Список правителей Турции - это... Что такое Список правителей Турции?

г. Куссара, г. Каниш, г. Хаттусас[1].

2000 — 1800 год до н. э.

  • Питхандас, (царь)

1800 — 1700 год до н. э.

  • Тудхалияс I, табарна (1740 — 1710 гг. до н. э.)
  • Пушаррума, табарна (1710 — 1680 гг. до н. э.)
  • Ануванда I, табарна
  • Табарна, царь
  • Аннитас, царь

1700 — 1600 год до н. э.

1600 — 1500 год до н. э.

1500 — 1400 год до н. э.

1400 — 1300 год до н. э.

1300 — 1200 год до н. э.

Хаттина (Доассирийский период)

Фригия

г. Сарды (680 — 546 год до н. э.)

г. Сарды

Провинция Вифиния Провинция Каппадокия Провинция Понт
Дидалс, царь (435 год до н. э. — ?)
Ботир, царь (? — ?)
Бас, царь (378 — 323 год до н. э.) Митридат, сатрап (362 год до н. э.)
Ариобарзан, сатрап (362 — 360 год до н. э.)
Датан, сатрап (360 год до н. э. — ?)
Ариамн, сатрап (? — 350 год до н. э.)
Ариарат, сатрап (350 — 331 год до н. э.)
Зипоит I, царь (323 — 280 год до н. э.) Ариарат I, царь (331 — 322 год до н. э.)
Аминта, наместник (302 — 301 год до н. э.)
Ариарат II, царь (301 — 280 год до н. э.) Митридат I Ктист, царь (297 — 266 год до н. э.)
Никомед I, царь (280 — 255 год до н. э.) Ариарамн,царь (280 — 268 год до н. э.) Ариобарзан, царь (266 — 250 год до н. э.)
Зипоит II, царь (255 год до н. э.) Ариарат III, царь (262 — 220 год до н. э.)
Зиаелис, царь (255 — 230 год до н. э.) Митридат II, царь (250 — 220 год до н. э.)
Прусий I, царь (230 — 182 год до н. э.) Ариарат IV Евсеб, царь (220 — 163 год до н. э.) Митридат III, царь (220 — 190 год до н. э.)
Прусий II, царь (182 — 149 год до н. э.) Ариарат V Филопатор, царь (163 — 130 год до н. э.) Фарнак I, царь (190 — 159 год до н. э.)
Никомед II Эпифан, царь (149 — 128 год до н. э.) Митридат IV Филопатор Филадельф, царь (159 — 150 год до н. э.)
Митридат V, царь (150 — 121 год до н. э.)
Лаодика, царица (130 — 129 год до н. э.)
Ариарат VI Епифан, царь (129 — 116 год до н. э.) Леодий, царь (121 — 117 год до н. э.)
Никомед III Эвергет, царь (128 — 94 год до н. э.) Ариарат VII Филометр, царь (116 — 101 год до н. э.) Митридат VI, царь (121 — 115 год до н. э.)
Ариарат VIII, царь (101 — 96 год до н. э.) Митридат II, царь (115 — 101 год до н. э.)
Гордий, регент (101 — 96 год до н. э.) Фарнак I, царь (101 — 96 год до н. э.)
Ариарат IX, царь (96 — 95 год до н. э.)
Ариобарзан I Филоромей, царь (95 — 94 год до н. э.) Фарнак II, царь (95 — 86 год до н. э.)
Никомед IV Филопатор, царь (94 — 74 год до н. э.) Ариарат VIII, царь (94 — 92 год до н. э.)
Ариобарзан I Филоромей, царь (92 — 90 год до н. э.)
Ариарат VIII, царь (90 — 85 год до н. э.)
Ариобарзан I Филоромей, царь (85 — 62 год до н. э.) Люций Лициний Лукулл, римский наместник (72 — 69 год до н. э.)
Ариобарзан II, царь (62 — 52 год до н. э.) Фарнак II, царь (63 — 47 год до н. э.)
Ариобарзан III, царь (52 — 42 год до н. э.) Ариарат VIII, царь (47 — 39 год до н. э.)
Ариарат X, царь (42 — 36 год до н. э.) Дарий, царь (39 — 37 год до н. э.)
Полемон I, царь (37 — 8 год до н. э.)
Архелай, царь (36 год до н. э. — 17 год) Пифодорида, царица (8 год до н. э. — 23 год)
Трифена, царица (23 — 41 год)
Полемон II, царь (41 — 64 год)
  • Сулейман I ибн Куталмыш, эмир (1064 — 1077)
  • Сулейман I ибн Куталмыш, султан (1081 — 1086)
  • Абу-л-Касим, наместник Сельджуков (1086 — 1092)
  • Кылыч-Арслан I, султан (1092 — 1107)
  • Малик-шах I, султан (1107 — 1116)
  • Масуд I Рукиаддин, султан (1116 — 1156)
  • Кылыч-Арслан II Иззаддин, султан (1156 — 1190)
  • Кутбаддин, султан (1190)
  • Кылыч-Арслан II Иззаддин, султан (1190 — 1192)
  • Кай-Хусрау I Гийасаддин, султан (1192 — 1196)
  • Сулейман II Рукиаддин, султан (1196 — 1204)
  • Кылыч-Арслан III Иззаддин, султан (1204)
  • Кай-Хусрау I Гийасаддин, султан (1204 — 1210)
  • Кай-Каус I Иззаддин, султан (1210 — 1219)
  • Кай-Кубад I, султан (1219 — 1237)
  • Кай-Хусрау II Гийасаддин, султан (1237 — 1246)
  • Кай-Каус II Иззаддин, султан (1246 — 1248)
  • Кылыч-Арслан IV Рукиаддин, султан (1248 — 1249)
  • Кай-Кубад II Алааддин, султан (1249 — 1257)
  • Кылыч-Арслан IV Рукиаддин, султан (1257 — 1265)
  • Кай-Хусрау III Гийасаддин, султан (1265 — 1282)
  • Масуд III Гийасаддин, султан (1282 — 1284)
  • Кай-Кубад III Алааддин, султан (1284)
  • Масуд III Гийасаддин, султан (1284 — 1293)
  • Кай-Кубад III Алааддин, султан (1293 — 1294)
  • Масуд III Гийасаддин, султан (1294 — 1301)
  • Кай-Кубад III Алааддин, султан (1301 — 1303)
  • Масуд III Гийасаддин, султан (1303 — 1304)
  • Кай-Кубад III Алааддин, султан (1304 — 1307)
  • Масуд III Гийасаддин, султан (1307)

Удж

Османское государство

г. Мелангия, г. Эпишихер, г. Бурса (Бруса)

XIV век

XV век

  • Мехмед I, султан (1402 — 1421)
  • Сулейман I Челеби, султан (1403 — 1410)
  • Чендерли Ибрахим-паша, великий визирь (1406 — 1417)
  • Муса Челеби, султан (1410 - 1413)
  • Байязид-паша, великий визирь (1417 — 1421)
  • Чендерли Ибрахим-паша, великий визирь (1421 — 1428)
  • Мурад II, султан (1421 — 1444)
  • Чендерли Халил-паша, великий визирь (1428 — 1429)
  • Коча Мехмед Низамеддин-паша, великий визирь (1429 — 1438)
  • Чендерли Халил-паша, великий визирь (1438 — 1453)
  • Мехмед II, султан (1444 — 1446)
  • Мурад II, султан (1446 — 1451)
  • Мехмед II, султан (1451 — 1481)
  • Махмуд-паша Ангелович, великий визирь (1453 — 1466)
  • Рум Мехмед-паша, великий визирь (1466 — 1469)
  • Исхак-паша, великий визирь (1469 — 1472)
  • Гедик Ахмед-паша Арнаут, великий визирь (1473 — 1477)
  • Мехмед-паша Караманли, великий визирь (1477 — 1481)
  • Баязид II, султан (1481 — 1512)
  • Исхак-паша, великий визирь (1481 — 1483)
  • Дервиш Коча Давуд-паша, великий визирь (1483 — 1496)
  • Ахмед-паша Эрсекоглу, великий визирь (1496 — 1497)
  • Ибрахим-паша, великий визирь (1497 — 1499)
  • Ахмед Месих-паша, великий визирь (1499 — 1501)

XVI век

  • Хадим Али-паша, великий визирь (1501 — 1503)
  • Ахмед-паша Эрсекоглу, великий визирь (1503 — 1506)
  • Хадим Али-паша, великий визирь (1506 — 1511)
  • Ахмед-паша Эрсекоглу, великий визирь (1511)
  • Коча Мустафа-паша, великий визирь (1511 — 1512)
  • Дукагинзаде Ахмед-паша, великий визирь (1512)
  • Ахмед-паша Эрсекоглу, великий визирь (1512 — 1514)
  • Селим I, султан (1512 — 1520)
  • Хадим Синан-паша, великий визирь (1514 — 1517)
  • Мустафа-паша, великий визирь (1517 — 1520)
  • Сулейман I, султан (1520 — 1566)
  • Пири Мехмед-паша Караманли, великий визирь (1520 — 1523)
  • Ибрагим-паша Паргали, великий визирь (1523 — 1536)
  • Аяз-паша, великий визирь (1536 — 1539)
  • Хаджи Лютфи-паша, великий визирь (1539 — 1541)
  • Хадим Сулейман-паша Таваши, великий визирь (1541 — 1544)
  • Рустем-паша Мекри, великий визирь (1544 — 1553)
  • Кара Ахмед-паша, великий визирь (1553 — 1556)
  • Рустем-паша Мекри, великий визирь (1556 — 1561)
  • Семиз Али-паша, великий визирь (1561 — 1565)
  • Мехмед-паша, великий визирь (1565 — 1576)
  • Селим II, султан (1566 — 1574)
  • Мурад III, султан (1574 — 1595)
  • Юсуф Синан-паша, великий визирь (1576)
  • Мехмед-паша, великий визирь (1576 — 1579)
  • Семиз Ахмед-паша, великий визирь (1579 — 1580)
  • Лала Мусафа-паше, великий визирь (1580)
  • Коджа Синан-паша, великий визирь (1580 — 1583)
  • Сиявуш-паша, великий визирь (1583 — 1584)
  • Осман-паша Эздемиоглу, великий визирь (1584 — 1585)
  • Хадим Месих-паша, великий визирь (1585 — 1586)
  • Сиявуш-паша, великий визирь (1586 — 1588)
  • Коджа Синан-паша, великий визирь (1588 — 1591)
  • Ферхад-паша, великий визирь (1591 — 1592)
  • Сиявуш-паша, великий визирь (1592 — 1593)
  • Коджа Синан-паша, великий визирь (1593 — 1595)
  • Мехмед III, султан (1595 — 1603)
  • Лала Мехмед-паша, великий визирь (1595)
  • Ферхад-паша, великий визирь (1595)
  • Коджа Синан-паша, великий визирь (1595 — 1596)
  • Дамад Ибрахим-паша, великий визирь (1596 — 1597)
  • Хадим Хасан-паша, великий визирь (1597 — 1598)
  • Джаррах Мехмед-паша, великий визирь (1598)
  • Дамад Ибрахим-паша, великий визирь (1599 — 1601)

XVII век

  • Йемишчи Хасан-паша, великий визирь (1601 — 1603)
  • Йавуз Али-паша, великий визирь (1603 — 1604)
  • Ахмед I, султан (1603 — 1617)
  • Лала Мехмед-паша, великий визирь (1604 — 1606)
  • Мурад-паша, великий визирь (1606 — 1611)
  • Насух-паша, великий визирь (1611 — 1614)
  • Дамад Окюз Мехмед-паша, великий визирь (1614 — 1617)
  • Мустафа I, султан (1617 — 1618)
  • Кайсерли Халил-паша, великий визирь (1617 — 1619)
  • Осман II, султан (1618 — 1622)
  • Челеби Гюзельче Али-паша, великий визирь (1619 — 1621)
  • Хусейн-паша, великий визирь (1621)
  • Дилавер-паша, великий визирь (1621 — 1622)
  • Кара Давуд-паша, великий визирь (1622)
  • Лефкели Мустафа-паша, великий визирь (1622)
  • Мюрре Хусейн-паша, великий визирь (1622)
  • Гюрджу Мехмед-паша, великий визирь (1622 — 1623)
  • Мустафа I, султан (1622 — 1623)
  • Мюрре Хусейн-паша, великий визирь (1623)
  • Кеманкеш Кара Али-паша, великий визирь (1623 — 1624)
  • Мурад IV, султан (1623 — 1640)
  • Черкес Мехмед-паша, великий визирь (1624 — 1625)
  • Хафиз Ахмед-паша, великий визирь (1625 — 1626)
  • Халил-паша, великий визирь (1626 — 1628)
  • Хюсрев-паша, великий визирь (1628 — 1631)
  • Хафиз Ахмед-паша, великий визирь (1631 — 1632)
  • Топал Реджеб-паша, великий визирь (1632)
  • Мехмед-паша, великий визирь (1632 — 1637)
  • Байрам-паша, великий визирь (1637 — 1638)
  • Таятоглу Мехмед-паша, великий визирь (1638)
  • Кеманкеш Кара Мустафа-паша, великий визирь (1639 — 1644)
  • Ибрагим I, султан (1640 — 1648)
  • Султанзаде Мехмед-паша, великий визирь (1644 — 1645)
  • Салих-паша, великий визирь (1645 — 1647)
  • Ахмед-паша, великий визирь (1647 — 1648)
  • Софу Мехмед-паша, великий визирь (1648 — 1649)
  • Мехмед IV, султан (1648 — 1687)

Примечания

  1. Периоды правления могут отличаться.

Ссылки

  Страны Азии: Список правителей

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Зависимые территории
Непризнанные и частично признанные государства

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика  • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

¹ В основном в Африке      ² Частично в Европе

dic.academic.ru

Де Факто - Кто правит Турцией?

"Нынешнее правительство Турции нанесло армии такой удар, который на протяжении всей истории турецких вооруженных сил не смог ей нанести ни один враг", — заявил в интервью радиостанции "Голос России" отставной бригадный генерал и бывший начальник Управления по вопросам международной безопасности Генштаба ВС Турции Халдун Солмазтюрк.

"Я не мог понять, где меня судят, на родине или на территории вражеского государства", — такими словами ответил бывший начальник Генштаба Турции Мехмет Илькер Башбуг на вынесение ему приговора о пожизненном заключении.

В своем письме в газету "Хюрриет" он выразил мнение, что суд над ним в рамках "дела Эргенекона" носил чисто политический характер. Объявляя бывшее командование вооруженных сил участниками террористической организации, суд признал террористической структурой и саму турецкую армию, считает Башбуг. Он призвал действующего начальника Генштаба Недждета Озела прервать, наконец, своё молчание и перейти "к действиям".

К каким именно действиям призвал бывший начальник Генштаба? Может ли он ожидать ответа от своего действующего преемника? И как вообще воспринимается процесс по "делу Эргенекона" в военных кругах?

Своим мнением по этому поводу поделился бывший начальник Управления по вопросам международной безопасности Генштаба ВС Турции, отставной бригадный генерал Халдун Солмазтюрк.

— Я согласен с первой частью письма, в котором Илькер Башбуг утверждает, что приговор имеет политический характер. Однако мне не по душе сам тон этого письма. Очевидно, что Илькер Башбуг надеется, что правительство, используя своё подавляющее большинство в парламенте, откроет пути для выхода из сложившейся ситуации. Башбуг явно ждет амнистии. Однако необходимо понимать, что не всё в этом вопросе зависит от правительства.

Если взглянуть на историю развития этого процесса, то мы увидим, что массовые судебные разбирательства в отношении военных продолжаются в Турции еще с 2007 года. Раньше это и впрямь было на руку правительству с точки зрения его политических интересов и планов. Однако сегодня ситуация не столь однозначна.

Помимо правительства и армии в стране есть еще и "третья сила" — и очень мощная. Илькер Башбуг не говорит об этом прямо. Он лишь пишет, что правительство не одобряет такое решение, а потому, дескать, пусть принимает соответствующие меры. В письме содержится прозрачный намек, что в Турции есть некая "третья сила", которая и довела эти судебные дела до сегодняшнего состояния, причем вопреки намерениям правительства.

Этот намек указывает на основную проблему Турции на протяжении последних 40-50 лет: есть правительство, есть вооруженные силы и их сторонники, а есть также "третья сила". Некоторые называют ее "джамаатом". Сторонники этой "третьей силы" функционируют как параллельное государство. Турция сегодня стала ареной борьбы между этими силами. И до нынешнего плачевного состояния ее довела эта самая борьба.

В таких условиях заявления Башбуга следует признать недостаточными. Он не раскрывает напрямую реальное положение дел, и его намеки лишь приводят простых граждан в недоумение. Кроме того, в его письме прослеживается опасение лишь за самого себя. И эту сторону данного письма я не одобряю. Мне очень жаль, что после всех событий Башбуг продолжает использовать "округлые" фразы, а не называет вещи своими именами.

— Согласно судебному решению, одни генералы признаны руководителями террористической организации, другие – ее членами. Как вы отметили, решение имеет политический оттенок. Судя по сделанным заявлениям, в том числе министра обороны Исмета Йылмаза, решение всё же соответствует ожиданиям правительства – а не неких загадочных "сил". Вы не усложняете?

— Разумеется, данное решение определенно демонстрирует отношение правительства к армии как таковой. Однако сегодня правительство относится к нынешней турецкой армии уже не так, как это было в самом начале судебных разбирательств. Здесь нужно отделять "молодую гвардию" от "старой", которая представляла определенную политическую культуру. Эта культура отражала светскую, демократическую, модернистскую и ориентированную на Запад идеологию. Однако после того, как более тысячи офицеров, в том числе генералов и адмиралов, подали в отставку, а в отношении нескольких сотен были возбуждены дела, многие из которых завершились тяжкими приговорами, армия изменилась.

Стало меняться и отношение правительства к армии — особенно после того, как 2 года назад начальник генерального штаба Ишык Кошанер и командующие трех родов войск подали в отставку. После этого фактически началось формирование новой армии.

Перестановки такого уровня и масштаба наблюдались только во времена "Низам-и Джедид" в Османской империи ("Низам-и Джедид" — "новый порядок" — масштабная реформа армии в Османской империи XIX-XX веков, — ред.) Сегодняшнее руководство Генштаба почти полностью подстроено под правительство. Если раньше армия рассматривалась правительством в качестве относительно самостоятельного игрока в политической системе страны, то сегодня она рассматривается им в качестве одного из подчиненных ему бюрократических учреждений.

Нынешнее правительство нанесло армии такой удар, который на протяжении всей истории турецких вооруженных сил не смог ей нанести ни один враг. Сегодня члены правительства, особенно его глава, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, открыто вмешиваются в судебные дела. На предвыборных площадях, несмотря на то, что дела всё еще находятся на рассмотрении, он открыто обвиняет тех, кто по ним проходит. Перед СМИ он открыто говорит об их виновности. На самом деле нельзя вмешиваться в продолжающийся судебный процесс.

— По словам известного аналитика, профессора Иззеттина Озгенча, называть бывшего начальника Генштаба руководителем террористической организации означает отрицать существование координации действий между учреждениями государственной власти. Что вы думаете по поводу этого утверждения?

— Это не открытие. И без того всё предельно ясно. В Турции сегодня невозможно говорить о какой-либо координации или гармонии в отношениях между государственными органами и учреждениями. Да и не только сегодня. Это касается последних 40-50 лет. Царила бы гармония, не было бы переворотов. А за последние 10 лет и вовсе гармония полностью исчезла. Сегодня под внешне спокойной поверхностью в глубине непрестанно продолжаются конфликты интересов и столкновения между государственными органами. Полиция и судебная власть используются в качестве орудия давления, перед которым, к сожалению, все смолкают.

— В конце своего письма бывший начальник Генштаба Илькер Башбуг призвал действующего начальника Генерального штаба Недждета Озела к решительным действиям. О каких именно действиях идет речь?

— Не думаю, что решение в отношении бывшего начальника Генштаба и других бывших представителей военной верхушки как-то повлияет на позицию действующего начальства Генштаба, в том числе Недждета Озела и командующих видами вооруженных сил. Если бы у них был такой настрой, то они отреагировали бы раньше.

В целях выражения своего протеста предшественник Озела на посту начальника Генштаба Ишык Кошанер вместе с командующими трех видов вооруженных сил подал в отставку. Нельзя себе представить более серьезного протеста со стороны военных. Не революцию же им устраивать. Но когда они подавали в отставку, как раз сегодняшний начальник Генштаба к ним не присоединился, и за счет этого, кстати, получил нынешнюю должность. Поэтому ждать от него каких-либо иных действий в той же самой ситуации – пустая трата времени.

В данной ситуации Илькеру Башбугу следовало бы не мечтать о своем чудесном спасении и уповать на амнистию, а рассказать все как есть о той самой "третьей силе", перед которой даже правительство бессильно. Это стало бы главной его заслугой, достойной уважения.

defacto.am

Турецкая республика — Циклопедия

Турецкая республика

Государство

:
Полное название Türkiye Cumhuriyeti
Дата основания 29 октября 1923
Форма правления Парламентско-президентская республика
Религия суннитский ислам
Территория 783 562 км²
Население 77 695 904 человек

Ту́рция (тур. Türkiye), официально Туре́цкая Респу́блика (тур. Türkiye Cumhuriyeti) — государство, территория которого почти полностью находится в Азии (97 %), а остальные 3 % — на Балканском полуострове на юго-востоке Европы, но больше, чем 20 % населения живет на Балканах. Граничит на востоке с Грузией, Арменией, Азербайджаном и Ираном; на юге — с Ираком и Сирией; западе — Грецией и Болгарией. До 1922 года территория современной Турции находилась в центре Османской империи. Площадь Турецкой республики составляет 783,562 км², из которых 769 632 км² земли и 13 930 км² акватории. Место Турции между Европой и Азией делает ее страной с особым геостратегическим значением.

Суннитский ислам исповедуют 90 % населения, остальное население — алевиты, иудеи, православные и др. Официальным языком является турецкий, но нет официальной религией. Турция является членом таких организаций, как НАТО, ОЭСР, Совет Европы, ОБСЕ и G20. Турция начала переговоры о полноправном членстве в Европейском Союзе в 2005 году. Турция также укрепляет свои связи со странами Центральной Азии, Африки, на Ближнем Востоке через членство в таких организациях, как Организация исламского сотрудничества и Организация экономического сотрудничества.

Малая Азия была колыбелью множества культур и государств древности. Заселение этой территории произошло около 13 тысяч лет назад. Так называемый «плодородный полумесяц», в котором произошел переход от собирательства к культурному земледелию, частично лежит в области современной Турции. На территории Турции возникла одна из первых оседлых городских цивилизаций мира (город Чатал-Хююк). Позже, по мнению ряда историков, Анатолия (восток Турции) стала прародиной индоевропейцев, откуда они распространились по Европе и Азии. В начале II тыс. до н. э. Турцию занимает одно из первых индоевропейских государств (Хеттское царство), которое, однако, было сметено (с этим связывается активная деятельность народов моря и упадок Бронзового века на Ближнем Востоке). Во времена расцвета Древней Греции запад и север Турции активно колонизируется греками, позже территория страны — арена войн между персами и греками, после чего территория страны окончательно закрепляется в греческом культурном поле.

В те времена турки еще не жили на этой территории. Сельджуки были первой турецкой народностью, армию которой захватила в 11 веке часть Армянского нагорья и подчинила себе в дальнейшем большую часть Византийской империи и Армении.

Под влиянием завоёвательных походов Чингисхана, из Хорасана на запад двинулась орда тюрок-огузов количеством примерно 50 тысяч человек под руководством хана Сулеймана; при его сыне Эртоглуре завоевательное движение продолжалось, огузы присоединились к военным операциям сельджуков против Византии и осели на землях между Анкарой и Бурсой. Сын Эртогрула Осман стал основателем Османской империи — мощного государства, которое в период наибольшего расцвета (17 век) занимало территории Анатолии, Ближнего Востока, Северной Африки, Балканского полуострова и прилегающие к нему с севера земли Европы. Тюрки стали основным населением страны и позже легли в основу турецкого этноса.

В 19 веке отставание Османской империи в научном, техническом и экономическом развитии от европейских стран стало катастрофическим. На окраинах империи усилились сепаратистские устремления. Османское государство начало постепенно терять свои территории, уступая технологическое превосходстве Западу. Лавируя между Германией и Великобританией империя втянулась в Первую мировую войну (на стороне Германии), которая закончилась поражением прогерманской коалиции.

По мирному соглашению Османская империя должна была быть разделена, причем один из крупнейших городов Малой Азии Измир был обещан Греции. Захват Измира греческой армией в 1919 году положил начало Войне за независимость.

Турецкие националисты во главе с Мустафой Кемалем отказались признать мирный договор и силой изгнали греков из страны. До 18 сентября 1922 года Турция была освобождена от захватчиков. Лозаннским мирным договором 24 июля 1923 года были признаны новые границы Турции. 29 октября 1923 года была провозглашена Турецкая республика.

Период с 1923 по 1946 годы ознаменовался большими внутренними преобразованиями в жизни турецкого общества. Под руководством кемалистской Республиканской народной партии были проведены модернизация, вестернизация и секуляризацыя. Этот период характеризуется однопартийной политической системой в стране.

Во время Второй мировой войны Турция подписала мирный договор с Германией и оставалась нейтральной почти до конца войны. В феврале 1945 года Турция объявила войну Германии и Японии, но это было в значительной степени символическим актом. Тем не менее, за этот шаг Турция была допущена к подписанию Устава Организации Объединенных Наций и стала членом ООН в качестве ее основателя.

С 1946 года начался современный период истории Турции. В стране сформировалась демократическая многопартийная политическая система. Отдельными эксцессами были военные перевороты в 1960 (система вернулась под гражданский политический контроль в 1961 году), 1971 (власть военных до 1973 года) и 1980 (формально демократические выборы состоялись в 1983 году, но глава путча генерал Эврен оставался президентом до 1989 года). 1980-е ознаменовались быстрым экономическим ростом в стране. В 1987 году Турция подала заявку на вступление в Европейский Союз.

В 1997 году военные, озабоченные исламскими симпатиями правительству Неджметтина Эрбакана, направили ему меморандум с требованием отставки, которую тот и совершил. Это ситуация получила название постмодернистского путча. Вместе с тем, положение с повышением влияния исламистов в политической жизни Турции сохраняется. Государственные органы и вооруженные силы, призванные сохранять традиции светского государства, заложенные Ататюрком, с очевидным трудом сдерживают процесс усиления «мусульманской улицы», о чем свидетельствуют избрание праисламистских политиков на высшие должности в государстве (Реджеп Тайип Эрдоган и Абдуллах Гюль — президентами в 2014 и соответственно 2007 году).

Партия Эрдогана (Партия справедливости и развития) одерживала победы на парламентских и муниципальных выборах начиная с 2002 года. 2013 год ознаменовался широкими акциями протеста населения, которые начались как акции против ликвидации местного парка в Стамбуле. В августе 2014 года прошли первые прямые выборы президента страны (ранее президент избирался парламентом), на которых победу одержал премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, который уже успел заявить о своем желании расширить полномочия президента.

Национальный состав: турки, курды, лазы, черкесы, арабы, греки, армяне, евреи и другие национальности.

В момент создания Турецкой Республики количество ее населения составляло примерно 12,5 млн человек. Всего в стране проведено 12 переписей. С 1927 года население Турции возросло в 4,4 раза, причем только с 1950 по 1985 год — в 2,5 раза. Быстрый рост населения, достигшего в 2005 году 73,2 млн жителей, остается важной проблемой страны.

Распределение жителей по территории Турции происходит крайне неравномерно. Наиболее густо заселены побережья Мраморного и Черного морей, затем районы, прилегающие к Эгейскому морю.

Крупнейшие города: Стамбул, с пригородами — свыше 10 млн чел., Анкара — 5 млн чел., Измир — 3 млн чел.

Государственный язык — турецкий; распространенные иностранные языки — английский, немецкий.

В Турции действует более 50 театров и театральных площадок, половина из которых — частные, свыше 100 кинотеатров, порядка 250 музеев, большинство — просто под небом: достопримечательности разных исторических эпох и культур, от античности до османского периода. В стране регулярно проводятся различные национальные и международные фестивали культуры и искусства, самый известный — Стамбульский международный фестиваль (раз в два года — с мая по июнь). Действует около 1200 публичных библиотек (11,5 млн книг), ими пользуются порядка 23 — 24 млн человек, из них 80 % — обучающаяся молодежь.

 

cyclowiki.org

Кто правит в Турции: Эрдоган или Алиев ? | Армянская диаспора

 

ИАА – «НОЯН ТАПАН»

 Кто правит в Турции: Эрдоган или Алиев ?

  Арут Сасунян

  Турецкие руководители часто гордятся тем, что им удалось превратить Турцию из страны с обнищавшей экономикой и серьезными внутриполитическими проблемами в мощное государство, имеющее большое влияние в регионе.

 Действительно, у Турции вторая после Соединенных Штатов крупнейшая армия в НАТО, а по объему ВВП у нее 15-ая по счету крупнейшая экономика в мире. В качестве самопровозглашенного миротворца и посредника Турция часто вмешивается в региональные и международные конфликты. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, страдающий манией величия и удостоившийся титула «султан», преисполнен желанием возродить почившую в бозе Османскую империю.

 Основной внешнеполитический принцип Турции для расширения своего влияния - «ноль проблем с соседними странами» - часто повторяемая мантра, которая, однако, не всегда используется успешно. Несмотря на то, что Турция сумела улучшить отношения с Сирией и Ираном, однако ее двуличные усилия по примирению с Арменией полностью провалились. Ее запутанные попытки создать ложное впечатление об улучшении отношений с Арменией не обманули никого, тем более, армян Диаспоры, которые прекрасно знают эту коварную тактику турок.

 По-видимому, единственным, кого обмануло это фальшивое поведение Турции в вопросе примирения с Арменией, стал президент Азербайджана Ильхам Алиев. Комично, что политика Турции «ноль проблем с соседями» оказала неожиданное и позорное влияние, породив проблемы с Азербайджаном, которых прежде не было.

 Президент Азербайджана сильно рассердился, узнав, что Анкара готовится подписать протоколы с Арменией, по которым предусматривалось открыть границу и установить дипломатические отношения между двумя странами. Уверения Турции в том, что протоколы – это всего лишь способ вырвать у Армении уступки, никоим образом не успокоили президента Азербайджана. Алиев потребовал немедленно приостановить процесс ратификации соглашений, поскольку не желал разблокирования Армении до тех пор, пока Арцах не будет сдан Азербайджану.

 Хотя протоколы явно исходили из национальных интересов Турции, однако премьер Эрдоган поддался давлению Азербайджана и отказался от их ратификации. Почему же он подчинился приказам Баку и не довел до конца договор, который, несомненно, отражал интересы его страны? Вот некоторые возможные объяснения: во-первых, энергоснабжение Турции частично обеспечивается Азербайджаном, во-вторых, проживающие в Турции азербайджанцы категорически против протоколов, и, в-третьих, Эрдоган чрезмерно чувствителен к обвинениям в том, что он заигрывает с «вражеской» Арменией, предавая «братский» Азербайджан.

 Безусловно, по-настоящему сильный лидер должен быть в состоянии отстаивать национальные интересы своей страны и противостоять внешнему и внутреннему давлению. Несмотря на громогласные выступления Эрдогана во время зарубежных вояжей, факт остается фактом: его власть нестабильна и не гарантирована. Хотя он позиционирует себя перед внешними партнерами в качестве руководителя мощной страны, однако у него множество внутренних врагов, которые постоянно замышляют заговоры с целью его устранения.

 На прошлой неделе обнаружились новые доказательства, раскрывшие уязвимость власти премьер-министра Эрдогана и способность президента Алиева использовать эту слабость. Экс-мэр Карса сообщил, что президент Азербайджана рекомендовал Эрдогану разрушить недостроенный памятник армяно-турецкой дружбе, а турецкий руководитель покорился его воле, что было продемонстрировано в ходе его визита в Карс. Заявив, что памятник – уродливый, он потребовал разрушить его. Бывший мэр Карса сказал студентам Университета Мармара, что предложение о демонтаже памятника было выдвинуто по явному требованию Алиева. В дальнейшем городской совет Карса проголосовал за демонтаж огромного памятника.

 Слепо повинуясь приказам Алиева, Эрдоган наводит тень на свой авторитет во всем мире. Некоторые сравнили некрасивый поступок Эрдогана с разрушением талибами статуй Будды в Афганистане. Это несуразная ситуация, когда руководитель маленькой страны навязывает свою волю более сильному соседу. Когда Алиев потребовал отказаться от ратификации армяно-турецких протоколов, «старший брат» обязался сделать это и выполнил требование Алиева-младшего. Затем распоясавшийся «младший брат» потребовал разрушить турецкий памятник. Этот приказ также был безоговорочно выполнен.

 Если Эрдоган полагает, что, идя на уступки Алиеву, он обеспечивает энергоснабжение Турции, то жестоко ошибается. Компромиссы – это скользкий спуск, сглаживающий путь для еще больших уступок. Зная, что руководители Турции безоговорочно исполняют его желания, Алиев теперь повысит свои требования. Что в следующий раз он потребует от Эрдогана? Как далеко пойдет сильный «султан» в вопросе удовлетворения требований чванливого младшего соседа? В конце концов, кто правит в Анкаре: Эрдоган или Алиев?

 Однако у армян нет причин быть недовольными тем, что Алиев отдает приказы Эрдогану. Потребовав от Турции не ратифицировать протоколов, Алиев невольно спас Армению от неблагоразумного договора, а его совет разрушить памятник в Карсе превратил Эрдогана в объект насмешек во всем цивилизованном мире.

 Арут Сасунян,

 издатель и редактор газеты «Калифорнийский курьер»

maxpark.com

Кто правит в Турции: Эрдоган или Алиев?

Турецкие руководители часто гордятся тем, что им удалось превратить Турцию из страны с обнищавшей экономикой и серьезными внутриполитическими проблемами в мощное государство, имеющее большое влияние в регионе.

Действительно, у Турции вторая после Соединенных Штатов крупнейшая армия в НАТО, а по объему ВВП у нее 15-ая по счету крупнейшая экономика в мире. В качестве самопровозглашенного миротворца и посредника Турция часто вмешивается в региональные и международные конфликты. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, страдающий манией величия и удостоившийся титула «султан», преисполнен желанием возродить почившую в бозе Османскую империю.

Основной внешнеполитический принцип Турции для расширения своего влияния - «ноль проблем с соседними странами» - часто повторяемая мантра, которая, однако, не всегда используется успешно. Несмотря на то, что Турция сумела улучшить отношения с Сирией и Ираном, однако ее двуличные усилия по примирению с Арменией полностью провалились. Ее запутанные попытки создать ложное впечатление об улучшении отношений с Арменией не обманули никого, тем более, армян Диаспоры, которые прекрасно знают эту коварную тактику турок.

По-видимому, единственным, кого обмануло это фальшивое поведение Турции в вопросе примирения с Арменией, стал президент Азербайджана Ильхам Алиев. Комично, что политика Турции «ноль проблем с соседями» оказала неожиданное и позорное влияние, породив проблемы с Азербайджаном, которых прежде не было.

Президент Азербайджана сильно рассердился, узнав, что Анкара готовится подписать протоколы с Арменией, по которым предусматривалось открыть границу и установить дипломатические отношения между двумя странами. Уверения Турции в том, что протоколы – это всего лишь способ вырвать у Армении уступки, никоим образом не успокоили президента Азербайджана. Алиев потребовал немедленно приостановить процесс ратификации соглашений, поскольку не желал разблокирования Армении до тех пор, пока Арцах не будет сдан Азербайджану.

Хотя протоколы явно исходили из национальных интересов Турции, однако премьер Эрдоган поддался давлению Азербайджана и отказался от их ратификации. Почему же он подчинился приказам Баку и не довел до конца договор, который, несомненно, отражал интересы его страны? Вот некоторые возможные объяснения: во-первых, энергоснабжение Турции частично обеспечивается Азербайджаном, во-вторых, проживающие в Турции азербайджанцы категорически против протоколов, и, в-третьих, Эрдоган чрезмерно чувствителен к обвинениям в том, что он заигрывает с «вражеской» Арменией, предавая «братский» Азербайджан.

Безусловно, по-настоящему сильный лидер должен быть в состоянии отстаивать национальные интересы своей страны и противостоять внешнему и внутреннему давлению. Несмотря на громогласные выступления Эрдогана во время зарубежных вояжей, факт остается фактом: его власть нестабильна и не гарантирована. Хотя он позиционирует себя перед внешними партнерами в качестве руководителя мощной страны, однако у него множество внутренних врагов, которые постоянно замышляют заговоры с целью его устранения.

На прошлой неделе обнаружились новые доказательства, раскрывшие уязвимость власти премьер-министра Эрдогана и способность президента Алиева использовать эту слабость. Экс-мэр Карса сообщил, что президент Азербайджана рекомендовал Эрдогану разрушить недостроенный памятник армяно-турецкой дружбе, а турецкий руководитель покорился его воле, что было продемонстрировано в ходе его визита в Карс. Заявив, что памятник – уродливый, он потребовал разрушить его. Бывший мэр Карса сказал студентам Университета Мармара, что предложение о демонтаже памятника было выдвинуто по явному требованию Алиева. В дальнейшем городской совет Карса проголосовал за демонтаж огромного памятника.

Слепо повинуясь приказам Алиева, Эрдоган наводит тень на свой авторитет во всем мире. Некоторые сравнили некрасивый поступок Эрдогана с разрушением талибами статуй Будды в Афганистане. Это несуразная ситуация, когда руководитель маленькой страны навязывает свою волю более сильному соседу. Когда Алиев потребовал отказаться от ратификации армяно-турецких протоколов, «старший брат» обязался сделать это и выполнил требование Алиева-младшего. Затем распоясавшийся «младший брат» потребовал разрушить турецкий памятник. Этот приказ также был безоговорочно выполнен.

Если Эрдоган полагает, что, идя на уступки Алиеву, он обеспечивает энергоснабжение Турции, то жестоко ошибается. Компромиссы – это скользкий спуск, сглаживающий путь для еще больших уступок. Зная, что руководители Турции безоговорочно исполняют его желания, Алиев теперь повысит свои требования. Что в следующий раз он потребует от Эрдогана? Как далеко пойдет сильный «султан» в вопросе удовлетворения требований чванливого младшего соседа? В конце концов, кто правит в Анкаре: Эрдоган или Алиев?

Однако у армян нет причин быть недовольными тем, что Алиев отдает приказы Эрдогану. Потребовав от Турции не ратифицировать протоколов, Алиев невольно спас Армению от неблагоразумного договора, а его совет разрушить памятник в Карсе превратил Эрдогана в объект насмешек во всем цивилизованном мире.

Арут Сасунян, издатель и редактор газеты «Калифорнийский курьер»

ARMENIA Today

yerkramas.org

Кто правит Турцией | Международная политика

Накануне годовщины трагических событий в издательстве "Русский Вестник" вышла в свет на русском языке книга очевидца преступлений против человечности венесуэльского "солдата удачи" Рафаэля де Ногалеса Мендеса "Четыре года под полумесяцем". Об обстоятельствах издания этой книги Русской Линии рассказал главный редактор "Русского Вестника" Алексей Алексеевич Сенин.

 

 

 

- Чем вызван интерес общественности к данной книге? 

 

- В книге Ногалеса содержатся неопровержимые доказательства до сих пор отрицаемого турецкими властями геноцида армян в Османской Турции во время Первой мировой войны. Ведь автор книги как наемник турецкой армии был непосредственным участником этих преступлений. Движимый угрызениями совести, он рассказал о том, как это происходило. Вместе с тем Ногалес вскрыл причины беспримерных преступлений, за что его пытались убить, а книгу, выпущенную в Венесуэле в 1920-е годы, скупали и уничтожали.

 

- Почему именно "Русский Вестник", цель которого – содействие возрождению русского национального самосознания, выступил издателем книги о геноциде армян? 

 

- Дело в том, что причины геноцида армян и причины февральской и октябрьской революций в России одни и те же. Из книги следует, что главные организаторы геноцида армян – не турецкие военные и не немецкие военные, направлявшие деятельность турецкой армии, ими были руководители Комитета "Единение и Прогресс" – масонской организации, осуществившей "младотурецкую революцию", т.е. свержение султана в Османской империи в 1908 году.

Основные руководители Комитета были так называемыми "денме" – евреями, целенаправленно принявшими мусульманство, прежде всего представителями иудейской общины из города Салоники.

 

 

 

 

 

Причины, по которым они организовали геноцид армян, были двоякими. Армяне со времен Византийской империи составляли мощную экономическую и культурную силу в масштабах всей Османской империи. Поэтому, с одной стороны, члены масонского Комитета "Единение и прогресс" несказанно обогатились за счет христиан Оттоманской империи. А с другой, – облегчалась задача превращения Турции в плацдарм еврейской колонизации Палестины...

 

полный текст на http://www.rusk.ru/st.php?idar=104297

 

Таким образом у нас по ходу завелись очередные ДёНМЕ (каббалистическая иудейская секта, последователи Саббатая Цви, принявшие для вида ислам, но продолжавшие практиковать иудейство), которые, следуя инструкции

В Турции популярны слухи , что первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль (Зрелость и Совершенство) , впоследствии Ататюрк, который родился в Салониках, вышел тоже из рядов дёнме, и что его сторонники выступали против султана Абдул-Хамида за то, что он препятствовал деятельности последователей Теодора Герцля в Палестине.В 1648 году в Измире, городе, известном также под греческим названием Смирна, молодой мистически настроенный раввин Шабтай Цви провозгласил себя мессией. Как мессии, считал он, ему разрешается отменить прежнюю Тору и ввести новые законы и обычаи. За свои радикальные действия Шабтай был изгнан из Измира, странствовал по другим еврейским общинам Османской империи и к началу 1660-х годов собрал множество последователей. В 1666 году, объявленном им годом Избавления, когда число его сторонников достигло критической отметки, а слухи о его планах отнять корону у султана достигли двора, османские власти решили, что он опасен. Шабтай Цви был арестован и поставлен перед выбором: либо он примет ислам, либо будет казнен. Шабтай согласился принять ислам и был сослан в Эдирне, а затем в отдаленный Улгюн (ныне Улцинь в Черногории), где и умер в 1676 году.Многие последователи Шабтая Цви в Салониках восприняли переход их учителя в ислам как часть мессианского плана и тоже перешли в ислам. Шабтай послал им свои «18 заветов», где предписал внешне вести себя как мусульмане, но тайно придерживаться его Торы, в частности, ежедневно читать псалмы. Кроме прочего, он предписал строгую эндогамию — не вступать в браки с прочими мусульманами.

 

Так в Османской империи возникла новая, формально мусульманская община саббатиан, которую турки называли дёнме — «обращенные», перешедшие в ислам. Община пополнялась извне: в 1683 году к ней примкнула большая группа салоникских саббатиан, а одна из трех сект, на которые быстро разбились дёнме, а именно секта Каракаш занялась миссионерской деятельностью и вербовала себе сторонников в Германии и Польше. К началу Балканских войн (1912 год) в Салониках, по разным оценкам, было 10–15 тыс. дёнме. Дёнме жили в своем квартале, у них были свои школы и отдельное кладбище. Еще в конце XIX века они начали вступать в браки с ортодоксальными мусульманами.

 

Как и другие религиозно-этнические меньшинства Османской империи, дёнме отличались образованностью, например, знали европейские языки. Их школы в Салониках пользовались авторитетом, и многие турки отдавали туда детей. В частности, в школе Шемши Эфенди, принадлежавшей общине дёнме, учился будущий создатель и первый президент Турецкой рес­публики Мустафа Кемаль (Ататюрк). Хорошее образование обеспечивало дёнме карьеру в разных сферах. Многие преуспели в журналистике, книгоиздании, высшем образовании, театре (а в XX веке и в кино), но также и в бизнесе. Причем, в отличие от евреев или армян, формально они были мусульманами и могли поэтому занимать любые позиции в правительстве, армии и т. п.

 

До Младотурецкой революции 1908 года никто не объявлял дёнме низшей по сравнению с прочими турками группой и не ставил под сомнение искренность их обращения в ислам; «вопрос дёнме», подобный «еврейскому вопросу», не стоял в Турции. В исламе есть много своеобразных и иногда замкнутых сект, и отношение к ним ортодоксального ислама терпимое. В организации младотурок «Иттихад ве-тераки» («Единение и прогресс») было много дёнме (равно как и евреев и армян). Однако после 1908 года противники революции впервые отметили присутствие в ней членов секты и заклеймили революцию «саббатианской» и масонской.

А 

Балканские войны 1912–1913 годов и аннексия Салоник Грецией привели к переселению части дёнме в Турцию. Подъем национализма в Турции, начавшийся в конце XIX века и достигший апогея в 1920–1930-х годах, привел к увеличению числа смешанных браков и утере специфически саббатианских обычаев дёнме. Многим дёнме хотелось стать обычными турками. Однако революция и попытка контрреволюции в 1908–1909 годах, почти непрерывная десятилетняя война, которую вела Турция с 1912 по 1922 год, а также распад и крах империи в 1919–1923 годах ухудшили отношения между мусульманами, христианами и евреями, что отразилось и на отношении к «саббатианам».все младотурки-иттихадисты были скрытыми евреями, а сама революция 1908 года — еврейской. В 1920–1930-х годах, когда нарастал еврейско-арабский конфликт по поводу Земли Израиля, исламисты выдвинули теорию о том, что иттихадисты в 1908 году заставили султана Абдулхамида II отречься в отместку за то, что тот отказал Герцлю и не разрешил европейским евреям селиться в Палестине. В этой легенде младотурки-дёнме выступают как агенты сионистов.Фазыл Дуйгун, пишущий для радикально-ис­ла­мист­ско­го журнала «Баран», считает, что Турция — республика дёнме. «Евреи, официально рассматривающие дёнме как “незаконнорожденных” (veled-i zina), тем не менее не видят ничего дурного в использовании этих дёнме, с которыми они поддерживают тесные связи, чтобы навязать свою политику миру. Дёнме <…> пользуются огромной поддержкой со стороны евреев [Государства] Израиль, среди которых первейшей задачей считается создание и поддержание в Турецкой республике такого режима, который бы в наибольшей степени обеспечил выживание Израиля. <…> Израильские евреи сами говорят: “Нам лучше потерять Америку, чем потерять Турцию”, потому что они знают, что, как только они потеряют Турцию, они могут потерять и Америку. Турция была среди первых трех или четырех стран мира, признавших Израиль!»

 

Не отстают и правые, хотя их больше волнует политическая и экономическая гегемония дёнме и их нелояльность нации. Алишан Сатылмыш, бывший вождь крайне правого молодежного движения «Очаги идеализма» («u¨lku¨ ocakları») так характеризует дёнме для своих воспитанников:

 

 

 

...Вскоре после перехода к республике эта группа взяла в свои руки контроль за процессом модернизации. Их община присвоила все средства и привилегии, которые государство создало для развития местной промышленности и торговли. Эта община посылала своих детей в лучшие учебные заведения и влияла на решения, кому будут предоставлены стипендии для обучения за границей. В период однопартийной власти они осуществляли безраздельный контроль над всеми значительными партийными кадрами. Все кандидаты на должности были их кандидатами. В многопартийный период мы видели их среди основателей всех партий, борющихся за власть. В последнее время в деятельности этой общины явственно проявились не только расовая солидарность, но и стремление к расширению собственной власти. Они не чувствуют никакой связи с национальными вопросами, волнующими турок, как, например, вопрос о Киркуке, вопрос о турецком языке, отношения с тюркскими республиками [Средней Азии], Турецкой республикой [Северного Кипра] <…> Зато большинство из них горячие поклонники США и Евросоюза. <…> Эта община не желает поделиться продуктом труда турок, присвоенным ими, и даже принять участие в уплате внешних долгов страны <…> У них международные связи. У них абсолютная монополия на средства массовой информации. Под их контролем почти все влиятельные организации так называемого «гражданского общества», и если они встречаются с каким-то затруднением, они начинают мощную и громогласную кампанию через печать и организации «гражданского общества».Профессор экономики марксист Ялчын Кючюк взялся доказать, что Турция управляется людьми еврейского происхождения. Для этого он анализирует имена стоящих у власти и доказывает, что эти имена — еврейские. По поводу дёнме он утверждает, что это клан, пользующийся поддержкой Израиля и американского еврейского лобби. Не имея никаких заслуг, они достигли высоких постов и почестей. Например, писатель Орхан Памук — дёнме, и своей Нобелевской премией он обязан евреям. Памук вынужден был выступить с заявлением, что он не дёнме.

 

Но главный бестселлер на тему дёнме выпустил Сонер Ялчын, левый журналист, работающий на Си-эн-эн. В 2004 году он опубликовал книгу «Эфенди: величайшая тайна “белых турок”», которая за два первых года вышла тиражом 140 тыс. экземпляров (книги в Турции дороги, и обычный тираж — 5–10 тыс. экземпляров). Ялчын делит население Турции на два «класса»: «белые турки», правящий класс, и «негры», простой народ. «Белые турки» — дёнме или породнены с последними; у них космополитическое образование, они сторонники секуляризма, обожают Ататюрка и созданное им государство и презирают консервативную религиозность «черных турок». «Белые турки» захватили командные позиции в культуре и общественной жизни страны и не дают «черным» подниматься по социальной лестнице. Задача «угнетенных масс» — разрушить секулярную систему, показав ее нелегитимность. Интересно, что главной чертой «угнетенных масс» для левого Сонера Ялчына является религиозность, а главной чертой «угнетателей» — секуляризм; похоже, левизна в Турции начала смыкаться с исламским фундаментализмом.

 

Книга имела огромный успех. Ее обсуждение прошло на телеканалах CNN Tu¨rk и SKY Tu¨rk. Газеты и журналы помещали хвалебные рецензии («Это — подлинная история Турции»; «“Эфенди” сломал табу турецкой истории» и т. п.). Книгу «Эфенди» читают и цитируют герои популярного телесериала «Долина волков»; дебаты о «саббатианах», навеянные «Эфенди», прошли и на 7-м (исламистском) телеканале.

 

В марте 1924 года был упразднен халифат (султаны были лишены в 1923 году светской власти, но оставались халифами всех мусульман), и исламисты обвинили в этом дёнме. В самом деле, разве не собирался сам Шабтай Цви свергнуть султана в 1666 году, разве не было свержение османов многовековой целью саббатиан? В арабском мире упразднение халифата восприняли особенно болезненно, и вера в то, что за этим стоят евреи, была распространена.

 

В 1919 году появилась 15-страничная брошюра некоего Саида Моллы (по всей видимости, псевдоним) под названием «Дёнме» («Do¨nmeler»). Дёнме, утверждал автор, не евреи и не мусульмане. Это просто замкнутая группа, члены которой вступают в браки только друг с другом, и вследствие этого они приобрели особые биологические черты. Они носители всевозможных генетических болезней, а особенно нервных; браки с ними опасны. Автор сообщал также, что дёнме — главные распространители безнравственности, безбожия и заразных болезней. Они также представляют экономическую и политическую опасность для Турции, так как нелояльны и пекутся только о себе. Вопрос дёнме впервые был представлен турецкому обществу в 1924 году, когда, в соответствии с решениями Лозаннской мирной конференции об обмене населением между Грецией и Турцией, более 10 тыс. дёнме, остававшихся в Салониках, были переселены в Турцию, преимущественно в Стамбул и Измир. В результате переселения община дёнме перестала существовать, что ускорило процесс их ассимиляции. Но в новой Турции дёнме стали самым заметным городским меньшинством — ведь в результате войны, массовых убийств, бегства и отъезда нетурецкого населения численность армян и греков — основных этнических меньшинств османской Турции — резко уменьшилась, число евреев с 1912 по 1924 год сократилось вдвое, а число дёнме, напротив, резко выросло. Важно и другое: дёнме были «иностранцами», живя в 1912–1923 годах под суверенитетом Греции, они не приняли участия в Войне за независимость Турции, а значит, в глазах населения, не имели права на те же привилегии, что и турки.Но по мере того как все больше стран признают геноцид и начинают говорить о нем громко, турецкий идеологический истеблишмент чувствует необходимость как-то ответить и объяснить его. И в последние годы выдвинулся ряд авторов — как турецких, представляющих едва ли не все политические позиции, так и армянских, возложивших ответственность за геноцид на дёнме. Поскольку правящий младотурецкий триумвират (Энвер-паша, Джемаль-паша, Талаат-паша) якобы состоял из дёнме и правительство также было под контролем иттихадистов-дёнме (таких, как Назым-бей), то турецкий народ в геноциде не повинен. Причиной геноцида была традиционная конкуренция еврейской и армянской буржуазии.

 

Одним из выразителей этой теории был Грант Динк, издатель единственной в Турции двуязычной — на армянском и турецком языках — газеты «Агос». Преданный, казалось бы, благородной идее примирения двух наций, он решил это сделать за счет дёнме: обвинил их в геноциде. В 2007 году Грант Динк был убит 17-летним турецким националистом. Как водится, правые приписали убийство дёнме.

 

Однако более всего за след дёнме в геноциде ухватились исламисты. Абдуррахман Дилипак, главный редактор радикальной исламистской газеты «Акит» пишет: «Очевидный факт, что подлинный виновник армянского геноцида — не Османская империя, не Турецкая республика, а евреи, масоны и дёнме из “Иттихад ве-Тераки”». Ведущий антисемитский автор современной Турции, обозреватель «Милли гезете» Мехмет Шевкет Эйги, писал в 2005 году:

 

 

 

События 1915 года были запланированы дёнме <…> поскольку в это время торговля, ремесло и капитал в Анатолии были в значительной мере в руках армян. Дёнме хотели заменить их в сферах, связанных с хозяйством, торговлей и финансами. <…> Были ли совершены жестокости по отношению к армянам? Да, были, но вовсе не турки-мусульмане совершили их. <…> В 1870-х годах две ветви иудаизма, саббатиане и евреи, начали организовываться и набирать силу. <…> Они начали разрушать Османскую империю и сеять семя будущего совершенно нового государства. Но конечно же, осуществляя этот план, они должны были поссориться с армянами, их самыми большими соперниками <…> Они начали готовиться к истреблению и ликвидации армян, чтобы создать государство, в котором контроль и управление были бы в их руках. Это было именно то, чего Шабтай Цви собирался достичь в XVII веке. <…> Все армяне знают, что их предков убивали младотурки-иттихадисты, иными словами, евреи и саббатиане, происходящие из евреев.

 

Журналист-исламист Нух Гёнюлташ пишет: «Армяне в мире прекрасно знают, кто стоял за Комитетом единения и прогресса, но не говорят об этом вслух, потому что известно, кто подкармливает армянскую диаспору. <…> Кто дал премию [американскому армянскому историку] профессору Ваагну Дадряну “за вклад в исследование геноцида”? Международная еврейская конференция по Холокосту».

 

Ему вторит Фазыл Дуйгун, журнал «Баран»: «За геноцидом армян стояли нефтяные интересы Рокфеллеров и Нобелей (и те и другие — евреи). Армяне жили в Землях Обетованных, где находится нефть, и были главным препятствием для евреев, пытавшихся захватить эти земли. Притом армян как членов православной церкви (sic!), одной из самых яро-антисемитских сект в христианстве, стоило уничтожить еще и за это».

 

А вот и левые: марксист Ялчын Кючюк назвал геноцид «результатом перманентной еврейско-армянской войны, ведущейся на территории Турции».

 

В 2000-х годах, по мере подъема и продвижения к власти исламистов, все громче зазвучали голоса, утверждавшие, что и сам основатель секулярной республики Мустафа Кемаль Ататюрк был по происхождению дёнме, то есть скрытым евреем. Таким образом, созданная им республика — еврейская, а не турецкая.

 

Легенда о еврейском происхождении Ататюрка возникла в 1920-х годах одновременно в еврейской и исламистской среде. Разница состояла в оценке этого утверждения: для евреев, преимущественно американских, еврейское происхождение великого революционера было предметом гордости; для противников Турецкой республики это было главным доказательством ее нелегитимности. Аргументы в пользу этой легенды таковы: Мустафа Кемаль родился в Салониках, где большинство населения тогда составляли евреи и где была община дёнме; учился в школе, принадлежавшей этой общине; а главное — был равнодушен к исламу и, как известно, имел пристрастие к алкогольным напиткам. Тот факт, что предки Ататюрка были крестьянами либо учителями и чтецами Корана (все эти занятия весьма нетипичны для дёнме), никого не смущало.

 

Еврейским происхождением Ататюрка оппозиционеры объясняли всё: стремление создать секулярное государство и жестокие меры, при помощи которых он это государство создавал; эмансипацию турецких женщин; переход с так называемого османского языка, перенасыщенного арабскими и персидскими словами, на разговорный турецкий и с арабского письма — на латинское.

 

Кемалисты не остались в долгу. Халук Хепкон, автор труда «История теорий заговора» (2007 год), приписал легенду о еврейском происхождении Ататюрка израильтянам. Страна, не имеющая в регионе союзников, хочет таким путем укрепить союз с Турцией. В этой же связи следует рассматривать всплеск работ в Израиле о хазарах (тюрках) и о салоникских дёнме. Националистически настроенный журналист Арслан Булут видел в «объевреивании» Ататюрка часть психологической войны с целью принизить в умах турецкой нации всех людей и все символы, дающие ей уверенность в себе. «Я не хочу ничем оскорблять евреев, — продолжает он, — но до сих пор мне не попался ни один еврей, включая звезд кино, кто был бы так же красив, как Ататюрк! Нет, он сын огузской расы».

 

Книга венесуэльского писателя и «солдата удачи» Рафаэля де Ногалеса Мендеса «Четыре года под полумесяцем» нет в библиотеках России и, вероятно, в библиотеках других стран. Ее скупали и уничтожали. А ранее пытались убить самого автора как живого свидетеля геноцида армянского народа – первого явного проявления холокоста. Совесть и чувство вины не позволили ему молчать, и он рассказал всему миру об одном из величайших преступлений против человечества. И нарисовал сцены геноцида с такой художественной силой, что при чтении его книги невозможно оставаться равнодушным. Ногалес сорвал маску с организаторов геноцида, которые оправдали свое злодеяние обстоятельствами Первой мировой войны. Он показал, что руководившие тогда Османской империей Талаат, Энвер, Джемаль и прятавшиеся за их спинами Назым и Карассо не о «родине» думали, а занимались грабежом населения, осуществляя одновременно план мировой закулисы по захвату политической и экономической власти в Турции денме (иудеями, целенаправленно перешедшими в мусульманскую веру) и превращению этой страны в плацдарм для еврейской колонизации Палестины.

maxpark.com

Кто правит в Турции: Эрдоган или Алиев ? | Международное объединение "21-й ВЕК БЕЗ ГЕНОЦИДА"

 

ИАА – «НОЯН ТАПАН»

 Кто правит в Турции: Эрдоган или Алиев ?

  Арут Сасунян

  Турецкие руководители часто гордятся тем, что им удалось превратить Турцию из страны с обнищавшей экономикой и серьезными внутриполитическими проблемами в мощное государство, имеющее большое влияние в регионе.

 Действительно, у Турции вторая после Соединенных Штатов крупнейшая армия в НАТО, а по объему ВВП у нее 15-ая по счету крупнейшая экономика в мире. В качестве самопровозглашенного миротворца и посредника Турция часто вмешивается в региональные и международные конфликты. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, страдающий манией величия и удостоившийся титула «султан», преисполнен желанием возродить почившую в бозе Османскую империю.

 Основной внешнеполитический принцип Турции для расширения своего влияния - «ноль проблем с соседними странами» - часто повторяемая мантра, которая, однако, не всегда используется успешно. Несмотря на то, что Турция сумела улучшить отношения с Сирией и Ираном, однако ее двуличные усилия по примирению с Арменией полностью провалились. Ее запутанные попытки создать ложное впечатление об улучшении отношений с Арменией не обманули никого, тем более, армян Диаспоры, которые прекрасно знают эту коварную тактику турок.

 По-видимому, единственным, кого обмануло это фальшивое поведение Турции в вопросе примирения с Арменией, стал президент Азербайджана Ильхам Алиев. Комично, что политика Турции «ноль проблем с соседями» оказала неожиданное и позорное влияние, породив проблемы с Азербайджаном, которых прежде не было.

 Президент Азербайджана сильно рассердился, узнав, что Анкара готовится подписать протоколы с Арменией, по которым предусматривалось открыть границу и установить дипломатические отношения между двумя странами. Уверения Турции в том, что протоколы – это всего лишь способ вырвать у Армении уступки, никоим образом не успокоили президента Азербайджана. Алиев потребовал немедленно приостановить процесс ратификации соглашений, поскольку не желал разблокирования Армении до тех пор, пока Арцах не будет сдан Азербайджану.

 Хотя протоколы явно исходили из национальных интересов Турции, однако премьер Эрдоган поддался давлению Азербайджана и отказался от их ратификации. Почему же он подчинился приказам Баку и не довел до конца договор, который, несомненно, отражал интересы его страны? Вот некоторые возможные объяснения: во-первых, энергоснабжение Турции частично обеспечивается Азербайджаном, во-вторых, проживающие в Турции азербайджанцы категорически против протоколов, и, в-третьих, Эрдоган чрезмерно чувствителен к обвинениям в том, что он заигрывает с «вражеской» Арменией, предавая «братский» Азербайджан.

 Безусловно, по-настоящему сильный лидер должен быть в состоянии отстаивать национальные интересы своей страны и противостоять внешнему и внутреннему давлению. Несмотря на громогласные выступления Эрдогана во время зарубежных вояжей, факт остается фактом: его власть нестабильна и не гарантирована. Хотя он позиционирует себя перед внешними партнерами в качестве руководителя мощной страны, однако у него множество внутренних врагов, которые постоянно замышляют заговоры с целью его устранения.

 На прошлой неделе обнаружились новые доказательства, раскрывшие уязвимость власти премьер-министра Эрдогана и способность президента Алиева использовать эту слабость. Экс-мэр Карса сообщил, что президент Азербайджана рекомендовал Эрдогану разрушить недостроенный памятник армяно-турецкой дружбе, а турецкий руководитель покорился его воле, что было продемонстрировано в ходе его визита в Карс. Заявив, что памятник – уродливый, он потребовал разрушить его. Бывший мэр Карса сказал студентам Университета Мармара, что предложение о демонтаже памятника было выдвинуто по явному требованию Алиева. В дальнейшем городской совет Карса проголосовал за демонтаж огромного памятника.

 Слепо повинуясь приказам Алиева, Эрдоган наводит тень на свой авторитет во всем мире. Некоторые сравнили некрасивый поступок Эрдогана с разрушением талибами статуй Будды в Афганистане. Это несуразная ситуация, когда руководитель маленькой страны навязывает свою волю более сильному соседу. Когда Алиев потребовал отказаться от ратификации армяно-турецких протоколов, «старший брат» обязался сделать это и выполнил требование Алиева-младшего. Затем распоясавшийся «младший брат» потребовал разрушить турецкий памятник. Этот приказ также был безоговорочно выполнен.

 Если Эрдоган полагает, что, идя на уступки Алиеву, он обеспечивает энергоснабжение Турции, то жестоко ошибается. Компромиссы – это скользкий спуск, сглаживающий путь для еще больших уступок. Зная, что руководители Турции безоговорочно исполняют его желания, Алиев теперь повысит свои требования. Что в следующий раз он потребует от Эрдогана? Как далеко пойдет сильный «султан» в вопросе удовлетворения требований чванливого младшего соседа? В конце концов, кто правит в Анкаре: Эрдоган или Алиев?

 Однако у армян нет причин быть недовольными тем, что Алиев отдает приказы Эрдогану. Потребовав от Турции не ратифицировать протоколов, Алиев невольно спас Армению от неблагоразумного договора, а его совет разрушить памятник в Карсе превратил Эрдогана в объект насмешек во всем цивилизованном мире.

 Арут Сасунян,

 издатель и редактор газеты «Калифорнийский курьер»

maxpark.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о