Летчики-асы Востока » Военное обозрение

«Опыт войны дает возможность сделать и такой вывод. В каждом полку было примерно 5, максимум — 7 летчиков, которые сбивали в воздушных боях значительно больше, чем другие, (на их долю приходилась примерно половина всех сбитых самолетов противника)»
— Г. Зимин. «Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия».
Феномен появления летчиков-асов остается величайшей тайной в истории боевой авиации. Профессиональная интуиция, пилотажное мастерство и меткий глаз. Обычное везение или результат накопления боевого опыта в изнурительных схватках с противником? Наука не знает точного рецепта успеха.
Такие люди рождались в разных странах, в разные времена. И, всякий раз, оказывались в числе редких «счастливцев», что приносили половину воздушных побед эскадрильи (полка, дивизии — при изменении масштаба пропорции сохраняются).
Восток — дело тонкое, говорил товарищ Сухов. И был совершенно прав: нравы обитателей мусульманского Востока кардинально отличаются от норм, принятых в европейском христианском обществе. Разные истории, иные пути цивилизационного развития.
Великое прошлое Средней Азии растворилось во времени — последние несколько веков этот регион объективно уступает Европе в экономическом, промышленном и научном развитии. За выходцами из народов Кавказа и Средней Азии закрепился устойчивый статус «гастарбайтеров», «этнических бандюков» и «ленивых торговцев урюком». Совершенно непригодных к управлению столь сложной и дорогостоящей техники, как боевой самолет.
Но так ли это на самом деле?
Амет-Хан Султан
Амет-хан Султан (25 октября 1920 года — 1 февраля 1971 года) — военный лётчик, подполковник (1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). Родился в Крыму, в г. Алупка. Отец — дагестанец. Мать — крымская татарка.
Входит в число 50 самых результативных советских летчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Один из пяти советских асов, кому удалось преодолеть планку в 600 боевых вылетов (наряду с А. Алелюхиным, А. Покрышкиным, Н. Скомороховым и Л.Шестаковым).

Всего за годы войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета, провел 150 воздушных боев, выполнил 70 вылетов на штурмовку наземных войск противника. Лично одержал 30 воздушных побед и сбил 19 вражеских самолетов в составе группы.
Считается лидером по истреблению Хе-111 (семь сбитых бомбардировщиков этого типа). Стоит заметить, что с середины 1943 г. «Хейнкель» нес усиленное оборонительное вооружение: заднюю полусферу прикрывали 4 огневые точки, что делало его перехват смертельно опасным заданием.
За годы войны талантливый летчик освоил несколько типов истребителей: отечественные И-153, Як-1, Як-7Б, зарубежные «Харрикейн» и «Белл Эйркорба». Победу Амет-хан Султан встретил на мощнейшем Ла-7. Всего же, за время лётной работы в качестве военного пилота и летчика-испытателя он освоил около 100 типов летательных аппаратов, при общем налете 4237 часов!
Как и многие асы (тот же немецкий Г. Баркхорн), Амет-хан начинал свою карьеру неважно: за первый год войны ему так и не удалось сбить ни одного вражеского самолета. Свою первую воздушную победу он одержал 31 мая 1942 года при весьма необычных обстоятельствах: догнал на предельной высоте разведывательный «Юнкерс», расстрелял весь боекомплект, а затем таранил врага, ударив его снизу левым крылом.
Сильнейший удар смял фонарь и на мгновение оглушил летчика. Амет-хан очнулся от тряски и оглушительного свиста — горящий Ю-88 шел к земле, зацепив с собой его «Харрикейн». Густой дым застилал кабину, от недостатка воздуха перехватило дыхание. В минуту смертельной опасности сознание подсказывало единственную верную мысль: «Прыгай»! Быстрым движением он отстегнул привязные ремни и рванулся из кабины — и в ужасе остановился. Кабина его истребителя накрыта правым крылом «Юнкерса», выход был заблокирован. Ценой невероятных физических усилий Амет-хану удалось руками (!) оттолкнуть свой самолет и благополучно выбраться из огненной ловушки.

Истребитель Ла-7 Амет-Хана Султана с легендарным орлом c горы Ай-Петри
С каждым новым вылетом росло летное, тактическое и стрелковое мастерство пилота, рос счет побед и подкреплялась уверенность в собственных силах. Осенью 1942 года он занял должность командира 3-ей эскадрильи 9-го иап — одного из лучших истребительных подразделений ВВС Красной Армии. В составе своего полка Амет-хан оборонял Сталинград, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Кубани и Крыма, воевал в Восточной Пруссии, участвовал во взятии Берлина. Свою последнюю воздушную победу гвардии майор Амет-хан Султан одержал 29 апреля 1945 года, сбив истребитель FW-190 над берлинским аэродромом «Темпельхоф».
Талгат Якубекович Бегельдинов
Советский летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза, рекордсмен по числу боевых вылетов на Ил-2 и числу сбитых на нем самолетов противника.
В тактическом руководстве пилотов Люфтваффе был прописан категорический запрет на атаку Ил-2 со стороны передней полусферы. Нечего даже пытаться выходить Илу «в лоб» — бронированный штурмовик с 23 мм пушками и пулеметами ШКАС сметет огнем любую цель на своем пути.
Огневая мощь и бронирование — именно этими преимуществами своего самолета блестяще владел Талгат Бегельдинов. В его руках медлительный и неуклюжий «Ил» превращался в могучую летающую крепость, способную постоять за себя в воздушном бою с любым «Мессершмиттом». Командование так доверяло молодому пилоту, что часто отпускало его на задания без истребительного прикрытия.

Талгат Якубекович Бегельдинов родился 5 августа 1922 года в селе Майбалык, Акмолинской области, Казахской ССР в семье крестьянина. По национальности — казах.
В 1940 году поступил в Балашовскую военную авиационную школу пилотов, затем переведён в Чкаловское военное авиационное училище в г. Оренбурге, которое окончил в 1942 году.
На фронтах Великой Отечественной войны с января 1943 года. Летал в эскадрилье Героя Советского Союза С. П. Пошивальникова. Вскоре стал его заместителем.
26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Бегельдинову Талгату Якубековичу за отвагу и боевое мастерство, проявленные при освобождении городов Знаменка, Кировоград, за лично сбитые в воздушных боях 4 вражеских самолета присвоено звание Героя Советского Союза.

Второй медали «Золотая Звезда» гвардии капитан Бегельдинов Талгат Якубекович был удостоен 27 июня 1945 года за умелое руководство эскадрильей и боевые подвиги при штурмовке скопления войск и техники противника в боях за города Краков, Оппельн (ныне Ополе), Катовице, Бреслау (ныне Вроцлав) и Берлин.
Всего же за два года войны Т. Я. Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники, попутно сбив в воздушных боях 7 самолётов противника.
Гулям Мустафа Хан
ВВС Демократической Республики Афганистан пользовались дурной славой среди советских военных летчиков. Афганские пилоты были выходцами из знатных пуштунских и таджикских семей – потому, считали себя в воздухе абсолютными королями и не обращали внимания на различные предписания и инструкции. Летали мало и неохотно, с обязательным, предписанным Кораном, выходным по пятницам. Предпочитали сбрасывать бомбы куда попало — и поскорее возвращались на базу. Конечно, можно было бы не обращать внимания на такие мелкие шалости «союзничков», если б те не угоняли регулярно авиатехнику в Пакистан и не «сливали» информацию о предстоящих операциях полевым командирам моджахедов.
Однако, даже в этом скопище бездарей, тунеядцев и предателей находились по-настоящему преданные небу пилоты, готовые до конца выполнить свой долг. Таким был Гулям Мустафа Хан (1953-1994) — зам. командира 355-го апиб ВВС ДРА.

Гулям Мустафа Хан (справа) во врем обучения в Советском Союзе
Получив блестящую летную подготовку в СССР, Мустафа, вернулся на родину, где был зачислен в афганский истребительно-бомбардировочный авиаполк на авиабазе Баграм. Уже на этапе становления молодой летчик отличался хорошими навыками пилотирования, технической грамотностью и морально-волевыми качествами. К 1987 году Мустафа был единственным летчиком из всего полка, кто имел допуск к полетам ночью и в сложных метеоусловиях.
В том же году случилась трагедия — моджахеды вырезали семью Мустафы. Отныне ярость пилота не знала границ — Мустафа Гулям ежедневно совершал по несколько боевых вылетов, обрушивая на афганские горы и ущелья тонны бомб. В ходе боёв за Джеллалабад он буквально не вылезал из кабины своего Су-22 (экспортная версия Су-17), летая с предельной нагрузкой для человека. По 10-11 вылетов в сутки!
В ходе одного из вылетов Мустафа был сбит, повредил позвоночник. После длительного лечения получил звание генерала и был представлен к награде «Герой Демократической Республики Афганистан». Но даже после перехода на штабную должность он не смог оставить штурвал истребителя. В ходе попытки военного переворота 6 марта 1990 года, когда часть армейских подразделений восстала против правительства Наджибуллы, генерал Мустафа лично возглавил операцию против авиабазы Баграм, перешедшей на сторону восставших. Вылетев во главе группы с аэродрома под г. Мазари-Шариф (очевидно, с АБ Шиндад) он разбомбил взлетно-посадочную полосу Баграма, тем самым предрешив исход восстания. За что был повторно представлен к высшей награде Республики Афганистана.

Смерть нашла героя в ходе одного из вылетов на бомбардировку позиций группировки Талибан. 30 января 1994 г. «Сушка» генерала Мустафы была перехвачена истребителем МиГ-21 военно-воздушных сил «Исламского государства Афганистан» — самолет разбился в горах, к северо-западу от перевала Саланг.
Место крушения самолета и останки отважного летчика были случайно обнаружены в 2009 году и перезахоронены в Кабуле со всеми воинскими почестями.
Джилил Занди
Снайпер персидского неба, считающийся одним из самых результативных летчиков-истребителей реактивной эры. Лучший в мире пилот тяжелого перехватчика F-14. Подлинный «Топ Ган» — в отличие от показушного Мэверика, которого удачно сыграл на экране Т. Круз.
Жизнь и карьера этого аса достойны крутого голливудского блокбастера – с резкими поворотами сюжетами, оглушительными провалами и яркими победами.

Джалил Занди пришел в авиацию во времена шахского правления, когда Иран еще был светским государством и поддерживал дружеские отношения с Западом (это к вопросу о появлении в Иране новейших истребителей F-14). Со сменой режима у Занди начались неприятности – не осознавая до конца серьезность своего поступка, он открыто выступил против излишней исламизации ВВС Ирана. За что немедленно пошел под трибунал – Стражи Исламской Революции вынесли еретику жесткий вердикт: 10 лет заключения. Расставание с любимым небом, тюремные застенки, пятиразовый намаз – от таких новостей Занди окончательно пал духом и принялся прикручивать жгут из простыни к крюку на потолке. Спасло буквально чудо – все сослуживцы встали на защиту подающего надежды пилота.
Спустя шесть месяцев Занди был освобожден из тюрьмы и вновь попал в самое пекло. В регионе разгорелась жестокая Ирано-иракская война, унесшая за последующие 8 лет почти полмиллиона человек с каждой стороны. Трагические события стали «звездным часом» Джалила Занди – летая на сверхзвуковом перехватчике F-14, он сумел записать на свой счет 11 воздушных побед! Согласно официальным данным, cреди трофеев Занди значатся три истребителя-бомбардировщика «Мираж» F1, пара Су-22, пара МиГ-21 и четыре МиГ-23.
Разумеется, когда дело касается потерь на войне, все представленные данные имеют некоторый оттенок неправдоподобности – государственной пропаганде свойственно завышать потери противника и занижать потери со своей стороны. Не исключено, что часть побед были приписаны Занди по требованию вышестоящего руководства. Сам пилот говорил только о 9 победах, из которых были достоверно подтверждены лишь 6 — 8. Но, в любом случае, это невероятно много в эпоху современной реактивной авиации.
Удача оставила пилота в феврале 1988 года – в воздушном бою его непобедимый «Томкэт» был сбит иракским «Мираж» F1. Экипажу удалось благополучно катапультироваться.
Джилилу Занди удалось благополучно пережить Ирано-иракскую войну и дослужиться до чина бригадного генерала. Прославеленный летчик-ас трагически погиб в автокатастрофе в 2001 году.

Летчики Военно-воздушных сил Исламской Республики Иран на фоне F-14 «Томкэт»
По материалам:
http://www.airwar.ru
http://www.iiaf.net
http://www.skywar.ru
http://www.wikipedia.org
В. Марковский «Жаркое небо Афганистана»
topwar.ru
ас — это… Что такое Лётчик-ас?
У этого термина существуют и другие значения, см. Ас.Ас (фр. as — «туз»; первый в своей области) — мастер воздушного боя. Впервые это слово было применено в Первую мировую войну к военным лётчикам, в совершенстве владеющим искусством пилотирования и воздушного боя и сбившими не менее 5 самолётов противника. Существует также версия, что «асами» стали называть лётчиков по аналогии с небожителями древнегерманской мифологии — Асами (обитающими в Асгарде)[1].
В русский язык слово пришло предположительно из немецкого (нем. ass) и потому до середины XX века писалось как «асс» — см. например ранние издания словаря Ожегова[2], художественную и техническую литературу первой половины XX века. Современное общепринятое написание «ас».
Лучшим асом в истории авиации — 352 победы — считается ас (эксперт) люфтваффе Эрих Хартманн. 104 лётчика нацистской Германии сбили по 100 и более самолётов, а 34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более побед (общее число сбитых ими машин — 6582). Среди асов других стран лидерство принадлежит финну Эйно Илмари Юутилайнену, на счету которого 94 самолёта противника. Лучшим асом СССР и союзников является Иван Кожедуб, сбивший 64 (не считая американские) самолёта. Первым асом Второй мировой войны стал гауптман Йоханес Гентцен, сбивший к 14 сентября семь польских самолётов.
После окончания Второй мировой войны и появления реактивной авиации число сбитых самолётов на одного лётчика упало, что было вызвано сравнительной ограниченностью локальных конфликтов. Появление новых асов отмечено только в Корейской, Вьетнамской, ирано-иракской, арабо-израильских и индо-пакистанских войнах. Рекордное количество побед на реактивном самолёте одержали советские лётчики Николай Сутягин и Евгений Пепеляев во время Корейской войны — 21 и 20 самолётов противника соответственно. Третье место по числу сбитых самолётов в истории реактивной авиации занимает полковник ВВС Израиля Гиора Эпштейн — 17 самолётов, причём 9 из них — за двое суток.[3]
Самые результативные лётчики
В скобках указано число подтверждённых побед (как правило, личных).
Первая мировая война
Вторая мировая война
Другие конфликты
Гражданская война в Испании
Корейская война
Вьетнамская война
Арабо-израильский конфликт
Индо-пакистанские конфликты
Ирано-иракская война
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Советские летчики-асы во Второй мировой войне (7 фото)

Летчики фашистской Германии не ожидали никаких сюрпризов в небе над СССР. Максимум, это сопротивление системы ПВО, а вот советских пилотов в качестве противников не рассматривали. Но оказалось все не так радужно, как ожидалось…
Впрочем, вскоре после агрессии гитлеровцам пришлось кардинально поменять своё отношение к советским лётчикам. Наша авиация оказала захватчикам такой отпор, который нацисты не встречали нигде в Европе.

Иван Никитович Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины). Первая встреча Кожедуба с авиацией началась в аэроклубе химико-технологического техникума города Шостка, куда он поступил после школы. Именно там в апреле 1939 года он совершил свой первый полёт. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на юношу сильнейшее впечатление и предопределили всю его дальнейшую жизнь. В начале 1940 года Кожедуб был принят в Чугуевское военное авиационное училище. По воспоминаниям однокурсников, летал он много, часто экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство и обожал теорию самолётостроения. Полученные во время учёбы навыки впоследствии очень пригодились Кожедубу: боевую машину, по словам товарищей, он знал лучше, чем свои пять пальцев. За всю войну лётчик ни разу не был сбит, даже сильно повреждённый истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром. После разгрома фашистской Германии Кожедуб продолжил обучение, в 1949 году он с отличием закончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. Крепкие знания и богатый опыт пилота уже очень скоро нашли своё применение. В 1951–52 гг. Кожедуб во время войны в Корее командовал целой авиационной дивизией, его соколы сбили в том конфликте 258 самолётов неприятеля

Александр Иванович Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Он увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, когда увидел в небе полёт самолётов. Впоследствии Покрышкин поступил в 3‑ю Военную школу авиатехников, а в конце 1934 года стал старшим авиатехником 74‑й Таманской стрелковой дивизии.
Однако для того, чтобы стать не авиатехником, а лётчиком, Покрышкину пришлось пройти длинный и непростой путь. Чтобы получить эту профессию, он четыре года настойчиво изучал историю полётов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в лётное училище, однако каждый раз он получал отказ. Ситуация юношу в корне не устраивала и в сентябре 1938 года во время очередного отпуска за семнадцать дней он освоил двухгодичную программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен. Наконец, в свой 40‑й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием её окончил, теперь уже став лётчиком.
Пройденный учебный путь стоил того: уже в 1941 году, прослыв виртуозом лётного дела, старший лейтенант Покрышкин был назначен заместителем командира эскадрильи. Существует расхожая легенда, что, получив информацию о приближении истребителя этого пилота, немцы начинали передавать друг другу срочные сообщения: «Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!».

Николай Дмитриевич Гулаев родился в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области). Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ, вечерами учился в аэроклубе. Это увлечение помогло ему в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Лётчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году.
Во время войны Гулаев пользовался репутацией сорвиголовы. В августе 1942 года с ним приключился инцидент, который показал как отвагу, так и некую своевольность его характера. У молодого лётчика не было разрешения на ночные полёты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил Гулаев, появились гитлеровские самолёты, в небо отправились опытные пилоты. Вместе с ними полетел и Гулаев, который решил доказать, что он не хуже «стариков». В итоге в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрёк: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к награде».

Григорий Андреевич Речкалов родился в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии (ныне посёлок Зайково Ирбитского района Свердловской области). С авиацией он познакомился во время учёбы в кружке планеристов при фабрично-заводском училище Верх-Исетского завода Свердовска. В 1937 году он поступил в Пермскую военную школу лётчиков и впоследствии с успехом её закончил. В 1939 году в звании сержанта он был зачислен в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде.
Основной чертой Речкалова была настойчивость. Несмотря на то, что медкомиссия определила у лётчика дальтонизм, он добился права продолжить службу и в 1941 году был направлен в 55-й истребительный авиаполк. По словам сослуживцев, Речкалов отличался довольно неровным характером. Являя образец дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи и столь же решительно начать преследование случайного противника.

Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился в селе Хохлы Птиченской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Хохлы Кушмянского сельсовета Шумихинского района Курганской области). По воспоминаниям односельчан, он рос крепким и очень выносливым мальчиком.
Занятия в аэроклубе Евстигнеев совмещал с работой на Челябинском тракторном заводе. Позднее он закончил Бирмскую военную школу лётчиков. Наблюдая за лёгким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур, было трудно предположить, что Евстигнеев страдает недугом, имея который, запрещалось служить в авиации, — язвенной болезнью. Однако, как и другой лётчик-ас Речкалов, Естигнеев проявил настойчивость и добился того, чтобы его оставили на службе. Мастерство пилота было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог приземлить истребитель на одно колесо или же на расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми ледяными барьерами.
ribalych.ru
| Фамилия, Имя, Отчество | Общее число заявленных побед | Боевых вылетов | Воздушных боёв | Примечания |
|---|---|---|---|---|
| Бобров Владимир Иванович | 67 (34 + 33) Включая Испанию. | 577 | 159 | По данным М. Быкова имел 51 (27 + 24) победу. |
| Кожедуб Иван Никитович | 66 (64 + 0) + 2 Р-51 | 330 | 120 | |
| Диденко Гавриил Власович | 66 (28 + 38) | 400 | 90 | Включая (2 + 1) в Финскую. |
| Речкалов Григорий Андреевич | 65 (56 + 6) + 3 н/п | 450 | 122 | По другим данным: (61 + 4) |
| Ворожейкин Арсений Васильевич | 65 (51 + 14 ) | 300+ | 90 | По другим данным имел 65 (52 + 13) побед. |
| Гулаев Николай Дмитриевич | 60 (55 + 5) | 250 | 49 | По другим данным имел 60 (57 + 3) побед. |
| Покрышкин Александр Иванович | 59 (53 + 6) | 600+ | 156 | По данным М. Быкова имел 52 (46 + 6) победы. |
| Евстигнеев Кирилл Алексеевич | 57 (53 + 3) + 1 н/п | 296 | 120+ | По данным М. Быкова имел 55 (52 + 3) побед. |
| Алелюхин Алексей Васильевич | 57 (40 + 17) | 601 | 258 | |
| Попков Виталий Иванович | 55 — (41 + 13) + 1 н/п | 475 | 117 | По данным М. Быкова имел 42 (41 + 1) победы. |
| Пишкан Иван Аникеевич | 55 (20 + 35) | 575 | ? | |
| Шутт Николай Константинович | 55 ( ? ) | 444 | 120 | По данным М. Быкова имел 22 (17 + 5) победы. |
| Скоморохов Николай Михайлович | 54 (46 + 8) | 605 | 143 | |
| Зайцев Василий Александрович | 53 (34 + 19) | 427 | 163 | 2 посадил на аэродром |
| Амет — Хан Султан | 52 (33 + 19) | 603 | 150 | Совершил 1 таран |
| Баранов Михаил Дмитриевич | 52 (24 + 28) + 6 на земле | 285 | 85 | Погиб 17 Января 1943 г. |
| Осипенко Александр Степанович | 51 (17 + 34) | 360 | ? | Все в Испании |
| Глинка Дмитрий Борисович | 50 (50 + 0) | 300 | 100 | |
| Смирнов Алексей Семёнович | 50 (35 + 15) | 457 | 72 | По другим данным имел 49 (34 + 15) побед. |
| Клубов Александр Фёдорович | 50 (31 + 19) | 457 | 95 | По данным М. Быкова имел 47 (31 + 16) побед. |
| Камозин Павел Михайлович | 49 (36 + 13) | 188 | 63 | |
| Рязанов Алексей Константинович | 48 (32 + 16) | 550 | 97 | По данным М. Быкова имел 47 (31 + 16) побед. |
| Архипенко Фёдор Фёдорович | 48 (32 + 16) | 467 | 102 | По данным М. Быкова имел 46 (30 + 16) побед. |
| Клещёв Иван Иванович | 48 (16 + 32) ? | 380 | 100+ | По данным М. Быкова имел 31 (16 + 15) победу. |
| Колдунов Александр Иванович | 47 (46 + 1) | 412 | 96 | |
| Серов Владимир Георгиевич | 47 (41 + 6) | 300 | 104 | По данным М. Быкова имел 45 (39 + 6) побед. |
| Лавриненков Владимир Дмитриевич | 46 (35 + 11) | 448 | 134 | По данным М. Ю. Быкова: 44 ( 38 + 6 ) |
| Боровых Андрей Егорович | 46 (32 + 14) | 500+ | 150 | |
| Твеленев Михаил Степанович | 46 (18 + 28) | 420 | 130 | По данным М. Быкова имел 45 (17 + 28) побед. |
| Чернобай Андрей Петрович | 46 (18 + 28) | 270 | 100 | |
| Костылев Георгий Дмитриевич | 46 (11 + 35) | 418 | 112 | По другим данным имел 54 (20 + 34) победы. |
| Краснов Николай Фёдорович | 46 ( ? ) | 400+ | 100+ | По данным М. Быкова имел 41 (40 + 1) победу. |
| Шмелёв Илья Васильевич | 45 (29 + 16) | 528 | 77 | По данным М. Быкова имел 37 (27 + 10) побед. |
| Баклан Андрей Яковлевич | 45 (22 + 23) | 700 | ? | По данным М. Быкова имел 44 (21 + 23) победы. |
| Кудымов Дмитрий Александрович | 45 (16 + 29) | ? | ? | Включая 4 ( ? ) в Китае. По данным М. Быкова имел 8 (3 + 5) побед. |
| Луганский Сергей Данилович | 43 (37 + 6) | 390 | ? | Включая 0 + 1 в Финскую |
| Решетов Алексей Михайлович | 43 (35 + 8) | 821 | 200 | По данным М. Быкова имел 33 ( ? ) победы. |
| Моргунов Сергей Николаевич | 43 ( ? ) | 350+ | 96 | По данным М. Быкова имел 41 личную победу. |
| Кочетов Александр Васильевич | 42 (34 + 8) | 488 | 105 | По данным М. Быкова имел 31 (20 + 11) победу. |
| Китаев Николай Трофимович | 42 (34 + 8) | 400 | 120 | По данным М. Быкова имел 29 (24 + 5) побед. |
| Грицевец Сергей Иванович | 42 (16 + 26) | ? | ? | Погиб 16.09.1939 г. |
| Кутахов Павел Степанович | 42 (14 + 28) | 367 | 79 | |
| Пилипенко Иван Маркович | 42 (13 + 29) | 520 | 83 | По данным М. Быкова имел 43 (10 + 33) победы. |
| Клепиков Николай Фёдорович | 42 (10 + 32) | 600+ | 120 | Погиб 5.09.1943 г. |
| Степаненко Иван Никифорович | 41 (33 + 8) | 414 | 118 | По данным М. Быкова имел 40 (31 + 9) побед. |
| Кирилюк Виктор Васильевич | 41 (32 + 9) | 620 | 130 | По данным М. Быкова имел 40 (32 + 8) побед. |
| Карасёв Александр Никитович | 41 (32 + 9) | 500 | 100 | Включая (7 + 0) в Корее. |
| Новиков Константин Афанасьевич | 41 (31 + 10) | 500 | ? | |
| Маслов Иван Васильевич | 41 (23 + 18) | 350 | 100 | |
| Дмитрюк Григорий Федосеевич | 41 (15 + 26) | 206+ | 37+ | Включая 5 (5 + 0) в Корее. |
| Зайцев Александр Петрович | 41 ( ? ) — в том числе (14 + 20) в ВОВ | 200 | ? | Погиб 30.05.1942 г. |
| Пивоваров Михаил Евдокимович | 41 (40 + 1) | 350 | 80 | |
| Чубуков Фёдор Михайлович | 40 (35 + 5) | 350 | 100 | По оперативным данным имел 39 (34 + 5) побед. |
| Бабак Иван Ильич | 40 (35 + 5) | 330 | 103 | |
| Гнидо Пётр Андреевич | 40 (34 + 6) | 412 | 82 | Совершил 1 таран |
| Комельков Михаил Сергеевич | 40 (33 + 7) | 321 | 75 | |
| Зеленов Николай Андрианович | 40 (30 + 10) | 606 | 117 | Погиб 29.06.1944 г. |
| Лобанов Александр Васильевич | 40 (26 + 14) | 811 | 83 | По данным М. Быкова имел 37 (24 + 13) побед. |
| Залевский Владимир Николаевич | 40 (17 + 23) | 300+ | ? | Погиб 5.07.1943 г. По данным М. Быкова имел 39 (17 + 22) побед. |
| Бочков Иван Васильевич | 40 (8 + 32) | 350 | 45+ | Погиб 4.04.1943 г. |
airaces.narod.ru
Легендарные советские летчики-асы / Научный хит
Наши летчики-асы во время Великой Отечественной войны наводили ужас на немцев. Широко известным стал возглас «Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!». Но Александр Покрышкин был не единственным советским асом. Мы вспомнили самых результативных.
Иван Никитович Кожедуб
Иван Кожедуб родился в 1920 году в Черниговской губернии. Он считается самым результативным русским летчиком-истребителем в личном бою, на его счету 64 сбитых самолета. Начало карьеры прославленного летчика складывалась неудачно, в первом же бою его самолет был серьезно поврежден вражеским «Мессершмитом», а при возвращении на базу его еще по ошибке обстреляли русские зенитчики, и лишь чудом ему удалось приземлиться.Самолет восстановлению не подлежал, и незадачливого новичка даже хотели перепрофилировать, но командир полка за него заступился. Лишь во время своего 40-го боевого вылета на Курской дуге Кожедуб, сам уже став «батей» — заместителем командира эскадрильи, сбил своего первого «лаптежника», так наши называли немецкие «Юнкерсы». После этого счет пошел на десятки.
Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. Кроме того, на счету Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг», которые атаковали его, приняв его истребитель за немецкий самолёт.
Советский ас действовал по принципу, который исповедовал еще при работе с курсантами – «любой неизвестный самолет — враг». За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит, хотя нередко его самолет получал очень серьезные повреждения.
Александр Иванович Покрышкин
Покрышкин – один из самых известных асов русской авиации. Родился в 1913 году в Новосибирске. Свою первую победу он одержал уже на второй день войны, сбив немецкий «Мессершмит». Всего на его счету 59 сбитых лично самолетов и 6 в группе. Впрочем, это лишь официальная статистика, поскольку, будучи командиром авиаполка, а затем и авиадивизии, Покрышкин порой отдавал сбитые самолеты молодым пилотам, чтобы поощрить их таким образом.Его тетрадка, озаглавленная «Тактика истребителей в бою», стала настоящим пособием для воздушной войны. Говорят, что немцы предупреждали о появлении русского аса фразой: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе». Тому, кто собьет Покрышкина, сулили большую награду, но русский летчик оказался немцам не по зубам.
Покрышкин считается изобретателем «кубанской этажерки» – тактического приема воздушного боя, немцы прозвали его «кубанским эскалатором», поскольку расположенные попарно самолеты напоминали гигантскую лестницу. В бою уходившие от первой ступени немецкие самолеты попадали под удар второй, а затем и третьей ступени. Другими его излюбленными приемами были «соколиный удар» и «скоростные «качели».
Стоит отметить, что большинство своих побед Покрышкин одержал в первые годы войны, когда немцы имели значительный перевес в воздухе.
Николай Дмитриевич Гулаев
Родился в 1918 году в станице Аксайской неподалеку от Ростова. Его первый бой напоминает подвиг Кузнечика из кинофильма «В бой идут одни старики»: не имея приказа, впервые в жизни взлетев ночью под вой воздушной тревоги на своем «Яке», ему удалось сбить немецкий ночной истребитель «Хейнкель». За такое самовольство ему объявили взыскание, при этом представив к награде.В дальнейшем одним сбитым самолетом за вылет Гулаев обычно не ограничивался, трижды он одержал четыре победы в день, дважды уничтожил три самолета, в семи боях сделал дубль. Всего сбил 57 самолетов лично и 3 в группе. Один вражеский самолет Гулаев, когда у него кончился боезапас, взял на таран, после чего сам попал в штопор и едва успел катапультироваться. Его рискованная манера боя стала символом романтического направления в искусстве воздушного поединка.
Григорий Андреевич Речкалов
Родился в 1920 году в Пермской губернии. Накануне войны на врачебно-летной комиссии у него была обнаружена легкая степень дальтонизма, но командир полка даже не посмотрел на медицинское заключение – пилоты были очень нужны. Свою первую победу одержал на устаревшем биплане И-153 под номером 13, несчастливом для немцев, как он шутил. Затем попал в группу Покрышкина и прошел обучение на «Аэрокобре» – американском истребителе, который прославился крутым нравом – он очень легко входил в штопор при малейшей ошибке пилота, сами американцы на таких летали неохотно.Всего сбил 56 самолетов лично и 6 в группе. Пожалуй, ни у одного другого нашего аса на личном счету нет такого разнообразия типов сбитых самолетов, как у Речкалова, это и бомбардировщики, и самолеты штурмовой авиации, и разведчики, и истребители, и транспортники, и относительно редкие трофеи – «Савойя» и ПЗЛ-24.
Георгий Дмитриевич Костылев
Родился в Ораниенбауме, нынешнем Ломоносове, в 1914 году. Лётную практику начинал в Москве на легендарном Тушинском аэрополе, на котором сейчас строится спартаковский стадион. Легендарный балтийский ас, закрывавший небо над Ленинградом, одержавший наибольшее количество побед в морской авиации, сбил лично не менее 20 самолетов противника и 34 – в группе.Свой первый «Мессершмит» сбил 15 июля 1941-го. Воевал на полученном по лендлизу британском «Харрикейне», на левом борту которого красовалась большая надпись «За Русь!». В феврале 43-го угодил в штрафбат за то, что устроил разгром в доме майора интендантской службы. Костылев был поражен изобилием явств, которыми тот потчевал своих гостей, и не смог сдержаться, поскольку знал не понаслышке, что происходило в блокадном городе.
Его лишили наград, разжаловали в красноармейцы и отправили на Ораниенбаумский плацдарм, в места, где прошло его детство. Штрафники сберегли героя, и уже в апреле он вновь поднимает в воздух свой истребитель и одерживает победу над врагом. Позже его восстановили в звании, вернули награды, однако вторую Звезду Героя он так и не получил.
Маресьев Алексей Петрович
Человек-легенда, ставший прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», символ мужества и стойкости русского воина. Родился в 1916 году в городе Камышине Саратовской губернии. В бою с немцами его самолет был подбит, раненному в ноги летчику удалось приземлиться на территории, занятой немцами. После чего он 18 дней ползком выбирался к своим, в госпитале ему ампутировали обе ноги. Но Маресьеву удалось вернуться в строй, он научился ходить на протезах и снова поднялся в небо.Поначалу ему не доверяли, в бою всякое может случиться, однако Маресьев доказал, что он может воевать не хуже других. В итоге к сбитым до ранения 4 немецким самолетам добавилось еще 7. Повесть Полевого о Маресьеве разрешили напечатать только после войны, чтобы немцы не дай Бог, не подумали, что в советской армии некому воевать, приходится инвалидов посылать.
Попков Виталий Иванович
Этого летчика также нельзя не упомянуть, ведь именно он стал одним из самых известных воплощений летчика-аса в киноискусстве – прототипом знаменитого Маэстро из фильма «В бой идут одни старики». «Поющая эскадрилья» действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, где служил Попков, в ней был свой собственный хор, а два самолета ей подарил сам Леонид Утесов.Попков родился в Москве в1922 году. Свою первую победу одержал в июне 1942 года над городом Холм. Участвовал в боях на Калининском фронте, на Дону и Курской дуге. Всего он совершил 475 боевых вылетов, провел 117 воздушных боев, лично сбил 41 самолет противника плюс 1 в группе.
В последний день войны Попков в небе над Брно сбил легендарного немца Хартмана, самого результативного аса Второй мировой, но тому удалось приземлиться и остаться в живых, правда, от плена это его все равно не спасло. Популярность Попкова была так велика, что ему при жизни в Москве был поставлен памятник.
sci-hit.com
![]() Лучшие лётчики-асы России 1914-1953 гг.Асы Российской империи (1914 — 1922 гг.)Советские асы в Испании (1936 — 1938 гг.) Советские асы в Китае (1937 — 1940 гг.) Советские асы в Монголии (Халхин — Гол, 1939 г.) Советские асы в Финскую войну (1939 — 1940 гг.) Советские асы в Корее (1950 — 1953 гг.) Алфавитный список военных лётчиков России А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш-Щ | Э-Ю-Я Общий список Советских летчиков — асов (1936 — 1953 гг.) Самые результативные пилоты истребительной авиации
Французские лётчики полка «Нормандия — Неман» Испанские летчики в рядах ВВС СССР Именные самолеты Второй мировой войны Другие проекты смежной тематики: Германские асы Первой мировой (1914 — 1918 гг.) Избранные статьи и обзоры по истории авиации: Американский счёт майора Кожедуба Новости и обновления: май 2016 г. Дудин Николай Максимович — обновлена информация о советском лётчике. Князев Василий Александрович — обновлена информация о советском лётчике. Макаренко Николай Фёдорович — обновлена информация о советском лётчике. Сидоренков Василий Кузьмич — добавлена новая информация о лётчике СССР. Павлов Павел Иванович — добавлена новая информация о лётчике. Пологов Павел Андреевич — добавлена новая информация о советском лётчике. Тихонов Николай Викторович — добавлена новая информация и фото лётчика. Шинкаренко Фёдор Иванович — добавлена новая информация и фото лётчика. Тушев Иван Тимофеевич — добавлена новая информация и фото лётчика. Тужилин Емельян Фёдорович — добавлена новая информация о лётчике. Труд Андрей Иванович — добавлено новое фото лётчика и рисунок самолёта. Трофимов Николай Леонтьевич — добавлена новая информация и фото лётчика. Смотреть все новости за 2003-2014 год Наш продавец купить 1хбет зеркало по низкой цене со скидкой. Главная | Новости | АвиаХобби | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Контакты | Источники | Ссылки
|
airaces.narod.ru
Летчики-асы Великой Отечественной войны / Назад в СССР / Back in USSR
Наши летчики-асы во время Великой Отечественной войны наводили ужас на немцев. Широко известным стал возглас «Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!». Но Александр Покрышкин был не единственным советским асом. Мы вспомнили самых результативных…
Иван Никитович КожедубИван Кожедуб родился в 1920 году в Черниговской губернии. Он считается самым результативным русским летчиком-истребителем в личном бою, на его счету 64 сбитых самолета.
Начало карьеры прославленного летчика складывалась неудачно, в первом же бою его самолет был серьезно поврежден вражеским «Мессершмитом», а при возвращении на базу его еще по ошибке обстреляли русские зенитчики, и лишь чудом ему удалось приземлиться.

Самолет восстановлению не подлежал, и незадачливого новичка даже хотели перепрофилировать, но командир полка за него заступился. Лишь во время своего 40-го боевого вылета на Курской дуге Кожедуб, сам уже став «батей» — заместителем командира эскадрильи, сбил своего первого «лаптежника», так наши называли немецкие «Юнкерсы». После этого счет пошел на десятки.
Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. Кроме того, на счету Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг», которые атаковали его, приняв его истребитель за немецкий самолёт. Советский ас действовал по принципу, который исповедовал еще при работе с курсантами — «любой неизвестный самолет — враг».
За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит, хотя нередко его самолет получал очень серьезные повреждения.
Александр Иванович Покрышкин
Покрышкин – один из самых известных асов русской авиации. Родился в 1913 году в Новосибирске. Свою первую победу он одержал уже на второй день войны, сбив немецкий «Мессершмит». Всего на его счету 59 сбитых лично самолетов и 6 в группе. Впрочем, это лишь официальная статистика, поскольку, будучи командиром авиаполка, а затем и авиадивизии, Покрышкин порой отдавал сбитые самолеты молодым пилотам, чтобы поощрить их таким образом.

Его тетрадка, озаглавленная «Тактика истребителей в бою», стала настоящим пособием для воздушной войны. Говорят, что немцы предупреждали о появлении русского аса фразой: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе». Тому, кто собьет Покрышкина, сулили большую награду, но русский летчик оказался немцам не по зубам.
Покрышкин считается изобретателем «кубанской этажерки» – тактического приема воздушного боя, немцы прозвали его «кубанским эскалатором», поскольку расположенные попарно самолеты напоминали гигантскую лестницу. В бою уходившие от первой ступени немецкие самолеты попадали под удар второй, а затем и третьей ступени. Другими его излюбленными приемами были «соколиный удар» и «скоростные «качели».
Стоит отметить, что большинство своих побед Покрышкин одержал в первые годы войны, когда немцы имели значительный перевес в воздухе.
Николай Дмитриевич Гулаев
Родился в 1918 году в станице Аксайской неподалеку от Ростова. Его первый бой напоминает подвиг Кузнечика из кинофильма «В бой идут одни старики»: не имея приказа, впервые в жизни взлетев ночью под вой воздушной тревоги на своем «Яке», ему удалось сбить немецкий ночной истребитель «Хейнкель». За такое самовольство ему объявили взыскание, при этом представив к награде.

В дальнейшем одним сбитым самолетом за вылет Гулаев обычно не ограничивался, трижды он одержал четыре победы в день, дважды уничтожил три самолета, в семи боях сделал дубль. Всего сбил 57 самолетов лично и 3 в группе.
Один вражеский самолет Гулаев, когда у него кончился боезапас, взял на таран, после чего сам попал в штопор и едва успел катапультироваться. Его рискованная манера боя стала символом романтического направления в искусстве воздушного поединка.
Григорий Андреевич Речкалов
Родился в 1920 году в Пермской губернии. Накануне войны на врачебно-летной комиссии у него была обнаружена легкая степень дальтонизма, но командир полка даже не посмотрел на медицинское заключение – пилоты были очень нужны.

Свою первую победу одержал на устаревшем биплане И-153 под номером 13, несчастливом для немцев, как он шутил. Затем попал в группу Покрышкина и прошел обучение на «Аэрокобре» – американском истребителе, который прославился крутым нравом – он очень легко входил в штопор при малейшей ошибке пилота, сами американцы на таких летали неохотно.
Всего сбил 56 самолетов лично и 6 в группе. Пожалуй, ни у одного другого нашего аса на личном счету нет такого разнообразия типов сбитых самолетов, как у Речкалова, это и бомбардировщики, и самолеты штурмовой авиации, и разведчики, и истребители, и транспортники, и относительно редкие трофеи – «Савойя» и ПЗЛ-24.
Георгий Дмитриевич Костылев
Родился в Ораниенбауме, нынешнем Ломоносове, в 1914 году. Лётную практику начинал в Москве на легендарном Тушинском аэрополе, на котором сейчас строится спартаковский стадион.
Легендарный балтийский ас, закрывавший небо над Ленинградом, одержавший наибольшее количество побед в морской авиации, сбил лично не менее 20 самолетов противника и 34 – в группе. Свой первый «Мессершмит» сбил 15 июля 1941-го. Воевал на полученном по лендлизу британском «Харрикейне», на левом борту которого красовалась большая надпись «За Русь!».

В феврале 43-го угодил в штрафбат за то, что устроил разгром в доме майора интендантской службы. Костылев был поражен изобилием явств, которыми тот потчевал своих гостей, и не смог сдержаться, поскольку знал не понаслышке, что происходило в блокадном городе. Его лишили наград, разжаловали в красноармейцы и отправили на Ораниенбаумский плацдарм, в места, где прошло его детство.
Штрафники сберегли героя, и уже в апреле он вновь поднимает в воздух свой истребитель и одерживает победу над врагом. Позже его восстановили в звании, вернули награды, однако вторую Звезду Героя он так и не получил.
Маресьев Алексей Петрович
Человек-легенда, ставший прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», символ мужества и стойкости русского воина. Родился в 1916 году в городе Камышине Саратовской губернии.
В бою с немцами его самолет был подбит, раненному в ноги летчику удалось приземлиться на территории, занятой немцами. После чего он 18 дней ползком выбирался к своим, в госпитале ему ампутировали обе ноги. Но Маресьеву удалось вернуться в строй, он научился ходить на протезах и снова поднялся в небо.

Поначалу ему не доверяли, в бою всякое может случиться, однако Маресьев доказал, что он может воевать не хуже других. В итоге к сбитым до ранения 4 немецким самолетам добавилось еще 7. Повесть Полевого о Маресьеве разрешили напечатать только после войны, чтобы немцы не дай Бог, не подумали, что в советской армии некому воевать, приходится инвалидов посылать.
Попков Виталий Иванович
Этого летчика также нельзя не упомянуть, ведь именно он стал одним из самых известных воплощений летчика-аса в киноискусстве – прототипом знаменитого Маэстро из фильма «В бой идут одни старики». «Поющая эскадрилья» действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, где служил Попков, в ней был свой собственный хор, а два самолета ей подарил сам Леонид Утесов.

Попков родился в Москве в1922 году. Свою первую победу одержал в июне 1942 года над городом Холм. Участвовал в боях на Калининском фронте, на Дону и Курской дуге. Всего он совершил 475 боевых вылетов, провел 117 воздушных боев, лично сбил 41 самолет противника плюс 1 в группе.
В последний день войны Попков в небе над Брно сбил легендарного немца Хартмана, самого результативного аса Второй мировой, но тому удалось приземлиться и остаться в живых, правда, от плена это его все равно не спасло. Популярность Попкова была так велика, что ему при жизни в Москве был поставлен памятник.
Григорий Шувалов
back-in-ussr.com

