Скандинавские боги — Фьорд
Сначала необходимо представить главных героев мифологических сказаний — скандинавских богов. Они являются центральными для нас лицами, значимыми фигурами в этом древнем мире.
В разное время в Древней Скандинавии (в прочем как и мнения в настоящем) существовали различные предпочтения к тем или иным богам. Однако можно выделить главную тройку божественного пантеона, как по интересу, так и по значимости: Один, Тор и Локи.
Один – верховный Бог в скандинавской мифологии. Центральная фигура. Кроме главного, имеет ещё несколько имён. Вот некоторые из них: Всеотец, Херран (Херьян), Никар (Хникар), Никуц (Хникунд), Фёльнир, Оски, Оми, Бивлиди (Бивлинди), Свидар, Свирдир, Видрир, Яльг (Яльк).
Одно из самых мудрых существ. За это свойство отдал свой левый глаз – тогда он испил знаний у источника Мимира. Но и этих знаний ему не хватало. Тогда он повесил себя на суку мирового древа Иггдрасиля и проткнул себя копьём. Провисев 9 дней, он прошёл через смерть и познал бесконечную мудрость. После этого он получил ещё одно имя: бог повешанных.
На голове тёмная шляпа. На плечах сидят два ворона: Хугин и Мунин (Думающий и Помнящий). Они летают по миру, а затем возвращаются и рассказывают обо всех новостях своему хозяину. В ногах у Одина две собаки: Гери и Фреки (Жадный и Прожорливый). Имеет личный артифакт: копьё Гунгнир выкованное карликами. Семиногий конь Слейпнир быстро доставляет своего бога куда только Один не пожелает.
Практически ни одно событие не происходит без этого бога. Он либо источник появления каждого эпизода, события, либо непосредственный участник. Глобально роль неоднозначна. Он коварен, умён. Великий волшебник. Способен превращаться в любое существо.
Тор – главный защитник Асгарда, Мидгарда (см. мифический мир), сын Одина. Самый сильный из богов. Прямой и добродушный. Участвует во всех грандиозных сражениях. Повергает самых грозных существ. Главный артифакт: Мьёллнир – молот, оружие выкованное карликами. Иногда он разогревается до бела. Поэтому Тор носит перчатки. Во лбу торчат осколки большого камня-точила — напоминание о битве с великаном Хрунгниром. Бог молний. Разъезжает по небу в колеснице, запряжённой козлами.
Локи – само олицетворение двойственности. Являясь всё-таки асом, умудряется натворить столько же бед своим сожителям, сколько и врагам. Существует предположение, что он является самим многоликим злом под различными масками. Многие бедствия совершаются по его инициативе. Волшебник, способный менять обличья. Однако всё же он остаётся асом, высшим богом. Может это указание, что корень зла всегда внутри самих нас?
У Локи жена Сигюн и сыновья Нари и Наври. От великанши Ангрбода (Сулящая горе) у него дети: ужасный волк Фенрир (Лунный пёс), мировой змей Йормунганд и правительница царства мёртвых Хель. Будучи кобылой (скандинавская мифология пестрит сказочными событиями и невообразимыми поворотами событий) породил коня Слейпнира.
Хеймдалль
Фрейя – самая красивая богиня – богиня любви. Дочь Ньёрда. Ездит в колеснице, запряжённой двумя кошками. Часто ездит вместе с Одином на поля сражений. Половину павших забирает себе Один, а половину – Фрейя. Владеет орлиным опереньем, позволяющим владельцу обратиться птицей. Брисингамен – её чудодейственное ожерелье-пояс выкованное карликами.
Фрейр – бог плодородия, природы. Брат Фрейи. Ездит на вепре Золотая Щетина. Владеет самым быстрым и искусным кораблём Скидбладнир сделанным карликами.
Сив – жена Тора. Сыновья – Моди и Магни. В семеь есть многообещающий пасынок Улль. У неё золотые волосы, сделанные карликами после того, как Локи обрезал настоящие.
Браги – сын Одина. Бог скалдического икусства. Первый скальд.
Бальдр – сын Одина. Светлый бог плодородия, мира и красоты.
Хед – сын Одина, слепой бог. Убил своего брата Бальдра по наставлениям Локи.
Видар – сын Одина. Бог войны.
Хенир – простодушный брат Одина.
Улль – пасынок Тора и Сив. Бог охоты и стрельбы из лука.
Форсети – сын Бальдра. Бог справедливости и правосудия.
Вали – сын Одина. Мститель.
Велунд – кузнец. Покровитель путников. Также считается верховным богом цвергов, карликов, выковываюующих прекрасные вещи.
Фригг – жена Одина. Покровительница брака и супружеской верности.
Сага – богиня прорицания.
Эйр заведует врачеванием.
Гевьон – богиня целомудрия.
Фулла – богиня изобилия. Символизирует девственность.
Съевн – богиня любви.
Ловн
Вар – богиня верности и любовных клятв.
Хлин – богиня-покровительница.
Снотра – богиня сдержанности-рассудительности.
Гна – богиня-вестница.
Соль – богиня солнца.
Биль – богиня луны.
Йорд (Фьергюн) – богиня земли, мать Тора.
Ринд – мать Вали.
Скади – богиня охоты. Лучше всех ездит на лыжах.
Идунн – жена Браги. Хранит молодильные яблоки.
Нанна – жена Бальюра.
Сигрюн – супруга Локи.
Хермот – брат Бальдра.
Вилли и Ве – братья Одина. Вместе с братом создавали мир.
Од – супруг Фрейи.
Узнайте больше о древней языческой религии древних скандинавов на страницах: другие существа, мифический мир и рагнарёк.
fiord.org
Древняя Скандинавия — Записки Макса Вазанова — ЖЖ
Городские центры эпохи викингов
В раннее средневековье торговые связи между странами, омываемыми Северным и Балтийским морями, были довольно оживленными. Ведущую роль в качестве торговых посредников играли фризы, их торговый пункт – Дорестад, расположенный в устье Рейна, был широко известен в Скандинавии. Среди торговых пунктов, существовавших в тот период в Швеции и Норвегии, добрый десяток носил одно и то же название – Бирка. Так назывались: торговый центр в Швеции на озере Меларен, неподалеку от выхода в Балтийское море (Birkц), и пункт на Аландских островах, в горловине Ботнического залива (Birko), и поселение, на месте которого впоследствии был основан норвежский город Берген (Berkerшшn), и остров у берегов Северной Норвегии (Biarkшy) и другие пункты. Известно, что древнее скандинавское торговое право называлось Biarkшyiarrettr. По мнению шведского ученого Э.Вадстейна, эти пункты получили свои имена вследствие того, что на их территории действовало торговое право, общее для всех них. Он полагал, что между всеми этими Бирками издавна существовали торговые связи по морю и что их посещали фризские купцы и моряки, а также торговый люд с Севера. Однако археологических подтверждений мнение Вадстейна не нашло.
Появление в Северной Европе важных торговых пунктов – первых скандинавских городов относится ко времени развития здесь большого судоходства. До недавних пор историкам, интересующимся жизнью и бытом этих городов, приходилось довольствоваться немногочисленными, скудными и не во всем достоверными сведениями, которые содержатся в западноевропейских хрониках и рассказах арабских путешественников. Последние раскопки до некоторой степени восстановили облик древнейших торговых центров Дании, Швеции и Норвегии – Хедебю (в юго-восточной части Ютландского полуострова, южнее г. Шлезвиг), Бирки (на озере Меларен), Скирингссаль (в Южной Норвегии, на западном берегу Осло-фьорда). На месте этих пунктов, существовавших в эпоху викингов, впоследствии не возникли новые поселки. Это значительно облегчило восстановление их облика.
Хедебю (Хайтабу) – буквально: «город язычников» – был наиболее крупным из этих первых городов-эмпорий и самым важным в торговом отношении. Как установили археологи, в период своего расцвета – в X в. – Хедебю занимал площадь около 24 га (в IX в. она была вдвое меньшей). Расположенный на берегу озера в верховьях реки Шлей, впадающей в Балтийское море, город обладал удобной для судов гаванью. Он был обнесен полукруглым валом, который защищал его со стороны суши. Вал из земли и дерева, длиной около 1300 м, хорошо сохранился, На холме севернее города находилось еще одно укрепление, по-видимому, более раннего времени, чем вал. Внутри городской черты найдены остатки небольших домов, обнесенных оградой и образовавших узкие улочки. Раскопки на территории города и многочисленных погребений (общее их число ориентировочно составляет 3-5 тыс.) свидетельствуют о наличии в Хедебю ремесленников, занимавшихся гончарным делом, обработкой железа из болотной руды, ввозившейся из Швеции, ткачеством, работой по кости и рогу, производством стекла, чеканкой монеты, изготовлением бронзовых украшений и филиграни. Археологи установили местонахождение отдельного ремесленного квартала.
Хедебю играл огромную роль в торговле Северной Европы. В первую очередь – из-за своего чрезвычайно удобного месторасположения: город находился в крайней восточной точке пути, связывавшего балтийское побережье Ютландии с западным ее побережьем, омываемым Северным морем. Вместо того чтобы совершать длительное и опасное путешествие через проливы Скаггерак и Каттегат, где торговые суда подстерегали пираты и где частыми были бури , купцы предпочитали двигаться из Балтийского моря по судоходной Шлей до Хедебю. Оттуда по суше на расстояние примерно 17-18 км они волоком или на повозках продвигались к реке Трене и по ней до вод Северного моря. Этот путь пересекал южную оконечность Ютландского полуострова несколько севернее нынешнего Кильского канала. Большие и тяжело груженые суда идти таким путем не могли. Поэтому, надо полагать, купцы переправляли здесь относительно легкие и портативные, но ценные товары. Наряду с продукцией местного производства в Хедебю найдены изделия, привезенные из других стран. Судя по всему, с Севера везли рабов, меха, моржовые бивни, из стран Запада – ткани, вино, соль, изделия из благородных металлов и стекла, керамику. Таким образом, Хедебю представлял собой очень важный торговый узел. Недаром за право владеть этим пунктом на протяжении всего времени его существования шла упорная борьба.
Город, очевидно, возник в начале IX в., во всяком случае предметы более раннего времени в нем не обнаружены. Именно в то время, как гласят «Анналы франкских королей» (808 г.), датский конунг Годфред, который вел войны против Карла Великого, приказал своим «герцогам» (duces) возвести вал вдоль южной границы своих владений, от Восточного (Балтийского) моря вплоть до Западного океана (Северного моря), оставив для проезда лишь одни ворота. До сих пор в южной части Ютландии можно видеть остатки мощного оборонительного вала в 3 м высотой, укрепленного камнями. Перед ним был вырыт ров. Толщина вала варьирует от 3 до 20 м. Эта оборонительная линия, строительство которой растянулось на три с половиной столетия (с начала IX в. до 60-х годов XII в., когда часть ее дополнили кирпичной стеной), известна под названием «Датского вала» (Danevirke – буквально «дело датчан»).
Вероятно, преимущества, которые давала эта оборонительная стена, привлекали население в Хедебю и благоприятствовали расцвету его торговли. Во франкских анналах одновременно с рассказом о постройке защитного вала в Южной Дании сообщается, что конунг Годфред, напав на город славян – Рерик, силой заставил его купцов переселиться в порт Sliasthorp («усадьба на Шлей»). Под этим названием, как полагают историки, скрывался Хедебю. В жизнеописании католического миссионера Ансгара, составленном в середине IX в. его преемником на архиепископском престоле Гамбурга – Бремена Римбертом, упоминается торговый пункт Sliaswich. Римберт писал, что в этот город, расположенный на Шлей, прибывали купцы из всех стран, Но имел ли в виду автор жития действительно Хедебю, неизвестно. Около 900 г. Хедебю захватили шведы. Стремясь удержать этот пункт в своих руках, шведы обнесли его полукруглой стеной, соединявшейся с Датским валом. Хедебю был включен в единую оборонительную систему. В 934 г. Хедебю захватил германский король Генрих I Птицелов, обложивший город данью. При Оттоне I здесь было основано епископство. Чеканить монету в Хедебю стали еще с середины IX в. (по образцу каролингских денариев из Дорестада). Но окончательно денежный обмен восторжествовал здесь лишь в середине X в. с притоком арабских монет. В это время, по свидетельству археологов, перестали использовать литейные формы из талькового камня, в которых отливали серебряные бруски, употребляемые в качестве средств платежа и ценившиеся по весу.
Как раз в середине Х в. город посетил арабский путешественник Ат-Тартуши. Жители Хедебю, рассказывает он, за исключением немногих христиан, – язычники, устраивающие во время праздников жертвоприношения животных. Выходцу из процветавшей арабской Испании этот город на севере Европы не показался богатым. Население так нуждается, говорит он, что новорожденных детей топят в море, чтобы сберечь продукты. Ат-Тартуши пришел в ужас, когда услышал пение жителей Хедебю: никогда не слыхивал он ничего столь же уродливого; ему казалось, что лают собаки или раздается еще более страшный звериный вой.
В период своего расцвета Хедебю имел несколько сотен жителей, может быть, даже более тысячи. Руководитель раскопок немецкий археолог Г.Янкун отмечает наличие в городе высшего слоя населения (primores – в «Житии Ансгара»), жившего ближе к гавани и занятого прибыльной торговлей. Представителей этого социального слоя хоронили обособленно от других в заботливо сооруженных деревянных погребальных камерах. Кроме того, найдено погребение «княжеского типа» с оружием и украшениями, конями и ладьей под курганом (конец IX в.). Может быть, с погребенным здесь вождем (личность которого неизвестна) связан камень с рунической надписью, упоминающей дружинника. Эти памятники относятся к периоду шведского господства в Хедебю. Различия в размерах домов также позволяют предположить имущественные контрасты среди жителей Хеде6ю .
С 80-х годов X в. город вновь перешел под власть датских конунгов, которые продолжали его укреплять. Но около 1050 г. Хедебю разграбил и разорил норвежский конунг Харальд Хардрода. Однако, как рассказывают исландские саги, спасаясь от преследования датского конунга Свейна, Харальд бросил в море все сокровища, увезенные из Хедебю. Город был сожжен. Норвежский скальд, служивший в дружине Харальда, воспел это событие:
Из конца в конец пылал весь Хедебю, –
смелый подвиг, на мой взгляд, дорого обоидется Свейну.
Высоко вздымалось пламя над домами, когда я всю ночь до рассвета
стоял на городском валу .
Раскопки установили следы пожара, уничтожившего Хедебю. Выше этого слоя признаков продолжения жизни в городе не обнаружено. Правда, немецкий хронист Адам Бременский сообщает, что в 1066 г. венды – соседние с датчанами славянские племена – разграбили Хедебю. Но, по-видимому, тогда существовали только жалкие остатки уже разрушенного города. Веши, найденные в Хедебю, относятся самое позднее к середине XI в., последние по времени монеты – к правлению английского короля Эдуарда Исповедника (1042-1066 гг.). На дне гавани обнаружены части корабля с трупами людей, вероятно, затонувшего в момент уничтожения города. Оставшиеся жители переселились на другую сторону морского залива, и вскоре там возник город Шлезвиг, куда могли подходить более тяжелые корабли. Однако, судя по раскопкам, Хедебю стал утрачивать былое значение задолго до своего разрушения.
Другой важный торговый пункт на Балтике – шведская Бирка – был тесно связан с восточным путем «из варяг в греки». Расположенная на острове Бьоркё, около озера Меларен (в 30 км западнее Стокгольма), Бирка, в отличие от Хедебю, находившегося в пустынном тогда районе Ютландии, лежала в относительно густонаселенной области Швеции – Уппланде, неподалеку от древнего религиозно-политического центра – Старой Уппсалы. Здесь собирались ярмарки, на которые привозили товары жители Уппланда. Как и Хедебю, Бирка не находилась непосредственно у открытого моря, корабли заходили в озеро из Балтийского моря через пролив. Город имел три гавани, замерзавшие зимой, но и в это время года торговля в Бирке не прерывалась: купцы везли меха по льду (при раскопках найдены костяные коньки, топоры для рубки льда и обувь с шипами для передвижения по льду).
Раскопки Бирки начались в 70-х годах XIX в. Продолжаются они и поныне . Археологи обнаружили остатки домов, но состояние их таково, что реставрировать постройки пока не представляется возможным. На холме, господствующем над городом, стояло укрепление. Раскопана часть городского вала из камней и земли, относящегося к середине X в. В сохранившейся части вала найдено не менее шести отверстий. По-видимому, в X в. здесь высились деревянные сторожевые башни.
Население Бирки, как и Хедебю, было, по тогдашним масштабам, довольно многочисленным. Культурный слой на месте Бирки, так называемая «Черная земля», имеет площадь 12 га при толщине до 2,5 м (это название земля получила из-за темной окраски, особенно заметной, когда она влажная). Археологи открыли более 2000 могил под насыпями. В настоящее время примерно тысяча из них изучена. Кроме того, здесь имеется неопределенное число погребений без насыпей.
Это крупнейшее кладбище на севере Европы того времени. Могилы самые различные. Встречаются и погребения с сожжением и без него, погребения, снабженные богатой утварью, и скромные могилы с небогатым набором вещей. Немало погребений в деревянных камерах. В таких могилах особенно много вещей, свидетельствующих о широких связях Бирки с Западной Европой, скандинавскими странами и в особенности с Востоком. Это полностью согласуется со сведениями о скандинавской торговле, которые дают арабские историки и географы IX и X вв. В одной погребальной камере лежало тело женщины, очевидно, знатного происхождения: ее сопровождало в «мир иной» немалое богатство. В той же могиле найдены останки другой женщины, судя по ее скрюченному положению, погребенной заживо. Несомненно, перед нами, как и в Усеберге, госпожа со служанкой. В некоторых погребениях в Бирке найдены остатки сожженных ладей, в которых хоронили покойников.
Все эти могилы свидетельствуют о языческих верованиях и представлениях о загробном мире. Но здесь же имеются захоронения по христианскому обряду, без вещей и с нательными крестами. Особенно любопытны случаи, когда в могилу клали и крест, и языческие амулеты. В части могил погребены воины с оружием. Но особенно много могил торговых людей: в нескольких из них обнаружены небольшие весы, использовавшиеся для взвешивания драгоценных металлов (которые, как и монеты, шли на вес), и в очень многих могилах попадаются гирьки от весов. Все это также согласуется с данными письменных источников. В жизнеописании Ансгара, дважды посетившего Бирку в первой половине IX в., говорится, что население ее состоит из купцов. Город находился в зависимости от шведского конунга, имевшего в нем своего представителя, но, по-видимому, сохранял значительную автономию и имел, по свидетельству Римберта, свой тинг. В «Житии Ансгара» подчеркивается важность для Бирки торговых связей с фризским Дорестадом.
Среди находок – арабское и иранское серебро в виде монет и драгоценностей, византийская парча, шелка из Китая, монеты из Западной Европы, фризские одежды, стеклянные и керамические изделия из Рейнской Германии, оружие из Франкского государства. Как уже говорилось, основные связи жители Бирки поддерживали с Востоком .
В 92 могилах были найдены монеты, выпущенные в мусульманских странах. Западноевропейские деньги удалось обнаружить лишь в 13 могилах. По-видимому, через Бирку шла продажа рабов на Восток.
Бирка возникла почти одновременно с Хедебю – около 800 г. До ее основания на соседнем острове – Хельгё, расположенном примерно в 11 км от Бирки, существовал другой торговый центр – Лилле, обнаруженный впервые в 50-х годах XX в. . Эта фактория датируется VII-VIII вв., хотя поселение на острове восходит к еще более раннему времени. На месте, где находился Лилле, наряду с арабскими монетами найдены осколки стеклянных изделий, привезенных из Франкского государства, епископский посох ирландского производства, золотые бляшки скандинавского происхождения с изображением целующейся пары и даже такой неожиданный гость на севере Европы, как маленькая бронзовая статуэтка Будды. Но на Хельгё существовало и ремесло. Здесь производили плавку железа, обрабатывали металл (найдены орудия труда, множество железных и бронзовых замков с ключами), изготовлялись стеклянные бусы. По-видимому, в конце VIII или начале IX в. основной центр торговли был перенесен из этого пункта в Бирку, в которой сконцентрировались связи с арабским Востоком, шедшие по волжскому пути. С другой стороны, Бирка оказалась связанной удобными речными путями со многими пунктами в Средней Швеции, а морем – с северными ее районами, а также с Хедебю, островом Готланд и южным побережьем Балтики. В IX в. в Бирке чеканилась собственная монета по франкскому образцу.
Бирка существовала менее продолжительное время, чем Хедебю. Наиболее поздние монеты, найденные в могилах, датированы 60-ми годами X в. Предполагают, что Бирка прекратила свое существование в последней четверти X в. История ее исчезновения не выяснена. Одни ученые выдвигают догадку, что Бирку разорили датские викинги. Однако раскопки не обнаружили следов насильственного уничтожения и сожжения этого города. Другие связывают исчезновение Бирки с утратой ею значения промежуточного центра торговли с Волгой, последовавшей после разгрома Булгара Святославом в 965 г., и указывают на изобилие в могилах Бирки арабских монет, относящихся ко времени до 950 г., и почти полное отсутствие таких монет от второй половины X в. Высказывалась также мысль, что понижение уровня воды в Меларене сделало невозможным подход к Бирке судов. Так или иначе, около 975 г. Бирка сходит со сцены, и главным торговым центром на Балтике с конца X в. становится остров Готланд.
Ко времени походов викингов относятся многие тысячи монет из разных стран, найденные во всех районах Скандинавии. Здесь и монеты из Англии, Германии, Франции и из Византии, очень много их из арабского Халифата. По словам шведского археолога Э.Оксеншерны, век викингов был «серебряным веком» на Севере . Своего серебра скандинавы не имели, все оно было привозное. Нигде, пожалуй, не найдено оно в таком обилии, как на пути «из варяг в греки», точнее, в данном случае, «из грек в варяги». И богаче всего кладами на этом пути оказался Готланд.
Готландская торговля в восточной части Балтики, судя по находкам, начала развиваться еще до эпохи викингов. Но наивысшего своего расцвета она достигла лишь после загадочного исчезновения Бирки. Правда, в тот период на Готланде не возникло городов, население острова жило рассеянно, на отдельных хуторах. Из 700 с лишним кладов, найденных на Готланде к 1956 г., большинство находилось близ прежних дворов бондов. По-видимому, эти бонды были одновременно и торговцами. Большая часть кладов содержит немного монет, но найдено несколько кладов весом 7-8 кг. О размахе, который получила коммерческая деятельность готландцев, лучше всего свидетельствуют следующие цифры. Наряду с разнообразными вещами и украшениями (пряжками, гривнами, булавками, браслетами и т.д.) здесь найдено около 90 тыс. целых монет и 16,5 тыс. фрагментов (монеты в Скандинавии в IX-XI вв. обычно шли на вес, и их разрезали на куски). Из этого числа всего 3 монеты золотые, остальные серебряные (золотые монеты, попадавшие на Север, использовались для изготовления украшений). Особенно много монет немецкого происхождения – 37 тыс., а также арабских – 26 тыс., английских – 20 тыс. Реже встречаются монеты из Скандинавии (преимущественно из Дании) и Византии . Для сравнения можно сказать, что в Швеции найдено всего около 40 тыс. монет: более 5 тыс. арабских, 19 с лишним тысяч немецких, более 13 тыс. английских, 2300 датских и около 170 шведских, а в Дании – 3800 арабских, 8900 немецких и 4 тыс. английских монет . Всего в Скандинавии обнаружено около 85 тыс. арабских монет IX и X вв.
К ранним кладам (вторая половина IX и Х в.), найденным на Готланде, относятся почти исключительно куфические арабские монеты. С конца X – начала XI в. начинают преобладать монеты немецкой чеканки, тогда как число монет из Халифата резко сокращается. На XI в. приходится большинство кладов, содержащих английские монеты. Эти наблюдения говорят о расцвете готландской торговли с Востоком в первый период норманнской активности и о сокращении этой торговли с конца X в. (причины этого сокращения не ясны, предполагают, что приток арабского серебра прекратился ввиду истощения запасов его в Халифате), а также происшедшем одновременно оживлении торговых связей с Западом. Приток монет из Германии, наблюдающийся начиная со второй половины X в., был связан с разработкой серебряных рудников в Гарце. Обилие английских монет в период между 990 и 1020 гг. объясняется тем, что как раз в это время датские завоеватели взыскивали с английских королей огромные суммы в виде контрибуций («датские деньги»), а после перехода Англии под власть Кнуда Датского, его воины получали жалованье за службу. На Готланд эти монеты попали преимущественно в результате торговли .
Долгое время считали, что в Норвегии не было торгового центра, подобного Бирке и Хедебю. Правда, в рассказе халогаландца Оттара, записанном английским королем Альфредом, упоминался пункт в Южной Норвегии – Скирингссаль, в который нужно плыть из Халогаланда вдоль берегов Норвегии почти месяц и куда он заезжал по пути в Хедебю. Больше ничего о Скирингссале известно не было, и поиски археологов, предпринятые в конце XIX и начале XX в., не привели к каким-либо определенным результатам. Однако за последние годы норвежские археологи открыли на месте поселка Каупанг, во внутренней части Осло-фьорда, древний населенный пункт. Он находился в той же области Вестфолль, в которой ранее были найдены погребения в кораблях. Этот пункт идентифицируют с упомянутым Оттаром Скирингссалем. Здесь открыто целое кладбище с погребениями в ладьях. Ладьи не сохранились, но отпечатки их в земле и ряды гвоздей, которыми скреплялись полностью сгнившие за тысячу лет деревянные части судов, дают о них довольно ясное представление. Найденные в могилах вещи датируются IX и началом X в. Среди них – металлические вещи из Ирландии и Англии, фризские платья, рейнские керамические и стеклянные изделия, женские украшения, в том числе броши в виде черепах, оружие, например,, английский меч. Найденные вещи отражают Широкие торговые связи их владельцев. Они же – несомненное свидетельство о связях Скирингссаля-Каупанга с Хедебю и Биркой. Часть вещей, например из Англии, могла быть получена не в результате мирного обмена, а как военная добыча – недаром мужские погребения содержат полный комплект обычного для викингов оружия! Монет найдено немного. Предполагают, что в древнем Каупанге шла меновая торговля. Название Kaupangr, означающее «торговое место», «торжище», вообще носил ряд подобных пунктов обмена и городов раннего средневековья, (ср. швед. kцping и англ. ceaping).
Укрепления в Скирингссале-Каупанге были более скромными, чем в Хедебю или в Бирке. Культурный слой тоже уступал по толщине (30-40 см) культурным отложениям этих городов, очевидно, концентрация населения в нем была ниже, чем в Бирке, а продолжительность существования поселка меньше, чем в Хедебю. Установлено место, где швартовались прибывавшие в гавань корабли. Множество островков, частично скрывавшихся под водой, защищало подступы к гавани со стороны моря. Ныне гавань оказалась в стороне от моря: береговая линия в эпоху викингов была на 2 с лишним метра выше, чем сейчас. Это дало повод некоторым ученым для предположения, что понижение уровня моря послужило одной из причин упадка Каупанга в X в.
Через Скирингссаль шел путь из Бирки и Хедебю на запад. Большая часть погребений в Скирингссале носит языческий характер. Однако могилы с гробами, содержащие немного вещей, производят впечатление, что христианство уже оказало влияние на погребальные обряды. Если это наблюдение справедливо, оно представляет большой интерес. Известно, что христианизация Норвегии произошла лишь в конце X – начале XI в., однако население Скирингссаля, общавшееся со странами Западной Европы, очевидно, в какой-то мере подверглось влиянию церкви гораздо раньше. Исходя из различия в погребениях, руководитель раскопок Ш.Блиндхейм предположила, что они отражают также имущественные и общественные различия в среде населения древнего «порта» .
Весьма любопытен социальный облик людей, погребенных в богатых могилах. Как и занятых торговлей бондов Готланда, жителей древнего Каупанга трудно назвать купцами. Это скорее состоятельные сельские хозяева, занимавшиеся вместе с тем и торговлей и ездившие на своих кораблях (в одиночку или на паях) в другие торговые пункты. И действительно, наряду с чужеземными товарами, весами и оружием в могилах найдены сельскохозяйственный инвентарь и рыболовные снасти. Эти «фарманы», как их называли в средние века, обменивали рыбу, железо, птичий пух, тальк (он шел на изготовление сосудов для варки) на всякого рода изделия. Жители Северной Норвегии, подобно Оттару приезжавшие на ярмарку в Каупанг, привозили меха, шкуры, корабельные канаты, сплетенные из шкур морских зверей. Погребения такого же характера, как и в самом Каупанге, разбросанные в близлежащей местности, свидетельствуют о тесной связи между жителями этого торгового центра и населением прилегающих районов Вестфолля.
Ряд характерных признаков Каупанга – меньшая концентрация и, по-видимому, большая текучесть населения, смешанный характер его занятий, неразвитость ремесла, отсутствие хороших укреплений – отличают его от Хедебю и Бирки. Норвежский Каупанг-Скирингссаль – не город в полном смысле слова, а скорее его эмбрион. Археологический материал, собранный в этом районе, говорит лишь о «городской туманности», которая могла в благоприятных условиях постепенно сгуститься в поселение городского типа. Но этого так и не произошло. Древний Каупанг обнаружил еще меньшую устойчивость и жизнеспособность, чем Бирка и Хедебю, также исчезнувшие – первая еще в эпоху викингов, второй – в период ее заката.
В X в. Каупанг-Скирингссаль утратил свое значение. Торговым центром Вестфолля стал Тёнсберг. Упадок Хедебю, Бирки, Каупанга не означал свертывания северной торговли, она перешла в другие места, ее центрами стали новые города – Сигтуна (37), Шлезвиг, Волин, Новгород, Гданьск, Гамбург.
Значение исследования истории торговых пунктов Скандинавии IX-X вв. выходит за рамки изучения эпохи викингов. Эта история – один из первых этапов возникновения средневекового города в Северной Европе, и именно тот его этап, который нашел весьма недостаточное отражение в письменных памятниках, вследствие чего основательное его изучение началось лишь недавно, преимущественно в результате усилий археологов. Помимо рассмотренных нами торговых центров в этот период на Северном и Балтийском морях существовал и ряд других им подобных – франкский Квентовик, фризский Дорестад, славянский Рерик, Трузо и Гробин в Прибалтике, славянско-скандинавский Волин, немецкие Гамбург, Эмден и др.. Сравнительно недавно в Дании были обнаружены остатки поселения переходного типа от сельского к городскому – Линдхольм Хейе, тоже относящегося к эпохе викингов .
Не только Каупанг-Скирингссаль, но и Бирка и Хедебю отличаются от городов, которые стали быстро расти в Европе с XI в. Существование древнесеверных городов-эмпорий было связано не только с грабежом, но и прежде всего с транзитной торговлей, шедшей по пути от устья Рейна до озера Меларен и связывавшей страны бассейнов Балтийского и Северного морей, страны Запада и Востока. Ремесло, получившее некоторое развитие в Хедебю и Бирке, не было основой их широкой торговли. Изучение этих торговых пунктов свидетельствует о том, что среди скотоводов, земледельцев, рыболовов и охотников, составлявших в эпоху викингов скандинавское общество, происходило (далеко не во всех случаях завершившееся) выделение новых социальных слоев – купцов и ремесленников. В то время как скандинавы еще не знали частной собственности на землю, в этих торговых пунктах земля уже, по-видимому, сделалась товаром. Римберт говорит о покупке Ансгаром участка земли в Бирке; археологи обращают внимание на то, что в Хедебю участки, на которых стояли дома, были обнесены изгородями.
Вместе с тем первые торговые пункты Скандинавии служили центрами распространения среди ее населения новых культурных и идеологических стимулов, приходивших из других частей Европы и из Азии. В свете новых археологических находок приходится пересматривать мнение о том, что скандинавы в раннее средневековье были только пиратами и разбойниками, дезорганизовавшими торговлю. Наряду с викингом, захватывавшим торговые корабли и чужие богатства, все более отчетливо вырисовывается Фигура купца, занимавшегося регулярной торговлей. В период нападений викингов на Англию, Францию и другие страны Запада не прекращалась и не свертывалась торговля (40). В конце IX в., когда между англосаксами и скандинавами шла ожесточенная борьба, король Альфред принимал у себя норвежца Оттара, прибывшего в Англию с торговыми целями, а англосакс Вульфстан в это же время совершал путешествие по Балтийскому морю. Скандинавы продавали в другие страны не только военную добычу и пленных, имевших большой спрос на арабском Востоке, но и меха, шкуры, янтарь, железо, рыбу, лес. К ним везли серебро и драгоценности, ткани и вино, хлеб и оружие. В могилах скандинавов наряду с оружием – мечами, боевыми топорами, наконечниками копий, щитами, кольчугами – находят орудия кузнечного и ткацкого ремесла, весы и гирьки к ним – «вооружение» купцов. Помимо военных кораблей у скандинавов создаются иные типы судов, специально предназначенных для торговых поездок. Эпоха викингов – время развития торговли на Балтийском и Северном морях. Однако не следует забывать, что эта торговля тесно переплеталась с пиратством и грабежом.
Основные страты в Скандинавии раннего Средневековья
Общественная инфраструктура в древней Скандинавии была довольна развита. Существовали несколько прослоек, групп населения, выполняющих определённые роли. Древнее общество скандинавов также является одним из первых народов, которые создали свою систему законов, и что самое важное – прародитель всех современных судебных систем.
Во времена древней Скандинавии процветало рабство, поэтому номинально тамошнее общество можно разделить на две групп: свободные(fralsman, frals, folkfrals) и рабы (traelar, ofraelse, ofraelst, folk). Рабы не имели практически никаких прав. Они состояли из захваченных в походах чужеземцев. Их распознавали по коротко обрезанным волосам и некрашеной одежде. Разумеется, была налажена торговля рабами в крупных торговых пересечениях. Номинально недостатка в них не было, так как постоянные набеги и войны пополняли эту нишу населения.
Бонды (bonde) – крупные представители местного населения, зажиточные землевладельцы. Их поместья и имущества передавались от отца к детям. Они являлись хранителями своих территорий – своего богатства. По праву землевладельца они облагали данью население своей вотчины. Как таковые, они являлись базовыми единицами управляющей силы страны. Самые мудрые и старые из них избирались хранителями закона на тингах – ежегодных сборах знати страны.
Главной персоной страны являлся конунг (konnung, king, король). Это звание он получал по праву рождения. Как считалось, род конунгов ведётся от древних богов. У него была своя величественная дружина, с которой он путешествовал по стране в мирные годы и принимал пиры то в одном фюльке, то в другом. Он имел право собирать подати золотом или серебром с фюльков во время походов по стране по числу людей (mantal) или по числу имений (jordatal). Положение конунга поддерживалось представителями народа – бондами. Власть это самого знатного человека не была безгранична. Совет бондов (тинг) имел достаточно сильную власть. По результатам их внесрочного сбора и решения конунг мог покинуть свою власть и быть изгнанным из страны. Для этого вырезалась и посылалась ратная стрела во все стороны (сигнал немедленного ополчения), и собравшаяся армия давал бой войску конунга, если он оказывал сопротивление.
Нередко же всё было наоборот. Конунг, считавший себя по праву главой страны, ездил по фюлькам, уговаривал знатных людей примкнуть к себе со своими армиями. Затем, собрав необходимую рать, силой забирал власть у правящего конунга. Тем самым, видно, что власть конунга опиралась на доверие знатных людей в стране и подкреплялась его щедростью, силой, умом и храбростью.
Стиль и условия жизни населения сделали почти всех скандинавов боеспособными. У конунга была небольшая постоянная армия. Когда же собирался поход в ту или иную страну, ратная стрела собирала всех боеспособных мужчин – именно они – практически все коренные жители и были основой армии северян, тем мрачным штормом силы, обрушивавшимся на территории подвергшиеся экспансии. Основа набора воинов в войска – рекрутская система лейданг (Leithangr). В свободные от войны годы активная часть населения страны собиралась летом в походы за добычей в другие страны, либо в набеги, грабежи своих соседей. Таким образом, уровень боеспособности из поколения в поколения оставался всегда очень высоким.
Общая структура полного войскового ополчения (allan almenningr) была такова. Предводителем был конунг. Части войска, представляющиеся областями страны, управлялись ярлами. Предводитель херада – хёвдинг (hofdingi), командир объединения херадов — херсир (hersir). Форинг — предводитель дружины, хольд — воин высокого ранга.
Ярл (jarl) был наместником конунга во время его отсутствия либо правой рукой в бою. В разные времена, это звание было присваиваемо либо одному человеку, либо нескольким. Обычно это было одно, второе лицо после правителя. Его полномочия были велики. В знак благодарности за службу, ярл щедро одаривался конунгом землями и людьми и имел право стоять со своим кораблём по правую руку от правителя во время битвы.
Хочется отметить, что именование всего населения древней Скандинавии «викингами» не верно, так как, скорее всего, так называться – это прерогатива особой прослойки жителей, отличавшихся по особому духу, стилю жизни…
Бонд (или ярл)
Форинг (предводитель дружины)
Хольд (воин высокого ранга)
Более подробно с данной темой можно ознакомиться по нижеприведенной ссылке:
http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?showtopic=1580&pid=13863&st=0&
ultima-cruzado.livejournal.com
Жители Скандинавии — Фьорд
Викинги, норманны, даны, варяги — жители Древней Скандинавии. Так их называли в различных частях света.
Общественная инфраструктура в древней Скандинавии была довольна развита. Существовали несколько прослоек, групп населения, выполняющих определённые роли. Древнее общество скандинавов также является одним из первых народов, которые создали свою систему законов, и, что самое важное — это прародитель всех современных судебных систем.
Во времена древней Скандинавии процветало рабство, поэтому номинально тамошнее общество можно разделить на две группы: свободные (fralsman, frals, folkfrals) и рабы (traelar, ofraelse, ofraelst, folk). Рабы не имели практически никаких прав. Они состояли из захваченных в походах чужеземцев. Их распознавали по коротко обрезанным волосам и некрашеной одежде. Разумеется, была налажена торговля рабами в крупных торговых пересечениях. Номинально недостатка в них не было, так как постоянные набеги и войны пополняли эту нишу населения.
Бонды (bonde) – крупные представители местного населения на местах, зажиточные землевладельцы. Их поместья и имущества передавались от отца к детям. Они являлись хранителями своих территорий – своего богатства. По праву землевладельца они облагали данью население своей вотчины. Как таковые, они являлись базовыми единицами управляющей силы страны. Самые мудрые и старые из них избирались хранителями закона на тингах – ежегодных сборах знати страны.
Главной правящей персоной страны являлся конунг (konnung, king, король). Это звание он получал по праву рождения. Как считалось, род конунгов ведётся от древних богов. У него была своя величественная дружина, с которой он путешествовал по стране в мирные годы и принимал пиры то в одном фюльке, то в другом. Он имел право собирать подати золотом или серебром с фюльков во время походов по стране по числу людей ( mantal) или по числу имений (jordatal). Положение конунга поддерживалось представителями народа – бондами. Власть это самого знатного человека не была безгранична. Совет бондов (тинг) имел достаточно сильное влияние. По результатам их внесрочного сбора и решения конунг мог покинуть свою власть и быть изгнанным из страны. Для этого вырезалась и посылалась ратная стрела во все стороны (сигнал немедленного ополчения), и собравшаяся армия давал бой войску конунга, если он оказывал сопротивление.
Коннунг принимает послаНередко же всё было наоборот. Конунг, считавший себя по праву главой страны, ездил по фюлькам, уговаривал знатных людей примкнуть к себе со своими армиями. Затем, собрав необходимую рать, силой забирал власть у правящего конунга. Тем самым, видно, что власть конунга опиралась на доверие знатных людей в стране и подкреплялась его щедростью, силой, умом и храбростью.
Читайте также: Социальная иерархия скандинавов в эпоху викингов
Стиль и условия жизни населения сделали почти всех скандинавов боеспособными. У конунга была небольшая постоянная армия. Когда же собирался поход в ту или иную страну, ратная стрела собирала всех боеспособных мужчин. Иименно они, практически все коренные жители, и были основой армии северян, тем мрачным штормом силы, обрушивавшимся на территории подвергшиеся экспансии. Основа набора воинов в войска – рекрутская система лейданг (Leithangr). В свободные от войны годы активная часть населения страны собиралась летом в походы за добычей в другие страны, либо в набеги, грабежи своих соседей. Таким образом, уровень боеспособности из поколения в поколения оставался всегда очень высоким.
Хольд — воин высокого рангаОбщая структура полного войскового ополчения (allan almenningr) была такова. Предводителем был конунг. Части войска, представляющиеся областями страны, управлялись ярлами. Предводитель херада – хёвдинг (hofdingi), командир объединения херадов — херсир (hersir). Форинг — предводитель дружины, хольд — воин высокого ранга.
Форинг — предводитель дружиныЯрл (jarl) был наместником конунга во время его отсутствия либо правой рукой в бою. В разные времена, это звание было присваиваемо либо одному человеку, либо нескольким. Обычно это было второе лицо после правителя. Его полномочия были велики. В знак благодарности за службу, ярл щедро одаривался конунгом землями и людьми, и имел право стоять со своим кораблём по правую руку от правителя во время битвы.
Хочется отметить, что именование всего населения древней Скандинавии «викингами» не верно, так как, скорее всего, так называться – это прерогатива особой прослойки жителей, отличавшихся по особому духу, стилю жизни (см. категории «стиль жизни», «викинги»).
fiord.org
Древние скандинавы Википедия
Древние скандинавы |
---|
Древние скандинавы — группа германских племен, которые населяли Скандинавию между 800 и 1300 гг. н. э. и говорили на древнескандинавском языке. Язык принадлежит к ветви скандинавских языков индоевропейской языковой семьи и является предшественником современных германских языков Скандинавии. В конце VIII века скандинавы начали масштабную экспансию по всем направлениям. Это было начало Эпохи викингов.
В научных кругах англоязычных стран XIX века Эпоха викингов, мореплавание и морская торговля, поселенцы и войны — все относились к общему понятию викинги.[1] Древние скандинавы создали страны и поселения на территории современных Англии, Шотландии, Исландии, Уэльса, Фарерских островов, Ирландии, России, Беларуси, Гренландии, Франции, Бельгии, Украины, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Германии, Польши и Канады, а также в Южной Италии.
История терминов «скандинав» и «норманн»[ | ]
Слово Norseman (скандинав) впервые появляется в английском языке в начале XIX века: самое раннее упоминание было сделано в третье
ru-wiki.ru
Древние скандинавы Википедия
Древние скандинавы |
---|
Древние скандинавы — группа германских племен, которые населяли Скандинавию между 800 и 1300 гг. н. э. и говорили на древнескандинавском языке. Язык принадлежит к ветви скандинавских языков индоевропейской языковой семьи и является предшественником современных германских языков Скандинавии. В конце VIII века скандинавы начали масштабную экспансию по всем направлениям. Это было начало Эпохи викингов.
В научных кругах англоязычных стран XIX века Эпоха викингов, мореплавание и морская торговля, поселенцы и войны — все относились к общему понятию викинги.[1] Древние скандинавы создали страны и поселения на территории современных Англии, Шотландии, Исландии, Уэльса, Фарерских островов, Ирландии, России, Беларуси, Гренландии, Франции, Бельгии, Украины, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Германии, Польши и Канады, а также в Южной Италии.
История терминов «скандинав» и «норманн»
Слово Norseman (скандинав) впервые появляется в английском языке в начале XIX века: самое раннее упоминание было сделано в третьем издании Оксфордского словаря английского языка в статье о поэме Вальтера Скотта 1817 года «Гарольд Бесстрашный». Слово произошло от прилагательного «Norwegian» (норвежский), заимствованного английским языком из голландского в XVI веке и имело значение «норвежский», которое во времена Вальтера Скотта приобрело значение «или связано со Скандинавией или её языком, особенно в древние или средневековые». Поэтому, как и современное использование слова викинг, слово скандинав не имело особого хождения в средние века.
При этом термин Norseman (скандинав) имеет созвучный термин Northman (норманн). Этот термин применялся ко всем людям, говорящим на древнескандинавском языке, которых можно было встретить в Средние века. Слово Nortmann (норманн) на древнефранкском языке было латинизировано как Normannus и широко использовалось в текстах на латыни. Затем латинское Normannus вошло в старофранцузский язык как Normands. И от этого слова уже произошло название Normans (норманны) и Normandy (Нормандия), в которой в десятом веке поселились скандинавы.[2][3]
Это же слово вошло в испанскую группу языков и локальные разновидности латыни в форме слов, начинающихся не только на букву n-, но и на l-, например lordomanni (явное отражение назальной диссимиляции местной группы романских языков). Эта форма по всей видимости была заимствована из арабского языка: видный ранний арабский источник Аль-Масуди указал 844 участника набега в Севилье не только как Rūs (русы), но и как al-lawdh’āna.
Другие названия
У современных ученых термин викинги[4] является общим термином для описания набегов скандинавов, особенно в связи с нападениями скандинавов и разграблением монастырей на Британских островах, но в то время это термин не использовался. На древнескандинавском и староанглийском языках это просто означало «пират».[5]
Германцы также называли скандинавов Ascomanni, ashmen (мусорщиками), кельты называли их Lochlanach (скандинавы), а англосаксы — Dene (данами).
Гэльские термины Finn-Gall (норвежский викинг или норвежский), Dubh-Gall (датский викинг или датский) и Gall Goidel (чужеземный гэльский) использованы для людей норвежского происхождения в Ирландии и Шотландии, которые ассимилировались в кельтской культуре. Дублинцы называли их Ostmen, или восточные люди, и имя Oxmanstown (район в центре Дублина) происходит от названия одного из их поселений; они также были известны как Lochlannaigh, или озерные люди.
В восьмом веке угроза набегов викингов нависла над всем государством пиктов. Эти викинги были язычниками и дикарями самого безудержного и безжалостного толка. Они состояли преимущественно из норвежских викингов или норвежцев, и из датских викингов или данов. Последние представляли собой смешанный род, некоторые из них происходили из гуннских племен.
— Арчибальд Блэк Скотт, «Пиктская нация, её люди и её церковь»
Однако британская концепция происхождения викингов не совсем верна. Те, кто совершал грабительские набеги на Великобританию, жили на территории сегодняшней Дании, в Сконе, на западном побережье Швеции и Норвегии (вплоть до 70-й параллели) и вдоль шведского побережья Балтийского моря до 60-й широты и озера Меларен . Они также пришли с острова Готланд, Швеция. Граница между скандинавами и более южными германскими племенами, Даневирке, сегодня пролегает примерно к югу от датско-германской границы. Самые южные викинги жили не севернее Ньюкасла-апон-Тайна, и шли на Великобританию чаще с востока, чем с севера.
Северная часть Скандинавского полуострова (за исключением норвежского побережья) была мало населена норвежцами, потому что эту местность населяли преимущественно саамы, коренные жители северной Швеции и обширных территорий Норвегии, Финляндии и Кольского полуострова на территории современной России.
Славяне, арабы и византийцы знали их как русов’ или Rhōs (Ῥῶς), вероятно происходящего от различных производных слова rōþs-, то есть «хождение на веслах», или от названия области Руслаген в восточно-центральной Швеции, где возникло большинство поселений викингов, побывавших на славянских землях. Сегодня ряд археологов и историков считает, что эти скандинавские поселения на славянских землях дали названия странам Россия и Беларусь.
Кроме того, славяне и византийцы называли их варяги (что на древнескандинавском: Væringjar, означает «целовальники»), а скандинавские телохранители византийских императоров были известны как Варяжская стража.
Использование в современном языке
В древнескандинавском языке термин norrœnir menn (northern people), соответствует современному английскому термину скандинавы, и относится к шведам, датчанам, норвежцам, жителям Фарерских островов, исландцам и т. д.
Современные скандинавские языки имеют общее слово для обозначения скандинавов: это слово nordbo, (на шведском: nordborna, на датском: nordboerne, на норвежском: nordboerne или nordbuane для определения множественного числа), которое использовалось как применительно к древним людям, так и к современникам, живущим в скандинавских странах и говорящих на одном из скандинавских германских языков.
Слово викинги (Vikinger на датском и Bokmål на норвежском;Vikingar на шведском и Nynorsk на норвежском) не используется для обозначения скандинавов как коренного населения. «Викинг» — это название определённой деятельности / занятия («набег»), а не демографической группы. Викинги были просто людьми (любой этнической принадлежности или происхождения), участвовавшими в набегах (известных как «походы викингов»).[6]
Иногда Финляндия также упоминается как «скандинавская страна».[7] Финский язык не принадлежит к германской языковой группе и даже не является индо-европейским языком, но Финляндия в течение почти шести веков была частью Швеции (с конца XII века до 1809 года), и около 6 % финского населения по-прежнему используют шведский язык в качестве основного. На Аландских островах шведский на сегодняшний день является доминирующим языком, поскольку основное население — это этнические шведы, при этом административно территория входит в состав Финляндии с 1917 года. В других регионах Финляндии доля шведскоязычных граждан снижалась, начиная с 1917 года, после Революции в России, когда Финляндия получила независимость. Исландия, Гренландия и Фарерские острова также географически отделены от Скандинавского полуострова. Поэтому термин северные страны объединяет страны Скандинавии, Исландию, Гренландию, Фарерские острова и Финляндию.
См. также
Примечания
- ↑ Norse.ru (неопр.).
- ↑ Michael Lerche Nielsen, Review of Rune Palm, Vikingarnas språk / Язык викингов, 750—1100, Historisk Tidskrift 126.3 (2006) 584-86 (pdf стр. 10-11)[1] (на шведском)
- ↑ Louis John Paetow, A Guide to the Study of Medieval History for Students, Teachers, and Libraries, Berkeley: University of California, 1917, OCLC 185267056, стр. 150, citing Léopold Delisle, Littérature latine et histoire du moyen âge, : Leroux, 1890, OCLC 490034651, стр. 17.
- ↑ ЭСБЕ/Викинги — Викитека (неопр.). ru.wikisource.org. Дата обращения 10 декабря 2018.
- ↑ «Viking, n.»[2]. Oxford English Dictionary. Oxford University Press. July 2018.
- ↑ Кем были викинги? (неопр.).
- ↑ ЭСБЕ/Финляндия — Викитека (неопр.). ru.wikisource.org. Дата обращения 11 декабря 2018.
wikiredia.ru
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СКАНДИНАВСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО — ДРЕВНЕЕ И СОВРЕМЕННОЕ. «Скандинавская мифология. Энциклопедия»
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СКАНДИНАВСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО — ДРЕВНЕЕ И СОВРЕМЕННОЕ. «Скандинавская мифология. Энциклопедия» | Королев КириллСкандинавская мифология. Энциклопедия
Королев Кирилл
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
СКАНДИНАВСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО — ДРЕВНЕЕ И СОВРЕМЕННОЕ
litresp.ru
Петроглифы на скале в Канаде создали древние скандинавы?
В парке Питерборо находится одно из крупнейших в Канаде собрание образцов доисторического искусства обработки камня. Здесь можно увидеть около 900 изображений животных, людей, загадочных абстрактных фигур, вырезанных на глыбах известняка. Эти картины свидетельствуют о богатой и разнообразной культуре создавшего их народа.
В настоящее время это место остается святым для народов оджибва и анишинаб. Они называют его «киномаджевапконг», что значит «камни, которые учат».
Петроглифы выгравированы на плите из кристаллического известняка размером 55 м на 30 м. По мнению некоторых исследователей они могли быть оставлены коренными американцами алгонкинами около тысячи лет назад, или скандинавскими торговцами несколько тысяч лет назад.
Последнее предположение противоречит общему пониманию истории, так как считается, что европейцы прибыли в Америку гораздо позже. Но у этой теории есть несколько видных сторонников.
Некоторые учёные считают, что изображения животных, солнечных символов, геометрических фигур, лодок и человеческих фигур на так называемом камне Питерборо отражают стиль, используемый в Старом Свете.
Например, большой корабль изображён в скандинавском стиле, говорит профессор Бостонского университета Роберт Шох, выпускник геологического факультета Йельского университета.
Изображённый корабль имеет большое рулевое весло на корме, которое использовали только в судах длиной более 30 метров. Местное коренное население (индейцы алгонкины) не делало таких больших лодок.
Гарвардский биолог и эпиграфист Барри Фелл и закончивший Гарвард эпиграфист и археолог Дэвид Келли определили, что эти петроглифы соответствуют стилю письма прото-тифинаг в Северной Африке. Тем не менее, эта древняя письменность, по-видимому, использовалась скандинавами.
Келли сравнил петроглифы Питерборо с глифами в Европе и Северной Африке. Он обнаружил, что прото-тифинаг использовался в бронзовом веке в Скандинавии, Италии и Северной Африке. Фелл заявил в своей книге 1982 года «Бронзовый век Америки», что каменные символы Питерборо сделаны для учёта торговых сделок скандинавского царя эпохи бронзы Водан-Литхи.
Часть надписей Фелл перевёл так: «Великий царь из Рингерике Водан-Литхи велел выгравировать руны. Он взял корабль, названный в честь Гунгнира… Для слитка меди отличного качества пришёл царь путём испытаний».
Келли усомнился в точности перевода Фелла, но согласился, что петроглифы, вполне вероятно, сделаны скандинавскими торговцами. Фелл датировал петроглифы 1700 г. до н.э. По оценке Келли, они выгравированы в 800 гг. до н.э. Келли пользуется большим авторитетом в научных кругах, чем Фелл, благодаря дешифровке иероглифов майя, поэтому к его мнению прислушиваются.
Келли предположил, что один из торговых путей проходил по реке Нигер в Скандинавию, и что скандинавы связали его с маршрутом в Канаду. Шох отметил, что эти народы были мореходами и торговцами, как и норвежцы. В ходе торговых контактов они узнали что-то из языков друг друга.
«Но скандинавы не имели письменности, — сказал Шох. — Прото-тифинаг дал неграмотным скандинавам возможность не только делать свои записи, но и понимать записи их средиземноморских торговых партнёров. Норвежцы заимствовали алфавит и затем передали его через Атлантику в Новый Свет … Древнескандинавский прото-тифинаг не страннее, чем современный идиш, немецкий диалект, использующий еврейский алфавит или мальтийский, единственный арабский язык на латинице».
Обучающие скалы
Камни с петроглифами Питерборо известны местным жителям как обучающие скалы. По легенде, это вход в мир духов, место для общения с духами.
Независимый журналист Патрик Уиг сказал: «Феллу хорошо известно, что многие из надписей на скалах в Питерборо сделали позже индейцы алгонкины, пытающиеся подражать тому, что скандинавы первоначально вырезали из известняка. Но петроглифы Бог Солнца и Луна и некоторые астрономические знаки явно не дело рук алгонкинов».
Новости Археологии и Истории
Рекомендуем к ознакомлению:
ПО ЗАПРОСУ ПЕТРОГЛИФЫ
ПЕТРОГЛИФЫ МОНГОЛЬСКОГО АЛТАЯ
ОНЕЖСКИЕ ПЕТРОГЛИФЫ
ПЕТРОГЛИФЫ СИКАЧИ-АЛИНЬ
ПЕТРОГЛИФЫ СИКАЧИ-АЛЯНА
ПЕТРОГЛИФЫ МЫСА БЕСОВ НОС
ПЕТРОГЛИФЫ ДОЛИНЫ ВАЛЬ-КАМОНИКА
ПЕТРОГЛИФЫ ВИННЕМУККА (WINNEMUCCA LAKE)
dostoyanieplaneti.ru