Ракета (теплоход) — это… Что такое Ракета (теплоход)?
«Ракета» — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях (проекты 340, 340Э, 340МЕ).
История
Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 1970-х годов. Всего было построено около четырёхсот теплоходов. Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.
Серийный выпуск «Ракет» был налажен на Феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 года по 1977 год было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись Лениградским заводом Звезда[1].
«Ракеты» были очень популярны в СССР и за его пределами. Их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа, путая «Ракеты» с «Метеорами» и другими судами на подводных крыльях. С появлением этих скоростных теплоходов человечество получило возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населённых пунктов. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке. Главным отличием «Ракеты», от всех остальных речных судов на подводных крыльях, является наличие большой открытой площадки в кормовой части.
В Москве первая «Ракета» (а именно «Ракета-1») появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. «Ракету» привел в столицу главный конструктор судна — Р. Е. Алексеев — и лично продемонстрировал её Н. С. Хрущёву.
Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве, в качестве общественного транспорта, велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали также маршруты и в Подмосковье: от МСРВ до Чиверево, Аксаково, Тишково, Речки Черной.
С 2007 года в Московском регионе началась эксплуатация «Ракет» на прогулочных маршрутах.
В настоящее время эксплуатация «Ракет» в качестве общественного транспорта сохранилась только на реках Оби и Лене.
Существовала пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» — 90 м. Подача воды — 800 куб. м/час. В 2003 году был выведен из эксплуатации последний экземпляр «Ракеты-П». Судно получило серьёзные повреждения при выполнении спасательной операции. В 2011 году после проведения ремонтных работ судно было установлено на территории учебной базы МЧС в Санкт-Петербурге. Используется в качестве музейного экспоната.
Распространение
Списки судов типа «Ракета» на сайтах о водном транспорте
Интересные факты
- На одном из ходовых испытаний СПК «Ракета», проводимых Р. Е. Алексеевым, присутствовал, в качестве гостя, конструктор космической техники С. П. Королёв.
- Несколько раз ходовые испытания СПК «Ракета» выполнял прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.
Галерея
См. также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Обескрыленная «Ракета»: techmonuments — LiveJournal
По большому счёту, это — не технический монумент. Но уважаемый владелец сообщества дал добро на публикацию этого материала здесь.Под Казанью, в селе Кирельское (ширина 55.131826, долгота 49.14235), рядом с судоремонтным заводом, стоит полузаброшенный детский лагерь. Обычный лагерь, ничего особенного, но во время прошлогоднего велопутешествия по заброшенным церквям он был нанесён на карты, как очень желаемый для посещения объект: в качестве кинотеатра там использовалось крылатое судно типа «Ракета».
Вскользь упомянув о нём в отчёте, я не собирался больше возвращаться к этому месту в своих записях. Фотографий набралось мало, никакой художественной ценности они не представляли… Но вот, спустя восемь месяцев после того похода, я вдруг читаю в новостных лентах: в Москве режут последние «Ракеты». Две, списанные ещё десять лет назад, обозвали рухлядью и пустили под нож в середине февраля; ещё две ждут такой же участи на берегу. Ещё пара осталась пока на ходу, но надолго ли? И вот нахлынули воспоминания, как-то защемило внутри, и приятель пишет в скайп по этому поводу… И вот уже разбираю фотографии с нелепо торчащим между лесных деревьев стремительным силуэтом, смотрю на youtube видео, роюсь в базе fleetphoto.ru…
Режут последние «Ракеты»… Меня это печалит. С возрастом становишься всё сентиментальнее, всё трепетнее относишься к удаляющемуся детству, а «Ракета» для меня — один из символов той беззаботной поры: лето я проводил в деревне на другом берегу Волги, и самым простым и быстрым способом добраться туда были теплоходы: медленные водоизмещающие «ОМ» или «Московский» и скоростные «Ракеты» и «Метеоры» на подводных крыльях. Кроме подобных нам дачников, в город ездили жители окрестных деревень — например, торговать на рынке дарами своего огорода, так что пассажиропоток был постоянным и довольно плотным. Автобусом на тот берег добраться было проблемно (даже после появления моста через Волгу в 1989 году посуху нужно было делать здоровенный крюк, а до того приходилось переплавляться на пароме), личный автомобиль был далеко не у каждого, и водный транспорт был востребован. К казанскому речному порту было приписано с десяток «Ракет» и столько же примерно «Метеоров», а из соседних городов заходило две-три больших «Кометы». Я наперечёт знал все местные пассажирские теплоходы и в неисчислимых количествах рисовал их в альбомах. С летними друзьями мы играли в речной порт: я был диспетчером, объявлял посадку и отправление рейсов до разных пристаней, а пацаны на велосипедах гоняли до какого-нибудь дома, и чем дальше от Казани была объявленная пристань — тем дальше ездил «капитан».
До сих пор помню билетики из тёмной плотной бумаги с красным узором и штемпелями: номер теплохода и время отправления. Чаще всего мы ездили на «десятичасовой» «Ракете». До нашей пристани, не особо удалённой от города, «Метеоры» почти не ходили — только подменяли «Ракеты» в случае суровой погоды и иногда заходили по пути в город подобрать кого-то, если оставалось место на борту. «Метеор» в детстве гораздо больше нравился: больше, мощнее, шумнее, быстрее, выглядит посовременнее. И к появившимся у нас ближе к концу 80-х «Восходам» тоже интерес был куда больше. Теперь же, спустя годы, когда по паре «Метеоров» с «Восходами» здесь ещё бегают, все местные «Ракеты» уже лет двадцать как порезаны на металлолом, а во всей России (скорее, вообще во всём мире) ходовых «Ракет» осталось пять штук, я скучаю именно по их изящным плавным линиям.
Словом, суда на подводных крыльях для меня вещь культовая. Но не менее культовой является для меня и фигура их легендарного конструктора — Ростислава Алексеева. Это фигура, на мой взгляд, масштаба не меньшего, чем, скажем Сергей Королёв: Алексеев совершил два революционных технологических прорыва — сначала в судовой промышленности, создав с нуля несколько проектов судов на подводных крыльях, а вскоре и в авиации, изобретя удивительную машину — экраноплан. Судьба конструктора вызывает одновременно и чувство гордости за страну, в которой когда-то совершали такого масштаба технические прорывы, и одновременно — презрение к власть придержащим: Алексеева, в конце концов, загубила номенклатурная сволочь. Тут же можно вспомнить гениального конструктора вертолётов Сикорского, вынужденного бежать от революционного пролетариата… Что в итоге? Технологию вертолётостроения СССР осваивал по американским образцам только в 1960-х годах, пальма первенства в производстве «крылатых кораблей» упущена, потенциал экранопланостроения до сих пор не раскрыт — а это, вероятно, потеря для всего человечества в целом.
Но я отвлёкся… К своему первому большому судну на подводных крыльях — «Ракете», ознаменовавшей прорыв в судостроении, совершившей революцию в перевозках пассажиров по рекам, Алексеев шёл почти двадцать лет. Он загорелся идеей крылатого корабля ещё в 30-х годах, будучи студентом Горьковского индустриального института, когда ознакомился с исследованиями работы крыла в жидкой среде, а в 1941 году защитил дипломную работу на тему «Глиссер на подводных крыльях». Вскоре, работая на сормовском заводе мастером-испытателем танков, разработал на основе дипломного проекта торпедный катер на подводных крыльях, однако ни у командования Военно-Морского Флота, ни в наркоме судостроительной промышленности идея поддержки не нашла. Однако упорный конструктор продолжал работу, и его исследования заинтересовали руководство «Красного Сормова»: через полтора года ему была предоставлена возможность работать над своим проектом, выделено время, создана специальная гидролаборатория. В 1943 году Алексеев создал свой первый крылатый катер А-4 и… сам же признал его бесперспективным — конструкция крыльев требовала изменения угла их атаки в зависимости от скорости, что усложняло и конструкцию корабля, и управление им. Однако начальство видит положительные результаты эксперимента, выделяет конструктору новое помещение, позволяет увеличить штат. Через два года, в 1945-м, проводятся испытания катера А-5, имеющего принципиально новую, более совершенную крыльевую схему с саморегулирующими подъемную силу малопогруженными крыльями. На этом катере Алексеев дошёл своим ходом до Москвы, чем привлёк внимание военных чинов, и получил задание на оснащение подводными крыльями торпедного катера 123К, которое с успехом выполнил (отработав очередную модернизацию своего ноу-хау на катере А-7 и попутно ознакомившись с конструкцией трофейного немецкого СПК TS-6) и получил за него в 1951 году Сталинскую премию.
Параллельно этому гениальный конструктор разработал проект первого речного пассажирского судна — прообраза «Ракеты». Но с воплощением проекта в жизнь всё оказалось не так просто: инженеру пришлось годами обивать пороги министерств, бороться с чиновничьими инертностью, консерватизмом, скепсисом, выбивать финансирование… Реальная работа над «Ракетой» началась только зимой 1956 года. Экспериментальный цех КБ работал в три смены, и уже к маю следующего года экспериментальное СПК было спущено на воду. Об условиях, в которых пришлось собирать первый крылатый теплоход, можно судить по такому сообщению, найденному на одном форуме: «Мой дядя работал у Алексеева (судосборщиком) над первой «Ракетой», и они вместе ночью ходили на заводскую Аллею Почёта и снимали оргстекло, чтобы застеклить салон. Алексееву в то время было запрещено заниматься гражданскими проектами, их финансирование было закрыто. «Ракета-1» пошла в Москву на показ Хрущеву без остекления ходовой рубки (не успели согнуть лобовое стекло).»
26 июля 1957 года рано утром «Ракета» вышла из Горького в Москву, где открывался Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Путь занял пятнадцать часов, в то время как обычный теплоход преодолевал его за три дня. Это был триумф: летящий над волнами необычный, стремительный теплоход вызывал у зрителей восторженное удивление, давал повод для зависти зарубежным гостям и участникам фестиваля, которых катали по Москве-реке и каналу им. Москвы, а самое главное — получил высочайшее партийное одобрение: прокатившемуся на новинке Хрущёву «Ракета» очень понравилась, и Никита Сергеевич, сказав «Хватит нам по рекам на волах плавать! Современному миру — современную скорость!», дал Алексееву карт-бланш на серийное производство.
Отработав на Всемирном фестивале три недели, экспериментальная «Ракета» поступила в опытную эксплуатацию на линии Горький–Казань. Расстояние в 420 километров она преодолевала за семь часов. Обычному водоизмещающему теплоходу на это требовалось тридцать часов; дорога на поезде занимала двадцать восемь часов. В конце навигации 1958 года, в сентябре, опыт признан успешным — и с небольшими изменениями по сравнению с головным судном «Ракета» идет в серию.
Строили «Ракеты» в Горьком, на заводе «Красное Сормово», где была выпущена первая серия из десяти судов, а с 1960 года производство начали в Крыму, на Феодосийском судостроительном заводе «Море». Последние суда серии были спущены в 1976 году, а всего их было построено почти четырста. Существовало три основных проекта (модификации) «Ракет» — стандартный 340, 340МЕ для мелководья, с уменьшенной осадкой, и 340Э (полагаю, что предназначенный для экспорта, но не факт). Салон 27-метрового СПК был рассчитан на 65 пассажиров, эксплуатационная скорость — 64 км/ч.
Одним из первых капитанов «Ракеты» был Михаил Девятаев ― герой Великой Отечественной, умудрившийся, будучи в плену, угнать с секретного немецкого аэродрома «Хейнкель-111» и вернуться на родину. Вполне вероятно, что он когда-то стоял на руле и этой «Ракеты» с бортовым номером 25. Это было первое крылатое судно, приписанное к казанскому речному порту. Выпущено и поступило на баланс Волжского объединённого речного пароходства в 1961 году, числилось на нём до 1992-го, а потом было отогнано на сто километров вниз по Волге и превращено в кинотеатр в детском лагере неподалёку от судоремонтного завода.
Теплоход лишили крыльев, оставили только короткие культи-стойки, с одной стороны, изувечив «Ракету», с другой — примерно так она и выглядела на ходу. Если бы ещё не оторвали напрочь вторую стойку в носовой части… Ну и закрашенные иллюминаторы тоже шарма не добавляют, конечно.
Вот как в оригинале выглядят крылья «Ракеты»:
В корме здесь вырезали вход для юного зрителя, в оригинале транец был глухим:
Приятная особенность «Ракеты» заключалась в наличии открытой площадки и прогулочной палубы в корме судна — у более поздних СПК таковой не было. Например, у «Метеора» прогулочная палуба — одно название: совсем небольшое крытое помещение между кормовым и носовым салонами с довольно ограниченным обзором, места человек на шесть, сесть негде…. А вот на «Ракете» в жаркий день пассажиры стремились первыми занять кормовые сиденья.
По этому трапу пассажиры, ступив с причала на верхнюю палубу сразу за капитанской рубкой, спускались к корме, разворачивались, и по прогулочной палубе шли в направлении носа, попадая в пассажирский салон.
Прогулочная палуба, вид на нос…
… и на корму
Нос «Ракеты». Из вертикальной щели по штату торчал якорь.
Нос, вид сверху: полубак с брашпилем якорного устройства, точнее, уже без него. Иногда пассажиров пускали сюда погулять и проветрить голову 🙂 На казанских «Ракетах» я правда такого не припомню…
Наглухо заваренная и закрашенная надстройка — капитанская рубка:
А вот она в первозданном виде (редкий кадр — заснеженное СПК):
В группе «Суда на подводных крыльях» во Вконтакте нашлись фотографии интерьера капитанского мостика:
А так выглядит пассажирский салон «Ракеты»: если глядеть на нос…
… и в корму:
Ближе к выходу на прогулочную палубу — буфет. Говорят, даже работал в некоторых пароходствах…
«Ракета», первенец скоростного флота СССР, пользовалась большой популярностью по всей стране. Наверное, практически на всех судоходных реках Союза можно было услышать характерный «ракетный» рокот, а название судна стало нарицательным: «ракетами» часто называли все скоростные суда. Например, на этой пачке советских сигарет марки «Ракета» изображено в действительности СПК «Метеор», следующее детище Ростислава Алексеева. Впрочем, обычно таких ляпов удавалось избегать:
Несколько десятилетий «Ракеты» были основным транспортом на многих скоростных водных магистралях страны, связывающих города и труднодоступные деревни, а сейчас действующие суда этого типа можно сосчитать по пальцам одной руки — и сколько навигаций им ещё осталось, неизвестно. Будет печально, если никто не сохранит ни один легендарный теплоход ― если не качестве действующего экспоната, который катал бы туристов хотя бы несколько раз в сезон, то как минимум в качестве музея, сохранённого для истории в первозданном виде, тем более, что до сих пор ни одна «Ракета» не удостоилась такой судьбы. Несколько теплоходов после списания, видоизменившись с разной степенью уродства, использовались в качестве кафе (единственное приятное исключение ― «Ракета-170» в подмосковном санатории, которую сохранили в почти оригинальном виде), полноценного корабля-памятника, увы, не существует.
А «Ракета» безусловно заслуживает того, чтобы быть увековеченной ― и как дань уважения конструкторскому гению Алексеева, и как технический памятник, имеющий ценность для всего человечества: на момент своего появления «Ракета» была лучшим СПК в мире ― конструкция и дизайн не имели аналогов, и для рек, озёр и водохранилищ, где осадка имела немаловажное значение, лучшего скоростного теплохода было не найти. Недаром же «Ракеты» экспортировались не только в страны соцлагеря, но и в ФРГ, Великобританию и даже США!
Для Британии было построено несколько «Ракет» по отдельному проекту 340Т. По той скудной информации, что можно найти в интернете, можно сделать вывод, что этот проект отличался осадкой (по этому параметру он был чем-то средним между базовым проектом 340 и мелкосидящим 340М) и несколько другой конфигурацией входов-выходов. В частности, у некоторых английских «Ракет» появился дополнительный вход впереди по правому борту. Видимо, это было обусловлено спецификой английских пристаней и причалов. Теплоходы назывались «Raketa Greenwich», «Raketa Westminster», «Raketa Thames» и обслуживали пригородные линии в Лондоне два или три года, начиная с 1974-го.
Пара «Ракет» работала и в Западной Германии. C 1965 года «Raketa-367» эксплуатировалась в Гамбурге, но 1969 году вернулась на родину и была приписана к Московскому речному пароходству. Более продолжительной была карьера её систершипа кёльнской приписки, построенной в 1972 году по заказу немецкой компании Köln-Düsseldorfer Rheinschiffahrt AG и связывавшей Кёльн с Дюссельдорфом и Майнцем. Рейнские речники намучались с ненадёжным дизелем М-400, заменив его, по сведениям немецкой wikipedia, 13 раз за те 25 лет, что прослужила им «Rheinpfeil» («Рейнская стрела» — так назвали местную «Ракету»), то есть раз в два года. У немцев, видимо, терпения было больше, чем у англичан, и они расстались с «Ракетой» лишь в 1997 году, продав её частному владельцу в Голландию.
А ещё одна «Raketa» работала в самом Нью-Йорке! Её построили по заказу «Судоимпорта» специально для выставки Ехро-67 в Монреале, где и продали в Штаты. Там она провела навигации 1968–69 годов, после чего попала на остров Гамильтон (Бермуды) — одно из самых удивительных мест, куда попадали советские суда на подводных крыльях.
Но самым экзотическим местом, где удалось поработать «Ракетам», стало, пожалуй Никарагуа. Несколько «Ракет», купленных в Белоруссии, проработали на местных линиях этой страны пару навигаций, начиная с 1995 года. Ближе к концу века регулярные рейсы по каким-то причинам прекратились, флотилия довольно быстро обветшала, сменила владельца и была разрезана на металлолом.
Упомяну про ещё одну из многочисленных локаций, где возили пассажиров «Ракеты»: город Припять. Ещё с середины 60-х годов сюда стали ходить «Ракеты» из Киева и Гомеля, позже, когда город разросся и возрос поток пассажиров — ближе к чернобыльской катастрофе — пустили и более вместительный «Метеор». По воспоминаниям жителей атомограда, скоростные теплоходы были вожделенной альтернативой автотранспорту, несмотря на более высокую цену билета: пролететь на крыльях по речке куда приятней, чем трястись по дороге в душном автобусе. Говорят, в выходные дни достать билет на «Ракету» (кстати, украинские и белорусские СПК, как правило, имели имена собственные: «Горизонт», «Тайфун», «Зiрка», «Степан Шутов», «Матвей Бортовский», «Юрий Гагарин») было практически невозможно.
Пока я копался в сети, упорядочивая, в общем-то, в основном уже известную мне информацию, я таки сделал для себя удивительное открытие о «Ракете». Оказывается, существовала её пожарная версия — проект 340П, с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. У неё был небольшой салон и два машинных отделения со стандартными «ракетными» дизелями М-400 — один был ходовым, второй — насосным. Дальность «стрельбы» пожарных стволов доходила до 90 м. Последнее их таких судов (построено было их всего несколько штук) работало до 2003 года, во время спасательной операции на Балтике получило серьёзные повреждения и было списано, а в 2011 году отремонтировано и установлено на территории учебной базы МЧС в Санкт-Петербурге в качестве музейного экспоната. Правда, посторонних туда, к сожалению, не пускают.
За создание «Ракеты» в 1958 году завод «Красное Сормово» получил Большую золотую медаль международного жюри Всемирной промышленной выставки в Брюсселе. Но Ростислав Алексеев, конечно же, не остановился на этом. Невероятно работоспособный, очень требовательный и к себе, и к соратникам, он продолжал работу, выдавая на-гора по одному новому крылатому судну в год: в 1958 году спущен на воду шестиместный разъездной катер «Волга», в 1959 году — озёрный «Метеор», уже вдвое больше «Ракеты», в 1960 — морской теплоход «Комета» и «Спутник», перевозивший до 300(!) пассажиров, в 1961 — морской «Вихрь» на 260 пассажиров, в 1962 — водомётное СПК «Чайка», в 1963 — «Беларусь» для мелких рек, в 1964 — газотурбоход «Буревестник». Параллельно этому велись работы по созданию экранопланов и судов на воздушной динамической подушке — тоже первых в мире, как когда-то «Ракета»… Но это, как говорят, уже совсем другая история…
techmonuments.livejournal.com
«Ракета» на подводных крыльях. | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории
Во всём мире признанно считать советского кораблестроителя Ростислава Евгеньевича Алексеева (18 декабря 1916 — 9 февраля 1980) отцом высокоскоростных транспортных средств на динамической «воздушной подушке», то есть создателем судов на подводных крыльях (СПК), экранопланов и экранолётов.
Высокоскоростные суда на «воздушной подушке» летящий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на небольшой высоте от поверхности воды, земли, снега или льда разрабатывались многими инженерами и конструкторами в разных странах мира. В 1957 году Ростиславу Алексееву удалось создать первый высокоскоростной теплоход «Ракета» на подводных крыльях, обладающих подъёмной силой, поднимающей судно над поверхностью воды. Только через 4 года нечто подобное сделали в США.
Первые речные или морские суда на подводных крыльях (СПК) были спроектированы и построены в 1957 году коллективом Центрального конструкторского бюро завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Свой первый рейс высокоскоростной теплоход «Ракета-1» с 30 пассажирами на борту, совершил 25 августа 1957 года по маршруту Горький – Казань — 420 километра за 7 часов. Профиль подводного крыла изогнут так, что при движении катера в воде он создает суммарную силу, направленную вверх, то есть выталкивающую судно из воды. За счёт уменьшения сопротивления воды, судно могло развивать высокие скорости.
В 1958 г. на заводе «Красное Сормово» был построен катер «Волга», удостоенный Золотой медали на Брюссельской выставке. В 1960 году появился высокоскоростной теплоход «Метеор», а в следующем году — первый морской теплоход на подводных крыльях «Комета».
В 60-х годах прошлого века Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов, насчитывающий более 1000 катеров. Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны мира, в том числе в США, Англию, ФРГ, Францию, Италию.
Серийный выпуск высокоскоростных теплоходов «Ракета» на подводных крыльях (СПК), был налажен в 1959 году на феодосийском судостроительном заводе «Море» в Крыму. С 1959 по 1976 год в Феодосии, на судостроительном заводе «Море» было построено 389 теплоходов «Ракета», в том числе 32 СПК — на экспорт.
Теплоходы «Ракета» на подводных крыльях были очень популярны в Крыму, на Чёрном море, их название стало нарицательным, и означало «скорость и комфорт» для 64 пассажиров. Активный отдых на море обязательно включал круизные рейсы на теплоходе «Ракета» из Евпатории до Ялты, или прогулку вдоль живописных берегов Южного берега Крыма.
Морское путешествие было одним из любимых, хотя и недешёвых видов семейного отдыха в Крыму. Цены билетов на суда такого типа заметно превышали цены на пригородные электрички. Из Евпатории в Севастополь на «Ракете» можно было добраться всего за 2 часа, надышавшись морским воздухом и полюбовавшись морскими пейзажами.
СПК «Ракеты» потребляли чрезвычайно много топлива во время старта и финиша, но в СССР топливо стоило 30 коп/тонна. Со времени распада СССР «Ракеты» стали нерентабельны, особенно, на коротких маршрутах. СПК «Ракеты» потребляли 103 кг/час на крейсерской скорости. Сейчас такого зверя не прокормишь…
«Укрречфлоту» достались все СПК «Ракеты» Крыма, но с 1996 транспортная компания полностью обескрылена. Пассажирский флот передавался Фонду госимущества, а тот распродавал СПК «Ракеты» Крыма и Украины греческим, китайским, вьетнамским, голландским коммерсантам, скупающим по дешевке в Украине огромное количество теплоходов «Ракета». Почему избавлялись от чудо техники? Наверное, потому что чудеса дорого стоят…
У Рыбальского острова в Киеве видели последнюю действующую СПК «Ракету» на закрытой территории. Судно на подводных крыльях «Хвиля» предназначена для служебного пользования чиновниками Министерства транспортаа. Говорят, в этом году СПК «Хвиля» раза 4 плавала в Канев по служебным делам.
В Евпатории планируется наладить морское сообщение теплоходами с помощью «морских трамвайчиков» и «морских такси», а также прогулочных и экскурсионных катеров и восстановлению линии пассажирских катеров между крымскими городами. «В Крыму поставлена задача вернуть на Чёрное море скоростные катера «Метеоры» для перевозки пассажиров из Севастополя в Ялту за 45 минут. Сейчас министерство транспорт рассматривает этот вопрос.
Спущена на воду первая «Комета 120М» на подводных крыльях для Крыма
Статьи по теме:
You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.
www.evpatori.ru
москвички — Путевые заметки речного туриста — LiveJournal
Теплоход на подводных крылья «Ракета» стал символом совесткой эпохи в фотографиях, открытках, документальных фильмах и т.д. Не стала исключением и фотолетопись Москвы советкого периода. На очень многих фотографиях есть обязательная «Ракета» в очередном изгибе Москвы-реки или спрямлении канала имени Москвы. Определенно, крылатое творение Ростислава Алексеева было техническим прорывом своего времени, и спущенный на воду в 1957 году первый теплоход стал родоначальником очень немаленькой серии. В этом посте будем вспоминать «Ракеты» с Московской пропиской по фотографиям разных авторов.Автор фото: yakhindmitriy.
По моим скромным подсчетам в Москве в разные времена работало 20 теплоходов «Ракета». Но это было давно, сегодня их осталось многим меньше, а реально в работе только три теплохода. Итак, в Москве работали вот эти телоходы:
Ракета-2;
Ракета-18;
Ракета-64;
Ракета-78
Ракета-102;
Ракета-109;
Ракета-170;
Ракета-172;
Ракета-182;
Ракета-185;
Ракета-190;
Ракета-191;
Ракета-194;
Ракета-197;
Ракета-211;
Ракета-230;
Ракета-235;
Ракета-244;
Ракета-246;
Ракета-253.
Теперь о каждом из них немного подробнее.
Теплоход «Ракета-2» был построен в 1957 году на заводе «Красное Сормово» в г.Горьком. Свой первый пассажирский рейс «Ракета-2» совершила по маршруту «Северный речной вокзал — Хвойный бор». Это было первое быстроходное судно на подводных крыльях, работавшее на канале имени Москвы. «Ракета-2» работала в составе Московского речного пароходтсва и выполняла рейсы не только из Москвы. Несколько навигаций она отработала на Оке на пассажирских линиях из Рязани. В начале 80-х годов «Ракета-2» была передана на Волгу в Рыбинск. В конце 80-х годов «Ракету-2» списали. Ее планировалось установить на постамент в качестве памятника, но пока суть да дело «Ракету-2» изрядно попортили — побили стекла, а под финал она еще и загорелась. Вместо «Ракеты-2» на постамент водрузили «Ракету-32», а «2-ю» тихо распилили на металл. Несколько фотографий «Ракеты-2»:
Теплоход «Ракета-2»
(Фото из архива журнала «Life»)
Теплоход «Ракета-2» на канале им.Москвы.
Теплоход «Ракета-18» был построен в 1960 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. Ничего особо примечательного в истории второй московской «Ракеты» вроде бы не было. Теплоход отработал 23 навигации, после чего в 1983 году был списан. К этому времени в Москве было уже много более новых теплоходов. После списания была разрезана на металл.
Теплоход «Ракета-18» на канале им.Москвы.
(Фото представлено пользователем Андрюха)
Теплоход «Ракета-18» на канале им.Москвы.
(Архив ОАО «Московский туристический флот», коллекция Г.А.Павлова)
Теплоход «Ракета-18», Северный речной вокзал.
(Фото с сайта Riverfleet.ru)
Теплоход «Ракета-64» был построен в 1962 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. Этот теплоход поработал в Москве эпизодически — может быть одну, может быть несколько навигаций. Он был в составе Московского речного пароходства, но почти всю свою биографию отработал из Рыбинска.Возможно его приход в Москву был приурочен к чему-то, вероятнее всего, теплоход просто сначала работал здесь, а потом был передан в Рыбинск. Факт присутствия «64-й» в Столице имеет несколько фотоподтверждений, как и последующая ее эксплуатация в Рыбинске. С начала 90-х годов «Ракета-64» не эксплуатировалась, а в 1996 году она была списана и распилена на металл в Рыбинске. Фотографии столичной бытности «Ракеты-64»:
Теплоход «Ракета-64» на Химкинском водохранилище.
(Фото из коллекции Станислава Круглова)
Теплоход «Ракета-64» на канале им.Москвы.
(Фото из коллекции Станислава Круглова)
Теплоход «Ракета-64» на канале им.Москвы.
(Фото из коллекции Станислава Круглова)
Теплоход «Ракета-78» был построен в 1962 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. «78-я» также успела отметиться не только в Москве, но и в Горьком, поработав сначала в Московском, а потом в Волжском пароходстве. После 1973 года она уже точно бегала от Горького по Оке до Дзержинска и Касимова, вероятно до этого она как раз и трудилась в Москве. Теплоход был списан после 1984 года, благо флот тогда постоянно обновлялся. Нас же интересуют фотографии московского периода работы «Ракеты-78»:
Теплоход «Ракета-78» на канале им.Москвы.
(Фото с сайта Riverfleet.ru)
Теплоход «Ракета-78» на канале им.Москвы.
(Фото с сайта tsushima.su, пользователь — впередсмотрящий)
Теплоход «Ракета-78» на канале им.Москвы.
(Фото с Форума речных путешественников, А.Сергей И.)
Теплоход «Ракета-102» был построен в 1964 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. Теплоход работал в составе Московского пароходства и базировался на базе флота в Хлебниково. Изначально «102-я» была обычным рейсовым вариантом «Ракеты» и работала на пассажирских маршрутах в Москве. В начале 2000-х годов она была переделана в банкетный вариант с пассажировместимостью 35 человек (при изначальной вместимости в 64 пассажира). В России все приключения традиционно начинаются по-пьяни, также получилось и с «Ракетой-102». 31 августа 2007 года вечером пьяный моторист вывел теплоход из Хлебниково и повел его в сторону Москвы.Набрав скорость, он не справился с управлением, и на 57 километре канала имени Москвы (в районе г.Долгопрудный) «Ракета-102» на полном ходу вылетела на откос канала. Теплоход получил повреждения крыльевой системы и вала гребного винта. В тот же день пострадавшую «Ракету» удалось снять с мели и отбуксировать на базу. Навигацию 2008 года теплоход отработал, но вот уже три года она стоит на стапеле без работы, постепенно отдавая свои запчасти еще работающим «Ракетам». Будущее «Ракеты-102» весьма туманно.
Теплоход «Ракета-102» на Северном речном вокзале.
(Фото с сайта fleetphoto.ru, пользователь — И.Панфилова)
Теплоход «Ракета-102» на канале им.Москвы.
(Фото с Форума речных путешественников, masha2411)
Теплоход «Ракета-102» на Северном речном вокзале.
(Фото с сайта fleetphoto.ru, пользователь — TOXA)
Теплоход «Ракета-102» на слипе в Нагатино.
(Фото из коллекции Станислава Круглова)
Теплоход «Ракета-109» был построен в 1965 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. Теплоход был распределен в Московское пароходство и до 1983 года точно эксплуатировался в Москве. «Ракета-109» в 70-е годы была частой гостьей на рейсах в центре Москвы. После 1983 года теплоход был передан в Рыбинск на замену «Ракете-2». В начале 90-х годов теплоход был выведен из эксплуатации. В 1998-1999 годах распилен на металл. Фотографии «Ракеты-109» в Москве:
Теплоход «Ракета-109» на Москве-реке. 1977 год.
(Фото: Владимир Розовский)
Теплоход «Ракета-109» на Химкинском водохранлищие.
(автор неизвестен)
Теплоход «Ракета-109» на Москве-реке*.
(Фото с Форума речных путешественников, пользователь — Андрюха)
* По ряду признаков Форумчане опознали в теплоходе именно «Ракету-109»
Теплоход «Ракета-170» был построен в 1968 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. «170-я» работала в Московском пароходстве на пригородных рейсах от Северного речного вокзала. Этот теплоход визуально отличали от других синие «усы» на скулах. «Ракета-170» отметилась в 1978 году в транспортном проившествии, когда столкнулась на канале имени Москвы с «Ракетой-190». Но, в те годы теплоходы не принято было незамедлительно разделывать на металл и обе «Ракеты» были восстановлены и продолжили свою работу. Последняя навигация у «170-й» была в 1994 году, после чего теплоход был списан и продан. «Ракета-170» была установлена на постамент в качестве берегового кафе в пансионате «Солнечный городок» в Подмосковье.
Теплоход «Ракета-170» на канале им.Москвы.
(Автор: Эдуард)
Теплоход «Ракета-170» на Химкинском водохранилище.
(автор неизвестен)
Повреждения теплохода «Ракета-170» после аварии 26.07.1978 года.
(Фото с Форума речных путешественников, пользователь — Андрюха)
Теплоход «Ракета-170» в пансионате «Солнечный Городок».
(Автор: Мария Романова)
Теплоход «Ракета-170» в пансионате «Солнечный Городок».
(Автор: Мария Романова)
Теплоход «Ракета-172» был построен в 1968 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. Теплоход поступил в Московское пароходство. Как и у своей ровесницы «Ракеты-170», у «Ракеты-172» усилиями ее экипажа тоже появился опознавательный знак — большая звезда на носу. «172-я» также работала на пригородных линиях от Северного речного вокзала. Работала вполне себе благополучно и ничем особенным среди своих сестер не выделялась. В 1991 году осенью, когда капитан перегонял «Ракету» в затон, произошло столкновение теплохода с баржей. У «Ракеты-172» были сильные повреждения крыльевого устройства, однако капитану удалось довести свой теплоход до затона, где позднее «172-ю» подняли на слип. После серьезных повреждений восстанавливать «Ракету» не стали. Она два года простояла на слипе, после чего в 1994 году была распилена на металл.
Теплоход «Ракета-172» на канале им.Москвы.
(Автор: Андрюха)
Теплоход «Ракета-172» на Химкинском водохранилище.
(из к/ф «Гонки по вертикали»)
Теплоход «Ракета-172» на Химкинском водохранилище.
(из к/ф «Гонки по вертикали»)
Теплоход «Ракета-172» (ближняя) на слипе в Хлебниково.
(Автор фото: Рогожин Андрей)
Теплоход «Ракета-182» был построен в 1969 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. В том же году поступил в Московское речное пароходство, был приписан к Москве. «182-я» работала на пригородных рейсах из Москвы. После навигации 1992 года «Ракета-182» была выведена из эксплуатации, а уже в 1993 году была распилена на металл.
Теплоход «Ракета-182» (ближняя) и «Ракета-235» у причала Северного речного вокзала.
(из к/ф «Гонки по вертикали»)
Теплоход «Ракета-182» (ближняя) и «Ракета-235» у причала Северного речного вокзала.
(из к/ф «Гонки по вертикали»)
Теплоход «Ракета-182» на Химкинском водохранилище.
(автор неизвестен)
Теплоход «Ракета-182».
(Скан с буклета)
Теплоход «Ракета-185» был построен в 1969 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. «185-я» также поступила в Московское пароходство. «Ракета-185» в основном работала на маршрутах в центре Москвы. В начале 2000-х, когда «Ракет» уже было мало, а маршруты в центре стали грузиться хуже, «185-ю» перевели на рейсы от Северного речного вокзала. Она отработала навигацию 2006 года и осталась на слипе в затоне в Нагатино. Тогда казалось, что одна из самых старых линейных ракет Москвы уже не будет спущена на воду. Но, в 2009 году, пройдя ремонт, «Ракета-185» вернулась к работе. И сегодня теплоход находится в эксплуатации.
Теплоход «Ракета-185» на Москве-реке.
(Скан с открытки, Андрюха)
Теплоход «Ракета-185» на Москве-реке, 1980-е годы.
(Фото с Форума речных путешественников, Сергей Мамонов)
Теплоход «Ракета-185» у причала «Аксаково».
(Автор фото: Андрюха)
Теплоход «Ракета-185» на канале им.Москвы.
(Автор фото: Михаил Виноградов)
Теплоход «Ракета-185» на канале им.Москвы.
(Автор фото: yakhindmitriy)
Теплоход «Ракета-190» был построен в 1969 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. Вероятнее всего «190-я» очень не любила фотографироваться, ее фотографий я не нашел никаких вообще. Но я очень хорошо помню этот теплоход. «Ракета-190» вместе со своей сестрой «Ракетой-170» в далеком 1978 году «отметились» в транспортном происшествии. Увы, но это единственное документальное напоминанеи о теплоходе, которым я располагаю. «Ракета-190» проработала до навигации 1994 года, а в 1995 году была списана и распилена на металл.
Описание транспортного происшествия 26.07.1978 года:
Теплоход «Ракета-191» был построен в 1969 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. «191-я» работала на пригородных линиях от Северного речного вокзала. Она благополучно пережила 90-е годы, когда половина ее сестер перестала существовать. Ее карьера завершилась в 25 августа 2002 года, когда на Химкинском водохранилище «Ракета-191» столкнулась с теплоходом «Акакдемик Якутин». «Ракета» получила серьезные повреждения корпуса и навсегда осталась стоять на слипе в Нагатино. Вместо нее номер «191» получила «Ракета-244», которая к тому моменту уже несколько лет стояла на холодном отстое. Настоящая же «Ракета-191» стала донором запчастей. После аварии в 2010 году «Ракеты-246» у «191-й» была демонтирована носовая часть и установлена на «Ракету-246». Подробнее об аварии «Ракеты-191» я уже писал ранее. Вот фотографии настоящей «Ракеты-191».
Теплоход «Ракета-191» на канале им.Москвы, 1980-е годы.
(Фото с Форума речных путешественников, Андрюха)
Теплоход «Ракета-191» на канале им.Москвы.
(Автор: Рогожин Андрей)
Теплоход «Ракета-191» на канале им.Москвы.
(Автор: Nik Stepanov)
Теплоход «Ракета-191» в шлюзе №7 канала им.Москвы, 1998 год.
(Автор: Павел Громов)
Теплоход «Ракета-191» на канале им.Москвы.
(Автор: yakhindmitriy)
Теплоход «Ракета-191» на слипе в затоне в Нагатино.
(Автор: Станислав Круглов)
Теплоход «Ракета-194» был построен в 1969 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. «194-я» работала на пригородных рейсах из Москвы. В своей биографии «Ракете-194» удалось поучаствовать в съемках фильма «Приключения Травки». Собственно благодаря этому и можно найти кадры с этим теплоходом. К 1995 году «Ракета-194» была выведена из эксплуатации и распилена на металл. Вот те немногие фотографии «194-й», которые есть:
Теплоход «Ракета-194» на канале им.Москвы, 1976 год.
(Автор: Владимир Розовский)
Теплоход «Ракета-194».
(к/ф «Приключения Травки»)
Теплоход «Ракета-194» (ближняя).
(к/ф «Приключения Травки»)
Теплоход «Ракета-197» был построен в 1965 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. У «197-й» более интересная биография и география. Построенная в 1965 году эта «Ракета» была отправлена Германию, где работала на междугородних линиях. В начале 70-х годов»Ракета» была возвращена в СССР и получила свой номер. После этого «197-я» была передана в Московское пароходство и начала свою работу в Столице. «Ракета-197» работала на линиях в центре Москвы и только потом перебралася на Северный речной вокзал. Перебралась ненадолго — отработав навигацию 2005 года, «Ракета-197» была поставлена на слип в Нагатино и больше никогда не спускалась на воду. Теплоход находится на холодном отстое, его переспективы не понятны, хотя есть мнение, что «Ракета-197» полностью комплектна и может легко быть введена в эксплуатацию.
Теплоход «Ракета-197» на Москве-реке.
(Скан с открытки)
Теплоход «Ракета-197» на канале им.Москвы, 2005 год.
(Автор: Андрюха)
Теплоход «Ракета-197» у пристани «Водники».
(Автор: Станислав Круглов)
Теплоход «Ракета-197» (ближняя) и «Ракета-235» на слипе в Нагатино.
(Автор: ТОХА)
Теплоход «Ракета-211» был построен в 1972 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. В том же году поступил в Московское речное пароходство, был приписан к Москве. «Ракета-211» работала на пригородных рейсах из Москвы. Ничего особо примечательного в ее биографии не было. Точно не известно какая навигация была у «211-й» последней. Потом несколько лет она стояла на слипе и в 2003 году была распилена на металл.
Теплоход «Ракета-211» на канале им.Москвы у Хлебниковского завода, 1986 год.
(Автор: Валерий Березин)
Теплоход «Ракета-230» был построен в 1972 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. В том же году поступил в Московское речное пароходство, был приписан к Москве. «230-я» тоже не отличалась любовью к фотографированию и мне удалось найти только один кадр с ее зимовки. «Ракета-230» была списана в 1991 году, а в 1995 году распилена на металл.
Теплоход «Ракета-230» на слипе в Хлебниково.
(Автор: Рогожин Андрей)
Теплоход «Ракета-235» был построен в 1972 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. В Москве «235-я» работала на пригородных рейсах от Северного речного вокзала. Ей провезло проработать в 90-е годы. Ее судьба решилась в 2004 году, когда «Ракета-235» была выведена из эксплуатации. С тех пор вот уже девять лет она стоит на слипе, постепенно отдавая свои запчасти своим более счастливым коллегам. Удастся ли «235-й» снова выйти в рейс? Вряд ли.
Теплоход «Ракета-235» на канале им.Москвы.
(Фото с Форума речных путешественников, Андрюха)
Теплоход «Ракета-235» на канале им.Москвы у Хлебниковского завода.
(Фото с Форума речных путешественников, Речник77)
Теплоход «Ракета-235» на канале им.Москвы.
(Фото с Форума речных путешественников, Андрюха)
Теплоход «Ракета-235» у Северного речного вокзала.
(Фото с Форума речных путешественников, Андрюха)
Теплоход «Ракета-235» на слипе в Нагатино.
(Автор: ТОХА)
Теплоход «Ракета-244» был построен в 1973 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. Поступила в Московское пароходство, работала на пригородных линиях. Работала также как все, ничем не выделяясь. Также как почти все в середени-конце 90-х осталась без работы и была поставлена на холодный отстой. Несчастье одной из «Ракет» обернулось большой удачей для другой. В конце августа 2002 года «Ракета-191» была повреждена после столкновения, эксплуатация теплохода стала невозможной. Взамен «191-й» нужно было выводить другой теплоход. Тут и наступил звезный час для «244-й» — состояние ее было вполне сносное. Единственный нюанс: за много лет саму «Ракету-244» сохранить худо-бедно удалось, а вот документы на нее пропали все как есть. Было принято судьбоносное решение и «Ракета-244» стала «Ракетой-191». На нее навесили «новые номера», а для пущей убедительности даже перебили номера. И «244-я» в новом обичье стала второй «Ракетой-191».
Теплоход «Ракета-244» на Химкинском водохранилище (спряталась за спинами отдыхающих).
(Фото с Форума речных путешественников, Андр)
Теплоход «Ракета-244» и ее капитан А.В.Козлов.
(Фото с Форума речных путешественников, Андр)
Теплоход «Ракета-244» на слипе в Нагатино.
(Автор: Станислав Круглов)
Теплоход «Ракета-244/191» на Северном речном вокзале.
(Автор фото: yakhindmitriy)
Теплоход «Ракета-244/191» на канале им.Москвы.
(Автор фото: yakhindmitriy)
Теплоход «Ракета-244/191» на Северном речном вокзале.
(Автор фото: yakhindmitriy)
Теплоход «Ракета-246» был построен в 1973 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. «246-я» благополучно пережила 90-е, потом «нулевые» из года в год стабильно выходя в навигацию. Она успела многократно перекраситься, поработать на самых разных рейсах, но продолжала работать. В 2010-м году «Ракета-246» поучаствовала в небольшом происшествии — теплоход врезался в причал и повредил носовую часть. Чтобы восстановить «246-ю», на нее была установлена носовая часть с «Ракеты-191». Невеселые новости приши в этом году — на навигацию 2013 года «Ракета-246» выведена из эксплуатации. Пока разговоры идут, что только на этот год. Будем надеяться, что так оно и будет. Для большинства «крылатых» фраза о выводе из эксплуатации не сулит ничего хорошего.
Теплоход «Ракета-246» на канале им.Москвы.
(Автор фото: yakhindmitriy)
Теплоход «Ракета-246» на канале им.Москвы, 2006.
(Автор фото: Андрюха)
Теплоход «Ракета-246» на Москве-реке, 2007.
(Автор фото: Андрюха)
Теплоход «Ракета-246» на Москве-реке, 2008.
(Фото с www.fleetphoto.ru, автор: А.Ф.)
Теплоход «Ракета-246» на Клязьминском водохранлище, 2011 год.
(Автор фото: Ponch)
Теплоход «Ракета-253» был построен в 1974 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. «253-я» была самой новой «крылатой москвичкой». Пароходство было укомплектовано скоростными судами и после этой «Ракеты» в Москву уже не поступали. «Самая молодая столичная «Ракета» и просуществовала не очень долго. В 1997 году теплоход получил серьезные повреждения при столкновении с причалом «Солнечная поляна» (была оторвана стойка крыла). В том же 1997 году «Ракета-253» была распилена на металл. Надо сказать, что и эта «Ракета» не очень любила фотографироваться. В сети нашел только вот такое фото.
«Ракета-253» у пристани «Водники».
(Автор неизвестен)
==================
PS. В годы беззаботного детства меня часто отправляли летом к бабушке с дедом. Жили они на улице Свободы с зубодробительным видом с балкона на Северный речной вокзал. И вот целыми днями летом я просиживал на балконе с подзорной трубой, наверное оттуда появилась моя увлеченность флотом. Теплоходов тогда было больше, но особенно интересно было наблюдать за стаей «Ракет». Они тогда ходили как автобусы, каждые 10 минут еще один теплоход отправлялся в рейс, а на причалах всегда ждал народ. А каждые выходные мы на пароме от «Захарково» ездили на Речной вокзал, там грузились обязательно на рейс до «Речки Черной», потому что он был самым дальним и самым долгим, и ехали на «Ракете» туда-обратно. И это был кайф, скажу я Вам. Мне тогда, конечно, было не до фотографирования, а зря. Теперь и «Ракет» осталось только три (считай две) и их фотографий не сыскать. Уходит в прошлое крылатый символ эпохи некогда мощного судостроения, и было бы очень здорово сохранить то немногое, что осталось несмотря на сложности и экономическую обоснованность. Очень хотелось бы еще показать сыну эти самые-самые красивые корабли.
PS#2. Если у кого-нибудь из читателей есть фотографии ракет из этого списка, кроме ныне здравствующих, очень прошу поделиться. Эти снимки скорее всего уникальны.
alexvess.livejournal.com
Катер «Ракета» — уникальная разработка советских инженеров! » MixMovie Сайт хорошего настроения
Рожденные в СССР прекрасно помнят стремительный силуэт этих красивых и очень функциональных судов. «Ракеты» были очень популярны в Стране Советов — одна из многих действительно удачных находок талантливых инженеров. Сейчас же увидеть этот уникальный катер на подводных крыльях можно только за границей. Жаль, конечно, ведь прогулка на «Ракете» могла бы стать отличным началом лета.
Обтекаемые пассажирские катера были оснащены подводными крыльями. Корпус «Ракеты» поднимался над уровнем воды, что значительно снижало лобовое сопротивление. Это позволяло судну развивать внушительные (даже по современным меркам) 150 км/ч.
Концепцию подводного крыла придумал советский изобретатель Ростислав Алексеев. Под его патронажем с верфей Советского Союза сошло почти три тысячи судов. Модификации оригинального катера получали названия, вдохновленные советской космической эрой: «Спутник», «Комета», «Метеор» и десятки других.
Экономический крах СССР поставил крест и на этом, и на многих других перспективных проектах. Уникальные суда вывели из эксплуатации и отправили ржаветь на кладбищах забытых кораблей. Одно из таких «захоронений» расположено недалеко от Перми, в лесу.
Некоторую часть «Ракет» все-таки спасли. Страна Советов поставляла эти катера во Вьетнам под маркировкой Voshkod. Они до сих пор ходят по ежедневному маршруту между островом Кат Ба и городом Хайфон.
Другие же скользят по рекам Канады, Греции, Югославии, Нидерландов, Таиланда и Турции. А для большинства россиян корабль на подводных крыльях остался лишь счастливым воспоминанием из далекого детства — «Ракеты» активно использовались на курортах СССР.
mixmovie.ru
Надувные лодки ПВХ Ракета. Лодки с надувным дном низкого давления (НДНД)
Полностью надувные лодки с дном низкого давления (НДНД) имеют ряд серьезных преимуществ перед своими пайольными собратьями. И если 10 лет назад НДНД было диковинкой, то сегодня массовая миграция водномоторников на полностью надувные конструкции очевидна. Преимущества понятны: легкий вес, быстрая сборка, комфорт, безопасность, мореходность и отличные показатели с моторами даже малой мощности.
Серия лодок «Эгоист»
Данная серия построена на базе старших моделей, но с прицелом под использование под малой загрузкой (преимущественно в одного). Минимальный вес и компактность в сборке сочетаются со «взрослыми» характеристиками, такими как большие баллоны, вместительный кокпит, плотная ткань ПВХ.
|
|
«Л»-серия с плоским (тоннельным) дном
Ракеты Л-серии обладают минимально возможным весом и сверх-компактными габаритами в упакованном состоянии. Предназначены для спокойной погоды. Отлично подходят для мелководья (благодаря минимальной осадке). Демонстрируют отличный ход под моторами минимальной мощности.
|
|
|
|
|
|
«С»-серия с килевым дном
Умеренный профиль килевого днища позволил создать мореходную лодку для открытых водоемов, сохранившую в себе все основные бонусы Л-серии: малый вес, компактность в собранном виде, остойчивость, отличный ход и комфортное размещение в кокпите.
|
|
|
|
Преимущества лодок «Ракета»
- Надувное дно с прошитыми перегородками
В наших лодках используется надувное дно низкого давления (НДНД), обладающее уникальной конструкцией и повышенной надежностью. Перегородки прошиты специальной нитью (пр-во Германия), применяемой также при создании парашютных строп и сверхнадежных швов космических скафандров. Это гарантирует качество, прочность и, фактически, «неубиваемость». Надувное дно обеспечивает совершенно иной уровень комфорта, нежели стандартные пайолы. С таким дном вы забудете о зубодробительных переходах по мелкой волне, отбивающих спину и ноги. На дне можно сидеть, стоять, лежать — это открывает новые возможности по размещению пассажиров, повышает обитаемость. При желании, можно установить тент и ночевать в лодке. Быстрая сборка, легкий вес, комфортная эксплуатация, повышенные мореходные качества — это еще не все преимущества НДНД. Лодка с надувным дном безопаснее своих пайольных собратьев, так как оно придает общей конструкции лодки необходимую динамику при ударе волны. Когда пайолы «выбивает», лодка с НДНД «пружинит» и без проблем идет дальше. Дополнительный объем воздуха повышает плавучесть судна. - Легкость и компактность
Лодки «Ракета» — самые легкие и компактные в сборке в своем классе. Посмотрите фотографии лодок в багажниках автомобилей наших клиентов и убедитесь сами! - Отличный ход под моторами малой мощности
Лодки «Ракета» показывают замечательный результаты с моторами 5-10 л.с., гарантируя вам комфорт и минимальный вес комплекта! - Богатый выбор доп. оборудования
Другая положительная сторона собственного сервиса — это возможность для разработки и испытания собственных моделей доп. оборудования. Весь спектр опций заточен, подогнан и обкатан на наших лодках, т.е. идеально подходит для них. Большинство позиций доп. опций, представленных на этом сайте — нашей собственной разработки и производства.
raketa-boats.ru
Ракетный катер — это… Что такое Ракетный катер?
Ракетный катер проекта 205 (СССР, начало 1960-х). Ракеты в ангарахРакетный катер — класс быстроходного, маломерного боевого корабля, основным оружием которого является ракета.
История развития
По разным источникам, первой страной занявшейся проектированием и постройкой ракетных катеров был СССР. Официально первый ракетный катер был принят на вооружение в 1960 году. Это были маневренные, скоростные катера 183Р «Комар». Он был вооружён 2 ракетами. Следующим стал проект 205 («Osa» по классификации НАТО), оснащённый уже 4 ракетами П-15.
Второй страной, которая обзавелась собственными ракетными катерами, был Израиль, за основу был положен проект немецкого торпедного катера типа «Ягуар», строились катера во Франции, ракетное вооружение было израильской разработки. Это были катера типа Саар, они вступили в строй в 1967—1968 году.
Первое боевое применение
21 октября 1967 года израильский эсминец «Эйлат» водоизмещением 1710 тонн был потоплен тремя ракетами П-15, выпущенными с египетских ракетных катеров типа «Комар» по личному приказу президента Насера в ответ на уничтожение двух торпедных катеров израильским эсминцем и двумя торпедными катерами тремя месяцами ранее. Это был первый случай боевого применения противокорабельных ракет, выпущенных с ракетного катера.[1] Он показал, что ракетные катера являются действенным оружием современной войны, и подстегнул другие страны к созданию собственных ракетных катеров и противокорабельных ракет.
Конструкция
Катер пр. 205У (1982). Хорошо видны контейнеры ракетПервоначально ракетные катера представляли собой переоборудованные торпедные. Способ «снять торпеды — поставить ракеты» был общим при строительстве всех типов. Однако по мере эксплуатации оформились новые требования.
- Основное оружие — ракета — стало чувствительнее к условиям содержания и применения. Поэтому пришлось создавать пусковые установки специально для корабельных условий. Например, катер пр. 183Р нес ракеты в ангарах.[2] Проект 205/205У в ходе модификации сменил ангары на контейнеры, обеспечивающие ракетам приемлемый климат. Понадобились и системы контроля за климатом. Соответственно, пусковые становились тяжелее и больше.
- При старте ракеты образуются реактивные газы. Потребовались их отвод и защита экипажа и основных систем. Изменилась конструкция надстройки и участков палубы.
- Дальность действия ракет означает, что пуски производятся в основном за пределами визуального обнаружения. Обязательной стала установка радаров обнаружения и управления оружием.
Новые проекты ракетных катеров стали использовать системный подход, рассматривая катер и оружие как взаимосвязанные части одного целого. Возросло водоизмещение и удельный вес вспомогательных механизмов, обеспечивающих электронику. Дальнейшим развитием класса стали ракетные корветы (например, израильский «Саар 5»), а в СССР/России малые ракетные корабли (проекты 1234, 1240, 1241 и пр.) [3]
Тактика
Первое же боевое применение показало, что новое оружие радикально изменило тактику и взгляды на его использование на море. Было положено начало новому направлению тактической мысли, перенесенному затем и в другие рода сил: понятие морского боя потеряло традиционный смысл, присущий ему с зарождения войны на море.
Поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника. [4]
Например, все тот же «Эйлат» был потоплен катерами, даже не покидавшими гавань Александрии. [2]
Соответственно, столкновения примерно равных по возможностям противников (таких, как ракетные катера или корабли) стали тоже не характерны. В тех случаях, когда они происходили, преимущество имела сторона, первой установившая контакт и производившая залп.
Типичны стали столкновения между разнородными силами: катерами и транспортами, авиацией и катерами, и т. д. Косвенным признанием высокой ударной мощи ракетных катеров является факт, что многие флота создали специальные программы [5] и даже рода сил для борьбы с ними. Например, в советском/российском ВМФ Балтийский и Черноморский флота имеют штурмовую авиацию.
С появлением средств радиоэлектронного противодействия (РЭП) в тактику вносились изменения с учетом их эффективности. Катера западной постройки (Германия, Израиль и т. д.) полагаясь на превосходство своих средств РЭП, допускают не только упреждающий, но и ответный удар. Так, бой у Латакии показал, что подобная тактика оправдана, пока меры РЭП эффективны.
Тактика ракетных катеров, разработанная в СССР, делает упор на внезапность и массирование сил. Расчет строится на насыщение противоракетной обороны противника целями сверх ее возможностей эффективно их отразить.
В типичном сценарии катера и малые ракетные корабли (МРК) атакуют прибрежный конвой силами до бригады. На стадии сближения бригада в строю параллельных колонн по дивизионам движется вдоль берега или в шхерах, используя маскировку. Строй выбирается так, чтобы единицы (как правило МРК), имеющие ракеты наибольшей дальности, были в дальней от противника колонне. По сигналу командира бригады, колонны выполняют поворот «все вдруг» на противника, и строем параллельных фронтов на предельной скорости сближаются на дальность пуска. Пуск производится залпами, с расчётом прихода всех ракет к цели одновременно.[6]
Развитие
Современные ракетные катера сохраняют небольшое водоизмещение (100—500 т) и высокую скорость (30-50 уз). Типичное вооружение — 4 контейнера противокорабельных ракет и малокалиберная артиллерия (20-40 мм). Как правило, реализован динамический принцип поддержания — катера строятся глиссирующие, или на подводных крыльях, реже на воздушной подушке или экранном эффекте.
Однако есть и тенденция к росту водоизмещения, усилению вооружения и средств защиты. Встречаются образцы, пограничные с корветами, или малыми ракетными кораблями, например израильский тип «Саар 5». Другая тенденция идет от стремления сэкономить на содержании и эксплуатации — ракетное оружие частично или полностью снимается для хранения на берегу, катера переоборудуются для патрульной/охранной службы.
По этим причинам в западной классификации катера и корветы часто объединяют в общий класс: легких ударных сил (англ. Fast Attack Craft, FAC).
Типичные представители
Катер типа «Хец» (ивр. חץ)Израиль: катера характерны большим числом ракет.
Катера типа «Хец» (Саар 4,5) имеют:
Водоизмещение 488 т, Размеры 61,7 x 7,62 x 2,76 м, скорость 30 уз, четырехвальная дизельная ДУ, мощностью 16 376 л.с., экипаж 50 чел., вооружение 4 ракеты «Гарпун», 6 «Габриэль-III», ЗРК «Барак» (вертикальная ПУ на 32 ракеты), 1 76-мм универсальная артустановка OTO, 1 20-мм зенитную артустановку «Фаланкс», 2 20-мм зенитных автомата, 4 12,7-мм пулемета.
Катер типа 143 нем. Habicht (P-6119)Германия Катера типа 143:
Водоизмещение 390 т, размеры 57,6 x 7,76 x 2,56 м, скорость 32 уз, четырехвальная дизельная ДУ, мощностью 16 000 л.с., экипаж 34 чел., вооружение 4 ракеты «Экзосет» MM38, 1 76-мм универсальная артустановка OTO, 1 ракетный комплекс самообороны RAM (21 ракета).
Катер типа Спика-II швед. VästervikШвеция Катера типа «Спика-II» (швед. Spica-II):
Водоизмещение 230 т, размеры 43,6 x 7,1 x 1,6 м, скорость 40 уз, трехвальная газотурбинная ДУ, мощностью 12 900 л.с., экипаж 27 чел., вооружение 4 ракеты RBS-15, 1 57-мм/70 универсальная артустановка, 2 533-мм (21″) однотрубных торпедных аппарата. Предусмотрено быстрое переоборудование в вариант с 8 ракетами, или с 4 ТА, или в патрульный без ракет, или в минный заградитель (30 мин).
Россия
Катера проекта 205:
Водоизмещение 205 тонн, размеры 38,6 x 7,6 x 2,6 м, скорость 35 уз, трехвальная дизельная ДУ, мощностью 8 000 л.с., экипаж 26 чел., вооружение 4 ракеты П-15, 2 30-мм спаренные ЗАУ АК-230.
Основными тенденциями развития ракетных катеров являются:
- Системный подход, где главным элементом остается оружие. Катер строится вокруг ракеты. Предусматриваются возможности перехода на новые образцы ракет, когда те станут доступны.
- Широкое применение активных и пассивных средств РЭП.
- Поиск путей повышения скорости, в том числе новых принципов поддержания. Например, советский/российский катер на подводных крыльях проекта 1240, или американский типа «Пегас», или норвежский катер на воздушной подушке «Скьольд».
- Создание специальных серий, предназначенных на экспорт — с учетом снижения стоимости, и использования в локальных конфликтах.
Распространение
Большая ударная мощь при скромной стоимости сделала ракетные катера крайне привлекательными, особенно для небольших флотов. К 2008 году их, или ракетные корветы, имели 69 стран мира, в том числе все ближневосточные. Причем 19 из этих стран имеют по 10 или менее боевых кораблей, включая катера. Точное число катеров подсчитать трудно, как из-за их частого переоборудования, так и из-за особенностей национальной классификации. Оно колеблется в пределах 450÷520 единиц.[7][8]
Однако большинство кораблей импортные, и строятся всего в нескольких странах: Израиль, Германия, Россия, Швеция, Китай, Италия, Великобритания. Или же, эти страны выдают лицензии на строительство своих проектов на местах. Особое положение занимает Япония, строящая усовершенствованные версии итальянских катеров типа «Спарвьеро».
США, по внутриполитическим соображениям, ограничили свою программу ракетных катеров 6 единицами типа «Пегас»,[9][10] но и они с 1993 г находятся в резерве.[11]
См. также
Примечания
- ↑ Боевые корабли Израиля
- ↑ 1 2 Jane’s War at Sea: 1897—1997. By Bernard Ireland and Eric Grove, Harper Collins, 1997, p. 230.
- ↑ Sea Warfare. Chris Bishop, ed. Orbis publishing Ltd., 1999, pp. 18-26, 31-34.
- ↑ Горшков, С. Г. Морская мощь государства. М., Воениздат, 1972.
- ↑ Hiddensee: A Soviet corvette serving the U.S. Navy. [1]
- ↑ Sea warfare…, p.31.
- ↑ Global Security [2]
- ↑ World Navies Today [3]
- ↑ The PHM 1 PEGASUS — class [4]
- ↑ LOGISTICAL ANALYSIS OF THE LITTORAL COMBAT SHIP, by David D. Rudko. US Navy. Naval Postgraduate Research school. Thesis. March 2003, p.18.[5]
- ↑ Официальный сайт ВМС США [6]
Ссылки
dic.academic.ru