Х-59МК2: ЗАЧЕМ РАКЕТА В ФОРМЕ ЧЕМОДАНА?

Истребитель пятого поколения Су-57 в ходе испытаний в Сирии, среди прочего, отметился пуском новейшей ракеты Х-59МК2. Недавно эта же ракета была замечена в сирийском небе на пилоне у бомбардировщика Су-34. Чем интересна эта ракета и каковы её особенности?

Х-59МК2 (фото: Виталий Кузьмин)

Ракета в форме чемодана» под обозначением Х-59МК2 появилась на авиасалоне МАКС-2015 и вызвала немалое удивление: в 2009 году изделие с тем же индексом, также показанное в Жуковском, имело куда более классические формы, не слишком отличаясь от известных с позднесоветского времени ракет Х-59М и Х-59МК «Овод-М

«Оводы» в своё время стали одним из лучших советских высокоточных боеприпасов, и лишь крайняя бедность страны в 1990-х годах помешала их дальнейшему своевременному совершенствованию и широкому применению в локальных конфликтах. Когда деньги появились, разработки были немедленно возобновлены.

Первоначально Х-59МК2 проектировалась как часть арсенала перспективных боевых самолётов поколения «4+» — «4++»: Су-30, Су-35, модернизированных Су-27, МиГ-29 и, конечно, бомбардировщиков Су-34, а также некоторых других новых и модернизированных машин.

Однако вскоре в разработку вмешались два фактора. Необходимость, во-первых, сделать ракету менее заметной в радиолокационном диапазоне, а во-вторых, оптимизировать её для размещения во внутрифюзеляжном отсеке истребителя пятого поколения Т-50(Су-57), разрабатываемого по программе ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. — Прим. ред.).

Эти требования и привели в итоге к характерным очертаниям ракеты, в сечении имеющей практически квадратную форму и оснащённой складывающимися управляющими поверхностями — для минимизации объёма в транспортном положении.

Что известно об этой ракете сейчас? Данные по дальности в триста километров — в основном из экспортных проспектов. И с учётом того, что Россия не поставляет на экспорт ракеты с дальностью полёта свыше 300 километров. Зато «внутренняя» модификация, по мнению специалистов, наверняка поражает цели на дистанции 400 км и больше. Есть также предположение, что ракета может иметь две модификации, различающиеся по дальности: первая, предназначенная для тактической авиации, с дальностью в районе тех же 400 километров, и вторая — для решения оперативных и стратегических задач — с дальностью около 1000 км, а возможно, и больше.

Известно также что Х-59МК2 способна лететь на сверхмалых высотах в режиме огибания рельефа местности и имеет вариант с оптической корреляционной системой конечного самонаведения, что позволяет поражать цели, сличая их облик с заложенным в память ракеты оптическим изображением.

Аналогами нового «Овода» на Западе, таким образом, являются американские ракеты JASSM и европейские SCALP/Storm Shadow. Кто лучше? Да кто ж расскажет.

Илья Крамник


Источник

alexandr-palkin.livejournal.com

Управляемые ракеты средней дальности Х-59/Х-59М — «Овод» для фронтовой авиации

Авиационная управляемая ракета средней дальности Х-59 создавалась как средство поражения малоразмерных наземных и надводных целей, прикрытых средствами ПВО. Требовалось обеспечить высокую точность поражения без захода самолета-носителя в зону поражения ПВО противника.

Разработка ракетного комплекса Х-59 «Овод» велась с 1972 года в Дубненском производственно-конструкторском объединении «Радуга» (МКБ «Радуга») под руководством А. Я. Березняка, после его смерти в 1974 году — под руководством И. С. Селезнева.

ЗАДАЧИ И РЕШЕНИЯ

За основу была взята комбинация автономной (на начальном участке траектории) и телевизионно-командной систем наведения, поскольку предполагалось поражение визуально обнаружимых целей. Соответственно, ракета выполнена дозвуковой. Особенности проектируемой системы наведения и антенн линии связи «ракета — самолет-носитель» потребовали выбрать схему типа «бесхвостка». Делались попытки вооружить ракетой Х-59 истребители-бомбардировщики, однако главным носителем стал двухместный фронтовой бомбардировщик Су-24. В 1979 году закончились государственные совместные испытания, в 1981-м комплекс Х-59 «Овод» вошел в состав вооружения Су-24 и модернизированного варианта — Су-24М. Серийное производство ракет организовали на Дубненском машиностроительном и Смоленском авиационном заводах. Систему наведения разработки Московского научно-исследовательского телевизионного института выпускало во Львове предприятие «Текон-Электрон». В США и НАТО ракета Х-59 получила обозначение AS-13 Kingbolt.

ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЛЕКСА

Основные элементы комплекса «Овод»: ракета Х-59 и аппаратура, размещенная на самолете-носителе в подвесном контейнере АПК-9.

Х-59 построена по «элевонной» схеме с большим Х-образным крылом в хвостовой части и дестабилизаторами в носовой части. Органами управления служат элевоны крыла с электромеханическими приводами. Ракета скомпонована по отсекам. В носовой части размещены телевизионная система и блоки системы автоматического управления, в средней — проникающая боевая часть кумулятивно-фугасного действия для поражения защищенных целей. Далее расположен маршевый твердотопливный двигатель с двумя боковыми соплами. В хвостовой части размещен блок направленных антенн, за ним укреплен сбрасываемый стартовый твердотопливный двигатель.

Су-24М несет до двух ракет Х-59 на подкрыльевых авиационных катапультных устройствах АКУ-58-1. Контейнер АПК-9 вмещает аппаратуру наведения, антенные блоки передней и задней полусферы, блоки подготовки и контроля и обеспечивает процесс наведения при любом отклонении курса самолета-носителя относительно курса ракеты.

В ПОЛЕТЕ

Координаты цели заносятся в память прицельно-навигационного комплекса самолета-носителя перед полетом. После пуска ракеты и раскрытия перьев ее дестабилизаторов сбрасывается защитный носовой кок. Стартовый двигатель обеспечивает разгон  ракеты на этапе автономного программного полета, после чего отстреливается, открывая хвостовые антенны. Маршевый двигатель поддерживает скорость полета около 285 м/с. С установлением устойчивой двусторонней радиосвязи самолет может отвернуть с боевого курса, выходя из зоны действия средств ПВО противника. Наличие в составе аппаратуры ракеты радиовысотомера позволяет ей осуществлять маловысотный полет. При комбинированном наведении изображение местности с телевизионной камеры передается на экран штурмана-оператора, который направляет полет ракеты. Опознав цель, штурман удерживает ее в перекрестии экрана. Круговое вероятное отклонение Х-59 при таком наведении составляет 2-5 м. При автономном наведении программное управление полетом осуществляется по сигналам автопилота на заданной высоте до момента обнаружения цели на экране оператора. При уверенном захвате светоконтрастной цели ракета переводится на самонаведение.

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ КОМПЛЕКСЫ

В модернизированном комплексе «Овод-М» проявились общие направления развития авиационных ракет — увеличение дальности пуска и могущества действия боевых частей при сохранении высокой точности. Главной новинкой в конструкции ракеты Х-59М стала замена твердотопливного маршевого двигателя на двухконтурный турбореактивный (ТРД), установленный вынесенно в подфюзеляжной гондоле. Высвободившийся объем фюзеляжа позволил разместить запас топлива ТРД и более мощную боевую часть: проникающую, массой 320 кг, либо кассетную, массой 280 кг, с поражающими элементами осколочного и кумулятивного действия.

Устойчивая связь обеспечивает телевизионно-командное наведение на дальности до 120 км. При полностью автономном наведении высокая точность попадания обеспечивается на расстоянии до 40 км. Х-59М вошла в состав вооружения фронтового бомбардировщика Су-34, истребителя Су-30МК. На Западе Х-59М присвоили обозначение AS-18 Kazoo. Модификация Х-59М2 «Овод-М2» получила круглосуточную систему наведения на базе бесплатформенной навигационной системы, дополненную системой спутниковой коррекции, ГСН российского производства. Обеспечивается самостоятельное распознавание ориентиров по маршруту полета и цели. Программа предусматривает полет на малых высотах от 50 до 300 м. Противокорабельная Х-59МК оснащается радиолокационной ГСН. Представлены также экспортные модификации комплекса Овод МЭ» с модификациями ракеты Х-29МЭ и Х-59М2Э.

Ракеты серии Х-59 поставлялись в Алжир, Венесуэлу, Индию, Китай.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь