. Но это скорее говорит об одинаковом прогрессе ракетной техники  и подходах обеих стран, тем не менее результаты удивительно схожи.

Х-55 советская крылатая ракета воздушного базирования фото

В соответствии с правительственным постановлением от 8 декабря 1976 года разработку КР воздушного базирования вело Машиностроительное КБ «Радуга» (город Дубна) под руководством И. С. Селезнева, ранее выходившее с инициативным предложением о такой разработке. Крылатые ракеты включили в число приоритетных систем вооружения, сроки задавались жесткие. На новую КР работало более 100 научно-исследовательских, конструкторских и промышленных организаций. Так, бортовая электронная система управления БСУ-55 создавалась ОКБ «Марс», двухконтурный турбореактивный двигатель — ММЗ «Союз» (Москва). В результате советские разработчики быстро «нагнали» потенциального противника в разработке КР нового поколения, создав оригинальный ракетный комплекс.

Многопозиционное катапультное устройство 9А829К2 для пуска ракет

Крылатая ракета России Х-55 фото, в то время оно носило имя («изделие 120») были собраны в Дубне в 1978 году. Постановление СМ СССР от апреля того же года задавало серийный выпуск Харьковскому авиапромышленному объединению, где организовали отдельное производство с новыми технологическими операциями. 25 декабря 1979 года решено принять КР на вооружение под обозначением Х-55 в качестве вооружения стратегических бомбардировщиков, хотя испытания «изделия» еще не закончились. Первая серийная КР передана заказчику только год спустя.

Крылатые ракеты Х-55 фото из музея украинской корпорации Мотор-Сич

Первый пуск серийной Х-55 со стратегического бомбардировщика Ту-95МС проведен 23 февраля 1981 года. 31 декабря 1983 года на вооружение принят авиационный ракетный комплекс, включающий самолет-носитель Ту-95МС и крылатые ракеты Х-55. В августе 1987 года состоялись первые пуски Х-55 с новейшего стратегического бомбардировщика Ту-160. В декабре 1986-го решено перевести производство Х-55 на Кировское МПО им. XX партсъезда («Авитек»). Агрегаты к ракетам производил также Смоленский авиазавод.

Ту-160 два грузоотсека внутри фюзеляжа общая бомбовая нагрузка до 40 тонн включает в себя и две пусковых барабанных установки с стратегическими и тактическими крылатыми ракетами

Ту-160 и Ту-95МС российские стратегические носители КР Х-55

Открыто Х-55 впервые упомянута в 1984 году под «несекретным» обозначением РКВ-500А. В США и НАТО ракета получила кодовое обозначение AS-15 Kent. Дальнейшим развитием стратегической Х-55 стала КР Х-555, имеющая существенные отличия от своей предшественницы.

Крылатая ракета России Х-55 фото, модификации

  • На базе Х-55 созданы тактическая КР Х-65 с обычной боевой частью и противокорабельная Х-65СЭ.

    КР Х-65Э и Х-555 — аналогичны Х-55СМ, отличие в дополнительных аэродинамических поверхностях, что то вроде дестабилизаторов

  • В июне 1983 года принято решение о разработке КР увеличенной дальности, получившей обозначение ХМ-55СМ. Главным отличием Х-55СМ стали сбрасываемые конформные топливные баки по бортам фюзеляжа. Первый практический пуск Х-55СМ с борта Ту-160 состоялся 22 октября 1992 года.

    Авиабаза Энгельс фото ракеты Х-55СМ

    Х-55СМ крылатая ракета — отличается от базового варианта конформными топливными баками, г. Дубна. этап сборки в цехах МКБ Радуга

  • Модификация Х-550К получила оптико-электронный коррелятор — коррекция траектории производится сравнением оцифрованного телевизионного изображения района цели с эталонным. Предположительно испытания закончены к 2004 году.
  • В ноябре 2014 года украинская сторона перестала поставлять комплектующие для Х-55, на данный момент уже освоено собственное производство, причем произошло существенное повышение тактико-технических показателей и опять, что то связано с цифрой, ранее использовалась аналоговая система.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАЦИОННЫХ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ
МодификацияХ-55Х-55СМAGM-86B (ALCM-B)
СтранаСССР / РоссияСША
Максимальная дальность пуска, км250030002780
Скорость полета, км/ч720-830 (0,6-0,7 М)720-830 (0,6-0,7 М)805-1200 (0,67-1 М)
Система наведениякомбинированная: автономная инерциальная с ДИСС и коррекцией по рельефу местности
ДвигательДТРД Р-95-300ДТРД Р-95-300ДТРД F107- WR-101
Стартовая масса, кг118517001455
Масса боевой части, кг410410123
Тип боевой частитермоядерная, 200 кттермоядерная, 200 кттермоядерная, 200 кт
Длина, мм6,04 / 8,096,04 / 8,096,32
Диаметр фюзеляжа, мм0,5140,770,62
Размах крыла, мм3,13,13,66
Количество на бомбардировщикеТу-95МС -16, Ту-160-24Ту-95МС — 6-8,     Ту-160-12В-52Н — 20,         В-1В-22

Крылатая ракета России Х-55 фото устройство
Х-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с убираемым в фюзеляж прямым крылом, складывающимся хвостовым оперением, убираемым двигателем. Фюзеляж, по сути, представляет собой бак для топлива, внутри которого в герметичных отсеках размещаются блоки, узлы и системы. Для размещения во внутрифюзеляжном отсеке самолета даже хвостовой кок складывается гармошкой и раскрывается только после отделения ракеты от носителя. Силовой набор фюзеляжа образован рамами-шпангоутами сложного профиля.

конструктивная схема крылатой ракеты России Х-55

Для снижения аэродинамического сопротивления и заметности фюзеляж максимально сглажен. Головной кок, крыло, хвостовое оперение выполнены из композиционных материалов. Двухконтурному турбореактивному двигателю Р-95-300, разработанному под руководством О. Н. Фаворского, обеспечили оптимальные условия работы, выполнив его выдвигающимся вниз на подфюзеляжном пилоне. Тяга двигателя — регулируемая, 300-350 кгс, запуск — пиростартером.


двигатель крылатой ракеты ТРДД Р-95ТМ-300 фото

Питание бортовых систем обеспечивает электрогенератор РДК-300. Система наведения — комбинированная автономная автокорреляционная, с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ). Инерциальная навигационная система с гиростабилизированной платформой сопряжена с доплеровским измерителем скорости и сноса (ДИСС) и с системой коррекции по рельефу местности.

Ту-160 184-го ТБАП запуск учебной крылатой ракеты Х-55СМ фото

После сброса с самолета изделие «выпускает» крыло, оперение и двигатель, запускает двигатель и следует к цели по заданной траектории на высоте 40-110 м, обходя препятствия и ранее выявленные группировки ПВО. На траектории, заложенной в программе полета, выбраны несколько участков коррекции. По достижении очередного участка радиовысотомер «считывает» рельеф местности, полученное оцифрованное изображение сравнивается с заложенным в память БЦВМ, по выявленным ошибкам выдаются команды на коррекцию траектории. Подробней об этом рассказал когда писал ро американскую «AGM-86 крылатая ракета фото». Благодаря этому на максимальных дальностях достигнуто круговое вероятное отклонение порядка 100 м — точность, вполне достаточная при ядерной боевой части.

Крылатая ракета России Х-55СМ фото авиабаза Энгельс

Крылатая ракета Х-55 в музее ВВС ВС Украины

Крылатая ракета России Х-55 фото имеет четыре узла подвески, подвешиваются в бомбоотсеках бомбардировщиков Ту-95МС или Ту-160 на револьверных установках, наТу-95МС-16 — также на подкрыльевых установках. Система наведения КР, работающая «от места старта», заставила совершенствовать навигационное оборудования самолетов-носителей. Пуск ракет может производиться на высотах от 200 метров до 12 км.

toparmy.ru

Х-55 / РКВ-500 (AS-15 «Kent»)стратегическая крылатая ракета

    Идея создания дозвуковых малогабаритных стратегических крылатых ракет, совершающих полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, принадлежит нашей стране. Еще за четыре года до начала работ в США (1975), МКБ «Радуга» обратилось в правительство с таким инициативным предложением. Но тогда эта программа не нашла должного признания, и лишь когда западная пресса заговорила о создании американцами нового класса ракетного оружия, подобную разработку решено было начать и у нас, причем в достаточно жесткие сроки. Благодаря хорошему научному и техническому заделу, имевшемуся в то время, «Радуга» и ее смежники практически не отстали от американцев в сроках создания и доводки стратегических КР. Отечественная программа была реализована со значительно меньшими затратами и в строго установленные сроки: начало — середина 1976 года, окончание — середина 1982 года, принятие на вооружение — 31 декабря 1983 года.
    В сжатые сроки был создан оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз перед отцепкой ракеты от самолета. Вся эта сложная механизация поначалу вызвала большое неудовольствие ряда научных институтов авиационной промышленности, и первые оценки их на стадии эскизного проектирования были весьма негативными. Однако впоследствии мнение науки изменилось…
    Одним из существенных отличий данных крылатых ракет от предшествующих систем авиационного оружия стало применение новых методов навигации. По-существу это и обеспечило автономный полет КР независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности). Сжатые сроки обусловили новую организацию испытаний. Так, впервые в отечественной и мировой практике были созданы командно-испытательные пункты на базе самолетов Ил-76. Эти машины, получившие название СКИП-Ил-76МД, обеспечили непрерывное получение телеметрической и другой информации о летящей КР, безопасность при испытаниях, существенно снизили капитальные затраты на строительство наземных измерительных трассовых пунктов.
    Работы по созданию стратегических КР были оценены руководством страны очень высоко. Их участники удостоились пяти Государственных премий СССР и одной Ленинской премии, 1500 человек получили правительственные награды.
    Носителями КР являются лишь самолеты стратегической авиации — Ту-95МС и Ту-160. Размещение ракет этого типа на евростратегических бомбардировщиках Ту-22М2 и Ту-22М3, по словам генерального конструктора МКБ — И.С.Селезнева, не предусматривалось, хотя подобные перспективы неоднократно обсуждались на страницах западной печати.
    Х-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двигатель расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. В дальнейшем были созданы модификации ракеты с увеличенной за счет установки сбрасываемых конформных подвесных топливных баков дальностью — Х-55СМ.
    Стратегический вариант способен с высокой точностью поражать стационарные цели на удалении от  точки пуска. Каждый бомбардировщик Ту-95МС может нести до шести ракет типа Х-55, расположенных на пусковой барабанной установке катапультного типа в грузоотсеке самолета. В двух грузоотсеках сверхзвукового Ту-160 может располагаться 12 крылатых ракет большой дальности (с дополнительными баками) или 24 обычных крылатых ракеты.
    После распада СССР часть ракет и их самолетов-носителей осталась за пределами России, в частности, на Украине и в Казахстане. Еще на стадии создания комплексов вооружений с КР развернулась острая дискуссия о том, где должен находиться носитель полетного задания: на ракете или на самолете; как (централизовано или децентрализовано) должно готовиться полетное задание. Победила концепция строгой централизации, что на сегодня не дает возможности несанкционированно применить ракету, вне зависимости от того, в чьих руках бы она не находилась.
    В конце 1999 г. 575 крылатых ракет воздушного базирования Х-55 и Х-55СМ было доставлено из Украины в Россию железнодорожным транспортом в счет погашения долга за поставки газа.
    Модификации ракеты:

  • Х-55 (изделие 120, РКВ-500, AS-15)
  • Х-55-ОК (изделие 124)
  • Х-55СМ (изделие 125, РКВ-500Б, AS-15b) — увеличенной дальности.
  • Х-65 — тактическая модификация Х-55 с обычной боеголовкой
  • Х-555 — глубокая модернизация Х-55. Уменьшена ЭПР и улучшена навигация. Дальность возросла почти до 5000 км. В октябре 1999 года прошли испытательные пуски новейших стратегических крылатых ракет Х-555, вслед за этим правительство приняло решение развернуть их серийное производство.
Описание
Разработчик МКБ «Радуга»
Обозначение Х-55 / РКВ-500А Х-55СМ / РКВ-500Б
Обозначение NATO AS-15A «Kent» AS-15B «Kent»
Год 1983  
Тип ГСН инерциальная + коррекция
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 8,09 8,09
Размах крыла, м 3,1 3,1
Диаметр корпуса, м 0,514 0,77
Стартовый вес, кг 1700 1700
Тип боеголовки специальная (200 кт)
Масса БЧ, кг 410  
Силовая установка
Двигатель ДТРД
Летные данные
Скорость, м/с (М=) 260 (0,48-0,77)  
Дальность пуска, км 2500 3000
Высота пуска, м 200-12000  
Высота полёта на маршевом участке траектории, м 40-110  
КВО, м 18-26  


Источники информации:

  • Все цвета Радуги / «Вестник воздушного флота» /
  • Крылатая ракета Х-55 / «Вестник воздушного флота», март-апрель 1997 /
  • Крылатая ракета Х-55 / Стратегическая авиация /
  • AS-15 KENT / FAS /
  • Missiles / aviation.ru /

testpilot.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *