Кто отлил знаменитую Царь-пушку, в каком столетии она была отлита?

Царь-пушка — средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое в 1586 г. русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе во времена правления царя Фёдора Ивановича.
Длина пушки — 5,34 м, наружный диаметр ствола — 120 см, диаметр узорного пояса у дула — 134 см, калибр 900 мм, масса — 39,31 т (2400 пудов).

Украшена поясами рельефов, на правой стороне дульной части — изображение царя Фёдора Ивановича (в короне и со скипетром в руке) верхом на коне. На стволе с каждой стороны размещаются по четыре скобы, предназначенные для крепления канатов при перемещении пушки.

Выше передней правой скобы над изображением царя вылито «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Росия».

На верхней части ствола отлиты ещё две надписи: справа — «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине», с левой стороны — «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов».

По одной из версий название Царь-пушки связывают с изображением царя Фёдора Ивановича, однако более вероятно, что название произошло в связи со значительными размерами орудия. В древности пушку называли также «Дробовик Российский», поскольку считалось, что она была рассчитана на стрельбу «дробом», то есть картечью.

Лафеты для пушки, украшенные литыми орнаментами, изготовили в 1835 году на петербургском заводе Берда по эскизу архитектора А. П. Брюллова и чертежам инженера П. Я. де Витте.

Изначально задуманная для обороны Кремля Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.

В XVIII веке пушку переместили в Московский Кремль: сначала во двор здания Арсенала, а затем к его главным воротам. В советское время, в 1960-е гг. в связи с постройкой Кремлевского дворца съездов, Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь Кремля, к собору Двенадцати Апостолов. В настоящее время орудие находится на декоративном чугунном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра весом 1,97 т, отлитые в 1834 г. (стрелять такими ядрами орудие не может).

Царь-пушка была в свое время занесена в Книгу рекордов Гиннесса[1] как крупнейшая гаубица из всех когда-либо созданных. (Самой же большой (по габаритам и весу) пушкой из когда-либо созданных является немецкая «Дора» калибром 800 мм и весом в боевом положении 1350 т. По калибру же, вероятно, Царь-пушка является крупнейшим орудием в истории.)

В 1980 году в Серпухове был произведен ремонт пушки, одновременно она была обследована специалистами Артиллерийской академии им. Дзержинского. По строению ствола Царь-пушка оказалась классической бомбардой, предназначенной для стрельбы каменными ядрами весом около 800 кг. Также было выяснено, что из Царь-пушки стреляли, как минимум, один раз.

www.moscow-faq.ru

Скажите кто является автором отлитой Царь-пушки, что стоит в Московском Кремле?

отлита она Андреем Чоховым в 1586 … По проекту Монферрана два самых больших артиллерийских орудия из хранящихся в Московском Кремле «Литец» Андрей Чохов и его Царь-пушка Знаменитая Царь-пушка, один из редких памятников русского литейного искусства, установлена на Ивановской площади Кремля, рядом с памятником архитектуры XVII века — церковью Двенадцати апостолов. Изображения Царь-пушки знакомы миллионам людей по многочисленным фотографиям, открыткам, а ее описания известны по различным публикациям в книгах и журналах. И тем не менее встреча с самим произведением всегда вызывает живой интерес — интерес к его истории, к имени его автора. Осматривая Царь-пушку, посетители Московского Кремля узнают, что отлита она Андреем Чоховым в 1586 году и весит около 40 тонн. К сожалению, о мастере, создавшем Царь-пушку, мы знаем крайне мало, хотя имя его и широко известно. По историческим документам и сохранившимся образцам его работы установлено, что Андрей Чохов занимался своим ремеслом с 1568 по 1629 год и создал целую школу мастеров литейного дела. Впервые имя мастера встречается в литых надписях на орудийных стволах, зафиксированных в Описной книге Смоленского пушечного наряда 1670 года. Надписи гласили, что эти стволы «делал Кашпиров ученик Ондрей Чохов». «Литец» Андрей Чохов начал работать на московском Пушечном дворе в конце 60-х годов XVI века, в период царствования Ивана Грозного. Впоследствии именно здесь он стал одним из самых известных русских мастеров меднолитейного дела. На Пушечном дворе под руководством Чохова прошли школу литейного искусства его ученики — Проня Федоров, Микита Провоторов, Дружина Романов, Богдан Молчанов, Игнат Максимов и многие другие, также ставшие впоследствии известными мастерами. Чохов был придворным литейщиком. Основные факты его творческой биографии опубликовал в 80-х годах прошлого столетия известный историк Москвы Иван Егорович Забелин (в «Чтениях в Обществе истории и древностей российских при Московском университете»). Обратимся к этой публикации. В 1617 году «марта в 14 день по государеву указу дано государева жалованья пушечному мастеру и литцу Ондрею Чохову, да ученикам его, Дружинке Романову, Богдашке Молчанову.. . а пожаловал государь их за то, что слили они новую пищаль «Ахиллеса»…». «1621 года июля в 7 день по государеву указу дано государева жалованья пушечному и колокольному мастеру Ондрею Чохову, а пожаловал государь его за то, что он лил на Иван Великий 4 колокола… » «Колокол Реут в 2000 пудов с надписью: «…повелением царя и в. к. Михаила Федоровича слит сей колокол.. . лета 7130 (1622 г.) , делал колокол пушечный мастер Ондрей Чохов, весу в нем не назначено, а по примечанию имеет 2000 пудов, а пожаловал государь их — Дружине да Васплью в Приказ, а Тараса Григорьева с товарищи за то, что они с мастером с Ондреем старый большой колокол перелили». «Того ж дни по государеву указу дано государева жалованья пушечному мастеру Ондрею Чохову.. . А пожаловал государь его за службу, что он перелил старый большой Реут колокол.. . 4 аршина сукна лундышу, маковый цвет, цена полтора рубли аршин, да 10 аршин камки куфтерю червчатого, цена по рублю аршин, да 40 куниц, цена 12 рублев». В настоящее время других документальных данных о жизни и работе этого замечательного мастера нет. Но отсутствие биографических сведений в какой-то мере восполняется произведениями Андрея Чохова, хранящимися в музеях пашей страны и за рубежом. Как мы уже сказали, впервые имя мастера было упомянуто на орудийных стволах, отлитых Чоховым в середине XVI столетия. Что представляли собой эти стволы? Обратимся к историческим документам: ствол пищали медной «ядром 5 гривенок (гривенка — мера веса, равная приблизительно одному фунту. — М. П.) . На ней орел двоеглавной, наверху орла три травы, у казны трава ж, в травах подпись: «лета 7076 (1568) делал Кашпиров ученик Ондрей Чохов.. . весу 43 пуда»; ствол пищали медной «ядром 4 гривенки, дл

Изображение Царь-пушки знакомы миллионам людей по многочисленным фотографиям, открыткам, а ее описания известны по различным публикациям в книгах и журналах. И тем не менее встреча с самим произведением всегда вызывает живой интерес к его истории, к имени его автора. Обратившись к литературе, любознательный посетитель Кремля узнает, что отлита она Андреем Чоховым в 1586 году и весит около 40 тонн. К сожалению, о мастере, создавшем Царь-пушку, мы знаем крайне мало, хотя имя его и широко звестно. По историческим документам и сохранившимся образцам его работы установлено, что Андрей Чохов занимался своим ремеслом с 1568 по 1629 год и создал целую школу мастеров литейного дела. Деталь украшения Царь-пушки. Впервые имя мастера встречается в литых надписях на орудийных стволах, зафиксированных в Описной книге Смоленского пушечного наряда 1670 года. Надписи гласили, что эти стволы «делал Кашпиров ученик Андрей Чохов».»Литец» Андрей Чохов начал работать на московском Пушечном дворе в конце 60-х годов XVI века, в период царствования Ивана Грозного. Впоследствии, именно здесь он стал одним из самых известных русских мастеров меднолитейного дела. На Пушечном дворе, под руководством Чохова прошли школу литейного искусства его ученики — Проня Федоров, Микита Проворотов, Дружина Романов, Богдан Молчанов, Игнат Максимов и многие другие, также ставшие впоследствии известными мастерами. К первым работам Чохова относятся пищали малого калибра и небольшого веса, датированные 1568 годом, что соответствовало правилам ученичеств того времени. Пробные, или, как сказали бы теперь, школьные работы и не могли быть большими. Известные нам орудия той далекой поры, как правило, снабжались надписями, содержащими обычно имя мастера, дату отливки и иногда имя учителя. В Описной книге имеется одна очень интересная запись. Здесь упоминается медная пищаль с собственным именем «Лисица». Из этого следует думать, что это была крупная работа мастера, так как только значительным по размерам стволам давались в то время имена собственные. У данного орудия имеется богатый орнамент: из дула вылита лисица, ниже уха подпись: «делана сия пищаль Лисица в лето семь тысяч восемьдесят третьего году (1575), делал Ондрей Чохов».В последующие годы Чохов отлил большое число мощных, первоклассных пушек и великолепных колоколов. Некоторые из них известны лишь по сохранившимся в архивах документам. А те произведения талантливого мастера, что дожили до наших дней, принадлежат сейчас разным музейным коллекциям. Так, в коллекции музеев Московского Кремля находится пять выдающихся образцов работы Андрея Чохова, в том числе и знаменитая Царь-пушка. В Санкт-Петербурге, в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи хранится семь пушек, отлитых Чоховым во второй половине XVII века. Две пушки московского мастера находятся в Швейцарии в замке Гринсгольм. Надо сказать, что в XVI веке пушка, как огнестрельное орудие имела определенные установившиеся формы. Она представляла собой медный, литой, несколько конусообразный ствол. Задняя часть ствола именовалась казенной, а наиболее тонкая, передняя часть — дульной. Казенная часть завершалась торелью с виноградом.

Андрей Чохов: у него была мечта, отлить самую большую пушку. И его желание сбылось.

touch.otvet.mail.ru

Царь-пушка

История: Знаменитая Царь-пушка, являющаяся неотъемлемой частью выставочной экспозиции Московского Кремля, была создана в 1586 году. Ее отливал на Пушечном дворе знаменитый мастер Андрей Чохов по приказу Федора Ивановича — царя Государства Российского. Имя создателя необычной пушки гигантских размеров история сохранила, поскольку оно было выгравировано на массивном стволе, как и год ее отливки. Появление столь необычного литейного произведения стало итогом многовекового совершенствования технологии отливки надежных и мощных пушек.

За четырехлетнюю историю Царь-пушка не раз меняла свое месторасположение. Сначала она находилась на территории Пушечного двора, и только в XVIII столетии ее с большим трудом удалось переместить в Московский Кремль. И даже тут шедевр литейного производства в первое время находился во дворике у здания Запаса, а потом данную достопримечательность переставили к основным воротам и установили на лафет.

У подножия массивного орудия разместили четыре больших ядра, а каждое из них весило почти тонну. Ядра для данного шедевра специально отливались в Петербурге в 1834 году на известном литейном заводике Берда. В последний раз шедевр литейного производства поменял свое месторасположение в 1960 году, когда строился Кремлевский дворец съездов. Орудие аккуратно перенесли на Ивановскую площадь и установили рядом с храмом Двенадцати Апостолов, где оно красуется и сейчас.

Массивная Царь-пушка никогда не использовалась в качестве мощного оружия, поскольку стрелять с огромного чугунного лафета просто невозможно. Если попробовать выстрелить из большого ствола бомбой или ядром, орудие может просто разнести на части, а находящие рядом канониры погибнут. А документы, касающиеся испытаний пушки, до наших дней не дошли, поэтому ученые до сих пор спорят о ее основном предназначении. До ХХ столетия многие военные историки считали, что орудие могло стрелять дробью, состоящей из небольших камней.

Но большинство исследователей убеждены, что шедевр литейного производства создавался с единственной целью — напугать послов иноземных государств, а в особенности — посланцев Крымского хана. Тайну орудия удалось раскрыть в 1980 году в момент проведения планового ремонта, когда мастера исследовали внутренние каналы. Оказалось, что данное изделие не является ни пушкой, ни дробовиком, а создавалось в качестве бомбарды, поэтому для ее ствола не требовалось никакого уклона.

Особенности: Грандиозная Царь-пушка в Москве — это огромное орудие длиной 5,34 метра, диаметр ее ствола составляет 120 сантиметров снаружи, а калибр — 890 миллиметров. Для отливки массивного орудия применялась только высококачественная бронза, а поверхность ствола красиво декорирована всевозможными фигурными фризами, необычными надписями и орнаментальными поясами. Казенный и дульный обрезы ствола немного выступают над поверхностью декоративного пояса, для оформления которого создателем пушки были использованы уникальные фигурные навески.

Центральная часть огромного ствола грандиозного орудия разделена на отдельные части плоскими и орнаментальными рельефными фризами. Сбоку можно увидеть литые скобы, предназначенные для полноценного укрепления канатов в момент перемещения пушки. Над передней правой скобой красуется надпись, возвеличивающая государя Федора Ивановича. А затравочное отверстие расположено непосредственно в стволе, около большого заднего пояса. Огромная Царь-пушка весит почти сорок тонн, поэтому сдвинуть ее с места — непосильная задача даже для русских богатырей.

Сейчас Царь-пушка и Царь-колокол являются самыми необычными достопримечательностями Москвы, привлекающими внимание посетителей Московского Кремля.

fb.ru

Кто Отлил Царь-Пушку?

В этом году чуду мастерства оружейного артиллерийского искусства, Царь-пушке, исполняется 429 лет – дата не юбилейная, но весьма солидная. Был в те далёкие от нас средние века в Москве, предположительно на месте нынешнего «Детского мира», Пушечный двор – с печами плавильными, с кузницами, с литейными амбарами и массой других необходимых в производстве столь грозного оружия того времени, как пушка, помещений. Это была настоящая государственная мануфактура феодального средневековья, на которой работало около полутысячи человек 32 разных профессий: кузнецы, пушечники, литцы и др. Во второй половине века XVI, это было в годы правления Фёдора Иоанновича, трудился здесь и замечательный мастер-литец (литейщик, как сказали бы позже) Андрей Чохов. Он-то и отлил из бронзы эту пушку, которая стала символом России, символом необычайного таланта её мастеровых. О самом мастере известно не так уж и много – даже даты его жизни (1545–1629) установлены приблизительно, прежде всего дата рождения. Был он учеником мастера Кашпира Ганусова и уже в 35 лет стал ведущим московским литцом. За свою трудовую деятельность вырастил много учеников, в том числе ставших впоследствии известными пушечными и колокольными мастерами (Чохов колокола тоже отливал – и этим делом благим работники Пушечного двора занимались). В Пушечном дворе Чохов проработал более 40 лет, был известен как мастер, способный отливать пушки большого размера, – согласно документам, таких пушек у него 20. Царь-пушка зарегистрирована в известной книге рекордов Гиннесса – упомянута здесь как орудие подобного типа с наибольшим калибром (хотя её и называют иной раз самой большой пушкой в мире, но, согласно всё той же книге Гиннесса, и по размерам, и по весу «Дора» – плод труда немецких оружейников 1930-х годов – её превзошла). ОПИСАНИЕ ЦАРЬ-ПУШКИ Вообще-то безымянный автор статьи Википедии лукавит: имя своё создатель знаменитой пушки записал с буквой О – Ондрей. По поводу происхождения названия орудия существуют два мнения: оно так названо из-за

  • изображения Фёдора Иоанновича;
  • своих внушительных размеров.
Применять эту громадину намеревались для защиты самого Кремля, поэтому и установили её сначала на специальном деревянном раскате (что-то типа настила) на площади Красной, рядом с печально знаменитым местом Лобным. Но так уж случилось, что в боях она так и не была применена, думаю, потому, что ни один враг до площади Красной не добрался. Много позже, при Петре Первом, пушку перевезли во двор находящегося в Московском Кремле здания Арсенала, но на протяжении двух веков она ещё несколько раз меняла своё месторасположение:
  • из двора Арсенала – к воротам главным;
  • от ворот главных Арсенала – к старому зданию Оружейной палаты;
  • в 60-е годы прошлого века (тогда строился важный по тем временам объект – Кремлёвский дворец съездов) – на площадь Ивановскую.
Сейчас её мы видим на литом чугунном лафете, около кучкой располагаются ядра из чугуна – декоративная атрибутика, отлитая в 1834 году, для стрельбы эти ядра не предназначены. Лафет изготовили годом позже в Санкт-Петербурге, на небезызвестном там заводе Берда. Авторами эскиза и чертежей лафета стали архитектор А. П. Брюллов, старший брат известного художника Брюллова Карла, и талантливый инженер П. Я. де Витте. Долгое время существовало мнение: стрелять Царь-пушка не может вообще, Чохов создавал её для устрашения иностранцев, среди которых много было зарившихся на земли русские. Ошибочность этого мнения доказали всего 35 лет назад: во время ремонта пушки спецы из Артакадемии имени Дзержинского, обследовавшие сие орудие, выяснили следующее:
  • пушка эта – бомбарда и

otvet.expert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *