Глава VI Дирижабль «Кречет» – первая победа русских конструкторов

Глава VI

Дирижабль «Кречет» – первая победа русских конструкторов

Уроки русско-японской войны и агрессивное поведение Германии

Подтолкнули Россию в развитии отечественного военного воздухоплавания.

И Главное инженерное управление взвалило на капитанские плечи

Утешева, Немченко и Антонова разработку проекта дирижабля «Кречет».

Из них Николай Утешев тогда в Учебном воздухоплавательном парке читал

«Материальную часть воздухоплавательного имущества» и учебник издал

«Материальная часть привязных и свободных аэростатов». Кстати,

По курсу проводились по постройке шаблонов и раскройке аэростатов занятия.

И Немченко – начальник воздухоплавательного отделения – на ступенях власти

В составе воздухоплавательной автомобильной части

Технического отдела Главного военно-технического управления

С января по август 1914 года уже подполковник и служит по назначению.

Но до января 1914 года он – начальник воздухоплавательного отделения

Воздухоплавательной части ГУ ГШ. И при служебном продвижении

С августа 1914 года он – штаб-офицер для делопроизводства и поручений

По авиации при Ставке Верховного главнокомандующего, тем не менее.

А при создании дирижабля «Кречет» проект корректировался в пути.

За основу взяли конструкцию дирижабля «Patrie» французов, братьев Лебоди,

Но разработчики «Кречета», умевшие постоять за честь России, не иначе,

Творчески подошли к поставленной перед ними важной задаче.

Сергей Немченко

Чертеж дирижабля «Кречет»

Конструкция первого в России дирижабля от французского отличалась.

Так, гондола была больше и нижнего опорного пилона ей не полагалось.

Пилон посчитали как бы излишним, мешающим управлению вроде,

А винты расположили выше, чем у дирижабля братьев Лебоди.

Вместо оперения с жестким каркасом из прорезиненной ткани, как решили,

Два горизонтальных каплевидных стабилизатора установлены были.

Они сообщались с внутренностью оболочки. Такие вот переделки.

И еще, горизонтальная стабилизация дирижабля обеспечивалась «стрелкой».

Жуковский считал «стрелку» нужной дирижаблю – управляемому аэростату.

«Стрелка» держит в себе руль» – он был сторонником такого взгляда.

«И благодаря имеющемуся шарниру, можно руль приподнять или опустить,

Создавая соответствующее натяжение тросов, вытягивая их в нить».

Наконец, в июне 1908 года к постройке дирижабля «Кречет» приступили.

Объем оболочки воздушного корабля в 5750 метров кубических определили.

Он должен был 6 аэронавтов на высоту 1500 метров поднимать,

Иметь «запас хода» – 8 часов и скорость – до 43 километров в час развивать.

«Кречет» оснащался двумя бензиновыми двигателями по 50 лошадиных сил.

Их взялся изготовить завод Лесснера, что в Петербурге был.

Однако первый же четырехцилиндровый двигатель испытания не прошел.

Его забраковали и применения по назначению на дирижабле он не нашел.

Разрез дирижабля «Кречет» с гондолой

И пришлось сделать шаги, для российской промышленности нежеланные:

Заказать два требуемых двигателя заводу Панар-Левассор на нужные данные.

За двигателями во Францию Утешева и Немченко Управление командировало.

Но купили двигатели мощностью по 100 лошадиных сил, что на дело повлияло.

Большая масса купленных двигателей автомобильного типа, без проволочек,

Требовала увеличения у дирижабля до 6000 метров кубических оболочки.

Оболочку, диаметром до 11 метров, изготовил завод «Треугольник», к слову,

Да московский завод «Дукс» сделал платформу и спроектированную гондолу.

Гондола «Кречета» была длиной около 7 метров и шириной 2 метра.

«Кречет» имел по 500 килограммов каждый 2 баллонета…

Также в Петербурге «Первым российским товариществом воздухоплавания»

Были изготовлены четырехлопастные ореховые винты – предел мечтания.

Передачу к винтам и установку мотора в гондоле, ответственно в меру,

Выполнил завод Семенова под руководством военных инженеров.

А «Ижорский» и содовый заводы юга России работали по заданию

Добывания водорода и в металлические трубы-емкости его нагнетания.

Казармы и двор команды военных воздухоплавателей на Волковом поле (1885 г.)

Еще организовали в Учебном воздухоплавательном парке мастерскую,

И построили «Кречет» к 17 июля 1909 года, решив задачу непростую.

К тому же воздушный корабль, для оперативной связи, как говорили,

Беспроволочным телеграфом, действующим на 500 километров, снабдили.

Перед испытаниями, в эллинге, дирижабль наполнили водородом изначально.

Водород был сжат до 175 атмосфер и подавался из труб специальных.

Трубы присоединялись к коллектору с редукционными клапанами…

Подготовка к полету шла по графику, установленному военными властями…

И 30 июля в 8 часов 19 минут 1910 года, после постройки ровно через год,

Дирижабль «Кречет» совершил свой первый в истории России полет.

Дирижабль сделал 6 испытательных полетов и почти 4 часа налетал…

Он поставленным при проектировании условиям вполне удовлетворял.

Дирижабль развил скорость до 12 метров в секунду как будто,

Даже при 800, а не при 950 оборотах двигателя в минуту.

Оболочка теряла за сутки 50–60 метров кубических, что допускалось.

Платформа, как и стрела, при потере в оболочке давления не прогибалась.

И по решению комиссии, при первой же благоприятной погоде,

Дирижабль был сдан на вооружение 9-й воздухоплавательной роте…

9-я воздухоплавательная рота размещалась в Риге. Но с берегов невских

Командиром «Кречета» назначили военного воздухоплавателя Ковалевского.

Дирижабль «Кречет» перед первым полетом 29 июля 1910 года

В то время в России, вместе с заметными успехами зенитной артиллерии,

Росли потребность в отечественных высотных дирижаблях и к ним доверие.

Детально разработанный проект и опыт постройки «Кречета», возможно,

Реально облегчили реализацию на русских заводах этой задачи сложной.

Ведь, по признанию чиновников из Главного инженерного управления,

Проект «Кречета» служил затем руководящим основанием для выполнения

Проектирования ряда дирижаблей в России и построенных ее школой.

Правда, это были дирижабли нежесткой конструкции с длинной гондолой.

И в первую очередь, построенный в 1910 году заслуживает лестные слова

Дирижабль «Альбатрос» Дмитрия Сухоржевского и Бориса Голубова.

Он имел объем 9600 метров кубических и 77 метров в длину, что немало,

Диаметр оболочки до 14,8 метра. А высота дирижабля 22 метра достигала.

«Альбатрос» имел два двигателя водяного охлаждения шестицилиндровых

Системы «Клеман-Байяр» по 160 лошадиных сил купленных, новых.

Двигатель, через трансмиссию, с 970 оборотами в минуту частотой вращения,

Приводил в движение один из винтов диаметром 4,75 метра, по исполнению.

Органы устойчивости в полете дирижабля «Альбатрос», как говорили,

Конструктивно состояли из двух горизонтальных стабилизаторов и киля.

При вращении винтов, из орехового дерева, порядка 430 оборотов в минуту

Дирижабль развивал скорость 65 километров в час по заданному маршруту.

Кстати, 34-метровая гондола «Альбатроса» была выполнена, для сравнения

С гондолой «Кречета», в виде решетчатой фермы прямоугольного сечения.

Размеры гондолы 1,3 на 1,87 метра в средней части. И она была даже

Разборной и состояла из семи частей и вмещала до 12 членов экипажа.

Дирижабль «Альбатрос»

Полезную нагрузку 3500 килограммов и «потолок» 2000 метров подъема

Имел «Альбатрос» и, конечно, 2 баллонета 1200 кубических метров объемом.

Особым вентилятором обслуживались воздушные баллонеты.

Вентилятор устанавливался в гондоле дирижабля, известно это.

Вентилятор приводился в действие либо от основных двигателей, по случаю,

Либо от специального маломощного двигателя, что лучше.

К слову, алюминированная оболочка дирижабля, как задумано конструкторами,

Обеспечивала маскировку и меньшую нагреваемость газа солнечными лучами.

Но после первого наполнения газом оболочки, вместо комплиментов,

Конструкторам «Альбатроса» пришлось пережить неприятные моменты…

Из-за неправильного подбора «правых» и «левых» полотнищ, заметим здесь,

Оболочка при испытании сильно деформировалась и лопнула, а газ вышел весь.

Пришлось строить новую оболочку, учитывая специалистов рекомендации…

Наконец «Альбатрос», испытанный в деревне Сализи, приняли в эксплуатацию.

Его оснастили пулеметной установкой. И «Альбатрос», будучи на вооружении,

Совершал в 1914–1918 годы рейды для бомбометания на вражеские укрепления.

Дирижабль «Гигант» (рисунок)

В России были попытки и большими дирижаблями армию оснащать.

Об истории создания дирижабля «Гигант» следует здесь рассказать.

Дирижабль «Гигант» объемом около 20000 метров кубических

Построили в начале 1914 года, но с отклонениями от проекта фактически.

Дирижабль представлял собой полужесткую конструкцию 150 метров длиной.

Оболочка состояла из шелковой прорезиненной ткани, во Франции купленной.

Три баллонета дирижабля были снабжены вентиляторами системы Сирокко.

Эти вентиляторы, работающие от бензиновых двигателей, установили в срок.

Жесткий каркас «Гиганта» из цельнотянутых стальных труб состоял

И располагался внутри оболочки, в нижней ее трети, как конструктор желал.

Длинная гондола, тоже из стальных труб, была связана с каркасом жестко.

Она, затянутая тканью, составляла с оболочкой дирижабля одно целое и только.

«Гигант» четырьмя восьмицилиндровыми двигателями конструктор оснастил.

Каждый двигатель V-образный, мощность минимальная – 200 лошадиных сил.

Также двигательные гондолы предусматривались в конструкции вначале.

Они, как считал автор, лобовое сопротивление дирижабля уменьшали.

Гондолы по бокам дирижабля «Гигант» размещаться были должны

И, согласно принятому решению конструктора, по две с каждой стороны.

Однако в связи с начавшейся Первой мировой войной, так случилось,

Дирижабль собирал уже военный воздухоплаватель, но лучше не получилось.

Он, посчитав вес отдельных частей дирижабля «Гигант» в докладной записке,

Пришел к выводу, что потолок полетный у дирижабля окажется весьма низким,

Тогда две задние гондолы в процессе сборки дирижабля «Гигант» сняли,

А две передние гондолы переместили ближе к главной статической вертикали.

Дирижабль «Гигант» перед испытаниями

Хотели увеличить полетную высоту дирижабля «Гигант» любой ценой,

Но не учли, что характер изгибающих моментов стал уже совсем другой.

Правда, двигатели дирижабля поместили в обтекаемые с отверстиями капоты

Для охлаждения их во время вероятного долгожданного его полета.

На дирижабле «Гигант» новинками электротехническую часть оснастили

И впервые приборы для графической записи тяги винтов применили.

Для дирижабля выстроили даже около Гатчины деревянный эллинг большой.

Наконец испытания «Гиганта» проводились в 1915 году, зимой.

К сожалению создателей дирижабля, не удалось сбыться их желанной мечте.

«Гигант» при подъеме сильно прогнулся в средней части на небольшой высоте.

Пропеллер ударил по тросовой растяжке, поддерживающей моторов консоли,

«Гигант» сложился вдвое в средней части и опустился не по своей воле.

Комиссия дирижабль «Гигант» непригодным для ремонта признала,

Его разобрали и использовали для сферических аэростатов часть материала.

Следует сказать, что конструктором дирижабля «Гигант» Шабской был,

А военный воздухоплаватель Липпинг его строительством руководил.

К сведению, в России было построено 9 дирижаблей в 1910 по 1914 год.

А ведь Россия не имела специальных дирижаблестроительных заводов.

И к изготовлению дирижаблей привлекались, как правило, а не вдруг,

Военным ведомством, завод «Ижорский» и московский завод «Дукс»…

Константин Циолковский

Огнеслав Костович

И русская наука заложила основательный фундамент в дирижаблестроении.

В том числе и для создания цельнометаллических дирижаблей, вне сомнения.

С разработками подобных конструкций Костович и Циолковский выступали,

Да, по заказам военного ведомства у нас нежесткие дирижабли выпускали.

Итак, создание дирижабля «Кречет» – первая победа русских конструкторов.

Но ни один завод России к производству легких двигателей не был готов.

И дирижабли жесткой конструкции, более надежные, как у Цеппелина,

В России не строились. Отсутствие «легкости» их перевозки – вот причина.

Однако жесткий дирижабль, и это самой жизнью проверенная версия,

Обладал значительно большим, чем полужесткий, радиусом действия.

Жесткий дирижабль мог самостоятельно в заданный район перелетать,

Для него не требовалось, если надо, к самой границе свои базы передвигать…

Фердинанд Цеппелин

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Кречет (дирижабль)


«Кречет»— первый военный российский дирижабль. Дирижабль построили в 1909 году и назвали «Комиссионный». 12 августа (10 июля) 1910 дирижабль совершил первый полёт.

История

Работы над дирижаблем начались 21 февраля 1907 по приказу А. П. Вернандера. Прототипом служил французский дирижабль «Патре».

Дирижабль был полностью построен из отечественных материалов (за исключением двигателя). Оболочку построил завод «Треугольник», завод «Дукс» — гондолу с платформой. Пропеллеры сделали в Петербурге. Первый полёт дирижабль совершил только спустя год после постройки — 12 августа (10 июля) 1910 над Волковым полем.

Дирижабль принял участие в траурной процессии на похоронах лётчика Льва Мациевича, разбившегося 24 сентября (7 октября) 1910 года на Комендантском аэродроме.

После испытательных полётов дирижабль перелетел в Ригу, где его передали в 9-ю воздухоплавательную роту. Дальнейшая судьба неизвестна.

Ссылки

В Википедии есть портал
«Дирижабли»
  • Дирижабли на войне / Сост. В. А. Обухович, С. П. Кульбака.
  • Дирижабль «КРЕЧЕТ» («КОМИССИОННЫЙ»): первый русский военный дирижабль
  • Дирижабли царской России (до 1917 г.)
  • ПОСТРОЙКА УПРАВЛЯЕМОГО АЭРОСТАТА КРЕЧЕТ (1907—1910 гг.)
Дирижабли СССР и России
Неосуществленные проекты
Дирижабль Циолковского | Россия | Воздушный крейсер
Дирижабли Российской империи (1908—1916 гг.)
Учебный | Лебедь | Кречет | Беркут | Голубь | Ястреб | Коршун | Чайка | Гриф | Киев | Кобчик | Сокол | Альбатрос |Астра | Кондор | Буревестник | Гигант | Черномор
Дирижабли СССР (1920—1947 гг.)
Красная звезда | VI Октябрь | Московский химик-резинщик | СССР В-4 (Комсомольская правда) | СССР В-1 | СССР В-2 (Смольный) | СССР В-3 (Красная звезда) | СССР В-5 | СССР В-6 (Осоавиахим) | СССР В-7 (Челюскинец) | СССР В-7 бис | СССР В-8 | СССР В-10 |СССР В-12 | Победа | СССР В-12 бис (Патриот)
Дирижабли России (с 1991 г.)
Au-29 | Au-30 | Аэростатика-01 | Аэростатика-02

Кречет (дирижабль) Информацию О




Кречет (дирижабль) Комментарии

Кречет (дирижабль)
Кречет (дирижабль)
Кречет (дирижабль) Вы просматриваете субъект

Кречет (дирижабль) что, Кречет (дирижабль) кто, Кречет (дирижабль) описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Кречет (дирижабль) — это… Что такое Кречет (дирижабль)?

Дирижабль «Кречет»
«Кречет» в полёте
Характеристики дирижабля
Типполужесткий
Год постройки1910
Объем, м 36000
Длина, м70
Макс. диаметр, м11,4
Число и мощность двигателей, кВТ2×63
Винты число/диаметр, м2/4
Число и объем баллонетов, м 32×500
Полезная нагрузка, кг2000
Макс. количество пассажиров, чел.8
Макс. скорость, км/ч43
Потолок, м1500
Макс. продолжительность полета, ч10

«Кречет»— первый военный российский дирижабль. Дирижабль построили в 1909 году и назвали «Комисионный». 12 августа (10 июля) 1910 дирижабль взлетел. После испытаний дирижабль переименовали в «Кречет» и передали в 9-ю воздухоплавательную роту, расположенной в Риге.

История

Работы над дирижаблем начались 21 февраля 1907 по приказу А. П. Вернандера. Прототипом служил французский дирижабль «Патре».

Дирижабль был полностью построен из отечественных материалов (за исключением двигателя). Оболочку построил завод «Треугольник», завод «Дукс» — гондолу с платформой. Пропеллеры сделали в Петербурге. Первый полёт дирижабль совершил только спустя год после постройки — 12 августа (10 июля) 1910 над Волковым полем.

После испытательных полётов дирижабль перелетел в Ригу, где его передали в 9-ю воздухоплавательную роту. Дальнейшая судьба неизвестна.

Ссылки

dic.academic.ru

Кречет (дирижабль) — Википедия. Что такое Кречет (дирижабль)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дирижабль «Кречет»

«Кречет» в полёте
Характеристики
Тип полужесткий[1]
Год постройки 1909[2]
Объём, м³ 6000
Длина, м 70
Макс. диаметр, м 11,4
Число и мощность двигателей, кВТ 2 × 50[1]
Винты число/диаметр, м 2/4
Число и объём баллонетов, м³ 2×500
Полезная нагрузка, кг 2000
Макс. количество пассажиров, чел. 8
Макс. скорость, км/ч 43
Потолок, м 1500
Макс. продолжительность полета, ч 10

«Кречет» — первый военный российский дирижабль. Дирижабль построили в 1909 году и назвали «Комиссионный». 12 августа (10 июля) 1910 дирижабль совершил первый полёт[2][1].

История

Работы над дирижаблем начались 21 февраля 1907 по приказу А. П. Вернандера. Прототипом служил французский дирижабль «Патре»[1].

Дирижабль был полностью построен из отечественных материалов (за исключением двигателя). Оболочку построил завод «Треугольник», завод «Дукс» — гондолу с платформой. Пропеллеры сделали в Петербурге. Первый полёт дирижабль совершил только спустя год после постройки — 12 августа (10 июля) 1910 над Волковым полем.

Дирижабль принял участие в траурной процессии на похоронах лётчика Льва Мациевича, разбившегося 24 сентября (7 октября) 1910 года на Комендантском аэродроме.

После испытательных полётов дирижабль перелетел в Ригу, где его передали в 9-ю воздухоплавательную роту. Дальнейшая судьба неизвестна[1].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Л.Е. Сытин. Все об авиации. От воздушных шаров до современных боевых аппаратов. — Астрель: Астрель, 2011. — С. 102. — 656 с. — ISBN 978-5-271-25853-4.
  2. 1 2 М. Я. Ярие. Дирижабли. — Киев: Наук. думка, 1956. — С. 138. — 264 с.

wiki.sc

Кречет (дирижабль) — Howling Pixel

«Кречет» — первый военный российский дирижабль. Дирижабль построили в 1909 году и назвали «Комиссионный». 12 августа (10 июля) 1910 дирижабль совершил первый полёт[2][1].

Дирижабль «Кречет»

«Кречет» в полёте
Тип полужесткий[1]
Год постройки 1909[2]
Объём, м³ 6000
Длина, м 70
Макс. диаметр, м 11,4
Число и мощность двигателей, кВТ 2 × 50[1]
Винты число/диаметр, м 2/4
Число и объём баллонетов, м³ 2×500
Полезная нагрузка, кг 2000
Макс. количество пассажиров, чел. 8
Макс. скорость, км/ч 43
Потолок, м 1500
Макс. продолжительность полета, ч 10

История

Работы над дирижаблем начались 21 февраля 1907 по приказу А. П. Вернандера. Прототипом служил французский дирижабль «Патре»[1].

Дирижабль был полностью построен из отечественных материалов (за исключением двигателя). Оболочку построил завод «Треугольник», завод «Дукс» — гондолу с платформой. Пропеллеры сделали в Петербурге. Первый полёт дирижабль совершил только спустя год после постройки — 12 августа (10 июля) 1910 над Волковым полем.

Дирижабль принял участие в траурной процессии на похоронах лётчика Льва Мациевича, разбившегося 24 сентября (7 октября) 1910 года на Комендантском аэродроме.

После испытательных полётов дирижабль перелетел в Ригу, где его передали в 9-ю воздухоплавательную роту. Дальнейшая судьба неизвестна[1].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Л.Е. Сытин. Все об авиации. От воздушных шаров до современных боевых аппаратов. — Астрель: Астрель, 2011. — С. 102. — 656 с. — ISBN 978-5-271-25853-4.
  2. 1 2 М. Я. Ярие. Дирижабли. — Киев: Наук. думка, 1956. — С. 138. — 264 с.

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

WikiZero — Кречет (дирижабль)

Wikipedia open wikipedia design.
Дирижабль «Кречет»

«Кречет» в полёте
Тип полужесткий[1]
Год постройки 1909[2]
Объём, м³ 6000
Длина, м 70
Макс. диаметр, м 11,4
Число и мощность двигателей, кВТ 2 × 50[1]
Винты число/диаметр, м 2/4
Число и объём баллонетов, м³ 2×500
Полезная нагрузка, кг 2000
Макс. количество пассажиров, чел. 8
Макс. скорость, км/ч 43
Потолок, м 1500
Макс. продолжительность полета, ч 10

«Кречет» — первый военный российский дирижабль. Дирижабль построили в 1909 году и назвали «Комиссионный». 12 августа (10 июля) 1910 дирижабль совершил первый полёт[2][1].

Работы над дирижаблем начались 21 февраля 1907 по приказу А. П. Вернандера. Прототипом служил французский дирижабль «Патре»[1].

Дирижабль был полностью построен из отечественных материалов (за исключением двигателя). Оболочку построил завод «Треугольник», завод «Дукс» — гондолу с платформой. Пропеллеры сделали в Петербурге. Первый полёт дирижабль совершил только спустя год после постройки — 12 августа (10 июля) 1910 над Волковым полем.

Дирижабль принял участие в траурной процессии на похоронах лётчика Льва Мациевича, разбившегося 24 сентября (7 октября) 1910 года на Комендантском аэродроме.

После испытательных полётов дирижабль перелетел в Ригу, где его передали в 9-ю воздухоплавательную роту. Дальнейшая судьба неизвестна[1].

  1. 1 2 3 4 5 Л.Е. Сытин. Все об авиации. От воздушных шаров до современных боевых аппаратов. — Астрель: Астрель, 2011. — С. 102. — 656 с. — ISBN 978-5-271-25853-4.
  2. 1 2 М. Я. Ярие. Дирижабли. — Киев: Наук. думка, 1956. — С. 138. — 264 с.

www.wikizero.com

Кречет (дирижабль) Википедия

Дирижабль «Кречет»

«Кречет» в полёте
Тип полужесткий[1]
Год постройки 1909[2]
Объём, м³ 6000
Длина, м 70
Макс. диаметр, м 11,4
Число и мощность двигателей, кВТ 2 × 50[1]
Винты число/диаметр, м 2/4
Число и объём баллонетов, м³ 2×500
Полезная нагрузка, кг 2000
Макс. количество пассажиров, чел. 8
Макс. скорость, км/ч 43
Потолок, м 1500
Макс. продолжительность полета, ч 10

«Кречет» — первый военный российский дирижабль. Дирижабль построили в 1909 году и назвали «Комиссионный». 12 августа (10 июля) 1910 дирижабль совершил первый полёт[2][1].

История[ | ]

Работы над дирижаблем начались 21 февраля 1907 по приказу А. П. Вернандера. Прототипом служил французский дирижабль «Патре»[1].

Дирижабль был полностью построен из отечественных материалов (за исключением двигателя). Оболочку построил завод «Треугольник», завод «Дукс» — гондолу с платформой. Пропеллеры сделали в Петербурге. Первый полёт дирижабль совершил только спустя год после постройки — 12 августа (10 июля) 1910 над Волковым полем.

Дирижабль принял участие в траурной процессии на похоронах лётчика Льва Мациевича, разбившегося 24 сентября (7 октября) 1910 года на Комендантском аэродроме.

После испытательных полётов дирижабль перелетел в Ригу, где его передали в 9-ю воздухоплавательную роту. Дальнейшая судьба неизвестна[1].

Примечания[ | ]

  1. 1 2 3 4 5 Л.Е. Сытин. Все об авиации. От воздушных шаров до современных боевых аппаратов. — Астрель: Астрель, 2011. — С. 102. — 656 с. — ISBN 978-5-271-25853-4.
  2. 1 2 М. Я. Ярие. Дирижабли. — Киев: Наук. думка, 1956. — С. 138. — 264 с.

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *