Содержание

пролив, порт и заморская территория

Первое, что бросилось после пересечения границы, это разметка и знаки. Все надписи на английском, разметка британская. Отличие только одно, в Гибралтаре, как и в континентальной европе, правостороннее движение.

Регулируемый пешеходный переход.

Стало понятно, почему на юге Испании так много машин с британскими номерами. Оказывается, большая часть из них не британская, а гибралтарская. Внешне они точно такие же, только надпись GB заменена на GBZ.

Оказалось, что «Europa Point» — не самое лучшее место для того чтобы посмотреть на Гибралтарский пролив. Во первых, пролив в этом месте гораздо шире чем в Тарифе, а во вторых, на пролив лучше смотреть сверху. Тем не менее, оттуда лучший обзор на суда стоящие на рейде и входящие в Альхесирасский/Гибралтарский залив. Оба соответствующих порта расположены в этом заливе.

Я попробовал посчитать крупные суда. Сбился на полутора сотнях.

Самое узкое место Гибралтарского пролива. Горы вдалеке, это Африка (там Танжир), горы ближе, это Испания (Альхесирас и Тарифа).

Паром из Испанского Альхесираса в Танжир (Марокко) или Сеуту (Испанский анклав на территории Марокко).

В Африке дождь 🙂

Порт Гибралтара. Все что за «водой» — Испания. Там справа Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон, слева Альхесирас.

Посмотрим поближе. Independence of the Seas (Royal Caribbean) и MV Horizon (тот что поменьше, Pullmantur Cruises).

Тот что больше, балкер Orion Pride (Панама), тот что меньше, нефтяной танкер Clipper Bricco (Гибралтар).

Универсальный десантный корабль HMS Ocean (L12) королевского военно-морского флота Великобритании.

Он же, вид из города.

Движуха серьезная. Все это активно шевелится.

Происходящее на этой фотографии для меня осталось загадкой.

На том берегу, в Испанском городе Альхесирас, находится один из крупнейших в мире контейнерных терминалов.

Контейнеровоз идет откуда-то со стороны Барселоны, Генуи или Марселя.

Порт Гибралтара.

В сухих доках работа кипит.

Я так и не смог их сосчитать. Сразу все видно не было, а с разных мест ракурсы путали.

Ну и напоследок еще одно общее фото порта Гибралтара.

Сразу после «Europe Point» мы поехали в город. Около полутора часов мы крутились в поисках парковки, в итоге уехали из города, поднялись на скалу и посмотрели пару береговых артиллерийских батарей. На скале как и в городе припарковать машину тоже не так просто. Все дороги узкие, многие из-за этого односторонние. Есть несколько парковок, но далеко не у всех интересных мест. Если подниматься на скалу на весь день, то по ней лучше передвигаться пешком. Мы  к закату хотели успеть еще в Испанский город Тарифа. Из-за этого мы не посетили ни одну пещеру, а их там много, и в основном ради них на скалу поднимаются туристы.

Гибралтарская скала является  национальным парком и въезд туда платный. Причем платится не только за машину, но и за каждого пассажира отдельно. Как решается вопрос оплаты с пешеходами и поднимающимися на фуникулере мы не выяснили.

После посещение скалы мы вернулись в город и намотали еще несколько кругов в поисках парковки. В итоге, каким-то чудом мы нашли свободно место недалеко от аэропорта. Почти с тем же успехом можно было оставить машину перед границей, в Испании.

Сам по себе город не произвел ярких впечатлений. Милый компактный исторический городок с большим количеством фортов, не более того. Есть в Гибралтаре и современная часть города. Очень похоже на то, что она построена на намытой территории. На ней расположены гостиницы, многоквартирные дома и большой супермаркет Morrisons. Удивительно было увидеть такой большой супермаркет в такой маленькой стране. Не удивлюсь, если он занимает 1-2% территории Гибралтара 🙂

Почти вся прибрежная линия Гибралтара отдана под порт. Немного пляжей есть на восточном побережье и юго-западном побережьях полуострова. Гибралтарский пролив глубокий, с сильным течением. Вода в нем всегда холодная. Тем не менее, курортных гостиниц (resorts) в Гибралтаре достаточно.

Главная улица в Гибралтаре пешеходная. Она так и называется, Main street.

То тут, то там, британские символы.

В целом ничего особенного. Тротуарный столбик с гербом.

The Convent — официальная резиденция губернатора Гибралтара.

Красная телефонная будка и городская стена. Это по прежнему официальная граница города Гибралтар.

Автобусная остановка.

На гуглоснимках на месте этого парка парковка. Вообще, мы поехали на машине только потому что по гуглосникам парковок было достаточно. Но по факту, почти все их закрыли или снесли.

Правила пользования парком. Предлагаю внедрить это правила в кремлевском парке Великого Новгорода.

Line Wall Promenade. Слева видна одна из закрытых парковок. Похоже власти Гибралтара решили сделать страну пешеходной.

Городская стена города Гибралтар.

Вне исторической части города активная стройка.

Вид со скалы на восток. Тут есть несколько пляжей и строятся гостиницы.

Британский футбол в воинской части.

А чуть дальше, за аэропортом, уже Испанский футбол.

Почти вся прибрежная линия Гибралтара отдана под порт. Немного пляжей есть на восточном побережье и юго-западном побережьях полуострова. Гибралтарский пролив глубокий, с сильным течением. Вода в нем всегда холодная. Тем не менее, курортных гостиниц (resorts) в Гибралтаре достаточно.

 

mikhail.krivyy.com

Гибралтарский пролив. Где находится на карте мира, ширина, длина, фото, описание, история

Гибралтарский пролив открывает Средиземному морю ворота в Атлантику и является связующим звеном между Африкой и Европой, Марокко и Испанией.

На карте мира четко видно, что территория Гибралтара расположена на юге Пиренейского полуострова.

Содержание статьи:

Основные сведения

Длина пролива составляет около 65 км. Ширина же отличается большими перепадами. Так, например, самый узкий участок, соединяющий материки равен 14 км, в то время как самый широкий 44. Показатели глубины варьируется от 340 до 1180 м. Песчаный перешеек и Гибралтарская скала находится под властью Великобритании, что позволяет, королевству держать контроль над проливом.

Территория занимает удобное стратегическое положение и служит военно-морской базой НАТО. Но с 1985 года назначение Гибралтара значительно изменилось. Британия сократила количество военных сил на полуострове. В результате основным источником дохода являются туризм, грузоперевозки по морским путям и оказание финансовых услуг.

Около 5 % нефтяных перевозок осуществляется именно по данной «морской трассе». Помимо этого, через Гибралтар переправляют египетский хлопок, турецкую, испанскую, греческую и итальянскую продукции.

Ежедневно по данному пути проходит около 200 крупных судов, в год это количество достигает 70000. Гибралтарский пролив занимает второе место по пропускной способности после пролива Па-Де-Кале, пролива между Европой и Великобританией. Такое направление политики привело полуостров к процветанию, который теперь является одним из самых богатых государств Европейского союза.

История Гибралтарского пролива

Возраст Гибралтарского пролива составляет более 5 млн. лет. Существует несколько гипотез возникновения пролива:

  • Согласно мнению учёных, Гибралтар образован в результате смещения тектонических плит. Территория является оставшейся частью древнего океана Тетис, который со временем уменьшился в размерах.
  • По еще одной из версий, Гибралтар возник в результате мощного землетрясения. Это привело к тому, что воды Атлантики проложили путь сквозь материк, образовав пролив и Средиземное море.

Что же касается первых поселенцев, по подсчетам ученых неандертальцы, заселившие полуостров, появились около 50000 лет назад. Письменные упоминания о Гибралтаре датируются 950 г. до н. э. В этот период на южном побережье Пиренейского полуострова находились поселения финикийцев, использовавшие пещеры и скалы Гибралтара в качестве святилищ.

Гибралтарский пролив на карте мира занимает удобное экономическое и стратегическое расположение. Это явилось причиной борьбы между народами с целью завладения территорией. Так, торговая монополия на Гибралтар сначала принадлежала карфагенянам, позже римлянам.

С 711 г. полуостров и пролив длительное время находились под властью мавров. На небольшой период в 1309 г. территорией завладело королевство Кастилия. Но позже в 1333 г. власть снова перешла арабам. В 1462 г. Испанскому королевству удается вновь отвоевать территорию и держать под контролем до 1703 г. А с 1713 года Великобритания стала новым владельцем колонии, кем и является по сей день.

Мифы о Гибралтарском проливе

Происхождение пролива:

  • Самой известной является легенда о Геркулесовых столбах, расположенных по обе стороны. Считается, что древнегреческий герой обозначил таким образом конечную точку своего маршрута. Поэтому мореплаватель, пересекший границу столбов, окажется на краю земли. Столбы являлись символом перехода в иной неизведанный мир.
  • По другой версии, полуостров являлся любимым местом отдыха Геракла, и однажды он пробил горы, поделив их на 2 скалы. Образовавшийся проход впоследствии превратился в пролив.
  • Римляне и греки полагали, что скалы были созданы Гераклом, во время совершения своего 10 подвига. Полубогу необходимо было доставить стадо похищенных коров, но путь преграждали горы.
  • Древнегреческий историк, Диодор Сицилийский, напротив полагал, что для защиты от чудищ, жаждущих вторгнуться в Средиземное море из океанских вод, Гераклу пришлось сузить пролив.
  • Греческий путешественник посетивший полуостров в VI веке до н.э., описывал алтарь, расположенный на полуострове, где моряки приносили жертву Геркулесу.
  • По данным древнегреческого философа Платона, скалы Гибралтара служили воротами в Атлантику. На их вершинах были возведены 2 статуи, расположенные на колоннах. Позднее эти колонны, столбы Геркулеса, обернутые свитком, были изображены испанцами, как геральдические символы. Считается, что этот знак стал прототипом обозначения доллара. По мнению римлян, статуи были разрушены вторгшимися в VIII веке арабами.
  • Финикийцы именовали скалы в честь бога-мореплавания «Столпами Мелькарта».

О происхождении наименования Гибралтара, также нет единой точки зрения:

  • По одной из версий, завладевшие территорией в 711 г. мавры, назвали скалу, находящуюся на острове именем свое полководца «Горой Тарика», которое трансформировалось в современное обозначение. Также арабы называли пролив «Баб-эль-Закат» — «Ворота милосердия». Существует версия, что «Гибралтар» образовано от испанских слов «хибер» — «будущая Испания» и «алтар» — «алтарь, жертвенник».

Есть мнение, что оно произошло от названия порта Тарифа. С 1333 до 1662 г. власть в Гибралтаре принадлежала маврам. В это время арабскими и берберскими пиратами был основан порт, который был назван портом Тарифа.

Суда, проходящие этот участок, были вынуждены платить дань. Считается, что именно этот факт повлиял на ввод слова в лексикон с его значением.

Появление выражение «неприступный как скала» по мнению историков также связано с Гибралтарским проливом. В 1462 г. власть над проливом вновь была возвращена Испании Изабеллой 1 Кастильской. Королева преподнесла подарок городу в виде герба, на котором символично был изображен золотой ключ.

Таким образом она передала ключи от крепости и завещала будущему поколению, удерживать территорию чего бы это ни стоило. Неприступный бастион не мог никто покорить до XVIII века. Предполагается, что под словом «скала» в выражении подразумевается Гибралтарская крепость.

Проекты мостов, тоннелей, плотин через пролив

Гибралтарский пролив на карте мира расположен между Европейскими и Африканскими странами. Несмотря на такое связующее звено между материками, чтобы очутиться на другом континенте, необходимо потратить немало времени.

С XX века инженеры выдвигают различные идеи постройки мостов, тоннелей, плотин между материками. В 1981 г. в Марокко в городе Танжере состоялась конференция специалистов из 20 стран. Около 500 участников обсуждали различные варианты сообщения.

Проект «Атлантропа»

Этот грандиозный проект был задуман Германом Зёргелем в 1920 г. Немецкий архитектор был вдохновлен книгой Герберта Уэллса, в которой фантаст упоминал, что Средиземное море в период существования неандертальцев пересохло. Зёргель решил воплотить этот факт в жизнь еще раз и таким образом соединить 2 континента: Африку и Евразию.

Первые наработки под названием Панропа, написанные в 1927 г., оказались недостаточно продуманными. Проект известный как «Атлантропа» создается в 1929 г. Задумка заключалась в перекрытии пролива с помощью гидроэлектрической дамбы, что прекращало сообщение Атлантики со Средиземным морем, преобразовав последнее в водоем, поделённый на 2 части.

Его уровень за счет больших испарений должен был снизиться на 100 м. Уменьшившееся на 20 % море, открывало доступ к 600000 кв. км осушенной территории. Вторая дамба предполагалась для перекрытия пролива Дарданеллы, расположенного между Европой и Азией. Зёргел хотел объединить Африку и Сицилию, которая в свою очередь примкнула бы к остальной части Италии.

Еще одной идеей Зёргеля было озеленение Сахары за счет создание искусственного Сахарского моря. Планировалось затопить реку Конго, преобразовав ее в Конголезское море.

Мощные гидроэлектростанции в устьях рек с напряжением до 110 ГВт должны были превышать суммарную мощность всех атомных станций США. На новой территории планировалось построить множество городов, ферм, железных дорог.

Зергель хотел создать Соединенные Штаты Европы и Африки по аналогии с США и решить государственные и политические проблемы: нехватка территории и ресурсов, перенаселение, безработица.

Гибралтарский пролив на карте мира остался в неизменном виде. Проект не осуществили ввиду больших финансовых нужд. Требовалось более 250000 рабочих, готовых трудиться день и ночь 10 лет. На осушение моря требовалось еще больше времени. По подсчетам, за 1 год можно было добиться испарения лишь 1 м уровня моря.

Зергель пытался найти поддержку у Гитлера. Но напрасно, фюрер имел свои планы по захвату территории. До последнего дня жизни инженер пытался продвигать свою масштабную идею преобразования.

Тоннель под проливом

Долгие годы Испанию и Марокко не покидает идея постройки тоннеля через Гибралтарский пролив. С 1966 г. над идеей работают различные строительные компании. В 1980 между странами было заключено специальное соглашение, но из-за осложнившихся отношений и ввиду большой стоимости планы строительства тоннеля были отложены. С 2003 г. начата новая программа изучения пролива.

В 2007 г. министром иностранных дел Испании было сделано заявление о реализации проекта до 2025 г. Воплощение идеи требует больших финансовых вложений. Стоимость строительства оценивается минимум в 10 млрд евро. По подсчётам строительных компаний, на изготовление одной буровой машины потребуется более 32 млн. евро.

Вид Гибралтарского пролива из космоса

Кроме огромных финансовых сложностей, при длительном и тщательном изучении особенностей пролива, возникли сложности в преодолении неблагоприятных географических условий. Был обнаружен слой пластичной глины, длиной в несколько км, что вызывает опасения по поводу безопасности постройки и эксплуатации тоннеля. Преодоление данной проблемы значительно увеличит время реализации идеи.

В 2018 г. разработкой проекта занялась новая испанская строительная компания «SECEGSA». Её глава Рафаэль Гарсия-Монхе Фернандес считает постройку тоннеля вполне реалистичным. По замыслу организации протяжённость тоннеля составит 38,67 км, при этом 27,75 км будут находиться под водой.

Мост – неосуществлённый проект

С XX века архитекторы и учёные работают над проектом постройки моста через Гибралтарский пролив. Мост задуман с целью связать 2 материка, между которыми на данный момент существует только авиа и водный путь.

Разработками проекта занимались американские и британские учёные. Если сооружение возведут, то по их подсчетам высота будет достигать 900 м, а длина 15 км. По мнению ученых, это альтернативное сооружение по сравнению с тоннелем обойдется гораздо дешевле и соответственно реальнее воплотить в жизнь.

Географические особенности пролива

  • Гибралтарский пролив – соединительное звено двух континентов. Широта пролива на карте мира составляет 36011 с. ш. и 5022 з. д. Берега Гибралтарского пролива представляют собой обрывистые скалистые массивы. В южной части расположена скала Тарика, образующая полуостров. На противоположной стороне находится скала Джабель-Муса. Гора относится к африканскому материку.
  • Ширина пролива варьируется от 14 до 45 км, что позволяет с некоторых точек обзора увидеть противоположный берег. Длина достигает 60 км.
  • Для судовладельцев пролив опасен своей коварной глубиной и непредсказуемыми течениями. Глубина варьируется от 340 м до 1 км. При этом разница уровня Атлантики и Средиземного моря достигает примерно 1,5 м.
  • Еще одной особенностью пролива является разная плотность воды. Тяжелая морская вода с трудом смешивается с легкой водой океана. Под давлением морской воды наблюдается сужение в районе Гибралтарского порога, что делает это место еще более сложным для прохождения. Здесь же происходит разделение океана и моря, что приводит к образованию внутренних волн.
  • Течения пролива направлены в противоположные стороны. Поверхностное течение идет из Атлантики, принося ежегодно до 55000 кв. км воды в море. Глубинное движется в противоположном направлении. Из-за большего испарения из Средиземного моря в океан поступает на 3000 кв. км воды меньше.
  • Рельеф дна пролива отличается неровной поверхностью. Состоит в основном из ракушек, коралл, скал. Во входах в пролив встречается песок.

Климат Гибралтарского пролива

Для данной местности характерен средиземноморский климат. Жаркое засушливое лето со средним максимумом +25   С, минимумом +19  С. Осенью погода остается достаточно теплой, особенно в сентябре и октябре. Зима мягкая и дождливая. Максимум достигает +13 °С, минимум +10  С. Весной температура повышается в среднем до + 17,1   С.

Сезон Средняя температура,  С
лето 22,5
осень 19,3
зима 12,3
весна 17,1

Наибольшее количество осадков выпадает зимой, в среднем до 150 мм, за год до 800 мм. Снега в данной местности никогда не бывает. Несмотря на такое количество осадков, влага быстро впитывается в известняковую почву.

В проливе преобладают западные и восточные ветра. Теплую и ясную погоду приносят воздушные массы, формирующиеся над берегами Северной Африки. Атлантические циклоны, ветра из Генуэзского залива и образованные над пустынями Сахары приносят осадки.

В основном в летний период над Средиземным морем образуется восточный ветер, который повышает влажность до 90%. Воздушные массы застывают в проливе в виде плотного облака. При этом не ощущается ни единого дуновения ветра. Такой ветер называют «левант».

В весенний и осенний период в разных частях пролива возникают ветра, имеющие противоположное направление. Вследствие чего образуются волны, грозы, ливни, иногда смерч.

Природные особенности

Богатое природное разнообразие ежегодно привлекает множество туристов.

На вершине скалы Тарика обитают одни из самых знаменитых резидентов полуострова – берберийские обезьяны.

Это единственные представители из оставшихся в Европе диких приматов, проживающие на данной территории уже много столетий подряд. За популяцией присматриваю британские военные. Существует легенда, что как только обезьяны покинут скалу, Британия лишится Гибралтара.

Гибралтар изобилует большим разнообразием растений: пальмы, джакаранды, лаванда, жасмин, клематисы, жимолость, герани, бугенвиллия. Встречаются и такие редкие виды растений как иберис ибралтарский и кермек обыкновенный (лимониум). В проливе можно встретить стаи дельфинов, летающую рыбу и других экзотичных морских обитателей.

Каждую весну и осень Гибралтар становится пунктом остановки сотен тысяч перелетных птиц, мигрирующих между северной Европой и Африкой. К постоянным жителям острова таким, как сапсан, синий каменный дрозд и берберийская каменная куропатка присоединяются совы, орлы, полевой лунь, удоды, канюк обыкновенный, черный коршун.

Предпринимается много усилий, чтобы сохранить природу Гибралтара в естественном виде. 40 % территории является заповедной, в частности вершина скалы, где обитают обезьяны и уникальный ботанический сад Аламеда, имеющий в своей коллекции примерно 2000 видов редких растений.

Достопримечательности

Несмотря на небольшую площадь полуострова, 6,5 кв. км, помимо Геркулесовых столбов, здесь имеется много мест достойных внимания:

  • Площадь Казематов известна тем, что с давних времен именно на этом месте вручали новому правлению ключи от города. Ключи закрывали ворота неприступной крепости. Церемония происходит и до сих пор, но имеет уже лишь символическое значение. На самой вершине Гибралтарской скалы расположен заповедный лес, населенный редким видом берберийских обезьян.
  • Из-за высокого содержания известняка в скале под действием ветров и воды со временем образовалось более 100 пещер. Пещера Св. Михаила расположена на западной стороне. Она является самой большой по размеру и самой посещаемой. Сталактиты пещеры насчитывают десятки тысяч лет. Кроме того, именно здесь в XX веке были найдены следы первобытного человека. В пещере Горама, расположенной в восточной части, были обнаружены останки неандертальцев, обитавших 30000 лет назад.
  • Уникальный вид на Гибралтарский пролив и испанскую территорию открывает система искусственных подземных тоннелей. Пытаясь вернуть территорию в XVIII веке во время 14 Великой осады Гибралтара, испанцы выкопали первый тоннель. Количество и протяженность тоннелей увеличились во времена Второй мировой войны. Скала стала важной стратегической точкой. Протяжённость тоннелей на сегодняшний день составляет 50 км.
  • Мавританский замок представляет не меньшую историческую ценность. Постройка была начата в VIII веке на северной части скалы, вследствие завоевания полуострова маврами. Крепости дали имя в честь предводителя арабов «Джабаль-ат-Тарик». Она не раз подвергалась нападению. Лишь однажды испанцам удалось захватить крепость, но вскоре она вновь была отбита.

Интересные факты о проливе

  • Гражданские и военные суда и авиация имеют открытый доступ к данной территории.
  • Несмотря на встречные течения воды Средиземного моря и Атлантики не перемешиваются. Этот факт был известен еще в древности и со временем доказан учеными.
  • Считается, что отправка почты посредством бутылки была изобретена именно в данном проливе в III веко до н. э. греческим философом Теофастом. Обнаружив свое послание на Сицилии, он пришел к выводу, что Атлантика приносит своим течением воды в Средиземное море.
  • Гибралтар имеет огромное экономическое, политическое и стратегическое значение. Именно это и являлось причиной множественных попыток разных стран завладеть территорией. На данный момент полуостров является британской территорией.
  • Скалы по обеим сторонам пролива носят название Геркулесовых столбов. В древности они считались воротами на краю света. Считается, что именно столбы были взяты за основу знака доллара. S-образная линия символизирует обвивающего их страшного змея Пифона, сотворенного Герой.
  • Со времен финикийцев скала полуострова использовалась в качестве алтаря для жертвоприношений.

Гибралтарский пролив из-за своего удобного расположения на карте мира до сих пор является предметом спора Испании и Британии. Данная территория уникальна своими климатическими условиями и привлекает умы инженеров, ученых и архитекторов для водворения в жизнь масштабных проектов.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео съемка Гибралтарского пролива с самолета

Вид Гибралтарского пролива с самолета:

touristam.com

Гибралтар чей?


Конечно, испанский.

Яркий, но спорный испанский писатель Пио Мио сообщил о проведении в апреле сего года семинара под названием «Гибралтар, насущный вопрос» с четырьмя сессиями, на котором будут рассмотрены исторические, дипломатические и национальные проблемы статуса скалы на юге Пиренейского полуострова, которая с 1830 года является британской колонией, а в настоящее время ее граждане одновременно подданные Великобритании и граждане ЕС. В колонке для портала La Gaceta писатель обрушился с критикой на испанские власти, которые, по его мнению, не уделяют достаточного внимания восстановлению суверенитета Мадрида над Гибралтаром. Как утверждает Мио, Испания заигрывает с «английским агрессором и оккупантом», что определяет испанскую внешнюю политику и положение Испании в НАТО. Из-за чего, например, происходит «развертывание испанских танков и самолетов в Прибалтике» и «провоцируется Россия, которая не угрожает нам вообще».

Это довольное резкая позиция, конечно, не присущая правительству Мариано Рахоя. Однако проблема Гибралтара существует и для него, особенно в силу переговоров по Brexit. Напомним, что 24 статья рекомендаций Европейского совета, принятых в апреле 2017 года, гласила, что «после выхода Соединенного Королевства из Европейского союза никакое соглашение между ЕС и Великобританией не может применяться к территории Гибралтара без соглашения между Королевством Испания и Соединенным Королевством». А по итогам заседания Евросовета в Брюсселе 23 марта сего года в статье 1 уточненных рекомендаций говорится, что Европейский совет призывает к «активизации усилий» по вопросу Brexit, «особенно в отношении Гибралтара, и повторяет: пока не согласовано всё, не согласовано ничего». Между тем до согласования между Лондоном и Мадридом еще далеко, при этом Гибралтар требует, чтобы его допустили к двусторонним британско-испанским переговорам. А сами испанские власти ныне смягчили свою позицию в отношении восстановления суверенитета над Гибралтаром, не смешивая, по замечанию испанской газеты El Mundo, «исторический конфликт с суверенитетом».

Министр иностранных дел Испании Альфонсо Дастис заявляет, что «это не проблема», Мадрид хочет лишь совместного управления аэропортом и «большего сотрудничества» по табаку и налогообложению. Это заметно контрастирует с высказываниями его предшественника, Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо (возглавлял МИД в 2011—2016 годах), который ставил вопрос суверенитета главным для Испании по Гибралтару в контексте Brexit. Между тем ни Лондон, ни Гибралтар не хотят уступать Мадриду даже в части совместного управления аэропортом. Правительство скалы находится под атакой оппозиционной Социал-демократической партии (GSD), обвиняющей власти в том, что те, «похоже, не желают говорить народу, какие вопросы обсуждаются с Испанией, что поставили на стол и готовы ли вести переговоры, а также какие вопросы поставил на стол Мадрид». В ответ кабинет заявляет, что настроен решительно и готов отменить права и защиту для испанцев и других граждан ЕС, проживающих и работающих здесь, если Испания использует свое право вето для исключения Гибралтара из переговоров с Брюсселем и Лондоном по Brexit.

Таким образом, сложились все предпосылки для перерастания в горячую фазу конфликтной ситуации по вопросу образования, чье географическое расположение играет критически важную роль не только в европейской политике, но и мировой. Кто контролирует Гибралтар, тот контролирует и узкий Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантикой, где неоднократно случались конфликты с передвижением судов. Лондон цепко держится за свое, что не нравится многим в континентальной Европе. Как замечает немецкая газета Die Welt, в 2013 году британцы использовали 300-летнюю годовщину Утрехтского мира в качестве повода снова направить флотилию на Гибралтар, «Конечно, четыре года назад речь шла и о большем. Поход должен был показать, что «мы не будем смотреть сквозь пальцы, если люди на Гибралтаре подвергнутся угрозам или давлению», — подчеркивает издание. — Сегодня кажется, что после голосования Англии за Brexit и возможного отделения Шотландии и Северной Ирландии скала обезьян и ее 30 тысяч преданных короне подданных стали последним обломком самоутверждения, всё еще остающимся у Великобритании».

Но дело не только в игре на эмоциях британских избирателей. Лондон хочет выйти из Европейского союза и остаться в нём, чтобы подчинить себе континентальную Европу. Гибралтар — лучший способ для этого. Обозначая геополитические прогнозы на 2018 год, португальская газета Observador прогнозирует проведение политики «дешевого сдерживания и низкой геополитической интенсивности», что вызовет появление очередной региональной вражды или ряда региональных конфликтов между не находящими взаимопонимания партнерами или соседями. Эту ситуацию хорошо иллюстрируют трехсторонние отношения между Великобританией, Испанией и Португалией. Поскольку «за пределами ЕС британцы могут провоцировать ряд разногласий в иберийской политике из-за сепаратистского регионализма, из-за Гибралтара или из-за некоторой позитивной дискриминации в отношении Португалии и отрицательной в отношении Испании».

Несмотря на то, что Россия не является членом Евросоюза, статус скалы, перекрывающей путь из Атлантики в Средиземное море, к Сирии, где присутствуют российские военно-космические силы, и Турции, наконец, в Черное море к нашему Крыму и кубанским портам, крайне важен. Вряд ли можно рассчитывать на порядочность Лондона. Соответственно, если вдруг Мадрид обратится с запросом к Москве, имеет смысл поддержать его. А небольшое островное государство на севере Атлантики не должно диктовать свою волю Европе.

Станислав Стремидловский

polit-mir.ru

Гибралтар становится опасной зоной

Напряженность в отношениях между Великобританией и Испанией продолжает расти, обе страны не исключают возможности обращения в суды по поводу взаимного притязания на территорию Гибралтара. Вооруженные силы Великобритании, включая вертолетоносец и два фрегата, встали на рейд в южной оконечности Пиренейского полуострова. В проблеме замешано и НАТО.

Скандал разразился еще на прошлой неделе, когда Испания ввела длительные процедуры пограничного контроля, что привело к огромным очередям на границе. Данные действия стали ответными на попытку Гибралтара создать в территориальных водах искусственный риф, препятствующий незаконному вылову рыбы испанскими рыбаками. Премьер-министр Испании Мариано Рахой пообещал принять "соответствующие меры" в ответ на заявления Лондона о возможном использовании сил быстрого реагирования. В свою очередь, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон назвал использование дополнительных проверок на границе политически немотивированными и неадекватными мерами, а действия испанцев — противоречащими праву на свободу передвижения.

Британское военное командование настаивает на том, что присутствие военных кораблей у берегов Гибралтара обусловлено всего лишь стандартными процедурами. Испанский министр иностранных дел Хосе Гарсиа Маргальо пообещал обратиться с жалобой в Организацию Объединенных Наций. Он также предложил Аргентине создать у берегов Гибралтара "единый фронт" и ввести плату в размере 50 евро за пересечение границы между Испанией и Гибралтаром. Неужели Гибралтар может стать новой "горячей точкой" на карте мира?

Кому принадлежит Гибралтар

Испания уступила суверенитет Гибралтара Англии еще в 1713 году, но до сих пор упорно стремится вернуть себе крошечные южные территории. Британское правительство и министерство иностранных дел утверждают, что политика Британии на Гибралтаре остается неизменной: самоопределение важнее, чем территориальная целостность.

Географически Гибралтар представляет собой небольшой кусочек земли около пяти квадратных километров на южном побережье Испании. На западе Гибралтар граничит с заливом Гибралтар, на юге — с Гибралтарским проливом — одним из основных путей международного морского судоходства на Атлантическом океане и Средиземном море. Во время двух мировых войн военно-морские базы Гибралтара сыграли важную стратегическую роль. В 711 году арабы и берберы во главе с Тариком ибн Зиядом захватили большую часть Пиренейского полуострова, в том числе Гибралтар. По тем временам местность называлась "Джебель Тарик" ("скала Тарика"). В 1462 году испанцы вытеснили арабов и отвоевали эти территории. Три века спустя, в 1704 году, уже голландские и английские военно-морские силы захватили Гибралтар, в 1713 году согласно Утрехтскому договору Гибралтар официально стал колонией Великобритании.

Читайте также: Вернется ли РФ в Средиземноморье?

В течение сотен лет Великобритания значительно расширила свой контроль над частями перешейка. С открытием Суэцкого канала коммерческая ценность Гибралтара заметно возросла, но спорный суверенитет над Гибралтаром усложнил отношения с Испанией, в том числе в контексте испанского вступления в Европейский Союз и НАТО. В 1967 году среди населения Гибралтара был проведен референдум, по результатам которого абсолютное большинство подтвердило свое желание остаться под британским суверенитетом. С тех пор Испания ослабила коммуникации между Гибралтаром и материком.

Утрехтский договор как камень преткновения между Испанией и Великобританией

Согласно Утрехтскому договору от 1713 года, Гибралтар является "заморской" территорией под юрисдикцией Великобритании. Это означает не только "не самоуправляющуюся территорию", но и территорию "без народа" — единственный странный пример с политической, правовой, экономической, стратегической и иных точек зрения. В течение трех веков Гибралтар был центром споров между Великобританией и Испанией, к счастью, в значительной степени управляемым через переговоры. Договор не дал народу Гибралтара равные права по вопросу о суверенитете Гибралтара и реализации их стремлений к деколонизации. Документ, по большей части, привел к парадоксу управления и конституционализма: с одной стороны, право на самоопределение было признано одним из основных прав и принципов современного международного права, с другой стороны, стремление к возможной независимости было обусловлено волей политической власти другой страны (Испании).С самого начала Утрехтский договор вызывал много споров. Последующие договоры периодически подтверждали все это, хотя ни один из них не пролил свет на его четкую интерпретацию. Испания утверждает, что нарушение британцами пунктов договора, таких как наличие контрабанды, присутствие евреев и арабов на территории, делают его недействительным.

Еще одно несогласие с далеко идущими последствиями вызывает оговоренная в документе сфера влияния. Испания считает, что уступка была ограничена городом, замком, портом и укреплениями, которые существовали на момент 1713 года. Естественно, с тех пор Великобритания приумножила территории за пределами укреплений Гибралтара, в том числе перешейком. Испания же возражает против любых заявленных эскалаций британской юрисдикции за пределами города. Еще одна причина давнего трения касается статуса Гибралтара как "свободного порта", который способствует беспошлинной контрабанде. Испания часто жаловалась, что Великобритания уделяет недостаточно внимания незаконному перемещению товаров через границу Гибралтара. Гибралтар — офшорный центр с более чем тридцатью тысячами зарегистрированных там компаний. На офшорные гибралтарские счета проходится более 10 процентов доходов экономики данной территории, от азартных игр в том числе. Только в 2009 году Гибралтар подписал первое соглашение об обмене информацией о налогах с США.

В 2002 году Великобритания и Испания договорились разработать предварительный план создания совместного суверенитета над Гибралтаром. Здесь Испания должна была гарантировать высокий уровень местной автономии, культивировать свою культуру и налоговый режим. Однако в соответствии с этим планом гибралтарцы сохраняют британское гражданство. Позже 98,5 процентов гибралтарцев заявило о нежелании делиться суверенитетом с Испанией.

Читайте также: Шаг к новому мировому порядку сделан

Недавно было разработано соглашение о совместном использовании военно-морской базы в Гибралтаре, которую Великобритания предложила превратить в базу НАТО под британским суверенитетом, Испания будет иметь к ней прямой доступ. Ратифицировать соглашение предполагается с согласия Гибралтара. Испанский и британский министры иностранных дел принимают активное участие в консультациях о том, как создать новую форму диалога относительно спорных территорий, в котором Гибралтар будет иметь свой собственный голос.

Как Гибралтару не стать новой "горячей точкой"

Британский суверенитет над Гибралтаром сегодня не ограничивает варианты по отношению к будущему изменению в статусе. В любом случае самоопределение порождает право свободно выбирать, какому государству принадлежать или не принадлежать. Для Испании подобная деколонизация означает возвращение к Испании по признаку территориальной целостности, даже если это не в полной мере согласуется с пожеланиями жителей Гибралтара.

Британский взгляд на самоопределение является неоднозначным, тем более что триста лет назад территория перешла к англичанам без учета пожеланий ее жителей. Острые вопросы суверенитета Гибралтара остаются нетронутыми, а ведь в современной истории право на самоопределение наций порой порождает множество политических проблем, которые могут распространиться на целый регион.

В перспективе Гибралтар может создать автономный статус в рамках Европейского Союза. Например, Трентино — Альто-Адидже, где местная автономия гарантируется договором между Австрией и Италией, предполагает возможные модели политического урегулирования. Поскольку текущие события указывают на то, что строго правовое решение проблемы Гибралтара является маловероятным, полное и окончательное урегулирование конфликта зависит от политических переговоров между Испанией и Великобританией.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

 

www.pravda.ru

Проход через Гибралтарский пролив - Удачи и свободы Вашему Я! — LiveJournal

У Геркулесовых столбов
Лежит моя дорога,
У Геркулесовых столбов,
Где плавал Одиссей...

А. Городницкий

Гибралтарский пролив - это этакая форточка, поэтому ветер тут серьезный...
Есть и такая территория - Гибралтар. Она, как ни странно, принадлежит Великобритании, которая отжала военным путем и без всяких референдумов эти территории у Испании и Испания до сих пор их не признает и хочет вернуть))) Это место имеет стратегическую позицию, ведь пролив соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном. Кто контролирует пролив - тот контролирует морскую торговлю стран имеющих выход в Средиземное море...

Здесь военно-морская база НАТО. А девиз Гибралтара - «Враг не изгонит нас». Поживем, увидим. Это виды из ресторана.

2.

За кормой еще Средиземное море, но скоро будет уже Атлантика.

3.

Стол для пенсионеров ))

4.

5.

6.

Тортик... вполне съедобный оказался.

7.

Ресторанные скульптуры )))

8.

9.

10.

11.

Немного поплескался, но вода хоть горячая, но с какой-то химией. Так что я в джакузи залез в первый и последний раз.

12.

Пролив из космоса. Фото (С) https://upload.wikimedia.org/

13.

Вид на Гибралтар и Гибралтарскую скалу высотой 426 метра. Она со стороны Пиренейского полуострова. В древности скала была известна как один из Геркулесовых столбов, о чём свидетельствует памятник в южной части скалы. "Геркулесовы столбы" — это край света, предел мира))) но Геркулес плохо знал географию. По одной версии Геркулес пробил канал. А по другой наоборот сузил его, чтобы морские чудовища не проникали в Средиземное море.

14.

Не все знают, что значок доллара ($) представляет собой стилизованное изображение Геркулесовых столбов, обвитых мифическим змеем Пифоном. Если верить Платону, мифическая Атлантида располагалась в аккурат за Геркулесовыми столбами. Так может мы над ней проходили... )))

Скалу также называют горой Тарика, Джебель-эт-Тарик (Djebel al-Tarik) в честь арабского полководца Тарик ибн Зияда, от имени которого произошло название Гибралтара. На горе в верхней части проживает около 250 берберийских макак — единственного вида диких приматов в Европе. Там заповедник. К скале приезжают посмотреть на обезьян и лабиринт тоннелей.

На северной части скалы стоит крепость «Джабаль-ат-Тарик». Крепость была хорошо укреплена, и алжирские пираты не смогли её взять.

Уникальной особенностью скалы является система подземных тоннелей, длина которых превышает 50 км. В 1704 году в ходе войны за испанское наследство английские войска под предводительством адмирала Джорджа Рука захватили Гибралтар, после чего в 1713 году был подписан Утрехтский договор, признающий полуостров владением английской короны. Впоследствии испанцы множество раз пытались вернуть себе полуостров, штурмуя крепость. В четырнадцатую по счету осаду, получившую название Великой осады Гибралтара и длившейся с 1779 по 1783 год, в скале был выкопан первый туннель. Командующий гарнизоном Джордж Август Элиотт решил вести огонь по испанским батареям, стоящим на равнине перед северной частью скалы. Для сообщения батареи Виллиса с выемкой на северном фасаде скалы (где планировалось установить орудия) был прорыт тоннель, который поначалу не имел амбразур, но отверстия для вентиляции отлично подходили для ведения огня.

15.

Галереи которые показывают туристам закончили в 1797 году. Англичане прорыли 304 метра тоннелей и сделали несколько залов. Из амбразур открывается уникальный вид на Гибралтарский залив, перешеек и территорию Испании.

16..

Длина пролива 65 км, ширина 14 - 44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м). В Гибралтарском проливе на разной глубине течения направлены в противоположные стороны.

17.

18.

19.

Волны нет, а ветер очень сильный.

20.

21.

Вид с последней 12 палубы.

22.

23.

24.

25.

Народ достал шубки ))

26.

Ветерок даже с ног сносит )))

27.

А волны нет,  волну ветер сдувает ))

28.

29.

Вичку спасает пледик )))

30.

Ветер радовал свежестью... мы мокрые после бассеина, но ничего )) Хорошо есть защитные экраны.

31.

32.

Два берега...

33.

Кепку надел на самые уши, а то два раза сдувало )) чуть не улетела ))

34.

35.

36.

37.

Дальше уже Атлантика...

pantv.livejournal.com

Гибралтарский пролив - Howling Pixel

Гибралта́рский проли́в (исп. Estrecho de Gibraltar, англ. the Strait of Gibraltar, араб. مضيق جبل طارق‎, лат. Fretum Gaditanum) — международный пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.

Длина 65 км, ширина 14—44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м)[1].

В Гибралтарском проливе на разной глубине течения направлены в противоположные стороны. Поверхностное течение в среднем приносит из Атлантики в Средиземное море 55 198 км³ воды за год (при средней температуре в +17 °C и солёности выше 36 ‰). Глубинное течение приносит в Атлантический океан 51 886 км³ (при средней температуре в +13,5 °C и солёности в 38 ‰). Разница в 3312 км³ обусловлена по большей части испарением с поверхности Средиземного моря[1].

По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами — Гибралтарская скала на севере и Джебель-Муса на юге.

Гибралтарский пролив имеет большое стратегическое и экономическое значение[1]. В районе пролива расположены испанские порты Сеута, Ла-Линеа, Альхесирас, марокканский Танжер и британская крепость и военно-морская база Гибралтар[2].

Название

Слово «Гибралтар» является испанизированным вариантом арабского словосочетания «Джабаль Тарик» (араб. جبل طارق‎), означающего «гора Тарика». Название было дано в честь арабского полководца Тарика ибн Зияда, который возглавлял арабское вторжение на Пиренейский полуостров[3].

История образования

По одной из гипотез, 5 млн лет назад воды Атлантического океана пробили Гибралтарский пролив и затопили Средиземноморье[4][5]. По другой теории, более распространённой, Средиземное море является остатком древнего океана Тетис, который постепенно сокращался ввиду движения литосферных плит[6][7][8]: это подтверждается областями горной складчатости и современным направлением движения литосферных плит: Африканская литосферная плита (весь континент Африка и прилегающие области под океанами) движется на север-северо-восток со скоростью 1,9 см/год[9].

Гибралтарский пролив является частью «Гибралтарской Дуги», состоящей из горной системы Баетик на юге Пиренеев, Гибралтарского пролива и северной части Марокко. Университет Гранады в 2017 году создал модель движения каменных блоков (300х150км), которые суммарно повернулись на 53 градуса по часовой стрелке со скоростью 6 градусов в 1 млн лет. Таким образом, «Гибралтарская Дуга» начала образовываться около 9 млн лет назад.[10]

История

На Гибралтарской скале зафиксированы свиделельства проживания неандертальцев в период 125 000 — 24 000 лет назад[11]. Археологические свидетельства проживания Homo Sapiens в этом районе относятся к 40 000 годам назад.

Через Гибралтарский пролив осуществлялись продвижения армий карфагенян, вандалов, мавров и берберов, Испании и Португалии. В 1704 Гиблартарская скала была захвачена Великобританией.

После июльского переворота 1936 года ВМС Испании попытались блокировать Гибралтарский пролив, чтобы помешать переброске войск Армии Африки из испанского Марокко на полуостров Испании. 5 августа 1936 года так называемая «Конвой де ла Виктория» смогла переправить через пролив не менее 2500 человек, прорвав республиканскую блокаду[12].

Гибралтар играл важное значение во время Первой и Второй мировых войн, в качестве стратегического центра по ремонту военных кораблей антифашистской коалиции и по борьбе с немецкими подлодками. Для выполнения этих задач на Гибралтаре было построено большое количество военных объектов, включая военный аэродром. После окончания Второй мировой войны начался процесс деколонизации, и Испания предъявила свои территориальные претензии, которые проведенный в 1967 г. референдум жителей Гибралтара оставил без удовлетворения.

Международный статус

Правовой режим Гибралтарского пролива определяется Англо-Французской декларацией 1904 г., которая провозгласила право свободного прохода судов через Гибралтарский пролив. Также в Декларации был закреплен отказ обеих стран от размещения стратегических объектов на Марокканском побережье. В 1907 г. было заключено соглашение между Англией, Францией и Испанией, согласно которому предусматривалась демилитаризация пролива и подтверждались положения Декларации 1904 г. Однако до сих пор остро стоит вопрос о принадлежащей Англии военно-морской базе. Эти соглашения подкреплены Договором между Францией и Испанией о Марокко 1912 года.[13]. Испания неоднократно требовала вернуть ей эту территорию. В 2003 г. правительства Великобритании и Испании достигли соглашения о том, что они будут управлять Гибралтаром совместно.

В настоящее время правовой режим Гибралтарского пролива предполагает свободный транзитный прохода для всех судов, как гражданских, так и военных. Действие части III в Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. согласно статье 35 (с) этой же Конвенции не относится к режиму Гибралтарского пролива, поскольку данная статья не касается международных проливов, «проход в которых регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, которые относятся специально к таким проливам».

Проекты мостов, тоннелей, плотин через Гибралтарский пролив

Проект «Атлантропа»

В 1920-х годах немецкий архитектор Герман Зёргель предлагал перегородить Гибралтарский пролив гидроэлектрической дамбой, а второй дамбой поменьше — перекрыть Дарданеллы. Был также вариант, где вторая дамба соединяла Сицилию с Африкой. В результате уровень воды в Средиземном море понизился бы приблизительно на 100 метров. Таким образом предполагалось не только получать электроэнергию в изобилии, но и подавать опреснённую морскую воду в Сахару, чтобы она стала пригодна для сельского хозяйства. Европа и Африка стали бы одним континентом — Атлантропой, а вместо Средиземного моря появилось бы искусственное море — Сахарское.

Тоннель

Многие годы Испания и Марокко совместно изучали вопрос создания под проливом железнодорожного и/или автомобильного туннеля, аналогичного тому, который соединяет Францию и Великобританию под проливом Ла-Манш. В 2003 была начата новая программа исследований, рассчитанная на три года.

Мост

Группа американских и британских строителей, со своей стороны, рассматривала[когда?] возможность построения моста через пролив. Такой мост мог бы стать на тот момент самым высоким (свыше 900 метров) и самым длинным (15 км) из существующих в мире. Фантаст Артур Кларк описал такой мост в своём романе «Фонтаны Рая».

Гибралтарский пролив в культуре

В фильме «Лодка» («Das Boot», 1981 г.) экипажу U-96 командование Кригсмарине приказывает пройти через пролив, чтобы проникнуть в Средиземное море и прибыть в Ла-Специю в Италии. Пролив имел очень мощную противолодочную оборону, англичане прекрасно понимали всю его важность, данную самой природой. По сюжету лодка была обнаружена противником, получила прямое попадание авиабомбы и после экстренного погружения провалилась на дно пролива (на глубину 280 м), превысив расчётную глубину погружения. Корпус выдержал огромное давление, после ремонта на дне моря лодка всплыла и смогла вернуться на базу.

В книге американского писателя-фантаста Пола Андерсона «Гибралтарский водопад» (Gibraltar Falls, 1975) из цикла «Патруль времени» действие происходит во времена формирования Средиземного моря.

Примечания

  1. 1 2 3 Гибралтарский пролив // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. ↑ Гибралтар // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  3. ↑ Путешествие по планете. Гибралтар. www.stihi.ru. Дата обращения 11 декабря 2018.
  4. ↑ В Университете Барселоны выяснили, как образовалось Средиземное море. abcspain.ru. Дата обращения 11 декабря 2018.
  5. Бялко А.В. Наша планета — Земля. (Библиотечка «Квант», вып.29). — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1983. — С. 187. — 208 с.
  6. ↑ На берегу океана Тетис. www.vokrugsveta.ru. Дата обращения 11 декабря 2018.
  7. ↑ Средиземное море. www.smileplanet.ru. Дата обращения 11 декабря 2018.
  8. ↑ Литосферные плиты. plate-tectonic.narod.ru. Дата обращения 11 декабря 2018.
  9. ↑ География материков и океанов. 7 кл.: Атлас. — М.: Дрофа, ДиК. — 1997. — 57 с.: ил., карт. — С. 4—6.
  10. ↑ Гибралтарская Дуга возникла 9 миллионов лет назад (недоступная ссылка). ftimes.ru. Дата обращения 5 февраля 2017. Архивировано 6 февраля 2017 года.
  11. ↑ Last of the Neanderthals (англ.) // National Geographic. — 2008. — October.
  12. Antony Beevor. The Battle for Spain. — Orion, 2006. — ISBN 978-0-7538-2165-7.
  13. ↑ Правовой режим международных проливов (проливов, используемых для международного судоходства) https://studme.org/85488/pravo/zamknutye_poluzamknutye_morya
Silent Hunter II

Silent Hunter II — компьютерная игра в жанре симулятора подводных лодок на тему подводных сражений Второй мировой войны от Ubisoft. Создана для Windows 95/98/ME. Изначально разрабатывалась компанией Aeon Electronic Entertainment, создателями первой Silent Hunter, но им пришлось оставить проект незавершенным, и закончила его Ultimation Inc. После значительных задержек игра была выпущена в ноябре 2001 года.

В Silent Hunter II игрок становится членом команды немецкой подлодки времен Второй битвы за Атлантику. В игре имеются однопользовательские и многопользовательские миссии.

В дополнение к некоторым отдельным миссиям одиночного режима игрок может позволяющая игроку принять участие в таких известных моментах, как проникновение U-47 в Скапа-Флоу, проход через Гибралтарский пролив и операция «Drumbeat».

Немецкий ветеран Второй мировой войны, командир подлодки Эрих Топп был одним из технических консультантов игры.

Что в концепции Silent Hunter II было нового, так это то, что можно было сражаться онлайн не только против других подводных лодок, но и против эсминцев, которые контролировались игроками из «Команды разрушителей» (англ. Destroyer Command) (название дала Ubisoft).

Тем не менее, поклонники Silent Hunter не сильно жаловали игру. Silent Hunter II был подвергнут критике за сырой АИ, отсутствие переигровки карьеры игрока, ограниченный набор миссий и нелучшее качество многопользовательской игры, которая часто отключалась так и не начавшись.

Для исправления и улучшения многопользовательского режима был выпущен неофициальный патч под названием Projekt Messerwetzer. Также фанатами было создано немалое количество дополнительных модификаций, патчей и миссии.

Азовское море

Азо́вское мо́ре (укр. Азовське море, крымско-тат. Azaq deñizi) — полузамкнутое море Атлантического океана на востоке Европы, омывающее побережье Украины и России. Самое мелкое море в мире: глубина не превышает 13,5 метров, средняя глубина около 7,4 м (по разным оценкам — от 6,8 до 8 м). Соединяется с Атлантическим океаном длинной цепочкой проливов и морей: Керченский пролив — Чёрное море — пролив Босфор — Мраморное море — пролив Дарданеллы — Эгейское море — Средиземное море — Гибралтарский пролив. По отдалённости от океана Азовское море является самым континентальным морем планеты.

В древности Азовского моря не существовало, а Дон впадал в Чёрное море в районе современного Керченского пролива. Предполагается, что заполнение акватории Азовского моря произошло около 5600 года до н. э. (см. Теория черноморского потопа).

На северном берегу Таманского полуострова находится раннепалеолитическая стоянка древнего человека Кермек. На стоянке Богатыри/Синяя Балка в черепе жившего 1,5—1,2 млн л. н. кавказского эласмотерия (Elasmotherium caucasicum) нашли застрявшее пиковидное орудие из окварцованного доломита.

Альхесирасская конференция

Альхеси́расская конфере́нция проходила в испанском городе Альхесирас с 16 января по 7 апреля 1906 года. Она была созвана по требованию Германии с тем, чтобы разрешить Танжерский кризис. Оказавшись на конференции в международной изоляции, Германия была вынуждена пойти на уступки относительно экспансии в Марокко.

Францию на конференции поддержали Великобритания, Италия и Россия, на стороне Германии выступила только Австро-Венгрия. Позиции стран объяснялись следующими соображениями:

Великобритания боялась усиления немцев на севере Марокко, так как это могло угрожать её интересам в Гибралтарском проливе. Совсем недавно было подписано англо-французское соглашение 1904, по которому Франция и Британия обещали друг друга поддерживать во всех конфликтах.

Италия поддержала Францию, для того чтобы Франция в будущем поддержала Италию, когда последняя начнёт войну против Османской империи (см.: Итало-турецкая война).

Россия поддержала Францию, исполняя союзный долг перед ней, так как по заявлениям самих же российских дипломатов, Россия не имела политического интереса к Марокко. Однако, кроме союзного долга, Россия исполняла общание, данное Государем французскому правительству в ответ на оказанное им давление на французских банкиров в деле скорого заключения внешнего займа, необходимого России для поддержания финансовой стабильности в период волнений 1905-1907 годов.Психологическое давление на немцев во время конференции оказывал вошедший в Гибралтарский пролив британский флот. Установление французского протектората над Марокко было отложено. Пять лет спустя Франция и Германия вновь схлестнулись по вопросу о контроле над этой стратегически расположенной территорией (см.: Второй марокканский кризис).

Андалусия

Андалу́си́я, также Андалу́зия (исп. Andalucía [andaluˈθi.a], местн. [andaluˈsi.a], лат. Vandalitia) — автономное сообщество Испании, состоящее из восьми провинций: Альмерии, Кадиса, Кордовы, Гранады, Уэльвы, Хаэна, Малаги и Севильи. Её столицей является Севилья.

Андалусия расположена на юго-западной оконечности Европы, на юге омывается Гибралтарским проливом и Средиземным морем, на западе — Атлантическим океаном и граничит с Португалией. Внутри Испании на севере Андалусия граничит с Эстремадурой и Кастилией-Ла-Манчей, на востоке — с Мурсией.

Барбате

Барбате (исп. Barbate) — населённый пункт и муниципалитет на юге Испании, на месте впадения одноимённой реки в Гибралтарский пролив. Входит в провинцию Кадис, в составе автономного сообщества Андалусия. Муниципалитет находится в составе района (комарки) Ла-Ханда. Занимает площадь 142 км². Население — 22 977 человек (на 2010 год). Расстояние — 64 км до административного центра провинции.

Вивальди, Вандино и Уголино

Вандино и Уголино Вивальди — генуэзские братья-мореходы, которые в 1291 году вышли из Генуи через Гибралтарский пролив в Атлантический океан, с целью обогнуть Африку и достичь Индии по морю.

География Марокко

Омывается на севере водами Средиземного моря и на западе — Атлантического океана. Гибралтарский пролив отделяет Марокко от материка Европы. На востоке и юго-востоке граничит с Алжиром, на юге — с Западной Сахарой. Юго-восточная граница в пустыне Сахара точно не определена.

Общая площадь страны 446 550 км². По этому показателю Марокко занимает 57-е место в мире.

Общая протяженность сухопутные границы — 2 018 км. В том числе с такими странами как: Алжир — 1 559 км, Западная Сахара (оккупирована Марокко) — 443 км, Испания (Сеута) — 6,3 км, Испания (Мелилья) — 9,6 км.

Береговая линия страны: 1 835 км.

На северном побережье Марокко расположены испанские эксклавы Сеута и Мелилья. Страна делится на четыре физико-географических региона: Эр-Риф, или горный район, лежащий параллельно средиземноморскому побережью; Атласские горы, протянувшиеся через страну с юго-запада на северо-восток от Атлантического океана до Эр-Рифа, от которого их отделяет впадина Таза; регион обширных прибрежных равнин атлантического побережья; долины, лежащие на юг от гор Атласа, переходящие в пустыню. Высочайшая точка страны — гора Тубкаль (4165 м) — находится в хребте Высокий Атлас. Эр-Риф поднимается до (2440 м) над уровнем моря, Себха-Тах — самое низко расположенное место в Марокко — 55 метров ниже уровня моря. Главные реки страны: Мулуя, впадающая в Средиземное море, и Себу, впадающая в Атлантический океан.

Герб Мелильи

Герб Мелильи — официальный символ автономного города Мелилья, расположенного на северном побережье Африки и отделённого от остальной территории Испании Средиземным морем. Герб был утверждён декретом короля Альфонсо XIII 11 марта 1913 года, подписан Председателем Совета Министров Альваро де Фигероа и графом де Романонес. Герб основывается на гербе герцогского дома де Медина-Сидония, поскольку некоторые его члены участвовали во взятии города.

Геркулесовы столбы

Геркуле́совы столбы́ (лат. Columnae Herculis) — название, использовавшееся в Античности для обозначения высот, обрамляющих вход в Гибралтарский пролив. Северная скала (со стороны Европы) — это Гибралтарская скала (расположенная во владении Великобритании Гибралтар), а в качестве южного столба (со стороны Северной Африки) выступает либо гора Джебель-Муса в Марокко, либо гора Абила, расположенная рядом с Сеутой.

Левант (ветер)

Левант (кат. Llevant, итал. Levante, мальт. Lvant, греч. Λεβάντες, исп. Levante) — восточный ущельный ветер, дующий в западной части Средиземного моря и на юге Франции. В Руссильоне его называют льевант, на Корсике — леванте. В западном Средиземноморье носит имя леванте или левантер, если дует через Гибралтарский пролив, в южных регионах Испании больше известен как солано.

Международная зона Танжер

Международная зона Танжер (1912—1956) — одна из немногих мировых территорий, которая из-за своего важнейшего стратегического местоположения имела особый статус. Город Танжер у входа в Гибралтарский пролив и прилегающая к нему территория общей площадью 373 км² и населением 40 тыс. чел., а также примыкающим водным пространством около 7 км² имели «международный статус», фактически представляя собой совместное владение нескольких европейских колониальных держав, которые так и не сумели договориться о принадлежности данной территории. Международная зона Танжера просуществовала 44 года, став самым долговечным из аналогичных ей «международных» проектов. Была аннексирована Марокко в 1956 году в ходе периода деколонизации. В память о той эпохе и предшествующих ей периодах контроля различных европейских держав Танжер сохранил многоязычный характер и до сих пор является самым европеизированным городом Марокко.

Мыс

Мыс — участок суши, выдающийся острым углом в море, озеро, реку. Может быть сложен как коренными породами, так и наносами.

Проливы, используемые для международного судоходства

Проливы, используемые для международного судоходства — это морские проливы, в которых международными конвенциями предусматривается особый международно-правовой режим прохода судов. Ранее традиционно употребляемое в доктрине название проливов, используемых для международного судоходства, — международные проливы.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает, что на проливы, соединяющие части открытого моря или исключительной экономической зоны и частично или полностью перекрываемые территориальным морем прибрежных государств, распространяется право транзитного прохода, которым пользуются все суда, включая военные корабли, и летательные аппараты (ст. 38 Конвенции).

При осуществлении права транзитного прохода суда и летательные аппараты без промедления должны следовать через пролив или над ним, воздерживаться от угрозы силой или её применения против граничащих с проливом государств и, кроме того, от любой деятельности, непосредственно не связанной с обычным порядком непрерывного и быстрого транзита через пролив или над ним.

Суда также обязаны соблюдать общепринятые международные правила, относящиеся к безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения с судов, а летательные аппараты обязаны соблюдать применимые правила полетов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) (ст. 39 Конвенции). Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу или приостанавливать его. Примеры таких проливов: Па-де-Кале, Ормузский пролив, Гибралтарский пролив.

Согласно Конвенции, в проливах, соединяющих части открытого моря или исключительной экономической зоны с территориальным морем (пролив Хуан-де-Фука), а также в проливах, образованных островом и континентальной частью, когда в сторону моря от острова имеется столь же удобный судоходный путь (Мессинский пролив), действует режим мирного прохода через территориальное море. Приостановление мирного прохода судов, включая военные корабли, через такие проливы не допускается.

Положения Конвенции по морскому праву не распространяются на проливы, режим которых полностью или частично урегулирован давно существующими и действующими международными конвенциями (ст. 35 (с) Конвенции ООН по морскому праву). Примером таких проливов являются Черноморские проливы, режим которых регулируется Конвенцией Монтрё, а также Балтийские проливы.

Спартель

Спарте́ль (исп. Espartel, араб. رأس سبارتيل‎) — мыс в Марокко, расположен на входе в Гибралтарский пролив примерно в 10 км от города Танжер.

Недалеко от мыса располагался остров Спартель, который затонул примерно 12 тыс. лет назад. Некоторые исследователи полагают, что этот остров являлся легендарной Атлантидой. От мыса на юг простирается одна из самых протяжённых в мире пляжных линий (47 км), омываемая чистыми водами океана. На мысе расположены Геркулесовы пещеры.

Благодаря своему положению на стыке Средиземного моря и Атлантического океана район вокруг мыса имел стратегическое значение. В октябре 1782 года в ходе войны за независимость США произошло сражение между британцами и испанцами. Спустя несколько сот лет, в годы гражданской войны в Испании рядом с мысом также произошло морское сражение.

Список государств и зависимых территорий Европы

Европа — одна из шести частей света, образующая вместе с Азией крупнейший по площади и по населению материк Евразия. Площадь Европы — 10 млн км², население — 730 млн человек.

Географически Европа ограничена Атлантическим океаном на западе и Северным Ледовитым океаном на севере, Чёрным, Мраморным и Средиземным морями, проливами Босфор и Дарданеллы на юге. В качестве восточной и юго-восточной границ Европы обычно рассматривается восточное подножие Уральского хребта, река Эмба и Каспийское море, северная граница Предкавказья по рекам Кума, Маныч, Дон.

Страны Европы делятся на четыре региона: Западный, Восточный, Северный и Южный. Некоторые географы выделяют пятый регион — Центральный. Во времена холодной войны к Западному региону относили капиталистические страны, к Восточному — социалистические.

В общей сложности в Европе расположено 65 стран: из них 50 независимых государств, 9 зависимых территорий и 6 непризнанных республик. 14 стран являются островными, 19 — внутриконтинентальными, 32 имеют широкий выход в моря и океаны.

Три государства — Россия, Турция и Казахстан, согласно всем авторитетным источникам, имеют территории и в Европе, и в Азии; ещё два государства — Азербайджан и Грузия — большинство авторитетных источников, в частности российские и западноевропейские, относят целиком к Азии, но ряд американских источников (при проведении границы Европы и Азии по Большому Кавказу) говорят, что эти азиатские государства имеют небольшие европейские части (находящиеся к северу от водораздела Большого Кавказского хребта), также есть источники, которые полагают страны Закавказья и Кипр тесно связанными с Европой. В ряде источников утверждается, что Украина является крупнейшим государством, полностью расположенным в Европе, однако остров Тузла, принадлежащий Украине, ранее являлся частью Таманского полуострова, который относится к Азии (при проведении границы Европа-Азия по Кумо-Манычской впадине), что делает Тузлу очень малой азиатской частью Украины; в связи с присоединением Крыма к РФ данный нюанс становится спорным. Географически целиком расположенные в Азии Армению и Кипр относят к Европе по ряду геополитических критериев.

Ряд европейских государств имеют свои территории в Африке — это Испания (Канарские острова и т. н. «суверенные территории Испании» на марокканском побережье), Португалия (Мадейра) и Франция (заморские департаменты Майотта и Реюньон).

Два европейских государства имеют территории в Америке — это Дания (автономный регион Гренландия) и Франция (заморские департаменты и сообщества Французская Гвиана, Гваделупа, Сен-Мартен, Сен-Бартелеми, Мартиника и Сен-Пьер и Микелон).

Также к европейским странам относят все островные государства и территории Средиземного моря, за исключением Кипра и ТРСК.

28 государств входят в Европейский союз, 25 являются членами блока НАТО, в Совет Европы входит 47 государств.

На территории Европы располагаются как самое большое (Россия), так и самое малое (Ватикан) государства мира.

Список государств — членов Европейского союза по средней заработной плате

Это карта и список стран Европейского союза по среднемесячной заработной плате, (годовое, делённое на 12 месяцев), в Евро и в местной валюте, брутто (до уплаты налогов) и нетто (после уплаты налогов). Расположенные ниже таблицы показывают среднюю зарплату, ориентируясь на данные разных источников. На менее развитых рынках велика роль теневой экономики, что искажает данные исследований.

Страны ЕС по среднему размеру оплаты труда

Страны обозначенные на карте фиолетовым цветом имеют чистую среднемесячную заработную плату (располагаемый доход) свыше €3000, синем — в диапазоне от €1500 до €3000, оранжевым — от €500 до €1500, красным — ниже €500.

Страны обозначенные на карте фиолетовым цветом имеют валовые среднемесячные зарплаты (до налогов) превышающие €4000, синим — от €2000 до €4000, оранжевым — от €700 до €2000, красным — ниже €700.

Список стран Европы по минимальному размеру оплаты труда

В этом списке представлена информация о минимальном размере оплаты труда (брутто) в странах Европы.

Данные представлены на основе 40 — часовой рабочей недели и 52 — недель в год, за исключением Франции (35 часов), Сан-Марино (37,5 часов), Бельгии (38 часов), Великобритании (38,1 часов), Ирландии (39 часов), Монако (39 часов) и Германии (39,1 часов). В большинстве стран минимальный размер оплаты труда фиксируется в расчёте на месяц, но есть страны, где минимальная оплата труда фиксируется недельной или почасовой ставкой.

Европейские страны по минимальному размеру оплаты труда (брутто)

Страны обозначенные на карте синем цветом имеют минимального размера оплаты труда - в диапазоне от €1000 и выше, оранжевым - от €500 до €1000 евро, красным - ниже €500. Страны обозначенные на карте фиолетовым цветом не имеют минимального размера оплаты труда.

Европейские страны по минимальному размеру оплаты труда (нетто)

Страны обозначенные на карте синем цветом имеют минимального размера оплаты труда - в диапазоне от €1000 и выше, оранжевым - от €500 до €1000 евро, красным - ниже €500. Страны обозначенные на карте фиолетовым цветом не имеют минимального размера оплаты труда.

Средиземное море

Средизе́мное мо́ре — межматериковое море, по происхождению представляющее собой глубоководную псевдоабиссальную внутришельфовую депрессию, связанную на западе с Атлантическим океаном Гибралтарским проливом.

В Средиземном море выделяют, как его составные части, моря: Адриатическое, Альборан, Балеарское, Ионическое, Кипрское, Критское, Левантийское, Ливийское, Лигурийское, Тирренское и Эгейское. В бассейн Средиземного моря также входят Мраморное, Чёрное и Азовское моря.

Стрел, Мартин

Мартин Стрел (род. 1 октября 1954, Мокроног-Требелно, Югославия) — словенский пловец на сверхдальние дистанции. Установил несколько мировых рекордов в этой дисциплине.

Стал первым человеком на Земле, преодолевшим вплавь Амазонку. Шестидесятидвухлетний Словенец проплыл 5268 километров по самой полноводной реке мира, по 80 километров в течение 66 дней. Стартовав у истока реки в Перу, он закончил своё путешествие в устье реки около бразильского города Белен. Своим поступком спортсмен хотел привлечь внимание общественности к проблеме вырубки амазонских лесов.

Ранее Мартин Стрел покорил такие реки как Дунай (расстояние в 504 километра непрерывно в течение 84 часов), Миссисипи (расстояние в 3800 километров он преодолел за 68 дней), Янцзы, а также Гибралтарский пролив, за что вошёл в Книгу рекордов Гиннесса.

В 2009 году на экраны вышел документальный фильм «Человек Большой реки», рассказывающий о Стреле.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Гибралтарский пролив — Википедия

Гибралта́рский проли́в (исп. Estrecho de Gibraltar, англ. the Strait of Gibraltar, араб. مضيق جبل طارق‎, лат. Fretum Gaditanum) — международный пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.

Длина 65 км, ширина 14—44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м)[1].

В Гибралтарском проливе на разной глубине течения направлены в противоположные стороны. Поверхностное течение в среднем приносит из Атлантики в Средиземное море 55 198 км³ воды за год (при средней температуре в +17 °C и солёности выше 36 ‰). Глубинное течение приносит в Атлантический океан 51 886 км³ (при средней температуре в +13,5 °C и солёности в 38 ‰). Разница в 3312 км³ обусловлена по большей части испарением с поверхности Средиземного моря[1].

По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами — Гибралтарская скала на севере и Джебель-Муса на юге.

Гибралтарский пролив имеет большое стратегическое и экономическое значение[1]. В районе пролива расположены испанские порты Сеута, Ла-Линеа, Альхесирас, марокканский Танжер и британская крепость и военно-морская база Гибралтар[2].

Название

Вид на Гибралтарский пролив из космоса

Слово «Гибралтар» является испанизированным вариантом арабского словосочетания «Джебель Тарик» (араб. جبل طارق‎), означающего «гора Тарика». Название было дано в честь арабского полководца Тарика ибн Зияда, который возглавлял арабское вторжение на Пиренейский полуостров[3].

История образования

По одной из гипотез, 5 млн лет назад воды Атлантического океана пробили Гибралтарский пролив и затопили Средиземноморье[4][5]. По другой теории, более распространённой, Средиземное море является остатком древнего океана Тетис, который постепенно сокращался ввиду движения литосферных плит[6][7][8]: это подтверждается областями горной складчатости и современным направлением движения литосферных плит: Африканская литосферная плита (весь континент Африка и прилегающие области под океанами) движется на север-северо-восток со скоростью 1,9 см/год[9].

Гибралтарский пролив является частью «Гибралтарской Дуги», состоящей из горной системы Баетик на юге Пиренеев, Гибралтарского пролива и северной части Марокко. Университет Гранады в 2017 году создал модель движения каменных блоков (300х150км), которые суммарно повернулись на 53 градуса по часовой стрелке со скоростью 6 градусов в 1 млн лет. Таким образом, «Гибралтарская Дуга» начала образовываться около 9 млн лет назад.[10]

Проекты мостов, тоннелей, плотин через Гибралтарский пролив

Проект «Атлантропа»

В 1920-х годах немецкий архитектор Герман Зёргель предлагал перегородить Гибралтарский пролив гидроэлектрической дамбой, а второй дамбой поменьше — перекрыть Дарданеллы. Был также вариант, где вторая дамба соединяла Сицилию с Африкой. В результате уровень воды в Средиземном море понизился бы приблизительно на 100 метров. Таким образом предполагалось не только получать электроэнергию в изобилии, но и подавать опреснённую морскую воду в Сахару, чтобы она стала пригодна для сельского хозяйства. Европа и Африка стали бы одним континентом — Атлантропой, а вместо Средиземного моря появилось бы искусственное море — Сахарское.

Тоннель

Многие годы Испания и Марокко совместно изучали вопрос создания под проливом железнодорожного и/или автомобильного туннеля, аналогичного тому, который соединяет Францию и Великобританию под проливом Ла-Манш. В 2003 была начата новая программа исследований, рассчитанная на три года.

Мост

Группа американских и британских строителей, со своей стороны, рассматривала[когда?] возможность построения моста через пролив. Такой мост мог бы стать на тот момент самым высоким (свыше 900 метров) и самым длинным (15 км) из существующих в мире. Фантаст Артур Кларк описал такой мост в своём романе «Фонтаны Рая».

Гибралтарский пролив в культуре

В фильме «Лодка» («Das Boot», 1981 г.) экипажу U-96 командование Кригсмарине приказывает пройти через пролив, чтобы проникнуть в Средиземное море и прибыть в Ла-Специю в Италии. Пролив имел очень мощную противолодочную оборону, англичане прекрасно понимали всю его важность, данную самой природой. По сюжету лодка была обнаружена противником, получила прямое попадание авиабомбы и после экстренного погружения провалилась на дно пролива (на глубину 280 м), превысив расчётную глубину погружения. Корпус выдержал огромное давление, после ремонта на дне моря лодка всплыла и смогла вернуться на базу.

В книге американского писателя-фантаста Пола Андерсона «Гибралтарский водопад» (Gibraltar Falls, 1975) из цикла «Патруль времени» действие происходит во времена формирования Средиземного моря.

Примечания

wikipedia.green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *