Аламут – твердыня ассасинов | Тайны мира и человека

6 587

Гассан ибн Саббах задумал завладеть крепостью, в которой со своими адептами мог бы укрываться от преследований Сельджукидов и готовить силы для дальнейшей борьбы. Свой выбор он остановил на крепости Аламут, находившейся неподалеку от богатого торгового города Казвина, расположенного в Западной Персии, в той же горной области Дейлем, в которой его проповеди сопутствовал такой успех.

«Даис» выбрал Аламут по трем причинам.

Во-первых, крепость Аламут находилась на достаточном удалении от столицы сельджукских султанов Исфагана.

Во-вторых, в окружавших крепость Аламут селениях проживало немало приверженцев измаилитского учения;

В-третьих, Аламут был поистине неприступной твердыней.

Эта крепость, ставшая впоследствии важнейшим укреплением низаритского ордена, возведенная на высокой скале близ одной из вершин западного Эльбурса (священной горы древних ариев), поднимающейся на 3689 метров над уровнем моря, стояла в труднодоступной горной долине, утесы по сторонам которой представляли собой дополнительные укрепления. Сама же крепость оседлала отвесную скалу высотой более 200 метров, которая возвышалась в центре долины, где было расположено несколько деревень, населенных новообращенными измаилитами. В крепости имелся источник пресной воды.

Взять штурмом Аламут, охраняемый даже небольшим гарнизоном, было практически невозможно. Если верить иранскому летописцу Рашид ад-дину Фазлуллаху ибн Абу ль-Хайру Али Хамадани (обычно именуемому сокращенно — Рашид ад-дин Фазлуллах Хамадани), автору знаменитого «Сборника летописей» («Джами ат-таварих»), монгольский хан Хулагу после сдачи крепости изнуренными долгой осадой низаритами монголо-татарам в 1256 году, поднялся наверх для осмотра Аламута и «от величия той горы прикусил зубами палец изумления» (Рашид ад-дин Фазлуллах Хамадани. Джами ат-таварих, III, 37, М.-Л., 1946).

Но все это произошло гораздо позднее, а пока что на дворе стоял 1090 год от Рождества Христова.

Первым делом низариты начали обрабатывать коменданта крепости Алави. Одновременно помощник Гассана ибн Саббаха занялся тайной, но весьма активной агитацией среди рядовых воинов гарнизона.

Комендант Аламута, героическими усилиями пытавшийся сохранить верность присяге, некоторое время колебался, но, когда нему были обещаны 3000 полновесных золотых динаров и право свободного выхода из крепости, он решился сдать Аламут. Верно было сказано в Евангелии: «Не можете служить Богу и мамоне»…

Среди низаритов, впущенных в крепость не устоявшим перед искушением богатством комендантом, был и сам Гассан ибн Саббах, переодетый бедным ремесленником — тихий, скромный, немногословный человек.

Он передал коменданту записку, по которой тот должен был получить в городе Дамагане 3000 динаров золотом у богатого купца (по удивительному стечению обстоятельств оказавшемуся тайным низаритом). Алави усомнился, что по записке такого «низкого человека» ему выплатят такую колоссальную сумму, Но скромный ремесленник только улыбнулся и успокоил коменданта. «Маловерный, зачем ты усомнился…»

Алави был последним человеком на Земле, который видел Гассана ибн Саббаха переодетым, скрывающимся, гонимым и настороженным. Отныне тот стал «царем горы».

Сребролюбивый комендант меж тем отправился в торговый город Дамаган. Купец, к которому Гассан его направил, ввел Алави в заднюю комнату своего дома, отослал слуг и попросил показать записку.

Узнав почерк Гассана ибн Саббаха, купец благоговейно поцеловал записку, приложил ее ко лбу по общемусульманскому обычаю и… через несколько минут вручил гостю увесистый мешок с 3000 золотых динаров.

Существует, впрочем, и другая версия захвата Аламута, согласно которой семеро низаритских «даисов» (включая Гассана ибн Саббаха) втерлись в доверие к коменданту крепости, силой скрутили его, когда он угощал их (совершив тем самым возмутительное преступление с точки зрения мусульманского гостеприимства, подняв руку на гостеприимного хозяина, преломившего с гостями хлеб, то есть разделившего с ними трапезу), и впустили в крепость своих сторонников.

Известие о падении Аламута встревожило султана Малик-шаха. Еще больше его обеспокоило сообщение, что низариты согнали местных земледельцев строить другие крепости по соседству с Аламутом.

Как бесстрастно сообщал иранский летописец, «добру и злу внимая равнодушно»:

«Завладев Аламутом, Гассан напряг все силы, чтобы захватить округа, смежные с Аламутом, или места, близкие к нему. Он овладел ими путем обмана своей проповедью. Что же до тех мест, где не были обмануты его речами, он завладевал ими убийствами, войной и кровопролитием. Везде, где он находил утес, годный для укрепления, он закладывал фундамент крепости».

Гассан ибн Саббах вел себя совершенно непонятно для властей предержащих (как духовных, так и светских). Так еще никто себя не вел в исламском мире. Обычно пророки шли из города в город, скрываясь от властей, и проповедовали втайне. Этот же сидел в неприступной горной крепости и с высоты ее грозных башен открыто бросал вызов всем владыкам земным. Со всех концов не только султаната Сельджукидов, но и всего необъятного исламского мира к нему стекались все новые сторонники. Уходя в Аламут, человек становился неподвластным царям земным. Что же касается его загробного блаженства в лучшем мире, то заботу об этом всецело брал на себя Гассан ибн Саббах.

Не следует забывать, что для человека Средневековья (причем не только мусульманина!) рай и ад были понятиями не менее реальными, чем окружающая его земная действительность.

Амир (что означает по-арабски «князь», «принц», «начальник» — этому титулу у тюрков соответствует более привычное для нашего уха слово «эмир»), правивший областью, в которой действовал Гассан ибн Саббах, первым из сельджукских властителей Ирана двинулся в поход, чтобы ликвидировать «осиное гнездо» проклятых низаритов. Поход представлялся амиру делом нетрудным: ему предстояло расправиться лишь с кучкой обманщиков-еретиков, хитростью овладевших крепостью.

Амир сжег селения в долине, казнил низаритов, попавших в руки его воинов, и окружил крепость плотным кольцом осады.

Гассан ибн Саббах слишком поздно осознал, какую совершил ошибку. Он не рассчитывал, что амир будет так оперативен, и не запасся вовремя зерном. И теперь ему нечем было кормить гарнизон и беженцев, заполнивших крепость.

Тогда бесстрашный «даис» собрал защитников Аламута и сообщил им, что прошедшей ночью к нему явился скрытый имам и приказал крепость ни в коем случае не сдавать. И такова была сила убеждения Гассана ибн Саббаха, что герметически отрезанные от внешнего мира низариты все как один поклялись умереть, но не уступить врагу,

Амир ровным счетом ничего не знал о положении в крепости. В осажденном Аламуте не нашлось ни одного изменника, который бы ему об этом сообщил. Через три дня он потерял терпение, снял осаду и увел свой отряд из долины.

Следующее суровое испытание выпало на долю Гассана ибн Саббаха ровно через год. На этот раз за дело взялся сам сельджукский султан Малик-шах. Он отправил своего полководца во главе сильного войска, приказав ему не возвращаться до тех пор, пока тот не вырвет с корнем росток заразы.

Сельджукские войска подступили к Аламуту в марте. На полях только начинались посевные работы. Аламутская долина была опустошена войной. Накопить за зиму необходимые для выживания гарнизона и беженцев в осажденной крепости запасы Гассан ибн Саббах не успел. К тому же в крепости с ним оставалось мало людей — не больше 70 человек, способных держать в руках оружие. Три долгих месяца продолжалась осада сельджуками Аламута. Осажденные низариты ели совсем понемногу, только чтобы не умереть с голоду, и бились с осаждающими.

Когда у осажденных не осталось никаких сомнений в том, что выдерживать осаду дальше совершенно невозможно, Гассан ибн Саббах тайно, в грозовую ночь, спустил на веревке одного из молодых парней, и тот, благополучно миновав посты врагов, выбрался из долины. На следующий день он был уже в центре области Дейлем — городе Казвине, где местные низариты с тревогой ждали вестей.

Туг же была проведена поголовная мобилизация всех низаритов в городе. Всего набралось более 300 человек, фанатично и решительно настроенных, готовых победить или умереть во славу скрытого имама и его пророка.

Низаритский отряд вошел в Аламутскую долину в сумерки. Измаилиты скрытно продвигались к Аламуту по крутым склонам, поросшим лесом, в полном молчании, стараясь не греметь оружием. Дождались ночи. Гарнизон осажденной крепости был уже предупрежден проникшими в нее снаружи лазутчиками, что помощь близка, и приготовился к вылазке.

Гассан ибн Саббах оставался в своей келье, которую построили специально для него, когда Аламут был захвачен. Стены этой кельи были такими же толстыми, как и внешняя крепостная стена. Внутрь кельи вела лишь небольшая дверь. В крепостной стене была прорублена вторая дверь, и за дверью была небольшая терраса — уступ, нависший на 200-метровой высоте. Вождь мог выйти на уступ. Оттуда на много фарсангов (поприщ) открывался вид на долину, над которой господствовал Аламут,

Никто из шедших, казалось, на верную смерть низаритов не сомневался в том, что в заоблачной келье своего «орлиного гнезда» Гассан ибн Саббах беседовал со скрытым имамом, который должен был защитить поборников истинной веры.

Сонные сельджукские часовые были сняты быстро и бесшумно. Они не успели даже поднять тревогу, И тут же началась беспощадная, кровавая резня. В полной темноте, ошеломленные, застигнутые врасплох, не понимая, что происходит, оказавшиеся меж двух огней сельджукские воины, попавшие под двойной, комбинированный удар низаритов (как со стороны долины, так и со стороны Аламута), метались между походными шатрами. Дико ржали кони, отчаянно вопили раненые, скрипели, опрокидываясь, повозки. Крики и лязг скрещивающихся клинков долетали даже наверх, в заоблачную келью Гассана ибн Саббаха.

Разгром был полный. Лишь малая часть захваченных низаритами врасплох турок-сельджуков смогла вырваться из долины.

По всему Востоку растекались слухи: в неприступной горной крепости поселился некий таинственный пророк, очевидно, избранный самим Аллахом для совершения великих дел. И какие бы испытанные рати ни посылал против него сельджукский султан, никго и ничто не в силах одолеть его. Гассана уже называли Горным старцем, хотя он был совсем еще не стар.

В последующие годы сторонникам Гассана ибн Саббаха удалось захватить (чаще всего без боя, хитростью или подкупом, как Аламут) или побудить к переходу на сторону Горного старца путем искусных переговоров ряд крепостей в долинах Рудбар и Кумисе, несколько городов в области Кухистан, а также несколько сильно укрепленных замков — «рибатов» — на западе, в горных районах Ливана и Сирии.

В историю низариты Горного старца вошли прежде всего как террористы-самоубийцы. Но к тактике использования террористов-самоубийц Гассан ибн Саббах пришёл не сразу. Существует легенда, согласно которой он принял такое решение благодаря срочно возникшей необходимости убить вазира Низама аль-Мулька.

via

taynikrus.ru

Чудеса света — Крепость Аламут

Аламут считается самым загадочным зданием Ирана. Это величественное, но в то же время неприступное сооружение. Аламут – это крепость, возвышающаяся высоко в горах. Построена она была в далеком 9 веке. И уже в середине 13-го она сдалась монгольскому войску, тогда же ее и разрушили.

Выходит, что большую часть времени крепость была в руинах. Но то недолгое время, когда она была заселена людьми, дало ей определенный облик. Образ величественного Аламута до сих пор увлекает и будоражит светлые умы писателей и кинематографистов. Неприступность крепости подарил Саббах. Он был завоевателем, и Аламут стал его твердыней. Однако он слыл любителем искусства, поэтому сосредоточил здесь целое культурное наследие для потомков.

Здесь по приглашению Саббаха работали ученые, маги и мистики. Здесь они творили и писали книги. И даже когда крепость пала и была сожжена, то предварительно из библиотеки были отобраны интереснейшие тома, которые снискали в будущем мировую славу.

Крепость была уникальным сооружением, так как к ней невозможно было подступиться, однако в итоге она была сдана победителю без боя. А в 2006 году в том районе произошло землетрясение, которое и завершило, то что делало с руинами время. От былого славного Аламута мало что осталось.

www.zoomex.ru

Крепость Аламут

Аламут был самым загадочным строением Ирана, величественным и самым неприступным. Крепость высоко в горах, наверное, никогда бы не пала, если бы однажды просто добровольно не сдалась на милость осаждавших.

Аламут возвели к 840 году. В 1256 году крепость сдалась монгольскому войску и была разрушена. Получается, что большую часть своей истории Аламут провел в руинах. Но те четыре века, когда Аламут был заселен, дали ему такую прочную славу, что и сейчас этот образ увлекает умы писателей, кинематографистов, мистиков.Такую известность принес Аламуту Хасан ибн Саббах, которому в 1090 году передали крепость исмаилиты. Это и стало вехой для Аламута. Хасан ибн Саббах завоевал окрестные земли, снискал Аламуту славу неприступной твердыни.Но главное – он сделал крепость средоточием культурной жизни. Сам Саббах последние 35 лет жизни не покидал Аламута, при этом все время проводил в размышлениях и молитвах. Он привлек в крепость больших ученых, мистиков, магов. В их числе был астроном и философ Насир ад-дин ат-Туси. Здесь писались значительные труды и книги, Хасан ибн Саббах собрал в Аламуте богатейшую библиотеку.Когда крепость завоевали, была сожжена та часть библиотеки, которая содержала исмаилитские догматические тексты. Остальное завоеватель с благоговением принял, так многие труды из потайной библиотеки Аламута нашли заслуженную известность, стали частью мировой культуры.Аламут долго оставался резиденцией преемников Хасана ибн Саббаха. В 1256 крепость пала. Но пала – без боя. В Аламуте все так было устроено, что взять его силой было бы просто невозможно. Во времена Хасана ибн Саббаха крепость выдерживала суровейшие атаки и осады.Сама высота утеса – больше 2000 метров – уже была надежной защитой. В массивной стене крепости был только один вход, и только одна дорога вела по склону к этому входу. Остальная окружность горы не давала возможности подойти к Аламуту – галька на отвесных склонах осыпалась, делая подъем слишком опасным.В случае осады Аламуту было нечего бояться. Археологи уверяют, что в крепости были большие хранилища для воды и продуктов. Целые комнаты-резервуары собирали дождевую и снеговую воду, так что ее запасов хватало на все засушливое лето.И, как ни обидно, всего лишь 4 дня выстоял Аламут против армии Хулагу. С 15 по 19 декабря 1256 года длился штурм крепости, потом решено было сдаться. Аламут был разрушен пришел в упадок.Еще до самого 2006 года руины напоминали крепость. Потом землетрясение довершило то, над чем работало время – сейчас от Аламута немногое сохранилось.Но сегодняшние руины внесены в реестр памятников культуры Ирана.Ссылка на источник: http://archi.1001chudo.ru/iran_2650.html

chrontime.com

Чудеса света — Крепость Аламут

Аламут считается самым загадочным зданием Ирана. Это величественное, но в то же время неприступное сооружение. Аламут – это крепость, возвышающаяся высоко в горах. Построена она была в далеком 9 веке. И уже в середине 13-го она сдалась монгольскому войску, тогда же ее и разрушили.

Выходит, что большую часть времени крепость была в руинах. Но то недолгое время, когда она была заселена людьми, дало ей определенный облик. Образ величественного Аламута до сих пор увлекает и будоражит светлые умы писателей и кинематографистов. Неприступность крепости подарил Саббах. Он был завоевателем, и Аламут стал его твердыней. Однако он слыл любителем искусства, поэтому сосредоточил здесь целое культурное наследие для потомков.

Здесь по приглашению Саббаха работали ученые, маги и мистики. Здесь они творили и писали книги. И даже когда крепость пала и была сожжена, то предварительно из библиотеки были отобраны интереснейшие тома, которые снискали в будущем мировую славу.

Крепость была уникальным сооружением, так как к ней невозможно было подступиться, однако в итоге она была сдана победителю без боя. А в 2006 году в том районе произошло землетрясение, которое и завершило, то что делало с руинами время. От былого славного Аламута мало что осталось.

zoomex.ru

где находится и что посмотреть рядом

Замок Аламут был построен в IX веке на высоте более 2 000 м. Он сконструирован таким образом, что у него есть только один вход, обвивающий утес. Такое расположение входа затрудняло завоевание крепости. Но в 1090 году человек по имени Хасан-ибн-Саббах смог захватить замок.

Хасан был исмаилитским шиитом, представителем той ветви ислама, которая столкнулась с жестоким преследованием со стороны правящего клана. Когда он скрывался в долинах Аламута, ему найти в этом регионе сторонников. В конце концов Хасан-ибн-Саббах и его последователи смогли придумать план, который позволил им захватить крепость, не пролив ни единой капли крови (предположительно, Хасан даже заплатил свергнутому правителю выкуп за это место).

Крепость стала оплотом для Хасана и его последователей, которых стали называть ассасинами. Они обновили фундамент замка и укрепили его систему обороны. Наиболее заметным нововведением стало создание изысканной библиотеки, полной книг по астрономии, математике, философии и даже алхимии.

Хасан создал своё собственное государство, используя в качестве баз другие крепости, разбросанные по отдалённым горам и долинам. Он и его последователи сделали больше, чем просто укрепили свои стратегические укрытия: они стали «совершенными убийцами».

Ассасины использовали свои навыки против правителей империи сельджуков, преследовавших их секту. Слава об ордене ассасинов распространилась за пределы северного Ирана: они привлекли внимание иностранных врагов —крестоносцев. «Совершенные убийцы» устраняли только определённых людей, стараясь делать это без каких-либо дополнительных жертв. Они культивировали свою репутацию, убивая жертв публично, часто в мечетях. Оружием, приносящим смерть, стал кинжал.

Монгольские захватчики заняли замок в XIII веке. Они разрушили крепость и сожгли большую часть редких книг, хранящихся в библиотеке.

Легенды о крепости ассасинов всё ещё живы. Самая заметная историческая неточность была была допущена и распространена купцом и путешественником Марко Поло в его рассказах о Старце с горы. Согласно его рукописям, преданным ассасинам давали наркотики, чтобы имитировать смерть. Затем их переносили в секретный сад, где они просыпались. Здесь рекой текло вино, столы ломились от яств, а вокруг кружили девственницы. Когда они просыпались в следующий раз, им сообщали, что если они захотят вернуться в рай, которым наслаждались, им нужно обратиться к Хасану и следовать его приказам.

Полезно знать

Вы можете совершить в захватывающее четырёхчасовое путешествие по горам из Казвина, расположенного недалеко от деревни Газорхан. Прогулка до Аламута довольно трудная, но виды из крепости — это нечто особенное. Археологи восстановили замок и установили информационные таблички на английском и фарси.

account.travel

Верующие в террор / Стиль жизни / Независимая газета

В этих руинах трудно угадать когда-то зловещее величие крепости ассасинов.
Фото автора

Планируя путешествие в Иран, я сразу включил посещение крепости Аламут в свой маршрут, хотя знал, что от средневековых сооружений до наших дней мало что сохранилось. Легендарная история этого места легко заменяет недостаток материальных объектов. Отсюда тысячу лет назад пришло в Европу страшное слово «ассасин». Сейчас и его, и от него производные можно найти в словарях английского, французского, испанского языков. Значение слова везде одинаково – жестокий убийца.

Первыми с сообществом ассасинов познакомились крестоносцы, завоевавшие Святую землю, а затем вся Европа узнала о тайном ордене убийц из «Книги о разнообразии мира» Марко Поло. Вот что писал об Аламуте итальянский путешественник.

«В стране Мулект в старину жил Горный Старец. Старец назывался Ала-один. Развел он большой, отличный сад в долине между двух гор; такого и не видано было. Были там самые лучшие в свете плоды. Настроил он там самых лучших домов, самых красивых дворцов, таких и не видано было прежде. Провел он там каналы; в одних было вино, в других – молоко, в третьих – мед, а в иных – вода. Самые красивые в свете жены и девы были тут; умели они играть на всех инструментах, петь и плясать лучше других жен. Сад этот, толковал старец своим людям, есть рай. Развел он его таким точно, как Мухаммед описывал сарацинам рай: кто в рай попадет, у того будет столько красивых жен, сколько пожелает, и найдет он там реки вина и молока, меду и воды. И тамошние сарацины верили, что этот сад – рай. Входил в него только тот, кто пожелал сделаться ассасином. При входе в сад стояла неприступная крепость; никто в свете не мог овладеть ею; а другого входа туда не было. Содержал старец при своем дворе всех тамошних юношей от двенадцати до двадцати лет. Приказывал старец вводить в этот рай юношей, смотря по своему желанию, по четыре, по десяти, по двадцати, и вот как: сперва их напоят, сонными брали и вводили в сад; там их будили. Проснется юноша и, как увидит все то, что я вам описывал, поистине уверует, что находится в раю, а жены и девы во весь день с ним: играют, поют, забавляют его, всякое его желание исполняют; все, что захочет, у него есть; и не вышел бы оттуда по своей воле. Двор свой Горный Старец держит отлично, богато, живет прекрасно; простых горцев уверяет, что он пророк; и они этому поистине верят», – рассказывал Марко Поло.

Но это, конечно, легенда, хотя крепость Аламут существовала на самом деле и ее история неплохо описана в современной исторической литературе. Особенный интерес у историков вызывает то, как Старец Горы использовал свой фальшивый рай для подготовки будущих исполнителей политических убийств.

Ну как же было не воспользоваться возможностью посетить такое легендарное место? Путешествие началось. Наша машина сворачивает с трассы Тегеран–Казвин на север, к горам Эльбурс. Дорога поднимается вверх по серпантину на перевал. Оттуда видно следующую гряду гор, она еще выше. Вершины в снегу, снег пятнами лежит и на перевале. Горы безлесны. Только ниже, в распадках, островки тополей, посаженных жителями деревень для будущего строительства. Деревни глинобитные, а для перекрытия плоских крыш требуются бревна. За сотни лет, со времен легендарного вождя ассасинов Горного Старца, изменилось только то, что дома крыты железом, а не камышом и соломой.

На дне долины протекает мутная река с коричневой водой. Долина узкая, ровного места мало. Чем они тут живут? Это сейчас по извилистой дороге несколько часов езды на автомобиле, а в старину путь до ближайшего города Казвин занимал много дней. Как жилось тысячу лет назад в этой глухомани, в голых горах, где полгода снег, а полгода засуха? Кому были нужны эти места? Тут крестьянам, похоже, самим едва хватает выращенной еды. Такие мысли приходят в голову, когда подъезжаешь к руинам, в которых почти невозможно угадать некогда неприступную твердыню.

Когда в 1256 году Аламут разрушили войска монгольского хана Хулагу, при этом присутствовал историк Джувейни, закончивший историей о Горном Старце и его ассасинах свою книгу «История завоевания мира». Большинство сведений об Аламуте происходит из этого источника. Истории о фальшивом рае, которую рассказал Марко Поло, там нет. И гашиш в тех краях не употребляли, скорее уж опиумный мак. Возможно, что имя ассасин, или «хашишин» по-арабски, означало: «тот, кто питается травой», то есть бедняк.

В одной книге по истории Ирана, изданной 60 лет назад, я вычитал, что точное местонахождение крепости неизвестно. Раскопки, подтвердившие, что именно это место и есть легендарный Аламут, произвели сравнительно недавно. И вот знаменитый замок религиозных фанатиков перед нами.

Над остатками центральной части, где находились ворота в цитадель и мечеть, сейчас построена защитная железная крыша, которая сильно портит вид. Археологи раскопали цистерны для воды общей емкостью в сотни кубометров. Обнаружили погреб, кухню, небольшие жилые комнаты с очагами для отопления. Часть зданий каменная, часть кирпичная, несколько коридоров вырублены в скале.

Сейчас подъем от дороги идет по тому же склону, что и в древности, только для туристов сделана новая каменная лестница. Тропа проходит под скалой. Очевидно, когда-то она прекрасно обстреливалась из крепости.


Замок Старца Горы наводил ужас на Ближний Восток и Европу.
Персидская миниатюра XV века

Поднявшись наверх, мы оказались во внешнем дворе крепости. В цитадель когда-то попадали через ворота в башне. Эта башня с гранеными столбами присутствует на многих старинных изображениях Аламута. До нашего времени от нее сохранилось основание меньше метра в высоту. Видно, что захватчики разрушали крепость старательно и намеренно. Только могучая сила империи Чингисидов сумела разорить это горное гнездо хищников.

Весенний воздух прохладен. Склон горы на севере еще не очистился от снега, но и не успел зазеленеть травой. Орлы парят на уровне глаз и даже ниже, над изрытой оврагами долиной, над извилистой дорогой, над беспорядочными разноцветными крышами деревни. Оглядывая простор вокруг, понимаешь, до чего же недолговечны даже самая жестокая людская воля и самые зловещие творения рук человеческих. Только горы вечны.

www.ng.ru

Ассасины — только факты | Тайны мира и человека

6 302

Первой жертвой основателя ордена стал его школьный товарищ

Хасан ибн Саббах, основатель ордена ассасинов по прозвищу «Старец горы», родился в семье умеренных шиитов, однако после учебы в Каире перешел в более радикальное учение низаритов. Показательно, что он был однокашником многих влиятельных и даже великих людей того времени, среди которых были Омар Хайям и Низам аль-Мульк, визирь в империи сельджуков.

Именно с Низама аль-Мулька началась история ассасинов как организации убийц. Бывшие школьные товарищи стали политическими соперниками, и в какой-то момент Хасан устранил противника: к нему был послан убийца, переодетый странником-дервишем, и визирь был убит прямо посреди своего роскошного дворца в окружении стражи и множества свидетелей.

Крепость Аламут, главный оплот ассасинов, была захвачена ими без единой капли крови

Руины крепости Аламут

Когда Хасан ибн Саббах выбирал место для своей базы, он остановился на крепости Аламут близ Каспийского моря. Она действительно была практически неприступной для войск, но осаждать ее и не пришлось. Выдав себя за учителя и странника, будущий пророк подготовил почву для своей грядущей империи: большая часть местных жителей была обращена в его ярых последователей.

Однажды комендант крепости обнаружил, что ни единый человек не повинуется его приказам, и ему пришлось бежать, оставив свою вотчину. Так ассасины неожиданно заявили о своей независимости; после захвата Аламута ими было построено еще более сотни крепостей, а занятые ими территории по праву считались отдельным государством.

Ассасины были террористами, а не скрытными убийцами

Ассасины были не совсем орденом тайных убийц. По современным представлениям их скорее можно назвать террористами, поскольку они предпочитали не столько скрытные операции, сколько громкие (и желательно кровавые) политические убийства, которые совершались при большом скоплении народа. Устранение важного деятеля было не столько самоцелью, сколько методом политического террора. Более того, многие из убийц не сбегали с места события, но оставались и яростно выкрикивали политические и религиозные воззвания к народу, до тех пор, пока не были схвачены или убиты охраной. Примечательно, что своими главными врагами ассасины провозгласили весь класс чиновников и бюрократов.

Фразу «Ничто не истина. Все дозволено»  придумали не ассасины

Существует мнение, что фраза служила ассасинам девизом во время крестовых походов. В действительности цитата принадлежит Берроузу и взята из его «Городов красной ночи». Более того, Берроуз не только был увлечен ассасинами, но и, насколько можно судить, передал этот интерес Курту Кобейну. Они записали совместный аудиорассказ «Они называли его священником» и планировали создать что-то подобное и об ассасинах. Смерть Кобейна помешала этим планам.

Ассасины и гашиш никак не связаны


Одно из расхожих мнений об ассасинах состоит в том, что они, во-первых, использовали гашиш в своих обрядах и тренировках, а во-вторых заслужили благодаря этому увлечению и свое название. Орден и вправду назывался «хашишины», но это связано либо с именем их лидера, Хасана, либо происходит от их уничижительного прозвища — «травоеды», то есть нищенствующие. Что же касается использования каннабиса в подготовке убийц, то это кажется весьма маловероятным:

«Если бы ассасины принимали гашиш, то их видения и галлюцинации сами по себе делали ненужным создание рукотворного «рая» с гуриями и реками вина. Многомесячное пребывание в чужом обличии требовало от ассасина огромного самообладания и выдержки. Они понимали, что неожиданное преждевременное разоблачение и совершение убийства для них могли закончится только неизбежной и очень мучительной смертью. Такие длительные и высокопрофессиональные действия не могли совершаться ни под действием гашиша, ни по принуждению, ни по приказу».

Ассасины верили в сверхъестественного мессию, который жил в их столице

Одной из центральных идей низаритов как секты было существование некоего «скрытого» имама, потомка Мухаммеда, который спасся от врагов и явит себя в качестве мессии. Саббах сумел убедить последователей, что лично высвободил «скрытого имама» из плена еще в младенчестве и даже сам воспитал божественное дитя, поселив в тайных покоях крепости. Низариты верили, что в Аламуте жил и пророк (то есть Саббах), и некий потусторонний посланник Аллаха. Последующие «Старцы горы» провозгласили этим сверхъестественным существом уже себя.

Претенденты отбирались по тому же принципу, что и монахи в дзен-буддизме


Метод отбора претендентов в младшее звено ассасинов (фидаидов) напоминает способ отбора монахов в дзен-буддистские монастыри. Желающего стать орудием ордена встречали лишь закрытые ворота, он обязан был просидеть у них в ожидании несколько дней до тех пор пока сам глава общины не снизойдет до встречи. Все это время новичок подвергался унижению, угрозам и даже избиению со стороны старших. Выдержавшие это испытание допускались к следующим экзаменам. Идея подобной проверки при вступлении в сообщество была использована в «Бойцовском клубе».

Как минимум один европеец действительно побывал в крепости Аламут

Низариты демонстрируют презрение к смерти

Этим человеком был Генрих, граф Шампанский. Именно ему мы обязаны рассказами о том, что люди Хасана готовы спрыгнуть с обрыва или зарезать себя ножом по одному лишь его велению. Самоубийство нескольких членов общины было продемонстрировано гостю с поистине театральным пафосом.

Ассасины активно занимались вымогательством

Придворная жизнь сельджуков

Знать турков-сельджуков и арабов была настолько напугана террором ассасинов, что даже в мирное время практически поголовно носила кольчуги. Единственным более-менее серьезным способом обезопасить себя было втайне подкупать «Старца Горы». Фактически, сложилась система, подобная рэкету: дворяне платили огромные деньги незаконной организации за «страховку от несчастного случая». Разумеется, единственной опасностью, от которой защищал страховой договор, были сами низариты.

Ассасины были побеждены монголами-крестоносцами


Сейчас это кажется удивительным, но когда-то степняки стояли на распутье в выборе религии и больше склонялись к христианству несторианского толка. Александр Невский в свое время даже побратался с сыном Батыя, который исповедовал христианство. В какой-то момент кочевники все же выбрали путь исламизации, но именно в период войны с ассасинами они развернули настоящую религиозную войну против мусульман. Этот поход был назван «Желтым крестовым походом» — его целью было освобождение Гроба Господня. Теперь такое трудно представить, но тогда монголы были восприняты как защитники христианской веры и крестоносцы стали их союзниками.

Монголы подошли к походу на Аламут и следующие за ним города Средней Азии с максимальной серьезностью. Были построены горные мосты и переправы, подогнаны осадные машины и даже китайские войска, вооруженные пороховым оружием. Таким образом, крепости ассасинов стали одними из первых сооружений, для взятия которых был использован порох.

Последняя крепость ассасинов сопротивлялась осаде 20 лет

Руины крепости ассасинов

Однако значительная часть ассасинов не сдалась даже после приказа их вождя и продолжала сопротивляться монгольскому нашествию. Самый невероятный случай — осада крепости Гирдсхук, которая длилась 20 лет (очевидно, монголам просто не удавалось пресечь тайные пути доставки продовольствия и снаряжения).

Двое из восьмерых повелителей ассасинов были убиты своими же наследниками


Последним из «Старцев горы» стал Рукн ад-Дин Хуршах, который не только убил своего отца, чтобы занять его место, но и отдал Аламут и большую часть крепостей монголам практически без боя. Сам же Хуршах, сдавшийся на милость победителей, был ими впоследствии убит. Монголы пытались выдать это за несчастный случай, но у них, в отличие от ассасинов, в этом было гораздо меньше сноровки, и убийство получилось очень неаккуратным.

«Хуршах, молодой человек, унаследовавший власть от своего отца. Это был любитель вина и женщин, поощрявший интриги при своем дворе. Он мог бы еще долго сидеть в своем замке, но у него сдали нервы. Узнав, что ему лично обещана жизнь, он явился в 1256 г. в ставку Хулагу. Тот отправил его в Монголию, но Мункэ терпеть не мог изменников и приказал убить Хуршаха в пути».

Династия правителей ассасинов не прервалась и существует до сих пор

Принц Карим Ага-хан IV на встрече с Владимиром Путиным

Принц Карим Ага-хан IV — мультимиллионер, духовный лидер низаритов и гражданин Швейцарии. Он получил прекрасное образование в Гарварде, лучше чувствует себя в Европе, нежели Азии и лично встречался с королевой Великобритании и Владимиром Путиным. Карим Ага-хан IV — прямой потомок последнего из «Старцев горы» и формально все еще наследник титула повелителя ассасинов.

Ассасины и тхаги-душители не только имели много общего, но и знали друг о друге

Когда ассасины спасались от монгольского нашествия, буквально тысячи их сбежали в Индию, а значит, должны были столкнуться с другим подобным орденом — тхагами-душителями. До сих пор неизвестно, каким образом сложились их отношения и контактировали ли они вообще. Тхагов, также как и ассасинов, обвиняли в том, что в своих церемониях они использовали некий наркотик, называвшийся «сахар причастия» (гур). Считалось, что отведав этого «сахара» душители не могли противиться воле старейшин и бездумно шли убивать тех, кого им удалось выследить.

Тхаги — еще один религиозный орден убийц.

«Сахар причастия» тайного общества вполне мог стать прообразом лунного сахара и скумы из The Elder Scrolls, однако у этого наркотика есть еще один аспект, который может пролить свет на природу ассасинов и тхагов. Существует мнение, что дурманящее вещество — это вовсе не некая реальная субстанция, а метафора убийства как такового. Кроме лежащей на поверхности идеи о чисто садистском удовольствии есть и более глубокая концепция.

В жестком кастовом обществе Индии и в Персии, захваченной арабами, а затем тюрками, тайные общества убийц стали едва ли не единственным способом метафорически и метафизически взять этот мир и судьбу за глотку. Понятно, что человек, вошедший в орден убийц, сталкивался с еще более жесткой иерархией, но парадоксальным образом чувствовал себя освобожденным. Вчерашний выходец из крестьян или ремесленников внезапно оказывался в системе, которая занималась уничтожением элиты общества, которое он считал порочным и несправедливым. Причем большее удовлетворение приносило даже не само поведение хищника, а избавление от унизительного статуса прирожденной жертвы. Вот последнее и являлось тем самым дурманящим зельем, которое «Старец горы» подарил своим последователям.

Ассасины — это не только убийцы, но и клуб богемных декадентов

В XIX веке в Париже существовал так называемый «Клуб Ассасинов». Это было литературное объединение дерзких, но популярных поэтов и прозаиков, в которое в том числе входили Бодлер, Дюма-отец, Гюго и Бальзак. Помимо экспериментов с давамеском эти столпы литературы прославились популяризацией образа ассасинов и Хасана ибн Саббаха, загадочного мистика и повелителя Аламута. Многие из клише, оставшихся в массовой-культуре, были созданы именно ими и с них же начинается традиция художественного искажения фактов о низаритах.

Владимир Бровин

taynikrus.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *