Руководство по гарантии конструирования бортовой электронной аппаратуры КТ-254 [PDF]
Проект, 4 редакция. АР МАК, 2008. — 84 с.Технический перевод документа RTCA DO-254/EUROCAE ED-80 «Design Assurance Guidance for Airborne Electronic Hardware». Данный документ был подготовлен с целью оказания помощи организациям, обеспечивая руководство для конструирования бортового электронного оборудования, которое безопасно выполняет предназначенные ему функции в специально установленных условиях эксплуатации.Назначение данного документа состоит в следующем:Определить цели гарантии конструирования аппаратуры.
Описать основу для этих целей для гарантии правильной интерпретации руководства
Обеспечить описание задач для того, чтобы разработать средства оценки соответствия данному и другим руководствам.
Предоставить руководство по действиям в обеспечение качества конструирования для достижения целей гарантии конструирования.
Обеспечить гибкость в выборе процессов, необходимых для достижения целей данного документа, включая усовершенствования процессов по мере появления новых технологий. Данный документ в большей степени рекомендует действия, которые должны быть выполнены для достижения целей гарантии конструирования, чем дает детальное описание того, как следует выполнять конструирование.В документе рассмотрены: Системные аспекты гарантии конструирования аппаратуры. Информационный поток. Процессы оценки безопасности системы. Жизненный цикл конструирования аппаратуры. Процессы жизненного цикла конструирования аппаратуры.
Руководства | ||||
1 | 170.3 | 21.03.2019 | Процедуры сертификации и контроля изготовителей оборудования аэродромов и воздушных трасс | Руководство170.3.pdf (901.61 KB) |
2 | 183.1А | 1997 | Представители Авиационного регистра | |
3 | 23-29.605 | 19.01.2000 | Руководство по методам определения соответствия технологии изготовления образцов ВС требованиям Авиационных правил | |
4 | 145.1В | 08.04.2011 | Процедуры сертификации ремонтных организаций (введено вместо Руководства 145.1А, дата введения в действие 01.05.2011) | |
5 | Р-СЦМ-08 | 24.09.2003 | Сертификация экспортируемых авиационных материалов | |
6 | Р-25 (25.1309, 25..1329) | 26.03.2003 | Руководство по сертификации на соответствие требованиям АП-25 самолетов транспортной категории в части средств автоматического управления. Части I и II | |
7 | Р-СЦМ-01-2012 | Сертификация производства авиационных материалов/полуфабрикатов –для авиационной техники, выпуск 3 (введено вместо Руководства Р-СЦМ-01 – выпуск 2 от .2006) | ||
8 | Р-СЦМ-02- 2012 | Оценка состояния технологии производства авиационных материалов(полуфабрикатов) при сертификации их производства — выпуск 4 (введено вместо Руководства Р-СЦМ-02 – выпуск 3 от .2006) | ||
9 | Р-СЦМ-03-2012 | Аттестация лабораторий, проводящих испытания и контролть авиационных материалов/полуфабрикатов – выпуск 5 (введено вместо Руководства Р-СЦМ-03 – выпуск 4 от .2006) | ||
10 | Р-СЦМ-05-2012 | Анкета-вопросник. Подготовка к сертификации производства авиационных материалов/полуфабрикатов — выпуск 4 (введено вместо Руководства Р-СЦМ-05 – выпуск 4 от .2011) | ||
11 | РАЦ 2008 с изменением № 1 от 17.05.2011 | 18.02.2008 | Руководство по аккредитации сертификационных центров | |
12 | Р-23-29-М | 30.09.2009 | Порядок оценки соответствия материалов, используемых в конструкции воздушного судна, требованиям авиационных правил (введено вместо Руководства по сертификации авиационных материалов) | |
13 | Р-25-11А | 01.12.2009 | Руководство по сертификации систем электронной индикации самолетов транспортной категории | |
14 | Р-CЦМ-04-2012 | Оценкае качества авиационных материалов/полуфабрикатов при сертификации их производства – выпуск 5 (введено вместо Руководства Р-СЦМ-04 – выпуск 4 от .2011) | ||
15 | Руководство | 15.03.2010 | Руководство по сертификации самолетов транспортной категории, выполняющих всепогодные полеты с высотами принятия решения от 60м и вплоть до 30м (к разделу 2 ТТ-ВП) | |
16 | Р-4754 (дата введения в действие) | 01.01.2011 | Руководство по сертификации сложных бортовых систем воздушных судов гражданской | |
17 | Р-4761 (дата введения в действие) | 01.01.2011 | Руководство по методам оценки безопасности систем и бортового оборудования воздушных судов гражданской авиации | |
18 | Р-315 | Руководство Р-315 по минимальным стандартам характеристик авиационных систем улучшенного видения, искусственного видения, комбинированных систем искусственного видения и бортовых систем увеличения дальности видения. | ||
19 | 33-ВД-М | 19.12.2012 | Порядок оценки соответствия материалов, используемых в конструкции авиационных двигателя, требования Авиационных правил | |
Рекомендательные циркуляры | ||||
20 | РЦ-АП-25.867(a) | 02.10.2018 | Защита от пожара поверхностей самолёта, расположенных вокруг мотогондолы и за мотогондолой | |
Циркуляры | ||||
21 | Ц21.1 с изменением № 1 от 02.01.2010 | 20.07.2005 | Сертификационные документы | |
Директивные циркуляры | ||||
22 | ЦД21.1 | 12.05.1998 | Порядок сертификации предприятий и организаций, разрабатывающих гражданскую авиационную технику (утратил силу в связи с изданием в 2013г. Авиационных правил, Часть 21, Раздел J) | |
Квалификационные требования | ||||
23 | КТ-8055 | 06.07.2012 | Требования к индикаторам на лобовом стекле | |
24 | КТ-254 | 17.06.2011 | Руководство по гарантии конструирования бортовой электронной аппаратуры | |
25 | КТ-34-01 | 01.04.2011 | Бортовое оборудование спутниковой навигации (редакция 4) | |
26 | КТ-229 | 01.04.2011 | Бортовое оборудование ГНСС/SBAS | |
27 | КТ-23-05 | 01.03.2010 | Бортовая радиостанция режима МВД 4 MB диапазона линии передачи данных земля-воздух-земля и воздух-воздух (редакция 1) | |
28 | КТ-265 | 01.12.2008 | Радиостанция воздушного судна ВЧ линии передачи данных. Стандарты минимальных эксплуатационных характеристик для авиационной подвижной высокочастотной линии передачи данных | |
29 | КТ-253 | 16.09.2008 | Бортовое оборудование ГНСС/ЛККС (Редакция 1) | |
30 | КТ-23-04 | 15.03.2006 | Требования к эксплуатационным характеристикам бортового приемопередатчика МВ-линии цифровой связи режима 2, работающего в частотном диапазоне 118-136,975 МГц (физический уровень) | |
31 | КТ-160D/14D | 08.12.2004 | Условия эксплуатации и окружающей среды для бортового авиационного оборудования (Внешние воздействующие факторы). Требования, нормы и методы испытаний. | |
32 | КТ-200А | 25.08.2004 | Обработка аэронавигационных данных | |
33 | КТ-23-03 | 09.08.2004 | Бортовая аппаратура селективного вызова | |
34 | ТТ-ВП | 26.03.2003 | Технические требования к самолётам транспортной категории, выполняющим всепогодные полёты | |
35 | КТ-178В | 26.02.2003 | Требования к программному обеспечению бортовой аппаратуры и систем при сертификации авиационной техники (введено в действие 01.07.2004 г. вместо КТ-175А 1997 г.) | |
36 | КТ-32-01А | 18.04.2002 | Авиационные колеса (введено вместо КТ-32-01 1994 г.) | |
37 | КТ-113-01 | 08.11.2001 | Бортовое оборудование системы вторичной радиолокации для управления воздушным движением | |
38 | КТ-23-02 | 20.12.2001 | Подводный акустический маяк | |
39 | КТ-23-01 | 07.02.2000 | Аварийно-спасательные радиомаяки, работающие в системе КОСПАС-САРСАТ (редакция 1) | |
40 | КТ-32-02 | 08.09.1994 | Авиационные шины | |
Рекомендательные циркуляры | ||||
41 | РЦ-АП-33.70-1 | 27.11.2013 | Методические материалы для реализации требований к основным деталям двигателя, ресурс которых устанавливается в циклах | |
42 | РЦ-АП-33.15-1 | 27.11.2013 | Методические рекомендации по определению расчетных значений характеристик конструкционной прочности металлических материалов | |
43 | РЦ-АП25НГ | 27.11.2013 | Методика испытаний системы нейтрального газа | |
44 | Рекомендательный материал РМ254 | 17.06.2011 | Оценка соответствия бортовой аппаратуры требованиям КТ-254 | |
45 | Методические рекомендации МР 2010 | 07.02.2011 | Методических рекомендации по аккредитации испытательных лабораторий/центров | |
46 | Рекомендательный материал РМ -21-9СЛ | Квалификация сложных комплектующих изделий | ||
47 | Рекомендательный материал РМ -178B | Оценка соответствия программного обеспечения бортовой аппаратуры и систем требованиям КТ-178B | ||
48 | Рекомендательный материал РМ -178А | Оценка соответствия программного обеспечения бортовой аппаратуры и систем требованиям КТ-178А | ||
49 | РЦ-АП33.87 | 22.02.2011 | Калибровочные испытания, длительные испытания и дефектация после разборки газотурбинных двигателей | |
50 | РЦ-D33.3(7) | 22.02.2011 | Проведение огневых испытаний компонентов двигателя на огнестойкость и огненепроницаемость | |
51 | РЦ-АП25.1419 | 06.12.2007 | Методы определения соответствия средств защиты от обледенения | |
52 | РЦ-АП25.933(а) | 06.12.2007 | Самопроизвольное реверсирование тяги турбореактивных двигателей в полете | |
53 | РЦ-АП33.19(3*) | 06.12.2007 | Проверка защиты двигателя от разрушения при нарушении кинематической связи между турбиной и компрессором или вентилятором | |
54 | РЦ-АП33.88 | 06.12.2007 | Испытания при повышенной температуре | |
55 | РЦ-АП33-1 | 06.12.2007 | Дополнительные рекомендации для сертификации дизельного поршневого двигателя | |
56 | РЦ-АП33.14 | 27.09.2006 | Ресурсы и сроки службы газотурбинных двигателей, их агрегатов и комплектующих изделий. | |
57 | РЦ-АП33.74/92 | 27.09.2006 | Продолжающееся вращение газотурбинного двигателя и блокировка ротора. | |
58 | РЦ-АП33.90 | 27.09.2006 | Первоначальное техническое обслуживание. | |
59 | РЦ-АП33.27 | 27.09.2006 | Роторы турбин, компрессоров, вентиляторов и турбонагнетателей. | |
60 | РЦ-АП33.28-1 | 27.09.2006 | Электрические и электронные системы управления двигателями. Требования к программному обеспечению. | |
61 | РЦ-АП-ВД ПОЗ | 30.12.2004 | Определение соответствия вспомогательного двигателя требованиям АП-ВД по работоспособности в условиях обледенения при попадании в него льда | |
62 | РЦ-АП-ВД 6.2 | 30.12.2004 | Анализ безопасности | |
63 | РЦ-АП-ВД 6.3 | 30.12.2004 | Пожарная безопасность | |
64 | РЦ-АП-ВД | 30.12.2004 | Общий | |
65 | РЦ-АП25ТС | 03.08.2004 | Методы определения соответствия топливных систем самолётов транспортной категории требованиям Авиационных правил, часть 25 | |
66 | РЦ-АП 33-D33.3.(18) | 25.12.2003 | Процедуры и методы подтверждения соответствия требованиям АП-33 к системе запуска | |
67 | РЦ-АП 33.D.3(3) | 25.12.2004 | Проверка молниестойкости электронного и электрического оборудования двигателей | |
68 | РЦ-АП 33.D.3(4) | 25.12.2003 | Проверка устойчивости электронного и электрического оборудования двигателей к переходным процессам в цепях питания системы электроснабжения постоянного тока | |
69 | РЦ-АП 33.68, 33.77 | 25.12.2003 | Определение соответствия двигателя требованиям АП 33 по работоспособности в условиях обледенения и при попадании в двигатель льда | |
70 | РЦ-АП 33.ГДУ | 05.03.2004 | Процедуры и методы подтверждения соответствия требованиям АП 33 к помпажным и срывным характеристикам (газодинамическая устойчивость) авиационных двигателей | |
71 | РЦ-АП 33.17 | 25.12.2003 | Пожарная безопасность | |
72 | РЦ-АП 33 Общий | 25.12.2003 | Сертификация типа авиационного двигателя | |
73 | РЦ-АП23 (25, 27 ,29) | — 613 | Применение конструкционных металлических материалов и определение их расчетных характеристик | |
74 | РЦ25.832-1 | 02.04.2001 | Определение концентрации озона в воздушной среде кабин самолетов транспортной категории | |
75 | РЦ № 25(29) 863 | 07.12.99 | Пожарная защита в зонах с воспламеняющимися жидкостями, методы оценки соответствия | |
76 | РЦ-АП-23-903(b)(1) | 10.11.99 | Конструктивные меры по минимизации опасности, вызываемой нелокализованным разрушением ротора газотурбинного маршевого двигателя и вспомогательного двигателя | |
77 | РЦ-АП-25-903(d)(1) | 10.11.99 | Конструктивные меры по минимизации опасности, вызываемой нелокализованным разрушением ротора газотурбинного маршевого двигателя и вспомогательного двигателя | |
78 | РЦ № 23-1 | 27.12.99 | Методы определения соответствия летных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости ВС требованиям разделов А и В Авиационных правил АП-23 | |
79 | РЦ-АП29.ПВП | 02.02.95 | Руководство по летной эксплуатации винтокрылого аппарата — полеты по приборам | |
80 | РЦ-АП29.1589 | 02.02.95 | Информация о загрузке | |
81 | РЦ№АП29.1587Б | 02.02.95 | Дополнение РЛЭ для эксплуатации вертолета с грузом на внешней подвеске | |
82 | РЦ-АП29.1587 | 02.02.95 | Сведения о летных данных | |
83 | РЦ-АП29.1585 | 02.02.95 | Правила эксплуатации | |
84 | РЦ-АП29.1583 | 02.02.95 | Эксплуатационные ограничения | |
85 | РЦ-АП29.1581 | 02.02.95 | Общие положения | |
86 | РЦ-АП-145.11 | 01.12.2017 | О подготовке заключения об освоении работ, заявляемых ремонтной организацией к сертификации |
armak-iac.org
Мастер-класс по разработке встраиваемых систем в соответствии со стандартами повышенной надежности КТ-178 и КТ-254
15 минут
1. Аспекты одобрения бортового ПО, разработанного с использованием программных инструментов
Дмитрий Катков, СЦ ФГУП «ГосНИИАС»
30 минут
2. Введение
2.1. Введение в модельно-ориентированное проектирование
2.2. Модельно-ориентированное проектирование и цели стандартов ARP 4754, DO-178C, DO-331
2.3. Квалификация инструментов в соответствии с DO-330
1 час
3. Моделирование и верификация модели
3.1. Трассируемость требований, моделей, кода и тестов
3.2. Стандарты моделирования
3.3. Функциональное тестирование и анализ покрытия модели тестами
3.4. Формальная верификация модели и автоматическая генерация тестов
Перерыв
1 час
4. Генерация и верификация исходного кода
4.1. Автоматическая генерация трассируемого кода
4.2. Автоматическая инспекция кода относительно модели
4.3. Стандарты кодирования
4.4. Формальный анализ исходного кода
4.5. Тестирование на инструментальном компьютере и анализ покрытия в режиме Программа-в-контуре (Software-in-the-Loop, SIL)
4.6. Демонстрация верификации на примере ЭКБ российского производства
4.7. Тестирование исполняемого объектного кода и анализ времени выполнения на целевом вычислителе в режиме Процессор-в-контуре (Processor-in-the-Loop, PIL)
15 минут
5. Разработка систем на ПЛИС в соответствии с DO-254
5.1. Модельно-ориентированного проектирование и цели стандарта DO-254
5.2. Автоматическая генерация HDL кода из Simulink
30 минут
6. Сессия вопросов и ответов
matlab.ru
Руководство по гарантии конструирования бортовой электронной аппаратуры КТ-254
Текст из PDF
Межгосударственный авиационный комитетАвиационный регистрРУКОВОДСТВОпо гарантии конструирования бортовой электронной аппаратурыКТ-254(Проект, 4 редакция)20082Оглавление11.11.21.31.41.51.61.71.81.922.12.1.12.1.22.1.32.22.32.3.12.3.22.3.32.3.433.13.244.14.255.15.1.15.1.25.25.2.15.2.25.35.3.15.3.25.45.4.15.4.25.55.5.15.5.25.65.766.16.1.16.1.26.26.2.16.2.26.36.3.16.3.26.3.36.3.3.16.3.3.277.17.27.2.17.2.27.2.37.2.4ВведениеНазначение документаОбласть примененияСвязь с другими документамиОтносящиеся документыКак применять данный документОпределение сложностиАльтернативные методы или процессыОбзор документаОтличия данного документа от DO-254/ED-80Системные аспекты гарантии конструирования аппаратурыИнформационный потокИнформационный поток от процесса разработки системы к процессу жизненного циклаконструирования аппаратурыИнформационный поток от процесса жизненного цикла конструирования аппаратуры к процессуразработки системыИнформационный поток между процессом жизненного цикла конструирования аппаратуры ипроцессом жизненного цикла программного обеспеченияПроцессы оценки безопасности системыОценка безопасности аппаратурыОбсуждение оценки безопасности аппаратурыКоличественная оценка случайных отказов аппаратурыКачественная оценка ошибок конструирования аппаратуры и срывовОбсуждение гарантии конструирования для классификации отказных состояний аппаратурыЖизненный цикл конструирования аппаратурыПроцессы жизненного цикла конструирования аппаратурыКритерии переходаПроцесс планированияЦели процесса планированияМероприятия процесса планированияПроцессы конструирования аппаратурыПроцесс определения требованийЦели определения требованийМероприятия по определению требованийПроцесс эскизного проектированияЦели эскизного проектированияМероприятия эскизного проектированияПроцесс технического проектированияЦели технического проектированияМероприятия процесса технического проектированияПроцесс реализацииЦели реализацииМероприятия реализацииПроцесс перехода к производствуЦели перехода к производствуМероприятия перехода к производствуПриемочные испытанияСерийное производствоПроцесс обоснования и верификацииПроцесс обоснованияЦели процесса обоснованияМероприятия процесса обоснованияПроцесс верификацииЦели процесса верификацииМероприятия процесса верификацииМетоды обоснования и верификацииИспытаниеАнализРассмотренияРассмотрение требованийРассмотрение проектаПроцесс управления конфигурациейЦели управления конфигурациейМероприятия управления конфигурациейИдентификация конфигурацииУстановление базовой версииСообщение о проблемах, отслеживание и корректирующие действияУправление изменениями44455677881010111112121515161616202020212121232525262727272727282828282929292930313131313233333333343535363737373737383837.2.57.38.08.18.299.19.21010.110.1.110.1.210.1.310.1.410.1.510.1.610.210.2.110.2.210.2.310.2.410.310.3.110.3.210.3.2.110.3.2.210.3.2.2.110.3.2.2.210.3.2.2.310.3.2.2.410.410.4.110.4.210.4.310.4.410.4.510.510.610.710.810.91111.111.1.111.1.211.1.311.1.411.1.511.211.2.111.2.211.311.3.111.3.211.3.311.411.4.111.4.2Выпуск, архивирование и воспроизведениеКатегории контроля данныхПроцесс гарантииЦели процесса гарантииМероприятия процесса гарантииПроцесс взаимодействия при сертификацииСредства соответствия и планированиеДоказательство соответствияДанные жизненного цикла конструирования аппаратурыПланы аппаратурыПлан сертификации аппаратурыПлан конструирования аппаратурыПлан обоснования аппаратурыПлан верификации аппаратурыПлан управления конфигурацией аппаратурыПлан процесса гарантии аппаратурыСтандарты и руководства по конструированию аппаратурыСтандарты на требованияСтандарты на проектирование аппаратурыСтандарты на обоснование и верификацию аппаратурыСтандарты на архивирование аппаратурыДанные конструирования аппаратурыТребования к аппаратуреКонструкторские документы аппаратурыДанные эскизного проектированияДанные технического проектированияЧертеж общего видаCборочные чертежиМонтажные чертежиДанные интерфейса аппаратура/ПОДанные обоснования и верификацииДанные трассируемостиПроцедуры рассмотрений и анализовРезультаты рассмотрений и анализовПроцедуры испытанийРезультаты испытанийКритерии приемочных испытаний аппаратурыСообщения о проблемахПротоколы управления конфигурацией аппаратурыПротоколы процесса гарантии аппаратурыИтоговое заключение об аппаратуреДополнительные указанияПрименение ранее разработанной аппаратурыМодификации ранее разработанной аппаратурыИзменение установки на самолетеИзменение среды применения или конструированияМодернизация базовой версииДополнительные указания по управлению конфигурациейПрименение коммерческих готовых компонентовУправление электронными компонентами для коммерческих готовых компонентовЗакупка коммерческих готовых компонентовОпыт эксплуатации изделияКритерии приемлемости данных опыта эксплуатации изделияОценка данных опыта эксплуатации изделияДанные оценки опыта эксплуатации изделияОценка и квалификация инструментаПроцесс оценки и квалификации инструментаДанные квалификации и оценки инструментаПриложение А Изменение данных жизненного цикла аппаратуры в зависимости от уровня гарантииконструирования аппаратурыПриложение B Указания по гарантии качества для функций уровней А и ВПриложение C Словарь терминовПриложение D Сокращения393941414142424243434344454546464646474747474748484848484949494950505050505151515153535353535454545555555556565657596164798641.
ВведениеПрименение усложняющейся электронной аппаратуры для обеспечения многих самолетныхфункций, критичных для безопасности полета, выдвигает новые проблемы сертификации ибезопасности. Эти проблемы возникают из-за того, что многие самолетные функции могут бытьвсе больше и больше подвержены неблагоприятному влиянию ошибок в конструкции аппаратуры,которые достаточно трудно устранить из-за возрастающей сложности оборудования. Чтобыпротивостоять этой осознаваемой эскалации риска, стало необходимым обеспечить возможностьустранения конструктивных ошибок аппаратуры более постоянным и контролируемым образом вовремя процессов конструирования и сертификации.По мере усложнения бортового электронного оборудования, развития технологии инакопления опыта в использовании процедур, описанных в данном документе, этот документбудет пересматриваться.1.1.
Назначение документаДанный документ был подготовлен с целью оказания помощи организациям, обеспечиваяруководство для конструирования бортового электронного оборудования, которое безопасновыполняет предназначенные ему функции в специально установленных условиях эксплуатации.Это руководство должно быть равно применимо к существующим, новым и перспективнымтехнологиям. Назначение данного документа состоит в следующем:1. Определить цели гарантии конструирования аппаратуры.2. Описать основу для этих целей для гарантии правильной интерпретации руководства3.
Обеспечить описание задач для того, чтобы разработать средства оценки соответствияданному и другим руководствам.4. Предоставить руководство по действиям в обеспечение качества конструирования длядостижения целей гарантии конструирования.5. Обеспечить гибкость в выборе процессов, необходимых для достижения целей данногодокумента, включая усовершенствования процессов по мере появления новых технологий.Данный документ в большей степени рекомендует действия, которые должны бытьвыполнены для достижения целей гарантии конструирования, чем дает детальное описание того,как следует выполнять конструрование.Философия, используемая при создании данного документа — это некоторый нисходящийподход, основанный на функциях системы, выполняемых электронной аппаратурой, а невосходящий подход и не концепция, основанные единственно на специфических компонентахаппаратуры, применяемых для реализации функции. Нисходящий подход более эффективен прирассмотрении ошибок конструирования, влияющих на безопасность, он облегчает конструктивныерешения для системы и аппаратных средств и эффективен на этапе верификации.
Например,верификация должна выполняться на самом высоком иерархическом уровне системы, устройстваи подустройства, компонента или блока аппаратуры, на котором обеспечивается соответствиеаппаратного изделия его требованиям, и выполняются задачи верификации.1.2. Область примененияДанный документ представляет собой руководство по конструированию бортовойэлектронной аппаратуры, начиная от концепции, далее через сертификацию и последующие послесертификационные усовершенствования изделия в обеспечение поддержания летной годности. Онразработан для демонстрации соответствия сертификационным требованиям к самолетамтранспортной категории и их оборудованию, но некоторые разделы данного документа могут бытьприменимы и к другому оборудованию. В нем описывается взаимосвязь между жизненнымциклом системы и жизненным циклом конструирования аппаратуры, чтобы облегчить пониманиевзаимоотношений между процессами гарантии конструирования системы и аппаратуры.
studizba.com
О введении в действие Квалификационных требований КТ-254 и Рекомендательного материала РМ-254
Ц21.1 Форма К-1
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ АВИАЦИОННЫЙ РЕГИСТР
«17» июня 2011 г.
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ КТ-254 И РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА РМ-254
1. На основании Решения Президиума Исполкома по нормам летной годности от 10 мая 2011 г. настоящим Директивным письмом вводится в действие «Руководство по гарантии конструирования бортовой электронной аппаратуры КТ-254» (КТ-254). Данный документ устанавливает процедуру конструирования бортовой электронной аппаратуры (аппаратной части комплектующего изделия), выполнение которой позволяет минимизировать ошибки при ее проектировании и квалификации. Одновременно вводится в действие «Рекомендательный материал РМ-254 «Оценка соответствия бортовой аппаратуры требованиям КТ-254 (РМ-254)», разъясняющий применение ряда положений КТ-254.
2. Начиная с 01 сентября 2011 г. при подаче Заявки в Авиарегистр МАК на квалификацию комплектующего изделия (КИ), определенного как сложное в соответствии с РМ21-9СЛ (см. Директивное письмо АР МАК № 05-2010 от 06.09.2010 г.), квалификационный базис КИ должен включать КТ-254.
3. Документы по планированию квалификации сложного КИ, разрабатываемые Заявителем, должны включать план сертификации, определенный в п. 5.2.3 РМ21-9СЛ, с учетом разъяснений, изложенных в разделе 2 РМ-254.
4. Оценка соответствия квалифицируемого КИ требованиям КТ-254 определяется экспертом (экспертами) АР МАК, работающем в составе Группы экспертов по сертификации программного обеспечения, назначаемой в соответствии с Директивным письмом АР МАК № 06-2004 от 01 ноября 2006 г.
Аудиторские проверки, необходимые для подтверждения соответствия КИ требованиям КТ-254, осуществляются экспертом (экспертами) АР МАК, как правило, одновременно с аудитами процесса создания ПО в порядке, предусмотренном разделом 3 «Проверки процессов жизненного цикла» РМ-254.
5. По итогам экспертизы документации и процессов создания КИ эксперт (эксперты) АР МАК оформляет Заключение о соответствии КИ требованиям КТ-254.
«Заключение о соответствии КТ-254» передается Разработчику КИ, который направляет копию в Сертификационные центры, назначенные Авиарегистром для проведения квалификационных испытаний.
6. Ответственность за доказательство соответствия требованиям КТ-254 при квалификации сложных КИ категории Б возлагается на Разработчика авиационной техники.
Генеральный директор АР МАК
standartgost.ru
КТ-178В — Квалификационные требования. Часть 178В [DOC]
Требования к программному обеспечению бортовой аппаратуры и систем при сертификации авиационной техники. АР МАК, НИИ АО 2002 г. 99 страниц. Формат *.docОсновой настоящих Квалификационных требований КТ-178В «Требования к программному обеспечению бортовой аппаратуры и систем при сертификации авиационной техники» является документ RTCA/DO-178B «Software considerations in airborne systems and equipment certification» с учетом его корректировок и изменений, приведенных в документе «First annual report for clarification of ED-12B».Заключение о соответствии ПО требованиям КТ-178В является обязательным при квалификации комплектующих изделий.В документе рассмотрены: Отличия данного документа от DO-178B. Системные аспекты, относящиеся к разработке ПО. Информационные потоки между процессами жизненных циклов системы и программного обеспечения. Информационный поток из процессов системы в процессы ПО. Информационный поток из процессов ПО в процессы системы.Отказное состояние и уровень ПО. Классификация отказных состояний. Определения уровней ПО. Установление уровня ПО. Учет особенностей архитектуры системы. Обособление. Многоверсионное разнородное ПО. Обеспечение безопасности с помощью непрерывного контроля. Учет влияния системных аспектов на ПО, модифицируемое пользователем, опционное ПО и готовое коммерческое ПО. Учет влияния схемы построения системы на ПО, загружаемое на месте эксплуатации. Учет требований к системе при верификации ПО. Учет ПО при верификации системы. Жизненный цикл ПО. Процессы жизненного цикла ПО. Определение жизненного цикла ПО. Критерии перехода между процессами. Процесс планирование создания ПО. Цели процесса планирования. Мероприятия процесса планировании создания ПО. Планы создания ПО. Планирование среды жизненного цикла ПО. Стандарты на разработку ПО. Рассмотрение и гарантия процесса планирования создания ПО. Процессы разработки ПО. Процесс разработки требований к ПО. Процесс проектирования ПО. Процесс кодирования. Процесс интеграции. Трассируемость. Процесс верификации ПО. Цели процесса верификации ПО. Мероприятия процесса верификации ПО. Рассмотрения и анализы ПО. Испытания ПО. Процесс управления конфигурацией ПО. Цели процесса управления конфигурацией ПО. Мероприятия процесса управления конфигурацией ПО. Категории контроля данных. Процесс гарантии качества ПО. Цели процесса гарантии качества ПО. Мероприятия процесса гарантии качества ПО. Рассмотрение соответствия ПО требованиям. Процесс взаимодействия заявителя и сертифицирующего органа. Методы определения соответствия и планирование. Обоснование соответствия. Минимальный состав документов жизненного цикла ПО, представляемых сертифицирующему органу. Документы жизненного цикла ПО, относящиеся к типовой конструкции. Обзорное описание процесса сертификации воздушного судна и двигателя. Сертификационный базис. Учет ПО при сертификации воздушного судна и двигателя. Документы жизненного цикла ПО. План сертификации ПО. План разработки ПО. План верификации ПО. План управления конфигурацией ПО. План гарантии качества ПО. Стандарты на разработку требований ПО. Стандарты на проектирование ПО. Стандарты на кодирование. Требования к ПО. Описание проекта ПО. Исходный код. Исполняемый объектный код. Примеры и процедуры верификации ПО. Результаты верификации ПО. Каталог среды жизненного цикла ПО. Каталог комплектации ПО. Сообщения о проблемах. Протоколы УКПО. Протоколы ГКПО. Итоговое заключение о ПО. Дополнительные указания. Использование ранее разработанного ПО. Квалификация инструмента. Альтернативные методы. Модели надёжности ПО. Заархивированный период эксплуатации.
www.twirpx.com
Авиационные правила АР МАК |
Авиационные правила, часть 21. издание 2013 г. |
Авиационные правила, часть 39, 145, 183. издание 1999 г. |
Авиационные правила, часть 23 «НЛГ легких самолетов». издание 2014 г. |
Авиационные правила, часть 25 «НЛГ самолетов транспортной категории». |
Авиационные правила, часть 27 «НЛГ вертолетов нормальной категории». издание 2014 г. |
Авиационные правила, часть 29 «НЛГ вертолетов транспортной категории». |
Авиационные правила, часть 31 «НЛГ пилотируемых аэростатов». издание 2003 г. |
Авиационные правила, часть 33 «НЛГ двигателей воздушных судов». (поправка 3). |
Авиационные правила, часть 34 «Эмиссия загрязняющих веществ авиадвигателями». |
Авиационные правила, часть 35 «НЛГ воздушных винтов». (Издание 2. Поправка 35-1). |
Авиационные правила, часть 36 «Сертификация ВС по шуму». издание 2003 г. |
Авиационные правила, часть ВД «НЛГ вспомогательных двигателей». издание 1999 г. |
Авиационные правила, часть ОЛС «НЛГ очень легких самолетов». издание 2006 г. |
Авиационные правила «Взаимодействие государств-участников Соглашения |
Авиационные правила «Требования к авиационным учебным центрам гражданской авиации». Издание 2007 г. |
Директивные письма АР МАК |
«Директивные письма АР МАК», Комплект. Издание 2018 г. |
Руководства АР МАК |
Руководство 145.1B «Процедуры сертификации ремонтных организаций». Издание 2011 г. с Изменением 4 с 01.02.17. |
Руководство по аккредитации сертификационных центров (РАЦ 2008). Издание 2008 г. |
Руководство 183.1А «Представители авиационного регистра». Издание 1997 г. |
Р-СЦМ-08 «Сертификация экспортируемых авиационных материалов». Издание 2003 г. |
ТТ-ВП и Руководство по сертификации самолетов ТК в части средств АУ на соответствие |
Руководство 25-11А по сертификации систем электронной индикации самолетов транспортной категории. Издание 2009 г. |
Руководство по сертификации самолетов транспортной категории, выполняющих всепогодные полеты с высотами принятия решения от 60 м и вплоть до 30 м (к разделу 2 ТТ-ВП). |
Руководство 23-29-М «Порядок оценки соответствия материалов, используемых |
Руководство Р-4754 по процессам сертификации высокоинтегрированных сложных бортовых систем воздушных судов гражданской авиации. Издание 2010 г. |
Руководство Р-4761 по методам оценки безопасности систем и бортового оборудования самолетов гражданской авиации. Издание 2010 г. |
Руководство по гарантии конструирования бортовой электронной аппаратуры КТ-254. |
Руководство 315 по минимальным стандартам характеристик авиационных систем для систем улучшенного видения, систем искусственного видения, комбинированных систем искусственного видения и бортовых систем увеличения дальности видения. Издание 2012 г. |
Руководство 33-ВД-М. «Порядок оценки соответствия материалов, используемых |
Руководство Р-297 «Руководство по вопросам разработки и квалификации интегрированной модульной авионики». Издание 2015 г. |
циркуляры АР МАК |
Ц21.1 «Сертификационные документы», с Изменением 1. Издание 2006 г. |
Изменение 1 к Циркуляру 21.1 «Сертификационные документы». Издание 2010 г. |
РЦ-23-1 «Методы определения соответствия летных характеристик, характеристик |
РЦ-АП23 (25,27,29)-613 «Применение конструкционных металлических материалов и определение их расчетных характеристик». Издание 2002 г. |
РЦ-АП-25-903/АП-23-903 «Конструктивные меры по минимизации опасности, вызываемой нелокализованным разрушением ротора газотурбинного маршевого двигателя и вспомогательного двигателя». Издание 1999 г. |
РЦ-АП-25(29)-863 «Пожарная защита в зонах с воспламеняющимися жидкостями, методы оценки соответствия». Издание 1999 г. |
РЦ-25.832-1 «Определение концентрации озона в воздушной среде кабин самолетов транспортной категории». Издание 2001 г. |
РЦ-АП29 «Сборник рекомендательных циркуляров к АП-29». Издание 1995 г. |
РЦ-АП 33 «Общий». «Сертификация типа авиационного двигателя». Издание 2005 г. |
РЦ-АП 33.17 «Пожарная безопасность». Издание 2005 г. |
РЦ-АП 33.75, 33.39А «Анализ безопасности». Издание 2005 г. |
РЦ-АП 33.»ГДУ» «Процедуры и методы подтверждения соответствия требованиям |
РЦ-АП 33.68, 33.77 «Определение соответствия двигателя требованиям АП 33 по работоспо- |
РЦ-АП 33.D.3(4) «Проверка устойчивости электронного и электрического оборудования двигателей к переходным процессам в цепях питания системы электроснабжения постоянного тока». Издание 2005 г. |
РЦ-АП 33.D.3(3) «Проверка молниестойкости электронного и электрического оборудования двигателей». Издание 2005 г. |
РЦ-АП 33-D33.3(18) «Процедуры и методы подтверждения соответствия требованиям |
РЦ-АП 33.28-1 «Электрические и электронные системы управления двигателями. |
РЦ-АП33.27 «Роторы турбин, компрессоров, вентиляторов и турбонагнетателей». |
РЦ-АП33.90 «Первоначальное техническое обслуживание». Издание 2006 г. |
РЦ-АП33.74/92 «Продолжающееся вращение газотурбинного двигателя и блокировка ротора». Издание 2006 г. |
РЦ-АП33.14 «Ресурсы и сроки службы газотурбинных двигателей, их агрегатов и комплектующих изделий». Издание 2006 г. |
РЦ-АП33-1 «Общий». «Дополнительные рекомендации для сертификации дизельного поршневого двигателя». Издание 2007 г. |
РЦ-АП33.88 «Испытания при повышенной температуре». Издание 2007 г. |
РЦ-АП33.19 (3*) «Проверка защиты двигателя от разрушения при нарушении кинематической связи между турбиной и компрессором или вентилятором». Издание 2007 г. |
РЦ-АП25ТС «Методы определения соответствия топливных систем самолётов транспортной категории требованиям Авиационных правил, часть 25». Издание 2005 г. |
РЦ-АП-25.933(а) «Самопроизвольное реверсирование тяги турбореактивных двигателей |
РЦ-АП-25.1419 «Методы определения соответствия средств защиты от обледенения». |
РЦ-АП-ВД «Общий». «Сертификация типа авиационного вспомогательного двигателя». |
РЦ-АП-ВД 6.3 «Пожарная безопасность». Издание 2005 г. |
РЦ-АП-ВД 6.2 «Анализ безопасности». Издание 2005 г. |
РЦ-АП-ВД ПОЗ «Определение соответствия вспомогательного двигателя требованиям |
РЦ-АП33.87-1«Калибровочные испытания, длительные испытания, дефектация после разборки газотурбинных двигателей (33.85, 33.87, 33.93)». Издание 2011 г. |
РЦ-D33.3(7) «Проведение огневых испытаний компонентов двигателя на огнестойкость и огненепроницаемость». Издание 2011 г. |
РЦ-АП25 НГ «Методика испытаний системы нейтрального газа». Издание 2013 г. |
РЦ-АП-33.70-1 «Методические материалы для реализации требований к основным деталям двигателя, ресурс которых устанавливается в циклах». Издание 2013 г. |
РЦ-АП-33.15-1 «Методические рекомендации по определению расчётных значений характеристик конструкционной прочности металлических материалов». Издание 2013 г. |
РЦ-АП25.1309 «Конструкция и анализ систем». Издание 2015 г. |
Рекомендательный материал РМ-178А «Оценка соответствия программного обеспечения бортовой аппаратуры и систем требованиям КТ-178А». |
Рекомендательный материал РМ-178B «Оценка соответствия программного обеспечения бортовой аппаратуры и систем требованиям КТ-178B». |
Рекомендательный материал РМ-254 «Оценка соответствия бортовой аппаратуры требованиям КТ-254». |
Рекомендательный материал РМ-КПК «Квалификация повторно используемых программных компонентов». Издание 2015 г. |
Рекомендательный материал РМ-297 «Данные и процессы квалификации систем интегрированной модульной авионики». Издание 2015 г. |
Рекомендательный материал РМ-ГШД «Гарантия шины данных». Издание 2015 г. |
Рекомендательный материал РМ-21.О «Процедура квалификации комплектующих изделий» Издание 2015 г. |
Методические рекомендации по аккредитации испытательных лабораторий/центров (МР 2010). Издание 2011 г. |
РЦ-АП-145.11 «О подготовке заключения об освоении работ, заявляемых ремонтной организацией к сертификации. Издание 2017 г. |
РЦ-АП-25.867(а) «Защита от пожара поверхностей самолета, расположенных вокруг мотогондолы и за мотогондолой.» Издание 2018 г. |
Квалификационные требования АР МАК |
КТ-23-01 «Аварийно-спасательные радиомаяки, работающие |
КТ-23-02 «Подводный акустический маяк». (Первая редакция). Издание 2001 г. |
КТ-23-03 «Бортовая аппаратура селективного вызова». (Первая редакция). |
КТ-23-04 «Требования к эксплуатационным характеристикам бортового приемопередатчика |
КТ-23-05 «Бортовая радиостанция режима VDL 4 МВ диапазона линии передачи данных |
КТ-34-01 «Бортовое оборудование спутниковой навигации». (4 редакция). Издание 2011 г. |
КТ-113-01 «Бортовое оборудование системы вторичной радиолокации для управления воздушным движением». Издание 2001 г. |
КТ-153 «Аппаратные элементы систем интегрированной модульной авионики». |
КТ-194 «Система раннего предупреждения приближения к земле для вертолетов |
КТ-229 «Бортовое оборудование ГНСС/SBAS». Издание 2011 г. |
КТ-253 «Бортовое оборудование ГНСС/ЛККС». (Редакция 1). Издание 2008 г. |
КТ-253 «Бортовое оборудование ГНСС/ЛККС» (Редакция 2). Издание 2015 г. |
КТ-265 «Радиостанция воздушного судна ВЧ линии передачи данных. |
КТ-ВД «Вспомогательные двигатели воздушных судов». Издание 2015 г. |
КТ-8055 «Требования к индикаторам на лобовом стекле». Издание 2012 г. |
|
ПРАПИ |
ПРАПИ-98 Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов. 1998 г. |
www.aviaizdat.ru