Ночная война в небе Кореи » Военное обозрение

27 июля 1953 года были завершены полномасштабные боевые действия на территории Кореи. По мнению экспертов, этот конфликт периода холодной войны можно рассматривать как войну между США и их союзниками с одной стороны и силами КНР и СССР с другой.


После заключения перемирия прошло уже шестьдесят лет, но многие подробности той войны остаются скрытыми.

На это есть множество причин: американская сторона не слишком стремится раскрывать масштабы своих потерь и просчеты военного руководства. Даже сейчас в официальных данных упоминается соотношение потерь в воздушных боях 12:1, естественно, в пользу «сил ООН».

Во время ожесточенных боевых действий часто совершались военные преступления, в том числе и в отношении гражданского населения. Естественно, США не хотят лишний раз напоминать об этом, чтобы не испортить свой «демократический имидж».

В свою очередь, в СССР тщательно скрывали факты участия советских солдат в боевых действиях. На протяжении долгого времени официальная точка зрения вообще отрицала этот факт.

Китайские народные добровольцы вступили в войну в октябре 1950 года. По сути, именно они спасли КНДР от полного разгрома. Однако, несмотря на большие потери, им не удалось добиться полной победы в этом конфликте.

Со своей стороны, власти Северной Кореи утверждают, что им удалось «победить американских империалистов» своими силами, а помощь из-за границы была исключительно материально-технической.

В связи с этим множество фактов получили широкую огласку лишь сейчас, когда непосредственных участников уже почти не осталось в живых.

Один из интереснейших моментов тех боевых действий – авиационные столкновения в ночное время.

Вскоре после того как США вступили в полномасштабные боевые действия на территории Корейского полуострова, их ВВС добились полного господства в воздухе.

Для предотвращения разгрома северокорейских союзников, 14 ноября 1950 года И. В. Сталин приказал сформировать 64-й истребительный авиационный корпус (ИАК). В его состав входили 2-3 истребительных авиационных дивизии, две зенитно-артиллерийских дивизии и одна авиационно-техническая дивизия.

Американская авиация стала нести тяжелые потери от столкновений с советскими реактивными МиГ-15. В то время главной ударной силой американских ВВС на территории Кореи были бомбардировочные части Стратегического Авиационного Командования (САК). На их вооружении стояли стратегические бомбардировщики В-29 и В-50.


После потери примерно 20 «летающих крепостей» во время двух налетов (не считая истребителей прикрытия) американскому командованию пришлось изменить тактику, существенно снизив количество дневных вылетов. Если раньше на ночные налеты отправляли небольшие группы и одиночные легкие бомбардировщики В-26 «Инвейдер», то теперь к ним присоединились и тяжелые В-29.

Кроме того, у американцев появилась новая ночная радиолокационная система наведения на цель «Шаран», которая дала возможность проводить эффективную бомбардировку.

Советское командование, в свою очередь, укрепило системы ПВО, как с воздуха, так и с земли.

К Аньдуну был переброшен 10 прожекторный полк и 87 зенитно-артиллерийская дивизия. Это позволило создать сплошное световое прожекторное поле. На возвышенностях находились радиолокационные посты РЛС типа П-20. Также в срочном порядке был сформирован ночной авиационный полк истребителей Ла-11.

Последний советский поршневой истребитель Ла-11 с северокорейскими опознавательными знаками

Полком командовал подполковник Иван Андреевич Ефимов. А главной задачей 351-го ИАП стало прикрытие важных стратегических объектов КНДР: ГЭС рядом с городом Сингисю, моста через реку Ялуцзян рядом городом Аньдун, аэродромного узла Аньдун и самого Аньшаня.

Первая победа была одержана осенью 1951 года, когда старшему лейтенанту В. Курганову удалось сбить ночной бомбардировщик американских ВВС В-26 «Инвейдер» ночью на малой высоте.

У истребителей Ла-11 вполне хватало мощности вооружения и скорости, чтобы успешно бороться с главным противником того времени – ночным бомбардировщиком В-26, который летал на малой высоте.

Так как на Ла-11 не было РЛС, то пилотам приходилось полагаться на лунный или прожекторный свет.

В-26 «Invader»

А вот с В-29 поршневым «Лавочкиным» было сложно справиться. При выходе в район бомбометания «летающие крепости» набирали большую высоту, а затем шли со снижением к цели, набирая скорость до 620 км/ч, что практически лишало пилотов Ла-11 возможности вести эффективную стрельбу. Из-за большого расстояния американские самолеты часто уходили безнаказанными.

Командованию 64-го ИАК пришлось перевооружить одну эскадрилью реактивными МиГ-15бис. Эта эскадрилья приступила к выполнению боевых задач в феврале 1952 года. Американцы быстро обнаружили присутствие в ночном небе над Кореей реактивных МиГов при помощи РЛС, поэтому активность тяжелых бомбардировщиков В-29 снизилась.

В любом случае, советским ночным истребителям удалось отразить несколько крупных налетов при помощи зенитчиков, прожектористов и радиолокационных постов.

10 июня группа В-29 совершала ночной налет на мосты рядом с Квансаном. Рядом с целью их встретило световое поле, а из темноты удар нанесли советские летчики. Было сбито два В-29, еще один получил тяжелые повреждения и упал на территории Южной Кореи. Одному тяжело поврежденному бомбардировщику удалось совершить вынужденную посадку на территории аэродрома в Тэгу. В этом бою проявил себя заместитель командира 351-го ИАП капитан А. М. Карелин, который сбил два и повредил один В-29.

В следующий раз А. М. Карелину, в то время уже майору, удалось отличиться 3 июля1952 года. В световом поле был сбит самолет-разведчик RB-50, который входил в состав 91-й разведывательной эскадрильи САК США.

С июня по сентябрь 1952 года советские летчики сбили, как минимум, семь американских самолетов.

Американскому командованию пришлось изменить тактику. Теперь перед бомбардировщиками летели наряды ночных перехватчиков, которые расчищали дорогу к цели. Кроме того, в составе ударной группы появились самолеты радиоэлектронной борьбы, которые должны были подавлять РЛС наведения истребителей и зенитной артиллерии.

На авиабазы на территории Южной Кореи прибыли несколько ночных эскадрилий, которые были укомплектованы всепогодными реактивными истребителями с радиолокаторами. В их числе были 513-я ночная ИАЭ американской морской пехоты, на вооружении которой стояли самолеты F3D «Skyknight» и 319-я ЭИП (эскадрилья истребителей-перехватчиков), вооруженная самолетами F-94B «Starflre».

Начиная с осени 1952 года, американские истребители осуществляли перехваты МиГов до приближения к цели или после боевого задания. 2 ноября произошло первое столкновение с участием реактивных самолетов двух сторон. По западным данным, в этом бою был сбит один МиГ-15 летчиком американской пехоты на F3D-2.

Ночной перехватчик F3D-2 «Skyknight»

По советским данным, летчики 351-го ИАП сбили 15 американских самолетов в ночных столкновениях. В их числе: 5 В-26, 9 В-29 и разведчик RB-50. Потери советских военных составили 2 Ла-11 и 2 МиГ-15. Один летчик погиб — 8 августа 1951 года старший лейтенант И. В. Гурилов попал на Ла-11 в тропический тайфун и разбился. В ноябре 1952 года на взлете разбился второй Ла-11, но пилоту – старшему лейтенанту И. А. Алексееву – удалось спастись. На МиГах сбили старшего лейтенанта И. П. Ковалева (8 ноября 1952 года, выжил) и майора П. Ф. Сычева из управления корпуса (19 ноября 1952 года, погиб).

В марте 1953 года 351-й ИАП отправили в Советский Союз. Его заменил 298-й ИАП.

В марте 1953 года американцы вновь активизировались. В ночь с 5 на 6 число группа из 17 В-29 совершила налет на город Онджонг. Всего за этот месяц было совершено пять таких рейдов, с участием, как минимум, 10 В-29, которых прикрывали F3D-2N и F-94.

В апреле американцы решили изменить тактику ночных рейдов на цели, которые прикрывали МиГи. Группы бомбардировщиков стали отправлять только в плохую погоду или в безлунные и облачные ночи, чтобы не попадать в световые поля прожекторов.

Несмотря на усложнение боевых условий и противодействие со стороны ночных перехватчиков, летчикам 298-го ИАП все же удалось добиться неплохих результатов.

Было уничтожено 2 F-84 и 2 F-94, подбито 4 В-29, 1 В-26 и 1 F3D-2N. Стоит отметить, что, по данным американской стороны, советские летчики одержали 8 побед, сбив 3 F-84, 1 F-94 и 1 В-26, а также подбив 2 B-29 и 1 F3D-2N. Потери полка составили 2 МиГ-15бис, один летчик погиб.

Недавно появилась информация о том, что в конфликте участвовала специальная разведывательная авиационная группа, которой командовал Герой Советского Союза подполковник Н. Л. Арсеньев. Она была вооружена новейшими на то время Ил-28. Группу перебросили на территорию Китая летом 1950 года. Почти половину вылетов летчики совершили в ночное время, участвуя в боевых действиях до конца войны. Стоит отметить, что в 1953 году (возможно, и раньше) пилоты проводили не только разведывательные вылеты, но и наносили бомбовые удары. По неподтвержденной пока информации, во время ночных рейдов было потеряно два Ил-28.

Уже перед завершением боевых действий для осуществления ночных вылетов была подготовлена группа из 10 китайских летчиков (на МиГ-15), которой командовал старший лейтенант Хоу Соу Кюн. Они базировались на аэродроме Мяогоу, недалеко от 3-й АЭ 298-го ИАП. Советские пилоты передали коллегам свой опыт, обучив полетам в сложных метеорологических условиях и в ночное время суток. Китайцы приступили к боевым вылетам в конце июня, но с противников встречались редко, отличиться удалось только командиру, который серьезно повредил F-94 в районе Анею в июле. Американскому самолету пришлось совершить вынужденную посадку на побережье КНДР.

Ночной перехватчик F-94B «Starfire»

В конце 1950 года, вскоре после начала боев, всю авиацию КНДР либо уничтожили, либо блокировали на аэродромах.

С учетом опыта, который советские военные получили в годы Великой Отечественной войны, было принято решение о создании отдельной ночной авиационной части ВВС КНДР. Впоследствии она превратилась в ночной авиационный полк легких ночных бомбардировщиков, командование которым поручили Пак Ден Сику. В конце 1951 года он удостоился звания Героя КНДР. Изначально в это подразделение входило несколько эскадрилий, на вооружении которых стояли советские легкие бомбардировщики По-2.

Начиная с лета 1951 года, летчики ночного авиационного полка совершали ночные боевые вылеты, атакуя цели за линией фронта. 17 июня был нанесен бомбовый удар по аэродрому на территории Сувона, во время которого было уничтожено 9 самолетов F-86 «Sabre». Также По-2 атаковали склады горючего и сооружения в порту Инчхон и аэродром Йондыпхо.

21 июня самолеты авиаполка нанесли бомбовый удар по железнодорожной станции Сеула – Енсан. 24 июня был атакован аэродром в Сувоне (уничтожено 10 самолетов). Еще одна эскадрилья части в ту же ночь атаковала автоколонну противника рядом с селами Намсури и Бувалри, уничтожив около 30 машин. 28 июня эскадрильи полка нанесли бомбовые удары по вражеским войскам в Йондыпхе, Инчхоне, Енсане и в окрестностях Мунсаня.

1 января 1953 года авиационная часть ночных бомбардировщиков, которой командовал Пак Ден Сик, уничтожила крупный танкер в порту Инчхон, а также несколько военных складов.

В 1952 году ночные подразделения ВВС КНДР получили советские самолеты Як-11 и Як-18, которые могли нести не только небольшие бомбы, но и реактивные снаряды. На ночные вылеты также было переведено несколько эскадрилий ВВС Северной Кореи, на вооружении которых стояли поршневые истребители Ла-9 и Ла-11. Они проводили рейды на территории Южной Кореи. И хотя к тому времени эти самолеты уже устарели, северокорейские пилоты смогли доставить немало проблем противнику.

Ночные вылеты По-2 наносили не только материальный урон, также они оказывали моральное воздействие на солдат противника, которые не могли чувствовать себя в безопасности даже ночью. У американских солдат По-2 получили прозвище – «Чокнутые китайские будильники».

Для противодействия По-2 командование Пятой воздушной армии США использовало поршневые самолеты F-82G «Twin Mustang», F4U-5N «Corsair», F7F-5N «Tigercat» и АТ-6 «Texan». F-82G стояли на вооружении 339-й авиационной эскадрильи, а F7F-5N – 513-й ночной истребительной эскадрильи морской пехоты США.

Ночной истребитель F-82G «Twin Mustang»

Американские F7F-5N «Tigercat» смогли сбить несколько самолетов По-2. Также F7F-5N «Tigercat» использовались в ночных атаках наземных целей на территории Северной Кореи. 23 июля 1951 года один из F7F-5N «Tigercat» (пилот Марион Кроуфорд и оператор Гордон Барнетт) получил серьезные повреждения и разбился при посадке. Оператору удалось спастись, а пилота так и не нашли. Стоит отметить, что более половины ночных вылетов совершалось с участием F7F-5N «Tigercat».

Ночной перехватчик F7F-3N»Tigercat»

Летом 1952 года 513-я АЭ получила реактивные ночные истребители-перехватчики F3D-2 «Skyknight». Первая ночная победа с использованием радиолокаторов была одержана экипажем такого самолета в составе пилота С. А. Коуви и оператора РЛС Д. Р. Джорджа.

В ночь на 2 ноября они сбили первый реактивный МиГ-15бис. За время боевых действий летчики F3D-2 «Skyknight» сбили семь самолетов противника.

В марте 1952 года на территорию Южной Кореи прибыла 319-я эскадрилья истребителей-перехватчиков, вооруженная реактивными истребителями «Starfire». Пилоты сразу же приступили к боевым вылетам. Правда, первый перехват превратился в трагедию: пилот не учел разницу в скорости и врезался прямо в хвост преследуемого По-2. Оба самолеты упали. На следующую ночь эскадрилья потеряла еще один истребитель: пилот учел ошибку своего коллеги и выпустил закрылки и шасси для снижения скорости, но в результате также потерял и высоту. Самолет разбился, врезавшись в одну из сопок, а его экипаж погиб.

Первая победа была одержана лишь в апреле. Экипажу в составе пилота – капитана Бена Фитона, и оператора – лейтенанта Р. Лайсона, удалось сбить вражеский По-2. Последнюю победу летчики этой эскадрильи одержали 30 января 1953 года, сбив еще один По-2. За время боевых действий летчики 319-й ЭИП совершили 4694 ночных вылета, сбив 4 корейских самолета: 3 По-2 и 1 Ла-9 и сбросив 1108 тонн авиационных бомб.

Истребитель F4U-5N «Corsair»

В июне 1953 года к боевым действиям подключилась эскадрилья ночных истребителей F4U-5N «Corsair», входившая в состав флота – VC-3, которая базировалась на американском авианосце «Принстон». Ее основной задачей был перехват северокорейских самолетов в ночное время в районе Сеула. Во время боевых действий отличился лейтенант Борделон, который с 29 июня по 16 июля сбил 3 Як-18 и 2 Ла-9 корейских военных. Это единственный пилот флота, которому удалось добиться столь высокого результата.

А в целом успехи ночных перехватчиков США были не слишком впечатляющими. Причем, как ни странно, самой трудной целью стал безнадежно устаревший «старичок» По-2.

По материалам:
http://www.zovneba.irk.ru/text/migalley1.html
http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_2002_06/p9.php
http://www.k2x2.info/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_2003_02/p14.php

topwar.ru

Воздушные бои в Корее.: navy_chf — LiveJournal


МиГ-15 — «рабочая лошадка» советских летчиков в Корее
Одним из самых интересных и в то же время неоднозначных аспектов Корейской войны были воздушные бои. По ряду причин даже сейчас невозможно точно установить соотношение потерь сторон и, как следствие, правильно оценить тактику действий тех или иных подразделений. В различных источниках называются самые разные цифры, как основанные на документах того времени, так и «выросшие» на специфической политической обстановке первых лет Холодной войны. Поэтому даже в западных изданиях, которые трудно заподозрить в симпатиях к советским, китайским или северокорейским летчикам, встречаются разные сведения. Так, в разных книгах и статьях фигурируют оценки соотношения потерь от 2:1 в пользу СССР, Китая и Северной Кореи до успехов пилотов ООН на уровне 20:1.

Сперва стоит вспомнить, кто именно воевал на стороне Северной Кореи. В первые недели войны, в середине лета 1950 года, военно-воздушные силы Корейской народной армии были откровенно слабы. На аэродромах севернее 38-й параллели базировалось лишь около 150 самолетов различных типов. Войска ООН, в свою очередь, имели на порядок больший воздушный флот. В связи с этим уже осенью того же года северокорейское командование обратилось за помощью к Советскому Союзу. В ноябре 1950 года был сформирован 64-й истребительный авиационный корпус (иак), целью которого стало прикрытие территории дружественного Китая от налетов авиации ООН, в том числе и американской. За неполные три года в составе 64-го иак прошли войну 12 истребительных авиадивизий. Примерно через год после создания 64-го корпуса, в декабре 1951 года, в Корее появились две китайские истребительные дивизии. Весной следующего года их и первую северокорейскую истребительную авиадивизию свели в Объединенную воздушную армию.

Американский бомбардировщик B-29 Superfortress над целью, 1951 год

После появления над Кореей советских истребителей МиГ-15 ситуация в воздухе резко изменилась. Всего за несколько недель авиация США и ООН почти полностью разделалась с немногочисленными северокорейскими военно-воздушными силами и чувствовала себя единственной хозяйкой воздуха. Однако уже в декабре-месяце советские пилоты из 64-го иак на практике показали, чем может обернуться самоуверенность и беспечность. Днем 1 ноября, за несколько недель до официального формирования истребительного авиакорпуса, свой первый боевой вылет в ходе Корейской войны совершили летчики 72-го гвардейского истребительного авиаполка. Пять пилотов на МиГ-15 под командованием майора Стройкова атаковали группу американских поршневых истребителей P-51 Mustang с ожидаемым результатом – старший лейтенант Чиж открыл счет советским победам. Также имеются сведения о сбитом в тот же день истребителе F-80 Shooting Star.

В западной литературе факт уничтожения 1 ноября 1950 года истребителя F-80 не признается. Чаще всего утверждается, что этот самолет был поврежден огнем зенитчиков и упал. Более того, первые недели боевой работы 64-го истребительного корпуса в зарубежных источниках чаще всего описываются буквально в паре строк. Вероятно, дело в том, что ввиду отсутствия серьезного противника советские пилоты активно сбивали американцев. Естественно, такие факты, особенно во времена Холодной войны, на Западе не оглашались. Из-за этого основное повествование о воздушной войне в Корее в зарубежной литературе нередко начинается только с более поздних событий.

Вскоре после первого боевого вылета был открыт счет потерям. Уже 9 ноября произошел воздушный бой, результаты которого не подвергаются сомнениям с обеих сторон. Утром этого дня американские самолеты бомбили мост через реку Ялуцзян. Группу штурмовиков прикрывали истребители F9F Panther. Для защиты объекта в район прибыли 13 истребителей МиГ-15 из состава 28-й и 151-й истребительных авиадивизий (иад). Вероятно, не увидев все силы противника, советские пилоты атаковали штурмовики, сбрасывавшие бомбы на мост. Из-за этого американские истребители F9F смогли неожиданно приблизиться, разбить строй МиГ-15 и сбить командира 1-й эскадрильи капитана М. Грачева. Лейтенант У. Эмен, заняв выгодную для атаки позицию, стрелял практически до тех пор, пока Грачев не врезался в сопку.

В тот же день, 9 ноября, летчики Н. Подгорный из 67-го полка и А. Бордун из 72-го гвардейского истребительного авиаполка (иап) с разницей в несколько часов одержали первые победы над дальними бомбардировщиками B-29 Superfortress. В дальнейшем истребители СССР, Китая и Северной Кореи сбили, по разным данным, от полутора десятков до 70 таких самолетов.

Видя серьезные потери старых поршневых и устаревших реактивных самолетов, американское командование уже в декабре 1950 года перебросило в Корею новейшие истребители F-86 Sabre. Этот шаг со временем привел к ожидаемому результату. Подтверждением правильности отправки на войну «Сейбров» служит тот факт, что четыре десятка (все кроме одного) американских летчиков-асов, одержавших пять и более побед, летали именно на таких истребителях.

F-86 Sabre — главный противник советских «Мигов»

Первое столкновение самых совершенных истребителей того времени – МиГ-15 и F-86 – произошло 17 декабря 1950 года. К сожалению, этот бой завершился не в пользу советских летчиков. Лейтенант ВВС США Б. Хинтон сбил майора Я. Ефромеенко из 50-й авиадивизии. Всего через несколько дней, 21 декабря, капитан Юркевич (29-й гвардейский истребительный авиаполк) расквитался с американцами за это, сбив первый F-86. Однако, согласно американским документам, первый Sabre был потерян на следующий день.

22 декабря состоялось несколько достаточно крупных воздушных сражений с участием F-86 и МиГ-15, получивших за рубежом общее название «Большой день пилотов ООН». В течение дня летчики с обеих сторон провели несколько воздушных боев, по результатам которых их личные счета в общей сложности увеличились на пять F-86 и шесть МиГ-15. Стоит отметить, эти цифры оказались ошибочными. Фактически в тот день были потеряны лишь два советских и один американский истребитель. Подобные ошибочные оценки количества сбитых самолетов являются постоянной проблемой любых воздушных боев. Однако бои 22 декабря отличались тем, что стали первыми крупными столкновениями самых новых истребителей СССР и США. Именно события этого дня оказали большое влияние на весь последующий ход войны в воздухе Кореи.

24 декабря командир 1-й эскадрильи 29-го иап капитан С.И. Науменко в двух боях сбил по одному американскому истребителю «Сейбр». Возвращаясь на аэродром после второго боя, Науменко имел на своем счету пять побед. Таким образом, капитан С. Науменко стал первым советским асом в Корейской войне. В мае следующего года летчику присвоили звание Героя Советского Союза.

Герой Советского Союза С.И. Науменко

В дальнейшем первые в своем роде достижения советских летчиков стали появляться реже и реже. К примеру, первая ночная победа в воздушном бою состоялась только в конце весны 1952 года. Тяжелые бомбардировщики США к этому времени летали исключительно ночью, что затрудняло перехват. В конце мая 52-го майор А. Карелин (351-й иап) во время ночного полета точно поразил бомбардировщик B-29. Вражеский самолет находился в лучах зенитных прожекторов и не заметил атаку советского истребителя. Согласно некоторым источникам, спустя полгода, в ноябре 52-го, Карелин получил точное наведение на американский бомбардировщик и даже зацепил его, помяв несколько деталей фюзеляжа. После удара стрелки открыли огонь и раскрыли себя. Это был последний полет того B-29.

Наконец, в феврале 1953 года А.М. Карелин стал первым советским асом с пятью победами исключительно ночью. На этот раз бой выдался очень тяжелым: стрелки бомбардировщика B-29 серьезно повредили МиГ-15 советского летчика. Карелин, сбив вражеский самолет, вернулся на свой аэродром с остановившимся двигателем. В истребителе нашли почти 120 пробоин, 9 из которых были в кабине. Сам пилот не пострадал. После этого вылета Карелину запретили летать на боевые задания, а вскоре полк отправили домой, в Советский Союз. В июле 53-го А. Карелин стал Героем Советского Союза.

Герой Советского Союза А.М. Карелин

По данным советской стороны, в ходе Корейской войны летчики 64-го истребительного авиационного корпуса произвели свыше 64 тыс. самолетовылетов и провели почти 1900 воздушных боев. В этих боях войска ООН потеряли около 1100 самолетов, в том числе и 651 F-86. Зенитная артиллерия корпуса уничтожила 153 самолета (40 «Сейбров»). Для сравнения, корейские и китайские летчики выполнили 22 тыс. самолетовылетов и 366 раз участвовали в боях. Пилоты Объединенной воздушной армии уничтожили 271 самолет противника, в том числе 181 F-86.

Эти колоссальные цифры, касающиеся боевой работы советских летчиков 64-го иак, появились не сразу. Несколько лет подряд пилоты каждый день летали на задания и постепенно увеличивали счет боевых вылетов, боев и побед. Каждый список таких событий начинался с боя или победы, полученной силами вполне конкретного летчика. К сожалению, подобные аспекты Корейской войны освещаются, изучаются и обсуждаются не столь активно, как уже порядком поднадоевшие вопросы точного количества сбитых самолетов.
[Источники]Источники:
По материалам сайтов:
http://airforce.ru/
http://airwar.ru/
http://rocketpolk44.narod.ru/
http://warheroes.ru/
Автор Рябов Кирилл.
Источник:http://topwar.ru/.

navy-chf.livejournal.com

Война в Корее — 12 апреля, воздушный бой

Война в Корее! Необъявленная война США против СССР!

Кто на кого напал? СССР утверждал, что первые напали США — их войска пересекли 38-ю параллель. США утверждают, что это войска Северной Кореи пересекли 38-ю параллель. Этот спор конечно интересен, но для нас все началось с бомбежек США по Дальнему Востоку — они якобы ошиблись и не поняли, что уже летят над СССР.

ВВС США нанесли бомбовые удары по аэродромам СССР на Дальнем Востоке. Т.е., они фактически напали на нас и война с США пошла без объявления войны друг-другу. США в тот период только организовали НАТО и война в Корее это было их боевое слаживание, формирование структуры управления и финансирования. Американской банде была нужна эта война, чтобы наладить бесперебойное финансирование в дальнейшем и поддерживать тезисы Холодной войны. На этом еврейская банда Запада кормилась потом 40 лет, за счет производства вооружений и поборов со стран Европы (НАТО).

 Один из самых массовых налётов американской авиации произошёл 12 апреля, в так называемый Чёрный четверг 1951 года, когда американцы пытались бомбить железнодорожный мост через реку Ялуцзян у населённого пункта Сингисю. Это была единственная железнодорожная магистраль, по которой снабжались северокорейские войска. В схватке участвовало более сорока бомбардировщиков B-29. Это огромная машина, способная нести более 9 тонн бомбовой нагрузки. Её оборонительное вооружение включало полторы дюжины крупнокалиберных пулеметов. Именно такой самолет сбросил атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

 B-29 действовали под прикрытием сотни истребителей F-80 и F-84, разбитых на мелкие группы. Кроме того, в налёте участвовали группы сковывающих истребителей F-86, насчитывавшие ещё около пятидесяти самолётов.

  На отражение этого налёта с аэродрома Аньдунь было поднято 36 МиГ-15 из состава 324-й Свирской авиадивизии, которой командовал Иван Никитович Кожедуб. Бой проходил на высоте 7-8 тыс. метров в течение 20 минут. МиГ-15 парами и четвёрками атаковали группы B-29 не обращая внимание на группы сопровождения. В итоге было сбито 14 американских самолётов — десять B-29 и четыре Сейбра — F86. До цели долетели только три B-29 и мост не разрушили.

 Среди наших самолетов два получили незначительные повреждения и самостоятельно вернулись на аэродром.

12 апреля — черный день авиации СЩА. Лётчик-ас генерал-майор авиации Сергей Макарович Крамаренко вспоминает: В-29 — тех самых, что сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки и готовились сделать, то же самое с десятками городов СССР (в соответствии с планами войны против Советского Союза «Totality», «Pincher», «Dropshot», «Broiler/Frolic», «Charioteer», «Halfmoon/Fleetwood», «Trojan», «Off-tackle» и другими, принимавшимися, начиная с 1945 года, и совершенствовавшимися по мере накопления Соединёнными Штатами ядерного оружия).

12 апреля мы, как обычно, с рассветом прибыли на аэродром. Осмотрели самолеты. Дежурное звено было в готовности № 1 (4 летчика в самолете в готовности к немедленному вылету), остальные летчика расположились у самолетов или отдыхали в непосредственной близости от аэродрома. Внезапно поступила команда: всем быть готовыми к взлету. Не успели сесть в самолеты, как последовала команда: «Всем запуск и взлет».

Один за другим «МиГи» начали выруливать на взлетную полосу. Взлетела первая эскадрилья, затем вторая, потом наша, третья. Я во главе шести самолетов находился в группе прикрытия. Наша задача – не дать вражеским истребителям атаковать две передние эскадрильи, составляющие ударную группу, основная задача которой – атаковать бомбардировщики и штурмовики противника.
Вслед за нашим полком, который возглавлял подполковник Вишняков, поднялся в воздух и полк подполковника Пепеляева. Это был первый случай, когда Кожедуб поднял в воздух все боеспособные самолеты нашей дивизии. На земле осталась только дежурная пара.
Впоследствии полковник Кожедуб рассказывал, что в тот день с радиолокационных станций поступило сообщение об обнаружении большой группы самолетов противника, направлявшихся в сторону нашего аэродрома. Он обратил внимание, что скорость полета этой группы была небольшой – около 500 км/час. Ориентируясь на скорость (у истребителей скорость обычно была 700–800 км/час), он понял, что летит большая группа бомбардировщиков, и поэтому решил, что для отражения этого массированного налета необходимо поднять в воздух все истребители дивизии. Решение было рискованным, но, как оказалось, совершенно правильным.
Набрав высоту, стремясь догнать переднюю эскадрилью, я увеличил обороты. Идем с набором высоты на север. Под нами горы, справа – узкая голубая лента воды. Это река Ялуцзян. За ней – Северная Корея. Высота 5000 метров. Полк начинает плавный разворот вправо. Я увеличиваю крен, срезаю разворот, за счет меньшего радиуса догоняю переднюю группу и занимаю свое место примерно в 500–600 метрах сзади ударной группы.
Пересекаем реку и идем на юг. С командного пункта передают, что навстречу в 50 км идет большая группа самолетов противника. Высота 7000 метров. Я набираю на всякий случай еще 500 метров над ударной группой. Боевой порядок занят.
Вскоре ведущий нашего полка передал: «Впереди слева внизу противник». Смотрю влево вниз. Навстречу, слева и ниже, летят бомбардировщики – две группы огромных серых машин. Это знаменитые американские «летающие крепости» Б-29. Каждая такая машина берет на борт 30 тонн бомб, имеет на вооружении 8 крупнокалиберных пулеметов.
Бомбардировщики летят ромбами из 4 звеньев по 3 самолета, всего 12 самолетов в группе. Затем еще 3 ромба. За ними сзади на 2–3 км и чуть выше нас летят десятки истребителей, целая туча серо-зеленых машин. Около сотни «Тандерджетов» и «Шутинг Старов».
Командир полка дает команду: «Атакуем, прикрой!» – и начинает левый разворот с резким снижением. Ударные группы – восемнадцать «МиГов» – устремляются за ним вниз. Истребители противника оказываются сзади и выше наших атакующих самолетов. Самый опасный момент. Настало время и нам вступить в бой.
Группе прикрытия надо сковать истребителей противника и, связав их боем, отвлечь от защиты своих бомбардировщиков. Даю команду ведомым: «Разворот влево, атакуем!» – и начинаю резкий разворот влево с небольшим набором высоты. Оказываюсь сзади и ниже ведущего группы американских истребителей, в самой их гуще. Быстро прицеливаюсь и открываю огонь по переднему самолету группы. Первая очередь проходит чуть сзади, вторая накрывает его. Он переворачивается, из сопла его самолета идет сизо-белый дым. «Тандерджет», крутясь, уходит вниз.
Американцы от неожиданности, не понимая, кто их атакует и какими силами, опешили. Но это продолжалось недолго. Вот один из них дает по мне очередь, трасса проходит выше самолета, но устремившиеся за мной Родионов и Лазутин со своими ведомыми, видя, что я в опасности, открывают по нему и другим самолетам огонь. Видя перед собой трассы, американцы отворачивают, и я получаю возможность стрельбы по следующему самолету, но в этот момент впереди меня проходит трасса. Смотрю назад: один из «Тандерджетов» стреляет метров со ста. В этот момент через него проходит трасса снарядов авиапушки Лазутина. Несколько снарядов взрывается на самолете. «Тандерджет» перестает стрелять, переворачивается и уходит вниз.
Перед носом самолета новая трасса. Я резко хватаю ручку на себя. Самолет выполняет что-то немыслимое, то ли виток скоростного штопора, то ли бочку, и я оказываюсь внизу и сзади под «Тандерджетом». Атакую этот «Тандерджет» снизу, но он уходит резким разворотом влево. Проскакиваю мимо двух «американцев». Родионов стреляет по ним. Они резко разворачиваются и уходят вниз. Мы выходим над ними вверх. Смотрю вниз. Находимся как раз над бомбардировщиками. Наши «МиГи» расстреливают «летающие сверхкрепости». У одной отвалилось крыло, и она разваливается в воздухе, три или четыре машины горят. Из горящих бомбардировщиков выпрыгивают экипажи, десятки парашютов висят в воздухе. Такое впечатление, что выброшен воздушный десант.
Пропустив начало атаки нашей группы, они теперь пытались отыграться на замыкающих. Выйдя косой петлей из-под огня «Сейбров», Милаушкин продолжал преследовать группу «крепостей» и, увидев, что одно из звеньев отстало от группы, атаковал его, передав ведомому – Борису Образцову:
– Атакую ведущего, ты бей правого.
Сближение происходило стремительно, в прицеле быстро вырастал бомбардировщик. После открытия огня на фюзеляже и моторах «крепости» появились разрывы снарядов. «Крепость» задымилась и стала снижаться. Вторая «крепость», по которой стрелял Образцов, загорелась также.
Экипажи подбитых самолетов стали выпрыгивать, остальные повернули назад. Потом еще 4 подбитые «летающие крепости» упали по дороге домой или разбились на аэродромах. Тогда были взяты в плен около 100 американских летчиков.
После боя почти в каждом нашем «МиГе» нашли по 1, 2, 3 пробоины. У одного было 100 пробоин. Но больших повреждений не было, в кабину ни одна пуля не попала.
Этот день, 12 апреля, американцы назвали «черным вторником» и потом месяца три не летали. Попробовали сделать еще один налет, но если в первом бою было сбито 12 Б-29, то во втором мы уничтожили уже 16 «летающих крепостей».
Всего же за три года войны в Корее было сбито 170 бомбардировщиков Б-29. Американцы потеряли основные силы своей стратегической авиации, находящиеся на Юго-Восточном театре военных действий. Днем они больше не летали, только ночью одиночными самолетами. Но мы били их и ночью.
У американцев потом еще долго не проходил шок от того, что их бомбардировщики, которые считались самыми мощными, самыми неуязвимыми, оказались беззащитными перед советскими истребителями. А мы после первых боев стали называть «летающие крепости» «летающими сараями» – так быстро они загорались и ярко горели.
За тот бой, успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу гвардии капитану Крамаренко Сергею Макаровичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».




ant-63.livejournal.com

как наши летчики наказали американцев в небе над Кореей

— В октябре 1950-го в наш 176-й гвардейский истребительный авиаполк приехал замкомандующего авиацией Московского военного округа генерал-майор Михаил Редькин, — вспоминает Герой Советского Союза генерал- майор авиации в отставке Сергей Крамаренко. — Спросил: знаем ли мы, что творят американцы в Корее? Мы знали, что «Суперфотрессы» В-29 равняют с землей целые города, гибнут десятки тысяч мирных людей. Генерал сказал, что СССР не может начать боевые действия в Корее. Дело в том, что Совет Безопасности ООН под нажимом США дал санкцию на вступление в войну войск ООН. Хотя мы и бойкотировали принятие этого решения, прямое участие Советского Союза в конфликте на Корейском полуострове означало бы вступление в войну с воинским контингентом ООН. Но корейскому народу могут помочь добровольцы. Кто из вас готов? Вызвались все до одного пилоты.


Отобрали 32 лучших, в основном фронтовиков. Сбивший трех немцев и одержавший 10 воздушных побед в составе группы Крамаренко был в их числе. Из добровольцев был сформирован 64-й истребительный авиакорпус в составе двух дивизий.


- Нашей 324-й истребительной авиационной дивизией командовал трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб, — говорит Сергей Крамаренко. — Я у него одно время был на войне ведомым. Иван Никитович рассказывал, что первых американцев он сбил еще в 1945-м. Два их «Мустанга» накинулись на его Ла-7, видимо, перепутав с германским самолетом, вот и пришлось ему заставить их «учить матчасть» на собственной шкуре.


Командование приняло меры, чтобы скрыть участие советских ВВС в корейской войне. На самолеты нанесли опознавательные знаки армий Северной Кореи и Китая, а радиосвязь приказали вести по-корейски. Летчики должны были в полете косить глазом на закрепленную на коленке бумажку с записанным в русской транскрипции десятком команд.


- Впрочем, американцы очень скоро поняли, с кем имеют дело, а мы в воздухе начали говорить на русском и русском матерном — в бою нет времени для перевода с иностранных языков, — говорит Крамаренко.

Перед вторником был четверг


12 апреля 1951 года 48 американских стратегических бомбардировщиков В-29А «Суперфотресс» предприняли попытку массированного удара по железнодорожным путям и шоссейным мостам, пересекавшим реку Ялуцзян в корейском городе Сингисю. Их сопровождали истребители — 18 новейших F-86 «Сейбр», 34 F-84 «Тандерджет» и 24 F-80C «Шутинг Стар». На перехват этой гигантской группы из 124 самолетов вылетели 44 советских МиГ-15 176-го и 196-го авиаполков 324-й дивизии.

В 9.37 утра начался бой. Когда он через 9 минут закончился, оказалось, что это была бойня.

— Мы уничтожили 12 «летающих крепостей» и 5 истребителей, — рассказывает Сергей Крамаренко. — В этот день и я сбил первого американца. Задачей моей группы было сковать истребителей противника и отвлечь их от защиты бомберов. Дал команду ведомым: «Атакуем!» Сразу начал резкий разворот влево с набором высоты, и через мгновение мой МиГ-15 оказался в самой гуще чужих истребителей, сзади и ниже ведущего их группы. Не раздумывая, прицелился и открыл огонь по переднему «Тандерджету» группы — командирскому. Первая очередь прошла чуть сзади, а вторая его накрыла. F-84 перевернулся в воздухе, густо задымил и свалился в штопор.


Как вспоминает Сергей Макарович, первые же схватки в воздухе показали, что американские реактивные самолеты F-80 «Шутинг Стар» и F- «Тандерджет» значительно уступают советским МиГ-15 по скорости, скороподъемности и особенно по вооружению. Массовые потери американских ВВС в воздушных боях не прекратились и после появления в Корее новейших истребителей F-86 «Сейбр».


- Это были неплохие самолеты, но наши «МиГи» ничем им не уступали в пилотаже и были значительно лучше вооружены, — говорит Крамаренко. — У МиГ-15 было три пушки — две калибра 23 мм и одна калибра 37 мм с прицельной дальностью 800 метров. У F-86 — 6 пулеметов калибра 12,7 мм с дальностью стрельбы 400 метров. А «летающие сараи» — так мы прозвали бомбардировщики В-29 — расстреливать было даже как-то неловко. По ним лупили с 400 метров вообще практически безнаказанно — только куски фюзеляжа отлетали. 50 метров длиной был этот бомбер — не промахнешься.


Впрочем, в расстреле «воздушных крепостей» сам Сергей Крамаренко не участвовал. Летчику-асу ставили боевые задачи по уничтожению самых сложных целей — истребителей противника.


Нашим пилотам категорически запрещалось летать над водой. Ведь СССР всеми силами пытался скрыть участие советских ВВС в корейской войне, а в Желтом море господствовал американский флот. В случае катапультирования летчик мог оказаться в плену.


- А воздушные бои велись в основном вблизи побережья, — вспоминает пилот. — Только прижучишь американца, а он — нырк и быстро уходит в сторону моря.


Американцы выпустили воздух


Апрельский урок не пошел американцам впрок. Через полгода они решили повторить массированный налет.


30 октября 1951-го в историю ВВС США вошел как черный вторник. В этот день на территорию Северной Кореи вылетели 21 «Суперфортресс» и почти 200 прикрывающих их истребителей различных типов. В коротком бою советские летчики на МиГ-15 сбили 12 В-29 и 4 F-84. Кроме того, многие «воздушные крепости» получили повреждения и практически каждый вернувшийся экипаж привез на свои аэродромы убитых или раненых. Американцам удалось сбить всего один наш МиГ-15.


После разгрома ВВС США вообще не летали в Корее трое суток. Лишь через месяц три В-29, прикрываемые F-86, попытались вновь совершить налет на переправы через реку Ялуцзян. Советские «МиГи» разогнали «Сейбров» и сбили все три бомбардировщика.


- Я в том массовом бою октября не участвовал, — говорит Сергей Крамаренко. — Там дрались «соседи», летчики 303-й дивизии 64-го авиакорпуса. А у меня в тот день неподалеку была воздушная дуэль с «Тандерджетами». Вернувшись, доложил, что один из них повредил, но он шмыгнул от меня в сторону моря. Только через много лет, когда в США рассекретили часть архивов, я узнал, что подбитый тогда F-84 до базы не долетел. Летчик был вынужден катапультироваться, а сам самолет упал в воду.


Но и без того воздушных побед у капитана Сергея Крамаренко хватало с лихвой: ему еще 10 октября 1951 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

«Смерть рядышком прошла…»


- Не было у нас ненависти к американцам и их союзникам по коалиции, — вспоминает Сергей Макарович. — К немцам на Великой Отечественной — была. Мы видели, что они на нашей земле натворили. А по отношению к этим противникам было только осознанное чувство воинского долга. Нам приказали не пускать их дальше южного берега реки Ялуцзян, мы и не пускали. Американские пилоты прозвали эту черту «аллеей «МиГов». Наши самолеты были окрашены серебристой краской, их было видно издалека. Кто не хотел вступать с нами в бой, тот разворачивался и улетал восвояси. Хотя летели и на смерть — они тоже были солдатами. Но хороших летчиков у них было мало. В смысле — смелых и умелых. Однажды я даже пожалел юнца-австралийца. Мы в тот день разгромили эскадрилью австралийских F.8 Глостер «Метеор». Я один самолет сбил, другой подбил, а третий уже был у меня в прицеле. Но смотрю — парнишка от меня улепетывает такой молоденький… Зачем, подумал, грех на душу брать, пусть живет.

Зато когда 17 января 1952 года в корейском небе сбили самого Крамаренко, пилот американского «Сейбра» душевных терзаний не испытывал, а попытался добить катапультировавшегося советского летчика.

— Парашют открылся, я оглянулся и увидел летящий на меня F-86, — рассказывает Крамаренко. — Вдруг от него потянулись ко мне строчки пулеметных трасс. Честно, не ожидал такой подлости. Мы безоружных американцев никогда не добивали… Смерть рядышком прошла. Помню, даже подтянул ноги к животу: так четко понимал, что еще секунда — и их очередью отрубит. К счастью, пули пролетели мимо. Но F-86 пошел во вторую атаку на советского пилота, и от верной смерти Крамаренко спасло только облако. Провалившись в него, парашютист долетел до земли живым.


 

Не пустили войну к себе


Сергей Крамаренко уверен, что потери стратегических бомбардировщиков В-29 в Корее вынудили США отказаться от планов ядерного нападения на СССР после смерти Иосифа Сталина.

— К лету 1953 года мы наколотили как минимум 40 «летающих крепостей», — говорит прославленный советский ас. — Еще примерно сколько же подбитых В-29 упало в океан, не долетев до аэродромов. Остальные пришлось латать и штопать. Комитет начальников штабов США провел тогда штабную игру: можно ли победить Советский Союз одним массированным ядерным ударом? Выяснилось, что стратегическая авиация США потеряет 55 процентов бомбардировщиков в первом же вылете. А бомбить Дальний Восток, Сибирь и Урал американцам просто было нечем — не осталось у них в регионе самолетов — носителей ядерного оружия. Соблазн напасть на нас после смерти Сталина у США был очень велик, но утерлись, и большой войны не случилось. Не будет ее и сейчас — жить хотят все. Если же американцы в Сирии рискнут померяться силами, то мне их заранее жалко. Наши самолеты — отличные, наши летчики — выше всяких похвал. Поэтому не надо нас задевать — драться мы по-прежнему умеем.

Автор: Александр Хохлов/ «Комсомольская правда»

Другие материалы свежего номера еженедельника «Звезда» вы можете прочитать, скачав электронную версию газеты.

tvzvezda.ru

Единая Корея – информационно-аналитический портал

Корейская война состояла из двух связанных, но при этом не совпадающих войн. Войны на земле и войны в воздухе. У этих войн разная периодизация, отличалась их интенсивность в различные временные периоды, также различаются даты их начала и окончания.  Менялся так же и состав участников в воздушных армиях Коммунистического и Антикоммунистического блоков.

64-й ИАК был сформирован 14 ноября 1950 г. по личному указанию И.В. Сталина. Боевой состав 64-го ИАК состоял из двух-трех истребительных авиационных дивизий, двух зенитно-артиллерийских дивизий и одной авиационно-технической дивизии. Численность корпуса на протяжении ведения боевых действий изменялась. К концу 1951 г., например, в боевых частях и соединениях корпуса насчитывалось около 13 тыс. человек. В целом со средствами обеспечения и вспомогатель­ными частями — 26 тыс. человек.

В различные периоды Корейской войны в 64-й ИАК входили:

28-я ИАД     –          9.11.1950     –        15.07.1951

50-я ИАД     –        20.11.1950     —     18.02.1951

151-я ГИАД  –        15.11.1950     –        10.10.1952

324-я ИАД   –             12.1950     –          1.02.1952

303-я ИАД               3.01.1951               26.02.1952

97-я ИАД     –          2.01.1952     –        31.08.1952

190-я ИАД    –        20.01.1952     –        15.08.1952

133-я ИАД   –        17.04.1952     –        27.07.1953

216-я ИАД   –        28.07.1952     –        27.07.1953

32-я ИАД      –        19.071952     –        27.07.1953

87-я ЗАД      –          7.06.1951     –        13.02.1953

92-я ЗАД      –             12.06.1951      –     7.02.1953

28-я ЗАД         –       3.02.1953       –           11.1954

35-я ЗАД      –        24.01.1953     –             11.1954

18-я АТД     –        26.06.1951     –        27.07.1953

64-м ИАК командовали:

генерал-майор авиации Белов Иван Васильевич — 14.11.1950-17.09.1951;

генерал-майор авиации Лобов Георгий Агеевич — 18.09.1951-26.08.1952;

генерал-лейтенант авиации Слюсарев Сидор Васильевич — 28.08.1952-27.07.1953.

 

Рассматривая историю участия Советских ВВС и ПВО в Корейской войне, условно её можно разбить на четыре периода:

1-й период: с ноября 1950г. по конец марта 1951г.;

2-й период: с апреля 1951г. по февраль 1952г.;

3-й период: с февраля 1952г. по середину августа 1952г.;

4-й период: с августа 1952г. по 27-е июля 1953г.

В 1-й период в небе Кореи сражались лётчики трёх авиадивизий: 151-й ГИАД, 28-й и 50-й ИАД. За данный период Корейской войны, только один советский лётчик из состава 50-й ИАД был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Во втором периоде Корейской войны, в составе 64-го ИАК сражались две авиадивизии и один отдельный авиаполк, это: 303-я и 324-я ИАП, а также 351-й ночной отдельный ИАП. Именно лётчикам этих двух элитных авиадивизий Советских ВВС удалось добиться наибольших результатов в небе этой войны. Учитываю большое количество опытных лётчиков, имеющих богатый боевой опыт В.О.В., а также лётчиков имеющих большой налёт на различных типах самолётов и овладевшими мастерством высшего пилотажа на истребителях МиГ-15, становится закономерным достигнутый лётчиками этих двух авиадивизий лучших результатов за всё время участия советских лётчиков в Корейской войне. Закономерно, что самое большое число награждённых званием Героя Советского Союза приходится именно на данный период войны. В составе 324-й ИАД было 6 летчиков награждённых этой высокой наградой Родины (один из них посмертно). Ещё 12 лётчиков награждённых званием Героя Советского Союза было среди лётного состава 303-й ИАД (один из них посмертно).

В третьем периоде воздушной войне в небе Кореи, в составе 64-го ИАК сражались также две авиадивизии: 97-я ИАД ПВО и 190-я ИАД, а также 351-й ночной отдельный ИАП. Лётчики этих дивизий сражались в небе Кореи не очень долго – около 7 месяцев, и это был самый неудачный период боевых действий в небе Кореи для лётчиков 64-го ИАК, в котором корпус понёс наибольшие потери в ходе этой войны. Только одному лётчику из состава 97-й ИАД была вручена Звезда Героя по итогам сражений в этот период войны.

В последний четвёртый период Корейской войны, состав 64-го ИАК был наиболее внушительным по сравнению с предыдущими периодами. Впервые в составе корпуса одновременно воевали три полновесные авиационные дивизии трёхполкового состава: 133-я, 216-я и 32-я ИАД. Кроме того, в составе дивизии воевали в данный период войны ещё четыре отдельных авиаполка: 351-й, 298-й ночные авиаполки, а также 578-й и 781-й ИАП ТОФ.  – Всего 13-ть авиаполков Советских ВВС. Это была внушительная сила, и с ней необходимо было считаться, какая бы подготовка ни была у лётчиков этих авиадивизий. Двоим лётчикам этого периода воздушный войны были вручены Звёзды Героев.

В июле 1953г. накануне окончания боевых действий на корейской земле, состав 64-го ИАК вновь был заменён в пятый и окончательный раз. Вместо убывших в начале августа 1953г. в СССР трёх авиадивизий, в состав 64-го ИАК вошли 37-я и 100-я ИАД, под командованием соответственно полковника Халутина А.И., и полковника Дворника А.Ф.. Также в составе корпуса остался 298-й отдельный ночной ИАП, а также 20-й зенитно-прожекторный полк и две зенитно-артеллерийских дивизии – 28-я и 35-я ЗАД, а также части обеспечения.

Закончилась Корейская война, но части 64-го ИАК продолжали охранять границы Северо-Восточного Китая до ноября 1954г. после чего все советские воинские части из состава 64-го ИАК были выведены в СССР, а сам корпус был расформирован.

© 2009  Сейдов Игорь Атаевич

Категория: История, Корейская война, Образование, Политика, Религия, Россия, Северная Корея

onekorea.ru

Если завтра война… Вторая корейская » Военное обозрение

Очередное обострение отношений между Сеулом и Пхеньяном в который раз породило опасения о возможности развязывания новой войны на Корейском полуострове. Тем более что в столице капиталистической Кореи заявили о готовности нанести превентивный удар по Корее социалистической, если станет очевидно, что КНДР готовится атаковать расположенное южнее 38-й параллели государство. Разумеется, в Пхеньяне по традиции пообещали чудовищное возмездие «американским марионеткам».

ПАТОВАЯ СИТУАЦИЯ


Вообще-то вооруженные конфликты, подобные тем, что имели место на прошлой неделе, происходят между Республикой Корея и КНДР регулярно, к ним уже привыкли, но в силу полной непредсказуемости северокорейского режима (по крайней мере внешней) от каждого такого «огневого контакта» ожидают перерастания в масштабное силовое противоборство. Надо заметить, что время от времени разворачиваются и боевые действия на море, причем иногда даже с потерями.

Так, в апреле 1999 года ВМС КНДР потеряли торпедный катер, в июне 2002-го они взяли реванш, потопив южнокорейский сторожевой катер. К «большой» войне это, однако, не привело.

На самом деле, она совершенно не нужна ни Сеулу, ни Пхеньяну (а также ни Вашингтону, ни Пекину). Но есть такое явление, как неконтролируемая эскалация, которая может довести до войны даже вопреки желанию сторон. Самым ярким примером подобного развития событий стало лето 1914 года, когда разразилась убившая европейскую цивилизацию Первая мировая война. Поэтому сценарий «второй Корейской» представляет значительный интерес.

Обе Кореи обладают огромными и очень мощными вооруженными силами. КНДР занимает первое место в мире по количеству военнослужащих на душу населения (1,11 млн. человек при 24,5 млн. жителей; мобилизационный резерв, насчитывающий 4,7 млн. человек, уже в мирное время выбран почти на 40%). Продолжительность срочной службы: 5–8 лет – в сухопутных войсках, 3–4 года – в ВВС, 5–10 лет – в ВМС. По доле военных расходов в ВВП (около 15%) Северная Корея находится на втором месте на планете после Эритреи, хотя по абсолютному значению эта цифра невелика (на порядок меньше, чем у Республики Корея, и на два – чем у США).

Южнокорейские вооруженные силы (около 700 тыс. человек) уступают в численности ВС КНДР, но это компенсируется технологическим превосходством. Республика Корея, как известно, сумела стать одним из самых экономически развитых стран мира. Данный фактор, а также тесное сотрудничество с США позволили Сеулу содержать отлично оснащенные армию, авиацию и флот, создать очень сильную оборонную промышленность, способную выпускать оружие и военную технику практически всех классов, причем почти не уступающую по своим характеристикам лучшим мировым образцам.

Северная Корея имеет существенное превосходство по количеству вооружений и военной техники сухопутных войск, причем по числу артиллерийских стволов (до 20 тыс. орудий, минометов и РСЗО) она занимает третье место в мире после Китая и России. Правда, все образцы ВВТ – либо советские 1960–1970-х годов, либо их китайские и местные копии, а также переделки. По количеству современных образцов преимущество на стороне Южной Кореи.

Боевых самолетов в распоряжении Пхеньяна и Сеула примерно поровну (по 600 единиц), но вот что касается относительно новых машин, то здесь подавляющее превосходство у южан (полторы сотни F-16 и 40 F-15 против двух десятков МиГ-29).

По количеству подводных лодок преимущество пока у северян, но качественное, опять же на стороне южан (новейшие немецкие субмарины против очень старых советских ПЛ). Впрочем, у северян есть еще несколько десятков малых подлодок для диверсионных операций. По крупным надводным кораблям превосходство Республики Корея над КНДР (и количественное, и качественное) настолько велико, что нет возможности сравнивать. Зато у северокорейских ВМС существенно больше боевых и десантных катеров, что, учитывая гидрографические условия, благоприятствующие действиям легких сил, создаст в случае войны существенное напряжение для южнокорейского флота.

Морально-психологическая подготовка личного состава вооруженных сил сторон, видимо, находится примерно на одном уровне. Да и уровень боевой подготовки у южан хоть, скорее всего, выше, но ненамного. В целом ВС РК вполне способны успешно оборонять свою страну, но вряд ли им окажется по плечу задача полного разгрома северокорейской армии и овладения территорией КНДР. Верно и обратное. По сути, между двумя государствами имеет место ситуация «стратегического пата», когда ни одна из сторон не способна поставить на колени противника. Ни качественного превосходства южан, ни количественного превосходства северян не хватит для решительной победы с полным захватом территории неприятеля.

Конечно, ситуация меняется при совместном ведении боевых действий вооруженными силами Республики Корея и США, поскольку колоссальные американские технические возможности в конечном счете должны обеспечить успех коалиции. Однако нельзя не упомянуть ряд нюансов, которые сильно меняют всю картину.


ЭТО ВАМ НЕ ИРАК

Боевые качества солдат из стран Восточной Азии традиционно очень высоки, по данному показателю они вполне сравнимы с военнослужащими лучших европейских армий и на порядок превосходят коллег из ближневосточных стран (за исключением Израиля). В случае с КНДР данный фактор усиливается продолжающейся более полувека тотальной пропагандой в сочетании с абсолютной закрытостью северокорейского общества. Таким образом, не стоит ожидать повторения иракского сценария 2003 года, когда после короткого сопротивления часть саддамовского генералитета продалась, а большинство военнослужащих, включая «элитную» Республиканскую гвардию, просто разошлась по домам. Aрмия КНДР будет воевать с фанатичным упорством, при этом и уровень боевой подготовки корейцев очень существенно превышает этот показатель у арабов.

Еще одним характерным признаком восточноазиатских армий вообще и северокорейской в особенности является абсолютная нечувствительность к собственным потерям, то есть сопротивление будет продолжаться буквально «до последней капли крови». При этом возможно массовое применение смертников на суше, на море и в воздухе. Они будут подрывать бронетехнику, корабли в прибрежной зоне (доставят морских смертников к цели катера и субмарины, в первую очередь – сверхмалые), в роли камикадзе могут быть использованы наиболее устаревшие боевые самолеты, более традиционные варианты применения которых не имеют шансов на успех. Опыт действий японцев-камикадзе в конце Второй мировой показал, что они значительно эффективнее, чем «нормальная» авиация.

Важнейшей особенностью ведения войны северокорейской армией станет максимальное использование географических условий. Можно сказать, что КНДР самой природой идеально приспособлена для обороны. Почти 75% территории страны занимают горы. Они являются не только естественными оборонительными рубежами, чрезвычайно затрудняющими использование как наземной техники, так и авиации наступающей стороны, но и естественным укрытием для войск и промышленных объектов.

Кроме того, сразу после окончания войны 1950–1953 годов в КНДР началось массовое строительство тоннелей и укрытий, глубина которых достигает 80–100 м. Поражение подобных объектов не только с помощью обычного оружия, включая высокоточное, но и ядерных зарядов малой и средней мощности крайне затруднено. Эффективным может быть только прямое попадание во вход тоннеля, однако, чтобы его достичь, надо знать, во-первых, его точное место, во-вторых, количество таких входов (как правило, их больше одного). А они, между тем, прекрасно замаскированы, часто расположены в «мертвых зонах» для авиационных средств поражения.

В таких тоннелях, естественных и искусственных пещерах способны укрываться крупные воинские подразделения, оснащенные в том числе и бронетехникой, а также предприятия ОПК и ядерного комплекса. Благодаря использованию подземных укрытий обезоруживающий воздушный удар против КНДР становится чрезвычайно сложным, если вообще возможным.

Подземные укрытия и тоннели могут быть использованы северными корейцами не только для обороны, но и для наступления. Значительное количество таких тоннелей шириной несколько десятков метров (что обеспечивает проход по ним бронетехники) в мирное время вырыто под демаркационной линией на 38-й параллели и имеет замаскированные выходы на территории Республики Корея. С их помощью предполагается нанести внезапный удар в тыл южнокорейским и американским войскам, находящимся в приграничной зоне. Часть этих тоннелей обнаружена и уничтожена южнокорейской армией, однако их общее число неизвестно.

Особенности морского побережья КНДР чрезвычайно затрудняют высадку морских десантов. Небольшие глубины и сложные фарватеры способствуют широкому и успешному применению минного оружия, а гористое побережье очень осложняет использование наземной техники десантом, зато позволяет построить большое количество хорошо замаскированных береговых артиллерийских и ракетных батарей, которые при этом прикрыты средствами ПВО. Создается ситуация, когда минно-тральные силы, обеспечивающие высадку, не могут действовать до полного подавления береговых батарей, артиллерийская поддержка тральщиков со стороны крейсеров и эсминцев невозможна из-за минной угрозы, а подавление береговых батарей ударами с воздуха затруднено из-за их расположения в хорошо замаскированных и защищенных скальных укрытиях и из-за противодействия ПВО.

В связи с этим можно вспомнить опыт войны 1950–1953 годов, на начальной стадии которой ВМС США осуществили две крупные десантные операции. Первая из них, Инчхонская, проводившаяся во второй половине сентября 1950 года, оказалась успешной, она внесла перелом в ход войны. Однако этот успех был обусловлен тем, что южнокорейский порт Инчхон, во-первых, удобен для высадки с географической точки зрения, во-вторых, он практически не был подготовлен к обороне, поскольку северокорейские войска захватили его лишь за 1,5 месяца до наступления американцев.

Зато вторая операция, Вонсанская, в октябре 1950 года полностью провалилась. ВМС США и их союзников так и не сумели преодолеть заблаговременно созданную минно-артиллерийскую позицию северян, потеряв за один день 12 октября четыре тральщика (два американских и два южнокорейских). Вонсан был захвачен американскими войсками, наступавшими по суше, однако даже после этого десантные корабли в течение почти двух недель не могли войти в порт.

Нет сомнений: за прошедшие 50 лет ВС КНДР очень хорошо подготовились к противодесантной обороне во всех возможных местах высадки.
Лидер Северной Кореи Ким Чен Ир со своими военачальниками.

КАТАСТРОФА ДЛЯ ВСЕХ, КРОМЕ ПЕКИНА

На территории, занятой американскими и южнокорейскими войсками, развернутся активные партизанские действия, а система подземных укрытий позволит целым северокорейским соединениям применять партизанскую тактику, внезапно появляясь в тылу противника и действуя по принципу «удар – отход». Северяне обладают значительным потенциалом для действий подобного характера. В их сухопутных войсках имеется 10 бригад снайперов (больше ни в одной армии мира соединений такого типа нет) и командование войск спецназначения ВС КНДР, в распоряжении которого находятся 12 легких пехотных бригад (в том числе три морской пехоты), 17 разведывательных батальонов и 8 батальонов спецназа.

Даже если северокорейские военно-воздушные силы погибнут в первые дни войны, наземные средства ПВО КНДР будут создавать постоянные проблемы для ВВС и особенно для армейской авиации противника (полностью подавить ПЗРК и зенитную артиллерию невозможно даже теоретически, а КНДР имеет до 10 тыс. переносных зенитных комплексов и не менее 11 тыс. зенитных орудий). Вдобавок использование северокорейскими войсками подземных укрытий во многом обесценит господство американской и южнокорейской авиации в воздухе: она будет физически не способна реагировать на каждое появление врага в буквальном смысле из-под земли. Поэтому даже при самом благоприятном для американо-южнокорейских сил развитии событий темп потерь будет как минимум на порядок выше, чем у американцев и англичан во время последней войны в Ираке, а продолжительность кампании заведомо составит несколько месяцев. Таким образом, Соединенным Штатам гарантирована потеря как минимум нескольких тысяч человек только убитыми (за несколько месяцев, а не лет, как в Ираке), а в худшем случае счет пойдет на десятки тысяч.

При этом американской группировки, дислоцирующейся в Южной Корее (1 дивизия, 1 бригада армейской авиации, 4 эскадрильи ВВС, более 100 танков, около 250 БМП и БТР, около 50 артсистем, около 100 боевых самолетов), совершенно недостаточно для ведения полномасштабной войны против КНДР. Более того, не хватит и других сил, постоянно размещенных на Тихоокеанском ТВД – 3-й дивизии морской пехоты и пяти истребительных эскадрилий (еще около 100 самолетов), находящихся в Японии, а также 25-й легкой пехотной дивизии и одной эскадрильи ВВС Национальной гвардии (18 истребителей F-15) – на Гавайях (тем более что переброска сухопутных войск с Гавайских островов в Корею занимает не менее месяца).

К тому же и без корейской войны США испытывают огромное перенапряжение сил из-за одновременного ведения кампаний в Ираке и Афганистане. Соответственно Вашингтон, особенно при нынешнем президенте-пацифисте, сделает все, чтобы на Корейском полуострове не случилось широкомасштабного вооруженного конфликта. Если же он все-таки начнется, ситуация для США будет почти катастрофической.

Чтобы всерьез помочь южанам, Америке надо будет восстанавливать призывной принцип комплектования ВС. Но понятно, что это совершенно исключено по политическим соображениям. К тому же в Штатах не принято посылать в бой необученное «пушечное мясо», новобранцев в любом случае придется готовить на своей территории не менее года. Поэтому, видимо, США придется бросать в бой практически всю боевую авиацию, включая палубную. Правда, здесь возникнет проблема емкости аэродромной сети Республики Корея. И не факт, что Япония обязательно предоставит американцам свои аэродромы, особенно при нынешнем премьере, который явно демонстрирует курс, максимально независимый от Вашингтона. Для авианосцев же будет другая проблема – время перехода к корейским берегам.

В последнее время в США очень активно разрабатываются многотонные (более 10 тонн) бомбы, специально предназначенные для разрушения подземных сооружений. Совершенно очевидно, что их готовят для возможных войн против Ирана и КНДР. Насколько они будут эффективны – сказать сложно. Тем более, прежде чем поразить наземную цель, ее еще надо обнаружить. Неизвестно, что сложнее. Вдобавок существенным ограничителем на применение многотонных бомб является тот фактор, что их носителями могут быть только стратегические бомбардировщики, которых у ВВС США всего полторы сотни, включая В-1.

Ситуация существенно усугубится, если у КНДР действительно есть ядерное оружие (пока это еще не до конца очевидно). Даже если у северян имеются только стационарные устройства (ядерные фугасы), они применят их против наступающих войск США и РК, нанеся им огромные потери, а также создав завалы в горах и зоны сплошного радиоактивного заражения. Если же в Северной Корее созданы ядерные БЧ для ракет и авиабомбы для самолетов (второе гораздо проще), то они смогут нанести удар по различным военным и промышленным объектам в Южной Корее (в том числе, естественно, и по американским войскам), а также по корабельным группировкам ВМС США у берегов Корейского полуострова. Потери войск и мирного населения при этом составят сотни тысяч, если не миллионы человек, экологические последствия для Азиатско-Тихоокеанского региона (включая наш Дальний Восток) непредсказуемы. После этого любая победа над КНДР будет поистине пирровой.

Нельзя не сказать и о роли Китая, которая скорее всего будет решающей. Для Пекина война (тем более – ядерная) у своих границ (причем достаточно недалеко от столицы) совершенно не нужна. Но и американские войска на своей границе не нужны тем более.

Отношения между КНДР и КНР очень непростые. Пхеньян ни в коей мере не является китайской марионеткой, хоть и очень сильно зависит от Пекина в экономическом плане. В Поднебесной к последователям идей чучхе относятся как к людям неблагодарным (ведь именно китайские войска спасли КНДР во время первой корейской), если не как к предателям. В КНДР же в китайцах видят (причем не без оснований) потенциальных оккупантов. К северокорейским ядерным испытаниям Пекин относится нисколько не менее жестко, чем Сеул и Вашингтон.

В случае развязывания второй корейской с высокой вероятностью армия Китая попытается оккупировать КНДР. Причем это может быть сделано как под предлогом помощи Пхеньяну (подобно тому, как это было в 1950 году), так и в целях «прекращения войны и установления мира на Корейском полуострове». Как и шесть десятилетий назад, китайцы смогут восстановить статус-кво (границу по 38-й параллели), только на сей раз они из Северной Кореи не уйдут. Либо уйдут, но только на условиях полного вывода из Южной Кореи американских войск, а также отказа США от поддержки Тайваня. И даже если китайцы покинут корейскую землю, в Пхеньяне они совершенно точно оставят свою настоящую марионетку.

В целом если война на Корейском полуострове все же грянет, для нынешнего режима в КНДР она с гарантией, близкой 100%, обернется гибелью (его свергнут либо коалиция США и РК, либо китайцы). Для Республики Корея – даже в случае победы – обернется гигантскими людскими и материальными потерями, которые отбросят ее в развитии на десятилетия назад. Причем в итоге ей либо придется восстанавливать на свои деньги полностью разрушенный Север, либо получить на своей границе китайские войска (неизвестно, что хуже). Для США война также обернется гигантскими потерями и скорее всего еще более подорвет американские позиции в мире (которые и так уже чрезвычайно ослаблены). Лишь Китай имеет шанс выйти из этой войны победителем, но и для него это будет очень рискованная и очень затратная игра.

Поэтому война никому не нужна. Но это совершенно не означает, что ее не будет.

topwar.ru

Корея 1950 г. «Аллея МИГов» (США) смотреть онлайн в хорошем качестве

В Корее почти одновременно появились ак МиГ-15, так и МиГ-15бис. Полки, прибывавшие на МиГ-15, перевооружались через один-два месяца на Lбисы, передавая вой старые самолеты китайцам и корейцам. Позже и они стали получать последние модификации Lпятнадцатого.
Американцы настойчиво пытались добыть хотя бы один экземпляр МиГ-15. Зиюле 1951 г. им удалось достать из-под воды сбитый самолет, однако он был сильно поврежден и не годился для летных исследований. Через год в горах Северной Кореи обнаружили МиГ в хорошем состоянии. За ним снарядили экспедицию на транспортном вертолете, но оказалось, что поднять истребитель целиком невозможно. Пришлось при помощи ручных гранат и пил Lдемонтировать плоскости и в таком виде доставить трофей к месту назначения. Было объявлено и о награде в 100000 долларов тому, кто на Lпятнадцатом перелетит в Южную Корею. Однако на это заманчивое предложение один из летчиков ВВС КНДР откликнулся лишь в ноябре 1953 г., когда война уже окончилась.
Основным противником МиГов являлись истребители F-86 Sabre модификаций А в Корее с декабря 1950 г.), Е (с августа 1951) и F (с марта 1952 г.). Крайне редко встречался F-86D. В разведывательных частях применялся F-86A.
Пятнадцатые были легче своих главных конкурентов, обладали более высокой сороподъемностью (уступали только F-86F) и лучшими характеристиками на больших высотах. Они имели более мощное вооружение: дну 37-мм и две 23-мм пушки против 6-ти 12,7-мм пулеметов у LСейбра. Однако американские летчики отмечали недостаточную скорострельность этой артиллерии в условиях скоротечного боя реактивных самолетов.

LСейбры обладали преимуществом при пикировании, при горизонтальных маневрах, а также при полетах в сложных метеоусловиях и ночью, т.к. оснащались радиолокационными прицелами. Обладали они и некоторым превосходством в скорости, но не на столько значительным, чтобы диктовать свои условия. Существенным моментом являлось то, что летчики F-86 пользовались противоперегрузочными костюмами, о чем их советские коллеги могли лишь мечтать.
Оба истребителя обладали достаточно высокой живучестью. В общем это были примерно равные по своим летным характеристикам машины, и в конечном счете победа зависела от квалификации пилотов.
Согласно американским данным, летчики F-86 сбили 792 МиГа, потеряв 78 своих машин. Пропало без вести и по неизвестным причинам еще 26 LСейбров. Итого на счет пилотов МиГ-15 можно записать 104 истребителя этого типа. В то же время лишь полки 133-й ИАД имеют подтверждения на 48 сбитых F-86, 523-го ИАП — на 42, 913-го ИАП — на 26. Кроме того, у автора есть сведения о 26 советских летчиках, которым засчитаны победы еще над 60 F-86. Итого 176. Всего, согласно советским данным, истребители 64-го корпуса уничтожили 651 F-86, и еще 181 LСейбр сбили пилоты ОВА.

Другие типы истребителей войск ООН значительно уступали МиГ-15. Первым их противником в Корее стали LМустанги. На этих машинах, помимо американцев, воевали австралийцы, южноафриканцы и южнокорейцы. ВВС США признали потерю в воздушных боях 10, по неизвестным причинам -12 и пропавшими без вести — 32 F-51. Заявлено о предположительно сбитых LМустангами в ноябре 1950г. двух МиГ-15. Последнее утверждение начисто отметалось советской стороной. Есть данные о 30-ти сбитых летчиками 64-го корпуса F-51 и о 12-ти ОВА.
Нашел применение в Корее и F-82 LТвин Мустанг. Американцы признали пропавшими без вести 3 машины. Возможно, что сюда вошли два самолета этого типа, сбитые в ноябре 1950 г. А.Капрановым и его ведомым И. Какуриным (139-й ГИАП).
LПятнадцатым часто приходилось встречаться с истребителями-бомбардировщиками F-84E и F-84G Thunderjet. Их пилоты претендуют на 8 сбитых МиГов. Американцы признали потерю в воздушных боях 18 F-84 и еще 46 по другим причинам. Как тут не вспомнить бой 9-го сентября 1952 г., когда летчики 726-го ИАП сбили 14 этих самолетов (есть подтверждения в виде заводских бирок!). По советским данным, истребители 64-го корпуса уничтожили 178 LТандерджетов, а китайцы и корейцы — 27.

Американские источники утверждают, что 4 МиГа записали на свой счет летчики F-80C Shooting Star. На базы не вернулись 68 LШутингов, из них 14 уничтожены, остальные потеряны по неизвестным причинам или пропали без вести. По советским сведениям,  наши летчики сбили 121 F-80, пилоты ОВА — 30.
Встречи МиГов с основным ночным истребителем сил ООН в Корее F-94 Starfire были явлением довольно редким. По статистике ВВС США, в воздушном бою потеряна 1 машина и еще 2 пропали без вести. На свой счет пилоты F-94 записали 1 сбитый МиГ-15. По советским данным, летчики Lпятнадцатых уничтожили 13 LСтарфайров.
К Lкорейским раритетам можно отнести истребители Meteor ВВС Австралии. Согласно австралийским источникам, первый бой этих самолетов с МиГ-15 произошел 15 августа 1951 г. и окончился безрезультатно. По советским данным, летчик Н.В. Сутягин сбил один LМетеор. По подсчетам автора, всего советскими пилотами уничтожено минимум 35 этих истребителей. Правда, на официальном боевом счету 64-го корпуса их числится всего 28 и еще 2 на счету ОВА. Австралийцы количество своих потерянных машин не указывают, но заявляют о гибели в Корее 32-х летчиков, летавших на LМетеорах. Они также утверждают, что легионеры Lзеленого континента достоверно сбили 3 МиГа и еще 3 — предположительно.
Среди бомбардировщиков основным противником был, несомненно, В-29. ВВС США считают, что потеряли по разным причинам 34 такие машины, а стрелки Lкрепостей сбили 26 МиГ-15. Советская сторона большинство этих потерь не признавала. По имеющимся у автора данным, летчики 64-го корпуса уничтожили 69 LСуперфортрессов, и скорее всего это количество неполное.
Достаточно широко, особенно в ночное время, силами ООН применялся легкий бомбардировщик В-26 Invader. Западные источники вообще отрицают потерю в воздушных боях хотя бы одного самолета этого тип;. Действительно, советские истребители не часто встречались с ними, и все же летчики МиГов сбили, как минимум, 3 LИнвейдера».
Весьма интенсивно в Корее использовались разведывательные модификации различных типов самолетов: RF-51, RF-80, RF-86, RB-26, RB-29, RB-50. В случае уничтожения таких машин, пилотам МиГов обычно засчитывали соответствующие базовые модели, причем вероятно, что RB-50 принимались за LСуперфортрессы.

На этом фоне выделяется история с RB-45 Tornado. Американцы полностью отрицают потери этих самолетов. Однако автору достоверно известно, что 14 декабря 1950 г. четверка МиГов 29-го ГИАП сбила LТорнадо над Аньдунем. Экипаж был пленен и допрошен. В апреле 1951 г. летчик Н.К. Шеламанов повредил RB-45, который совершил вынужденную посадку в районе Пхеньяна, причем это подтвердили наземные войска.

Встречи МиГов с самолетами палубной авиации происходили весьма редко, и статистика этих боев до сих пор остается самой запутанной. Известно, что в бою с реактивными истребителями F9F Panther погиб капитан Грачев. На счету советских и китайских летчиков сбитых LПантер нет, но не исключено, что их могли принимать за LШутинг стары, т.к. эти машины в полете несколько похожи.
6 МиГов числится за пилотами ночных истребителей F-3D-2 Skyknight Корпуса морской пехоты США. Удалось ли летчикам Lпятнадцатых уничтожить хотя бы один самолет этого типа — неизвестно. Можно только предположить, что несколько сбитых LСкайнайтов могли идентифицировать как F-94.
LПятнадцатым приходилось иметь дело с поршневыми LКорсарами и LСкайрейдерами. Победы пилотов МиГов над последними не зафиксированы, однако имеются данные о двух сбитых F-47 Thunderbolt. Но автору достоверно известно, что в Корее эти самолеты не воевали! По всей вероятности, об уничтожении LТандерболтов заявила пара 196-го ИАП Шеломонов-Достоевский, и можно предположить, что летчики приняли за F-47 поршневые штурмовики.
С LКорсарами МиГ-15, по американским данным, провели три воздушных боя. Два из них закончились безрезультатно, в третьем стороны потеряли по истребителю. В окончательных итогах боевой деятельности 64-го корпуса числятся 2 сбитых F4U, ОВА — 15.
С английскими палубными самолетами Sea Fury и Firefly встречались, по утверждению генерала Лобова, только китайские летчики. Но в официальной статистике ОВА никаких сведений о боях с этими машинами нет. Однако числятся два неопознанных самолета и вполне возможно, что это и есть британские машины. Западная пресса подтверждает потерю в Корее нескольких LФайрфлаев.
Общие итоги выглядят следующим образом. По советским данным, летчики 64-го корпуса, в основном на Lпятнадцатых, совершили 64000 боевых вылетов и в 1182 воздушных боях сбили 1106 самолетов сил ООН. Свои потери составили 335 МиГов и 120 пилотов. Истребители ОВА провели 366 боев, в которых уничтожили 271 самолет противника, потеряв 231 свою машину и 126 летчиков.

А вот американская статистика. Согласно ей, было сбито 954 советских, китайских и северокорейских самолетов, в т.ч. 827 МиГ-15. Потери ВВС США составили 138 самолетов. Еще о потере пяти машин заявили флот и морская пехота.
Как видим, данные противоборствующих сторон отличаются весьма серьезно. Чем это объяснить? Давайте попробуем разобраться.

voenhronika.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *