Х-59МК2: ЗАЧЕМ РАКЕТА В ФОРМЕ ЧЕМОДАНА?
Истребитель пятого поколения Су-57 в ходе испытаний в Сирии, среди прочего, отметился пуском новейшей ракеты Х-59МК2. Недавно эта же ракета была замечена в сирийском небе на пилоне у бомбардировщика Су-34. Чем интересна эта ракета и каковы её особенности?
Х-59МК2 (фото: Виталий Кузьмин)
Ракета в форме чемодана» под обозначением Х-59МК2 появилась на авиасалоне МАКС-2015 и вызвала немалое удивление: в 2009 году изделие с тем же индексом, также показанное в Жуковском, имело куда более классические формы, не слишком отличаясь от известных с позднесоветского времени ракет Х-59М и Х-59МК «Овод-М
«Оводы» в своё время стали одним из лучших советских высокоточных боеприпасов, и лишь крайняя бедность страны в 1990-х годах помешала их дальнейшему своевременному совершенствованию и широкому применению в локальных конфликтах. Когда деньги появились, разработки были немедленно возобновлены.
Первоначально Х-59МК2 проектировалась как часть арсенала перспективных боевых самолётов поколения «4+» — «4++»: Су-30, Су-35, модернизированных Су-27, МиГ-29 и, конечно, бомбардировщиков Су-34, а также некоторых других новых и модернизированных машин.
Однако вскоре в разработку вмешались два фактора. Необходимость, во-первых, сделать ракету менее заметной в радиолокационном диапазоне, а во-вторых, оптимизировать её для размещения во внутрифюзеляжном отсеке истребителя пятого поколения Т-50(Су-57), разрабатываемого по программе ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. — Прим. ред.).
Эти требования и привели в итоге к характерным очертаниям ракеты, в сечении имеющей практически квадратную форму и оснащённой складывающимися управляющими поверхностями — для минимизации объёма в транспортном положении.
Что известно об этой ракете сейчас? Данные по дальности в триста километров — в основном из экспортных проспектов. И с учётом того, что Россия не поставляет на экспорт ракеты с дальностью полёта свыше 300 километров. Зато «внутренняя» модификация, по мнению специалистов, наверняка поражает цели на дистанции 400 км и больше. Есть также предположение, что ракета может иметь две модификации, различающиеся по дальности: первая, предназначенная для тактической авиации, с дальностью в районе тех же 400 километров, и вторая — для решения оперативных и стратегических задач — с дальностью около 1000 км, а возможно, и больше.
Известно также что Х-59МК2 способна лететь на сверхмалых высотах в режиме огибания рельефа местности и имеет вариант с оптической корреляционной системой конечного самонаведения, что позволяет поражать цели, сличая их облик с заложенным в память ракеты оптическим изображением.
Аналогами нового «Овода» на Западе, таким образом, являются американские ракеты JASSM и европейские SCALP/Storm Shadow. Кто лучше? Да кто ж расскажет.
Илья Крамник
Источник
alexandr-palkin.livejournal.com
Управляемые ракеты средней дальности Х-59/Х-59М — «Овод» для фронтовой авиации
Авиационная управляемая ракета средней дальности Х-59 создавалась как средство поражения малоразмерных наземных и надводных целей, прикрытых средствами ПВО. Требовалось обеспечить высокую точность поражения без захода самолета-носителя в зону поражения ПВО противника.
Разработка ракетного комплекса Х-59 «Овод» велась с 1972 года в Дубненском производственно-конструкторском объединении «Радуга» (МКБ «Радуга») под руководством А. Я. Березняка, после его смерти в 1974 году — под руководством И. С. Селезнева.
ЗАДАЧИ И РЕШЕНИЯ
За основу была взята комбинация автономной (на начальном участке траектории) и телевизионно-командной систем наведения, поскольку предполагалось поражение визуально обнаружимых целей. Соответственно, ракета выполнена дозвуковой. Особенности проектируемой системы наведения и антенн линии связи «ракета — самолет-носитель» потребовали выбрать схему типа «бесхвостка». Делались попытки вооружить ракетой Х-59 истребители-бомбардировщики, однако главным носителем стал двухместный фронтовой бомбардировщик Су-24. В 1979 году закончились государственные совместные испытания, в 1981-м комплекс Х-59 «Овод» вошел в состав вооружения Су-24 и модернизированного варианта — Су-24М. Серийное производство ракет организовали на Дубненском машиностроительном и Смоленском авиационном заводах. Систему наведения разработки Московского научно-исследовательского телевизионного института выпускало во Львове предприятие «Текон-Электрон». В США и НАТО ракета Х-59 получила обозначение AS-13 Kingbolt.
ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЛЕКСА
Основные элементы комплекса «Овод»: ракета Х-59 и аппаратура, размещенная на самолете-носителе в подвесном контейнере АПК-9.
Х-59 построена по «элевонной» схеме с большим Х-образным крылом в хвостовой части и дестабилизаторами в носовой части. Органами управления служат элевоны крыла с электромеханическими приводами. Ракета скомпонована по отсекам. В носовой части размещены телевизионная система и блоки системы автоматического управления, в средней — проникающая боевая часть кумулятивно-фугасного действия для поражения защищенных целей. Далее расположен маршевый твердотопливный двигатель с двумя боковыми соплами. В хвостовой части размещен блок направленных антенн, за ним укреплен сбрасываемый стартовый твердотопливный двигатель.
Су-24М несет до двух ракет Х-59 на подкрыльевых авиационных катапультных устройствах АКУ-58-1. Контейнер АПК-9 вмещает аппаратуру наведения, антенные блоки передней и задней полусферы, блоки подготовки и контроля и обеспечивает процесс наведения при любом отклонении курса самолета-носителя относительно курса ракеты.
В ПОЛЕТЕ
Координаты цели заносятся в память прицельно-навигационного комплекса самолета-носителя перед полетом. После пуска ракеты и раскрытия перьев ее дестабилизаторов сбрасывается защитный носовой кок. Стартовый двигатель обеспечивает разгон ракеты на этапе автономного программного полета, после чего отстреливается, открывая хвостовые антенны. Маршевый двигатель поддерживает скорость полета около 285 м/с. С установлением устойчивой двусторонней радиосвязи самолет может отвернуть с боевого курса, выходя из зоны действия средств ПВО противника. Наличие в составе аппаратуры ракеты радиовысотомера позволяет ей осуществлять маловысотный полет. При комбинированном наведении изображение местности с телевизионной камеры передается на экран штурмана-оператора, который направляет полет ракеты. Опознав цель, штурман удерживает ее в перекрестии экрана. Круговое вероятное отклонение Х-59 при таком наведении составляет 2-5 м. При автономном наведении программное управление полетом осуществляется по сигналам автопилота на заданной высоте до момента обнаружения цели на экране оператора. При уверенном захвате светоконтрастной цели ракета переводится на самонаведение.
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ КОМПЛЕКСЫ
В модернизированном комплексе «Овод-М» проявились общие направления развития авиационных ракет — увеличение дальности пуска и могущества действия боевых частей при сохранении высокой точности. Главной новинкой в конструкции ракеты Х-59М стала замена твердотопливного маршевого двигателя на двухконтурный турбореактивный (ТРД), установленный вынесенно в подфюзеляжной гондоле. Высвободившийся объем фюзеляжа позволил разместить запас топлива ТРД и более мощную боевую часть: проникающую, массой 320 кг, либо кассетную, массой 280 кг, с поражающими элементами осколочного и кумулятивного действия.
Устойчивая связь обеспечивает телевизионно-командное наведение на дальности до 120 км. При полностью автономном наведении высокая точность попадания обеспечивается на расстоянии до 40 км. Х-59М вошла в состав вооружения фронтового бомбардировщика Су-34, истребителя Су-30МК. На Западе Х-59М присвоили обозначение AS-18 Kazoo. Модификация Х-59М2 «Овод-М2» получила круглосуточную систему наведения на базе бесплатформенной навигационной системы, дополненную системой спутниковой коррекции, ГСН российского производства. Обеспечивается самостоятельное распознавание ориентиров по маршруту полета и цели. Программа предусматривает полет на малых высотах от 50 до 300 м. Противокорабельная Х-59МК оснащается радиолокационной ГСН. Представлены также экспортные модификации комплекса Овод МЭ» с модификациями ракеты Х-29МЭ и Х-59М2Э.
Ракеты серии Х-59 поставлялись в Алжир, Венесуэлу, Индию, Китай.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
5031warfor.me
Х-59МК2
Крылатая ракета
Х-59МК2 разработана в МКБ «Радуга» с использованием наработок по созданию ракет Х-59М и Х-59МК. Ракета выполнена с использованием технологий снижения радиолокационной заметности и конструктивно адаптирована для размещения во внутренних отсеках тактических самолетов 5-го поколения. Ракета предназначена для поражения неподвижных наземных целей с известными координатами, оснащена бортовой инерциальной системой наведения комплексированной с оптико-электронной ГСН и навигационном приемником системы ГЛОНАСС.
Макет ракеты впервые показан на выставке МАКС-2015. Об испытаниях ракет Х-59МК впервые сообщено в мае 2018 г. в репортаже о боевом применении ракет с самолетов-носителей Су-57 в Сирии.
По состоянию на 2018 г. ракета серийно производится и проходит войсковые испытания.
Макет ракеты Х-59МК2 на авиасалоне МАКС-2015 (https://saidpvo.livejournal.com)
Самолетами-носителями ракет Х-59МК2 могут стать ударные самолеты тактической авиации Су-57 и Су-34, а так же возможно их применение с носителей типа Ту-22М4 и Ту-160, а в перспективе с самолета ПАК ДА.
Х-59МК2 в ВВС России
В мае 2018 г. на коллегии Министерства обороны России впервые появилась информация об успешных пусках ракеты с самолета-носителя Су-57 по целям в Сирии. Вероятно, проходят или успешно завершены войсковые испытания ракеты.
Конструкция ракеты
Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным раскрывающимся после пуска крылом. В хвостовой части фюзеляжа находится маршевый двигатель, который не выдвигается за обводы фюзеляжа. Ракета имеет модульную конструкцию, позволяющую использовать разные боевые части.
Двигательная установка
1 х малогабаритный ТРДД-50МТ / изделие 37-04
ТТХ ракеты
Длина - 4,2 м Размах крыла – 2,45 м Габариты корпуса - 0,40 х 0,40 м Площадь ЭПР в передней проекции – менее 0.01 кв.м Масса - 770 кг Масса боевой части - 310 кг Скорость максимальная - 750-1000 км/ч Высота полета - 50-300 м Дальность действия - 290 кмКВО - 3-5 м
Компоновочная схема ракета Х-59МК2 (МАКС-2015)
Боевое оснащение
Ракета Х-59МК2 – обычная боевая часть; варианты: – проникающая фугасная – кассетная
Макет ракеты Х-59МК2 на авиасалоне МАКС-2015 (https://saidpvo.livejournal.com)
Система управления и наведение
Система управления ракеты инерциальная с использованием БЦВМ и оптических датчиков для коррекции траектории полета по цифровым эталонным картам участков коррекции. Кроме оптоэлектронной системы ракета оснащена радиовысотомером для обеспечения режима огибания рельефа местности, а так же спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС.
Модификации:
Х-59МК2 — неядерный вариант ракеты, проходит войсковые испытания по состоянию на 2018 г.
«Новый оборонный заказ. Стратегии»
dfnc.ru
Эволюция ракет семейства Х-59. От советских тактических ракет до оружия истребителей пятого поколения
Выступая на Коллегии Министерства обороны России 25 мая 2018 года, глава военного ведомства Сергей Шойгу заявил, что проходившие с 21 по 23 марта боевые испытания в Сирии два новейших истребителя пятого поколения Су-57 применяли перспективные авиационные крылатые ракеты оперативно-тактического назначения Х-59МК2.
Позднее, эта ракета была замечена под крылом бомбардировщика Су-34 из состава российской группировки ВКС в Сирии.
Рассмотрим, эволюцию тактических авиационных ракет семейства Х-59 и что известно о её новейшей модификации Х-59МК2, применённой в Сирии.
Разработка тактической авиационной ракеты Х-59 «Овод» была начала ещё в 1972 году в МКБ «Радуга». Целью создания ракеты было радикальное повышение точности поражения целей и дальности пуска по сравнению с высокоточными ракетами «воздух-поверхность», что позволяло бы успешно поражать важные цели противника без входа или с минимальным заходом в зону поражения вражеских зенитно-ракетных комплексов. В 1981 году ракета Х-59 была принята на вооружение бомбардировщика Су-24М. Позднее ракета была принята в состав вооружения истребителя-бомбардировщика Су-17М4.
Х-59 была оснащена двухступенчатым твердотопливным ракетным двигателем и комбинированной системой наведения — инерциальной на основном участке полёта и телевизионно-командной системой наведения, начинающегося при подлёте к цели на расстояние 5-10 км. Принцип действия данной системы состоит в следующем. Перед пуском в прицельно-навигационный комплекс самолёта вводятся предполагаемые координаты цели. После пуска ракеты и отделения стартовой ступени двигателя между самолётом-носителем и ракетой устанавливается двухсторонняя линия связи. При этом контейнер с аппаратурой командного наведения имел два набора антенн — в носовой и хвостовой части, что не ограничивало самолёт-носитель в манёвре после пуска.
В район цели ракета движется по данным инерциальной навигационной системы (ИНС), а при достижении дальности в 5-10 километров до предполагаемого нахождения цели, активируется телевизионно-командная система наведения. По линии связи ракета транслирует на экран штурмана-оператора изображение, полученное телевизионной головкой наведения ракеты, по которому оператор выполняет поиск и распознавание цели. После обнаружения и распознавания цели оператор наводит на получаемом телевизионном изображении подвижное перекрестие на силуэт цели и производит захват цели. По полученной с самолёта команде, головка наведения ракеты производит захват цели и ракета переходит на самонаведение. Недостатком ракеты был двухступенчатый твердотопливный двигатель, существенно ограничивающий дальность полёта — у Х-59 она составляла всего 45 километров. Тем не менее, ракета имела высочайшую точность наведения, обеспечивая попадание в круг радиусом 1.5 метра (при условии хорошей видимости) и была одной из наиболее совершенных советских авиационных ракет «воздух-поверхность».
В середине 1980-х Х-59 была существенно модернизирована. Новая модификация получила обозначение Х-59М «Овод-М«. На Х-59М вместо твердотопливного двигателя был установлен малогабаритный турбореактивный двигатель. Это позволило увеличить дальность пуска до 115-120 (по разным данным) километров и увеличить массу боевой части в 2 раза — до 320 килограмм. Х-59М могла осуществлять полёт на предельно-малых высотах в режиме огибания рельефа местности на высоте от 50 метров (до 7 метров при полёте над уровнем моря). Скорость ракеты Х-59М составляет 850-1000 километров в час.
Производство ракет было начато Смоленским авиационным заводом, однако уже в начале 1990-х практически полностью прекратилось, в связи с экономическим кризисом того времени и прекращением финансирования. Другой ключевой проблемой стал разрыв производственных связей с предприятиями, оставшимися после распада СССР в других государствах. В частности, ключевой элемент ракеты — телевизионная головка самонаведения и командная система управления изготавливались НПО «Текон» во Львове. В результате, после распада СССР, российские ВВС получили недостаточное количество ракет Х-59 и Х-59М. По этой причине эти ракеты крайне мало применялись в различных локальных конфликтах. В частности, известно лишь о нескольких единичных пусках в ходе Первой Чеченской кампании. При этом в ВВС России рассматривали и рассматривают данную ракету, как очень важное оружие. В 2007-2011 годах Россия выкупила у Украины порядка 140 ракет Х-59М, что составило практически весь запас данных ракет в украинских арсеналах, без учёта неисправных ракет и с истекшими сроками хранения.
После стабилизации экономической ситуации в стране и увеличение финансирования вооружённых сил, продолжились работы по совершенствованию ракеты Х-59. В конце двухтысячных годов были представлены новые модификации ракеты Х-59 — Х-59МК и Х-59МК2, первой ракеты с таким индексом. На данных модификациях ракет Х-59 благодаря ещё более экономичному турбореактивному двигателю удалось довести дальность полёта до 295 км. Х-59МК (другое название — Х-59А) — противокорабельная ракета с активной радиолокационной головкой самонаведения. Х-59МК2 — тактическая ракета, предназначенная для поражения наземных целей с системой наведения в виде ИНС, дополненной спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС и оптико-электронной головкой самонаведения на конечном участке. Также была создана модификация Х-59М2 с трансляционно-командной системой наведения, но обладающей существенно лучшими характеристиками, чем Х-59М и способной применяться в любых условиях дня и ночи, а также сложных метеоусловиях. Ракеты семейства Х-59МК созданы как часть арсенала современных самолётов ВВС России поколения 4+4++, таких как Су-34, Су-35, Су-30СМ, МиГ-29СМТ, МиГ-29К и пр.
Данные ракеты активно поставляются на экспорт. В частности, в последние годы Китаю было поставлено свыше Х-59МК. По неподтверждённым данным, данная ракета находится на вооружении полков российской морской авиации, оснащённых истребителями-бомбардировщиками Су-30СМ. Также неоднократно данная ракета была замечена под крыльями различных новейших самолётов строевых частей ВВС России, в частности Су-35С.
На авиасалоне МАКС-2015 была представлена новая, кардинально изменённая версия ракеты Х-59 — Х-59МК2, что создало некоторую путаницу, т.к. ракета с таким индексом уже была представлена ранее. Новая Х-59МК2 представляет собой современную авиационную тактическую ракету. Ракета имеет характерные очертания с сечением близким к квадратной форме, а также складные крылья достаточно большого удлинения и по своему облику радикально отличается от всех предшествующих ракет семейства Х-59. Такой весьма специфический облик ракеты объясняется двумя основными причинами — снижение эффективной отражающей поверхности ракеты, с целью сделать её малозаметной в радиолокационном диапазоне и минимизации объёма для размещения во внутренних отсеках вооружения перспективного истребителя пятого поколения Су-57.
Известно, что новейшая российская авиационная крылатая ракета имеет инерциальную навигационную систему, дополненную системой спутниковой навигации и оптическую корреляционную систему наведения на конечном участке. Эта система сравнивает получаемое оптической головкой наведения изображение с «заложенным» в память ракеты изображением цели для точного наведения. Ракета полностью «автономна» после пуска и позволяет реализовать принцип «выстрелил-забыл». В рекламных проспектах заявленная дальность полёта Х-59МК2 составляет 300 километров. Однако, стоит заметить, что дальность полёта в 300 км пишется в рекламных проспектах практически для всех российских крылатых ракет,которые поставляются или предлагаются на экспорт, т.к. 300 км — это максимальная дальность полёта крылатых ракет, разрешаемых для поставок на экспорт по договору о «Режиме контроля за ракетами и ракетными технологиями». Версии различных крылатых ракет для российских вооружённых сил имеют всегда значительно большую дальность. «Российская» версия ракеты Х-59МК2 на данный момент оценивается в 400 и более километров.
Масса Х-59МК2 составляет около 770 килограмм, что позволяет современным тактическим самолётам нести по несколько таких ракет. Предполагается, что истребитель пятого поколения Су-57 максимально может нести до 4 ракет Х-59МК2 — по две в каждом из двух внутренних отсеков вооружения.
Стоит заметить, что ранее многие ресурсы и СМИ выражали скептическое отношение к данной ракете, полагая, что «квадратная» Х-59МК2 останется не более чем проектом. Однако пуски данной ракеты в Сирии с истребителей Су-57, а также наличие её под крыльями Су-34 однозначно свидетельствует, что данная ракета находится на завершающей стадии испытаний и в скором времени будет принята на вооружение.
Появление в ВВС России данной ракеты позволит ликвидировать отставание от НАТО в области создания авиационных боеприпасов подобного класса. Х-59МК2 является полным аналогом американской тактической ракеты AGM-158 «JASSM» и франко-британской крылатой ракеты SCALP»Storm Shadow». Х-59МК2 благодаря низкой массе и малым габаритам позволяет наносить массированные ракетные удары по противнику достаточно малыми силами авиации, осуществляя пуски далеко за пределами зоны поражения современных ЗРК. При этом отражение такого удара или поражение значительной части ракет возможно только при наличии очень развитой и современной системы ПВО.
Павел Румянцев
«Новый оборонный заказ«
dfnc.ru
зачем ракета в форме чемодана? – WARHEAD.SU
:Илья Крамник:
«Ракета в форме чемодана» под обозначением Х-59МК2 появилась на авиасалоне МАКС-2015 и вызвала немалое удивление: в 2009 году изделие с тем же индексом, также показанное в Жуковском, имело куда более классические формы, не слишком отличаясь от известных с позднесоветского времени ракет Х-59М и Х-59МК «Овод-М».
«Оводы» в своё время стали одним из лучших советских высокоточных боеприпасов, и лишь крайняя бедность страны в 1990-х годах помешала их дальнейшему своевременному совершенствованию и широкому применению в локальных конфликтах. Когда деньги появились, разработки были немедленно возобновлены.
Первоначально Х-59МК2 проектировалась как часть арсенала перспективных боевых самолётов поколения «4+» — «4++»: Су-30, Су-35, модернизированных Су-27, МиГ-29 и, конечно, бомбардировщиков Су-34, а также некоторых других новых и модернизированных машин.
Однако вскоре в разработку вмешались два фактора. Необходимость, во-первых, сделать ракету менее заметной в радиолокационном диапазоне, а во-вторых, оптимизировать её для размещения во внутрифюзеляжном отсеке истребителя пятого поколения Т-50 (Су-57), разрабатываемого по программе ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. — Прим. ред.).
Эти требования и привели в итоге к характерным очертаниям ракеты, в сечении имеющей практически квадратную форму и оснащённой складывающимися управляющими поверхностями — для минимизации объёма в транспортном положении.
Что известно об этой ракете сейчас? Данные по дальности в триста километров — в основном из экспортных проспектов. И с учётом того, что Россия не поставляет на экспорт ракеты с дальностью полёта свыше 300 километров. Зато «внутренняя» модификация, по мнению специалистов, наверняка поражает цели на дистанции 400 км и больше. Есть также предположение, что ракета может иметь две модификации, различающиеся по дальности: первая, предназначенная для тактической авиации, с дальностью в районе тех же 400 километров, и вторая — для решения оперативных и стратегических задач — с дальностью около 1000 км, а возможно, и больше.
Известно также что Х-59МК2 способна лететь на сверхмалых высотах в режиме огибания рельефа местности и имеет вариант с оптической корреляционной системой конечного самонаведения, что позволяет поражать цели, сличая их облик с заложенным в память ракеты оптическим изображением.
Аналогами нового «Овода» на Западе, таким образом, являются американские ракеты JASSM и европейские SCALP/Storm Shadow. Кто лучше? Да кто ж расскажет.
warhead.su
Тактическая авиационная ракета х-59м «овод-м» (изделие д-9м).
Разработчик: МКБ «Радуга»
Страна: СССР
Начало производства: 1990 г.
С возникновением малогабаритного отечественного ТРД РДК-300 (создавался для крылатых ракет громадной дальности), владеющего маленьким удельным значительным временем и расходом топлива работы. МКБ «Радуга» предложило модернизированный вариант ракеты Х-59М (комплекс ракетного оружия «Овод-М») с заменой новым двигателем прошлого РДТТ, тем более, что совокупность наведения располагала изрядным запасом по дальности сопровождения ракеты.
Модернизация, как это часто бывает, стала причиной созданию фактически нового ракетного комплекса, радикально отличающегося и конструкцией, и чертями. При сохранении успешной совокупности наведения, громаднейшие трансформации претерпел фюзеляж ракеты, в котором прошлый РДТТ с боковыми соплами заменил ТРД в вынесенной под фюзеляж в гондоле.
В центре фюзеляжа разместился объемистый топливный бак — отсек с заправочной горловиной и системой дренажа для простого авиационного топлива. В хвостовой части остался стартовый блок РДТТ, поддерживающего заданный высотно-скоростной режим для запуска маршевого ТРД по окончании отделения ракеты. По окончании его отстрела сбрасывается кок-обтекатель воздухозаборника, защищающий вход в двигатель от попадания мусора при взлете самолета-носителя и предстоящий полет осуществляется посредством ТРД.
Ракета Х-59М выполнена по аэродинамической схеме «бесхвостка» с Х-образным крылом и дестабилизатором изменяемой геометрии. В целях увеличения живучести ракета скомпонована по отсекам. Органы управления — аэродинамические рули.
Ракета Х-59М.
Если сравнивать с Х-59 громаднейшие трансформации претерпел фюзеляж ракеты, в котором прошлый РДТТ с боковыми соплами заменил ТРД РДК-300 в вынесенной под фюзеляж в гондоле. В центре фюзеляжа разместился объемистый топливный бак — отсек с заправочной горловиной и системой дренажа для простого авиационного топлива. В хвостовой части остался стартовый блок РДТТ, поддерживающего заданный высотно-скоростной режим для запуска маршевого ТРД по окончании отделения ракеты.
По окончании его отстрела сбрасывается кок-обтекатель воздухозаборника, защищающий вход в двигатель от попадания мусора при взлете самолета-носителя и предстоящий полет осуществляется посредством ТРД.
Проекции ракеты Х-59М. Схема.
Изюминкой аэродинамической схемы Х-59М стало повышение размаха дестабилизаторов связи с габаритами изделия и большой массой. Их «усы», при пуске разворачиваются пружинами и становятся на фиксаторы. Снабжая смещение вперед аэродинамического фокуса и приемлемые характеристики управляемости при сохранении потребной мощности рулевых приводов.
Применение ТРД потребовало трансформаций в составе САУ, взявшей блок регулятора двигателя, осуществляющий его запуск и осуществляющий контроль поддержание режима работы с подачей горючего и высотно-скоростной коррекцией.
Х-59М. Рисунок 1.
Х-59М. Рисунок 2.
Дальность действия линии связи составила 140 км, что обеспечило дальность стрельбы до 120 км. Х-59М может запускаться с малых высот (до 100 м) и делать низковысотный полет к цели на заданной высоте (от 50 до 1000 м), снабжаемый СНАУ и радиовысотомером. Высвободившиеся компоновочные количества прошлого отсека РДТТ были использованы для размещения в два раза более замечательной БЧ.
Кроме проникающей БЧ массой 320 кг, предусмотрена кассетная БЧ массой 280 кг с отдельными поражающими элементами осколочного и кумулятивного действия. Точность стрельбы на предельной дальности сопоставима с Х-59 и равняется 2 — 3 м.
Для размещения Х-59М на носителе служило то же устройство АКУ-58-1. А в комплексе оружия Су-24М, оснащенного бортовой совокупностью управления оружием СУО-1-6М и подвесным аппаратным контейнером АПК-9, ракета имела возможность использоваться без каких-либо доработок самолета. Опробования Х-59М были кроме этого начаты и на ударных модификациях Су-27. Все агрегаты фюзеляжа ракеты стыкуются на быстроразъемных соединениях.
Носовой кок сбрасываемый, выполнен из материала АМГ-6. Грузовой отсек — из материала ВНС-2, обшивка крыла из АМГ-6, лонжероны из ВКЛ-3. Отсеки фюзеляжа имеют внутреннюю теплоизоляцию из материала АТМ9-200, приклеенную к обшивке клеем ВК-9.
Ракета Х-59М под крылом Су-24М.
Ракета Х-59М под крылом Су-24М.
Совокупность управления Х-59М — комбинированная, точная телевизионно-командная с передачей и радиовысотомером команд по радиолинии, подобная ракете Х-59. На начальной стадии по телевизионному изображению, передаваемому с борта ракеты, оператор радиокомандами наводит ее на цель, при подлете к цели включается телевизионная головка самонаведения.
Для применения ракеты Х-59М на самолете-носителе нужно иметь особый подвесной контейнер типа АПК-8 либо АПК-9. Применение контейнера в комплексе ракетного оружия позволяет применения ракеты Х-59М с разных носителей, среди них и зарубежных, включая главные тактические истребители типа «Мираж-3», F-15, F-16.
Производство ракет Х-59 и Х-59М было освоено Смоленским авиационным заводом, но его развертыванию помешали узнаваемые неприятности начала 90-х годов — отсутствие государственного заказа, практически разрыв и полное прекращение финансирования хозяйственных связей (изготовитель ГСН и совокупности наведения «Текон-1» остался во Львове).
Х-59 употреблялась на протяжении военных действий в Чечне, где их целями являлись укрытия и склады боевиков в горах. Но нехорошие метеоусловия, слабая видимость и туман не содействовали успеху. Наведение в заснеженных лесистых горах и ущельях скоро срывалось, и по исполнении четырех пусков от их применения отказались.
Комплекс в первый раз демонстрировался на столичном космическом салоне МАКС-93. На западе ракета Х-59М взяла обозначение AS-18 «Kazoo».
ТТХ:
Протяженность ракеты, мм: 5690
Макс. диаметр корпуса ракеты, мм: 380
Размах крыльев, мм: 1260-1300
Стартовый вес, кг: 920
Вес боевой части (проникающая/кассетная), кг: 320 / 280
Двигатели:
— стартовый: сбрасываемый РДТТ-ускоритель
— маршевый: ТРДД РДК-300 / ТРДД-50АТ
Дальность стрельбы, км:
— минимальная: 10-15
— большая: 120
— автоматического наведения : 40
Дальность управления, км: 140
Точность стрельбы (КВО), м: 2-3
Скорость полета, км/ч: 860-1000
Высота полета над морем, м: 7
Высота полета над сушей, м: 50,100,200,600,1000
Самолет-носитель: МиГ-29К, Су-30М, Су-24М.
Скорость полета носителя, км/ч: 600-1100
Высота пуска, м: 200-5000
Число ракет на носителе: 2
.
.
Перечень источников:
А.В.Карпенко, С.М.Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты.
В.Марковский, К.Перов. Развитие советских авиационных ракет класса «воздух-почва».
ARMA 3 Х-59М Телеуправляемая ракета
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
stroimsamolet.ru
ракета Х-59М Овод-М
Базирование:
Самолет
Система управления:
Радиолокационная ГСН
Боевая часть:
Проникающая
Применение:
Воздух-земля
Страна:
Россия
Дальность:
115 км.
Год разработки:
1990 г.
Ракета Х-59М предназначена для поражения малых наземных и надводных целей ( в местах стоянки в прибрежной зоне и портах ) с известными координатами, визуально обнаруженных оператором самолетов с контрастом на фоне местности 0,1…0,3.
Ракета создана в МКБ «Радуга» под руководством Генерального конструктора И. Селезнева. Х-59М является глубокой модернизацией ракеты Х-59 с заменой маршевого твердотопливного двигателя на малогабаритный турбореактивный двигатель РДК-300, что привело к созданию практически нового ракетного комплекса, радикально отличающегося и конструкцией, и характеристиками.
В комплексе вооружения Су-24М, оснащенного бортовой системой управления оружием СУО-1-6М и подвесным аппаратным контейнером АПК-9, ракета могла применяться без каких-либо доработок самолета. Испытания Х-59М были также начаты и на ударных модификациях Су-27. Производство ракет Х-59 и Х-59М было освоено Смоленским авиационным заводом, однако его развертыванию помешали известные проблемы начала 90-х годов — отсутствие госзаказа, почти полное прекращение финансирования и разрыв хозяйственных связей (изготовитель ГСН и системы наведения «Текон-1» остался во Львове).
Х-59 использовалась в ходе боевых действий в Чечне, где их целями являлись укрытия и склады боевиков в горах. Однако плохие метеоусловия, туман и слабая видимость не способствовали успеху. Наведение в заснеженных ущельях и лесистых горах быстро срывалось, и по выполнении четырех пусков от их применения отказались.
Комплекс впервые демонстрировался на московском аэрокосмическом салоне МАКС-93. В настоящее время предлагается на экспорт под обозначением «Овод-МЭ». На МАКС-2009 «Овод-МЭ» был представлен в вариантах комплектации с ракетой Х-59МЭ и с модернизированной Х-59М2Э. Вариант комплекса с ракетой Х-59М2Э (см. фото) предназначен для поражения широкой номенклатуры неподвижных наземных и надводных целей с известными координатами с расширенными по всесуточности условиями применения (в условиях ограниченной видимости, в т. ч. и в ночное время суток). Управляемая ракета Х-59М2Э на 30 кг тяжелее Х-59МЭ и имеет трансляционно-командную систему наведения с телевизионной камерой повышенной чувствительности.
МКБ «Радуга» предлагает модернизированные варианты ракеты Х-59М c увеличенной до 285км дальностью стрельбы: противокорабельную ракету Х-59МК с активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-59Э и многоцелевую Х-59МК2.
На западе ракета Х-59М получила обозначение AS-18 «Kazoo».
Состав
В состав комплекса ракетного оружия «Овод-М» входят:
· ракета Х-59М;
· универсальный подвесной контейнер;
· авиационное катапультное пусковое устройство ;
· пульт оператора и индикатор цели.
Ракета Х-59М выполнена по аэродинамической схеме «бесхвостка» с Х-образным крылом и дестабилизатором изменяемой геометрии (см. проекции). В целях повышения живучести ракета скомпонована по отсекам. Органы управления — аэродинамические рули.
По сравнению с Х-59 наибольшие изменения претерпел фюзеляж ракеты, в котором прежний РДТТ с боковыми соплами заменил ТРД РДК-300 в вынесенной под фюзеляж в гондоле. В центральной части фюзеляжа разместился объемистый топливный бак — отсек с системой дренажа и заправочной горловиной для обычного авиационного керосина. В хвостовой части остался стартовый блок РДТТ, поддерживающего заданный высотно-скоростной режим для запуска маршевого ТРД после отделения ракеты. После его отстрела сбрасывается кок-обтекатель воздухозаборника, защищающий вход в двигатель от попадания мусора при взлете самолета-носителя и дальнейший полет осуществляется с помощью ТРД.
Особенностью аэродинамической схемы Х-59М стало увеличение размаха дестабилизаторов связи с большой массой и габаритами изделия. Их «усы», при пуске разворачиваются пружинами и становятся на фиксаторы. Обеспечивая смещение вперед аэродинамического фокуса и приемлемые характеристики управляемости при сохранении потребной мощности рулевых приводов. Использование ТРД потребовало изменений в составе САУ, получившей блок регулятора двигателя, осуществляющий его запуск и контролирующий поддержание режима работы с подачей топлива и высотно-скоростной коррекцией.
Дальность действия линии связи составила 140 км, что обеспечило дальность стрельбы до 120 км. Х-59М может запускаться с малых высот (до 100 м) и выполнять низковысотный полет к цели на заданной высоте (от 50 до 1000 м), обеспечиваемый СНАУ и радиовысотомером. Высвободившиеся компоновочные объемы прежнего отсека РДТТ были использованы для размещения вдвое более мощной БЧ. Помимо проникающей БЧ массой 320 кг, предусмотрена кассетная БЧ массой 280 кг с отдельными поражающими элементами осколочного и кумулятивного действия. Точность стрельбы на предельной дальности сопоставима с Х-59 и равняется 2 — 3 м.
Для размещения Х-59М на носителе служило то же устройство АКУ-58-1.
Все агрегаты фюзеляжа ракеты стыкуются на быстроразъемных соединениях. Носовой кок сбрасываемый, выполнен из материала АМГ-6. Грузовой отсек — из материала ВНС-2, обшивка крыла из АМГ-6, лонжероны из ВКЛ-3. Отсеки фюзеляжа имеют внутреннюю теплоизоляцию из материала АТМ9-200, приклеенную к обшивке клеем ВК-9.
Система управления Х-59М — комбинированная, высокоточная телевизионно-командная с радиовысотомером и передачей команд по радиолинии, аналогичная ракете Х-59. На начальном этапе по телевизионному изображению, передаваемому с борта ракеты, оператор радиокомандами наводит ее на цель, при подлете к цели включается телевизионная головка самонаведения.
Для применения ракеты Х-59М на самолете-носителе необходимо иметь специальный подвесной контейнер типа АПК-8 или АПК-9. Использование контейнера в комплексе ракетного оружия дает возможность применения ракеты Х-59М с различных носителей, в том числе и зарубежных, включая основные тактические истребители типа «Мираж-3», F-15, F-16.
Контейнер для аппаратуры управления полетом ракеты Х-59М состоит из четырех отсеков цилиндрической формы. Носовой и хвостовой обтекатели имеют радиопрозрачные коки и приклепаны к «юбкам», выполненным из материала Д-19. Рамы сделаны из материала ЭИ-654, каркас из ВКЛ-3 и 12Х2НВФА, обшивка из Д-19.
Тактико-технические характеристики
Дальность стрельбы, км | |
— минимальная |
10-15 |
— максимальная |
120 |
— автоматического наведения |
40 |
Дальность управления, км |
140 |
Точность стрельбы (КВО), м |
2-3 |
Скорость полета, км/ч |
860-1000 |
Высота полета над морем, м |
7 |
Высота полета над сушей, м |
50,100,200,600,1000 |
Самолет-носитель |
МиГ-29К, Су-30М, Су-24М. |
Скорость полета носителя, км/ч |
600-1100 |
Высота пуска, м |
200-5000 |
Число ракет на носителе |
2 |
Длина ракеты, мм |
5690 |
Максимальный диаметр корпуса ракеты, мм |
380 |
Размах крыльев, мм |
1260-1300 |
Стартовый вес, кг |
920 (960 для Х-59М2Э) |
Вес боевой части (проникающая/кассетная) ,кг |
320/ 280 |
Аппаратура управления: | |
Разработчик |
МКБ «Радуга» |
Дальность линии связи, км |
140 |
Длина, мм |
4000 |
Диаметр, мм |
450 |
Вес, кг |
260 |
Авиационная пусковая установка | |
Тип |
АКУ-58-1 |
Число ракет на ПУ |
1 |
Разработчик |
МКБ «Вымпел» |
Вес пустой ПУ, кг |
185 |
Длина ПУ, мм |
3810 |
Ширина ПУ, мм |
130 |
Высота ПУ, мм |
220 |
tonnel-ufo.ru